это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3394485
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc83480144 \h 21. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ САМООЦЕНКИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ PAGEREF _Toc83480145 \h 51.1. Самооценка как психологический феномен PAGEREF _Toc83480146 \h 51.2. Формы и функции самооценки PAGEREF _Toc83480147 \h 10ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ PAGEREF _Toc83480148 \h 142. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ У МЕНЕДЖЕРОВ PAGEREF _Toc83480149 \h 152.1. Проблема взаимосвязи самооценки и характеристик профессиональной деятельности PAGEREF _Toc83480150 \h 152.2. Связь самооценки менеджеров с удовлетворенностью собственным трудом PAGEREF _Toc83480151 \h 20ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ PAGEREF _Toc83480152 \h 27ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc83480153 \h 28
ВВЕДЕНИЕИнтерес к изучению феномена взаимосвязи самооценки и удовлетворенности трудом обусловлен изменениями, происходящими в современном обществе и организациях: гуманизацией труда, повышением значимости личностного фактора, возрастающей потребностью в квалифицированных, высокопрофессиональных работниках. В связи с этим для социальных психологов все большую актуальность приобретает проблема эффективного управления человеческими ресурсами. Обращаясь к организационной психологии, необходимо отметить, что руководство людьми и их общностями характеризуется совместностью, которая выражается, прежде всего, во взаимодействии руководителей и исполнителей.
Актуальность исследования. Сложная по содержанию и динамичная по протеканию управленческая деятельность требует от современных менеджеров достижения высокого уровня профессионализма. Успешность деятельности менеджеров связана с реализацией их творческих и карьерных стратегий, развитием профессиональной и карьерной компетентности. Одним из важнейших акмеологических параметров, позволяющих выстраивать оптимальные модели организации профессиональной деятельности и определять перспективу карьерного роста менеджеров, является самооценка.
Степень разработанности проблематики. За продолжительный период исследованиями в этой области в той или иной степени занимались: Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, В.М. Бехтерев, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, М.Я. Басов, В.А. Бодров, А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.В. Давыдов, Л.Г. Дикая, А. Л. Журавлев, Д.Н. Завалишина, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А.А. Обознов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Е. Поддубный, СЛ. Рубинштейн и др.
Объектом исследования является феномен самооценки.
Предметом исследования является взаимосвязь самооценки с удовлетворенностью трудом у менеджеров.
Целью исследования является теоретическое обоснование и взаимосвязи различных видов самооценки и характеристик исполненительской деятельности у менеджеров.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования в данной работе решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ исследований самооценки и характеристик исполнительской деятельности в современной психологии и на его основе разработать собственные концептуальные положения.
2. Выделить социально-психологические типы исполнительской деятельности.
3. Выявить взаимосвязь различных видов и уровней самооценки со свойствами и эффективностью исполнительской деятельности.
4. Представить специфику самооценки сотрудников-менеджеров.
5. Представить особенности самооценки исполнения в зависимости от самооценки у менеджеров.
Методы. Для достижения цели и выполнения поставленных в работе задач применяются следующие методы исследования: метод индукции и дедукции, методы анализа и синтеза, методы сравнения, обобщения и систематизации.
Практическая значимость исследования - в процессе сбора и обработки материалов сформировалась база данных, которая может стать источником для последующих научных исследований и стать основой методических рекомендаций для оптимизации консультативной работы, направленной на повышение самооценки сотрудников-управлнцев.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а также в обосновании того, что существует взаимосвязь различных видов самооценки и характеристик исполнительской деятельности менеджеров.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определены актуальность данной работы, объект и предмет исследования, методы исследования и его практическое значение, сформулированы цели и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические основы. Во второй главе – практические аспекты исследуемой проблематики.
В заключении подводятся итоги исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ САМООЦЕНКИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ1.1. Самооценка как психологический феноменСамооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованием личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение субъекта к себе и другим людям.
В психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки достаточно хорошо разработана. Наиболее полно ее теоретические аспекты нашли отражение в исследованиях отечественных (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкцной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой и др.) и зарубежных (У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др.) психологов. В работах исследователей обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.
Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности. И поэтому самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности – ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости.
В трудах, посвященных изучению самооценки, выделяют два направления: связь личности и самооценки; и связь самосознания и самооценки.
Проявления самооценки как личностного образования изучены более широко, чем ее процессуальная сторона.
Оценивать самого себя человеку значительно труднее, чем оценивать факты и явления окружающей действительности. А.А. Бодалев отмечал, что познание и самопознание – две стороны диалектически единого процесса, детерминированного существованием внутренней связи между человеком и обществом, что и определяет взаимосвязь присущих индивиду оценок, направленных вовне, и самооценок, их сопряженность друг с другом [Бодалев 1995, с. 13-17].
Оценивать какое-либо проявление объективного и субъективного мира – значит, определять свое отношение к нему, устанавливать его значимость, меру соответствия общественно принятым нормам, критериям, выработанным человеком принципам. Содержательная сторона оценки – одобрение или осуждение, принятие или критика, симпатия или антипатия – определяется многими факторами: социальной позицией человека, его установками, взглядами, мировоззрением, интеллектуальным и нравственным развитием; мотивами, средствами и целями действия, его условиями, местом в системе ценностей человека (А.В. Захарова) [Захарова 2008].
Ситуация самооценивания ставит человека перед необходимостью решения следующих задач: на анализ объекта, по отношению к которому он примеривает свои силы; анализ самого себя как носителя психических качеств, подлежащих оценке. В этих условиях самооценка – это результат решения человеком этих двух задач и приобретет характер интеллектуально-рефлексивного действия.
Существует небольшое количество работ, в которых исследователи пытаются решить данный вопрос. К ним относятся работы как отечественных психологов – Т.Ю. Андрющенко, О.М. Анисимовой, С.А. Будаси, М.Э. Боцмановой, А.В. Захаровой, Г.Б. Тагиевой, так и зарубежных – Н. Келли, М. Розенберга.
Эти исследователи выделяют в качестве средств самооценки «личностные смыслы» как преобразованные в ходе индивидуального опыта значения языка, субъективные координаты опыта, выработанные человеком эталоны, идеальные уровни выраженности качества [Тарабрина 2001], кристаллизующиеся в его сознании стандарты и т.п. Основанием самооценки выступают и прямые обращения человека к внешним оценкам, к своей эмоционально-потребностной сфере. Человек использует эти качества либо автоматически, интуитивно (в работу включается подсознание), либо, соотнося их с комплексным анализом оценочной ситуации (человек действует осознанно); при этом как механизм саморегуляции самооценка обретает разную степень действенности и надежности.
В реальной жизнедеятельности человека самооценка функционирует как на вербально-осознанном уровне, так и интуитивном. Неосознанный уровень ее функционирования адекватен либо стандартным, привычным для него ситуациям, либо, наоборот, экстремальным условиям, требующим от него быстрого принятия решений.
На ранних этапах развития ребенка самооценка также чаще функционирует на неосознанном уровне, проявляясь как непосредственное отражение оценок окружающих. Развитые уровни самооценки человека можно соотнести с наличием у человека умения обосновывать ее, актуализировать используемые средства ее обеспечения. Становление самооценки как механизма произвольной психической регуляции связано, с одной стороны, с усилением процессов самосознания, с другой – с их свертыванием и автоматизацией.
Функционирование самооценки как интеллектуального действия придает ей рефлексивный характер. Именно рефлексия, по мысли Л.С. Выготского, позволяет человеку наблюдать себя со стороны собственных чувств, внутренне дифференцировать «я» действующее, рассуждающее, оценивающее. Рефлексивность при самооценке, так же, как и способность осознания ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития [Выготский 2000]. Именно с рефлексией связано произвольное управление собственным поведением.
Как особый психологический феномен самооценка является условием и средством формирования таких итоговых продуктов самосознания, как «образ Я» и «Я-концепция».
«Образ Я» есть некоторая система многообразных знаний субъекта о себе, имеющих разную степень осознанности, дифференцированности, обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве. В качестве генетически исходной формы «образа Я» в исследованиях рассматривается «образ самого себя», репрезентирующий целостное отношение ребенка к себе.
«Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне – как сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер; в «Я-концепции» исследователи видят константный компонент самосознания, определяющий общее самочувствие личности [Шереметьева 2013]. Отражение в «Я- концепции» интегрированных знаний субъекта о себе позволяет ему ощущать собственную определенность, самотождественность и целостность. «Я-концепция» детерминирует не только восприятие субъектом разных сторон собственной личности, но и окружающего мира. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма «Я- концепции», обеспечивающего иерархизацию знаний человека о себе. Р. Бернс отмечал, что в более узком смысле «Я-концепция» и есть самооценка [Там же].
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе различной степени оформленности и обобщенности – от элементарных представлений до концептуально-понятийных. Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализаций намечаемых целей [Там же]. И.С. Кон, И.И. Чеснокова и другие выделяют третий компонент – поведенческий, однако его целесообразнее соотносить с регулятивными функциями самооценки и считать производным от первых двух. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни то, ни другое, как отмечает И.И. Чеснокова, не может быть представлено в «чистом виде» [Чеснокова 1978]. Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для него оцениваемого содержания. Любая самохарактеристика содержит оценку, функционирующую в той или иной степени проявленности.
Восприятие любых своих свойств, происходит на фоне представлений о должных качествах. Основу когнитивного компонента самооценки составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других, оценка степени рассогласованности этих двух величин. Развитие когнитивного компонента зависит от степени сформированное у человека гностических способностей, объема и характера знаний относительно оцениваемых аспектов «Я».
Качественное различие когнитивного и эмоционального компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.
Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенными способами самооценивания, с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудительно-мотивационной роли. Эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом также постепенно дифференцируется и обобщается.
1.2. Формы и функции самооценкиСамооценка функционирует в двух основных формах – как общая и частная. Частные самооценки отражают оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств: поступков, действии, отношений, возможностей, физических данных. Они могут носить как ситуативный, так и обобщенный характер. Особое место среди них занимают так называемые оперативные самооценки, отражающие непосредственный учет личностью изменяющихся обстоятельств. Характеристики частных самооценок, особенности их возрастной динамики в психологической литературе получили довольно полное освещение.
Общая самооценка менее исследована. Ее рассматривают как одномерную переменную, отражающую принятие или непринятие личностью себя, то есть позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я». Такое понимание общей самооценки сводит ее сущность к эмоционально-ценностному отношению личности к себе; ее когнитивный компонент, особенности его развития и функционирования выпадают из поля зрения исследователей. Восходит это понимание к У. Джемсу, впервые выделившему две формы функционирования общей самооценки – довольство и недовольство собой [Джемс 2003].
Самоуважение, удовлетворенность собой подвергаются в исследованиях количественному измерению, при этом именно с высоким самоуважением связывается наибольшая активность личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала [Тарабрина 2001].
Общую самооценку соотносят также с мерой уверенности субъекта в себе, с «силой Я», связанной с уровнем развития у него волевых качеств и эмоциональной стабильности [Тарабрина 2001].
Понимание общей самооценки как определенной системы частных самооценок позволяет характеризовать ее по ведущим тенденциям, проявляющимся в функционировании показателей частных самооценок, таким, например, как адекватность, критичность, устойчивость, рефлексивность и т.п..
В становлении общей самооценки ведущая роль отводится когнитивному компоненту, поскольку его функцией является обобщение наиболее значимых для личности самооценок, их синтез и выработка ценностной самооценки, в которой отражается понимаемая личностью ее собственная сущность.
Самооценка определяется как адекватная (реалистическая, объективная) и неадекватная, высокая – низкая, устойчивая – неустойчивая, стабильная – динамичная, реальная – демонстрируемая, осознаваемая – неосознаваемая и т.п. Мерой сформированности названных показателей определяются уровневые характеристики самооценки как развивающейся системы.
Особый комплекс показателей самооценки составляют ее процессуальные характеристики, отражающие особенности ее порождения, формирования и функционирования: обоснованность, рефлексивность, надежность и действенность как механизма саморегуляции.
Самооценка, особенно ее вербализованные формы, в процессе функционирования может принимать разную модальность: либо категорическую, отражающую однозначную оценку субъектом своих психических или физических качеств, либо проблематичную, реализующую рефлексивное отношение субъекта к себе, ориентацию на предмет оценки с допуском ее разноплановых трансформаций.
Временная отнесенность содержания самооценки позволяет выделить ее разные виды: она может функционировать как прогностическая, актуальная и ретроспективная.
Функция прогностической самооценки – оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним. Она актуализируется до начала деятельности и свершения поступка. Ее основу составляют интеллектуальные операции дискурсивного плана. Можно говорить о широте, степени вероятности и обоснованности прогностической самооценки [Рыбакова 2015]. В ней синтезируется информация, полученная субъектом в ходе анализа заложенных в ситуации оценивания субъективных и объективных данных. Нацелена прогностическая самооценка на предвосхищение результатов действия и их последствий, на построение программ и планов действий. Одной из характеристик прогностической самооценки является уровень притязаний, основу которого составляет оценка субъектом своих возможностей. Важным фактором формирования уровня притязаний является принятый субъектом способ целеполагания. Эмоциональный компонент прогностической самооценки проявляет меру сформированности у субъекта чувства ответственности за возможные результаты собственных действий.
Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развертывания деятельности (поступка). X. Хекхаузен употребляет для определения этого вида самооценки термины «текущая» и «интроспективная» самооценка, отмечая, что она фиксирует эмоциональные состояния, изменение ожиданий, степень «удачности деятельности» [Хеккаузен 2001]. Важным психологическим механизмом этого вида самооценки являются действия самоконтроля, содержащие в своей итоговой части парциальные самооценки.
Функция ретроспективной самооценки – оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т.д. Однако ее назначение не ограничивается лишь подведением итогов, она участвует в определении субъектом перспектив своего развития, поскольку в ходе ее актуализации он отмечает как позитивные, так и негативные стороны своей деятельности и личности. Важной характеристикой ретроспективной самооценки является мера ее критичности, отражающая степень требовательности к себе субъекта. Ретроспективная самооценка детерминирует процессы «каузальной атрибуции» – объяснение субъектом причин успехов или неудач собственного поведения и деятельности.
Все три вида самооценки тесно связаны между собой, в реальной деятельности самооценивания постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения, трансформации одной в другую. Выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектом своего поведения, деятельности, отношений.
Самооценка является социально обусловленным психическим образованием, претерпевающим в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении ребенок усваивает критерии оценок, их виды, формы, способы социального сравнения и оценивания: в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. Формирование самооценки связано с изменением социальной ситуации развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих; с расширением самостоятельности и проявлением нового видения себя.
А.В. Захарова определяет самооценку как сложное системное образование и предлагает ее структурно-динамическую модель, что свидетельствует о необходимости создания специальных условий для ее формирования [Захарова 2008].
Таким образом, выделенные и рассмотренные нами составляющие обогащения сознания, при достаточной их сформированное и функционировании, позволяют подниматься человеку на более высокую ступень своего развития, осознавать свою уникальность, неповторимость, необходимую для понимания себя как субъекта жизни и деятельности.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕСамооценка – особое образование самосознания личности, результат обобщающей работы в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Это оценка личностью самой себя, своих качеств и возможностей, действий и поступков, места среди других людей.
В психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки достаточно хорошо разработана. В работах исследователей анализируются вопросы онтогенеза самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.
В научной литературе по исследуемой проблематике самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности. И поэтому самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности – ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости.
В трудах, посвященных изучению самооценки, выделяется два направления: связь личности и самооценки; и связь самосознания и самооценки. Проявления самооценки как личностного образования изучены более широко, чем ее процессуальная сторона.
Самооценка представляет собой социально обусловленноепсихическим образование, претерпевающее в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими людьми.
Особый научный интерес представляет исследование динамики развития самооценки на разных возрастных этапах.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ У МЕНЕДЖЕРОВ2.1. Проблема взаимосвязи самооценки и характеристик профессиональной деятельности
В любой организации любой человек включен в отношения «руководство–исполнение», поэтому независимо от вида профессиональной деятельности каждый работник выступает также в роли исполнителя или руководителя.
Исполнительская деятельность – это деятельность по выполнению задач, поставленных руководителем.
Во взаимодействии человека со средой и с другими людьми выявляется множество его социально-психологических особенностей.
Многие из них несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение к окружающему миру. Но есть у каждого человека такие индивидуально-психологические черты, которые проявляются постоянно и отличают одну личность от другой. Это черты характера, выраженные отчетливо, определяющие одна другую и стиль действий и отношений к окружающим обстоятельствам и людям. Характер – это основной психический склад человека. Характер проявляется и формируется в делах и поступках.
Он формируется в преодолении трудностей и препятствий. В воспитании характера необходимо, прежде всего, сформировать истинные убеждения, представления и идеалы. Это важнейшие условия создания сильного характера. Одновременно следует добиваться, чтобы человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в жизни и труде.
Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.
Воспитание деловитости, дисциплинированности, расторопности, активности – есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует на любом участке создать условия, при которых нет простоя в работе, при которых у труженика заняты и голова, и руки в течение всего рабочего дня. Неотъемлемая черта характера – дисциплинированность, точное соблюдение должностных инструкций, правил работы, норм поведения. Дисциплинированность воспитывается, когда неизменно выполняются требования руководителя, все режимные положения организации. В ходе их выполнения преодолеваются трудности, препятствия.
Воспитывая моральные (доброта, деликатность), эмоциональные (веселость, страстность) и волевые (настойчивость, критичность) черты характера, руководитель, прежде всего, показывает пример поведения.
Руководитель не должен забывать об индивидуальном подходе, не упускать возможность одобрить и похвалить лучшие проявления характера и отметить недостатки в поведении людей.
Важную роль в формировании характера играет самовоспитание.
Прямой обязанностью руководителя является стремление указать подчиненному наиболее эффективные пути устранения недостатков, эффективные приемы самовоспитания, преодоления вредных привычек. Не следует забывать, что характер – не врожденное качество личности.
Он формируется и совершенствуется в течение жизни. Человек непосредственно участвует в выработке своего характера, и сам несет ответственность за его отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Социально-психологические характеристики исполнительской деятельности:
1. Направленность исполнения – сосредоточенность деятельности исполнителя на тех задачах, которые ставятся перед ним руководителем.
2. Мотивирование – оценка и переживание значимости выполняемых управленческих решений, заинтересованность в их выполнении.
3. Самостоятельность исполнения – способность без помощи руководителя и других работников, т.е. самостоятельно решать поставленные задачи.
4. Организованность – планомерная последовательность, дисциплинированность.
5. Ответственность – степень переживания субъектом своих обязанностей, необходимости выполнять поставленные задачи.
6. Компетентность – подготовленность исполнителя к реализации профессиональных функций, наличие необходимых знаний, умений, навыков.
7. Креативность – способность к творчеству, к созданию нового.
В зависимости от сочетания разной степени выраженности данных характеристик исследователями выделены и описаны социально-психологических типы исполнителей, учет особенностей которых позволяет повысить эффективность руководства.
С.Л. Рубинштейн писал, что реальная личность, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как «Я», как субъекта своей деятельности. Он подчеркивал, что человек определяется прежде всего его отношением к своему труду, поэтому его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное общественное отношение к труду, по мнению С.Л. Рубинштейна, является стержнем самосознания личности [Рубинштейн 1973].
Человека с низкой самооценкой не ценит никто, кроме самых близких друзей. Нетрудно заметить, что неуверенность – своеобразный сигнал для окружающих, так как никто не знает человека лучше, чем он сам, а он заранее расписывается в своей несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность, что говорит о негативном влиянии низкой самооценки на жизнь человека.
Самооценка важна, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных способностях, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальны высокая самооценка, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к выученной беспомощности – человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, поскольку все равно ни на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями.
Уровень притязаний «самооценка в действии». Высокий уровень притязаний указывает на то, что человек хочет многого достичь в жизни, подняться по социальной или профессиональной лестнице, завоевать свое место под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи. Низкий уровень притязаний бывает у людей, для которых важнее не потерять достигнутое, избежать неудачи.
Локус контроля – показатель ответственности человека. Люди с внешним локусом контроля ищут объяснения всего происходящего в стечении обстоятельств и поступках других людей. Внутренний локус контроля говорит об ответственности за свои поступки и способности делать выводы из собственных ошибок (иногда приводит к чрезмерному самообвинению).
Неверная самооценка лежит в основе многих проблем, которые могут быть у работника, – от переедания до алкоголизма. Поэтому если человек не любит и не уважает себя, то он выбирает работу, уровень сложности которой ниже его возможностей, и совершает другие ошибки, в основе которых лежит его же мнение, что он этого заслуживает.
Успех – это всегда следствие внутренних, а не внешних причин. То есть все, что может помочь человеку в достижении успеха, находится в нем самом. К этим внутренним признакам, отличающим успешного человека от неуспешного, относятся в первую очередь три фактора: самооценка, общительность, энергичность.
Уверенность в своих силах и необходимость удовлетворенности собственным трудом заставляет человека бороться за то, что он ранее считал непосильным для себя, что открывает новые возможности. Высокая самооценка помогает избежать задержек при выборе вариантов действий. Единожды выбрав стратегическое направление, успешный человек идет по нему, не сворачивая. Он осознает, что существуют и другие пути, ведущие к его цели, однако уверенность в собственных силах убеждает его, что путь, им выбранный, по крайней мере ничуть не хуже других путей и он достигнет своей цели. Здоровая амбициозность и желание быть лучшим играет роль топлива, позволяя менеджеру и возглавляемой им фирме двигаться вперед.
Высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий.
Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства человека. Те, кто сам не считает себя особенно талантливым, не стремятся к высоким целям и не проявляют огорчения, когда им не удается что-то хорошо сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. В то же время те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.
То, что люди думают о себе, оказывает глубокое влияние на всю их жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достается львиная доля предоставляемых обществом благ.
Л.Н. Корнеева указывает, что на профессиональную деятельность специалиста оказывает влияние параметр высоты самооценки. Высота самооценки влияет на уровень целей и широту профессиональных планов субъекта. Адекватная самооценка профессионала определяет степень расхождения между уровнем его притязаний и реальным уровнем осуществления деятельности, точность постановки целей, адекватную эмоциональную реакцию на различный результат деятельности [Корнеева 1989].
Завышенная самооценка способствует постановке целей, не соответствующих возможностям профессионала: он ориентирован на успех, пренебрегает необходимой информацией, не развивает больших усилий для достижения своих целей. Заниженная самооценка приводит к пассивности, боязни ответственности, к склонности профессионала ставить легкие цели и задачи; к ожиданию неуспеха. Неадекватная самооценка не позволяет профессионалу полностью реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
2.2. Связь самооценки менеджеров с удовлетворенностью собственным трудомОсобый научный интерес представляет исследование связи самооценки менеджеров с удовлетворенностью собственным трудом. Н.В. Самоукина считает, что для достижения профессионального успеха большое значение имеет внутреннее состояние, сопутствующее эффективной деятельности. Она пишет, что человек, когда у него получилось что-то важное и значимое, чувствует спокойствие и уверенность в себе. Н.В. Самоукина замечает, что успешные люди, в своем стремлении вверх, не проявляют сверхзависимости от собственного положения: они очень уверены в себе и в своих возможностях. Именно напористость и уверенность, даже при отсутствии яркого таланта, по мнению Н.В. Самоукиной, являются основными причинами успеха в случае, если конкурентом выступает талантливый, но стеснительный и неуверенный в собственных силах человек [Самоукина 2003].
Типичный портрет успешного, удовлетворенного своим трудом менеджера, как считают североамериканские исследователи, включает в себя такие личностные свойства, как реалистическая оценка при выборе альтернатив, критичность в представлении о своих возможностях и одновременно высокий уровень притязаний, готовность идти на разумный риск, преодолевать узкоконъюнктурные оценки и хорошо прогнозировать развитие событий.
Как показывает анализ научной литературы по исследуемой проблематике, менеджерыне страдают от скромности, их самооценка тождественна, а иногда и превосходит оценку преуспевающих коллег. Это важный методический вывод, позволяющий рассматривать самооценки сотрудников-менеджеров либо как завышенные, либо как адекватные.
Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев выявили, что у успешных менеджеров наблюдается тенденция к завышенной самооценке, у них высокий уровень самоуважения, они полны уверенности в своих силах, оптимистически прогнозируют будущее, стремятся постоянно повышать уровень целей и требований к себе [Борисов 2003]. Напротив, в образе мира неуспешных менеджеров нет видения себя ответственными и автономными в пределах своей компетенции лидерами, нет властной ролевой диспозиции, смысловой установки на эффективное управление подчиненными или людьми. Зависимость успешности управления от структурно-содержательных характеристик самосознания и мотивационно-смысловой сферы закономерна. Она позволяет учитывать количество и качество отклонений по этим личностным параметрам от соответствующих шкал принятого культурного эталона как критерии профессионального отбора.
Операциональная сторона деятельности менеджеров, включающая личностные профессионально важные качества и представления о них, наиболее существенна с точки зрения прогноза профессиональной пригодности, тогда как мотивационная сфера («духовное наполнение профессии»: увлеченность «менталитетом» профессии, мотивация «высоких уровней достижения», стремление к саморазвитию в профессии, «внутренний локус профессионального контроля») имеет важнейшее значение для удпвлетворенности трудом.
У опытных менеджеров можно отметить следующие оценки по личностным чертам: быстро и легко входит в контакт, хорошо контролирует свои эмоции, наблюдателен, с адекватной самооценкой, широким кругозором и др.
Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях.
Обобщая результаты сказанного выше, можно подвести итог: самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важного детерминанта всех форм и видов деятельности и социального поведения сотрудников-менеджеров. Она выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на развитие личности, ее деятельность, поведение и взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, достижения целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности управленца.
Менеждеры с адекватной либо высокой самооценкой настроены более оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных силах. Такие управленцы менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно воспринимают окружающий мир и самих себя.
Верная самооценка дает менеджеру нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство и, как следствие, повышает уровень удовлетворенности трудом.
Профессиональная самооценка рассматривается как самоотношение управленца к результату сопоставления реального и идеального «Я – профессионал», формирующегося в результате процесса самооценивания (в контексте профессиональной деятельности службы, в сравнении с другими и с самим собой).
Типы исполнителей.
1. Творческий тип исполнителя.
К нему относятся исполнители, для которых творчество, создание нового, является характерным. Работники здесь являются творческим потенциалом организации, но его часто не раскрывают, не находят правильного подхода.
Сложны психологически: автономны, конфликтны, слабоуправляемы.
Здесь требуется особое искусство управления и общения с ними. Они склонны к позитивной оценки со стороны руководителя, их работа должна быть поощряема, замечены все их профессиональные качества.
2. Сверхнормативное исполнение.
Этот тип характеризуется превышением нормы деятельности по качествам или по времени, при этом не обязательно – с проявлением творческих способностей.
Работники делятся на 3 группы в зависимости от особенностей мотивации их активности.
A. Экономически мотивированные – наиболее удобный объект управленческого воздействия, ими наиболее легко управлять.
B. Отличники – их мотивация связана с социальной потребностью выделиться, утвердиться, проявить себя лучше других, стремление быть первым.
C. Группа самореализующихся работников – они делают лучше и больше других по внутренним мотивам (нормальные качества, привлекательность работы).
Методы их активации: для отличников –поощрение, самореализующимся –не мешать.
3. Нормативное исполнение – очень надежные, организованные, компетентные, но не творческие.
Метод воздействия – четкое создание норм, правил, формулировка задач.
4. Пассивно следующий указаниям руководителя тип исполнителя.
Выполняет задачи, но не проявляет самостоятельности.
Обращается к руководителю за помощью, уточнением задания, за промежуточным контролем и подтверждением их правильности.
Причины поведения – страх перед неудачами либо невысокая профессиональная компетентность, боязнь негативной оценки со стороны руководителя, низкая самостоятельность как психологическая особенность.
С другой стороны, это может быть способом манипуляции, когда исполнитель демонстрирует готовность следования за руководителем, и многие руководители становятся объектом такой манипуляции, так как – так проявляется самоутверждение руководителя.
5. Преобразующий тип исполнителя (слабоуправляемый).
Преобразует, трансформирует содержание указаний руководителя, делает по-своему, не то и не так, как от него ожидает руководитель и, как следствие, возникает конфликт и возмущение по поводу выполненной работы.
Четыре варианта проявления.
Руководитель очень ограничивает инициативу исполнителя, дает жесткие указания:
– ограничение возможности работника;
– протест, желание сделать по-своему.
Рекомендация: коррекция отношений с подчиненным (просьба).
Исполнители позволяют себе делать так, как считают нужным (при
слабом руководителе).
Исполнитель с высоким уровнем притязаний, низко оценивает руководителя, намеревается занять его место, демонстративно решает задачи по-своему.
6. Низкомотивированный исполнитель.
Низкая активность, неудовлетворенность работой, нежелание работать в соответствии с нормативами.
Необходимо заинтересовать, замотивировать исполнителя.
Не следует поощрять формальное присутствие данного работника, нельзя выполнять за него какую-либо работу.
7. Уклоняющийся исполнитель.
Вся энергия работника направлена на уклонение от работы, но при этом он старается, как бы быть занятым.
Согласно принципу единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), деятельность человека обуславливает формирование его сознания и самосознания, психических процессов, свойств человека, а они в свою очередь являются регуляторами его деятельности, условиями ее адекватного выполнения.
Если рассматривать уровень самооценки, то он выражает степень реальных и идеальных (желаемых) представлений менеджера о собственной своей персоне. Например, в нашем случае адекватную самооценку с тенденцией к завышению можно рассматривать как позитивное отношению к себе, ощущение собственной полноценности, принятию себя и самоуважение. С другой стороны – низкая самооценка менеджера может отражать состояние неприятия себя, ощущением собственной неполноценности и негативное отношение к себе.
В результате можно заключить, что исследования, проведенные российскими и зарубежными авторами, показали зависимость удовлетворенности менеджера собственным трудом от уровня его самооценки. Все авторы единогласно утверждают, что неадекватная либо заниженная и завышенная самооценка негативно влияет на социальное поведение сотрудника-менеджера и его профессиональную деятельность деятельность.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕСамооценка является одной из важных составляющих самосознания менеджеров. Развитие самооценки и признание своей самоценности – движущая сила профессионального роста менеджеров.
Пониженная самооценка разрушает у менеджера надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои достижения и положительную оценку окружающих он воспринимает как случайную и временную. В результате высокой ранимости настроение таких людей подвержено частым колебаниям. Они чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей отчего нередко уединяются, но затем страдают от одиночества. Недооценка собственной полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу и готовность к конкуренции.
При завышенной самооценке менеджер самонадеянно берется за что-либо, не проанализировав реальность условий, при наличии которых мог бы добиться успеха. Первые неудачи приводят к переживаниям, разочарованию и желанию считать ответственными за произошедшие события других людей, но только не себя. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе. Все это приводит к повышенной впечатлительности и хронической беспомощности. Результат неадекватной самооценки наиболее очевидно проявляется в поведении, в частности в так называемом аффективном поведении. Такое поведение создает большие трудности для организации взаимодействия и сотрудничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе работы над темой исследования нами были решены все задачи, что позволило достичь обозначенной цели. Была изучена научная литература по исследуемой проблематике, произведен теоретико-методологический анализ исследований самооценки и характеристик исполнительской деятельности в современной психологии и на его основе, выявлена взаимосвязь различных видов и уровней самооценки со свойствами и эффективностью исполнительской деятельности, представлена специфика самооценки сотрудников-менеджеров, проанализированы особенности самооценки исполнения в зависимости от самооценки у менеджеров.
Как показывает анализ научной литературы по исследуемой проблематике, на удовлетворенность менеджеров трудом оказывает влияние множество различных условий, среди которых большое значение имеют психологические особенности их личности. Одним из феноменов, влияющих на уровень удовлетворенности тудом, является самооценка как основной внутренний рычаг саморегуляции поведения, деятельности, общения менеджеров.
Существует множество теорий самооценки и соответствующих им различных ее определений. Всем этим определениям присуща и некоторая общность, состоящая в трактовке самооценки как компонента «представления о себе», другими словами «Я–концепция». Самооценка является одной из составных частей «Я–концепции» и обладает сходными с ней характеристиками. Самооценка является предметом многочисленных исследований. Однако, несмотря на большое количество накопленного материала, роль самооценки именно в контексте проблемы исполнительской деятельности остается малоизученной.
Исследование взаимосвязи самооценки и профессиональной деятельности менеджеров имеет значение как с теоретической, так и с практической точки зрения. В плане теории результаты немногочисленных исследований, посвященных корреляции удовлетворенности трудом и самооценки, крайне противоречивы и не систематизированы. В сфере практических запросов профессиональная деятельность менеджеров и ее зависимость от личностных факторов все больше интересует рекрутеров и руководителей, стремящихся повысить эффективность труда в своей организации.
В рамках отечественной психологии изучались индивидуальные стили деятельности, мотивация труда, динамика представлений личности о себе в экстремальных условиях совместной деятельности, факторы регуляции поведения и деятельности подчиненного, были выделены социально-психологические свойства и типы исполнения. Зарубежные психологи также обращались к данной проблематике, но это в основном прикладные, а не теоретические работы. Проанализировав состояние исследований, направленных на изучение взаимосвязи удовлетворенности менеджеров трудом с личностными факторами, можно сказать, что в последнее время данная проблематика приобретает все большую актуальность.
В современной зарубежной психологии развиваются представления об эффективности личности, критерием чего часто считается успешное выполнение задач субъектом при возрастании их сложности. Эффективность менеджера, таким образом, реконструируется на основе продуктивности ее деятельности. В связи с этим представляется целесообразным проследить влияние самооценки на продуктивность деятельности. Таким образом, на профессиональную деятельность менеджера в значительной степени оказывает влияние параметр высоты самооценки.
Следует отметить, что высокая профессиональная самооценка менеджера положительно коррелирует с рядом факторов общей самооценки, исследуемой с помощью личностного дифференциала. Это означает, что чем выше профессиональная самооценка, тем выше факторы самоуважения, силы и активности в общей самооценке.
Изложенные в данной курсовой работе положения имеют практическую значимость и могут быть использованы в различных областях: рекрутерами – при отборе и профессиональной подготовке персонала; руководителями – для оптимизации управленческого взаимодействия и повышения эффективности работы менеджеров; преподавателями – в контексте учебных курсов «Психология управления», «Организационное поведение», «Организационная психология».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. – М.: Владос, 2000. – 356 с.
Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт – М, 2000. – 240 с.
Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психологический журнал, 2003. Т. 24. № 1. – С. 91-103.
Боуэн М.В. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. – С. 43-52.
Василюк Ф.Е. Психология переживаний. – М.: Наука, 1984. – 427с.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Наука, 1976. - 254с.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. М. : ЭКСМО пресс, 2000. – 1008 с.
Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырёва. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1982. – 187 с.
Групповая психотерапия / Под редакцией Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М.: Медицина, 1990. – 468с.
Джемс У. Научные основы психологии. Мн.: Харвест, 2003. – 528с.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. М.: «Прогресс», 2008. – 100 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. №3. – С.47-54.
Летягова Т. В., Романова Н. Н., Филиппов А. В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. – М.: Флинта; Наука, 2006. – 424 с.
Корнеева Л.H. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. 1989. Вып. 4. С. 91- 96.
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Логос, 1982. – 245с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2001. – 557с.
Рыбакова А.И. Теоретические подходы к исследованию обиды и обидчивости в психологии // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практ. конф. – 2015. – С. 232–234.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 704 с.
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2003. – 238 с.
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. – 211с.
Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. –240 с.
Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978. – С. 26-27.
Шереметева Г.Б. Жизнь в радости: как справиться с гневом, завистью, ревностью и обидой. – 2-е изд., испр. – М.: Амрита-Русь: Свет, 2013. – 67 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!