это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3300917
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение……………………………………………………………….…3
Глава 1. Особенности организации проектной деятельности учащихся
Теоретические основы рассмотрения проблемы организации проектной работы учащихся……………………………………..5
Возможности использования проектной деятельности на уроках биологии……………………………………………….………….16
Глава 2. Организация проектной работы на уроках биологии
2.1. Методический паспорт работы над проектом на уроке биологии……………………………………………………………….182.2. Диагностика поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии (констатирующий эксперимент)………………………26
Выводы…………………………………………………………………...44
Список использованной литературы…………………………………….46
Введение
В настоящее время средние общеобразовательные школы переходят на Стандарты второго поколения, которые во многом сложились под влиянием научно-технического прогресса, современного состояния науки. Данные стандарты предполагают формирование универсальных учебных действий, которые способствуют развитию познавательной активности, коммуникативных качеств личности, творческих способностей учащихся. Все данные качества являются необходимыми при проектной деятельности школьников.
При изучении биологии учащимся необходимо владеть такими умениями, как способность характеризовать, классифицировать, выдвигать суждения, делать умозаключения, проводить эксперименты, знать и уметь применять на практике способы научного познания. Все данные умения, а также творческий подход к наукам, в частности – биологии, можно приобрести в ходе проектной деятельности, в связи с этим становится актуальна тема организации данного вида деятельности на уроках биологии .
Вопросы проектной деятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.).
Цель исследования: выявление эффективности проектной деятельности на уроках биологии.
Задачи исследования:
Изучить теоретические источники: необходимый комплекс умений для реализации проектной работы;
2. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся;
Разработать методику организации проектной деятельности на уроке;
Провести исследование эффективности использования проектной деятельности на уроках биологии.
Объект исследования: проектная деятельность учащихся.
Предмет исследования: методы и приемы организации проектной деятельности учащихся.
В исследовании применялись следующие методы: эксперимент, дедукция, индукция, сравнение, анализ теоретических источников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной методики как основы для организации проектной деятельности учащихся, ее активизации и повышения уровня творческой продуктивности школьников.
Работа состоит из введения, основной части (2 главы) и заключения. В первой главе обосновывается теоретическая основа исследования, во второй описаны методы и приемы организации проектной деятельности учащихся.
Глава 1. Особенности организации проектной деятельности учащихся
Теоретические основы рассмотрения проблемы организации проектной работы учащихся
Биология, как наука, базируется на практическом применении теоретических знаний. Проектная работа школьников предполагает развитие таких умений и навыков, как способность наблюдать, анализировать, сравнивать, проводить эксперименты с выдвижением оценки их результатов, формулировкой суждений и умозаключений. Развитие навыков и умений проектной деятельности способствует повышению интеллектуального уровня учащихся, раскрытию творческих способностей, положительных личностных качеств – трудолюбия, сотрудничества, ответственности, самоконтроля, умения выслушивать собеседника, не перебивая [1, с. 145].
Проектная работа учащихся реализуется с учетом трёх компонентов: мотивационного, содержательного и операционного. Рассмотрим данные компоненты подробнее:
1. Мотивационный компонент предполагает включение в работу учащихся приобретённого жизненного опыта, биологических знаний, что позволяет осознать значение и предвосхитить результаты научного исследования[7, с.5].
2. Содержательный компонент разделяется на два вида знаний: специфические знания, которые дают представление о характере исследований в проектах, способах его организации и проведения (с подведением итогов и формулировкой выводов), и предметные знания, представляющие понятийный аппарат, теоретическую базу работы учащихся.
А.М. Матюшкин выделяет в содержательном компоненте деятельности два вида действий: интеллектуальные действия и практические. Так как исследовательская деятельность школьников преобразуется при помощи дидактических принципов в один из видов учебной деятельности, она также включает в себя вышеописанные действия – интеллектуальные или практические, исходя из того с каким материалом (теоретическим или практическим) работает школьник[3, с.134].
3. Операционный компонент проектной работы учащихся в процессе изучения биологии включает в себя такие группы взаимосвязанных умений, как: специальные, биологические (предметные), интеллектуальные. К специальным исследователи относят следующие умения и навыки: умение анализировать, выявлять специфику изучаемого явления, сравнивать, наблюдать, планировать собственную деятельность и реализовывать её в соответствии с определенным планом, выдвигать гипотезы, лежащие в основе возникновения какого-либо факта, проверять данные предположения при помощи опытов и экспериментов, формулировать умозаключения и выводы по проведенному исследованию, умение воспроизводить и объяснять усвоенный учебный материал[2,4,5].
Интеллектуальные умения школьников, проявляющиеся в процессе изучения биологии, предполагают владение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, дедукция (от общего к частному), индукция (от частного к общему), сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование, выделение главных признаков, составление характеристики объекта с описанием определённых качеств, умение моделировать, разрабатывать проекты по изучению какого-либо природного явления[9, с.124].
Исследовательский проект по изучению природных явлений предполагает применение таких предметных действий, специфичных для биологической науки, как – наблюдение за объектами живой природы и фиксация его результатов, умение проводить самонаблюдение, ставить простейшие опыты и выявлять причинно-следственные связи, лежащие в их основе.
При этом эффективность исследовательской работы школьников, как отмечают специалисты (А.Н. Леонтьев, С.Т. Сатбалдина, А.С. Обухов) зависит от следующих условий, которые способствуют формированию главных компетенций:
1. Деятельностный подход, предполагающий включение школьников в какой-либо вид деятельности – проектный, контролирующий, исследовательский.
2. Активизация в течение проведения эксперимента, самостоятельности, ответственного, сознательного подхода к результатам собственных исследовательских действий.
3. Формирование условий для разработки и достижения определенных целей (например, фиксация образа жизни животного, его физиологического функционирования) и решения задач.
4. Опора на коллективный вид деятельности учащихся, предполагающий развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи, ответственности за собственные действия, эмпатии, стремления заботиться о животных – братьях наших меньших и предусматривающий продуктивное применение собственных творческих способностей (интерактивные методы обучения).
5. Пример собственной компетенции учителя[11,2,5].
А.С. Обухов выделяет, что условиями соблюдения научного подхода применительно к проектной деятельности учащихся на уроках биологии, являются:
- естественный характер исследуемой проблемы – она не должна быть искусственной;
- осознанность – учащемуся необходимо осознать не только цель и задачи проекта, но и его ход, приводящий к получению определённых результатов;
- самостоятельность в изучении – действия учащегося должны быть взаимосвязаны с его жизненным опытом и приводить к самостоятельно сформулированному умозаключению, суждению;
- применение наглядности – данное условие наиболее полно реализуется при использовании в изучении объектов живой природы;
- культуросообразность в контексте согласованности его результатов с нормами определенной социальной общности, культуры[2, с. 204].
Проектная деятельность школьников является основной для формирования духовности, проявления личностного начала, то есть того, что презентирует нас в жизни. Самой природой в нас заложено стремление к изучению, которое совершается с определённой целью – преодолеть обстоятельства, адаптироваться к окружающей среде, проявить творческие способности, установить контакты и т.д. [6, с. 19-31].
Как считает С. Полякова, проектная работа способствует формированию личности, закреплению её положительных качеств[4, с. 25-29]. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что личность – это не комплекс черт, который даётся от рождения, личностью человек становится в процессе жизни, с постепенным формированием Я-концепции, которая впоследствии дополняется всё новыми качествами, в том числе и сформированными в процессе изучения картины мира, окружающей действительности[11, с. 184].
Познавательная активность школьников в процессе проектной работы поддерживается общим настроем на деятельность, выражающемся в сосредоточенности, внимании к исследуемому объекту, стремлении к выявлению его характеристик, интересу, личной инициативе, самостоятельности. Положительная динамика в развитии личностных качеств, в том числе – исследовательских, способствует социальному благополучию школьника, его оптимальному функционированию, высокой позиции среди сверстников. Учащийся при освоении проектной деятельности преобразуется из потребителя готовых знаний в «первооткрывателя», «созидателя», «творца»[12,13,17].
С. Полякова отмечает, что если с раннего возраста включать ребенка в изучение окружающего мира, доступную для данного возраста исследовательскую деятельность, то у него развивается познавательная активность, гибкость, вариативность мышления, память, внимание, восприятие и другие психические функции, способность предвосхищать результат собственных действий и другие качества, характерные для умственного развития. В течение последующего возрастного периода данные свойства совершенствуются, закрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности субъекта[14, с. 34; 4, с. 25-29].
Специалисты выделяют следующие этапы в развитии проектной деятельности школьников:
1. Первый этап сопровождается активизацией интереса учащихся к внешним закономерностям, описаниям конкретных примеров проявления тех или иных научных фактов.
2. На втором этапе пробуждается интерес к выявлению внутренних закономерностей, стремление к самостоятельным интеллектуальным и практическим действиям, изучению причинно-следственных зависимостей, появляется осознанность в суждениях, интеллектуальный компонент начинает преобладать над эмоциональным[2, с. 235].
3. На третьем этапе развивается способность действовать собственным путём в нахождении решения задачи, а не по образцу. В основе данных действий находится самостоятельное экспериментирование, применение творческих способностей, раскрытие потенциальных возможностей субъекта[15, с.62-64].
Анализ образовательной деятельности показал, что большое количество объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, предполагает значительное разнообразие в реализации проектной деятельности учащихся. Как показал практический опыт, проектная работа в наиболее естественном варианте может быть реализована при помощи наблюдений за жизнью растений, животных, то есть различных объектов живой природы, а также за функционированием собственного организма; все данные наблюдения фиксируются и анализируются в рамках лабораторных работ, которые оцениваются преподавателем.
Таким образом, при реализации проектной деятельности необходимо владеть определёнными умениями: интеллектуальными, специальными и предметными. Также для активизации исследовательских способностей учащихся в проектной деятельности необходимо прививать мотивацию к совершению данных действий. Исследовательская деятельность способствует раскрытию творческих способностей школьников и может реализовываться в процессе взаимодействия с объектами живой природы. [16].
Проектная деятельность - это способ достижения дидактической цели через детальное исследование проблемы, которое должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Для ученика проектная деятельность — это способ раскрытия своего творческого потенциала. Исследовательские проекты дают ученикам возможность проявить себя индивидуально или в группе, использовать все свои знания и силы, а полученный результат продемонстрировать учителю и одноклассникам.
Для педагога проектная деятельность — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, вырабатывающее и развивающее специфические умения и навыки проектирования, такие как: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Российский педагог-исследователь Д. И. Нестеренко выделяет следующие требования к реализации метода проектов[10]:
1.Наличие проблемы (задачи), значимой в творческом и в исследовательском плане, которая требует обобщенного знания и исследовательского поиска для ее решения
2.Значимость предполагаемых результатов с практической, теоретической и познавательной точки зрения. (Например, выпуск собственной газеты, создание презентации, обустройство жилья или парка, создание своего рассказа и т.д.)
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учеников на уроке.
4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
установление проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование метода «мозгового штурма», «круглого стола» в групповом исследование);
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, анализ и систематизация полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Тематика проекта выбирается в зависимости от ситуации: тема формулируется в рамках установленных программ, предлагается учителем в зависимости от профессиональных интересов, способностей и интересов учеников. Предлагать темы могут и сами ученики, отталкиваясь от своих интересов. В большинстве случаев, от учащихся требуются знания из разных областей, а темы проектов актуальны для практической жизни. В тоже время, могут затрагиваться и теоретические вопросы, с целью углубить знания. Таким образом, происходит довольно плавная интеграция знаний.
В своей статье «Современные образовательные технологии. Метод проектов» педагог А.Левыкина предлагает следующие этапы выполнения проекта:
Iэтап — погружение в проект;
IIэтап — организация деятельности;
IIIэтап — осуществление деятельности;
IVэтап — презентация проектов.
А другой российский педагог, И. Безверхова, в своей статье «Метод проектов в современной практике учителя английского языка» дает более детальную классификацию этапов метода проектов.
Она обозначает три основных этапа из которых состоит метод проектов: подготовительный, основной и заключительный. Каждый из этапов включает в себя подэтапы.
1)Подготовительный этап, который содержит в себе три подэтапа.
Этап мотивации и целеполагания, включающий в себя определение темы проекта, выявление одной или нескольких проблем, уточнение целей и выбор рабочих групп. В ходе этого подэтапа учащиеся уточняют имеющуюся информацию, обсуждают задание выявляют проблемы. Учитель наблюдает за работой учеников, мотивирует их и помогает в постановке целей проекта.
Этап планирования, который содержит анализ проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, определяет источники информации и способы ее сбора, устанавливает задачи и критерии оценки результатов. Также в ходе этого этапа происходит распределение ролей в команде. Ученики выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи, определяют источники информации и обосновывают критерии успеха проекта. Учитель помогает им в анализе и синтезе.
Этап принятия решений, в ходе которого происходит обсуждение методов проверки принятых гипотез с использованием «мозгового штурма», определяется способ представления результата и происходит сбор информации (с помощью интервью, опросов, наблюдений, экспериментов и других методов). Обучающиеся обсуждают методы проверки гипотез и уточняют источники информации. Учитель большую часть времени наблюдает за работой своих подопечных, давая советы и консультации по их просьбе.
2)Основной этап, или этап выполнения проекта. В это время происходит поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу и собственно выполнение проекта. Ученики работают с информацией, проводят исследования, синтезируют идеи и занимаются оформлением проекта. Учитель по необходимости направляет процесс анализа, а также заполняет индивидуальные карты текущего контроля деятельности обучающихся в ходе работы над проектом на каждого ученика.
3)Заключительный этап, содержащий два подэтапа.
Этап защиты проекта, включающий в себя подготовку и оформление доклада, обоснование процесса проектирования и полученных результатов, а также групповую защиту проекта. Ученики защищают проект, учитель по необходимости направляет процесс зашиты и задает вопросы защищающимся.
Этап проверки и оценки результатов, в ходе которого происходит анализ выполнения проекта и его результатов, успехов и неудач учеников, а также достижения поставленной цели. Кроме того, происходит оценка результатов и выявление новых проблем. Ученики занимаются коллективным анализом проекта и его результатов, производят самостоятельную оценку своей деятельности. Учитель принимает активное участие в анализе и оценке проекта.
По мнению И.Чечель, в ходе выполнения проектной деятельности самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть:
а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
б) поиск пути их решения;
в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;
г) аргументация выбора;
д) сравнение полученного результата с требуемым;
е) корректировка (при необходимости) результата;
ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.
Основная задача любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность применить их в необходимой ситуации.
Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он становится организатором познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Использование проектной технологии открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность учащихся позволяет им выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор, повышает уровень практического владения английским языком, формирует навыки самостоятельной деятельности.
Проекты могут быть разнообразными по форме: анализ; атлас; бизнес- план; видеофильм; выставка; газета; действующая фирма; журнальный репортаж; интервью; картина; костюм; макет; музыкальное произведение; оформление кабинета; публикация; рекламный ролик; рок-опера; спектакль; социологический опрос; справочник; сценарий; телепрограмма; учебное пособие; урок; web-сайт и т.д.
Н.Пахомова в своих работах классифицирует учебные проекты, исходя из следующих типологических признаков:
1)По ведущей деятельности: поисковый; исследовательский; технологический; имитационный; конструирующий; творческий;
2)По сфере применения результатов: экологический; страноведческий; социологический; краеведческий; этнографический; лингвистический; культурологический; маркетинговый; экономический; шоу бизнес;
3)По используемым технологиям: мультимедиа; телекоммуникационный; театрализация; использующий бумагопластику; использующий лоскутную мозаику;
4)По способам объединения результатов на этапе презентации: мозаика; конференция; конкурс, состязание, концерт; саммит;
5)По организационным формам проведения работы над проектом по отношению к предметной урочной системе: урочный; урочно-внеурочный; внеурочный; внешкольный;
6)По видам презентации: издательский; инсценирующий; макетирующий; видео демонстрирующий; компьтеро-демонстрирующий; Интернет представительствующий;
7)По составу участников: одноклассный; межклассный; разновозрастный; общешкольный; межшкольный; международный.
Российский ученый А. Раппапорт классифицирует метод проектов, так:
1)По типу объекта проектирования: морфологические социальные экзистенциальные
2)По характеру координации: с открытой или явной координацией со скрытой координацией
3)По уровню контактов: внутришкольные или региональные международные
4)По продолжительности: краткосрочные средней продолжительности долгосрочные.
Использование метода проектов предоставляет большие возможности расширения образовательных рамок и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная технология дает ученикам попробовать себя в роли авторов, развивает творческие навыки, улучшает уровень владения английским языком при решении задач в реальных ситуациях, формирует навыки самостоятельной деятельности, расширяет кругозор и повышает мотивационный потенциал, проектная деятельность способствует повышению работоспособности учеников и их заинтересованности в обучении.
Возможности использования проектной деятельности на уроках биологии
полной мере, отвечающий требованиям современного образования, метод проектной деятельности используется в преподавании естественно – научных дисциплин, в том числе и биологии.
На уроках биологии можно предложить детям темы исследования, которые могут быть как в рамках учебника, так, и сформулированы учителем с учѐтом учебно – воспитательных задач. Интересную тему могут предложить и сами обучающиеся.
Учебно – методические комплекты, соответствующие ФГОС, уже изначально содержат проекты. Как правило, рекомендации к этим проектам не ограничивают свободы учителя и учеников.
Линия под редакцией И.Н. Пономаревой [8] даѐт возможность проявить инициативу и предлагает возможность выполнять другие проекты.
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать обучающихся на привлечение фактов из смежных областей знаний и различных источников информации (химии, физики, математики, географии). Ученики нацелены на сопоставление
сравнение явлений, событий, фактов из истории и жизни людей разных стран. Это позволяет каждому поставить перед собой посильную задачу, с учѐтом уровня его подготовки.
Подготовка проекта ведѐтся с самого первого урока. Обучающихся необходимо ознакомить с тематикой проектов на первом уроке новой темы, чтобы они могли постепенно накапливать необходимый материал для своих проектов. Каждый выбирает ту тему, которая его больше интересует, образуются пары, группы, распределяются роли, намечается работа над проектом. Обучающиеся приступают к сбору необходимого материала из различных источников. На начальном этапе у них часто появляются трудностис составлением индивидуального плана проекта, формулировкой своей мысли, лингвистические трудности при изложении и компоновке материала. И здесь на помощь должен прийти
учитель, роль которого – быть координатором, участником и помощником.
Среди положительных моментов можно отметить безусловное повышение познавательного интереса школьников к изучению
биологии, повышение личной уверенности обучающихся, развитие ―командного духа, коммуникабельности и умения сотрудничать. Возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некотороевремяснизить напряжение, возникающее в педагогической деяте-льности также можно отнести к плюсам. В заключении важно отметить, что все ребята, участвующие в проектах, очень гордятся своими работами, проявляют активность и самостоятельность в поиске и обработке информации, ее преподнесении.
Таким образом, с помощью совершенствования средств обучения предмету «Биология», а именно использования метода проектов в области систематизации теоретических знаний, можно повысить уровень познавательной самостоятельности школьников и качество знаний с целью подготовки в дальнейшем конкурентоспособного специалиста с высоким уровнем квалификации. Представляется, что подобное использование инновационных методов в обучении биологии позволяет органично соединять традиционные методы в образовательном процессе с современными технологиями и тем самым поднять изучение предметов естественнонаучного цикла на уровень требований, предъявляемых в настоящее время к образованию.
Глава 2. Организация проектной работы на уроках биологии
2.1. Методический паспорт работы над проектом на уроке биологии
Данный проект предназначен для учащихся6хклассов.
Целью проекта является расширение кругозора учащихся об окружающем мире (флоре родного края) и позволяет им самостоятельно приобрести знания с помощью различных видов источников информации (интернет – ресурсы, источники на печатной основе) по интересующим их подтемам в рамках общей темы. Научиться отбирать необходимый материал из многообразия представленной в интернете информации или источниках на печатной основе, оформлять презентации по заданным критериям и публично представлять результаты своей работы.
Таблица1
Развиваемые УУД: Коммуникативные Познавательные Личностные Регулятивные
Умение Искать и Накопление Умение
договариваться, Находить оценок, Планировать
распределять информацию, отношений, Свою
обязанности, делать Актуализировать поведенческих деятельность,
презентацию Имеющиеся диспозиций. Умение
результатов Знания Самоопределение, работать по
деятельности смыслообразование Плану
Структура проекта
Название проекта: «Флора Омской области»
Год разработки учебного проекта: 2018
Участники проекта: Учащиеся 6а класса (15 человек)
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационно – поисковый;
Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: биология.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: география, информатика.
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 6 класс (12 лет).
Методы, использованные в работе над проектом: экскурсия на пришкольный участок, изучение информации по теме в интернет – источниках.Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы.
Гипотеза проекта: К сожалению, учащиеся городской школы, не встречают в повседневной жизни то биоразнообразие, которые можно встретить на окраинах города и в поселках. Преемственность передачи бытовых знаний, в том числе знаний о растениях от старших младшим в большом городе обычно недостаточно проявляется, поэтому дети плохо знают или не знают вообще флору родного края.
В школе на уроках биологии в 6м классе изучают царства живой природы – Растения, Грибы и Бактерии. К сожалению, уроки биологии только 1 раз в неделю и учащиеся, изучая биоразнообразие органического мира, овладевают поверхностными теоретическими знаниями из – за большого объѐма изучаемого материала и малого количества времени, отведѐнного на его изучение, а многообразие растений и грибов родного края остаѐтся неизученным вообще. Но если учащиеся самостоятельно начнут изучать флору Омскойобласти с помощью интернет – источников (как самых доступных для получения знаний источников информации) и создадут тематические электронные презентации в программе Microsoft PowerPoint, а потом поделятся результатами своей работы друг с другом, то за короткий период времени они смогут восполнить этот пробел в своих знаниях.
Проблема проекта: Низкая информированность учащихся о флоре родного края.
Цель проекта для учеников: Изучение флоры родного края, создание банка тематических электронных презентаций в программе Microsoft PowerPoint о флоре Омской области с показом лучших презентаций на уроках в рамках изучаемых соответствующих тем.
Цель проекта для учителя:Создание условий для формирования потребности самостоятельного получения знаний для расширения предметного кругозора.Задачи проекта:
Провести анализ имеющейся в интернет – источниках информацию о многообразии флоры родного края в рамках своей подтемы;
Подобрать текстовые, иллюстративные материалы для создания электронных презентаций в программе Microsoft PowerPoint;
Создать электронные презентации в программе Microsoft PowerPoint;
61595027940Рассказать о результатах исследования одноклассникам.
Ведущая деятельность: поисковая
Сфера применения результатов: учебная
Форма продукта проектной деятельности: электронные презентации в программе Microsoft PowerPoint о флоре Омской области.
Способ представления результатов: групповая защита с использованием созданных электронных презентаций на уроке при изучении соответствующей темы.
Время работы: 2018/2019 учебный год
Режим работы: урочно – внеурочный
Материально–техническое оснащение: компьютерное обеспечение (компьютер с выходом в сеть Интернет), проектор, экран – для показа готовых электронных презентаций.
Учебно – методическое оснащение:
Методические пособия:
Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова и др. – СПб.: КАРО, 2013.
Технология проектно – исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС/ И.В. Комарова. – СПб.: КАРО, 2015.
Информационное оснащение:
Рекомендуемые интернет – сайты по изучаемым темам:
http://www.plantarium.ru («Атлас – определитель растений и лишайников России»);
http://www.pro-rasteniya.ru/ («Сайт о растениях»);
http://pogodaomsk.ru/Priroda_Omskoi_oblasti/ («Природа Омской области: ландшафт, водоемы, флора и фауна);
https://ru.wikipedia.org/wiki/Флора_Омска («Флора Омска»);
https://ecoportal.info/priroda-omskoj-oblasti/ («Природа Омской области/животные и растения с фото и названиями»);
http://pogodaomsk.ru/Priroda_Omskoi_oblasti/Rasteniya_Omsko i_oblasti/ («Растения (травы) Омской области»);
др. на выбор учащихся.
Описание проекта. Этапы работы над проектом Подготовительный этап:
Реализация проекта предполагает сочетание различных типов и видов обучения: учебная экскурсия на пришкольный участок на уроке биологии. Выявление потребности в изучении природы родного края. Знакомство с проектом. На уроках биологии определение целей и задач проекта.Определение способа представления результатов (формы отчета).
Во внеурочное время самостоятельный выбор учащимися подтем в рамках общей темы из списка, предложенного учителем, согласование их с другими участниками проекта.Планирование:
На уроках биологии определение источников информации; определение способов еѐ сбора и анализа. Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.
Исследование:
Во внеурочное время самостоятельная работа по изучению материала в рамках выбранной подтемы. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: просмотр интернет – сайтов по выбранной теме.
Анализ и обобщение:
Во внеурочное время анализ информации, отбор материала для презентаций, согласование материала с учителем оформление результатов в виде презентации по выбранным подтемам, формулировка выводов.
Представление проекта:
Показ презентаций одноклассникам на уроках в рамках изучения соответствующих тем. А также отбор участниками проекта лучшей созданной презентации.
Оценка результата и процесса: Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.
Таблица 2
«Лист оценивания проекта в рамках реализации ФГОС» (оценка учителя)
Критерий Показатель Оценка
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем
Оценка сформированности познавательных учебных действий Умение поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения Поиск и обработка информации Формулировка выводов и/или обоснование и реализация/апробация принятого решения; владение логическими операциями, навыками критического мышления Обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п Общая оценка по критерию
Знание предмета Сформированность предметных знаний и способов действий Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания (в т.ч. владение научной терминологией) и способы действий Сформированность регулятивных действий Умение самостоятельно определять тему, планировать этапы работы Умение управлять своей познавательной деятельностью во времени (проявление самооценки, коррекции и самоконтроля) Умение использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях Общая оценка по критерию
Коммуникация Навыки оформления проектной работы и пояснительной записки 36 Структурирование текста/ сообщения, преобразование информации Умение представить свою работу, выразить свои мысли и выводы. Владение ПК, подготовка презентации Умение ответить на вопросы Оригинальность работы Навыки грамотного использования сети Интернет. Общая оценка по критерию Итоговая оценка за проект Подтемы в рамках проекта
Редкие и исчезающие виды
Красная книга флоры Омской области: редкие и исчезающие растения;
Красная книга флоры Омской области: редкие и исчезающие грибы.
Здоровье: (влияющие на здоровье человека)
Лекарственные растения Омской области;
Съедобные грибы Омской области;
Ядовитые растения Омской области;
Ядовитые грибы Омской области.
Эстетика (декоративные растения):
Зеленая лужайка в городе: декоративные газонные травы;
Цветник в городе.Биоценозы:
Дикорастущие луговые растения Омской области;
Растительный мир лесов Омской области;
Растения на пришкольном участке.
Систематические группы растений:
Мхи и лишайники Омской области;
Плауны, хвощи и папоротники Омской области;
Хвойные растения Омской области.
Сельское хозяйство (растениеводство):
Культуры, выращиваемые в Омской области;
Овощеводство: виды овощей и их сорта, выращиваемые в Омской области;
Садоводство: ягодные и фруктовые культуры Омской области;
Комнатное садоводство: растения на моем подоконнике.
2.2. Диагностика поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии (констатирующий эксперимент)Цель исследования – выявление эффективности использования метода проектов в преподавании биологии. Задачи исследования:
Диагностировать начальные навыки поисково-исследовательской деятельности у учащихся (констатирующий эксперимент)
Разработать методику формирования поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии с использованием метода проектов (формирующий эксперимент)
Провести диагностику сформированности поисково-исследовательской деятельности (контрольный эксперимент)
Подвести итоги исследования, сделать выводы.
В данном исследовании использовались следующие методики:
Диагностика «Творческого мышления школьников» (Автор - составитель В. Богомолов).
Методика «Заверши предложение» М. В. Матюхиной.
Опросник «Выбор способа деятельности» (модифицированный вариант опросника Н.Б. Шумаковой).
На первом этапе исследования была проведена диагностика навыков поисково-исследовательской деятельности у учащихся
За основу оценки уровня поисково-исследовательской деятельности были взяты уровни и показатели предложенные, Т.И. Шамовой.
1.Высокий уровень – проявление активности, желание решать познавательные задачи и самостоятельность. Ученик проявляет настойчивость и упорство для достижения результата, стремится не только глубже проникнуть в суть явления, но и найти для поставленной цели новый способ действия.
2.Средний уровень – ученик проявляет заинтересованность, только в определенной ситуации, активность, может проявляться только при наличии эмоциональной привлекательности, овладевает способами применения знаний в изменившихся условиях.
3.Низкий уровень – ученик не проявляет активности в деятельности, ожидает помощи, ему сложно включиться в учебно-познавательный процесс, не проявляет самостоятельности, заинтересованности, не ищет новых путей решения поставленной задачи, только пользуется готовым образцом.
Основными критериями поисково-исследовательской деятельности выступают:
1) познавательная активность;
2) мотивация к познавательной деятельности;
3) самостоятельность в познании;
Для проверки начального уровня развития навыков поисково-исследовательской деятельности у учащихся были подобраны следующие методики:
– Диагностика «Творческого мышления школьников»
Цель: Определение уровня творческого мышления учащихся. Учащимся предлагается тест, состоящий из 10 вопросов и двух вариантов ответов(«да», «нет»).
Уровень творческого мышления определялся по количеству баллов.
8–1о баллов – высокий уровень
5–7 баллов – средний уровень
4 и менее баллов – низкий уровень
Рассмотрим результаты тестирования учащихся. Данные для удобства представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица № 1. Результаты диагностики творческого мышления школьников (1 группа)
№ Инициалы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Олег В. + 2 Вика С. + 3 Вова Т. +
4 Дима Л. + 5 Егор Т. +
6 Женя В. +
7 Ирина М. + 8 Маша В. + 9 Наташа О. +
1о Полина К. +
Таблица № 2. Результаты диагностика творческого мышления школьников (2 группа)
№ Инициалы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Наташа П. + 2 Антон Р. +
3 Анжела П. + 4 Олег К. +
5 Лена С. +
6 Миша К. +
7 Никита С. + 8 Маша И. +
9 Саша В. +
1о Света Г. + Мы видим, что в первой группе учащихся с высоким уровнем – 3, средним – 2, низким – 5.
Во второй группе с высоким – 2, средним – 2, низким – 6.
На вопрос «Активно ли ты работаешь на уроке?» лишь 3 ученика первой группы ответили утвердительно. Во второй группе также ответили положительно только 2 человека. Большинство школьников отвечают только тогда, когда их спрашивает педагог или материал для них представляет интерес.
На вопрос «Самостоятельно ли ты выполняешь задание на уроке?» только 4 человека, как в первой, так и во второй группе ответили утвердительно. Большая часть в обеих группах обращаются к одноклассникам или педагогу за помощью при выполнении заданий.
На вопрос: «Испытываете ли вы чувство радости после выполнения задания?» положительно ответили лишь 4 человека из первой группы и 5 человек из второй. Можно сделать вывод, что обучающиеся не испытывают желания заниматься поиском новой информации.
Ответы обучающихся на вопрос «Хочешь ли ты узнать больше?» показали, что только 1 человек из первой группы дал положительный ответ. Во второй группе, таковых обнаружилось 2 человека. Остальные школьники обеих выборок дали преимущественно отрицательный ответ.
На вопрос «Внимателен ли ты на уроках?» 5 учащихся первой и 6 второй группы ответили положительно.
На наш взгляд, творческое мышление напрямую связано с познавательной мотивацией
Для изучения познавательной мотивации младших школьников была использована методика «Заверши предложение» М. В. Матюхиной. Цель: Определение уровня познавательной мотивации. Испытуемому предлагается завершить предложения
Я стараюсь... 2) Я не сомневаюсь... 3) Я был бы рад ...
Я надеюсь...5) Я мечтаю...
Основанием для формулирования выводов служат ответы ребенка. Можно предполагать доминирование познавательного мотива при условии, что частота суждений, указывающих на склонность к занятиям познавательной или интеллектуальной деятельностью (например, «Я стараюсь узнавать больше нового», «Я мечтаю, чтобы у меня было много книг» и т. п.), превышает число суждений, относящихся к другим аспектам школьной деятельности (к примеру, «Я надеюсь получать только хорошие отметки», «Я не сомневаюсь, что мама купит мне новый портфель» и т. п.)
Рассмотрим результаты изучения познавательного интереса у школьников по методике «Заверши предложение» (М. В. Матюхиной).522
Высокая познавательная мотивация у детей отражена в таких ответах, как: «Я стараюсь внимательно слушать учителя, потому что мне нравится «, «Я стараюсь больше узнать нового», «Я не сомневаюсь, что смогу справиться
заданиями», «Я мечтаю научиться хорошо читать, чтобы прочитать много интересных книг» и т.п.
Средний уровень, отражается в ответах детей, к примеру: «Я была бы рада получить похвалу учителя, поэтому хорошо учусь», «Я мечтаю о новом компьютере, чтобы узнавать, что–то новое для учебы», «Я надеюсь, что хорошие отметки помогут мне в дальнейшем обучении».
Отсутствие познавательной мотивации, отмечено в таких предложениях, как: «Я мечтаю о новом компьютере», Я стараюсь быть
хорошим», «Я был бы рад летним каникулам», «Я не сомневаюсь, что мне купят новый планшет».
Таким образом, из ответов детей доминирование познавательной мотивации обнаружено у 2 человек из первой группы и 3 человек из второй группы. Средний уровень познавательной мотивации в обеих группах равный, а именно, по 2 человека в каждой. Остальные дети проявляют отсутствие познавательных мотивов учения. Так, в первой группе таковых 6 детей, во второй группе 5 учащихся. Для сравнения - данные на рисунке 1.
112966591440
ков-исследовательская деятельность предполагает наличие у
Рисунок 1 - Уровень выраженности познавательной мотивации учащихся обеих групп (констатирующий этап)
Для определения самостоятельности в поисково-исследовательской деятельности был использован опросник «Выбор способа деятельности» (модифицированный вариант опросника Н.Б. Шумаковой).
Цель методики: определение познавательной самостоятельности школьника.
Учащемуся дается инструкция: внимательно прочти каждый вопрос. Эти вопросы характеризуют уровень самостоятельности в твоей работе
Оцени по предложенным вопросам свою самостоятельность в учебной работе.
24–30 баллов – высокий уровень познавательной самостоятельности.
16–23 баллов – средний уровень познавательной самостоятельности
15 и менее баллов – низкий уровень познавательной самостоятельности
1910715586105Рассмотрим результаты диагностики познавательной самостоятельности. Данные представлены на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2 - результаты диагностики познавательной самостоятельности учащихся первой группы
2025015166370
40% 20%
40 %
Рисунок 3 - результаты диагностики познавательной самостоятельности детей второй группы
Таким образом, как в первой, так и во второй группе у детей преобладает средний и низкий уровень самостоятельности.
По результатам диагностики познавательной самостоятельности мы видим, что в обеих группах превалирует средний уровень, высокий отмечен лишь у двух ребят (2о%) в обеих группах.
Общие результаты уровня развития познавательного интереса на констатирующем этапе практической работы представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица № 3. Результаты диагностики уровня развития познавательного интереса первой группы на констатирующем этапе исследования
№ Инициалы
учащихся Познаватель
ная активность Мотивация в
познавательной деятельно
сти Самостоятель
ность в познании Уровень
познавательного
интереса
1 Олег В. + + + высокий
2 Вика С. + + + высокий
3 Вова Т. – + – низкий
4 Дима Л. + + + высокий
5 Егор Т. – – – низкий
6 Женя В. - + – низкий
7 Ирина М. – – – низкий
8 Маша В. + + + высокий
9 Наташа О. – – – низкий
1о Полина К. - + – средний
Таким образом, в первой группе у четырех детей (4о%) преобладает высокий уровень выраженности познавательного интереса, низкий уровень у пяти учащихся (5о%) и у одного ребенка средний уровень (1о%) познавательного интереса.
Таблица № 4. Результаты диагностики уровня развития познавательного интереса второй группы на констатирующем этапе исследования
№ Инициалы
учащихся Познавательная активность Мотивация к
познавательной
деятельности Самостоятельность
в познании Уровень
познавательного
интереса
1 Наташа П. + + + высокий
2 Антон Р. – – – низкий
3 Анжела П. + + + высокий
4 Олег К. - + + средний
5 Лена С. - + – низкий
6 Миша К. – – – низкий
7 Никита Р. + + + высокий
8 Оля Ч. - - – низкий
9 Рома Д. – – – низкий
1о Саша С. - - - низкий
Таким образом, результаты исследования показывают, что высокий познавательный интерес во второй группе свойственен трем ученикам (30%), низкий – шести учащимся (60%), одному ребенку характерен средний уровень познавательного интереса (10%) в данной группе.
Сравнение по итогам констатирующего этапа оказалось, что у младших школьников преобладает преимущественно низкий уровень сформированности познавательного интереса, причем как показал анализ, в обеих группах результаты практически одинаковые.
В качестве экспериментальной, взята вторая группа, так как в ней больше учащихся с низким уровнем.
Приведенные данные показали необходимость проведения работы, направленной на повышения уровня поисково-исследовательской деятельности учащихся. В качестве основного средства реализации данной задачи мы использовали проектную деятельность.
Использование проектной деятельности на уроках биологии (формирующий эксперимент)Одним из эффективных методов формирования творческого мышления выступает метод проектов.
В рамках настоящего исследования, с целью формирования творческого мышления на уроках БИОЛОГИИ ученикам 5 –го класса был предложен групповой проект «Что нам стоит дом построить?!».
Данный проект выполняли учащиеся из первой группы на индивидуальных занятиях (ИГЗ) для 5-го класса.
Характеристика данного проекта.
Предмет: «БИОЛОГИИ»
Класс: 5
Количество участников: 10 человек.
Тип проекта: практико-ориентированный, метопредметный
Продолжительность: 8 занятий
Цели данного проекта:
Образовательная: формирование умения применять полученные знания в нестандартных практических задачах.
Развивающая: развитие мыслительных операций: систематизация, наблюдение, обобщение, планирование.
Воспитательная: поддержание интереса к предмету, формирование умения трудиться в коллективе.
Учащиеся должны научиться: ставить цели и задачи проекта, составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, определять данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся.
I. Подготовительный этап.
Так как суть проектной деятельности для учащихся уже раскрыта, Педагог помогает определить цель и формулировку темы проекта.
Педагогом предложено несколько направлений, по которым можно сделать проект: строительство безопасного дома, торговля и другие.
Группой учащихся было выбрано направление проекта связанное со строительством. Выбрав направление, ученики самостоятельно сформулировали тему проекта «Что нам стоит безопасный дом построить?!», с помощью педагога выдвинули гипотезу, поставили цель работы, определили задачи.
В проекте поставлены два основных вопроса:
1)Важные моменты при строительстве, с чего начинается стройка;
2)как сделать дом максимально безопасным?.
В ходе общего обсуждения ребята должны увидеть, что им в процессе выполнения проекта предстоит разработать план дома, так чтобы он удовлетворял размерам земельного участка, какие меры предосторожности необходимо соблюдать при строительстве. Здесь Педагог может им помочь наводящими вопросами. Таким образом, ученикам необходимо увидеть весь масштаб предстоящей работы.
Перед учащимися поставлена проблема, которая подтолкнет их к поиску и исследованию.
II.Этап планирования и исследования.
Учащиеся были разделены на группы. Критерием деления были определены способности, интересы и симпатии учеников. В задачу педагога входил контроль, чтобы, группы были равными по своим возможностям. После того как группы сформированы, внутри каждой из них дети самостоятельно распределили обязанности. Каждый участник группы отвечает за определенный вид предстоящей работы, при этом педагог контролировал выполнение всей работы.
III.Этап обобщения информации.
Педагог организует коллективное общение в форме обсуждения кратких сообщений о полученных результатах, их оценки и т.д. После этого каждая группа уточняет свои результаты.
IV. Этап представления (защита) полученных результатов работы над проектом (презентация).
Участники проекта готовят свою работу к защите. Они выбирают форму, в виде которой донесут свой проект до остальных участников. Ребятам предстоит вспомнить весь ход работы, чтобы представить его на защите. Они выявляют трудные и значимые места в ходе выполнения проекта, указывают на средства, способы и методы работы над проектом. Демонстрируют свой результат и показывают его универсальность, отвечают на возникшие вопросы в ходе презентации.
V.Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов.
Каждый участник оценивает результат своей деятельности в группе, группа оценивает деятельность своих участников, так же педагог оценивает деятельность каждого участника группы.
В заключении педагог подводит итоги проделанной работы, отмечает успехи каждого участника. Советуется с учащимися о возможном продолжении проекта, так как в данном проекте были произведены расчеты для внешних работ строительства дома.
Чтобы организовать проектную деятельность, необходима специальная подготовка. Педагог должен точно знать сущность проектной методики, интересы и склонности ребят, владеть хорошими организаторскими качествами, он сам должен иметь представление о результатах проектной деятельности ребят.
Внедрение организации проектной деятельности в процесс обучения БИОЛОГИИ осуществлялось на базе общеобразовательной школы. Был организовано 8 занятий, на которых учащиеся разработали свой собственный проект. Занятия проводились один раз в неделю.
Анализ и обобщение экспериментальных данных (контрольный эксперимент)На контрольном этапе была проведена повторная диагностика динамики уровня познавательного интереса младших школьников. (диагностика «Творческого мышления младших школьников» В.Богомолов)
Цель: определить эффективность использования метода проектов во внеурочной деятельности для развития познавательного интереса младших школьников. Для этого использовались те же методики, что и на первом этапе исследования. Данные представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица № 5. Результаты диагностики динамики уровня познавательного интереса учащихся 1 группы
№ Инициалы Высокий
уровень Средний
уровень Низкий уровень
1 Олег В. + 2 Вика С. + 3 Вова Т. +
4 Дима Л. + 5 Егор Т. +
6 Женя В. +
7 Ирина М. + 8 Маша В. + 9 Наташа О. +
10 Полина К. +
Таблица № 6. Результаты диагностики динамики уровня познавательного интереса учащихся 2 группы
№ Инициалы
учащихся Высокий
уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Наташа П. + 2 Антон Р. + 3 Анжела П. + 4 Олег К. + 5 Лена С. + 6 Миша К. +
7 Никита Р. + 8 Оля Ч. + 9 Рома Д. + 10 Саша С. + Данные таблицы свидетельствуют, что у учащихся контрольной группы обнаруживается недостаточно высокий интерес познавательной деятельности. На вопрос «Активно ли ты работаешь на уроке?» лишь 3 ученика ответили утвердительно. В экспериментальной группе напротив положительно ответили 6 человек. Большинство школьников экспериментальной группы стараются ответить, тянут руки.
На вопрос «Самостоятельно ли ты выполняешь задание?» только 4 человека в контрольной группе ответили утвердительно. Большая часть в этой группе обращаются к одноклассникам или педагогу за помощью при выполнении заданий. В экспериментальной группе самостоятельность стали проявлять 7 человек, то есть большинство.
На вопрос: «Испытываете ли вы чувство радости после выполнения задания?» положительно ответили лишь 4 человека из контрольной группы, а в экспериментальной таковых оказалось 8 человек. Можно сделать вывод, что обучающиеся в контрольной группе по–прежнему не испытывают желания заниматься поиском новой информации, в отличие от детей из экспериментальной группы, которым интересно осуществлять поиск новой информации, узнавать о чем–то ранее неизвестном.
Ответы обучающихся на вопрос «Хочешь ли ты узнать больше?» показали, что только 1 человек из контрольной группы дал положительный ответ. В экспериментальной группе, таковых обнаружилось 7 человек.
На вопрос «Внимателен ли ты на уроках?» 5 учащихся контрольной и 8 экспериментальной группы ответили положительно.
Рассмотрим результаты по методике «Заверши предложение» (М. В. Матюхиной).
Из ответов детей доминирование познавательной мотивации обнаружено у 2 человек из контрольной группы и 6 человек из экспериментальной группы. Средний уровень познавательной мотивации в контрольной группе отмечен у 2–х человек, а в экспериментальной группе изменился и уже свойственен 4 человекам. Дети из контрольной группы проявляют в основном отсутствие познавательной мотивации учения (6 человек), а в экспериментальной группе таковых не обнаружена.
Для сравнения представим данные на рисунке 5.
1196340165735
Рисунок 5 - Уровень выраженности познавательной мотивации учащихся
обеих групп (контрольный этап)
Результаты диагностики познавательной самостоятельности представлены на рисунках 6 и 7.
196342014827
Рисунок 6. Особенности познавательной самостоятельности детей контрольной группы
2177415169546
10
30
Рисунок 7. Особенности познавательной самостоятельности детей экспериментальной группы
По результатам диагностики познавательной самостоятельности на контрольном этапе мы видим, что контрольной группе также доминирует средний уровень, высокий отмечен лишь у двух ребят (20%). В экспериментальной группе результаты изменились в положительную сторону. Так с высоким уровнем познавательной самостоятельности отмечено 6 человек, со средним 3 человека и с низким один ребенок.
То есть вцелом по группе здесь превалирует высокий уровень самостоятельности. Рассмотрим общие результаты.
Таблица № 7. Результаты диагностики познавательной самостоятельности учащихся 1 группы
№ Инициал
ы
учащихся Познавательна
я активность Мотивация в
познавательно
й деятельности Самостоятельност
ь в познании Уровень
познавательного
интереса
1 Олег В. + + + высокий
2 Вика С. + + - Средний
3 Вова Т. – + – Низкий
4 Дима Л. + + + Высокий
5 Егор Т. – – – Низкий
6 Женя В. - + – Низкий
7 Ирина М. – – – Низкий
8 Маша В. + + + Высокий
9 Наташа О. – – – Низкий
1о Полина К. + + – Средний
Таблица № 8. Результаты диагностики познавательной самостоятельности учащихся 2 группы
№ Инициалы
учащихся Познавательн
ая активность Мотивация к
познавательной
деятельности Самостоятельность
в познании Уровень
познавательного
интереса
1 Наташа П. + + + высокий
2 Антон Р. + + – средний
3 Анжела П. + + + высокий
4 Олег К. + + + высокий
5 Лена С. + + – средний
6 Миша К. + + – средний
7 Никита Р. + + + высокий
8 Оля Ч. + + – средний
9 Рома Д. + + – средний
1о Саша С. + + + высокий
Для наглядности данные представлены на рисунке 8.
615950107315
Рисунок 8. Уровни сформированности познавательного интереса обеих групп (контрольный этап)
Таким образом, результаты исследования показывают, что высокий познавательный интерес в контрольной группе свойственен трем ученикам (30%), низкий – шести учащимся (60%), одному ребенку характерен средний уровень познавательного интереса (10%) в данной группе.
Вэкспериментальной группе у пяти детей (50%) преобладает высокий уровень выраженности познавательного интереса, средний уровень у пяти учащихся (50%) и ни у кого из детей не обнаружен низкий уровень познавательного интереса.
Таким образом, по итогам контрольного этапа оказалось, что у школьников контрольной группы, с которыми не проводилась проектная деятельность, обнаруживается преимущественно низкий уровень сформированности познавательного интереса.
А в экспериментальной группе показатели изменились в лучшую сторону. Так с низким уровнем познавательного интереса нет детей в данной группе, у половины детей выявлен высокий уровень, у другой половины средний уровень познавательного интереса. Эти данные свидетельствуют о том, что организация проектной деятельности как средства развития познавательного интереса младших школьников на уроках биологии является эффективной.
Таким образом, можно резюмировать:
В исследовании творческого мышления младших школьников было задействовано 20 учеников 4 «А» класса. Из учащихся было сформировано 2 группы: контрольная и экспериментальная (где учащиеся задействованы в проектной деятельности) по 10 человек в каждой группе.
Исследование творческого мышления младших школьников проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Результаты констатирующего этапа показали недостаточный уровень развития критериев творческого мышления у детей, в основном преобладал низкий уровень творческого мышления, самостоятельности.
Эмоциональной вовлеченности и мотивации к познанию нового.
Формирующий этап проводился с детьми экспериментальной группы и был направлен на повышение творческого мышления путем использования проектной деятельности детей.
Контрольный этап исследования показал значительные изменения в развитии познавательного интереса у детей из экспериментальной группы. Так, у детей контрольной группы, с которыми не проводилась проектная деятельность, обнаруживается преимущественно низкий уровень развития познавательного интереса. В экспериментальной группе преобладает высокий и средний уровень познавательного интереса, что свидетельствуют об эффективности использования проектной деятельности с целью формирования творческого мышления младших школьников.
Выводы
В заключение можно сделать следующие выводы:
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учеников и их способностей к самостоятельной работе, связанной с темой проекта, и критическому мышлению. Рассматриваемый метод ориентирован на самостоятельную работу школьников, которую необходимо выполнить за определенное время индивидуально, парно или в группе. Результаты работы учеников должны иметь конкретное решение или результат – в зависимости от тематики проекта.
Проблеме повышения мотивации к образовательной деятельности у школьников при помощи использования проектной деятельности были посвящены научные труды ряда известных российских педагогов – Е. С. Полат, О. А. Жбановой, З. Н. Никитенко, Н. Ф. Коряковцевой и др. Как показал анализ научной литературы по теме курсовой работы и педагогическая практика, применение метода проектов в образовательном процессе достаточно эффективно.
Использование метода проектов в учебной деятельности выводит процесс обучения на новый уровень и способствует повышению мотивации учеников к изучению биологии с помощью творческих заданий.
Проект на уроке биологии позволяет избежать монотонного характера урока, он является движущей силой для повышения мотивации учеников к образовательной деятельности, помогает запоминать необходимые сведения и исправлять ошибки учеников.
Крайне важно замотивировать к изучению биологии на начальном этапе изучения, сформировать положительный настрой и не отпугнуть от познания окружающего мира.
В ходе написания курсовой работы была проведена апробация разработанного проекта на уроке биологии. Новый вид деятельности вызвал у учеников большой интерес, они принимали активное участие в работе. Усвоение материала по изучаемым темам прошло более эффективно, нежели в ходе обычного урока.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод проектов дает возможность разнообразить формы работы на уроке, в результате чего развивается самостоятельность учащихся и повышается их интерес, что положительно влияет на качество обучения.
Таким образом, можно заключить, что использование метода проектов в образовательном процессе повышает мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, а формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей у учеников проходит более успешно.
Список использованной литературы:
1. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности // VII юношеские чтения им. В.И.Вернадского: Сб. методических материалов. – М., 2014. – 456 с.
2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / А.С. Обухов. – М.: Нац. Книжный центр, 2015. – 283 с.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 2014. – 206 с.
4. Полякова С. Творчество – это исследование / С. Полякова // Учитель 2002, №2. – с. 25-29.
5. Сатбалдина С.Т. Формирование исследовательского мышления у учащихся / С.Т. Сатбалдина// Биология в школе, 2007, №4. – 42-46.
6. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В.С. Мухина // Школьные технологии, 2015. - №2, с. 19-31.
7. Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности школьников (из педагогического опыта школы – гимназии № 168 Санкт-Петербурга) / Ю.М. Викторов, С.А. Лебедева, С.В. Тарасов. – Спб, 1998. – 20 с.
8. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
9. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1998. – 147 с.
10. Нестеренко Д.И. Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей студентов. 2014 – 142
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.
12. Лук А.Н. Личность учёного (научно-аналитический обзор) / А.Н. Лук. – М.: ИНИОН, 2016. - 38 с.
13. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2017. – 184 с.
14. Перминова Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования. Методическое пособие / Л.М. Перминова. – СПб: СПбАППО, 2006. – 58 с.
15. Лернер И.Я. Способы и уровни усвоения содержания образования / И.Я. Лернер // Биология в школе., 1988, №2. – с. 62-64.
16. Ивашова О.А. Роль исследовательской деятельности в развитии интеллектуального и творческого потенциала младших школьников. /Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик (материалы Четвёртой Всероссийской научно-практической конференции 7-8 декабря 2006 года) / О.А. Ивашова. – СПб., 2007. – 364 с.
17. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А.К. Брудного. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2000. – 541 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!