Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Особенности развития самооценки и уровня притязаний подростков

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3299176

500 руб.

Просмотров
920
Размер файла
440 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских
возрастов, представляющий собой период становления личности.
В настоящее время исследования самооценки и уровня притязаний
продолжают оставаться актуальными для психолого-педагогической теории и
практики. Именно подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех
детских возрастов, представляет собой период становления личности.
Важнейшим новообразованием подросткового возраста является становление
нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся
стремлением понять себя, свои возможности и особенности. С эти связаны
резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки и уровня
притязаний.
Адекватная самооценка и уровень притязаний подростков позволяют
быстро, безболезненно наладить контакты с представителями
противоположного пола, друзьями, влияют на формирование уверенности в
себе, жизнерадостности, проявление индивидуальности. Неадекватные
самооценка и уровень притязаний создают устойчивую тревожность и
изоляцию, вследствие этого у подростка возникают трудности в общении со
сверстниками и взрослыми.
Проблема изучения личностных особенностей, способствующих
успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание
и актуальность для подростков. Так, с одной стороны, формирование
собственной активной и ответственной позиции является для подростка
важнейшей задачей возраста, а с другой – за ним еще закреплен социальный
статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности
Актуальность исследования. Самооценке и ее развитию у человека в
психологии посвящено значительное число работ. На сегодняшний день
изучение самооценки сфокусировано, в большой степени, на изучении её
уровня. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки.

Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию
поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие,
формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится
задача повышения уровня притязаний личности: если личность невысоко
оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере
уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут
привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми
эмоциональными срывами и конфликтами.
Объект:  самооценка и уровень притязаний.
Предмет: взаимосвязь самооценки и уровня притязаний подростков.
Целью данной работы является выявление соотношения самооценки и
уровня притязаний подростков.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности подросткового возраста.
2. Проанализировать особенности развития самооценки.
3. Выявить особенности развития уровня притязаний.

1. Теоретические основы изучения особенностей подростка, его
самооценки
1.1 Психологические особенности подросткового возраста

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими
изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они
касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со
взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных
процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от
детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и
превращаться в организм взрослого человека. На современном этапе границы
подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних
классах от 11–12 лет до 15–16 лет. Но надо отметить, что основным критерием
для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-
физиологические изменения в организме. Центр физической и духовной жизни
ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников
и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных,
чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий
диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного
общения на жизненно важные темы.
Происходит формирование системы личностных ценностей, которые
определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения,
избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.
Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них
возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс
профессионального самоопределения. Однако эта положительная возрастная
тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более
позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается
стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое

желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток
иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя
соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время
он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Чувство взрослости
– центральное и специфическое новообразование этого возраста
(Л.С. Выготский). Приобрести качества взрослости стремятся все без
исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей,
подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление
подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые
начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и
требовательно.
Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее
стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создаст совершенно
новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического
развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений
подростка с окружающими людьми и с самим собой.
В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в
развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает
обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного
самосовершенствования ребенка.
В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и
развития самосознания ребенка. Совершенствование самосознания в
подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к
собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков складывается
из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого
усилия, направленного на саморазвитие.
В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься
саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для
подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, – юноши

и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в
делах, требующих проявления воли.
Весьма распространенным среди современных подростков способом
развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта,
связанными с большой физической нагрузкой и риском. Общая логика развития
всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения
управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие
нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких
результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и
совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток
просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто
обладает этими качествами (10–11 лет). Затем подросток заявляет о желании
иметь такие качества у себя (11–12 лет) и, наконец, приступает к их
самовоспитанию (12–13 лет). Наиболее активным периодом волевого
самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.
В подростковом возрасте происходят существенные процессы, связанные
с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и
навыков, нужных деловых качеств личности. Поэтому детей данного возраста
отличает повышенная познавательная и творческая активность. Это
стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной
программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем,
что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем
самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей,
которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие подростки сами
стараются овладеть различными профессиональными умениями.
Выбор будущей профессии способствует появлению новых мотивов
учения, связанных с расширением знаний. Учение дополняется
самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания,
умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка
окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и

подражания им. Это становится возможным благодаря проявлениям волевого
усилия.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все
без исключения познавательные процессы.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка
формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со
сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть
принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга,
кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее,
доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие
самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным
коллективом.
Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для
подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень
чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт
коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности,
а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей
формирования личности подростка.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования
организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих
других полезных личностных качеств, связанных с проявлениям эмоционально
– волевой сферы. Эти личностные качества могут развиваться практически во
всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть
организованы на групповой основе: учение, труд, игра.
Большие возможности для ускоренного развития деловых качеств детей-
подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на
равных правах со взрослыми людьми. Это могут быть школьные дела, участие
в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п. Важно,
чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум
самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые

проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости,
практической сметки.
Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в
себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь
уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу
тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. В этом возрасте
возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и
использовать имеющиеся возможности
В этом возрасте происходят положительные изменения в
самовосприятии, в частности растет самоуважение и повышается оценка себя
как личности.
По мере взросления первоначально глобальные отрицательные
самооценки подростков становятся более дифференцированными,
характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и
частные поступки.
В период обучения познавательная деятельность учащихся,
осуществляемая изо дня в день, является источником развития познавательных
чувств и познавательных интересов. Формирование моральных чувств
школьника обусловлено его жизнью в классном коллективе.
Опыт нравственного поведения становится определяющим фактором
формирования моральных чувств.
Эстетические чувства школьника развиваются на материале уроков и вне
их – во время экскурсий, туристических походов, посещения музеев, концертов,
просмотра спектаклей.
Учащийся школы очень энергичен, его энергия не поглощается без
остатка учебной работой. Избыток энергии проявляется в играх и различных
занятиях ребенка.
Разнообразная по содержанию деятельность школьника порождает целую
гамму обогащающих его чувств и переживаний, является предпосылкой
формирования на её основе склонностей и способностей.

1.2 Особенности развития самооценки
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей,
качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка
является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят
взаимоотношения человека с окружающими, его критичность,
требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым
самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее
развитие его личности. Самооценка выполняет регуляторную и защитную
функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее
взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки,
обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя
может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим
параметрам:
1. уровень (высокая, средняя, низкая);
2. соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или
завышенная и заниженная);
3. особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).
Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может
меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок
окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для
продуктивности деятельности.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является
развитие самооценки. У подростков возникает интерес к себе, к качествам
своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя,
разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают
конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний
подростка и его объективным положением в коллективе.
С помощью самооценки происходит регулирование поведения личности.
Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к
конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как обидчивость,

подозрительность и даже агрессивность. Заниженная самооценка личности,
напротив, может сформировать чувство неуверенности, тревожности, привести
к безынициативности. Для развития подростка недостаточно самооценки. Ему
необходимо ее соотнесение с оценкой, которую он заслужил среди друзей,
учителей, родителей и др.
Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой:
сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже
исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других
людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не
допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе
знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и
пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое
выражение в его обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими
взрослыми.
Завышенная самооценка подростка характеризуется переоценкой своих
данных, эгоистичностью, чувством превосходства, пренебрежение мнением
других.
Правильная (адекватная) самооценка характеризует знание себя,
правильное отношение к другим.
Заниженная самооценка — недооценка своих возможностей,
неуверенность, чувство тревоги.
Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его
достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему,
выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое
значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных
достижений и успехов, похвал взрослых.
Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы.
Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита,
состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек.
Когда над подростком смеются, в чем-либо обвиняют, когда у других людей

складывается о нем плохое мнение, он глубоко страдает. Чем более он уязвим,
тем выше уровень его тревожности.
В результате, такие подростки стесняются, испытывают чувство
неловкости в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться. Они
стремятся быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в
лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности. Они
не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их
вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство
одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и
напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят
нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они
позволяют другим принимать за себя решения.
Нет сомнения, что образ жизни и воспитание накладывают свой
отпечаток на особенности личности человека. Следует также отметить, что, чем
старше ребенок, тем больше сказывается на нем результаты его
индивидуального опыта. Нет и не может быть ни одного подростка, который бы
не отличался от другого; личность каждого из них уникальна и неповторима.
Исследования показали, что общими для всех подростков, независимо от
различий в их социализации, являются те психологические особенности, в
основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребности понять
самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть
избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет
целый “букет” психологических особенностей, специфических для
подросткового кризиса.
Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот
подросток, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится.
У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов
к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать
высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами
о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им

постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком
высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои
способности.
Изучая учащихся средних школ, исследователи установили, что высокая
самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, в
частности их интересом к их друзьям, к его успехам в учебе, их вниманием к
высказыванию ребенка. Обнаружилась связь высокой самооценки у подростков
11-14 лет с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие
включались теплые отношения между членами семьи, наличие в семье
совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решений на
семейном совете. Исследователи выделяют три основных условия
формирования у подростка высокой самооценки: 1) принятие родителями
ребенка; 2) установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих
его поведение; 3) предоставление ребенку свободы действий в установленных
родителями границах.
В период позднего подросткового периода самое большое влияние на
самооценку девушек оказывают друзья, а на самооценку юношей — отцы.
Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материального
положения родителей. В бедной семье может вырасти ребенок с высокой
самооценкой, если высока самооценка его родителей.
У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки
больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько
выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый
сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен
оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только
мальчики.
Оказывается, чем больше проблем, которые стоят перед подростками, тем
ниже их самооценка. Исследование 200 подростков в возрасте от 14 до 16 лет
показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы:
здоровье, физическое развитие, дом и семья.

2. Характеристика уровня притязаний личности подростка
2.1 Особенности развития уровня притязаний

Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого
психолога К. Левина. Причиной появления концепта послужил один из
феноменов, найденных в опытах Т. Дембо. В этих экспериментах, где для
провоцирования гнева испытуемым предлагали очень сложные или просто
нерешаемые задачи, обнаружилось, что если поставленная цель слишком
трудна для индивида, он намечает некоторую «более легкую задачу,
представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет
достигнуть по этапам». Вот эту промежуточную цель Т. Дембо и назвала
уровнем притязаний данного момента, обозначив тем самым спонтанный
переход субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на
пути решения основной задачи.
Уровень притязаний играет существенную роль в процессе
самоопределения и становления личности, поскольку способствует развитию
таких качеств, как мотивация, самооценка, ценностные ориентации и влияет на
успешность достижений в деятельности.
Изучением уровня притязаний как особого личностного свойства
занимались такие ученые, как К. Левин, Дж. Фрэнк, Ф. Хоппе, М. Юкнат, Т.
Дембо, Л. Фестингер, П. Сирс, Б.В. Зейгарник, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев,
В.Г. Гербачевский, Е.А. Серебрякова, Л.В. Бороздина, В.С. Мерлин и др.
Несмотря на разнообразие трактовок данного процесса, большинство
авторов под уровнем притязаний понимают такую характеристику личности,
которая имеет значение уровня трудности цели, выбираемой субъектом в своей
деятельности. Исследователи отмечают зависимость уровня притязаний от
прошлого опыта человека, от того, как человек воспринимает и оценивает свои
способности и в связи с этим возможности достижения успехов. Уровень
притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям
индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Уровень притязаний тесно связан с самооценкой, поэтому его развитие
начинается с момента формирования самооценки. Уровень притязаний зависит
от результатов деятельности ребёнка, от количества неудач и оценки его
успехов окружающими. Если успехи встречаются чаще в жизни ребёнка, чем
неудачи, то у него формируется высокий уровень притязаний; если наоборот, то
возникает низкий.
В подростковом и раннем юношеском возрасте проблема становления
уровня притязаний и самооценки исключительно актуальна в связи с
усиливающимся стремлением к самовоспитанию и формирующимся
самосознанием. Интерес к собственной личности, к выявлению своих
возможностей порождает у подростков новую потребность соответствовать не
только требованиям окружающих, но и отвечать своим личностным запросам и
притязаниям. Неспособность удовлетворить свои притязания ведёт к острым
аффективным переживаниям у детей данной возрастной категории. В
большинстве случаев самооценка и связанный с ней уровень притязаний
наиболее низкие в раннем подростковом периоде.
В условиях, когда притязания и самооценка подростка не находят опоры
в социуме, когда оценка его деятельности окружающими находится на низком
уровне, когда подросток не удовлетворяет свою потребность в уважении, у него
развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. В современных
исследованиях уровня притязаний и самооценки у детей данной категории
отмечается большая зависимость их уровня притязаний от ожиданий и
требований их родителей, что указывает на отсутствие в этом возрасте полной
самостоятельности в выборе целей.
Потребность подростков разобраться и оценить качества собственной
личности создает у них повышенную чувствительность к оценке окружающих.
Поскольку представление о себе в полной мере у них еще не сложилось, то они
очень остро воспринимают и переживают мнение других людей о себе. В
исследовании М. С. Неймарк было экспериментально показано, что

невозможность ответить своим собственным притязаниям приводит подростков
к очень острым аффективным переживаниям.
В период усиленного самоанализа и самоосознания у подростков
развивается уверенность в себе, в своих способностях и возможностях
справляться с задачами в настоящем, уверенность в успешности будущих
действий. Неадекватность уровня притязаний и самооценки в подростковом
возрасте может привести к разрушению системы взаимодействия подростка с
окружающими его людьми, в результаты чего могут возникнуть трудности
реализации процесса его идентификации с окружающими людьми.
Уже к 14–15 годам у человека формируются реалистичные представления
о будущей профессии, о семейной и других сферах жизнедеятельности. Эти
представления включают жизненные притязания и цели, имеющие
определенный срок их реализации. Притязания старшеклассников в сфере
образования, социального развития и материального потребления оказываются
менее реалистичными. Более высокий уровень притязаний в этих сферах не
всегда подкрепляется соответствующими профессиональными устремлениями
и навыками.
На качественные характеристики уровня притязаний у подростков также
влияет психологический климат класса или окружения. Так позитивный
характер взаимоотношений в группе позволяет подросткам адекватно
воспринимать разницу между возможностями и притязаниями, оценивать её
как достижимую.  Недостаточно комфортная психологическая атмосфера,
напротив, обусловливает неуверенность в себе и провоцирует стремление к
максимально возможному идеалу, несмотря на его реализуемость. Отсюда
следует вывод, что реалистичность уровня притязаний подростков напрямую
зависит от психологического климата в коллективе, от его безопасности,
доброжелательности и адекватности требований.
Говоря о подростковом возрасте, стоит отметить его особое значение для
становления уровня притязаний и личности в целом. Если на данном
возрастном этапе будут предоставлены все необходимые условия для

формирования волевых и мотивационных качеств, если интересы, стремления и
возможности ребёнка будут находить опору в обществе, то в дальнейшем
притязания личности приобретут устойчивость и стабильность.
Современные авторы отмечают, что с возрастом у учащихся отмечается
увеличение адекватности уровня притязаний. Так, Прохорова Н.В.
констатирует тот факт, что большинство учащихся и 10-ого и 11-ого классов
демонстрируют реалистичный (адекватный) уровень притязаний,
свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях.
Данные особенности можно объяснить тем, что в подростковом и юношеском
возрасте ярко выступает проблема становления субъекта саморазвития. В ходе
этого процесса решаются важнейшие задачи личностного развития: построение
целостного образа Я, формирование самоидентичности, достижение
самоопределения.
В молодом возрасте часто имеется тенденция завышать свои притязания,
поскольку для человека больше значима собственная оценка, чем оценка
окружающих. Основной тенденцией у молодых людей и студентов является
выбор установки, не соответствующий уровню их способностей. Это в свою
очередь, может вызывать неуверенность и снижение мотивации достижения,
однако характер контроля над ситуацией сохраняет внутреннюю
направленность. С возрастом снижается неадекватность в реакциях на успех
или неудачу. Это может свидетельствовать о стабилизации уровня притязаний
и самооценки, они становятся более дифференцированными.

2.2 Самооценка и уровень притязаний как предмет
психологических исследований в отечественной психологии
К проблеме самооценки и уровню притязаний обращались многие
отечественные психологи. Самооценка – ценность, значимость которой
индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности,
деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое
структурное образование, компонент самопознания и как процесс

самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов
индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при
активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира.
У А.В.Петровского уровень притязаний перекликается с Я-идеальным. Ученый
считает, что «…самооценка есть результат… своего рода проекция реального
«Я» на «Я» идеальное.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре
дают следующее определение самооценке:
Самооценка — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости
тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом,
эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к
своему характеру, внешнему виду, речи ит.д. это сложная психологическая
система, иерархически организованная и функционирующая на разных
уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания.
Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего
мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром.
Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ,
самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои
возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в
различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.
Позиция А.В. Захаровой сводится к тому, что осуществляя
целенаправленные воздействия на формирование самооценки, необходимо
прежде всего отдавать себе отчет в том, какую личность мы хотим
спроецировать, какими качествами ее наделить. Хотим ли воспитать человека
самоуверенного и самодовольного, центром устремлений которого будет его
собственное «я», воспринимающего окружающих лишь в качестве средства
достижения собственных целей, или хотим вырастить личность гуманную,
творчески активную, критически относящуюся к себе, умеющую
самостоятельно определять перспективы собственного развития?

Можно формировать самооценку как интеллектуальное действие,
рефлексивное в своей основе, опирающееся на развернутый анализ ситуации
оценивания, - полагает А.В. Захарова, - а можно строить ее как эхолалическое
образование, односторонне ориентированное, некритически воспроизводящее
оценки окружающих
Н.А. Менчинская подчеркивала, что в учебной деятельности самооценка
играет большую роль. Как один из «…важных личностных параметров
умственной деятельности, она выполняет функцию саморегуляции поведения,
посредством нее определяется желательность (или нежелательность) какого-
либо поступка. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности
осуществляемой деятельности». Исследования, проводившиеся А.И.Липкиной
под руководством Н.А.Менчинской, показали, что неадекватная самооценка
(как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается на процессе, а
также и на результате учебной деятельности.
Сысенко В.А. в своих работах так выражает понимание и необходимость
самооценки; «Следует учитывать, что человек - сугубо противоречивое
существо, в натуре которого смешаны в самой причудливой форме
положительные и отрицательные качества: мораль и аморальность, честь и
бесчестие, щедрость и жадность, и так до бесконечности»
М.И. Лисина писала, что «аффективную часть образа, абстрагированную
от знания, мы называем самооценкой. А когнитивную часть предпочитаем
именовать представлением о себе, чтобы подчеркнуть ее связь по
происхождению и по природе с познавательными процессами индивида».
Также придерживалась мнения, что общую самооценку нужно характеризовать
не количественно (насколько она высока), а качественно — каков ее состав и
окраска (положительная — отрицательная, полная — неполная и т. д.).
Конкретная самооценка выражает отношение индивида к успеху своего
отдельного, частного действия.
Самооценка и основанный на ней уровень притязаний становятся
привычными для индивида и возникает потребность сохранять это равновесие.

Невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивает с неуспехом,
порождая конфликт. Отсюда и неадекватная реакция индивида на свой неуспех:
он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими
действительности причинами. Неадекватная реакция становится защитой,
позволяет в случае неуспеха (именно потому, что причина неуспеха видится не
в себе) не снижать оценку себя, своих возможностей, требований к себе, своих
притязаний.
Самосознанию и самооценке в частности много внимания уделял
И.С.Кон. Описывая изменения, происходящие в юношеском возрасте, ученый
отмечал, что перестройка самосознания в подростковом и юношеском возрасте,
связанная с открытием своего внутреннего мира, появлением новых контекстов
и углов зрения, под которыми индивид себя рассматривает, оказывает
значительное влияние на самооценку. Это объясняется еще и переориентацией
юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом
потребности в достижении конкретных результатов. В одних случаях
самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня
притязаний с фактическими результатами деятельности — спортивными
достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других
случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими
людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов.
Самооценка также служит средством психологической защиты. Желание
иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать
свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность
самооценок с возрастом повышается: самооценки взрослых по большинству
показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские —
чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное
развитие и стабилизация уровня притязаний.
Также самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от
стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и

женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически
сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.
Уровень притязаний — характеризует:
1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии
будущих действий (идеальная цель);
2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в
результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень
притязаний в данный момент);
3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек
свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к
конфликту двух тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать
максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи.
Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или
недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня
притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение
трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи
говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.
Представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе
целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают
после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех
повышает её.
Известно, что в экспериментальной психологии характеристики
самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению
Бороздиной Л.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в
действии личности. Эксперименты последних лет раскрывают зависимость
уровней самооценки и притязаний под влиянием тревожности индивида.
Выделяют известную вероятность нарастания тревожности от высокой
самооценки к низкой. Т. е. констатируют присутствие обратной зависимости
величин уровня тревожности и самооценки как некой тенденции, выявляемой

лишь посредством анализа усредненных значений. А вот при сопоставлении
уровня притязаний с уровнем тревожности такой связи сколько-нибудь
определенно вообще подтвердить не удалось. Анализ соотношения этих трех
элементов вскрывает достоверно значимое усиление уровня тревожности при
расхождении уровней самооценки и притязаний, даже если позиция
самооценки субъекта высока. Складывается впечатление, что рост хронической
тревожности не случайно сопутствует рассогласованию уровней самооценки и
притязаний, а формируется как реакция на это расхождение.
Исследования показали также связь уровня притязаний с интеллектом.
Более высокому интеллекту соответствует более высокий уровень притязаний.
Хотя более высокому уровню притязаний характерна меньшая его
вариативность и большая неадекватность. Интересна зависимость уровня
притязаний от силы нервной системы относительно возбуждения. Не
тревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные люди имеют постоянно
адекватный или повышенный уровень притязаний. А лица с
противоположными свойствами, наоборот, имеют заниженный уровень
притязаний. Также лица с сильной нервной системой значительно повышают
свой уровень притязаний, и в силу этого он может превышать их реальные
возможности. Лица же со слабой нервной системой увеличивают уровень
притязаний в менее значительной степени – он остается адекватным. По мере
возрастания стресса лица с сильной нервной системой завышают уровень
притязаний, а лица со слабой нервной системой – занижают его.

3. Эмпирическое исследование
3.1 Методика исследования

Для участия в тренинге была выбрана группа подростков – 20 человек
(14-15 лет) 9-10 классов средней общеобразовательной школы.
Измеряя самооценку и уровень притязаний у подростков. мы
использовали методику «Исследование самооценки по методу Дембо-
Рубинштейн (модификация П.В. Яньшина с элементами клинической беседы)».
Социально-психологический тренинг рассчитан на подростков с высокой
адекватной и завышенной самооценкой. Основная его цель заключалась в том,
чтобы повысить адекватность самооценки и развить навыки рефлексии.
Цикл тренинговых занятий включает 4 занятия по 1.30 м.
В нашей работе мы использовали исследование самооценки по методу
Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами клинической
беседы).
Тест предназначен для психологической диагностики состояния
самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения),
устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень
реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень
критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), степень
удовлетворенности собой (по прямым и косвенным индикаторам), уровень
оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам), интегрированность
осознанного и неосознаваемого уровней самооценки,
противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки,
зрелость/незрелость отношения к ценностям, наличие и характер
компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»,
характер и содержание проблем и их компенсаций.
Психолог, проводящий исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн,
вынужден одновременно контролировать несколько процессов. Необходимо
поддерживать и направлять беседу и одновременно анализировать ответы, и

думать о том, какой вопрос задать дальше, и протоколировать то, что
происходит между вами и вашим пациентом. Благодаря этому методика
позволяет получить важный навык концентрации на клиенте.
Клиническая беседа – беседа, которая имеет диагностические цели. Этот
термин пришел в психологию из психиатрии. В ходе такой беседы допустимо
говорить на любые темы. Если послушать, как беседует с пациентом опытный
психиатр, то бывает трудно понять, что вы присутствуете при серьезном
обследовании. Лишь при подробном анализе становится понятным, что все
вопросы, которые задает опытный клиницист, имеют совершенно
определенную диагностическую цель. В случае методики Дембо-Рубинштейн
целью диагностики в клинической беседе являются характерные для
испытуемого способы формирования «Я-концепции», ее особенности, степень
сформированности и реалистичности, типичные искажения и «болевые точки».
Сопоставление большого числа рисунков самооценки позволило выявить
ряд характерных паттернов соотношения ее основных показателей. Эти
паттерны, на наш взгляд, доступны логичной психологической интерпретации.
Основой интерпретации служит феноменологическая теория К. Роджерса в той
ее части, где характер «Я-концепции» прямо связывается с участвующими в ее
формировании защитными механизмами личности. В настоящее время у нас
нет достаточных оснований связывать выявленные паттерны самооценки с
известными защитными механизмами.
Типичные сочетания признаков самооценки позволяют выявлять шесть
вариантов работы защитных компенсаторных механизмов в процессе
самооценивания:
1. компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки)
чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале («парциальная
компенсаторная потеря критичности»);
2. компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения
удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке
(«механизм борьбы с депрессией»);

3. компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения
удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке
(гипотетически соответствует вытесняемой неудовлетворенности собой);
4. несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и
удовлетворенности собой («дезинтеграция осознанного и неосознанного
уровней самооценки»);
5. смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок оценки
своих возможностей («инфляция мечты»);
6. неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения
критичности.
Таким образом, в предлагаемой интерпретации результатом исследования
самооценки становится не столько «измерение» высоты самооценки, сколько
оценка степени и способа ее искажения со стороны защитных механизмов Эго.
Инструкция к тесту
На примере шкалы «Здоровье».
«…Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится
самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек… а между
ними – все остальные люди, в том числе и мы с вами.
Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент
по… (данному параметру)?
Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале
между этими полюсами?
Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно
оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая
свои возможности?»
Важно:
- Полюс должен быть представлен одним человеком (человеком в
единственном числе). Правильно: «На верхнем полюсе находится самый …
человек» («человек» – единственное число). Неправильно: «На верхнем полюсе
находятся самые … люди» («люди» – множественное число).

- На шкале должна быть отмечена середина, таким образом получается
три полюса (трехполюсная шкала): максимальное, минимальное и среднее
значение признака.
- С.Я.Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье»,
«ум», «характер» и «счастье». П.В.Яньшин ввел еще две обязательные шкалы:
«удовлетворенность собой» и «оптимизм».
В модифицированном варианте А.М.Прихожан используются следующие
шкалы: здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение
много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе.
Остальные шкалы могут задаваться экспериментатором или выявляются в
ходе беседы с испытуемым.
Прежде чем начинать исследование самооценки, испытуемый должен
быть психологически подготовлен в ходе предшествующей беседы, а психолог
– достаточно осведомлен в его проблемах и причине обращения к психологу. С
испытуемым должен быть установлен хороший контакт и сформирован мотив
экспертизы. Все исследования проводятся с глазу на глаз, поскольку
присутствие других людей оказывает отрицательное влияние на результаты.
Для исследования понадобятся карандаш и бумага.
Инструкция задается в свободной форме и определяет переход от
предварительной беседы к обследованию: «Попробуем поговорить с помощью
карандаша и бумаги». Рисуется шкала, которая имеет два полюса и середину.
В дальнейшей беседе в непринужденной форме выясняется субъективное
содержание полюсов очередной шкалы.
По окончании основного опроса можно ввести еще одну инструкцию,
которая улучшает ваше представление о самосознании испытуемого: «Отметьте
крестиком по всем шкалам, каким (какой) вас сейчас читают другие».

3.2 Анализ результатов исследования
Схема анализа результатов теста
Высота самооценки (фон настроения):

- чрезмерно высокая (высокий фон настроения) – актуальная самооценка
находится в третьем интервале.
- повышенная (повышенный фон настроения) – актуальная самооценка
колеблется в пределах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в
границах двух верхних интервалов.
- нормальная (ровный фон настроения) – актуальная самооценка
находится в первом интервале.
- пониженная (пониженный фон настроения) – актуальная самооценка
находится на средней отметке или в интервале ниже средней отметки.
- выражено низкая (низкий фон настроения) – актуальная самооценка
находится в нижнем интервале.
Устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость);
- эмоциональная устойчивость – актуальная самооценка колеблется в
пределах 1-1,5 интервалов.
- эмоциональная неустойчивость – актуальная самооценка колеблется в
пределах 3 и более интервалов; при равномерной самооценке встречаются
западения по одной шкале и подъем по другой.
Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее
повышении);
- нереалистичность самооценки – устойчивое повышение актуальной
самооценки доходит до верхнего интервала.
Степень критичности, требовательности к себе (при понижении
самооценки);
- чрезмерно повышенная требовательность к себе – большинство отметок
актуальной самооценки стоят ниже средней отметки.
Степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным
индикаторам);
- косвенный индикатор – расстояние между отметками актуальной и
идеальной самооценки по шкалам; чем это расстояние меньше, тем больше
удовлетворенность собой.

- прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале
«удовлетворенность собой».
Уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам);
- косвенный индикатор – соотношение интервала возможного (расстояние
от актуальной самооценки до объективной оценки собственных возможностей)
и интервала невозможного (расстояние от оценки собственных возможностей
до идеальной самооценки); чем больше интервал возможного и меньше –
невозможного, тем выше уровень оптимизма.
- прямой индикатор – высота актуальной самооценки на шкале
«оптимизм».
Интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней самооценки;
- отсутствие интегрированности – показатели оптимизма и
удовлетворенности собой по прямым и косвенным индикаторам не совпадают.
- интегрированность – показатели оптимизма и удовлетворенности собой
по прямым и косвенным индикаторам – совпадают.
Противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки;
— испытуемый дает себе различные оценки (актуальная самооценка) по
сходным шкалам (например, высокая оценка по шкале «здоровье» и низкие
оценки по шкалам психическое и физическое здоровье).
Зрелость/незрелость отношения к ценностям;
— незрелость – показатель идеальной самооценки совпадает с верхним
полюсом шкалы в трех и более случаях.
Наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в
формировании «Я-концепции»;
— парциальная компенсаторная потеря критичности – компенсация
частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным
завышением самооценки по отдельной шкале; устойчивая самооценка на фоне
которой наблюдается провал по одной шкале и подъем по другой шкале.
— механизм борьбы с депрессией – компенсаторное снижение идеальной
самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в

целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной самооценок
параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка понижена.
— вытесняемая неудовлетворенность собой – компенсаторное снижение
идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при
повышенной в целом актуальной самооценке; линии актуальной и идеальной
самооценок параллельны, несколько неустойчивы, актуальная самооценка
повышена.
— дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки –
несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и
удовлетворенности собой; различие (несовпадение) между косвенными и
прямыми индикаторами удовлетворенности собой и оптимизма.
— инфляция мечты – смещение отметок идеальной самооценки на
уровень отметок оценки своих возможностей; отметки идеальной самооценки и
объективной оценки своих возможностей совпадают.
— неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения
критичности; устойчивое повышение самооценки доходит до верхнего
интервала.
Описание задания.
Каждому школьнику предлагается бланк методики, оглашается
инструкция и задание.
Инструкция:
Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и
т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности
можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет
символизировать самое низкое развитие, верхняя — наивысшее. Ниже
представлено семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,

5) умелые руки (умение много делать своими руками),
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой ( — ) отметьте, как Вы оцениваете развитие у
себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого
крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы
были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый
ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм. в соответствии с
этим ответы школьников получают количественную характеристику.
1. По каждой из шести шкал определяется:
а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0»)
до знака «х»;
б) высота самооценки — расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».
2. Определяется средняя величина показателей самооценки и уровня
притязаний по всем шести шкалам. Средние величины показателей
сравниваются с таблицей:
Низкий средний высокий
Уровень притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень самооценки до 45 45-59 60-100
Интерпретация результатов.
Экспериментальные данные, полученные при исследовании подростков
(учащихся 9-10 классов) по методике Демо-Рубинштейна

Таблица 1.

№ Имя I II III IV V VI VII Общ. показ./Кол. показ. Уровень самооценки
1. Сергей К. 90 65 75 55 42 55 60 442 63 высокий
2. Аня Н. 80 90 85 50 95 45 60 505 72 высокий
3. Таня М. 100 65 50 30 65 40 55 405 58 средний
4. Рома Ч. 75 50 50 40 65 55 45 380 54 средний
5. Женя П. 90 90 90 65 43 58 74 510 73 высокий
6. Дима С. 70 35 45 25 55 20 35 285 41 низкий
7. Аня Л. 80 62 60 23 56 50 50 381 54 средний
8. Лена Т. 76 66 79 80 72 79 70 522 75 высокий
9. Виталя С. 70 35 74 24 34 51 60 348 50 средний
10. Саша Т. 60 30 27 15 19 25 30 206 29 низкий
11. Оля Ш. 67 41 45 10 50 30 46 289 41 низкий
12. Вера М. 81 56 40 15 21 35 35 283 40 низкий
13. Антон Ф. 90 44 39 57 34 50 50 364 52 средний
14. Саша Б. 80 43 31 12 38 30 41 275 39 низкий
15. Леша З. 78 30 45 23 20 35 40 271 39 низкий
16. Лена В. 75 30 45 5 35 35 47 272 39 низкий
17. Яна Г. 90 60 80 56 5 79 80 450 64 высокий
18. Оля К. 70 70 45 10 90 65 70 420 60 высокий
19. Коля О. 90 50 65 25 10 65 50 355 51 средний
20. Толя К. 80 76 26 85 0 90 90 447 64 высокий
21. Слава К. 70 57 78 40 35 61 60 401 57 средний
22. Оксана В. 90 50 68 65 5 85 90 453 65 высокий

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 8 человек
завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек — средняя (32%), у 7
— низкая (32%).
Анализируя выявленные показатели, можно отметить, что вся группа
испытуемых по уровню самооценки поделена на три почти равные группы —
дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой.
Выводы
Итак, самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих
возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором

поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальная
самооценка, часто называемая уровнем притязаний, формируется под влиянием
субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.
Необходимо помнить, что на формирование самооценки дошкольника
влияют значимые взрослые, чаще всего родители. А в начальной школе этим
человеком становится учитель. По мере же взросления, в средней школе — это
сверстники и внешний стандарт достижений. И в итоге, самооценка в
юношеском возрасте — это уровень собственных требований, внутренний
стандарт.
Существует два вида мотивации достижений: мотивация стремления к
успеху и мотивация к избеганию неудач. Основная отличительная черта людей,
нацеленных на успех — это высокая уверенность в себе в сочетании с
адекватным уровнем притязаний.
Отмечено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают
реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, —
нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной
самооценкой связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека,
возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей
практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких
результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее
укреплению, нормализации.
Развитие самосознания влияет на самооценку и уровень притязаний,
отражаясь на успешности обучения. С возрастом самооценка становится более
адекватной, что помогает учащимся реальнее оценивать свои возможности и в
соответствии с этим планировать учебу, соразмерять свой уровень притязаний.
Прослеживается тенденция снижения самооценки от дошкольного возраста к
юношескому. Соответственно:
— в I и II классе самооценка у многих детей завышена (СО завышена
приблизительно у 80%); успеваемость успешная у 80%;

— резкое понижение самооценки отмечается в возрасте 11лет, когда
школьник переходит в среднюю школу (50% на 50%); успеваемость 50% на
50%;
И по исследованиям ученых значительно не меняется в подростковом и
юношеском возрасте (УП средний у половины, СО занижена приблизительно у
20%); успеваемость успешная у 25-30%.
Согласуясь с этими данными, учителю желательно максимально
поддерживать в школьнике веру в себя, свои силы и способности, стремление
постигать каждый раз более сложную и высокую ступень познания, расширяя
диапазон возможного. Психологические условия становления самооценки
исследователи видят в создании благоприятного климата общения ребенка с
окружающими в семье и в школе, в подключении его к оценке результатов
своей деятельности, в постановке перед ними задачи анализа всех этапов своей
деятельности.
Таким образом, если профессионально подойти к построению отношений
со школьниками, разнообразить формы обучения, вводя больше практических и
развивающих моментов в программу, проводить грамотную консультацию
родителей, можно надеяться, что самооценка детей будет высокая, а это
обеспечит высокий уровень притязаний и соответственно процесс обучения на
протяжении всего школьного периода будет успешным.

Заключение

В результате подготовки исследования были решены следующие задачи:
- Самооценка и уровень притязаний рассмотрены как психологические
категории.
-Рассмотрены особенности самооценки подростков.
- Проведена и проанализирована экспериментальная работа по
диагностике самооценки подростков.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что центральной
характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из
следующих компонентов: когнитивный; оценочный; поведенческий.
Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка,
которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности,
места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является
развитие самооценки.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей,
качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка
является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят
взаимоотношения человека с окружающими, его критичность,
требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Развитие самооценки является одним из важнейших моментов в развитии
личности подростка. У него возникает интерес к себе, к качествам своей
личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя,
Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно
связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит
жить. Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка,
формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с
внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя
отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их
отношения к данной личности.

У подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности,
потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих
чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты,
порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его
объективным положением в коллективе. Многие исследователи отмечали
свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены
настроения, иногда подавленность и прочие.
В опытно-практической работе проведено диагностическое исследование
в 9-10 классах средней общеобразовательной школы с использованием
методики самооценки Дембо-Рубинштейн.
По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 8 человек
завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7 человек — средняя (32%), у 7
— низкая (32%).
Анализируя выявленные показатели, можно отметить, что вся группа
испытуемых по уровню самооценки поделена на три почти равные группы —
дети с высокой, низкой и нормальной (средней) самооценкой.
В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов:
оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной
деятельности, уровень материального благополучия и др.

Список использованной литературы
1. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и
обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней
позиции школьника : Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 2000, — 23 с.
2. Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами
клинической беседы /Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии.
Методы исследования личности. – СПб. — 2004. – 48 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Журнал
практического психолога. – 2008. – №5. – С. 44-65.
4. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина //
Психологический журнал. – 1999. – Т. 13. – №4. – С. 99-101.
5. Андреева А.Д., Москвитина О.А. Психологическое благополучие
учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации
развития // Вопросы образования. 2019. №3. —С. 203-223.
6. Кокоренко В.Л. Факторы лечебной среды в образовательном
пространстве для детей с нарушениями психического развития / В.Л.
Кокоренко // Медицинская психология в России. – 2014. – № 1 (24). – С. 6.
7. Кулаков Г. С. Особенности становления самооценки и уровня
притязаний старшеклассников как психологических детерминант их
профессионального самоопределения: автореф. дис. канд. психол. наук: спец.
19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» / Г. С. Кулаков. – Киев,
Нац. мед. ун-тет. М.П. Драгоманова, 2013. – С. 20.
8. Никитина Л.А. Детский коллектив как фактор становления
самооценки младших школьников // Вестник Алтайского государственного
педагогического университета. 2016. № 3(28). —С. 76-79.
9. Психология личности в трудах отечественных психологов, СПб:
Издательство «Питер», 2000. —480с.
10. Прохорова Н.В. Психологические особенности самооценки и
уровня притязаний подростков // Международный научно-исследовательский
журнал. 2017. № 8-2 (62). —С. 118-120.

11. Сидоров К.Р. Концепт «уровень притязаний» в современной
психологии // Вестник Удмуртского университета. 2014. №2. —С. 40-50.
12. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие
самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии - 2011.- 4 с.31 -38.
13. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость
личности: монография. – М.: Перо, 2014. – 196 с.
14. Долгова В. И., Кондратьева О. А. Психологическая защита:
монография. – М.: Перо, 2014. – 160 с.
15. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. -
СПб.: Питер, 2016. – 412 с.
16. Волков Б. С. Старший школьник: как помочь ему учиться.– М.:
Академический проект, 2014. – 142 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.