это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3335552
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc75462273 \h 2ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖЕДЕНИЯХ PAGEREF _Toc75462274 \h 51.1 Особенности социально-культурной деятельности с детьми и подростками в современных социально-экономических условиях PAGEREF _Toc75462275 \h 51.2 Культурная среда современных сельских местностей PAGEREF _Toc75462276 \h 11ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ PAGEREF _Toc75462277 \h 172.1 Анализ деятельности Красноярского сельского клуба по внедрению методов работы с детьми и подростками PAGEREF _Toc75462278 \h 172.2 Изучение качества деятельности Красноярского сельского клуба по реализации технологий работы с детьми и подростками PAGEREF _Toc75462279 \h 22ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc75462280 \h 29СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc75462281 \h 31ПРИЛОЖЕНИЕ PAGEREF _Toc75462282 \h 33
ВВЕДЕНИЕАктуальность работы. Человек не рождается личностью, он становится ею, будучи включенным в общество, будучи привязанным к духовным ценностям, моральным нормам и правилам, принятым в обществе. Формирование личности предполагает усвоение культурных ценностей и формирование устойчивой системы личностной гуманистической ориентации, определяющей поведение и деятельность человека.
Социализация подрастающего поколения особенно важна для общества. Именно в детском и подростковом возрасте формируется базовая структура личности и ее качественные характеристики существенно зависят от окружающей среды.
В связи с этим большое значение придается социально-культурной деятельности специалистов культурно-развлекательных учреждений, которая должна быть направлена на приобщение детей и подростков к богатой и разнообразной культуре не только для ее изучения, но и для образования и самосовершенствования.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-развлекательных учреждений является организация досуга детей и подростков. Это особенно важно в сельской местности, где дети часто предоставлены сами себе, а в крупных городах для них нет присущих возможностей, поэтому дети не могут делать то, что им нравится. Кроме того, отсутствие необходимого количества учреждений культуры и недостаточное внимание к организации досуга детей и подростков в сельских обществах способствуют развитию неинституциональных форм детского досуга.
Совершенствование деятельности клубных организаций по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. Его решения должны активно реализовываться по направлениям: совершенствование экономических механизмов, разработка концепции учреждений культуры в новых условиях, моделей и профессиональных методов работы сотрудников клуба, планирование и управление учреждениями досуга.
Объект работы – социально-культурная деятельность.
Предмет – технология организации детского досуга учреждениями культуры клубного типа в условиях сельского социума.
Цель работы – проанализировать, какую значимость несет в себе технология организации детского досуга учреждениями культуры клубного типа в условиях сельского социума в настоящее время. Исходя из цели работы, выделим главные задачи, которые стоит решить:
1. Рассмотреть особенности социально-культурной деятельности с детьми и подростками в современных социально-экономических условиях;
2. Раскрыть культурную среду современных сельских местностей;
3. Проанализировать деятельность Красноярского сельского клуба по внедрению методов работы с детьми и подростками;
4. Изучить качество деятельности Красноярского сельского клуба по реализации технологий работы с детьми и подростками.
При написании предоставленной работы были применены следующие методы:
1. абстрактные:
а) анализ для деления темы на небольшие части для их подробного изучения (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения разрозненных мнений в одно единое.
2. эмпирические:
а) сравнение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сопоставление для выявления в объекте необходимых качеств.
Теоретическая база исследования. Значимые теоретико-методологические ориентиры предоставленного изучения присутствуют в работах ученых, ведущими из которых считаются: Арсенина Е. Н., Бурмистрова Е.В., Васильченко Н.В., Дыбина О.В., Зацепина М.Б., Киселева Г.М. и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты. Во второй главе проведен анализ исследуемой темы. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖЕДЕНИЯХ
1.1 Особенности социально-культурной деятельности с детьми и подростками в современных социально-экономических условияхСовременное толкование слова «социокультурная деятельность» проистекает из таких понятий, как «культурная деятельность», «социальная работа» и «социальная педагогика». Эта категория претерпела серьезные изменения и в разные исторические периоды называлась по-разному. Социокультурная деятельность понималась в разное время как [1, c. 47-70]:
1. Внешкольное образование (до 1920 года);
2. Политическая и просветительская работа (с 1920 по 1970 год);
3. Культурно-просветительская работа (1970-1990 годы);
4. Культурно-досуговая работа (до середины 1990-х годов);
5. Социально-культурная деятельность (с середины 1990-х годов).
По мнению Г. В. Чекмаревой, Е. Ю. Коломицкой, деятельность культурно-досуговых учреждений была политизирована до 90-х годов ХХ века и была тесно связана с идеологией Коммунистической партии, но после освобождения от влияния партии (середина 90-х годов) она наполнилась несколько иным содержанием, получив таким образом новое название – «социокультурная деятельность» [2, c. 120-145].
По мнению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова, определение «социально-культурная деятельность» - культурно - досуговая деятельность, получившая широкое распространение в России с 90-х годов ХХ в.
Социокультурную деятельность можно определить как интегрированную многофункциональную сферу деятельности, одну из составляющих социальной работы, целью которой является организация полноценного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей.
В широком смысле, по мнению Киселевой Т. Г. и Красильникова Ю. Д., социокультурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, образовательный и социально востребованный процесс, превращающий культуру и культурные ценности в объекты взаимодействия между индивидами и социальными группами с целью содействия развитию каждого члена общества.
По мнению Д. Григоровича, деятельность социальных субъектов, их сущность и содержание - это процесс сохранения, трансляции, усвоения и развития традиций, ценностей, норм в области искусства, истории, духовности и морали, окружающей среды [1, c. 145-190].
Т. Н. Бакланова и Е. Ю. Стрельцова определяют социокультурную деятельность как деятельность, направленную на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации индивидов и групп (кружков, любительских объединений) в сфере досуга. Она включает в себя все виды вопросов, связанных с организацией досуга: общение, производство и развитие культурных ценностей. Важность социально-культурной деятельности заключается в том, что это не просто организация досуга, а организация с социально-значимой целью - удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов отдельных лиц и общества в целом.
Сегодня социокультурную деятельность можно рассматривать как самостоятельные подсистемы социализации человека, социального воспитания и общей системы образования [7, c. 210-245].
Социолкультурная деятельность является важной функцией в различных государственных и негосударственных структурах, областью применения для многочисленных общественных движений и пропагандистских усилий, а также средством использования свободного времени для различных групп населения страны.
Невозможно понять нынешнюю социокультурную ситуацию без четкого понимания роли и значения культуры в перестройке общественной жизни в период перехода к новым экономическим отношениям. По мнению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова, рыночная экономика оказывает неоднозначное влияние на культуру: с одной стороны, она помогает ей выживать в условиях тяжелого экономического кризиса, с другой стороны, она не может не оказывать определенного влияния на духовный потенциал и нравственное здоровье общества, социальную и культурную деятельность.
На протяжении многих лет социокультурная ситуация в обществе характеризовалась неразвитостью социальной структуры, действующей в сфере досуга, общественно-нравственных идеалов и общим культурным кризисом. Значительное отставание в социально-культурной сфере является результатом длительной изоляции страны от обширных контактов с цивилизованными странами мира, оторванными от ее исторических корней [11, c. 167-190].
На фоне определенных деструктивных явлений в общественной среде быстрое распространение инициатив подростков и молодежи часто приводит к их антиобщественной деятельности, криминализации, отчуждению молодежи от государственных и общественных институтов. Корень этого явления вытекает из долгосрочного формирования социокультурной, экономической ситуации. Драматизм этой ситуации обусловлен десятилетиями террора и застоя, социальным неравенством в обществе, остаточными принципами финансирования культуры, образования и недооценкой интеллектуального и творческого труда.
Современная социокультурная ситуация характеризуется значительным усложнением структуры и содержания взаимоотношений людей, когда на первый план вышла проблема дальнейшего развития культурного потенциала и активного участия большинства населения в социально-культурных мероприятиях для детей и подростков, коренные изменения в образовательной деятельности молодежи, глубокие изменения в сфере семейного воспитания, воспитательной деятельности трудовых и образовательных коллективов [5, c. 265-290].
Социокультурная деятельность имеет большое значение для развития детей и подростков, так как является одним из важных средств формирования личности подрастающего поколения. Формирование определенных личностных качеств, установок, мнений и убеждений особенно важно в подростковом возрасте. В этом возрасте человек социализируется, осознавая, что он является членом определенной культуры, политической системы. Поиск жизненных ценностей и направлений в своих действиях, в соответствии с развитием их личностных качеств, определяет положение ребенка в этом обществе.
Использование досуга детьми и подростками является показателем их культуры, диапазона духовных потребностей и интересов конкретного индивида детей, подростков или целых социальных групп. По словам Л. А. Акимова, свободное время как часть досуга, благодаря добровольному выбору различных форм, демократичности, эмоциональной окраске, умению сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, продуктивную и рекреационную деятельность является основными направлениями социокультурной интеграции и самореализации личности. Однако все эти преимущества в области социально-культурной деятельности еще не стали привычными атрибутами образа жизни детей и подростков [12, c. 101-110].
Дети нового тысячелетия известны своей энергией, талантом и одаренностью. Они не признают идеалов, они не ищут идолов. Современные дети не принимают власть и лидерство, и единственно возможными формами организационных отношений с ними являются демократия и сотрудничество. Они не думают о жестких рамках, готовых методах и принципах. Взамен они предлагают свое творческое мышление, новые нестандартные способы решения любой проблемы воспитания современных детей.
Исходя из психологических особенностей подростков, можно сделать вывод, что для этой возрастной группы общество сверстников является, пожалуй, наиболее важным фактором, влияющим на развитие, иногда превосходящим психологические эффекты учителей и родителей. Потребность в общении со сверстниками возникает очень рано и возрастает в подростковом возрасте. Отсутствие общения со сверстниками может негативно сказаться на развитии у детей коммуникативных навыков.
Проблемой организации социально-культурных мероприятий для детей и подростков на данном этапе является отсутствие мест, где дети могли бы проводить свободное время, потому что они не знают, как распорядиться своим досугом, как реализовать себя. Из-за экономических трудностей системы образования многие школьные кружки и отделения прекратили свое существование [12, c. 64-110].
Низкая заработная плата и высокие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению в школу профессионалов досуга. Их функции обычно выполняют учителя-предметники в режиме предварительной загрузки перед основным временем. В результате школа предлагает лишь небольшое количество клубов и секций, многие из которых присутствуют только официально [14, c. 111-143].
Многие учреждения, организующие внеклассные развлекательные мероприятия, переходят на коммерческую основу, что делает эти учреждения недоступными для большинства желающих. Еще одной важной проблемой досуга является неспособность удовлетворить важнейшие потребности подростков-потребность в общении. Основной причиной посещения различных развлекательных заведений является комфорт в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, особенно если школа и родители не удовлетворяют этим потребностям.
Поэтому социально-культурная деятельность является неотъемлемой частью жизни детей и подростков и является частью формирования успешной и хорошо развитой личности. Однако нынешняя ситуация в социально-культурной сфере все еще находится на недостаточном уровне, она не может в полной мере удовлетворить потребности общества [6, c. 120-145].
К сожалению, современные социально-экономические условия не позволяют организовать достойную и доступную среду для развития творческого потенциала подрастающего поколения, реализации его способностей и возможностей. Однако важность совершенствования деятельности учреждений культуры и развлечений не вызывает сомнений, именно поэтому проблема требует дальнейших исследований и разработки наиболее эффективных путей ее решения.
1.2 Культурная среда современных сельских местностейВ культурологии понятие «культурная среда» определяется как совокупность социокультурных объектов, связанных с созданием и распространением культурных ценностей, а также культурными отношениями людей, культурными и бытовыми условиями, духовной культурой и культурологией в обществе.
Согласно Э. Джею, культурная среда - это полная функция, процесс, форма и содержание самой культуры, рассматриваемая в контексте ее пространственного проявления. Это комплекс культурных предпочтений населения, сосредоточенных в определенном пространстве. Более того, большинство этих культурных преимуществ проявляется в социальных нормах человеческого поведения. Культурная среда характеризуется рядом материальных и личностных факторов, влияющих на активность человека в создании и освоении духовных благ, его поведение в обществе, духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры.
Культурная среда очень динамична, потому что она способна меняться синхронно с общественным сознанием общества. По сути, это одна из областей, где концентрируется общественное сознание, призванное обеспечить коллективную жизнь людей, их коммуникативные взаимодействия, что достигается регулированием их социального поведения [3, c. 47-70].
Для того чтобы изучить культурную среду современных сел, необходимо определить особенности экономических, социальных и бытовых условий, в которых проживают сельские жители, выявить актуальные проблемы современных сел, определить психологические особенности их жителей. К изучению современных условий сельской жизни привлекаются специалисты в различных областях научных знаний: экономисты, социологи, социальные психологи, этнографы, историки и др. Успешное решение многих социально-экономических, политических, психологических и духовных проблем современных сел невозможно без психологических знаний и учета различных групп сельского населения. Таким образом, психология сельского населения представляет собой группу социально осознанных психосоциальных явлений, возникающих под влиянием общих и специфических условий жизни, собственного социального опыта, опыта и идеологии предыдущих поколений.
Как известно, социальные условия сельской жизни во многом отстают от условий городской жизни, что является основной причиной многих противоречий в психологии сельских жителей [15, c. 96-100].
Изучение психологии сельских жителей показывает, что характер и острота противоречий различны в разных социальных группах. Одни и те же социальные условия жизни по-разному отражаются в сознании и психологии сельских групп населения. Социальная среда сельской жизни, которая принципиально отличается от городской социальной среды, оказывает положительное влияние на восприятие окружающей действительности.
До сих пор психология сельских жителей сохраняла устойчивую форму развития в условиях отношений частной собственности. К ним относятся древние обычаи, традиции и привычки, среди которых есть положительные и отрицательные. В положительном формировании личности сельчан можно выделить трудолюбие, отзывчивость, простоту, искренность, скромность и смирение.
В целом, по мнению некоторых авторов, современные деревни сохраняют многие черты традиционного сельского образа жизни. Темп измерения, открытость общения, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, небольшое количество социальных контактов позволяет сельским жителям общаться достаточно тесно, охватывая все аспекты жизни. Это можно проследить по следующей схеме: чем меньше деревня, тем активнее общение жителей [14, c. 156-170].
М. Плюснин отметил, что в целом современная социально-экономическая трансформация, неблагоприятная для села, способствует разрушению существующей экономической структуры общины и формированию здесь новых моделей жизнеобеспечения. Такая трансформация включает в себя:
1. Уровень благосостояния семьи снижается;
2. Основным источником средств к существованию жителей является личное подсобное хозяйство, доходы от продажи собственной сельскохозяйственной продукции, пенсии и различные пособия, заработная плата на основном или дополнительном месте работы;
3. Низкий уровень занятости и экономические условия в сельской местности;
4. Развитие сельской экономики имеет мало перспектив;
5. Социальный и профессиональный потенциал села невелик;
6. Существует умирающее натуральное хозяйство.
С точки зрения развития культуры и повседневной жизни, разрыв между деревней и городом создает комплекс противоречивых социально-психологических явлений. Проанализировав различные источники, изучив психологические особенности сельского населения, условия их труда и быта, Н. В. Гаврилова выделила следующие основные черты, характеризующие современную деревню [4, c. 306-315]:
1. Социальная и культурная среда в сельской местности более консервативна, стабильна и традиционна, чем в городских районах;
2. Целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, почитание Родины и природы в большей степени сохранились в сельской местности, чем в городах;
3. Опыт обмена между детьми и подростками ограничен по количеству, но отличается глубиной и качеством знаний окружающих их людей;
4. Сельское население имеет более низкий уровень образования, и, как следствие, общий уровень грамотности взрослых и детей ниже. Это влияет на развитие компетентности, уровень знаний и перспективы ребенка, что часто приводит к недооценке востребованности получаемого образования;
5. В сельской местности возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста ограничены: библиотеки финансируются меньше, принимается количество телевизионных программ, клубов, секций и т.д.Изучение художественного вкуса сельских жителей показало, что их развитие было ниже по сравнению со вкусом городской интеллигенции. Причинами этого являются низкий уровень образования, культурного развития, отсутствие или недоступность театров, музеев, галерей, библиотек. По словам А. Д. По словам Жаркова, главным культурным учреждением в селе по-прежнему остается клуб, который является центром общения людей и является неотъемлемой и необходимой частью общественной жизни [15, c. 159-180].
Сельские клубы и культурные центры являются многофункциональными организациями, которые позволяют создавать различные условия для отдыха человека, развивать его культуру, оказывать на него комплексное эмоциональное и интеллектуальное воздействие.
Участие в клубной жизни дает человеку возможность больше чувствовать себя частью общества и стать чем-то большим, чем просто человеком. Кружковые объединения в рамках клубных учреждений, участие в художественной самодеятельности позволяет людям заниматься интересными делами, проявлять свои способности, отдыхать от повседневной жизни и работы, а также просто общаться с теми, с кем у вас есть общее хобби.
Сегодня, за исключением клубов и общеобразовательных школ, в селе мало учреждений, которые могут помочь повысить интеллектуальный и культурный уровень, развить способности и интересы жителей. Отсутствие спортивных и музыкальных школ (в лучшем случае они расположены в центре района), кинотеатров, ограниченные библиотечные фонды не способствуют развитию культурной среды села. Неразвитая инфраструктура, во многом неудовлетворительные социально-экономические условия приводят к тому, что молодежь покидает село и борется за лучшую жизнь [8, c. 100-115].
Современная деревня не такая отсталая, как в фильме. Здесь круглый год не носят резиновые сапоги, не спят в сараях для сена, не носят воду из колодца, не моются в реке. В большинстве деревень есть дороги, водоснабжение, газовое или электрическое отопление, канализация и многие другие удобства, присущие городской жизни. Даже в отдаленных деревнях были достигнуты чудеса техники-мобильная связь и Интернет.
Условия сельской жизни стали намного лучше, чем были 20 лет назад, что невероятно приятно для старшего поколения, но этого недостаточно для молодых людей, которые хотят большего, они сами хотят большего.
Таким образом, стоит отметить, что в культурно-досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И её коррекция возможна лишь через вовлечение детей в сферу социально-культурной деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Отметим, что подростковый период сопровождается существенными изменениями всех сторон личности: психики, физиологии, взаимоотношений, в связи с чем только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия [9, c. 165-170].
Социокультурная деятельность имеет большое значение для развития детей и подростков, так как является одним из важных средств формирования личности подрастающего поколения. Это неотъемлемая часть их жизни и необходимая часть формирования успешной и хорошо развитой личности [12, c. 120-145].
Социально-культурная деятельность культурно-развлекательных учреждений играет огромную роль в сельской местности, где дети часто предоставлены сами себе и нет возможностей, присущих крупным городам, именно поэтому дети не могут заниматься тем, что им нравится, а сельские общества уделяют недостаточное внимание организации досуга детей и подростков, часто способствуя развитию неинституциональных форм досуга для детей.
Выводы по главе 1
Сегодня социокультурную деятельность можно рассматривать как самостоятельные подсистемы общей системы социализации, социального воспитания и воспитания личности. Это важнейшая функция различных государственных и негосударственных структур, сфера деятельности многочисленных общественных движений и инициатив, а также средства, с помощью которых различные группы людей используют свое свободное время.
Современная форма социокультурной деятельности в основном направлена на духовное развитие личности детей и подростков, она основана на отношениях с социальной средой и обществом в целом.
Одной из основных функций социокультурной и культурно-досуговой деятельности является создание среды для развития культурного пространства-времени, организованной особым образом с целью вовлечения индивидов в реальную, а не вымышленную жизнь.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ2.1 Анализ деятельности Красноярского сельского клуба по внедрению методов работы с детьми и подросткамиЭкспериментальной базой исследования послужил Красноярский дом культуры – это довольно большое здание. В клубе есть зал, концертный зал на 130 мест, большая сцена, небольшое помещение. Здание находится в хорошем состоянии, но некоторые его части нуждаются в ремонте или замене.
Материально-техническое оснащение клуба включает в себя 3 музыкальных центра, 2 микрофона, телевизор, компьютеры, ноутбуки и фотоаппараты. Костюмы и декорации изготавливаются участниками художественной самодеятельности при спонсорской поддержке частных предпринимателей, а также неравнодушными жителями села.
Работа Красноярского сельского клуба направлена на организацию культурно-досугового обслуживания, развитие народного самодеятельного творчества населения.
Основные направления работы клуба:
1. Возрождение и развитие традиционного искусства и культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности;
2. Создание благоприятной психологической среды, способствующей развитию творческих возможностей, развитие сильного интереса к успешной творческой работе каждого потенциального участника досуга;
3. Создание условий для социокультурного, психосоциального и личностного развития подрастающего поколения путем разработки и реализации мер, позволяющих развивать индивидуальные творческие и коллективные возможности;
4. Поддержка и развитие творческого досуга детей и подростков, а также организация культурных и творческих мероприятий для детей и подростков и других социально-демографических групп.
Коллективы и объединения дома культуры:
1. Вокальная группа «Фенечки»;
2. Вокальная группа «Жемчужинки»;
3. Вокальная группа «Маленькие звезды»;
4. Хореографический коллектив – мл. группа «Вариация»;
5. Любительское объединение «Оттепель» и т.д.Основными участниками художественной самодеятельности являются дети от 6 до 24 лет (максимум по 15 человек). Стоит отметить, что абсолютно все дети младшего школьного возраста и большинство учащихся средних и старших классов занимаются художественной самодеятельностью (см. прил. А).
Основываясь на внешних наблюдениях, можно сделать вывод, что дошкольники, не участвующие в клубах и клубных объединениях, в полной мере вовлечены в культурную жизнь села. Для них были организованы утренники, спортивные и игровые шоу, и они были взрослыми гостями всех мероприятий, соответствующих их возрасту.
Таблица 2.1 - План работы Красноярского ДК на 2021 год.
№ п.пМероприятие Дата Форма проведения
1. «В ожидании чуда» Январь Новогодние посиделки
2. «Мечты на год вперёд» Январь Беседа - диспут
3. «Тайны дворянского воспитания» Февраль Тематическая встреча
4. «Питание и здоровье» Февраль Устный журнал
5. «80 лет со дня рождения Андрея Миронова» Март Литературно–кинематографическая встреча
6. «Домашняя мастерская» Март Мастер – класс по починке одежды
7. «К 60-летию со дня полёта человека в космос» Апрель Тематический вечер
8. «Быть русским – значит быть православным» Апрель Беседа - диалог
9. «Огонь…Металл и слёзы» Май Вечер памяти
10. «Целебная сила музыки» Май Час отдыха
11. «85 лет «Союзмультфильму» Июнь Тематическая встреча
12. «Мы все дети одной планеты» Июнь Беседа на свежем воздухе
13. «Выбери свой цветок.» Июль Час отдыха
14. «Рецепты даёт природа» Июль Беседа на свежем воздухе
15. «Доброе дело питает и душу и тело» Август Дискуссия
16. «Мой огород мне покоя не даёт» Август Беседа - практикум
17. «Рябинник» Сентябрь Праздник
18. «Три сестры – три благодетели…» Сентябрь Православная беседа
19. «Всемирный день улыбки» Октябрь Посиделки
20. «Вечер задушевного общения »Октябрь Поэтический час
21. «С судьбою мужественно споря…» ко дню инвалида Ноябрь Встреча с интересными людьми
22. «Женских рук прекрасные творенья» Ноябрь Творческие посиделки
23. «Я лиру посвятил народу своему» К 200-летию со дня рождения Н.Некрасова Декабрь Литературная гостиная
24. «Предновогодняя суета» Декабрь Устный журнал
Проанализировав план работы клуба на 2021 год, было обнаружено, что большое количество культурно-развлекательных мероприятий, а также образовательных мероприятий было организовано специально для детей и подростков.
Так, в рамках воспитания героизма и патриотизма были проведены образовательные программы для концертов и митингов в день Сталинградской битвы, День России, День Неизвестных солдат, День Победы. В 2020 году сельчане приняли участие в акции «Бессмертный полк». Конечно, одним из главных участников были дети, которые с гордостью держали в руках портрет своего прадеда/прабабушки.
Важной частью всех мероприятий являются развлекательные и игровые программы для детей и подростков. Это тематические игровые шоу для мальчиков 23 февраля и для девочек 8 марта, а также подвижные игры в помещении («Домашняя мастерская») и на открытом воздухе («Выбери свой цветок»), а также шоу с элементами соревнования между командами и т.д.Кроме того, важное место занимают мероприятия, направленные на познавательное развитие детей и подростков («Тайны дворянского воспитания»), приобщение к здоровому образу жизни и отказ от вредных привычек («Питание и здоровье»).
В рамках экологического воспитания подрастающего поколения организуются различные экологические акции («Мой огород мне покоя не дает»).
Уже много лет детская летняя дискотека, которая проводится два раза в неделю, считается традицией клуба. Здесь дети могут танцевать и веселиться.
Клуб активно сотрудничает с сельскими начальными школами для проведения мероприятий, направленных на воспитание, развитие и приобщение к культуре подрастающего поколения. Сотрудники клуба совместно с учителем начальных классов организуют образовательные и литературные программы для детей, совместно организуют «Дни знаний», новогодние утренники и другие праздники. Обычно художественный руководитель выбирает песни и стихи для определенных праздников, а на уроках музыки учитель занимается вместе с детьми.
В апреле коллектив художественной самодеятельности Красноярского сельского клуба принял участие в ежегодном празднике «К 60-летию со дня полета в космос». В июне 2021 года были организованы небольшие тематические встречи и беседы: «85 лет «Союзмультфильму»» и «Мы все дети одной планеты».
2.2 Изучение качества деятельности Красноярского сельского клуба по реализации технологий работы с детьми и подросткамиДля того чтобы проанализировать качество деятельности Красноярского сельского клуба по реализации технологий работы с детьми и подростками, а также определить наиболее актуальные направления работы, учитывая потребности и интересы детей, изучим мнение населения по данному вопросу. Опрос был проведен с использованием наиболее подходящего для данной цели метода - анкетирования.
В анкетировании приняло участие 20 детей в возрасте 8-16 лет (9 мальчиков, 11 девочек), и 15 взрослых (наиболее активные жители села). Было составлено 2 анкеты (для детей и взрослых), которые включали в себя вопросы как закрытого, так и открытого типа. С целью получения наиболее достоверных ответов анкетирование было анонимным, о чем респонденты были предупреждены заранее.
Анкета №1 (для детей)
1. Являешься ли ты членом какого-либо кружка нашего клуба?
А) Да
Б) Нет
В) Пока нет, но планирую
2. Чем ты занимаешься в свободное время?
А) Играю
Б) Смотрю ТВ
В) Помогаю родителям
Г) Другое: ______________________
3. Какие праздники и программы тебе нравятся больше всего?
А) Концерты
Б) Игры
В) Конкурсы
Г) Познавательные программы
4. Как ты думаешь, в нашем клубе проводится достаточно мероприятий для детей?
А) Да
Б) Нет
В) Хотелось бы больше
5. Что бы ты хотел(а) изменить в нашем клубе?
__________________________________________________________
6. Ты бы хотел(а), чтобы в клубе для детей устраивали Дни кино?
А) Да
Б) Нет
В) Все равно
Какие фильмы и мультики ты бы хотел(а) посмотреть? _____________
__________________________________________________________________
7. У тебя есть талант, который ты бы хотел(а) развить в себе? Какой? __________________________________________________________________
8. Какой кружок ты бы хотел(а) посещать в нашем клубе?
А) Познавательный
Б) Театральный
В) Кружок рукоделья
9. Сколько тебе лет? ________
Таблица 2.2 - Сравнительная таблица результатов анкетирования детей
Вопрос Вариант ответа
А Б В Г
Являешься ли ты членом какого-либо кружка нашего клуба? 19 0 1 -
Чем ты занимаешься в свободное время? 6 7 3 4
Какие праздники и программы тебе нравятся больше всего? 7 5 3 5
В нашем клубе проводится достаточно мероприятий для детей? 7 2 11 -
Ты бы хотел(а), чтобы в клубе для детей устраивали Дни кино? 20 0 0 -
Какой кружок ты бы хотел(а) посещать в нашем клубе? 9 6 5 -
Проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что абсолютное большинство детей (19 человек) посещает кружки и объединения клуба, 1 опрашиваемый кружки не посещает, но планирует в ближайшее время.
Самым предпочитаемым времяпрепровождением (вопрос 2) оказался просмотр телевизора, на втором месте - игры. Реже свое свободное время дети уделяют помощи родителям. Четверо респондентов выбрали другой вариант времяпрепровождения, указав, что свой досуг они посвящают общению с друзьями (1 чел.), чтению книг (2) и занятию спортом (1 чел.).
При выборе наиболее интересных мероприятий (вопрос 3) мнения детей разделились, в чем прослеживается влияние возрастных особенностей. Так, малышам больше нравятся игры и конкурсы, а детям постарше и подросткам - познавательные программы. Девочки 12-16 лет предпочитают концертные программы веселым играм, что мы связываем с их желанием блистать на сцене, показывать свой талант.
На 4-й вопрос (оценка достаточности мероприятий) 7 опрашиваемых ответили утвердительно, 2 - отрицательно, остальные выразили желание увеличить количество проводимых для детей мероприятий.
На вопрос о необходимых изменениях в клубе пятеро детей ответили, что ничего менять не стоит, предложения 7-х детей сводились к благоустройству клуба (перекрасить стены, купить хорошие микрофоны и т.д.), остальные варианты касались организаторской части (продлить время детской дискотеки, проводить соревнования по настольному теннису, организовать тематические вечеринки) и исходили от наиболее взрослых респондентов.
100% анкетируемых положительно ответили на вопрос о проведении в клубе Дней кино. Многие перечислили свои любимые фильмы, составив довольно большой список даже с указанием очередности просмотра.
В рамках вопроса №7 дети рассказали о своих талантах, которые они хотели бы в себе развить. Это и сложение стихов, и пение, и танцы, и рисование и многое другое.
В ответах на 8-й вопрос прослеживается отпечаток гендерных особенностей. Так, абсолютно все мальчики выбрали познавательный кружок, а девочки отдали предпочтение театральному кружку и кружку рукоделья.
Взрослой части респондентов была предложена следующая анкета:
Анкета №2 (для взрослых)
1. Как часто Вы посещаете мероприятия, проводимые в нашем клубе?
А) Всегда
Б) Часто
В) Иногда
Г) Никогда
2. Участвуете ли Вы в художественной самодеятельности?
А) Да
Б) Не интересуюсь
В) Я - активный зритель
3. Как Вы считаете, достаточно ли мероприятий клуб проводит для детей?
А) Да
Б) Нет
В) Хотелось бы больше
4. Какие направления работы с детьми, на Ваш взгляд, наиболее важные и требующие особого внимания? (можно выбрать несколько вариантов)
А) Общекультурное развитие
Б) Развитие творческих способностей
В) Познавательное развитие
Г) Профилактика девиантного поведения
Д) Организация досуга
5. Оцените работу клуба по 10-балльной шкале ___________________
6. Есть ли у Вас пожелания по улучшению деятельности клуба в плане организации работы с детьми? Какие?
_____________________________________________________________
7. Укажите Ваш пол и возраст: _________________________________
Таблица 2.3 - Сравнительная таблица результатов анкетирования взрослых
Вопрос Вариант ответа
А Б В Г
Как часто Вы посещаете мероприятия, проводимые в нашем клубе? 11 4 0 0
Участвуете ли Вы в художественной самодеятельности? 6 0 9 -
Как Вы считаете, достаточно ли мероприятий клуб проводит для детей? 3 7 5 -
Какие направления работы с детьми, на Ваш взгляд, наиболее важные и требующие особого внимания? 12 6 2 8
Анализ результатов анкетирования взрослой части респондентов показал, что большинство опрашиваемых всегда посещают культурные мероприятия, которые проводятся в клубе. Из 15 респондентов 6 оказались участниками художественной самодеятельности, остальные - активными зрителями.
На 3-й вопрос трое опрашиваемых ответили, что клуб проводит недостаточное количество мероприятий для детей, 7 дали положительный ответ, пятерым хотелось бы больше мероприятий для детей.
Наиболее приоритетными направлениями в работе клуба с детьми, по мнению большинства респондентов, является общекультурное развитие, организация досуга и развитие творческих способностей.
При оценке работы клуба мы получили следующие результаты:
а) самый низкий балл - 5 - 2 человека,
б) 7 баллов - 3 человек,
в) 8 баллов - 4 человека,
г) наивысший балл - 9 - 6 человек.
Среди пожеланий респондентов по улучшению работы с детьми, проводимой клубом, были: организация кружков по интересам (кроме имеющихся танцевального и хорового), а также приглашение специалистов (хореографа, учителя музыки и т.д.).
Таким образом, видно, что организация культурно-досуговой деятельности с детьми и подростками данного населенного пункта не находится на должном уровне, ввиду недостаточности возможностей для реализации способностей и умений детей.
Единственным учреждением, занимающимся организацией досуга детей, является сельский клуб, на который возлагается очень много задач. Отсутствие квалифицированных профессиональных кадров, необходимого материально-технического обеспечения осложняет работу клуба, заставляет искать обходные пути для достижения целей.
Выводы по главе 2
Изучив и проанализировав отчетные документы о деятельности Красноярского сельского клуба, было выяснено, что в этом ДК есть отличное место для работы с детьми и молодежью. На базе клуба организован детский танцевально-вокальный кружок, в котором может принять участие любой ребенок. Для детей организовано довольно много развлекательных, образовательных мероприятий, игр, легкоатлетических и спортивных программ.
Большое внимание уделяется героям подрастающего поколения-патриотизму, экологическому воспитанию, их нравственному развитию, знакомству с культурой нашего народа.
В ходе опроса детей и взрослых было установлено, что большинство респондентов, как взрослых, так и детей, остались довольны качеством работы в клубе. Однако респонденты заявили, что хотели бы больше мероприятий для детей и организовывать больше групп по интересам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциальная и культурная деятельность является важнейшей функцией различных государственных и негосударственных структур, областью приложения усилий многих общественных движений и средством для разных людей использовать свое свободное время.
Современная форма социокультурной деятельности в основном направлена на духовное развитие личности детей и подростков, она основана на отношениях с социальной средой и обществом в целом. Социокультурная деятельность очень важна для развития детей и подростков, так как является одним из важных средств формирования личности подрастающего поколения. Это становится неотъемлемой частью их жизни и является необходимой частью формирования успешной и хорошо развитой личности.
Социально-культурная деятельность культурно-развлекательных учреждений играет огромную роль в сельской местности, где дети часто предоставлены сами себе и нет возможностей, присущих крупным городам, именно поэтому дети не могут заниматься тем, что им нравится, а сельские общества уделяют недостаточное внимание организации досуга детей и подростков, часто способствуя развитию неинституциональных форм досуга для детей.
Учреждения культуры и досуга занимают важное место в жизни сельских жителей. Это место, где каждый активный и деятельный человек может заняться интересным делом, раскрыть свои способности, отдохнуть от повседневной жизни и работы и просто пообщаться с одним и тем же человеком.
Сегодня, за исключением клубов и общеобразовательных школ, в селе мало учреждений, которые могут помочь повысить интеллектуальный и культурный уровень, развить способности и интересы жителей. Отсутствие спортивных и музыкальных школ, различных развлекательных заведений, кинотеатров, ограниченные библиотечные фонды не способствуют развитию культурной среды села.
Во второй части исследования на примере Красноярского ДК были изучены особенности организации социально-культурных мероприятий с детьми и подростками в сельских обществах, которые послужили экспериментальной основой для данного исследования. При изучении и анализе отчетных документов по вышеуказанным видам деятельности было обнаружено, что большое внимание уделялось работе с детьми и подростками. На базе клуба организован детский танцевально-вокальный кружок, в котором может принять участие любой ребенок. Для детей организовано довольно много развлекательных, образовательных мероприятий, игр, легкоатлетических и спортивных программ.
Также был проведен опрос населения с целью оценки качества деятельности сельского клуба по внедрению методов работы с детьми и подростками. Респонденты заявили, что хотели бы увеличить количество мероприятий для детей и организовать больше групп по интересам на базе клубов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Арсенина, Е. Н. Организация досуговых мероприятий, сценарии, материалы для бесед / Е.Н. Арсенина. - М.: Учитель, 2018. - 192 c.
2. Бурмистрова, Е.В. Методика и технология работы социального педагога / Е.В. Бурмистрова. - М.: Юрайт, 2018. - 925 c.
3. Васильченко, Н.В. Новые образовательные стандарты / Н.В. Васильченко. - М.: Планета, 2018. - 372 c.
4. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей в поселении / О.В. Дыбина. - М., 2017. - 366 c.
5. Зацепина, М.Б. Организация досуговой деятельности в социуме / М.Б. Зацепина. - М.: Юрайт, 2017. - 372 c.
6. Зацепина, М.Б. Организация досуговой деятельности в селе / М.Б. Зацепина. - М.: Юрайт, 2017. - 117 c.
7. Киселева, Г.М. Организация познавательной деятельности / Г.М. Киселева. - М.: Учитель, 2020. - 708 c.
8. Киселева, Е. Н. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения / Е.Н. Киселева. - М., 2020. - 192 c.
9. Кондрат, Е. Н. Комментарий к Федеральному закону»"Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» / Е.Н. Кондрат. - М.: Юстицинформ, 2017. - 168 c.
10. Нищева, Н.В. Оборудования прогулочных площадок и организация совместной деятельности с детьми на прогулке и в лагере / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 525 c.
11. Памбухчиянц, О. В. Организация коммерческой деятельности в селе / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 442 c.
12. Памбухчиянц, О. В. Организация коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 446 c.
13. Рау, М. Ю. Альбом для организации творческой деятельности дошкольников / М.Ю. Рау. - М.: Владос, 2018. - 502 c.
14. Родионова, Н. В. Методы исследования культурно-досуговой деятельности / Н.В. Родионова. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 416 c.
15. Смагина, И. Н. Организация деятельности в сельском поселении/ И.Н. Смагина. - М.: Эксмо, 2018. - 336 c.
16. Тивикова, С. К. Организация внеурочной деятельности младших школьников / С.К. Тивикова. - М.: Русское слово - учебник, 2019. - 128 c.
17. Харченко, Т. Е. Организация двигательной деятельности в детском саду / Т.Е. Харченко. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 176 c.
18. Харченко, Т. Е. Культурно-досуговая деятельность / Т.Е. Харченко. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 176 c.
19. Шошина, Н. А. План летней оздоровительной работы / Н. А. Шошина. – М., 2011. – 157 с.
20. Жевора, Ю. Организация инновационной деятельности в малом агробизнесе / Ю. Жевора. - М.: LAP, 2017. - 172 c.
ПРИЛОЖЕНИЕПриложение А
Информация о клубных формированиях Красноярского Дома культуры-2019 г.
№ п/п Название кружка, коллектива, клуба, студии Количество участников Возрастная группа Расписание
занятий Руководитель
1. Вокальная группа "Фенечки" 6 д суббота 9.30-10.30 Е.Н. Потлог2. Вокальная группа "Жемчужинки" 5 д суббота 9.30-10.30 Е.Н. Потлог3. Вокальная группа "Маленькие звёзды" 7 д суббота 10.30-11.30 И.Ю. Карижская4. Вокальная группа "Ладушки " 6 д вторник-суббота
14.00-15.00 Н.В. Теслина5 Вокальная группа "Капельки " 10 д вторник-суббота
15.00-16.00 Н.В. Теслина6 Народный ансамбль русской песни "Рябинушка" 8 в
вторник-четверг-
суббота Н.В. Теслина7 Вокальный ансамбль "Хорошее настроение" 9 в
среда-пятница
9.00-10.30 В.П. Чайкина
8 Вокальная группа "Вишнёвый цвет" 5 в
вторник-пятница-
суббота С.В. Любименко
9 Вокальный дуэт «Алые зори» 2 в
вторник-среда-четверг-суббота
14.00-17.00
С.В. Любименко
10 Вокальное трио "Шарм" 4 в вторник-пятница
10.00-10.30 И.Ю. Карижская11 Хореографический коллектив – мл. группа «Вариация» 5 д пятница
12.30-14.00 А,С. Фомина
12 Хореографический коллектив – ст. группа «Вариация» 6 д пятница-среда
15.00-16.00-сб-13.30-14.30 А,С. Фомина
13 Театральное объединение "Новое поколение" 15 д суббота
10.00-11.30 Е.Г. Ульченко
14 Любительское объединение "Оттепель" 12 в
четверг
9.00-12.00 Т.В. Филимонова
15 Народный самодеятельный театр малых форм «Россиянка» 15 М суббота
11.30-13.00 Е.Г. Ульченко
16 Детское трио 3 Д вторник-
Четверг-
суббота Н.В. Теслина
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!