это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3370875
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
1. Социальные трансферты
1.1. Понятие социального трансферта
1.2. Задачи социальных трансфертов
1.3. Формы социальных трансфертов: пенсии, пособия, стипендии.
2. Роль социальных трансфертов в формировании и перераспределении доходов
3. Проблемы, связанные с осуществлением социальной политики
3.1. Проблема финансирования социальных трансфертов
3.2. Проблема злоупотребления льготами
3.3. Проблема минимальной оплаты труда
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Социальные трансферты-система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанных с участием в экономической деятельности в настоящее время или в прошлом; их целью является гуманизация отношений в обществе, недопущение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Система социальных трансфертов строится на принципах государственной поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Такая модель является самой дешевой для государства, так как большая часть населения удовлетворяет свои социальные потребности за счет собственных доходов или средств работодателей.
Однако остаются значительные группы населения, потребности которых не удовлетворены.
В России задачей социальных трансфертов является нахождение оптимального сочетания различных форм социальных трансфертов в соответствии с уровнем экономической эффективности, демографической и социальной структурой общества, нравственными ценностями.
В основе неравенства распределения доходов лежит разница в заработной плате, которая в два раза превышает дифференциацию доходов. Рост неравенства противостоит социальным трансфертам, которые несколько нивелируют успешную безопасность людей, что определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Кроме того, необходима социальная поддержка многих людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Однако государство может в полной мере выполнить свои обязательства по финансированию социальной сферы и системы социальной защиты. Это определяет невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот в объеме, предусмотренном федеральным законодательством.
Размеры пенсий и других социальных трансфертов у многих пенсионеров невелики. Эта величина связана с минимальной заработной платой, которая, в свою очередь, является расчетной единицей и не отражает величину прожиточного минимума.
Поскольку расчетной единицей для большинства видов социальных отчислений является заработная плата, размер этих выплат невелик, и они не обеспечивают населению государственных минимальных социальных гарантий и являются разновидностью дополнительных выплат.
Кроме того, многие люди злоупотребляют льготами, и не всегда пособие и выплаты получает тот, кто действительно в этом нуждается.
В связи с этим целью работы является рассмотрение не только особенностей социальных отчислений в Российской Федерации, но и вопросов, связанных с реализацией социальной политики.
Для достижения цели работы были определены основные вопросы, требующие освещения:
понятие социальных трансфертов, их формы, а также решаемые ими задачи;
роль социальных трансфертов в формировании и перераспределении доходов;
проблемы, связанные с финансированием социальных трансфертов и злоупотреблением льгот, а также проблему минимальной оплаты труда.
1. СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ
1.1. Понятие социального трансферта
Трансфертные платежи-денежные выплаты из государственного бюджета населению и индивидуальным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств через бюджет в пользу нуждающихся граждан, не связанные с исполнением ими государственной службы; перераспределение средств государственного бюджета.
Он имеет три распространенных вида: субсидии индивидуальным предпринимателям, выплаты вознаграждения по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и т. д.).). [8]
Социальные трансферты включают в себя:
все виды пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии);
все виды стипендий для учащихся высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений; все виды пособий (по социальному страхованию, пособия на детей, по безработице и др.).);
компенсационные выплаты и льготы, а также денежная помощь в форме оплаты стоимости путевок в санатории, дома отдыха.
Кроме того, населению предоставляются трансферты из товаров и услуг в натуральной форме бесплатно или по льготным ценам. К ним относятся образование, культура, спорт, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и др. услуги относятся.
В настоящее время доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Российской Федерации, оценивается на уровне 70% всего населения Российской Федерации, то есть около 100 миллионов человек могут претендовать на получение социальных выплат и льгот. 9 видов социальных пособий и компенсаций (включая ежемесячные пособия на ребенка) на сумму 45,5 млн. долл. охвачено более человек. На федеральном уровне 236 различным категориям населения (например, ветеранам, детям, инвалидам, учащейся молодежи и др.).) установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, субсидий.1
1.2. Задачи социальных трансфертов
Социальные трансферты или трансфертные выплаты осуществляются государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и др.).) представляет собой целевую операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов населению в денежной и натуральной форме, прежде всего на безвозмездной основе.
Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:
- Обеспечение населения социально значимыми услугами;
сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, повышение уровня жизни различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс;
- смягчение негативных внешних воздействий рыночных условий-бедности и нищеты, безработицы и др. особенно в отношении социальных иждивенцев, рост которых во многом зависит от величины социальных трансфертов, возможности адаптации к рыночным условиям;
- Обеспечение необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.
Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных отчислений является одной из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.
1.3. Формы социальных трансфертов
Помимо прямых денежных выплат населению к социальным трансфертам можно отнести финансирование текущих затрат в здравоохранении, образовании, культуре и т.п., а также субсидирование предприятий и организаций, оказывающих услуги социально незащищенным слоям населения, например субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту.
Все формы социальных трансфертов зачастую взаимозаменяемы или дополняют друг друга. Например, социальные трансферты инвалидам могут состоять из различных по характеру выплат: средств, направляемых на содержание домов инвалидов, имеющих статус государственных учреждений и финансируемых исходя из нормативов затрат либо в порядке возмещения фактических расходов; ассигнований на закупку протезов, медикаментов, транспорта и т.п., для поощрения использования труда инвалидов и производства специфических товаров, в которых они нуждаются; средств на выплату пенсий, организации бесплатной выдачи протезов и др.
Иногда одним и тем же денежным суммам соответствуют различные формы социальных трансфертов. Так, бесплатное предоставление товаров и услуг может быть обеспечено за счет бюджетного финансирования производящего их государственного учреждения либо их предварительной закупки у поставщика.
В любом случае трансфертам в форме бесплатной выдачи товаров предшествуют расходы на его производство в общественном секторе или на приобретение этого товара.
Социальные трансферты могут осуществляться в форме социального вспомоществования путем предоставления совокупности государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения в рамках социального страхования (добровольно-корпоративного и обязательного, государственного).
Трансферты в форме социального вспомоществования (помощи) включают систему социальных благ и услуг, предоставляемых государством социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости.
В данном случае социальные трансферты получают малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже прожиточного минимума, а также лица, попавшие в трудные жизненные ситуации.
Им гарантируется поддержка государства при условии проверки соответствия доходов минимальным жизненным стандартам.
В широком смысле социальное вспомоществование включает также разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности в пользу социально незащищенных групп населения.
Ее оказывают профессиональные союзы, религиозные и другие общественные организации.
Трансферты в форме социальных гарантий включают систему социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости.
При этом реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий.
Трансферты в форме социальных льгот представляют собой социальные гарантии отдельным категориям населения и носят универсальный характер.
Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защитить население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, - болезней, производственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смерти кормильца.
Для этой категории трансфертов в отличие от предыдущих характерно не только перераспределение, но и своеобразное предварительное накопление средств, в том числе иногда и личных, образующих страховые фонды с целью последующей выплаты определенных средств при наступлении страхового случая.
Пенсии
Наиболее обширная часть социальных трансфертов в Российской Федерации - пенсии, пособия, стипендии.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.[7]
Пенсио́нная рефо́рма 2019—2028 годо́в — этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий постепенный подъём пенсионного возраста от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 для мужчин[1][2] в соответствии с рекомендациями МВФ[3]. Изменения касаются большинства граждан РФ, однако есть ряд льгот для работников определённых специальностей (медработники, педагоги, артисты и др.), коренных жителей Крайнего Севера, женщин с тремя и более детьми, а также мужчин (женщин) со стажем свыше 42 (37) лет. После завершения реформы, последующее повышение пенсионного возраста исключается по крайней мере до 2036 года[4][5].
Реформа пока не предполагает изменений для граждан, занятых на тяжёлых работах и вредных производствах (Списки № 1 и № 2[6][7]).
Реформой не затрагиваются вопросы пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур и военнослужащих (их пенсионные права регулируются отдельными законодательными актами вне рамок данной реформы). Из-за этого некоторыми СМИ ситуация подавалась так, будто для названных категорий лиц возраст пенсии не поднимется вообще, что не соответствует фактическому положению вещей, см. . Для гражданских госслужащих повышение пенсионного возраста началось ещё ранее, а реформа модифицировала схему повышения.
Как планируется, повышение пенсионного возраста позволит перенаправить высвобождающиеся средства ПФР на увеличение пенсий, в среднем, на 1000 руб/мес ежегодно. По сути, это некоторое улучшение благосостояния граждан самых старших возрастных категорий за счёт более молодых россиян.
Правовой базой реформы является закон о совершенствовании пенсионного законодательства (соответствующий законопроект был принят Госдумой в окончательном чтении 27 сентября 2018 года[11], одобрен Советом Федерации 3 октября, в тот же день подписан Президентом и опубликован). Информация, приведённая ниже (если не поставлено других ссылок), заимствована из справочного издания[2]. «По умолчанию» речь идёт о страховой пенсии по старости. На порядок назначения накопительной части пенсии из ПФР и НПФ вступившие в силу изменения в пенсионном законодательстве не влияют[13].
Правительственное решение повысить пенсионный возраст стало беспрецедентным за почти 90 лет советской и постсоветской истории; как декларировалось, оно было вызвано снижением рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни. В настоящее время повышение возраста выхода на пенсию из-за старения населения является общемировой тенденцией и происходит практически во всех государствах.
Пенсионная реформа, по мнению экспертов, отразится и на иных сторонах общественной жизни в России, включая ситуацию на рынке труда, занятость, реализацию нацпроектов, традиции семейного уклада. На старте, большинство граждан оценивают начатые изменения негативно и опасаются целого комплекса проблем, однако идеологи реформы убеждены в её необходимости для долгосрочного развития страны.
Согласно опросам ВЦИОМ и Левада-Центра, начало пенсионной реформы стало важнейшим событием 2019 года в России[14]. По данным ВЦИОМ, реформа оценивалась как событие номер один в стране и годом ранее (2018), когда закон о ней ещё только был принят. Отношение к реформе как к центральному вопросу общественной жизни сохранялось до весны 2020 года — но далее на первый план вышла пандемия коронавируса.
В качестве фундаментальной причины повышения пенсионного возраста назывался демографический кризис в РФ, в том числе увеличение доли пожилых людей.
Как декларировалось сторонниками реформы, из-за старения населения России и сокращения отношения числа работающих к числу получателей пенсий (более быстрого, чем рост автоматизации и производительности труда), возник дефицит Пенсионного фонда России (ПФР). В предшествовавшие реформе годы (2016—2017) ситуация усугубилась снижением с 14,2 млн до 8,7 млн числа официально трудоустроенных пенсионеров (после отказа от индексации пенсий работающим согласно ФЗ от 29.12.2015 г. № 385)[15].
Тенденция демографического старения носит глобальный характер, и как практически все развитые, так и уже многие развивающиеся страны в вопросе устойчивости пенсионного обеспечения стоят перед выбором: или повышение возраста пенсии, или завоз мигрантов. Но для РФ и других ещё только развивающихся стран второй вариант отпадает, так как за хорошо образованную иностранную рабочую силу они конкурировать не могут, а массовое привлечение работников низкой квалификации нецелесообразно.
Президент РФ В. В. Путин отмечал, что, если не проводить никаких изменений и продолжать дотировать фонд из средств госбюджета, «запаса» во всей этой системе хватило бы на 7—10 лет. Чтобы не подходить к последней черте и превентивно принять меры, необходимо снизить нагрузку на ПФР, чему и служит проводимая реформа.
Состоятельность такой мотивировки многими оспаривается. По данным ряда источников, с учётом сокращения рождаемости, отношение работающие/иждивенцы почти не изменилось, а большая часть мужчин не доживает до пенсии. Кроме того, сомнителен выбор момента запуска реформы в том числе потому, что в ближайшие годы прирост численности населения в прежних границах пенсионного возраста должен резко уменьшаться. Далее, в отличие от других стран, решение о подъёме возраста пенсии в России принято не на фоне удлинения срока дожития лиц предпенсионных когорт (которого реально нет), а исходя из оценок ожидаемой средней продолжительности жизни родившихся (прогноз: 78 лет для 2024 и 80 лет для 2030 года рождения[комм. 1]); ни разъяснений этого момента, ни конкретных сведений о методике расчётов общественность не получила[19][20][21]. Сами прогностические оценки также не вызывают доверия, особенно учитывая печальные результаты реформы системы здравоохранения.
Хотя реформа не сводится к подъёму пенсионного возраста и в официальных заявлениях нередко трактуется как шаг для будущего, населением РФ она отождествляется исключительно со сдвигом возраста, а все остальные детали воспринимаются как малосущественные.
Различают:
трудовые пенсии,
пенсии по старости,
пенсии по инвалидности,
пенсии по случаю потери кормильца,
пенсии за выслугу лет,
социальные пенсии,
государственное пенсионное обеспечение.
Фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии и коэффициенты индексации
Обращение за пенсией
Назначение, перерасчет размера, выплата и доставка пенсий (как трудовых, так и по государственному пенсионному обеспечению) производится территориальным органом ПФ РФ по месту жительства лица, обратившегося за пенсией (кроме пенсий за выслугу лет). Пенсия назначается со дня обращения за ней, но не прежде, чем возникнет право на нее. Днем обращения считается день приема территориальным органом ПФ РФ заявления со всеми необходимыми документами. При направлении их по почте днем обращения считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления.
Трудовая пенсия (ее часть) может быть назначена с даты, предшествующей дню обращения, в следующих случаях:
по старости - со дня, следующего за днем увольнения с работы - при обращении не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
по инвалидности - со дня признания лица инвалидом - при обращении не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца - при обращении не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти (при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение).
Если к заявлению приложены не все необходимые документы, гражданин на основании разъяснения территориального органа ПФ РФ вправе представить недостающие документы и сведения. Если это будет сделано не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления.
Перевод на другую пенсию
Перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения пенсионера с заявлением о таком переводе.
К заявлению о переводе прилагаются неучтенные в пенсионном деле документы о праве на новую пенсию. Можно также представлять документы о дополнительных обстоятельствах, влияющих на ее размер. Заявление рассматривается территориальным органом ПФ РФ за 10 дней со дня его приема со всеми необходимыми документами. Орган ПФ РФ производит расчет и назначает пенсию или отказывает в удовлетворении заявления.
В случае несогласия с решением территориального органа ПФ РФ по его заявлению пенсионер может обжаловать его в вышестоящем органе ПФ РФ или в суде.
Перерасчет пенсии
Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании письменного заявления пенсионера, к которому он должен приложить все необходимые для такого перерасчета документы.
Через год после назначения страховой части пенсии (и далее 1 раз в год) работающие пенсионеры получают право на перерасчет пенсии. Страховая часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности пересчитывается, если со дня ее установления (или предыдущего перерасчета) истекли 12 полных месяцев и в этом периоде пенсионер работал хотя бы какой-то период времени независимо от его продолжительности. Необходимое для перерасчета условие - уплата работодателем в Пенсионный фонд страховых взносов.
Перерасчет страховой части пенсии производится только тем пенсионерам, которые написали заявление об этом в ПФ РФ. Этим он коренным образом отличается от индексации пенсии.
С заявлением о перерасчете нужно обращаться в управления и отделы ПФ РФ по месту жительства. Можно сделать это через кадровые службы на предприятиях и в организациях. Достаточно написать заявление с просьбой о перерасчете страховой части трудовой пенсии - все необходимые данные в системе персонифицированного учета есть.
Для перерасчета трудовой пенсии работающий (работавший) пенсионер должен представить по месту назначения пенсии или по месту ее последнего перерасчета:
заявление о перерасчете трудовой пенсии;
справку с места работы.
Перерасчет трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокую пенсию, производится со дня вынесения решения об этом органом Государственной службы медико-социальной экспертизы.
Перерасчет размера трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером этого возраста.
Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производится без заявления пенсионера при наличии оснований для снижения размера пенсии. Перерасчет трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности при установлении группы инвалидности, дающей право на более низкий размер пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.
Приостановление выплаты пенсии
Выплата пенсии приостанавливается:
при неполучении трудовой пенсии (ее части) в течение шести месяцев подряд - на весь период неполучения, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы - на три месяца, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок (по истечении трех месяцев выплата прекращается).
При устранении обстоятельств, ставших причиной приостановления, выплата трудовой пенсии (ее части) возобновляется по заявлению пенсионера в прежнем размере. При этом пенсионеру должны быть выплачены неполученные им суммы пенсии (ее части) за все время, в течение которого выплата была приостановлена. В случае пенсии по инвалидности - при условии, что инвалид либо явился на освидетельствование в 3-месячный срок, либо пропустил этот срок по уважительной причине.
Прекращение выплаты пенсии
Выплата пенсии прекращается:
в случае смерти пенсионера (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила его смерть);
в случае признания пенсионера умершим или безвестно отсутствующим (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим);
по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок);
в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию или ее часть (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены опровергающие право обстоятельства).
Право может быть утрачено при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, подтверждающих право на пенсию, истечении срока признания лица инвалидом, приобретении трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступлении на работу лиц, имеющих право на получение пенсии при условии, что они не работают.
Выплата пенсии восстанавливается в случае отмены решения о признании пенсионера умершим или решения о признании пенсионера безвестно отсутствующим, в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (ее части), если со дня прекращения выплаты прошло не более 10 лет. При восстановлении выплаты пенсии ее размер определяется заново.
Выплата пенсии
Выплата пенсии производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства или месту пребывания пенсионера. Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган ПФ РФ открывает лицевой счет. Доставка пенсии производится территориальным органом ПФ РФ, организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями, с которыми у ПФ РФ заключены соответствующие договоры. По желанию пенсионера доставка пенсии может производиться по доверенности.
Начисленные суммы пенсии, выплата которых была приостановлена и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года. Пенсия (ее часть), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничений.
Лицу, выезжающему на постоянное жительство за пределы территории РФ, перед отъездом по его желанию выплачивается сумма назначенной ему пенсии (ее части) в рублях за шесть месяцев вперед. На основании письменного заявления лица, выехавшего на постоянное жительство за пределы территории РФ, сумма назначенной ему пенсии (ее части) может выплачиваться на территории РФ в рублях по доверенности или путем зачисления на его счет в банке (иной кредитной организации) либо может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком РФ на день совершения этой операции. При возвращении на постоянное жительство в РФ суммы назначенной пенсионеру трудовой пенсии (ее части), не полученные им за время его проживания за пределами территории РФ, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года.
Удержания из пенсии
Удержания из пенсии производятся на основании исполнительных документов, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Удержано может быть не более 50% (в установленных законом случаях не более 70%) пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% пенсии.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном Федеральным законом.
Совокупный размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости; 3
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;4
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.5
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Совокупный размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по инвалидности;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по инвалидности;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. [7]
Совокупный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ, где
П - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;6
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.7
Пособия.
Пособие по безработице - денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону.
При соблюдении безработным гражданином условий и сроков перерегистрации пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц.
Выплата пособия по безработице не будет производиться в периоды:
- отпуска по беременности и родам;
- выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
- призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Данные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице, однако продлевают его.
Пособие по безработице не выплачивается в период временной нетрудоспособности, приходящийся на время приостановки выплаты пособия по безработице.
Пособие по безработице начисляется в следующем порядке:
- в первые три месяца безработицы - в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия) безработного за последние двенадцать месяцев по последнему месту работы;
- в следующие четыре месяца - в размере 60%;
- в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не выше средней заработной платы, сложившейся в субъекте Российской Федерации, и не ниже минимального размера оплаты труда.
Продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
Пособие по временной нетрудоспособности.
Трудовым кодексом РФ предусмотрены различные гарантии и компенсации. Так, работник в период наступления временной нетрудоспособности может рассчитывать на пособие, которое выплачивается в соответствии с федеральным законом8. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты также устанавливаются законодательно.
Рассчитывать на пособия по временной нетрудоспособности могут граждане, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, то есть застрахованные лица. Таковыми являются граждане России, иностранцы и лица без гражданства, которые:
- работают по трудовому договору;
- являются государственными и муниципальными гражданскими служащими;
- зарегистрированы в качестве адвокатов, индивидуальных предпринимателей, в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, которые добровольно уплачивают страховые взносы. Это 3 процента налоговой базы, которая определяется в соответствии с положениями главы 24 Налогового кодекса РФ;
- осуждены к лишению свободы и привлечены к оплачиваемому труду;
- иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в соответствии с отдельными федеральными законами и за деятельность которых уплачиваются налоги и (или) страховые взносы, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ.
Выплата пособий по временной нетрудоспособности производится при заболевании или травме, связанных с потерей трудоспособности, а также в связи с болезнью члена семьи, когда тот нуждается в уходе, при необходимости санаторно-курортного лечения и в случае карантина. И наконец, при протезировании в стационаре протезно-ортопедического предприятия и других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Пособие по беременности и гарантировано женщинам, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Федеральный закон N 255-ФЗ называет их застрахованными лицами.
Пособие по беременности и родам выплачивают на основании больничного листа, который сотрудница обязана представить в организацию. Отпуск по беременности и родам составляет 140 календарных дней - 70 дней до родов и 70 дней после. Этот срок установлен статьей 10 Федерального закона N 255-ФЗ. Однако в исключительных случаях отпуск может быть продлен. Так, если женщина ожидает двоих или более детей, то до родов ей полагается 84 дня. После сложных родов предоставляется 86 календарных дней. А работнице, которая родила двоих и более детей, оплачивают 110 календарных дней после родов.
Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается только при наличии листка нетрудоспособности. Его форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития России 2011 г. N 172.
По Закону максимальный размер пособия по беременности и родам также ограничен максимальным размером в 168363,60 руб.
Единовременное пособие на рождение ребенка.
При рождении ребенка один из родителей либо лицо, его заменяющее, по месту работы вправе получить единовременное пособие. Его размер составляет 12 405,32 руб. 9
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.10
При уходе сразу за несколькими детьми пособие будет суммироваться. Правда, с учетом ограничений. Кроме того, максимальная сумма выплаты не может превысить 100 процентов среднего заработка, причем количество детей в семье в данном случае роли не играет. А чтобы получить минимальную сумму пособия, нужно сложить минимальные размеры пособий, учитывая количество всех детей у матери.
Минимальное пособие на первого ребенка составляет 2 194,33 рублей, а на второго и последующих детей - 4 388,67 .Пособия женам и детям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Помимо перечисленных выше существуют еще два пособия:
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, составляет 6000 руб. на каждого ребенка.
Стипендии.
Стипендия - денежная выплата, назначаемая по результатам экзаменационной сессии студентам, обучающимся в образовательном учреждении по очной форме обучения, по основным профессиональным программам в пределах государственного задания, в зависимости от успехов в учебной (научной) деятельности и материального положения.
Виды стипендий:
- академическая - выдаётся в течение семестра по итогам предыдущей сессии (с коэффициентами учитывающими разность в успехах). Студентам-первокурсникам, зачисленным на бюджет, в первом семестре выдаётся всем одинаковая (например, минимальная, предусмотренная законом);
- социальная - выдаётся нуждающимся (соответствующий список определяются законом, однако руководство вуза может его расширить), в случае если они не получают обычную стипендию;
- почётная - выдаётся особо отличившимся по решению учредившего её органа (например, стипендия Учёного совета, стипендия Правительства или Президента России);
- стипендия предприятия (компании) - выдаётся студентам, взявшим на себе обязательство по окончании вуза придти на работу на данное предприятие (компанию).
Ф России увеличились стипендии для студентов вузов и учащихся училищ, и техникумов, обучающихся за счет средств федерального бюджета.
2.РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРТОВ В ФОРМИРОВАНИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ
С помощью социальных трансфертов происходит перераспределение налоговых доходов, полученных от всех налогоплательщиков определенным группам населения, тем самым уменьшая неравенство доходов в обществе. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гарантированного дохода.
Трансферты играют важную роль в перераспределении доходов населения через государственный бюджет. Полученная часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством в виде денежных выплат населению по различным социальным программам. При этом к лицам, находящимся в различных материальных условиях, применяется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам. В результате социальной политики государства различия в уровне доходов смягчаются, так как происходит перераспределение индивидуальных доходов от более состоятельных групп населения на менее обеспеченные, нетрудоспособные (пенсионеры, больные, инвалиды).
Уровень доходов членов общества является важным показателем их благополучия, так как определяет возможности материальной и духовной жизни человека: отдых, образование, сохранение здоровья, удовлетворение насущных потребностей. Одним из факторов, непосредственно влияющих на доходы населения, помимо размера заработной платы, является динамика розничных цен, уровень насыщения потребительского рынка товарами и др.
Выплаты по программам государственной помощи оказывают существенное влияние на формирование доходов населения, за счет этих источников осуществляется пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различные пособия (уход за ребенком, медицинская помощь, малообеспеченные семьи на детей; выплата пособий по безработице).
Соотношение доли трансфертных выплат и заработной платы в доходах населения играет важную роль в формировании экономического поведения человека, его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы дохода формируются такие качества, как предпринимательство, инициатива. При возрастании роли выплат по программам государственной помощи часто формируется пассивный подход к производственной деятельности, психология зависимости.
Следует отметить, что с помощью трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Например, бедные семьи получают больше возможностей для лучшего образования своих детей, но давайте не будем забывать, что эти экономические возможности также связаны с налогообложением людей с более высокими доходами
претерпевает изменения.
По каналам программ государственной помощи удовлетворяются потребности в воспитании молодых членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении образования (частично), охране здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется уровнем экономического развития, сложившимся в этих условиях, и ценностями, сложившимися в обществе.
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направление характеризуется тем, что часть получаемых населением поступлений связана с трудом, но при этом учитывается и размер удовлетворенных потребностей.
Второе направление характеризуется тем, что произведенные выплаты не связаны с трудом данного работника, и учитывается размер потребностей, по которым эти выплаты будут удовлетворены. Эти выплаты включают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, пособия на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, школах-интернатах. Размер такой субсидии зависит от количества детей и уровня дохода родителей.
Специфика третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в виде льгот и услуг, поступает населению непосредственно через соответствующие учреждения непроизводственной сферы в натуральной форме. Эта часть выделенных средств формирует свой "дополнительный" доход: они не проходят через семейный бюджет и не могут управляться по своему усмотрению. Такие доходы распределяются без учета индивидуальных трудовых мер и полностью определяются интересами и возможностями общества в определенный исторический момент. Потребителем части государственной помощи являются не все работники, а только те, кто имеет эту потребность и имеет только эту потребность. Например, люди, которые часто и сильно болеют и не могут оплачивать медицинские услуги, люди с большим количеством детей школьного возраста обращаются за бесплатной медицинской помощью.
Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны минимизировать различия в уровне доходов, вызванные не различиями в работе, а причинами, выходящими за рамки самого трудового процесса, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, значимых с точки зрения задач формирования трудовых способностей, развития личности, достижения высшего образования и культурного уровня.Здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма разделения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена, государственная политика в этой области должна быть особенно активной.
По мнению многих людей, стремление к равенству доходов, осуществляющее социальную справедливость, всегда сопровождается снижением экономической эффективности, так как" бедным "(общество все еще поддерживает) или" богатым " (общество все равно отнимает) не нужно эффективно работать.
Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде существенной имущественной дифференциации общества.
Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов становится выбором между "социальной справедливостью" и "экономической эффективностью
Конечно, несправедливо" рыночное " распределение доходов, но он может компенсировать эту несправедливость, по крайней мере, экономической эффективностью производства, которая обеспечивает достаточный совокупный продукт для поддержки бедных в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ (это "социально ориентированная рыночная экономика") [16]
3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
3.1. Проблема финансирования социальных трансфертов
Более 2/3 населения России рассчитывают на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами РФ, при этом необходимое финансирование льгот и пособий, установленных на федеральном уровне, оценивается более чем в 15% ВВП, что в 10 раз превышает расходы федерального бюджета на социальную политику.
При этом в России выделяется еще одна особенность: обязательства по финансированию трансфертов, введенные решениями федерального правительства, "сбрасываются"в бюджеты субъектов Федерации.
Особенностью нынешней ситуации является не только нехватка средств на социальные трансферты. Ведь прежние источники их финансирования исчерпаны, а новые недостаточно развиты. Государство не в полной мере выполнило свои обязательства по финансированию социальной сферы и системы социальной защиты. Это определяет невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования системы социальной защиты.
При этом на макроэкономическом уровне конкретные приоритеты еще не выработаны. Недостаточно учитывается сложность решения двух задач: повышение финансовой устойчивости социальной сферы и рост поступлений от ее деятельности и необходимость обеспечения доступа бедных к жизненно важным социальным благам.
Соответствующие статьи бюджета утверждаются, однако, как и многие другие законодательные обязательства, взятые на себя российским государством, они зачастую не исполняются из-за проблем государственного бюджета. К примеру, в 2018 году доходы сбалансированного бюджета составили всего 50 млрд. евро, когда как в федеральных законах были записаны обязательства на сумму около 200 млрд. евро в год.
Главное, чтобы больше половины льгот просто не финансировалось и не выдавалось.11
Обладатели прав на бесплатное или дешевое обслуживание столкнулись с предпринимателями, которые не думали зря предлагать свои товары и услуги. Ведь они должны были получать прибыль, поэтому предпочитали продавать свой товар или, например, продавать за взятку.
Государственные и мунисипальные предприятия и службы, которые продолжали предоставлять бесплатные услуги, сами противоречили существующим экономическим принципам: они" понесли убытки", стали" неэффективными " и попали в долги. Так, предприятия коммунального обслуживания работали с клиентами, которым нечем платить за электричество, тепло и воду. В результате эти предприятия не смогли оплатить свои счета, и им грозило отключение электроэнергии.
Госдума приняла пакет законопроектов о монетизации льгот. Основная часть этих документов касалась замены действующих натуральных льгот денежными компенсациями.
Государственный бюджет не выдерживает перегрузок. Поэтому" возмещение льгот в виде наличных денег "не предусматривает возмещения в буквальном смысле слова и термин" монетизация " не означает перерасчета в деньги по действующим ценам.
Скорее наоборот: есть ограничения в материальном плане. В первую очередь они касаются лома покупательной способности, который государство передает бывшим бенефициарам. Достаточно ли этого для удовлетворения их жизненных потребностей - это уже их проблема, так как отныне они будут получать не материальные блага, а деньги, стоимость которых не так стабильна, как цена; кроме того, с отменой скидок разрешается увеличивать коммунальные платежи.
Перевод натуральных льгот в денежную форму расширит возможности по приведению системы финансирования социальной помощи в соответствие с требованиями экономической разумности. Ряд видов помощи носит страховой характер, т. е. нуждающимся должны предоставляться не на постоянной основе, а при наступлении страхового случая (например, болезни). К ним относятся:
-обеспечение протезно-ортопедическими изделиями;
-изготовление и ремонт зубных протезов;
-обеспечение лекарствами;
-обеспечение транспортными средствами инвалидов (по медицинским показаниям);
-санаторно-курортное лечение (или выплата денежной компенсации).
Указанные расходы должны финансироваться за счёт средств фондов социального и медицинского страхования. В настоящее время наиболее разумной мерой представляется передача одного или нескольких видов расходов Фонду социального страхования РФ.
3.2. Проблема злоупотребления льготами
В современной системе практически невозможно рассчитать и учесть, сколько льгот и кто требовал за тот или иной период, какое подразделение должно их выплатить и в каком объеме, кому принадлежит или кто-то другой воспользовался соответствующей льготой.
В заключение, когда речь идет о злоупотреблении льготами, нет сомнений в том, что стоит за так называемым "вопросом подсчета": чем сильнее государство в нуждающихся, тем важнее отличить" реальных "нуждающихся от"мнимых".
Недостатком сложившейся в России системы социальных выплат и пособий является то, что при их назначении не учитываются доходы семьи, т.принцип адресности не учитывается. При проверке нуждаемости предоставляется только один вид социальных льгот - жилищные субсидии. В результате распределение социальных пособий, льгот и субсидий не отражается в пользу бедных слоев населения.Только 19% всех социальных трансфертов в РФ приходится на долю семей с доходами ниже прожиточного минимума. В развитых странах и некоторых странах Центральной и Восточной Европы доля совокупных социальных трансфертов семьям, проживающим ниже черты бедности, достигает 50%. В России, согласно исследованиям, более 40% пособий по безработице приходится на наиболее обеспеченные семьи, а 10% самых бедных семей - на безработных-только на 1%. Обеспеченные семьи накапливают 72% от всей суммы льгот на приобретение лекарств, а наименее обеспеченные - только 28%. Около 65% пособий по временной нетрудоспособности получают в самых обеспеченных семьях, а только 11% - в самых необеспеченных.12 аналогичное положение по другим социальным выплатам и льготам.
Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляет федеральный исполнительный орган, осуществляющий контрольные и надзорные функции в финансово-бюджетной сфере, федеральный исполнительный орган, осуществляющий контрольные и надзорные функции в области здравоохранения и социального развития, Счетная палата Российской Федерации13
3.3. Проблема минимального размера оплаты труда
В Конституции не получил закрепления принцип взаимосвязи прожиточного минимума и минимальной заработной платы.
Это означает, что минимальная заработная плата может быть меньше прожиточного минимума. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» частично увязывает эти категории.
Однако из закона не следует, что минимальный размер оплаты труда и пенсии будет соответствовать прожиточному минимуму. То же самое можно сказать и о размерах предоставляемой государством социальной помощи, поскольку граждане (или семьи), чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума признаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи.14
При этом условия и порядок предоставления такой помощи «устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».15
Невысокая эффективность действующей системы социальных трансфертов связана с крайне низким размером большинства пособий и пенсий. Особенно это касается выплат, рассчитываемых на основе минимальной оплаты труда.
Размер пенсий большинства пенсионеров и других социальных трансфертов невелик. Эта величина связана с минимальной заработной платой, которая, в свою очередь, является расчетной единицей и не отражает размера прожиточного минимума.
Поэтому большинство видов социальных выплат не обеспечивает государственные минимальные социальные гарантии населению и является своеобразными доплатами.
Реформа системы социальных трансфертов предусматривает их независимость от минимального размера оплаты труда и их индексацию на основе величины прожиточного минимума в зависимости от значимости каждого вида выплат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальные трансферты представляет собой одну из важнейших составляющих обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.
Способствуют повышению жизненного уровня различных социальных групп населения, смягчают негативные последствия рынка, к которым относится безработица, бедность и т.д.
Одной из задач данной работы было заявлено определение проблем системы социальных трансфертов посредством рассмотрения основных форм социальных трансфертов.
В качестве основных проблем были выделены следующие:
проблема финансирования социальных трансфертов;
проблема злоупотребления льготами;
проблема минимального размера оплаты труда.
Задача построения устойчивой системы социальных трансфертов во многом остается нерешенной.
Такая система должна быть совместима со стабилизацией экономики и неинфляционным ее ростом.
Она строится на жесткой дисциплине налоговых платежей, социальном партнерстве, сочетании государственных и частных форм социальной защиты, включении задач социальной политики в макроэкономическую стратегию.
Поэтому необходима координация финансовых потоков, направляемых в социальную сферу: общегосударственных социальных фондов, бюджетов субъектов РФ, финансирующих расходы на социально-культурные мероприятия, средств местных бюджетов, призванных не допустить резкого снижения жизненного уровня населения данного региона.
Когда заходит речь о злоупотреблениях льготами, не остается никаких сомнений в том, что чем сильнее государство наступает на нуждающихся людей, тем важнее и сложнее отличать «настоящих» нуждающихся от «мнимых».
Невысокая эффективность действующей системы социальных трансфертов связана с крайне низким размером большинства пособий и пенсий. Особенно это касается выплат, рассчитываемых на основе минимальной оплаты труда. Я считаю, что для решения этой проблемы необходимо или увеличить размер минимальной оплаты труда, или определять размер трансфертов на основе какой-нибудь другой расчетной единицы.
На мой взгляд, трансферты играют важную роль в перераспределении и формировании доходов. Так как механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокооплачиваемых слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Значительно усложняет формирование новой системы социальных трансфертов и высокая доля теневой экономики. Это означает, что многие показатели деятельности предприятий и организаций, в том числе и заработная плата, в отчетности оказываются заниженными и не соответствуют фактическим доходам, или же они вообще не декларируются и скрываются от налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Трудовой кодекс Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ .2.Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
3. Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред. от 06.05.2010) «О ветеранах» (принят ГД ФС РФ 16.12.1994).
4.Федеральный закон от 7.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
5. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. – СПб., 2019. – 148 с.
6.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд, перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2018.-495 с.
7. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М., 2019.
8. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: уч. пособие / М.: Софт Издат, 2006. – 437 с.
9. Кротова Н.В., Казанцев А.К. Управление финансами предприятия М.: Гросс-Медиа, 2018. – 468 с.
10.Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М. Росстат, 2017.
11. Россия в цифрах. : Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2011.
12. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е.Н. Олейникова. М.: Экзамен, 2018.
13.Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.- М.: Изд-во Российской таможенной академии,2015.-92 с.
14. Исследование социально-экономических процессов в современной России / В. Н. Романов. – Ульяновск : УлГТУ, 2016. – 144 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!