это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3317561
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc75105012 \h 4ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ PAGEREF _Toc75105013 \h 61.1Социальные права граждан в системе прав человека и гражданина PAGEREF _Toc75105014 \h 61.2 Защита социальных прав человека органами прокуратуры PAGEREF _Toc75105015 \h 7ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ PAGEREF _Toc75105016 \h 122.1 Особенности производства по рассмотрению обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации PAGEREF _Toc75105017 \h 122.2 Совершенствование законодательства по защите прокуратурой социальных прав в гражданском судопроизводстве PAGEREF _Toc75105018 \h 15ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc75105019 \h 24СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc75105020 \h 27
ВВЕДЕНИЕАктуальность и значимость темы курсовой работы состоит в том, что о сущности и определении социальных прав человека и гражданина по сей день в юридической науке ведутся споры, в части вопроса самостоятельности данной группы прав. Предлагаем рассмотреть социальные права человека и гражданина как в узком, так и в широком смыслах.
Итак, под социальными правами в широком смысле следует понимать те общественные связи, посредством которых реализуются различные потребности людей.
Такое толкование зависит, прежде всего, от того, что данная категория непосредственно связана с жизнью людей и их отношениями в обществе. В данном случае, мы не говорим о самостоятельности этой группы прав, так как их уместно будет объединить с социальными, экономическими и культурными правами.
Если рассматривать данный термин в узком смысле, то следует говорить об обособленности такой группы прав, как социальные права.
Приведем доводы В.М. Кондратьева, по мнению которого, общество есть единство людей, с присущими для него различиями. Общественные и социальные начала призваны характеризовать данные различия по разным основаниям: первое по «центростремительным» силам в обществе, а второе – по «центробежным» силам в обществе.
Как отмечает С.А. Шавель, необходимо рассматривать термин «социальное» с учетом философской мысли о том, что все люди находятся в неравном положении. На наш взгляд социальные права человека и гражданина являются самостоятельной группой, так как, если рассматривать данный термин в узком смысле, то можно наблюдать особенности, характерные лишь для этой группы.
Неспроста в жизни у каждого человека есть своя роль, что напрямую связано с социальным аспектом жизни, в которой и реализуются такие права.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с деятельностью прокуратуры по защите социальных прав граждан РФ.
Предметом курсовой работы являются нормы гражданского права, учебная и научная литература в которой раскрываются вопросы деятельности прокуратуры по защите социальных прав граждан РФ.
Целью курсовой работы является комплексное изучение деятельности прокуратуры по защите социальных прав граждан РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить социальные права граждан в системе прав человека и гражданина;
Рассмотреть защиту социальных прав человека органами прокуратуры;
Изучить особенности производства по рассмотрению обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации;
Проанализировать совершенствование законодательства по защите прокуратурой социальных прав в гражданском судопроизводстве.
Методологическая основа курсовой работы включает применение общенаучных и частно-научных методов: статистических, системного анализа и обобщение норм права, научных материалов, логический метод и другие.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды отечественных ученых, касающиеся деятельности прокуратуры по защите социальных прав граждан РФ: Токарева Е.А., Замараева З.П., Афанасьев С.Ф., Мишина А.О., Плотников Д.А., Усцова Д.К..
Правовую основу курсовой работы составили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты.
Для достижения целей и выполнения задач курсовой работы была определена следующая структурно-логическая схема. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ1.1Социальные права граждан в системе прав человека и гражданинаПриведем доводы В.М. Кондратьева, по мнению которого, общество есть единство людей, с присущими для него различиями. Общественные и социальные начала призваны характеризовать данные различия по разным основаниям: первое по «центростремительным» силам в обществе, а второе – по «центробежным» силам в обществе.
Как отмечает С.А. Шавель, необходимо рассматривать термин «социальное» с учетом философской мысли о том, что все люди находятся в неравном положении. На наш взгляд социальные права человека и гражданина являются самостоятельной группой, так как, если рассматривать данный термин в узком смысле, то можно наблюдать особенности, характерные лишь для этой группы.
Неспроста в жизни у каждого человека есть своя роль, что напрямую связано с социальным аспектом жизни, в которой и реализуются такие права.
В процессе социализации личности ключевую роль играют социальные права, ведь именно посредством них человек способен выражать свои желания, получать все, что необходимо ему для существования и не выпадать из общества. При обращении к юридическим словарям, было обозначено, что под социальными правами человека стоит подразумевать совокупность конституционных прав человека, которые наделяют его возможностью получать материальные блага от государства при определенных условиях.
Очень значима в вопросе обеспечения социальных прав человека и гражданина поддержка со стороны государства, особенно в оказании помощи отдельным категориям населения, путем перераспределения денежных средств из бюджета страны, в основе которого лежит принцип справедливости. Такие права в литературе нередко именуются как «позитивные», поскольку призывают государство принимать участие в жизни граждан, с целью ее улучшения в пределах, обозначенных Конституцией РФ.
Помимо основного закона страны, международные акты в сфере прав человека признают равное значение прав человека, включая социальные права. Согласно данным актам, все права человека являются цельными и обладают единой системой и призваны реализовать общие цели.
Таким образом, отметим, что социальные права человека и гражданина являются самостоятельной группой прав человека, которая является неким гарантом достойного уровня жизни. Социальные права, в отличие от экономических, связаны не с производством социальных благ, а направлены на их справедливое распределение.
1.2 Защита социальных прав человека органами прокуратурыОсновными задачами прокуратуры Российской Федерации является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Об этом говорится в статье 26 федерального закона «о прокуратуре Российской Федерации». Важно отметить, что в отличие от правозащитных организаций, которые выполняют свои функции в отношении определенных групп населения или в определенных сферах, деятельность прокуратуры носит комплексный и универсальный характер.
Прокуратура осуществляет свои полномочия не только в интересах граждан, находящихся на территории Российской Федерации, но и граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее приделов. Существенно различается и объем возможностей, предусмотренных законом для защиты и восстановления прав граждан.
Прокурору предоставляется набор правовых средств для эффективной защиты и восстановления нарушенных прав граждан. Таким образом, возможности защиты прав граждан и прокуратуры намного шире, в отличие от общественных объединений, действующих косвенно, поскольку прокуратура наделена всеми необходимыми правовыми инструментами. В связи с этим общественные объединения широко используют право присылать материалы в прокуратуру.
При проверке соблюдения законодательства о правах и свободах человека и гражданина необходимо учитывать требования международных актов, ратифицированных Российской Федерацией, и актов, имеющих общепризнанные принципы и нормы международного права, которые считается неотъемлемой частью национального законодательства. Характерно, что в этих актах есть основные положения на случай несоответствия российскому законодательству.
Осуществление любых экономических, политических, культурных или экологических прав может быть достигнуто только в том случае, если государство надежно гарантирует личные права. Но, как показал опыт государства, ситуация с правами личности оказалась не менее проблемной, чем с другими правами и свободами человека и гражданина. В конце концов, мы часто сталкиваемся с нарушениями конкретных личных прав человека. Это вызывает большую озабоченность, потому что даже если государство не всегда хорошо работает на этом фундаментальном уровне, то что мы можем сказать о других правах и свободах граждан, для обеспечения и защиты которых конкретные и согласованные критерии различных ветвей государственной власти.
Таким образом, важной задачей современной юридической науки (разумеется, не ограничиваясь только рамками науки конституционного права) является решение проблем, связанных с реализацией и обеспечением личных прав и свобод человека и гражданина в действующее законодательство РФ. Сегодня в России, несмотря на наличие в государстве Конституции, гарантирующей права и свободы человека, ситуацию с реализацией положений международных пактов и других международно-правовых документов нельзя считать успешной.
Необходимо привести обеспечение прав и свобод человека в соответствие с требованиями верховенства закона. Мировая практика конституционализма показывает, что органы конституционной юрисдикции не рассматривают вопросы политического характера. Анализ деятельности Конституционного Суда РФ показывает, что у него есть свой подход к решению данной проблемы. При этом названный орган конституционной юрисдикции направляет свои усилия на определение компетенции уполномоченного органа на совершение определенных действий.
Регулярно проводятся проверки исполнения законодательства о соблюдении жилищных и пенсионных прав инвалидов и ветеранов в органах социальной защиты, назначении и выплате пенсий, пособий, социальных пособий. во время медико-социальной экспертизы в области здравоохранения и лекарственного обеспечения.
Пристальное внимание уделяется защите прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к социальной и транспортной инфраструктуре, жилым домам и транспортным средствам, их прав на санаторно-курортное лечение и социальные услуги. Если в прокуратуру поступает информация о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, прокурор должен проверить или осуществить другие надзорные действия на любом предприятии, учреждении или организации, включая общественные организации и объединения.
При этом следует учитывать, что организация защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации возлагается на все органы без исключения. Так как защита прав и свобод граждан и интересов государства по закону считается исключительной компетенцией определенных органов государственного контроля осуществляются лишь с целью контроля законности их деятельности. В целях достижения принципиальной оценки действиям должностных лиц органов по исполнению на них полномочий.
При неимении определенного государственного органа принимаются меры прокурорского реагирования, нацеленные на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов страны. В части 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в случае нарушения прав человека, охраняемых нормами гражданского судопроизводства, когда потерпевший, в силу возраст, состояние здоровья и другие причины, не может лично осуществлять защиту своих прав в суде, либо имеет место нарушение прав и свобод значительной части граждан, либо нарушение носит массовый характер, прокурор вправе обратиться в и поддерживать иск в интересах этих потерпевших в гражданском и арбитражном судопроизводстве.
Отсюда следует, что сегодня проблема участия прокурора в гражданском процессе вызвана явным сужением его полномочий по принципу круга лиц, для защиты которых прокурор вправе обратиться в суд, Федеральным законом о прокуратуре. На практике оказывается, что прокурорский надзор осуществляется только за соблюдением прав и свобод строго определенного круга лиц, что существенно ограничивает его полномочия и, как следствие, делает невозможным достижение целей прокурорской деятельности. надзор. Поскольку основной закон провозгласил наше государство социальным государством, все государственные институты должны основываться на заботе об улучшении жизни граждан.
Эта обязанность не является исключением для прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации определяет основные направления деятельности в сфере прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что прокурорский надзор должен осуществляться в отношении наиболее неблагоприятных сфер общественных отношений.
Трудовая сфера не исключение. На практике довольно распространены такие нарушения, как увольнение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, уход в отпуск без выплаты заработной платы и т.д. Производственный травматизм чаще встречается на предприятиях с честной формой собственности, чем на государственных предприятиях. Это связано с общим несоблюдением правил техники безопасности со стороны работодателя. В свою очередь, сотрудники не всегда готовы защищать свои нарушенные права. Практика показывает, что обращения в суд со стороны сотрудников достаточно редки, поскольку они достаточно зависимы от работодателя, опасаются ухудшения своего положения и т.д.
Усиление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод в этой сфере. Область испытывает значительные трудности, так как на законодательном уровне круг лиц, за защитой которых прокурор может обратиться в суд, ограничен. Отсюда следует, что существующие запреты на законодательном уровне создают ряд проблем при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО ЗАЩИТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ2.1 Особенности производства по рассмотрению обращений граждан в органах прокуратуры Российской ФедерацииВозможность граждан обращаться в органы государственной власти представляет собой одну из фундаментальных гарантий обеспечения их прав, свобод и законных интересов граждан. Механизм реализации права на обращение закреплен как международном, так и национальном уровнях. На международной уровне такое право прямо или косвенно закрепляется такими актами, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакта о гражданских и политических правах и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, которые содержат положения о том, что каждый вправе придерживаться собственных убеждений, иметь свое мнение и выражать его неопасными способами. В данном контексте право на свободное выражение мнения может пониматься как условие того, что человек вправе по своему усмотрению обратиться в тот или иной компетентный орган за защитой своих прав. Более точные положения содержит Резолюция 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН.
Резолюция закрепляет, что граждане не только вправе направить жалобу в независимый, беспристрастный и компетентный, но также вносить предложения по улучшению работы данных органов. На федеральном уровне право на обращения закреплено Конституцией РФ. В соответствии со ст. 33Основного Закона граждане могут лично или коллективно обратиться в государственные органы или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» данный орган представляет собой централизованную систему, созданную с целью надзора за соблюдением законности на территории России. Одним из функциональных полномочий прокуратуры является рассмотрение обращений граждан. О важности производства по рассмотрению обращений граждан в органах прокуратуры говорит статистика.
Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, которая была утверждена Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45, устанавливает такие виды обращений граждан, как заявления, жалобы, предложения, ходатайства, запросы и др. Производство по рассмотрению обращений граждан в органах прокуратуры имеет свои особенности и проблемы. Производство по рассмотрению обращений граждан в органах прокуратуры вытекает из иерархичной системы построения структуры данного органа власти.
Согласно п. 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан все поступившие обращения подлежат обязательному рассмотрению, по результатам которого принимается одно из решений, связанных с принятием обращения к рассмотрению, передачей обращения в другой орган, возвращению заявителю и т.д.
Обращение может быть передано в нижестоящую прокуратуру, если по нему не было принято решение нижестоящего прокурора. В данном случае речь не идет о территориальности, однако, на практике такие ситуации встречаются. Мы полагаем, что положения рассматриваемой нормы необходимо дополнить абзацем: «о передачи обращения по территории». Срок рассмотрения обращений граждан составляет 30 суток со дня регистрации данного обращения. На практике же не всегда данный срок соблюдается. Заявитель, не дождавшись ответа в течении установленного для рассмотрения обращения срока, адресует свою жалобу в вышестоящую прокуратуру.
И, по общему правилу, течение срока рассмотрения обращения начинается вновь. Тем самым, заявитель затягивает процедуру рассмотрения обращения. Заявитель вправе подать свое обращение в органы прокуратуры в приемлемой для него форме, которая допустима действующим законодательством. Наиболее распространенными формами являются обращения в письменной форме или устной форме на личном приеме.
Согласно п. 2.1 названной выше Инструкции, кроме личного приема, обращения могут присылаться в органы прокуратуры почтовыми отправлениями, а также средствами телеграфной и факсимильной связи или средствами массовой информации. В последнее время востребованной формой стало и электронное письмо.
Стоит отметить, что созданы все условия для обращения тем или иным способом, так в каждом территориальном органе (не говоря о вышестоящих) имеются телефоны, факсы, компьютеры имеют выход в Интернет, а официальные страницы содержат ссылку на Интернет-приемную. Однако наличие обилия возможных способов отправки создает ситуацию злоупотребления гражданами своим правом.
Одно и то же обращение дублируется неоднократно, поступая из разных источников, что приводит к двойной работе должностного лица, уполномоченного принимать, регистрировать, рассматривать, разрешать сообщения и направлять по ним ответы.
Таким образом, при условии, что производство по рассмотрению обращений граждан в органах прокуратуры имеет должную правовую регламентацию, проблемы реализации права граждан на обращение вызваны, прежде всего, собственной правовой безграмотностью и злоупотреблением гражданами правом на обращение.
2.2 Совершенствование законодательства по защите прокуратурой социальных прав в гражданском судопроизводствеСудебная реформа процессуального законодательства свидетельствует о стремлении законодателя и ученых учитывать современные тенденции развития общественных отношений. Речь идет о влиянии процессов унификации и дифференциации на понимание сущности отрасли гражданского процессуального права, цифровизации процессуальных правоотношений, влияния пандемии 2020 г. на соблюдение процессуальных прав и обязанностей, дискуссии о дальнейшем совершенствовании принципов гражданского процессуального права посредством закрепления новых принципов или выявления особенностей действия отраслевых принципов на в отдельных стадиях и видах гражданского судопроизводства.
Однако наряду с указанными основными фундаментальными проблемами в стороне без должного внимания остаются вопросы частного характера, в том числе недостатки качества гражданских процессуальных норм. Ярким примером наличия оценочных норм в сфере гражданского судопроизводства можно назвать основания участия прокурора по защите социальных прав. Представители научного сообщества в целом негативно оценивают наличие в гражданском судопроизводстве оценочных категорий, утверждая, что «практика их применения свидетельствует о том, что отсутствие нормативных ориентиров или конкретизации понятия в актах высших судебных органов приводит к противоречивым судебным постановлениям, нарушает единообразие судебной практики и снижает уровень гарантий судебной защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов».
Законодатель в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, закрепляя перечень социальных прав граждан, для защиты которых прокурор может обратиться в суд с заявлением, использует в рамках единого перечня общие и частные понятия: «социальные права», «защита семьи, материнства, отцовства и детства», «социальная защита», «социальное обеспечение», «обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах», «охрана здоровья, включая медицинскую помощь», «право на образование».
По нашему мнению, отсутствие в данном перечне конкретных видовых социальных правомочий граждан может привести к трудностям отнесения тех или иных прав граждан к категории социальных прав в процессе правозащитной деятельности сотрудников органов прокуратуры. Отсутствует видовой перечень конкретных социальных прав граждан, в защиту которых может обратиться прокурор, и в разъяснениях вопросов, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, утвержденных Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2.
Документ высшей судебной инстанции только содержит указание на то, что общие положения об участии прокурора в деле закреплены в статье 45 ГПК РФ, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц. На доктринальном уровне социальные права нередко рассматриваются в едином комплексе вместе с экономическими и культурными правами, что существенно осложняет осмысление понятия социальных прав как отдельной категории.
Корсаненкова Ю.Б., исследуя социальные права в качестве отдельного института, дала следующее определение: «социальное право – это надотраслевое комплексное правовое образование, объединяющее нормы различных отраслей права (в первую очередь, права социального обеспечения и трудового права), которое можно рассматривать, в частности, с позиции комплексной отрасли законодательства, которому присущ особый механизм правового регулирования, характеризующийся сочетанием публично-частных начал».
Замараева З.П. приходит к выводу, что «понятие «социальная защита» многограннее и богаче понятия «социальное обеспечение», поскольку социальная защита включает многие подсистемы, в том числе и социальное обеспечение.
Игнорирование этого факта приводит к размытости характеристик названных понятий».
Токарева Е.А. по результатам анализа содержания социальной защиты населения на основе норм Конституции Российской Федерации, определяет ее как «систему правоотношений, возникающих между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями, страхователями по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения посредством предоставления социального обеспечения, охраны труда, охраны здоровья, вознаграждения за труд, содействия занятости, благотворительности, обеспечения жилыми помещениями, обеспечения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, социальной защиты лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф».
Следует отметить, что положения, закрепляющие конкретные социальные права граждан и порядок их реализации, содержатся во многих нормативных правовых актах, составляющих систему социального законодательства.
В это число можно включить: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1, Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ.
Вопросы студенческой науки Выпуск №2 (54), февраль 2021 229 Здесь следует согласиться с мнением Чупилина Д.А., который отмечает, что «концепция социального права до сегодняшнего дня не получила широкой поддержки среди ученых-юристов в основном из-за того, что социальные права получают свое развитие в отдельных отраслях - жилищном, трудовом праве, праве социального обеспечения и т.д.».
В аспекте защиты семьи, материнства, отцовства и детства материалы служебной деятельности органов прокуратуры свидетельствуют о том, что «в сфере защиты жилищных прав семьей с детьми прокуроры обращались в суд с исковыми заявлениями также по вопросам, связанным, например, с невключением детей в договор о приватизации квартиры, об обязании заключить договор социального найма, о вселении в жилое помещении и нечинении препятствий в пользовании, о признании права на проживание в жилом помещении для последующей реализации права на обеспечение жильем в муниципальном жилищном фонде взамен аварийного, о признании незаконным отказа в регистрации ребенка по месту жительства матери».
Также прокуроры заявляют требования об установлении юридических фактов рождения, смерти, материнства и отцовства. Подобный подход представляется неверным, так как с позиции отраслевого деления права данные правоотношения относятся к семейно-правовым, а не к социально-обеспечительным. Практика конституционного правосудия сформулировала несколько важнейших правовых позиций, которые раскрывают отдельные аспекты природы социальных прав.
В Определении от 25.12.2008 № 889-О-О Конституционный Суд РФ указал, что «социальная защита может осуществляться применительно к различным категориям граждан в разнообразных формах (льготы, компенсации, субсидии, услуги, дополнительные права и пр.)».
В Определении от 25.12.2008 № 966-О-О Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой, «социальная поддержка, даже по смыслу слов, входящих в данное понятие, - родственна социальному обеспечению.
Поддержка также означает оказание помощи кому-либо. Социальная поддержка является составной частью социального обеспечения и, таким образом, также входит в систему социальной защиты. Сама по себе замена в действующем законодательстве слов «меры социальной защиты» на слова «меры социальной поддержки» не может свидетельствовать о снижении уровня социальной защиты соответствующих категорий граждан, которое противоречило бы конституционным требованиям».
В практике прокурорской деятельности присутствуют случаи ошибочного отнесения нарушенных прав граждан к числу социальных. В результате суды выносят решения об отказе в принятии заявлений прокуроров. По мнению судов, такие заявления основаны на неверном понимании категории «социальные права».
Так, Останкинский межрайонный прокурор города Москвы, в интересах Ч.А.В. обратился в суд с заявлением к ГКУ «Государственный центр жилищных субсидий» о признании действий по начислению дополнительных платежей незаконными, обязаны произвести перерасчет подлежащих уплате платежей, признать отсутствующей задолженность по дополнительным платежам, обязаны восстановить выплату субсидий. Суд первой инстанции отказал в принятии искового заявления Останкинского межрайонного прокурора города Москвы, поданного в интересах Ч.А.В. к ЖСК по причине того, что «заявленный прокурором иск не является иском о защите социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений; этот иск не связан с защитой семьи, материнства, отцовства; не связан с защитой прав на социальное обеспечение, с защитой прав на жилище, с защитой права на благоприятную окружающую среду; с защитой права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Апелляционным определением Московского городского суда данное решение было оставлено без изменения.
В другом деле прокурор г. Сосновый Бор, действуя в интересах В., обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на управляющую компанию произвести перерасчет платы за содержание общего имущества многоквартирного дома для жильцов. Впоследствии судьей было вынесено определение об отказе в принятии заявления прокурора, так как оно не связано с защитой социальных прав, свобод и законных интересов граждан.
В дальнейшем в своем представлении прокурор поставил вопрос об отмене вышеизложенного определения, сославшись на положения ст. 45 ГПК РФ и ст. 156 ЖК РФ и указав, что повышением управляющей организацией платы за жилое помещение нарушаются социальные права граждан, ставится под угрозу социальная защищенность, в связи с чем он вправе обратиться в суд. Суд апелляционной инстанции отметил, что «в предъявленном в суд исковом заявлении ставится вопрос об оспаривании решения управляющей компании о повышении тарифов по оплате содержания общего имущества многоквартирного дома, что не относится к социальным правам гражданина.
Таким образом, довод прокурора о том, что исковое заявление предъявлено в суд в защиту социальных прав гражданина, в связи с чем он вправе был обратиться в суд независимо от ограничений установленных ст. 45 ГПК РФ, сделан при ошибочном толковании нормы права».
Как видно, в данном случае в обоснование отказа в принятии заявление прокурора суд ссылается на ошибочное толкование прокурором нормы ст. 45 ГПК РФ.
Между тем, в мотивировочной части данного апелляционного определения отсутствуют ссылки на правовые позиции высших судебных инстанций в обоснование ошибочности толкования нормы права. При этом, следует признать, что правовые позиции высших судебных инстанций, разъясняющих вопросы разграничения социальных от иных прав граждан, в настоящий момент отсутствуют.
Очевидно, что при такой ситуации результат прокурорской деятельности в виде восстановления нарушенных социальных прав граждан не достигается в полной мере. Это также приводит к неэффективному использованию своего служебного времени сотрудниками органов прокуратуры.
Мы считаем, что назначение социальных прав состоит в компенсации отрицательных последствий объективных жизненных обстоятельств, которые затрудняют человеку доступ к получению первичных благ, необходимых для нормального поддержания жизнедеятельности. На основании вышеизложенного можно заключить, что социальные права граждан необходимо рассматривать в качестве легально закрепленных возможностей получения поддержки со стороны государства и его уполномоченных органов при отсутствии объективной возможности самостоятельного обеспечения себя на уровне, необходимом для нормальной жизнедеятельности.
Указанное определение подчеркивает особый субъектный состав носителей социальных прав и позволяет выделить социальные права в качестве отдельной группы прав человека. С учетом того, что обязанными субъектами в отношениях в сфере реализации социальных прав, социальной защиты и социального обеспечения являются органы государственной власти и местного самоуправления, то надлежащими ответчиками в заявлениях прокурора, поданными в защиту социальных прав, должны выступать именно они. В целях конкретизации конкретных видов социальных прав граждан, в защиту которых прокурор может обратиться в суд с заявлением, а также снижения количества «отказных» определений судов, вынесенных по результатам рассмотрения заявлений прокуроров, считаем необходимым внести соответствующие изменения в текст Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» путем расширенного толкования видового перечня социальных прав граждан, в защиту которых прокурор может обратиться с заявлением в суд.
В данном аспекте Верховному Суду РФ необходимо обратить внимание нижестоящих судов на то, что положения, закрепляющие конкретные социальные права граждан содержатся во многих нормативных правовых актах, составляющих систему социального законодательства.
Следовательно, при решении вопроса о допустимости обращения прокурора с заявлением в защиту нарушенных прав граждан, судам надлежит устанавливать наличие социальной природы нарушенного права, которая должна быть обоснована нормами законодательных актов, регулирующих вопросы социального обеспечения, оказания социальной помощи и закрепляющими конкретные социальные правомочия граждан, а также субъектный состав спорного правоотношения.
С другой стороны, сотрудникам прокуратуры также необходимо перед подачей заявления в суд надлежащим образом удостовериться в том, что нарушенное право относится к категории социальных.
В этих целях представляется необходимым внесение изменений в п. 4.1 Приказа Генпрокуратуры России от 11.01.2021 № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» путем добавления абзаца следующего содержания: «Перед направлением в суд заявления в защиту социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования, прокурорам необходимо устанавливать наличие социальной природы нарушенного права, которая должна быть обоснована нормами законодательных актов, регулирующих вопросы социального обеспечения, оказания социальной помощи и закрепляющими конкретные социальные правомочия граждан, а также ответственных субъектов за нарушения вышеуказанных прав в целях определения надлежащего ответчика».
ЗАКЛЮЧЕНИЕПредмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина характеризует комплекс полномочий прокурора, которых нет в иной отрасли прокурорского надзора. Закон о прокуратуре наделяет прокурора следующими полномочиями для осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению ущерба.
Однако, данный перечень полномочий не является исчерпывающим.
В первую очередь подлежат защите права и законные интересы групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. Особое внимание к данному направлению обусловлено тем, что значительное количество обращений граждан в органы прокуратуры касается конституционных прав.
Рассмотрим некоторые приоритетные направления деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на фактическом материале одного из субъектов Российской Федерации. Прокуратурой неуклонно ведётся мониторинг состояния законности в целях защиты прав работников со стороны недобросовестных работодателей, ненадлежащего исполнения органами контроля полномочий по защите трудовых прав граждан.
Также, на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением гарантированного статьей 41 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Прокурорами принимаются меры реагирования по фактам отсутствия доступности медицинской помощи, неквалифицированного ее оказания, повлекшего вред здоровью, ненадлежащего оснащения выездных бригад скорой медицинской помощи, не предоставления гражданам льготных категорий лекарственных средств по бесплатным рецептам.
Предметом надзора в этой сфере общественных отношений выступает соблюдение установленных Конституцией и законами прав граждан на медицинскую помощь субъектами, ответственными за ее оказание. Имеют место быть и факты нецелевого использования бюджетных средств, выделенных лечебно-профилактическим учреждениям в рамках реализации национального проекта «Здоровье», а также средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Ещё одним не менее ярким примером прокурорского надзора за соблюдением прав граждан, является деятельность прокуратуры в области жилищно-коммунального хозяйства.
На особом контроле прокуроров находятся вопросы реализации жилищных прав граждан социально незащищенных категорий, в том числе инвалидов и ветеранов.
Проверка ведётся не только на основании обращений граждан указанной категории, но и по результатам мониторинга средств массовой информации. Приоритет отдается защите прав ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних, пенсионеров.
Прокуроры активно используют полномочия по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в судебном порядке.
Эффективно реализован ряд надзорных мероприятий в интересах граждан, нуждающихся в особой защите. В этой сфере в интересах граждан, нуждающихся в особой защите, прокуроры выявили и добились устранения почти 1,5 тысяч нарушений.
Органы прокуратуры выявляют злоупотребления со стороны управляющих компаний, не справляющихся со своими обязанностями по содержанию жилищного фонда и предоставлению услуг соответствующим установленным стандартам.
Таким образом, исходя из проведённого исследования, можно сделать следующие выводы:
- в рамках рассмотренных ненадзорных направлений, в целях повышения эффективности защиты прав и свобод граждан, будет целесообразным внесение в федеральное законодательство нормы о законодательной инициативе со стороны Генерального прокурора и, возможно, наделение таким правом прокуроров субъектов Российской Федерации;
- практическая реализация предлагаемого изменения станет еще одним шагом на пути становления правового государства и будет способствовать повышению эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина;
- принимаемые прокуратурой меры по защите прав и свобод человека и гражданина содействуют результативному осуществлению положений Конституции Российской Федерации.
Собранный отечественной прокуратурой опыт правозащитной деятельности доказывает прогрессивность и положительную значимость прокуратуры в обеспечении верховенства законности. Как итог, не стоит рассматривать прокуратуру как исключительно надзорный орган и отдавать данной функции приоритет. Так как для обеспечения эффективной работы прокуратуры и укрепления своих правозащитных позиций необходима совокупная мобилизация средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые акты
Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. – Российская газета, 05.04.1995. – № 67.
Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. – Бюллетень ВС РФ, 1994. – № 12.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04 ноября 1950 г. – Бюллетень международных договоров, 2001. – № 3.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. № 53/144 «Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы». [Электронный ресурс.] – URL: https://base.garant.ru
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1. – СЗ РФ, 1995. – № 47. – ст. 4472.
Приказ Генпрокуратуры России «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» от 30 января 2013 г. № 45. – Законность, 2013. – № 4
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 (ред. от 10.02.2009) «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, 2003.
Научная и учебная литература
Афанасьев С.Ф. Проблемы реализации принципов гражданского процессуального права в свете цифровизации права и цифровых технологий // Принципы гражданского процессуального права: проблемы правового закрепления, толкования и правоприменения: сборник научных статей по материалам Международной научно- практической конференции государственного университета правосудия, 9–10 октября 2020 г.) / Сост. и ред. З.Ш. Матчанова. – СПб.: Астерион, 2020. С. 21
Гвоздева О.Н. Гарантии конституционных социально экономических прав граждан РФ: теория и практика // Вестник Омской юридической академии. 2017. Том 14. № 3
Замараева З.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 2. С. 203 - 209.
Корсаненкова Ю.Б. Социальное право и право социального обеспечения: соотношение понятий и их взаимовлияние // От социальных прав к социальному праву (VII Пашковские Чтения). Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Кузьменко. 2017. С. 101- 107
Мишина А.О. О практике предъявления прокурорами исковых заявлений о защите семьи, материнства, отцовства и детства // Прокурор. 2016. № 3. С. 73 - 75.
Плотников Д.А. Антюфеев А.Д. Особенности реализации принципа законности при рассмотрении гражданских дел с иностранным элементом // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. № 6. С. 47-53.
Плотников Д.А., Усцов Д.К. Особенности действия принципа состязательности на стадии возбуждения дела в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 9. С. 53- 60.
Рехтина И.В., Боловнев М.А. Виды оценочных категорий в гражданском процессе // Современное право. 2019. № 6. С. 99 - 103.
Снежко, О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика / О.А. Снежко. - М.: ИНФРА-М, 2018
Токарева Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 3 - 6.
Чупилин Д.А. Социальные споры в цивилистическом процессе: к проблеме понятия // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 8. С. 3 – 8.
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2008 № 966-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Паздерина Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 8 статьи 44, абзаца третьего части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьями 1, 2, 3 и 6 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» // СПС «Консультант-плюс».
Апелляционное определение Московского городского суда от 26.09.2017 по делу № 33-38460/2017 // СПС «Консультант-плюс»
Определение Ленинградского областного суда от 20.10.2012 № 33-5106/2012 // СПС «Консультантплюс»
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Расчет параметров участка электроэнергетической системы
Решение задач, Электрические системы, электроника, электротехника
Срок сдачи к 8 янв.
Доклад на тему "личность в теории деятельности а. н. леонтьева" + презентация
Доклад, Психология личности
Срок сдачи к 27 дек.
Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций малого предприятия, проставив в нем корреспонденцию счетов
Другое, Финансовый учет и анализ
Срок сдачи к 4 янв.
9-11 страниц. правовые основы военной реформы в ссср в 20-е гг
Реферат, История государства и права России
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!