Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Игры, способствующие развитию основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речи.

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
3358041

500 руб.

Просмотров
1102
Размер файла
1.18 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеМладший школьный возраст является первым этапом становления личности и закономерностей психического развития. Формирование базиса личностной культуры связано с ориентированием в предметном мире, явлениях природы, формированием представлений об общественной жизни и отношениях между людьми, приобщением к ценностям нравственного и этического порядков. Одним из способов познания окружающего мира является внимание.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии произвольного внимания. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие наличия новых психологических качеств. Соответственно, исследование внимания у младших школьников является одной из наиболее актуальных проблем. Особый интерес представляет вопрос их исследования у младших школьников с нарушением речи. Внимание обслуживает процесс формирования речи, и при этом речь выполняет функцию направления и контроля внимания. Нарушения речи, имеющиеся у детей, препятствуют развитию должного уровня внимания. В свою очередь речевая деятельность развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений требует от ребенка активности, точности выполнений инструкций, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания.
Также актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи для эффективной коррекционно-педагогической и психокоррекционной работе с детьми. Данная тематика обусловлена и тем, что многие исследования указывают на тесную связь внимания с речью.
Проблема внимания как основы успешной познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями рассматривалась в специальной литературе многими учеными (Л.С. Волковой, А.Н. Корневым, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, О.Н. Усановой, Т.А. Фотековой, А.В. Ястребовой и др.).
Было выявлено, что внимание у детей с нарушениями речи проявляется в неустойчивости, в трудностях при планировании своих действий и в низком уровне произвольного внимания. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Большинство современных исследований описывают особенности развития внимания дошкольников с системными нарушениями речи и в меньшей степени касаются детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: особенности развития основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речи.
Предмет исследования: игры как средство развития основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речи.
Цель исследования: на основе изучения научно-методической литературы подобрать игры, способствующие развитию основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речи.
В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить литературные источники по проблеме исследования;
- установить особенности развития внимания у младших школьников;
- выявить развитие свойств внимания у младших школьников с нарушениями речи;
- подобрать игры, способствующие развитию основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речи.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- реферирование.
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения особенностей развития основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речи1.1. Понятие и свойства вниманияВнимание - это умственный процесс, который является не самостоятельной формой отражения, а организацией определенных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств) [17, c. 139].
Феноменология внимания отличается рядом специфических особенностей. Некоторые ученые (А. Н. Леонтьев и др.) утверждают, что внимание не существует как особый, независимый процесс, что оно действует только как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие (П.Я. Гальперин) считают, что внимание - это совершенно самостоятельное психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, не сводимые к характеристикам других когнитивных процессов.
Описывая внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Суть внимания проявляется прежде всего в выборе значимых, актуальных, то есть соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорирования (торможения, устранения) других - незначительных, побочных, конкурирующих эффектов. Наряду с функцией выбора, функция сохранения заданной деятельности (сохранение образов в сознании, определенного объективного содержания) различается до тех пор, пока акт поведения и познавательная деятельность не будут завершены до достижения цели. Одной из важнейших функций внимания является регулирование и контроль хода деятельности [2, c. 154].
Одну из самых известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что «внимание, независимо от того, ослаблено оно или усилено, всегда связано с эмоциями и вызывается ими». Между эмоциями и произвольным вниманием Т. Рибо видел особенно близкие отношения. Он считал, что интенсивность длительности такого внимания напрямую определяется интенсивностью и длительностью эмоциональных состояний, связанных с объектом внимания. Непроизвольное внимание также полностью зависит от аффективных состояний. Случаи глубокого и постоянного непроизвольного внимания раскрывают все признаки неутомимой страсти, постоянно обновляющейся и постоянно жаждущей встречи.
Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения такого рода состояний можно составить четкое представление о механизмах внимания. Имея это в виду, концепцию Т. Рибо можно назвать психофизиологической. В качестве чисто физиологического состояния внимание включает в себя комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других добровольных или непроизвольных реакций.
Двигательный эффект внимания, по словам Т. Рибо, заключается в том, что «некоторые ощущения, мысли, воспоминания приобретают особую интенсивность и ясность по сравнению с другими из-за того, что вся двигательная активность сосредоточена на них. Способность контролировать движения - это секрет добровольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это внимание. Это характерные черты двигательной теории внимания, предложенной Т. Рибо [14, c. 227].
Есть несколько классификаций внимания. Классификация на основе произвола является наиболее распространенной (рис. 1):
551180-3238500
Рисунок 1 – Классификация внимания на основе произвола
Непроизвольное - не требует приложения усилий, его привлекает либо сильный, либо новый стимул (свойственный людям и животным). Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях окружающей среды, в выборе тех объектов, которые в настоящее время могут иметь наибольшее жизненное или личное значение.
Произвольное внимание присуще только человеку и характеризуется активной, целенаправленной концентрацией сознания, связанной с волевыми усилиями. Произвольное внимание возникает в тех случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенные цели, задачи и сознательно разрабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активная регуляция психических процессов. Именно благодаря наличию добровольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать из памяти» необходимую ему информацию, выделять главное, необходимое, принимать правильные решения.
Послепроизвольное внимание - встречается в тех случаях, когда человек чем-то интересуется. Для такого рода внимания характерна концентрация волевой активности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.
Также внимание классифицируется по критерию опосредования объектами или явлениями:
Непосредственное внимание - это то, что создается, удерживается и регулируется непосредственно объектом, к которому оно непосредственно направлено. Между этим объектом и сознанием человека в этом случае нет других объектов, с помощью которых это внимание регулируется.
Опосредованным внимание - это такое внимание, которое привлекается и регулируется не объектом, на который оно направлено, а чем-то другим. Например, мы можем нарисовать стрелку, направленную в определенном направлении (указывающую путь куда-то), и внимание проходящего мимо человека привлечет этот указатель [22, c. 26].
Свойства внимания в психологии являются одним из инструментов для понимания поведенческих и психических факторов, которые влияют на процесс и способность получать и воспринимать различную информацию. Свойства внимания включают в себя следующие характеристики (рис. 2):
6172203302000
Рисунок 2 – Свойства внимания
- Стабильность внимания - это индивидуальная особенность психики человека, которая характеризуется способностью концентрироваться на одном объекте в течение определенного времени. Это свойство отличается для каждого человека, но его можно обучить для достижения лучших результатов в изучении предметов и достижении цели.
- Концентрация - это способность не только удерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени, но и максимально отключать его от других объектов (звуки, движение, помехи). Противоположным качеством концентрации является рассеянность.
- Сосредоточенность является логическим продолжением концентрации. Это сознательный процесс, в котором человек сознательно углубляется в изучение объекта. Этот фактор имеет большое значение в интеллектуальной и творческой работе человека.
- Распределение - субъективная способность человека удерживать одновременно несколько объектов одновременно. Наиболее показательно в общении, когда человек может услышать сразу нескольких собеседников и держать диалог с каждым из них под контролем.
- Переключаемость - это индивидуальная способность человека переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, от чтения к диалогу с учителем, является важным инструментом для обучения и дальнейшей работы в рабочие моменты.
- Объем - способность человека направлять и удерживать определенное количество объектов за минимальный промежуток времени. С помощью специального оборудования было доказано, что за одну долю секунды человек может держать во внимании определенное количество (4-6) предметов.
Таким образом, под вниманием понимают сосредоточенность и концентрацию сознания на конкретном объекте. Есть несколько классификаций внимания. Наиболее распространенная классификация на основе произвола: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание. Также внимание классифицируется по критерию опосредования объектами или явлениями: непосредственное и опосредованное внимание. К свойствам внимания относят: стабильность, концентрацию, сосредоточенность, распределение, переключаемость и объем [10].
1.2. Развитие внимания в младшем школьном возрастеМладший школьный возраст – этап перехода из детского сада в школу. Границы младшего школьного возраста от 6 – 7 до 9 – 11 лет. Ведущий вид деятельности – учебный [11. c. 95].
Развитие внимания в онтогенезе было проанализировано Л.С. Выготским. Он писал, что культура развития внимания заключается в том, что с помощью взрослого ребенок выучивает ряд искусственных стимулов - признаков, которыми он далее направляет свое поведение и внимание.
Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних раздражителей. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в основном направлено на стимулы [23, c. 66].
Развитие внимания в детстве проходит через ряд последовательных этапов:
1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, низкой концентрации внимания;
2) к концу первого года жизни примерно исследовательская деятельность возникает как средство будущего развития произвольного внимания;
3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на вызываемый предмет;
4) на втором и третьем году жизни развивается начальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями для детей в возрасте до трех лет практически недоступно;
5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под влиянием комплексного обучения взрослого;
6) в 5-6 лет элементарная форма произвольного внимания возникает под влиянием самообучения. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, в манипулировании объектами, в выполнении различных действий;
7) в возрасте 7 лет развивается и улучшается внимание, в том числе волевое;
8) в возрасте 6-7 лет происходит интенсивное развитие свойств внимания: его объем удваивается, а уровень устойчивости повышается;
9) уже в возрасте 9-10 лет дети способны полностью управлять вниманием, концентрировать его и выполнять заданную программу действий в течение необходимого времени [18, c. 211].
Основным видом деятельности ребенка после 7 лет является обучение в школе. Эта деятельность вносит значительные изменения в течение всех психических процессов. Внимание детей, к которым учебная деятельность предъявляет новые высокие требования, также меняется.
В младшем школьном возрасте развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок учится контролировать себя и сознательно направлять свое внимание на тот или иной объект. В то же время он использует внешние средства для организации внимания, в первую очередь слово и жест указания взрослого, то есть внимание становится опосредованным.
Развитие свойств и типов внимания ученика начальной школы существенно зависит от важности, эмоциональности, интереса, характера деятельности, которую выполняет ребенок. Итак, показатели внимания значительно возрастают в предметных ролевых и дидактических играх. Развитие внимания тесно связано с развитием воли и умением контролировать свое поведение.
В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и непривлекательной для них деятельности или на деятельности, которая интересна, но требует умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое в этом возрасте необычайно сильна. Ребенок еще не знает, как управлять своим вниманием, и часто находится во власти внешних впечатлений. Все внимание направлено на отдельные, заметные объекты или их признаки. Образы и идеи, возникающие в сознании детей, вызывают сильные чувства, которые тормозят умственную деятельность. Поэтому, если суть предмета не на поверхности, если он замаскирован, то младшие школьники этого не замечают.
Объем внимания младшего школьника меньше (4–6 предметов), чем у взрослого (6–8), распределение внимания слабее.
Внимание младшего ученика нестабильно, легко отвлекаемое. Нестабильность внимания обусловлена ​​тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отвлекаемость внимания избавляет от переутомления. Эта особенность внимания является одной из причин включения элементов игры и довольно частой смены форм активности.
Одной из особенностей внимания, которую также следует учитывать, является то, что младшие школьники не знают, как быстро переключить свое внимание с одного объекта на другой.
Внимание тесно связано с эмоциями и чувствами детей. Все, что вызывает у них сильные чувства, привлекает их внимание. Дети младшего школьного возраста, конечно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует огромных усилий воли и высокой мотивации. Младший ученик может быть вовлечен в очень короткий промежуток времени (15–20 мин) в связи с быстрым наступлением усталости [24, c. 372].
Ученики 1-го класса в силу своего возраста все еще не могут выполнять одну и ту же работу в течение длительного времени, особенно если им это не нравится. Они легко отвлекаются и не имеют достаточного волевого опыта, чтобы регулировать свое внимание. В то же время непроизвольное внимание у детей младшего возраста практически полностью развито. Они быстро реагируют на все яркое и неожиданное, сразу замечают интересные предметы, не прикладывая к этому усилий. Иногда дети пропускают важные моменты учебного материала и концентрируются на незначительных в это время деталях, которые просто привлекают их внимание. Очень важно, чтобы учитель начальной школы был в состоянии правильно вести работу по организации внимания. В противном случае процесс повышения случайности внимания будет затягиваться на длительное время и станет препятствием для своевременного полноценного усвоения знаний. Нельзя отрицать самый важный фактор развития внимания - взросление. В то же время, по мере того, как расширяется кругозор ребенка, появляются новые интересы и обязанности, происходит постепенное развитие и улучшение всех психических процессов. Кроме того, внимание развивается во время самого процесса обучения, наряду с постепенным привыканием к систематической учебной работе.
Ученики первого и второго классов не знают, как направить свое внимание на то, что самое важное в рассказе, картине или предложении.
Повышенная эмоциональная возбудимость, все еще сохраняющаяся у детей I-III классов, также мешает им понять работу, которую они выполняют, или историю учителя. Чрезмерно акцентированные составляющие целого, привлекающие их внимание, иногда оказываются отдельными персонажами, которые не играют главной роли в сюжете или картине [12].
Эти особенности внимания младших школьников, связанные с возрастными характеристиками высшей нервной деятельности детей, усугубляются их недостаточной подготовкой к учебной работе.
Внимание в начальной школе, как и в старшем дошкольном возрасте, в основном непроизвольное. Ряд отечественных психологов связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими характеристиками детей указанного возраста.
Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте реакция на все новое и яркое достаточно сильна. Ребенок все еще не может контролировать свое внимание и часто находится во власти внешних впечатлений. Внимание младшего ученика тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточиться на непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только сделать трудное, непостижимое доступным и понятным, но и развить волевые усилия, а вместе с тем и произвольное внимание.Даже при фокусировке дети не могут заметить главное, существенное. Это связано с особенностями их мышления: наглядно-образный характер умственной деятельности приводит к тому, что дети направляют все свое внимание на отдельные объекты или свои признаки. Образы и идеи, которые возникают в сознании детей, вызывают эмоциональный опыт, который оказывает сдерживающее внимание на умственную деятельность. И если суть предмета не на поверхности, если он замаскирован, младшие школьники этого не замечают. С развитием и совершенствованием умственной деятельности дети все чаще становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, базовом, необходимом [4].
Таким образом, произвольное внимание формируется в младшем школьном возрасте в связи с возрастным развитием речи и его ролью в регулировании поведения ребенка. Хотя младшие школьники начинают овладевать произвольное внимание, непроизвольное внимание остается преобладающим в течение всего возраста начальной школы. Детям трудно сосредоточиться на однообразных и непривлекательных для них занятиях, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенного производственного задания они могут оставаться вовлеченными в это занятие в течение длительного времени и, следовательно, быть внимательными.
1.3. Специфика развития основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речиПсихологические аспекты речевых нарушений являются центром научного внимания многих ученых: Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др. Под речевыми нарушениями принято понимать сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи.Исследователями отмечается, что изучение внимания у детей с нарушениями речи, исследовано недостаточно хорошо, в силу обширности и многогранности вопроса. Согласно проведенным исследованиям, внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Многими исследователями отмечается, что, несомненно, нарушение произвольного внимания у детей с речевой патологией является проявлением дисгармоничного и асинхронного характера всего психического развития данной категории детей. Одни авторы исследуют несформированность произвольного внимания у школьников в русле изучения отдельных аспектов психической деятельности детей.
Внимание у детей с нарушениями речи проявляется в неустойчивости, в трудностях при планировании своих действий и в низком уровне произвольного внимания. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Нарушение каждого из свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Одной из специфических особенностей внимания у детей с нарушениями речи является его непроизвольный характер т.е. ребёнок легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, процессу обучения.
Н.Н. Трагуготт, С.И. Кайданова отмечали, что у детей с нарушениями речи является невключаемость внимания и его быстрая истощаемость. По данным Ю.А. Флоренской, особенностями внимания у детей с речевыми нарушениями являются замедленность, неустойчивость [3, c. 59].
В.И. Селиверстов к нарушениям внимания у детей с НР относит:
1. Неспособность сохранять внимание (т.е. ребёнок не выполняет задание до конца).
2. Снижение избирательного внимания (неспособность сосредоточиться на предмете).
3. Повышенная отвлекаемость.
4. Снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно [25, c. 117].
Детям с нарушениями речи труднее направить своё внимание на выполнение словесной инструкции, чем в условиях зрительной. При выполнении инструкции на слух у детей наблюдается большое количество ошибок, которые связанны с нарушением дифференцировок по цвету, форме или расположению фигур. т.к. дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, их слуховая функция истощается. Также отмечается, что у детей с нарушениями речи темп деятельности замедленный и это приводит к снижению процесса работы.
Распределение внимания между речью и практическими действиями для детей с речевыми нарушениями оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент.
У детей с нарушениями речи в процессе выполнения работы всегда присутствуют ошибки внимания и они не всегда замечаются и устраняются самостоятельно [5].
Отмечают три вида контроля за деятельностью:
– упреждающиий (связан с анализом условий задания);
– текущий (связан в процессе выполнения задания);
– последующий (контроль по результату т.е. требуется дополнительная помощь педагога, например, повтор инструкции или показ образца).
Зачастую, эти виды контроля за деятельностью не сформированы или очень нарушены, наиболее часто страдает упреждающий контроль [13].
Особенности произвольного внимания у детей с речевыми нарушениями проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей, с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению на преподавателя, (дети пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с нарушениями речи осуществляются действия не связанные с выполнением заданий.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи уровень произвольного внимания очень низкий, и он приводит к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности.
Также дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности при планировании своих действий. В.А. Ковшикова говорила, отвлекаемость это и есть характерный показатель расстройства внимания у детей с нарушениями речи. В психических процессах у детей обнаруживается отвлекаемость не только на незнакомый материал, но и на знакомый. Отвлекаемость может возникать даже при выполнении той работы, которая вызывает у детей интерес.
Причины отвлекаемости могут быть самые разнообразные, например:
– воздействие других ярких и сильных раздражителей;
– импульсивность;
– общая неорганизованность на проявление волевого усилия для преодоления трудностей.
Чем выше у детей с нарушениями речи уровень организации и саморегуляции, тем меньше будет пропусков при выполнении различных заданий.
Личностные особенности ребёнка во многом зависят от разнообразия ошибок т.е. от уровня организации психических процессов и особенностей нервной системы детей. Например, у детей с высоким процессом возбуждения ошибок допускается больше, чем у тормозимых детей. Также уровень отвлекаемости и допуск ошибок будет зависеть от типа темперамента ребёнка [20, c. 94].
Стороны внимания, такие как: переключение, объём, устойчивость, распределение у детей с нарушениями речи значительно снижены и имеют отличия, чем у детей без нарушений речи. У некоторых детей комбинация этих показателей может существенно различаться, а значит будет требовать различных коррекционных мероприятий.
В работах Р.Е. Левиной, исследуется несформированность произвольного внимания у школьников в русле изучения отдельных аспектов психической деятельности детей, она в своих исследованиях, отмечает нарушение произвольного внимания у выделяемых ею в зависимости от недостаточности тех или иных форм деятельности трех групп детей с нарушенным речевым развитием. Другие исследователи отмечают, что для детей с алалией характерны повышенная утомляемость, снижение уровня развития различных свойств внимания. А в работах Е.Ф.Соботович отмечается, что истощаемость, неустойчивость внимания, отсутствие оперативности и инициативности - это формы проявления определенных особенностей мышления в учебной деятельности.
Некоторые авторы, такие как Р.А.Белова-Давид, Г.В.Гуровец и С.И.Маевская, исследуя расстройство произвольного внимания в процессе анализа психоорганической симптоматики у детей с моторной алалией и у детей с выраженным недоразвитием всех сторон речи выявили, что у данных детей отмечается неустойчивость и небольшой объем внимания, отсутствие активности и целенаправленности, повышенная утомляемость. Низкий уровень показателей произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности. Различия в проявлении произвольного внимания зависят от модальности раздражителя: дети с большим трудом сосредотачивают внимание на выполнении заданий с использованием слуховой инструкции, чем с опорой на наглядность.
Так, по мнению В.А. Калягина и Т.С. Овчинниковой характерной особенностью является повышенная отвлекаемость, воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Согласно их исследованиям, чем выше уровень организации и саморегуляции, тем меньше количество ошибок допускают дети. Так, разнородность групп по уровню организации психических процессов и особенностей нервной системы детей, демонстрирует, что у детей с преобладанием процесса возбуждения процент ошибок в выполнении задания больше, чем у детей тормозимых. Разнообразие допускаемых школьником ошибок при выполнении задания можно связать с некоторыми индивидуальными личностными особенностями ребенка [6, c. 143].
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания, но специфика этого нарушения определяется индивидуальными способностями. Так же, у младших школьников наблюдается переход с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее. Сложности переключения с одного вида работы на другой проявляется в том, что дети, в процессе урока не улавливают смены задания.
1.4. Средства и приемы развития основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речиСистема коррекционной работы по развитию внимания у младших школьников с нарушениями речи включает следующие направления:
- развитие средств языка,
- развитие языковых особенностей,
- развитие коммуникативной функции речи.
Коррекционные задачи направлены на преодоление отрицательных характерных особенностей и воспитание положительных черт общего и речевого поведения: умения вступать в контакт по собственной инициативе, поддерживать диалог с собеседником, внимательно вслушиваться в звучащую речь. А так же направлены на развитие психических процессов, связанных с произвольной деятельностью и оказывающих большое внимание на устранение речевых нарушений: направленность деятельности, сосредоточенность внимания и способность его к переключению и распределению, своевременное включение в деятельность, самостоятельность и ответственность за выполнение задания, умение довести начатое дело до конца в определенной последовательности и нужном темпе [1, c. 260].В своей работе педагоги должны применять эмоционально-окрашенные игры, задания, требующие постоянных волевых усилий, решение интеллектуальных задач, активное взаимодействие с объектом (рассматривание, изучение), переключение с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Подчинять внимание детей сознательно поставленной цели и требованиям деятельности. А чтобы достичь поставленной цели, ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней [8, c. 141].
В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 – 7 лет подчинять своё поведение собственной речевой инструкции. Для тренировки произвольного внимания необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностью другого.
Чтобы ребёнок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, и он сможет произвольно в течение длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах, их деталях и свойствах. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, поэтому на занятиях, в играх я применяю яркие, большие красочные предметы, игрушки, элементы различных театров. Для развития внимания использую компоненты (указания, словесные обозначения элементов, ситуаций). Учебные задания в отличие от игровых, как правило содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения [16, c. 175].
Способы формирования произвольного внимания:
- Ничего не позволять выполнять (делать) небрежно.
- Вызывать сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
- Увлекать интересной, трудной, но посильной игрой, чтобы формировать послепроизвольное внимание.
- Добиваться осознанности, значимости (дела, труда), чувства ответственности за него перед коллективом.
- Связывать внимание с требованиями дисциплины.
- Чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной путём переключения внимания на более лёгкие или более интересные виды деятельности.
- Добиваться быстрого переключения внимания с объекта на объект.
- Приучать детей заниматься в разных условиях.
- Создать четкий ритм, отличные условия в логопедическом кабинете [9, c. 57].
Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т. д.
Внимание у детей развиваю соответствующей тренировкой в различных упражнениях, психологических играх [7, c. 321].
Рассмотрим игры по развитию основных свойств внимания у младших школьников с нарушениями речи.
1) Объем внимания.
Игра «Три задания»
Ход игры. Взрослый называет ребенку сразу три задания, которые ему предстоит выполнить: «Хлопни в ладоши; подпрыгни на месте; назови любую игрушку». Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество.
Игра «Цифры-фигуры».
Оборудование. Карточки с геометрическими фигурами.
Ход игры. Взрослый называет несколько цифр (3–4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры. Устойчивость— это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
Игра «Где чей домик?»
Оборудование: картинка с изображением семи разных животных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками.
Ход игры. Ребенку нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если ребенок не справляется, тогда разрешается использование вспомогательного материала (палец, карандаш и т.д).
Игра «Охотник»
Ход игры. Ведущий называет слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Игра «Ладошки»
Ход игры. Дети садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки «ладошки» поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
2) Концентрация внимания.
Игра «Раскрась вторую половинку» Оборудование: несколько наполовину раскрашенных картинок.
Ход игры. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т. д.).
Игра «Рисуем под диктовку»
Оборудование: листы в клетку и карандаши для каждого участника.
17989552171700Ход игры. Ведущий диктует графический диктант. Если дети слушали внимательно и выполняли все, что скажет ведущий, то у них должен получиться человек (рис. 3).
Рисунок 3 - Игра «Рисуем под диктовку» [21, c. 54]
3) Распределение внимания.
Игра «Дешифратор»
Оборудование: альбомный лист с напечатанным крупно алфавитом, все буквы обозначены цифрами, например А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 и так до конца алфавита. Карточка размером 15х6 см, где, числами закодировано слово.
Ход игры. Каждому ребенку выдается карточка с закодированным словом. Дети, пользуясь алфавитом, расшифровывают его.
Игра «Лови не лови»
Ход игры. Дети становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются — светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры. В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри. Игра заканчивается тогда, когда останется 2–3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями.
4) Переключение внимания.
Игра «Карлики-великаны»
Ход игры. Ведущий называет слова, когда он говорит «великаны», ребенку надо поднять руки вверх, «карлики» — присесть на корточки. Можно несколько раз подряд говорить только «карлики» или наоборот «великаны». Когда ребенок уже хорошо разберется в правилах игры, ведущий начинает его путать: говорит «карлики», а сам поднимает руки вверх.
Игра «Красно-черные таблицы»
Оборудование: таблицы с числами или буквами красного и черного цвета, порядок которых постоянно меняется.
Ход игры. 1 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа (буквы) черного цвета по порядку от 1 до 12 (от а до л). 2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа (буквы) красного цвета в обратном порядке от 12 до 1 (от л до а). 3 этап — необходимо искать поочередно числа (буквы) черного цвета в прямом порядке и числа (буквы) красного цвета в обратном [19, c. 110].
Таким образом, надо учить ребёнка быть «внимательным». В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Научить ребёнка подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства. Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
ЗаключениеАнализ научной литературы по исследуемой нами проблеме позволяет сделать следующие выводы.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи. Развитие произвольного внимания является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат – все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания. Внимание — это сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Внимание обеспечивает ориентировочную и контрольную функции, когда каждый отдельный акт внимания возникает лишь в том случае, если действие контроля становится умственным и сокращенным. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.
Внимание младшего школьника долго остается непроизвольным. Его привлекает все новое, яркое, необычное. Для развития у ученика произвольного внимания необходимо воспитывать в нем осознанное отношение к учебе, чувство долга, ответственность за свою работу и поведение. Для учителя важно научиться использовать как произвольное, так и непроизвольное внимание младших школьников. Создавая работу детей таким образом, чтобы привлекать оба типа внимания, чередуя их, когда это возможно, и вызывая спонтанное внимание, учитель сможет успешно решать образовательные задачи.
Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей, а именно неустойчивостью, низким уровнем произвольности, концентрации и недостаточностью распределения внимания. Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Стабильность темпа деятельности у школьников с недоразвитием речи имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. У детей с нарушением речи ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т.д.
Внимание можно и нужно тренировать. Поскольку оно включено в любой психический процесс, то оно и совершенствоваться может в разных видах психической деятельности, разумно организованной взрослым. Этому способствуют как специально организованные игры на развитие внимания, его свойств, видов, так и специально организованные игры по развитию речи с включением заданий на речевом материале, физкультминутки с заданиями направленными на развитие двигательного контроля. Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно- воспитательного и коррекционно-логопедического процессов. Так в логопедической работе развитое внимание позволяет в более короткие сроки, с наименьшими затратами преодолеть трудности возникающие у детей с речевой патологией.
Опираясь на проведенную работу, мы определили ряд условий, соблюдение которых будет способствовать развитию внимания у младших школьников с нарушениями речи:
1. Хороший темп проведения игр.
2. Доступность, краткость объяснений и инструкций.
3. Опора на мыслительную деятельность.
4. Разнообразие форм работы.
5. Включение в работу всех детей и при выполнении продуктивной деятельности и при устных упражнениях.
6. Проведение специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания, упражнений, в которых внимательность формируется как свойство личности.
Таким образом, поставленная нами цель была достигнута, задачи исследования решены.
Список использованных источников и литературы1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.
2. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А. М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. – М.: Феникс, 2017. – 256 c.
3. Богатырева, А. В. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 58-61.
4. Борискова, М.И. К вопросу о развитии внимания детей младшего школьного возраста / М.И. Борискова, Н.Ю. Максимова // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9194 (дата обращения: 01.08.2021).
5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – URL: http://www.persev.ru/book/ta-vlasova-ms-pevzner-o-detyah-s-otkloneniyami-v-razvitii (дата обращения: 01.08.2021).
6. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2018. - 217 c.
7. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – 478 с.
8. Дмитриев, А. А. Специальная (коррекционная) педагогика / А.А. Дмитриев. - М.: Высшая школа, 2016. - 296 c.
9. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
10. Канеман, Д. Внимание и усилие [Электронный ресурс] [Текст] / Д. Канеман. – URL: https://www.livelib.ru/book/1000166995 (дата обращения: 01.08.2021).
11. Караванова, Л. Ж. Психология: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 263 с.
12. Крупник, И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников / И.В. Крупник // Концепт. – 2015. – № 1.
13. Ланге, Н. Изучение устойчивости внимания: опыты Н. Ланге, Н. Макворса [Электронный ресурс] / Н. Ланге, Н. Макворса. – URL: http://helpiks.org/3-45407.html (дата обращения: 01.08.2021).
14. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
15. Мардахаев, Л.В. Специальная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Л. В. Мардахаев. — М.: Юрайт, 2019. — 448 с.
16. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 1 / Н.М. Назарова. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
17. Новоторцева, Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь / Н.В. Новоторцева. - М.: Каро, 2018. - 456 c.
18. Ножкина, Т.В. Общая психология: курс лекций / Т. В. Ножкина. – М.: Т8RUGRAM, Научная книга, 2017. - 381 с.
19. Оконешникова, А. В. Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания / А. В. Оконешникова, Л. С. Чапогир // European research. – 2016. – С. 108 – 111.
20. Пастюк, О. В. Психология и педагогика / О.В. Пастюк. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 160 c.
21. Польшина, М.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения / М.А. Польшина // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2017. - № 23. – С. 52 – 56.
22. Романов, В.Я. Психология внимания / В. Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
23. Старых, А. И. Психологические особенности внимания младших школьников / А. И. Старых // Вопросы науки и образования. – 2018. – С. 66-68.
24. Томашова, Е. В. Возрастные особенности свойств внимания младших школьников / Е. В. Томашова // Личность в меняющемся мире. – 2015. – С. 370–373.
25. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова. - М.: Питер, 2016. - 256 c.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.