это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3362838
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc84375636 \h 3Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей подготовительной к школе группы с сезонными изменениями в природе PAGEREF _Toc84375637 \h 61.1. Проблема формирования знаний о сезонных изменениях в природе в психологической и методической литературе PAGEREF _Toc84375638 \h 61.2. Формы работы с дошкольниками в рамках ознакомления с сезонными изменениями PAGEREF _Toc84375639 \h 91.3. Характеристика природоведческих наблюдений как средства формирования знаний о сезонных изменениях в природе PAGEREF _Toc84375640 \h 131.4. Психологические особенности детей подготовительной к школе группы PAGEREF _Toc84375641 \h 17Глава 2. Методические аспекты ознакомления детей подготовительной к школе группы с сезонными изменениями в природе PAGEREF _Toc84375642 \h 192.1. Анализ образовательных программ по теме исследования PAGEREF _Toc84375643 \h 192.2. Опыт работы педагогов по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с сезонными изменениями в природе PAGEREF _Toc84375644 \h 22Заключение PAGEREF _Toc84375645 \h 26Список литературы PAGEREF _Toc84375646 \h 27
ВведениеАктуальность исследования. Основы экологической культуры воспитываются с дошкольного возраста. Поэтому большое значение необходимо уделять экологическому образованию дошкольников, потому что дошкольный период – это самый важный этап в жизни каждого ребенка. В это время идет интенсивное умственное и физическое развитие, у ребенка закладываются основные черты характера, моральные качества личности, формируются различные способности. Именно в период дошкольного возраста закладываются яркие эмоциональные впечатления, первые представления о природе, в этот период определяется фундамент правильного отношения к миру, который окружает ребенка и ценностной ориентации в нем.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО является непрерывным процессом развития детей, направленным на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей, бережного отношения к природе. В ФГОС ДО предусмотрен системный подход к формированию у дошкольников экологического сознания, предусмотрено также изучение тем, связанных с сезонными изменениями в живой и неживой природе
При ознакомлении детей дошкольного возраста с природой большое значение имеют знания о сезонных изменениях в природе, так как они оказывают влияние не только на экологическое образование личности, но и на интеллектуальное развитие, формируется мировоззренческая концепция и определяется ребенком понятия сменяемости и изменения в природе, формируется понимание зависимостей и взаимосвязей в природе, что является основой для формирования системных знаний.Успешное усвоение знаний о сезонных изменениях в природе дошкольников возможно при условии обеспечения чувственного способа познания мира, тесного общения дошкольника с объектами природы ближайшего окружения. Так как дети подготовительной к школе группы уже могут прослеживать реальные связи и зависимости в окружающей среде, сезонные изменения в растительном и животном мире, в неживой природе, у них формируются четкие и осознанные представления о процессах и явлениях, протекающих в живой и неживой природе.
Многие исследователи и педагоги отмечали природу как средство всестороннего развития личности, рассматривали природу как могущественный источник знаний. Мир природы отличается разнообразием объектов и явлений. И если с первыми дети дошкольного возраста знакомы лучше, поскольку подвижность животных и яркость окраски растений постоянно привлекает внимание ребенка, то явления природы, как таковые, их изменчивость, цикличность, зависимость от многих экологических факторов остаются для дошкольников, как правило, чем-то малоизвестным, а иногда и непонятным.
Одной из задач экологического образования детей дошкольного возраста является формирование системных знаний о сезонных изменениях в природе. Это находит отражение в содержании основных образовательных программ. Задача педагога – раскрыть особенности сезонных явлений в разные периоды года, показать, какой период самый благоприятный для живых существ и наоборот, как влияет света и тепла на живые организмы, какие природные явления могут наблюдаться в разные сезоны. Все это позволит систематизировать знания, сделать их осознанными.
Большой вклад в развитие экологического образования и воспитания внесли современные ученые: И.Д. Зверев, И.П. Лаптев, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина, Б.Т. Лихачев, С.Н. Николаева и др. Многие ученые занимались разработкой конкретных технологий экологического образования детей, в том числе дошкольного, например, В.П. Арсеньева, Н.Н. Вересов, Т.А. Федорова и младшего школьного возраста – А.А. Плешаков, Л.П. Симонова. Данные исследователи неоднократно подчеркивали необходимость знакомства детей с сезонами года, начиная с младшего дошкольного возраста, постепенно подводя детей от выделения признаков сезона, к сравнению и нахождению взаимосвязей.
Знания о сезонных изменениях в природе формируются постепенно на протяжении всего периода детства через систематические наблюдения, экспериментирование, моделирование и другие формы работы. Обеспечению успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов окружающей природы, их отношениях, связях и структуре в разные сезоны года даёт возможность применение наблюдений за природой, которые являются наиболее доступным средством и регулярно проводятся в режиме дня.
В практике работы наблюдения педагогами планируются и проводятся регулярно, но при их организации важно, чтобы они образовывали циклы, были тесно связаны с другими формами эколого-образовательной работы, знания, полученные в ходе наблюдений, были бы широкими, включая не только изменения в жизни неживой, но и живой природы, человека, актуальными для детей, доступными по возрасту, применялись в экологической деятельности. Можно видеть, что в практике работы эти знания формируются недостаточно системно, а наблюдения проводятся формально, не систематически, знания, полученные в ходе наблюдений, не вытребованы детьми, довольно узки, не всегда доступны, отрывочны, применяются не эффективные репродуктивные методы работы, ребенок не является субъектом данной деятельности.
В этой связи имеет место противоречие между необходимостью формирования знаний о сезонных изменениях природе, как важной составляющей системны экологических знаний вообще и недостаточно методически грамотной работой педагогов по их планированию, организации и проведению.
В этой связи возникает проблема, определения всех методических аспектов успешного ознакомления детей подготовительной к школе группы с сезонными изменениями в природе. Проблема формирования представлений о сезонных изменениях природы у детей подготовительной к школе группы является важнейшей в настоящее время. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Поэтому формирование у детей подготовительной к школе группы представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для них инструментом развития способностей и осознания окружающей реальности.
Объект: сезонные изменения в природе.
Предмет: система работы с детьми подготовительной к школе группы по формированию представлений о сезонных изменениях в природе.
Цель исследования: обосновать необходимость целенаправленной работы по формированию представлений детей подготовительной к школе группы о сезонных изменениях в природе.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью ее теоретического обоснования.
Разработать методические аспекты ознакомления детей подготовительной к школе группы с сезонными изменениями в природе.
Изучить опыт работы педагогов по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с сезонными изменениями в природе.
Методы исследования: анализ научно-методической и педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, обобщение, классификация, анализ, обобщение педагогического опыта работы воспитателей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей подготовительной к школе группы с сезонными изменениями в природе1.1. Проблема формирования знаний о сезонных изменениях в природе в психологической и методической литературеСезонные изменения в природе являются природными факторами, оказывающими воздействие на жизнедеятельность живых организмов.
С.А. Веретенникова дала следующее определение сезонным изменениям в природе – это периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одинаковой очередности [3]. Сезонные изменения, либо смена времен года, вызвана годовым обращением Земли вокруг Солнца в процессе смены наклона земной оси к плоскости орбиты. Яркость и продолжительность каждодневной солнечной радиации в различные сезоны года воздействует на температуру воздуха и почвы, на влажность, что, между тем, влечет за собой перемены в жизни растений и животных.
По определению Л.А. Каменевой, сезонные изменения в природе – это периодические явления, которые повторяются каждый год в одинаковой очередности [16].
Сезонными явлениями называют периодические явления природы, которые обусловлены годовым ходом метеорологических элементов. В умеренной широте ярко выражена закономерная повторяемость и очередность времен года. Смена времен года происходит в результате годового вращения Земли вокруг Солнца при постоянном положении наклона земной оси к плоскости орбиты.
В дошкольный период развития доступны такие знания о сезонных изменениях в природе: любой из сезонов обладает своей продолжительностью дня и ночи, определенный тип погоды, температура воздуха, типичные осадки; специфика неживых явлений определяют состояние в растительном мире и образ жизни животных в данное время года: зимой растения пребывают условиях покоя, весной, в процессе повышения продолжительности дня, температура воздуха формирует благоприятные условия для роста и развития растений – начинается период активной вегетации. Наиболее благоприятные условия для жизни растений формируются летом: наступает долгий день, увеличивается температура воздуха, идут сильные дожди. Осенью продолжительность дня понемногу уменьшается, температура воздуха падает, и жизнь растений замирает: они готовятся к состоянию покоя.
Животная жизнь также сильно зависит от изменений в природе. Большая часть животных приспосабливается к зимнему холоду: происходит осенняя линька птиц и животных; некоторые из них готовят пищу, изменяют укрытия. Перемены в жизни растений влекут за собой изменения в жизни животных: насекомые исчезают, следовательно, перелетные птицы улетают. Такие общие закономерности осваиваются детьми при условии, что в дошкольном возрасте у них будут развиты определенные представления о каждом сезоне (продолжительности дня, температуре воздуха, типичных осадках, состоянии растений, образе жизни животных, работе взрослых, изменениях в жизни самих детей в определенный сезон). Дети должны иметь представления о последовательности времен года [15].
Изучение сезонных явлений является важной составляющей содержания естественнонаучного образования в дошкольном образовании. Принцип сезонности является ведущим при изучении природы детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Знакомство детей с сезонными изменениями в природе является традицией образования, еще со времен К.Д. Ушинского, входит в содержание работы с дошкольниками (впервые определенное содержание наблюдений за сезонными изменениями в природе было разработано Е.Н. Водовозовой – ученицей и последовательницей К.Д. Ушинского) [3].
К.Д. Ушинский писал, что для изучения надо выбирать те природные объекты и явления, которые окружают ребенка «… и то время года, когда учение происходит, чтобы впечатления... были в ребенке живы и могли быть проверены его собственным опытом и чувствами». Впоследствии такие известные ученые-методисты, как А.Я. Герд, В.П. Вахтеров, Д.Н. Кайгородов, И.И. Полянский, Л.Ф. Мельчаков в своих работах указывали на важное значение наблюдений при изучении сезонных явлений в дошкольной образовательной организации [3].
Систематизированные представления о временах года включил в программу обучения В.П. Вахтеров. Он требовал, чтобы дети сами наблюдали картины природы в разные сезоны, сравнивали, выясняли причины и связи [2].
В начале ХХ века методику проведения природоведческих наблюдений разрабатывал известный педагог и фенолог Д.Н. Кайгородов. В книге «О фенологических наблюдениях» он писал: «Если вы отметили день, когда впервые закуковала кукушка, запел жаворонок, появились первые ласточки..., прошла первая весенняя гроза – вы произвели уже целый ряд фенологических наблюдений» [14].
И.И. Полянский в своей книге «Сезонные явления природы» охарактеризовал многие фенологические явления, описал методику наблюдений за сезонными изменениями природы, обосновал дидактическую ценность фенологических наблюдений: «Сближая с окружающей природой, заставляют внимательно всматриваться в окружающее, предвидеть, какое явление следует ожидать…», это отмечает Т.Н. Кондратьева [18].
На педагогическую ценность учета сезонных изменений в природе при работе с дошкольниками указывал К.Д. Ушинский: «Я не нахожу…лучшего средства, как взять предметом для чтений и бесед ту местность, которая окружает дитя и то время года, когда учение происходит, чтобы впечатления…были в ребенке живы и могли быть проверены его собственным опытом и чувствами» [3].
Проблему ознакомления старших дошкольников с сезонными явлениями природы изучала Н.Ф. Виноградова [4]. Задачами исследования являлось выяснение уровня представлений детей о сезонных изменениях в природе; сформированности умения выделять характерные признаки сезона, устанавливать последовательные, временные и причинные связи и их взаимодействие; степени влияния знаний детей о природе на структуру детской речи [8]. Для проведения формирующего эксперимента автором разработано содержание речевых логических задач, система занятий, обеспечивающая усвоение и осознание знаний о природе на основе восприятия и слова. Одновременно решались задачи обогащения словаря, развития образности речи.
Возможностями формирования у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе в процессе организации прогулок занимались многие исследователи. На современном этапе данный вопрос освещен в работах Н. Н. Кондратьевой, Н.В. Зайцева, В.С. Варивода, Л.К. Ладутько, С.Н. Николаевой, Е.А. Стреха, С.В. Шкляр, А. А. Петрикевич и др. [19].
По мнению Н.Н. Кондратьевой, в дошкольном возрасте доступны такие знания об изменениях в природе: любой из сезонов обладает своей продолжительностью дня и ночи, некоторую специфику погодных условий, температуру воздуха, характерные осадки; специфика явлений в неживой природе определяет состояние растительности и образ жизни животных в текущий сезон [9].
А.А. Петрикевич отмечает, что классификация знаний о сезонах реализуется в соответствии с установлением временных (что и после чего происходит) и причинно-следственных (от чего реализуются определенные явления) связей. Важно формировать у детей навыки наблюдения за изменениями в природных явлениях, формировать чувства любви ко всем живым существам, учить определенным не очень сложным методам охраны природы [7].
С.Н. Николаева указывает на то, что развитие представлений о природных явлениях является необходимым условием для создания такого отношения к окружающему миру, которое отличается эмоционально-действенным характером и выражается в виде познавательной заинтересованности, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать окружающий мир [24].
С.Н. Николаева использовала методику с детьми дошкольного возраста, в которой предполагается знакомство с сезонными изменениями в природе в процессе различных видов деятельности: наблюдений, труда, беседы [24]. Знакомство с сезонными явлениями и их очередностью, факторами изменений живого по причине изменений во внешние среды (холод, тепло) и с приспособляемостью живого к переменам в неживом мире, дает возможность развивать у дошкольников основы экологического мировоззрения и в деятельностном подходе к природе, за счет трудовой, практической активности, беречь и сохранять её [21].Таким образом, анализ педагогической литературы показывает, что знакомство с сезонными изменениями детей седьмого года жизни важно для образования дошкольников: дети учатся ценить и сохранять природу, конкретизируются и уточняются знания об окружающем мире, улучшается их наблюдательность. При организации в дошкольном учреждении работы по образованию детей, их учат наблюдать за природой, видеть и фиксировать те явления, которые характерны для того или иного сезона.
1.2. Формы работы с дошкольниками в рамках ознакомления с сезонными изменениямиВ дошкольном образовательном учреждении используются различные формы организации детей при знакомстве с природой. Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы.
Образовательная деятельность или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (общеобразовательная организация). Работа и наблюдение за природой лучше всего организовывать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Занятия – проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые знания, но и уточняет, и закрепляет их. Главное в занятии – это усвоение детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественной литературы, рассказы, беседы [20].
По ознакомлению с сезонными изменениями в природе проводятся только углубленно-познавательные и обобщающие занятия. На данных занятиях приводятся в систему знания, полученные в ходе наблюдений и работы с календарем.
С точки зрения С.Н. Николаевой углубленно-познавательный тип занятий строится на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Другими словами занятия углубленно-познавательного типа ориентированы на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.
Занятия углубленно-познавательного типа строятся по-разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы. Важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.
Обобщающий тип занятий. Формирование обобщенных представлений дошкольников при этом осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. На примере формирования у детей обобщенного представления о домашних животных формирование обобщенного представления происходит на примере 2-3 хорошо знакомых животных. Воспитатель вывешивает картины с изображением, например, коровы и собаки, затем строит беседу. Хотя на картинах изображены конкретные животные, воспитатель ведет беседу в обобщенном виде: говорит «вообще» о собаках и коровах, включая и тех, которые перед глазами детей. Это обсуждение завершается обобщением. Важную роль в формировании обобщенных представлений выполняет вторая часть занятия, на которой воспитатель учит детей применять новое знание в новых ситуациях.
У детей 5-7 лет можно сформировать обобщенные представления разного содержания. Например, о птицах вообще, о зимующих (если хорошо организована зимняя подкормка птиц и дети много наблюдали их), о декоративных (если в детском саду живут попугаи, канарейки), о домашних птицах (если дети имеют опыт общения с курами, гусями, утками, индюшками). С дошкольниками следует провести обобщающие занятия о сезонах, при этом следует иметь в виду, что значимыми признаками переходных периодов (осени и весны) являются разные изменения (например, осенью день все время уменьшается, холод нарастает и т.д.). Важным компонентом этих занятий являются календари природы, которые дети ведут вместе с воспитателем.
Календарь природы – это наблюдение происходящих в окружающей природе процессов, их фиксация определенным образом (шифровка и дешифровка), сравнение и анализ накопленных сведений, обобщение опыта и прогнозирование предстоящих явлений [10]. Три страницы календаря отражают в начале, середине и конце сезона различные изменения в состоянии неживой и живой природы. Рассматривание календаря позволяет увидеть весь сезон со всеми его изменениями и компонентами, что дает возможность полноценно построить обобщения.
В технологии подготовительной к школе группы занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа имеют большое значение. К этому возрасту дошкольники накапливают много конкретных чувственных знаний, поэтому на их основе можно проводить классификацию объектов природы, объединять их в группы по разным основаниям, демонстрировать самые различные экологические зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенное знание в новых ситуациях, что является основой умственной подготовки детей к обучению в школе.
Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях, в лесу, на лугу, в саду, у водоема. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. Экскурсии, направленные на знакомство с сезонными изменениями в природе, в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы - зеленовато-желтого, у осины - красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп, с природой [1]. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п.
При этом во время прогулок можно использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.
На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки [13]. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах, сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения [5].Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы [12]. При этом в процессе формирования знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе можно отмечать, что осенью труд человека заключается в уборке урожая, заготовке продуктов на зиму, утеплении жилищ домашних животных. Зимой люди убирают снег, следят за сохранностью урожая, ремонтируют сельхоз технику, ухаживают за животными. Весной людям следует посадить картошку, прорастить семена, сделать скворечники, собирать мусор на улице, порезать деревья и садить новые и т.д. Летом люди начинают убирать урожай фруктов, а в поле убирают рожь, пшеницу и другие зерновые растения, утепляют и ремонтируют помещения для зимовки домашних зверей и птиц.
Элементарные опыты – это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных [7]. Можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом и т.д. К примеру, можно проводить опыты с пожелтевшими листьями для выяснения того, как влияет погода на интенсивность листопада. Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов.
Таким образом, осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбирает те формы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Чаще всего с детьми подготовительной к школе группы используются такие формы работ как: занятия, экскурсии, прогулки, наблюдения, труд в природе, элементарные опыты. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.
1.3. Характеристика природоведческих наблюдений как средства формирования знаний о сезонных изменениях в природеДеятельность наблюдения развивается на протяжении всей человеческой жизни, между тем изменяя свою специфику: повышается объем, наблюдение переходит от одноплановых к многоплановым. Следовательно, первоначальным этапом развития наблюдения является дошкольный возраст.
Наблюдение является для детей источником всевозможных положительных эмоции и ярких впечатлений, позволяет присматриваться к явлениям окружающего мира, выделять в них существенное, основное, видеть происходящие изменения, находить их причины, формулировать выводы.
Такие авторы, как Г.С. Филиппюк, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Е.К. Мелькичева, Н.И. Ветрова, В.А. Зебзеева давали характеристику наблюдению в качестве сложного вида психической деятельности, который охватывает сенсорный и мыслительный процессы и опирающиеся на эмоционально-волевые характеристики личности детей. В процессе наблюдения дети могут научиться замечать существенные признаки предметов, моделировать характерные и значимые свойства, что влияет на психическое развитие ребенка и способствует повышению уровня обобщения знаний.
С.Л. Рубинштейн указывал, что наблюдение может характеризоваться в качестве результата осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Мышление ребенка закладывается и развивается первоначально в ходе наблюдения, которое является более или менее целенаправленным мыслящим восприятием [21].
Наблюдение в отечественной педагогике и психологии рассматривается как сложная познавательная деятельность (Б.Г. Ананьев), как целенаправленное восприятие качеств и свойств предметов и явлений их отношений (А.А. Смирнов, Л.В. Занков). В процессе наблюдения устанавливается связь предмета или явления с другими, развитие, происходящие изменения и их причины.
В соответствии с П.Г. Саморуковой, наблюдение является специально организованным воспитателем, целенаправленным, более или менее длительное и планомерным, активным восприятием дошкольниками предметов и явлений природы [9]. Цель наблюдения заключается в освоение различных знаний, в определении параметров и качеств, структуры и внешнего строения предмета, причин изменения и развития объектов (растений и животных), сезонных явлений [17].
Такие педагоги, как Э.И. Залкинд, А.И. Васильева, Л. К. Матвеева, П.Г. Саморукова, С.А. Веретенникова, Г.С. Филиппюк, Т.А. Серебрякова определили специфику познания дошкольниками природы через наблюдения. Их исследования доказали, что для развития и становления у дошкольников четкого представления о животном и растительном мире и сезонных явлениях требуется верно и грамотно организовать чувственное восприятие природных объектов. В том числе, хорошо продуманный контроль над наблюдениями со стороны педагога вызывает у детей массу положительных эмоций и впечатлений, которые в результате трансформируются в конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, а также способствуют развитию речи [6].
В соответствии с П.Г. Саморуковой, исследование сезонного развития природы, обусловленного сменой времен года и изменениями погодных условий, занимается наука фенология, а наблюдения за наступлением данных явлений называют фенологическими [9].
Фенологические наблюдения охватывают наблюдение за сменой продолжительности различных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Главным их содержанием являются наблюдение за ростом, формированием и состоянием растительного и животного мира [11].
Суть фенологических наблюдений заключается в постоянном наблюдении за ходом сезонных явлений и фиксации дат их возникновения. Применяя даты многолетнего фенологического наблюдения, натуралисты формируют фенологические календари (календари природы). Наблюдая одни и те же объекты из года в год, и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно фиксируют сроки этих явлений, а затем выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений [22].
Времена года в фенологии соответствуют временам года, но с той разницей, что начало и конец сезона определяются по наблюдениям природы, а не по календарю. В каждом сезоне есть более короткие периоды — фенологические фазы. У них есть свой набор природных явлений (феноменов), которые позволяют отличить одну фазу от другой.
В результате фенологических наблюдений в каждом сезоне года было выявлено несколько субсезонов. Подсезон является характерным периодом времени, ограниченным рубежными явлениями в живой природе. Всего в году можно выделить 14 подсезонов.
Дети наблюдают за всем, что их окружает на улице: изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т.д. Во время этих наблюдений воспитатель помогает ребёнку увидеть изменения и суметь их зафиксировать в календаре природы. В зависимости от того, за каким объектом ведется наблюдение, время наблюдения значительно варьируется. Кратковременные наблюдения продолжаются несколько минут, например, за птицей у кормушки, за бабочкой на цветке. Длительные наблюдения ведутся в течение многих дней, а иногда и недель, например, за ростом растения.
При организации наблюдения для успешного достижения поставленной цели педагог продумывает и применяет специальные приемы, которые позволяют организовать активное восприятие дошкольников: задавать вопросы, предлагать обследовать, сопоставлять объекты между собой, определять взаимосвязи между отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменениями продолжительности различных частей дня, температуры воздуха, осадков и их видов [22]. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием и состоянием растений и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты (фенофазы) в жизни наблюдаемых объектов. Так, для деревьев и кустарников – это будет начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, появление почек, цветение, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало окрашивания листьев, начало листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. Фенологические прогнозы, которые предсказывают, какой будет предстоящая весна и лето, помогают полеводам правильно подобрать сорта растений для посева, а садоводам – защитить сады от вредного воздействия морозов. Фенологические наблюдения за жизнью насекомых в связи с ростом и развитием растений позволяют определить сроки борьбы с вредителями культурных растений [6].
П. Г. Саморукова и В. И. Логинова назвали 3 типа наблюдений [15]:
1. Распознающие наблюдения. Они проводятся во время знакомства с новыми предметами и явлениями, в ходе которого дети отвечают на вопросы: что это такое или кто это, каковы его основные свойства, признаки, проявления, как он взаимодействует с другими. В процессе этого вида наблюдения используются различные методы обследования объекта, например, все анализаторы.
2. Длительные наблюдения. Они проводятся во время знакомства с новыми предметами и явлениями, в ходе которого дети отвечают на вопросы: что это такое или кто это, каковы его основные свойства, признаки, проявления и как он взаимодействует с другими. При этом виде наблюдения используются различные методы обследования объекта, например, все анализаторы.
3. Воссоздающие наблюдения. Их цель – с помощью отдельных признаков установить предмет либо целостную картину явления, на базе ранее полученных знаний. Здесь играют большую роль мышление, воображение, припоминание и обобщение, нежели сенсорика.
С.Н. Николаева определяет циклические наблюдения, которые подразумевают перечень связанных наблюдений за одним и тем же объектом в течение долгого времени. Каждое из наблюдений цикла должно обладать целью, содержание, не повторять иные наблюдения, но быть взаимосвязанным с ними. В итоге все наблюдения цикла формируют конкретные представления у детей об объекте наблюдения [3].
П.Г. Саморукова, Э.И. Залкинд, А.И. Васильева определяют одним из главных условий для развития у дошкольников деятельности наблюдений – целенаправленное, организованное руководство со стороны педагога [15].
Реализация программы дошкольных учреждений в полном объеме при соблюдении принципа сезонности позволяет развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление детей, не только расширить круг их представлений, но научить детей видеть причину и следствие того или иного явления, т.е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
В соответствии с работой С.Н. Николаевой можно отметить, что с детьми-дошкольниками можно проводить недельную методику ознакомления с сезонными явлениями природы. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются: а) ежедневное наблюдение за погодой; б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели); поиск животных и наблюдения за ними (в конце недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада; в) ежедневная работа с календарем. Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы. Заполнение страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть «недельной методики» ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Заполнение календаря, то есть собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Заполненная страница календаря – это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений.
Именно ознакомление с сезонными явлениями и их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды (похолодание, потепление и. т. д.) и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и в деятельностном подходе к природе, через трудовую, практическую активность, беречь и сохранять её [2].Таким образом, наблюдение в отечественной педагогике и психологии рассматривается как сложная познавательная деятельность, в процессе которой устанавливается связь предмета или явления с другими, развитие, происходящие изменения и их причины, основанные на чувственном восприятии объектов, интерпретации и осмыслении полученной информации. Для нас значимо рассмотрение наблюдения дошкольника как экологически ориентированной деятельности, для которой характерна гуманная мотивация, развитие интереса к природе, накопление опыта взаимодействия с ней, в связи с этим нарастающие умение к самостоятельному наблюдению.1.4. Психологические особенности детей подготовительной к школе группыОсобенности возрастного этапа 6 - 7 лет проявляются в изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах [3].
Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память [21].
Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире [20].
Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям [3].
Речь. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка значительно увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной речи [20].
В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций. Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания.
В соответствии с мнением Л.С. Выготского сенситивным периодом для формирования экологического сознания является возраст 5-7 лет. Для этого возраста характерно проявление эмпатии и любопытства к окружающему миру. 5-7-летним детям легче обнаружить связи и отношения в окружающем мире, чем в социальных отношениях [3]. Им доступна логика природы. Дети легко устанавливают сходства в окружающем мире. Достаточно высоко развита идентификация с собой («растению, животному больно, так же как и мне, «оно дышит, движется»). Так как этот возраст является наиболее сенситивным к окружающему миру, именно в данный период важно сформировать у детей бережное отношение к нему, осознание взаимозависимости и равноценности.
Психологическое развитие детей 6-7 лет характеризуется способностью к обобщению и познанию не только предметов, но и функциональных, причинных и генетических связей между ними, а также возможностью переноса изученных связей, зависимостей и отношений на новые объекты.
Таким образом, можно сделать вывод что, период развития детей в возрасте 6-7 лет – это период Исследования многих авторов доказали, что возраст 6-7 лет является сенситивным для развития экологического сознания детей. Характер отношения дошкольников к объектам живой природы обусловлен мерой развития их представлений о живом, способностью дифференцировать живое от неживого, иными словами, уровнем развития их познавательной сферы.
Глава 2. Методические аспекты ознакомления детей подготовительной к школе группы с сезонными изменениями в природе2.1. Анализ образовательных программ по теме исследованияНа сегодняшний день, в сфере экологического образования дошкольников ДОО педагоги применяют наиболее оптимальные программы развития, которые в определенной степени соответствуют ФГОС ДО. Среди них можно выделить программу Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» и программу «Детство» (Л. И. Гурович, В. И. Логинова) [9].
Содержание программы «От рождения до школы» (ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.), разработанной на базе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) предназначено для применения в ДОО для развития основных образовательных программ (ООП ДО). Авторы этой программы сформировали содержание таким образом, чтобы педагоги могли грамотно сформировать благоприятные условия для полноценного развития любого ребенка в период дошкольного детства [18].
В основе этой программы положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций. Содержание программы способствует развитию личности ребёнка в целом, его экологического сознания, правильного отношения к природе также ведущим типом деятельности является игра. Программа отвечает всем правилам построения ООП на основании с ФГОС [23].
В соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, дошкольник может освоить знания о сезонных переменах в природе [18]. Содержание образовательной деятельности с детьми 6–7 лет (подготовительная группа) включает такую образовательную область как «Познавательное развитие». В соответствии с данной образовательной областью предполагается развитие познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений дошкольников.
В программе «От рождения до школы» в области познавательного развития выделена одна из задач – ознакомление с окружающим миром. В соответствии с неживой природой дети подготовительной к школе группы должны:
учить обобщать и систематизировать представления о временах года (вести дневники наблюдения за погодой; оформлять альбомы о временах года; подбирать картинки, фотографии, детские рисунки, рассказы и пр.);
формировать навык ответственно относиться к обязанности дежурного в уголке природы (фиксировать необходимые данные в календаре природы — время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений и т.д.);
рассказать об «особенных» днях года: день зимнего солнцестояния — 22 декабря (самый короткий день в году); день летнего солнцестояния — 22 июня (самый длинный день в году); дни весеннего (21 марта) и осеннего (22 сентября) равноденствия, когда день и ночь равны по длительности;
расширять представления о погодных явлениях (снег, иней, град, туман, дождь, ливень, ураган, метель и т.п.).
В соответствии с миром животных дети подготовительной к школе группы должны расширять представления о приспособлении животных к окружающей среде (перелетные птицы улетают в теплые края; медведи, ежи, змеи и пр. — впадают в зимнюю спячку, белки запасают корм на зиму, зайцы летом серые, а зимой белые и т.д.).
Программа «Детство» (Л.И. Гурович, В.И. Логинова) является универсальной комплексной системой развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях, разработанной в соответствии с традиционной и современной педагогикой с экологическим уклоном [10]. Основой программы является развитие ребенка в деятельности и в процессе возникновения и разрешения внутренних противоречий. Программа разработана на основании трех основных этапов дошкольного образования – младшим, средним и старшим. Основной целью является первоначальное формирование личности ребенка, формирование основ самосознания, обеспечение процесса индивидуализации в развитии и приобщении к общечеловеческим ценностям, а также охрана и укрепление здоровья детей. Эта цель достигается путем насыщения и обогащения содержания образовательного процесса, через воспитание у ребенка позитивного, гуманного отношения к окружающему миру.
В соответствии с образовательной программой «Детство» (Л.И. Гурович, В.И. Логинова) содержание образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы в области знакомства с природой включает:
наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость;
установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года).
В соответствии с образовательной программой «Детство» (Л.И. Гурович, В.И. Логинова) в организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема «Времена года» находит отражение, как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, проводы Зимушкизимы и т. п., общественно-политические праздники (День народного единства, День защитника Отечества, Международныйженский день, День Победыи др.). При этом предусмотрено чтение стихов и описаний природы, рассматривание произведений изобразительного искусства с выделением сезонных изменений.
Основной образовательной целью программы «Развитие» является развитие общих способностей, рассматриваемых в качестве одной из основных единиц психического развития ребенка. Программа направлена на развитие общих способностей (познавательных, коммуникативных и регуляторных) у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми [17].
Содержательный раздел программы «Развитие» включает образовательную область «Познавательное развитие». В свою очередь последнее включает развитие экологических представлений. Развитие представлений о природе ближайшего окружения охватывает объекты неживой и живой природы. Знакомство с неживой природой происходит как в ходе наблюдений за сезонными изменениями и погодой, так и при экспериментировании с такими объектами, как вода. Дети узнают о ее свойствах, получают представления о ее значении и использовании в жизни человека, по результатам наблюдений делают выводы о причинах того или иного явления. Помимо этого происходит знакомство с временами суток, временами года, обогащаются представления детей о природе. Они узнают о сезонных изменениях, происходящих в природе, усваивают основные признаки времен года; с помощью воспитателя устанавливают взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.
Сделав сравнительный анализ программ «Развитие», «Детство», «От рождения до школы» с основными требованиями ФГОС ДО, можно сделать вывод, что в области формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей подготовительной группы особенно выделяются программы «Детство» и «От рождения до школы». Данные образовательные программы являются наиболее удачными программами для формирования знаний о сезонных изменениях в природе. Эти программы в большей мере направлены на практико-ориентированную экологическую деятельность детей, подробно раскрывают содержание педагогической работы с детьми по основным разделам экологии. Программа «От рождения до школы» также построена в соответствии с требованиями ФГОС, но она является общей образовательной программой и основой для создания других примерных программ. В ее содержании представлен минимальный объем методической работы по экологическому образованию, подробного изучения каждого компонента природы она не несет.
Таким образом, проанализировав образовательные программы «Развитие», «Детство», «От рождения до школы» по формированию знаний о сезонных изменениях в природе у детей седьмого года жизни, можно сделать вывод, что большинство программ ориентированы на формирование у дошкольников базовых знаний об окружающем мире, умений правильно взаимодействовать с объектами и субъектами природы, находить творческий подход к решению любого проблемного вопроса.2.2. Опыт работы педагогов по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с сезонными изменениями в природеРассмотрим опыт работы практических работников в дошкольной образовательной организации г. Саранска (Е.И. Фадейкиной, И.Н. Казаковой). Цель данного педагогического опыта: раскрыть педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста о временах года [12].
Задачи педагогического опыта:
проведение цикла консультаций по проблемам перспективного планирования;
на основе анализа литературы, программ дошкольного образования и диагностики уровня экологических представлений детей составить и апробировать перспективный план по ознакомлению дошкольников с временами года для каждой возрастной группы.
Формы и методы работы практических работников в дошкольной образовательной организации включали следующее. Ознакомление детей с природой осуществлялось как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так и в повседневной жизни – в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводились еженедельно. Особое место занимали экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использовал труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Дети вели календарь природы, в котором фиксировали существенные изменения в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей. Календари использовались в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогали подвести детей к простейшим формам обобщения. Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогли дидактические игры. Особое внимание при формировании представлений о временах года уделялось наблюдениям. Организуя с детьми дошкольного возраста наблюдения за явлениями природы в разные сезоны, воспитатель рассказывал о всех характерных изменениях, которые происходят в эти периоды. Формирование представлений о закономерных круглогодичных изменениях природы осуществлялось посредством недельной методики ознакомления дошкольников с сезонами.
Наблюдение за погодой включало три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода), по которым определялось общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная, ветреная или тихая, жаркая, теплая, холодная или морозная. Одна неделя каждого месяца разнообразных наблюдений за погодой, растениями и животными позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы [12].
Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц.
Далее рассмотрим опыт работы воспитателя МБДОУ «Д/С №163» г. Чебоксары Е.В. Вороновой [2]. Цель педагогического опыта: выявление особенностей сезонных явлений в природе зимой.
Задачи рассматриваемого педагогического опыта:
обогащение представлений о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.);
формирование умения определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий, из влажного тяжелого снега лучше получаются постройки);
развитие умения замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки), рассказ о том, что 22 декабря является самым коротким днем в году.
Руководствуясь поставленной целью, автор проводит беседу: «Пришел декабрь – первый месяц зимы. Сквозь серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому в народе декабрь называют «хмурень» – хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, рано смеркается». В конце беседы детям задаются вопросы: «За каким месяцем идет декабрь? Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие у снега защитные свойства?». Затем ребятам было предложено описать приметы зимы [2].
После этого проведена пальчиковая гимнастика «Зима»: «Пришла зима (потерли ладошки друг о друга), принесла мороз (помассировали пальцами плечи, предплечья). Пришла зима (потерли ладошки друг о друга), замерзает нос (помассировали ладошкой кончик носа). Снег (плавные движения ладонями), Сугробы (постучали кулаками по коленям по очереди), гололед (пошоркали ладонями по коленям в разных направлениях). Все на улицу – вперед (протянули вперед обе руки)!».
Так, при проведении беседы с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п. Результатом ознакомления детей с сезонными явлениями должно стать осмысление процессов протекания жизни в природе в целом.
Проанализировали опыт работы воспитателя из города Новороссийск Е.В. Фердер [24]. Цель педагогического опыта: ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а так же способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности.
Задачи опыта работы:
расширить представление о сезонных изменениях в природе;
углубить знания детей о жизни птиц и животных в весенний период;
развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость и творчество детей;
воспитывать желание больше узнавать об особенностях природы своего края.
Автор использует следующие формы и приемы работы:
1) Наглядные: наблюдения, энциклопедии, фотографии, картины, книги.
2) Словесные: беседы, чтение художественной литературы.
3) Исследовательские: поиск материалов, продуктивная деятельность [24].
В качестве обеспечения наглядности автором используются видеоролики, презентации, энциклопедии, книги, иллюстрация картин. Данная педагогическая работа насыщена различными методами и приемами работы. Активно используются педагогом различные дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений и художественной литературы, использование аппликации, оригами и рисунков, проведение наблюдений и бесед с детьми, опыты и экспериментирования, использование аудиозаписей.
Итак, проанализировав опыт работы педагогов можно заметить, что у воспитанников подготовительных групп формируется начало экологической культуры, дети учатся наблюдать, анализировать, делать выводы. Педагогами активно применяются основные формы и приемы работы: наблюдение, занятия, прогулки, бесед с детьми, опыты и экспериментирования, использование наглядности и аудиозаписей.
ЗаключениеВ ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Анализ педагогической литературы показывает, что знакомство с сезонными изменениями детей седьмого года жизни важно для образования дошкольников: дети учатся ценить и сохранять природу, конкретизируются и уточняются знания об окружающем мире, улучшается их наблюдательность. При организации в дошкольном учреждении работы по образованию детей, их учат наблюдать за природой, видеть и фиксировать те явления, которые характерны для того или иного сезона.
2. Чаще всего с детьми подготовительной к школе группы используются такие формы работ по формированию представлений о сезонных изменениях как: занятия, экскурсии, прогулки, наблюдения, труд в природе, элементарные опыты. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.
3. Наблюдение в отечественной педагогике и психологии рассматривается как сложная познавательная деятельность, в процессе которой устанавливается связь предмета или явления с другими, развитие, происходящие изменения и их причины, основанные на чувственном восприятии объектов, интерпретации и осмыслении полученной информации.
4. Можно сделать вывод, что период развития детей в возрасте 6-7 лет – это период Исследования многих авторов доказали, что возраст 6-7 лет является сенситивным для развития экологического сознания детей. Характер отношения дошкольников к объектам живой природы обусловлен мерой развития их представлений о живом, способностью дифференцировать живое от неживого, иными словами, уровнем развития их познавательной сферы.
5. Проанализировав некоторые программы по формированию знаний о сезонных изменениях в природе у детей седьмого года жизни, можно сделать вывод, что большинство программ ориентированы на формирование у дошкольников базовых знаний об окружающем мире, умений правильно взаимодействовать с объектами и субъектами природы, находить творческий подход к решению любого проблемного вопроса.
6. Проанализировав опыт работы педагогов можно заметить, что у воспитанников подготовительных групп формируется начало экологической культуры, дети учатся наблюдать, анализировать, делать выводы. Педагогами активно применяются основные формы и приемы работы: наблюдение, занятия, прогулки, бесед с детьми, опыты и экспериментирования, использование наглядности и аудиозаписей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Список литературыБутвина О.Ю., Владимирова Э.А. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД // Современная наука: актуальные вопросы теории и практики. 2016. С. 121-126.
Воронова Е.В. Ознакомление детей 6–7 лет с сезонными явлениями в природе зимой // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. 2019. С. 145-146.
Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. М. : Юрайт, 2019. 282 с.
Гвоздёва Ю.Е. Представление о цикличности смены сезонов года у детей дошкольного возраста // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. 2019. С. 16-18.
Голдобина Л.В. Формирование представлений о сезонных явлениях природы у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдений // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики. 2017. № 4. С. 31-32.
Головко А.В., Осадчая Е.А. Исследование проблемы формирования знаний о сезонных изменениях в природе как средство воспитания экологической культуры старших дошкольников // Человек в современном мире: актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований. 2020. С. 42-47.
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: учебное пособие для студентов. М.: Просвещение. 2015. 198 с.
Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой : пособие для воспитателей детского сада. М., 2015. 137 с.
Клюева Е.В. Цикличность организации наблюдений детей старшего дошкольного возраста в природе // Актуальные вопросы образования в интересах устойчивого развития. 2019. С. 111-116.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. 352 с.
Кондратьева Т.Н., Окунькова А.П. Формирование представлений о сезонных изменениях в природе у старших дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности // Научные достижения и открытия 2019. С. 168-172.
Кондратьева Т.Н., Фадейкина Е.И., Казакова И.Н.Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста о временах года // Научные достижения и открытия. 2019. С. 148-151.
Крылова И.А., Дунаева Н.А. Развитие внимательности у старших дошкольников посредством осуществления сезонных наблюдений за природой // Психология состояний. сборник материалов юбилейной Международной школы. 2016. С. 144-149.
Лабунина М.В. Организация наблюдений в природе с детьми предшкольного возраста // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения. 2017. С. 232-237.
Логинова В.П. Наблюдение как метод экологического развития детей дошкольного возраста // Наука в современном мире. 2016. С. 38-41.
Мукумова Д.С. Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях // Студенческая наука XXI века. 2015. № 4 (7). С. 78-80.
Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. Булычевой А.И. – М: ЧУ ДПО «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. 220 с.
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
Петрикевич А.А. Экологическая мозаика: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образованиям. Минск : Аверсэв, 2017. 39 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. / Ж. Пиаже. М. : АСТ, 2020. 352 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2015. 705 с.
Самсонюк Н.А. Особенности фенологических наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. 2017. С. 204-208.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010. 41 с.
Фердер Е.В. Проект «Весна красна!» в подготовительной группе № 5 «ВОЛНА» [Электронный ресурс] // Опыт работы воспитателя. URL: https://docplayer.com/78962297-Proekt-vesna-krasna-v-podgotovitelnoy-gruppe-5-volna.html.
Ханова Т.Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 11.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!