это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3362764
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Невозможно представить детство без игр. Даже самого маленького трехмесячного ребенка, все еще находящегося в коляске, уже привлекают игрушки, которые висят у них перед глазами. Ребенок тянется к яркому предмету, ударяет по нему рукой, пытается дотронуться до него, хватает его. По мере развития своей моторики он хватает принесенную ему игрушку и начинает действовать: с любопытством разглядывает ее.
Освоив многие движения предметов, дети пытаются изобразить то, что видят в повседневной жизни, подражая поведению взрослых: кормят куклу, играют с ней, укладывают на кровать. В это время дети уже могут самостоятельно и подолгу играть со строителями, песком, водой, пытаться строить, копать, насыпать песок на грузовики и сопровождать их звуками, имитирующими автомобильные сигналы, паровозные свистки и т.д.
Старший дошкольный возраст - это короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает предварительные знания об окружающей его жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, освоение труда, выработка навыков и привычек правильного поведения, развитие характера.
С ростом детей, накоплением жизненного опыта, наблюдательностью, развитием умственных способностей меняется и характер детских игр. Старшие дошкольники уже начинают планировать сюжет своих игр. Правда, идеи все еще довольно примитивны, нестабильны и легко меняются, но они требуют активности мысли, воображения и достаточного количества впечатлений от игрока.
Соответственно, немаловажным видом становления дошкольников считается театрализованная игра, в ходе которой развиваются умственные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, театрализованная игра - это усвоенный способ социального опыта, характерный для старших дошкольников. Гармонично развивающийся ребенок много играет и полон страсти. Театрализованная игра является для него естественным и важнейшим занятием, соответствующим впечатлению от движения, желанию действовать, переосмысливать окружающую жизнь.
Объект работы – процесс взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – организация взаимодействия детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры.
Цель работы – изучить, какую значимость несет в себе организация взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, а также провести ее разработку посредством театрализованной игры. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Определить психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста;
2. Изучить основы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
3. Раскрыть роль театрализованной игры в организации взаимодействия старших дошкольников;
4. Провести анализ условий и программно-методического обеспечения по взаимодействию детей старшего дошкольного возраста;
5. Провести исследование взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
6. Проанализировать итоги педагогической работы по исследованию взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.
Глава 1. Теоретические основы развития взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.1.1 Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возрастаДошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.
В рамках российской психологии каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями [5, с. 162-187].
В работе будет рассмотрен период старшего дошкольного возраста. На этом этапе социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребёнка со взрослым. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребёнок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.
Дошкольники (5-7 лет) играют особую роль в психологическом развитии. В жизни этого периода начинают формироваться психологические механизмы новых видов деятельности и поведения. В этом возрасте закладывается фундамент будущей личности: формируется устойчивая мотивационная структура, рождаются новые социальные потребности (потребность уважать и признавать взрослых). Появляется новый (косвенный) тип мотивации, лежащий в основе произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, этики и правил социального поведения [9, с. 182-194].
Фрагментарное, малосознательное впечатление об окружающей действительности становится все более выразительным, ясным и обобщенным, возникает определенное общее восприятие и понимание действительности, появляется начало мировоззрения.
В этот период происходят значительные изменения в структуре и содержании деятельности детей. Начиная с подражания взрослым, через расцвет сюжетно-ролевых игр, дети осваивают более сложные виды деятельности, требующие нового произвольного уровня контроля, основанного на целях и задачах деятельности и достижении поставленных целей [13, с. 62-76].
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свое место среди других, у него формируется социальный статус и стремление к новой социальной роли, соответствующей его потребностям. Ребенок начинает осознавать и обобщать свой опыт, в деятельности формируется самооценка и соответствующее отношение к успеху и неудаче (характерной чертой является стремление к успеху и высоким достижениям, где для окружающих самое главное - избегать неудач и неприятных переживаний).
Новообразования эмоционально-личностной сферы старших дошкольников связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения. Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием старшего дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность [10, с. 23-64].
Таким образом, основным новообразованием старших дошкольников становится новая внутренняя позиция, формирующая новый уровень осознания своего места в системе социальных отношений, самооценку и самосознание личности.
1.2 Основы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельностиВедущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребёнка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребёнка, способствующей ориентировке ребёнка в социальных и межличностных отношениях [12, с. 142-164].
Советский психолог А.Н. Куликов выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы - освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребёнок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
2. Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребёнок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
3. Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
Центральное новообразование старшего дошкольного возраста - формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания - память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности [3, с. 44-67].
Игровая деятельность характеризуется широким спектром направлений. Каждый из них решает сразу несколько практических задач [13, с. 115-132]:
1. Развитие мышления, расширение объема знаний о человеке и мире природы;
2. Формирование эмоционального поля;
3. Укрепление памяти и внимания.
Игры характеризуются тем, что они имеют нравственную основу, учат развивающуюся личность социальной координации. Они учат человека тому, что не любое личное достижение имеет свою цену, но что человек всегда запечатлен в жизни детского сообщества. Дети старшего дошкольного возраста могут найти необходимые возможности для самовыражения [13, с. 62-78].
В детстве игры выполняют множество различных функций: познавательную, организационно-активную, импровизационную и творческую, как метод учебной деятельности. Также они предоставляют хорошие возможности для познавательной подготовки в виде межличностных и инструментальных компонентов. Это специфический способ получения знаний, это возможность воссоздать деятельность в наглядной форме.
Закономерности формирования психического поведения старших дошкольников проявляются в игровой деятельности. Э.Я. Степаненкова предлагает использовать деятельностно-практические стимулы для обогащения формы воспитательной работы, в которой она в первую очередь отмечает, что «игры оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, увлекают его, пробуждают интерес к деятельности». Этот эффект может быть достигнут с помощью текста, музыки [9, с. 23-45].
Игры - это также первый раз, когда дети общаются со своими сверстниками. Общая цель, совместные усилия, общие интересы и опыт объединяют участников для формирования их целеустремленности. Играя, ребенок чувствует себя членом команды, учится справедливо оценивать поведение своих товарищей (он не доиграл до конца - нарушил правила и т.д.). Помимо эмоций, веселые игры развивают коммуникативные навыки: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, сопровождать жестами и движениями вокальные песни и небольшие стихи [6, с. 15-47].
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это часть образовательной среды. РППС включает:
1. Пространство, которое специально организовано (помещения, участки и т. п.).
2. Материалы, оборудование и инвентарь, учитывающие особенности возрастных групп,
3. Образовательные ресурсы, которые можно обновлять, в том числе расходные материалы, спортивное, оздоровительное оборудование.
Организовать РППС – значит создать благоприятные условия для развития старших дошкольников. Условия должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и склонности детей, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка. Дошкольник должен выступать субъектом в процессе игры и другой деятельности [13, с. 115-132].
Игра помогает ребенку выстроить системные отношения, межличностное общение и проявить свои лидерские качества, а также обеспечивает прочную основу для теоретического моделирования будущих ситуаций, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни. Цель каждой игры - развить определенные способности, умения и навыки, и в ней есть определенные образовательные задачи [17, с. 82-94].
Таким образом, именно в дошкольном возрасте, когда различаются межличностное общение и общение, когда сильны такие понятия, как любовь и дружба, подростку необходимо знать и уметь общаться, тем самым формируя себя среди своих друзей. Игра не только помогает развить и продемонстрировать коммуникативные навыки, но и позволяет исправлять возникающие проблемы и трудности в общении.
1.3 Роль театрализованной игры в организации взаимодействия старших дошкольниковТеатр - один из самых ярких, красочных и простых в представлении детей в области искусства. Это приносит радость ребенку, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию его личностной культурной основы. В зависимости от эстетической значимости и влияния на общее развитие ребенка театральная деятельность по праву занимает почетное место рядом с музыкой, живописью и лепкой.
Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Повседневная жизнь засасывает счастливых, активных и фантастических дошкольников, превращая их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков».. Их спасение во многом зависит от театральных мероприятий, которые привносят разнообразие и радость в жизнь ребенка.
Произведения искусства заставляют сопереживать людям и событиям. В процессе этой симпатии создаются определенные отношения и моральные оценки, которые просто передаются и усваиваются. Поэтому театральная деятельность является важнейшим средством воспитания сострадания-необходимым условием организации совместных занятий для детей. Театральная деятельность позволяет ребенку косвенно решать многие проблемные ситуации, представляя персонажа. Это помогает преодолеть застенчивость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
На данный момент, хотя работа по театральной деятельности с детьми получила научное обоснование и методологическую проработку, театр по-прежнему остается основой педагогики, судьба которой зависит от пожеланий и интересов педагогов, которые не понимают ее смысла. Прежде всего, это связано с непониманием важности драматургии и творческой деятельности в развитии детей [5, с. 162-187].
Педагоги недооценивают коллективный характер театральной деятельности. Так же, как и в сюжетно-ролевой игре, в процессе театральной деятельности ребенку необходимо умение контролировать собственное поведение, умение согласовывать собственное поведение с деятельностью своих товарищей. Во-вторых, театральная деятельность полна больших возможностей для правильного личностного развития.
Важность этого направления детской деятельности для общего психологического и художественного развития детей настолько велика, что ему должно быть отведено место в системе работы по воспитанию детей. Это означает, что работа преподавателей в области драматургии и творческой деятельности так же необходима, как работа на музыкальных курсах или в области изобразительного искусства.
Необходимо использовать методы и механизмы организации совместного творчества, которые помогают организовать творческое общение детей и взрослых с помощью театрализованных игр, а точнее, с помощью специального метода его использования, то есть технологии. Преимущество этого метода в том, что его можно успешно включить в работу с детьми, как в детском саду, так и в начальной школе, а также в группах детей для кратковременного пребывания в дошкольном учреждении.
На самом деле форма организованных драматических игр, которые предполагают игру на интересную и понятную для всех участников тему, является оптимальной моделью для ролевого взаимодействия между учителями и детьми одного возраста. В то же время это позволяет включать в воспроизведение практически все, что угодно (окружение, математику, музыку и т.д.). И, конечно, во время театральных игр, в первую очередь, развиваются способности к невербальному и вербальному общению, что очень важно для старших дошкольников.
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.
1. Во время драматической игры знания детей об окружающем мире расширяются и углубляются;
2. Стимулируется развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, воображения, мыслительных манипуляций;
3. Существуют различные анализаторы для развития: зрительный, слуховой, речемоторный, кинестетический;
Поэтому учебная программа по театральной деятельности очень важна для общего развития ребенка. На этой основе можно разработать цели и задачи по использованию драматургии и творческой деятельности в образовании, воспитании и развитии детей:
Целью театрально-творческой деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка [12, с. 142-164].
В соответствии с поставленными целями можно определить задачи развития детей в театральной деятельности:
1. Приобщить детей к театральной культуре и ознакомить их со структурой спектакля, жанром спектакля, различными видами кукольного театра;
2. Пробудить интерес к театральной деятельности и желание выступать в команде сверстников;
3. Развивать у детей, в соответствии с их личностными особенностями, способность преодолевать волнение сцены, вести себя свободно и естественно при выступлении на сцене.
Поэтому целью театральной деятельности является развитие чувственного восприятия, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также навыков и умений (речь, общение, организация и т.д.). Это положение уже является аксиомой и может не требовать обоснования или доказательства. Поэтому очевидно, что на основе театральной деятельности могут быть реализованы практически все задачи воспитания, развития и обучения детей [3, с. 44-67].
Дети старшего дошкольного возраста являются некими «исследователями», они готовы к познанию всего, что их окружает, накапливая разнообразные сведения о мире. Они хотят все увидеть, услышать и попробовать. В нашем мире, где происходит обмен информацией, которая меняется каждый день, требует скорости и гибкости для восприятия и реагирования на меняющиеся ситуации. Там, где социальные отношения настолько сложны и разнообразны, необходимо быстро адаптироваться и уметь адекватно реагировать на существующие системы обмена и передачи информации, что как раз задействуется в процессе игровой деятельности.
Игра очень мобильна, и ее задачи могут быть постоянно меняющимися и сложными, что позволяет ребенку, только что вступившему в сложный мир социальных и межличностных отношений, быстро адаптироваться и реагировать, а также уметь адаптироваться в соответствии с правилами и современным обществом.
Глава 2. Практическое исследование по развитию взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр2.1 Анализ условий и программно-методического обеспечения по взаимодействию детей старшего дошкольного возрастаФедеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования выдвигает новые требования к образовательным планам, разрабатываемым дошкольными образовательными учреждениями. Одним из запланированных результатов завершения дошкольного этапа является позитивное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми. Любое человеческое взаимодействие начинается с распределения функций, даже когда взаимодействует наименьшее количество людей. Без распределения существование группы в целом невозможно. Человек и его личность являются основными материалами для создания групп, и в этом отношении группа понимается через человека [10, с. 23-64].
А. С. Макаренко утверждал, что коллектив нельзя назвать безликой массой, потому что коллектив - это личность, которая собирается вместе. Именно богатство внутреннего мира каждого человека является основой полноценной, осмысленной командной жизни. С этим невозможно не согласиться. Ведь от того, что есть в команде, а также от налаживания взаимодействия зависит процветание и активная деятельность каждого.
Задача детского сада - обеспечить творческое саморазвитие личности в коллективе. Исходя из этой задачи, А.С. Макаренко предпринял и реализовал успешные попытки создания целостного педагогического процесса, как единства учебной и идейной жизни, активного взаимодействия коллектива с преподавательским составом.
Исследователь А. С. Аркин понимает детей коллективно как группу детей, которые долгое время были связаны с окружающей средой и организованным сообществом. Коллектив детей определяется его самостоятельностью, которая во многом определяет содержание и развитие коллективной жизни. В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы самоорганизации, саморегуляции, умение следовать общим правилам. Исследования по этому вопросу показали, что дошкольный период - это период, в течение которого развиваются коммуникативные отношения между детьми. Общение меняется с возрастом ребенка: меняется его содержание, потребности, мотивы и способы общения.
Т.И. Бабаева выявила следующие особенности взаимодействия старших дошкольников друг с другом [2, с. 32-41]:
1. Дошкольники - это период развития ребенка, когда стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками становится более активным и продолжительным, что создает естественную предпосылку для формирования гуманного межличностного общения;
2. Старшие дошкольники проявляют интерес к нормативным основам общения и регулирования отношений;
3. Старшие дошкольники устанавливают более длительные контакты со сверстниками. Определенные межличностные отношения, совместная деятельность и системы ценностных ориентаций сложились в старших группах дошкольников, что повлияло на гуманистические показатели детей в общении.
А. Журавая отметила важность совместной деятельности в воспитании дошкольников с точки зрения эмоциональной отзывчивости, способности понимать сверстников. Используя ситуации, в которых ребенок действует не один, а с другими детьми, учитель развивает у ребенка способность понимать потребности и желания другого человека.
Анализ современной практики дошкольного образования приводит к выводу, что педагоги все больше заботятся о раскрытии потенциальных способностей ребенка, его скрытых талантов с помощью драматического искусства. В настоящее время в процессе театральной деятельности существует множество разделов образовательных и обучающих программ для дошкольников, которые очень актуальны с точки зрения творческих подходов к развитию личности [11, с. 98-112].
Программа «Детство» предоставляет методологию, которая может разрешить противоречие между потенциалом развития драматургии и ее недостаточным использованием в детских садах только при разработке научно обоснованных и практико-ориентированных педагогических методов.
Различные театрализованные игры, представленные в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (кандидат педагогических наук, профессор Бабаева Т. Н.) объединены присутствием зрителей. Кроме того, они представляют собой своеобразный «веховый» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А. Н.Леонтьев).
Театральная деятельность интегрирована, в которой восприятие, мышление, воображение, речь и поведение тесно связаны друг с другом, выражаются в различных видах деятельности детей (речь, движение, музыка и т.д.) и трех аспектах творчества (О. Акулова):
1. Создавать драматическое содержание (интерпретировать, переосмысливать сюжеты, составленные из художественных текстов или переменных или собственных сюжетов);
2. Воплощать собственные идеи (способность воплощать художественные образы средствами выражения: интонацией, имитацией, пантомимой, движением);
3. Оформление спектакля включает пейзажи, костюмы, музыкальное сопровождение, афиши, создание программы (подбор, постановка, нестандартное использование). Организованная таким образом работа способствует тому, что театральные игры становятся средством самовыражения и самореализации детей в различных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.
Программа Е. Г. Чурилова ориентирована на педагогов, которые создают условия, активизирующие эстетическое отношение ребенка как неотъемлемую часть его восприятия и поведения в мире. Содержание программы позволяет стимулировать способность ребенка визуализировать и свободно воспринимать окружающий мир (людей, культурные ценности, природу), что развивает, расширяет и обогащает его параллельно с традиционным рациональным восприятием. Целью программы развития эстетических способностей через театральное искусство является координация взаимоотношений ребенка с окружающим миром, что в будущем послужит защитой от социального и межличностного противостояния.
Основные задачи программы [8, с. 12-35]:
1. Развитие эстетических способностей;
2. Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
3. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.
Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Вывод?
2.2 Исследование взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельностиИсследование проводилось на базе Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детского сада № 223 г. Екатеринбурга, группы детей старшего дошкольного возраста. Работа включает в себя три основных этапа [7, с. 7-15]:
1. Диагностический этап:
а) определение критических проблем;
б) введение в структуру проблемы.
в) тесты, анкеты, опросы и диагнозы предназначены для определения уровня сформированности коммуникативных способностей.
2. Практический этап:
а) первая театрализованная игровая тренировка;
в) второй игровой тренинг включает в себя театрализованные игры, предназначенные для решения коммуникативных проблем и трудностей, а также для развития коммуникативных качеств личности.
3. Аналитический этап [6, с. 100-117]:
а) диагностика, сравнительные характеристики тестов, выполненных в начале и в конце практики;
б) анализ эффективности проделанной работы с помощью обратной связи-диалогов.
Вся работа была построена и структурирована таким образом, чтобы наиболее эффективно и действенно проверить рабочее предположение о том, что использование театрализованных игр будет способствовать эффективному развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников, но только при следующих условиях [15, с. 15-42]:
1. Будут необходимые знания о личностных особенностях детей;
2. Наличие базы данных игр для использования в сотрудничестве с детьми;
3. Учет интересов ребенка.
Этап 1: Диагностика
Этот этап состоит из ознакомления с группой и проведения различных тестов, анкетирования, методов и диагностики, направленных на выявление проблем в общении и формирование положительного отношения и интереса к играм. Для диагностики были использованы следующие диагностические материалы:
1. Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина);
2. Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунтаева);
3. Тест «Коммуникация детей» для детей и их родителей с помощью педагога
На данном этапе работы был выявлен ряд существенных проблем [16, с. 112-134]:
1. Невозможно представить сообщение и донести его до группы;
2. Недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации;
3. Неспособность контролировать высказывания и эмоции.
На основе результатов диагностического исследования и выявления ряда проблем был разработан дальнейший план работы на оставшиеся три недели, включающий диалоговые и игровые тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков.
Этап 2:
На данном этапе проводились мероприятия, направленные на решение проблем, поднятых на диагностическом этапе. Для того, чтобы ознакомить группу с проблемами общения была проведена беседа под названием «Разнообразие общения». Беседа состоит из двух частей: первая часть - теоретический материал, включающий общую информацию о проблемах общения; вторая часть беседы заключалась в том, что обсуждались проблемы и трудности каждого ребенка.
Вся группа активно участвовала в диалоге, и каждый выражал желание ответить на вопросы и высказать свое мнение. В конце беседы была проведена театрализованная игра, чтобы расслабиться и снять напряжение. Цель игры - развитие невербальной коммуникации: все участники выходят на сцену и каждый из них выполняет роль одного из героев сказки «Теремок» [4, с. 84-97].
Первый игровой тренинг был направлен на установление более тесных связей, проведение занятий и снятие напряжения. Из-за нехватки времени (45 минут) тренинг состоит всего из 3 частей.
Часть 1: каждый представляет себя по кругу, называет свое имя и говорит, что хорошего сегодня произошло и почему он получает положительные эмоции.
Часть 2: проведение театрализованных игр:
1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:
- Чудо остров!
- Наша Таня громко плачет... ¦ Карабас-Барабас
- Первый снег! Ветер! Холодно!
2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
3. Пантомимические этюды.
Котята:
- сладко спят;
- просыпаются, лапкой умываются;
- зовут маму.
Покажи:
- как танцует добрая фея на балу у Золушки;
- как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
- как здоровается Снежная Королева.
4. Интонационное прочтение стихов-диалогов.
5. Проговаривание скороговорок:
Сказочный, волшебный дом
Азбука - хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
Часть 3: подведение итогов, где каждый ребенок говорит, что ему понравилось, а что нет.
Целью данного тренинга является установление контакта, снятие напряжения, получение положительного эмоционально-психологического фона. Дети раскрываются.
В данном случае театрализованная игра – как имитационная и искусственно созданная проблемная среда, дала толчок для формирования социального опыта, то есть поступков в определенной ситуации, и способствовало развитию коммуникативных способностей. Процесс развития коммуникативных способностей чрезвычайно длителен и сложен, ребенку необходим тот социальный опыт, который он получает в игре, так как путем проб и ошибок он находит выход из проблемной ситуации.
Безусловно, за такое короткое время, нельзя добиться таких грандиозных целей, как развитие коммуникативных способностей у всех детей [5, с. 162-187].
Вывод: какие проблемы были выявлены в процессе диагностики?
2.3 Итоги педагогической работы по исследованию взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игрИгровые тренинги были направлены на развитие коммуникативных способностей, таких как [18, с. 184-197].
1. Понимание людьми друг друга;
2. Умение слушать;
3. Умение справляться с некоторыми из коммуникативных барьеров.
Результатами работы стали, не только творческие работы и изменившееся отношение детей друг к другу, но и большое количество тестов, методик и диагностик, которые были проведены вначале и в конце практики. По результатам данных работ можно проследить насколько изменились отношения между детьми во 2 группе, и были ли достигнуты успехи в достижении поставленной цели: развитие коммуникативных способностей через игру [8, с. 12-35].
Для начала рассмотрим рисунок 2.1 в приложении! Убрать из текста! сравнительной характеристики методики «Психологическая атмосфера в коллективе» в начале и в конце работы. Хотелось бы отметить, что по некоторым пунктам были достигнуты довольно высокие результаты.
Рисунок 2.1 - Психологическая атмосфера в группе
Как можно видеть по графику по многим пунктам методики заметно значительное улучшение. По результатам первой методики, можно видеть, усредненный показатель почти по всем пунктам. Так называемая, «ровная» атмосфера в коллективе. Увеличен показатель по пунктам «увлеченность» - (6,1) и «успешность» - (6,4), что говорит о заинтересованности учеников в учебном процессе. И низкие показатели по пунктам «согласие» - (4,2), и «удовлетворенность» - (4,9), показывающих, что класс имеет проблему решения общих вопросов, и в том, что они плохо слушают друг друга [11, с. 98-112].
Так же, значительное увеличение показателей по пунктам «устойчивость» - (7,2), «теплота взаимоотношений» – (6,2) и «занимательность» - (7,0), что говорит о том, что класс стал интересоваться не только учебой, но и отношениями внутри коллектива. О повышении интереса друг к другу говорит пункт «теплота взаимоотношений» (от 5,5 до 6,2) – это очень ценно для работы. Эта методика показала общее настроение группы, его направленность, и атмосферу внутри коллектива [2, с. 32-41].
В процессе наблюдения и анкетирования было выявлено:
В творческих заданиях на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи», с ритмическим заданием «Прохлопай свое имя», музыкальным заданием.
Дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.
Также был подобран список игр для детей старшего дошкольного возраста и разработан дидактический сундук «Сундук для всех и всего» с атрибутами для театрализованных игр (см. прил. А)
Следующий тест «К.О.С» - методика изучения коммуникативных и организаторский способностей (см. прил. Б).Прежде чем говорить о результатах данного теста хотелось бы отметить, что в группе очень коммуникабельные и общительные дети, но как и в любом возрасте, есть дети замкнутые и «отверженные», общающиеся своей микрогруппой. В первом тесте участвовал 21 ребенок, а во втором – 20. Данные, которые высчитывались по формуле, переносились в бальную систему от 1 до 5. Результаты приведены в таблице 2.1В приложение!
Таблица 2.1 – Способности группы 2
Коммуникативные способности Организаторские способности
До После До После
Кол-во чел. Оценка Кол-во чел. Оценка Кол-во чел. Оценка Кол-во чел. Оценка
3 1 2 1 5 1 4 1
4 2 5 2 5 2 3 2
5 3 2 3 1 3 2 3
2 4 4 4 2 4 2 4
7 5 7 5 8 5 9 5
Оценки:
1. Ниже среднего
2. Средний
3. Высокий
4. Очень высокий
Оценки не ставим! Можно баллы. На уровни не делим, каждый ребенок либо освоил компетенции, дибо испытывает трудности!
Полученные результаты, говорят о том, что в группе есть дети с очень высоким, но и очень низким уровнем К.О.С. Однако, хотелось бы подчеркнуть, что детей с высоким уровнем К.О.С. больше. Как видно по таблице, количество дети с высоким уровнем К.О.С. остается почти неизменным. Меняются результаты в лучшую сторону у средней группы (от 2 до 4 баллов), что говорит о том, что работа в группе и игровые тренинги, в которые были включены все дети положительно повлияли на развитие их коммуникативных способностей.
Большинство тестированных (18 человек) показали средний уровень, т.е. они не плохо интерпретируют язык мимики и жестов, но не совсем умеют использовать получаемую информацию в реальной жизни. У этих детей склонность скорее буквально воспринимать информацию, т.е. верить в слова, а не в выражение лица говорящего [10, с. 23-64].
Два ребенка оказались в группе с низким показателем невербальной коммуникации, т.е. им трудно правильно оценить людей, т.к. они не предают значения жестам и мимике, плохо фиксируют внимание. И только один показал высокие результаты по данному тестированию, свидетельствующие о том, что этот он обладает высокой степенью интуиции, хорошей наблюдательностью и чутьем.
Таблица 2.2 – Результаты методики К.О.С.
Оценка коммуникативных умений 0-10% 10-40% 40-70% 70-100%
вначале 2 16 5 3
в конце 2 20 2 2
Кроме вышеперечисленных тестов, методик и диагностик, была проведена диагностика «Уровня воспитанности» и другие, которые так же в свою очередь, показали, что работа с детьми в данном направлении была проведена довольно результативно.
В ходе практического исследования было выявлено:
1. Анализ результатов группы до и после формирующего эксперимента мы не проводим никаких экспериментов! наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию актерских способностей детей;
2. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий, дают вполне ощутимый положительный результат;
3. Развитие творческих возможностей – процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. У всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. У детей продолжают развиваться нравственно –коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца), формируется положительное отношение к театрализованным играм.
Выводы по главе 2
Проведённая работа показала, что театрализованные игры интересны и актуальны несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к творчеству. Отметим значимость театрализованных игр на личностное становление детей дошкольного возраста, они:
1. Создают у детей хорошее, радостное настроение;
2. Способствуют установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми;
3. Развивают речь детей.
Театрализованные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития. При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.
Заключение
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я умею! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Одно из основных направлений работы детского сада со старшими дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через использование различных игр. Наиболее распространенным в настоящее время видом деятельности дошкольников является театрализованная игра, в ходе которой развиваются умственные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, театрализованная игра – это усвоенный способ социального опыта, характерный для старших дошкольников.
В театрализованной игровой деятельности у ребенка формируются многие положительные качества, интерес и подготовка к предстоящей учебе, развитие его познавательных способностей. Игра важна как для подготовки ребенка к будущему, так и для того, чтобы сделать его реальную жизнь полноценной и счастливой. Для выполнения этой задачи необходимо создать все условия для театрализованных игр в детском саду.
Использование театрализованных игр будет способствовать эффективному развитию коммуникативных навыков; в таких условиях:
1. Понимание педагогом индивидуальных особенностей;
2. Наличие игровой базы данных используется для различных форм работы с детьми;
3. Учитываются интересы ребенка.
Старшие дошкольники – это короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает предварительные знания об окружающей его жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, освоение труда, выработка навыков и привычек правильного поведения, развитие характера.
Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольник, а обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, который будет усваиваться каждым ребенком в ходе театрализованных игр.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». От 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
4. «Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Библиографический список
5. Бойко, Е.А. Лучшие подвижные игры для детей дошкольного старшего возраста / Е.А. Бойко. – М., 2018. – 256 c.
6. Гусева, Т. А. Картотека сюжетных картинок / Т.А. Гусева. – М.: Детст4во-Пресс, 2018. – 466 c.
7. Дараган, В.А. Театрализованные игры для детей / В.А. Дараган. – М.: УРСС, 1998. – 232 c.
8. Кириллова, Ю. А. Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп / Ю.А. Кириллова. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 320 c.
9. Корнилова, И.Г. Театрализованная игра и творчество в развитии общения дошкольников / И.Г. Корнилова. – М.: Экзамен, 2017. – 160 c.
10. Куликов, А.Н. Литературно-сюжетная игра / А.Н. Куликов. – М.: Файн, 1993. – 320 c.
11. Матюхина, Ю. А. 365 лучших театрализованных игр для детей / Ю.А. Матюхина. – М., 2018. – 320 c.
12. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 80 c.
13. Нищева, Н. В. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 176 c.
14. Патрикеев, А. Ю. Театрализованные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. – М.: Феникс, 2014. – 224 c.
15. Рассел, Д. Народные игры / Д. Рассел. – М.: VSD, 2013. – 873 c.
16. Ратианидзе, А.Л. Игры для детей старшего дошкольного возраста/ А.Л. Ратианидзе. – М.: СИНТЕГ, 1981. – 112 c.
17. Родионов, К.К. Начальные уроки игр / К.К. Родионов. – М.: Музыка, 2017. – 144 c.
18. Романовский, Т.Б. Микрокалькуляторы в рассказах и играх / Т.Б. Романовский. – М.: Университетское, 2017. – 192 c.
19. Степаненкова, Э. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх / Э.А. Степаненкова. – М.: Компания Спутник, 2019. – 200 c.
20. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения театрализованных игр / Э.Я. Степаненкова. – М.: Синтез, 2019. – 859 c.
Электронные источники
21. Шекспир – Игра – Перевод [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/21105.html (дата обращения: 07.08.2021).
22. Игры для дошкольников [Электронный ресурс]. – URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007)
23. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 17.04.07)
24. Театрализованные игры для детей [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nlr.ru/lawcrnter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007)
25. Своя игра [Электронный ресурс]. – URL: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html (дата обращения: 17.10.08)
Терминологический словарь
1. Внимание - психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
2. Детская площадка — место, предназначенное для игры детей, преимущественно дошкольного возраста, на которой расположены элементы детского уличного игрового оборудования с целью организации содержательного досуга.
3. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
4. Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками
5. Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
6. Игра — вид осмысленно непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
7. Игровые действия - это действия свободные от операционно-технической стороны, это действие со значениями, они носят изобразительный характер.
8. Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
9. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.
10. Умственное развитие - это процесс формирования интеллектуальных сил и познавательных процессов человека, происходящий в результате всей суммы жизненных влияний и воздействий.
Приложение
Приложение АПодборка театрализованных игр
Русская народная игра «У бабушки маланьи»
Цель: соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.
Описание: Дети идут хороводом, приговаривая:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей
Все без бровей(останавливаются)
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами.
Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.
Ничего не ели
На нее глядели
Делали вот так!
Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4.
Заря – Заряница
Цель: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Атрибуты: яркая лента.
Описание: Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря -Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого–нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Приложение БТест К.О.С.
Для родителей будет предоставлен тест с вопросами, а для детей картинки, предусматривающие различные варианты ответов.
1. Социально коммуникативное развитие направлено на:
a. присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
b. развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками
c. становление собственных действий детей
d. развитие интеллекта, познавательной активности
2. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, ими могут являться:
a. семья
b. детский сад
c. общество
d. средства массовой информации
e. политический строй
f. экономическое положение родителей
3. Снятие у старших дошкольников проблемности коммуникативных ситуаций обеспечивает:
a. полноценное усвоение содержания коммуникативной деятельности
b. амплификацию индивидуального коммуникативного опыта
c. коммуникативную компетентность и готовность к осуществлению новых видов деятельности, в том числе и учебной
d. становление коммуникативного потенциала личности
4. Высокий уровень развития социальных эмоций у дошкольников…
a. положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта
b. положительно коррелирует с лидирующим положением ребенка в группе детского сада
c. отрицательно коррелирует с высоким уровнем интеллекта
d. не коррелирует с лидирующим положением ребенка в группе детского сада
4. Группа сверстников для ребенка —
a. источник многих позитивных эмоций
b. источник многих негативных эмоций
c. не значимый источник социализации
5. Верхние позиции в иерархии семейных ценностей в настоящее время заняли
a. забота о материальном благополучии семьи
b. стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования
c. ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения
d. соблюдение домашних традиций и обычаев, семейного единения
6. Приоритет личных интересов в сознании современного ребенка находит свое отражение и в таком явлении, как…
a. незнание детьми имен некоторых своих товарищей по группе детского сада, а иногда даже и воспитателей
b. хорошее знание разницы между плохим и хорошим, но не соблюдение правил в соответствии с этим знанием
c. поверхностное и формальное общение между детьми: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать
d. деформация опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми
7. В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию –
a. игра-фантазирование
b. сюжетно-ролевая игра
c. дидактическая игра
d. игра-театрализация
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!