Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теоретические положения о материнском (семейном) капитале как формы государственной поддержки семей с детьми

Тип Курсовая
Предмет Право и организация социального обеспечения

ID (номер) заказа
3434936

500 руб.

Просмотров
1088
Размер файла
791.38 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение4Глава 1. Теоретические положения о материнском (семейном) капитале как формы государственной поддержки семей с детьми61.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование61.2 Круг лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала 9Глава 2. Практические аспекты реализации права на получение материнского (семейного) капитала152.1 Порядок оформления материнского (семейного) капитала152.2 Основные направления расходования средств материнского (семейного) капитала18Заключение 31Список использованных источников33ВведениеПравовой институт материнского капитала был введен на территории нашей страны в 2007 году в рамках национального проекта «Демография». На практике данная мера государственной поддержки семей с детьми показала весьма высокую эффективность, так как в соответствии со статистическими данными, рождаемость после внедрения материнского капитала увеличилась и составила 15 детей на 100 женщин репродуктивного возраста, что превышает дореформенный показатель [46]. Одновременно с этим, правовой институт материнского капитала сегодня не лишен определенных недостатков, во многих обусловленных пробелами и несовершенствами действующего законодательства. В частности, к проблемам, существующим в рамках данного института, можно отнести планомерное мошенничество с данными денежными средствами, невозможность потратить материнский капитал на действительно необходимые для семьи цели, а также случаи обналичивания и, как следствие, нецелевого использования. Данный вывод подтверждается данными социологических опросов, результаты которых явно свидетельствуют о том, что граждане недовольны ограниченным кругом направлений, куда можно направить средства материнского капитала, а также рядом организационных моментов, связанных с назначением и выплатой этих денежных средств [47]. В связи с этим, особую актуальность приобретает исследование, которое посвящено комплексному анализу правового института материнского капитала, в том числе, с учетом изменений 2020-2021 годов и выявление указанных проблем с определением путей их решения. Сказанное предопределило не только актуальность представленной темы для выпускной квалификационной работы, но и ее теоретическую и практическую значимость. Степень научной разработанности темы. Вопросы, которые связаны с материнским (семейным) капиталом, не всегда рассматриваются в литературе по социальному обеспечению и нередко становятся предметом специальных исследований. Среди таких работ можно отметить труды таких авторов, как А.А. Акмалова, С.Н. Марков, О.С. Курченко. Однако монографические и новые диссертационные работы по заявленной теме отсутствуют в связи с чем, весьма затруднительно говорить о надлежащей разработке указанной темы в научной и юридической литературе. Цель курсовой работы - провести комплексный анализ материнского (семейного) капитала, как формы социальной поддержки семей с детьми.Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Рассмотреть понятие и регулирование материнского капитала; Определить круг лиц, имеющих право на материнский капитал; Изучить порядок оформления материнского капитала; Выявить основные направления расходования материнского капитала. Объект исследования - общественные отношения, возникающие на фоне практической реализации гражданами права на материнский (семейный) капитал; Предмет исследования - теоретические положения и нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок назначения, а также выплаты и расходования средств материнского (семейного) капитала и практика их применения. Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально-логический метод, методы анализа и синтеза. Также при написании работы были использованы частно-научные методы познания, а именно формально-юридический метод. Практическая значимость исследования выражается в том, что в нем раскрыты все проблемы рассматриваемого правового института и предложены пути их возможного решения. Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста заключения, списка использованных источников. Глава 1. Теоретические положения о материнском (семейном) капитале как формы государственной поддержки семей с детьми1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулированиеНеобходимость внедрения на территории страны правового института материнского (семейного) капитала была обусловлена стремлением создать условия, обеспечивающие достойную жизнь семьям, имеющим детей. В итоге был сформирована уникальная мера государственной поддержки, являющаяся дополнительной мерой к уже существующим механизмам поддержки семей с детьми, а направлена данная мера на оптимизацию демографической ситуации в Российской Федерации. Понятие материнского (семейного) капитала содержится в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее-ФЗ № 256-ФЗ). Так, в соответствии с ч.2 ст. 2 ФЗ № 256-ФЗ, под материнским (семейным) капиталом предлагается понимать средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР РФ на реализацию дополнительных мер поддержки, установленных ФЗ № 256-ФЗ. В ч.1 ст. 2 ФЗ № 256-ФЗ к мерам государственной поддержки семей с детьми законодатель относит меры, которые позволяют улучшить жилищные условия, получить образование, произвести социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, повысить уровень пенсионного обеспечения [6]. Данное понятие отличается лаконичностью и краткостью, однако из его анализа следует, что по сути, материнский (семейный) капитал представляет собой денежные средства, которые выделяются государством для поддержки граждан, имеющих детей. Однако в юридической литературе материнский (семейный) капитал определяется по-разному и единого взгляда на данную меру государственной поддержки сегодня не выработано. Например, можно привести точку зрения Е.С. Иноземцева, который утверждал, что материнский капитал представляет собой информационный аспект демографической безопасности [27, 42]. Очевидно, в юридической литературе сформировался широкий и узкий подход к пониманию материнского (семейного) капитала, однако более верным представляется именно узкий подход, который определяет материнский капитал как меру государственной поддержки семей с детьми. Во многом это обусловлено тем, что это в полной мере соответствует определению, данному законодателем, а также практике использования данных средств в объективной действительности. Правовое регулирование материнского (семейного) капитала сегодня осуществляется не только Федеральным законом № 256-ФЗ, но и достаточно широкой совокупностью иных нормативно-правовых актов. Так, как указано в ст. 1 ФЗ № 256-ФЗ, законодательство РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основано на Конституции РФ, международных актах, актах федерального законодательства. В целях единообразного применения положений ФЗ № 256-ФЗ издаются разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ. К числу международных актов, которые регламентируют данную сферу, вполне можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., согласно которой, младенчество и материнство обладают особым правом на помощь и попечение [1]. Кроме того, в соответствии с данным документом, семья является основной ячейкой общества, которой должно быть гарантировано право на защиту со стороны государства. Также в данном аспекте можно отметить такой документ, как Декларация прав ребенка 1959 г., в соответствии с которой, ребенок имеет право на защиту и благоприятные условия для развития своих способностей [2]. Аналогичное правило содержится в Конвенции о правах ребенка 1989 года [3]. Так, согласно ч.3 ст. 27 Конвенции, государства-участники принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в том числе, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, направленные на обеспечение питанием, одеждой и жильем. Полагаем, что именно данные документы легли в основу разработки программы материнского (семейного) капитала в 2006 года на территории РФ. Что касается Конституции Российской Федерации (далее-Конституция РФ), то в данном аспекте стоит отметить ст. 38 Конституции РФ [4]. Так, согласно ст. 38 Конституции РФ, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Также нельзя не отметить ч.1 ст. 7 Конституции РФ, отмечающей, что Российская Федерация является социальным государством, а его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, а также свободное развитие человека. Акцентируется внимание на том, что в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты. Одной из мер такой поддержки и защиты является материнский (семейный) капитал, детализация которого содержится в ФЗ № 256-ФЗ. Так, как отмечается в преамбуле к этому закону, он устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, для создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Среди подзаконных нормативных актов, действующих в указанной сфере, стоит отметить Постановления Правительства. Так, стоит отметить различные постановления, которые устанавливают правила направления денежных средств материнского капитала в ту или иную сферу. Примером может служить Постановление Правительства от 12.12.2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий [12]. Также сегодня существуют различные письма и приказы, регламентирующие данную сферу, например, отметим Приказ Минтруда РФ от 11.03.2016 г. № 100н «Об утверждении Правил отказа от направления средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии» [16]. Особый практический интерес представляют в данном случае разъяснительные документы, в частности, письма Министерства юстиции и разъяснения органов прокуратуры РФ. Также как отмечается в ч.2 ст. 1 ФЗ № 256-ФЗ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей с детьми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Полагаем, что речь в данном случае идет о региональном материнском капитале, который сегодня установлен в различных субъектах РФ. Правовая регламентация таких мер поддержки будет осуществляться региональным законодательством. Примером является Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 года № 72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области», который предусматривает право лиц, проживающих в области, на материнский капитал (ст. 3.5) [22]. Приходим к выводу, что под материнским (семейным) капиталом стоит понимать средства федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд РФ и впоследствии направляются на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. К числу таких мер относят улучшение жилищных условий, повышение уровня пенсионного обеспечения и иные. Регламентация правового института материнского капитала осуществляется весьма широкой совокупностью нормативных актов, среди которых были выделены договоры и акты международного и отечественного законодательства, подзаконные акты и иные документы. 1.2 Круг лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капиталаКруг лиц, которые имеют право на дополнительные меры поддержки со стороны государства в виде материнского (семейного) капитала, очерчен в ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ. Так, в соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ, правом на меры государственной поддержки возникает только при рождении или усыновлении ребенка или нескольких детей, имеющего гражданство РФ у определенных лиц. Во-первых, таким правом обладают женщины, родившие или усыновившие второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года. Во-вторых, женщины, которые родили или усыновили третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, если ранее ни не воспользовались правом на получение меры государственной поддержки в виде материнского капитала. В-третьих, таким правом обладают мужчины, которые выступают в качестве единственного усыновителя второго, третьего или последующих детей, если ранее они не воспользовались своим правом на получение материнского капитала, а решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года. В-четвертых, правом на материнский (семейный) капитал обладают женщины, которые родили или усыновили первого ребенка, начиная с 1 января 2020 года, что является законодательной новацией в рассмотренной сфере. И, наконец, в-пятых, правом на получение материнского (семейного) капитала обладают те мужчины, которые являются единственными усыновителями первого ребенка и не воспользовались правом на материнский капитал, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу с 1 января 2020 года. Отсюда следует, что в большинстве случаев право на материнский капитал возникает у матери, однако если ребенок усыновляется мужчиной в отсутствие супруги (будущей матери), именно он имеет право на получение указанных денежных средств. Представляется вполне естественным, что для получения материнского (семейного) капитала, должны соблюдаться определенные условия, указанные в ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ. Например, как отмечается в ч.2 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ, право на получение материнского капитала при рождении второго ребенка женщина приобретает без учета детей, в отношении которых родители были лишены родительских прав, и в отношении которых было отменено усыновление. Также не учитываются усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись падчерицами или пасынками указанных лиц [24, 169]. Также стоит отметить, что право на получение материнского (семейного) капитала в практической деятельности может переходить к отцу ребенка, что допустимо в случаях, которые перечислены в ч.3 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ. Согласно данному пункту, право переходит к отцу в случае смерти женщины, в случае объявления ее умершей, в случае лишения ее родительских прав в отношении ребенка, с рождением которого связано возникновение права на данную меру поддержки. Кроме того, данное правило действует в случае, если мать ребенка совершается в его отношении умышленное преступление против личности, что повлекло лишение ее родительских прав или их ограничение. Естественно, что женщина лишается права на материнский (семейный) капитал в случае отмены усыновления в отношении ребенка, усыновление которого явилось основанием для возникновения права на материнский капитал [26, 131]. Однако у отца не будет возникать права на материнский капитал в этих случаях, если он приходится отчимом в отношении предыдущего ребенка или если ребенок после смерти матери признается оставшимся без попечения. В практической деятельности уполномоченные органы не всегда признают за отцом ребенка право на получение материнского (семейного) капитала, что не является правильным с юридической точки зрения. Это неизбежно порождает возникновение различных спорных ситуаций, а примером ситуации подобного рода может служить Апелляционное определение Московского областного суда от 29.09.2014 по делу № 33-21541/2014 [31]. Так, истец заявил иск о признании его права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В обоснование требований указал, что приходится отцом двум детям, которые рождены путем применения метода искусственного оплодотворения, а в документах детей сведения о матери отсутствуют. В результате рассмотрения дела требования были удовлетворены. Суд указал, что семья истца не может быть ограничена в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки, так как в семье рождены двое малолетних детей. К аналогичному решению пришел суд в Апелляционном определении Ханты-Мансийского АО-Югры от 24.04.2012 по делу № 33-1797/2012 [32]. Так, в результате рассмотрения материалов дела суд указал, что за истцом правомерно признано право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, так как мать ребенка была лишена родительских прав, ребенок был передан на воспитание отцу. Также законодатель урегулировал ситуацию, при которой отец и мать ребенка могут быть лишены родительских прав, умереть, совершить против ребенка умышленное преступление и утратить свое право на материнский капитал в случаях, указанных в ч.3 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ. В этих ситуациях, право на получение сертификата возникает у несовершеннолетних детей и граждан до 23 лет при условии их обучения в образовательной организации на дневной форме обучения. В случае смерти ребенка или объявления его умершим, право на материнский (семейный) капитал прекращается и другим родственникам семьи не передается (ч.6 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ). Также стоит акцентировать внимание на том, что право на получение материнского (семейного) капитала возникает со дня рождения ребенка или последующих детей и может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка. Исключением является случаи, когда денежные средства направляются на погашение займов, взятых на улучшение жилищных условий, для интеграции и реабилитации ребенка-инвалида или для оплаты дошкольного образования и в ряде иных случаев. Стоит отметить, что в случае, если материнский (семейный) капитал не был использован до совершеннолетия ребенка или приобретения им дееспособности до 18 лет, он подлежит передаче ребенку или детям в равных долях (ч.4 ст. 5 ФЗ № 256-ФЗ). В результате изучения круга лиц, которые имеют право на получение материнского (семейного) капитала, возникает закономерный вопрос: имеет ли женщина право на получение данных денежных средств, если первый или второй ребенок был рожден мертвым? Полагаем, что для ответа на указанный вопрос целесообразно обратиться к материалам судебной практики. Например, ситуация такого рода рассматривалась в рамках Апелляционного определения ВС Республики Алтай от 25.11.2015 по делу № 33-1077/2015 [33]. Так, истица заявила требование о признании права на получение материнского капитала. Было установлено, что истице, родившей первого ребенка мертвым, отказано в выдаче государственного сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка. Однако в удовлетворении исковых требований было отказано в связи с тем, что фактом, имеющим значение для приобретения права на материнский капитал, является рождение живого ребенка. Кроме того, судом было указано, что в случае мертворождения не возникает потенциальной возможности для формирования отношений, направленных на предоставление мер социальной поддержки. Полагаем, что не согласиться с данным выводом суда весьма затруднительно. Аналогичная позиция нашла отражение в актах Конституционного Суда РФ, например, в Определении КС РФ от 09.11.2010 г. № 1439-О-О [30]. Аналогичным образом решался вопрос при рождении мертвым второго ребенка, так как ранее право на материнский капитал при рождении первого ребенка не возникало. Например, как указано в Апелляционном определении Тамбовского областного суда от 19.11.2012 по делу № 33-3087/2012, отказ в предоставлении материнского капитала обоснован в связи с тем, что женщина, которая родила второго ребенка мертвым, не приобретает право на сертификат, выдаваемый в связи с рождением второго ребенка [34]. Однако сегодня данные ситуации решаются несколько иным образом, так как в настоящее время для получения материнского капитала значение имеет рождение одного живого ребенка, но распространяется данное правило только на случаи, возникшие с 1 января 2020 года. Из анализа справочно-информационных систем следует, что судебная практика по новым правилам выдачи материнского капитала еще не сформировалась, но ее изучение в дальнейшем представляет исследовательский интерес.В завершении стоит отметить, что для учета лиц, которые имеют право на материнский (семейный) капитал, на территории РФ ведется федеральный регистр лиц, имеющих право на данную меру поддержки (ст. 4 ФЗ № 256-ФЗ). В него также вносятся все изменения относительно изменения размеров этой денежной выплаты и направлений расходования денежных средств. Очевидно, что наличие данного регистра существенно оптимизирует процесс контроля над получателями материнского (семейного) капитала, что является в настоящее время объективной необходимостью. Таким образом, в законодательстве исчерпывающим образом определен круг лиц, которые имеют право на получение указанной меры государственной поддержки. Было установлено, что данный перечень в 2020 году существенно расширился, так как теперь правом на получение материнского капитала стали обладать граждане, которые родили или усыновили первого ребенка, что было положительно оценено с точки зрения оптимизации демографической ситуации в нашей стране. Глава 2. Практические аспекты реализации права на получение материнского (семейного) капитала 2.1 Порядок оформления материнского (семейного) капиталаЛица, которые имеют право на получение материнского капитала, а также их законные представители в случае, если речь идет о получателях - несовершеннолетних детях, обращаются за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Сертификат может иметь бумажную форму или форму электронного документа, а обращение допустимо не только в органы Пенсионного фонда, но и в многофункциональный центр (далее-МФЦ). Обращение за получением сертификата на материнский (семейный) капитал осуществляется путем подачи заявления, форма которого утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 31.05.2019 года № 312п [21]. К указанному заявлению в обязательном порядке прикладываются необходимые документы. Однако на современном этапе развития допускается получение сертификата на материнский капитал в беззаявительном порядке, что прямо предусмотрено ч.1 ст. 5 ФЗ № 256-ФЗ. Обращение за получением сертификата на материнский капитал может быть произведено в любое время после возникновения права на его получение. В случае получения сертификата в беззаявительном порядке, данные о нем будут отражены в личном кабинете физического лица на сайте ПФР или на портале государственных услуг. В связи с этим, с 2020 года в нашей стране действует беззаявительный порядок оформления материнского капитала и фактически, обращение за ним больше не требуется. Сведения о появлении ребенка, дающего право на материнский капитал, поступают в ПФР из государственного реестра записей актов гражданского состояния. Сегодня ПФР активно тестирует оформление сертификатов на материнский капитал по сведениям, которые содержатся в реестрах ЗАГС и определяют необходимую для оформления сертификата информацию о детях и родителях. Данные изменения введены Федеральным законом от 01.03.2020 № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала (далее-ФЗ № 35-ФЗ) [7]. Однако для приемных семей сохраняется обычный (заявительный) порядок обращения за материнским капиталом, так как сведения об усыновлении предоставляют лишь сами родители, так как в ином случае будет нарушена тайна усыновления. В практической деятельности информация, необходимая для принятия решения относительно выдачи или отказа в выдаче сертификата, запрашивается органами пенсионным органом самостоятельно, посредством направления ряда межведомственных запросов. Однако ранее, данный механизм имел несколько иной вид, и заявители были вынуждены представлять необходимые документы преимущественно в бумажном виде. Полагаем, что информатизация в данном случае сыграла положительную роль, так как это позволило уменьшить число случаев мошенничеств, совершаемых гражданами при получении материнского капитала. Так, судебная практика знала случаи, когда заявители представляли в пенсионные органы подложные документы о рождении ребенка, скрывали факт смерти ребенка и иные случаи. В настоящее время, форма государственного сертификата на материнский (семейный) капитал утверждена Приказом Минтруда России от 18.03.2020 года № 138н. Также данным документом регламентируются правила выдачи, а также правила выдачи дубликата сертификата в случае необходимости [17]. На современном этапе развития, решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал принимается пенсионным органом в течение пяти рабочих дней с даты, когда было принято данное заявление или с даты, поступления в территориальный орган ПФР всех необходимых сведений. Если данные сведения не поступили в установленный срок, срок для принятия решения приостанавливается, но не может превышать пятнадцать дней со дня принятия соответствующего заявления. Представляется вполне естественным, что при принятии решения относительно выдачи сертификата на материнский капитал, пенсионный орган проверяет достоверность всех поступивших к нему сведений и может запрашивать необходимые дополнительные сведения. Ярким примером может быть запрос информации о том, не были родители лишены родительских прав или не состоялась ли отмена усыновления [23, с.201]. Вне зависимости от того, какое решение было принято пенсионным органом, заявитель уведомляется о нем в срок, не превышающий один рабочий дней со дня принятия такого решения. Основания для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата перечислены в ч.6 ст. 5 ФЗ № 256-ФЗ. Во-первых, в выдаче сертификата будет отказано, если лица не имеют права на получение данной меры государственной поддержки. Во-вторых, отказ будет иметь место в случае, если право на получение данной меры государственной поддержки было прекращено, например, ввиду лишения родительских прав. В-третьих, в случае представления в пенсионный орган недостоверных сведений. В-четвертых, в случае прекращения права на дополнительные меры поддержки в связи с использованием материнского капитала в полном объеме ранее. Стоит отметить, что указанный перечень оснований для отказа в выдаче сертификата является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, что не исключает возникновение спорных ситуаций на практике, в том числе, по вине пенсионных органов. В качестве примера вполне можно привести Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.08.2020 года № 88-13754/2020 [35]. Так, истец заявил требование о признании отказа пенсионного органа в выдаче сертификата на материнский капитал незаконным отказом. Указал, что действительно совершил в отношении своих детей умышленное преступление, однако на момент возникновения права получение материнского капитала, его судимость погашена, родительских прав он не лишен, а дети проживают с ним. В результате рассмотрения дела, судебная коллегия приняла решение об удовлетворении исковых требований. Отсюда следует, что отказ пенсионного органа в выдаче государственного сертификата на материнский капитал может быть обжалован в высший орган Пенсионного фонда РФ или в суд. Таким образом, материнский (семейный) капитал имеет вид электронного документа или бумажного сертификата, который удостоверяет права лица на данную меру государственной поддержки. Сегодня действуют определенные правила обращения и получения данного сертификата, а отказ в представлении сертификата может быть обжалован, в том числе, в судебном порядке. Лица, которые обратились за получением сертификата или уже получили его, несут ответственность за достоверность представленных данных. 2.2 Основные направления расходования средств материнского (семейного) капиталаПрежде чем рассматривать существующие направления использования средств материнского капитала, стоит оценить его размер, указанный в ст. 6 ФЗ № 256-ФЗ. Так, согласно ч.1 ст. 6 ФЗ № 256-ФЗ, материнский капитал установлен в следующих размерах. Во-первых, его сумма составляет 466617 рублей в случае, если право на него возникло до 31.12.2019 года. Во-вторых, сумма 466617 будет выплачена при рождении или усыновлении первого ребенка, начиная с 1 января 2020 года. При рождении второго ребенка, начиная с 1 января 2020 г. при условии, что первый ребенок был рожден или усыновлен с 1 января 2020 г., размер капитала увеличивается, и будет составлять 616617 рублей. В связи с этим, размер материнского капитала будет равен 616617 рублей при рождении или усыновлении второго ребенка, начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден или усыновлен до 1 января 2020 года. Такая же сумма будет назначена в случае рождения или усыновления третьего ребенка и последующих детей, начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее лица не воспользовались своим правом на материнский капитал. В 2021 году размер материнского (семейного) капитала был пересмотрен и с 01.01.2021 года его размер равен 483881,83 за первого ребенка и 639431,83 за второго и последующего ребенка. Таким образом, размер материнского (семейного) капитала при рождении или усыновлении второго ребенка равен 639431,81 руб., и 483881,83 руб., при рождении первого ребенка. Очевидно, что размер материнского капитала пересматривается ежегодно с учетом темпов инфляции, а изучить динамику его размера можно на рисунке 1. Рис. 1. Динамика размера материнского (семейного) капитала за три года [44] Что касается непосредственно распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, стоит отметить, что в настоящее время существует ряд направлений, который существенно расширен по сравнению с первоначально установленным перечнем возможного расходования данных денежных средств. Однако как отмечается в ч.1 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ, для распоряжения средствами или частью средств материнского (семейного) капитала, необходимо подать соответствующее заявление в пенсионный орган, в том числе, посредством МФЦ. В заявлении указывается направление использования капитала, которое должно соответствовать разрешенному направлению использования. Правила подачи такого заявления утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.03.2020 № 149н. В этом документе также содержится перечень документов, которые стоит представить для распоряжения денежными средствами по тому или другому направлению [18]. В соответствии с ч.3 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ, лица, получившие сертификат на материнский (семейный) капитал могут использовать по ряду направлений. Во-первых, на улучшение жилищных условий. Во-вторых, на получение ребенком или детьми образования. В-третьих, на формирование накопительной пенсии для женщин. В-четвертых, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. В-пятых, на получение ежемесячной выплаты в соответствии с ФЗ от 28.12.2017 № 418-ФЗ [8]. Стоит отметить, что не обязательно выбирать одно из направлений, так как в ч.4 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ законодатель указывает на возможность использования материнского капитала сразу по нескольким направлениям [29, с.8]. Рассмотрим каждое из допустимых направлений более детально. Так, как отмечается в ст. 10 ФЗ № 256-ФЗ, средства материнского капитала, которые используются для улучшения жилищных условий, могут быть использованы на следующие траты в рамках данного направления. Во-первых, на приобретение или строительство жилого помещения. Способ приобретения или строительства юридического значения не имеет, так как это может быть участие в долевом строительстве, оформление ипотечного кредита, приобретение у физического лица. В зависимости от того, каким способом приобретается жилое помещение, пенсионный орган в безналичной форме направляет денежные средства лицу, которое отчуждает жилое помещение или на счет кредитной организации, в которой оформлен займ на приобретение жилья. В случае участия в долевом строительстве, денежные средства размещаются на счет эскроу. Как отмечено ранее, правила направления материнского капитала на улучшение жилищных условий содержатся в Постановлении Правительства РФ № 862. Так, в данном документе установлены требования, которые предъявляются к помещениям, список документов, которые должны быть представлены заявителем, сроки их рассмотрения и другие аспекты, необходимые для использования средств на улучшение жилищных условий. В случае если жилое помещение находится на стадии строительства или реконструкции, осуществляемой физическими лицами без привлечения каких-либо строительных организаций, денежные средства могут быть перечислены на банковский счет лица-получателя сертификата (п.2 ч.1 ст. 10 ФЗ № 256-ФЗ). Однако в данном случае перечень необходимой документации существенно расширяется, так как в пенсионный орган представляются документы, которые подтверждают наличие разрешения на строительство и иные разрешительные документы. При перечислении денежных средств на счет лица – получателя сертификата, перечисление осуществляется в отношении только части средств, а последующая часть перечисляется только после представления документов, доказывающих целевое расходование денежных средств. Полагаем, что такие правила призваны минимизировать обналичивание материнского капитала и его последующее использование по направлениям, не разрешенным законом. В качестве примера такой ситуации можно привести Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07.05.2015 года по делу № 33-6980/2015 [36]. Так, истцы заявили требование о признании незаконности отказа в направлении материнского капитала на строительство жилья. В результате рассмотрения дела было установлено, что получатель сертификата осуществляется стройку дома, который не относится к жилым помещениям. Кроме того, строительство осуществляется на земельном участке, предназначенном для садоводства, а не для индивидуального жилищного строительства. В связи с этим, суд пришел к выводу о том, что перечисление денежных средств, для продолжения данного строительства будет попадать под признаки нецелевого использования средств, и отказал в удовлетворении требований. Кроме того, судебная практика знает случаи мошенничества со средствами материнского капитала, выраженные в заключении фиктивных договоров купли-продажи, фиктивных договоров займа на приобретение жилья. Стоит отметить, что совершение данных преступлений влечет привлечение виновных лиц к ответственности по ст. 159. 2 Уголовного кодекса РФ (далее-УК РФ) [5]. Также в действующем законодательстве установлено, что приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации, а помещение, которое приобретается, строится или реконструируется с помощью средств материнского капитала должно оформляться в долевую собственность родителей и детей. Данное правило является обязательным, а невыполнение его на практике порождает многочисленные судебные разбирательства. Примером может являться Апелляционное определение Воронежского областного суда от 21.08.2018 по делу № 33-5785/2018 [37]. Истица заявила исковое требование об определении долей жилого помещения, приобретенного с использованием материнского капитала. В обоснование требований было указано, что после расторжения брака ответчик уклоняется от переоформления жилого помещения в долевую собственность родителей и детей. Рассмотрев материалы дела, суд согласился с доводами истицы и признал действия ответчика нарушающими требование ч.4 ст. 10 ФЗ № 256-ФЗ. Определил, что спорная квартира делится на 4 равные части, по ¼ доли каждому (двое детей и двое родителей). Как уже отмечалось выше, средства материнского капитала или часть указанных денежных средств могут направляться на уплату первоначального взноса или на погашение долга и уплату процентов по кредитам или займам, которые были взяты на приобретение или строительство жилого помещения (ч.6 ст. 10 ФЗ 256-ФЗ). Представляется вполне естественным, что сюда также относят ипотечные кредиты, заключаемые с целью приобретения жилья. Стоит отметить, что в целях исключения случаев мошенничества, которые ранее имели широкое распространение, под эту категорию не попадают кредитные договоры и договоры займа, заключенные с микрофинансовыми организациями и кредитными потребительскими кооперативами, если данные договоры были заключены до 2015 года. Стоит отметить, что удовлетворения заявления лица о направлении материнского капитала на улучшение жилищных условий, ПФР перечисляет денежные средства в течение пяти рабочих дней [28, 59]. В завершении стоит отметить, что денежные средства направляются на улучшение жилищных условий спустя три года после рождения ребенка, но в качестве исключения из данного правила выступает уплата первоначального взноса, а также направление на погашение жилищных кредитов и займов. Для оптимизации деятельности, направленной на погашение займов и кредитов, взятых для улучшения жилищных условий, в действующем законодательстве закреплена возможность обратиться с заявлением непосредственно в банк или иную кредитную организацию, где оформлен кредит, указав в нем, что средства материнского капитала направляются на погашение займа. Однако указанное правило будет действовать только в том случае, если между Пенсионным фондом и кредитной организацией заключено соответствующее соглашение. Вторым направлением использования материнского (семейного) капитала является его направление на получение образования детьми или ребенком. Так, согласно ч.1 ст. 11 ФЗ № 256-ФЗ, средства, либо часть средств материнского капитала могут быть направлены на получение образования в образовательной организации, расположенной на территории РФ и имеющей лицензию, дающую право на оказание соответствующих услуг. В связи с этим, денежные средства можно направить на оплату непосредственно образовательных услуг, так и на оплату иных расходов, которые непосредственно связаны с получением детьми образования. Отметим, что перечень «иных расходов» не подлежит широкому толкованию, а их перечень содержится в Постановлении Правительства РФ от 24.12.2007 года № 926 [13]. Так, как отмечается в ч.6 Постановления № 926, такие денежные средства могут направляться на оплату пользования общежитием и коммунальных услуг в общежитии при образовательном учреждении. Наличие определенных требований к образовательным организациям, оплату услуг которых допускается производить с помощью средств материнского капитала, порождает возникновение на практике различных спорных ситуаций, примером которой может служить Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2018 № 33-43140/2018 [38]. Так, истица заявила исковое требование об ущемлении ее права на распоряжение материнским капиталом по направлению оплаты образовательных услуг. Указала, что подала заявление на направление материнского капитала по этому направлению, но пенсионный орган отказал в удовлетворении данного заявления. В результате рассмотрения материалов дела судебная коллегия с истицей не согласилась, и в удовлетворения иска было оказано. Свое решение судебная коллегия обосновала тем, что программа дополнительного образования, которую истица хотела оплатить материнским капиталом, не аккредитована. Полагаем, что не согласиться с данным выводом суда затруднительно, так как направление средств на оплату таких услуг в сфере образования не разрешено в Постановлении Правительства 926. Как отмечается в п.8 Постановления Правительства № 926, материнским капиталом можно оплатить обучение ребенка в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях начального, основного и среднего образования, а также в учреждениях профессионального образования. Данное правило будет действовать при наличии соответствующей разрешительной документации, выданной образовательной организации. В ч.3 ст. 11 отмечается, что возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены денежные средства материнского (семейного) капитала не должен превышать 25 лет на дату начала обучения. Сравнительно новым направлением использования средств материнского капитала является его использование на приобретение товаров и услуг, которые предназначены для социальной адаптации и интеграции в общество детей с инвалидностью. Данное направление использования материнского капитала в действие введено в 2015 году, с принятием Федерального закона от 28.11.2015 № 348-ФЗ [9]. Отметим, что это направление стало первым новым направлением после того, как были утверждены три первоначальных направления, а введение данного направления было вызвано объективной необходимостью родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Сразу после вступления в законную силу ФЗ № 348-ФЗ, по данному направлению денежные средства направили более 11 тысяч семей, что в очередной раз подтвердило значимость и актуальность этой новации. Как отмечается в ч.1 ст. 11.1 ФЗ № 256-ФЗ, средства или часть средств материнского капитала направляются на приобретение товаров или услуг для социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов на основании показаний индивидуальной программы реабилитации (далее-ИПРА). Денежные средства в данном случае направляются не напрямую, а посредством компенсации тех расходов, которые были понесены родителями в связи с приобретением или оплатой таких товаров или услуг ранее. Перечень товаров и услуг, которые предназначены для социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов, в частности, детей-инвалидов, утверждены Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2016 № 831-р [15]. Однако при изучении материалов судебной практики можно констатировать, что данный перечень, являющийся исчерпывающим, подлежит пересмотру, так как в некоторых случаях заявителям отказывают в компенсации дорогостоящего, но в то же время необходимого оборудования. В качестве примера вполне можно привести Апелляционное определение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.06.2018 по делу № 33-3707/2018 [39]. Так, истица обратилась в суд с требованием признать отказ в удовлетворении заявления на распоряжение средствами материнского капитала незаконным отказом и об обязании возместить ее расходы на приобретение кровати для ребенка-инвалида. Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия согласилась с решением суда первой инстанции, которым в удовлетворении требования было отказано. Судебная коллегия указала, что спорная кровать не входит в перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ № 837-р, а значит, расходы на ее приобретение не могут быть возмещены за счет материнского капитала. Интерес данная ситуация представляет в связи с тем, что речь в этом случае шла о специальной кровати для больных, обеспечивающей нормальное положение больного во время ночного сна. Очевидно, что ребенок-инвалид объективно нуждался в такой кровати, что подтверждено кардиологическим центром, в котором ранее истица с ребенком прошла обследование. В связи с этим, можно сделать вывод о необходимости совершенствования этой сферы и расширения перечня направлений использования капитала в случаях, когда речь заходит о детях-инвалидах [25, 63]. Для получения компенсации за приобретенные средства и услуги за счет средств материнского капитала, заявитель подтверждает приобретение путем представления договоров купли-продажи, товарных и кассовых чеков, а также иными документами, из которых следует факт понесенных расходов и размер. Как и в отношении иных направлений расходования средств материнского капитала, правила направления денежных средств утверждены Правительством РФ, в частности, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2016 № 380 [14]. Также стоит рассмотреть такое, не популярное направление расходования денежных средств, как направление на формирование накопительной пенсии. Так, согласно ч.1 ст. 12 ФЗ № 256-ФЗ, средства или часть средств материнского капитала могут быть направлены на формирование накопительной пенсии для женщины, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [10]. Правила расходования денежных средств по этому направлению сегодня утверждены Приказом Минтруда от 26.02.2021 года № 92н [19]. Как отмечается в других пунктах указанной статьи, до дня назначения накопительной пенсии женщины имеют право отказаться от направления этих средств на формирование накопительной пенсии, если ранее она подала такое заявление. Правила отказа от использования средств по данному направлению утверждены Приказом Минтруда от 11.03.2016 года № 100н. Что касается использования материнского (семейного) капитала в целях получения ежемесячной выплаты, то правовая регламентация направления, указанного в п.5 ч.3 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ, осуществляется ФЗ № 418-ФЗ. Как отмечается в ст. 1 ФЗ № 418-ФЗ, для реализации права на получение выплаты из средств материнского капитала, размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 2-кратную величину прожиточного минимума в субъекте для трудоспособного населения. В связи с этим, размер такой выплаты должен устанавливаться в размере прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте РФ согласно положениям Федерального закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме» (далее - ФЗ № 134-ФЗ) [11]. Порядок осуществления этой выплаты утвержден Приказом Минтруда РФ от 29.12.2017 года № 889-н [20]. Также данный документ содержит указание на перечень документов, которые необходимы для получения указанной выплаты за счет средств материнского капитала. Стоит отметить, что по вопросам назначения указанной выплаты уже начинает формироваться судебная практика, так как спорные ситуации, так или иначе, связанные с материнским капиталом, не являются редкостью. Примером является Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2020 по делу № 88-4921/2020 [40]. Так, истица заявила иск о признании отказа в назначении ежемесячной выплаты из средств материнского капитала отказом, нарушающим ее права. В результате рассмотрения дела было установлено, что размеры дохода заявительница превышают размеры, установленные для такой выплаты в связи с чем, отказ пенсионного органа является правомерным, а иск не подлежит удовлетворению. В результате анализа статистических данных можно выявить, что самым популярным направлением распоряжения средствами материнского капитала является улучшение жилищных условий, а менее популярным - направление на формирование накопительной пенсии. Более подробно со статистикой в этой сфере можно ознакомиться на рисунке 2. Рис. 2. Направления расходования средств материнского капитала по данным Минтруда за первый квартал 2020 года (данные 556978 семей) [45].В завершении стоит осветить вопросы ответственности за совершение преступлений, связанных с распоряжением средствами материнского капитала. Стоит отметить, что в данном случае речь идет как об гражданско-правовой ответственности в виде возмещения имущественного ущерба и установлении недействительности сделок купли-продажи, так и об ответственности, которая предусмотрено ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат). В качестве примера привлечении лица к ответственности за данное преступление можно привести Кассационное определение Воронежского областного суда от 16.02.2012 № 22-323 [41]. Так, осужденная, которая была лишена родительских прав в отношении первого ребенка, при рождении второго ребенка обратилась в ПФ для оформления материнского капитала. В графе заявления, где необходимо указать, лишалась ли она родительских прав, заявительница указала, что она родительских прав не лишалась. В результате ей было выплачено пособие из материнского капитала в размере 12 000 тысяч рублей. За совершение данного преступления она была осуждена по ч.1 ст. 159 УК РФ к штрафу в размере 15000 рублей, однако впоследствии она была освобождена от наказания в связи с изменением обстановки (80.1 УК РФ) на фоне восстановления в родительских правах. Таким образом, преступления, связанные с незаконным получением материнского капитала трудно оценить как преступления, обладающие высокой степенью общественной опасности, однако прямой умысел виновных лиц на завладение данными денежными средствами обоснованно не остался без внимания законодателя. Также интерес в этом аспекте представляет Апелляционное определение Курганского областного суда от 29.03.2018 года по делу № 33-972/2018 [42]. Так, представитель Пенсионного фонда РФ заявил требование о взыскании средств материнского капитала в бюджет ПФР. В обоснование иска было указано, что ответчице были перечислены денежные средства в целях погашения ею суммы основного долга и процентов по займу, оформленному для улучшения жилищных условий. Однако в ходе проверки было установлено, что договор, заключенный ответчиком с ООО «Семейный капитал» имел цель обналичить материнский капитал, что повлекло нецелевое использование этих средств и способствовало неосновательному обогащению ответчиков. В связи с этим, суд постановил взыскать с ответчиков сумму в размере 429 тыс. рублей в бюджет Пенсионного фонда. Отсюда следует, что меры гражданско-правовой ответственности применяются к виновным лицам вне зависимости от факта возбуждения в отношении них уголовного дела. Данный вывод подтверждается Апелляционным определением Челябинского областного суда от 30.10.2018 по делу № 11-12772/2018. Так, пенсионный орган заявил требование о взыскании суммы материнского капитала. В обоснование исковых требований указано, что ответчики были признаны виновными в совершении мошенничества по ст. 159 УК РФ с материнским капиталом. Их действия причинили пенсионным органам значительный ущерб, так как виновным удалось получить всю сумму средств из материнского капитала. В результате рассмотрения материалов дела, суд принял решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. На практике, совершение мошеннических действий со средствами материнского капитала порождает лишение права на данную меру поддержки. Впоследствии право на материнский капитал может быть передано детям недобросовестных родителей [43]. Таким образом, в настоящее время выделяют пять направлений для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала. В результате их изучения было установлено, что каждое направление детализировано в ряде подзаконных актов, что не исключает спорные ситуации на практике. ЗаключениеВ результате проведенного исследования удалось заключить, что сегодня материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в Пенсионный фонд РФ и направляемые на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. К числу таких мер относят улучшение жилищных условий, повышение уровня пенсионного обеспечения, а также получение детьми образования, адаптация и интеграция в общество детей-инвалидов, материальная поддержка семей с низким доходом. Данный правовой институт регулируется весьма широкой совокупностью нормативных актов, среди которых были выделены договоры и акты международного и отечественного законодательства, подзаконные акты и иные документы. В законодательстве исчерпывающим образом определен круг лиц, которые имеют право на получение указанной меры государственной поддержки. Было установлено, что данный перечень в 2020 году существенно расширился, так как теперь правом на получение материнского капитала стали обладать граждане, которые родили или усыновили первого ребенка, что было положительно оценено с точки зрения оптимизации демографической ситуации в нашей стране. Материнский (семейный) капитал имеет вид электронного документа или бумажного сертификата, который удостоверяет права лица на данную меру государственной поддержки. Сегодня действуют определенные правила обращения и получения данного сертификата, а отказ в представлении сертификата может быть обжалован, в том числе, в судебном порядке. Лица, которые обратились за получением сертификата или уже получили его, несут ответственность за достоверность представленных данных. В настоящее время выделяют пять направлений для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала. В результате их изучения было установлено, что каждое направление детализировано в ряде подзаконных актов, что не исключает спорные ситуации на практике. Также при изучении направлений использования материнского капитала выявлены проблемные аспекты. В частности, было установлено, что действующее законодательство в области предоставления гражданам дополнительной меры государственной поддержки в виде средств материнского (семейного) капитала нуждается в совершенствовании, так как не все аспекты механизма предоставления данной выплаты надлежащим образом урегулированы. 1. Так, предлагается расширить направления расходования материнского капитала в сегменте получения образования. В частности, стоит разрешить оплачивать денежными средствами капитала получение образования матерью. Как следствие, необходимо внести в п.2 ч.3 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ изменения и изложить данный пункт в следующей редакции: 2) «получение образования ребенком (детьми) или матерью». 2. Предлагается расширить перечень возможных направлений расходования денежных средств материнского капитала на лечение отца или матери и на оздоровительный отдых детей. В связи с этим, было предложено дополнить ч. 3 ст. 7 ФЗ № 256-ФЗ пунктом 6 и изложить его в следующей редакции: «на лечение несовершеннолетнего ребенка, оплату дорогостоящего лечения отца или матери, а также оплату оздоровительного отдыха ребенка в возрасте о 18 лет». 3. Предлагается усилить контроль над семьями, получающими выплаты из средств материнского капитала в случае, если такие семьи состоят на учете в качестве неблагополучных семей. Кроме того, есть необходимость в том, чтобы усилить контроль над приобретением жилых помещений, так как анализ судебной практики показал существенное количество фиктивных договоров купли-продажи, предметом которых становились аварийные и непригодные для проживания помещения. Таким образом, действующее законодательство в области предоставления гражданам дополнительной меры государственной поддержки в виде средств материнского (семейного) капитала нуждается в совершенствовании.Список использованных источниковЗаконодательные и нормативные акты1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1998. 2. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV)). СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15160#06943043346133602 (дата обращения: 06.11.2021). 3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. – 1993. 4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - № 144. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 25. - Ст. 2954. 6. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 1 (часть I). - Ст. 19. 7. Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - N 9. - Ст. 1127. 8. Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2018. - N 1 (часть I). - Ст. 2. 9. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»» от 28.11.2015 N 348-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. - N 48 (часть I). - Ст. 6714. 10. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 52 (часть I). - Ст. 6989. 11. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - N 43. - Ст. 4904. 12. Постановление Правительства от 12.12.2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (ред. 16.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2007. - N 51. - Ст. 6374. 13. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 926 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 53. - Ст. 6622. 14. Постановление Правительства РФ от 30.04.2016 N 380 (ред. от 31.03.2020) «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг» // Собрание законодательства РФ. – 2016. - N 20. - Ст. 2828. 15. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2016 N 831-р «Об утверждении перечня товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - N 20. - Ст. 2844. 16. Приказ Минтруда РФ от 11.03.2016 г. № 100н «Об утверждении Правил отказа от направления средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии» (ред. 26.02.2021) // Российская газета. 2016. - N 105. 17. Приказ Минтруда России от 18.03.2020 N 138н «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал». СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349387/ (дата обращения: 06.11.2021). 18. Приказ Минтруда России от 24.03.2020 N 149н (ред. от 26.02.2021) «Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала» // Официальный интернет-портал правовой информации.19. Приказ Минтруда России от 26.02.2021 N 92н «Об утверждении Правил направления неиспользованных средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии» // Официальный интернет-портал правовой информации. 20. Приказ Минтруда России от 29.12.2017 N 889н (ред. от 30.04.2020) «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат…» // Официальный интернет-портал правовой информации. 21. Постановление Правления ПФ РФ от 31.05.2019 N 312п (ред. от 23.09.2020) «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (ред. 23.09.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. 22. Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 года № 72-оз «Социальный кодекс Ленинградской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. Специальная и учебная литература23. Акмалова А.А. Правовое обеспечение социальной работы: учебник. – М.: Инфра-М, 2018 - 288 с. 24. Акмалова А.А. Концептуальные основы современного социального государства и социальное право: учебник. – М.: Инфра-М, 2021 - 316 с.25. Григорьев Д.В. Трудовая реабилитация инвалидов их интеграция в общество // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. - № 1. – С.60-65.26. Еремина О.Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и перспектива развития // Журнал российского права. - 2018. - № 5. – С.125-139. 27. Иноземцев Е.С. Программа «материнский капитал» как информационный аспект демографической безопасности для региона // Информационная безопасность региона. 2020 - № 3(16). – С.39-46. 28. Курченко О.С. Возврат средств материнского (семейного) капитала в бюджет Пенсионного фонда России: основания, порядок, правовые последствия // Lex Russica. - 2018. - № 7(140). – С.54-61. 29. Марков С.Н. Материнский капитал: сущность, механизм, проблемы и перспективы развития // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 2. - С. 1-11. Интернет-ресурсы30. Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1439-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кислицыной Весты Анатольевны на нарушение ее конституционных прав ст. 4 и пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»». СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=E7C8B03BD7E448C7932EC37B8286C6E8&req=doc&base=LAW&n=107608&REFFIELD=134&REFDST=100019&REFDOC=203620&REFBASE=SOSB&stat=refcode%3D21376%3Bindex%3D25#cnjvby0i5g8 (дата обращения: 06.11.2021). 31. Апелляционное определение Московского областного суда от 29.09.2014 по делу № 33-21541/2014. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOKI&n=171920#005555200335913013 (дата обращения: 06.11.2021). 32. Апелляционное определение Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры от 24.04.2012 по делу № 33-1797/2012. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOUR&n=19232#012532919671320575 (дата обращения: 06.11.2021). 33. Апелляционное определение ВС Республики Алтай от 25.11.2015 по делу № 33-1077/2015. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOSB&n=203620#046282767001964364 (дата обращения: 06.11.2021). 34. Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 19.11.2012 по делу № 33-3087/2012. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOCN&n=213954#020070016673617697 (дата обращения: 06.11.2021). 35. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.08. 2020 № 88-13754/2020. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSOJ008&n=18578#0903051920651599 (дата обращения: 06.11.2021). 36. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07.05.2015 года по делу № 33-6980/2015. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOUR&n=61283#0038690711774613806 (дата обращения: 06.11.2021).37. Апелляционное определение Воронежского областного суда от 21.08.2018 по делу № 33-5785/2018. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOKI&n=258741#021442471187619994 (дата обращения: 06.11.2021). 38. Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2018 № 33-43140/2018. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOCN&n=1064554#06782652694738867 (дата обращения: 06.11.2021). 39. Апелляционное определение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.06.2018 по делу № 33-3707/2018. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOUR&n=168615#037155403179252855 (дата обращения: 06.11.2021). 40. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2020 по делу № 88-4921/2020. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=KSOJ008&n=4717 (дата обращения: 06.11.2021). 41. Кассационное определение Воронежского областного суда от 16.02.2012 № 22-323. Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/doc/xtCUBFP0RQJv/ (дата обращения: 06.11.2021). 42. Апелляционное определение Курганского областного суда от 29.03.2018 года по делу № 33-972/2018. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOUR&n=183743#03415360132690344 (дата обращения: 06.11.2021). 43. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 30.10.2018 по делу № 11-12772/2018. СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOUR&n=167645#003731032928386324 (дата обращения: 06.11.2021). 44. Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс] URL: https://mintrud.gov.ru/ (дата обращения: 06.11.2021). 45. Российская газета [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2017/03/22/pochemu-ne-dlia-vseh-detej-v-rossii-dostupny-doshkolnye-uchrezhdeniia.html (дата обращения: 06.11.2021). 46. Как материнский капитал повлиял на рождаемость [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/02/27/823925-materinskii-kapital (дата обращения: 06.11.2021). 47. Социологический опрос среди граждан-владельцев государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал [Электронный ресурс] URL: https://pfr.gov.ru/branches/kaliningrad/news/~2019/07/26/186503 (дата обращения: 06.11.2021).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
147595
рейтинг
icon
3128
работ сдано
icon
1351
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
142374
рейтинг
icon
5881
работ сдано
icon
2654
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
95355
рейтинг
icon
2031
работ сдано
icon
1273
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 577 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
ВУЗ
Марина прекрасно справилась с поставленной задачей, работа выполнена грамотно,качественно!...
star star star star star
КГУ
Работа выполнена идеальео, у преподавателя не было даже вопросов, спасибо. Рекомендую
star star star star star
МГИМО МИД
Работа выполнена в срок. Максимально доволен результатом антиплагиата(ВУЗ)
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Курсовая работа предмет управление персоналом

Курсовая, Организация деятельности персонала производственного подразделения, менеджмент

Срок сдачи к 30 сент.

2 минуты назад

По книге сырых в. м. логические основания общей теории права.

Реферат, Теория государства и права

Срок сдачи к 17 сент.

3 минуты назад

Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности

Отчет по практике, Ознакомительная практика, бжд

Срок сдачи к 17 сент.

5 минут назад
6 минут назад

5 заданий

Контрольная, Высшая математика

Срок сдачи к 22 сент.

7 минут назад

Психологические особенности преодоления подростками сложных жизненных...

Диплом, Психология и педагогика

Срок сдачи к 29 нояб.

8 минут назад

2 и 3 главы

Диплом, медиалингвистика

Срок сдачи к 31 окт.

8 минут назад

курсовой проект по теме

Курсовая, Аудит и контроллинг персонала

Срок сдачи к 8 дек.

8 минут назад
9 минут назад

Решение задачи по уголовному процессу.

Решение задач, Судебные решения в уголовном судопроизводстве

Срок сдачи к 16 сент.

9 минут назад

решить 7 задач

Решение задач, Математические основы теории управления

Срок сдачи к 1 окт.

9 минут назад

Ассортимент аптечных товаров в историческом...

Реферат, История фармации

Срок сдачи к 17 сент.

10 минут назад

Анализ авторефератов по предмету исследования

Реферат, экономика и управление на предприятии

Срок сдачи к 26 сент.

10 минут назад

Сделать презентацию

Презентация, Коммерческая деятельность

Срок сдачи к 21 сент.

11 минут назад

Государственное регулирование валютного рынка, аниплагиат не менее 75%

Курсовая, Управление бизнесом и предпринимательство

Срок сдачи к 1 дек.

11 минут назад

Составить Номенклатуру дел по экономической документации

Другое, делопроизводство

Срок сдачи к 19 сент.

11 минут назад

Решить 15 задач, по 5 в одном задании. Рукописно

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 22 сент.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.