Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Виды и формы обучения в высшей школе

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
3326565

500 руб.

Просмотров
1114
Размер файла
1.18 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение4Глава I Концептуальные основы феномена обучения в высшей школе PAGEREF _Toc74860649 \h 51.1 Подходы к классификации видов обучения в высшей школе PAGEREF _Toc74860650 \h 51.2. Многообразие форм обучения в высшей школе PAGEREF _Toc74860651 \h 11Глава II Модернизация форм обучения высшей школе PAGEREF _Toc74860652 \h 132.1 Переход от традиционной к современной форме обучения PAGEREF _Toc74860653 \h 132.2.Технологии осуществления различных видов и форм обучения в высшей школе PAGEREF _Toc74860654 \h 20Заключение23Библиографический список24

ВведениеАктуальность работы. В настоящее время высшая школа России последовательно переходит в новое качественное состояние. Многие важные события последних лет в жизни высшей школы связаны с разработкой и началом реализации-нового. Возникают и решаются новые задачи модернизации высшей школы на основе информатизации, перехода студентов, от низкой ступени образования на более высокую.
Вузы как и другие образовательные учреждения оказывают образовательные услуги. Поэтому вузам необходимо успевать за потребностями заказчиков образовательной услуги их меняющимися ожиданиями и потребностями. Сдвиг в образовательной деятельности во многом обусловлен технологиями, которые студенты используют каждый день и которые неизбежно влияют на учебный процесс, поэтому вузы это учитывают тем самым модернизируют учебные программы и учебный процесс в целом. Во многом это касается изменения реализуемых вузами видов и форм обучения. Современный педагог должен быть готов к восприятию всех новшеств, переосмыслению изменений видов и форм образования и применению их на практике, а также совершенствованию своих знаний и умений.
Обозначенная актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования-Виды и формы обучения в высшей школе. Её содержание заключается в наличии следующего противоречия. С одной стороны, внешняя образовательная среда, в связи с быстрыми темпами развития всех социально-экономических сфер, требует постоянного усовершенствования.
С другой стороны, внутренняя среда вуза и ее субъекты часто не готовы обеспечивать соответствие образовательного процесса быстро развивающемуся прогрессу.
Объектом исследования являются виды и формы обучения в высшей школе.
Предметом исследования является специфика видов и форм обучения и их условия реализации в высшей школе.
Цель данного исследования – выявить специфику видов и форм и определить их условие реализации.
Задачи исследования:
1. Изучить специфику разных видов обучения в высшей школе.
2. Изучить многообразие форм обучения, применяемых в высшей школе.
3.Выявить и описать условия реализации различных видов и форм обучения в высшей школе.
4.Определить с помощью каких технологий осуществляются различные виды и формы обучения.
Методы исследования:
В работе задействованы такие теоретические методы: анализ, синтез, классификация, абстрагирование.

Глава I Концептуальные основы феномена обучения в высшей школе1.1 Подходы к классификации видов обучения в высшей школеВид обучения – обобщенная характеристика обучающих систем, характер взаимодействия педагога и обучающегося.
Вид обучения – особенность обучения связанная с использованием некоторых специфических приемов обучения. [2]
Рассмотрев 2 подхода к определению понятия вид обучения, видно, что в первом случае определение вид обучения рассматривается как характеристика, а во втором случае как особенность обучения.
Наиболее популярной классификацией является классификация, которую выделяли исследователи И.М. Чередов и В.К. Дьяченко в зависимости от масштаба и в свою очередь она подразделяется:
1) Индивидуальное обучение − вид обучения, при котором образовательный процесс предусматривает работу педагога с каждым отдельным обучающимся.
2) Групповое обучение − вид обучения, организованный группой обучающихся, избравших и (или) совместно создавших одну программу обучения.
К достоинствам индивидуального обучения можно отнести:
- подбор определённого темпа и метода обучения;
- эффективная работа и постоянная коммуникация с преподавателем;
- возможность задать преподавателю те вопросы, которые интересуют учащегося в большей степени;
- возможность высказывать своё мнение без боязни критики;
- индивидуальный график.
К недостаткам индивидуального обучения относится:
- неэкономичность, непригодность для массового образования
-у учащегося нет возможности работать в группе, общаться со сверстниками, сотрудничать с ними в достижении общих целей
Разобрав плюсы и минусы индивидуального обучения, можно рассмотреть каковы же достоинства и недостатки есть у группового обучения:
Достоинства группового обучения:
- ориентация на командную работу в будущем;
- коллективная работа помогает легче и качественнее усваивать знания;
- строгий график занятий мотивирует не пропускать занятия и держать общий темп обучения
- успехи сверстников являются стимулом для других учащихся
- Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
Недостатки группового обучения: [3]
- трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам учащиеся, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного студента, т. е. будет несправедливой;
- в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учащимися суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;
- учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые студенты с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах;
- трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
По своей структуре обучение делится на:
а) традиционное обучение – это обучение, при котором работа педагога ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, передаваемых учащимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения.
Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:
- научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
- природосообразность (обучение определяется развитием обучающегося) последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
- доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);
- прочность (повторение - мать учения);
- сознательность и активность (знай поставленную педагогом задачу и будь активен в выполнении команд); [4]
- принцип наглядности; принцип связи теории с практикой; учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Преимущества традиционного обучения:
- минимум подготовки педагога к занятию. Преподаватель имеет возможность написать программу обучения на год, и в следующем году, после внесения минимальных коррективов;
- минимум материалов. Для проведения традиционного урока, зачастую, не нужно ничего, кроме грамотного педагога. Он может передавать свои знания без современных интерактивных устройств, досок, компьютера и других гаджетов. Максимум – он может объяснять материал с помощью иллюстраций или демонстраций.
- чёткая организация занятия. Оно имеет свою структуру: вводная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, заключительная часть;
- систематическое обучение. В традиционном обучении изучение материала идет линейно и последовательно. Не изучив предыдущий материал, сложно понять следующий, поэтому обучающиеся заинтересованы в посещении занятий и в выполнении необходимых заданий.
Недостатки традиционного обучения:
- преподавателю трудно контролировать уровень знаний каждого учащегося. Несмотря на старания педагога уделить внимание каждому обучающемуся, проконтролировать всех невозможно;
-отсутствие самостоятельности. В традиционной модели обучения практически нет места самостоятельности, собственным мнениям и решениям. Здесь каждый выполняет только то задание, которое дано преподавателем, и только так, как считается правильным. В результате, обучающийся не учится самостоятельно оценивать свои возможности, выбирать свой путь решения и учиться на своих ошибках;
-низкая активность учащихся. Каждый учащийся надеется, что сегодня спросят не его, а кого-то другого, поэтому менее качественно готовятся к ответу; [5]
-обучающиеся практически не имеют возможности общаться друг с другом, а значит – не могут обменяться мнениями, услышать другие точки зрения, высказать свою и обсудить полученную информацию в процессе обучения. Это отрицательно влияет на кругозор и коммуникативные навыки.
б) инновационное обучение - обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе – готовности к активному строительству будущего за счет нового творческого и мобильного мышления, способности к созданию материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.
Как указывает В. Я. Ляудис, в процессе инновационного обучения цели и задачи разрабатываются совместно педагогом и обучаемыми, которые выступают активными субъектами учебного процесса.
Целью работы педагогов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение учащегося на всем протяжении обучения. Образовательные учреждения инновационного типа ориентированы не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого обучающегося, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни.
Достоинства инновационного обучения:
- Технологии помогают обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс.
- Технологии обеспечивают мгновенный доступ к нужной информации и воспитывают важные навыки по работе с источниками.
- Умение использовать технологии - это жизненный навык и важный вид грамотности. [9]
Недостатки:
-Технологии могут отвлекать от учебного процесса.
-Технологии могут отрицательно повлиять на развитие коммуникативных навыков учащихся и социальное взаимодействие.
-Технологии могут провоцировать на обман и уклонение от выполнения заданий.
-Учащиеся не имеют равного доступа к технологическим ресурсам.
В зависимости от прохождения занятия существует дистанционное и контактное обучение:
а) дистанционное обучение. Можно обратиться к определению А.А. Андреева, которое отражает сущность дистанционного обучения: «дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».
Дистанционное обучение (ДО), как правило, применяется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Получив учебные материалы в электронном и (или) печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе.
б) контактное обучение – целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков посредством осмысления и запоминания учебного материала. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским.
Контактное обучение - это обучение построенное на субъект-объектных отношениях, где учащийся – пассивный объект обучающих воздействий педагога, который действует в строгих рамках учебной программы.
Достоинства контактного обучения:
- Позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов деятельности.
- Обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков
- Непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях.
- Коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение и др.
Недостатки:
- Ориентировано больше на память, чем на мышление.
- Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности.
- В недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации. [7]
- Превалирует субъектно-объектный стиль отношений между преподавателем и учащимся.
Плюсы дистанционного обучения:
- Возможность обучаться в любое время.
- Возможность обучаться в своем темпе.
- Возможность обучаться в любом месте.
- Учеба без отрыва от основной деятельности.
- Дистанционное образование дешевле.
- Обучение в спокойной обстановке.
Минусы дистанционного обучения:
- Необходима сильная мотивация
- Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности
-Недостаток практических знаний
-Недостаточная компьютерная грамотность
Достоинства и недостатки контактного обучения перекликаются с достоинствами и недостатками традиционного обучения
В зависимости от того как организована учебная деятельность
С.А. Михеева и М. Никифорова выделяет следующие виды обучения:
а) очная форма обучения - это классический и самый распространенный вид получения высшего образования. Он подходит тем студентам, которые не имеют жизненной необходимости самостоятельно зарабатывать.
Дневной формат предполагает регулярное посещение университета, 5 - 6 раз в неделю. Ежедневные занятия разбиты на пары. Студенты слушают лекции, работают на семинарах. По окончании семестра студенты сдают экзамены, зачеты. Могут быть освобождены по итогам текущей аттестации. [8]б) заочное обучение - это вид обучения, которое объединяет в себе черты самообучения и очной формы обучения. Оно характеризуется фазностью. В первую фазу - установочная сессия, происходит получение базовых знаний и изучение учебной литературы, во второй фазе - экзаменационная сессия осуществляется контроль усвоенных знаний. При этом эти фазы заметно отстают, друг от друга по времени обычно от нескольких месяцев до года.
в) очно-заочная форма обучения – это вид обучения посредством посещения занятий в выходные дни или в будни, в вечернее время. Студенты-вечерники могут обучаться в учреждении и совмещать образовательную программу с рабочим процессом. Для многих это прекрасная возможность применять на практике получаемые знания и навыки, обычно к окончанию учебы, такие студенты обладают некоторым стажем по выбранной специальности.
Достоинства очного обучения:
- Полученные знания объёмны и систематизированы.
- Выплата стипендий успешным студентам-бюджетникам.
- Предоставление мест в общежитиях для иногородних студентов.
Недостатки очного обучения:
- Обучение построено очень серьёзно, учиться приходится каждый день и помногу - совсем не остаётся свободного времени.
- Стипендия мала, при платном обучении совсем не предусмотрена, подрабатывать получается не всегда, поэтому жить нужно очень экономно.
- За непосещение занятий грозит отчисление.
Достоинства заочного обучения:
- работающим студентам не придется разрываться надвое, пытаясь успеть везде и сразу, а работая по будущей специальности, они смогут
- более низкая стоимость в сравнении с очной формой;
- для тех, кто решил обрести ещё одну специальность, это повышение квалификации, дополнение к имеющейся профессии и шанс взобраться дальше по карьерной лестнице, получив видимое и подтвержденное дипломом преимущество; [14]
- программа заочного обучения ориентирована на людей, работающих в свободное от учебы время, что позволяет грамотно распределить время.
Минусы заочного обучения:
-отсутствие льгот: заочник может обеспечивать себя материально, а значит, у него нет права на стипендию, студенческий проездной, бесплатное общежитие или путевку в дом отдыха;
-учиться дольше, чем на очной форме (пять лет на бакалавриате и шесть лет на специалитете);
Плюсы и минусы очно-заочной формы:
Достоинства:
- совмещение работы и учёбы;
- взаимодействие с преподавателями и однокурсниками;
- стоимость очно-заочной формы обычно меньше, чем очной;
Недостатки:
-отсутствие льгот по оплате проезда, стипендии и общежития;
-срок обучения такой же, как на заочной форме рок обучения такой же, как на заочной форме — пять лет на бакалавриате и шесть лет на специалитете, пять лет на бакалавриате и шесть лет на специалитете.
Итак, рассмотрев несколько классификаций видов обучения их достоинства и недостатки, можно сделать вывод о том, что любой человек с разными возможностями, может выбрать для себя какой-либо вид обучения.
1.2. Многообразие форм обучения в высшей школеВ современной педагогической литературе термин «форма» используется в различных вариантах: «формы организации обучения», «организационные формы обучения», «формы обучения» и т.д.
Анализ различных позиций в определении понятия «форма» показывает, что среди современных ученых-педагогов нет единого понимания этого понятия. Авторы учебников и учебных пособий по педагогике каких-либо убедительных различий в указанных выше терминах не приводят, и довольно часто они употребляются как синонимы. Общим для большинства существующих определений различных авторов является признание формы как внешней стороны организации учебного процесса, имеющей связь с внутренней, содержательной стороной.
По мнению А.М. Новикова и М.Д. Горячева, форму обучения можно определить, как «механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени» [15].
И.М. Чередов указывает, что в современной дидактике формы обучения делятся на общие и конкретные формы. К общим формам И.М. Чередов относит фронтальные, групповые и индивидуальные, а к конкретным - уроки и другие формы учебных занятий по определенному предмету.
Общие формы:
- Фронтальная форма обучения – это такой вид деятельности педагога и учащихся на занятии, когда все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу.
- Групповая форма обучения заключается в том, что группа временно делится на несколько подгрупп, численностью от 3 – 6 человек в зависимости от содержания и характера работы.
Групповая форма обучения подразделяется на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.
Звеньевая форма учебной работы предполагает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.
При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся для выполнения определенных заданий.
При кооперированно-групповой форме группа делится на подгруппы, выполняющие часть общего объемного задания.
При дифференцированно-групповой форме группы подбираются педагогом в зависимости от учебных возможностей учащихся.
- Индивидуальная форма обучения заключается в том, что учащийся выполняет задания самостоятельно, независимо от товарищей, пользуясь при этом помощью педагога непосредственно, либо косвенно. Темп работы зависит от учебных возможностей и уровня подготовленности обучающихся.
Конкретные формы: [13]
- Репетиторство – наиболее распространенная форма индивидуальных занятий. Чаще всего репетитор готовит обучающегося к сдаче зачетов и экзаменов. Основой данной формы занятий является интенсивное освоение знаний и умений, а также системы требований к их уровню. Задача личностного и творческого развития студентов в данном случае не выдвигается.
- Тьюторство и менторство более распространены сегодня за рубежом. Эти формы способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность учащегося одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией.
Тьютор – это научный руководитель учащегося, который учит его творческому решению учебных задач. Ментор, понимаемый как наставник, советчик учащегося, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность. Он оказывает обучающемуся помощь при выполнении самостоятельных учебных проектов, знакомит его с реальными профессиональными сферами.
Авторы популярного учебника (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов) предлагают «все многообразие форм обучения с точки зрения решения ими целей образования и систематичности их использования» разделить на три группы: основные, дополнительные и вспомогательные.
К основным (обязательным) формам организации обучения в высшей школе помимо занятия, относятся учебные экскурсии, практические занятия, домашняя работа студентов:
- Вспомогательные формы обучения направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей студентов в соответствии с их склонностями. К вспомогательным формам относятся: дополнительные занятия, консультации, факультативы, учебные конференции, предметные олимпиады, соревнования, выставки, экспедиции и т. п. [15]- Дополнительные и стимулирующие занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, умениях и навыках, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.
В.И. Андреев выделяет внутренние формы обучения, классифицируя их по структурному взаимодействию элементов с точки зрения доминирующей цели обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Проведенный анализ показал, что в современной педагогике нет четкого разделения понятий «формы организации обучения», «организационные формы обучения», «формы обучения», а классифицировать формы можно по многим аспектам.

Глава II Модернизация форм обучения в высшей школе2.1 Переход от традиционной к современной форме обучения
Для того чтобы перейти непосредственно к рассмотрению организационных форм обучения, которые применяются в вузах, необходимо разобраться с тем, какой именно смысл вкладывается в данный термин. До настоящего времени не выработано единого определения, которое можно было бы применять в практической деятельности адекватно его возможностям. Например, некоторые специалисты, базируясь на философском подходе к интерпретации понятия «форма», трактуют организационную форму обучения как особую конструкцию всего процесса обучения, характер которого обусловлен его содержанием, средствами, видами деятельности, методами, приемами обучающегося. Она организует содержание изнутри, обеспечивая взаимодействие обучающего с обучаемым в процессе работе над определенным материалом по соответствующему предмету. [1]
Другие авторы считают, что организационная форма обучения представляет собой способ взаимодействия педагога и обучающихся, в котором реализуются основное содержание и методы обучения. А, например, Р.М. Магомедов предлагает рассматривать ее как внешнее выражение скоординированной деятельности участников образовательного процесса, осуществляющейся в регламентированном порядке и в определенном режиме.
На протяжении всей истории высшей школы - с момента зарождения до наших дней - ведущей организационной формой обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, и именно лекция закладывает основу научных знаний.
Лекция появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем - в Средние века. По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой - все зависит от содержания и характера учебного материала. Но существует общий структурный каркас - план, которому необходимо строго следовать. Лекция, как правило, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, для того чтобы связать его с новым материалом. В конце лекции подводится итог.
Основные требования к лекции: научность и информативность (современный научный уровень); доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств; эмоциональность при изложении учебного материала; активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др. [4]
Виды лекций:
- вводная - знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин; дается краткий исторический обзор развития данной науки, связывается теоретическое содержание учебной дисциплины с будущей практической работой специалиста, дается характеристика учебно-методических пособий по курсу, выдается список литературы и сообщаются экзаменационные требования; - информационная
- традиционная лекция, на которой происходит изложение содержания учебной дисциплины;
- обзорно -повторительная - читается в конце раздела; в ней отражаются все основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела, исключая детализацию и второстепенный материал;
- завершающая - не просто краткий обзор изученного материала, а систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам.
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Цели практических занятий: углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях; содействовать выработке навыков профессиональной деятельности; развивать научное мышление и речь; контролировать процесс усвоения знаний студентами. [15]
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к Античности. Само слово «семинар» происходит от латинского seminarium - «рассадник». В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.
Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладения навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарских занятиях решаются следующие задачи: развитие творческого профессионального мышления; познавательная мотивация; овладение профессиональной терминологией; приобретение навыков оперирования формулировками, понятиями, определениями; овладение умениями и навыками постановки и решения научных проблем и задач; отстаивание своей точки зрения. В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль знаний; педагогическое общение. [2]
Семинар – это всегда непосредственный контакт педагога со студентами, установление между ними доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие особенно эффективно, когда реализуется поиск ответов всей учебной группой, студентам дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления у студентов.
Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера. Слово «лаборатория» происходит от латинского labor - «работа», «труд». Его смысл с давних времен связан с применением умственных и физических усилий для решения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины. Как правило, во время лабораторных работ основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что определяет содержание деятельности студентов. [3]
Правильно поставленное практическое задание активизирует мыслительную деятельность студентов, вооружает их методами практической работы, стимулирует углубленную самостоятельную работу. Практикумы проводят, как правило, при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Места их проведения различны: лаборатории, мастерские, учебно-опытные участки и т. д. Практикум выполняет функцию углубления знаний, становления умений и навыков, способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний, а также стимулирует познавательную деятельность студентов.
Обычно выделяют пять этапов практикума:
1) объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы;
2) инструктаж по технике безопасности;
3) пробное выполнение работы, во время которого 1–2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом;
4) выполнение работы каждым студентом самостоятельно;
5) контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения. Во время практикума у студентов вырабатываются такие качества, как тщательность организации трудового процесса, хозяйственность, экономность, умение контролировать время и т. д. [7]
Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет собой одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Эффективность аудиторной работы всегда зависит от самоподготовки студентов. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей. Самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще - в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д.
В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам; выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение выпускной квалификационной работы.
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей. Можно выделить условия, влияющие на успешное выполнение самостоятельной работы: мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует); четкая постановка познавательных задач; владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы; четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; предоставление консультационной помощи студенту; четкие критерии оценки, отчетности и т. д.; использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т. д.). Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. [9]
В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной учебной деятельности студентов:
1) репродуктивный (тренировочный) - тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков;
2) реконструктивный — в ходе реконструктивных самостоятельных работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты;
3) творческий, поисковый — творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы).
Особый интерес представляют инновационные организационные формы обучения в вузе. В их числе выделим:
– телекоммуникационный проект;
– сетевое взаимодействие;
– сетевые сообщества преподавателей;
– кейс-технологии;
- метод проектов.
Особое место в образовательной деятельности современной высшей школы занимают телекоммуникационные проекты. Именно они выступают в качестве одного из направлений развития метода проектов в условиях использования средств информационных технологий в образовательном процессе.
Основная суть телекоммуникационного образовательного проекта состоит в том, что это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, организованная с применением компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. [1]
Еще одной инновационной формой обучения выступает сетевое взаимодействие, которое заключается в совместном применении электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, находящихся в различных образовательных учреждениях и сайтах, с помощью интернета и других информационных и телекоммуникационных технологий. При этом указанные ресурсы могут быть преобразованы в ходе сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Наиболее популярными инструментами сетевого взаимодействия выступают:
- телеконференции;
- чаты;
- веб-сайты;
- электронная почта;
- FTP;
- блоги;
- форумы.
Возможности применения новых информационных технологий в образовании не имеют границ
Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день сетевое взаимодействие выступает действенным катализатором расширения доступности образования и повышения его эффективности, а его педагогически оправданное использование позволяет максимально качественно организовать обучение в вузе.
Еще одной формой обучения, которая соответствует современным требованиям, являются сетевые сообщества - объединения преподавателей и студентов с помощью сети Интернет. Они подразумевают активное участие прежде всего педагогического состава и позволяют педагогам с разных регионов взаимодействовать между собой для решения профессиональных вопросов. Кроме того, это уникальная возможность реализовать себя и повысить профессиональный уровень. [11]
Вместе с тем нельзя игнорировать то колоссальное влияние, которое сетевое сообщество способно оказать на студентов. Взаимодействие педагогов и обучающихся в рамках сетевых сообществ стимулирует развитие интереса студентов к преподаваемым дисциплинам, становление у них творческого мышления, освоение коллективных форм работы. При этом преподаватель организует работу учащихся для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях и направляет их деятельность в телекоммуникационных проектах.
На современном этапе развития системы высшего образования используются следующие формы учебной деятельности, применяемые в рамках педагогических сетевых сообществ:
- учебная телеконференция;
- офлайн-конференция;
- обсуждение в чате;
- виртуальное обучение;
- учебный конкурс;
- совместное создание веб-страниц;
- виртуальный опрос обучающихся;
- учебный виртуальный проект;
- мастер-класс по определенной тематике;
- проектировочный семинар;
- фестиваль проектов и др.
Целесообразно отдельно упомянуть кейс-технологии. Основополагающий принцип этой формы обучения заключается в том, что в начале обучения составляется индивидуальный план и каждый студент получает определенный «кейс», который состоит из мультимедийного видеокурса, пакета учебно-методической литературы, обучающих программ, виртуальной лаборатории и электронной рабочей тетради. [6]
Изучив весь учебный материал, студент может получить помощь по электронной почте и пересылать полученные результаты лабораторных работ и практических заданий.
Взятые в целом, современные организационные формы обучения в вузе обладают целым рядом преимуществ, которые обеспечивают использование широкого спектра каналов доступа к учебной информации, индивидуализацию процесса обучения и более глубокое овладение студентами знаниями, формирование у них профессиональных компетенций.
Освоение новых организационных форм обучения самым тесным образом связано с цифровой революцией, становлением общества и экономики знаний. Можно констатировать, что этот процесс в последние годы заметно активизировался.
И все-таки приходится признать, что в большинстве отечественных вузов все еще весьма ограниченно применяются кейс-технологии, е-таИ- консультирование, телекоммуникационные проекты, слайд-лекции, метод телеконференций, сетевое взаимодействие, компьютерное тестирование, онлайн-лекции, чаты, форумы. [5]
Не вызывает сомнений, что современный этап развития высшей школы требует использования принципиально новых организационных форм обучения, которые способны вывести подготовку кадров на качественно новый уровень. Результатом их применения должно стать формирование профессионалов, чьи компетенции, знания, умения и навыки будут в более полной мере, чем сегодня, отвечать требованиям работодателей.
2.2 Технологии осуществления различных видов и форм обучения в высшей школеСопоставить семь популярных сейчас платформ для вебинаров и конференций, можно при помощи рисунка 1, где сразу видны основные возможности.
lefttop
Рисунок 1. Сравнительный анализ платформ
Skype - технологии - фактически первопроходец в этом направлении. Это не первый инструмент для организации видеосвязи, но за счет простоты регистрации он быстро завоевал популярность.
Можно его назвать пионером массовой бытовой видеосвязи. Сервис функционирует через клиент, который скачивается и устанавливается на целый перечень платформ. Доступна и веб-версия.
Достоинства:
Из плюсов - возможность звонить на стационарные и мобильные номера по всему миру, правда, не бесплатно.
Недостатки:
Skype чаще применяется для небольших совещаний или индивидуальных консультаций. Большая конференция на Skype - редкость.
Skype не позволяет непрерывно общаться более четырех часов. Кроме того, объем групповых видеозвонков ограничен 100 часами в месяц (10 часами в день) - это лимиты безопасности, установленные разработчиками.
Google Hangouts- технологии - сервис от Google, наследник сразу нескольких сервисов компании, представленный в 2013 году.
Достоинства:
Инструмент удобен тем, что привязан к календарям и почте Gmail. То есть назначая встречу через календарь Google, вы автоматически генерируете ссылку на комнату Google Hangouts.
Плагин Google Hangouts можно использовать для групповых видеосозвонов.
Google Hangouts не требует дополнительных регистраций или активаций. Нет проблем с переходом между платформами и синхронизацией истории чатов и видеозвонков.
Недостатки:
Сервис не очень хорошо справляется с видеоконференциями в условиях нестабильной связи. Бесплатная версия поддерживает не более 10 участников — правда.
Примечательно, что у Google Hangouts есть возможность взаимодействовать с другими инструментами видеоконференций, например, Skype. Это важный шаг на рынке видеосвязи, где каждый разработчик использует собственные протоколы, не имея возможности взаимодействовать с конкурирующими сервисами.
Zoom-технологии сейчас чаще всего упоминается в новостях и анонсах мероприятий. Этот же инструмент используют на более крупных мероприятиях для организации взаимодействия слушателей с докладчиками после выступления или в перерывах между ними.
Достоинства:
Zoom ориентирован на сравнительно крупные встречи. В отличие от конкурентов там есть функции «поднятия руки» и разные инструменты организатора, позволяющие управлять общением по видео. Важно также, что мероприятие можно записать как в локальную систему, так и в облако. Вдобавок относительно конкурентов Zoom потребляет сравнительно немного трафика.
На платных тарифах у Zoom есть API для реализации дополнительных функций. В целом у инструмента много опций, и есть возможность платить только за используемые функции.
Недостатки:
Они условны. Например, конференция не может длиться более 24 часов. Остальные ограничения зависят от выбранного тарифного плана.
Бесплатно в Zoom можно проводить видео-встречи до 100 человек длительностью не более 40 минут. На общение один на один лимиты времени не распространяются.
Cisco Webex Meetings-технологии - сервис конференций и вебинаров корпоративного уровня (и корпоративных же возможностей), у которого есть бесплатный тариф для небольших встреч.
Для компаний плюс решения в том, что оно стыкуется с аппаратными ВКС-решениями и специализированными устройствами, которые могли быть интегрированы ранее.
Эта платформа заточена под онлайн-образование и заработок на этом рынке. Она позволяет создавать уроки и курсы, которые проводятся в живую или предоставляются подписчикам в записи автоматически по определенному расписанию (периодичность отправки заранее записанных курсов можно задавать).
Тарификация сервиса зависит от количества подключенных пользователей, которые авторизованы в системе. Отдельно оплачивается файловое хранилище.
Преимущества:
Помимо самих видеокурсов платформа предлагает инструменты для выполнения заданий, мониторинга и многоуровневого управления пользователями и сбором денег, а также общения лектора со слушателями для мобильных платформ.
Недостатки:
К сожалению, инструмент не имеет бесплатного тарифа, зато предлагает триальную версию с ограничением до 1000 пользователей. На платных тарифах доступны лекции для широкой аудитории (в терминологии нашего обзора — трансляции) и вебинары. Здесь есть ограничение по количеству участников (до 500), при этом выступать может любой из них.
GetCourse-технологии - инструмент для проведения обучающих мероприятий онлайн и заработка на таких курсах.
Дополнительно включили в обзор пару специализированных инструментов, которые не являются платформами для организации видеосвязи, но сейчас используются как сопутствующие инструменты:
Discord-технологии - это пример быстрой адаптации школьного дистанционного образования.
Мессенджер Discord изначально создавался для поклонников компьютерных игр, однако с массовым переходом на удаленку он стал применяться даже для онлайн обучения в школах (по личной инициативе обучающихся). На больших онлайн-конференциях он используется как многоканальное средство общения между участниками, а также спикерами, параллельно с основной лекцией.
Трансляции YouTube-технологий - включили в обзор из-за возросшей популярности среди организаторов. На фоне других описанных площадок YouTube выделяется своей ориентацией на трансляцию видеопотока без взаимодействия со спикером. Единственная возможность задать вопрос - написать его в комментариях и надеяться, что спикер туда заглянет. Трансляция доступна не для любого аккаунта - лишь для тех, кто подтвердил номер телефона. При всех ограничениях общения YouTube-трансляции подкупают своей простотой. Видео можно транслировать с веб-камеры компьютера или с мобильного устройства из приложения.
ЗаключениеНа основании изученного материала был проведен анализ научно-теоретических основ видов и форм обучения, на основании которого была разобрана специфика разных видов обучения в высшей школе, рассмотрено многообразие форм обучения в высшей школе, определены и изложены условия проведения разнообразных видов и форм в высшей школе, а также установлены технологии с помощью которых реализуются различные виды и формы.
В итоге были сделаны выводы, что виды и формы обучения в педагогическом процессе очень важны, т.к с помощью них производится процесс обучения студентов. При правильном использовании педагогом вида или формы обучения, процесс получения знаний будет гораздо благоприятным и у студентов знания будут усваиваться лучше.
Таким образом, в ходе курсовой работы были выполнены поставленные задачи, тем самым была достигнута цель исследования, была выявлена специфика форм и видов обучения, а также условие их реализации.
Библиографический список
Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России/ Н.П. Нарбут, И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалёва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2020. - Том 20. - № 3. - С. 611-621.
Журавская Л.А. ИКТ в учебно-воспитательном процессе /Л.А. Журавская// Материалы Международной научно-практической конференции «Развивающие информационные технологии в образовании: применение учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» (ИТО-Томск-2015). - Томск, 2015. - С. 99
Иванушкина, Н.В. Научные подходы к проблеме формирования информационного образовательного пространства/ Н.В. Иванушкина// Вестник Самарского государственного университета. -2015. - № 11 (133). - С. 268-271.
Кужевская, Е.Б. Применение дистанционных технологий обучения в современном образовательном процессе: за и против/ Е.Б. Кужевская, Е.И. Смык// Вестник экономической безопасности. - 2019. - №3. - С. 376-378.
Куляшова, Н.М. Онлайн технологии как обязательный элемент обучения/ Н.М. Куляшова, Г.В. Милованова// E-Scio. - 2020. - №6 (45). - С. 444-456.
Макашина, И.И. Дистанционное образование как компонент виртуального образовательного пространства университета/ И.И. Макашина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. - №2 (81). – С. 192-195.
Маслова, М.А. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения/ М.А. Маслова, Т.В. Лагуткина // Научный результат. Информационные технологии. - 2020. - Том 5. - № 2. – С. 54-60.
Никифорова, М. Новые компьютерные технологии. / М. Никифорова - Математика. - 2015. - №31. - С.28-30
Павлова, Т.Б. Развитие медиакомпетентности будущих педагогов: роль и место интеллектуальных технологий/ Т.Б. Павлова, О.В. Яковлева, Т.А. Устюгова // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2019. - Том 15. - № 2. – С. 488-498.
Сейдаметова З.С. Облачные сервисы в образовании/ З.С. Сайдаметова, С.Н. Сейтвелиева // Информационные технологии в образовании. – 2015. – № 9. – С.105-111
Сердитова, Н.Е. Образование, качество и цифровая трансформация/ Н.Е. Сердитова, А.В. Белоцерковский // Высшее образование в России. - 2020. - № 4. - С. 9-15.
Собирова, Э.Г. Преимущества и недостатки дистанционного обучения в высших учебных заведениях/ Э.Г. Сабирова // Academic research in educational sciences. - 2021. - Том 2. - № Special Issue 1. - С. 55-61.
Соловьёва, А.Р. Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей. / автореф. дис. канд. пед. наук/ А.Р. Соловьёва. – Астана, 2015. – 26 с.
Сорокина Е.И. Организационные формы обучения в вузе. / Е.И. Сорокина. // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. 171-174 с.
Социальные сети как уникальный образовательный ресурс/ М.Д. Горячев, М.М. Горячев, Н.В. Иванушкина, В.В. Мантуленко // Аккредитация в образовании. - 2014. - № 8. - С. 76-77.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai (дата обращения 16.06.21)
Яновская, С.А. Методологические проблемы науки. / Под общ. ред. И.Г. Башмаковой, Д.П. Горского, В.А. Успенского. — М.: КомКнига, 2016.- 56с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.