Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Денежно-кредитная политика государства

Тип Курсовая
Предмет Макроэкономика

ID (номер) заказа
3429764

500 руб.

Просмотров
1143
Размер файла
4.03 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики 5
1.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики 10
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 19
2.1. Центральный банк РФ и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики 19
2.2. Структура денежно-кредитной политики Центрального банка России 23
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ РОССИИ 30
3.1. Сценарии развития российской экономики 30
3.2. Анализ макроэкономического прогноза 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика действует в условиях повышенной конкуренции на базе происходящих в ней процессов глобализации и интеграции. Процессы глобализации, происходящие в мировой экономике, привели к значительным изменениям в различных ее сферах, в том числе финансовой.
В результате возросла взаимозависимость различных денежных и финансовых рынков. Изменения в мировой экономике стали оказывать влияние и на национальную экономическую политику.
В современных реалиях существующей экономической действительности многих стран мира одним из ключевых направлений государственной экономической политики является денежно-кредитная политика, цель которой в наиболее общем виде заключается в том, чтобы обеспечить необходимым количеством финансовых ресурсов экономический рост национальной экономики.
Денежно-кредитное регулирование экономики является неотъемлемым элементом макроэкономической политики государства. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование чёткого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего воздействовать на деловую активность, совокупный спрос, состояние кредитного рынка, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. Таким образом денежно-кредитная политика занимает одно из ключевых положений в макроэкономическом регулировании.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена еще и тем, что денежно-кредитная политика сегодня представляет собой ключевой инфраструктурный элемент экономической системы и выступает как неотъемлемый фактор ее развития. Создавая необходимые условия для стабилизации экономической ситуации в стране и обеспечения роста реального объема производства, денежно-кредитная политика позволяет решить и ряд таких важных социальных задач как защита доходов и сбережений населения страны, обеспечение определенного уровня занятости и как следствие поддержание достаточно высокого уровня жизни населения.
Итак, цель данной выпускной квалификационной работы – изучить особенности современной денежно-кредитной политики государства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Рассмотреть понятие, сущность и цели денежно-кредитной политики;
Рассмотреть основные инстументы денежно-кредитной политики;
Проанализировать методы денежно-кредитной политики государства;
Рассмотреть роль Центральный банк РФ в денежно-кредитном регулировании экономики.
Проанализировать структура денежно-кредитной политики Центрального банка России;
Рассмотреть сценарии развития российской экономики.
Предмет исследования – денежно-кредитная политики.
Объект исследования – особенности особенности денежно-кредитной политики Российской Федерации.
При написании данной курсовой работы использовались законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, научно – методическая литература, публикации по теме исследования. В качестве теоретической базы исследования выступили научные труды и публикации таких отечественных и зарубежных авторов как М.А. Абрамова, З.О. Ачмизова, А. Божечкова, А.Ф. Битюкова, Галанов В.А., С.Р., Лаврушина, Николаевой И.П.,
В свою очередь, методологической основой, данной работы явились следующие методы исследования, которые способствовали экономическому обоснованию основных выводов и рекомендаций: анализ; классификация; обобщение; сравнительный метод; метод финансовых коэффициентов, классификация, и другие.
Курсовой проект имеет следующую структуру: содержание; введение; содержательная часть курсового проекта, заключение; список используемой литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие, сущносить и цели денежно-кредитной политики
Исключительно важную роль в рыночной экономике играют деньги. «Деньги, – справедливо замечает А.М. Рыкачев, – являются общей связью, соединяющих нас в то, что называется организмом народного хозяйства. Они связывают потребителей с производителями, рабочих с капиталистами, капиталистов с покупателями. Они служат общей формой экономических отношений нашего времени». «Деньги – не вещь, а «общественное отношение», – написал К. Маркс еще в «Нищете философии». Деньги являются внешним (вещным) выражением социальных отношений, возникающих на почве меновых сделок. В этом определении подчеркивается социальный характер денег чем, следовательно, определяется их общественная роль.
Содержание денег и возможности их использования для экономических и социальных задач постоянно меняются, приспосабливаясь к условиям производства. Сам факт движения денег порождает возможность аккумулировать и перераспределять денежные ресурсы через финансовые рынки и общественные фонды, самым большим из которых является государственный бюджет.
Стоит отметить, что в условиях рыночной модели экономики особенностями денежного оборота является то, что он служит объектом прогнозного планирования государством, коммерческими банками, юридическими и физическими лицами. Эффективность использования денег в экономике предопределило создание денежных систем, то есть систем, организуемых и регулируемых государственными законами денежного обращения в стране.
Учитывая важность денег в рыночной экономике, государство контролирует и регулирует количество денег и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Одним из способов государственного управления экономикой является проведение центральным банком денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика государства (ДКП), или монетарная политика – это политика, направленная на регулирование количества денег в обращении. К основным целям денежно-кредитная политика относятся:
обеспечение стабильности цен;
обеспечение высокого уровня занятость населения;
рост реального производства;
устойчивый платежный баланс;
Несмотря на то, что денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный банк. Благодаря монетарной политики осуществляется воздействие на различные процессы макроэкономики, такие как:
инфляция;
экономический рост;
безработица.
Денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение целей его деятельности, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, а затем и на её сохранение, а также на укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платёжного баланса страны. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России [4, ст. 3].
Рассмотрим трактовки денежно-кредитной политики, содержащиеся в трудах российских экономистов.
В отечественных изданиях за последние годы по вопросам проведения государственной денежно-кредитной политики и проблем денежно-кредитного регулирования экономики имеется много публикаций, но точки зрения на определение, сущность, содержание категории «денежно-кредитная политика» различны.
Так, например, кандидат экономических наук, доцент Н.А. Бикаловой, считает, что денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Исходя из данного определения можно сделать вывод, что денежно-кредитной политика не только имеет связь с общей экономической политикой государства, но и направлена на решение задачь социально – экономического развития страны.
Доктор экономический наук, профессор Николаева И.П. считает, что денежно-кредитная политика представляет собой совокупность экономических мер по регулированию денежно-кредитного обращения, направленных на решение основных макроэкономических задач и предполагающих использование денежно-кредитных инструментов.
Профессором О. И. Лаврушин в своих трудах дает следующие определения денежно-кредитной полтики. Денежно-кредитная политика – это элемент экономической политики государства; проводимая государством генеральная линия действий, система мероприятий в области управления денежнокредитными ресурсами с целью обеспечения стабильного экономического роста при низком уровне безработицы и инфляции, а также формирования устойчивого платежного баланса страны, осуществляемая посредством использования центральным банком страны специальных методов и инструментов. Монетарная политика основывается на теоретических представлениях о роли денег в экономике и их влияния на основные макроэкономические параметры: объем производства, объем инвестиций, платежный баланс страны, цены, валютный курс, уровень занятости в стране, показатели благосостояния и качества жизни.
Таким образом, при проведении денежно-кредитной политики перед Банком России стоит задача не только обеспечить снижение инфляции, но и создать среду для устойчивого экономического роста.
Система денежно-кредитного регулирования, как и любая другая система, представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов, ее составляющих. К ним относятся: субъекты, объекты, принципы организации и механизм денежно-кредитного регулирования.
Стоит отметить, что субъекты денежно-кредитно-кредитной политики можно рассматривать в узком и широком смыслах. Если рассматривать их в широком смысле, то в состав субъектов следует включать юридических и физических лиц, как осуществляющих денежно-кредитное регулирование, так и тех, на которых денежно-кредитное регулирование направлено. В данном случае субъектами денежно-кредитного регулирования будут являться все владельцы денежных средств.
Как правило, субъекты денежно-кредитного регулирования рассматриваются в узком смысле, т. е. к ним относят только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование. К таким субъектам денежно-кредитной политики относятся:
Центральный банк;
экономические агенты, с которыми ЦБ взаимодействует;
законодательные органы, поскольку они могут издавать законы и подзаконные акты, затрагивающие систему денежно-кредитного регулирования;
государственные министерства и ведомства, например, министерства экономики, финансов, которые также обладают правом издавать нормативные акты, влияющие на денежно-кредитное регулирование.
К объектам денежно-кредитной политики в первую очередь относятся; спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате реализации ДКП.
Таким образом, монетарную политику можно определить как комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение заранее определенных общественных целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, которые осуществляет государство через центральный банк. В свою очередь, цели монетарной политики являются производными от общих социально-экономических целей, они подчинены социально-экономическим приоритетам.
Хотя регулятивные меры монетарной политики осуществляются непосредственно в денежно-кредитной сфере, ее эффект не ограничивается этой сферой, а проявляется также в реальной экономике благодаря влиянию монетарных изменений на производство, инвестиции, занятость и, в конечном итоге, на ВВП. Поэтому монетарная политика по сути является составной частью общей экономической политики государства.
Ключевой целью монетарной политики является сохранение инфляции на низком уровне. Стабильно низкая инфляция является одним из определяющих факторов формирования процентных ставок по кредитам на более низком уровне, поскольку в величину процентной ставки закладывается существенно сниженная инфляционная премия.
Инфляция в нашей стране подвержена существенным колебаниям и связанная с ней неопределенность создает препятствия для стабильного развития, в результате усиливается социальная напряженность и дифференциация доходов, снижается конкурентоспособность отечественной продукции, затрудняя хозяйственную, финансовую и инвестиционную деятельность.
Таким образом, денежно-кредитная политика должна способствовать ликвидности финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банков, развивать систему макроэкономического моделирования и прогнозирования.
1.2. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики
Механизм денежно-кредитного регулирования формирует условия и порядок применения методов и инструментов, определяет деятельность Центрального банка по использованию этих методов и инструментов.
Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования являются одним из важнейших элементов системы, поскольку именно их использование позволяет претворять в жизнь концепции денежно-кредитной политики государства.
Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой совокупность объединяемых единым признаком способов, инструментов воздействия субъектов на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.
В свою очередь, под инструментом денежно-кредитной политики понимают средства, с помощью которых центральный банк в процессе осуществления денежно-кредитного регулирования воздействует на объекты денежно-кредитной политики.
Стоит отметить, что методы монетарной политики в зависимости от характера используемых инструментов денежно-кредитного регулирования подразделяются на:
экономические;
административные.
Рассмотрим данные методы более подробно, так например, административные методы включают в себя набор инструментов, оказывающих административное воздействие на объекты денежно-кредитного регулирования. Административные методы обязывают субъекты денежнокредитного регулирования принимать строго определенные решения и не оставляют субъектам право свободы выбора. К ним относятся меры в форме различных директив Центрального банка (ЦБ), касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке:
лимитирование уровня процентных ставок по кредиту;
ограничение объема кредита;
селективная кредитная политика;
портфельные ограничения;
валютные ограничения.
В свою очередь, экономические методы включают в себя набор инструментов, оказывающих экономическое воздействие на объекты денежно-кредитного регулирования. Экономические методы делятся на нормативные и корректирующие:
нормативные – осуществляются путем использования таких инструментов, как отчисления в фонд обязательных резервов, а также коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций;
корректирующие – осуществляющие путем использования следующих инструментов: процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции.
Каждый из методов содержит набор инструментов денежно-кредитного регулирования. Согласно статье 35 ФЗ №86 «О ЦБ РФ», основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются :
процентные ставки по операциям Банка России;
обязательные резервные требования;
операции на открытом рынке;
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени;
другие инструменты, определенные Банком России.
Система инструментов денежно-кредитного регулирования должна, с одной стороны, обеспечивать стабильность денежного рынка, а с другой – стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.
Стоит отметить, что в экономической литературе различают два направления денежно-кредитной политики: экспансионистскую (стимулирующую) и рестрикционную (жесткую). Для наглядности на рисунке 1.2.1 представим графики стимулирующей и жесткой денежно-кредитной политики.
Экспансионистская политика предполагает рост предложения денег в экономике, в результате чего процентные ставки снижаются. Однако реализация такой политики может привести к повышению инфляции.
Жесткая или рестрикционная денежно-кредитная политика, наоборот, связана с ограничением притока в экономику денег на основе повышения ставок рефинансирования, увеличения норм обязательного резервирования, введения определенных ограничений на операции банков на денежном рынке. Целесообразность использования того или иного направления денежнокредитной политики определяется конкретными макроэкономическими условиями страны и состоянием денежного рынка.
2615565245745r, %
00r, %
2933700207010009779001692910а
00а
55943514643100011176004356100083820077851000222250245110r, %
00r, %
349250549910rt
00rt
349250892810r0
00r0
34925013500100
000
10477501121410∆М
00∆М
5594356642100012007851266825001397000664845005588006642100011176001007110005588001007110009779004356100055880020701000
3911600292735Sm
00Sm
125730014605Sm
00Sm
349250024384000
4008120233045Dm1
00Dm1
153670034925Dm1
00Dm1
2732405165100rt
00rt
2957195293370∆r
00∆r
595630106680∆r
00∆r
293433529337000395605029337000293433529337000314325014922500321310014922500
365887091440Dm1
00Dm1
1397000168275Dm0
00Dm0
3476625233680∆М
00∆М
273240554610r0
00r0
363220016891000293433516891000
1187450188595Qm1
00Qm1
1676400188595Qm
00Qm
2934335189230004191000140970Qm
00Qm
3776980173355Qm1
00Qm1
908050188595Qm0
00Qm0
3476625188595Qm0
00Qm0
2742565584200
000
3736975-3111500
768350248285Относительно жесткая (а) и относительно гибкая (б) монетарные политики
00Относительно жесткая (а) и относительно гибкая (б) монетарные политики
338010593980б
00б

Рис.1.1.2 Графическое изображение относительно жесткой и гибкой монетарной политики
Как видно из схемы, жесткая политика направлена на поддержание на одном уровне денежной массы (ΔM – это прирост денежной массы). Кривая предложения денег Sm вертикальная, так как изменению подлежит процентная ставка Δr.
При гибкой монетарной политике кривая Sm горизонтальна, так как напротив ЦБ воздействует на денежную массу, предпочитая поддерживать процентную ставку на уровне. К гибкой монетарной политике ЦБ прибегает, когда стоит задача нивелировать влияние скорости оборота денег на национальную экономику.
При проведении денежно-кредитной политики неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономического роста и борьбы с инфляцией. Обе эти задачи не могут быть одновременно решены на основе денежно-кредитных методов, так как для стимулирования экономического роста, необходима кредитная экспансия, а для сдерживания инфляции кредитная рестрикция. Поэтому денежно-кредитное регулирование должно сочетаться с гибкой налоговой и бюджетной политикой.
Таким образом при проведении денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принимать меры по их нейтрализации.
Подробнее рассмотрим содержание инструментария Банка России. Инструменты денежно-кредитной политики можно разделить на прямые и косвенные (таблица 1.2.1).
Таблица 1.2.1 Прямые и косвенные инструменты ДКП
Косвенные Прямые
обязательные резервные требования валютные интервенции
рефинансирование кредитных
организаций установление ориентиров роста
денежной массы
операции на открытом рынке; прямые количественные ограничения.
эмиссия облигаций Банка России; -
процентные ставки по операциям ЦБ (процентная политика). -
Обязательные резервы представляют собой средства, поддерживаемые банками на беспроцентных корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности) с целью выполнения обязательных резервных требований. К обязательным резервным требованиям относятся нормативы обязательных резервов и коэффициент усреднения обязательных резервов.
Стоит отметить, обязательные резервы являются мощным средством воздействия на предложение денег – это один из основных инструментов государственного денежно-кредитного регулирования. В России резервирование стало применяться с 1991 года.
Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
Следующим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к данному инструменту Центрального Банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми с точки зрения Центрального Банка.
Следующий способ контроля за денежной массой – это операции на открытом рынке. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования.
Операции на открытом рынке как инструмент денежного регулирования предполагают куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации. Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике.
Еще одним косвенным инструметом денежно-кредитной политики является эмиссия облигаций от своего имени. Размещение центральными банками собственных облигаций достаточно широко распространено в мировой практике проведения денежно-кредитной политики. Особенно активно данные операции используются в странах с развивающимися финансовыми рынками: Южная Корея, Израиль, Бразилия, Чили, ЮАР.
Данный инструмент достаточно привлекателен для кредитных организаций, поскольку:
- во-первых, их держатели получают гарантированный доход;
- во-вторых, в том случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет до наступления срока погашения облигаций, она может продать их на вторичном рынке, либо, если это предусмотрено, центральному банку;
Кроме того, облигации можно использовать как обеспечение по сделкам на денежном рынке и для рефинансирования у ЦБ.
Облигации центрального банка – это инструмент регулирования банковской ликвидности, который используется для абсорбирования формирующегося значительного и устойчивого избытка на сравнительно длительные сроки. Облигации Банка России (ОБР) выпускаются в форме купонных облигаций на сроки 3, 6 или 12 месяцев, номинальной стоимостью 1000 рублей (одна тысяча рублей). ОБР включены в Ломбардный список Банка России. Продажа ОБР осуществляется по цене не ниже номинала, погашение – по номиналу. Купонный период установлен равным 3 месяцам. Доходность ОБР привязана к ключевой ставке Банка России.
Следующим инструментом монетарной политики являются процентные ставки по операциям Банка России. Согласно ст. 37 ФЗ №86 Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки, он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Основная ставка денежно-кредитной политики, которая устанавливается центральным банком, представляет собой главный индикатор его политики. Ее изменение оказывает влияние на кредитную и экономическую активность, путем применения процентной политики Центрального банка достигается промежуточная цель ДКП.
В России основной ставкой денежно-кредитной политики является ключевая ставка Банка России. Ключевая ставка появилась в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции в целях реализации комплекса мер по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики.
В рамках режима таргетирования инфляции влияние денежно-кредитной политики на цены происходит в первую очередь через управление внутренним спросом. Центральный банк воздействует на инфляцию через длинную цепочку взаимосвязей, так называемый трансмиссионный механизм ДКП. Устанавливая ключевую ставку, Банк России оказывает воздействие на процентные ставки на различных сегментах финансового рынка, что отражается на доступности кредита, склонности к сбережениям, влияет на внутренний спрос и инфляцию
Процентные ставки финансового рынка достаточно быстро реагируют на изменение ключевой ставки. Но для того, чтобы сигнал от ставок в полной мере транслировался в динамику спроса, экономической активности и привел к изменению инфляции, требуется период от трех до шести кварталов, и его называют лагом трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Перейдем к расмотрению прямых инструментов ДКП. Так, например, валютные интервенции представляют собой меры направленные на урегулирование курса валют в интересах государства. Сущность данного инстумента заключается в покупке (продаже) большого количества иностранной валюты населению по привлекательным ценам за ограниченный промежуток времени.
Следующим прямым инструментом является установление ориентиров роста денежной массы. Установление целевых ориентиров роста денежной массы называется таргетированием. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
К числу основных показателей денежной массы относятся: уровень инфляции; скорость обращения денег; уровень спроса на денежную массу; темпы роста денежной массы; структура денежной массы и т.д.
Денежно-кредитная политика в России на сегодняшний день проводится в рамках режима таргетирования инфляции, тоесть представляет собой формирование целевых ориентиров роста уровня цен и позволяет осуществлять не только управление инфляционными ожиданиями населения, но и выстраивать комплексную политику регулирования инфляции.
Еще одним инструментом денежно-кредитной политики являются прямые количественные ограничения. Законодательно под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Таким образом можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика является одним из ключевых элементов экономической политики государства (наряду с бюджетной, структурной, внешнеторговой, фискальной) и определяется приоритетными и стратегическими целями экономического развития. Денежно-кредитная политика государства является важной сферой функционирования экономики, определение и проведение которой является одной из важных функций центрального банка. Ключевой целью монетарной политики большинства центральных банков является сохранение инфляции на низком уровне. При осуществлении денежно – кредитной политики Центральный Банк РФ оперирует такими инструментами как: резервные требования, операции на открытом рынке, рефинансирование кредитных организаций, валютные интервенции, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения, эмиссия облигаций от своего имени.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. ЦБ РФ и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики
Банк России осуществляет свои полномочия на основании Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Так на основании статьи 75 Конституции Российской Федерации, главной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, и денежная эмиссия реализуется исключительно Банком России.
На основании Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет следующие функции:
разрабатывает проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации;
разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации;
осуществляет монопольно эмиссию наличных денежных средств и организует денежное наличное обращение; -утверждает в виде знака графичное обозначение рубля;
организует систему их рефинансирования и является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;
устанавливает порядок осуществления расчетов в Российской Федерации;
обеспечивает надзорную деятельность в национальной платежной системе;
создает порядок ведения банковских операций;
обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если другое не установлено федеральными законами,
обеспечивает эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; -выдает лицензии кредитным организациям на осуществление банковских операций, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, приостанавливает их действие и отзывает их;
создает решения о регистрации негосударственных пенсионных фондов;
осуществляет контроль за деятельностью банков и иных банковских групп;
на основании законодательства обеспечивает контроль, регулирование и контроль за деятельностью некредитных финансовых организаций;
обеспечивает регистрацию выпуска проспектов ценных бумаг и эмиссионных ценных бумаг, а также регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
обеспечивает контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований норм законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
обеспечивает контроль, регулирование и надзор в акционерных обществах в сфере корпоративных отношений;
реализует независимо или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, которые необходимы для исполнения функций Банка России;
организует и обеспечивает валютный контроль и валютное регулирование на основании законодательства Российской Федерации;
формирует правило осуществления расчетов иностранными государствами, с международными организациями, а также с юридическими и физическими лицами;
устанавливает национальные стандарты бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и кредитных организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и правил их применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
формирует и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; -принимает участие в разработке платежного баланса Российской Федерации в прогнозном периоде и организует составление платежного баланса России;
принимает участие в разработке и методологии составления финансового счета России в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
самостоятельно создает статистическую методику прямых инвестиций из России за рубеж и прямых инвестиций в Россию, перечень респондентов, устанавливает правила предоставления ими статистических данных о прямых инвестициях, включая типологию федерального статистического наблюдения;
проводит оценку и прогноз состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и аналитические данные;
обеспечивает выплаты Банка России по вкладам населения в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
является депозитарием средств Международного валютного фонда в национальной валюте, обеспечивает осуществление операций и сделок, которые предусмотрены Соглашением Международного валютного фонда;
обеспечивает контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защиту от неправомерного использования инсайдерской информации и манипулированию рынком;
обеспечивает защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей.
Банк России и правительство имеют достаточное количество рычагов влияния на обеспечение относительной стабильности денег на основе реализации определённого вида политики. Например, если Центральный банк влияет на покупательную способность денег путём контроля объёмов эмиссии, обеспечения ценовой стабильности и сдерживания инфляции, то правительство может влиять на эти процессы путём регулирования цен естественных монополий и реализации соответствующей ценовой и фискальной политики. Аналогичная система параллельных мероприятий может быть реализована также и для валютного курса, и процентной ставки (таблица 2.1.1)
Таблица 2.1.1 – Классификация сфер воздействия центрального банка
Показатели цены
денег Сфера воздействия
центрального банка Сфера воздействия правительства
Покупательная способность денег Контроль объёмов денежной эмиссии. Обеспечение ценовой стабильности. Ценовая и фискальная политика. Регулирование цен естественных монополий
Валютный курс Реализация валютнокурсовой политики и контроль над движением капитала. Стимулирование внешнеэкономической деятельности. Фискальная политика относительно экспортно-импортных операций.
Процентная ставка Проведение адекватной процентной политики. Долговая, инвестиционная и инновационная политика. Развитие фондового рынка.
В посткризисный период основными задачами денежно-кредитной политики ЦБ РФ, регулирующими кредитный и депозитный рынок, можно определить:
поддержание устойчивости финансовой системы к стрессовым ситуациям;
ограничение финансовых рисков;
сглаживание циклов финансовых колебаний.
Эти задачи между собой взаимосвязаны. С одной стороны, на инструментальном уровне они основаны на микро-регулировании и должны определять нормы деятельности, под влиянием которых отдельные банки будут обладать достаточным собственным капиталом и ликвидностью.
Таким образом, денежно-кредитная политика должна способствовать ликвидности финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банков, развивать систему макроэкономического моделирования и прогнозирования.
2.2. Структура денежно-кредитной политики Центрального банка России
C одной стороны, подход Банка России к осуществлению денежнокредитной политики определяется характером влияния имеющихся у центрального банка в распоряжении инструментов на инфляцию и экономику, а с другой - структурной и институциональной особенностью российской экономики, инфляционных ожиданий и динамики потребительских цен.
Воздействие денежно-кредитной политики на цены в условиях режима таргетирования инфляции в первую очередь происходит посредством управления внутренним спросом. Главный Центробанк оказывает воздействие на инфляцию через, так называемый, трансмиссионный механизм.
Банк России, определяя ключевую ставку, оказывает воздействие на процентные ставки на различных секторах финансового рынка. Это отражается на склонности к сбережениям, доступности кредита, влияет на инфляцию и внутренний спрос. Процентные ставки финансового рынка на изменение ключевой ставки реагируют достаточно быстро.
Учитывая тот факт, что изменение ключевой ставки оказывает широкое и длительное влияние на экономическую систему и затрагивает большую часть участников экономических отношений, Банк России принимает решения, основываясь на макроэкономическом прогнозе, который разрабатывается на три будущих года.
При разработке прогноза исследуются текущие тенденции в экономике и динамики инфляции, кроме того, учитываются характерные черты трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Также в рамках прогноза осуществляется как оценка воздействия заявленных мер макроэкономической политики, так и рассматрение источников внешних и внутренних рисков.
Стоит отметить, что Банк России анализирует региональные тенденции, таким образом, дополнительно оценивая однородность и устойчивость процессов, которые наблюдаются на макроуровне.
Аналитические расчеты осуществляются с применением современных подходов на основе эконометрических методов и макроэкономических моделей. С учетом экспертных оценок и на основе вышеперечисленных методов и моделей происходит формирование целостного видения экономической ситуации, а также перспектив ее развития. Банк России при этом придает большое значение сбалансированности своих решений, он оценивает воздействие мероприятий денежно-кредитной политики и на динамику инфляции, и на состояние реального и финансового секторов экономики.
Банк России, оказывая воздействие на внутренний спрос, отталкивается из того, что его динамика обязана соответствовать возможностям производства, при этом не формируя рисков длительного и значимого отклонения инфляции как вниз, так и вверх от цели, а кроме того рисков для финансовой стабильности.
Банк России, осуществляя комплексную оценку экономической ситуации, уделяет большое внимание анализу динамики цен. Понимание характера инфляционных процессов на разных уровнях, по разным группам услуг и товаров и регионам дает возможность установить устойчивость тех, либо других изменений в темпах роста потребительских цен, а также выявить факторы, влияющие на них, и возможные риски.
Банк России осуществляя регулярный мониторинг ценовых показателей, рассматривает различные группы компонентов и компоненты потребительской корзины, а также анализирует их динамику за различные промежутки времени.
Базовая инфляция, а также ее модификации разбирается с целью оценки устойчивости тех либо других процессов в динамике цен. В этих же целях исследуются усредненные за разные периоды индикаторы инфляции. Также Банк России принимает во внимание среднегодовую инфляцию за последние 12 месяцев, она реагирует на разовые колебания цен в меньшей степени и дает возможность охарактеризовать устойчивость нахождения инфляции у цели. Данный показатель в значительной мере отражает принятие инфляции хозяйствующими субъектами. Они, в свою очередь, ориентируются на динамику инфляции в течение прошедшего года.
Исследование инфляции в региональном разрезе играет главную роль. Оно позволяет оценить степень однородности в динамике цен, а также раскрыть специфические факторы, которые на макроуровне являются незаметными.
Банк России наряду с исследованием потребительской инфляции, анализирует и другие показатели, которые характеризуют в экономике ценовые тенденции. Мониторинг цен производителей проводится регулярно. Перемена цен создает со стороны издержек инфляционное давление на потребительском рынке. Банк России исследует цены производителей в разрезе видов экономической деятельности, при этом учитывает характер и степень их влияния на потребительские цены.
В свою очередь, исследование факторов, которые определяют динамику цен на международных рынках и в государствах, которые являются торговыми партнерами России, позволяет дать оценку характеру динамики цен на импортные товары.
Основываясь на комплексном анализе, который позволяет определить долговременные устойчивые тенденции, Банк России может избежать неоправданные и разнонаправленные изменения ключевой ставки, таки образом, обеспечивая стабильность процентных ставок, а кроме того, поддерживая определенность в целом экономических условий. Этот подход дает возможность осуществлять последовательную и с точки зрения общего макроэкономического результата более взвешенную политику.
Учитывая данный факт и продолжительный характер влияния мероприятий денежно-кредитной политики, на экономику, Банк России, в первую очередь, изменяет главную ставку в том случае, если на прогнозном горизонте ожидается длительное и стойкое отклонение годовой инфляции от 4%. Подобное воздействие на инфляцию в большинстве случаев проявляют дисбалансы между предложением и спросом на внутреннем рынке, которые затрагивают ожидания и поведение широкого круга участников экономических отношений.
Центральный банк, повышая ключевую ставку, снижает привлекательность кредита, а также формирует стимулы к сбережениям. Следовательно, происходит ограничение чрезмерной динамики спроса. Действия Банка России оказываются в зависимости от реакции инфляционных ожиданий на динамику цен.
Стои отметить, что к ускорению либо замедлению уровня годовой инфляции, а также к затрагиванию отдельных секторов рынка может привести значительное количество факторов. Чаще всего эти факторы находятся на стороне предложения, т. е. воздействуют на физические объемы выпуска определенных услуг и товаров или на изменение их себестоимости, но не на спрос либо предпочтения хозяйствующих субъектов. По этой причине действие данных факторов не ограничивается мероприятиями денежно-кредитной политики.
Так, например, погодные условия влияют на количество урожая, а также и предложение тех или иных сельскохозяйственных культур. Изменение ставок налогов, регулируемых тарифов, акцизов или стоимости сырья на всемирных рынках могут сказаться как издержках производитетелей, так и ценах издаваемой продукции. Как правило, влияние на годовую инфляцию разовых факторов, ограничивается на горизонте одного года
Следоваетельно, использование мер денежно-кредитной политики в этих случаях неоправданно, если учитывать, что они приобретут эффект уже после того, как инфляция вернется к уровням, которые близки к 4%.
Однако если изменение темпов роста потребительских цен, связанное с действием краткосрочных факторов, отражается на инфляционных ожиданиях, то отклонение инфляции от цели может стать более устойчивым и продолжительным во времени. В этом случае говорят об адаптивном характере инфляционных ожиданий и проявлении вторичных эффектов временных факторов, на которые центральный банк вынужден реагировать мерами денежно-кредитной политики. Такая ситуация пока характерна для России, где домашние хозяйства и бизнес все еще помнят существенные и непредказуемые колебания инфляции, которые им приходилось не раз испытать в течение новейшей российской истории. Участники экономических отношений закладывают повышенную инфляцию в свои хозяйственные и производственные планы, чутко реагируют на любые, даже небольшие всплески роста цен. Это повышает риски устойчивого ускорения инфляции под воздействием временных факторов. В такой ситуации Банк России должен тщательно отслеживать вторичные эффекты и в случае их выявления вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику, чем при их отсутствии.
Кроме того, инфляционным ожиданиям пока свойственны несимметричные изменения - на текущем этапе домашние хозяйства и бизнес охотнее верят в ускорение инфляции, чем в ее замедление, равно как в большей мере ожидают роста цен при ослаблении рубля, чем их снижения при укреплении национальной валюты (так называемая асимметричность эффекта переноса валютного курса в цены). Следствием этого является более выраженное изменение цен в ответ на действие проинфляционных факторов, чем в противоположной ситуации. До тех пор пока такая асимметричная реакция сохраняется, Банк России будет придавать большее значение проинфляционным рискам, чем рискам отклонения инфляции вниз от 4%.
Таким образом можно сделать вывод, что отклонение инфляции вверх от цели при указанной асимметричной реакции ожиданий будет требовать более существенного изменения ключевой ставки Банком России, чем сопоставимое по масштабу отклонение инфляции вниз от 4%.
Повышение прозрачности и предсказуемости проводимой денежно-кредитной политики способствует более четкому пониманию участниками экономических отношений действий центрального банка и возрастанию роли его информационных сигналов. Они будут усиливать воздействие решений по ключевой ставке на процентные ставки, экономическую активность, инфляцию, а также на ожидания их изменения в будущем, повышая, таким образом, действенность денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика является частью государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Ее приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.
В рамках реализуемой Банком России стратегии таргетирования инфляции основной целью денежно-кредитной политики является сохранение инфляции вблизи 4%, а операционной целью - сближение ставок сегмента овернайт денежного рынка с ключевой ставкой Банка России.
Стратегия таргетирования инфляции не предполагает установления и достижения количественных ориентиров по каким-либо иным экономическим показателям, включая денежно-кредитные. Показатели денежной программы рассчитываются Банком России в дополнение к прогнозу ликвидности банковского сектора и включаются в круг прогнозных показателей, учитываемых при разработке и реализации денежно-кредитной политики Банка России.
В рамках режима таргетирования инфляции основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка.
Основа политики таргетирования инфляции – информационная открытость. Такая политика приобрела дополнительное значение в период пандемии. В этот период все решения Банка России сопровождались оперативным разъяснением принимаемых мер в контексте происходящих событий.
С осени 2020 года стала осуществляться публикация информационно-аналитических комментариев о динамике инфляции в каждом из российских регионов. Таким образом, Банк России представляет анализ динамики потребительских цен на всех трех уровнях: страны в целом, федеральных округов и на уровне отдельных регионов.
Повышение прозрачности и предсказуемости проводимой денежно-кредитной политики способствует более четкому пониманию участниками экономических отношений действий центрального банка и возрастанию роли его информационных сигналов. Они будут усиливать воздействие решений по ключевой ставке на процентные ставки, экономическую активность, инфляцию, а также на ожидания их изменения в будущем, повышая, таким образом, действенность денежно-кредитной политики.
Стоит отметить, что дальнейшее развитие событий во многом зависит от того, как будет складываться ситуация с пандемией, как будут проходить восстановительные процессы в мировой и российской экономике, насколько будут меняться настроения и поведенческие установки населения, инвестиционные и производственные планы бизнеса, что, в свою очередь, может оказывать существенное влияние на потенциал экономического роста и в России, и за рубежом. Все эти факторы создают широкий диапазон вероятных траекторий развития событий.
Таким образом, можно сделать вывод, что стабильно низкая инфляция, то есть ценовая стабильность, является залогом доверия общества к национальной валюте. Это, в свою очередь, имеет решающее значение для социальной стабильности, для комфортной жизни людей и ведения бизнеса, для формирования внутренних сбережений и инвестиций, которые являются основой устойчивого экономического роста. Выполняя свою основную функцию, закрепленную Конституцией Российской Федерации Банк России вносит вклад в создание благоприятных условий для экономического развития России.
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ РОССИИ
3.1. Сценарии развития российской экономики
Принципы, цели и инструменты денежно-кредитной политики Банка России, приведенные в его стратегическом документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов»1 (далее — Документ), сохраняют свою преемственность и актуальность в условиях нестабильной современной экономической ситуации и в основном идентичны принципам, целям и инструментам ДКП, изложенным Банком России в своих предыдущих программных документах, в частности в прошлогоднем документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов».
В отношении цели ДКП справедлива отсылка Банка России к Конституции Российской Федерации, более четко прописаны взаимосвязь ценовой стабильности и сбалансированного и устойчивого экономического роста, условия заемного финансирования для компаний, уменьшение валютизации обязательств и активов в экономике. Банк России в очередной раз подчеркивает, что ДКП создает важные условия для развития экономики,
Макроэкономический подход к отражению целей денежно-кредитной политики в Документе обеспечивает прозрачность коммуникации, формирует доверие к институту Центрального банка.
Из материалов Документа следует, что Банк России продолжает соблюдать обозначенные в предыдущих документах принципы ДКП. Более четко в нем прописаны принципы формирования ключевой ставки — на основе макроэкономических прогнозов — с указанием на то, что решения по ДКП всегда принимаются в условиях неполной определенности, что также способствует обеспечению прозрачности коммуникаций и росту доверия к Банку России.
Основными постулатами, взятыми из прошлой практики, по-прежнему остаются: ценовая и финансовая стабильность; надежность платежной системы; доверие к денежно-кредитной политике (ДКП) Банка России; создание не драйверов, а только необходимых условий для устойчивого роста экономики.
Основные принципы, заложенные в реализацию этих постулатов, также неизменны в рассматриваемом Проекте: установление количественной цели по инфляции; применение ключевой ставки и коммуникации как инструментов ДКП; наличие макроэкономического прогноза; информационная открытость.
В Проекте неоднократно подчеркивается приверженность Банка России выбранному в 2014 г. режиму таргетирования инфляции. В рамках этого режима основой целью ДКП является постоянное поддержание годовой инфляции вблизи 4%, что означает возможность небольших колебаний инфляции вокруг целевого показателя – годового темпа прироста ИПЦ, рассчитываемого Росстатом. При этом ДКП воздействует на динамику цен не напрямую, а опосредованно через спрос и с наличием существенных лагов, 1 обеспечивая достижение цели по инфляции лишь с течением определенного периода времени.
Впервые Банк России в своем Проекте представил четыре сценария развития российской экономики на среднесрочном горизонте – базовый и три альтернативные (проинфляционный, дезинфляционный, рисковый). При этом в отличие от предыдущих лет цена на нефть больше не является основным критерием отличия сценариев, так как ее влияние оценивается в комплексе с другими факторами, такими, например, как темпы роста фактического и потенциального ВВП в российской и мировой экономике на протяжении всего прогнозного горизонта.
Первый – базовый сценарий, предполагающий медленное восстановление мировой экономики с недостаточным для возвращения на потенциальный уровень выпуском до конца прогнозного периода. Предполагается, что российская экономика продолжит устойчивое восстановление в 2021 – 2022 гг. и к III кв. 2022 г. достигнет потенциального уровня выпуска, оставаясь на нем до конца прогнозного горизонта [3, c.41].
Второй – проинфляционный сценарий. В его рамках будет также наблюдаться постепенное восстановление мировой экономики, но в условиях более существенного влияния пандемии на восстановление глобальных цепочек добавленной стоимости, что приведет к более глубокому по сравнению с базовым сценарием падению потенциального уровня выпуска мировой экономики. При этом российская экономика будет восстанавливаться более умеренными темпами, чем в базовом сценарии [3, c.43, 44].
Третий – дезинфляционный сценарий в отличие от базового сценария предполагает, что разрабатываемые вакцины не позволят в полной мере остановить распространение вируса в мировом масштабе, вынуждая правительства и центральные банки сохранять ограничительные меры и мягкую денежно-кредитную политику продолжительное время. Восстановление российской экономики будет слабым, а слабый внешний и внутренний спрос будут препятствовать закрытию отрицательного разрыва выпуска на всем прогнозном горизонте [3, c.45, 47].
Четвертый – рисковый сценарий предполагает, что в дополнение к повторному росту заболеваемости возможны и другие шоки для мировой экономики – например, усиление торговых противоречий и геополитической напряженности, долговых проблем отдельных стран или отраслей. Российская экономика перейдет на траекторию более низкого роста выпуска, отрицательный разрыв которого не закроется на протяжении всего прогнозного горизонта [3, c.47,48].
За основу прогноза социально-экономического развития РФ в 2021- 2023 гг. Банком России был взят базовый сценарий, предполагающий в процессе своей реализации ряд следующих целевых параметров:
постепенное снижение риск-премии РФ в 2021 – 2023 гг. и возобновление притока иностранного капитала в российскую экономику;
стабилизацию цены на нефть на уровне 50 долл. США за баррель к концу 2022 г.;
восстановительный рост потребительского и инвестиционного спроса будет обеспечиваться за счет мягкой ДКП и антикризисных мер Правительства РФ;
начало бюджетной консолидации со второй половины 2021 г. и восстановление уровня расходов федерального бюджета к параметрам бюджетного правила в 2022 – 2023 гг.;
стабилизация темпов прироста требований банковской системы к экономике на уровне 7 – 11%, в основном за счет кредитования домашних хозяйств;
достижения темпов прироста расходов на конечное потребление домохозяйств в 2021 г. на уровне 4,3-5,3%, в 2022 г. – 2-3% и в 2023 г. – 1,8- 2,8% годовых;
достижения темпов прироста валового накопления основного капитала до темпов прироста в 2021 г. – 2,5-4,5%, 2022 г. – 3,8-5,8% и 2023 г. – 2,7-4,7%;
квартальные темпы прироста цен к середине 2021 г. в годовом выражении должны вернуться к 4% и дальше удерживаться на этом уровне до конца 2023 г.
в конце 2023 г. начнется плавный переход от мягкой к нейтральной денежно-кредитной политике, создав необходимые и достаточные условия для устойчивого развития российской экономики [3, с. 40–43].
Важно учитывать, что Банк России при составлении прогнозов исходил из возможных допущений влияния пандемии коронавируса на скорость восстановления спроса, а также на глубину падения потенциального выпуска, в том числе принимая во внимание возможные отложенные эффекты вследствие ограничений экономической активности. Различные сценарии Банка России основываются на комбинации этих допущений.
3.2. Анализ макроэкономичекого прогноза
Банк России принимает решения по ДКП на основе макроэкономического прогноза развития российской экономики, при построении которого он опирается на современные макроэкономические модели.
Ядром комплексных прогнозных моделей, отражающих основные взаимосвязи в экономике на макроуровне, является базовая квартальная прогнозная модель (КПМ). Одновременно для уточнения и дополнения результатов базовой КПМ, а также параметров ее калибровки Банк России использует широкий спектр других прогнозных инструментов – сателлитных моделей и модельных комплексов, необходимых для описания каналов ТМ ДКП.
В Проекте Банк России отмечает, что ДКП воздействует на отклонения темпа роста экономики от потенциального, но не сам экономический потенциал. Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения вызвали отклонение фактических темпов роста российской экономики от потенциальных, что привело к падению внутреннего спроса и сильным шокам предложения. Поэтому для того, чтобы ограничить дезинфляционные риски и стабилизировать инфляцию вблизи цели на прогнозном горизонте, Банк России стал снижать ключевую ставку ниже нейтрального уровня и проводить относительно мягкую ДКП (в апреле–июле 2020 г. ставка была снижена на 175 б. п., до 4,25% годовых).
Тем не менее Банк России продолжает придерживаться консервативного подхода при оценке баланса инфляционных рисков на прогнозном горизонте, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам, чем дефляционным [3, с. 13]. Это в основном связано с характером инфляционных ожиданий, которые за последние несколько лет существенно снизились, но по-прежнему остаются очень чувствительны к действию краткосрочных проинфляционных факторов. Поэтому при формировании предпосылок прогноза Банк России уделяет дополнительное внимание тем факторам ценовой динамики, которые потенциально могут вызвать рост инфляции и инфляционных ожиданий.
О корректности модельного инструментария Банка России можно судить по тому, как регулятор рассчитывает сценарную траекторию изменения нейтральной процентной ставки (в частности, ключевой ставки и межбанковских ставок овернайт), при которой экономика (1) устойчиво находится в состоянии полной занятости (выпуск равен потенциальному) и (2) инфляция стабильно поддерживается на целевом уровне ключевой ставки [3, с. 26]. Это важно при расчете нейтральной процентной ставки, которую Банк рассматривает как ориентир, относительно которого следует оценивать направленность ДКП, а также как ориентир среднего уровня процентных ставок в экономике на длительных промежутках времени.
Количественно рассчитать краткосрочную нейтральную ставку весьма проблематично даже в экономиках с гораздо более долгой историей режима таргетирования инфляции, чем РФ, и центральные банки такие количественные оценки практически никогда не озвучивают.
Но при 14 принятии решений по ДКП центральный банк учитывает, в какую сторону и насколько значимо краткосрочная нейтральная ставка отклоняется от долгосрочной ставки (которая определяется структурными факторами) в зависимости от влияния циклических факторов (например, внешних условий, текущей деловой активности, мер бюджетной политики) и как она будет меняться в ближайшем будущем.
Банк России, ссылаясь на ряд исследований в области количественных оценок уровня долгосрочной реальной нейтральной ставки для страны, считает, что этот уровень в настоящее время близок к интервалу от 1 до 3% (диапазон оценок), в 2020 г. он сместился в нижнюю половину диапазона. Хотя в 2019 г. Банк России исходил еще из оценки долгосрочной реальной нейтральной ставки, находящейся в верхней половине диапазона оценок, то есть в интервале 2–3%. Произошло это, по мнению Банка России, по двум причинам:
вследствие ожиданий относительно долгосрочных последствий эпидемии коронавируса для мировой экономики;
снижения страновой риск-премии для России [3, с. 28].
Стоит отметить, что по мнению экспертов ИЭ РАН такое объяснение, является неполным, так как оно не охватывает всей группы факторов, влияющих на уровень нейтральной процентной ставки, а именно: темпов роста совокупной факторной производительности; состава и динамики численности населения (как общей, так и отдельных возрастных групп); степени развития финансового сектора и инструментов его регулирования; уровня развития цифровых финансовых услуг. Поэтому это не привело к смене инструментария для выбора приоритетов операционной цели ДКП в условиях роста в мировой и российской экономиках дефляционных рисков.
Таким образом, можно сделать вывод, что базовый сценарий Банка России является лучшим из возможных сценариев, а Банк России принимает решения по денежно- кредитной политике на основе оптимистичного макроэкономического прогноза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результативность функционирования народнохозяйственного комплекса во многом зависит от экономическая политика государства, которая включает административные и экономические методы управления экономикой.
Основную значимость в экономической жизни в политике нашего государства играет денежная-кредитная политика. Она способствует стабилизации общественных отношений, развитию экономики, развитию наукоѐмких производств, научно-технического прогресса, стабилизации в целом государства, снижению социальной напряженности.
Денежно-кредитная политика – это элемент экономической политики государства; проводимая государством генеральная линия действий, система мероприятий в области управления денежно-кредитными ресурсами с целью обеспечения стабильного экономического роста при низком уровне безработицы и инфляции, а также формирования устойчивого платежного баланса страны, осуществляемая посредством использования центральным банком страны специальных методов и инструментов. Монетарная политика основывается на теоретических представлениях о роли денег в экономике и их влияния на основные макроэкономические параметры: объем производства, объем инвестиций, платежный баланс страны, цены, валютный курс, уровень занятости в стране, показатели благосостояния и качества жизни.
В России, монетарную политику выполняет главный Центробанк. Монетарная политика ЦБ РФ, в большинстве случаев, ориентируется на обретении экономической стабилизации, а помимо этого на укрепление курса национальной валюты и осуществление стабильности платѐжного баланса государства.
Денежно - кредитная политика центрального банка является составной частью экономической политики государства. Центральный банк, обладая разнообразными инструментами, проводит с большей или меньшей степенью эффективности денежно-кредитную политику, воздействуя на денежную сферу экономики
Выбор альтернатив денежно-кредитной политики находится в зависимости от причин изменения спроса на деньги. Банк России чаще всего применяет такие инструменты как установление нормы обязательного резерва, операции на открытом рынке, регулирование валютного курса, учетная ставка, депозитные операции с кредитными организациями, регулярный выпуск облигаций Банка России.
Основным методы монетарной политики в зависимости от характера используемых инструментов денежно-кредитного регулирования подразделяются на:
экономические;
административные.
Специфика современной российской экономики прикладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежнокредитной политики. Любой денежно-кредитный инструмент имеет свою ограниченную область применения и не может быть заменен иными инструментами.
В настоящее время реально действующими считается рефинансирование, нормативы обязательных резервов, валютные интервенции, проведение депозитных операций.
Принципы, цели и инструменты денежно-кредитной политики Банка России, приведятся в его стратегическом документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политик».
Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и формирования условий с целью повышения эффективности его регулирования посредством политики Центрального Банка будет содействовать оживлению социальной и финансовой жизни государства и его стабильному развитию в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
О банках и банковской деятельности // Федеральный закон от 13.07.2015 г. №395-1.
О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // Федеральный Закон от 05.10.2015 г. № 86-ФЗ.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов (Проект от 29.09.2020 г.). М.: Банк России, 2020. – 152 с.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ.
Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: учебник/ под ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. 6-е изд., стереотипн. М.:Издательство
«Дело и Сервис», 2017. 260 с.
Володин А. А. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник – 3-e изд. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 364 с.
Гаджиев, Д. Ф. Денежно-кредитная система и Международный банк Азербайджана / Д.Ф. Гаджиев. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 239 c.
Головнин М.Ю. Развитие денежно-кредитной сферы в трансформационный период: Россия и страны Центральной и Восточной Европы - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. – С.224.
Грачева, Е. Ю. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект) / Е.Ю. Грачева, Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова. - М.: Проспект, 2017. – 209 c
Ивасенко, А.Г. Денежное обращение и кредит России / А.Г. Ивасенко. - М.: Феникс, 2019. – 256 c
Ивашковский, С.Н. Макроэкономика. 2-е изд., испр., доп. М.:Дело, 2020. 185 с.
Кузнецова В.В., Ларина О.И. Банковское дело. Практикум : учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2019, 260 с.
Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. М.: КноРус. 2017.
Макеев С.Р. Денежно-кредитная политики: теория и практика. М.: Экономистъ, 2016.– С.157.
Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика//учебное пособие.- М.: Экономистъ, 2018. – С.179.
Неболсин, Г.П. Банки и другие кредитные установления в России и иностранных землях / Г.П. Неболсин. - Москва: Огни, 2017. – 807 c.
Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 495 с.
Петрушина В. М. Основы денежно-кредитной политики / В. М. Петрушина, Л. В. Антюх. - Минск : МГПТК полиграфии, 2016. - 104 с.
Румянцева Е.Е. Экономический анализ: Учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Юрайт, 2018. – 381 с.
Соколов Ю.А., Дубова С.Е., Кутузова А.С. Организация денежнокредитного регулирования: учеб. пособие: Флинта, Наука; Москва; 2018. 262 с.
Тесля, П. Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства / П.Н. Тесля, И.В. Плотникова. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 165 c.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.