Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологическая устойчивость в экстремальных условиях

Тип Курсовая
Предмет Безопасность жизнедеятельности

ID (номер) заказа
3318500

500 руб.

Просмотров
847
Размер файла
53.02 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc74920495 \h 21. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА PAGEREF _Toc74920496 \h 51.1 Понятие и сущность психологической устойчивости PAGEREF _Toc74920497 \h 51.2 Факторы, влияющие на психологическую устойчивость личности PAGEREF _Toc74920498 \h 92. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЧИВОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ PAGEREF _Toc74920499 \h 132.1 Оценка психологического состояния людей после аварии PAGEREF _Toc74920500 \h 132.2 Поведение человека в авариях PAGEREF _Toc74920501 \h 152.3 Преодоление последствий пребывания в экстремальной ситуации PAGEREF _Toc74920502 \h 19ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc74920503 \h 23СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc74920504 \h 25
ВВЕДЕНИЕТема: «Психологическая устойчивость в экстремальных условиях».
Актуальность работы. С последнего десятилетия двадцатого века ситуация в мире характеризуется значительным увеличением числа и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биологических и социальных (эпидемии и др.) чрезвычайные ситуации сыграли важную роль не только благодаря деятельности подразделения МЧС России, но с учетом многих психосоциальных факторов.
В связи с этим в рамках психологии большое внимание уделяется психологическим аспектам чрезвычайных ситуаций, которые так или иначе сопровождаются ими.
В случае чрезвычайной ситуации человек может обнаружить, что его состояние вызывает у него психическое и эмоциональное напряжение. Все воспринимают эту ситуацию по-разному. Для одних это сопровождается мобилизацией важных внутренних ресурсов, для других - снижением работоспособности или даже коллапсом, ухудшением самочувствия, явлениями физического и психологического стресса. Поведение человека зависит от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, понимания событий и понимания степени опасности.
Теоретическая значимость состоит в том, что в работе обобщены и систематизированы научные представления о стрессоустойчивости как о свойстве личности, обеспечивающим сопротивляемость негативному влиянию различных источников стресса, также изучены взаимосвязи и закономерности, показывающие, что индивидуальные различия устойчивости к стрессу и его источникам обусловлены внутриличностными ресурсами личности.
Практическая значимость. Разработана психодиагностическая методика, предназначенная для изучения психологической устойчивости к различным источникам стресса. Результаты исследования могут быть рекомендованы для включения в программы учебных курсов по дисциплинам «Психология стресса».
Степень разработанности. Проблема психологического стресса и стрессоустойчивости личности исследовалась в области изучения социальной стабильности, нарушения которой несут в себе угрозу возникновения стрессогенных ситуаций (А.И. Донцов, Е.Б. Перелыгина, 2011), в области изучения межличностных отношений в плане проявлений толерантности - интолерантности личности (JI.B. Кавун, 2012).
Объект работы – психологическая устойчивость.
Предмет – психологическая устойчивость в экстремальных условиях.
Цель работы – проанализировать, какую значимость несет в себе психологическая устойчивость в экстремальных условиях в настоящее время. Исходя из цели работы, выделим главные задачи, которые стоит решить:
1. Рассмотреть понятие и сущность психологической устойчивости;
2. Раскрыть факторы, влияющие на психологическую устойчивость личности;
3. Провести оценку психологического состояния людей после аварии;
4. Рассмотреть поведение человека в авариях;
5. Изучить преодоление последствий пребывания в экстремальной ситуации.
При написании предоставленной работы были применены следующие методы:
1. абстрактные:
а) анализ для деления темы на небольшие части для их подробного изучения (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения разрозненных мнений в одно единое.
2. эмпирические:
а) сравнение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сопоставление для выявления в объекте необходимых качеств.
Теоретическая база исследования. Значимые теоретико-методологические ориентиры предоставленного изучения присутствуют в работах ученых, ведущими из которых считаются: Бермант-Полякова О. В., Василюк Ф. Е., Караяны А. Г., Колодзин Б. и т.д.
Законодательной базой изучения считаются законодательные акты, распоряжения Правительства Российской Федерации и иные программные документы, а также информация, содержащаяся в официальных документах, научной, справочной и повторяющейся литературе по исследуемой теме, в материалах центральных, региональных и районных органов власти.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и информационная база и степень разработанности проблемы. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА1.1 Понятие и сущность психологической устойчивостиПсихологическая устойчивость - это сложное и широкое качество человека. Оно сочетает в себе широкий спектр возможностей и многоуровневых явлений. Существование человека разнообразно, и это отражается в различных аспектах его психологической устойчивости. Существует три аспекта такой устойчивости [1, c. 47-70]:
1. Сильная и стабильная;
2. Сбалансированная и пропорциональная;
3. Сопротивление.
Настойчивость относится к способности противостоять трудностям, сохранять уверенность в случае неудачи и к постоянному (довольно высокому) уровню эмоций.
Баланс - соотношение силы реакции, активности действия, интенсивности стимула, значения события (величины положительных или отрицательных последствий, к которым оно может привести). Сопротивление - это способность противостоять ограничению свободы поведения, свободы выбора.
Настойчивость проявляется в способности преодолевать трудности, сохранять уверенность в себе, уверенность в своей способности действовать как эффективный саморегулирующийся разум. Стабильность выражается в поддержании отдельных функций, осуществлении автономии, развитии, приспособляемости.
Одним из аспектов настойчивости является приверженность избранным идеалам и целям. Настойчивость возможна, если есть уверенность. Экзистенциальная уверенность - это опыт удовлетворения основных потребностей человека. Неопределенность существования - отсутствие опыта в удовлетворении своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла в жизни, отсутствие привлекательных целей в жизни. Для большинства людей самореализация, самовыражение и самоутверждение являются основными потребностями. Эти требования называются более высокими требованиями. Для некоторых основные потребности ограничены критическими потребностями, потребностями в безопасности и потребностями, принятыми другими.
Устойчивость также проявляется в постоянном, довольно высоком эмоциональном уровне. Поддержание постоянного уровня настроения и активности, отзывчивость, чувствительность к различным аспектам жизни, наличие различных интересов и способность избегать упрощенных ценностей, целей и устремлений также являются важными составляющими психической стабильности. Приверженность ценности, цели и служение идеалу могут обеспечить чувство уверенности в существовании, но они не поддерживают полноту психической стабильности. Причина здесь в том, что человек с таким экзистенциальным решением строит пространство, которое сильно отличается от личного пространства, которое строит большинство других людей. Но потребность в эмоционально теплых отношениях редко может быть компенсирована каким-либо образом [2, c. 120-145].
Стабильность, как неотъемлемая часть психологической стабильности, не следует понимать как застой. Для психологической устойчивости личности, способности к саморазвитию необходимо формирование собственной личности.
Стабильность означает совокупность адаптивных процессов, интеграцию личности в смысле поддержания согласованности основной функции личности, стабильности ее выполнения. Стабильность выполнения не обязательно означает стабильность структуры функции, но она означает достаточную гибкость.
Конечно, стабильность включает в себя стабильность операций, надежность профессиональной деятельности. Уровень психологической устойчивости человека, так или иначе, проявляется и в его работе, в надежности сотрудников, профессионалов. С другой стороны, для многих людей успешная профессиональная деятельность является основой для всестороннего опыта самореализации, что влияет на общую удовлетворенность жизнью, эмоциональную и психологическую стабильность.
Снижение жизнестойкости приводит к тому, что, попав в опасную ситуацию (ситуацию испытания, ситуацию потери, ситуацию социальной депривации), человек преодолевает ее, для психического и физического здоровья, развития личности.
Психологическую стабильность следует рассматривать как баланс пропорциональности, индивидуальной зрелости и изменчивости. Речь идет об основных принципах и целях жизни, основных мотивациях, моделях поведения и зрелости реакций в типичных ситуациях. Вариативность выражается в динамике мотивации, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, разработке новых форм реагирования на ситуации. С этой точки зрения основой индивидуальной психологической устойчивости является гармоничное (пропорциональное) единство индивидуальной зрелости и жизненной силы, которые дополняют друг друга. На основе зрелости устанавливается личный жизненный путь, без которого невозможно достичь цели жизни. Жизнеспособность и адаптивность индивида тесно связаны с его развитием и существованием. Развитие невозможно без изменений, происходящих в различных сферах личности и в человеке в целом, они обусловлены внутренней динамикой и воздействиями окружающей среды. На самом деле развитие личности - это ее изменение [1, c. 145-190].
Степень напряженности всегда зависит не только от стрессоров и внешней среды, но и от их субъективной интерпретации и оценки. Равновесие, как неотъемлемая часть психологической устойчивости, выражается в умении минимизировать негативные последствия субъективной составляющей в случае возникновения напряженности, в умении удерживать напряжение в допустимых пределах.
В психологической стабильности важен еще один аспект - соотношение приятных и неприятных ощущений, объединенных в чувственном тоне, с одной стороны, соотношение между удовольствием, благополучием и счастьем, а также неудовлетворенностью достигнутым, поведенческими ошибками, чувствами грусти и печали в себе, болью, с другой стороны. Без того и другого трудно ощутить полноту жизни, ее осмысленную полноту.
Снижение эластичности и равновесия приводит к возникновению состояний риска (стресс, преждевременное старение, депрессивные состояния).
Сопротивление - это способность сопротивляться ограничениям свободы поведения, свободы выбора, будь то в личных решениях или в общем выборе образа жизни. Наиболее важными аспектами сопротивления являются индивидуальная самодостаточность от свободных аспектов зависимости.
В конце концов, невозможно не заметить постоянное межличностное взаимодействие, в том числе во многих социальных отношениях, с одной стороны, открытое влиянию, с другой - сопротивляющееся чрезмерно интенсивному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личную автономию, независимость в выборе форм поведения, целей и стилей деятельности, образа жизни, помешать услышать о себе, следовать своему направлению и строить свой жизненный путь. Другими словами, психическая стабильность включает в себя способность находить и поддерживать баланс между конформизмом и автономией. Для психической стабильности нужна способность противостоять внешним воздействиям, следовать своим намерениям и целям [7, c. 210-245].
Поэтому психологическая устойчивость - это качество личности, ее самостоятельными аспектами являются твердость, уравновешенность, устойчивость. Это позволяет людям выдерживать сложные, неблагоприятные стрессовые ситуации в жизни, поддерживать здоровье и работоспособность в различных испытаниях.
1.2 Факторы, влияющие на психологическую устойчивость личностиПсихологическую устойчивость человека можно рассматривать как синтез комплекса человеческих качеств, личностных качеств и способностей. Степень его тяжести зависит от многих факторов. Психологическая устойчивость поддерживается внутренними (личностными) и внешними (межличностная, социальная поддержка) ресурсами. Это довольно большой перечень факторов, связанных с личностными особенностями и социальными обстоятельствами.
Социальные факторы окружающей среды:
1. Факторы, поддерживающие самооценку;
2. Условия, способствующие самореализации;
3. Условия, способствующие адаптации;
4. Психологическая поддержка социального окружения (родственники, друзья, эмоциональная поддержка сотрудников, их конкретная помощь в бизнесе и т.д.).
Личные факторы [11, c. 167-190]:
1. Личные отношения (в том числе с самим собой):
2. Оптимизм, позитивный настрой, общая жизненная ситуация;
2. Философское отношение к трудным ситуациям;
4. Уверенность, независимость от отношений с другими, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение;
5. Чувство общности (в смысле Адлера), чувство социальной принадлежности;
6. Удовлетворительный статус в группах и обществах, стабильность субъекта, удовлетворительная межличностная роль;
7. Согласованность Я-восприятия и Я-ожидания (Я-реальность и Я-идеал).
Личное сознание:
1. Экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, смысла деятельности и действий;
2. Понимание социальной идентичности определенной группы.
Эмоции и чувства:
1. Доминирование сценических положительных эмоций;
2. Опыт самореализации успеха;
3. Эмоциональная насыщенность от межличностного взаимодействия, переживание сплоченности, чувство единства.
Знания и опыт:
1. Умение понимать жизненную ситуацию и прогнозировать ее;
2. Рациональное мнение, объясняющее жизненную ситуацию (без иррационального суждения);
3. Структурированный опыт преодоления сложных ситуаций.
Поведение и деятельность:
1. Действия и мероприятия в рамках деятельности;
1. Использование эффективных методов для преодоления трудностей.
В этом списке перечислены положительные полюса качеств и факторов, влияющих на психическую стабильность. При наличии этих факторов доминирующее психическое состояние и повышенные эмоции по-прежнему способствуют успешному поведению, активности и личностному развитию. При неблагоприятных воздействиях доминирующее состояние становится негативным (апатия, депрессия, депрессия, тревога), снижается настроение, неустойчивость [5, c. 265-290].
Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации и получают психологическую поддержку, то все это, как правило, способствует возникновению эмоционального подъема и поддержанию состояния адаптивности. Если факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению эмоционального упадка и дезадаптивных состояний. Основные компоненты психической устойчивости человека перечислены выше. Так, например, на уровне темперамента свойством склонности к нестабильности является повышение настроения, тревожности. Большое влияние оказывает уровень развития волевых качеств.
Важным компонентом психологической стабильности является позитивный образ себя, который, в свою очередь, играет жизненно важную роль в позитивной групповой идентичности личности.
Человеку всегда нужно чувствовать себя частью группы, чтобы осознать, что принадлежность к человеку поддерживается в жизни. К этим группам относятся этнические группы, политические партии, религиозные организации, профессиональные ассоциации и неформальные объединения аналогичного возраста и интересов. Многие люди полностью погружаются в одну из групп, но их члены не всегда приводят к удовлетворению потребности в психической стабильности. Поддержка не очень стабильна, потому что состав группы постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, а сам человек может быть исключен из группы за какой-то проступок [12, c. 101-110].
Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения очень важны для развития личности и реализации социальной зрелости. Семейное воспитание во многом определяет образ жизни детей на протяжении всей их будущей жизни, стиль взаимоотношений в собственных семьях. Оно предписывает внимательное или пренебрежительное отношение, психическую саморегуляцию проблем, навыки здорового образа жизни и способность строить конструктивные, полезные отношения.
Семья может оказывать целебное воздействие на каждого члена семьи, обеспечивая эмоциональную поддержку. Но семейная атмосфера также окажет негативное влияние на психологическое равновесие личности, снижает эмоциональный комфорт, обостряет внутренние противоречия и конфликты личности, порождает индивидуальные разногласия, ослабляет ее психологическую устойчивость.
Можно определить индивидуальные характеристики, которые, скорее всего, приведут к снижению стабильности [12, c. 64-110].
1. Повышенная тревожность;
2. Гнев, враждебность (особенно при подавлении), направленная на себя агрессия;
3. Эмоциональность и неуравновешенность;
4. Пессимистическое отношение к условиям жизни.
Таким образом, надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.
2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЧИВОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ2.1 Оценка психологического состояния людей после аварииЧеловек является не только объектом последствий чрезвычайной ситуации, но и причиной ее избежания. Человеческая ошибка приводит к 45% сверхнормальных аварий на атомных электростанциях, 80% морских аварий и 64-65% корпоративных аварий.
Техногенный характер аварии приводит к чувству гнева и неприятия катастрофы, что является причиной психического заболевания (радиоизотопная фобия) [10, c. 111-143].
В результате несчастного случая человек оказывается в состоянии нагрузки (напряжения):
1. Есть чувство терпения;
2. Депрессия;
3. Дыхательная недостаточность;
4. Учащенное сердцебиение;
5. Спазмы.
Например, можно психологически воспроизвести признаки радиопатии и реальных физических (связанных с человеком) заболеваний, таких как болезни сердца, травмы щитовидной железы и рак.
Необходима четкая диагностика этого заболевания, она включает в себя отделение психопатов от реальных пациентов, пострадавших от ионизирующего излучения.
Реактивацию людей на период после аварии (катастрофы) можно разделить на четыре этапа (стадии):
1. Героическая фаза - это час, который наступает сразу после аварии. Эмоции сильны, целеустремленны, и люди предпринимают действия. Основные рабочие места, друзья семьи и соседи.
2. Медовый месяц - неделя-6 месяцев. Люди пытаются отделиться, чтобы протянуть руку вместе, они ждут дополнительной помощи.
3. Стадия избавления от фантазии составляет 2-12 месяцев. Если эффективная помощь не будет оказана, люди будут чувствовать себя подавленными, несчастными, злыми и обиженными. Твердость социальных отношений между людьми снижается, и они сосредотачиваются на личной работе.
В течение одного года (нескольких лет) человек осознает личную ответственность за решение проблемы ликвидации последствий стихийного бедствия и конкретную работу [6, c. 120-145].
Наиболее серьезными стрессорами катастрофы являются:
1. Случайная потеря близкого человека;
2. Разрушение привычного образа жизни;
3. Потеря безопасности и сохранности.
В результате 75% жертв страдают «синдромом катастрофы» - отсутствием настроения, депрессией, нерешительностью и чувством страха.
Таким образом, перед социологическими службами гражданской обороны и РСЧС стоит задача повышения психологической устойчивости и работоспособности людей в чрезвычайных ситуациях.
2.2 Поведение человека в аварияхЭкстремальные условия, возникающие в ходе различных видов деятельности, представляют определенную угрозу для жизни и здоровья человека. Однако, хотя страх и боязнь перед лицом угрожающих жизни ситуаций являются объективным смыслом самозащиты человека. Хорошо известно, что фактическая реакция людей на это далеко не одинакова, что чувство опасности в некоторых случаях превращается в чувство обреченности, оставляя их совершенно беспомощными, растерянными, неспособными предпринять целенаправленные действия.
В то время как в других случаях угрожающая ситуация может привести к общему подъему умственных и физических сил, а в некоторых случаях даже без какой-либо очевидной причины угрозы, поддавшись декадентским эмоциям и болезненным переживаниям, легко впасть в общую паническую реакцию. У одних людей самозащитой становится избегание угрожающих ситуаций и опасных факторов окружающей среды (паника), у других, наоборот, мобилизуется подготовка к совладанию, зреет решимость идти на определенные риски, основанная на трезвых расчетах [3, c. 47-70].
Из этих известных наблюдений следует, что психологические эффекты опасных ситуаций проявляются неоднозначно у людей, представляют собой отдельные личности, очевидные личностные реакции, и, самое главное, восприятие человеком чувства угрозы может быть на практике, особенно обучение предполагает. Во-первых, определенный объем знаний, способствующих психологической подготовке к возможным опасностям окружающей среды, и на этой основе формируют рациональное отношение к ним. Во-вторых, приобретение навыков управления психологией доказывает возможность успешного формирования у человека определенных качеств, не прибегая к воспроизведению реальной действительности.
В основном это воспитание волевых качеств - смелости, решительности, инициативы и настойчивости. Это достигается за счет постоянного контроля над преодолением опасностей реальной жизни и трудностей повседневной жизни. Индивидуальные волевые качества являются одним из самых основных качеств, поэтому развитию этих качеств следует придавать доминирующее значение.
Основные реакции людей, переживших экстремальные ситуации. У людей, оказавшихся в экстремальных ситуация, могут возникать: бред и галлюцинации; апатия; кома; двигательное возбуждение; агрессия; страх; истерия. Критические ситуации могут привести к сильному стрессу у человека, приводящему к сильному нервному напряжению, нарушающему равновесие организма, негативно влияющему на здоровье в целом - не только тела, но и духа. Это может усугубить существующие психические заболевания.
Бред - это совокупность различных мыслей, суждений и выводов, не соответствующих действительности, в которых человека нельзя заподозрить. Иногда бред сопровождается страхом, безответственной тревогой, смутным чувством опасности и т. д. Иллюзия - это непроизвольное ложное (воображаемое) восприятие (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) реального несуществующего объекта индивида. Галлюцинации наблюдаются не только при многих психических заболеваниях и интоксикациях, но и при психических травмах [13, c. 96-100].
Апатия характеризуется снижением умственной активности, отсутствием интереса к окружающей среде, отсутствием воли. Апатия может возникнуть после долгой, тяжелой, но неудачной работы или в тех случаях, когда человек терпит серьезную неудачу, больше не видит смысла в своей деятельности. В душе пустота, безразличие и даже для проявления чувств нет силы. В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель, и это может перерасти в депрессию. Явными признаками апатии являются безразличие к окружающей среде, вялость, сонливость, медленная речь, длительные паузы.
Кома - состояние острой депрессии, свидетельствующее о полной неподвижности и молчании. Кома - одна из самых мощных защитных реакций организма. Это происходит после сильнейших потрясений (землетрясений, взрывов, нападений, насильственного насилия), когда человек тратит столько энергии на выживание, что уже нет сил контактировать с окружающим миром. Кома может длиться от нескольких минут до нескольких часов и может привести к физическому истощению. Явными признаками комы являются резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакции на внешние раздражители (шум,свет, прикосновение), состояние застывания в определенном положении, онемение, полная неподвижность; возможно напряжение отдельных групп мышц. Люди, находящиеся в коме, могут слышать и видеть. Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из комы.
Двигательное возбуждение - это обозначение большого количества неконтролируемых паттернов движения тела. Иногда натиск критических ситуаций (взрывы, стихийные бедствия) настолько силен, что человек просто не может понять, что происходит вокруг него. Он не может определить, где враг, где помощник, где опасность, где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, он подобен животному, бегающему по клетке. Очевидными признаками двигательного пробуждения являются [14, c. 156-170]:
1. Резкие движения, обычно бесцельные и бессмысленные движения;
2. Необычно громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, а иногда абсолютно бессмысленно);
3. Часто не реагирует на других (комментарии, просьбы, команды).
Двигательное возбуждение, которое обычно длится недолго, может быть заменено нервным тремором, плачем и агрессивным поведением.
Агрессия - это индивидуальный или коллективный акт или действие, направленное на причинение физического или психического вреда или даже на уничтожение другого человека или группы. Агрессивное поведение - это один из непроизвольных способов, с помощью которых организм пытается снизить высокий уровень внутреннего напряжения. Проявления гнева или агрессии могут длиться долго и мешать жертве и другим людям. Очевидными признаками агрессии являются: раздражение, неудовлетворенность, гнев (по любым, даже незначительным причинам).
Страх - это эмоция, возникающая в ситуации, угрожающей биологическому или социальному существованию индивида, и нацеленная на источник реальной или воображаемой опасности, в которой реальная опасность исходит от внешних объектов. Происхождение страха двоякое: как прямое следствие травматического фактора; как сигнал угрозы, которую этот фактор повторяет. Страх варьируется в довольно широком диапазоне оттенков: страх, испуг, ужас. Когда он достигает силы воздействия (панический страх, ужас), он способен навязать стереотип поведения - бегство, кома, защитная агрессия. Очевидные признаки страха:
1. Мышечное напряжение (особенно на лице);
2. Сильное сердцебиение;
3. Учащенное поверхностное дыхание;
4. Снижение контроля над собственным поведением.
Нервный тремор - это неконтролируемое состояние, при котором возникает сильная дрожь по всему телу или в различных его частях, и человека трясет. Так организм «сбрасывает» напряжение. Если эта реакция будет остановлена, напряжение останется внутри, в организме, и вызовет мышечную боль, а в будущем может привести к развитию высокого кровяного давления, язв и других серьезных заболеваний. Явный признак нервной дрожи: она начинается внезапно, сразу после события или через определенный промежуток времени. Реакция длится довольно долго, до нескольких часов. Тогда человек чувствует усталость и нуждается в отдыхе. Истерия - нервный приступ, проявляющийся в виде неожиданного перехода от смеха к слезам. Длится несколько минут или часов. Очевидными признаками истерии являются: пребывание в сознании-перевозбуждение, множество движений; слова эмоционально насыщены и быстры; крики, рыдания [4, c. 306-315].
2.3 Преодоление последствий пребывания в экстремальной ситуацииПереживая экстремальную ситуацию, человек испытывает следующие состояния:
1. Страх: травма, одиночество, потеря самоконтроля;
2. Беспомощность;
3. Печаль и тоска: из-за страха смерти, травмы и других серьезных потерь;
4. Вина;
5. Стыд: потому что вы показали себя беспомощными;
6 Гнев: из-за всего, что произошло несправедливо;
7. Тяжелые воспоминания;
8. Разочарование в себе, в других, в жизни.
Исследования различных событий и экстремальных ситуаций показывают, что чувства людей усиливаются, когда:
а) умирает много людей;
б) смерть внезапна, сопровождается насилием или другими ужасными ситуациями;
в) не все трупы извлекаются из руин;
г) существует большая зависимость от мертвых;
д) конфликтные отношения с ранеными или умершими.
Основа лечения состоит в том, чтобы позволить чувствам выйти наружу. Это не приводит к потере самоконтроля, но подавление этих чувств может привести к неврозу и физическим проблемам. После чрезвычайной ситуации многие люди испытывают общие чувства:
а) усталость, бессонница, ночные кошмары;
б) смутное беспокойство;
в) спутанность мыслей, расстройства памяти и внимания;
г) головокружение, сердцебиение, тремор, одышка, удушье, комки в горле и груди, тошнота, диарея.
Модель последующих событий и чувств, знание о которых поможет их легче перенести стресс [15, c. 159-180].
1. Оцепенение - состояние психики, при котором человек чувствует и реагирует очень медленно. Вначале событие кажется нереальным, как сон, и происходящим не в действительности, а в каком-то другом мире. Люди часто оценивают это не верно - как признак собственной «силы» или «бесчувственности»;
2. Активность - помощь другим может принести некоторое облегчение;
3. Реальность - необходимо сопоставлять реальность с представлениями о ней. Например, участие в похоронах, осмотр места происшествия, возвращение на место трагедии в ее годовщину и т. п. - все это поможет примириться с реальностью;
4. Парадоксальные поступки - как только человек осознает катастрофу и принимает ее как свершившееся событие, нужно думать об этом, говорить об этом и днем, и ночью, пытаться увидеть во сне и пережить ее снова и снова;
5. Поддержка - для облегчения состояния необходима физическая и эмоциональная поддержка со стороны других людей;
6. Одиночество - чтобы справиться со своими чувствами, нужно найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.
Памятка по действиям [8, c. 100-115].
1. Не скрывать своих чувств;
2. Не позволять самосознанию останавливать, когда кто-то дает вам возможность высказаться;
3. Не ждать, что память исчезнет сама по себе;
4. Найти время, чтобы поспать, расслабиться и поразмыслить;
5. Стараться вести нормальную повседневную жизнь.
Когда нужно обраться за профессиональной психологической помощью?
а) если человек чувствует, что не может справиться с сильными чувствами или физическими ощущениями;
б) если чувствуется, что интенсивность эмоций не уменьшилась в течение некоторого времени, чувствуется хроническое напряжение, растерянность, пустота;
в) если через некоторое человек продолжает испытывать онемение и пустоту или другие подобные ощущения;
г) если чувствуется, что семейные отношения ухудшились или возникли сексуальные проблемы;
д) если человек заметил, что особенно уязвим, или не думает, что произошло восстановление.
Если экстремальные последствия приводят к большим разрушениям, гибели, ранениям и страданиям большого числа людей, экстремальные последствия могут быть катастрофическими. Психологическое воздействие экстремальных ситуаций включает в себя не только прямую, непосредственную угрозу жизни человека, но и косвенную угрозу, связанную с ожиданиями ее достижения.
К сожалению, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) является распространенным явлением. В экстремальных условиях нужно уметь выживать. В противном случае оставшиеся проблемы субъекта в условиях чрезвычайного положения могут исчезнуть сами по себе.
Чтобы выжить в экстремальных условиях, нужна эмоциональная стабильность. ЭС - это признак, характеризующий индивида в процессе интенсивной деятельности, и его индивидуальные эмоциональные механизмы взаимодействуют согласованно друг с другом, помогая успешно достигать поставленной цели. Чтобы работать в экстремальных условиях, нужно контролировать свои способности [9, c. 165-170].
Саморегуляция заключается в преодолении объективных и субъективных трудностей деятельности и обеспечении готовности субъекта к преодолению аварии. Посредством саморегуляции субъект обеспечивает, чтобы его поведение семантически соответствовало событиям и задачам деятельности, ее своевременности. Высокие требования к интеллектуальной деятельности нарушают баланс между телом и разумом, что приводит к серьезным противоречиям.
Ранняя нагрузка на интеллект ребенка, недостаточная физическая активность и физическая культура, малоподвижный образ жизни все чаще приводят к современным заболеваниям - гиподинамии и ее последствиям. Чтобы справиться с этими проблемами, часто требуется чрезмерная мозговая активность. Мозг уже находится в состоянии напряжения, вызванного избытком информации, стрессовым ритмом жизни, стрессовой ситуацией.
Современный человек связан социальными нормами поведения. Ребенок не может убежать от разгневанной учительницы или родителя. И помочь ему могут лишь значительные мышечные нагрузки. Механизм их действия состоит в том, что сигналы, поступающие в мозг при физических нагрузках и упражнениях, создают в нем новую доминанту - мощный очаг возбуждения - которая подавит и вытеснит старую. Таким образом, тренированные сильные мышцы являются тем самым резервом, который может спасти организм от разрушения [12, c. 120-145]
ЗАКЛЮЧЕНИЕВо всех сложных жизненных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют сознательную, уверенную и рассчитанную готовность человека действовать в любой чрезвычайной ситуации. В связи с этими факторами большое внимание в рамках психологии уделяется проблеме психологической устойчивости в чрезвычайных ситуациях.
На протяжении всего своего существования люди сталкиваются с экстремальными ситуациями. Ученые научно подтвердили, что все больше и больше людей в экстремальных случаях полностью теряют контроль над собой, своими чувствами, движениями и мыслями. В крайних случаях человек должен иметь дело с опасностью, которая угрожает ему и вызывает формирование страха, то есть эмоционального напряжения, вызванного опасностью. Это означает только то, что психологическая устойчивость к этой ситуации обычно низкая, даже не очень высокая. По большей части люди сильно подвержены влиянию негативных факторов в таких ситуациях, и поэтому они не способны четко и адекватно оценивать ситуацию вокруг себя.
Чрезвычайные ситуации нарушают мыслительный процесс человеческих стандартов и полностью устраняют собственный контроль над собственным разумом и телом, что может привести к неожиданным, безрассудным и неблагоприятным ситуациям. Катастрофа, бедствие, кораблекрушение или разрушение, которые видит человек, оказывают вредное и угнетающее воздействие на психическое состояние отдельного человека или целой группы.
Таким образом, чрезвычайные ситуации и их необратимые последствия могут привести к психологическому стрессу. Необходимо быть морально и физически готовым к этой ситуации, потому что очень трудно предсказать их возникновение, они возникают по разным причинам и требуют скорейшего принятия решений.
В результате изучения и анализа поведения человека в экстремальных случаях было обнаружено, что опасная ситуация может быть «модератором» процесса реакции человека на то, что происходит вокруг него, или она может быть психической, физической и психологической.
Психологический аспект стабильности личности или группы очень важен и имеет большое практическое значение, поскольку именно опыт поддержания страха, паники, дезориентации, психических расстройств, стресса, возбуждения в теле и сознании человека при взаимодействии с окружающей средой является прямым показателем психологической стабильности, а в случае экстремальных ситуаций помогает справиться с собой, спасти себя и спасти других, поскольку интеллект, ясность ума и быстрое принятие решений являются важными факторами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 N 1105 «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий».
Библиографический список
4. Бермант-Полякова, О. В. Посттравма: диагностика и терапия / O. В. Бермант-Полякова. - СПб.: Речь, 2016. – 216 с.
5. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 2014. – 196 с.
6. Караяны, А. Г. Военная психология: учебник / А. Г. Караяни., 2016. – 215 с.
7. Колодзин, Б. Как жить после психической травмы / Б. Колодзин. - М„ 2014. – 213 с.
8. Кочюпас, Р. Психотерапевтические группы. Теория и практика / P. Кочюнас. - М., 2018. – 317 с.
9. Крюкова, М. А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России / М. А. Крюкова. – М., 2018. – 36 с.
10. Лебедев, В. И. Экстремальная психология. Психология деятельности в технически и экологически замкнутых системах / В. И. Лебедев. - М., 2001. – 215 с.
11. Либина, А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. - М.: Эксмо, 2018. – 217 с.
12. Малкина, И. Г. Экстремальные ситуации / И. Г. Малкина. - М.: Эксмо, 2015. – 63 с.
13. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. - СПб.: Питер, 2018. – 157 с.
14. Одинцова, М. А. Психология жизнестойкости / М. А. Одинцова. — М.: Флинта, 2015. – 203 с.
15. Ольшанский, Д. В. Психология терроризма / Д. В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2018. – 63 с.
16. Осипова, А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А. А. Осипова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 179 с.
17. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология: учебник / Л. А. Пергаменщик. - Минск, 2014. – 82 с.
18. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек. - СПб.: Речь, 2014. – 415 с.
19. Решетников, М. М. Психическая травма / М. М. Решетников. - СПб., 2016. – 197 с.
20. Смирнов, Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Б. А. Смирнов. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2017. – 225 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
141555
рейтинг
icon
3060
работ сдано
icon
1328
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
139272
рейтинг
icon
5846
работ сдано
icon
2646
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
93878
рейтинг
icon
2016
работ сдано
icon
1265
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
45 244 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ирниту
Очень хороший,исполнитель!!! К заданиям подходит ответственно!!!! Всё на 5,спасибо!!!!!
star star star star star
МЭСИ
Спасибо за курсовую работу по гражданскому праву. Преподаватель оценил работу на "хорошо"
star star star star star
РГРТУ
Очень благодарна исполнителю за проделанную работу. Иванна сделала все оперативно, четко, ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Помощь с заданием

Онлайн-помощь, Обществознание

Срок сдачи к 23 мая

только что

решить задачи

Контрольная, бжд

Срок сдачи к 20 мая

только что

Расписать суть муниципальных услуги из списка

Поиск информации, Муниципальное управление

Срок сдачи к 23 мая

только что

Особенности эмпатии у осужденных за насильственные преступления

Курсовая, Юридическая психология

Срок сдачи к 26 мая

только что

I. введение a. определение темы и ее значимость b

Реферат, История Казахстана

Срок сдачи к 20 мая

1 минуту назад

решить 4 задания

Контрольная, прикладной функциональный анализ

Срок сдачи к 24 мая

1 минуту назад

Проблемы в организации работы учителя-логопеда

Доклад, "Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления"

Срок сдачи к 26 мая

1 минуту назад

Отчет

Отчет по практике, Педагогика

Срок сдачи к 25 мая

2 минуты назад

: Разработка концепции проекта и оценка его эффективности

Решение задач, Технологии и сервисы управления проектами

Срок сдачи к 20 мая

2 минуты назад

Нужно сделать теплотехнический расчет для наружных ограждающих...

Другое, Строительные конструкции

Срок сдачи к 20 мая

2 минуты назад

Решить 3 теста по экономике

Другое, Экономика

Срок сдачи к 19 мая

2 минуты назад

разные

Тест дистанционно, Экономика

Срок сдачи к 3 июня

2 минуты назад

редактировать

Контрольная, акушерство животных

Срок сдачи к 26 мая

2 минуты назад

ККШ среднего размахов

Решение задач, управление качеством

Срок сдачи к 26 мая

3 минуты назад
4 минуты назад

Разработка проекта участка полной окраски подвижного состава...

Решение задач, Разработка проекта участка полной окраски подвижного состава автобусного парка

Срок сдачи к 26 мая

4 минуты назад

Решить одну задачу по механике с росписью решения

Решение задач, Механика

Срок сдачи к 28 мая

4 минуты назад

Решить задачи по бух учёту

Решение задач, Бухгалтерский учет

Срок сдачи к 21 мая

4 минуты назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.