это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3301925
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ5
1.1. Сущность понятия «личность» и «индивидуальность»………….5
1.2. Проблема соотношения понятий «личность» и «индивидуальность»11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ С ТЕОРИЯМИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………17
2.1. Отечественные теории личности………………………………….17
2.2. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что соотношение понятий «личность», «индивидуальность» традиционно является одним из самых противоречивых вопросов психологии. В течение определенного периода времени в психологической науке понятия личность и индивидуальность практически не различались и употреблялись в схожих значениях, однако позже ученые пришли к выводу, что эти понятия отражают разные стороны человеческой сущности.
Проблема соотношения понятий личность и индивидуальность - одна из самых актуальных в психологии. Личность - это социальная структура, а индивидуальность проявляется, прежде всего, в своеобразии внутреннего мира человека. Понятие личности - одно из самых сложных в человеческих знаниях. Личность является объектом целого ряда наук и, будучи сложным, многогранным социальным явлением, требует комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и др.).
До сих пор не появилось достаточно обоснованного и общепринятого определения; Многозначность содержания этого понятия обусловлена многогранностью проявлений личности, разнообразием ее становления и развития.
Личность в психологии - это системное качество, приобретаемое человеком в объективной деятельности и общении. Большинство психологов считают, что человек не рождается человеком, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности.
Теоретические и методологические основы исследования: биогенетический подход (С. Холл, З. Фрейд и др.) рассматривает биологические процессы созревания организма как основу развития личности; социогенетические (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структура общества, методы социализации, взаимоотношения с окружающими и др.; психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.), не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических феноменов.
Отечественная общепсихологическая теория личности основана на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и внешних условий, определяющих ее, действующих через внутренние причины, и развивается под влиянием научных работ: К.А. Абулханова-Славская, Б. Ананьева, Л. Анциферова, Л. Выготский, А.Г. Ковалева, А. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.С. Мерлин, В. Мясищева, А. Петровский, К. Платонов, Б. Теплова, С. Рубинштейн и др.
Объект данной работы – психология личности. Предмет – проблема соотношения понятий личность и индивидуальность в психологии. Целью является изучение психологии личности и выявление проблемы соотношений понятий личность и индивидуальность, путем проведения сравнительного анализа отечественных теорий с теориями в зарубежной психологии.
Задачи:
- рассмотреть сущность понятия «личность» и «индивидуальность»;
- изучить проблему соотношения понятий «личность» и «индивидуальность» в психологии;
- исследовать отечественные теории личности
- провести анализ отечественных теорий личности с теориями в зарубежной психологии.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, наблюдение. Экспериментальная база исследования: отечественные теории и зарубежная психология. Практическая значимость исследования: сравнительный анализ отечественных теорий личности и теорий в зарубежной психологии поможет углубить знания по данной теме.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Сущность понятия «личность» и «индивидуальность»
Реальность, которая описывается понятием «личность», проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам, которые были закреплены за определенными типами действующих лиц.
Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению -- это определенная социальная роль или функция человека.
На данный момент психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств [1].
Поскольку личность чаще всего определяют, как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе.
К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки.
Индивидуальность - особенное в человеке, совокупность только ему присущих особенностей (в частности, свойств личности), которая делает его личность единичным воплощением типичного и всеобщего.
При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.
Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность -- это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек [2].
Вопрос об индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку.
Предпосылки к индивидуальности человека заложены в анатомических и физиологических задатках, которые трансформируются в процессе воспитания, имеющего социально детерминированный характер, порождая самые разнообразные проявления индивидуальности.
Новорожденные дети, так похожие друг на друга, с первых минут жизни демонстрируют свою индивидуальность в поведении и восприятии окружающего мира. Пусть это проявится в реакции на приход и уход матери, в особенностях подачи самых примитивных сигналов другим или в выражении отрицательного отношения к чему-либо.
Ребенок проявляет свободную волю, которая в процессе его развития принимает все более конкретные формы. По мере взросления индивидуальность претерпевает изменения под воздействием внешних и внутренних факторов.
Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование различных способностей в деятельности.
Уникальность психики человека определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, которые формируются в активном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).
Термин «индивидуальность» применяется как синоним слова «индивидуум» для обозначения уникального набора характеристик, присущих отдельному организму и отличающих этот организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.
Следовательно, индивидуальность - это личность в своей оригинальности. Когда говорят об индивидуальности, имеют в виду неповторимость личности. Обычно слово «индивидуальность» применяется для обозначения одной доминирующей черты личности, которая отличает ее от других.
Каждый человек индивидуален, индивидуальность одних проявляется очень ярко, ярко, у других не выразительна, малозаметна. Иногда пики внешних проявлений самобытности личности возникают на ранних этапах развития человека (от 3 до 5 лет), а затем стихают или приобретают скрытый характер.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах умственной деятельности.
Оригинальность интеллекта, например, заключается в способности видеть то, что не замечают другие, в особенностях обработки информации, то есть в способности ставить задачи (интеллектуального и морального характера) и решать их, в большой мобильности. эмоций. Особенности воли проявляются в силе воли, поразительной смелости, выдержке. Оригинальность может заключаться в своеобразном сочетании свойств конкретного человека, придающем особую окраску его поведению или деятельности.
СМИ играют значительную роль в современном процессе развития индивидуальности. Телевизионные программы и программы, например, побуждают человека развиваться в некоторой степени однобоко, стандартизировано [3].
Яркие образы подавляют такие мыслительные функции, как анализ и самоанализ. Нередко акценты в передачах телевидения уже расставлены и как бы подталкивают зрителя к определенным выводам. Это особенно опасно для развивающегося человека, который только начинает процесс социализации и нередко принимает любую авторитетно заявленную теорию за истину.
Индивидуальность характеризует личность более конкретно, более подробно, а значит, более полно. Она является постоянным объектом исследований как в психологии личности, так и в других областях психологии.
Одним из важнейших, определяющих свойств индивидуальности является способность, которая выражается в степени качества выполнения той или иной деятельности.
Способности - это те индивидуальные психологические характеристики, которые связаны с успехом одного или нескольких видов деятельности. Основой развития способностей могут быть всевозможные сочетания общих и особых индивидуальных психологических качеств.
Среди наиболее распространенных - такие способности, как работоспособность, выносливость и др. Э.А. Голубева выяснила, что сочетание естественных предпосылок социальных способностей составляет сложные системные комплексы. Так, например, для людей с развитыми языковыми способностями характерна пассивность, преобладание зрительной памяти над всем остальным, развиты вторично-сигнальные функции.
Люди с коммуникативными наклонностями запоминают информацию в основном на слух; в качестве общих характеристик они имеют подвижность психики и нервной системы. При способности к музыкальному самовыражению на первый план выходят лабильность нервной системы в разном возрасте, большая восприимчивость и чувствительность, а также преобладание непроизвольного уровня регуляции. личность темперамент темперамент эмоциональный
Способности - это те особенности психологии человека, которые определяют продуктивность получения различных навыков и способностей, но наличие способности что-либо делать не означает первоначального владения уже присущими ему навыками и способностями.
Способности человека действуют только как стремление к более легкому усвоению определенных знаний. Подобно тому, как засеянное поле - это только возможность по отношению к будущему урожаю, который может вырасти из семян, но только при благоприятных условиях, человеческие способности - это только возможность приобретения знаний и навыков.
В случае, когда определенный набор личностных качеств совпадает с необходимыми в данной сфере работы, а освоение профессии прошло достаточно легко и в установленные сроки, имеет смысл говорить о наличии у данного человека способностей. для этой конкретной деятельности [4].
Поскольку человек отличается от другого только своими способностями, этот набор качеств можно назвать индивидуально-психологическими характеристиками.
Система присущих человеку способностей включает в себя основные качества (свойства, которые напрямую связаны с преобладающей деятельностью (музыкальный слух певца или зрительная память исполнителя)) и дополнительные (свойства, не относящиеся напрямую к основным деятельность выполнена, но помогает справляться со своими обязанностями достаточно качественно (хороший глаз строителя или выдержка для водителя грузовика)).
Но как ведущая, так и вспомогательная составляющие образуют единство, обеспечивающее качественный уровень обучения и воспитания, и в то же время определяют особые способы и методы, связанные с личностными качествами учителя.
Среди общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать способностями, выделяются индивидуально-психологические особенности, определяющие принадлежность индивида к одному из трех типов людей. И. Павлов относит их к «артистическим», «умственным» и «средним» типам. Эта типология сформировалась в процессе обучения тому, что высшая нервная деятельность определяется наличием в ней двух сигнальных систем:
- образно-эмоциональное;
- сигнализация изображений с помощью слова - сигнал сигналов.
Художественный тип характеризуется преобладанием сигналов первой сигнальной системы, ментальный тип характеризуется относительным преобладанием сигнальных сигналов, средний тип людей характеризуется равным присутствием обеих сигнальных систем.
Например, для художественного типа характерна яркость образов, образованных прямым воздействием реальных впечатлений, переживаний, эмоций. Тип мышления - абстрактное восприятие и построение логических систем, теоретизирование [5].
Но при этом наличие у человека, например, художественных способностей вовсе не означает, что он должен стать или станет в будущем выдающимся или даже посредственным художником.
Представителю этого типа просто легче, чем другому, привыкнуть к деятельности, требующей впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Поэтому нередко возникают стереотипы представлений о той или иной профессии, которые в реальной жизни очень нередко подтверждаются.
Способности мыслящего типа предоставляют возможности для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями. Представители этого типа могут применять свои способности в таких предметах, как математика, философия, физика, лингвистика. Здесь перечисленные качества должны пригодиться для овладения основами этих наук, а возможно, и для достижения в них каких-то высот.
1.2. Проблема соотношения понятий «Личность» и «Индивидуальность»
Долгое время в марксистской литературе эти понятия были почти неразличимы и применялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные концепции одного порядка, но не идентичны. В то же время различие между этими понятиями не должно приводить к другой крайности - их резкому разграничению и противопоставлению.
Самое общее, родовое понятие - это человек. Человек - это субъект социально-исторической деятельности и культуры, точнее, субъект этих общественных отношений, а значит, и глобального историко-культурного процесса.
Являясь высшей ступенью развития живых организмов на Земле, она по своей природе является единством социальных и природных качеств, которые отражаются в определении человека как целостной полисложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.
Человек рассматривается как личность, как единственный представитель человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо конкретных характеристиках. Человек всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «личность» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию.
Бердяев рассматривал личность, в отличие от личности, как духовную сущность и качество человека. «Как образ и подобие Бога, человек есть личность. Личность следует отличать от личности. Личность - это духовно-религиозная категория, а индивид - натуралистически-биологическая категория. Индивид - это часть природы и общества. Личность не может быть частью чего-то…».
Однако трудно согласиться с антропологическим дуализмом, который он пытается установить и который приводит его к отрицанию социального характера и социальной обусловленности личности.
В психологии понятие индивида применяется в слишком широком смысле, что ведет к неразличению характеристик человека как личности и его характеристик как личности. Но именно их четкое различие и, соответственно, лежащее в основе различие понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности [6].
Наш язык хорошо отражает несоответствие этих понятий: слово «личность» применяется нами только по отношению к человеку, причем начиная с определенного этапа его развития. Мы никогда не говорим «личность животного» или «личность новорожденного».
Однако никому не трудно говорить о животном и новорожденном как о личности, об их индивидуальных характеристиках (возбудимое, спокойное, агрессивное животное. То же самое, конечно, о новорожденном). Мы не говорим всерьез о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и большое разнообразие характеристик, приобретенных под влиянием социальной среды; Между прочим, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания индивида как продукта пересечения биологических и социальных факторов.
Любопытно, наконец, что в психопатологии описаны случаи раздвоения личности, и это отнюдь не только образное выражение; но никакой патологический процесс не может привести к расколу индивида: раскол, «разделенный» индивид - нонсенс, противоречие в терминах.
Понятие личности, как и понятие индивида, выражает целостность предмета жизни. Но личность - это целостное образование особого рода. Личность - это не генотипически детерминированная целостность: они не рождают человека, они становятся личностью [7].
Вот почему мы не говорим о личности новорожденного или личности младенца, хотя черты личности проявляются на ранних этапах онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних этапах развития. Личность - относительно поздний продукт человеческого развития.
Если мы говорим «человеческий индивид», то мы имеем в виду только общее сообщество всех людей и одного представителя человеческого рода. Но как только мы начнем указывать на какие-то другие качества, мы обязательно ограничим объем понятия, выделив особые социальные группы. То есть здесь действует закон обратной пропорциональной зависимости между объемом и содержанием концепта.
Итак, сказав «бедные люди» или «богатые люди», мы уже определили определенные группы людей, отделяя их от других групп. И чем больше мы конкретизируем концепцию, тем меньше она будет по объему и насыщеннее по содержанию.
В конце концов, через персонификацию индивидуума, индивидуальной личности, мы придем к единственному индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированная личность - это личность.
Социальная индивидуальность человека возникает, конечно, не на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и обучения.
Следовательно, личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный результат, синтез и взаимодействие самых разных факторов. И личность тем значительнее, чем больше она накапливает социокультурный опыт человека и, в свою очередь, вносит индивидуальный вклад в его становление
Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Итак, в общей психологии личность обычно означает некий интегрирующий принцип, который связывает воедино различные психические процессы человека и придает необходимую стабильность его поведению.
Отправной точкой социологического исследования личности является анализ не индивидуальных характеристик человека, а тех социальных функций (ролей), которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые входит индивид. На этой основе строится ролевое представление о личности [8].
Если по своей сущности человек социальный, то по способу своего существования он индивидуален. Индивидуальность - это своеобразный, своеобразный способ быть конкретным человеком как субъектом самостоятельной деятельности, индивидуальной формой общественной жизни человека.
Он выражает собственный мир человека, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по своему происхождению, структуре и форме индивидуален по своей природе. Сущность индивидуальности раскрывается в личности конкретного человека, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в его развитии опосредована социальными факторами.
Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, которая формируется в процессе диалектического взаимодействия его качеств - общих, типичных (общих для всех человеческих природно-антропологических и социальных характеристик), особых (конкретно-исторических, формационные) и одиночные (уникальные телесные и духовные психические характеристики).
С историческим становлением трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных сферах жизни [9].
Личность - это чрезвычайно индивидуальная, социальная, психофизиологическая и духовная индивидуальность. Но эта индивидуальность не начало, а результат процесса становления, становления личности, который называется социализацией. Социализация в широком смысле слова - это процесс усвоения человеком знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему быть полноправным членом общества.
Становление личности, ее социализация происходит как бы «извне» - через механизмы воспитания и «изнутри» - через механизмы самосоциализации, саморегуляции и самозащиты. Очевидно, что содержание, методы и методы его формирования зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития того или иного общества, от традиций и обычаев народа и многих других факторов.
Невозможно учесть все объективные и субъективные факторы формирования личности; поэтому невозможно ни дать окончательное определение «личности», ни описать все ее возможные характеристики и качества. Тем не менее обобщенным показателем личности является ее духовность, которая выражается в соответствии с ее действиями, качествами, интересами, потребностями, идеалами как в отношении фундаментальных общественных интересов, так и в отношении ее человеческой природы.
Можно сделать вывод о том, что на данный момент Психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как социальное существо приобретает личностные качества, когда он вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся «формирующими» его личность. На момент рождения человек еще не обладает этими приобретенными (личностными) качествами [10].
Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование различных способностей в деятельности. Термин «индивидуальность» применяется как синоним слова «индивидуум» для обозначения уникального набора характеристик, присущих отдельному организму и отличающих этот организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.
Понятие личности, как и понятие индивида, выражает целостность предмета жизни. Личность - это чрезвычайно индивидуальная, социальная, психофизиологическая и духовная индивидуальность. Но эта индивидуальность не начало, а результат процесса становления, становления личности, который называется социализацией. Социализация в широком смысле слова - это процесс усвоения человеком знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему быть полноправным членом общества.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ С ТЕОРИЯМИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Отечественные теории личности
1. Понимание личности В.М. Бехтеревым.
Анализируя взгляды В.М. Бехтерева на личность, необходимо подчеркнуть важность изучения личности, которая рассматривалась как интегративное целое. В.М. Бехтерев ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, полагая, что индивид является биологической основой, на которой строится социальная сфера индивида. По словам В. М. Бехтерева, «человек подобен двум тесно связанным совокупностям следов, один из которых более тесно связан с органическим, а другой - с социальной сферой». Рассматривая характер взаимоотношений между ними, В. М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на органической почве, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни в той мере, в какой органические влияния подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальных влияний».
В целом в структуре личности В.М. Бехтерев подчеркивает роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех следов психорефлексов в целом, возникающих на основе социальной жизни и возрождающих определенные органические реакции. В структуре личности В. Бехтерев выделил пассивную и активную, сознательную и бессознательную части. Изучая девиантное поведение, он исходил из ограничений тех методов коррекции, которые отдавали приоритет положительному подкреплению желательного поведения и отрицательному подкреплению нежелательного поведения [11].
Он считал, что любое подкрепление может перехватить реакцию. Вы можете избавиться от нежелательного поведения, создав более сильный мотив, который поглотит всю энергию, потраченную на нежелательное поведение. Таким образом, В. Бехтерев во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и очистки энергии социально приемлемым способом, развитые психоанализом.
В.М. Бехтерев отстаивал очень важную идею о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетом является личность, а не коллектив. С этой позиции он исходил, исследуя коллективную коррелятивную деятельность, объединяющую людей в группы.
Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной взаимосвязанной деятельности, изучая, что происходит с человеком, когда она становится членом группы, и чем в целом реакция коллективной личности отличается от реакции индивидуальной личности. В своих опытах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, В. Бехтерев первым открыл такие явления, как конформизм, групповое давление, которые лишь через несколько лет стали изучать в западной психологии.
Доказывая, что становление личности невозможно без команды, он в то же время подчеркивал: влияние команды не всегда благотворно, потому что любая команда выравнивает личность, пытаясь сделать ее стереотипным представителем своего окружения. Обычаи и социальные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно выражать свои потребности. Личная свобода и социальная необходимость, индивидуализация и социализация - две стороны социального процесса, идущего по пути социальной эволюции [12].
2. Личностный подход С. Л. Рубинштейна.
Первое, на что С.Л. Рубинштейн обращает особое внимание, начиная характеристику личности, - это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей в зависимости от их индивидуальных, то есть личностных характеристик, разные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее становление, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и ведет к изменению чувств, волевой жизни. Как заболевание (его течение) влияет на существенные изменения личности пациента, так и изменения личности в ходе его развития приводят к изменениям психических процессов (когнитивных, аффективных, волевых).
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются самостоятельно развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, то есть психические процессы становятся психическими функциями личности. Таким образом, в процессе развития личности восприятие превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное импринтинг заменяется сознательным запоминанием. Внимание в его специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление - это совокупность операций, сознательно направленных человеком на решение проблем. Исходя из этого контекста, вся человеческая психология - это психология личности.
Ориентация личности, ее установки, порождающие определенные действия в однородных ситуациях, затем переходят в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие интересов в определенной сфере деятельности стимулирует становление способностей в этом направлении, а наличие способностей, обуславливающих успешную работу, стимулирует интерес к ней.
Способности и характер также тесно связаны. Наличие способностей рождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, наоборот, самомнение или беспечность. Равным образом черты характера определяют развитие способностей, поскольку способности развиваются через их реализацию, а это, в свою очередь, зависит от черт характера - решительности, настойчивости и неразрывного единства [13].
Таким образом, в структуре личности по С.Л. Рубинштейн включает в себя ориентацию, знания, умения и навыки, которые приобретаются в процессе жизнедеятельности и познавательной деятельности, а также индивидуально-типологические особенности личности, проявляющиеся в темпераменте, характере и способностях.
3. Личностно-деятельностный подход А. Н. Леонтьева.
По словам А. Н. Леонтьева, «личность человека« продуцируется »- создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». По А. Н. Леонтьеву, индивид - это неделимое, целостное, генотипическое образование со своими индивидуальными особенностями, и личность - это тоже целостное образование, но не кем-то или чем-то данное, а произведенное, созданное в результате множества объективной деятельности.
Развитие человека рассматривается как процесс развития его активности, сознания, личности. Развитие личности, по мнению А. Н. Леонтьева, происходит в процессе включения ее в различные виды деятельности. Категория деятельности для А. Н. Леонтьева является основополагающей для анализа личности. При этом структура и формирующаяся личность раскрываются через анализ мотивационно-потребностной сферы.
Потребности выступают отправной точкой любой деятельности, объективизируясь в мотивах. Первые «узлы» личности завязываются, когда начинает устанавливаться иерархия действий или иерархия мотивов.
4. Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева.
Б.Г. Ананьев попытался преодолеть фрагментацию гуманитарных наук и создать системную модель человеческого знания, обобщающую исследования различных наук о человеке как личности, личности и индивидуальности. Б.Г. Ананьев говорит о разных уровнях в структуре личности, подчеркивая, что биофизиологические характеристики организма включаются в структуру личности только в том случае, если они «многократно» опосредованы «социальными свойствами личности».
По мнению Б.Г. Ананьева, в структуру личности входят: психические процессы, психические состояния и черты личности. По мнению Б.Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается единством таких макрохарактеристик, как личность, личность, субъект и индивидуальность. Однако человек - это не только личность и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект выступает со стороны своей внутренней, душевной жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности формируется из определенных свойств личности и личности, которые соответствуют объекту и средствам деятельности. Основа объективной деятельности человека - труд, а потому он выступает как предмет труда.
Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и поэтому человек выступает как субъект познания. Коммуникация - краеугольный камень коммуникативной деятельности, что позволяет рассматривать человека как субъект общения. Результатом реализации различных видов деятельности человека как субъекта является достижение психической зрелости [14].
Таким образом, каждый человек предстает как некая целостность - как личность, личность и субъект, обусловленная единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в течение которого индивид социализируется.
5. Концепция персонализации А. В. Петровского.
Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность - это особое качество, которое человек приобретает в обществе в процессе его вхождения в общественные отношения природой. Чтобы понять основы, на которых формируются те или иные черты личности, необходимо рассмотреть жизнь человека в обществе.
Вовлеченность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер осуществляемой им деятельности, круг и способы общения с другими людьми, то есть особенности его социальной жизни, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, определенных сообществ людей, а также общества в целом определяется исторически складывающейся системой общественных отношений. Это означает, что человека можно понять или изучить только в контексте конкретных социальных условий, конкретной исторической эпохи.
Таким образом, личность рассматривается А.В. Петровский не как личность в абстрактной социальной среде, а, прежде всего, как личность, определяющая себя через группу, через общество. Потребность в персонификации - отправная точка для анализа личности. Поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.
Они выделяют три основных процесса:
- адаптация - как присвоение социальных норм индивидом и
ценности, то есть формирование социально-типичного;
- индивидуализация - как открытие или утверждение «Я», выявление своих наклонностей и возможностей, черт характера, то есть формирование индивидуальности;
- интеграция - как изменение жизни окружающих людей, внесение вклада и принятие их другими, и тем самым установление их инаковости в других людях, то есть формирование универсального.
Так, по мнению А.В. Петровского, существует три генератора, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представление в системе межличностных отношений и в других людях. Личность следует охарактеризовать в единстве всех трех сторон ее существования как субъекта межиндивидуальных, социальных по происхождению связей и отношений.
2.2. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии
Личность человека состоит из комплекса устойчивых свойств, таких как темперамент, чувствительность, мотивация, способности, установки, нравственность, которые определяют образ мышления и поведения, присущие этому человеку при адаптации к разнообразным жизненным ситуациям. Таким образом, личность в целом определяется как генетическими, так и социокультурными влияниями. Многие теории пытались описать личность или объяснить ее происхождение, из которых одни делали основной акцент на том или ином ее компоненте, в то время как другие стремились изучить ее сразу во всех аспектах. В этой теме раскрываются различные подходы к классификации теорий и концепций личности в зарубежной психологии.
1. Психоаналитическая теория (по З. Фрейду).
Описывая топографию психики, С. Фрейд выделил три уровня - сознание, предсознательное и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место как в его теории, так и в научных исследованиях. Восприятие, мышление, память, намерение, воображение. Относятся к сознательной стороне психики. Содержание предсознательного можно легко перевести в сознательную форму, точно так же, как человек сразу узнает свое имя, как только его об этом спросят [15].
Бессознательное состоит из инстинктивных побуждений, скрытых побуждений и конфликтов, которые могут стать источником невротических мыслей и действий. Фрейд выделил два основных врожденных побуждения: «эрос», т.е. инстинкт воспроизводства жизни; и танатос, деструктивный инстинкт смерти и физической агрессии. Любое влечение имеет мотивирующую силу; «Цель», то есть стремление к немедленному удовлетворению; «Объект», благодаря которому достигается удовлетворение; и «источник», то есть орган, с которым он связан, например гениталии в случае полового влечения. Если инстинкты не удовлетворяются естественным образом, они подавляются, сублимируются или направлены против самих себя. Например, если агрессивный инстинкт не разрядится, его давление может превратиться в «я» и вызвать самоубийство.
В структуре личности Фрейд выделял три части: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Инстинкты действуют непосредственно на уровне «Ид» («Оно»). Позывы к «этому» полностью бессознательны по своей природе и находятся под влиянием «принципа удовольствия». «Я» («Я») как формирующий принцип личности принадлежит сфере действия «принципа реальности». «Я» обладает способностью различать фантазию и объективную реальность, в то время как «Оно» способно удовлетворять свои импульсы (например, сексуальные) в снах или фантазиях, одной из функций которых является «воображаемое исполнение желаний».
Идеалы и моральные принципы личности уходят корнями в «Суперэго» («Супер-Я»). «Либидо», основная жизненная сила, служит энергетическим фактором для всех трех компонентов в структуре личности, однако, в соответствии с принципом «психической экономии», усиление одной из частей личности истощает два других. Конфликт между тремя компонентами может привести к психическим расстройствам, если сильное «Я», ядро личности, неспособно удерживать свои компоненты в состоянии гармоничного баланса.
Защитные механизмы эго
Когда возникают серьезные психические проблемы, «я» может бессознательно искать прибежища в «защитных механизмах», которые включают вытеснение, идентификацию, интроекцию, проекцию, смещение, сублимацию, перенос, замещение, преобразование и рационализацию.
Подавление - это результат конфликта между «Супер-Я» и «Оно». Неудовлетворенные импульсы вытесняются в бессознательную часть психики. Однако вытесненные из сферы сознания чувства продолжают активно влиять на поведение человека. Со временем подавление может привести к чрезмерному усилению нормальных побуждений, нарушению баланса «Я», «Я» и «Супер-Я» и появлению невротических симптомов и аномалий в поведении индивида. «Лечение», согласно Фрейду, заключается в возвращении вытесненного материала на сознательный уровень, чтобы пациент понял природу своих трудностей и тем самым освободился от беспокоящих симптомов и навязчивого поведения, которые он ранее не мог контролировать, даже если он признал «неправильным» [16].
Благодаря сублимации подавленные сексуальные импульсы освобождаются от своего особого эротического содержания и, трансформируясь, направляются к новым, социально приемлемым целям.
По З. Фрейду идентификация - это «начальная форма эмоциональной связи с объектом». Эмоциональная жизнь младенца состоит в полной идентификации с матерью и со всем окружением. Первые годы жизни чрезвычайно важны для отделения от окружающей среды и разделения тех свойств, которые принадлежат «Я», и тех, которые не принадлежат «Я» (т. Е. Разделение субъекта и объекта). Обычно «я» становится все более и более дифференцированным, но при таких заболеваниях, как шизофрения, происходит возврат личной идентификации в аморфное состояние. Будучи бессознательным психическим механизмом, идентификация позволяет человеку принимать в качестве собственных свойств или природу другого значимого человека или объекта (изображение, символ, идею и т. Д.), А также передавать эти свойства от одного человека к другому.
Интроекция - это поглощение индивидом на уровне его психической жизни свойств окружающей среды. Примером может служить привередливая хозяйка, которой не по себе, если что-то в доме даже в малейшем беспорядке, например, картина, висящая на стене немного наклонно. Благодаря механизмам интроекции человек стремится приспособить окружающий мир к кругу своих интересов и поэтому очень чувствителен к любым внешним деталям. Интроекция благоприятствует обращению к себе тех эмоций (например, раздражения, гнева), которые изначально были направлены на другого человека.
Проекция заключается в приписывании другому человеку идей и импульсов, принадлежащих самому субъекту. Психологический смысл проекции состоит в том, что реализующий ее индивид передает другому нежелательные для него качества. Именно благодаря механизму проекции человек обвиняет другого в собственных ошибках, превращая его в «козла отпущения». Однажды переведя содержание проекции на внешний план, индивид считает, что она возникла извне. Таким образом, с помощью проекции полностью субъективному придается объективный характер или видимость реальности.
Вытеснение глубоких чувств (например, любви), направленных на других людей, З. Фрейд обозначил термином «перенос» (transference). В медицинской практике передача терапевту эмоционального отношения к людям, значимым для пациента, облегчает процесс лечения для врача. Перенос позволяет психоаналитику завоевать доверие психически больного человека.
Если происходит смещение эмоции от объекта к объекту, сама эмоция остается главной. Непроизвольно выбираются объекты таким образом, чтобы они успешно сменяли друг друга. Следовательно, смещение и выбор объекта - это два аспекта одного и того же процесса. Поскольку эмоция остается, по сути, той же самой, ее изменяющиеся объекты могут успешно символизировать друг друга.
Обращение означает преобразование болезненного эмоционального конфликта в соматический, социально приемлемый симптом. Благодаря этому механизму человек может оставаться в гармонии с реальностью и даже удовлетворять бессознательную потребность освободиться от напряжения, возникшего из-за внутреннего конфликта. Мать, сожалеющая о том, что ударила ребенка, может полностью потерять чувствительность в ударе. За конверсионной истерией стоит бессознательное чувство вины и потребность в наказании. В этом чисто мазохистском защитном механизме внешний физический симптом, очень болезненный, но сострадательный, облегчает бессознательную, но столь же болезненную внутреннюю борьбу.
Так человек приближается к зрелости, главными критериями которой, по Фрейду, являются желание работать, создавать что-то полезное и ценное, и способность любить другого человека ради него самого, а не потому, что этот человек соответствует сформировавшимся подсознательным установкам. в результате случайных фиксаций в период Эдипова комплекса или комплекса Электры [17].
Одно из главных возражений против теории Фрейда касается той важной роли, которую она отводит сексу в развитии личности. Особенно энергичную критику вызвала идея С. Фрейд о более совершенном психосексуальном развитии мальчиков по сравнению с девочками, чья «неполноценность», согласно З. Фрейду, проистекает из их подсознательного переживания «лишения» мужских половых органов.
2. Индивидуальная психология.
А. Адлер не придавал либидо такой важной роли в развитии личности, придавая главное значение «воле к власти», которая, по его мнению, присутствует в каждом человеке как главный импульс от рождения. С первых лет жизни этот импульс вступает в противоречие с требованиями мира взрослых, заставляя ребенка чувствовать бремя собственной неполноценности. Для А. Адлера чувство неполноценности было универсальным; каждый из нас в той или иной степени переживает это. По мнению А. Адлера, это происходит из детского опыта собственной слабости, уязвимости и зависимости. Чувствовать свою неполноценность - значит чувствовать себя «хуже других».
Это чувство служит мотивацией для преодоления человеком. «Человек постоянно испытывает чувство неполноценности, которое служит его мотивацией». Именно из этого чувства неполноценности впоследствии и складывается индивидуальный для каждого человека образ жизни, с помощью которого человек пытается приобрести способности, необходимые для решения социальных, профессиональных и любовных проблем - важнейших, по мнению А. Адлера, проблем. существования.
Образ жизни, или, как его часто называют, образ жизни - важнейшая позиция в концепции А. Адлера. Стиль жизни может относиться к «личности», «эго», «я». Он включает в себя ориентирующую цель личности, представления о себе, представления о других, о мире в целом, а также этические убеждения человека. Это наша когнитивная карта - карта, которая позволяет нам понимать, понимать окружающий мир, реагировать на него и функционировать в нем. Стиль жизни - это целостное образование, понимая его, можно получить представление о функционировании человека. «Чтобы заглянуть в будущее человека, нужно понять его образ жизни».
Ребенок, страдающий своей физической неполноценностью (маленький рост, физическая слабость или незавершенность физического развития, недостаточное умственное развитие и т. Д.), Чрезмерно опекаемый семьей или, наоборот, не получающий достаточного внимания, легко может развить комплекс неполноценности, делает человека неспособным бороться с жизненными невзгодами. Чувство неполноценности перерастает в «патологическое состояние только тогда, когда чувство собственной неполноценности подавляет человека и вместо того, чтобы стимулировать его к полезной деятельности, погружает его в депрессию и лишает возможности развиваться». В основе невроза лежит комплекс неполноценности.
У других людей такой комплекс в результате сверхкомпенсации может перерасти в комплекс превосходства, который заставляет стремиться к доминированию в любых обстоятельствах. Необходимость вызывать восхищение любой ценой, систематические опоздания на встречи или бесконечные жалобы на здоровье, по мнению А. Адлера, также служат примерами индивидуальных стратегий человека, позволяющих ему самоутвердиться, привлекая внимание окружающих к своему важность собственной личности.
3. Аналитическая психология.
По словам К.Г. Юнг, энергия либидо связана не только с половыми влечениями. Скорее либидо - это единственная в своем роде энергия, которая лежит в основе всех жизненных процессов и позволяет человеку выполнять действия, необходимые для его выживания.
К.Г. Юнг минимизирует роль индивидуального бессознательного. заменяя его коллективным бессознательным, имеющим врожденный характер и передаваемым из поколения в поколение на протяжении миллионов лет. Содержание коллективного бессознательного состоит, в частности, из архетипов - первичных образов, которые появляются в основном во сне и заставляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как это характерно для представителей всех культур.
Один из таких архетипов, тень (которая во сне может принимать тревожный вид темнокожего существа с походкой дикаря) олицетворяет все, что наша личность отвергла или что не могло развиться в нас. Сказанное применимо как к женским образам (архетипу души), скрытым в каждом мужчине, так и к мужским образам (архетипу духа), присутствующим во всех женщинах.
На уровне сознания существует четыре типа мыслительных операций, в разной степени представленных в каждом человеке. Из них два типа рациональны по своей природе: мышление и чувство; два других иррациональны - ощущение и интуиция. К сожалению, наша культура благоприятствует только становлению ощущений и основанного на них восприятия, а также развитию мышления, основанного на рассуждении. Пренебрегая развитием интуиции и чувств, он лишает нас значительных возможностей адаптации к окружающему миру.
По словам К.Г. Юнга, человек может достичь баланса только в результате длительного процесса психологического созревания, который он назвал индивидуацией, который позволяет человеку распознавать и интегрировать все скрытые или игнорируемые стороны своей собственной личности как на бессознательном, так и на подсознательном уровне. уровень сознания.
К.Г. Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов, иными словами - на замкнутых (склонных к самоанализу) и общительных (нерефлексивных). Концепции, введенные К. Юнг стимулировал интерес к типологии личности.
4. Гуманистические теории Э. Фромма и К. Хорни.
Усилия Э. Фромма, психоаналитика и социального философа, были направлены на гуманизацию психоанализа. С его точки зрения, даже если все физиологические потребности человека удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных конкретно человеческих потребностей. Чтобы человек оставался человеком, инстинкты Фрейда должны быть сублимированы.
Из животной природы человека должна развиться собственная человеческая природа. В этом процессе гуманизации решающее значение имеют цивилизационные элементы культуры и социального взаимодействия, также осуществляемые благодаря культуре.
Другой представитель культурологической школы психоанализа К. Хорни акцентировал внимание на социокультурных детерминантах личности.
Назвав свой подход «межличностной» теорией психиатрии, тем самым превратив психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как «относительно стабильный образец повторяющихся межличностных отношений», К. Хорни искал причины психических расстройств в культуре [18].
5. Поведенческое направление.
Согласно Б.Ф. Скиннеру, человеческое поведение определяется окружающей средой, а не внутренними силами. Каждый человек находится под контролем случайных обстоятельств, которые усиливают его поведенческие реакции. Исследования Б.Ф. Скиннера сосредоточены исключительно на переменных, которые можно изменить или модифицировать посредством манипуляции со стимулами окружающей среды.
Скиннер выделил два основных типа поведения: поведение респондента как ответ на знакомый стимул и оперантное поведение, определяемое и контролируемое последующим результатом. Работа Скиннера почти полностью сосредоточена на оперантном поведении. При оперантном обучении тело воздействует на окружающую среду, чтобы произвести результат, влияющий на вероятность того, что поведение повторится.
Оперантный ответ, за которым следует положительный результат, имеет тенденцию повторяться, в то время как оперантный ответ, за которым следует отрицательный результат, имеет тенденцию не повторяться. Если человек постоянно угрюм, вы, вероятно, постараетесь его вообще избегать.
Точно так же, если вы припаркуете свой автомобиль в месте с надписью «только для клиентов банка», и в результате на лобовом стекле вашего автомобиля появится билет, вы, несомненно, скоро перестанете парковаться там.
Суть оперантного обучения состоит в том, что подкрепленное поведение имеет тенденцию повторяться, в то время как поведение, которое не подкрепляется или наказуемо, имеет тенденцию не повторяться и не подавляться. Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Б. Ф. Скиннера.
Б. Ф. Скиннер тщательно изучил, как режим прерывистого или частичного подкрепления влияет на оперантное поведение. Хотя возможно множество различных режимов армирования, все они могут быть классифицированы по двум основным параметрам:
- подкрепление может иметь место только по истечении определенного или случайного промежутка времени с момента предыдущего подкрепления (так называемый режим временного подкрепления);
- подкрепление может иметь место только после получения определенного или случайного количества реакций с момента подкрепления (режим пропорционального подкрепления). В соответствии с этими двумя параметрами различают четыре основных режима армирования.
1. Режим армирования с постоянным соотношением (PS).
Армирование осуществляется в соответствии с установленным количеством (объемом) реакций. Примером такого режима может служить оплата определенного постоянного объема работы. Например, вознаграждение переводчика за количество переведенных символов.
2. Режим армирования с постоянным интервалом (PI). Армирование выполняется только по истечении твердо установленного фиксированного временного интервала. Например, ежемесячная, недельная, почасовая оплата, отдых после фиксированных часов физической или умственной работы.
3. Режим армирования с переменным соотношением (VAR). В этом режиме тело усиливается на основе в среднем заранее определенного количества реакций. Например, покупка лотерейных билетов может быть примером того, как работает такой режим подкрепления. В этом случае покупка билета означает, что с некоторой вероятностью может произойти выигрыш.
Вероятность увеличивается, если куплен не один, а несколько билетов. Однако результат в принципе непредсказуем и нестабилен, и человеку редко удается вернуть вложенные в покупку билетов деньги. Тем не менее неопределенность результата и ожидание большого выигрыша приводят к очень медленному ослаблению реакции и угасанию поведения.
4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (ВИ). Человек получает подкрепление по истечении неопределенного времени. Здесь подкрепление зависит от времени. Временной интервал произвольный.
Короткие интервалы вызывают высокую скорость ответа, а длинные - медленную. Этот режим применяется в учебном процессе, когда оценка уровня успеваемости производится нерегулярно [19].
В повседневной жизни режим ВИ встречается редко, хотя можно наблюдать несколько его вариантов. Родитель, например, может довольно произвольно хвалить поведение ребенка, ожидая, что ребенок будет продолжать вести себя надлежащим образом и через необоснованные интервалы. Обычно режим VI обеспечивает более высокую скорость отклика и большую устойчивость к замиранию, чем режим PI.
С точки зрения Б.Ф. Скиннера, в основном человеческое поведение контролируется отталкивающими (неприятными или болезненными) раздражителями.
Два наиболее распространенных метода аверсивного контроля - это наказание и негативное подкрепление. Эти термины нередко применяются как синонимы для описания концептуальных свойств и поведенческих эффектов аверсивного контроля.
Термин «наказание» относится к любому отвращающему стимулу или явлению, которое следует за или зависит от возникновения какой-либо оперантной реакции. Вместо того, чтобы усиливать реакцию, которая его сопровождает, наказание снижает, по крайней мере временно, вероятность повторения реакции.
Назначение наказания - побудить людей не вести себя подобным образом. Б. Ф. Скиннер отметил, что это наиболее распространенный метод управления поведением в современной жизни. По Б.Ф.Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет позитивное наказание и негативное наказание, рассмотрим их в таблице 1.
Таблица 1
Способы позитивного и негативного наказания
Подкрепление Позитивное Негативное
Предъявление положительного стимула Удаление аверсивного стимула
Наказание Предъявление аверсивного стимула Удаление
положительного стимула
Как подкрепление, так и наказание могут выполняться двумя способами, это зависит от того, что следует за реакцией: предъявление или устранение приятного или неприятного стимула. Надо обратить внимание на то, что подкрепление усиливает реакцию; наказание – ослабляет ее.
Позитивное наказание встречается всякий раз, когда поведение ведет к аверсивному исходу. Вот несколько примеров: если дети плохо себя ведут, их шлепают или бранят; если студенты пользуются шпаргалками на экзамене, их исключают из вуза или школы; если взрослых ловят на краже, их штрафуют или сажают в тюрьму.
Негативное же наказание встречается всякий раз, когда за поведением следует устранение (возможного) позитивного подкрепляющего стимула. Например, детям запрещают смотреть телевизор из-за плохого поведения. Широко применяемый подход к негативному наказанию - методика приостановки. В соответствии с этой методикой человека моментально удаляют из ситуации, в которой доступны определенные подкрепляющие стимулы. Например, непослушного ученика четвертого класса, мешающего занятиям, могут выгнать из кабинета.
Б.Ф. Скиннер боролся с применением всех форм контроля поведения на основе аверсивных стимулов. Он подчеркнул, что наказание является неэффективным средством контроля над поведением. Это связано с тем, что из-за своего угрожающего характера тактика наказания за нежелательное поведение может иметь негативные эмоциональные и социальные побочные эффекты.
Вместо аверсивного контроля над поведением Б. Ф. Скиннер рекомендовал положительное подкрепление как наиболее эффективный метод устранения нежелательного поведения. Он утверждал, что, поскольку положительные стимулирующие стимулы не вызывают отрицательных побочных эффектов, связанных с отталкивающими стимулами, они больше подходят для формирования человеческого поведения.
Очевидно, что большинство попыток реабилитации преступников не увенчались успехом, что подтверждает высокую частоту рецидивов или повторных нарушений закона. Применяя подход Скиннера, можно было бы регулировать тюремную среду таким образом, чтобы поведение, напоминающее поведение законопослушных граждан, было положительно подкреплено (например, обучение навыкам социальной адаптации, ценностям, установкам).
Такая реформа потребует привлечения поведенческих экспертов, знающих принципы обучения, личности и психопатологии. С точки зрения Б.Ф. Скиннера, такая реформа могла бы быть успешно проведена с применением имеющихся ресурсов и психологов, имеющих подготовку в области поведенческой психологии.
Б. Ф. Скиннер показал возможности положительного подкрепления, и это повлияло на поведенческие стратегии, применяемые в воспитании детей, образовании, бизнесе и промышленности. Во всех этих областях наблюдается тенденция все больше поощрять желаемое поведение, а не наказывать за нежелательное [20].
Таким образом, можно сделать вывод, что структура личности по С.Л. Рубинштейн включает в себя ориентацию, знания, умения и навыки, которые приобретаются в процессе жизнедеятельности и познавательной деятельности, а также индивидуально-типологические особенности личности, проявляющиеся в темпераменте, характере и способностях. По мнению А.В. Петровского, существует три генератора, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представление в системе межличностных отношений и в других людях. Личность следует охарактеризовать в единстве всех трех сторон ее существования как субъекта межиндивидуальных, социальных по происхождению связей и отношений.
К. Хорни, представитель культурологической школы психоанализа, акцентировал внимание на социокультурных детерминантах личности. Назвав свой подход «межличностной» теорией психиатрии, тем самым превратив психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как «относительно стабильный образец повторяющихся межличностных отношений», К. Хорни искал причины психических расстройств в культуре.
По словам К.Г. Юнга, человек может достичь баланса только в результате длительного процесса психологического созревания, который он назвал индивидуацией, который позволяет человеку распознавать и интегрировать все скрытые или игнорируемые стороны своей собственной личности как на бессознательном, так и на подсознательном уровне. уровень сознания.
К.Г. Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов, иными словами - на замкнутых (склонных к самоанализу) и общительных (нерефлексивных). Концепции, введенные К. Юнг стимулировал интерес к типологии личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были выполнены все задачи. Рассмотрена сущность понятия «личность» и «индивидуальность», изучена проблема соотношения понятий «личность» и «индивидуальность» в психологии, исследованы отечественные теории личности, проведен анализ отечественных теорий личности с теориями в зарубежной психологии. Выполнена цель, поставленная перед нами.
Человек представляет собой целостное единство биологического, ментального и социального уровней, которые складываются из двух: природного и социального, наследственного и приобретенного при жизни. В то же время человеческая личность - это не простая арифметическая сумма биологического, ментального и социального, а их целостное единство, ведущее к возникновению нового качественного этапа - человеческой личности.
Основная результирующая черта личности - мировоззрение. Особой составляющей личности является ее нравственность. Личность - это мера целостности человека. Нет личности без внутренней целостности.
Концепция человеческой уникальности необходима для социального познания, для понимания социальных явлений, событий, для понимания механизма функционирования и развития общества и эффективного управления им.
Таким образом, человек является своего рода представителем других живых существ, продуктом фило- и онтогенетического развития, носителем видовых признаков; обобщает социальные и биологические принципы. Понятия, отражающие индивидуальные стороны человека, на которых акцентируется внимание при его изучении: личность, индивидуальность, личность.
Личность - это личность, которая занимает определенное положение в обществе, осуществляет определенную общественно полезную деятельность и отличается присущими только ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которого индивид усваивает ценностно-нормативную систему общества, его социальные функции, а также развивает самосознание. Социальные отношения - основа формирования личности.
Включение человека в различные социальные группы, осуществление постоянного взаимодействия с другими людьми - необходимое условие его становления и развития. Индивидуальность - это некая совокупность биологических и социальных характеристик человека, отличающая его от других людей. Когда говорят об индивидуальности, имеют в виду неповторимость личности. Обычно личность определяется как некоторая доминирующая черта личности, которая отличает ее от других.
Каждый человек индивидуален, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, а у других едва заметна. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах умственной деятельности. Индивидуальность характеризует личность более конкретно, более подробно, а значит, более полно. Индивидуальность - постоянный объект изучения при исследовании каждой отдельной личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Абульханова К.А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта / Современная личность: Психологические исследования / Отв. ред. М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 13-37 с.
2. Александрова Г. Г. Социальная ответственность личности в контексте ее профессиональной деятельности (на примере специалистов психологов и врачей-психиатров) // Образование и саморазвитие, 2015. 104-109 с.
3. Бороздина Г. В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2016. 477 с.
4. Волков Д.Н. Фундаментальные проблемы психологии: итоги конференции «Ананьевские чтения 2015» // Вестник Санкт-петербургского университета, 2016. 6-24 с.
5. Гарин Е. В. Организация и процесс формирования иерархии потребностей человека как открытой психологической системы при активном взаимодействии со средой социума, 2015, С. 9-22.
6. Головей Л. А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общ. ред. Л. А. Головей. — М.: Издательство Юрайт, 2016. 413 с.
7. Грибенникова Э. А. Проблема детерминации личности в психологии / Научный альманах, 2015. 265-267 с.
8. Гуревич П. С. Психология. Конспект лекций: учебное пособие / П. С. Гуревич. — М.: КНОРУС, 2015. 208 с.
9. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. 122 с.
10. Иванников В. А. Основы психологии. Курс лекций / В. А. Иванников. — С-Пб.: Питер, 2010. 336 с.
11. Коржова Е. Ю. Психология личности: типология теоретических моделей: учебное пособие. В 3 ч. Ч. 1. Введение в психологию личности. Односторонние модели личности / Е. Ю. Коржова; Приамур. гос. ун-т. им. Шолом-Алейхема. –– 2-е изд. перераб. и доп. — Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015. 162 с.
12. Марцинковская Т. Д. История, культура, развитие как образующие историко-генетической парадигмы // Культурно-историческая психология, 2015. 69-78 с.
13. Павелко Н. Н. Психология и педагогика: учебное пособие / Н. Н. Павелко, С. О. Павлов. — М.: КНОРУС, 2016. 496 с.
14. Пикрен У. Великая психология. От шаманизма до современной неврологии. 250 основных вех в истории психологии / У. Пикрен; пер. с англ. В. Н. Егорова. — М.: Лаборатория знаний, 2016. 536 с.
15. Самыгин С. И. Психология и педагогика: учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: КНОРУС, 2016. 480 с.
16. Селиванова Н. Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления.- М., 2011. 84 с.
17. Серебрякова М. Е. Роль ценностно-смысловой сферы личности в обеспечении личностной саморегуляции / Психологические исследования: cборник научных трудов. Выпуск 8 / Под ред. К. С. Лисецкого, В. В. Шпунтовой. – Самара: Изд-во: «Универс групп», 2010. 275-283 с.
18. Смаковская Н. И. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов технических и гуманитарно-экономических направлений подготовки / Н.И. Смаковская; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2015. 145 с.
19. Столяренко Л. Д. Социальная психология: учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — М.: КНОРУС, 2016. 332 с.
20. Шкуратов В. А. Историческая психология. Книга первая. Введение в историческую психологию / В.А. Шкуратов. – 3-е, расширенное издание. – М.: КРЕДО, 2015. 244 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!