это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3303175
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc75089280 \h 31. Понятие и функции финансов PAGEREF _Toc75089281 \h 51.1. Понятие и сущность финансов PAGEREF _Toc75089282 \h 51.2. Основные функции финансов PAGEREF _Toc75089283 \h 92. Роль и место финансов в развитии товарно-денежных отношений PAGEREF _Toc75089284 \h 152.1. История возникновения и развития финансовых отношений PAGEREF _Toc75089285 \h 152.2. Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений PAGEREF _Toc75089286 \h 192.3. Финансы в механизме товарно-денежных отношений PAGEREF _Toc75089287 \h 23Заключение PAGEREF _Toc75089288 \h 29Список использованных источников PAGEREF _Toc75089289 \h 31
ВведениеАктуальность темы исследования. Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанная с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов (государства, предприятий, организаций) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий для расширенного воспроизводства.
Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных ресурсов с целью выполнения функций и задач государства и обеспечения условий для расширенного воспроизводства.
Финансовые отношения не могут не сопровождаться деньгами. Финансы - это всегда деньги, но деньги не всегда равны финансам. Если на определенных этапах процесса воспроизводства нет движения денег, то на этом этапе не могут возникнуть финансовые отношения.
Финансы появились благодаря государству, без государства не было бы финансов. Именно возникновение государства привело к необходимости отделения от экономических отношений новых дополнительных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства для выполнения своих функций.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный оборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать скорейшее внедрение достижений науки и техники и удовлетворять другие общественные потребности.
Цель данной работы – определить место финансов в системе товарно-денежных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность финансов;
- охарактеризовать основные функции финансов;
- изучить историю возникновения и развития финансовых отношений;
- выявить сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений;
- рассмотреть финансы в механизме товарно-денежных отношений.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Понятие и функции финансов1.1. Понятие и сущность финансовТермин «финансы» в переводе с латыни означает «оплата наличными». Через движение финансовых ресурсов выражается одна из экономических функций общества, которая заключается в обслуживании обменных отношений между людьми, а также для решения других экономических задач, стоящих перед субъектами. Экономическая система основана на производственном процессе, который всегда сопровождается встречным потоком средств.
Финансы - одна из важнейших экономических категорий, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денег. Их возникновение произошло в контексте перехода от натурального к обычному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его ресурсными потребностями.
Термин «финансы» используется в нескольких смыслах.
По своему материальному содержанию финансы государственных органов и органов местного самоуправления являются денежными средствами.
Финансы как экономическая категория рассматриваются как совокупность экономических отношений, образующихся в процессе образования, распределения и использования денежных средств.
В правовом смысле слова финансы - это общественные отношения по созданию, распределению и использованию средств, регулируемые нормами права.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием средств централизованных и децентрализованных фондов с целью выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Коллектив авторов под руководством А.Г. Грязновой и Е.В. Маркиной считает, что финансы - это совокупность денежных отношений, касающихся распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства, в результате которой формируются денежные доходы, поступления и сбережения отдельных хозяйствующих субъектов государства используются в будущем для решения экономических и социальных проблем.
Е.А. Ананьева рассматривает финансы как денежные отношения, проявляющиеся в виде движения финансовых потоков, возникающих в процессе формирования финансовых ресурсов у различных участников рыночной экономики, их распределения и использования в целях, связанных с выполнением их роли в экономике.
В. А. Тюнин считает, что финансы являются своего рода синтетической экономической категорией и отражают уровень развития макроэкономических и микроэкономических процессов. Финансы выступают важнейшей составляющей рыночных отношений и в то же время являются главным государственным инструментом регулирования экономики. Например, в случае экономического спада состояние финансов ухудшается, возникают бюджетные дефициты и увеличивается государственный долг. В условиях экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются стабильностью, они стимулируют поступательное развитие общественного производства и повышение качества жизни обществ.
По мнению М.И. Яндиева, финансы - это высшая форма обменных операций в этот исторический момент времени, позволяющая обеспечить максимально эффективное перераспределение товаров и услуг в обществе, а также контроль над членами общества.
Зви Боди и Роберт К. Мертон рассматривают финансы как науку о том, как люди управляют расходами и потоками дефицитных денег в течение определенного периода времени.
Артур Кеон, Джон Мартин и Уильям Петти считают, что финансы - это исследование того, как люди и компании оценивают инвестиции и привлекают капитал для их финансирования.
Гаурав Акрани определяет финансы как обмен доступными ресурсами, искусство управления различными доступными ресурсами, такими как деньги, активы, инвестиции, ценные бумаги.
Сущность финансов, закономерности их развития, охват охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономической структурой общества, характером и функциями государства.
Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Их роль и значение определяются тем местом, в котором денежные связи занимают экономические связи.
Финансы - денежные средства, накопленные в государственных фондах специального назначения.
Финансы - денежные средства государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.
Денежные средства являются отдельной частью финансовых ресурсов, которая имеет целевое направление и относительную независимость функционирования.
Содержание финансов - денежные отношения, благодаря которым формируются денежные средства государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.
Финансы являются неотъемлемой связью между созданием и использованием национального дохода.
Финансы влияют на производство, распределение и потребление и являются объективными. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к основной категории, хотя в значительной степени зависят от финансовой политики, проводимой правительствами.
Финансы - это, прежде всего, категория распределения. С их помощью происходит вторичное распределение и перераспределение национального дохода.
Благодаря финансам общество получает возможность наблюдать за всеми финансовыми потоками в государстве, чтобы вовремя влиять на определенный продукт. Функция управления занимается реализацией пропорций в процессе распределения. Пропорции для разных отраслей разные и формируются в разных условиях и, следовательно, они объективны. Объект управления - это процесс распределения. Основной контролируемой пропорцией является соотношение между фондами накопления и потребления. С помощью регулирующей функции финансы могут как стимулировать производство, так и подавлять его.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:
- предприятия в процессе реализации продукции, товаров и услуг;
- головные организации и предприятия по формированию централизованных и децентрализованных фондов и средств их размещения;
- государство и предприятие, когда они платят налоги в фискальную систему и субсидируют расходы;
- государством и гражданами при уплате налогов и необязательных бесплатных платежей;
- предприятия, граждане и внебюджетные фонды при совершении платежей и приобретении средств;
- отдельные элементы бюджетной системы;
- органы материального и личного страхования, предприятия, организации, общественность при уплате страховых взносов и возмещении убытков в случае страхового случая.
Выделите основные особенности финансов:
· существование денежных отношений между двумя субъектами, т. е. деньги являются материальной основой для существования и функционирования финансов (там, где нет денег, не может быть финансов);
· субъекты имеют разные права в процессе денежных отношений, один из них (государство) обладает особыми полномочиями;
· в процессе денежных отношений формируется общенациональный фонд денежных средств - бюджет (можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);
· регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания государственному приоритету налогов, сборов и других платежей, что достигается за счет законной нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
1.2. Основные функции финансовБольшинство ученых-юристов утверждают, что финансы выполняют функции распределения и контроля. Эти функции выполняются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение социального продукта и национального дохода, а с другой стороны, контроль над этим распределением.
В совокупности функции финансов отражают их социальную цель. Они не свойственны никаким другим экономическим и юридическим категориям. Формирование и использование денежных средств выражают основные особенности финансов и позволяют отличить их от связанных денежных отношений. Важность финансов в механизме обеспечения экономического суверенитета привела к обеспечению финансовых функций принудительной властью государства.
Практическое применение финансов позволяет государству выполнять другие общественные функции. Результативность государства за счет использования финансовых инструментов «нефинансовых» функций отражает роль финансов, то есть результаты их практического использования. Роль финансов выражается в способности регулировать общественные отношения и контролировать эти отношения.
Финансы выполняет две основные функции: распределение и контроль.
Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода. Без финансовой судьбы национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на этапах распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, то есть в сфере материального производства. Распределение происходит через финансы на основе ряда параметров, установленных государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т. д. В результате первоначального распределения национального дохода между участниками материального производства формируются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, крестьян, работников других категорий в сфере материального производства, а также доходы предприятий в сфере материального производства.Однако доходы, полученные в результате первичного распределения, не образуют государственных денежных средств, необходимых для развития приоритетных секторов национальной экономики, обеспечения обороноспособности страны и удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. В связи с этим необходимо дополнительно распределять или перераспределять национальный доход, связанный с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (образование, здравоохранение и т. д.), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержание наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, многодетных матерей и т. д.
В разных государствах разные финансовые системы. В некоторых случаях более успешно выражаются объективно функционирующие экономические отношения, в других - менее успешно. Однако финансы всегда выполняют функцию распределения, так как они связаны с их содержанием и, следовательно, органически им присущи.
Контрольная функция финансов заключается в осуществлении контроля рубля за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Это позволяет, сравнивая и анализируя затраты и результаты, выявлять как положительные, так и отрицательные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов и принимать соответствующие решения на этой основе. Рублевый контроль имеет две формы:
1) контроль изменений финансовых показателей, состояния платежей и расчетов;
2) контроль за реализацией стратегии финансирования.
В первом случае речь идет о системе санкций и стимулов, то есть о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера, во втором - о реализации долгосрочной финансовой политики (основанной на прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) с целью оптимального управления финансовой системой.
Контрольная функция финансов претерпела значительные изменения, вызванные трансформацией форм собственности, приватизацией и коммерциализацией, использованием новых организационно-правовых форм, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, институциональными изменениями (законодательными и нормативными правовыми актами, формами и методами государственного регулирования и контроля), формирование рынков капитала, труда, товаров и услуг, либерализация цен, внешнеэкономическая деятельность, валютные отношения и т. д. Контрольная функция всегда имеет конкретное проявление формы: она может быть ориентирована на предприятие как единое управляющее подразделение, его структурные подразделения, на бюджете определенного уровня, на любых бюджетных средствах.
Для финансов в целом такие функции, как планирование, организация и стимулирование, имеют решающее значение.
Функция планирования включает формулировку целей и выбор способов их достижения на основе разграничения полномочий и субъектов юрисдикции между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также разработку прогнозов и бизнес-планы развития предприятий и организаций, сметы доходов и расходов домашних хозяйств. Функция планирования также включает распределение ограниченного объема финансовых ресурсов с течением времени с учетом приоритетов и целей развития, перераспределение финансов между бюджетом, предприятиями и домашними хозяйствами. Эта функция реализуется путем составления бюджетов, планов и прогнозов на соответствующий финансовый год и будущее, сальдо финансовых ресурсов, установления процедур налогообложения и т. д.
В функции организации входит выбор предприятиями организационно-правовой формы, структуры бюджета, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. Эта функция связана с процессом организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов предприятий и домохозяйств.
Функция стимулирования предполагает выбор оптимальных средств и методов, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Эта функция позволяет выделить факторы, стимулирующие финансовую деятельность организации. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение людей в процессе принятия решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
Функцию регулирования часто называют стимулирующей из-за вмешательства государства в производственный процесс с целью ускорения экономического роста, то есть стимулирования экономического развития. Процесс регулирования происходит с помощью снижения налоговых ставок, полного освобождения от налогов или кредитования. Хорошим примером влияния государства является автомобильная промышленность, которая имеет значительные преференции в виде налоговых льгот и высоких пошлин на импортных аналогов.
Реализация регулятивной или стимулирующей функции происходит для того, чтобы исправить экономическую ситуацию в отстающих регионах или преодолеть кризис. Также примером использования этой функции может служить направление средств в регионах, пострадавших от стихийных бедствий, создание устойчивых показателей экономического развития или определение приоритетных областей.
В экономической литературе мнения различных экспертов о количестве и содержании функций финансов различаются. Некоторые экономисты отдельно выделяют четвертую функцию - стабилизацию. Суть его заключается в предоставлении населению равных возможностей независимо от региона проживания. Однако стабилизация в Российской Федерации применяется не полностью, что приводит к ее неадекватной работе, поэтому упоминание функции стабилизации встречается редко.
Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эта функция финансов должна выполняться в условиях переходного периода и развития рыночных отношений.
2. Роль и место финансов в развитии товарно-денежных отношений2.1. История возникновения и развития финансовых отношенийТермин «финансы» возник в XIII-ХV веках в торговых городах Италии. И сначала означал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал денежные отношения между двумя субъектами, т. е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов; во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений; один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогами, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, созданием соответствующего фискального аппарата.
Предпосылки возникновения финансов:
1. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.
3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства.
С развитием финансов развиваются и знания о них. Общие вопросы финансовой науки уже имеются в работах мыслителей Древнего мира: Ксенофонта (около 430-354 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. дон. э.).
Среди мыслителей Средних веков важное место занимает Фома Аквинский (1225 или 1226-1274).
Финансовая система Руси стала складываться с IХ века. Основным источником дохода княжеской казны была дань. В древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источниками доходов были торговые сборы. Они существенно возросли за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель. Крупные финансовые преобразования в России связаны с именем Петра I. В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребности казны, а в не связи с реальным экономическим положением страны.
В царствование Елизаветы Петровны "русские" финансы находились в сравнительно хорошем положении, а русская монета никогда не была столь полноценна, как именно в это царствование. Дворянский банк мог выдавать кредиты под залог не только золота, серебра, драгоценных камней, но и сел с крепостными крестьянами. Банк давал ссуды в размере до 10 тыс. руб. на срок до 3 лет. В 1757 году срок был увеличен еще на год, а в 1761 до 8 лет.
Вначале ХХ века до первой мировой войны, финансовое положение России было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 год доходы были определены в сумме 3522 млн. руб., расходы - 3302 млн. руб. Однако, мировая война, революция, гражданская война губительно сказалась на экономике включая финансы.
Таким образом, финансовые отношения в России формировались очень сложно. В основном, оно повторяло путь развития мировых финансовых отношений, но со значительным отставанием. В царской России русская монета имела в мире большую ценность. Большой шаг в развитии финансов сделал Петр I. По большому счету, он перешел с экстенсивного развития финансов к интенсивному. И все же история финансов пропитана множеством суровых, а иногда ненужных, налогов, которые тяжелым бременем ложились на русское население. В СССР развитие финансов начинает значительно отставать от мирового. Идет централизация финансов и всего экономического аппарата. В итоге, к распаду СССР было полностью развалены все финансовые звенья – государственные, отраслевые, региональные.
Можно выделить два основных этапа развития финансов.
Первый этап – неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно – денежных отношений, у государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и , соответственно, в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.
В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития – второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
На сегодняшний день ни одно современное предприятие не работает без финансовой политики, так как именно она является рычагом и инструментом работы на рынке. Люди, а точнее потребители становятся основным объектом деятельности торговых и производственных предприятий. Именно потребители обладают покупательской способностью, которая и формирует финансы компании на рынке.
Таким образом, история развития финансов и финансовой деятельности началась много лет тому назад. Отмечается, что именно Италия стала родиной финансовой структуру, так как были определенные проблемы в торговой деятельности. Сейчас финансовая политика неотъемлемый элемент деятельности любой компании на рынке, так как именно финансы формируют фундамент развития и расширения деятельности этой компании на современном рынке.
2.2. Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношенийНеобходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.
Финансы - это не деньги! Деньги первичны - финансы вторичны. Когда финансы превращаются в прилагательное (финансовые фонды, финансовые ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами. Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами и различной торговлей нельзя отнести к финансам, т.к. государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными отношениями. Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение.
Финансы— это двойственная экономическая категория, продукт работы капитала, итог процесса и распределения дохода, начиная с природопользования. Именно финансы с применением бухгалтерской счетной системы придают стоимостную оценку всем компонентам создаваемых благ, включая природное вещество, приобщенное из природы в экономику, а также труд живой и труд машин. То есть «экономизация» природы вершится вторжением в нее, экспансией капитала, содержащим энергию интересов субъектов присвоения благ, направленность и дозированность которой в среде субъектов определяется финансами, и счетность которой определяется бухгалтерским учетом.
Двойственная природа финансов исходит из государственного устройства, из цели обеспечения благами всей государственной системы, и имеет плановую основу, обращена в будущее. То есть по отношению к деньгам— реальной сущности настоящего времени в жизни— финансы обладают первенством и являются «плановыми деньгами», предшествующими реальным; в то же время этими плановыми деньгами оценены долговые отношения всех субъектов экономики— по поводу создания и распределения дохода в обеспечение интересов предприятий— генераторов, государства и всего общества.
Функциональность в двойственности финансов:
1) функция аккумуляции плановых денег— суть финансовой энергии на будущий период. Плановые деньги, оформленные расчетными суммами в таблице финансового плана, фонда или бюджета задают параметры (величины по месяцам) для движения реальных денег в процессе исполнения финансового плана в доходной и расходной части;
2) долговые отношения:
- функция установления отношений участия в производстве дохода;
- функция распределения дохода между заинтересованными лицами в рамках финансового права.
Финансы существуют в определенных формах организованной аккумуляции и целенаправленного действия финансовой энергии. Распределение дохода заранее планируется, а затем исполняется. Поэтому финансы являются плановой категорией— это плановые деньги, в которых представлено распределение и перераспределение дохода на плановый период. В практической экономической работе финансовые планы имеют форму таблиц. Структурными формами финансов являются фонды, бюджеты и резервы. Универсальной формой является бюджет, недаром самый главный финансовый документ страны представляется в форме государственного бюджета. Все названные формы финансов есть не что иное, как финансовые планы доходов и расходов на предстоящий период (расходы резерва не определены).
Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Причина появления финансов - потребности хозяйственных систем и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
Эту потребность без финансов удовлетворить невозможно. В сфере хозяйствования именно благодаря финансам обеспечивается удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей, они позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления.
Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части8.
Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т.д.) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет разных источников и др.) тоже происходит на основе финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Роль финансов в системе товарно-денежных отношений многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:
1) финансовое обеспечение потребностей расширенного производства;
2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
3) финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:
- через эффективное вложение финансовых ресурсов;
- создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
- использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
- использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).
Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.
В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а так же в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения.
Таким образом, финансы - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену (предприятиям, организациям, учреждениям их объединениям) и государственной системе управления экономикой.
2.3. Финансы в механизме товарно-денежных отношенийФинансы возникли при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и ростом его потребностей в финансовых ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).
Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития финансов. Материальную основу финансов образуют деньги. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.
Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления. В условиях формирования и развития рынка необходимость финансов возрастает.
Понятие «рынок» и его роль в экономике трактуются по-разному. Одни экономисты под рынком понимают полную свободу купли-продажи, разгул стихийных сил, ничем не ограниченную спекуляцию, исключая регулирование основных категорий рынка. Другие видят в рынке чудодейственное лекарство, способное излечить экономику от всех ее недугов, утверждая, что рынок все отрегулирует. На практике и в теории получается далеко не так.
Рынок в экономическом смысле — это категория обмена. Цивилизованный рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения.
Планово организуемый рынок был при социализме, с соответствующими ему категориями (цена, спрос, предложение и др.) и разумными методами регулирования. Регулируемый рынок при социализме служил важным фактором обеспечения планомерного развития экономики.
В результате реформ 1991-2000 гг. категории организованного социалистического рынка были разрушены, в стране стал создаваться капиталистический неорганизованный рынок. В результате экономика была заведена в тупик. В связи с этим правительству необходимы меры по стабилизации экономики, преодолению кризисных явлений.
В общей системе экономических отношений рынок должен выступать как связующее звено между производством и потреблением, служить мощным рычагом снижения производственных расходов.
Рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.
Финансы — это экономическая категория, особенность которой заключается, как рассмотрено выше, в ее функциях. В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения.
Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.
Необходимость финансов в экономических отношениях можно объяснить следующими причинами:
1. Существование товарно-денежных отношений и действие закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.
Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег — обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.
2. Без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.
3. Наличие государства. Ф. Энгельс указывал, что с появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функции, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.
4. Необходимость финансов обусловлена потребностями государства и предприятий в распределении общественного продукта и национального дохода. Без финансов, которые являются категорией распределения, невозможно организовывать распределение общественного продукта. Для того чтобы организовать распределение, нужно сделать накопление денежных фондов государства и предприятий. Государству необходимы экономические связи с зарубежными странами с использованием финансовых отношений. Предприятиям необходим обмен продуктами их труда с использованием финансовых отношений (купли-продажи за деньги).
Финансы — неотъемлемая часть экономических отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения между хозяйствующими субъектами.
К финансовым отношениям государства с населением относятся также налоговые платежи населения в бюджет и внебюджетные фонды, различные формы кредитования населением государства (в частности, займы, лотереи, вклады населением временно свободных денежных средств в сберегательные банки). Государство, в свою очередь, выдает населению кредиты на строительство жилья, покупку товаров, кредиты на предпринимательские проекты и др.
Таким образом, финансовые отношения охватывают практически все стороны экономической жизни общества. Финансовые отношения являются одной из важных форм проявления производственных отношений общества. В то же время финансы активно воздействуют на изменения в производственных отношениях и системе хозяйственных связей. От совершенства финансовых отношений в значительной мере зависит рост эффективности производства.
Основные направления финансов в товарно-денежном отношении:
1) финансовое обеспечение потребностей расширенного производства;
2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
3) финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:
– через эффективное вложение финансовых ресурсов;
– создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
– использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
– использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т. п.).
ЗаключениеТаким образом, исторически сложилось так, что разные авторы в разных странах и в разное время связывали различные виды денежных, кредитных, обменных операций и платежей с понятием «финансы», а финансистами называли казначеев правителей, кредиторов короля, банкиров, чиновников бюджетной системы, биржевиков, менеджеров, управляющих денежными потоками компаний.
Понятие и сущность финансов трактуется как:
- совокупность денежных отношений по распределению стоимости валового внутреннего продукта;
- движение финансовых потоков;
- особая категория, отражающая уровень развития экономических процессов;
- практика обращения и распоряжения деньгами;
- наука об управлении деньгами и другими активами в течение определенного периода времени.
Финансы выполняют следующие основные функции:
1) Функция распределения - объективное свойство категории финансов распределять стоимость созданного продукта в денежном выражении.
2) Перераспределительная функция - перераспределение созданного продукта, то есть вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов.
3) Контрольная функция - обеспечение соблюдения финансового законодательства, т.е. правильности формирования и использования финансовых ресурсов.
4) Регулирующая функция - в результате действия этой функции обеспечивается финансирование расходов, принятых для бюджетного финансирования.
Большинство авторов, исследовавших сущность финансов, связывают возникновение финансов с возникновением государства, возложением на него определенных функций и развитием товарно-денежных отношений. В этот период финансы рассматривались как механизм обеспечения функционирования государства.
Известно, что финансы участвуют в процессе получения денежного дохода, а также в процессе его распределения. Имея такой экономический рычаг, который распределяет денежный доход, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса.
Список использованных источников1. Алешина, М.Ю. Развитие товарно-денежного обращения в современных условиях / М.Ю. Алешина, С.А. Лихтер // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. – С. 148-150.
2. Атаева, Л.Б. История развития финансовой системы России / Л.Б. Атаева // Достижения науки и образования. – 2018. – С. 22-23.
3. Ахунова, Е.А. Современные подходы к определению понятию и сущности финансов / Е.А. Ахунова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – С. 83-85.
4. Бураков, Д.В. Финансы, деньги и кредит: учебник и практикум для вузов / Д. В. Бураков. – М.: Юрайт, 2021. - 366 с.
5. Берзон, Н.И. Финансы: учебник и практикум для вузов / Н. И. Берзон. – М.: Юрайт, 2021. - 498 с.
6. Голодова, Ж.Г. Финансы и кредит: Учебное пособие / Ж.Г. Голодова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 448 c.
7. Доронина, А. И. Методы анализа и оптимизации денежных потоков в современных условиях / А.И. Доронина // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 491-494.
8. Игнатова, М.А. Теория и практика управления финансами / М.А. Игнатова, А.В. Лукьянченко // Colloquium-journal. – 2020. – С. 145-149.
9. Ковалёва, Т.М. Финансы и кредит (для бакалавров) / Т.М. Ковалёва. - М.: КноРус, 2019. - 528 c.
10. Косиняева, Н. С. Основные направления оптимизации денежных потоков / Н.С. Косиняева, А.А. Сидорин // Молодой ученый. — 2018. — №12.5. — С. 42-44.
11. Купцов, М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и.: Уч пос. / М.М. Купцов. - М.: Риор, 2018. - 752 c.
12. Магницкий, Н.Д. Теоретические основы понимания категории «финансы» / Н.Д. Магницкий // Инновации и инвестиции. – 2020. – С. 31-33.
13. Павлова, Н.И. О некоторых проблемных вопросах теории финансов / Н.И. Павлова, Т.В. Звягинцева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. – 2018. – С. 88-93.
14. Перекрестова, Л.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Л.В. Перекрестова. - М.: Академия, 2019. - 256 c.
15. Романовский, М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / М. В. Романовский. – М.: Юрайт, 2021. - 523 с.
16. Соколова, О.В. Финансы и кредит: Уч. / О.В. Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 224 c.
17. Трошин, А.Н. Финансы и кредит: Учебник / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 332 c.
18. Чалдаева, Л.А. Финансы: учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева. – М.: Юрайт, 2021. - 491 с.
19. Чернецов, С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, 2017. - 464 c.
20. Швецов, Ю.Г. Теоретические вопросы финансов / Ю.Г. Швецов, К.И. Михайлович // Налоги и финансы. – 2017. - №3. – С. 7-19.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!