Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3367068

500 руб.

Просмотров
992
Размер файла
183 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Проблема изучения эмоциональных состояний представляется весьма
актуальной из-за того, что все люди, без исключения, в определенных
ситуациях испытывают определенные эмоции и чувства, которые, в свою
очередь, влияют на эффективность деятельности и поведения. Класс

эмоциональных состояний включает в себя настроение, аффекты, страсти,
стресс, расстройство, беспокойство. Они включены в сферу психических
процессов и человеческих состояний.
Проблемой эмоциональных состояний личности занимались такие
ученые как П.К. Анохин, П.В. Симонов, А.Н. Леонтьев. Эмоции и чувства
выражают смысл ситуации для человека с точки зрения реальных
потребностей в настоящий момент, а также выражают состояние нашей
души. Человеческие эмоции - это огромная сила, которая контролирует не
только наши мысли, но и наши действия.
Эмоции могут быть вызваны как реальными, так и воображаемыми
ситуациями. Они, как чувства, воспринимаются человеком как его
собственные внутренние переживания, переданные другим людям,
сопереживают. Жизнь без эмоций столь же невозможна, как и без чувства.
По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как
средство, посредством которого живые существа устанавливают значение
определенных условий для удовлетворения их реальных потребностей.
Невербальная коммуникация - это нереформационная форма общения, в
том числе жесты, мимика, позы, визуальный контакт, тембр голоса,
прикосновение и передача образного и эмоционального содержания.
Язык нашего тела, по сравнению с другими словесными (речевыми)
средствами коммуникации, уникален. Иногда с помощью этих инструментов
можно сказать гораздо больше, чем словами.
Объект исследования – эмоциональные состояния человека.
Предмет исследования – невербальные проявления эмоциональных
состояний человека.
Цель исследования – изучить невербальные проявления эмоциональных
состояний человека.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и классификацию эмоций
2. Изучить виды эмоциональных состояний.

3. Проанализировать понятие и сущность невербального общения.
4. Выявить особенности коммуникации невербального общения.
5. Изучить эмоциональность как особенность человека в психологии.
6. Рассмотреть невербальное проявление эмоциональных состояний.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав,
заключения и библиографии, включающей 25 источников.

Глава 1. Теоретический анализ исследований по проблеме эмоций

человека

1.1. Сущность и классификация эмоций

В зарубежной психологии отцом теории эмоций считается К. Изард. Он
построил теорию дифференциальных эмоций. По мнению автора, эмоция -

это то, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и
направляет восприятие, мышление и действия. Он выдвигает гипотезу о
базовой мотивационной системе человека. Он разработал систему
объективного кодирования мимических проявлений основных эмоций [9, с.
26].
К. Изард выделяет основные эмоции: эмоции интереса, эмоции радости,
эмоции удивления, эмоции грусти, эмоции гнева, эмоции отвращения,
эмоции презрения, эмоции страха, эмоции стыда, смущение (застенчивость),
чувство вины, любовь [6, с. 26].
Кроме того, этот автор выдвинул критерии, которые определяют эмоцию
как базовую линию: основные эмоции имеют отчетливые и специфические
нервные субстраты. Основная эмоция проявляется с помощью
выразительной и конкретной конфигурации мышечных движений лица
(мимика). Основная эмоция влечет за собой особый и специфический опыт,
который реализуется человеком. Основные эмоции возникли в результате
эволюционных биологических процессов. Основная эмоция оказывает
организационное и мотивирующее влияние на человека, служит его
адаптации.
На современном этапе психологической науки есть сомнения в точности
ее определения. Не отрицая мотивационного смысла эмоций, трудно
согласиться с К. Изардом, что эмоции являются главной мотивационной
системой тела и, как фундаментальные личные процессы, придают смысл и
значение человеческому существованию [9, с. 22].
Мотивация намного сложнее, чем кажется К. Изарду, и эмоции
действуют только как один из мотиваторов, влияющих на принятие решений
и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого
существования определяются не только эмоциями, но и ценностями,
социальными потребностями и т.д.
Несколько странно рассматривать эмоции, с одной стороны, как
мотивационную систему тела, с другой - как фундаментальный личный

процесс. Поэтому многие авторы пытались опровергнуть данную теорию.
Рассматривается весь спектр генерирующих эмоций. Некоторые определения
довольно противоречивы [1, с. 6].
Эмоции представляют собой набор аффективных явлений (другие
подструктуры - это настроение, отношения и другие аффективные
особенности), отличающиеся как краткосрочная многокомпонентная система
реагирования, которая является началом тех изменений в текущих условиях,
которые воспринимаются как подсознательно, так и не подсознательно, к
быть лично значимым («Хорошо для меня» или «плохо для меня»). Свободно
спаренный компонент системы эмоций включает в себя каскады изменений в
субъективных состояниях чувств, физиологические реакции в мозге и в
организме [12, с. 26].
Мы находим первые описания и объяснения психических, сознательных
явлений, включая чувства, в классической психологии В. Вундта. Как
известно, В. Вундт идентифицирует два аспекта в структуре ментальных
(сознательных) явлений: объективных и субъективных. Казалось бы,
эмоциональные явления относятся только ко второму, но это не так. Эмоция
всегда связана с чем-то, то есть имеет свой предмет или, по словам Вундта,
объективную идею, и это объективный элемент сознания [8, с. 26].
Объективность эмоций является одним из основных положений при их
изучении: даже если какая-то особая эмоция кажется «беспредметной», тогда
нужно искать и находить соответствующую идею. Субъективная сторона
эмоций (часто называемая опытом) выполняет особую функцию в структуре
явления: чувства синтезируют объективные элементы сознания - ощущения и
представления, тем самым обеспечивая их организацию в единое целое.
Психическое явление можно назвать феноменом, и этот термин является
центральным понятием в одной из философских школ прошлого века.
Попытаемся объяснить суть феноменологической теории эмоций,
предложенной французским философом, писателем, драматургом и
общественным деятелем Жаном-Полем Сартром [23, с. 26].

Прежде всего, мы отмечаем, что понятие «феномен» (в том числе и
психическое) не имеет строгого определения: феномен - это то, что
объясняет само себя, как будто захватывает нас в реальной жизни. Философ
предлагает себе представить, что мы можем жить в разных - рациональных и
иррациональных мирах. В первом, обычном для нас, есть законы логики,
рассуждения, основанные на фактах причинно-следственных связей [18, с.
26].
Второй мир волшебный, безразличный к логике, причинно-следственная
связь объективных фактов. Эмоциональное сознание, по мнению Сартра,
является сознанием мира, а эмоция - превращение мира в иррациональное,
когда рациональный мир слишком сложный, его требования неосуществимы,
и мы не можем оставаться в нем. Эмоции не терпят задержек, это то, что они
не доказывают, но то, во что они верят [11, с. 30].
Эмоция - это не только ментальный опыт, но и состояние всего
организма. Существует особый вопрос о причинной связи ментальных и
телесных изменений в случае эмоций. В любом случае эмоциональные
состояния имеют ряд внешне наблюдаемых проявлений, в частности,
выразительные движения, которые изучал Чарльз Дарвин. Внешние
выражения эмоций обычно делятся на три группы:
а) поведенческие, в том числе изменения в выражениях лица,
пантомимики, а также речевая двигательная активность («вокальные
выражения лица»): темп и тембр речи, модуляция интонации,
продолжительность пауз и т.д.; в своих поведенческих выражениях эмоции
выполняют выразительную и, более широко, коммуникативную функцию,
будучи невербальными средствами связь;
б) физиологические и вегетативные изменения, такие как наблюдаемые
снаружи - дыхание, сердцебиение, сосудистая гипертензия, потение, диаметр
зрачка и т. д. - а также регистрируемые инструментами - биоритмы головного
мозга, электрическое сопротивление кожи и т. д.; изучение этих изменений
связано с проблемой объективного индикации эмоциональных состояний

в) биохимические изменения - высвобождение адреналина в кровь,
функциональные и в стрессовых ситуациях и структурные изменения
внутренних органов; на самом деле, изучение этих изменений и началось
изучение стресса, эмоционального напряжения.
В настоящее время нет общепринятой единой теории эмоций. Теория
потребностей в информации П.В. Симонова, согласно которой появление
эмоций определяется некоторой потребностью и оценкой возможности
удовлетворения этой потребности. Обычно это выражается как структурная
формула:

Э = F (П, Ин - Ис )

Э - сила эмоции и ее знак, П - величина потребности, Ин - Ис - оценка
вероятности удовлетворения потребности на основе имеющегося опыта, И н
информация о средствах объективно необходимых для удовлетворения
потребности, И с – информация о существующих средствах, которыми
индивид реально располагает [8, с. 29].
Согласно этой теории, если есть избыток информации о возможности
удовлетворения потребности, тогда возникает положительная эмоция, если
есть недостаток информации, а затем отрицательная эмоция [8, с. 26].
Считается, что разнообразие эмоций определяется разнообразием
потребностей. Однако, даже не вдаваясь в подробный анализ до сих пор,
очевидно, что, удовлетворяя любой из самых примитивных до самых
сложных потребностей, можно испытать радость, и если кто-то не
удовлетворяет какую-либо потребность, можно испытывать горе. В то же
время одна потребность, например, еда, может вызвать страх, если есть
высокая вероятность его неудовлетворенности (т.е. возможность голода),
может вызвать надежду на ее удовлетворение, может вызвать благодарность
за ее удовлетворение, и т.п. [25, с. 26].
Таким образом, одна потребность может вызвать разные эмоции, и одна
эмоция может быть вызвана различными потребностями. Более подробный
анализ каждой эмоции позволяет отметить, что модальность эмоций

определяется не только типом нужды. Точнее, объективный исследователь не
имеет оснований полагать, что все люди наслаждаются радостью шашлыка
так же, как или не совпадают с радостью любви. Вполне возможно, что у
некоторых это есть, а у других нет. И, что самое главное, трудно представить
себе способ объективно исправить такие ощущения. Чтобы избежать этих
трудностей, будет применен абстрактный подход к определению эмоций, в
котором форма удовлетворенной потребности не будет влиять на эмоции [19,
с. 13].
В классификации из теории Симонова мы поняли, что эмоции связаны с
оценкой возможности удовлетворения потребностей. Информация о
возможности удовлетворения потребностей будет проанализирована более
подробно с помощью нескольких признаков, которые обсуждаются выше.
Эмоции выполняют много разных функций в умственной деятельности
человека. Теперь мы опишем только тот, который играет важную роль для
целей классификации. Эту функцию можно назвать упрощающей в процессе
принятия решения о будущем поведении человека в каждой конкретной
ситуации. В реальных жизненных ситуациях для человека есть много
факторов. Если начать взвешивать все факторы логически, то это займет
много времени, в то время как задержка может быть фатальной в некоторых
случаях [14, с. 6].
Возникающая эмоция заставляет человека действовать без рассуждений.
В критических ситуациях это может спасти жизни, но в ситуациях
повседневной жизни эмоции часто вредны именно потому, что они мешают
взвешиванию всех обстоятельств и принятия наилучшего решения. Это то,
что мы будем называть упрощающей функцией эмоций. Поэтому страх
заставляет человека убегать или скрываться, гнев заставляет атаковать,
интерес заставляет вас расследовать ситуацию, надеюсь, заставит вас ждать.
В будущем мы исходим из того факта, что каждая эмоция подталкивает
человека к определенным действиям, которые можно описать, не вдаваясь в
конкретные детали ситуации. На основе этого будет основана одна из
характеристик классификации [16, с. 30].
Классификация любого набора объектов означает разделение его на
непересекающиеся подмножества с помощью некоторого набора атрибутов.
Чем больше функций используется в классификации, тем меньше
подмножества. Идеальной целью любой классификации является выбор
каждого элемента набора, классифицируемого как подмножество, с
использованием минимального количества атрибутов [18, с. 26].
С этой точки зрения мы рассматриваем классификацию В.К. Вилюнас,
который разделяет эмоции на руководящие и ситуативные. Ведущие
сигнализируют о неудовлетворенных потребностях и поощряют поиск
целевого объекта. Ситуационные ситуации возникают в результате оценок
этапов поведения и побуждают действовать в одном направлении или
изменять поведение [4, с. 26].
Ситуационные эмоции делятся на три группы:
1) установил успех - неудачу;
2) упреждающий успех-неудача;
3) обобщенный успех-неудача.
Такая классификация, несомненно, полезная и подчеркивающая
основные признаки эмоций, тем не менее далека от достижения идеальной
цели.
Симонов П.В. классифицирует эмоции в зависимости от характера
действий: преодоления, защиты, нападения. В то же время он выделяет
дополнительные оттенки с точки зрения величины необходимости вызывать
эмоции и оценивать вероятность ее удовлетворения. Кроме того, П.В.
Симонов рассматривает некоторые эмоции, которые являются результатом
двух эмоций в одно и то же время: удовольствие, отвращение, радость, горе,
страх, гнев. Например, он рассматривает презрение как результат
отвращения и гнева в одно и то же время. Этот факт будет записан в виде
презрения = отвращение + гнев. Эмоции предназначены для решения
универсальных жизненных трудностей, сложных ситуаций [13, с. 26].

Таким образом, каждая эмоция подготавливает человека к действию. Это
действие может быть выполнено с помощью внешнего объекта или с самим
человеком. Как правило, гнев направлен на устранение препятствий для
достижения цели и, таким образом, направлен на внешний объект. Печаль
подготавливает человека к тому, чтобы обойтись без цели, чего не было
достигнуто и нацелено на самого себя.

1.2. Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, продолжительности и
степени дифференциации можно выделить следующие типы эмоциональных
состояний: чувственный тон, эмоции, аффект, страсть, настроение.
1. Чувственный или эмоциональный тон - это простейшая форма
эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, которое
сопровождает определенные жизненные влияния и побуждает субъекта
устранять или сохранять их. Чувственный тон воспринимается как
эмоциональная окраска [1, с. 26].
2. На самом деле эмоции являются умственным отражением в форме не
посредственного партизанского опыта жизненного смысла явлений и
ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к
потребностям субъекта. Эмоции возникают при чрезмерной мотивации по
отношению к реальным адаптивным возможностям личности [1, с. 28].
3. Аффект - быстро и бурно развивающийся эмоциональный процесс
взрывного характера, который может дать не подчиненное сознательному
волевому контролю расслабление в действии. Главное в аффекте -
неожиданно возникающий шок, который резко переживает человек,
характеризующийся изменением сознания, нарушением волевого контроля
над действиями. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на активность,
согласованность и качество работы с максимальным распадом - ступор или
хаотичные нецелевые двигательные реакции. Различают нормальные и

патологические аффекты. Основные признаки патологического воздействия:
измененное сознание (дезориентация во времени и пространстве);
неадекватность интенсивности интенсивности ответа стимула, вызвавшего
реакцию; наличие постэффективной амнезии [13, с. 26].
4. Страсть - интенсивный, обобщенный и многолетний опыт, который
доминирует в других мотивах человека и приводит к сосредоточению
внимания на предмете страсти. Причины страсти могут быть разными - от
телесных импульсов до сознательных идеологических убеждений [10, с. 12].
5. Настроение - относительно длительное, стабильное психическое
состояние умеренной или низкой интенсивности. Причины настроения
многочисленны - от органического благополучия (тонус жизнедеятельности)
до нюансов отношений с другими. Настроение имеет субъективный фокус,
по сравнению с чувственным тоном, оно признается не как свойство объекта,
а как свойство предмета (например, о музыкальной работе, эмоциональное
сопровождение в форме чувственного фона будет звучать как «Прекрасная
музыка», но в форме настроения - «я замечательное настроение» (от музыки).
Индивидуальные черты личности играют определенную роль (например,
гипертимия - тенденция к повышенному настроению, дистимия - склонность
к низкому настроению) [1, с. 26].
С положительными эмоциями, иннервация мышц увеличивается,
небольшие артерии расширяются, кровоток к коже увеличивается. Она
краснеет, становится теплее. Началось ускоренное кровообращение, которое
улучшает питание тканей. Все физиологические функции лучше. Довольный
человек в хорошем настроении имеет оптимальные условия для
жизнедеятельности всего организма. Радость «рисует человека» (Т.Н. Ланге)
делает его красивее, увереннее, веселее [10, с. 32].
В боли и печали действие мышц парализуется. Они становятся слабее.
Существует чувство усталости, перенапряжения. Человек становится более
чувствительным к холоду, ощущает нехватку воздуха, вздыхает, «уходит в
себя», охотно остается в той же позе. Человек кажется старше.

Можно выделить следующие основные эмоциональные состояния
(согласно К. Изарду - «фундаментальные эмоции»), каждый из которых
имеет свой собственный спектр психологических характеристик и внешних
проявлений [9, с. 26].
Интерес (как эмоция) - это позитивное эмоциональное состояние,
которое способствует развитию навыков и способностей, приобретению
знаний и мотивации обучения.
Радость - это позитивное эмоциональное состояние, связанное с
возможностью достаточно полного удовлетворения реальной потребности,
вероятность того, что до этого момента была низкой или, по крайней мере,
неопределенной.
Удивление - эмоциональная реакция, которая не имеет четко
выраженного положительного или отрицательного признака внезапных
обстоятельств. Удивление подавляет все предыдущие эмоции, направляет
внимание на объект, который его вызвал, и может превратиться в интерес [1,
с. 26].
Страдание - негативное эмоциональное состояние, связанное с
полученной надежной или, казалось бы, такой информацией о неспособности
удовлетворить критические жизненные потребности, которые до этого
момента казались более или менее вероятными, чаще всего принимает форму
эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенических
(ослабляющих человеческих) эмоций.
Гнев - это эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, обычно
происходящее в виде аффекта и вызванное внезапным появлением
серьезного препятствия для удовлетворения чрезвычайно важной
потребности в предмете. В отличие от страдания, гнев имеет стеническую
природу (т.е. вызывает подъем, хотя и недолговечный, жизненности) [3, с.
62].
Отвращение - это негативное эмоциональное состояние, вызванное
объектами (людьми, обстоятельствами и т.д.), которые контактируют

(физическое взаимодействие, общение в общении и т.д.) Находится в резком
противоречии с идеологическими, моральными или эстетическими
принципами и отношениями субъекта.
Отвращение, в сочетании с гневом, может межлично мотивировать
агрессивное поведение, когда нападение мотивировано гневом и
отвращением - желанием «избавиться от кого-то или чего-то» [1, с. 26].
Презрение - это негативное эмоциональное состояние, возникающее в
межличностных отношениях и вызванное несогласием жизненных установок,
отношений и поведения субъекта с жизненными установками, отношениями
и поведением объекта чувств. Последние представлены субъекту как основа,
не соответствующая принятым моральным нормам и эстетическим
критериям.
Одним из последствий презрения является деперсонализация личности
или группы, к которой она принадлежит.
Страх - это негативное эмоциональное состояние, которое появляется,
когда субъект получает информацию о возможном повреждении
благополучия своей жизни, реальной или воображаемой опасности, которая
угрожает ему. В отличие от эмоций страданий, вызванных прямым
блокированием самых важных потребностей, человек, испытывающий
эмоции страха, имеет только вероятностный прогноз возможного бедствия и
действует на основании этого (часто недостаточно надежный или
преувеличенный) прогноз [1, с. 40].

Глава 2. Анализ невербальных средств общения
2.1. Понятие и сущность невербального общения

Невербальное общение - это тип невербального общения между живыми
существами. Другими словами, невербальная коммуникация человека - это
передача всякой информации или способность влиять на окружающую среду
без использования речевых (языковых) механизмов. Инструментом
описанного взаимодействия является физическое тело индивидуумов,

которое имеет широкий спектр инструментов и конкретных методов для
передачи информации или обмена сообщениями [12, с. 26].
Невербальная коммуникация охватывает все виды жестов и мимики,
различные позы тела, тембр голоса, контакт с телом или глазами. Средства
невербальной коммуникации человека передают образный контент и
эмоциональную сущность информации. Язык компонентов речевой связи
может быть первичным (все вышеупомянутые средства) и вторичным
(различные языки программирования, код Морзе). Многие ученые умы
полагают, что через слова передается только 7% информации, 38% данных
отправляются с использованием звуковых инструментов, которые включают
тон голоса, интонацию и 55% через инструменты невербального
взаимодействия, используя первичные неречевые компоненты. Из этого
следует, что фундаментальная вещь в сообщении человечества - это не
устная информация, а способ ее представления [14, с. 17].
Близкое общество может много узнать о человеке исключительно по его
манере выбора одежды и разговоров, используемых жестов и т.д. В
результате многих исследований было обнаружено, что невербальная
коммуникация имеет два типа источника происхождения, а именно
биологическую эволюцию и культура.
Невербальное общение необходимо для:
- регулирование хода процесса коммуникативного взаимодействия,
создание психологического контакта между собеседниками;
- обогащение значений, передаваемых словами, направление
интерпретации вербального контекста;
- выражения эмоций и рефлексивных интерпретаций ситуаций.
Невербальные коммуникации коммуникации включают в себя
известные жесты, мимику и позы тела, кроме того, прическа, стиль одежды
(одежда и обувь), интерьер офиса, визитные карточки, аксессуары (часы,
зажигалки).
Все жесты можно разделить на жесты открытости, подозрительности,

конфликта или защиты, задумчивость и рассуждения, неопределенность и
сомнения, трудности и т.д. Застегивание куртки или уменьшение расстояния
между говорящим партнером - это жест открытости [17, с. 71].
Подозрение и скрытность обозначаются трением лба или подбородка,
попыткой покрыть лицо руками и, особенно, избегать зрительного контакта,
отторжения глаза в стороне. Жесты конфликта или обороны включают в себя
скрещивание рук, сбор пальцев в кулак. Задумчивость собеседника
обозначается покалыванием носового мостика, рукой на щеке (поза
«мыслителя»). Царапание пространства над ушной лопастью или стороной
шеи указательным пальцем означает, что собеседник сомневается в чем-то
или указывает на его неопределенность. Царапина или касание носа
указывает на затруднительное положение интервьюера. Если во время
разговора один из участников опускает свои веки, то такое действие
сообщает о его желании как можно скорее завершить разговор. Царапание
уха демонстрирует отказ со стороны собеседника партнера или то, как он это
говорит. Появление мочки уха является напоминанием о том, что партнер
уже устал слушать, и у него также есть желание высказаться [17, с. 76].
Невербальная коммуникация коммуникации также включает
рукопожатия, которые выражают различные позиции участников
коммуникационного взаимодействия. Захват руки одной из тех, с которыми
они столкнулись, таким образом, что ее ладонь внизу, указывает на
авторитетность собеседника. Рукопожатие сообщается в том же статусе
встречи, в котором руки участников находятся в том же положении.
Растяжение рук одной стороны, приподнятой ладони, указывает на
подчинение или подчинение. Подчеркивает различный статус встречи или
определенное расстояние в позиции или неуважение выражает захват,
сделанный прямой, а не согнутой рукой. Растяжка только кончиков пальцев
для рукопожатия говорит о полном неуважении к другому человеку. О
доверительной искренности, избытке чувств, близости свидетельствует
тряска двумя руками [21, с. 19].

Кроме того, рукопожатия граждан разных государств могут отличаться.
Так, например, американцы характеризуются сильными, энергичными
рукопожатиями. В конце концов, они говорят о силе и эффективности. Для
мигрантов из азиатской части континента такие рукопожатия могут быть
озадаченными. Они привыкли к мягким и длинным рукопожатиям.
Значительную роль играет невербальная коммуникация в деловой
коммуникации. Например, жесты неодобрения и несогласия на переговорах
поднимают ворсинок из костюма. Чтобы отложить паузу, чтобы принять
окончательное решение, вы можете снять очки и надеть их или стереть
линзы. Вы также можете определить действия, которые будут говорить без
слов о желании завершить собрание [22, с. 26].
К ним относятся: прямой наклон тела, а руки расположены на коленях
или подлокотниках. Руки, поднятые за голову, показывают, что разговор
пустой, неприятный и неприятный для собеседника.
Невербальный язык общения проявляется даже в том, как человек курит.
Закрытый, подозрительный партнер по коммуникации направляет
выдыхаемый поток дыма вниз. О сильной неприязни или агрессии говорит
истечение дыма из углов рта. Также важна интенсивность выдоха дыма. У
уверенности собеседника свидетельствует быстрый выдох дыма. Чем
быстрее это происходит, тем увереннее индивид чувствует себя. Чем
интенсивнее поток выдыхается, тем более негативно настроен собеседник.
Амбиция указывается выдохом через ноздри дыма с поднятой головой вверх.
То же самое, но с головой вниз, сообщает, что человек очень зол.
Словесные и невербальные средства коммуникации в процессе
коммуникативного взаимодействия воспринимаются одновременно, в
результате чего их следует анализировать как неделимое целое. Например, в
ходе беседы с улыбающимся, красиво одетым субъектом с приятным
тембром голоса, его собеседник, все еще не осознавая этого, может отойти от
своего партнера из-за того, что ему не нравится запах его туалетной воды.
Такое невербальное действие заставит партнера подумать, что он плохой,

например, с внешним видом. Понимание этого может привести к потере
уверенности в собственных словах, румяна лицо и абсурдные жесты
появятся. Эта ситуация указывает на неразрывную связь словесных и
невербальных средств коммуникации. В конце концов, жесты, которые не
поддерживаются словами, далеко не всегда значимы, а слова в отсутствии
выражений лица пусты [1, с. 26].
Самым сложным для общения является контролировать положение тела,
головы, рук и плеч. Это именно то, в чем состоят черты невербальной
коммуникации в процессе разговора. Напряжение проявляется поднятыми
плечами. Когда они расслабляются, они спускаются. Пониженные плечи и
поднятая голова часто указывают на открытость и отношение к успешному
решению проблем. Поднятые плечи в сочетании с головой вниз являются
признаком неудовольствия, изоляции, страха, неопределенности.
Показателем любопытства и интереса является поклонившаяся голова, в
то время как в прекрасной половине этот жест может выражать флирт или
флирт [3, с. 60].
Многое о человеке во время разговора может сказать выражение на его
лице. Искренняя улыбка указывает на дружелюбие, позитивное отношение.
Недовольство или изоляция выражают сжатые губы. Изгиб губ, как будто в
усмешке, говорит о сомнении или сарказме. Также важная роль в
невербальной коммуникации - это глаз. Если взгляд направлен на пол, то это
демонстрирует страх или желание прекратить коммуникационное
взаимодействие, если в стороне, то оно говорит о пренебрежении.
Можно подчинить волю собеседника с помощью длительного и
неподвижного прямого взгляда на глаза. Поднятие головы в сочетании с
поиском означает желание сделать паузу в разговоре. Понимание выражает
легкий наклон головы в сочетании с улыбкой или ритмическим кивком
головы. Небольшое отсталое движение головы в комплексе с нахмуренными
бровями указывает на недостаток понимания и необходимость повторения
сказанного. Кроме того, довольно важной особенностью невербального

общения является способность различать жесты, которые говорят о лжи. В
конце концов, чаще всего такие жесты выражаются бессознательно, поэтому
довольно сложно контролировать их для индивидуума, намеревающегося
лгать [1, с. 26].
К ним относятся покрытие руки рта, касание ямочки под носом или
прямо к носу, потирая веки, похищение на полу или взгляд в сторону.
Прекрасный секс, когда они лежат, часто проводится под глазом пальцем.
Поцарапать шею, касаясь ее, снимая воротник рубашки, также является
признаком лжи. Позиция его ладоней играет важную роль в оценке
искренности партнера по коммуникации. Например, если собеседник,
растягивающий одну ладонь или и то, и другое, открывает их частично или
полностью, тогда это указывает на откровенность. Скрытые руки,
фиксированные и фиксированные, указывают на скрытность.
Коммуникативное взаимодействие или коммуникация относятся к
довольно сложному многогранному процессу в начале установления, а затем
развития контактов между людьми, вызванных необходимостью совместной
деятельности и освещения обмена сообщениями, последующего развития
общего направления или стратегии взаимодействия и восприятия
пониманием другого субъекта [24, с. 26].
Коммуникативное взаимодействие состоит из трех компонентов:
1. Коммуникативный, непосредственно представляющий собой обмен
информацией между людьми;
2. Интерактивный, состоящий в организации между субъектами
взаимодействия;
3. Восприятие, состоящее в процессе восприятия людьми друг друга и в
установлении взаимопонимания.
Коммуникативное взаимодействие может быть речевым и
невербальным. В процессе повседневной жизни люди общаются со многими
людьми, используя как невербальные, так и невербальные. Речь помогает
людям делиться знаниями, мировоззрениями, знакомить, устанавливать

социальные контакты и т.д. Однако без использования невербальных и
словесных средств коммуникации речь будет трудно понять [1, с. 13].
Особенности невербальной коммуникации и вербального
взаимодействия состоят в использовании различных инструментов для
приема и анализа входящих данных в процессе общения. Итак, для
восприятия информации, передаваемой словами, люди используют интеллект
и логику, и они используют интуицию, чтобы понимать невербальное
общение.
Вербальная коммуникация подразумевает понимание того, как именно
речь воспринимается партнером по коммуникации и какой эффект она
оказывает на нее. В конце концов, речь является одним из основных средств
межличностного общения [5, с. 26].
Для индивида человека явление начинает существовать в полном
смысле, когда оно называется. Язык является универсальным средством
человеческого взаимодействия. Это базовая система, посредством которой
люди шифруют информацию и самый важный инструмент коммуникации.
Язык считается «мощной» системой шифрования, но в то же время он
оставляет место для разрушения и создания барьеров.
Слова разъясняют смысл явлений и обстоятельств, помогают людям
выражать мысли, мировоззрение и эмоции. Личность, ее ум и язык
неотделимы. Часто язык опережает поток мыслей, и часто он не подчиняется
им вообще. Человек может «выговаривать что-то» или систематически
«размахивать языком» в то же время, практически не задумываясь о том, что
составляет его собственные заявления с заявлениями общества, направляет
их на конкретный ответ и поведение. Здесь вы можете применить
высказывание: «по мере того, как оно происходит, происходит, поэтому он
будет отвечать». Правильное использование слов позволяет контролировать
этот ответ, предсказывать его и даже формировать. У многих политиков есть
искусство грамотного использования слов [1, с. 36].
На каждом этапе коммуникационного взаимодействия возникают

препятствия, которые препятствуют его эффективности. В процессе
взаимодействия часто возникает иллюзорный характер взаимопонимания
между партнерами. Такая иллюзия объясняется тем, что люди используют
одни и те же слова, чтобы обозначать совершенно разные вещи.
Потеря данных и повреждение данных происходят на каждом этапе
коммуникации. Уровень таких потерь объясняется общим несовершенство
системы человеческого языка, невозможностью точно и полностью
трансформировать мысли в вербальные структуры, личные отношения и
стремления (желаемое воспринимается как реальное), грамотность
собеседников, словарный запас и другие вещи.
Межличностные коммуникационные взаимодействия, в основном
осуществляемые с использованием невербальных инструментов.
Невербальный язык считается более богатым, чем вербальный. В конце
концов, его элементы не являются вербальными формами, а выражениями
лица, позами тела и жестикуляциями, интонационными характеристиками
речи, пространственными кадрами и временными границами, символической
системой коммуникативных знаков [12, с. 26].
Часто невербальный язык общения не является результатом
преднамеренной поведенческой стратегии, а является следствием
подсознательных сообщений. Вот почему это очень сложно подделать.
Человек воспринимает бессознательно незначительные невербальные детали,
считая это восприятие «шестым чувством». Часто люди неосознанно
замечают расхождения между разговорными фразами и невербальными
сигналами. Невербальное взаимодействие играет значительную роль в
процессе обмена эмоциями.
Типы невербальной коммуникации:
- голос, жесты, внешний вид (включая одежду, положение тела);
- мимика (наличие улыбки, направление взгляда);
- движение (кивка или трясти головой, размахивая конечностями,
имитируя некоторое поведение и т. д.);

- ходить, прикоснуться, обнять, рукопожатие, личное пространство [1, с.
40].
Голос - это звук, который человек делает во время разговора, когда он
поет или кричит, смеется и плачет. Голос формируется из-за вибрации
голосовых связок, создавая звуковые волны при прохождении через них
выдыхаемого воздуха. Без участия слушания голос не может развиваться, в
свою очередь, слушание не может быть сформировано без участия
вокального аппарата. Так, например, у человека, страдающего от глухоты,
голос не функционирует, потому что нет слуховых восприятий и стимуляции
речевых моторных центров.
В невербальной коммуникации можно с помощью только одной
интонации голоса передать восторженный или вопросительный характер
предложения. Из тона, в котором был сделан запрос, можно сделать вывод,
насколько важно для говорящего. Часто из-за неправильного тона и
интонации запросы могут звучать как заказы. Так, например, слово
«извините» может иметь совершенно разные значения в зависимости от
используемой интонации. Кроме того, с помощью голоса субъект может
выразить свое собственное состояние: удивление, радость, гнев и т.д. [1, с.
26].
Внешний вид является наиболее важным компонентом невербальной
коммуникации, и он подразумевает образ, который видит и воспринимает
человеческую среду.
Невербальное деловое общение начинает выравниваться с оценкой
внешних атрибутов личности. Допустимый внешний вид зависит от
следующих характеристик: аккуратность, хорошее размножение,
естественность поведения, наличие манер, грамотность речи, адекватность
реакций на критику или похвалу, харизму. Для каждого человека в жизни
очень важно иметь возможность правильно использовать возможности
своего тела при передаче информации собеседнику [11, с. 26].
Невербальная коммуникация в деловом общении абсолютно

необходима. В конце концов, деловым людям часто приходится убеждать
противников в чем-то, склонять их к своей собственной точке зрения и
совершать определенные действия (совершать сделки или вкладывать
серьезную сумму в развитие предприятия). Это будет легче достичь, если вы
сможете продемонстрировать партнеру, что собеседник честен и открыт.
Не менее важно положение тела (поза) во время разговора. С помощью
позы можно выразить субординацию, интерес к разговору, скуку или
желание совместного партнерства и т.д. Когда собеседник сидит
неподвижно, его глаза скрыты под темными очками, и он закрывает свои
собственные записи, а другой человек будет чувствовать себя довольно
неудобно [19, с. 21].
Невербальное деловое общение для достижения успеха не
подразумевает использования на деловых встречах позы, которые
демонстрируют секретность, агрессивность. Также не рекомендуется носить
очки с тонированными стеклами во время любых сообщений, особенно на
первом собрании. Поскольку, не видя партнера, собеседник может
чувствовать себя некомфортно, потому что львиная доля информации
остается недоступной для него, в результате чего нарушается общая
атмосфера коммуникативного взаимодействия.
Также в позах отражалось психологическое подчинение участников
беседы. Например, желание подчинения или господства.
Таким образом, невербальное коммуникативное взаимодействие
является одним из инструментов личного представления вашего
собственного «я», инструмента межличностного влияния и регулирования
отношений, формирует образ собеседника, определяет и продвигает
словесное сообщение [17, с. 26].
Часто индивидуумы вообще заявляют, что они означают, и их
собеседники совершенно не понимают, что они хотели им передать. Все это
связано с неспособностью правильно читать язык тела.
Невербальное общение можно разделить на следующие:

- выразительные и выразительные движения, которые включают
выражение лица, положение тела, походку и жесты рук;
- тактильные движения, включая касание, постукивание по плечу,
поцелуи, рукопожатия;
- вид, характеризующийся частотой направления зрительного контакта,
продолжительностью;
- перемещение в пространстве, покрытие места за столом, ориентация,
направление, расстояние.
С помощью жестов вы можете выразить уверенность, превосходство
или, наоборот, зависимость. Кроме того, есть замаскированные жесты и
незавершенные барьеры. Часто в жизни испытуемые могут столкнуться с
условиями, когда они не совсем удобны, но в то же время им нужно
проявлять уверенность. Например, во время презентации перед большой
аудиторией. В этой ситуации интуитивные оборонительные жесты, которые
придают спикеру нервозность, человек пытается блокировать, в результате
чего он частично заменяет их неполными барьерами [16, с. 22].
Эти барьеры включают такую ​​ситуацию, когда одна рука находится в
тихом состоянии, в то время как другая удерживает предплечье или плечо
второй руки. С помощью замаскированных жестов человек также может
достичь необходимого уровня уверенности и спокойствия. Как вы знаете,
защитный барьер выражается в виде крепления скрещенных рук по всему
телу. Вместо этой ситуации многие субъекты активно используют
манипуляции с различными аксессуарами, например, закручивая запонки,
потянув ремешок для часов или браслет и т.д. В этом случае одна рука по-
прежнему находится по всему телу, что указывает на установку барьера.
Руки, помещенные в карманы, также могут иметь много значений.
Например, человек может просто быть холодным или просто
сосредоточиться на чем-то. Кроме того, вам нужно различать жесты от
привычки человека. Так, например, привычка качать ногу или постучать по
пятке, сидя за столом, может восприниматься как нежелание продолжать

общение.

2.2. Коммуникации невербального общения

Каждый день человек принимает участие в социальной жизни
окружающих его людей. Любая попытка коммуникации способна привести к
достижению определенной цели, наладить контакт с собеседником, найти
точки соприкосновения, удовлетворить потребность в коммуникации и пр.
Всем известно, что коммуникация - это процесс, во время которого
происходит обмен информации, способствующий повышению
эффективности общения [7, с. 19].
Существует вербальная и невербальная коммуникация. Рассмотрим
более подробно последний вид.
Итак, невербальная коммуникация представляет собой личностное
поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональном
состоянии обоих собеседников. Невербальные средства коммуникации
находят свое выражение в прическе, походке, предметах, которые окружают
человека и т.п. Все это способствует наилучшему пониманию внутреннего
состояния вашего собеседника, его настроения, чувств и намерений [1, с. 44].
Данный тип общения включает в себя пять систем:
1. Взгляд.
2. Межличностное пространство.
3. Оптико-кинестическая (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика).
4. Околоречевая (голосовой диапазон, вокальные качества, тембр).
5. Внеречевая (смех, речевой темп, паузы) [7, с. 46].
Стоит отметить, что к невербальным видам коммуникации относятся:
1. Тактильное поведение собеседника. Учеными установлено, что
каждый человек во время общения использует различные типы
прикосновений к своим собеседникам. Так, каждый вид прикосновений
носит в себе определенный характер, значимость. Условно данное поведение

подразделяется на: ритуальные, любовные, профессиональные и дружеские
прикосновения. Человек использует определенный вид прикосновений с
целью усиления или же ослабления коммуникативного процесса связи.
2. Кинесика являет собой ряд поз, телодвижений, жестов, которые
применяются как более выразительное средство языка телодвижений. Ее
главным элементом является совокупность взглядов, мимики, позы, жестов,
которые имеют социокультурное и физиологическое происхождение.
3. Сенсорика. В ее основе лежит чувственное восприятие реальности
каждым человеком. Его отношение к собеседнику основывается на
ощущениях органов чувств (восприятии звуковых сочетаний, ощущение
вкуса, тепла, исходящего от собеседника и пр.) [7, с. 47].
4. Хронемика - это использование времени во время невербального
общения.
5. Невербальные способы коммуникации также включают и проксемику.
Этот вид основан на использовании отношений пространственности. То есть
влияние расстояний, территории на процесс межличностных отношений.
Существуют социальная, интимная, личная, публичная зоны невербальной
коммуникации.
6. Паравербальное общение зависит от голосового тембра, его ритма,
интонации, с которым собеседник сообщает данную информацию и пр.
Особенным в бодиленгвидже является то, что невербальное поведение
характеризуется своей спонтанностью, преобладанием неосознаваемых
движений, непроизвольных над осознаваемыми, произвольными.
Ситуативность, непроизвольность, синтетичность (экспрессивность в
поведении собеседника сложно разложить на отдельные элементы) – все это
составляет особенности в невербальной коммуникации [7, с. 52].
Невербальное общение – это важная и неотъемлемая часть процесса
коммуникации. Мимика, жесты, движения, интонация и тон голоса, взгляд –
все эти факторы влияют на эффективность процесса обмена информацией
между адресантом и адресатом.

Учёные пришли к выводу о том, что, с помощью языка тела люди
передают очень важную, а главное, правдивую, информацию в процессе
коммуникации. Невербальные средства общения и их формы попали в поле
зрения исследователей сравнительно недавно. Результатом их детального
изучения стало появление новой науки – невербальной психологии [10, с.
26].
В каждом человеке в той или иной степени противодействуют две силы:
потребность в уединении и жажда общения с людьми.
Анализируя, правду ли говорит наш собеседник, мы на подсознательном
уровне учитываем не только слова, но и сообщения, передаваемые с
помощью языка тела. Учёные сумели доказать, что почти 50% информации
передаётся жестами и мимикой, и лишь только 7% - словами.
Несомненно, жестово-мимическое сопровождение речи может
рассказать об окружающих гораздо больше, чем их полная автобиография.
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в
обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых
средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства
невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др.
выполняют функции дополнения и замещения речи, передают
эмоциональные состояния партнёров по общению [1, с. 70].
Если для полного описания эмоционального состояния понадобиться
несколько слов или предложений, то для выражения любого чувства
невербальными средствами достаточно выполнить всего одно движение
(например, поднять бровь, выражая удивление или кивнуть).
Изучение средств невербальной коммуникации позволит сделать наше
повседневное общение более эффективным. Умение читать между строк
очень важно в процессе построения стратегии поведения, поскольку
различные проявления несловесного обмена информацией могут стать
ключом ко многим тайнам и секретам [23, с. 26].
Считается, что ни один человек не в состоянии полностью управлять

движениями мимики и жестами во время разговора.
Даже слабые сигналы, инстинктивно подаваемые собеседником,
помогут сделать его оппоненту правильные выводы:
Поведение: наблюдая за изменениями в поведении человека в
зависимости от ситуации можно извлечь много полезной информации.
Экспрессия – выразительные средства: жесты, мимика.
Тактильное взаимодействие: прикосновения, рукопожатие, объятия,
похлопывания по спине.
Взгляд: длительность, направление, изменение размеров зрачка.
Передвижение в пространстве: походка, поза во время сидения, стояния
и др.
Индивидуальные реакции на различные события: быстрота движений,
их характер (резкие или плавные), завершённость и др.
Современные учёные всё-таки смогли разработать специальные
методики, которые позволяют ввести в заблуждения даже знатоков языка
жестов. Досконально изучив некоторые невербальные приёмы, можно
использовать определённые элементы, чтобы убедить собеседника в
искренности ваших намерений. Но это довольно сложно, поскольку
невербальное сопровождение речи активизируется во время диалога нашим
подсознанием [22, с. 26].
Практически каждый день человек вступает в контакт с другими
людьми, между ними возникает общение. Как известно, общение
подразделяется на вербальное и невербальное. К способам невербального
общения может относиться все, кроме речи, то есть, это мимика, жесты,
интонация, позы и другое [6, с. 61].
Рассмотрим ниже наиболее популярные позы при невербальной
коммуникации:
Если человек прячет руки за спину, скорее всего, он хочет вас обмануть;
Широко раскрытые руки, повёрнутые ладонями вверх, говорят о том,
что собеседник настроен дружелюбно и расположен к общению;

Если ваш визави скрестил руки на груди, значит, он испытывает
дискомфорт и не хочет продолжать диалог;
Сосредоточенно размышляя над серьёзным вопросом, человек будет
непроизвольно потирать подбородок или пощипывать переносицу;
Если слушая вас, человек постоянно прикрывает рот рукой, значит, вы
говорите недостаточно убедительно;
Если собеседник скучает, он подпирает голову рукой;
Энергичное рукопожатие, сопровождаемое радостным вербальным
приветствием, говорит об искренних намерениях человека;
Если ваш визави не может уловить суть разговора, он будет почёсывать
ухо или шею.
Жесты рук могут достаточно подробно рассказать об общем настрое на
разговор собеседника. Насыщенность речи человека жестами добавляет
беседе яркие оттенки. При этом чересчур активная жестикуляция либо
периодически повторяющиеся жесты могут говорить о неуверенности в себе
и наличии внутреннего напряжения [6, с. 63].
В целом жесты рук можно разделить на открытые и закрытые:
Открытые жесты свидетельствуют о доверии и доброжелательном
отношении собеседника. Дополнением может служить немного выдвинутый
вперед корпус.
Закрытые жесты рук практически во всех случаях указывают на некий
дискомфорт и желание человека «закрыться». К примеру, руки,
расположенные на локтях и «сцепленные в замок» говорят о неготовности
собеседника к прямому разговору и принятия решения в данный момент.
Если у человека на пальце имеется кольцо, и он его периодически трогает и
прокручивает, то данный жест говорит о нервном напряжении.
В случае если собеседник, находясь за столом, подносит руку к губам,
то, вероятнее всего, он хочет скрыть определенную информацию либо
обмануть. Следует обратить внимание и на жест, когда собеседник
притрагивается пальцами к своему уху, так как он означает желание

прекратить разговор [18, с. 26].
Положение ног при общении:
Положение внимания: Открытая поза, при которой ноги находятся
вместе, носки немного врозь. Данное положение свидетельствует о
нейтральном поведении человека.
Положение, при котором ноги расставлены наиболее характерно для
мужской половины человечества, поскольку является некоторым сигналом
доминирования. Вместе с тем данное положение свидетельствует об
уверенности, человек твердо стоит на ногах.
Если одна нога собеседника выставлена вперед другой, то данный жест
может раскрыть его намерения относительно беседы. В случае когда носок
человека при разговоре с вами направлен в сторону, это означает, что он не
прочь поскорее уйти. И, напротив, при обращении носка в сторону
собеседника, человек увлечен беседой.

Глава 3. Особенности невербального проявления эмоциональных

состояний человека

3.1. Эмоциональность как особенность человека в психологии

Эмоциональность, являющаяся одной из важнейших характеристик
человека, оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности. В
связи с этим выявление и анализ особенностей эмоциональности
представляется весьма актуальным как для более детального понимания

специфики развития человека вообще, так и для эффективности
осуществления образовательного процесса в частности.
Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом,
когда он говорил о холерическом типе темперамента. В конце XIX века П.
Малапер выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и
страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма выделяли три главных фактора
личности: эмоциональность, активность и реактивность. Об
эмоциональности они судили по тому, как близко к сердцу принимает
человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу [1,
с. 30].
Если обратиться к эмоциональности непосредственно, то в зарубежной
психологии первоначально она чаще всего понималась как эмоциональная
возбудимость (отзывчивость человека на эмоциогенные ситуации) и
реактивность.
П. Фресс, например, дал следующее определение эмоциональности:
"эмоциональность как черта личности – это чувствительность к
эмоциогенным ситуациям". Эмоциональность, отмечает П. Фресс,
употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. как проявление
более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это в среднем
свойственно людям [20, с. 342].
Эмоциональность как качественную характеристику
гиперэмоциональности рассматривает и Г. Крейг. Для нее эмоциональность –
это склонность легко поддаваться страху и гневу.
В целом, по мнению А. Ребера, в современной зарубежной психологии
эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые можно
наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией,
т. е. эмоциональность является поведенческим проявлением, которое
считается основным компонентом при оценке испытываемой эмоции [12, с.
26].

В отечественной психологии исследование эмоциональности было
начато по предложению Б.М. Теплова в 1964 году. Б.М. Теплов ставил цель
выявить наиболее "сензитивные" к эмоциональному воздействию
физиологические показатели и раскрыть характер соотношения между
индивидуальным своеобразием физиологических сдвигов при
эмоциональных состояниях и некоторыми свойствами нервной системы.
Работа, по существу, была направлена на исследование физиологической
детерминанты эмоциональных состояний, но ее результаты дали
принципиальный толчок для исследования эмоциональности и с точки
зрения психологии [1, с. 26].
Определенным итогом явилось данное В.Д. Небылицыным, учеником
Б.М. Теплова, развернутое определение эмоциональности как обширного
комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения
и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.
В качестве основных характеристик эмоциональности он выделяет
впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.
Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека,
чуткость его к эмоциогенным воздействиям [1, с. 29].
Импульсивность В.Д. Небылицын понимает как быстроту, с которой
эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их
предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под
эмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой
прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена
одного переживания другим.
Положения, высказанные В.Д. Небылицыным, в конкретных
исследованиях начала воплощать А.Е. Ольшанникова со своими учениками.
Прежде всего, в основу эмоциональности она положила знак и модальность
эмоций. Основываясь на физиологических данных, она первоначально
выделила три основные эмоции: удовольствие-радость, гнев и страх.

Позднее, в качестве самостоятельной эмоции к этой триаде добавилась
печаль [3, с. 40].
А.Е. Ольшанникова рассматривает эмоциональность значительно шире,
как свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику
его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают
явления и ситуации, имеющие особую значимость для человека.
Качественные свойства эмоциональности характеризую отношение индивида
к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и
модальности доминирующих эмоций.
К динамическим свойствам эмоциональности А.Е. Ольшанникова
относит особенности возникновения, протекания и прекращения
эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию).
Как показывает обзор, в отечественной психологии эмоциональность
трактуется несколько шире, нежели в зарубежной, в которой
эмоциональность рассматривается только со стороны ее динамической
характеристики. Другой отличительной чертой отечественной психологии в
плане изучения эмоциональности является то, что были предприняты
небезуспешные попытки выявить то, как эмоциональность влияет на
особенности поведения, на эффективность общения и на другие виды
практической деятельности [1, с. 53].
Например, О.П. Санникова показала, что широкий круг общения,
большая активность общения в сочетании с ее недолговременностью
характерны для лиц с положительными эмоциональными установками, а
узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивых
отношений - для лиц со склонностью к переживанию отрицательных эмоций.
М. В. Депенчук выявлено, что лица с высокой эмоциональностью хуже
адаптируются в новой социокультурной среде. А. И. Палеем обнаружена
связь между качественными особенностями эмоциональности, ее модальной
структурой и когнитивным стилем деятельности [17, с. 32].

В последние годы интерес к проблеме эмоциональности в отечественной
психологии после некоторого спада вновь возрастает. Так, Е. П. Ильиным и
его учениками ведутся исследования в области половозрастных особенностей
эмоциональности, учета ее специфики в образовательном процессе и т. д. И
несомненно, что дальнейшее изучение эмоциональности как важной
характеристики человека на сегодняшний день актуально как в нашей стране,
так и за рубежом [8, с. 26].

3.2. Невербальное проявление эмоциональных состояний

Общение – очень важный процесс в жизни каждого человека, благодаря
ему развивается наша психика, мы продвигаемся, социализируемся и вообще
живём. Рассмотрим более подробно невербальное проявление
эмоциональных состояний человека. Ведь оно составляет от 60 до 95%
информации, которую человек неосознанно предъявляет окружающим [1, с.
26].
Невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не
только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. А также
помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные
чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не
осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о
его состоянии. Но словами ведь можно обмануть, а некоторые движения и
процессы в организме в зависимости от проживания какого-либо чувства
невозможно подделать. К примеру, даже если человек и примет позу и вид
испугавшегося человека, его зрачки не расширятся, а ладони не вспотеют от
страха.
Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся
к оптико-кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает
внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в
пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того,

что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, поза, голос,
взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных
сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят
построить карьеру [11, с. 55].
Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика.
Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect
Scoring Technique» или, сокращенно, FAST, которая позволяет определить
эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил
условно разделить лицо человека на три зоны: лоб и глаза, нос и область
вокруг него, рот и подбородок.
Согласно методике FAST значение невербальной мимики
рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих
участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к
примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.
Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых
посредством мимики: радость, гнев, удивление, отвращение, ужас, печаль.
Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные
проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает
истинное эмоциональное состояние [11, с. 59].
Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или
письменная речь. В первом случае используется не только голосовая
передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или
мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску.
Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять
истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении
выражает непосредственное отношение к происходящему.
Невербальное общение не предполагает использования речи, только
сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд.
Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне
эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы

передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю
невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они
дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость [13, с. 26].
Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить
собой речь. Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое
общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с
окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не
научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются,
чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного
мира.
Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь
порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в
себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова.
Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные
проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до
того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать
мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что
хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть [7, с. 12].
Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся
к оптико-кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает
внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в
пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того,
что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, поза, голос,
взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных
сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят
построить карьеру.
Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по
совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание
такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек
испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться.

Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив,
немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица,
слишком подвижная мимика [14, с. 54].
Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам
зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол,
возраст собеседника, ситуация при которой происходит беседа. Стоит
помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии
различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо
контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные
эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды,
требуется определенный навык, наблюдательность.

Заключение

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний,
отражающих в форме непосредственных переживаний, процесс и результаты
собственной деятельности и взаимоотношений с окружающим миром.
Оценка человеком окружающего мира основывается на системе ценностей,
принятой данным обществом.

Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций
других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых
исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся
особенностей опознания эмоций, освещаются в работах П.В. Симонова, В. А.
Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда,
П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии).
Невербальная коммуникация представляет собой быстро протекающий
взаимосвязанный процесс, который требует от человека полной
концентрации и внимания.
Пристальное внимание к проблеме невербальных выражений
эмоциональных состояний человека обусловлено, в первую очередь, тем, что
в современной социальной жизни человеку необходимо постоянно вступать в
контакты с другими людьми, а эффективность взаимодействия во многом
определяется характером интерпретации и успешностью опознания эмоций
собеседника, их учётом в процессе общения.
При эмоциональном переживании периферические изменения
охватывают весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего
тела, а также проявляются в так называемых выразительных движениях:
мимика – выразительные движения лица; пантомимика – выразительные
движения всего тела; «вокальная мимика» – выражение эмоций в интонации
и тембре голоса. Чаще всего в качестве наиболее существенных элементов
экспрессии выступают мимика и интонация речи.
Выразительные движения - не просто сопровождение эмоций, а
внешняя форма их существования или проявления. Мимические компоненты
эмоций являются не только собственно выражением эмоций, но и фактором,
усиливающим переживание эмоции.
Общение — основа любых успешных отношений, будь то личных или
профессиональных. Однако важно признать, что именно невербальные
аспекты коммуникации — выражение лица, жесты, зрительный контакт,
поза, и тон голоса — «звучат» громче всех. Способность понимать и

использовать невербальную коммуникацию, или «язык тела», — мощный
инструмент, который поможет вам общаться с другими людьми, выражать
то, что вы на самом деле имеете в виду, и выстраивать успешные отношения.
В процессе общения люди постоянно посылают и принимают
бессловесные сигналы. Невербальное поведение — жесты, поза, темп и
громкость речи, дистанция до другого человека, зрительный контакт — несет
мощные сигналы. Эти сигналы не прекращаются, когда человек перестает
говорить. Даже если человек молчит, он по-прежнему общается невербально.

Библиография

1. Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения. М.:
Наука, 2012. - 188 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. М.:
Аспект-Пресс, 2013. - 365 с.
3. Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как

паралингвистика // Психологический журнал. 2015. №5. С. 14-19.
4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие.
Минск: Новое знание, 2013. - 328 с
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ,
2012. -200 с.
6. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина; Чуваш, ун-
т. - Чебоксары, 2008. - 308 с.
7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Норма, 2014. - 582 с.
8.Ильин Е. П. «Эмоции и чувства» / Е.П. Ильин/ Изд-во Питер, 2016. – 784 с.
9. Изард К. «Психология эмоций»/ К. Изард/ Изд-во: Питер, 2008 г. – 464 с.
10. Карамышева Е. О., Головченко Д. А. Эмоции человека // Молодой
ученый. — 2016. — №23. — С. 433-437.
11. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: Наука, 2014. - 308 с.
12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для
вузов. СПб.: Питер, 2013. - 390 с.
13. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. М.: Смысл, 2014. -
658 с.
14. Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. М.: «Наука», 2015. -
344 с.
15. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс. СПб.: Прайм-
Еврознак, 2014.- 344 с.
16. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация.
М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2013. - 189 с.
17. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во
Михайлова В.А., 2013. - 301 с.
18. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли друг людей по их жестам.
M.: ЭКСМО-Пресс, 2013. - 101 с.
19. Поваляева М.А. Невербальные средства общения. М.: Ростов-на-Дону
«Феникс», 2014. - 352 с.
20. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз,1946. С.

490-495.
21. Леонтьев, В. О. Классификация эмоций / В. О. Леонтьев. — Одесса: Изд-
во Инновационного ипотечного центра, 2002. — 150 с.
22. Слива М.Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации /
М.Е. Слива // Вестник КрасГау. – 2013. - № 11. – С. 312.
23. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред.
Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.В. Фаликман, В.Ф. Спиридонова. М.:
Изд-во МГУ, 2014. - 656 с.
24. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос,
2002.- 156 с.
25. Шипицына Л.М. Азбука общения. СПб.: Питер, 2014. - 548 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.