это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3330761
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность. Педагоги замечают потребность перемен в образовательной системе, которые могли бы стать противовесом нежелательным общественным явлениям, также позитивно повлиять на процесс воспитания. Целью образования является воспитание всесторонне развитой личности, однако это может быть выполнено только при условии активного участия самого подростка в процессе воспитания, которое в свою очередь требует от него актуализации собственных сил в рамках самовоспитания.
Актуальность проблемы определяется также тем, что сензитивный период для самовоспитания начинается в подростковом возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.
Оторвать друг от друга понятия воспитание и самовоспитание невозможно, т. к. это две стороны одного и того же процесса, имеющий одни и те же цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание школьника-подростка было бы проблематично без педагогического воспитания.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: подросток выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.
Главной воспитательной задачей в руководстве самовоспитания является формирование тех положительных качеств, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и приведение в действие таких факторов, как внешнее и внутреннее воздействие.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознано управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
Самовоспитание, самосовершенствование – это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Степень разработанности темы. В последнее время возрастает интерес и внимание к проблеме активизации процесса самовоспитания подростков, как фактора развития всесторонней личности. Как отмечали известные педагоги и психологи: Я.Л. Коломинский, А.В Мудрик, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, Р.С. Немов, А.А. Реан, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский и другие, самовоспитание занимает ведущую роль в формировании личности.
Цель исследования: рассмотреть самовоспитание как фактор развития подростка.
Задачи:
- раскрыть понятие самовоспитания;
- составить психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста;
- обозначить особенности самовоспитания подростка;
- обозначить методы и приемы самовоспитания подростка.
Объект исследования: самовоспитание подростка.
При написании работы мы использовали методы:
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Понятие и сущность самовоспитания подростка1.1 Понятие самовоспитанияСамовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие [1]. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.
Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания [4, c. 148].
Вопрос самовоспитания рассматривался различными учеными. Так, данную проблему изучали Б. Бондаревский, А. Арет, А. Кочетов, А. Бодалев, А. Ковалев и другие. Определений процесса самовоспитания существует очень много. Так, например, Л. Рувинский в своей книге "Теория самовоспитания" обозначает его как деятельность человека, направленную на изменение и совершенствование своей личности. Согласно А. Кочетову, самовоспитание характеризуется осознанностью и соответствием требованиям общества, когда человек стремится реализовать силы и способности, заложенные в нем. Стремления индивида, определяют цели самовоспитательного процесса. Для их достижения они должны базироваться на объективной самооценке. Благодаря самовоспитанию человек искореняет свои негативные черты, вырабатывает нужные личные качества, развивает способности.
П.И. Пидкасистый приводит убедительный пример, свидетельствующий о начале процесса самовоспитания. Максим (5,5 лет) поставлен «в угол». Жалобно кричит: «Можно из угла выходить?». Не дождавшись ответа родителей, говорит сам себе: «Нет, нельзя. Зачем девочку бил?». Еще не самовоспитание, но уже его начало [6, c. 137].
Личность осознанно проводит внутреннюю работу над собой, однако, даже спустя долгое время, существенные результаты не будут сильно заметны. Самовоспитание не меняет характер кардинальным образом, а лишь корректирует определенные черты личности, придает уверенности в себе, способствует продуктивности и эффективности.
Однако препятствием к успеху служит генетика, посредством которой формируются функции головного мозга человека. У каждого из нас происходит процесс мутации генов в определенной степени. К примеру, изменение в работе префронтальной коры, которая оказывает влияние на лимбическую систему. Такому человеку трудно проявить характер из-за слабоволия, ему тяжело сказать «нет» краткосрочным удовольствиям и идти заниматься более приоритетными делами. При большом количестве таких мутаций шансы на успешное саморазвитие минимальны.
Основа самовоспитания состоит из четырех составляющих:
Самоанализ — когда человек видит свои плюсы и минусы.
Самоотчет — умение взять свою жизнь под ответственность.
Внутренняя мотивация — способность настроить себя на выполнение работы.
Контроль над своим поведением — когда человек умеет сравнить свой текущий прогресс с личностным прогнозом.
Адекватная самооценка. Особенность нашей психики заключается в том, что нам проще оценивать людей со стороны, а не самих себя — это затрудняет процесс самовоспитания. Однако обретя навык оценивания собственной личности максимально объективно, человек учится мотивации и самоконтролю.
Цели самовоспитания можно разделить на два вида:
- общие цели (развитие личностных качеств, направленных на самопознание и совершенствование);
- частные цели (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, выносливости, терпимости и т.д.).
Человеку, для правильного самовоспитания необходимо четко понимать, что из себя вообще представляет данный процесс, какой работы над собой он требует.
Можно сказать, что самовоспитание требует от человека:
- всестороннее и многогранное познания своего «Я»;
- систематическое совершенствование положительных качеств личности;
- развитие своих индивидуальных умений, навыков и творческих способностей.
Важно понимать, что самовоспитание не имеет временных рамок, самовоспитание – это процесс, который происходит всю сознательную жизнь человека. Просто, на разных жизненных этапах этот процесс будет иметь свои особенности. Например, понятно, что самовоспитание в младшем школьном возрасте и самовоспитание в подростковый период будет немного отличатся. Важно только то, что самовоспитание предполагает сознательность и рефлексию, на основе которой человек должен совершенствоваться.
Самовоспитание – процесс, которые проходит несколько этапов своего развития [10, c. 65].
Основными этапами самовоспитания является:
- познания уровня своей воспитанности. Человеку необходимо определить, на каком этапе он находится, насколько хорошо он воспитан, сможет ли он самостоятельно заниматься воспитательной работой;
- целеполагание. Необходимо четко осознавать те цели и задачи, ради которых он будет совершенствоваться;
- самоконтроль. Самовоспитание – это всегда преодоление себя, поэтому человеку нужно уметь контролировать свои эмоции и поступки;
- корректировка. Данный этап – это уже непосредственно и есть сам процесс самовоспитания, который может быть не ограничен по времени.
Л.Н. Седова и Н.П. Толстолуцких выделяют в самовоспитании как процессе работы над собой ряд этапов.
1. Мотивационный этап – возникновение потребности в работе над собой, понимание значимости прилагаемых усилий.
2. Программный этап – определение программы самовоспитания, последовательности работы по самосовершенствованию.
3. Поисковый этап – стремление попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.
4. Рефлексивный этап – оценка саморазвития, проектирование новых задач и путей их решения.
Можно сказать, что самовоспитание – это очень сложный процесс, намного сложнее чем процесс воспитания. Воспитание практически всегда проходит на ранних этапах развития личности, самовоспитание идет всю жизнь; воспитание осуществляется другими людьми, при самовоспитании воспитатель – это сам человек, который хочет что-то поменять. Стоит отметить, что иногда человек сам не отдает себе отчета, как он себя воспитывает и совершенствует, поэтому самовоспитание – это неотъемлемый процесс человеческой личности [2, c. 193].
Выделяют следующие виды самовоспитания:
Интеллектуальное. В школьный и студенческий период одна из главных составляющих самовоспитания — учебная. Те знания, что будут заложены в эту пору, будут использоваться человеком на протяжении всей оставшейся жизни. Человек нуждается в оценке собственных достижений и их переоценке.
Этическое. Этика — один из самых важных компонентов в процессе самовоспитания. Этические нормы формируют принципы и установки поведения в дальнейшем.
Физическое. Физическое состояние также играет огромную роль для психики. Занятия спортом разгружают организм, способствуют улучшению физической активности, улучшают самочувствие, предупреждают болезни и стрессовые состояния.
Психологическое. Человек должен управлять своими эмоциями и не давать им выходить из-под контроля. Также полезно снимать внутреннее напряжение во избежание стрессов и неврозов [6, c. 139].
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возрастаПодростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый возраст в отечественной психологической науке рассматривается как граница между детством и взрослостью, которая связана с участием человека в общественной жизни и деятельности. Границы подросткового возраста – это 11-17 лет, то есть практически полностью совпадают с периодом получения среднего образования в школе. Д.Б. Эльконин подростковый возраст разделяет на два периода – средний и старший. В среднем подростковом возрасте (от 11 до 15 лет) в качестве ведущей деятельности выступает общение в системе общественных отношений и общественно полезной деятельности. В старшем подростковом возрасте (период ранней юности) (15-17 лет) в качестве ведущей деятельности выступает учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у подростков формируются познавательные предпочтения, жизненные планы и формируются нравственные идеалы.
Особенное положение данного возраста отражается также в его названиях – это возраст «критический», «переломный», а также «трудный». В данном возрасте фиксируется значимость происходящих в данном периоде процессов развития, которые теснейшим образом связаны с двумя жизненными этапами детством и отрочеством. Переход от детства к взрослости может рассматриваться как основное содержание и специфические отличие всех сторон развития в данном возрастном периоде – нравственном, умственном, социальном, а также физическом. В рамках данных направлений осуществляется формирование качественно новых образований личности – формируются элементы взрослости как результаты перестройки отношения со сверстниками, взрослыми, а также способам социального взаимодействия [12, c. 14].
Возраст с 14 до 18 лет, именуемый специалистами "пубертатным" (от лат. pubertas - половая зрелость), признан наиболее важной и сложной критической фазой, сопровождающейся половым и психическим созреванием. Глубокая биологическая перестройка, претерпеваемая организмом в этот период, сопровождается бурным психическим повзрослением. Ведущая роль в указанной перестройке принадлежит нервной системе. Процесс психического созревания может протекать более спокойно или бурно, критически, в зависимости от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания в детстве, тяжелые условия жизни и воспитания ребенка, психические травмы и пр.).
В подростковом возрасте наблюдается более значительный рост костей скелета по сравнению с ростом мышц. Окостенение позвоночника, закрытие зон роста костей конечностей, грудной клетки, таза еще далеки от завершения, и поэтому опорно-двигательный аппарат подростка представляет собой легко деформируемую и достаточно податливую систему. В этом возрасте связочный аппарат гораздо более эластичен, нежели у взрослых, и еще недостаточно прочен.
В юношеском и подростковом возрасте происходит также значительное увеличение объема сердца, улучшение показателей внешнего и внутреннего дыхания, снижение энергозатрат при выполнении физической работы. В этом возрасте особое внимание уделяется гармоничному развитию всех мышц. В подростковом возрасте характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения [11, c. 182].
Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении.
Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.
Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.
Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение.
В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития [3, c. 156].
В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.
Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Это приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания подростки трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.
Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. Активно осваиваются мнемонические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности учеников.
Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.
На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.
Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.
Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане [7, c. 140].
Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я- концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований определяют особенности творческого процесса - его направленность, эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка.
Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка. Противоречиям, могущим возникнуть в процессе становления «Я-концепции» подростка, свойственно негативно влиять на развитие творческих способностей путём снижения самооценки подростка и уверенности в своих силах и возможностях.
Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно - личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат [3, c. 157].
Глава 2. Особенности самовоспитания как фактора развития подростка2.1 Проблема самовоспитания подросткаОдно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом, - это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12-13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.
Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.
Подросток стремится посредством самовоспитания:
- устранить недостатки в собственном поведении;
- сформировать положительные качества, дающие ему право считаться сильным, умелым, самостоятельным [15, c. 172].
Младшие подростки не умеют видеть себя со стороны и управлять своим поведением. Особой потребности в самовоспитании еще нет.
Младший подросток может заниматься самовоспитанием, если он будет видеть свои результаты в ближайшее время. А для старшего подростка владение собой уже является самой значимой целью.
Оценивая свои возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания.
centercenter00Но выбор идеала, потребность в самовоспитании зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как требовательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчивость. А если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или самоуверенность, некритичность и др.
Обычно подросток обращает внимание на свои недостатки, испытывает желание их устранить. Особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового периода. У некоторых даже возрастает недовольство собой. При этом часть подростков начинает сомневаться в возможности самовоспитания.
Сомнения возникают в связи с неумением самостоятельно разобраться в прочитанных научно-популярных книгах. Учитель должен помочь подростку в решении этого противоречия.
Если подросток поверит в возможности самовоспитания, он начнет заниматься. Но нередко другое противоречие — между потребностью в самовоспитании и неумением его правильно реализовать — порождает наивные и чудаковатые формы самовоспитания подростка [14, c. 261].
В целом подростки уже правильно видят цели самовоспитания. Они активно включаются в тренировку волевого регулирования поведения, пробуют себя в поступках, требующих такого рода регулирования, уделяют большое внимание и воспитанию у себя нравственных качеств. И тем большие усилия прикладывают, чем в большей мере импонирует им нравственный облик человека, ставшего объектом подражания. Не забывают и о наращивании интеллектуального потенциала.
Через самовоспитание подросток готовит себя и к настоящему, и к будущему в жизни.
Обычно мотивами самовоспитания подростков могут быть:
равнение на героев кинофильмов, являющихся воплощением мужественности/женственности;
доказательство собственных возможностей;
желание быть принятым и признанным товарищами;
желание иметь успех во взаимоотношениях с представителями другого пола [5, c. 133].
Ситуация. Трудности словно кольцом окружают подростка, и это связано с необходимостью для него решать одновременно разные задачи: семейные (не доводить отношения с родителями до крайности), учебные (хотя учиться и не хочется, но приходится ходить в школу), общения со сверстниками (обрести друзей и самоутвердиться), саморазвития (преодолеть лень, депрессию и много других недостатков и найти в себе силы любить себя и других, строить планы на будущее).
Воспитывать себя должен сам, и подростки начинают это понимать.
На какой стадии личностного развития подросток начинает понимать необходимость самовоспитания?
Решение. Необходимость самовоспитания начинается после включения его в процесс самопознания, которое становится реально возможным на определенном уровне развития самосознания подростка.
Самосознание и побуждает подростка познать особенности своей личности.
Неудовлетворенность собой, переживание внутренней дисгармонии, связанной с взрослением и необходимостью приспособиться к обществу, заставляют подростка начать работу по самоизменению, включиться в самовоспитание.
Стать сильнее, красивее, лучше хотят все, но способы для самовоспитания, которые выбирает подросток, часто непродуманны. Он еще не знает, что и как нужно делать, чтобы добиться желаемого результата. А некоторые подростки просто не верят в возможность самовоспитания.
Ситуация. Леня (14 лет) думает, что с завтрашнего дня начнет выполнять все задания, а завтра думает — что послезавтра... Ему стыдно перед собой! «Ведь хочу, — говорит он, — а не получается! Неужели нет воли?»
Лене вторит Коля: «Когда берешься за что-нибудь, все трудно выполнить, довести до конца». В любой обстановке трудно следовать собственным решениям, если никто не будет контролировать со стороны. Всегда что-то мешает.
Сделайте психологический анализ этих ситуаций.Решение. Рациональные решения, которые принимает подросток, могут противоречить его желаниям. Он часто не может совладать со своими желаниями, и они побеждают. Намеченное остается благим пожеланием. Часто наблюдается не безделье как таковое, а отсутствие четко поставленной цели и плана ее реализации.
План выполнения должен быть включен в четкий распорядок дня с предусмотренными средствами контроля [15, c. 174].
2.2 Методы и приемы самовоспитания подросткаПод методами самовоспитания следует понимать способы воздействия на самого себя, направленные на самоизменение.
Один из способов самопознания, а вследствие и самовоспитания является ведение дневника, куда можно записывать все свои достоинства и недостатки, после анализировать. В основном дневник используют в юношеском возрасте, но не будет лишним использование дневника и старшими поколениями. Ведь человеку присуще делать ошибки в любом возрасте. Анализ своих дел, поступков, мыслей, поможет принять правильное решение в той или иной ситуации. Эта программа на наш взгляд является девизом по жизни, как для младшего, так и для старшего поколения.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Самоубеждение – один из основных методов самовоспитания. У человека иногда бывает моменты внутренних колебаний в отношении того, и по какому пути идти и как лучше себя вести. Имеет место и борьба мотивов, борьба между должным и соблазном удовольствий. Путем самоубеждения можно перестроить самосознание, отношение, поведение, преодолеть страх.
Самоприказ: «Сказано-сделано!» Этому правилу нужно следовать ежедневно. Психологи утверждают, что стоит научиться приказывать самому себе, и вырабатывается прочная привычка быстро, даже с удовольствием выполнять свои собственные команды. Учите детей давать себе короткое внутреннее распоряжение («разговаривай спокойно», «не бойся», «следи за своим внешним видом»).
Самоконтроль. Старайся всегда следить за самим собой, своими поступками и действиями, когда остаешься один. Постоянно подводи итоги прожитого дня. Для этого лучше перед сном (пусть это станет привычкой) придирчиво просмотри свой план и проверь: что успел выполнить, а что нет. Проанализируй причины неудач и постарайся преодолеть их. Надо учить себя самопринуждению. Педагоги должны говорить детям: «Я тебя понимаю, что не хочется тебе делать, но есть слово «надо», заставь себя преодолеть лень».
Самоодобрение. Иногда очень полезно самому себе подсказать: «Я должен сделать это, я смогу». Знай, что безнадежных ситуаций не бывает, будь оптимистом! Даже в случаях незначительных успехов хвали себя, мысленно говоря: «Молодец, здорово получилось». А в случае неудачи говори: «Плохо, надо исправиться».
Самокритика. Внимательно всматривайся сам в себя, отмечай свои достоинства и недостатки. Первое – для совершенствования, второе – для устранения. Самокритично относись к своим слабостям или плохим привычкам, старайся их преодолеть. Одновременно умей радоваться своим положительным качествам, совершенствуя и приумножая их. Приводим в пример слова Ушинского: «Если тебя критикует один человек, то задумайся. Если два – то проанализируй. Если три – то переделывай себя».
Самовнушение. Внушить что-то себе – значит поверить в это. Когда веришь, легче добиваешься поставленной цели.
Самоубеждение. Когда ты убеждаешь себя изжить какой - нибудь недостаток, нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее будет, когда ты несколько раз проговоришь вслух («Нехорошо давать слово и не держать его», «Надо стараться всегда держать свое слово» и т.д.) Мы нередко осуждаем себя за какой-то проступок, но осуждаем себя мысленно. И мысленно довольно легко находим ему оправдание, прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее.
Самообязательство. С юных лет надо учиться быть верным слову. Помни об этом и старайся всегда выполнять все свои обещания. Пусть даже незначительные. Прежде, чем пообещать, подумай, сможешь ли ты выполнить его. В противном случае легко прослыть обманщиком.
Все вышеперечисленные методы взаимосвязаны между собой. Совокупное их использование приведет к достижению наибольшего результата [13, c. 1306-1307].
Подростку в его физическом самовоспитании лучше всего помогут, конечно же, физкультура и спорт. Особенно полезны для детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные физические упражнения, мультиспорт, способствующие разностороннему и гармоничному физическому развитию организма. В этих упражнениях хорошо развиты и волевые качества личности. Регулярные занятия физкультурой и спортом не обязательно должны преследовать цель установления обязательных рекордов. Главное, чтобы они приносили ребенку радость, улучшали его здоровье и самочувствие. Определенные качества воли, которые развиваются в физической деятельности и не всегда проявляются в интеллектуальной и других видах деятельности, не обеспечивают автоматически волю в нравственной сфере жизни. Существует следующее правило: волевые качества человека следует развивать прежде всего в тех сферах деятельности, с которыми они непосредственно связаны и в которых они будут проявляться на практике. Как правило, заинтересованное, доброжелательное и активное участие взрослого в самовоспитании подростка помогает ему поверить в свои силы для преодоления кризисных явлений и комплексов, характерных для этого возраста.
Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. (Фрэнсис Бэкон). Исходя из слов английского философа Ф.Бекона можно сделать вывод о том, что чем раньше ребенку начнешь прививать навыки самовоспитания, тем лучше. То есть ребенка с детства нужно приучать к хорошим привычкам. Основной фундамент самовоспитания закладывается с детства. И уже в школьном возрасте ребенок будет еще больше накапливать эти навыки.
Самовоспитание, основанное на знании, как работать над собой, может быть чрезвычайно эффективным в любом возрасте, но при условии, если оно ведется систематически, без каких- либо отступлений от намеченной программы и плана [8, c. 15].
Учитывая важность самовоспитания в развитии и формировании подростков, следует активно заниматься его организацией. Перед педагогом стоят следующие задачи:
- стимулировать у воспитанников интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность;
- вооружить детей системой знаний по вопросам самовоспитания, познакомить с методами и приемами самовоспитания;
- сформировать те качества воспитанника, от которых зависит его будущее (трудолюбие, воля, увлеченность, самоконтроль и др.).
Всю работу по организации самовоспитания у подростков можно осуществлять в 3 этапа.
Первый этап – научить подростка самоанализу уровня развития своей личности, составить перечень тех качеств личности, которые надо в себе развить и укрепить, и те, которые необходимо преодолеть. Для этого в начале учебного года проводится анкетирование, состоящее из 4 вопросов:
1. За что тебя ценят окружающие, какие положительные качества они в тебе отмечают?
2. Какие положительные качества ты хотел бы у себя выработать?
3. Какие недостатки доставляют тебе неприятности?
4. Как ты стараешься преодолеть свои недостатки?
Второй этап – оказать помощь в разработке программы самовоспитания. Она включает следующие положения:
1. Определи цель, смысл, девиз своей жизни. Что ты любишь в людях и что ненавидишь.
2. Познай самого себя (твои достоинства и недостатки, интересы и увлечения, отношение к труду, к учебе, к людям).
3. Определи программу воспитания (каким ты должен стать):
1. - требования к тебе учителей и воспитателей,
2. - требования к тебе товарищей,
3. - требование к себе с позиции идеала и объективной самооценки.
4. Создай свой образ жизни (соблюдение режима дня, бережное отношение ко времени, гигиена труда и отдыха, забота о своем здоровье, правила жизни).
5. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества личности, знания, умения, навыки (тренировки; упражнения; самообязательства; задания себе на день, на неделю, на месяц). 6. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания (быть вежливым и внимательным к другим людям, приучить себя к хорошим манерам,Третий этап. Когда осознана необходимость самовоспитания, определены цели и задачи, составлена программа работы над собой, необходима организация упражнений для развития определенных качеств личности. Задача педагога – познакомить подростков со специальными приемами самовоспитания [9].
ЗаключениеТаким образом, самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя.
Подростковый период - это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец. Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер. Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитанием заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.
Самовоспитание — систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Список используемых источников1. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] -http://psychology.academic.ru/2188/самовоспитание (дата обращения: 25.06.2021).
2. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 c.
3. Богачкина, Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2018. - 233 c.
4. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, 2018. - 511 c.
5. Капралова, Н. И. Понимание процесса самовоспитания учащимися старших классов / Н.И. Капралов, Т.А. Макаренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 131–135.
6. Ковалев, С. М. Воспитание и самовоспитание / С.М. Ковалев. - Москва: Огни, 2020. - 288 c.
7. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
8. Мунарова, Р. У. Факторы, влияющие на самовоспитание школьников / Р. У. Мунарова, И. Р. Ёкубова, Э. А. Шабакаева // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 13-15.
9. Организация процесса самовоспитания у подростков. - http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=18818 (дата обращения: 25.06.2021).
10. Руденко, А.М. Педагогика: шпаргалки / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2017. - 190 c.
11. Сосновский, Б.А. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский. – М.: Юрайт, 2021. – 359 с.
12. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – М.: Юрайт, 2020. – 406 с.
13. Тошпулатова, Н. Х. Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков / Н. Х. Тошпулатова, А. С. Комилова // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1306-1308.
14. Шилова, М. И. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера подростков / М.И. Шилова. - М.: Флинта, 2020. - 411 c.
15. Яковлева, Н. Ф. Воспитание и самовоспитание характера детей и подростков / Н.Ф. Яковлева. - М.: Флинта, 2021. - 377 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!