Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологические механизмы регуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3356641

500 руб.

Просмотров
1057
Размер файла
40.38 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение
В условиях динамичной организационной среды, характерной для современных организаций, особую актуальность приобретают проблемы диагностики, оценки, развития и поддержания профессиональной успешности специалистов разных типов труда. Анализ специфики содержания и условий труда позволяет выявить особые требования к ресурсам саморегуляции функционального состояния профессионалов и к готовности работника обеспечить быстрое формирование адекватного ситуационным требованиям целевого состояния. Способность к эффективной целевой саморегуляции обсуждается как один из факторов развития профессиональной успешности.
Одним из перспективно развивающихся направлений исследования функциональных состояний в динамичной организационной среде является направление изучения эффективности процессов саморегуляции современных профессионалов.
Способность профессионала четко и быстро управлять своим функциональным состоянием обеспечивает эффективную перестройку системы средств регуляции деятельности, актуализируемых субъектом для выполнения рабочих задач при изменении параметров текущей ситуации. Как следствие, развитый навык поддерживать высокий уровень оптимальности функционального состояния способствует минимизации сбоев в работе, смягчает результаты негативной динамики функционального состояния в случае стремительного нарастания степени объективной сложности и субъективной напряженности ситуации, минимизирует неконтролируемый расход профессионально значимых ресурсов. Это значит, что способность и готовность работающего человека отслеживать изменения функционального состояния и применять приемы осознанной саморегуляции для предотвращения развития опасных форм деструктивных функциональных состояний способствуют росту профессиональных достижений при сохранении здоровья и ощущения психологического благополучия, т.е. выступают как факторы достижения профессионального успеха.
Положения структурно-интегративного подхода к изучению функциональных состояний и психологические подходы к изучению регуляции деятельности и адаптации к напряженным условиям изучались в трудах таких исследователей, как А.Б. Леонова, Л.Г. Дикая, А.А. Обознов, В.А. Бодров, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, R. Lasarus и многих других.
Целью курсового исследования является изучение психологических механизмов регуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности.
Объект исследования – функциональные состояния.
Предмет исследования – психологические механизмы регуляции функциональных состояний в профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен функциональных состояний в современной психологии.
2. Рассмотреть методы диагностики функциональных состояний.
3. Выявить способы управления функциональными состояниями.
1. Феномен функциональных состояний в современной психологии
Состояния являются наиболее важной частью всей психической регуляции и играют важную роль во всех типах деятельности и поведения. Проблема состояния изначально была предметом физиологических исследований, при этом основное внимание исследователей было направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность работы и эмоциональное состояние.
Психические состояния, такие как утомление, монотония, изучались отечественными психологами на протяжении 30 лет такими исследователями, как Н.Д. Левитов, А.П. Нечаев, Е.И. Рузер [12; 17; 20].
Позже проблема условий жизни человека стала рассматриваться в психологии. Психическое состояние как отдельную категорию впервые было предложено В. Мясищевым [16].
Е.П. Ильин отмечает, что исследование проблемы нормальных условий жизни человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния (ФС), а психологи - эмоциональное и психическое. На самом деле границы между этими состояниями часто настолько размыты, что разница только в названии. В то же время, несмотря на обилие публикаций, эта проблема до сих пор не освещена достаточно полно, даже теоретически [6].
В контексте наук о жизни подходы к проблеме функционального состояния в отечественной и мировой науке различаются. В западной литературе эта проблема рассматривается в контексте понятий уровней активации и уровней бдительности, обычно в контексте теории активации Д.Б. Линдсли [15].
По сути, функциональное состояние человека отождествляется с уровнем активности, а функциональное состояние мозга - со степенью активации.
В отечественной литературе существуют следующие взгляды на проблему ФС И.П. Павлов [18] указал, что живой организм существует как система в окружающей природе только благодаря способности уравновешивать свою внутреннюю среду с внешней через определенные реакции на внешнюю. Результатом этого процесса, по его мнению, стало формирование особого, присущего специфическим условиям ФС.
Одна из наиболее общих концепций ФС была позднее принята Е.Н. Соколовым, предложившим рассматривать его как фон, на котором развиваются поведенческие реакции человека и животных [21].
Б.И. Котляр и Н.О. Тимофеева отмечают, что под часто используемым термином ФС чаще всего понимают деятельность мозга, на фоне которой развиваются поведенческие акты и осуществляется более высокий уровень нервной активности. На этом фоне могут возникать состояния, которые, образуя своего рода континуум, отличаются друг от друга, особенно по интенсивности активации мозга [10].
В.Н. Кирой предложил рассматривать ФС индивида как одну из его фундаментальных характеристик. Нынешнее ФС со своими индивидуальными особенностями, по его мнению, формируется исходя из реальных потребностей в выборе и реализации различных поведенческих программ и является одним из приспособительных механизмов живых систем всех уровней организации, опосредуя собой любое их взаимодействие с окружающей средой [8].
В рамках этого подхода предлагается учитывать все разнообразие «функциональных рабочих состояний» (утомляемость, монотонность, тренировка, оптимальная производительность и т.д.) В результате изменений исходных уровней, традиционно определяемых по шкале бодрствования. различные «деформирующие» факторы.
Функциональный подход к состоянию человека был создан благодаря теории функциональных систем П.К. Анохина и концепции деятельности как центрального методологического принципа, в которой ФС ассоциируется с социально значимой деятельностью [1].
Деятельностный аспект ФС отражен в определении в словаре физиологических терминов [2].
ФС - это целостный комплекс имеющихся характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека [2].
ФС - системная реакция организма, обеспечивающая его адекватность потребностям деятельности, поэтому основное содержание ФС - это тип интеграции функций и, в частности, регуляторных механизмов [2].
При описании ФС как системного ответа, в организме выделяются как важнейшие элементарные структуры или связи системы функций и процессов разного уровня [14].
Психическое состояние как особую психологическую категорию и предмет научного исследования обозначил Н.Д. Левитов. Согласно его определению, психическое состояние является неотъемлемой характеристикой психической деятельности в течение определенного периода времени и проявляется в своеобразии протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предыдущего состояния и психических свойств индивида [12].
Теоретически проблема психических состояний остается в значительной степени нерешенной. Систематизация психических состояний затруднена из-за их большого количества, например, существует до 63 концептов состояний. Психологические состояния - это одновременно форма интеграции и текущих изменений в теле, а также динамика психических процессов и актуальные характеристики как отдельных сфер личности, так и личности в целом (их развитие).
Сложность определения сущности понятия «состояние человека», предложенного Е.П. Ильиным заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни - на физиологические, другие - на психологические, а третьи - на оба одновременно. Реальность такова, что, если мы посмотрим на состояние человека, а не на его индивидуальные функциональные системы, мы увидим психическое состояние в каждом функциональном состоянии и психическое состояние в каждом психофизиологическом состоянии [7].
Некоторые авторы пытаются разделить понятия «психические состояния» и «функциональные состояния», предполагая, что, хотя они связаны, они не идентичны. Психическое основано на функциональном состоянии мозга. Если психическое состояние также является целостной интегральной характеристикой деятельности всех элементов, участвующих в психическом акте, то функциональное состояние характеризует регуляторные процессы в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность.
Если мы условно принимаем, что функциональное состояние является характеристикой плана, а психическое состояние - модальным, но в действительности плоские и модальные характеристики объединяются в психических состояниях, тогда мы должны говорить о психофизиологических состояниях. Эту точку зрения поддерживает Е.П. Ильин и выделяет особый тип состояния - психофизиологическое [7]. По своему определению психофизиологическое состояние - это целостная реакция личности на внешние и внутренние раздражители, направленная на получение полезного результата.
В то же время понимание природы психофизиологических состояний поднимает другой комплекс методологических проблем. Определение психофизиологического состояния предполагает, что это причинное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, принимая во внимание как физиологический, так и ментальный уровни (подсистемы) контроля и регулирования в отношение к субструктурам и сторонам личности.
По мнению Е.П. Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реакции: ментального (переживания), физиологического (соматические структуры тела и механизмы вегетативной нервной системы), поведения (мотивированное поведение). Вывод о состоянии человека можно сделать только с помощью ряда показателей, отражающих каждый из этих уровней. Психическая сторона состояний отражается в форме переживаний и чувств, а физиологическая сторона - в изменении ряда функций, особенно вегетативных и моторных. Опыт и физиологические изменения неразрывно связаны и всегда сопровождают ФС [7].
Из всего сказанного следует, что состояние отражает функциональный уровень как отдельных систем, так и всего организма, поэтому логично говорить не о психических или психофизиологических состояниях, а о функциональных состояниях.
Однако в науке концепция функционального состояния в настоящее время укоренилась у физиологов, поэтому она используется для отделения физиологических состояний от психических (психофизиологических) состояний. На наш взгляд, понятие функциональных состояний следует расширить за пределы физиологического смысла, чтобы отразить их многоуровневую природу и интегрирующую функцию.
Е.П. Ильин отметил интегрирующую функцию состояний в формировании функциональных систем и представил ФС как «реакцию функциональных систем и организма в целом на внешние и внутренние воздействия с целью достижения полезного результата» [7]. При этом за полезный результат они понимали достижение как биологических (безопасность, обеспечение жизнедеятельности организма и др.), так и различных социальных целей.
Функциональный статус складывается из двух качественно разных сторон - объективной и субъективной. Объективная сторона связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза. Под субъективной стороной функционального состояния понимаются психические явления, восходящие к личностным образованиям. В настоящее время общепризнан личностный принцип регулирования состояний и деятельности.
Личностные механизмы регуляции состояний очень разнообразны, их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «любимых переживаний», от способности нейтрализовать негативные эмоциональные следы, от уровня развития определенных эмоций. Волевые качества, возможно, влияют на особенности регуляции ФС, а также на психофизиологический статус личности. Следует отметить, что у человека выражена субъективная сторона функционального состояния, поскольку в процессе адаптивной перестройки обычно происходят сильные субъективные сдвиги.
В своей работе Н.Н. Данилова предприняла попытку анализа основных методологических вопросов психофизиологии функциональных состояний. По мнению автора, широкое использование термина ФС в различных областях науки объясняется тем, что в различных сферах жизнедеятельности человека успех его работы, образования, творчества, физического и психического здоровья во многом зависит от ФС человека [3].
Часто встречающееся определение ФС как фоновой активности нервных центров, в которых осуществляется та или иная конкретная деятельность человека, носит очень общий характер и не отражает адекватно сам термин. Следовательно, ФС следует рассматривать как особое психофизиологическое явление со своими закономерностями, которое заложено в архитектуре модулирующих функциональных систем и проявляется на биохимическом, физиологическом, поведенческом и психологическом (субъективном) уровне.
Такой взгляд на ФС подчеркивает важность изучения его собственных регуляторных механизмов. Приведенный выше анализ литературы указывает на расхождения во взглядах различных авторов на функциональное состояние. В то же время междисциплинарный характер исследования требует расширения и уточнения употребления этого термина. С одной стороны, существует устоявшееся представление о физиологической концепции ФС как деятельности мозга или организма. С другой стороны, функциональное состояние рассматривается как система, включающая объективные компоненты (физиологические процессы) и субъективные (психические явления).
Возможно, ответ на противоречия, возникшие во взглядах на ФС как на деятельность физиологических систем и как на психофизиологическое явление, заключается в разделении таких понятий, как функциональное состояние организма и функциональное состояние человека.
Психологический словарь определяет эти понятия [2]:
Функциональное состояние организма - это интеграция деятельности различных физиологических систем, которая определяет характеристики выполнения деятельности. ФС имеет тонизирующий компонент - базовый уровень активности основных физиологических систем (общий обмен веществ, гормональный статус, соотношение активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы) и фазовые компоненты, которые образуются при необходимости выполнения из определенных видов деятельности.
В процессе деятельности различают работоспособность, связанную с ФС (умственную и физическую), напряжение и степень утомления (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер).
Функциональное состояние человека - это интегральная характеристика человека в отношении эффективности выполняемых им действий и систем, задействованных в их реализации, в соответствии с критериями надежности и внутренними затратами на деятельность.
Классификация ФС человека основана на прагматических и содержательных критериях. Различают оптимальные и неоптимальные типы ФС человека; острые, хронические, пограничные. К важнейшим качественно специфическим классам ФС человека относятся состояние оптимальной работоспособности, утомляемость, монотонность, различные формы физиологического и психологического стресса [8].
Таким образом, понятие «функциональное состояние организма» отражает физиологический смысл, а функциональное состояние человека - системное психофизиологическое явление.
2. Методы диагностики функциональных состояний
Пределы допустимого снижения эффективности рабочих процессов и мероприятий определяются в зависимости от требований задач. Таким образом, работа оператора при посадке самолета должна отвечать повышенным требованиям, так как ширина коридора снижения значительно сужается по сравнению с коридором горизонтального полета. И в этих условиях разрешенные ранее «изменения ФС» с точки зрения точности слежения могут стать в терминологии авторов «сменами ФС», свидетельствующими о срочном ухудшении работы оператора. Они требуют срочного внешнего вмешательства, чтобы исключить опасную ситуацию, связанную с развитием неблагоприятного для оператора функционального состояния [10].
Поскольку оценка эффективности мероприятий зависит от выбранного критерия, который допускает только определенную частоту ошибок при выполнении определенной задачи, выводы об «изменениях» и «сдвигах» в ФП напрямую зависят от вида выполняемой деятельности и указанного критерия.
В связи с этим метод диагностики ФС, установленный для конкретной работы, не может быть распространен на другие типы работ и типы задач. Поэтому не случайно авторы данного подхода отмечают, что изучение ФС имеет смысл только применительно к определенному виду деятельности (В.И. Медведев, А.Б. Леонова). И разработка, и создание методов диагностики ФС профессионалов, независимо от того, какую работу они выполняют, им кажется задачей, для которой нет решения [14].
Особенностью подхода к диагностике ФС, предложенного В.И. Медведевым и А.Б. Леоновой, является его ярко выраженная прагматическая направленность. Метод оценки ФС по эффективности деятельности, несомненно, полезен на практике, так как предотвращает развитие нежелательных ФС у человека как для производственного процесса, так и для его личной безопасности. Однако метод оценки ФС по эффективности деятельности не очень чувствителен к изменениям ФС и в целом подходит для выявления наиболее заметных и серьезных изменений в нем.
В контексте рассматриваемого подхода функциональное состояние оценивается через эффективность работы и, таким образом, само функциональное состояние преобразуется в деятельность. Это не считается обособленным явлением со своими законами и конкретными показателями.
Сторонники «физиологического» подхода считают, что в организме существует множество физиологических реакций, отражающих изменения фоновой активности центральной нервной системы. Это частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота и глубина дыхания, скоростные характеристики двигательных реакций, изменения ЭЭГ и т.д. [14].
Поэтому они предлагают оценивать ФС, используя комплекс взаимосвязанных физиологических реакций, и рассматривать изменения ФС как переход от одного реакционного комплекса к другому. Перед лицом таких взглядов диагностика и идентификация ФС представляются как решение проблемы распознавания многомерного вектора, компонентами которого являются различные физиологические показатели или реакции (А.А. Генкин, В.И. Медведев и др.).
Поиск и постоянный поиск новых ответов - разумная основа, поскольку существуют уникальные комбинации ответов, которые соответствуют определенным ФС. Кроме того, с увеличением количества регистрируемых физиологических параметров достигается более детальное понимание процессов, характеризующих конкретную исследуемую ФС.
Однако определение ФС списком различных эмпирически обнаруженных реакций имеет свои пределы, поскольку связь этих реакций с реальными механизмами образования функциональных состояний остается неясной.
Приведенные выше определения ФС по сложным физиологическим реакциям или по успешности производственных процессов, выполняемых человеком, имеют существенный недостаток.
С таких позиций можно распознать только изменения в состоянии человека, но ничего нельзя сказать о самом функциональном состоянии, поскольку нейрофизиологические механизмы его регуляции остаются вне поля зрения. В этом случае определение содержания термина «состояние» по существу заменяется описанием сдвигов, которые происходят при изменении состояния. В то же время эта позиция по существу негласно отрицает существование независимого нейрофизиологического механизма с функцией регуляции ФС. Однако многочисленные нейрофизиологические данные противоречат этой точке зрения [4].
Исследование ретикулярной формации с ее активирующими и инактивирующими частями, а также лимбической системы, от которой зависит мотивационное возбуждение, дает основание отнести ее к особому классу функциональных систем, выполняющих функции модуляции в головном мозге. ФС - это результат, который достигается за счет специфического взаимодействия таких функциональных систем.
Таким образом, функциональное состояние следует рассматривать как особый психофизиологический феномен со своими собственными закономерностями, который встроен в архитектуру модулирующих функциональных систем и проявляется на биохимическом, физиологическом, поведенческом и психологическом (субъективном) уровне. Такой взгляд на функциональное состояние подчеркивает важность изучения собственных регуляторных механизмов. И только на основе знания реальных процессов управления ФС можно разработать адекватные методы диагностики ФС, наиболее совместимые с его основными законами.
Рассмотрение ФС как самостоятельного психофизиологического феномена ставит задачу исследования собственных нейрофизиологических механизмов обеспечения и регуляции ФС.
Рассмотрим методы диагностики функциональных состояний.
1. Методика САН (самочувствие, активность, настроение) [7]. Методика предложена В. А. Доскиным с соавторами (1973) и состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в три категории — самочувствие, активность и настроение.
Инструкция. На выданном бланке вам нужно выразить оценку своего состояния по каждой позиции в баллах в соответствии с имеющейся шкалой (зачеркните соответствующую цифру). Если вы не можете определить свое состояние по какой -нибудь позиции, то зачеркните 0.
Ответы оформляются в бланке для регистрации ответов.
Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов по каждой категории, для чего цифры шкалы переводятся в 7 -балльную оценку: по позициям 1,2,5-8, 11-14, 17-20, 23-26, 29, 30 - от 7 до 1 балла, а по позициям 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 - от 1 до 7 баллов.
Самочувствие определяется по сумме баллов, набранной по позициям 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность определяется суммой, набранной по позициям 3, 4, 9, 10,15,16,21,22,27,28.
Настроение выражается суммой, набранной по позициям 5, 6, 11, 12,17,18,23,24,29,30.
Норма находится в пределах 50-55 баллов.
2. «Зрительно-аналоговая шкала для оценки состояния тревоги» [7]. Методика взята Е.П. Ильиным из статьи Э. Р. Хорнблоу (1983) и представляет один из вариантов зрительно-аналоговой шкалы, описанной в 1923 г. 3. Фрейдом. Методика идеально подходит для частых повторных измерений и может быть использована для самооценки любых других состояний.
Испытуемому предъявляется линия длиной 100 мм, после чего дается следующая инструкция.
Инструкция. Пожалуйста, поставьте крест на линии, показ анной вам, чтобы обозначить, как вы себя сейчас чувствуете. Отметка в крайнем левом конце будет означать, что вы совсем не чувствуете тревоги. Отметка в крайнем правом конце будет означать, что вы чувствуете себя наиболее тревожно, как только можете себе представить. Отметка ближе к центру будет означать, что вы чувствуете умеренную тревогу. Пожалуйста, укажите на линии ваш уровень тревоги в данный момент - совсем не тревожен, очень тревожен.
Показатель тревоги подсчитывается в мм расстояния от отметки, сделанной испытуемым до левого конца шкалы, т. е. от нуля.
3. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник» [7]. Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для выявления эмоциональных состояний «здесь и сейчас». Она может использоваться в процессе учебных занятий и трудовой деятельности.
Достоинством методики является быстрая фиксация состояний в их динамике.
Инструкция. Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент, и пометьте любым знаком на этой шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент состояния.
Шкалы градусника соответствуют следующим состояниям: восторженному, радостному, светлому (приятному); спокойному, уравновешенному; безразличному, скучному, дремотному; раздраженному, пресыщенному.
Интерпретация данных. Расположение знака до 36° соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37° — средней выраженности состояния, от 37 до 38° — высокой выраженности, а от 38 до 39° — очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.
4. Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» [7]. Методика разработана Н. П. Фетискиным и предназначена для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент.
Инструкция. На бланке изображены девять мимических масок, отображающих различные эмоциональные состояния. Вам нужно сопоставить свое теперешнее эмоциональное состояние с эталонными масками и после этого на листе бумаги указать номер той из них, которая в большей степени совпадает с вашим настроением. Тут же буквой обозначьте степень выраженности вашего эмоционального состояния: а — оно выражено несколько больше других, б — выражено сильно, в — выражено очень сильно.
Обработка данных. Для обработки и анализа результатов необходимо пользоваться ключом, в котором пронумерованным маскам соответствуют следующие эмоциональные состояния:
1) спокойное, уравновешенное;
2) светлое, приятное;
3) безразличное;
4) скучное;
5) радостное;
6) неудовлетворенное;
7) дремотное;
8) восторженное;
9) пресыщенное.
3. Способы управления функциональными состояниями
Обеспечение эффективности выполнения профессиональных задач, охраны труда и поддержания профессионального здоровья требует создания условий для поддержания производительности на требуемом уровне.
Поддержание (повышение) работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирования благоприятных условий возможно за счет:
- Создание системы обеспечения профессиональной квалификации квалифицированных рабочих (разработка методов и показателей их отбора и обучения);
- Разработка эргономических рекомендаций по устройству, компоновке и работе системы «человек-машина-среда» с учетом психологических, физиологических, антропометрических и других возможностей человека по средствам, содержанию, условиям и организации деятельности;
- Обоснование и применение методов и средств прямого воздействия на конкретного специалиста, которые могут быть сгруппированы в классы по содержанию, способу применения, механизмам воздействия.
Чтобы поддерживать производительность на уровне, соответствующем выполняемым задачам, объект работ должен иметь индикаторы его функционального состояния, т.е. сохранять психические и физиологические свойства в оптимальных рамках [15].
Для этих целей используются организационные, психологические, физические, физиологические, гигиенические и фармакологические методы управления функциональными состояниями.
Организационные приемы заключаются в индивидуальной регламентации работы с учетом индивидуальных особенностей субъекта. Высокая рабочая нагрузка не должна приводить к функциональным перенапряжениям. Режим работы и отдыха должен исключать возможность пересмотра. Для этого необходимо использовать как элементы пассивного отдыха (более длительный сон, чтение литературы), так и комфортные физические нагрузки (плавание, ходьба). Очень важно регулярно чередовать умственную и физическую работу. Прием пищи должен осуществляться в определенное время в специально созданных условиях.
Психологические приемы - это прежде всего наличие комфортного психологического климата в организации, который включает доброжелательные межличностные и подчиненные отношения, а также удовлетворенность уровнем материальной и моральной мотивации. Кроме того, необходимо использовать специальные методы, такие как аутогенная тренировка и психосоматическая регуляция, при которых благодаря словесным формулам человек добивается расслабления мышц, расширения сосудов, контроля дыхания и частоты сердечных сокращений. Также можно использовать методы рефлексологической манипуляции (электрический ток, массаж, лазер, иглоукалывание) на биологически активных точках и участках кожи. Все это позволит снять нервно-психическое напряжение, явления переутомления и переутомления, быстро повысить его работоспособность [18].
Физические приемы включают элементы активного отдыха (упражнения, походы, рыбалка), специальные физические упражнения и спорт, а также оздоровительные процедуры, такие как лечебный душ, ванны, сауны и массаж.
К физиолого-гигиеническим методикам относятся различные виды закаливания тела и специальные процедуры (магнитотерапия, электростимуляция нервно-мышечного аппарата, кислородное дыхание, криосауна, грязелечение, галотерапия).
Фармакологические методы заключаются в назначении психоседативных (седативных) препаратов, мобилизующих резервные возможности организма, препаратов, улучшающих обменные процессы, и препаратов, препятствующих действию на организм вредных факторов.
Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний представлены в таблице 1.
Наиболее доступным и эффективным средством предотвращения дисфункции и поддержания высокой производительности для некоторых профессий является регулирование трудового законодательства с учетом индивидуальных особенностей того или иного вида деятельности. Такой подход к организации труда и отдыха должен учитывать загруженность (ее объем, тяжесть), текущее функциональное состояние человека, его профессиональный опыт и готовность, уровень мотивации и волевых качеств, а также резервные возможности тела [22].
Уровень нагрузки не должен приводить к функциональной перегрузке, но следует иметь в виду, что превышение уровня комфорта в определенной степени оказывает эффект обучения и развития и обеспечивает дальнейшее повышение эффективности. Выбор формы и содержания отдыха определяется характером причин и признаков дисфункции. Если вы очень устали, показано использование пассивного отдыха (более длительный сон, чтение литературы, просмотр телевизора и т.д.). Основной принцип активного восстановления - периодическая смена активности, чередование умственной и физической работы.
Одним из методов психогенного управления функциональным состоянием является аутогенная тренировка, различные варианты которой нашли широкое применение в клинической практике, спортивной психологии и физиологии труда. На основе аутогенной тренировки был создан метод психосоматической саморегуляции, в котором все словесные формулы разделены на отдельные уроки и имеют свое конкретное назначение - расслабление (расслабление) мышц, произвольное расширение сосудов (представление чувства тепла), произвольный контроль дыхания, ЧСС и др.
Таблица 1.
Классификация приемов управления функциональным состоянием
Форма воздействия Средства и методы
Организационные — индивидуальная регламентация труда: рабочая нагрузка, режим труда, отдыха и питания;
Психологические, психофизиологические — психогенные: аутотренинг, психосоматическая саморегуляция, гипноз, функциональная музыка и цветомузыка;
— рефлексологические воздействие (электротоком, массажем, лазе ром) на биологически активные точки и зоны кожи;
Физиолого-гигиенические — дыхание кислородом и искусственными газовыми смесями, ускоренная температурная адаптация, регуляция среды обитания (динамическая освещенность и др.), закаливание организма;
— электростимуляция нервно-мышечного аппарата и электротранквилизация активности коры головного мозга, воздействие электромагнитным излучением;
Фармакологические — стимуляторы центральной нервной системы, транквилизаторы, адаптогены, психоседативные (успокаивающие) препараты;
Физические — общая и специальная физическая подготовка, спорт;
— активный отдых: физзарядка, турпоходы, пешеходные прогулки, рыбалка и т. п.;
— массаж, душ, ванны, сауна
Основная задача тренинга - овладеть тремя методическими приемами:
1) аутогенная релаксация, предназначенная для самоуспокоения и снятия чрезмерного нервно-психического стресса;
2) аутогенная стимуляция, направленная на снятие усталости или улучшение работоспособности психологическим путем;
3) расслабляющая двигательная тренировка для формирования образного представления о состоянии мастерства работы при выполнении рабочих заданий.
В настоящее время в науке имеется достаточно большое количество фармакологических средств, помогающих скорректировать функциональное состояние и повысить эффективность. Для этого можно использовать различные препараты:
- для мобилизации резервных возможностей организма - стимуляторы центральной нервной системы (феналин, сиднокарб и др.);
- для улучшения обменных процессов, нормализации энергетического баланса - психоэнергетики (Амивис, Бемитил и др.);
- для предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на организм - Актопротекторы (Бромантин, Бемитил и др.);
- для ускорения и закрепления эффектов адаптации организма - адаптогены (корень женьшеня, элеутерококк и др.);
- для регулирования эмоционального состояния - седативные средства (триоксазин, мебикар и др.).
Следует отметить, что использование фармакологических средств целесообразно только в качестве временной меры для сохранения или повышения трудоспособности в особых условиях труда и должно проводиться по назначению врача с учетом индивидуальных особенностей человека.
Заключение
Понятие функционального состояния (ФС) широко используется в психологии, физиологии, технике, эргономике и т. д. Это объясняется прежде всего тем, что в самых различных сферах деятельности человека успешность его труда, обучения, творчества, физическое и психическое здоровье в значительной мере зависят от ФС человека.
Исследование функционального состояния человека занимает приоритетное место в современной науке. Однако, несмотря на многочисленные исследования в данной области, до сих пор нет ни одной унифицированной методики и критериев для качественной оценки функционирования организма человека. Существующие в настоящее время методы исследования функционального состояния человека являются либо недостаточно эффективными, либо высокоспецифичными к какому-либо одному состоянию организма. Работу исследователя ограничивает еще и тот факт, что значительная часть методов характеризуется узко направленным спектром выявляемой информации и, в большинстве случаев, невозможностью интегрального суждения о состоянии организма в целом.
Контролируя и управляя ФС, человек может решать многие важные задачи, такие, как оптимизация производственного процесса, нормирование труда, определение допустимых физических и нервных нагрузок, повышение устойчивости к стрессу, проведение профилактики профзаболеваний, а также задачи, связанные с профотбором и профориентацией и др. Но для этого необходимо владеть методами диагностики ФС и знать те природные механизмы, на основе которых осуществляются регуляция и управление ФС. Освоение человеком новых жизненных пространств — космических, подводных, проникновение его в Арктику, в недра Земли — связано с развитием особых ФС, характерных для экстремальных, необычных и особо напряженных условий. Это ставит дополнительные задачи перед психофизиологией ФС.
Список литературы
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
2. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. Изд-во: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб, 2008.
3. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / Н.Н. Данилова. – М.: МГУ, 1989. – 237 с.
4. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г. Дикая. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. — 318 с.
5. Ильин Е.П. Теория функциональных систем и психофизиологических состояний // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978. С. 325-347.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб, Питер, 2001. – 752 с.
7. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 412 с.
8. Кирой В.Н. Локальные и дистальные биоэлектрические явления как отражение различных аспектов интегративной деятельности мозга // Принципы и механизмы деятельности мозга человека: II Всесоюз. конф. Л., 1989. С. 125.
9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - Москва : Акад. проект, 2009. - 943 с.
10. Котляр Б.И., Тимофеева Н.О. Проблема состояний мозга в свете идей А.А. Ухтомского и данных современной нейрофизиологии // Учение А.А. Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология: сб. науч. тр. Л., 1990. С. 203-217.
11. Кузнецова А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: ресурсы профессионального развития // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. Вып. 5.- С. 329—358.
12. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
13. Левитов Н.Д. Монотонная работа. М., 1924.
14. Леонова А.Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2007. - № 1. C. 87—103.
15. Линдсли Д.Б. Ретикулярная система и процесс раздельного восприятия // Ретикулярная формация мозга. Н., 1962. С. 451-470.
16. Мясищев В.Н. О типах поведения и типах нервных систем // Вопр. изучения и воспитания личности. М., 1932. Вып. 3-4.
17. Нечаев А. П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. — Изд. 3-е. — Пг. : Тип. П. П. Сойкина, 1917. — 283 с.
18. Павлов И.П. Полн. собр. тр.: в 5 т. М.; Л., 1949. Т. 3.
19. Психическое утомление: Экспериментально-психологические исследования педагогического и профессионального труда / Под ред. проф. А. П. Нечаева. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929 (М.: Тип. "Красный пролетарий"). - 178 с.
20. Рузер Е. И. Психологические методы исследования утомления // Психофизиология труда. Л., 1927. Выи 2.
21. Соколов Е.Н. Представление функциональных состояний точками в многомерном пространстве // Функциональные состояния. М., 1978. С. 53-54.
22. Титова М.А. Эффективность саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности в особых условиях труда // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»: Материалы участников съезда. М.: Российское психологическое общество, 2012. - Т. I. - С. 468.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)

Контрольная, Проектный менеджмент

Срок сдачи к 8 дек.

только что

Решить задачки

Решение задач, Информатика

Срок сдачи к 7 дек.

1 минуту назад
2 минуты назад

Составить иск и отзыв

Контрольная, Литигация

Срок сдачи к 8 дек.

6 минут назад

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

Курсовая, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Реферат, Физическая культура

Срок сдачи к 6 дек.

10 минут назад

выполнить два задания по информатике

Лабораторная, Информатика

Срок сдачи к 12 дек.

10 минут назад

Решить 5 задач

Решение задач, Схемотехника

Срок сдачи к 24 дек.

12 минут назад

Решите подробно

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 7 дек.

12 минут назад

по курсовой сделать презентацию срочно

Презентация, Реклама и PR

Срок сдачи к 5 дек.

12 минут назад
12 минут назад

Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант

Курсовая, Схемотехника

Срок сдачи к 20 янв.

12 минут назад
12 минут назад

1 эссе, 2 кейс задачи и 1 контрольная работа

Эссе, Философия

Срок сдачи к 6 дек.

12 минут назад

Нужен реферат на 10 листов

Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем

Срок сдачи к 11 дек.

12 минут назад

Сделать 2 задания

Решение задач, Базы данных

Срок сдачи к 20 дек.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.