Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
3304291

500 руб.

Просмотров
994
Размер файла
47.17 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Современные подходы к проблеме образования детей с ОВЗ 5
1.1 Дифференцированное и инклюзивное обучение детей с ОВЗ 5
1.2 Барьеры, препятствующие реализации инклюзивной образовательной практики детей с ОВЗ 9
1.3 Пути преодоления проблем 11
Глава 2. Проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья 15
2.1 Значимость социализации детей с ОВЗ 15
2.2 Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ 17
2.3 Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ 21
Заключение 24
Список литературы 27

Введение
Актуальность исследования. Развитие современного общества России и процессы интеграции в европейское сообщество остро ставят вопрос обеспечения социальной защиты граждан страны, и особенно тех, кто нуждается в нем больше всего, в частности, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность проблемы инклюзивного образования связана прежде всего с тем что численность детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. На сегодня детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, в России более 1 млн., что составляет 12% от общей численности детей в стране. Поэтому поиск подходов к активизации развития инклюзивного образования является важным государственным вопросом.
На протяжении последнего десятилетия отечественные ученые, в частности, С.И. Богданов, Г.А. Гаврюшенко, А.Н. Колупаева, Н.И. Найда, Н.А. Софий, И.В. Игощук и др., посвящают свои труды исследованию проблемы привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в образовательные учреждения, их реабилитация и социализация к общественным нормам.
Общим проблемам социализации были посвящены работы таких учёных, как Г.И. Андреева, Н.А. Андреенкова, И. Кон, Н.А. Лавриченко, М.Е. Лукашевич, В.А. Москаленко, А.В. Мудрик, а также труды известных педагогов, среди которых В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. Широко исследуются проблемы социализации личности в зарубежной науке (Ф. Г. Гиддинс, Г. Тард, Д. А. Томпсон, т. Парсонс, Ч. Х. Кули, У. И. Томаса, Дж. Г. Мида). Различные аспекты социализации освещаем в исследованиях психологии развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
Социализация детей с ОВЗ осуществляется через семью, образование и воспитание, необходима не только для подготовки к взрослой жизни или профессии. Только эффективная, социально приемлемая социализация сможет обеспечить так называемый процесс «очеловечивания» человека, предоставит ему возможность полноценно существовать в современном мире. Поэтому на современном этапе проблема образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и важной.
Проблема исследования: каковы особенности образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья?
Объект исследования – процесс образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – особенности и приёмы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть дифференцированное и инклюзивное обучение детей с ОВЗ.
2. Выявить барьеры, препятствующие реализации инклюзивной образовательной практики детей с ОВЗ и пути преодоления проблем.
3. Проанализировать значимость социализации детей с ОВЗ.
4. Описать задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ и задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ.
Методы исследования: изучение, анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, классификация понятий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные материалы могут использовать педагоги и методисты в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Структура исследования: введение, две теоретические главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Современные подходы к проблеме образования детей с ОВЗ
1.1 Дифференцированное и инклюзивное обучение детей с ОВЗ
Ещё совсем недавно основной формой обучения детей с особенностями психофизического развития была система интернатных и специальных общеобразовательных учреждений. Отсутствие законодательной базы для альтернативного получения образования лицами, имеющими определённые особенности в развитии, ограничивало их обучение только специализированными учреждениями.
Данный вид получения образования оправдывал себя на определённом этапе развития общества, создавая некоторые преимущества для коррекции различных психических и физических нарушений у детей, развивая ребёнка в соответствии с его возможностями, и, по сравнению с полным отрицанием обучения аномальных детей, был достаточно прогрессивным.
Наличие подготовленных педагогов, владеющих методами и приёмами обучения и поддержки «особых» детей в условиях специализированных учебных заведений, разработаны и апробированы учебные планы и методики для коррекции различного рода нарушений, хорошая материальная база, что обеспечивает детям возможность круглосуточно находиться под наблюдением специалистов, создавали возможность для получения определённых навыков, необходимых для дальнейшей самостоятельной жизни [8].
С ростом экономического, политического и социокультурного развития общества происходят значительные изменения в государственной образовательной политике в отношении людей, которые по определённым критериям отличаются от большинства. Целью специального образования становится обеспечение полноценной и достойной жизни лиц с особенностями психофизического развития, их подготовка к активному участию в жизни общества, включение в социальные отношения.
На смену специализированному обучению приходят новые, прогрессивные формы получения образования – дифференцированное и инклюзивное обучение.
Термин «дифференцированное обучение» сравнительно новый в отечественном образовательном пространстве. Дифференцированное обучение рассматривается как концептуальный подход и практическая технология специфической организации учебного процесса. Этот подход даёт педагогу возможность учесть различия между учениками и обеспечивать оптимальный и результативный учебный опыт для каждого из них [4].
В дифференцированном обучении с самого начала предполагается, что все ученики разные, следовательно, задачи учителя заключается в том, чтобы выявить эти различия и соответствующим образом выстроить учебный процесс, обеспечив оптимально эффективный учебный опыт для всех детей.
Такой подход к преподаванию, ориентированный на потребности учащихся, чрезвычайно перспективный в обучении разнообразного ученического коллектива, в том числе и детей с ОВЗ.
Дифференцированное обучение предполагает создание учебной среды и организацию учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить успешное занятие с детьми с различными образовательными потребностями (с нарушениями психофизического развития, с одарённостью, с разных культур).
Благодаря внедрению дифференцированного обучения обычная параграмма обучения массовой школы станет доступной для детей с особыми потребностями, они смогут успешно овладевать содержанием обучения, быть активными участниками учебного процесса и, что самое важное, достигать максимальных (для каждого) результатов [10].
В отличие от традиционной системы преподавания, которая предусматривает использование устоявшегося учебного плана и единые требования, ведущую роль учителя в этом процессе, в дифференцированном подходе главное место занимает индивидуальная учебная деятельность ребёнка. Он внедрение позволяет удовлетворять индивидуальные потребности, развивать сильные стороны детей и их интересы непосредственно в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время интеграция постепенно развивается до более радикальной концепции инклюзии. «Английское глагол inclusion переводится как содержать, включать, иметь место в своём составе. Поэтому inclusion является термином, который отражает новые взгляды не только на образование, но и на место человека в обществе» [4, с. 358].
«Инклюзия – процесс увеличения степени участия всех граждан в социальной жизни.» [1, с.10]. Иначе говоря, инклюзия даёт возможность каждому члену общества сделать свой выбор из всех аспектов повседневной жизни, позволяет каждому человеку полноправно участвовать в жизни общества согласно его желанию.
«Инклюзивное образование-это система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать его по месту жительства, что предусматривает обучение ребёнка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения» [1, с.10].
В основе инклюзивного обучения лежит право на образование, провозглашённое ООН во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Принцип инклюзивного образования изложены в Саламанской декларации, принятой и одобренной в 1994 году 92 странами мира: «Обычные школы должны принимать всех детей, независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального, социального, лингвистического или иного состояния и создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на потребности детей» [15].
В понимании ЮНЕСКО инклюзия - это не только обучение детей с особыми потребностями в едином общеобразовательном среде, но и активное участие всех детей школьного возраста в полноценном учебном процессе, равные возможности для получения качественного школьного образования, и, главное, возможность для всех учиться жить вместе.
Идеология, которая исключает любую дискриминацию, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности, становится ведущей в политике большинства стран. обеспечивающая отношение ко всем людям, но создаёт условия для детей с особыми потребностями.
В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика. Поэтому, инклюзивное обучение, с одной стороны, должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка, а с другой предполагает его самостоятельное активное участие в процессе получения знаний [11].
Все способны учиться. И лучшее доказательство этому – инклюзивные школы: школы, которые признают, что нормальное развитие не является «нормой»; школы, учитывающие потребности всех детей и индивидуальность каждого ребёнка; школы, в которых каждый чувствует свою причастность и свою востребованность; школы, в которых целью обучения является помощь детям развиваться и находить своё место в обществе независимо от потенциальных способностей и возможностей.
Определяя инклюзии как реформу, которая поддерживает и приветствует различия и особенности каждого ученика, в Саламанской декларации отмечается, что «...школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей...» [15].
Возможность учить всех без исключения детей в едином образовательном пространстве означает принятие модели инклюзивной школы как образ действия не только в рамках образовательной системы, но и всего общества в целом.
Таким образом, дифференцированное и инклюзивное образование правомерно рассматривать как более широкий процесс интеграции, который предполагает доступность образования для каждого ребёнка и развитие общего образования в результате приспособления к различным потребностям всех детей.
1.2 Барьеры, препятствующие реализации инклюзивной образовательной практики детей с ОВЗ
Несмотря на преимущества инклюзивного и дифференцированного получения образования, были и серьёзные недостатки такого обучения: большинство учеников в результате длительного пребывания вне дома оказывались оторванными от семьи и родственников, ограничивались их контакты с друзьями, они испытывали трудности в общении со сверстниками, которые нормально развиваются, и окружающими их людьми.
Полученные вне социума знания и умения не могли помочь им вполне адаптироваться в обществе, подготовиться к преодолению неизбежных жизненных трудностей, а, следовательно, реализоваться в полной мере как равноправные и полноценные члены общества [2].
Проведённый нами анализ позволил выявить барьеры, препятствующие реализации инклюзивной образовательной практики детей с ОВЗ. Исходя из исключительной важности роли государства в развитии инклюзивного образования, подчеркнём, что препятствия макроуровня имеют наибольшее весомое значение в процессе торможения развития инклюзивного образования в России. Основными препятствиями этого уровня является: несовершенство действующего законодательства в отношении детей с инвалидностью; его несоответствие международным нормам; от сущность закона о специальном образовании, в котором бы чётко определялись правовые основы института инклюзивного образования и принципы механизма создания экономических условий для реализации инклюзивных подходов к образованию лиц с особыми образовательными потребностями [5].
На мезоуровне основными препятствиями на пути развития инклюзии в образовании являются: наличие культурных стереотипов относительно людей с инвалидностью; неготовность сложившейся системы образования отвечать индивидуальным потребностям каждого ребёнка; отсутствие специальных стандартов образования и вариативных про грамм для обучения лиц с особыми образовательными потребностями; отсутствие законодательно закреплённой возможности проводить обучение «особых» учеников по индивидуальному плану, который позволяет использовать адаптированную к специальным образовательным потребностей того или иного ученика стандартную образовательную программу и реально, а не формально применять в обучении личностно ориентированный подход; отсутствие программ по сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общем образовательном учреждении [6].
Препятствия микроуровня на пути развития инклюзивных подходов в образовании связаны с деятельностью конкретных организаций и специалистов, отдельных людей. Для инклюзивного образования это уровень психологического принятия педагогами образовательных учреждений самой возможности совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, их профессиональные установки, стереотипы и действия, учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Практика свидетельствует, что отсутствие в России условий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые здания и учебные заведения инвалидных колясок, нехватка специальных программ обучения, специального вспомогательного учебного оборудование, недостаточная численность специально подготовленных педагогов препятствуют реализации лицами с инвалидностью конституционного права на получение образования [17].
Вынуждены констатировать, что на сегодня в России нет надлежащей системы учёта детей с физическими и(или) умственными недостатками и детей с ограниченными возможностями по состоянию по статистическим данным, на 1.01.2021 г. в России насчитывалось 151,1 тыс. детей-инвалидов [7, c. 66]. Однако, по словами экспертов, численность детей с физическими и(или) умственными недостатками значительно больше.
Обучение для детей с ОВЗ - это повышение их социального статуса, развитие навыков и умений. Основная цель обучения детей с ОВЗ – это интеграция их в общество. Однако в отношении лиц с инвалидностью в России здесь также нарушаются принципы доступности для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляются государством; равенства условий каждого человека для полной реализации его способностей, таланта, всестороннего развития, гуманизма, демократизма [20].
Реальностью является то, что отдельные категории лиц с ОВЗ имеют возможность получать образование только в условиях специальных учебных заведений. В то же время практика свидетельствует, что эти учреждения не обеспечивают подготовки лиц с инвалидностью на уровне, который гарантировал бы им конкурентоспособность.
Таким образом, основными барьерами, препятствующими реализации инклюзивной образовательной практики детей с ОВЗ является недостаточное количество учебных мест; несовершенство законодательства в сфере финансирование системы инклюзивного обучения; недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение образовательных учреждений (отсутствие специального вспомогательного учебного оборудование, специально разработанных учебных методик, отсутствие материального поощрения учителей – разработчиков соответствующего учебно-методического обеспечения; отсутствие у педагогов специальной подготовки для работы с учениками); неприспособленность зданий учебных заведений для беспрепятственного доступа к ним учащихся с различными заболеваниями и патологиями.
1.3 Пути преодоления проблем
Построение эффективной системы инклюзивной образования в России возможна на основе взаимодействия различных факторов, прежде всего усиление финансирования образования, совершенствование его нормативно-правового обеспечения, улучшения методического и кадрового обеспечения инклюзивного образования. Наиболее существенными организационными и экономическими рычагами макро-, мезо - и макроуровней, способными активизировать развитие инклюзивного образования, на наш взгляд, являются следующие.
Организационные и экономические пути преодоления проблем реализации инклюзивной образовательной практики детей с ОВЗ
Макроуровень
Организационные пути Экономические
1. Развитие системы подготовки кадров для работы с детьми с
ограниченными возможностями.
2. Культивирование в обществе положительного мнения в отношении
инклюзивного образования путём привлечения к этому делу средств
массовой информации.
3. Развитие без барьерной социальной инфраструктуры.
4. Включение курса из практики внедрения инклюзивного
образования в России к программе повышения квалификации учителей.
5. Сокращение численности детей в классах, где есть дети с
особыми потребностями. 1. Увеличение финансирования развития материальной базы
образовательных учреждений с целью превращения их в доступную среду обучения.
2. Использование экономических стимулов для поощрения педагогов
к разработке специальной литературы, методического обеспечения
для работы с детьми с особыми потребностями; сделать их
доступными широкой учительской общественности.
Мезоуровень
1. Использование социально-психологических стимулов для
педагогов и руководителей учебных заведений, которые успешно
производят инклюзивное образование.
2. Проведение психологических тренингов для учителей для
уменьшение уровня опасений и неприятие изменений в образовательных
заведениях, которые будут связаны с внедрением инклюзии. Использование финансово-экономических стимулов для поощрения
учебных заведений к внедрению инклюзивного обучения.
Микроуровень
1. Применение новейших технологий обучения для детей с
особыми потребностями.
2. Информирование коллектива учебного заведения об успехах его
работников в процессе внедрения инклюзивного образования. Использование возможностей коллективно-договорного регулирования
социально-трудовых отношений с целью создания материальных
стимулов для педагогов, работающих с детьми с особыми
нуждами.
Необходимо создать необходимые условия для полноценного обучения детей с ОВЗ в учебных заведениях, включая подготовку педагогических работников, оказание индивидуальной поддержки в ходе получения образования с учётом потребностей ребёнка, нозологии заболевания, получении и обработке информации для усвоения учебной про граммы, обеспечить им государственную поддержку.
Важным является формирование позитивного общественного мнения об инклюзивном образовании путём привлечения к этому делу средств массовой информации, организации информационных компаний, которые бы способствовали выполнению законов, направленных на получение образования детей с инвалидностью [21].
Отсутствие надлежащего финансирования образования в целом и инклюзивной в частности является существенным препятствием на пути ее развития, поэтому необходимыми являются увеличение финансирования развития материальной базы образовательных учреждений с целью превращения их в
Доступная среда обучения. Отдельным экономическим рычагом активизации развития инклюзивного образования является использование экономических стимулов для поощрения педагогов к разработке специальной литературы, методических материалов, которые бы учитывали особые потребности учеников с одинаковой нозологией, сделать их доступными широкой учительской общественности.
По нашему мнению, позиция и инициатива региональных органов власти (наряду с факторами макроэкономического влияния) сегодня существенно влияют на состояние развития инклюзивного образования. Органы самоуправления должны осознать важную роль образования в целом и инклюзивной в частности, быть заинтересованными в активной поддержке социально-экономического развития их территории, поисках источников для стимулирования педагогической и научного творчества. Именно на уровне регионов может решаться немало вопросов, связанных с подъёмом образования, стимулированием социально-экономических процессов.
Поэтому на региональном уровне целесообразно провести широкую просветительскую кампанию, которая бы позволила информировать общество о необходимости и важности инклюзии; проводить работу для формирования в обществе толерантности по отношению к детям с особыми потребностями [19].
На микроэкономическом уровне происходит реализация определённых государством и региональными органами власти подходов к содействие развитию инклюзивного образования. Здесь важным является использование возможностей коллективно-договорного регулирование социально-трудовых отношений с целью создания материальных стимулов для педагогов, работающих с детьми с особыми потребностями; применение новейших технологий обучение для детей с особыми потребностями; информирование коллективу учебного заведения об успехах его работников в процессе внедрения инклюзивного образования.

Глава 2. Проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1 Значимость социализации детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями составляют особую группу среди детей с ограниченными образовательными потребностями. В подавляющем большинстве, интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс вовлекаются все стороны психофизического развития ребёнка – мотивационная, социально-личностная, моторная-двигательная, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы: восприятие, мышление, речь, поведение. Все это, в свою очередь, вызывает трудности включение ребёнка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путём [9].
По Л. Г. Гусляковой социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определённой системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [13]. Н.Н. Малофеев придерживается мнения, что адаптация является одним из этапов социализации личности [9].
Процесс социализации детей с ОВЗ, тесно связан с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям детей.
Психология детей с ОВЗ в нашей стране оформилась как самостоятельная отрасль психологической науки, о чем говорилось выше, всего десятилетий назад. До этого времени изучение особенностей психики детей с ограниченными возможностями осуществлялось преимущественно представителями медицины. За небольшой срок накопился значительный круг сведений о своеобразных чертах, отличающих детей данной категории от их сверстников, интеллектуально развитых.
К детям с ограниченными возможностями включают следующие группы учащихся: слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих, с двигательными нарушениями, аутизмом, умственной отсталостью и различными видами инвалидности. Данная ограниченность не является психологическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребёнка ограничено безусловным уровнем функционирования ЦНС [16].
У детей с ОВЗ первая ступень познания окружающего мира – восприятие и ощущение – оказывается дефектной. И это существенно влияет на весь следующий ход развития.
Особенности восприятия и домысливания детьми вышеуказанной категории образовательного материала, связанные с памятью. Главные процессы памяти – запоминание, сохранения и воспроизводства у этих детей имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития [22].
Также у данной категории детей выражены недостатки внимания. Но при целенаправленной, коррекционной работе можно повысить ее уровень. Волевая сфера также особенная. В деятельности этих школьников чаще наблюдаются подражания и импульсивные поступки, а собственные намерения и побуждения слабы, с большим внушением [5].
Поэтому социальной адаптации детей с ОВЗ необходимо распространять бытовой и социальный опыт детей с нарушением интеллекта. При обучении необходимо уделять внимание теоретическим знаниям в повседневной жизни. Для этого надо связать любые понятия с окружающей средой. На занятиях общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приблизить учебный процесс к реальным, жизненным условиям. Например, жизненные ситуации. Для удачной социальной адаптации надо формировать у детей адекватное восприятие социальной роли и окружающих.
Таким образом, социализация детей с ОВЗ имеет большое значение в жизни и развитии ребёнка. Социализация позволяет ребёнку интегрироваться в общество, научиться взаимодействовать с окружающими людьми, обеспечивает развитие коммуникативных умений и навыков, способствует формированию адекватной самооценки, становления собственного Я. Социализация детей с ОВЗ необходима для подготовки к взрослой жизни или профессии.
2.2 Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Сегодня задача учебных заведений - воспитание гражданина с высоким уровнем гражданского сознания, патриотизма, активности, уважения прав и свобод демократического общества. Современная демократия требует от человека готовности и способности к активному участию в делах общества и государства на основе глубокого осознания своих прав и обязанностей, себя как полноправного члена социальной общности, гражданина своей страны. Эти приоритеты предусматривают ориентацию на возрождение национального достоинства, патриотизма и гражданской зрелости личности, включающую образованность на уровне лучших мировых образцов, гуманизм, духовность, деловитость; активную позицию каждого человека, в частности его самореализацию в материальной и духовной сферах общественной жизни, соблюдение конституционных норм и тому подобное [7].
Важным показателем развития общества является гуманное, заботливое и милосердное отношение к детям с особенностями в развитии, которые имеют право на полноценную жизнь. Приняв Саламанскую декларацию о политике, принципы и практическую деятельность в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 1994 г., ЮНЕСКО), все страны мира встали перед проблемой совершенствования системы обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушением психофизического развития, ибо именно их, чтобы избежать словесной дискриминации, стали называть такими, что имеют особые образовательные потребности [15].
Процесс социализации характеризуется такими признаками, как периодичность и динамичность протекания. Наиболее важным периодом социализации является дошкольный и школьный возраст, когда ребёнок не только приобретает знания, формирует собственное мировоззрение, но и получает навыки самоконтроля, взаимодействия с коллективом, умение решать сложные жизненные ситуации. Именно в учебно-воспитательном процессе происходит развитие всех составляющих самосовершенствования личности, в первую очередь потребности в самоутверждении и самореализации, что является неотъемлемой частью социального становления современного человека. Конечной целью воспитания личности является ее подготовка к исполнению комплекса ролей, необходимых для общественной жизни: гражданина, труженика, общественного деятеля, семьянина, товарища [21].
Сегодня педагогическая общественность едва ли не больше всего обсуждает проблему интеграции детей с нарушением психофизического развития в единую образовательную систему общеобразовательной школы. Процесс интеграции может считаться полноценным, если обеспечивает три условия:
- обучение каждого ребёнка в соответствии с его особыми образовательными потребностями и потенциальным развитием;
- возможность ребёнка посещать учебное заведение, живя в семье, а родителям воспитывать собственного ребёнка;
- расширение круга общения ребёнка с особенностями психофизического развития и повышение качества его социализации [19].
В условиях демократических форм взаимодействий возможны такие способы социализации, как:
1) индивидуализация;
2) актуализация;
3) самореализация;
4) интеграция;
5) конструктивное взаимодействие [18].
Ведущее значение для процесса социализации играет общественное воспитание. В качестве источников социализации индивида выступает передача культуры через семейные и другие социальные институты, прежде всего через систему воспитания и образования, а позже - через взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. Важен опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения. Структура процесса социализации совпадает с хронологией развития индивида: рождение, возраст младенца, раннее детство, дошкольный возраст, школьное детство, подростковый возраст, юность, зрелость, старость. На каждом из этих этапов есть свой ведущий способ социализации, который находит своё выражение в ведущих видах деятельности - игре, учёбе, вхождении в систему семейных, групповых, профессиональных, этнических, производственных и других отношений.
К началу каждого возрастного периода складываются своеобразные, специфические для данного возраста, единые и неповторимые отношения между ребёнком и окружающей действительностью, прежде всего социальной. Эти отношения П. Р. Егоров назвал «социальной ситуацией развития». Перед началом школьной социализации является ее дошкольная фаза, которая совпадает со временем социализации ребёнка в семье и дошкольных учреждениях, которые являются ведущими агентами социализации в настоящее время. Этот этап социализации ребёнка можно обозначить как период социальной игры [4, с.18].
Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребёнка, или его социальное бытие. Рассматривая реальные формы социального поведения, В. А. Бойко подчёркивает, что характер воспитания человека полностью определяется той общественной средой, в которой он растёт и развивается. Но среда не всегда влияет на неё непосредственно и прямо, но и косвенно, через свою идеологию, которую учёный понимает, как социальные раздражители, которые в процессе исторического развития закрепились как моральные правила, художественные вкусы, юридические нормы и тому подобное. Предоставленный сам себе, ребёнок с пороками в развитии тянется к ребёнку, который стоит выше по своему развитию. Эта разница интеллектуальных уровней-важное условие коллективной деятельности [1].
Интеграция детей с ОВЗ приобрела мировой масштаб. К этому процессу приобщены все высокоразвитые страны. Особую активность она приобрела в последние десятилетия. Именно в последнее время наблюдается усиленное внимание к указанной категории детей, активно идут процессы их интеграции в общий социум, разрабатываются средства участия в совместном учебно-воспитательном процессе школьной жизни.
Путь развития ребёнка с ОВЗ лежит через сотрудничество, социальную помощь другого человека, который изначально является его разумом, его волей, его деятельностью. Это положение вполне совпадает с нормальным путём развития ребёнка. Итак, путь развития отсталого ребёнка лежит через общение и сотрудничество, через другого человека [5].
Учебные планы, индивидуальные программы развития разрабатываются с учётом особенностей ребёнка: его интересов, стиля познания, уровня развития, свойства темперамента и характера, культуры семьи. Соответственно адаптируется физическая и учебная среда группы. Ребёнок с особыми потребностями имеет возможность постепенно двигаться вперёд, педагоги не требуют от него выполнять все так, как от полноправных детей. Большое внимание должно уделяться социально-эмоциональной сфере.
Такой подход будет способствовать развитию позитивной самооценки, самостоятельности, независимости. Оценки потребностей, составление плана взаимодействия с ребёнком предполагает создание команды специалистов: педагогов, родителей, коррекционных педагогов, психологов, физических реабилитологов, социальных работников. Важным аспектом является сотрудничество с родителями, привлечение их к учебно-воспитательному процессу, психологическая поддержка семей (консультации, тренинги, встречи с другими родителями, группы поддержки и др.). Особое внимание уделяется связям с общественностью, которые способствуют созданию заботливого сообщества, которое заботится, представляет и защищает права и интересы, поощряет к активной гражданской позиции, инициативности каждого члена общины [9].
Таким образом, основными задачами образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ является создание доступной образовательной среды для детей с ОВЗ, подготовка высококвалифицированных кадров, разработка планов, программ, направлений работы по социализации детей с ОВЗ, использование дифференцированной системы обучения, интеграция данной группы детей в общество.
2.3 Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Процесс вхождения ребёнка в социальную среду под руководством взрослого называют воспитанием – это комплекс воздействий, что обеспечивает социализацию индивида. Главной задачей взрослого является передача ребёнку тех нравственных качеств и норм поведения, которые отвечают требованиям общества. Отсутствие способности усваивать знания приводит к нарушению процесса социализации [14].
В частности, А. А. Колупаева, Л. А. Савчук отмечают, что социализация – это процесс последовательного вхождения индивида в социальную среду, что сопровождается усвоением и воспроизведением культуры общества, в результате взаимодействия человека со стихийными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех ее возрастных этапах. Социализация невозможна без активного участия самого человека в процессе усвоения широкого круга ценностей, понятий и навыков, на почве которых складывается его повседневная жизнь. Но инвалидность ограничивает ребёнка физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют интегрировать в общество и принимать участие в жизни семьи и государства в равноправных условиях с другими членами общества [8].
Педагоги должны целенаправленно обеспечивать детям с ОВЗ условия для социального взаимодействия со своими ровесниками, добиваясь этого разными способами. Скажем, используя карточки с именами детей, рассаживая их во время обеда или занятий в круге так, чтобы рядом с ребёнком с недостаточно развитыми речевыми навыками оказалась ребёнок уже хорошо разговаривает. Или предлагают детям такие виды деятельности, которые предполагают взаимодействие и взаимозависимость, что способствует установлению между здоровыми и «особыми» детьми дружеских отношений. Детей поощряют выбирать не только центр деятельности, но и товарища, с которым они будут играть. В каждой группе, как правило, есть дети, которым нравится учить товарищей, помогать им [10].
Совместное обучение и воспитание в условиях образовательного учреждения положительное влияние как на детей с особыми потребностями, так и на здоровых детей.
Здоровые дети с раннего возраста начинают понимать с какими трудностями сталкиваются люди, которые имеют проблемы развития, становятся чувствительными к нуждам других, толерантно воспринимать человеческие различия, учатся поддерживать друг друга, позитивно взаимодействовать. Отношение детей к сверстникам с ограниченными возможностями теплее, потому что они регулярно играют вместе. Совместная деятельность помогает им понять, что дети с ОВЗ, как и они могут делать определённые движения лучше других [4].
Благодаря инклюзивному образованию у детей с ОВЗ растёт самоуважение, уверенность в собственных возможностях.
Таким образом, мы выделили задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ:
1. Развитие социальных навыков у детей: общение со взрослыми и детьми, работа в игровых и обучающих ситуациях.
2. Формирование самообслуживания, гигиенических и культурных привычек.
3. Поддержка развития речи детей с ООП.
4. Развитие интеллектуальной деятельности необходимой для изучения окружающего мира и понимания себя.
5. Безопасность здоровья и формирование физической подготовленности детей.
6. Формирование у детей навыков по уходу за собственной безопасностью.
7. Развитие способности воспринимать окружающий мир через искусство, песнопения, танцы, музыку.
8. Поддержка интеллектуального и психического развития детей с ООП.
9. Подготовка детей дошкольного возраста с ООП до обучения: чтение и письмо.
10. Взаимодействие с родителями для социализации детей ОВЗ.
11. Педагогическое взаимодействие по вопросам социализации детей ОВЗ. Педагогическое воздействие должно способствовать повышению знаний, навыков и обеспечить запоминание полученных знаний, что станет основой для приобретения новых знаний на следующих образовательных этапах [22].
Реализация требований в сфере социального образования должна быть направлена на развитие способности к установлению взаимодействия и отношений с применением социальных, ситуационных и прагматических правил общения. Задачи учителя и специалистов, работающих с ребёнком с ОВЗ формировать речевую, коммуникационную и культурную компетентность ребёнка на уровне, соответствующем его способностям.

Заключение
В ходе проведённого исследования, нами были сделаны следующие выводы:
В последние годы во всем мире отмечается значительное увеличение количества детей, которые требуют дополнительного внимания и заботы общества из-за того, что имеют нарушения в состоянии физического и психологического развития. Современные исследования, опыт экспериментов по внедрению инклюзивного образования в России доказывают, что совместное обучение детей с ОВЗ и их здоровых сверстников возможно, и является основой интеграции и социальной адаптации детей с особыми потребностями, подготовкой их к самостоятельной жизни.
Учебное заведение с инклюзивной формой обучения открыто для всех детей независимо от их физических, интеллектуальных, социальных или иных особенностей. Инклюзия означает включение особых детей в общий образовательный процесс, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию и раскрытию потенциальных возможностей. Каждому ребёнку с особыми потребностями в учебном заведении с инклюзивной формой обучения должно быть обеспечено: без барьерная образовательная среда; адаптированные образовательные программы и учебно-воспитательные планы, методы и формы обучения; вовлечение родителей в образовательный процесс; сотрудничество со специалистами для предоставления специальных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями детей.
Однако, к сожалению, на сегодня в нашей стране отсутствует целостная система работы по включению детей с ОВЗ в общеобразовательное пространство. Отечественные общеобразовательные учреждения ещё не готовы реализовать действительно инклюзивную форму обучения. Это объясняется тем, что в России несовершенная законодательная и нормативно–правовая база, не хватает научно–методологического обеспечения интегрированного и инклюзивного обучения.
Перспективной задачей современного коррекционного образования становится дифференцированное и инклюзивное обучение. Среди основных задач развития дошкольного и общего среднего образования ближайшие учебные годы Министерство образования и науки РФ видит создание условий для инклюзивного и интегрированного обучения детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, основывается на принципе обеспечения основного права детей на образование и права учиться по месту жительства, и предполагает обучение ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательного учреждения с обязательным профессиональным психолого – педагогическим сопровождением.
Процесс социализации длится всю жизнь и соответствует непрерывному воспитанию. Социализация охватывает биологический и психический уровни человека. Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация детей с ОВЗ имеет большое значение в жизни и развитии ребёнка. Социализация позволяет ребёнку интегрироваться в общество, научиться взаимодействовать с окружающими людьми, обеспечивает развитие коммуникативных умений и навыков, способствует формированию адекватной самооценки, становления собственного Я. Социализация детей с ОВЗ необходима для подготовки к взрослой жизни или профессии.
Социализация детей с ОВЗ -это комплекс мероприятий, направленных на воссоздание нарушенных или утраченных ребёнком общественных связей и отношений. Целью социализации в инклюзивном образовании является восстановление социального статуса ребёнка, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение определённой социальной независимости.
Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ: поддержание физического здоровья, формирование личности, обеспечение эмоциональной поддержки, обучение, удовлетворение социальных потребностей; обеспечение финансовой поддержки, жилищные условия, навыки ухода и обучения ребёнка, решение эмоциональных проблем, преодоление социальной изоляции; медики (профилактика и поддержание здоровья), педагоги и психологи (разработка и внедрение специальных программ, планов и методов образования и воспитания детей и родителей).
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ: развитие социального опыта детей с ОВЗ в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, общение с семьёй и коллегами по вопросам социализации ребёнка с ОВЗ.
Подытоживая можно отметить главное: проблема образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья воспринята обществом, поддержана практиками и планомерно реализуется.

Список литературы
Бойко В. А. Инклюзивное образование: к вопросу определения понятия и особенностей ее введения / В. А. Бойко // Научные записки Нежинского государственного университета имени Николая Гоголя. Психолого-педагогические науки. – Н. Новгород: НДУ им. М. Гоголя, 2017. – № 4. – С. 7-11.
Бородина В.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: педагогические технологии / Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Цицеро, 2012. — 238 с.
Бородина В.А., Резникова Е.А., Цилицкий В.С. Педагогические основы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья / Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. — 204 c. 
Егоров П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 3. – С. 35-39.
Захаренко А.С. и др. Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Методическое пособие. — Челябинск: ЧГПУ, 2016.- 130 с.
Иванова Н.Л., Корягина Н.А. Ранняя социализация: проблемы и механизмы / Монография. - Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 232 с.
Коликова Е.Г., Хафизова Н.Ю. Применение технологий инклюзивного образования для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ // Учебно-методическое пособие по предметам естественно-математических и технологических дисциплин. - Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО), 2017. - 72 с.
Колупаева А.А. Дети с особыми образовательными потребностями и организация их обучения: наук. - метод. пособ. / А. А. Колупаева, Л. А. Савчук. – Киев: АТОПОЛ, 2011. – 273 с.
Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н.Н. Малофеев // Особый ребенок. - 2019. - № 3. – С.65–73.
Мещанова Л.Н. Методические аспекты социализации детей с ОВЗ в условиях школьного музыкального театра / Учебно-методическое пособие. - Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышенко, 2016. - 48 с.
Мудрик А.В. Социализация человека / Учебное пособие. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 624 с. 
Панфилова Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 141-143
Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Л. Г. Гусляковой. – М.: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
Сабат Н. Социально-педагогический аспект инклюзивного обучения/ Н. Сабат // Социальный педагог. – 2018. – № 3. – С. 42 - 46.
Саламанская декларация. Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка. Испания, 7-10 июня 1994г. – К., 2000. – 21 с.
Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксеонова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Изд. центр «Академия», 2001. — 400 с.
Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М.С. Староверова//Методическое пособие. – М.: Владос, 2018. - 171 с.
Тарабасова Л.Г. Социализация детей с особыми потребностями. (Теоретико-методическое исследование) // Дефектология. – 2020. -№ 3. – С. 8-13
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). — Текст : непосредственный //Министерство образования РФ: Выпуск 1 : апрель 2013  года. - М., 2013. - С. 124-142.
Филиппова А. Г. Российская социология детства: вчера, сегодня, завтра: монография / А. Г. Филиппова; Министерство образования и науки Российской Федерации. — Санкт-Петербург: Астерион, 2016. - 195 с.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб. : Питер, 2004. – 316 с.
Ярмощук И.С. Инклюзивное обучение в системе образования / И.С. Ярмощук // Путь образования. – 2019. – № 2. – С. 24-28.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.