это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3332643
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое общество за продолжительный период своего
существования и развития, которое насчитывает больше двух миллионов лет,
смогло накопить немалый багаж культурных ценностей. Без них
3
существование человека невозможно. Начиная от древних цивилизаций и
заканчивая современным миром, общество всегда стремилось к чему-то
новому, люди создавали и приумножали свою культурную жизнь.
Приобщение современного человека к искусству с детских лет необходимо
для всеобщего формирования эстетического и духовного воспитания.
Человек всегда, начиная с детского сада и школы и не заканчивая даже
будучи в зрелом обществе, непрерывно учился на протяжении всей жизни, и
это стало неотъемлемой частью развития современного общества.
Обогащение духовной жизни было одним из важнейших аспектов на
протяжении всей истории человечества. В современном мире эстетическое
воспитание детей важно и необходимо, его следует ставить на одно место с
другими дисциплинами. Творческое развитие ребенка должно формировать в
нем интерес к самовыражению через искусство. С ранних лет человек
должен понимать, как правильно выражать свои чувства и духовно
развиваться. Не зря, в современных учебных заведениях имеются предметы,
отвечающие за эстетическое воспитание. Даже вне этих учреждений ребенок
постоянно сталкивается с предметами искусства. Для родителя и педагога
главное - правильно направить интерес ребенка для формирования основ
художественной культуры. Необходимо расширять его кругозор и побудить
на создание и сохранение культуры. Именно этим и занимается такой аспект
как формирование основ художественной культуры. Подобное отношение
должно быть у общества на протяжении всей жизни.
Воспитание основ культуры должно формировать интерес к миру, к
эстетической стороне образование, устремлять ребенка к чему новому и
развивать его интерес.
В современном мире преобладают идеи демократизации и гуманизма,
веротерпимость и толерантность к другим. Необходимо с раннего возраста
учить детей признавать другие точки зрения и уважать мнение окружающий
его людей. Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое
новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и
4
в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими
поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не
передаются новому поколению по наследству – они формируются в ходе
усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой
культуры от одного поколения к другому немыслима история. И в этом
состоит актуальность темы данной работы.
Объектом контрольной работы является концепция культуры.
Предметом работы является совокупность представлений человека о
культуре.
Цель данной контрольной работы – обозначить проблему концепции
культуры с позиций исторического и теоретического аспектов.
Задачи контрольной работы следующие:
описать сущность культуры как феномена и концепции;
представить соотношение культуры и цивилизации;
проанализировать объект и субъект культуры общества.
Методы исследования: концептуальный, анализ литературных
источников.
При написании контрольной работы были использованы различные
источники литературы, учебные пособия по культурологии, монографии
таких авторов, как М.С.Каган, П.В. Алексеев, Гуревич, А.И. Кравченко, Л.А.
Скороход, А.И. Кондаков, классические произведения О.Шпенглера,
Й.Хейзинге, Г.Гегеля и т.д.
В работах классиков О.Г.Шпенглера мной была почерпнута теория
цикличности и жизненного цикла культур, стадий их развития, расцвета и
умирания с передачей ценностей другим вновь образованным культурам. В
философских работах Г. Гегеля можно узнать многое о развитии истории, ее
цели и смысле. Й.Хезинге рассматривает культуру как игру, которая в
результате человеческой деятельности создает культурные ценности и
изменяет человечество. В учебниках П.В.Алексеева, М.С.Кагана,
А.И.Кравченко четко и систематизированно выложена теория культуры, ее
5
структура, особенности, типология, классификация и функции. Особенности
развития современной культуры рассмотрены в статьях Л.А. Скорохода и
П.Г.Выжлецова.
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЕ И ЕЁ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие культуры
Культура не является единообразной для всех, у каждого народа,
общества и человека, могут быть свои ценности и представление. Культуру
нельзя сравнивать по таким критериям как: «развитые и не развитые» она не
может быть «идеальной и неидеальной». Культура как явление сама по себе
уникальна и складывается из множества факторов, которые влияют на её
развитие: климат, экология, ход исторических событий, коллективное
6
мышление и т.д. На основе этого развивается множество форм и типов
культуры 1 .
Культура с самого начала существует вместе с человеком. В ходе
эволюции человека и общества культура менялась и принимала новые
формы. С возникновением общества и цивилизаций формировались новые
виды культуры. И каждой из них была присуща уникальность местности и
географического положения, в которой она сформировалась, художественное
своеобразие того народа, который ее породил.
Многие исследователи и историки в сфере антропологии и
культурологии, в частности, Алексеев, основываясь на философских
трактовках, отмечают, что основным фактором развития культуры является
конфессиональный признак. Культура непосредственная часть верований, и
религии человеческого общества 2 .
Так же есть точка зрения, которая объясняет феномен культуры
натуралистическими и материалистическими объяснениями. Здесь культура
рассматривается как материально - преобразующая деятельность человека.
Этих взглядов придерживались Маркс и Энгельс. Желание и стремление
человека к преобразованию и материальным благом, - полагали они, - лежат
в основе культур как вида деятельности человека.
Существует утилитарная и прагматическая теория, согласно которой
человек в особой форме приспособляется к реальности его окружающей
среды и действительности.
Некоторые, как Хейзинге, рассматривают культуру как форму игры для
человека 3 .
1 Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. - 47 c.
2 Там же, с. 115
3 Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В.
Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. —
416 с.// http://mymap-life.ru/wp-content/uploads/2013/09/Йохан-Хёйзинга–Человек-играющий.pdf
7
Таким образом, множество подходов к изучению дают нам общее
представление о культуре, её многогранности и различных способов ее
понимания.
В современном мире культуру понимают как особую форму бытия.
Культура как феномен сложна для восприятия, каждый может трактовать и
понимать её по своему, также с каждый определенным периодом времени и
каждым новым исследованием культуру будут воспринимать по-новому, а
количество терминов для её определения будет только расти. В рамках
культуры человек познает себя как мыслящее существо, способное
размышлять на эстетические и этические темы.
Термин «культура» использовался ещё в Древней Греции. Его
использовали в нескольких значениях: уход, обработка, возделывание,
улучшение, воспитание. Этот термин можно встретить в работе римского
деятеля и писателя Марка Порция Катона, который использовал его, чтобы
написать трактат «О земледелии» - об агрикультуре», который рассказывает
об обработке земли и уходе за ней. Таким образом, постепенно обозначение
понятия культуры начало применяться в отношение искусственно созданных
вещей человека, того, что не имеет природного характера, но сделано руками
человека.
Во второй половине XVII века в трудах немецкого ученого С.
Пуфендорфа термин «культура» можно встретить использовался для
определения результатов общественной деятельности человека.
С 40–х годов ХХ века культура начала выделяться в самостоятельную
сферу изучения из философских наук. Ее основателем стал американский
антрополог Лесли Элвин Уайт, автор университетского курса культурологии.
Первым, кто сформулировал наиболее полное определение понятию
культуры, был английский историк Эдуард Бернетт Тейлор. Он определял
культуру следующим образом: «С идеальной точки зрения на культуру
можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем
высшей организации отдельного человека и целого общества с целью
8
одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья
человека» 4 . Иными словами культуру можно определить как сущность
человека, его отношения к окружающему миру и самому себе. В целом
культура – это результат общественной жизни.
Культура включает в себя такие науки как археология, этнография,
история, социология, философия, искусствознание, антропология, этика и др.
Культура это и достижение человека в производственном труде и духовной
жизни, также просвещенность, уровень знаний в разных областях,
воспитанность, знание этики; и одновременно это культивирование
(обработка и возделывание растений); определенный уровень развития
общества в определенную эпоху. С исследовании Багносской указано, что
«культура – результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной,
духовной) деятельности людей за время их существование на планете
Земля» 5 .
Советский историк Л.Е. Кертман выделил три основных подхода в
определение культуры: антропологический, социологический, философский.
Суть антропологического подхода является в понимание ценности
каждого народа, признание множество культур, которые обладают своим
определенным развитием. А так же в принятие того, что каждая культура
является уникальной и неповторимой.
Антропологический подход стал активно изучаться историками с
середины XX века. Он изучает адаптацию человека к окружающему миру,
его взаимодействие с культурой, активное становление личностного начала в
детском и юношеском возрасте), проявление его творческого потенциала, и
активизации творческого начала. В рамках антропологического подхода
выделены две школы: психологическая, изучающая закономерности
поведения человека (Фрейд, Фромм, Хорни, Юнг и др.), этнологическая,
4 Тейлор Э. Первобытная культура/ Э.Тейлор. – М., 2016. – 36 с.
5 Культурология: Учебник/ Н.М.Багновская.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско –
торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 420 с.
9
изучающая личность, её импульсы, начала всех активных проявлений,
сознание и природу поступков человека (Мид «Культура и мир детства», Дж.
Т Б. Уайтиг «Психокультурный анализ») 6 .
Социологический подход заключается в понимании специфических
признаков культуры. Культура представляется собой как организованная
жизнь, направленное в одно русло, а не состоящая в хаотичном порядке.
Общая культура организует человека и общества. В рамках
социологического подхода культуру можно рассматривать как фактор
организации и образования жизни, общества людей 7 .
Социологический подход изучает жизнь различных социальных групп
(сословия, этносы, нации и т.д.), каждая из которых имеет свои черты
характера и отличается ценностными предпочтениями, интересами,
взглядами на мир, образом жизни и даже религией. Чтобы понять жизнь и
функции этих групп, ученые проводят социальный анализ.
Самый специфический подход - философский – в поиске наиболее
подходящего понятия культуры, не ограничен какими-либо рамками
определения. Философский подход предлагает понять сущность явления
культуры. Есть множество трактовок, самая распространенная из которых:
«культура – это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком.
Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности
человека» 8 . Философский подход делает анализ жизни человека и общества
полным, устанавливая закономерности между явлениями, процессами и
характеристиками основ культуры.
Все вышеуказанные походы придают картине системы культуры
целостность, полноту, осмысленность.
6 Выжлецов, П.Г. Основные положения культурного эволюционизма Л. Уайта./ П.Г.Выжлецов. -
2014. – 73 с.
7 Культурология: учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И. Ган. –
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 92 с.
8 . Культурология: Учебник/ Н.М.Багновская.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско –
торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 213 с.
10
1.2. Культура как система
Практически любой исследователь предлагает нам представить
культуру как сверхсложное целостное единство. При анализе культурных
достижений человека, артефактов, ценностей, объединив антропологический,
социальный и философский подходы, культура нам кажется осмысленной и
разумной системой, отражающей нашу историю и поиск человеком для себя
места в ней. Другими словами, необходимо рассматривать феномен культуры
как единую систему, чтобы понять ее и осмыслить ее значение. Но так же
важно понимать, что хоть культура - это система, ей не свойственно четкая
внутренняя организация и последовательность, границы её не определены
какими – то четкими рамками. Культура рассматривается как живой
организм, которая работает в одном направлении, он упорядочивает жизнь
общества, уравновешивая части и исключая хаотичное состояние мира 9 .
Любое общество, которое на протяжении всего своего существование
шло в определенном порядке в виде прогресса или спирали, подчиняется
определенной структуре развития. В этих рамках культура является
цементирующим фактором прогресса, роста и развития человечества.
Особенность культуры заключается в том, что она в своем развитии
имеет целеполагание, ее цель – это развитие человека и человеческого
общества. Культура – одновременно причина и результат развития
человеческого вида, так как создается в процессе деятельности человека.
Дальнейшее развитие человечества зависит от культуры. Материальная
культура предполагает объектноориентированное пространство вещей и
благ, духовная культура связана с царством идей и ценностей.
Форма материальной культуры - это труд человека, в ходе которого
были придуманы и созданы орудия труда для облегчения повседневной
жизни человека. Человек осознает труд как благо для себя, так как от него он
9 Кравченко А.И. Культурология./ А.И.Кравченко. - М., 2017. – 51 с
11
видит положительные результаты и может ими воспользоваться. Этим
человек существенно отличается от животных 10 .
Животные в ходе своего существования, обеспечивая собственное
выживание, в отличие от человека, не создавали свою культурную среду, так
как у них нет осознанности своих действий. Животные руководствуются
инстинктами, тогда как человек в ходе эволюции преобразовывал внешнюю
среду под свои потребности, и с успехом продолжает это осуществлять.
Постепенно природная среда заменялась искусственно созданной самим
человеком. А в самом индивиде человеке сформировалась потребность в
социокультурной среде, а не только в среде безопасной. Развитие
потребностей и с преобразованием внешней среды в человеке обусловило
определенные внутренние изменения.
Формируясь, развиваясь, человек становится постоянным носителем
культурно – исторической активности, в нем активизируются культурные
характеристики, и он начинает себя относить к определенному типу
культуры: западной, восточной, национальной, в зависимости от того места,
где он живет и к какой нации принадлежит.
Культура в качестве системы представляет собой мир ценностей.
Человек стремится наделить какие-либо предметы своей собственной,
понятной ему системой ценностей. Создается предметный мир наподобие
природных объектов, но все ещё отличающийся от них. Те ценности имеют
значение как выражение сущности и смысла человеческой личности. В
сознании человека формируется определенный мир предметных и духовных
объектов, они могут выражаться виде материального, духовного и
художественного проявления: наскальной живописи, религиозного обряда,
кухонной утвари. Все это становится частью жизни человека,
соответственно, частью его культурной среды.
Сам по себе предметный мир можно понимать двояко. С одной
стороны, он удовлетворяет потребности (первичные: сон, голод,
10 Кравченко А.И. Культурология./ А.И.Кравченко. - М., 2017. –86 с
12
безопасность и т.д.; вторичные: общение, дружба, любовь, саморазвитие,
духовная жизнь, самореализация и т.д.). А с другой стороны, предметы или
вещи, имеющие ценность - это возможность передачи социального опыта из
поколения в поколение вместе со знаниями, навыками, умениями, идеалами,
ценностями, - всем тем, что было накоплено в историческом опыте
человечеством. Таким образом, можно сказать, что с каждым поколением
мир предметов совершенствуются человеком, передается из одного
поколение в другое, приумножаясь в своих достижениях 11 .
Одним из механизмов достижения более совершенного предметного
мира является – мотивация. Мотивация, цель – это побудительные элементы,
которые помогают человеку и обществу самоорганизовываться и достигать
поставленной цели 12 .
Человек стремиться создать и усовершенствовать свою систему
ценностей, придать ей значимость и впоследствии передать её следующему
поколению. Весь этот мир ценностей, регулируют не только жизнь человека,
но и так же создают определенный тип поведения и отношения к
окружающему миру. Все это и формирует различные виды культуры.
Типология и классификация культур представлена ниже на рис. 1
11 Кравченко А.И. Культурология./ А.И.Кравченко. - М., 2017. – 101 с
12 Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций./ И.В.Кондаков. - 2013. -
216 с.
Типы культуры
Народная
Массовая
Элитарная
Материальная
Духовная
В зависимости от сословия:
сельская, городская,
профессиональная
13
Рисунок 1. Классификация культуры
Таким образом, исследователи разделяют культуру в зависимости от
способа деятельности на следующие виды:
- материальная культура – культура материального
происхождения, физическая культура, совокупность вещественных
предметов, созданных руками человека, предметы искусства и быта, навыки,
технологии и умения, знания теоретического и практического опыта и т.д.
Среда обитания человека и его предметный мир – это и есть результат
развития материальной культуры;
- духовная культура – это деятельность связная с мышлением,
интеллектом, эмоциями, чувствами, ценностями, религиозностью и т.д. Все
то, что нельзя передать в материальном плане. Например, нравственные
качества, формы морали, этики, эстетики и права, а так же, различные
системы взглядов на мировоззрение, религию, философию и искусство,
формы индивидуального и общественного мнения и сознания.
Между этими различными видами культуры есть своя связь: материя не
может без идеи и, наоборот, идея не имеет реализации без материального
воплощения. Материальная культура зависит от духовной, так и духовная
зависит от материальной. До нас дошли различные материальные артефакты
и вещи, свидетельствующие о духовной жизни прошлых поколений. Сам
философский вопрос и является в том, что первично: материя или духовное?
Пока на него никто в полной мере не ответил 13 .
Далее, культура подразделяется по видам носителей, на виды:
- мировую, что является синтезом достижения всех национальных
культур населяющих планету и значимых для абсолютного большинства;
13 Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций./ И.В.Кондаков. - 2013. -
219 с.
14
- национальную как синтез социальных слоев общества одного
народа 14 .
Русский ученый XX в. Н.О. Лосский говорил о том, что национальная
культура приобретает известность только тогда, когда она становиться
значимой для всего человечества. Часть ценностей рациональной западной
культуры перенимается восточными национальными культурами, часть
восточных культурных ценностей так же становится популярной и на Западе
(искусство, буддизм, оздоровительные практики и т.д.). 15
К сословным видам культуры можно отнести сельскую, городскую,
молодежную, профессиональную, классовую, семейную, сословную и
отдельных личностей.
Культура может быть одновременно традиционной и
модернизированной. В истории можно выделять этапы культуры, её периоды
и эпохи. Например, античная эпоха и Возрождение. По сути, Возрождение –
это старый ценностный материал, переработанный и преобразованный в
новые формы. В эпоху Возрождения античная культура стала
востребованной и, соответственно, получила свою модернизацию, и стало
новым типом культуры.
Разделяют культуру так же и на следующие виды:
1. народную. Народную культуру называют любительской или
коллективной. У неё нет определенного автора, а её творения, как правило,
носят анонимный характер. К народной культуре относят мифы, легенды,
сказки, сказания, эпосы, танцы, промыслы и т.д.
2. элитарную. Элитарная культура создается привилегированной
частью общества или по заказу. Как правило, она создается
профессиональными творцами (писателями, музыкантами, художниками) и
отличается сложностью содержания. Носителями этой культуры являются
обеспеченные слои общества. Понимание такой культуры требует хотя бы
14 Культурология / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Изд-во, 2015, ст. 67.
15 Там же, ст. 569.
15
самой минимальной подготовки или определенных знаний в этой области. К
ней относят: классическую музыку или живопись, балет, опера и т.д.
3. массовую. Массовая культура максимально распространена в
широких кругах и не редко с коммерческой целью. Её произведение
создаются профессионалами, и они отличаются простотой форм и
стандартностью. Такая культура должна быть понятна всем, она рассчитана
на большие массы и общее человеческое восприятие. Каналами
распространения этой культуры являются СМИ, социальные сети, интернет.
Появившись в ХХ веке, массовая культура может быть национальной и
интернациональной. Моментально распространяясь, она проникает в
широкие слои общества, и в больше степени, чем другие, она влияет на
формирование набора первичных ценностей и стереотипов. Ценность её
незначительна, однако, она может регулировать общественное настроение,
так как у неё самая большая аудитория. К ней относят эстрадную музыку,
массовую литературу, кино, сериалы, рекламу и другие виды искусства и
развлечений 16 .
Как и у любой системы, у культуры есть свои основные функции,
перечислим их ниже. Функции культуры:
1. Человекотворческая, или гуманистическая – основная функция,
которая отвечает за формирование человека и его духовного мира.
2. Информационная – передача социального опыта. Функция,
отвечающая за передачу исторического опыта следующим поколениям.
3. Гносеологическая (познавательная) – накопление опыта и знаний,
с возможностью познать мир.
4. Регулятивная (нормативная) – дает установки, нормы и правила
поведение. Помогает придерживаться моральных правил.
5. Семиотическая (знаковая) – знаковая система, отвечающая за
понимание той или иной культуры. Например, язык, – который является.
16 Культурология: Учебник/ Н.М.Багновская.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско –
торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 77 с.
16
6. Ценностная – формирует мир ценностей человека и его
ценностные потребности 17 .
Культура развивается силами человека, не только природными
законами, она возникает в результате деятельности человека по созданию
чего – то нового, того, чего нет в природе. У каждого человека своя среда
обитания, которую он создает и, соответственно, собственная «шкала
ценностей», где он сам определяет свое место. Можно выделить ценности
разных уровней, которые занимают разное место в культурной жизни
человека. Исследователями предложено четыре таких уровня, на которых
располагаются разные культурные ценности:
- первый уровень - общечеловеческие (общезначимые) – ценности
жизни, семьи, любви, дружбы и т.д.;
- второй уровень – локально–групповой, к которому относятся
религиозно-конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и
т.д.); половозрастные ценности (молодежные, людей среднего возраста,
пожилого возраста, женщин и мужчин); этнические (отношение какому либо
народу, его культуре);
- третий уровень – сословный или социально–классовый, в рамках
которого сосуществуют интересы людей в зависимости от их социального
статуса или положения в обществе;
- четвертый уровень – индивидуально–личностный, включающий в
себя мир предметов, духовных ценностей и идей, соответствующих
интересам, отобранных из окружающей социокультурной среды 18 .
Данные ценности и их уровни придают культуре системообразующее
начало и упорядоченность жизнедеятельности человека.
Культура – это исторически развивающаяся система, и нужно
учитывать её исторический контекст. При этом она является единым и
17 Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций./ И.В.Кондаков. - 2013. -
288 с.
18 Культурология: Учебник/ Н.М.Багновская.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско –
торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 290 с.
17
непрерывным явлением, и будет развиваться, видоизменяясь, принимая
новые формы, всегда и независимо от исторического периода времени.
Каждая деятельность человека имеет ярко выраженное творческое
начало. Этот процесс ведет к созданию новых, более сложных по уровню
ценностей. Творчество – это воспроизводящий механизм по переработки
старого, с целью получения новых замыслов. Творчество не может
развиваться без свободы – то есть без реализации активности,
неограниченной какими-либо рамками. Этот процесс предполагает
свободный выбор «инструментов и средств» для осуществления
задуманного. Чем меньше творческая энергия обусловлена внешними
рамками (природными явлениями или историческими событиями), тем
полнее им насыщеннее она будет. Творчество и свобода - это основные
критерии для возникновения и развития культуры. Именно они способствуют
к изменению внутри культуры и развитию тенденций культурного
будущего 19 .
Каждая культура имеет свое начало, расцвет, кризис и упадок. Она
видоизменяется, принимает новые формы и достигает своих определенных
высот. Одна культура может сменить другую, или привести в забвение
другие виды культур. Например, мы изучаем мертвые культуры:
древнеегипетскую или шумерскую, понимая при этом, что их ценности
важны и современны для настоящего времени, соответственно, они не могут
быть утрачены и потеряны нами.
1.3. Цивилизация
В древнеримскую эпоху на основе понимания слова «культура»
зародилось понятие цивилизации как представления жизни в городском
19 Культурология: учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И. Ган.
– Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 192 с.
18
социуме, отличного от сельского, латифундиального. Городская культура
считалась выше и богаче деревенской.
Но современное понятие цивилизации сформировалось позднее, в
XVIII веке, когда французские философы–просветители связывали это
понятие с системным развитием культуры и отражением этого развития на
уровне общества.
Каждый исследователь, изучающий явление цивилизации и
использующий его в своих работах, так или иначе, дает ему свое значение.
Термин цивилизация в различных словарях сформулирован следующим
образом:
«Цивилизация – вообще общественная культура, достигшая высокой
степени развития, а так же общество, являющееся носителем такой культуры,
является цивилизованным» 20 .
«Цивилизация – это уровень общественного развития, материальной и
духовной культуры, достигнутой той или иной общественно –
экономической формацией» 21 .
«Цивилизация – уровень общественного развития, материальной и
духовной культуры» 22 .
«Цивилизация – синоним понятия культуры; совокупность
материальных и духовных достижений общества в его исторической
развитии, уровень общественного развития и материальной культуры,
достигнутой той или иной общественно – экономической формацией;
степень и характер развития культуры определенных эпох и народов. В более
узком смысле цивилизация обозначает только материальную культуру» 23 .
Надо не забывать, что трактовка определение, зависит ещё и от автора.
Оно отражает его взгляды на окружающую среду и его мироощущение. Но
20 Гуревич П.С. Культурология. XX век. Словарь / П.С.Гуревич. - СПб., 2002.– 42 с.
21 Там же, с. 57
22 Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. - 240 c.
23 Скороход Л.А. Подходы к определению понятия «культура»» «Молодой ученый №47 (181)
ноябрь» 2017 г.
19
все они тесно связаны по смыслу и практически в каждом фигурирует слова
«культура».
Культура и цивилизация тесно связаны между собой. Цивилизация
возникает на основе какой - либо культуры, развивает ее и не может отдельно
от неё существовать. Культура является фундаментом для любой
цивилизации.
Можно из всего этого сделать вывод, что «цивилизация» имеет три
основных значения:
1. Выступает в качестве синонима «культуре».
2. Показывает уровень общественного, культурного и
технологического развития.
3. Обозначает определенную эпоху в истории.
Но вместе с теорией о сближении «культуры» и «цивилизации» в XVIII
веке, в Германии, формировалась так же их противопоставление. Культура
представляется как сосредоточение духовных, моральных и эстетических
ценностей, в то время как цивилизация – это утилитарно-внешнее явление,
которое имеет вторичное значение для человека. В XIX веке немецкие
философы понимали цивилизацию как «деятельность, направленную на
улучшение социального устройства, а под культурой – усилия, сопряженные
с внутреннем усовершенствованием человеческой личности» 24 .
Такое же отношение появилось, примерно, в то же время и в русской
философии. В XIX веке русский социолог Н.Я.Данилевский сформулировал
теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой
обосновал идею о существовании так называемых культурно-исторических
типов (цивилизаций), то есть основных фаз развития мировой культуры,
которые имеют замкнутый характер и тесно взаимодействуют между собой 25
.
24 Культурология: Учебник/ Н.М.Багновская.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско –
торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 117 с.
25 Кравченко А.И. Культурология./ А.И.Кравченко. - М., 2016. – 132 с.
20
В конце XIX века существовал взгляд на цивилизацию как третий
уровень цепочке «дикость – варварства – цивилизация», что говорит о том,
что ученые того времени приравнивали цивилизацию к таким понятиям как
«воспитанный», «образованный», «культурный» и т.д. Для них последние
звено было завершающим этапом в цепочке. О. Шпенглер считал, что
«цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа
культуры, выражающую её омертвление, вытеснение одухотворенности
прозаическими материально-техническими интересами» 26 . Это
представление цивилизации дает взгляд на нее не как «соседку» культуры
(которая представляет собой материальную и духовную жизнь), а как
завершающий этап, который заключен техническими интересами, и
совершенно не совместим с культурной жизнью. Это по большей части
отражает мнение Западной Европы, которая в то время бурно развивалась, и
у людей менялось мнение и взгляд на повседневную жизнь.
История и социальное общество, демонстрирует множество культур.
На планете Земля есть разнообразие типов культур. Какие – то из них
похожи, друг на друга, другие не имеют подобие и являются уникальными по
своей природе. Например, европейские цивилизации, в какой то степени
имеет общие культурные черты, но в то же время они сильно отличаются от
азиатских цивилизаций. Это обуславливается в какой-то степени, то, что два
мира развивались отдельно друг от друга, но все же страны внутри этих
миров взаимодействовали между собой, и в то же время существовали
отдельно.
В XX веке эволюция понятия привела к тому, что «цивилизацию»
начинают понимать как род человеческий, который в отличие от культуры
существует непрерывно. В 1982 году Всемирная конференция по культурной
политики, приняла декларацию, где были прописаны понятия «культуры» и
«цивилизации» следующим образом. «Культура – это комплекс характерных
материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт
26 Там же, 134 с.
21
общества, включающих в себя не только различные искусства, но и образ
жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей,
традиций и верований; цивилизация означает качественный рубеж в истории
человечества и понимается как её определенная стадия, на которой
формируется присущей ей социально-культурны комплекс» 27 .
Из этого можно сделать вывод, что цивилизация и культура это
понятие которые взаимосвязаны и дополняют друг друга, они не могут и не
должны существовать по отдельности, но в то же время эти понятия нельзя
воспринимать идентично. Можно определить цивилизацию как некую
культурную общность (сущность), в которой регионы, народы, этнические
группы, религиозные общины – обладают своей особенной культурой,
отражающей многообразие культурных форм, а культуру как своеобразие
деятельности, которая отличает один народ от другой и одновременно
создает всеобщие ценности для всех. Культура имеет множество форм, она
многозначна и многофункциональна и тесно взаимодействует с
цивилизацией.
27 Культурология: Учебник/ Н.М.Багновская.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско –
торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 211 с.
22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ
2.1 Человек как «субъект» культуры
Человек сознательно создает и познает культуру, создает свой
предметный мир и систему ценностей и, таким образом, он является
субъектом культуры. Личность человека – это источник познавательной
активности, индивид с познавательными способностями, то есть человек
23
выступает как фундамент для основания какой - либо культуры, именно его
мотивация и последующая деятельность создает первые признаки культуры.
Именно это отличает человека от животного. Если животное
руководствуется первичными инстинктами (животное будет пользоваться
благами природы, и природа будет оставаться в первичном состоянии), то
человек, используя блага природы, будет выстраиваться вокруг себя
благоприятную среду обитания. Мы упоминали об этом в предыдущей главе
и рассматривали зарождение и развитие культуры на примере истории.
Сначала человек только начал зарождаться и осознал себя индивидом. Одно
из первых, что он изменил в природе это – добыча пищи, так как голод – это
первичная потребность человека, требующая удовлетворения. И если
животное использует когти и зубы для добычи пищи, то человек по мере
своей эволюции, создал орудия труда, для того, чтобы облегчить себе
жизнь 28 .
Потребность в безопасности обусловила начало строительства
человеком себе жилья, в котором он мог бы укрыться от холода и опасностей
внешнего мира. Затем общество людей было разделено на социальные
классы и группы, причиной которого послужили разделение труда, упадок
родовой общины, появление и развитие языка и письменности, законов для
регулирования жизни, земледелие, переработка продуктов, всего того, что
мы зовем в настоящее время признаками цивилизации, без которой
современная жизнь и развитие человека просто немыслимы.
Тем самым на основе удовлетворения потребностей, облегчения жизни,
стремления к комфорту, жажде знаний и любопытства, создавая новый мир,
отличный от мира животных - природы, человек создает культуру, а значит,
выступает ее субъектом.
Понятие «субъект» сформулировано и изучено многими учеными.
Французский философ Р.Декарт определил понятие «субъект» как активное
начало, противопоставляя «субъекту» «объект» и используя оба понятия как
28 Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. - 173 c.
24
основу анализа познавательных операций. Немецкий философ И.Кант в
своих суждениях зашел немного дальше, раскрывая некоторые законы
внутренней структуры «субъекта» 29 .
Немецкий философ Г.Гегель продолжил эволюцию понятия «субъект»,
размышляя «о социально – исторической природе субъекта познания, его
неразрывной связи с культурой, в которую погружен индивид,
взаимозависимости и взаимообусловленности процессов познания и
культурного созидание. Субъект – это не «идеальная вещь», но прежде всего
практика» 30 .
Из вышесказанного можно сделать вывод, что субъект – это активный
элемент, который выступает как познавательный процесс, имеющий мотивы,
желание и способное совершать действия. Можно сказать, что в культуре
субъект – это человек, который может мыслить, быть наделенным
определенным смыслом и, соответственно, создать что-то совершенно новое,
используя свое творческое начало и активность. Как было сказано выше по
Канту и Декарту субъект - этот тот, кто может определить себя как индивида
и сказать о себе «я». Декарт писал: «Я мыслю, следовательно, существую» 31 .
В определении «субъекта» культуры имеются характеристики, которые
дают нам более полное понимание данного определения:
- сознательность – умение и способность осмыслить и понять
окружающую действительность, обдумать каждое свое действие и поступок;
- воспитанность, которую можно определить как набор норм
этикета, которые прививаются человеку с детства (один из критерий
«культурного человека»), а так же как уважительное отношение к чужому
труду, интересам и вкусам, навыку разбираться в своих желаниях,
возможностях и поступках, пониманию, куда могут привести те или иные
«шаги», планированию своей жизни и деятельности;
29 Кравченко А.И. Культурология./ А.И.Кравченко. - М., 2016. – 230 с.
30 Гегель Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3.Философия духа. – М.: Мысль, 2019. – 298 с.
31 Кравченко А.И. Культурология./ А.И.Кравченко. - М., 2016. – 231 с.
25
- креативность – это действие, направленное на поиск и
нахождение новых решений, способность создавать множество идей, решать
старые задачи новым, более продуктивным, использовать при этом
творческий потенциал. Креативность – один из важнейших элементов в
создании культуры, возникший как понятие в 60-е годы XX века,
отражающий свойства индивида создавать новые умения и формировать
новые навыки 32 .
Таким образом, еще с начала эволюции человек становится субъектом.
В своем развитии он способен осознавать себя тем, кто действует и меняет
свой мир, понимает собственную принадлежность к какой-либо культуре,
нации, народу, этносу, социальному классу и т.д. Все это приходит к
человеку с активным осмыслением себя и своей роли в становлении
культуры. А процесс принадлежности не может быть без изучения,
интеллектуальных раздумий, размышлений, анализа фактов и событий.
2.2. Критерии культурной деятельности
Культурная деятельность - это деятельность по созданию, освоению,
распространению и сохранению культурных ценностей. Она предполагает
множество форм, направлений, способов и технологий формирования
цивилизации, каждый раз новой и более совершенной.
Культурная деятельность имеет свои черты и критерии, она
символична, значима, коммуникативна и регламентирована. Рассмотрим ее
критерии более подробно ниже:
1. Символичность – имеющая скрытый смысл, наводящая на
ассоциации.
Шведский лингвист Фердинанд де Соссюр, живший в XIX-XX веке,
был одним из первых, кто попробовал дать определение «символичности» и
32 Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. - 176 c.
26
определить его смысл. Он представлял символичность культуры как некий
набор знаков и символов естественного языка, которым пользуется
культура 33 .
Примерно в это же время немецкий философ Эрнст Кассирер,
предпринял собственную попытку объяснить символичность культуры. Он
создал философию культуры, в центре которого есть символ, а культура в его
теории является продуктом символической деятельности. Кассирер
рассматривал культуру только с позиции семиотики (с точки зрения науки,
которая исследует только свойства знаков), символ, – как они полагал, - это
единственный инструмент в культурной деятельности 34 .
Значительный вклад в сферу понимания культуры сделал
американский антрополог XX века Лесли Уайт, который впервые ввел
термин «культурология» для обозначения науки о культуре. Человеку в этой
системе он отводил вторую роль, в то время как сама культура была более
значимой и представлялась в виде механизма для накопления, хранения и
передачи энергии общества. Он разделял культуру на технологическую,
социальную и идеологическую. Именно ему принадлежит термин
«символаты», которым он обозначал продукты символической деятельности
человека. Символы существуют самостоятельно сами по себе, но затем
приобретают смысл и становятся культурными элементами. Путем
культурного анализа возможно исследовать символические формы по
отношению к историческим процессам, в рамках которых эти формы
передаются, воспроизводятся и воспринимаются.
По мнению Л. Уайта «символ» должен быть понятен и доступен, иметь
физическую форму и значение. Человек знаком с такими понятиями, как
«поведение символического и несимволического характера», например,
когда он действует как живой организм, удовлетворяет физиологические
потребности (ест, спит, пьет, чихает и т.д.). Но кроме физиологических и
33 Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2017. - 179 c.
34 Кравченко А.И. Культурология./ А.И.Кравченко. - М., 2016. – 237 с.
27
первичных потребностей у человека имеются духовные потребности, тогда
он демонстрирует поведение символического характера, ведет любую
деятельность, которая имеет смысл. 35
Культурная цивилизация, по сути, состоит из символов, которые
формируют определенный тип культуры. Фердинад де Соссюр, Эрнст
Кассирер, Л. Уайт, в какой-то степени схожи в своих суждениях, когда
писали примерно одно и то же о том, что символичность – это набор знаков и
символов, с помощью которых культура может создаваться, передаваться,
воспроизводиться и пополняться новыми знаниями. Л. Уайт размышлял о
том, что «использование символов делает возможным непрерывное
сохранение культуры» 36 .
2. Смыслополагание (или значение) – любая деятельность,
направленная на осмысление.
Этот термин применяется к любой духовной деятельности человека и
общества людей – верованиям, религии, написанию философских сочинений
и трактатов, интеллектуальной деятельности, литературе и другим
памятникам искусства и видам деятельности. Все те действия, материальные
артефакты, изобретения, произведения художественной культуры, различные
памятники архитектуры, - все это было сделано в ходе формирования
материальной культуры. Они бы не были такими значимыми, если бы
человек не осмысливал бы свои действия, которые привели к таким
результатам. Материальный культурный объект, даже разрушенный или
переставший существовать, является нечто значимым для человека и
общества как символ прошлого или настоящего совершенного. Возможно,
именно материальную культурную базу можно считать предпосылкой
духовной деятельности человека и общества 37 .
35 Выжлецов, П.Г. Основные положения культурного эволюционизма Л. Уайта./ П.Г.Выжлецов. -
2014. – 176 с.
36 Там же, 179 с.
37 Смирнов А. Смыслополагание и инаковость культур./А.Смирнов// журнал «Интелрос», 2016, №
7, с. 23-35
28
Смыслопологание помогает человеку почувствовать, воспринимать,
осмысливать происходящее. Осмысление – это одна из важнейших
составляющих смыслополагания. Чаще всего осмысление происходит на
уровне инстинктов, когда человеку нужно быстро обдумать тот или иной
фактор, который влияет на происходящее в его жизни. Смыслополагание
помогает придать значение самым обычным вещам, даже если это
повседневная рутина. Кроме текущей событийной жизни есть более высокий
уровень смыслополагания, когда ум человека занимают вопросы о смысле
бытия. Какими бы банальными не были такие вопросы как «кто я? что и
зачем я сделал в этой жизни? каков мой путь и мое жизненное
предназначение?» - они актуальны и для современной реальности. Именно
такие вопросы и заставляют человека совершать что-то новое, творить,
вносить новые элементы культуры в жизнь 38 .
За осмысление отвечает разум, который помогает добыть новую
информацию в уже имеющийся багаж знаний. Осмысление – это то, что
помогает человеку самому решать и выбирать свою систему ценностей
жизни, то, что отличает нас от других, что позволяет нам думать
самостоятельно и не следовать слепо за чужой волей, помогает выбирать
культуру и религию, к которым хочет принадлежать человек. Осмысление
позволяет человеку услышать, воспринять и обрабатывать потоки
информации, понимать, для чего нужна культура, ее ценности, и почему так
важно сохранять её и передавать следующим поколениям. К примеру, одна
из категорий культуры - воспитание является важнейшим фактором развития
человека и общества. Человек должен осмыслить и понять, почему
воспитание так важно в жизни общества, почему нельзя оскорблять других и
нужно уважать чужое мнение и труд. Вместе с воспитанием во все времена
ценилось и образование, например философские трактаты древнегреческих и
древнеримских философов о политике, экономике, природе и т.д. Знания
38 Там же, с. 23-35
29
ученых – это также попытки осмыслить происходящие, воспринять,
переработать и понять информацию.
Смыслополагание – это, по сути, попытка понять смысл человеческой
жизни, его деятельность, которую он производит, его внутренний мир,
систему ценностей и предметный мир, всё то, что им создается в ходе
процесса жизнедеятельности, иными словами - смысл человеческого бытия 39
.
3. Коммуникативность – это способность, которая позволяет
передавать свои мысли, чувства и эмоции так, чтобы они были понятны
другим.
Культура зависит от человека также, как и человек зависит от
культуры – это две самых важных составляющих в развитии общества.
Человек может творить, создавать что-то новое, преобразовывать, тесно
взаимодействовать в этой цепочке, частью которой он является. Но культура
не может существовать долго, если она не передается от одного индивида к
другому индивиду в обществе. Выше в первой главе говорилось о различных
функциях культуры – это создавать новое, воспринимать старое, приобретать
навыки и умения, а впоследствии передавать следующему поколению.
Коммуникативность как раз отвечает за функцию «передавать» 40 .
Как бы человек не пытался создать или улучшить культуру, другие
должны знать о ней; лучший способ сохранить её – это передать другим.
Многие культуры были изучены современными историками и учеными,
лишь потому, что их обычаи дошли до наших дней и превратились в
традиции. Есть различные способы в рамках науки «археология» добывания
информации о прошлом – главный из этих способов – нахождение
вещественных источников, материальных памятников в виде архитектуры,
предметов быта, различных летописей и т.д. Однако, изучение истории
39 Смирнов А. Смыслополагание и инаковость культур./А.Смирнов// журнал «Интелрос», 2016, №
7, с. 23-35
40 Солонин Ю.Н. Культурология./ Ю.Н.Солонин, М.С.Каган. М., 2017. – 106 с.
30
культуры может протекать не только по находкам и артефактам, а по
сохранившимся обычаям, обрядам, верованиям, мифологии и фольклору,
которые передаются из поколения в поколения, и исследователь ищет
причину – почему именно таковы эти традиции, какие события или
особенности привели к этому. Этот способ помогает понять, какое
мировоззрение было присуще людям той или иной эпохи и культуры 41 .
Если отступить от такой глобальной функции, как передача
социального опыта и культуры следующим поколениям, чтобы сохранить
свою культуру, и посмотреть на более близкую ситуацию, в обществе
выработались такие способы взаимодействия, как коммуникации. Благодаря
им происходит распространение и передача культурных ценностей и идей
среди людей. Люди собираются группами, обмениваются опытом, своими
мыслями и взглядами. Вся деятельность происходит посредством общения,
которое является важной составляющей коммуникативности. Общение, как и
прямохождение и разум, отличает человека от животного. И хотя животные
также способны общаться, чтобы передать важную и необходимую
информацию для выживания всего стада и даже популяции (танец пчелы,
ультразвуки дельфинов), этот вид общения невербальный и происходит на
уровне инстинктов. Человек же в своем общении преследует более высокую
цель – духовное развитие.
Без общения невозможно возникновение и развитие любой древней
цивилизации. В обществе формируются сообщества людей, группы с
определенными целями с социальной иерархией внутри, различными
ценностями, символикой, мировоззрением, которая объединяла различных
людей одной судьбой и целью.
4. Регламентированность – это жесткая система правил, ограниченная
определенными установлениями, этическими принципами и культурными
нормами.
41 Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е. Иванов. - М.:
Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. - 186 c.
31
Критерий коммуникативности, который был разобран выше, отвечает
за передачу информации, так как культура не может существовать сама по
себе, она является информационным источником при наличии контакта как
минимум двух субъектов. «Культурный контакт - это предварительное
условие всякой культурной деятельности. Он должен состояться, иначе сама
культурная деятельность лишается всякого смысла». 42
За коммуникативной деятельностью всегда идет регламентированная,
которая определяет рамки и правила передачи информации. С помощью
этого критерия можно понять, в каких формах передается опыт
современникам и следующим поколениям.
Регламентированность определяет цели и задачи культурной
деятельности, учитывает национальные и культурные нормы, что помогает
выстроить коммуникативную цепочку собеседников, установить форму
общения, с помощью которой две стороны достигнут максимально
устойчивого канала для передачи информации. Подобное общение может
выстраиваться как субъектно-объектное (когда информация направлена
только в одну сторону), так и субъектно-субъектное (когда обе стороны
обмениваются опытом и знаниями).
Ю.Н. Солонин и М.С.Каган пишут, что «любое общество вырабатывает
те конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность, и вне
которой она неприемлема» 43 .
На протяжении истории, очевидно, каким образом взаимодействовали
между собой культуры, как происходило вливание одной культуры в другую,
каким образом и по какой причине начинался постепенный процесс
ассимиляции одних национальностей и народов другими. Рамки
регламентированности размывались и перестраивались под изменяющийся
событийный мир. Появлялись новые нормы этикета и правил поведения в
42 Солонин Ю.Н. Культурология./ Ю.Н.Солонин, М.С.Каган. М., 2017. – 87 с.
43. Солонин Ю.Н. Культурология./ Ю.Н.Солонин, М.С.Каган. М., 2017. – 89 с.
32
обществе. К примеру, в эпоху Петра I Великого путем применения грубой
силы размывались частично традиционные русские и появились новые
регламентированные отношения. Россия начала воспринимать и впитывать в
себя новую западную светскую культуру, устанавливать новые нормы
этикета.
Все это время по время ассимиляций, заимствований или наоборот,
культурных изоляций (в средневековых Японии и Китае) между людьми
происходило общение как цементирующий процесс связанных между собой
эпох, фактов одного событийного ряда. При этом путем контактов
преодолевался замкнутый характер деятельности обществ, формировались
новые коммуникации, площадки для обмена опытом и знаниями пусть не
всегда мирным путем. Постепенно в процессе общения формировались и
регламентированные рамками ценности.
5. Созидательность отвечает за изменение творческой реальности,
данная функция и характеристика человеческой деятельности направлена на
совершенствование мира, улучшение жизни, создание более комфортной
реальности.
Созидательность, направлена на улучшение уже существующих благ,
помогает расширить сознание, принести в жизнь человека новое качество,
комфорт, условия для развития духовной и материальной жизни.
Здесь ничего не стоит на месте. Если культура существует и
планируется просуществовать ещё очень долго, она будет в ходе своей
истории претерпевать изменения. Это неизбежный процесс, через который
проходит каждый тип и вид культуры. Если рассматривать в общих чертах
это явление, можно вывести такую небольшую закономерность, что каждая
цивилизация зарождается в своей начальной форме, претерпевает изменения
и идет на спад. О трех стадиях писали Данилевский, Освальд Шпенглер и
Карл Ясперс. Умирание и возрождение культур как механизм запускается
самим народом, который, по мнению Льва Гумилева, пассионарен или нет.
33
В созидательности деятельность человека направлена не сколько на
преобразование, сколько на постижение сущего, в религиозном смысле –
постижение Бога. Критерием смыслополагания, как уже говорилась выше,
является постижение своего внутреннего мира человеком, народом,
обществом. Человек, прежде чем прийти к улучшению, должен понять,
воспринять и осмыслить, для чего он это делает. Только после этого
наступает процесс созидание, раскрытие своего потенциала к улучшению
уже существующего мира. В этом смысле смыслополагание и
созидательность - два связанные между собой критерия.
Созидательность имеет свою цель, без цели человек не может
существовать. Если рассматривать на примере истории культуры, можно уже
с первых зачатков цивилизации это увидеть, что человек только начал
формироваться, благодаря творчеству, труду, общению. Он начал свой
культурный путь с примитивных орудий труда, приручения огня, рисования
наскальной живописи в пещерах, а пришел в настоящее время к шедеврам
науки и искусства.
Процесс созидания всегда предполагает изменение, которое не может
обойтись в какой–то степени без разрушения. Старое освобождает место
новому. Новое – это протест против традиций, а возрождение старого под
знаком новых качеств – это реставрация.
«Однако культурная деятельность принципиально отличается от
деструктивных актов: её первоочередный пафос направлен не на разрушение
и уничтожения существующего, а на утверждение нового – на созидание
иных культурных форм привлечение внимание к неизвестным ранее
возможностям человека и человеческого общества, открытие неведомых
прежде горизонтов» 44 .
Все вышеуказанные и рассмотренные выше критерии важны в
понимании деятельности культуры и цивилизации. Помимо них существует
44 Солонин Ю.Н. Культурология./ Ю.Н.Солонин, М.С.Каган. М., 2017. – 91 с.
34
ещё множество критериев, но эти пять можно считать основными, так как
они лучше всего помогают раскрыть сущность культурной деятельности. На
их примере, можно хорошо видеть как «работает культура», создает
ценности. Культура – это система, «неразрывная цепочка», в которой каждые
звенья (критерии) логически следуют друг за другом, четко отвечают за свои
действия.
2.3. Основные этапы развития представлений о культуре
Культура – это неразрывный исторический процесс, который начался с
каменного века, когда люди только начали идентифицировать себя как
существа разумные и отличные от животных, и продолжается по настоящее
время. В современном мире, перед тем как изучать художественную
культуру, следует изучить историю её возникновения и развития. За образец
можно взять основные этапы развития культуры, предложенные
европейскими культурологами: античность, средневековье, новое и
новейшее времена. Данные этапы соответствуют разделению самой истории
на эпохи.
Чтобы лучше понять это разделение, необходимо подробно
рассмотреть их:
1. Античность, или античные представления о культуре.
В широком смысле античность – это древность; в узком – это греко-
римский период в истории человечества. Ещё в первой главе упоминалось,
что понятие культуры появляется в период расцвета римской античности.
Слово «культура» тогда употреблялась в контексте «агрокультуры», это
слово обозначала «возделывание», «культивирование», «обработка» и
использовалась в трудах, рассказывающих об обработки земли.
Термин «культура» так же воспринимается как «культ» - поклонение,
почитание, почет, то есть рассматривается в религиозном смысле. Нужно
понимать, что человек с древних времен «окружил себя богами» и
35
религиозными верованиями. Только на задворках зарождения человечества
человек не мог объяснить многие явление природы, и старался придать им
религиозное значение, чтобы попытаться с высшими силами путем обрядов и
жертвоприношений. Человеку был необходим смысл происходящего,
объяснение того, что не подчиняется его воле. На этих первоначальных
этапах формирования культуры проявились критерии символичности и
смыслополагания культурной деятельности. Люди поклонялись языческим
богам путем отправления культов, проведения обрядов, праздников. С
развитием архитектуры началось строительство храмов – жилищ для богов и
«встречи верующих» с богом. Общество для хорошо урожая или для победы
на войне, преподносили своим богам дары и создали новые культурные
ценности 45 .
Тогда же в более широком смысле понятие культуры начало
приобретать новые характеристики. Человек культурный подразумевал
образованного, воспитанного и просвещенного человека. Греки-эллины
относились к развитой цивилизации и для своего развития создали систему
образования, в центре которой человек гармонично формировался и
развивался как личность. В молодом поколении взращивались ценностные
ориентиры и духовные ценности. У будущих граждан воспитывались
политическая воля, патриотизм в соответствии с нормами этики и законов,
физическое совершенство и культ тела, умение защитить свою честь в бою,
достичь определенных высот и получить за это «награду». Также у древнего
образованного грека в рамках аристократического воспитания развились
эстетические чувства прекрасного, чувства меры и справедливости. В это
время наблюдался расцвет античной демократии, в качестве политического
строя существовала республика, которая гарантировала своим гражданам
свободу и защиту. По мере развития республики и постепенного
превращения ее в империю, идеалы начали меняться. Возрастала социальная
45 Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е. Иванов. - М.:
Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. - 198 c.
36
нестабильность, и людей уже интересовал не «аристократический тип»
поведения, а способность быть невозмутимым и прожить свою жизнь
относительно спокойно. Впоследствии с возникновением социальных
противоречий, человеку нужно было менять свои ориентиры, чтобы выжить.
На пороге находились упадок Рима, расселение варваров по всей Западной
Европе и постепенное углубление человека в раннехристианскую
религиозность 46 .
2. Понимание культуры в Средневековье.
Средневековье (или средние века) - это период, следующий за
античностью, и предшествующий Новому времени. В хронологических
рамках его началом принято считать V век, после падения в 476 году
Римской империи, время его окончания считается конец XV века и начало
XVI века, когда происходили первые морские путешествия и географические
открытия.
Термин «средние века» или «средневековье» был введен в эпоху
Возрождения для обозначения периода после падения Римской Империи 47 .
Культура античного периода уничтожается под натиском варварских
племен, которые приносят свою примитивную культуру в Европу. Если
античное общество строилось на основе рабовладельческой силы, то в эпоху
средневековье государства распадаются на феодальные владения. Такое
разделение придает жизни отдельных общин замкнутый характер. Законы и
права, которые объединяли Римскую империю, уже не действуют,
единственное, что объединяет эти раздробленные земли – христианская
религия.
В этот период наблюдается более глубокое погружение людей в
религию, главным аспектом того времени является – жертва Спасителя
человечества – Иисуса Христа. В Европе на смену язычеству и политеизму
46 Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е. Иванов. - М.:
Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. - 200 c.
47 Солонин Ю.Н. Культурология./ Ю.Н.Солонин, М.С.Каган. М., 2017. – 187 с.
37
приходит эпоха монотеизма. Церковь становится центральным местом, она
занимается главенствующею позицию в человеческом обществе,
контролируя все аспекты общественной жизни: брак, экономику, политику,
быт людей, культуру.
Если в античные времена в центре стояли интересы общественной
жизни, человек стремился к признанию своих поступков, к славе и почету, то
наступает период времени, когда общество под контролем церкви стремится
к духовной, безгрешной жизни. Бог – основа мира, сверхъестественное сила,
которая лежит в основе всего происходящего, человек создан богом и должен
следовать его воле. Ничего в этом мире не происходит без божьего
повеления. Христианский мир наполнен знаками и символами, и человек
стремиться подмечать их на протяжении всей жизни. Учение и развития
человека происходит на основе христианского учения.
Земля – это земная жизнь, где человек рождается и живет. По
поступкам земным его судят после смерти. Для христианского человека мир
представляется в виде «небесной» и «подземной» видов жизней, куда он
попадает на основании своих поступков. По христианским верованиям в
каждом человеке живет душа, она бессмертна и человек не должен
совершать грехи, чтобы не запятнать её и получить возможность ее
бессмертия в царстве Божьем. Таким образом, католичество сумело создать
новую культурную систему, с которой общество вынуждено было
согласиться, так как именно фигура Иисуса Христа стала гарантом высшей
справедливости на Земле.
Человеку важно было жить безгреховной жизнью ми подчиняться
церкви. Главной книгой теперь является Библия, изучение которой стало
начальным этапом обучения практически во всех сферах. С детства ребенку
прививаются его учение, и книга становиться спутником человека. Влияние
книжной культуры дало толчок к интеллектуальному развитию общества.
Начитанность и грамотность становятся одними из главных критериев
культурного и образованного человека.
38
В эпоху средневековье возникает новый тип культурного человека. В
понимании христианского мира Бог создал мир, человека, наделил душу
человека бессмертием и чистотой, и только от него зависит, будет ли она
безгрешна. Его жизнь зависит от божьей воли. Новый тип личности
провозгласил новый вектор совершенствования духовного мира человека.
3. Осмысление культуры в Новое время.
В Новое время происходит постепенное переосмысление религиозных
представлений о жизни. Религиозные войны им костры инквизиций приводят
к тому, что среди истинно верующих появляются сначала еретики, в потом и
протестанты. В глубоком средневековье обыватель был неотрывно связан с
религией, и вся его жизнь состояла в традиционном подходе, то сейчас на
первый план выступает рационализм как способ мышления, нацеленного на
разум и познание. В жизни народа происходят изменения, и если жизнь
раньше опиралась на церковь, а её учение были регламентом для
большинства сфер, то теперь она отступает на второй план, происходит
осмысление реальности. Знания накапливаются, появляются новые науки:
археология, антропология, этнология и культурология, которые внесли
большой вклад в понимание культуры.
В этот период выделяются духовные лидеры: философ Иммануил Кант
(1744-1804) и писатель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). Кант разработал
идею о различии мира природы (зла) и мира свободы (культуры). По его
мнению мир природы представляется как мир зла, но зло побеждается
культурой – разумным началом человеческого общества. В рамках периода
романтизма конца XVIII века и начала XIX века эстетическое проявление –
это и есть высшая культура. Ученый Гердер в свою очередь развивает эту
теорию и дополняет суждениями о том, что человек – не животное, а
существо социальное, и он плохо приспособлен к миру природы. Главное
отличие человека от природы - это умение мыслить. Гердер выделял
следующие элементы культуры – язык, наука, ремесло, семья, искусство,
управление государством и религию. В его понимании при анализе культуры
39
необходимо учитывать как отдельные факторы и явления, так и различные
формы культуры, которые влияют на её развитие. Эти идеи позволили
выделить культуру как область отдельной науки 48 .
Немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) выдвигает свои
представления о культуре. Он пишет, что культура – это средство,
удовлетворение личных потребностей человека, и вся его деятельность
направлена именно на это. Частная жизнь человека разделана с помощью
абстракций: «Это раздробление содержания посредством абстракции создает
разделение труда. Привычка к этой абстракции в потреблении, в познании, в
знании и в неведении и составляет культуру в этой сфере, - вообще
формальную культуру» 49 .
Согласно Гегелю человек приобщается к духовной жизни, образуя его
основу. То есть панлогизм – теория, согласно которой всё существующее
предоставляет собой воплощение разума 50 .
С середины XIX в. возникает потребность в новом осмыслении
культуры.
Общество начинает развиваться быстрее, в Европе повсеместно
происходит промышленный переворот, который привел к начальной фазе
капитализма. Представление о культуре меняются, человек становится
другим, общество продолжает динамично развиваться.
В нашем лексиконе утвердились такие ворожения как «культурный
человек», «памятники культуры», «институты культуры» и т.д., все они
родом из одного понятия «культура». Как мы видим выше, это определение
нельзя описать одним словом и предложениям, для того, чтобы понимать
происхождение нужно изучить понятия, её основы, историю, именно тогда
откроется для человека смысл мира культуры.
48 Солонин Ю.Н. Культурология./ Ю.Н.Солонин, М.С.Каган. М., 2017. – 121 с.
49 Гегель Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3.Философия духа. – М.: Мысль, 2019. – с. 345.
50 Там же, с. 351.
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя текст предыдущих глав данной курсовой работы, можно
сделать вывод о том, что культура имеет множество определений.
Рассматривать ее однобоко нет смысла, она вполне системна и имеет ряд
особенностей как процесс, феномен и понятие. Культура имеет свою
структуру, в которой каждый элемент взаимосвязан с другими в рамках
определенного порядка.
В ней есть элементы, которые связывают людей, поддерживают их
идеалы и ценности, это как некий связующий фактор, который помогает
людям в обществе мирно существовать друг с другом.
Культуру нельзя воспринимать, как, что-то отдельно существующие от
человека, общества само являться её частью. Ученые, изучающие её, по-
разному подходят к ней. Кто-то воспринимает культуру как отдельный мир,
который не зависит от человека, а кто-то представляет её как «нечто»
зависящие от общества и развивающиеся на её основе.
История культуры началась вместе с рождением человечества, она
развивалась вместе с его успехами и неудачами. В каждой эпохе она
41
принимала свою форму, и имела свои ценности, которые бы отвечали
потребностям человека того времени. Культура могла разделяться, или
ассимилироваться, формировать новые типы культуры, впитывать в себя
новые черты или вовсе исчезать во времени. Она воспринималась по-разному
в разных периодах, изучалась с разных точек зрения и разными людьми.
Культура помогала народом понять друг друга, регламентируя их отношения.
И везде она была необходимой человеку.
Культура имеет свои функции, которые помогают ей существовать и
развиваться.
Культура слагается в своем целом из знаний, верований, искусства,
нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и
привычек, усвоенных человеком или членом общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. - М.:
Проспект, 2017. - 240 c.
Выжлецов, П.Г. Основные положения культурного эволюционизма Л. Уайта./
П.Г.Выжлецов. - 2014. – 376 с.
Гегель Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3.Философия духа. – М.:
Мысль, 2019. – С. 452 с.
Гуревич П.С. Культурология. XX век. Словарь. / П.С.Гуревич. - СПб., 2002. –
340 с.
Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е.
Иванов. - М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии,
2016. - 608 c.
Кравченко А.И. Культурология./ А.И.Кравченко. - М., 2016. – 423 с.
Культурология: Учебник/ Н.М.Багновская.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 420 с.
42
Культурология / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Изд-во, 2015, ст.
567.
Культурология: учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист.
наук, доц. О. И. Ган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 192 с.
Кондаков И.В. Культурология: история культуры России: Курс лекций./
И.В.Кондаков. - 2013. - 616 с.
Норин А. В. Философия абсурда Альбера Камю в свете теории этногенеза
Л.Н.Гумилева./ А. В. Норин. [Информационный ресурс]. -
https://www.gumilev-center.ru/filosofiya-absurda-albera-kamyu-v-svete-teorii-
ehtnogeneza-l-n-gumileva/
Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс./ Х.Ортега-и-Гассет. // https://www .
litmir.me/br/?b=81182&p=1
Скороход Л.А. Подходы к определению понятия «культура»» «Молодой
ученый №47 (181) ноябрь» 2017 г.
Смирнов А. Смыслополагание и инаковость культур./А.Смирнов// журнал
«Интелрос», 2016, № 7
Солонин Ю.Н. Культурология./ Ю.Н.Солонин, М.С.Каган. М., 2017. – 421 с.
Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. X 35 и
пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича.
СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 416 с.// http://mymap-life.ru/wp-
content/uploads/2013/09/Йохан-Хёйзинга–Человек-играющий.pdf
Шпенглер О. Закат Европы/ О.Шпенглер //https://www.litmir.me/br/b=10
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!