это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3362257
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Финансы и финансовые ресурсы - это не тождественные понятия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначение. Финансовая наука изучает не ресурсы, а социальные отношения, возникающие в результате формирования, распределения и использования ресурсов.
Для реализации своих целей, функций и задач любому государству необходимы финансовые ресурсы.
Особую роль играют вопросы организации финансовых ресурсов. Финансы оказывают существенное влияние на этапы воспроизводственного процесса в стране.
Под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат на расширенное воспроизводство и экономических стимулов.
Актуальность темы заключается в том, что финансовые ресурсы являются самым необходимым источником расширенного производства, социально-экономического роста общества. Увеличение объема финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансовой политики государства. Уменьшение размера финансовых ресурсов отрицательно сказывается на развитии общества, приводит к уменьшению инвестиций, уменьшению средств потребления, создает дисбаланс в распределении общественного продукта и национального дохода. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений. Поэтому изучение их структуры и проблем формирования стоит на первом месте в процессе изучения государственных финансов.
Влияние финансовых ресурсов на экономический рост не является односторонним, в свою очередь состав и объем финансовых ресурсов зависят от темпов экономического роста государства, от показателей производства.
С одной стороны, финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой устойчивости государства, составляя около 56% валового общественного продукта. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее.
С другой стороны, в условиях современной России проблемы поиска и наиболее рационального использования финансовых ресурсов стали первыми в повестке дня для всех без исключения предприятий и фирм. Экономический кризис, нестабильность и спад производства вынуждают искать и внедрять все доступные методы для обеспечения собственного экономического роста.
Следовательно, финансовые ресурсы являются основной целью обретения финансовой стабильности, позволяя увеличить шансы на выживание в рыночной катастрофе, обеспечивая погашение обязательств перед государственными учреждениями и кредиторами и принося доход своим собственникам.
Следовательно, изучение темы, выбранной для исследования, всегда актуально, ведь эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны является одним из значимых факторов успешного развития экономики России.
Объектом исследования являются финансовые ресурсы государства.
Предмет исследования – состав и структура финансовых ресурсов государства.
Цель данной работы – рассмотреть состав, структуру и перспективы развития финансовых ресурсов государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность финансовых ресурсов государства;
- изучить виды и принципы функционирования финансовых ресурсов государства;
- выявить роль финансовых ресурсов государства;
- проанализировать состав и структура финансовых ресурсов России;
- охарактеризовать перспективы развития финансовых ресурсов России.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические аспекты финансовых ресурсов государства1.1. Понятие и сущность финансовых ресурсов государстваПонятия финансов и финансовых ресурсов не совпадают. Это разные, но связанные категории.
Финансы - это денежные отношения, представляющие собой абстрактную категорию.
Финансовые ресурсы - это совокупность средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления и населения.
Финансовые ресурсы государства являются отражением экономических отношений, возникающих в результате формирования и использования централизованных фондов, созданных в целях обеспечения выполнения государственных функций.
Финансовые ресурсы государства можно рассматривать как совокупность всех средств, находящихся в распоряжении государства, его предприятий, организаций и учреждений, используемых для покрытия затрат.
Понятие «финансовые ресурсы государства» можно рассматривать в узком и широком смысле. В широком смысле они включают в себя все финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, находящихся на территории государства, а также находящиеся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.
В узком смысле к ним относятся только финансовые ресурсы, которые формируются централизованно и находятся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.
Профессор В. В. Бочаров пишет, что финансовые ресурсы выражают реальный денежный оборот предприятий (денежный поток). Источником их формирования являются все денежные доходы и поступления средств - как внутренние, так и внешние.
Профессор А.М. Бирман, анализируя статью «Финансовые ресурсы» в «Финансово-кредитном словаре», писал, что в рассматриваемой статье финансовые ресурсы социалистической страны рассматриваются как сумма ресурсов государства, предприятий, организаций и учреждений, что неверно. Это видно хотя бы из того, что прибыль указывается в составе ресурсов предприятий, а в составе централизованных ресурсов - отчисления из прибыли в госбюджет, то есть повторный подсчет разрешен.
Признаки финансовых ресурсов:
1. всегда наличные, но не все наличные - это финансовые ресурсы;
2. у финансовых ресурсов всегда есть собственник или лицо, которое ими распоряжается;
3. целевая направленность, то есть конкретное использование финансовых ресурсов на конкретные цели (расширение воспроизводства, материальное стимулирование, социальные нужды, оборудование, менеджмент и т. д.).
Таким образом, финансовые ресурсы - денежные поступления, доходы, сбережения, находящиеся в собственности или в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, граждан, накопленные в различных фондах фондов, как централизованных, так и децентрализованных, и используемые в соответствии с их целевым направлением.
Источниками формирования финансовых ресурсов являются:
1) на уровне хозяйствующих субъектов - прибыль, амортизационные отчисления, банковские ссуды, доходы от продажи ценных бумаг, дивиденды, выручка от продажи активов и т. д.
2) на уровне государства и органов местного самоуправления - доходы от государственных и муниципальных предприятий, налоговые поступления, доходы от продажи государственного имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, денежной эмиссии, государственного кредита, доходы от выпуска ценных бумаг и т. д.
3) на уровне населения - заработная плата, пенсии, стипендии, доходы от предпринимательской деятельности, потребительские ссуды.
ВВП является основным источником формирования финансовых ресурсов.
ВВП в денежном выражении - это совокупность сырья, материалов, топлива, энергии, износа основных средств (амортизация), стоимости необходимого продукта (заработная плата) и стоимости прибавочного продукта (прибыль, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги, неналоговые доходы), потребленные в процессе производстваПомимо ВВП, важным источником финансовых ресурсов являются финансовые резервы: для государства это золотовалютные резервы, экологическая квота, собственность государственных организаций, интеллектуальный капитал, природные ресурсы, в том числе полезные ископаемые, вода, леса, территория и т.д.
Основные методы мобилизации финансовых ресурсов государством: налоги, кредит, страхование. Среди этих методов основным являются налоги - обязательные платежи в бюджет или во внебюджетные фонды, взимаемые в различных формах с юридических и физических лиц органами государственной власти. По способу сбора налоги делятся на прямые и косвенные, а в зависимости от структуры государственной власти - на местные (муниципальные), налоги государств (земли, территории и т. д.) и общегосударственные (федеральные). Важно разделение налогов на прямые и косвенные. Прямой налог - это налог на прибыль или имущество, который увеличивается в процентах по мере увеличения суммы налогооблагаемого объекта. Косвенный налог - налог на товары и услуги, установленный в виде надбавки к цене или тарифу (не связанный с доходом или имуществом налогоплательщика).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской Федерации и совокупность бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются бюджеты:
- федеральный;
- субъекты РФ;
- муниципальные районы;
- городские округа;
- внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- городские и сельские поселения;
- Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
- Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России);
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Каждый субъект Российской Федерации имеет свой бюджет и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
У каждого муниципалитета также есть свой бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для выполнения расходных обязательств муниципального образования.
Доходы бюджета включают налоговые поступления, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Налоговые доходы бюджетов включают поступления по налогам и сборам, предусмотренным законодательством Российской Федерации: федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные особыми налоговыми режимами, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы по ним.
К неналоговым доходам бюджета относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственной;
- доход от продажи имущества (за исключением акций и иных форм участия в капитале, государственных резервов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доход от платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданской, административной и уголовной ответственности, включая штрафы, конфискации, компенсации;
- средства самообложения граждан;
- прочий неналоговый доход.
К безвозмездным поступлениям относятся:
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Финансовые ресурсы - это материальное содержание финансов. Это содержание проявляется в совокупности средств государства, хозяйствующих субъектов и населения, предназначенных для выполнения соответствующих финансовых обязательств и финансирования определенных затрат.
Финансовые ресурсы являются материальной основой функционирования государства, и большая их часть создается в процессе распределения национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах налоговыми и неналоговыми методами, а подавляющая часть аккумулируется государством за счет налогов.
Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов национальной экономики, к которым относятся финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения.
Финансовые ресурсы предназначены:
- для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;
- для осуществления затрат на расширение, реконструкцию и модернизацию производства, приобретение новых основных средств;
- вознаграждение и материальное стимулирование работников предприятий;
- финансирование прочих затрат.
1.2. Виды и принципы функционирования финансовых ресурсов государстваСформированные из различных источников и проходящие стадии распределения финансовые ресурсы принимают различные формы, их обычно называют видами финансовых ресурсов. К ним относятся прибыль и амортизационные отчисления организаций, налоговые поступления в бюджеты, страховые взносы на обязательное социальное страхование, которые формируют доходы государственных внебюджетных фондов. Следует отметить, что каждый субъект будет иметь свой состав источников и видов финансовых ресурсов, который будет зависеть от роли субъекта в процессе воспроизводства, от выполняемых им функций. Итак, амортизационные отчисления - это особый вид финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов (организаций и граждан - индивидуальных предпринимателей), а налоговые поступления - это вид финансовых ресурсов государства.
Виды финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления:
- налоговые платежи (корпоративный подоходный налог, НДФЛ, единый социальный налог и др.);
- неналоговые платежи (дивиденды по акциям в государственной и муниципальной собственности, доход от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд и др.);
- прочие поступления и отчисления (безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней и др.).
Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только в том случае, если базовая макроэкономическая пропорция (между потреблением и накоплением) соответствует естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, конкретными потребностями общества и т. д.). При этом пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, соответствующих структуре его использования, т.е. обеспечивают баланс между материальным и финансовым и стоимостным аспектами национального производственного процесса.
Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» приобретает значение, когда общество переходит к регулированию экономического развития и возникает необходимость обеспечения баланса материальных и финансовых потоков.
Направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и местного самоуправления. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Направления использования финансовых ресурсов субъектов связаны с выполняемыми ими функциями. Таким образом, использование финансовых ресурсов государством напрямую связано с выполнением его функций; за счет финансовых ресурсов удовлетворяются важные потребности общества в области экономического развития, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т. д.
Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов государства:
- государственные инвестиции;
- содержание государственного аппарата;
- оплата государственных резервов;
- финансирование бюджетных организаций;
- расходы на социальные нужды, обслуживание внутреннего и внешнего долга, государственные гранты, субсидии, субвенции;
- взносы в мировые организации;
- оказание помощи иностранным государствам;
- расходы на приобретение, выкуп объектов собственности и др.
Государственные финансовые ресурсы делятся на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации с распределением источников доходов и каналов расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютном выражении или в долях денежных средств.
Местные ресурсы составляют относительно независимую часть финансовых ресурсов.
Сальдо всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе доходов и расходов, находящихся на соответствующей территории у предпринимателей и внебюджетных фондов. Денежные доходы и расходы компании не включаются в баланс финансовых ресурсов. Различают баланс финансовых ресурсов: Российская Федерация; субъект РФ; местное правительство. Баланс финансовых ресурсов Российской Федерации - это совокупность доходов и расходов государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов и баланса финансовых ресурсов регионов.
Баланс финансовых ресурсов субъекта Российской Федерации представляет собой сумму баланса доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации и баланса финансовых ресурсов муниципальных образований. Баланс финансовых ресурсов местного самоуправления - это баланс доходов и расходов бюджета местного самоуправления и, кроме того, предпринимателей на данной территории.
Разработка баланса финансовых ресурсов является одной из составляющих прогноза социально-экономического роста Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местного самоуправления. Баланс выступает как инструмент, позволяющий на уровне прогнозирования макроэкономического роста определить необходимость внесения определенных предложений и решений.
В процессе составления баланса финансовых ресурсов используются: отчетная информация Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, данные бюджетной статистики, отчетный баланс финансовые ресурсы за предыдущий год. Специфика территориальных балансов заключается в наличии в структуре баланса региона или местного самоуправления средств, полученных из государственного бюджета или бюджета субъекта Федерации.
В доходную часть входит баланс взаиморасчетов - разница между ресурсами, полученными субъектами Федерации или органами местного самоуправления из федерального или регионального бюджета, и ресурсами, переданными в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством в федеральный или региональный бюджет, уровень, в том числе взаиморасчеты с внебюджетными фондами.
Прогноз доходов баланса финансовых ресурсов содержит данные о социально-экономическом росте соответствующей территории за последний отчетный период, ожидаемые данные до конца базового года, данные за последующий период, в том числе ожидаемую оценку результаты деятельности предпринимателей, налоговые и неналоговые доходы, другие доходы бюджета, фонды внебюджетных доходов.
Прогноз расходов баланса финансовых ресурсов осуществляется на основе прогноза аналогичных статей доходов баланса с учетом необходимости сокращения дефицита определенного бюджета и возможного сокращения государственных расходов. По возможности, при оценке расходов учитываются расходы на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств государственного бюджета. Это связано с определенными трудностями, поскольку часть средств государственного бюджета распределяется по регионам федеральными министерствами и ведомствами и направляется получателям ресурсов, минуя бюджеты субъектов Федерации. В связи с этим затраты предполагаются с учетом экспертной оценки таких ресурсов.
Дефицит баланса финансовых ресурсов не может быть равен дефициту определенного бюджета, потому что в балансе учтены все доходы, получаемые на соответствующей территории, и все расходы на этой территории. Дефицит баланса отражает дефицит всех финансовых ресурсов в комплексе, а не только бюджета. В то же время, прогнозируя дефицит баланса, они полагаются на положения, ограничивающие дефицит бюджета, учитывают направления государственного бюджета, политику экономии государственных расходов и достижения бездефицитного бюджета.
Поэтому в процессе подготовки баланса финансовых ресурсов разрабатываются меры по снижению затрат и возможному снижению затрат. Источниками погашения дефицита баланса могут быть привлеченные ресурсы, как внутренние, так и внешние: ссуды кредитных организаций, государственные ссуды, бюджетные ссуды и др.
1.3. Роль финансовых ресурсов государстваГосударственные финансы - мощный элемент макроэкономического регулирования. С помощью правильного регулирования этого инструмента государство может решать различные задачи, регулировать темпы экономического развития, социальный уровень населения и т. д.
За счет централизованных средств удовлетворяются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных территорий.
Следовательно, возникает вопрос, сколько средств необходимо выделить государству, чтобы экономика была эффективной, не ущемляла интересы хозяйствующих субъектов, как государство может достичь «золотой середины» в управлении финансовыми ресурсами страны.
Финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и в совокупности формируются из валовой прибыли экономики, взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов на физических лиц и займов, полученных из зарубежных стран. А с помощью финансовых ресурсов выделяется та часть ВВП, которую можно направить на расширение социально-экономической системы в целом.
Соответственно, государство влияет на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и секторов экономики, бюджетную и налоговую политику.
Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материального и финансового баланса экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, который формируется в результате финансирования затрат на развитие национальной экономики и функционирования государственных институтов, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданы финансовые ресурсы. Следовательно, равенство поступлений и расходов финансовых ресурсов является необходимой частью общего экономического равновесия.
Макроэкономическое понятие «финансовые ресурсы» приобретает смысл, когда общество переходит к регулированию экономического развития и возникает необходимость обеспечить баланс материальных и финансовых потоков.
Одна из проблем в управлении финансовыми ресурсами страны - проблема централизации финансов.
Основным принципом функционирования бюджетной системы федеративного государства является принцип независимости входящих в нее бюджетов.
Сегодня, как известно, децентрализация экономических отношений в обществе значительно повышает самостоятельность и роль регионов в реализации общей экономической политики государства, соответственно, возрастает роль и значение местных финансов.
В западных цивилизованных странах местные финансы играют значительную роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства. При этом местные бюджеты обладают достаточно значительной самостоятельностью и не входят в общую систему государственного бюджета западных стран.
В Российской Федерации принципы децентрализации реализованы не полностью. Высокая степень централизации бюджетных ресурсов сохраняется на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюджетов носит формальный характер. В последние годы расходы этих бюджетов росли чрезвычайно быстрыми темпами из-за передачи полномочий на региональный местный уровень без адекватной передачи источников доходов. Это приводит к дисбалансу бюджетов, увеличению их дефицита и муниципального долга. Доля межбюджетного перераспределения средств в различных формах (субсидии для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности, субвенции, взаиморасчеты и др.) Остается очень высокой. В то же время механизм финансовой поддержки регионов и муниципальных образований имеет ряд существенных недостатков: он слабо увязан с конечными целями и задачами развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, недостаточно стимулирует региональные власти и органов местного самоуправления по укреплению собственной налоговой базы, не в полной мере учитывает реальные потребности регионов в денежных средствах, не предполагает необходимой прозрачности методов расчета финансовой помощи и т. д.
Как уже отмечалось, объем финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, в первую очередь зависит от объема созданного в стране ВВП, его номинальная стоимость также зависит от масштаба цен, а также от соотношения индивидуальных части общественного продукта, и прежде всего необходимый и прибавочный продукт (чем больше прибавка, тем больше количество финансовых ресурсов).
Следовательно, при любом сокращении производства сокращаются финансовые ресурсы. Во-первых, это происходит из-за падения объемов доходов, в результате меняется структура их использования. При снижении доходов увеличивается доля обязательных расходов, снижается инвестиционный спрос. Таким образом, производственный кризис напрямую влияет на объем финансовых ресурсов.
Увеличение финансовых ресурсов, соответственно, происходит при росте ВВП. На рост финансовых ресурсов влияет материальная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта для товаров промышленного назначения (первое подразделение общественного производства) ниже, чем для товаров и товаров народного потребления - второго подразделения (включая акцизы и имеющих более высокую рентабельность). Кроме того, оборот товаров народного потребления в цикле воспроизводства происходит быстрее, что за определенный период времени, например отчетный год, позволит суммировать ресурсы, полученные за несколько оборотов. Следовательно, чем выше удельный вес и темпы развития второй единицы общественного производства, тем больший может быть объем финансовых ресурсов.
Таким образом, важным фактором роста финансовых ресурсов в Российской Федерации стало повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также приводит к увеличению финансового результата экономической деятельности.
В последние годы для российской экономики характерны очевидные положительные тенденции, в том числе ускорение экономического роста, увеличение реальных располагаемых доходов населения, расширение внутреннего спроса и стабилизация финансового состояния государства.
Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизводственной деятельности - важный фактор экономического роста, целенаправленного и последовательного реформирования национальной экономики.
Одним из важных моментов в использовании финансовых ресурсов является то, что с увеличением доходов экономики России наблюдается тенденция к увеличению доли бюджетных средств в инвестиционных проектах, что на практике не является привлекательным для частных инвесторов.
К ним относятся, например, проекты в области промышленного строительства, развития инфраструктуры, социальной сферы. Однако при этом не решены многие важные задачи (например, реформа ЖКХ). Ограниченные возможности и финансовые ресурсы замедляют реализацию реформы и требуют полномасштабной мобилизации ресурсов. Поэтому одна из задач финансовой политики государства - обеспечить условия для формирования максимально возможных финансовых ресурсов и установления рационального распределения и использования финансовых ресурсов с точки зрения государства.
Очевидно, что растущей экономике нужны дополнительные финансовые ресурсы.
Таким образом, можно предположить, что основными источниками финансовых ресурсов в будущем останутся денежные сбережения (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической деятельности.
Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие как поступления от приватизации, продажи государственного имущества, будут уменьшаться по мере их исчерпания. Увеличатся финансовые ресурсы, которые поступают за счет специальных платежей и налогов недропользователей.
Дальнейшее увеличение заработной платы и фондов потребления приведет к увеличению количества средств населения, участвующих в составе финансовых ресурсов.
Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствуют о том, что существенное повышение эффективности общественного производства в результате реализации программы перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшение их структуры в сторону увеличения доли тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.
2. Состав и структура финансовых ресурсов России2.1. Источники формирования финансовых ресурсов РоссииОбъем и структура финансовых ресурсов напрямую связаны с уровнем роста производства: чем больше масштаб производства и выше его результат, тем больше объем мобилизованных и используемых финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
- государственная бюджетная система;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный заем.
Эти три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Финансовые отношения государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в процессе распределения, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованный фонд средств, предназначенный для удовлетворения национальных потребностей.
Бюджетные отношения отличаются большим разнообразием, поскольку охватывают разные направления процесса распределения (между отраслями экономики, сферами общественной деятельности, отраслями национальной экономики, территориями страны) и охватывают все уровни управления (федеральный, республиканский, местный).
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее материальное воплощение; они материализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретный размер бюджетного фонда, отражающий степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов:
- уровня экономического развития;
- методы управления на предприятиях, в организациях, учреждениях;
- экономические и социальные проблемы, решаемые обществом и др.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по вопросам перераспределения национального дохода (и частично национального богатства) в связи с формированием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования национального бюджета, социально-культурные мероприятия, нужды обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство может сконцентрировать финансовые ресурсы на решающих сферах экономического и социального развития.
Как экономическая форма существования реальных, объективно определенных распределительных отношений, выполняющая определенную социальную цель - удовлетворение потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Эта категория, будучи частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но в то же время он имеет особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
- государственный бюджет - особая экономическая форма перераспределительных отношений, связанная с выделением части национального дохода в руки государства и ее использованием для удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных государственно-территориальных образований;
- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей степени, чем других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе своего развития;
- область бюджетных ассигнований занимает центральное место в структуре государственных финансов, что обусловлено ключевой позицией бюджета по сравнению с другими звеньями.
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил признание. Лишь в последние годы стала преобладать точка зрения, согласно которой государственный бюджет с точки зрения своей экономической сущности можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, а с точки зрения законодательного закрепления финансовой базы государства - как его финансовый план.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация средств в руках государства и их использование для удовлетворения национальных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как на самом деле складываются пропорции в распределении бюджетных средств и эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.
Объем распределительной функции определяется тем, что практически все участники общественного производства вступают в отношения с бюджетом. Основной объект перераспределения бюджета - чистая прибыль; Однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда государственных средств - отражает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как государство получает финансовые ресурсы от различных хозяйствующих субъектов, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей и так далее. Функция контроля основана на движении бюджетных ресурсов, отраженном в соответствующих показателях бюджетных доходов и расходных назначений.
Государственный бюджет всегда был важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты управления, проводить социальные преобразования и т. д.
Бюджет может иметь большое влияние на экономику страны благодаря тому, что его можно использовать в интересах ускорения научно-технического прогресса. Предусмотрены создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, применение льготного налогового режима в части налогообложения прибыли от реализации новых видов продукции и аналогичные бюджетные меры, стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в конечном итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формы проявления этих экономических отношений - различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материальное воплощение - деньги, мобилизованные в бюджетный фонд. Доходы бюджета, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - объектом дальнейшего распределения стоимости, сосредоточенной в руках государства, поскольку последние используются для формирования бюджетных средств территориального, отраслевого и целевого назначения.
Основа роста финансовых ресурсов - рост и улучшение производства.
Факторы, влияющие на объем финансовых ресурсов:
- общий размер прибыли, который зависит от объемов производства и реализации продукции, ценового показателя, размера затрат, структурных сдвигов в выпуске продукции, оказанных услуг и выполненных работ.
- размер налогов, который зависит от показателя ставки, суммы налогооблагаемого товарооборота, показателя налоговых льгот, соблюдения налоговой дисциплины
- размер обязательных платежей в зависимости от показателя страховых тарифов, показателя льгот.
К основным видам финансовых ресурсов государства относятся:
1) ссуды от МВФ и других международных организаций, плюс внутренние ссуды от Центрального банка;
2) налоги;
3) взносы во внебюджетные фонды;
4) коммунальные платежи в местный бюджет;
5) прочее.
Состав финансовых ресурсов государства и их форма представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Состав финансовых ресурсов
Вид финансовых ресурсов Уровень Подуровень Форма финансовых ресурсов
Собственные финансовые ресурсы макро- государство доход от сдачи в аренду и продажи государственного и муниципального имущества; доходы от деятельности государственных, муниципальных унитарных организаций
микро- хозяйствующий субъект уставный капитал, прибыль, амортизация
домашнее хозяйство заработная плата, доходы от продажи личного имущества
Финансовые ресурсы, Мобилизованные на рынке макро- государство выпуск ценных бумаг и бумажных денег, государственный кредит
микро- хозяйствующий субъект продажа, покупка ценных бумаг, государственный кредит
домашнее хозяйство Полученные в порядке распределения финансовые ресурсы макро- государство налоги, сборы, платежи
микро- хозяйствующий субъект проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами
домашнее хозяйство Финансовые ресурсы включают:
- собственные ресурсы:
а) на уровне организаций и домашних хозяйств - прибыль, заработная плата, доход домашних хозяйств;
б) на государственном уровне - доходы от государственных предприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;
- мобилизованные на рынке:
а) на уровне организаций и домашних хозяйств - купля-продажа ценных бумаг, банковский кредит;
б) на государственном уровне - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;
- ресурсы, полученные в порядке распределения:
а) на уровне организаций и домашних хозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпущенным другими собственниками;
б) на государственном уровне - обязательные платежи.
Финансовые ресурсы, объединенные экономическими агентами, имеют разные направления использования. Если централизованные финансовые ресурсы расходуются, как правило, на общегосударственные и муниципальные цели: на содержание государственного аппарата, удовлетворение социальных потребностей общества, обеспечение функционирования ареала обращения, то децентрализованные - на цели, которые связаны с потребностью в бизнесе и семье.
2.2. Анализ финансовых ресурсов в РоссииКоммерческие организации играют важную роль в воспроизводственном процессе. Они выполняют три основные функции: закупку, производство и продажу продукции. По данным Росреестра, количество юридических и индивидуальных предприятий в России растет с каждым годом (рис. 1).
53149533655
Рисунок 1 - Количество российских коммерческих организаций в динамике (2016–2020 гг.)
В структуре ВВП большую долю занимают коммерческие организации, так как они занимаются производством, строительством, торговлей, оказанием транспортных, финансовых и информационных услуг. Так, например, по данным Минэкономразвития России, в январе 2020 года темп роста ВВП составил 1,6% г/г (после 2,3% г/г в декабре и 1,3% в целом в 2019 г.).
Достаточность финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятия, его платежеспособность, стабилизацию объемов производства, а также возможность его расширения, достаточный уровень материальных ресурсов. Самое главное в производственном процессе - это возможность вернуть финансовые ресурсы в объемах, превышающих вложенные.
Из базовых отраслей основной вклад в рост ВВП, как и в 4 кв. 19, за счет обрабатывающей промышленности и торговли (рис. 2).
97980527940
Рисунок 2 - Вклад предприятий по отраслям в рост ВВП за 2019–2020 гг.
Прибыль от продажи товаров и услуг имеет большое значение для оценки эффективности предприятия. Относительный показатель эффективности называется рентабельностью проданных товаров и услуг или рентабельностью продаж. На диаграмме ниже представлена динамика среднего значения рентабельности реализованных товаров и услуг во всех отраслях Российской Федерации за период 2012–2018 гг. (рис. 3).2838455847715
Рисунок 3 - Рентабельность продаж России
Амортизационные отчисления играют важную роль в системе финансовых ресурсов предприятия. Причина отставания России в том, что зарубежные амортизационные отчисления в первую очередь направлены не на закупку имеющегося в продаже оборудования, а на создание нового, более перспективного. В нашей стране на данном этапе развития тратить деньги на обновление устаревших фондов и технологий - более эффективное вложение, приносящее быструю отдачу.
Согласно ГК РФ в России применяется 4 метода начисления амортизации: линейный метод, метод уменьшающегося остатка, метод списания стоимости по сумме количества лет полезного использования, списание стоимость пропорциональна объему продукции (работ). За рубежом в основном используются следующие методы начисления амортизации: по остаточной стоимости, по объему производства и линейный метод.
Деятельность компаний часто связана с продажей имущества, когда морально (иногда физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, неиспользуемые производственные и непроизводственные площади, излишки сырья и материалов продаются. Доля этого источника в общем объеме источников финансовых ресурсов предприятий зависит от многих факторов: от вида деятельности организации; конкретная ситуация, при которой организация продает часть имущества в счет погашения кредиторской задолженности. Положительная разница между доходом от прочих продаж и расходами, связанными с такими продажами, составляет прибыль от прочих продаж.
Коммерческая организация также может получать внереализационный доход, не связанный с ее основной деятельностью. Они будут включать квитанции с указанием платы за временное пользование средствами и иным имуществом (включая проценты по выданным кредитам, банковским вкладам); поступления с участием в уставных фондах других организаций; прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; получили штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; квитанции о возмещении убытков, причиненных организации; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; переоценка активов.
Следующий тип финансовых ресурсов - это финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке. Этот тип ресурса предполагает продажу акций и других ценных бумаг, принадлежащих компании, а также включает кредиторскую задолженность. Существуют факторы, определяющие специфику финансового механизма в целом для коммерческой организации: организационно-правовая форма и отраслевые факторы. Организационно-правовая форма определяет, как будут формироваться первоначальные финансовые ресурсы (уставный (складочный) капитал / фонд), какие возможности будут существовать для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, как будет распределяться прибыль между собственниками (или между собственником и организацией), каковы будут особенности формирования кассовых резервов и особенности управления организацией и др. Сегодня в России большинство коммерческих организаций являются обществами с ограниченной ответственностью (табл. 2).Таблица 2 - Сведения о работе по государственной регистрации коммерческих организаций на 01.05.2020
Организационно-правовая форма Кол-во п/п, шт.
Общества с ограниченной ответственностью 2 949 471
Акционерные общества 64 307
Унитарные предприятия 13 619
Производственные кооперативы (артели) 10 143
Товарищества на вере 253
Полные товарищества 134
Финансовые ресурсы играют важную роль в коммерческих организациях. Они напрямую влияют на уровень эффективности производства и определяют стратегию компании. Есть собственные, заемные, привлеченные на финансовом рынке, поступающие в порядке распределения финансовых ресурсов. Для российских организаций банковские кредиты часто являются одним из основных источников финансовых ресурсов, в связи с чем государство делает упор на упрощенные схемы возврата предоставленных компаниям средств.
3. Перспективы развития финансовых ресурсов России3.1. Проблемы развития финансовых ресурсов РоссииНа любом этапе развития государства, без разработки стратегии формирования денежных фондов бюджетов, а также надлежащего уровня реализации на практике разработанной теоретической базы невозможно вести цивилизованную социально-экономическую жизнь на всей территории страны. Доходная часть бюджета - это финансовая основа для непрерывного решения государством своих задач и функций.
Проблема формирования доходов бюджета особенно остро стоит в такие периоды, как нынешней, когда геополитическая ситуация на международной арене накаляется, существует угроза экономического спада, сохраняются проблемы в социальной сфере, что ставит вопрос государства искать новые источники доходов бюджета в бюджетной системе, когда старые источники перестают быть достоверными. В первую очередь это касается доходов бюджета от сырьевого экспорта, которые на протяжении последних нескольких лет составляли достаточно крупную статью в структуре доходов консолидированного бюджета РФ, что ставит страну в сильную зависимость от текущей ситуации на мировых сырьевых рынках и создает угрозу экономической независимости страны, а также создает высокий уровень волатильности, связанный с рыночными рисками.Сегодня российская экономика и, как следствие, бюджетная система сталкиваются с рядом внутренних и внешних проблем, которые подрывают стабильность национального благосостояния и влияют на способность мобилизовать средства в средствах бюджетной системы.
Анализ материалов Счетной палаты выявляет следующие внутренние проблемы, связанные с формированием доходной части федерального бюджета:
1) наличие теневой экономики (черно-серая), которая сокращает видимый сектор налоговой базы;
2) использование необоснованных льгот и преференций из-за наличия коррупции в государственных органах;
3) использование различных налоговых схем для уклонения от уплаты налогов (в том числе с помощью фирм-однодневок).
Кроме того, на снижение доходов бюджета РФ в последние годы повлияли такие факторы, как сокращение производства многих видов товаров, уход крупнейших автопроизводителей с российского рынка, конфликт на Ближнем Востоке, геополитический конфликт, вызванный событиями в Украине, повлекший за собой ряд неблагоприятных экономических и политических последствий, в т.ч. экономические санкции США и ряда европейских стран, а также принудительное принятие контрмер правительством России, которое ввело эмбарго на импорт ряда продуктов питания из стран, ранее присоединившихся к антироссийским санкциям.
Экономический кризис наиболее остро повлиял на реальный вектор экономики, характеризуемый деградацией ее структуры, беспрецедентным падением объемов производства, параличом инвестиционной деятельности предприятий, ослаблением научно-технического потенциала промышленности, срывом финансовой системы общественного воспроизводства. Основными причинами этого являются углубляющиеся диспропорции в развитии реального сектора и сферы обращения (отток финансовых ресурсов из материального производства в процессе «ваучерной» приватизации, вывод свободных стадий через рынок ГКО и т. д.).
В настоящее время для большинства предприятий приоритетной становится задача поддержания устойчивого производства и стабилизации текущей финансовой деятельности. Что касается вопросов стратегического развития, то инвестиции в основное производство в какой-то мере отошли на второй план. Ключевой проблемой, которая привела к снижению текущей финансовой устойчивости предприятий, является нехватка денежных оборотных средств, необходимых для обеспечения текущего производства. Основными временными ограничениями развития предприятий были, с одной стороны, неплатежи покупателей, с другой - большая доля денежной составляющей в расчетах за поставленную продукцию.
В последние годы произошли изменения в структуре источников финансовых ресурсов. Восполнение убытков от снижения доходов от основной экономической деятельности в большинстве отраслей стало возмещаться в основном за счет поступлений от операций по основной деятельности, что было связано с их растущей ориентацией на зарубежные рынки сбыта и валютные операции, активным доступом к финансовым спекулятивным операциям рынков, расширение практики «натурных» операций и неттинга, передача части счетов через дочерние компании и т. д. За короткое время этот источник стал вторым по важности источником в формировании общих финансовых ресурсов большинства секторов экономики, а для строительства и отдельных отраслей промышленности - доминирующей. Резкое увеличение прочих доходов - это вообще негативное явление. Это свидетельствует о повышении непредсказуемости формирования финансовых ресурсов, снижении точности расчета вероятных объемов и повышении риска «нехватки» финансовых ресурсов.
Хроническая нехватка финансовых ресурсов привела к переходу промышленных предприятий на взаимное кредитование через выпущенные переводные векселя, которые во многих случаях дешевле ссуд коммерческих банков, и к увеличению взаимных неплатежей.
Ухудшилось соотношение кредиторской и дебиторской задолженности. Просроченная кредиторская задолженность по отрасли в целом составляет половину этого вида задолженности. Столь высокий рост просроченной задолженности с экономической точки зрения означает столь же быстрое и значительное сокращение финансовых источников для восстановления промышленности, ее отраслевой структуры и нормального воспроизводства. Основной причиной отрицательной динамики показателей соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, а также устойчивой тенденции к увеличению просроченной задолженности в ее общей сумме является физическое сокращение и разрушение основных средств, прекращение в большинстве случаев только их расширенное воспроизводство, но тоже простое. Как следствие, резкое падение объемов производства, сопровождающееся сокращением собственных источников финансирования производства.
В результате реализации воспроизводства в убывающем масштабе (в основном за счет заемных средств) увеличиваются затраты на обслуживание долга, образованного банковским кредитованием. Все это указывает на значительную поломку финансовой системы, обслуживающей процесс воспроизводства в промышленном комплексе.
Существует тенденция к тому, что задолженность поставщикам и другим кредиторам заменяет часть собственных оборотных средств компании и недостает краткосрочных банковских кредитов. Предприятия заинтересованы в замене этих источников кредиторской задолженностью, использование которой дешевле банковских кредитов.
В российской промышленности сформировался обширный «класс» производителей, функционирующих без привлечения банковских кредитов (около 32% предприятий). Более того, их экономические показатели намного лучше, чем у тех, кто пользуется банковскими кредитами. В результате банковские ресурсы расходуются не на доработку успешно работающих предприятий и не на «приумножение» результатов их деятельности, а на поддержку тех, кто еще не смог вписаться в рыночную систему.
В условиях, когда все отрасли экономики переживают фазу депрессивного развития, оживление экономической активности в реальном секторе возможно на основе притока иностранных инвестиций, в том числе из бюджета. Однако в последние годы из-за безуспешных попыток правительства нормализовать процесс формирования доходной части бюджета государственное финансирование экономических программ практически свернуто. Если сокращение бюджетной поддержки отраслей формально соответствует сути рыночных реформ, то почти полный отказ от кредитования как способа мобилизации финансовых ресурсов противоречит законам, регулирующим развитие нормальной рыночной экономики.
В производственной сфере за последние шесть лет произошли существенные изменения: практически ликвидированы оборотные средства, пятикратное снижение инвестиций сопровождалось двукратным падением производства.
Основная часть производственных капитальных вложений осуществляется за счет собственных средств предприятий, в первую очередь амортизационных, а вложения в основной и оборотный капитал за счет экономии остаются на крайне низком уровне. В настоящее время огромная часть внутренних сбережений не инвестируется в экономику. Решение именно этой проблемы - кардинальное условие снижения процентной ставки по кредитам предприятиям реального сектора и притока капитала в производство.
Для инвестиционной деятельности важным может быть наведение порядка в использовании амортизационного фонда. В настоящее время большие суммы амортизационных отчислений используются не по назначению, что противоречит порядку, установленному законодательством. Они отправляются на потребление, размещаются по высоким процентным ставкам в коммерческих банках и т. д. В будущем все ставки амортизации должны быть увеличены, а в некоторых случаях должна быть инициирована ускоренная амортизация. В настоящее время Минфин РФ при расчете финансового баланса принял среднюю норму амортизации 3,7%. Это соответствует среднему сроку службы основных средств 25-30 лет. Такой срок службы обрекает экономику России на вечное отставание от развитых индустриальных стран.
Непопулярность механизма ускоренной амортизации у нас объясняется разными причинами. Амортизация увеличивает стоимость, если оборудование простаивает. С одной стороны, использование обычных методов амортизации приводит к большим вычетам корпоративного подоходного налога, а с другой стороны, ускоренные методы амортизации искусственно занижают прибыль, что может ввести в заблуждение инвесторов, кредиторов и других пользователей информации о финансовом состоянии предприятий. Некоторые предприятия не только не применяют методы ускоренной амортизации, но и пытаются снизить ставки общепринятых методов амортизации, чтобы снизить затраты и, как следствие, удешевить конкурирующую продукцию.
3.2. Пути повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсовБесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют большое значение, поскольку финансовые ресурсы являются важнейшим источником денег для расширения производства, повышения материального и культурного уровня жизни людей. Уменьшение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности адресного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных проблем. Это приводит к сокращению масштабов инвестиций в производственную и социальную сферу, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода. Недостаток финансовых ресурсов приводит к дисбалансу в природно-материальной и стоимостной структуре общественного производства, разного рода диспропорциям.
Объем и структура финансовых ресурсов напрямую связаны с уровнем развития производства, его эффективностью.
Постоянный рост и улучшение производства служат основой для увеличения финансовых ресурсов. Однако в последние годы динамика финансовых ресурсов характеризовалась отрицательной тенденцией - замедлением, а затем падением темпов роста. Причиной тому стал кризис в экономике нашей страны, который негативно повлиял на динамику валового национального продукта и производимого национального дохода, объем промышленного производства и другие важные показатели социально-экономического развития.
Финансовые ресурсы нужны, прежде всего, субъектам хозяйствования. Они образуют децентрализованные финансовые ресурсы, используемые для покрытия затрат на расширение производства и удовлетворения социально-культурных потребностей работников. Целевые денежные средства, полученные из децентрализованных финансовых ресурсов, направляются на капитальные вложения, увеличение оборотного капитала, финансирование научно-технического прогресса, мер по охране окружающей среды и удовлетворение социальных потребностей. Осуществление этих затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.
Потребности общественного производства удовлетворяются за счет централизованных финансовых ресурсов, формы их использования - бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение потребности защиты и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми средствами. Важная роль, которую государство играет в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации значительной части имеющихся в его распоряжении финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от многих факторов, и не только социально-экономических.
В ближайшие годы государственные средства станут крупнейшим потенциальным финансовым ресурсом для получения долгосрочных денег. Вопросы прямого использования государственных сбережений (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), заметное расширение государственных инвестиций за счет средств федерального бюджета, а также средств, полученных за счет эмиссии денег для нужд народного хозяйства.
Однако даже использование ограниченного объема государственных средств для приоритетных социально значимых инфраструктурных проектов, а также небольшой доли Фонда национального благосостояния может сыграть положительную роль в привлечении долгосрочных частных инвестиций в экономику. Это требует:
Во-первых, увеличить емкость внутреннего рынка государственного долга с целью формирования эффективной структуры процентных ставок, предоставить участникам финансового рынка высоконадежные ликвидные инструменты и расширить возможности управления макроэкономическими параметрами кредитно-денежного характера.
Эта мера повысит стабильность и эффективность внутреннего финансового рынка, что будет способствовать притоку консервативных инвестиций.
Во-вторых, внедрить в практику выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, выпускаемых для финансирования социально значимых проектов (доходных и / или инфраструктурных облигаций), что значительно повысит уровень отбора таких проектов и создаст эффективный контроль за использованием привлеченных средств.
В-третьих, за счет Фонда национального благосостояния создать гарантийный фонд, гарантии которого будут распространяться на ссуды (в форме ссуд и в форме облигационных займов) частных предприятий, осуществляемые в целях финансирования модернизации производственных объектов, что значительно увеличит срок погашения таких кредитов и снизит процентную ставку по ним. В дальнейшем этот гарантийный фонд может пополняться за счет добавления элементов национального богатства, участвующих в рыночном обороте (земля, месторождения полезных ископаемых и т. д.).
В-четвертых, за счет Фонда национального благосостояния сформировать государственный компенсационный фонд, средства которого могут быть использованы в качестве гарантий по обязательствам частных компенсационных систем, что поможет привлечь консервативных частных инвесторов.
В перспективе основным источником долгосрочных инвестиций должны стать средства населения. В то же время уже сегодня есть определенные резервы для увеличения объема сбережений населения, направляемых на инвестиционные цели в экономике. Для этого необходимо стимулировать ряд изменений в структуре располагаемых денежных доходов населения. Речь идет, прежде всего, о снижении потребности населения в наличных деньгах за счет максимального развития системы безналичных расчетов. Эта мера расширит ресурсы банковской системы на 10% ВВП.
Еще одним важным направлением является оптимизация финансовых активов за счет относительного сокращения доли потребительских расходов - как за счет повышения привлекательности, разнообразия и доступности инструментов инвестиционных, а также за счет ужесточения правил выдачи кредитов физическим лицам, прежде всего потребительских кредитов (значительное сокращение доли потребительских кредитов в общем объеме кредитов населению, приведение этой доли к уровню развитых стран и страны Восточной Европы).Следующая задача - частичное перераспределение сбережений населения в пользу роста ценных бумаг (в том числе паев и паев инвестиционных фондов). Целесообразно создавать специальные пенсионные счета и стимулировать их рост (за счет снижения доли недвижимости - в том числе за счет секьюритизации недвижимых активов, в которые вкладываются средства населения в инвестиционных целях, сокращения объемов покупок иностранной валюты и снижение прироста наличных рублей).
В ближайшее время сохраняются значительные возможности для более активного использования нетрадиционного (с точки зрения экономической теории) ресурса - средств самих предприятий реального сектора. Более того, по сути, эти ресурсы остаются основным (около 70% от общего объема) источником капитальных вложений. Для этого необходимо стимулировать следующие изменения в структуре использования этих средств:
Во-первых, увеличение объема инвестиций в модернизацию собственного производства, а также объема финансовых вложений в российские активы за счет сокращения оттока капитала, прежде всего в части прямых вложений за границу (исключительно за счет повышения инвестиционной климат, в том числе налоговые меры, меры по повышению уровня защиты собственности и др.).
И, во-вторых, увеличение вклада работодателей в пенсионное обеспечение работников за счет стимулирования (в том числе налогового характера) роста взносов в накопительную и профессиональную (корпоративную) пенсионные системы.
Однако, помимо целевого стимулирования инвестиционной активности этих групп потенциальных инвесторов (за исключением государства, инвестиционное поведение которого определяется приоритетами бюджетной политики), необходимы также меры по развитию финансового рынка как системы, обеспечивающей инвестиционные ресурсы передаются в реальный сектор экономики, а также на совершенствование государственных структур (институтов), способствующих привлечению инвестиционных ресурсов в экономику России.Приведенные выше соображения по оптимизации источников «длинных» составляют существенную часть задач структурной модернизации финансовой системы.
Все вышеперечисленные меры, несомненно, увеличат объем доступных финансовых ресурсов страны за счет инвестиций, а не заемного капитала. Эта тенденция аккумулирует внутренние финансовые источники и создаст эффективную основу для стабилизации финансово-экономической ситуации в стране. Кроме того, увеличение объема финансовых ресурсов за счет инвестиций является наиболее приемлемым и эффективным, обеспечивая рациональное обращение финансов в экономике страны и вызывая рост производственной и предпринимательской активности, а также бесперебойное функционирование банковского сектора.
Правильная организация финансовых ресурсов имеет первостепенное значение для их использования. В значительной степени эффект от оперативного финансового управления зависит от того, как организована работа субъектов управления - финансовых органов, налоговых инспекций, страховых структур и многочисленного аппарата финансовых ведомств в отраслях народного хозяйства.
ЗаключениеПодводя итоги данной работы, следует отметить, что финансовые ресурсы государства играют важную роль в экономическом развитии страны, являясь инструментом, с помощью которого государство проводит свою финансовую политику и реализует свои экономические и социальные функции. Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В связи с этим государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств за счет обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.
Основным общественным назначением финансов является формирование и использование денежных средств, которые являются финансовыми ресурсами государства. Отсюда следует определение, что финансовые ресурсы государства - это средства средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и национальных нужд.
Основным источником финансовых ресурсов является национальный доход. Государственные финансы - это инструмент для мобилизации средств из всех секторов экономики, необходимый для реализации внутренней и внешней государственной политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций государственных органов, с помощью которых аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.
На наш взгляд, в нынешней экономической ситуации финансовые ресурсы имеют многоплановую экономическую сущность. Это схема, состоящая из последовательно полученных и распределенных во времени показателей: денежных средств, материальных ресурсов, заемных средств хозяйствующего субъекта или государства. Все они направлены на формирование, расширение и осуществление хозяйственной или национальной деятельности.
Возможными источниками мобилизации финансовых ресурсов могут быть:
1) гарантийные ссуды для реализации программ: банк дает ссуду предприятию либо под гарантии государственного органа, либо выдает целевую ссуду государственному органу и тот использует ее для реализации программы, погашения акции;
2) развитие рынка корпоративных ценных бумаг и, в частности, вторичного рынка. Между тем для российского фондового рынка характерен непропорционально низкий уровень развития корпоративных ценных бумаг по сравнению с сектором государственных ценных бумаг.
Основными способами финансового оздоровления промышленного сектора являются:
- создание условий финансового, правового учета и контроля за формированием и использованием амортизационных фондов по целевому назначению;
- преодоление оттока капитала из отраслей материального производства в сферу обращения и за границу; увеличение нормы накопления за счет капитализации чистой прибыли (остающейся после уплаты налогов) путем введения временного режима инвестиционного контроля в приватизированном и государственном секторах экономики;
- накопление рублевых и валютных сбережений населения для последующего превращения их в реальный производственный и финансовый капитал;
- снятие барьеров для объединения банковского и промышленного капитала в условиях формирования крупных финансово-промышленных групп, способных стать конкурентами западных транснациональных корпораций (при условии гарантии возврата заемных средств);
- обеспечение капитализации доходов от продажи акций приватизированных предприятий, находящихся в собственности трудовых коллективов, управленческой номенклатуры, сторонних держателей, в том числе крупных пакетов акций, принадлежащих федеральным и региональным органам власти;
- принятие мер по улучшению текущего финансового положения предприятий путем создания государственной системы надзора за исполнением их финансовых обязательств перед поставщиками и бюджетной системы перед предприятиями. особенно военно-промышленный комплекс, а также расследование каждого случая длительной просрочки поступлений бюджетных и иных сумм. средства предприятий на счетах коммерческих банков.
Список использованной литературы1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Андросова, И.В. Рыночные факторы, влияющие на формирование денежного потока организации / И.В. Андросова // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития. – 2017. – № 1. – С. 145–148.
3. Богатенко, Е. Р. Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) / Е.Р. Богатенко, Т.В. Свиридова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 8. – С. 177–183.
4. Богачева, Н.С. Исследование понятия финансовые ресурсы и их экономической сущности / Н.С. Богачева / Интернет-журнал Науковедение. -2017. - № 2 (27). - С. 8.
5. Боди, З. Финансы / З. Боди, Р. Мертон. - URL: http://www. –college.ru (дата обращения: 06.08.2021).
6. Белоглазова, Г. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: учебное пособие / Г. Белоглазова, Л. Кроливецкая. - СПб.: Питер, 2017. - 384с.
7. Бурякова, А.О. Анализ структуры финансовых ресурсов России / А.О. Бурякова, Р.В. Данилов // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. – 2017. – С. 188-192.
8. Воробьев, Ю.Н. Финансовая система: комплексный подход в контексте государственной финансовой политики / Ю.Н. Воробьев, Л.М. Борщ // Финансы: теория и практика. — 2018. — № 5 (107). — С. 56–75.
9. Голодова, Ж.Г. Финансы и кредит: Учебное пособие / Ж.Г. Голодова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 448 c.
10. Гнедько, А.Г. Сравнительная характеристика амортизационной политики в России и за рубежом / А.Г. Гнедько, Т.И. Волкова // Электронный научный журнал «Вектор экономики» [Электронный ресурс] 2019 / № 6. Режим доступа: URL: http: // www.vectoreconomy.ru / images / publications/2019/6/accounting/Gnedko_ Volkova.pdf (дата обращения: 06.08.2021).
11. Данков А. Митрохин С. Проблемы эффективности использования субнациональных финансовых ресурсов http: // www.old.rcb.ru / Archive /articles.asp?id=3006 (дата обращения: 06.08.2021).
12. Дягель, О.Ю. Аналитическое обеспечение управления финансовыми ресурсами коммерческих организации: монография / О.Ю. Дягель. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. – 216 с.
13. Жегздринь, М.Ю. Эффективность управления финансовыми ресурсами в период экономического кризиса / М.Ю. Жегздинь, В.В. Воропаев // Научные стремления. - 2017. - № 2 (17). - С. 57-62.
14. Ивантер, В.В. Аналитический доклад. Как придать импульс развитию российской экономики: приоритеты действий (предложения к основным направлениям деятельности Правительства РФ до 2024 г) / В.В. Ивантер, Б.Н. Порфирьев // Финансы: теория и практика. — 2018. — № 1. — С. 4–15.
15. Кадырова, Д.А. Сравнительный анализ финансовых ресурсов коммерческих организаций в России и за рубежом / Д.А. Кадырова, Т.В. Гребеник // Вестник Евразийской науки. – 2020. - №3. - https://esj.today/PDF/64ECVN320.pdf (дата обращения: 06.08.2021).
16. Лапуста, М.Г. Современный финансово-кредитный словарь / М.Г. Лапуста, П.С. Никольский. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 697с.
17. Маркарьян, Э. А. Финансовый анализ: Учеб. пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2018. - 224 с.
18. Поляк, Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов / Г. Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - С. 703.
19. Сименова, Е.А. Вопросы управления финансовыми ресурсами / Е.А. Сименова // Вектор экономики. - 2018. - № 1. - С. 9.
20. Сироткин, С. А. Финансовый менеджмент: учебник / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 293 с.
21. Трошин, А.Н. Финансы и кредит: Учебник / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 332 c.
22. Федорова, А.Ф. Финансовые ресурсы / А.Ф. Федорова, О.Р. Кузнецова // Научный альманах. – 2017. – №1–1 (27). – С. 205–209.
23. Шаламова, Д.В. Особенности долгового финансирования в условиях кризиса / Д.В. Шаламова // Международная экономика. - 2017. -№11. - С. 87-93.
24. Яковенко, Д. Здесь уже ничего не исправишь / Д. Яковенко // Журнал Эксперт online. - URL: http: // expert.ru / expert / 2014 / 19 / zdes-uzhe-nichego-ne-ispravish/ (дата обращения: 06.08.2021).
25. Яременко, Ю.С. Государственные финансы и финансовые резервы Российской Федерации / Ю.С. Яременко // Научные горизонты. — 2017. — № 1. — С. 164–170.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!