Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Феномен тревожности: возрастной аспект.

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3357157

500 руб.

Просмотров
2991
Размер файла
2.69 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u АННОТАЦИЯ PAGEREF _Toc77800514 \h 3ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc77800515 \h 4ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ PAGEREF _Toc77800516 \h 61.1. Психологическая характеристика феномена тревожности PAGEREF _Toc77800517 \h 61.2. Особенности проявления тревожности PAGEREF _Toc77800518 \h 9Выводы по главе 1 PAGEREF _Toc77800519 \h 12ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ PAGEREF _Toc77800520 \h 142.1. Организация и методы исследования PAGEREF _Toc77800521 \h 142.2. Результаты исследования уровня тревожности у младших школьников до проведения коррекционных мероприятий PAGEREF _Toc77800522 \h 18Выводы по главе 2 PAGEREF _Toc77800523 \h 23ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc77800524 \h 24СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc77800525 \h 26Приложение А PAGEREF _Toc77800526 \h 29
АННОТАЦИЯДанная выпускная квалификационная работа посвящена изучению феномена тревожности в возрастном аспекте. В данную курсовую работу входит: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Введение раскрывает актуальность исследования по выбранному направлению, определяются объект, предмет научных поисков, ставится цель и задачи, указывается методическая база исследования, его теоретическая и практическая значимости.
В первой главе был проведен анализ психолого-педагогических источников по теме исследования, было раскрыто понятие и особенности проявления тревожности.
Во второй главе описана процедура эмпирического исследования и проведенная диагностика тревожности у подростков. В экспериментальном исследовании приняли участие подростки в возрасте 15-16 лет.
Данная работа показывает необходимость проведения дальнейшего исследование с целью коррекции тревожности у подростков.
В заключении были сформулированы основные выводы, где описывается значимость полученных результатов.

ВВЕДЕНИЕВ последнее время увеличилось число подростков с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии тревожности, напряженности, вызванными чувством незащищенности, беспомощности. Подобные негативные эмоциональные состояния у подростков являются серьезной психологической проблемой и проявляются стойким чувством печали и потерей интереса к какой-либо деятельности, что отражается на мыслях, чувствах и поведении подростка.
Наиболее распространенными негативными эмоциональными состояниями у подростков являются тревожность, агрессивность, стресс.
Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворительными возрастными потребностями человека. Консолидация и усиление тревожности происходит через механизм «замкнутого психологического круга», который приводит к накоплению и углублению негативного эмоционального опыта, который, в свою очередь, создает негативные прогностические оценки и во многом определяет модальность реальных переживаний, способствует увеличению и поддержанию тревожности.
Тревога имеет сильную возрастную специфику, которая проявляется в ее источниках, содержании, формах выражения компенсации и защиты. Для каждой возрастной группы есть определенные области, объекты реальности, которые вызывают повышенное беспокойство у большинства людей, независимо от того, существует ли реальная угроза или беспокойство. Эти «пики возрастной тревожности» являются результатом важнейших социогенных потребностей. Очень важно испытывать тревогу в школьном возрасте. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальную «критическую точку» для каждого ребенка, после которой оно начинает оказывать скорее разрушительный, чем мобилизующий эффект.
Таким образом, исследование феномена тревожности, является актуальной проблемой. Поэтому, темой нашей работы, является «Феномен тревожности: возрастной аспект».
Объект исследования: состояние тревожности, как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности протекания тревожности.
Целью исследования явилось исследование проявления тревожности, с учетом возраста человека.
В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:
Изучить психологическую характеристику феномена тревожности.
Изучить особенности проявления тревожности в возрастном аспекте.
Описать методы психологической диагностики.
Изучить особенности проявления тревожности у подростков.
В процессе исследования нами были использованы методы библиографического анализа психологических идей, метод тестирования и математической обработки данных.
В качестве тестового метода исследования, использовались следующие методики:
- «Шкала тревожности» по методике Р. Кондаша
- Шкала тревожности Сирса .
- «Дерево» (автор Д.Лампен) в адаптации Л.П. Пономаренко
База исследования: МОУ Фировская средняя общеобразовательная школа, пгт Фирово
Структура работы: состоит из двух глав, введения, заключения.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ1.1. Психологическая характеристика феномена тревожностиПроблема тревожности занимает особое место в современной научной сфере. Поэтому неудивительно, что очень большое количество исследований посвящено этой проблеме не только в психологии и психиатрии, но также в биохимии, физиологии, философии и социологии.
Рассматривая разновидности тревожности, следует отметить, что существуют такие разновидности, как:
- стойкая тревога в любой сфере (тестовой, межличностной, окружающей и т. д.) - обычно называемая специфической, частной, частичной;
- Общая, генерализованная тревожность, свободно меняющие предметы в зависимости от изменения их значения для человека. В этих случаях личное беспокойство проявляется только в форме общего утверждения.
Большое внимание в литературе уделяется также специфическим, специфическим видам тревожности у детей:
- школьная тревога;
- тревога ожиданий в социальном общении [Прихожан 2016: 138].
За этим последовало исследование так называемой «компьютерной» тревожности.
Одна из основных проблем, которая важна для понимания причин тревожности, - это проблема определения ее источника. В настоящее время существует в основном два типа источников стойкой тревоги:
- длительная внешняя стрессовая ситуация, возникающая в результате частого переживания тревожности (Ю. Л. Ханин, Ч. Д. Спилбергер и др.) [Спилберг 2003: 241];
- внутренне-психологические и / или психофизиологические причины.
Вопрос о том, возникают ли разные типы тревожности под влиянием этих разных источников или это одно и то же явление, анализ причин которого проводится на разных уровнях или хронологически разделен во времени, является относительно сложным и до сих пор не имеет четкого решения.
Тревожность возникает, когда оценка внешней угрозы сочетается с идеей о том, что не может быть найдено подходящих средств для ее преодоления, а ее предотвращение и коррекция рассматриваются как обучение «переоценке ситуации» [Леонтьев 2003: 47].
Продолжительное и повторяющееся воздействие стрессовой ситуации с соответствующей индивидуальной оценкой считается основным источником невротических и предневротических состояний, включая тревожность.
Таким образом, важным моментом для понимания тревожности является локализация вызывающего ее конфликта в области собственных представлений человека. Тревожность - это сигнал, предупреждающий о наступлении возможных деформаций в личностном развитии, который является сигналом о том, что человек начинает нарушать восприятие реальности, чтобы поддерживать привычный образ самого себя.
Зигмунд Фрейд выделил три типа тревожности [Фрейд 2017: 24]:
- Реальный страх-тревожность, связанный с опасностью во внешнем мире.
- Невротическая тревожность-тревожность, связанная с неизвестной и неопределенной опасностью.
- Моральная тревожность - так называемое «беспокойство совести», связанное с опасностью, исходящей от Супер-эго.
В зависимости от сферы возникновения различают:
Личная тревожность - тревожность в определенной сфере, связанная с чем-то постоянным (школа, экзамен, межличностная тревога и т. д.)
Общая тревожность - тревожность, которая свободно меняет свои объекты вместе с изменением их значения для человека.
В зависимости от адекватности ситуации различают:
Адекватная тревожность - отражает неблагополучие человека.
Неадекватная тревожность - тревога, проявляющаяся в безопасных для человека областях реальности.
В обзоре литературы выделяются следующие основные типы тревожности:
- открытая и скрытая тревожность [Прихожан 2016: 172];
- мобилизационная и релаксационная тревожность [Левитов 2011: 22];
- личностные - «тревожность характера» и ситуативная тревожность (Ч.Спилбергера) [Спилберг 2003: 218];
- нормальная и невротическая тревожность) [Обухова 2018: 184];
- «связанная» тревожность и «разлитую, свободно витающую» [Фрейд 2017: 204];
- ситуативная тревожность-межличностная, внутригрупповая, активность;
- адекватная и неадекватную тревожность - в ситуации общения у подростков [Божович 2018: 196 ];
- тревожный дискомфорт и «я-тревожность», вызванные недостатком уважения и чувства собственного достоинства.
Ситуативно изменчивые проявления тревожности называются ситуативной тревожностью, а черта человека, испытывающего этот тип тревожности, называется «ситуативной тревожностью». Субъективно это состояние окрашено такими негативными эмоциями, как тревожность, нервозность, беспокойство и напряжение. Оно вызвано эмоциональной реакцией на стрессовую ситуацию, характеризуется значительной динамикой во времени и может варьироваться по интенсивности.
Итак, есть два основных типа беспокойства:
- ситуативная тревожность, которая порождается конкретной ситуацией, объективно вызывающей тревогу. Такое состояние может возникнуть у любого человека в ожидании возможных проблем и жизненных осложнений. Это состояние не только вполне нормально, но и играет положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизационным механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
Скорее ненормально было бы снижение ситуативной тревожности, когда перед лицом серьезных обстоятельств, человек проявляет невнимательность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
- личностная тревожность. Это можно рассматривать как личную черту, которая проявляется в постоянной тенденции испытывать тревогу в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в тех, которые объективно ее не имеют. Для него характерно состояние необъяснимого страха, смутное ощущение угрозы и готовность воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный этому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, имеет сложные контакты с окружающим миром, который воспринимается как устрашающий и враждебный. Склонность к подобным эмоциональным состояниям закрепляется в процессе формирования характера и способствует созданию заниженной самооценки и мрачного пессимизма [Обухова 2018: 184].
Поэтому тревожность классифицируется по разным основаниям. Однако в целом все типы тревожности можно разделить на два основных типа: 1) ситуативная тревожность, которая порождается определенной ситуацией, объективно вызывающей тревогу; и 2) личностная тревожность, как личная черта, проявляющаяся в постоянной тенденции испытывать тревогу в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в тех, которые не являются объективными.
1.2. Особенности проявления тревожности
Проявления тревожности могут носить соматический и поведенческий характер. Соматические проявления касаются изменений во внутренних органах, системах организма: ускоренное сердцебиение, неровное дыхание, дрожание конечностей, скованность движений. Может повышаться артериальное давление, возникать расстройства желудка.
На поведенческом уровне проявления повышенной тревожности еще более разнообразны и непредвиденны. Они могут колебаться от полной апатии и безынициативности к демонстративной агрессии. Часто это происходит при заниженной самооценке. Заниженная самооценка в большинстве случаев присуща людям с личностной тревожностью, застревающим и педантичными типами акцентуации характера. В результате возникает пониженный фон настроения, закрепляется комплекс неполноценности [Волков 2019: 97]. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность, искаженное восприятие окружающих.
Бессознательно маскируя свою тревожность, человек провоцирует негативное к себе отношение, что усложняет и без того тяжелое внутреннее состояние.
Одно из более частых проявлений тревожности – апатия и вялость. Конфликт между противоречивыми стремлениями разрешается за счет отказа от любых стремлений. Апатия часто является следствием безуспешности других механизмов преодолеть тревожность. Маска апатии еще более обманчива, чем маска агрессии. Демонстративная инертность, отсутствие живых эмоциональных реакций мешают распознать тревогу и внутренние противоречия, которые привели к развитию состояния тревожности.
Тревожность может выступать причиной снижения работоспособности, создавать трудности в общении и способствовать снижению адаптационных ресурсов. Ее негативное влияние на человека заключается в отрицательном воздействии на здоровье и на личностное развитие.
Возрастание уровня тревожности приводит к нарушению привычной жизни человека, лежит в основе нарушения социальных связей с окружающими.
Повышенная тревожность отрицательным образом влияет на результаты деятельности, что только усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому тревожное состояние могут испытывать даже те люди, у которых все внешне складывается благополучно, нет видимых проблем, они ответственно относятся к учебе или работе, участвуют в общественной жизни, соблюдают определенные правила.
Каждому человеку свойственен свой оптимальный уровень тревожности, которую называют полезной. При этом адекватная оценка человеком своего состояния характеризует развитие самоконтроля и самовоспитания, а повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия [Петровский 2019: 134].
Экспериментальное изучение влияния тревжности на эффективность деятельности дает однозначные результаты. Данные свидетельствуют о том, что тревожность может способствовать успешной деятельности в относительно простых для человека ситуациях, а препятствовать в сложных.
Тревожность как сигнал опасности привлекает внимание к возможным трудностям, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучших результатов. Поэтому оптимальный уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к реальности (адаптивная реальность). Полное отсутствие тревожности препятствует нормальной адаптации и мешает продуктивной деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.
Как показали Кэттелл и И. Шейер, высокий уровень тревожности снижает успешность профессиональной деятельности. Повышенная личностная тревожность отрицательно влияет на музыкантов, спортсменов и другие виды деятельности. Кроме того, подобные люди менее устойчивы к монотонной работе, чем лица с низкой тревожностью. Однако и низкая тревожность может обусловливать плохую эффективность деятельности. Все зависит, по видимому, от вида работы, которой человек занимается.
Тревожность влияет и на стиль деятельности. Н.А. Буксеев показал, что высокая тревожность чаще встречается у людей с мягким (либеральным) стилем деятельности, чем у жестких (автократичных). Замечено, что люди с высокой личностной тревожностью обладают более низкой самооценкой и авторитарным стилем основной деятельности (проводились исследования учителей), избегают социальных контактов.
В противоположность им люди с низким нейротизмом уверены в себе и стремятся к активному общению с людьми. По мнению Е.П. Ильина, есть основания предполагать, что тревожность играет роль в естественном отборе для некоторых видов деятельности, в частности по определенным видам сорта. Так, например, нет спортсменов с высокой тревожностью в парашютном сорте, причем, как среди мастеров, так и среди новичков.
Таким образом, тревожность в возрастном аспекте, а также в допустимых пределах может принести полезную эффективность в деятельности, а также нанести вред, в том числе и здоровью человека.
Выводы по главе 1Анализ психолого-педагогических источников литературы по проблеме тревожности с точки зрения современного научного подхода позволил сделать следующие выводы:
Под тревожностью понимается переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием проблемы, предчувствием неминуемой опасности. Чрезмерно высокий уровень тревожности считается дезадаптивной реакцией, которая проявляется как общая дезорганизация поведения и активности. Тревога - это сигнал, предупреждающий о наступлении возможных деформаций в личностном развитии, который является сигналом о том, что человек начинает нарушать восприятие реальности, чтобы поддерживать привычный образ самого себя.
Анализ источников, позволил сделать вывод, что тревожность в возрастном аспекте, а также в допустимых пределах может принести полезную эффективность в деятельности, а также нанести вред, в том числе и здоровью человека.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ2.1. Организация и методы исследованияАнализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования позволило определить направление для экспериментальной работы с подростками.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ Фировской Средней Общеобразовательной школы, пгт Фирово. Участниками в экспериментальном исследовании приняли подростки в возрасте 15-16 лет 9 А класса. Список участников приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Список участников
№ п/п ФИО участника возраст № п/п ФИО участника Возраст
1 Миша А. 15 8 Вера М. 16
2 Арина В. 15 9 Кирилл О. 15
3 Катя Д. 15 10 Алиса П. 15
4 Оля Е. 16 11 Света Р. 15
5 Алеся Ж. 15 12 Тимофей У. 15
6 Таня К. 16 13 Яна Х. 16
7 Артём Л. 15 14 Юля Я. 15
Данное эмпирическое исследование имело следующую структуру (рис.1).

Рис. 1 – Структура исследования
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить следующие актуальные диагностические методики на определение уровня тревожности среди младших школьников 2 «А» класса:
«Шкала тревожности» по методике Р. Кондаша
Шкала тревожности Сирса .
«Дерево» (автор Д.Лампен) в адаптации Л.П. Пономаренко
Методика «Шкала тревожности» (Методика Р. Кондаша)
Данная методика состоит из 30 вопросов, характеризующие чувство страха или тревожности в определенных ситуациях. В данном случае, испытуемый должен ответить положительно или отрицательно. После чего ответы анализируются экспериментатором и определяется уровень тревожности в соответствии с ключом:
- Высокий уровень тревожности – от 25 до 30 положительных ответов;
- Повышенный уровень тревожности – от 20 до 24 положительных ответа;
- Средний уровень тревожности – от 15 до 19 положительных ответов;
- Ниже среднего уровень тревожности – от 8 до 14 положительных ответов;
- Низкий уровень тревожности – от 0 до 8 положительных ответов.
Шкала тревожности Сирса
Данная методика содержит 14 вопросов, при ответе на каждый из которых, учитель осуществляет градацию степени выраженности тревожности у каждого из учащихся, по четырех ступенчатой шкале: 0 – признак отсутствует; 1 – признак слабо выражен; 2 – признак достаточно выражен; 3 – признак резко выражен.
Методика «Дерево» (автор Д.Лампен) в адаптации Л.П. Пономаренко
Данная методика направлена изучить общее эмоциональное состояние подростка и его установки.
В данной методике ребятам предлагается рассмотреть человечков и их эмоции, определить, какой из нарисованных человечков их состоянию подходит на текущий момент больше всего и закрасить его красным цветом того, кем он себя видит в школе сейчас, а потом раскрасить зеленым цветом человечка, на месте которого он хотел бы себя увидеть (Рис. 2).

Рис. 2 – Тестовый материал
После этого ребенок подписывает тестовый лист и сдает экспериментатору, который дает оценку эмоциональному состоянию ребенка в соответствии с ключом к заданию, представленного в тестовом задании.
Таким образом, на основе данных методик было проведено эмпирическое исследование, а также нами был разработан план проведения экспериментального исследования, сформирована выборка участников, подобран психодиагностический материал, соответствующий цели исследования, возрастным критериям и особенностям проведения.

2.2. Результаты исследования уровня тревожности у младших школьников до проведения коррекционных мероприятийНа начальном этапе диагностики была проведена диагностика уровня тревожности по Методике «Шкала тревожности» по методике Р. Кондаша. Результаты представлены в таблице 3.
Сведем результаты в сводную таблицу 3.
Таблица 2 - Диагностика уровня тревожности по методике Р. Кондаша
Уровень Количество человек
Чел %
Высокий 3 21,4
Повышенный 4 28,6
Средний 2 14,3
Ниже среднего 3 21,4
Низкий 2 14,3
Результаты представим наглядно на рис. 3.

Рис. 3 – Результаты диагностики уровня тревожности по методике Р. Кондаша
Так мы видим, что в группе выявлен высокий уровень тревожности у 3 подростков, что составило 21,4%. Повышенный уровень тревожности выявлен у 4 человек, что составило 28,6% от общего числа группы. Средний уровень тревожности определен у 2 ребят, или 14,3%. Ниже среднего уровень выявлен у 3 ребят, что составило 21,4% от всей группы, а низкий уровень тревожности определен у 2 подростков или 14,3%.
Результаты диагностики показали, что в группе подростков преобладает высокий и повышенный уровень тревожности. Как правило в подростковый период, а именно в 15-16 лет, подростки испытывают страх перед будущим, так как некоторые после 9 класса идут получать профессии, кто-то завершает образовательную деятельность совсем, а кто-то идет учиться в 10-11 класс, поэтому, подростки в этот период, как правило испытывают повышенную тревожность, в связи с различными жизненными факторами, однако дети с повышенной тревожностью нуждаются в особом подходе к воспитанию.
Для получения наиболее объективной картины психоэмоционального состояния школьников, помимо непосредственной диагностики самих детей на предмет наличия у них ситуативной тревожности, обратимся к другим методам диагностики.
Следующим этапом было проведение диагностики по методике Сирса. Данная методика является средством изучения объективности уровня тревожности на основе опроса учителя относительно поведения детей. Результаты представим в таблице 3.
Таблица 3 – Выраженность тревожности в группе по опросу учителей
Уровень тревожности Чел. %
Нормальный 5 35,7
Повышенный 4 28,6
Высокий 5 35,7
Результаты диагностики наглядно можно представить на рисунке 4.

Рис. 4 – Выраженность уровней тревожности по методике Сирса
Результатом диагностики по методике Сирса стали следующие показатели. Средний уровень тревожности в группе составил 28,6 балла. Что соответствует среднему уровню тревожности, который распространяется от 20 до 30 баллов.
Большая часть школьников в группе имеют нормальный и повышенный уровень тревожности. Нормальный уровень был выявлен у 35,7% детей с группы. Повышенный уровень тревожности был выявлен у 28,6% детей. Высокую тревожность, по мнению учителей, имеют 35,7% учащихся.
В целом, уровень тревожности в группе находится в пределах средних значений.
На заключительном этапе данного исследования была проведена диагностика «Дерево» (автор Д.Лампен) в адаптации Л.П. Пономаренко. Результаты по методике «Дерево» представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Диагностика общего эмоционального состояния и установок по методике «Дерево»
Характеристика эмоционального состояния / установки Количество человек
Чел %
характеризует установку на преодоление препятствий 5 35,7
кризисное состояние, «падение в пропасть» 1 7,15
отстраненность, замкнутость, тревожность 3 21,4
комфортное состояние, нормальная адаптация 1 7,15
утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость 1 7,15
мотивация на развлечения 1 7,15
общительность, дружескую поддержку 2 14,3
Результаты представим наглядно на рисунке 5.

Рис. 5 – Результаты диагностики эмоционального состояния/установок, в %
Результаты диагностики эмоционального состояния и установок показало, что большинство детей имеет установку на преодоление препятствий, таких детей в группе 5 человек или 35,7%. По одному человеку из общего числа имеют такие характеристики как «кризисное состояние “падение в пропасть”», «комфортное состояние, нормальная адаптация», «утомляемость, слабость, небольшой запас сил, застенчивость» и «мотивация на развлечения», что составило по 7,15%. У троих ребят выявлена отстраненность, замкнутость, тревожность, что составило 21,4%. Двое ребят имеют установку «общительность, дружескую поддержку» 14,3%.
Таким образом, исследование уровня тревожности, показало, что уровень ситуативной тревожности у школьников находится на среднем уровне. В то же время, в отдельных случаях, примерно у 35,7% детей наблюдаются признаки наличия высокого уровня тревожности.
Выводы по главе 2На основе анализа психолого-педагогической литературы было проведено эмпирическое исследование, которое проводилась на базе МОУ Фировской Средней Общеобразовательной школы, пгт Фирово. В исследовании приняли участие 14 подростков 9 класса А в возрасте от 15 до 16 лет.
Исследование показало, что многие подростки имеют повышенную тревожность, которая, возможно основана на страхе перед окончанием 9 класса и предстоящим выбором о дальнейшем обучении или выборе профессии. Многим ребятам приходится терпеть переживания, тревожность и стресс. Таким ребятам требуется психологическая помощь в коррекции повышенной тревожности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении данного исследования можно сделать вывод, что поставленные задачи перед исследованием были решены.
Анализ психолого-педагогических источников литературы по проблеме тревожности с точки зрения современного научного подхода позволил сделать следующие выводы:
Под тревожностью понимается переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием проблемы, предчувствием неминуемой опасности. Чрезмерно высокий уровень тревожности считается дезадаптивной реакцией, которая проявляется как общая дезорганизация поведения и активности. Тревога - это сигнал, предупреждающий о наступлении возможных деформаций в личностном развитии, который является сигналом о том, что человек начинает нарушать восприятие реальности, чтобы поддерживать привычный образ самого себя.
Тревожность классифицируется по разным основаниям. Однако в целом все типы тревожности можно разделить на два основных типа: 1) ситуативная тревожность, которая порождается определенной ситуацией, объективно вызывающей тревогу; и 2) личностная тревожность, как личная черта, проявляющаяся в постоянной тенденции испытывать тревогу в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в тех, которые не являются объективными.
Анализ источников, позволил сделать вывод, что тревожность в возрастном аспекте, а также в допустимых пределах может принести полезную эффективность в деятельности, а также нанести вред, в том числе и здоровью человека.
Далее было проведено эмпирическое исследование, которое проводилась на базе МОУ Фировской Средней Общеобразовательной школы, пгт Фирово. В исследовании приняли участие 14 подростков 9 класса А в возрасте от 15 до 16 лет.
Исследование показало, что многие подростки имеют повышенную тревожность, которая, возможно основана на страхе перед окончанием 9 класса и предстоящим выбором о дальнейшем обучении или выборе профессии. Многим ребятам приходится терпеть переживания, тревожность и стресс. Таким ребятам требуется психологическая помощь в коррекции повышенной тревожности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАстапов В.Н. Тревожность у детей [Текст] : пособие / В.Н. Астапов – М.: ПЕР СЭ, 2015. – 160 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] : пособие / Л.И. Божович– СПб.: Питер, 2017. – 400 с.
Божович Л.И. Развитие аффективно-потребностной сферы человека /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии [Текст] : пособие / Л.И. Божович– М.: Просвещение, 2018. – 538 с.
Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков [Текст] : пособие / Бурменская Г. В., Карабанова О. А., и др. – М.: Академический Проект, 2012.
Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания [Текст] : справочник // ОГИ, Фонд научных исследований «Прагматика культуры»/ А.Я. Варга – М., 2016. – 640 с.
Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий [Текст] : пособие / И. Вачков - Школьный психолог. - 2010. - № 8. - С. 9
Волков Б.С. Практические вопросы детской психологии [Текст] : пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова – СПб.: Питер, 2019. – 208 с.
Выготский Л.С. Учение об эмоциях [Текст] : пособие / Л.С. Выготский - Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] : пособие / О.Ю. Ермолаев - М.: Флинта, 2013.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] : пособие / А.И. Захаров – СПб.: Союз, 2017. – 128 с.
Истратова О.Н. Большая книга детского психолога [Текст] : пособие / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова– М.: Феникс, 2016 – 576 с.
Козлова Е.В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] : пособие // Теоретические и прикладные проблемы психологии / Е.В. Козлова - Сборник статей. Ставрополь, 2017, С. 16-20
Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] : пособие / Н.Д. Левитов Вопросы психологии. – 2011. – №3. – С. 21-23.
Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения [Текст] : пособие / А.Н. Леонтьев – М.: Смысл, 2019. – 426 с.
Леонтьев Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней бороться. [Текст] : пособие/ Д.А. Леонтьев // Московский психотерапевтический журнал. – 2003. – №2. с.15-18.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] : пособие / М.И. Лисина– СПб.: Питер, 2019. – 318 с.
Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] : словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко – М.: АСТ, 2012. – 632 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] : пособие / Л.Ф. Обухова - М.: Академический Проект, 2018. - 360 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] : пособие / Р.В. Овчарова – М.: Просвещение,2017.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] : пособие / Р.В. Овчарова – М.: Просвещение, 2016. – 289 с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов [Текст] : пособие / М.А. Панфилова – М.: ГНОМ и Д, 2012. – 160 с.
Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст [Текст] : учебное пособие / В.Э. Пахальян – СПб.: Питер, 2016. – 327 с.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : пособие / Под ред. А.В. Перовского. - М.: Академия, 2019. – 288 с.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст] : пособие / Ж. Пиаже – М. : Просвещение, 1999. – 589 с.
Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] : пособие / А. М. Прихожан – СПб.: Питер, 2017. – 192 с.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика [Текст] : пособие/ А. М. Прихожан – Воронеж: ВГУ, 2016. – 289 с.
Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги [Текст] : пособие / Ч.Д. Спилберг– М.: Прогресс, 2003. – 514 с.
Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии [Текст] : Учебное пособие / С.Г. Тарасов – СПб.: С.Петербург, 2010. – 316 с.
Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей [Текст] : пособие / К. Тейлор – М.: Апрель-Пресс, 2018. – 224 с.
Фрейд З. Психология бессознательного [Текст] : пособие / З.Фрейд - СПб.: Питер, 2017. – 400с.
Ханин Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков [Текст] : пособие / Сост. Ю. Л. Ханин. – Вильнюс, 2017.

Приложение АИнструкция
Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр: 0, 1, 2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру — 0.
Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру — 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру — 4.
Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.
Вопросы методики
1.Отвечать у доски
2.Пойти в дом к незнакомым людям
3.Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
4.Разговаривать с директором школы
5.Думать о своем будущем
6.Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить
7.Тебя критикуют, в чем-то упрекают
8.На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
9.Пишешь контрольную работу
10.После контрольной учитель называет отметки
11.На тебя не обращают внимания
12.У тебя что-то не получается
13.Ждешь родителей с родительского собрания
14.Тебе грозит неудача, провал
15.Слышишь за своей спиной смех
16.Сдаешь экзамены в школе
17.На тебя сердятся (непонятно почему)
18.Выступать перед большой аудиторией
19.Предстоит важное, решающее дело
20.Не понимаешь объяснений учителя
21.С тобой не согласны, противоречат тебе
22.Сравниваешь себя с другими
23.Проверяются твои способности
24.На тебя смотрят как на маленького
25.На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
26.Замолчали, когда ты подошел (подошла)
27.Оценивается твоя работа
28.Думаешь о своих делах
29.Тебе надо принять для себя решение
30.Не можешь справиться с домашним заданием
Ключ
Методика включает ситуации трех типов: 
ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
ситуации, актуализирующие представление о себе;
ситуации общения.
Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены ниже.
Виды тревожности Номер вопроса
Школьная 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30
Самооценочная 3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29
Межличностная 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.
Т.е. ответ на вопрос является баллом. Нужно суммировать ответы по первой шкале (в соответствии с перечнем вопросов для данной шкалы), по второй шкале и по третьей. Далее складываем показатели по трем шкалам, таким образом, получим показатель по общему уровню тревожности.
Шкала тревожности Сирса
Уровень тревожности наряду с оценкой напряженности – важный показатель психологического здоровья и степени воздействия внутришкольных факторов. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог.
Инструкция: оцените каждую позицию по 3-балльной шкале:
0 – признак отсутствует;1 – признак слабо выражен;2 – признак достаточно выражен;3 – признак резко выражен.
1. Обычно напряжен, скован.2. Часто грызет ногти.3. Легко пугается.4. Плаксив.5. Ко всему очень чувствителен.6. Часто бывает агрессивным.7. Обидчив.8. Нетерпелив, не может ждать.9. Легко краснеет или бледнеет.10. Сосредоточивается с трудом.11. Суетлив.12. Потеют руки.13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.
ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)
Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Содержание методики:
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (ЭТО ВАЖНО! ФИУГРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕЗ НУМЕРАЦИИ).
Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»). По этой же причине (может повлиять на выбор ребенка) не рекомендуется давать стимульный материал (лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков) с подписанными номерами фигур.
Инструкция дается в следующей форме:
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков или самостоятельно обозначают одним цветом две позиции.
В этом случае не следует ограничивать их выбор.
Если вы заметили такое во время проведения методики (или когда ребёнок сдавал вам свой лист с деревом), попросите ответить кого первого, а кого второго из двух/трех (и такое бывает!) человечков ребенок закрасил.
Соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Человечки с подписями
№ позиции фигурки Характеристика
1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий
2, 11, 12, 18, 19 общительность, дружескую поддержку
4 устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
9 мотивация на развлечения
13, 21 отстраненность, замкнутость, тревожность
8 отстраненность от учебного процесса, уход в себя
10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация
14 кризисное состояние, «падение в пропасть»
20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
МФПУ «Синергия»
Работа была выполнена ранее положенного срока, Марина очень хорошо и умело дала понять всю...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star
ТУСУР
Спасибо автору, всё выполнено быстро и хорошо. На любые вопросы автор отвечает быстро и по...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.