это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3359247
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Изучение феномена самооценки и разработка данной проблемы является одной из ключевых задач различных отраслей психологической науки – социальной психологии, психологии личности, психологии спорта и т.д. Это, прежде всего, связано с тем, что самооценка является ключевым фактором, определяющим успешность личности в различных видах деятельности. Данная работа на начальном этапе посвящена изучению исследований самооценки в российской и зарубежной психологии. Изучение феномена самооценки дает внутреннюю стабильность и уверенность, без которых невозможно справиться с жизненными вызовами и развиваться. В представление о самооценки много мифов и недопонимания. Самооценка, чтобы быть эффективной, должна учитывать ценности, интересы, тип личности и способности человека.
Цель исследования: изучение феномена самооценки в российской и зарубежной психологии.
Объект исследования: самооценка личности.
Предмет исследования: взаимодействие понятий самооценки в Российской и зарубежной психологии.
Задачи исследования:
Изучить теоретические подходы к исследованию самооценки личности.
Рассмотреть эмпирические методы исследования самооценки личности.
Перспективы дальнейшей разработки темы:
Исследования самооценки в российской и зарубежной психологии — это адаптационный этап начала изучения самооценки. В дальнейшем работа будет акцентирована на изучение и приобретение знаний о самооценки, для того чтобы полностью разбираться во внутреннем «я», опираться на самого себя и иметь все возможные знания в этой сфере.
Глава I Представления о самооценке в отечественной и зарубежной психологии1.1. Понятие самооценки в психологической наукеСамооценка выступает в качестве составляющего компонента самосознания, в который включена параллельно с представлениями о себе, оценка субъектом собственных физических характеристик, способностей, нравственных установок и действий.
В зарубежной психологии самооценка анализируется в составе «Я – концепции», которая интерпретируется как сочетание всех представлений субъекта о себе, соотносящаяся с их оценкой.
Содержание «Я – концепции» содержит в себе:
1) «Я – Образ» - сочетание представления человека о самом себе;
2) Самооценка. С точки зрения Н. И. Козлова самооценка – это то, насколько высоко или низко субъект оценивает свои личные характеристики и потенциал.
3) Реакция в поведении, то есть конкретные действия, которые формируются, как итог взаимодействия «Я – Образа» и самооценкой.
Зигмунд Фрейд описывает человека, как существо, которое контролирует собственную агрессию, а инстинкты функционируют на подсознательном уровне. Он придерживался мнения, что человек не осознает себя, а также источники собственных действий и поведения. Соответственно, Фрейд мало уделял внимания феномену самооценки, которую в значительной мере он соотносится с функцией «суперэго».
С. Куперсмит под термином «самооценка» подразумевает «отношение человека к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Это отношение проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей ценности, значимости».
Американский философ и психолог Уильям Джемс был первым представителем зарубежной психологии, который ещё в 1892 году стал изучать самооценку в рамках исследования самосознания. Он отмечал зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Р.Бернс отмечает, что У.Джемс вывел формулу самооценки, обозначив ее термином «самоуважение»: самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.
Роберт Бернс анализирует самооценку в составе «Я-концепции», которая интерпретируется им, как сочетание всех представлений субъекта о себе, соотносящееся с их оценкой. «Я-концепция» – это относительно стабильная, в более или менее значительной мере осознанная и переживаемая как уникальное сочетание представлений индивида о самом себе, на базе которой он конструирует собственное взаимодействие с окружающими и относится к себе. Такое понимание позволяет сделать вывод, что «Я-концепция» представляет собой систему отношений субъекта как к себе, так и к окружающему миру: людям, объектам, феноменам и др. Информация, воспринятая субъектом из окружающего мира, интерпретируется им в рамках системы таких отношений, и, отталкиваясь от уровня соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе содержит воспринятая информация – угрозу или одобрение, – субъект конструирует собственное поведение. Сложилось мнение о том, что «Я-концепция» представляет собой центр системы саморегуляции индивида. Фундаментом «Я-концепции» выступает самооценка и уровень притязаний.
Самооценка – оценка личностью самой себя, собственного потенциала, характеристик и положения в кругу остальных субъектов. Это самый значимый и максимально исследованный в психологии аспект самосознания личности.
А. В. Захарова рассуждает так: самооценка – многоуровневое, иерархически организованное образование, функционирующее как система, имеющая специфические характеристики и закономерности развития, системообразующим фактором которой являются средства ее обеспечения, определяющиеся уровнем развития у субъекта деятельности самооценивания. Основным средством самооценки является обращение субъекта к анализу самого себя и своей деятельности. Огромную роль в системе самооценивания играет младший школьный возраст, постепенно, в ходе возрастного развития самооценка приобретает рефлексивно-критический характер и усиливается ее регулятивная функция.
По мнению Б. Г. Ананьева, самооценка – сложный результат формирования и становления сознательной деятельности, оценка себя и собственных действий на базе собственных оценочных умозаключений и отношения со стороны окружающих людей. Самооценка трансформируется не согласно закономерностям преобразования возрастных особенностей, она преобразуется в процессе усложнения видов деятельности и увеличения степени ответственности за их реализацию.
Согласно А. Н. Леонтьеву, самооценка представляет собой один из значимых факторов, под воздействием которых индивид превращается в личность. Она рассматривается как мотив субъекта и стимулирует его на соответствие уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.
Максимально точным можно считать интерпретацию самооценки, которую сформулировал В. С. Агапов, который придерживается следующей позиции: «самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает».
Таким образом, в наиболее общей форме самооценка – это осознание субъектом самого себя и отношение к себе в их целостности. Самооценка содержит в своей структуре дифференциацию субъектом собственных навыков, действий, характеристик, мотивов и целей собственного поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Способность субъекта оценить собственные ресурсы и потенциал, увлечения, интересы, сравнить их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, способность самостоятельно формулировать для себя определенную цель играет важную роль в становлении личности.
И. А. Липкина указывает, что самооценка — это оценка личности самой себя, собственного потенциала, свойств и положения в обществе окружающих людей. Особенностями самооценки обусловлена эффективность взаимодействия с другими людьми, его критичность, отношение и требовательность к себе, а также к остальным людям.
Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда представление субъекта о себе является идентичным тому, какие реальные характеристики у него имеются. Индивид адекватно соотносит собственный потенциал и способности, достаточно критически воспринимает себя, пытается реалистично анализировать собственные неудачи и успехи, пытается формулировать для себя реальные цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только с позиции собственных представлений, но и пытается прогнозировать, как к этому отнесутся другие люди.
В.С. Сластёнин указывает, что самооценка представляет собой составной и обязательный компонент формирования личности. Она оказывает воздействие на становление стратегии поведения и жизнедеятельности человека. Говоря иначе, она во многом детерминирует динамику и вектор развития субъекта в целом. Подобная трактовка самооценки дает возможность сделать образовательный процесс в начальной школе управляемым.
А. В. Петровский отмечает, что самооценка есть результат далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью, своего рода проекцией реального «Я» на «Я идеальное», что позволяет понять сложный, составной характер самооценки и выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентации, идеалов личности.1.2. Функции и сущностные признаки самооценкиСамооценка включает в себя три взаимодействующих элемента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. А. В. Захарова и Б. Ю. Худобина говорили о том, что когнитивный элемент демонстрирует представления субъекта о самом себе. Критериями когнитивного элемента самооценки выступают: степень реалистичности; разнообразие и широта самооценочных суждений; форма (проблематичная или категоричная) формулировки высказывания о себе.
Эмоциональный компонент – это эмоциональное отношение к системе представлений (оценочные параметры фрагментов когнитивной самооценки и соотносящиеся с ними переживания), сила и напряженность которого связаны с важностью для субъекта оцениваемого содержания. Базой для эмоционального элемента самооценки являются реакции или обратная связь, демонстрируемая окружающими людьми.
Поведенческий элемент, по мнению А.В. Захаровой, является производным от первых двух; это предполагаемая поведенческая реакция, проявляющаяся как итог постоянного взаимодействия первых двух элементов. Это желание обрести взаимопонимания, вызвать симпатии, уважение, укрепить свое положение в социуме или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д. Данный элемент детерминируется саморегуляцией и самоконтролем.
Основные функции самооценки:
-регуляторная (отражает степень самоуважения, вследствие чего создает базу для восприятия личного успеха или неуспеха и постановки задач определенного уровня);
-защитная (обеспечивает относительную независимость и стабильность личности, однако может привести к искажению опыта, вследствие чего оказывать негативное влияние);
-развивающая (побуждает к совершенствованию и развитию).
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки заключается в определенном творческом отношении к собственной личности – в стремлении измениться, совершенствовать себя, и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта. Самооценка является сложным образованием человеческой психики, которое возникающим на основе обобщающей работы процессов самосознания, которое проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Именно по этой причине в течение жизни самооценка имеет свойство изменяться. Если личность находится в постоянном развитии, соответственно будут меняться и ее представления о себе и отношение к себе.
Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе, социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения. Важно заметить, что самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, что лежит в ее основе – собственные суждения индивида о себе, интерпретации суждений других людей, или же индивидуальные идеалы или культурные нормы.
Насколько сложна и многоаспектна сама личность, настолько многоаспектно и содержание самой самооценки. Оно включает в себя совокупность ее нравственных ценностей, отношений, возможностей, способностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира.
Для полноценной характеристики позиции личности недостаточно знать только лишь самооценку человека, необходимо также иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую она заслужила в социуме. Самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы – составляющие структуры личности, и человек объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего положения в обществе.
1.3 Классификация видов самооценкиВиды самооценки:
1) По уровню – низкая, средняя, высокая;
2) По реалистичности – адекватная, неадекватная;
3) По особенностям строения – конфликтная, бесконфликтная;
4)По временной отнесенности– актуальная, прогностическая, ретроспективная;
5) По устойчивости и др.
Максимально продуктивным для становления личности вариантном отношения к себе выступает такой, когда достаточно высокая общая самооценка функционирует в гармонии с нормальными самооценками других её видов.Стабильная и вместе с тем достаточно динамичная, подвижная самооценка (которая может, если это нужно преобразоваться под влиянием воспринимаемой информации, смены требований, получения нового опыта и практических навыков) представляет собой наиболее оптимальную и для формирования, и для эффективности деятельности. Источником отрицательного влияния оказывается не только чрезмерно стабильная самооценка, но и излишне подвижная. Ее нестабильность увеличивается на переходных, кризисных этапах развития, например, в подростковом возрасте.
Чем выше уровень сформированности личности субъекта, тем большее количество у него выявляется типов и подвидов самооценок. У маленького ребенка, в принципе, достаточно сложно выделить определенную самооценку, развитый человек дифференцирует у себя самооценку способностей и личностную самооценку, самооценку общую и самооценки частные, самооценку плавающую и стабильную, адекватную и нет, низкую и высокую, завышенную и заниженную и так далее.
Наиболее элементарным типом самооценки выступает оценка собственной возможности что-либо выполнить, с чем-то справиться – «Я умею», «Я могу». Другой вид самооценки – личностная самооценка, состоит в том, как субъект в общем оценивает собственную личность и собственный характер, свой статус в сообществе окружающих и место в жизни (например, «Я – лидер», «У меня сложный характер»). К данному типу самооценки относится также и понимание собственного статуса, и значимые для субъекта социальные роли, жизненные задачи, которые человек интерпретирует, как посильные и непосильные.
Личностная самооценка и самооценка способностей внутри одного человека могут достаточно ощутимо дифференцироваться и не соотноситься друг с другом. Личностная самооценка может быть как устойчивой, не обусловленной эффективностью деятельности и поведения человека в определенных конкретных обстоятельствах, так и подвижная, которая будет обусловлено актуальным эмоциональным состоянием и ситуативным успехом или неудачами.
Частные самооценки – оценка человеком себя в разнообразных жизненных обстоятельствах: на работе, учебе, в личной жизни, оценка своего интеллекта и физических способностей, а также конкретно-ситуативные самооценки: умение рисовать или умение сдать экзамен, не зная материала; таких самооценок может быть очень много, относительно к разнообразным условиям.
У каждого человека функционирует условно обозначаемый «внутренний манометр», показания которого указывают на то, каким образом он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет, т. е. он демонстрирует уровень самооценки. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Высокий, средний и низкий – таковы основные уровни определения самооценки. При высоком уровне самооценки человек, обычно, адекватно реагирует, уверен в себе, корректно воспринимает критику со стороны окружающих и редко сомневается в необходимости своих действий, у него выработано позитивное восприятие себя, он способен реалистично оценить себя и свою деятельность.
Средний уровень самооценки является признаком того, что у субъекта может выражаться неуверенность в себе, неоднозначность при оценке своих действий, время от времени он пытается действовать в соответствии с представлениями окружающих.
Когда уровень самооценки низкий, человек с трудом воспринимает критические замечания, не уверен в себе; самооценка может еще более снижаться в определенных обстоятельствах. Низкая самооценка соотносится с комплексом установок и поведенческих закономерностей, которые сами по себе могут значительно осложнять межличностную коммуникацию, а также провоцировать внутреннее самоотчуждение индивида. Индивиды, которые оценивают себя невысоко, предполагают, что другие люди воспринимают их таким же образом.
Личности с заниженной самооценкой более болезненно, чем окружающие, реагируют на предложения и отказы в налаживании личностного взаимодействия с другими людьми, тем не менее, такие субъекты проявляют особенную чуткость к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышено враждебно на тех, кто лично их отвергает. Люди с невысокой самооценкой чувствительны к критике и воспринимают ее как аргумент собственной неполноценности, а комплименты в свой адрес принимают с настороженностью. В целом же низкая самооценка провоцирует взаимосвязанное множество психологически отрицательных критериев, мешающих формированию положительных личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, понимание собственной некомпетентности и многое другое.
В психологии также дифференцируют самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка рассматривается как реалистичное представление личности о себе, а также достаточно объективную оценку собственных способностей, потенциала, характеристик и параметров. В случае, если представление субъекта о себе идентично тому, что он в реальности собой представляет, самооценка может являться адекватной. Адекватная самооценка не однородна, у одних людей она высокая, у других более низкая. Неадекватная самооценка соотносится то с особенностями личности, чье представление о себе абсолютно не соотносится с реальностью, необъективно, представление о себе существенно разнится с тем, что представляют окружающие.
Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. При переоценке собственного потенциала, итогов деятельности, личностных характеристик самооценка рассматривается, как завышенная. Как правило, подобные личности самонадеянно приступают в реализации деятельности, требования которой значительно превышают их реальный потенциал, что при неуспехе может стать причиной их разочарования и тенденции к перекладыванию ответственности за них на сложившуюся ситуацию или окружающих людей. По причине завышенной самооценки субъект зачастую сталкивается с противодействиями окружающих, несогласных с его требованиями, демонстрирует подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может потерять значимые межличностные взаимосвязи, замкнуться.
Если же человек недооценивает себя, оценка самого себя является ниже той, которая есть в действительности, его самооценка – заниженная. Такая самооценка становится причиной разрушения представлений субъекта о собственных достижениях и позитивном восприятии его с позиции других людей, а действительные свои достижения он считает временными и случайными, позитивные отзывы других людей во многих случаях считает насмешкой, сарказмом. Чересчур низкая самооценка может стать признаком формирования комплекса неполноценности, безразличия, самообвинения и тревожности.
Как завышенная, так и заниженная самооценка осложняют функционирование субъекта. А. В. Петровский говорит о том, что самооценка напрямую соотносится с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), выражающийся в уровне сложности цели, которую субъект формулирует для себя. Тенденция к увеличению уровня самооценки в ситуации, когда у субъекта существует возможность свободно выбирать степень сложности очередного действия, провоцирует противодействие двух закономерностей: с одной стороны – стремление повысить притязания, чтобы достичь максимального успеха, а с другой – снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, субъект демонстрирует готовность к достижению более сложных целей, при неуспехе – соответственно, снижается.
Такой значимый элемент целостного самосознания личности, как самооценка, представляет собой значимый фактор гармоничных отношений субъекта как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он осуществляет коммуникацию и взаимодействие. Представление об уровне самооценки конкретной личности является весьма значимым для налаживания взаимодействия с ним, для адекватной коммуникации, в рамках которой люди как социальные существа неизбежно встречаются. Степень самооценки в значительной мере соотносится с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, собственной деятельностью, которая формируется в процессе эффективной или неэффективной деятельности.
Совокупность жизненных успехов и неудач, доминирование одного над другим непрерывно развивает самооценку личности. В свою очередь, специфические характеристики самооценки личности проявляются в целях и общей направленности деятельности человека, по той причине, что в практической деятельности он, обычно, проявляет тенденцию к получению таких результатов, которые соотносятся с его самооценкой и содействуют ее стабилизации.
Вывод по главе 1Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка, несомненно, оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на развитие его личности. Это субъективное личностное образование нашей психики. Психологи рассматривают самооценку, как компонент самосознания или «Я- концепции».
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, оказывает воздействие на поведение, деятельность и формирование личности, ее взаимодействие с окружающими людьми, а также она непосредственно соотносится с уровнем притязаний личности.
Существуют различные виды самооценки: выделяют самооценку способностей и личностную, общую и частные, плавающую и стабильную, адекватную и неадекватную, низкую, среднюю, высокую, завышенную и заниженную и другие.
Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ2.1. Диагностические методы исследования самооценкиВ наше время существует множество разновидностей методик связанных с самооценкой. Психология предлагает большое количество экспериментальных исследований для определения, измерения и разбора самооценки личности. Основным критерием в этой работе является то, что испытуемый не должен говорить экспериментатору про себя, что он думает про свою самооценку. Это сделано для того чтобы испытуемый мог спокойно, четко и более точно пройти методику, не думая, что разговор с исследователем может ему помешать. Так же сам испытуемый должен проводить отчет по данной методике, делать вычисления и т. д. Это дает испытуемому чувствовать себя комфортно, чтобы исследователь не знал то, что испытуемый не хочет рассказывать/говорить. Методика помогает дать ответ на то, какая самооценка в количественном соотношении.
Из самых распространяемых экспериментальных методик изучения уровня самооценки выберем следующие:
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.Название этой методики состоит из двух основателей. Существует огромное разнообразие этой методики, но, однако во всех сохраняются основные принципы. В итоге, когда испытуемый проходит эту методику, он может выявить три главные характеристики самооценки: высоту, устойчивость и реалистичность. Конечно, каждая методика должна обговариваться со специалистом (исследователем), без разбора и четкого анализа, сложно выявить действительную самооценку личности, методика является помощником в решение этого эксперимента. Эту методику так же можно дать группе людей, не только индивидуально. Участникам этой диагностики надо обозначить на вертикальных линиях определенными символами (крестиком или минусом) степень сформированности у них данных характеристик (показатель самооценки) и уровень притязаний:
- здоровье;
- ум, способности;
- характер;
- авторитет у сверстников;
- умение многое делать своими руками, умелые руки;
- внешность;
- уверенность в себе.
У участника есть бланк, где нарисованы семь палок одинаковой высоты (100 мм), на каждой из них отмечено начало и конец горизонтальными маленькими палочками, а посередине малозаметная точка. Для начала надо спросить у испытуемого правильно ли он понял задание и ответить на все вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно.
Для заполнения шкал и прочтения инструкции испытуемому дают 10-12 мин.
Обработка и интерпретация результатов
Обрабатывается методика по 6 шкалам, каждый ответ нужно считать в баллах. Нужно будет
рассчитать, на каком расстояние стоит обозначение испытуемого, исходя из того, как говорилось раньше, что шкала у нас 100мм.
По каждой из шести шкал можно установить:
- уровень притязаний
- высоту самооценки
- значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой
Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
По подсчитанным данным можно выявить норму, соответствующий действительности уровень притязаний, от 60 до 89 баллов. Высокий уровень (оптимальный) – от 75 до 89 баллов, он показывает, что испытуемый имеет высокое, особое и правильное понимание собственного потенциала, а это играет значимую роль в развитие личности. Если испытуемый получил расчёт от 90 до 100 баллов, статистически это указывает на нереалистическое, неважное отношение детей к собственным возможностям. А если у испытуемого получается менее 60 баллов, это указывает на заниженный уровень притязаний, это формулировка указывает на то, что в итоге у этого результата будет отрицательное формирование личности.
Количество баллов от 45 до 74 показывают на адекватную, реальную самооценку.
А от 75 до 100 и выше как уже логично дает нам понять, что это личность с высокой (завышенной) самооценкой.
Завышенная самооценка опасна тем, что она приводит к личностной незрелости. Так же может приводить к постоянному сравнению себя с другими людьми и к отсутствию навыка реально и правильного оценивания своих действий.
Если испытуемый набирает ниже 45 баллов, то это говорит о заниженной самооценки (недооценки), что в итоге приведет опять к неправильному, не нормальному формированию личности.
Следующая методику, которую мы рассмотрим по исследованию самооценки личности, это методика по Будасси.
Эта методика очень распространенная, благодаря тому, что с ее помощью можно проводить количественное исследование самооценки личности. Методика состоит из таблиц, в первой таблице написано 48 слов, это свойства личности, как хорошие, так и плохие. Вторую таблицу нужно заполнить испытуемым. Изначально испытуемый должен вписать от самого важного свойства (на его взгляд) до самого пассивного (ненужного или плохого). Методика разработана для узнаваемости взаимосвязи и разности между представлениями испытуемого «Я идеальное» и «Я реальное». Эта методика Будасси предполагает исследовать самооценку личности с реализацией, которая будет иметь два метода. Первый метод выяснит взаимодействие собственных притязаний личности с действительными критериями деятельности. А второй метод, это как сравнение испытуемого с другими людьми.
3) Следующую методику которую мы рассмотрим, это методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г.Щур. Ее цель исследование самооценки у детей старшего дошкольного и начального школьного возраста. Ребенку показывают лесенку из семи ступеней и объясняют, что надо делать. Ребенку надо нарисовать или показать, на какой бы лесенке он стоял, на самой высокой лесенке, где все хорошие люди или на самой нижней, где плохие. А так же можно в центре, где ни хорошие люди и не плохие. После выполнения действия ребенка, исследователь спрашивает, почему ребенок поставил себя именно на эту лесенку, так же спрашивает ребенка, куда бы поставили тебя твои родители, друзья, брат, сестра, бабушка и т.д. Во время исследование надо внимательно следить за реакцией, поведением, нервозностью и т.д. ребенка. Так же эту методику можно выполнять и в группе, для оперативного выявления уровня самооценки.
Также к исследованию самооценки у детей относятся чуть-чуть похожие методики как методика определения эмоциональной самооценки А.В.Захарова и методика самооценки «Дерево» Д. Лампен (модификация – Л.П. Пономаренко). Две эти методики сориентированы на выявление уровня самооценки. Из этого списка, в первой методики ребенок должен выбрать из восьми кругов тот, в котором как кажется, ребенку он должен находиться, где ему предназначено находиться, или где он себя видит. А во второй методике изображается дерево с лесными человечками, они все разные, выполняют свои дела и обладают какими-то определенными качествами, у каждого разное настроение и т.д. В этой методики ребенку нужно выбрать человечка, с которым он похож, заставить представить с кем испытуемый себя больше всего ассоциирует.
4) Следующий возьмем к рассмотрению тест межличностных отношений Т. Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году. Тест рассчитан для определения и исследования самооценки и описания идеального «Я». Так же в тесте есть возможность проанализировать свое взаимоотношение в малых группах. В итоге определяются два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность». С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке. В этом тесте представлены 128 оценочных суждений, которые представляются восьмью типами отношений, они образовываются в шестнадцати пунктов, и в итоге суждения будут расположены по поднимавшийся шкале интенсивности. Данный тест построен так, что можно исследовать не только самооценку, но и оценку наблюдаемого поведения людей. Если рассматривать последний случай, то испытуемый должен отвечать как будто за другого человека, отталкиваясь только на свое мнение и представление о нем. Далее собрав все сведения, и опросники теста, какой-нибудь группы (пример), исследователь может выявить обобщенный «портрет», какого-нибудь человека из этой группы опрашиваемых.
5) В конце рассмотрим методику диагностики самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка. Эта методика исследует в себе важные психические состояния, такие как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. В методику входит самая типичная таблица с утверждениями, где надо напротив утверждения поставить цифру 2 если вам очень подходит, цифру 1 если подходит, но не на 100% и цифру 0 если совершенно не подходит. В итоге в конце методики предоставлены таблицы с описанием, важнейших психических состояний, исследуемый должен подчитать по инструкции свои баллы, и сопоставить свои баллы с таблицей. В конце теста, после знаний результата, можно провести анализ, интроспекцию или обратиться к психологу. В результате интерпретации результатов можно определить характерную для испытуемого степень выраженности исследуемых состояний.
В итоге все методики исследования самооценки личности ориентированы на установление уровня самооценки, определение ее адекватности (нормальности), на изучение общей и частной самооценки, а также на установление разницы «Я реального» и «Я идеального».
Таким образом, разработано большое количество методик, которые дают возможность проанализировать самооценку субъекта с опорой на разнообразные параметры. Существуют множество распространённых методик, тестов исследования самооценки личности. В начале второй главы идет разбор самой малой части для понимания, как проводятся методики и для чего они нужны. В итоге: исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, помогает сделать вывод о личности на трех параметрах самооценки – высоте, реалистичности и устойчивости; методика исследования самооценки личности по Будасси, помогает выявить уровень, взаимоотношение и разницу идеального и реального «я»; методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г. Щур, помогает увидеть как оценивает себя ребенок и с чего следует начинать работать, так же как он думает его оценивают другие и как он это воспринимает и взаимодействие этих факторов; тест межличностных отношений Т.Лири, помогает выявить оценку наблюдаемого поведения людей, для своей же личностной самооценки; методики самооценки «Дерево» и многие другие.
2.2. Экспериментальные исследования самооценкиВ XXI в. прослеживается четкая преемственность в обосновании влияния самооценки на самосознание и развитие личности ребенка, изучаются условия, влияющие на адекватную самооценку, также пристально исследуются такие ее характеристики как дифференцированность и когнитивность, соответствие притязаниям. Вектор работ современных исследователей направлен на анализ специфики формирования самооценки у детей, находящихся в разных ситуациях развития.
Большое внимание уделено самооценке детей с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития (О.Л.Сидорович, Е.В.Семакова, Г.М.Гусейнова и др.) и дефицитарным развитием: нарушением слуха и речи (П.С.Акимова, Е.Г.Речицкая, А.С.Тымкиев, М.Ю.Орешкина, Н.Ф.Дмитриевская и др.), нарушением зрения (И.Н.Никулина, К.Е.Титова и др.), болезнями опорно-двигательного аппарата (В.И.Долгова, А.А.Рожкова, Ю.А.Рокицкая, В.А.Юдина и др.). Исследуется самооценка детей с девиантным поведением, находящихся в учреждениях закрытого типа (А.М.Прихожан, В.В.Шипилина, Л.В.Зубова, Л.И.Авдеева и др).
Следующий актуальный вектор, подготовленный работами советских психологов – изучение влияния семьи на самооценку ребенка. И. А. Борисова, А. А. Булкакова, А. Л. Гвоздовская, О. В. Суворова, Е. С. Юферова и многие другие представляют свои исследования в этом направлении. Оформились дополнительные линии, связанные с влиянием однодетной, многодетной семьи, отсутствием семьи – проживанием в детском доме на самооценку младшего школьника (Е.С.Уткина, Л.С.Афанасенко, Н.В.Бубчикова и др.). Изучаются возможности коррекции самооценки средствами арт-терапии (О.В.Патеева, А.А.Протасова, А.М.Прихожан, А.А.Егорова), кейс-технологий (С.Н.Шадрина), проектных технологий (Н.В.Иванова), драматизации (С.В.Никитин, А.А.Шмыдко). Анализируется влияние совместной деятельности на самооценку ребенка (Т.В. Зинова, Т.А.Каракулина, Н.В.Смирнов, Л.В.Сысуева и др.). Отдельным направлением можно считать работы по изучению взаимовлияние тревожности и самооценки (А.М. Прихожан, В.И.Долгова, П.С.Верещака, А.И.Шагиева).
Продолжается вектор исследований, подчеркивающих особую роль учителя в формировании самооценки младших школьников (Э.В.Витушкина, Т.Л. Иванова, Е.Г.Изотова, Т.Г.Пикалова, В.И.Смольская, С.Н.Фрондзей и др.). Волна интереса к проблеме самооценки, вызванная введением ФГОС НОО, поиск и внедрение инновационных способов оценки учебных достижений, стал толчком для исследований Е.И. Алентьева, М.Н.Андреевой, Э.В.Витушкиной, Ю.И.Ермолинко, А.Ю.Забелиной, Н.В.Федосюк и др. Кроме этого, можно выделить звено работ по исследованию потенциала предметного содержания в формировании самооценки младших школьников: в контенте математика (Н.Л. Гребенникава, А.В.Васильева, Н.Г.Каменкова и др.), в контенте «Окружающий мир» (Л.Р. Аликова, Л.В. Ижойкина), русский язык (Н.В.Шереметова, Г.А.Шиганова), физическая культура (Ю.В. Гравит и др.) Современные исследования самооценки продолжают, углубляют и дифференцируют базовые положения, сформулированные советскими педагогами и психологами. На недостаточности внимания к процессу обучению младших школьников действию самооценки обращают внимание Л.И. Авдеева, М.Н. Андреева, О.А. Белобрыкина, Э.В. Витушкина, Л.В.Ижойкина, А.Б. Ларина, Ю.А. Пахомова, Е.Т. Соколова и др. В своих работах они доказывают, что самооценка является важнейшим компонентом, определяющим и личность ребенка, и качество образования в условиях любого образовательного учреждения. Таким образом, феномен самооценки рассматривается различными учеными в зависимости от направления, который ими представлен, в связи с этим мы можем видеть многообразие характеристик самооценки и подходов к ее определению. Заметно очевидное различие педагогического и психологического подходов: как психологическая категория, самооценка является ядром самосознания, составляющей «Я-концепции», с педагогической точки зрения это одно из универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность в разных видах деятельности. Самооценка полифункциональна, она влияет на саморегуляцию поведения и в значительной мере обуславливает развитие личности младшего школьника.
Стандарты второго поколения ориентируют ученика на роль субъекта учебной деятельности, на полноценное овладение им действиями самоконтроля и самооценки, на передачу функций контроля и оценивания элементов образовательного процесса самому ребенку. Оценочная деятельность в образовательной среде должна осуществляться через целенаправленное создание ситуаций критической самооценки, а также взаимо- и самоконтроля на основе установленных совместно с учащимися определенных критериев оценки результатов деятельности. Исследователи обращают внимание на то, что младший школьный возраст – благоприятный период для формирования самооценки. Это во многом связано с возрастными новообразованиями, с расширением социальных контактов, ведущим видом деятельности. Учебная деятельность несет в себе большие возможности для развития самооценки, для того чтобы в дальнейшем самооценка стала дифференцированной, обобщенной, устойчивой и адекватной.
Способность к оценке совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Система образования должна предоставлять возможности анализировать, сопоставлять, опираясь на наблюдения, опыт, знание фактов и закономерностей науки, формулировать и аргументировать свою точку зрения, и учебная деятельность дает такую возможность. Однако если система контроля и оценки ограничивается только проверкой усвоения знаний, умений и навыков по предмету, у школьников нет возможности развивать умение критически оценивать свою и чужую деятельность, находить ошибки, пути их устранения, не создаются условия для развития самооценки. Рассматривая условия, влияющие на самосознание младшего школьника, формирующие его самооценку, нельзя не отметить роль учителя. Школьное обучение вводит в жизнь ребенка нового значимого взрослого, суждение и оценка учителя становятся сверхважными для ребенка. Инструментом влияния учителя на самооценку школьников служит педагогическая оценка, которая бывает парциальной и фиксированной. Парциальная оценка относится к частному знанию, умению, конкретному акту поведения, форма выражения данной оценки – словесная (замечания и суждения учителя). Фиксированная оценка является более обобщенной и отражает успехи школьника на уроке, форма выражения данной оценки – бальная. Мнение педагога ученик часто переносит в оценку своей личности в целом. Беря во внимание оценку учителя, дети выстраивают свои отношения, общаясь с одноклассниками как с отличниками, хорошистами, троечниками, двоечниками.
Как отмечает Е.И. Алентьева, оценка успеваемости в младших классах, по существу, представляет собой оценку личности в целом, от нее зависит социальный статус ребенка. Преобладание в учебной деятельности неуспевающих детей неуспеха над успехом, которое постоянно подкрепляется низкими оценками со стороны взрослых, приводит к неуверенности ребенка в своих силах, появлению чувства неполноценности, тревожность. Ситуацию усугубляет оценки одноклассников, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на другие сферы их личности. В Постановлении от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении САНПИН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» говорится о том, что в первом классе знания детей по бальной шкале не оцениваются, то есть отметки первоклассникам ставится не должны.
В то же время еще Б. Г. Ананьев подчеркивал, что отсутствие оценок отрицательно сказывается на детях, приводит к ощущению их собственной незначительности, неуверенности, замедляет личностное развитие. Таким образом, учитель должен давать эмоциональную, критериальную словесную оценку, она должна быть объективной позитивной стимулирующей. В то же время, как отмечает С.Н. Фрондзей, взаимосвязь школьной успеваемости и самооценки младшего школьника не всегда является определяющей. Например, если семья не придает важного значения образованию или школьным отметкам, то самооценка ребенка определяться успехами в школе не будет. Также самооценка младших школьников формируется в процессе взаимодействия не только с учителем, но и со сверстниками (еще К. Роджерс заметил, что личность становится видимой посредством отношения с другими). В совместной деятельности дети не только лучше узнают своего партнера, но и учатся объективно оценивать себя.
Э.В. Витушкина и Т.В. Кружилина рассмотрели особенности развития самооценки у младших школьников от класса к классу. Так, первоклассники чаще всего имеют высокую самооценку, которая не всегда адекватна. Свою учебную деятельность они оценивают положительно уже только потому, что они проявили много усилий, старались. Дети могут переоценивать и собственные моральные качества и, в то же время, недооценивать их у своих сверстников. Самооценка учащегося первого класса во многом определяется оценкой и поведением взрослых. Поскольку, пребывание в школе связано с периодом адаптации ребенка к новым социальным условиям, то показатели самооценки могут формироваться «скачкообразно».
А.А. Реан связывает снижение самооценки детей от класса к классу с тем, что устаревшая система школьного образования ориентируется на формирование потенциально заниженной и односторонне ориентированной самооценки ребенка, основываясь на интеллектуальных способностях. При этом педагоги с целью повышения учебной мотивации часто пугают ребенка получением плохой отметки. Изменить ситуацию возможно, целенаправленно создав для ребенка ситуацию успеха. Например, способствует повышению самооценки ребенка изобразительная и творческая деятельность, через рисунок ребенок может раскрыть свой внутренний потенциал, а значит повысить самооценку.
Таким образом, самооценка младших школьников представляет собой одновременно и процесс оценки свой личности (на это сделан акцент в педагогическом подходе) и результат – «итоговое измерение «Я»» (психологический подход). Успешность овладения действиями контроля и оценки в процессе учебной деятельности ведет к развитию адекватной самооценки, составляющей благоприятный прогноз развития личности ребенка. Анализ педагогического опыта позволил выделить ряд принципов, влияющих на эффективность системы оценивания: «принцип деятельности, т.е. активности самого ученика, его субъектной позиции; принцип непрерывности, когда каждый последующий этап освоения навыка оценивания опирается на предыдущий; принцип психологической комфортности, что проявляется в снятии стрессовых факторов обучения, создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества; принцип вариативности способность к принятию адекватных решений в ситуации выбора; и принцип комплексности – учету не одного, даже очень важного, а разных критериев». Результативность учебной деятельности влияет на самооценку. Адекватная самооценка, в отличие от неадекватной (завышенной или заниженной), позволяет ребенку реально соотнести свои силы с задачами и требованиями, которые к нему предъявляются, адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Условиями становления самооценки являются отношения, которые складываются между ребенком и окружающими людьми в процессе психологических контактов, создающих сложную систему с конкурирующими между собой звеньями, например, может полярно отличаться влияние на самооценку оценки учителя и родителей, а оценки учителя и сверстников, как правило, схожи в начале обучения, затем обретают автономность. Чтобы сформировать адекватную самооценку ребенка младшего школьного возраста необходимо, чтобы педагог соблюдал ряд условий. Прежде всего, необходимо проявлять уважение к мнению ребенка, демонстрировать заинтересованность в его оценочных суждениях, позволяя ребенку накапливать индивидуальный опыт самооценивания. Следует развивать рефлексивные действия, которые наделяют самосознание обратной связью. Адекватная самооценка формируется на основе сочетания с действиями контроля и самоконтроля, которые нужно использовать корректно и систематически. Оценка должна осуществляться на основе проанализированных и усвоенных критериев и алгоритмов оценивания. В образовательном процессе следует стремиться к созданию сложной многокритериальной системы оценивания, учитывающей не только учебную деятельность ребенка, но и то, что ребенок сам ценит в себе, в этом случае самооценка будет дифференцированной. Педагог должен помнить о влиянии самооценки на социальный статус ребенка. Психолого-педагогическое воздействие на самооценку неуспевающих младших школьников, травмирующую их межличностные отношения, целесообразно осуществлять через создание ситуаций успеха
Самооценка младшего школьника зависит от оценки окружающих ребенка взрослых, поэтому необходимо взаимодействие и согласованность оценок субъектов образовательного процесса, прежде всего родителей и педагогов.
Вывод по главе 2Диагностика самооценки является достаточно значимой для понимания особенностей личности. В настоящее время отмечается наличие большого количества методик, направленных на исследование самооценки представителей различных возрастных категорий. Данные методики представлены как достаточно простыми методиками, доступными начиная с дошкольного возраста, и заканчивая комплексными методиками, в которых самооценка изучается в рамках одной шкалы. В качестве наиболее популярных методик исследования самооценки можно назвать методику Дембо-Рубинштейн, методику Будасси, методику «Лесенка», многофакторный опросник Р. Кеттелла и др.
Изучение самооценки, оставаясь актуальным, продолжает развиваться в психолого-педагогических исследованиях. Можно предположить, что будет происходить интенсивное развитие направления, анализирующего особенности формирования самооценки у детей с ОВЗ и поведенческими нарушениями, сохранит актуальность вектор исследований, связанных с ролью семьи, будет расти доля исследований, доказывающих возможные корреляционные зависимости, кроме этого, не утратит лидерства направление, изучающее влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников. Можно сделать акцент на том, что правильное отношение к учебной деятельности и реализация ФГОС НОО возможны только при правильной организации учебного процесса, создающего возможности школьникам для самостоятельного осуществления учебных действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
ЗаключениеТаким образом, можно отметить, что существует большое количество взглядов на понимание и структуру самооценки. Однако большинство ученых сходится во мнении, что самооценка представляет собой комплекс представлений о собственных личностных качествах, способностях, возможностях и ресурсах, а также о соотношении собственного идеального Я и реального Я. Также авторами выделяется ряд функций самооценки (защитная, регулирующая и др.), а также множество видов самооценки. В целом можно говорить о том, что определенный уровень самооценки оказывает большое влияние на жизнедеятельность и поведение, общение человека с окружающими в целом. Например, низкая самооценка заставляет человека отказываться даже от посильных задач и зачастую замыкаться в себе, уходя от активного общения с окружающими.
В настоящее время разработано большое количество методик исследования самооценки, таких как, методика Дембо-Рубинштейн, методика Будасси, методика «Лесенка» и др.
Современные направления исследований самооценки связаны с исследованием самооценки школьников различного возраста. Это обусловлено тем, что ученые считают именно школьный возраст, начиная с младшего школьного возраста, является периодом активного становления самооценки, что необходимо учитывать в проектировании образовательной деятельности. Также большое значение в связи с развитием инклюзивного образования имеет исследование самооценки лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, самооценка является весьма значимым компонентом личности, который активным образом исследуется в психологии и педагогике.
Список литературыАбраменко Н. А. Диагностика самооценки личности // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2014/article/2014003955">https://scienceforum.ru/2014/article/2014003955</a> (дата обращения: 02.07.2019 ).</p>
Агапов В. С., Фельдман И. Л., Шайденкова Т. Н. Опыт эмпирического исследования самооценки студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. – 2008. - № 34. – С. 36-41.
Белова Т. С. Обзор исследований самооценки в психолого-педагогической литературе / Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе. Материалы Шестой межвузовской научно-практической конференции. МГИМ им. А.Г. Шнитке / редактор-составитель: П.А. Хазанов. – М., 2013. – С. 11-21.
Бернс Р. «Я – концепция» и «Я – образы». Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Бахрах, 2003. – с. 656 с.
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Речь, 2007. – 334 с.
БУХАЛЕНКОВА Д.А., КАРАБАНОВА О.А. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ПОНИМАНИЕМ УСПЕХА. // НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. – 2018. – №3(31). – С. 148-157
Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 4 (24).
Емельянова О.Ю. Психология самооценки / О.Ю. Емельянова. – М.: Аорта, 2008
Ермолаева Е. Д., Федосеева Л. А., Грибина Л. А., Илюшина Е. С. Самооценка и ее место в жизни человека // Современные научные исследования и инновации. – 2017. - № 7 (53). – С 99.
Карабанова Е. А. Исследование самооценки личности / Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. Сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 179-181.
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. — М. : Эксмо, 2008.
Кудрявцева К. А. Проблемы самооценки в психологии / Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Пенза: Наука и Прсвещение, 2018. – С. 249-252.
Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. – 2019. -№ 1(79). – С. 251-261.
Любушкина Л.А., Зубанова Л.Н. Влияние самооценки на учебную деятельность подростка / Современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2017
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. – 581 с.
Мартышова В. В. Влияние самооценки на развитие личности // Инновационная наука. – 2016. - №6. – С. 226-227.
Молчанова, О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. – М. : Флинта, 2016.
Накорякова Н.Ю., Симакина И.А. Взаимосвязь самооценки с успеваемостью, уровнем эмпатии и социометрическим статусом подростка / Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2017
Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд., кн.1 Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
Смирнова С. И. Особенности самооценки у детей и подростков с отклонениями развития в исследованиях по специальной психологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. - № 2-1. – С. 131-135.
Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей /под редакцией Д.Я. Райгородского/ - Самара: Бахрах-М, 2007.
Юсупова Р. Б. Изучение самооценки старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10.– URL: http://e-koncept.ru/2015/95112.htm.
Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!