Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Исторические особенности развития финансовой системы

Тип Курсовая
Предмет Финансы

ID (номер) заказа
3367873

500 руб.

Просмотров
738
Размер файла
6.04 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-2" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc511828441 \h 31 Субъекты и объекты финансовой системы PAGEREF _Toc511828442 \h 41.1 Сущность финансовой системы PAGEREF _Toc511828443 \h 41.2 Объекты финансовой системы PAGEREF _Toc511828444 \h 92 Финансовая система в ХVIII в. PAGEREF _Toc511828445 \h 152.1 Финансовая система России в первой половине ХVIII в. PAGEREF _Toc511828446 \h 152.1 Финансовая система России во второй половине ХVIII в. PAGEREF _Toc511828447 \h 23Заключение PAGEREF _Toc511828448 \h 28Список литературы PAGEREF _Toc511828449 \h 30

ВведениеФинансовая система является совокупностью разных областей (звеньев) финансовых отношений, у каждой из которых существуют особенности в формировании и применении фондов денежных средств, разной ролью в общественном воспроизводстве.
Какой-либо стране, чтобы выполнить свои задачи и функции требуются деньги, которые обеспечивают финансирование всей деятельности страны. Потому во владение страны направляется часть национального дохода государства в качестве разных по своей юридической сущности поступлений, за счет которых происходит формирование государственных доходов.
Целью исследования является исследование исторических особенностей развития финансовой системы России в ХVIII веке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
Рассмотреть понятие и сущность финансовой системы;
Исследовать особенности развития финансовой системы России в первой половине ХVIII в.;
Рассмотреть принципы развития финансовой системы России во второй половине ХVIII в.;
Предмет – экономические отношения, складывающиеся в процессе функционирования финансовой системы государства.
Объектом исследования является система финансов в XVIII веке.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1 Субъекты и объекты финансовой системы1.1 Сущность финансовой системыТермин finansia появился в XIII-XV веках в торговых городах Италии и изначально подразумевал всякий денежный платеж. В последующем термин широко распространился во всем мире и стал употребляться в качестве понятия, связанного с системой денежных отношений населения и государства по поводу образования государственных денежных фондов. Этим термином отражались, во-первых, денежные отношения двух субъектов, т.е. деньги выступали как материальная основа существования и функционирования финансов (там, где нет денежных средств, не может быть финансов); во-вторых, субъекты имели разные права в процессе данных отношений: один из них (государство) имел особые полномочия; в-третьих, в процессе данных отношений образовывался общегосударственный денежный фонд - бюджет. Соответственно, можно подчеркнуть, что данные отношения обладали фондовым характером; в-четвертых, регулярное поступление денег в бюджет не могло обеспечиваться без придания налогам, сборам и иным платежам государственно-принудительного характера, что могло быть достигнуть через правовую нормотворческую деятельность государства, создание соответствующего фискального аппарата.
С XIX в. в литературе экономической направленности понятие «финансы» распространено на денежные операции отдельных фирм, компаний, банков, а не исключительно на доходы и расходы государства. Вместе с тем часто отождествляются термины «банковский капитал и «финансовый капитал». В особенности, Дж. М. Кейнс финансы также рассматривал в качестве денежной формы капитала. Такая интерпретация финансов встречается и у современных авторов, которые специализируются на проблематике финансового рынка.
Появление большинства иностранных научных экономических школ было обусловлено необходимостью разрешения определенной экономической проблематики. Прикладной характер создания экономических теорий определил рассмотрение финансов в иностранной литературе как средство разрешения задач на макро и микроуровне. Поэтому и в учебных пособиях, и в большинстве новейших иностранных экономических словарях финансы определяются в качестве науки по управлению денежными потоками либо рассматриваются в качестве одного из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов в качестве метода управления деньгами встречается и в научной, а также справочной литературе СССР в 1920–1930-е годы.
С 1940-х гг. советские экономисты начинают рассматривать финансы в качестве экономической категории. Впервые финансы в качестве системы экономических (производственных) отношений определены В.П. Дьяченко в его работе «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». С того времени в отечественной литературе началась дискуссия о сфере появления и действия финансовых отношений и их отличительных чертах, дающих возможность выделения финансов как самостоятельной категории из разнообразия экономических отношений. Таким образом, в рамках трудовой теории стоимости образовались две главные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, которые представлены и в новейших российской учебной литературе.
Сторонниками первой из них (В. М. Родионовой, Л. А. Дробозиной, С. И. Лушиным и др.) связывается появление и функционирование финансов лишь с этапом распределения, не отрицая взаимной обусловленности последнего и производственных процессов, обмена и потребления. В пределах второй концепции (Д. С. Моляковым, Е. И. Шохиным, Н. Г. Сычевым и др.) финансы рассматриваются в качестве категории, связанной со всеми этапами общественного производства, включая обмен. Следствие данных противопо9411970219456000ложных позиций заключается в разном составе финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически аналогичны финансовым, а финансовые ресурсы — денежным средствам. Но в данном случае, наверное, было бы неправильным судить о самостоятельной категории, различной от денежных средств. С иной стороны приверженцы воспроизводственной идеи ближе к отдельным нынешним подходам рассмотрения финансов в качестве денежных потоков либо процессов формирования фондов и капиталов для реализации разных расходов, при которых не формулируется задача дифференциации сути явления и его внешних форм проявления.
Следовательно, финансы являются термином, в определении которого на данный момент нет единого мнения. Разнообразие толкования финансов можно объяснить различными задачами использования данного понятия (академический либо прикладной подход), разными философскими и экономическими школами.
Следовательно, финансы всегда являются денежными отношениями, однако не каждое денежное отношение всегда будет являться финансовым отношением. Исходя из сказанного, можно сформировать общее определение финансов.
Финансы являются совокупностью денежных отношений, которые организованы странной, в процессе которых происходит формирование и применение общегосударственных фондов денежных средств, чтобы осуществить экономические, социальные и политические задачи.
Какие же предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого обладало деньгами, товарно-денежными отношениями, государственным устройством. Почему лишь в средневековье появились это явление и термин, который отражает его?
Первая предпосылка. Непосредственно в Центральной Европе после первых буржуазных революций хоть и остались монархические режимы, но власть монархов существенно урезалась и самое главное - случилось отторжение главы государства (монарха) от казны. Появился общегосударственный денежный фонд - бюджет, который глава страны не мог использовать.
Вторая предпосылка. Образование и использование бюджета стало носить системный характер. Другими словами, появились системы государственных доходов и расходов с конкретным составом, законодательным закреплением. Отметим, что освоенные категории затратной части бюджета практически не менялись в течение многих веков. Но уже тогда менялись 4 направления расходов: управление, армия, экономика, нужды социального характера. В России последнее направление появилось в конце девятнадцатого века. Там, где остались режимы монархии, часть средств отправляли на удержание двора. Например, до середины девятнадцатого века на эти цели Англия выделяла 1,05%, Франция – 2,01%, Пруссия – 3,9%, Россия – 2,7% общего объема государственных затрат. Интересный и тот факт, что до сих пор не меняется статья расходов на управление в бюджетах разных стран, разных времен.
Третья предпосылка. Налоги в денежном виде стали носить преимущественный характер, в то время как раньше доходы государства образовывались преимущественно за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Следовательно, только на этом этапе развития государственности и денежных отношений явилось возможным распределить созданный продукт в стоимостном выражении. Распределительные отношения являются частью экономических отношений в обществе, и финансы, являясь выражением данной объективно существующей области экономических отношений, — экономическая категория. Они обладают ярко выраженным специфическим общественным назначением - образование и применение фондов денег государства через особые формы движения стоимости. Финансы при этом - и историческая категория, поскольку они обладают стадиями возникновения, развития, т. е. меняются во времени.
Можно отметить два главных этапа развития финансов.
Первый этап заключается в неразвитой форме финансов, для которой был свойственен непроизводительный характер, т. е. основная масса денежных средств (две третьих бюджета) тратилась на военные цели и почти не воздействовала на экономику. Помимо этого, этому этапу характерна узость финансовой системы, поскольку она включала одно звено - бюджетное, и число финансовых отношений было ограниченным. Все они были связаны с образованием и применением бюджета.
По ходу развития товарно-денежных отношений государственности появлялась необходимость в новых общегосударственных денежных фондах и, следовательно, в новых группах денежных отношений по поводу их образования и применения.
Успешная работа, развитие экономики любой страны определяется возможностью реализации государственными, муниципальными органами власть возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности, развитию социальной сферы. Перечисленные функции не осуществляются без финансовой основы работы органов власти, без регулирования финансовых отношений в обществе, без финансового механизма их реализации на основании целей экономического развития.
Изменение экономической цели развития обуславливает потребность в изменении финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности. Пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов, а также формы их применения. В таких условиях государство вырабатывает финансовую политику, которая представляет собой комплекс целенаправленных государственных мер по управлению финансами. Цель – определить самые эффективные, отвечающие современным условиям мероприятия, которые помогут создать финансовую основу реализации экономической политики страны.
В качестве субъектов финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти. Они утверждают, определяют направления развития финансовых отношений, вырабатывают конкретные пути их организации в интересах хозяйствующих субъектов, государства и граждан.
1.2 Объекты финансовой системыВ качестве объектов финансовой политики выступает комплекс финансовых отношений, ресурсов, которые образуют сферы, звенья финансовой государственной системы.
Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных компонентах, к которым относятся:
выработка обоснованной с научной точки зрения, концепции развития финансов;
установление главных векторов применения финансов на перспективу, а также на текущий год;
выработка конкретных путей реализации главных направлений применения финансов – на перспективу.
Сегодня повсеместно, вне зависимости от экономического, политического устройства государства, финансы вступили в новую стадию развития – вторую. Объясняется это большим количеством звеньев в финансовых системах, высокой степенью воздействия на экономику, многообразием финансовых отношений. Тут финансы становятся самым важным орудием непрямого воздействия на отношения общественного воспроизводства.
Функции финансов:
1. Распределительная — через финансы происходит распределение и перераспределение внутреннего валового дохода, за счет чего деньги поступают в распоряжение муниципалитета, государства;
2. Контрольная — состоит в их способности к отслеживанию всего хода распределительного процесса, также расходования по целевому предназначению денег, которые поступают из федерального бюджета;
3. Регулирующая — государственное вмешательство в воспроизводство через финансы (налог, государственный кредит и т. д.). Государство оказывает воздействие на воспроизводительный процесс посредством финансирования отдельных предприятий, проведения налоговой политики;
4. Стабилизирующая — обеспечение граждан устойчивыми социальными и экономическими условиями.
Основные признаки финансов:
Экономические отношения между субъектами хозяйствования с использованием средств. Вместе с тем деньги выступают как материальная основа существования финансов;
При экономических отношениях формируются денежные фонды у субъектов хозяйствования и государства и используются они. Суть финансов, их точное содержание раскрываются в их функциях.
Таким образом, финансы являются совокупностью экономических отношений, которые возникают при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных фондов. Обычно говорится о целевых государственных фондах либо фондах субъектов хозяйствования (предприятиях). Важнейшее понятие в сфере финансов — это бюджет.
Содержание финансовой деятельности страны проявляется в многочисленных и многообразных функциях в области образования, распределения и применения государственных фондов денежных средств (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности исполняются также органами государственного управления России и регионов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в пределах отнесенных к их компетенции отраслей либо сфер управления.
Финансовая деятельность государства реализуется разными методами. Как управляющая система финансовая деятельность выражается в многообразных методах. Их многообразие зависимо от разных факторов: субъект взаимоотношений, условия аккумуляции и применения денежных средств.
Финансовая система является:
1) совокупностью финансовых институтов, каждым из которых объединяются некоторые финансовые отношения, нацеленные на создание и применение соответствующих денежных фондов;
2) совокупностью госорганов и учреждений, а также учреждений, занимающихся финансовой деятельностью.
В современных литературных источниках наблюдается как первая позиция, так и вторая. К примеру, Э.Д. Соколова отметила, что одна из проблем науки финансового права – это по-прежнему проблема раскрытия сути финансовой системы и правовой основы ее функционирования.
Финансовая система в материальном отношении на данный момент традиционно представляется так (обладает следующей структурой):
в централизованные фонды входят бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты регионов РФ, бюджеты местного самоуправления, централизованные внебюджетные целевые фонды, муниципальный и государственный кредит;
в децентрализованные фонды входят децентрализованные внебюджетные целевые фонды (фонды стимулирования экономики, фонды развития производства в организациях); финансы субъектов хозяйствования и отраслей; обязательное личное и имущественное страхование; банковский кредит.
Почти все ученые в сфере финансового права, занимающиеся изучением финансовой системы (О.Н. Горбунова, М.В. Карасева, Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, Н.И. Химичева и др.), отмечают, что центральным местом в финансовой системе обладает бюджетная система. Нужно обратить внимание на то, что, как полагает М.В. Карасева, к финансовой системе не относится банковское кредитование.
Очень интересна и справедлива позиция, которую высказала Э.Д. Соколовой (вместе с В.Н. Ульяновой), по поводу того, что при учете изменений, которые произошли в экономической жизни государства, можно допустить, что финансовая система является совокупностью трех ключевых звеньев: государственные финансы, местные финансы, частные финансы.
Понятно, что такое многообразие подходов к толкованию изучаемой категории «финансовая система» указывает на то, что она динамична и не до конца изучена.
Финансовый институт является группой однородных экономических отношений, являющихся взаимосвязанными по методам и формам аккумуляции либо распределения денег.
Финансовые институты:
бюджетная система, куда входят государственные и местные бюджеты;
целевые внебюджетные фонды;
финансы организаций, объединений, учреждений, предприятий, отраслей народного хозяйства;
личное и имущественное страхование;
кредит (банковский и государственный).
Указанные звенья финансовой системы имеют место соответственно и на федеральном уровне, и на уровне регионов РФ, а также местного самоуправления.
Центральным местом в финансовой системе России обладает бюджетная система, при помощи которой происходит формирование денежных фондов, соответствующих государственных, а также административно-территориальных образований.
Нужно выделить признаки финансовой системы:
все институты финансовой системы благоприятствуют формированию и применению соответствующих фондов денег;
зависимо от задач государства компоненты финансовой системы могут модифицироваться (возможно, возникновение новых институтов либо прекращение действующих);
объёмы каждого компонента могут варьироваться зависимо от финансовой и экономической политики государства;
взаимосвязи компонентов обусловлены непрерывным движением денег не просто внутри каждого из них, а также и между ними. Вместе с тем движение денег в финансовой системе является не хаотичным, а строго урегулированным;
в финансовой системе нужно поддерживаться некоторый баланс денежных фондов, поскольку дефицит или переизбыток средств в том или ином звене влечет то, что начинает «лихорадить» систему в общем.
Методы реализации финансовой деятельности в литературе юридической направленности принято подразделять на две группы: методы собирания денег и методы их распределения и применения.
Самый важный метод собирания денег в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты – налоговый метод – метод установления налогов. В отличие от налогового метода, для которого характерен принудительный (обязательный) характер изъятия денег, используется также метод добровольных взносов – приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.
При распределении и применении государственных денег используются два самых важных метода: метод финансирования и кредитования.
Метод финансирования проявляется в безвозмездном и безвозвратном представлении денег.
Кредитование — значит выделение (предоставление) денег на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование используется в отношении государственных организаций, кредитование – в отношении государственных учреждений и других негосударственных учреждений.
Финансовая деятельность при рыночной экономике должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и увеличением эффективности всех звеньев финансовой системы государства. Финансовое планирование должно исходить из рыночного механизма обмена товарами и услугами, признания затрат на их производство общественно важно на основании закона спроса и предложения. Такой основе необходимо усиление прогнозирования мобилизации и применения финансов в конкретных направлениях на продолжительный срок, а также годовое финансовое планирование.
Таким образом, финансовая система государства — это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.
Глава 2 Финансовая система в ХVIII в.2.1 Финансовая система России в первой половине ХVIII в.Начало царствования Петра I (1682–1725 гг.) пришлось на конец XVII в. — периода перехода от Средневековья к Новому времени. Государство и общество России все больше осознавали экономическую отсталость от западноевропейского мира и переживали кризис традиционных форм сознания. Единоличное правление Петра I, которое началось после расправы с царевной Софьей и смерти сводного брата-соправителя Ивана в 1696 г., заставило молодого царя внимательнее приглядеться к состоянию дел в доставшейся ему в управление державе. Как писал С. М. Соловьев: «Необходимость движения на новый путь была сознана, обязанности при этом определялись; народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали, ждали вождя, вождь явился»
Многовековой спецификой русского денежного обращения оставалась нехватка собственных металлов и зависимость от привозного сырья. Европейский талер в России не использовался как денежная единица, а представлял собой монетное сырье и покупался казной по цене 50 коп. Перечеканка талера в рубль повышала его ценность вдвое и обеспечивала доход казне. Необходимым условием успешного проведения денежной реформы являлась подготовка соответствующей материальной базы. Параллельно с денежной реформой решались вопросы изучения естественных металлических богатств России, освоения недр и подготовки специалистов рудного дела.
Очередной шаг в совершенствовании монетного дела – покупка современного оборудования. Во времена Великого Посольства царь я Я.В. Брюсом, будущим главой Берг-коллегии, посетил монетный двор в Англии, который находится в замке Тауэр. Там состоялось его знакомство с И. Ньютоном. Опыт работы монетных европейских дворов окончательно переубедил царя-новатора в том, что нужно чеканить монеты не вручную, а машинами. В Германии и Англии закупили современные машины, станки для монетных дворов. Это увеличило культурный уровень монетного производства в РФ.
Если учесть неудачный опыт финансовой реформы отца, который закончился Медным бунтом 1662 года, Петр Первый детально и терпеливо выстраивал тактическую линию преобразований финансовой системы страны. Главными единицами стали медная копейка и серебряный рубль. Но с вводом новых номиналов пока что не торопились. Ими система пополнилась только в 1704 году.
На начальном этапе реформы – с 169 по 1704 год, основной задачей было безболезненно ввести медную монету в обращение. Правительство провело с населением разъяснительную работу. На рынках, в церквях читали царский указ, рассказывали о порядке обращения таких монет. Деньги из меди выпускались вместе с допетровскими серебряными проволочными монетами. Для того чтобы не смущать народ, приучить его к новизне, чеканку старой проволочной монеты продолжали до 1718 года.
С 1700 г. начали чеканить машинным способом круглые медные монеты — денги, полушки, полуполушки. Новые монеты были снабжены легендой на русском, а не латинском языке. Лишь в 1716 г. появились червонцы с латинской надписью. В 1701 г. приступили к изготовлению машинным способом круглых серебряных монет номиналом полтина, полуполтина, гривенник (гривна), пятаки или десять денег. Однако новые монеты пока еще не играли главенствующей роли в денежном обращении. По-прежнему основным денежным знаком оставалась проволочная серебряная копейка. Основные монеты — серебряный рубль и медная копейка — пополнили новую денежную систему лишь на исходе первого этапа реформы в 1704 г. Тогда же был отчеканен и серебряный алтын (3 коп.). Большая подготовительная работа с населением, гарантия полного равенства медных и серебряных копеек помогли избежать проявлений народного недовольства. За несколько лет медные монеты прочно утвердились на рынке, тем более что они отвечали удовлетворению нужд повседневной торговли.
Для обращения в 1701 году в России впервые появились золотые монеты. Но их не использовали для наград. При Петре Первом их чеканили в ограниченном объеме, так как почти не было для того сырья. Мало, того ситуацию усугубляла разница между серебром и золотом в России и Европе. Так, в Европе она составляла 14–15 раз, в России – 13 раз. Тогда было выгодно вывозить золотые монеты с России, не ввозить. На то и ввели строгий запрет в России – на вывоз драгоценных монет, металлов. Однако большинство иностранных купцов занимались таким вывозом тайно. Невыгодность ввоза золота в РФ ограничивала его поступление с Европы. Для монет сырье привозили с Китая. Это было коробчатое золото, так как поступало в страну в виде золотого песка, который был упакован в коробки по 3/4 фунта. С золота в нашей стране чеканили червонцы, а также золотые двойные червонцы. В некоторых случаях не обозначали номинал золотой монеты. В обращение такие монеты ходили по 2 рубля 60 копеек. Червонцы по весу – 3,4 грамма и 93-й пробы приравнивались к дукату в западной Европе.
В 1704 году отечественная денежная система обрела завершенный вид. Новый рубль России по содержанию чистого серебра (25–26 грамм), пробе (82-я или 84-я), весу примерно в 28 грамм приравнялся к талеру, главной денежной единице Европы. Нужно было подражать европейским монетам, чтобы скорее возродить Россию на европейских монетных рынках, в правах уравнять с прочими системами. Но структура отечественного рубля, надписи на родном языке делали его самостоятельной монетой. Стопа чеканки монет из меди менялась уже на начальном этапе несколько раз. В 1700 году с пуда меди чеканили монет на 12,8 рублей, в 1702 году – на 15,4 рубля, а в 1704 году – на 20 рублей. Чеканка монет с заниженным весом, однако с прежним номиналом, принесла в казну миллионные прибыли, понизив курс рубля. Россия стара первой с пяти стран в восемнадцатом веке, основу финансовой системы которой составил десятичный признак соотношения номиналов. 1 рубль составлял 100 копеек. Серебряная копейка была 77-й пробы. Это меньше, чем у рубля. Производные единицы, которые были получены от деления на 2, составили дополнительные монеты. Так, с рубля получали полтину, гривенник – пятак, копейка – денга (0,5 копейки), денга – полушка (0,25 копейки), полушка – пополушка (0,125 копейки).
Второй этап финансовой реформы – 1705–1717 год – протекал с совершенствованием механизма действия денежной, монетной системы «нового поколения». До сей поры была невиданной модернизация экономики страны, что требовало притока новых денег. Создание регулярной армии, флота, ведение Северной войны заставили императора мобилизовать не только финансы, но и частные капиталы духовенства, купцов посредством создания «кумпанств». Для того чтобы в казну нарастить поступления, царь прибегал к монетной регалии (монополии государства на чеканку монеты, снижение массы серебряных монет).
С 1711 года серебряные рубли, а также прочие монеты начали чеканить с заниженной, 70-й пробой. С 1713 года для мелкой монеты установили 38 пробу. Монеты с золота, начиная с 1712 года, чеканили в виде червонцев, которые имеют форму дуката Голландии. Постоянная проблема финансового обращения в России – приток фальшивых денег на рынке. Выпуск архаичной проволочной серебряной монеты упрощал положение фальшивомонетчиков, среди которых было много иностранных лиц. Потому в 1714 году запретили ввозить серебряную и медную русскую монету, а иностранные купцы должны были платить деньгами своего государства. Пункт досмотра отечественной монеты организовали только в Риге. Но много фальшивок шло с Архангельского порта. Чтобы отечественный рынок не переполнили фальшивые деньги, правительство ввело суровые методы борьбы с подделками. Деньги (фальшивые), номиналом менее 1 рубля – конфисковались, но собственника не лишали свободы. Если фальшивых серебряных монет одного чекана было больше рубля, то собственника задерживали, пытали, пересылали в Москву для дознания.
Заключительный этап реформы (1718–1724 гг.) принес немало заметных изменений. В 1718 г. полностью прекращается выделка серебряных проволочных копеек. Гладкое ребро монеты (гурт) заменяется надписью или узором. Главное место стали занимать серебряные монеты крупного достоинства 70-й пробы. В 1723 г. на рублевике вместо двуглавого орла появилась крестообразная монограмма, составленная из четырех «П». Народ прозвал их «крестовиками». Мелкие серебряные монеты чеканились из 38-й пробы. В чеканке медной монеты перешли на очень выгодную казне 40-рублевую весовую норму. Прибыль создавалась за счет дешевизны пуда меди, который стоил в то время от 5 до 6 руб. Только обилие поддельной монеты заставило правительство уменьшить монетную стопу до 10 руб. монет из пуда. Указ Петра I от 24 января 1718 г. гласил: «Гривенники, полтинники и рублевики делать из чистого серебра против копеек, а медные делать получики тонкие, дабы ворам отливать было нельзя» .
Недостаток монетного сырья заставил Россию, как и многие европейские страны, опираться в развитии денежного рынка на три металла: золото, серебро и медь. Серебряные и золотые монеты предназначались для выплаты жалования и совершения внешних сделок. Медная монета преимущественно обращалась внутри страны. Чеканка производилась смешанным образом — казной и по подряду. Петровская эпоха, как никакая другая, богата монетными пробниками, многие из которых так и не были внедрены в производство. Богатство и разнообразие монет начала XVIII в. дали толчок развитию такой науки, как нумизматика.
Управленческая реформа государственными финансами тесным образом была связана с проведением реорганизации в административном аппарате государства, с усилением централизма, укреплением абсолютной монархии. Предпосылки зарождения финансовой системы возникли в РФ в годы царства Романовых. Становление, а также развитие финансовой системы тормозилось тем фактом, что в середине семнадцатого века единого финансового органа в составе бюджета не существовало. Почти все приказы, а их было более 40, имели отношение к выполнению задач финансового плана. Приказ Большого прихода занимался сбором пошлин на Таможне, Приказ Новой четверти – ведал сборами по кабакам. Функции сбора налогов выполняли многие приказы. Часто сами территории вводили новые налоги. Прямые налоги и их расходование контролировали Стрелецкий и Разрядный приказы. Доходами царской семьи занималось сразу несколько приказов, главным из которых был Приказ Большого дворца. На местах финансами управляли воеводы, что приводило к большим злоупотреблениям и недовольству населения.
Что касается финансового управления, то там была распыленность, дробность, не было четких разделений обязанностей, ясности в компетенциях. Примечательно, что общегосударственного бюджета не составляли. Расходы и доходы расписывали на отдельные уезды. Первая попытка формирования бюджета осуществлялась в 1679–1670 году. Тогда же правительство попыталось преодолеть разобщенность финансовой системы, объединить все функции в Приказе Большой Казны, но так и не удалось полностью решить этот вопрос. Следующий шаг – создание Ратуши и Ближней канцелярии в 1699 году. Ратуша отвечала за сборы большей массы налогов, а в Ближней Канцелярии – составляли ежегодную роспись расходов и прибыли.
Царь не случайно с самого начала своего правления обращал пристальное внимание на финансовые учреждения, добиваясь более четкой их работы и оптимального устройства. Задуманные преобразования нуждались в прочной финансовой основе. Поиск путей новой организации финансового устройства страны проходил путем проб и ошибок. Введение новых налогов и рост бюджетных поступлений заставили правительство подумать о дальнейшем совершенствовании финансовых органов. К старым учреждениям правительство не испытывало большого доверия. Однако на первом этапе оно продолжало действовать в традиционном ключе и ограничилось созданием новых приказов (Военный, Морской, Артиллерийский и др.) и канцелярий. К ним перешла функция взимания и расходования новых налогов. Но разобщенность в управлении оставалась, так как новые органы не подчинялись Ближней канцелярии.
Следующий этап реорганизации финансовых учреждений можно наблюдать в период проведения губернской реформы в 1708–1709 гг. Петр I решил создать специальные губернские учреждения, которые и стали центрами финансовой деятельности вместо приказов. Ратуша также лишалась финансовых полномочий. Для составления и координации бюджетов проводились съезды губернаторов. Однако эти меры ничего не изменили в существующей системе. В первые годы нового века именно деятельность Ближней канцелярии по составлению росписи доходов и расходов помогала правительству получить целостную картину финансового состояния страны.
Приближающаяся к концу Северная война позволила Петру I перейти к реформе государственного аппарата. Первые идеи о создании коллегий были высказаны в 1712 г., но понадобилось несколько лет, чтобы мысль обрела конкретные формы. Находящемуся в Копенгагене генералу П. И. Ягужинскому дается задание собрать сведения о структуре центрального аппарата Дании: количестве коллегий, их штатах, а также подобрать соответствующие кадры. Познакомиться со шведским опытом в этом вопросе было затруднительно, так как Швеция находилась в состоянии войны с Россией. Русский посол в Дании В. Л. Долгоруков получил от царя инструкцию, в соответствии с которой ему предстояло снарядить в Швецию тайного агента для ознакомления с регламентами этой страны. Посол в Австрии А. П. Веселовский также получил задание подобрать правоведов, знающих славянские языки. Устаревшую приказную системы заменили коллегиями. В 1717 году стартовал процесс создания коллегий, определялось их название, компетенции, подбирались сотрудники. Коллегиальная система управления имела более четкую функциональную структуру, высокую централизацию.
В качестве образца приняли систему центральных учреждений, что свойственно многим западноевропейским странам, которые действовали на камералистических принципах. Е.В. Анисимов называет принципы камерализма так: это функциональный, строгий управленческий принцип, который предусматривает существование центральных учреждений, которые специализируются на конкретной сфере государственного хозяйства. Второй чертой камерализма является особое, отличное от средневекового, внутреннее строение учреждений, что основано на четкой регламентации обязанностей чиновников, на коллегиальности, стабильных штатах работников, которые получают жалование в определенном размере.
Реорганизация системы управления затронула также финансовые органы. С.М. Троицкий писал, что данный процесс преимущественно протекал по трем направлениям:
централизация в финансовом управлении;
устранение некоторых устаревших налогов, выработка простой налоговой системы, что упрощает взимание налогов в бюджет;
создание системы налогообложения, которая исключает любые возможности уклонения от государственного бремени.
Финансовые функции в системе центрального управленческого аппарата возлагались на 3 коллегии: Камер-коллегию, Штатс-контор коллегию, Ревизион-коллегию. В 1719 году создали первый регламент, который определил обязанности коллегий.
Впервые в восемнадцатом веке возникло понятие «государственный бюджет», как общий закон о финансах, который утверждает верховное правительство. Это стало важным шагом в развитии финансовой практики. Петр Первый сам приложил немало усилий, чтобы наладить строгий учет государственных затрат и прибылей. Он заимствовал передовые европейские достижения, технологии, негативно относился к получению иностранных кредитов. По словам С. М. Соловьева, при правлении Императора государство не сделало ни копейки долга. Характерная черта финансовой жизни российского государства в первой половине восемнадцатого века – существенное увеличение бюджета. Так, в 1680 году прибыль страны составляла 1,5 миллионов рублей, то уже в 1724–8,5 миллионов. За 44 года увеличение случилось в 5,7 раз. Однако, если учесть падение курса рубля, то реальное увеличение составляет 3,1 раза. Приемники Петра Первого не могут похвастаться увеличением государственной казны. Но стоит признать, что потом страна не вела изнурительных войн, как при Петре.
2.2 Финансовая система России во второй половине ХVIII в.В научной литературе говорится о том, что банковская система нашей страны формируется в восемнадцатом веке. Но первый Казенный банк создали при Монетной конторе при коротком правлении Петра Второго. Вряд ли данное учреждение считается полноценным банком. Банковское дело – это характеристика публичного кредита. Если для раздачи средств казны среди лиц, которые приближены к императору, образовали какое-то учреждение, то оно в полной мере не считается банком.
Мало того, до некоторого времени в России не было правовой базы для создания учреждений, которые выдают под проценты средства. Частные ростовщики выполняли данные функции. Они подвергались не только моральному осуждению. Такая форма была до 1754 года. В то же время многие авторитетные источники полагают, что впервые в качестве банка позднее начала выступать Монетная контора в Санкт-Петербурге. В качестве правового основания для того послужил Указ 1729 года – Вексельный указ. Он положил начало созданию банковской системы Российской Империи, так как взимание процента со ссуда получило правовое подкрепление.
Первоначально именно на основании Вексельного устава Монетная контора в Санкт-Петербурге и стала выдавать ссуды, что было впоследствии подтверждено императрицей Анной Иоановной в Указе «О правилах займа денег из Монетной конторы» (1733 г.). В нем, в частности, говорилось, что «многие, имея нужду в деньгах, принуждены занимать у иностранцев и своих с несносными великими процентами и с такими закладами, которые вдвое больше занятых денег, процентов дают по 12,15 и 20, чего во всем свете не водится, и случается, что проценты вычитают изданных денег вперед; есть и такие бессовестные грабители, что, если должник пропустит хотя несколько дней за срок, не отдают заклада, хотя бы и деньги приносил». Императрица указала давать взаймы деньги за 8% в год с закладом в денежных материалах, золоте или серебре, с запретом «алмазных и прочих вещей, также деревень и дворов под заклад и на выкуп не брать».
Высокие процентные ставки по ссудам обусловливались не столько малым числом свободных капиталов, низким уровнем предложения, сколько высокими рисками невозврата кредитов вследствие рутинного судопроизводства и неопределенности с устройством политической системы.
Монетная контора не была своего рода ломбардом. В случае неплатежа из заклада вычиталась только сумма выданного кредита, остальные средства возвращались. Исходя из осуществления Монетной конторой законодательно разрешенных кредитных операций под заклад вещей из денежных материалов (золота и серебра) и делается вывод о том, что она по сути дела стала систематически осуществлять банковские операции.
Однако первые кредитные институты, применительно к которым с полным правом можно было применить понятие «банк», были образованы позднее.
Образование первых ссудных банков. Решительный шаг в области организации банковской деятельности в стране был предпринят только в середине XVIII в. Императрица Елизавета Петровна 7 мая 1753 г. повелела Сенату «для уменьшения во всем государстве процентных денег учредить Государственный банк из казенной суммы для дворянства, приняв все предосторожности, чтоб деньги могли быть надежны к возвращению». Иными словами, было указано на необходимость образования учреждения публичного кредита в целях облегчения существования правящего класса, дворянства, для уменьшения процентов по частным ссудам.
Организационные мероприятия (определение источника финансовых ресурсов, создание законодательной базы и др.) заняли почти год.
Проблемы учреждения Дворянского банка по времени совпали с проведением таможенной реформы. Российское государство давно уже было единым и централизованным, однако сохранялись внутренние таможни. Их уничтожение дело, начатое еще Иваном Калитой, — завершилось 1 января 1754 г. В соответствии с Указом от 18 декабря 1753 г. уничтожались внутренние таможенные и все семнадцать мелочных сборов. Одновременно повышались сборы в портовых и пограничных таможнях с 5 до 13 коп. в расчете на 1 руб. ввозимого товара. Итог таможенной реформы был двойственным: с одной стороны, в долговременном плане он был выгоден и полезен купцам, с другой стороны, в государстве возникли временные трудности с уплатой и сбором таможенных пошлин.
23 февраля 1754 г. граф П. И. Шувалов внес в Сенате предложение: «При Петербургском порте ныне курс на российские деньги состоит высокий, и чрезвычайные проценты давать должны для того, что в обращении в Петербурге денег имеется не довольное число и российские купцы наличных денег мало ж имеют, оттого и коммерция может в упадок прийти, и в платеже внутренних пошлин по 13 копеек с рубля будет недостаток; а на монетных дворах капитал состоит в немалой сумме без всякого плода; того ради для одного купечества банк до полмиллиона и на первый случай хотя до 200 000 рублев определить и отдавать торгующим в Петербурге купцам из процентов не менее месяца и не более полугода».
В итоге в 1754 г. Банк для дворянства учреждался при Сенате с капиталом в 750 тыс. руб. из денег, собираемых с вина. Его конторы в Санкт-Петербурге и Москве выдавали ссуды русским дворянам, а иностранным только тем, которые приняли на себя обязательства быть в вечном подданстве России и обладали недвижимым имуществом. Банк для дворянства предоставлял несвязанные кредиты из расчета 8% годовых (3% шли в доход банка) под заклад имущества.
«Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества» с капиталом в 500 тыс. руб. учреждался из денег, находящихся на монетных дворах, при Коммерц-коллегии, президент которой по сути дела стал его первым руководителем. Банк располагался в Санкт-Петербургском порту, где действовала таможня, через которую шло оформление внешнеторгового оборота, и выдавал ссуды под 6% годовых русским купцам.
Таким образом, первые заемные банки в Российской империи непосредственно образовывались не для укрепления капиталистического уклада, а для обслуживания финансовой сферы феодального государства. Ближайшими целями правительства были борьба с ростовщичеством и временные трудности, мешавшие наполнению государственного бюджета.
Банк для купечества предоставлял связанные целевые кредиты, поэтому с самого начала столкнулся со значительными трудностями, которые грозили пресечь в зародыше его деятельность. Согласно установленным условиям кредитования купцы обязывались предоставить сведения о складе, где находился товарный залог, превышающий требуемую сумму на 25%, с письменным подтверждением от Коммерц-коллегии и поручительством от других купцов. Банк должен был выдавать кредит до полугода и при этом брать вексель с купца (в его отсутствие — с приказчика). Проценты из заемной суммы предполагалось вычитать вперед. До полного возврата кредита залог не мог быть возвращен. К августу 1754 г. на данных условиях никто ссуды не взял. Тогда Сенат разрешил выдавать деньги: а) без товарного залога; б) под надежное поручительство; в) при увеличении срока кредитования до 12 месяцев. На этих условиях до конца года удалось выдать кредитов на сумму 200 тыс. руб.
В учреждении двух банков ярко проявилась суть любых переходных процессов: сосуществование и сочетание двух друг друга взаимно исключающих моментов, в данном случае отживающего феодализма и нарождающегося капитализма. При этом сами рыночные структуры рассматривались в качестве опоры для нерыночных, натуральных по своей сути социальных порядков. Борьба российских правительств с высоким ростовщическим процентом и значительным закладом путем организации банков указывает вместе с тем не столько на рыночную ориентацию этих правительств, сколько на неудовлетворительное состояние в стране правосудия, длительность судопроизводства, волокиту, взяточничество, несоблюдение регламентов.
Важным конкурентным преимуществом первых российских банков являлась форма собственности, которая на них распространялась. Если ростовщический капитал был частным, то первые банки — государственными. Это первичное преимущество давало возможность проявить вторичные преимущества: более крупный размер капитала, которым располагали банки, единая политика в отношении установления процентной ставки, координация денежной и кредитной политики.
ЗаключениеДенежная реформа Петра I относится к числу долговременной, показавшей свою жизнеспособность на протяжении веков. Многие из национальных традиций денежного обращения просуществовали до 1990-х гг. XX в.
Наряду с проведением денежной реформы правительство занималось реорганизацией финансового управления. Многочисленные финансовые органы были заменены тремя центральными коллегиями с общероссийской компетенцией и подчинением Сенату, а через него — царю. Разветвленная сеть финансовых учреждений, подконтрольных коллегиям, была создана на местах. Проведенная реорганизация укрепляла фискальный аппарат страны, способствовала дальнейшей централизации финансовой системы и утверждению абсолютной монархии.
Однако задача централизации аппарата при проведении реформы финансового управления была только поставлена, а решена не полностью. Раздробленность финансовых учреждений наблюдалась как в центре, так и на местах. Централизация в основном заключалась в многочисленных видах отчетности нижестоящих учреждений перед вышестоящими. Бюрократический аппарат постоянно увеличивался, прохождение дел по инстанциям затягивалось, что отрицательно сказывалось на работе финансовых учреждений на протяжении всего XVIII в. Новый импульс развитию финансового аппарата дали реформы Екатерины II.
Подводя итоги, можно отметить, что денежная реформа Петра I была начальной и главной во всей преобразовательной деятельности молодого царя. Ее сложно переоценить. Благодаря терпению и усилиям царя в стране сложилась новая монетная система, построенная на гармоничном использовании десятичного арифметического принципа. Впервые в России появился серебряный рубль как денежная, а не счетная единица, роль разменной монеты перешла к медным деньгам, появились золотые червонцы. Реформатору и проводникам его идей удалось взвешенно сочетать европейские нововведения с сохранением русских национальных традиций в монетном деле. Европейские технологии не только изменили внешний вид монет, но и дали толчок развитию денежного дела в России. Монеты чеканились с помощью передовой для того времени техники и имели высокую культуру производства. Буквенные и цифровые обозначения на аверсе и реверсе монет выполняли просветительские функции, приучая население страны к новому летосчислению, гражданскому шрифту и алфавиту, арабским цифрам. Хорошо продуманная и грамотно проведенная денежная реформа в сочетании с жесткой централизацией помогли царю провести модернизацию экономики и завоевать выход к Балтийскому морю, не прибегая к иностранным займам.
Список литературыБюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
Налоговый Кодекс Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Анисимов Е. В.«Шведская модель» с русской «особостью» // Звезда. - 1995. - № 1. - С. 141-142.
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2015. – 687 с.
Бетин О. И., Преображенский Б. Г. Механизмы государственного межбюджетного регулирования. Воронеж: Изд-во «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2015. – 431 с.
Боди 3., Мертон Р. К. Финансы. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. – 505 с.
Борисоглебская, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Финансирование социальных услуг / Л.Н. Борисоглебская, С.А Кирсанов. - М.: АИД, 2008. - 360 c.
Бурлачков, В.К. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / В.К. Бурлачков, Л.Л. Игонина, А.Г. Игудин; Под ред. С.И. Лушин, В.А. Слепов. - М.: Экономистъ, 2017. - 763 c.
Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2016.
Винклер П.П. фон. Из истории монетного дела в России / Винклер П.П. фон. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 191 с.
Вовченко, Н.Г. Государственные финансы США / Н.Г. Вовченко, Е.Д. Костоглодова. - Рн/Д: Мини Тайп, 2017. - 280 c.
Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 752 с.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 391 c.
История денежной реформы в России XVI — XX в. Каталог историко-документальной выставки. — М., 2002.
Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. — М., 1994.
Павленко Н. И. Петр Первый. - М. : Мысль, 1990. - 591 с.
Разманова Н. А. Становление финансово-кредитной системы Российской империи в XVIII веке// История финансово-кредитной системы Российской империи в XVIII — начале XX в. Вып. 1.М., ФА, 2000.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. - М.: Соцэгиз, 1963. Кн. IX.
Соловьев С. С. Труды по истории России. М., 2003.
Троицкий С. М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVШ веке. — М., 1966.
Хейфец. Б. А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М., 2003.
Юхт. А И. Денежная система в России (20-е — начало 60-х гг. XVIII. в. // Отечественная история. — 1992. № 5.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.