это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3482810
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность темы исследования. Анализ научных источников показал, что проблеме исследования подростковой самооценки принадлежит большое количество исследовательских работ как в отечественной (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.), так и в зарубежной (Р. Бернс, Р. Баумейстер и др.) психологии. Исследователи подчеркивают значимость положительной общей самооценки для той или иной деятельности, мотивации и саморефлексии подростков. Способности как средство достижения успеха в деятельности считаются одним из основных механизмов удовлетворения потребностей личности, в том числе потребности в признании. А.Маслоу, рассматривая структуру мотивации личности, отмечает, что потребность в признании является базовой, она появляется в процессе взаимодействия с окружающими, а ее удовольствие способствует развитию самоуважения. Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить особенности самооценки у подростков с различным уровнем мотивации достижения.Объект исследования: самооценка.Предмет исследования: самооценка у подростков с различным уровнем мотивации достижения.Гипотеза исследования ПИШЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ Задачи исследования:Проанализировать научную психологическую литературу с целью уточнения научных понятий подростковой самооценки и мотивации достижения;Выявить особенности самооценки у подростков с различным уровнем мотивации достижения путем эмпирического исследования:Рассмотреть полученные результаты и сделать выводы эмпирического исследования.Теоретико-методологическая основа исследования:- общетеоретические и методологические положения о развитии мотивации (Т.А. Гордеева, А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин);- концептуальные подходы к пониманию подростковой самооценки (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, , И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).Методы исследования:Теоретические: изучение психологической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта отечественный и зарубежных психологов.Эмпирические:Диагностические методики:1) Методы обработки данных: Опытно-экспериментальная база исследования: Возрастные границы испытуемых:Теоретическая значимость результатов исследования заключается в раскрытии теоретических особенностей подростковой самооценки, учитывая разные уровни мотивации достижения.Практическая значимость результатов исследования: проведенное эмпирическое исследование, направленное на изучение и раскрытие самооценки подростков с различным уровнем мотивации, может быть полезно __________1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ изучения самооценки у подростков с различным уровнем мотивации достиженияПонятие и сущность самооценкиСамооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, моральных качеств и поступков.Л.И. Божович и Б.Г. Ананьев рассматривают самооценку как часть самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей жизнедеятельностью человека [1], [3].Самооценка в отечественной психологии рассматривается как сложный конструкт, связанный с развитием самосознания и проблема самооценки является предметом исследования в основном возрастной психологии. Л.С. Выготский анализирует самосознание как непрерывный процесс, проходящий длительный путь развития. Это путь психологических и социальных перемен, перестройки всей психической жизни, приводящие к возникновению самосознания [1].В психологии самооценка рассматривается как совокупность представлений человека о себе, которое сформировалось на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я». Осознанно или несознательно, но мы всегда сравниваем себя с окружающими и оцениваем с таких позиций, как «лучше», «хуже», или «такой же как и все» [12].Человек в процессе общения постоянно сравнивает себя с «эталоном» и зависимо от результатов проверки, остается удовлетворен или неудовлетворен собой.Самооценка – важный способ саморегуляции. Степень адекватности самооценки является одной из наиболее значимых ее характеристик, поскольку показывает наличие или отсутствие совпадения между реальными успехами из суждений субъекта о себе. В этой связи самооценка может быть адекватной или неадекватной.Адекватная самооценка – реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.Завышенная самооценка – неадекватное завышение в оценке себя субъектом. Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя субъектом.Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является достаточно поздним образованием и начало ее реального действия часто датируется только подростковым возрастом [2].С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд степеней – от наивного неведения по отношению к себе ко все более определенной и иногда резко шатающейся самооценке [9].1.2.Понятие «мотивация достижения» в психологической литературеПодробное изучение и анализ психолого-педагогической, научной и специальной литературы показывает, что мотивационная сфера человека является объектом активных исследований в различных областях деятельности, а также в сфере личностного развития.Отмечается, что именно мотивация достижения в последнее время становится объектом пристального внимания, так как она является одной из базовых, фундаментальных мотиваций человека и важным элементом его полноценного и гармоничного развития. Но до сих пор нет однозначного определения, раскрывающего сущность данного вида мотивации. На данный момент к исследованию этого процесса обращены труды как отечественных, так и зарубежных ученых, психологов и других специалистов, что позволяет модифицировать изучаемое явление и интерпретировать его с различных сторон.Однако все авторы отмечают, что составной частью мотивации достижения является мотивационный компонент. Среди отечественных ученых проблему мотивации наиболее подробно рассматривал Е.П. Ильин.Е.П. Ильин, группируя различные трактовки мотивации, в итоге останавливается на следующих:1. Мотивация как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа); 2. Мотивация как совокупность мотивов (К.К. Платонов); 3. Мотивация как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность [6].Большинство ученых выделяют два вида мотивации достижения: мотивацию к достижению успеха и мотивацию к избеганию неудачи. Так, стремление к успеху – положительная мотивация, а стремление к избеганию неудачи – отрицательная. К основным свойствам мотивации достижения относят: доминирование одного из видов, уровневую организацию мотивации к успеху или к неудаче, предпочитаемый уровень риска. Необходимо также учитывать свойства локус контроля, объясняющие природу успеха или неудачи человека: интернальность, экстернальность.К функциям мотивации достижения можно отнести следующие: управление физическими объектами, людьми или идеями, преодоление препятствий и достижение наивысшего уровня, повышение самооценки через успешное применение своих способностей; решение задач, с помощью которых возможно достигнуть определенного результата; регулирование деятельности самого субъекта и побуждение к ней; формирование адекватного уровня притязаний, целеустремленности; побуждение субъекта к активному и инициативному действию.Существенное влияние на мотивационную сферу подростка может оказывать позитивная мотивация со стороны общества. Огромную роль в этот период играет мотивация как главный фактор регуляции. Наиболее отчётливо складывается индивидуальный облик каждого подростка [2].Таким образом, мотивация достижения – это мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. Выделяют следующие виды мотивации достижения: стремление к достижению успеха и стремление к избеганию неудачи. К основным свойствам мотивации достижения относят: доминирование одного из видов, уровневую организацию мотивации к успеху или к неудаче, предпочитаемый уровень риска. К основным функциям мотивации достижения относят: преодоление препятствий и достижение наивысшего уровня; повышение самооценки через успешное применение своих способностей; решение задач, с помощью которых возможно достигнуть определенного результата; регулирование деятельности самого субъекта и побуждение к ней; формирование адекватного уровня притязаний и целеустремленности; побуждение субъекта к активному действию с проявлением инициативы.1.3 Особенности подросткового возрастаПодростковый возраст – это сложный период в развитии человека, поскольку именно на данном этапе происходит перестройка психологических структур, образование основ сознательного поведения, формируется направленность социальных и нравственных установок.Если рассматривать историческое развитие общества, то ранее у человека процесс полового созревания и процесс социального развития совпадали, это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало спустя несколько лет.Современный же ребенок сначала созревает в половом плане, затем органически и только спустя некоторое время социально. Это расхождение, сформировавшееся со временем привело к возникновению подросткового возраста.Основное противоречие данного возраста – это желание подростка быть взрослым, чтобы окружающие считали его таковым и относились к нему соответственно. В.С. Мухина пишет, в контексте феноменологического подхода к развитию личности, что подросток стремится к обретению чувства взрослости, независимости, но приобретает возрастную неполноценность и становится активным потребителем. Потребительство – это фетиш современного подростка, стремящегося обрести множество вещей в личное пользование для обретения ценности в глазах своих сверстников, стать их авторитетом [8].В подростковом возрасте происходит смена социальной ситуации развития на отношения со сверстниками, тогда взрослые отходят на второй план и авторитет учителей сменяется на авторитетность фигур сверстников. Ведущая деятельность с учебного вектора сменяется на вектор интимно-личностного общения подростка со сверстниками. Теперь он стремится самостоятельно генерировать свои социальные связи и выстраивать новые знакомства, вне контроля взрослых. Данный период характеризуется желанием молодых людей приобрести автономию от взрослых, не обладая при этом достаточными ресурсами. Нарушение социальной ситуации развития подростка влечет возникновение у него тревожности и нарушение психологической безопасности. Общение со сверстниками и семьей – это основа самореализации подростков, которая в случае нарушений может пошатнуть их адаптивное социальное поведение. Авторы исследования такого нарушения социальной ситуации развития подростка Сагалакова О.А. и Труевцев Д.В. в качестве факторов выделили следующие: появление в семьи нового «чужого», что отличается фигурой отчима как такого нового члена семьи в равной степени для девушек и юношей; игнорирование возрастных потребностей подростков, подавление его мнения, применение физического и(или) психологического насилия [10]. дата обращения: 08.11.2021).Особой отличительной особенностью стремления обретения автономности подростками является способ, которым они этого добиваются - отчуждение. Отчуждение, согласно Мухиной В.С., выражается в том, что молодые люди в стремлении обретения личностной идентичности отчуждают всех, кто находятся с ними рядом, с момента их рождения, кто сопровождал их на этапах развития, что выражается в негативизме. Подросток по отношению к семье занимает позицию противостояния любым предложениям взрослых, их чувствам, суждениям. Негативизм в подростковом возрасте – это первичная форма механизма отчуждения и начало активного самостоятельного поиска юного индивида своей уникальности и собственного «Я» [8, с. 373].Мухина пишет, что «несмотря на желания подростка, он не имеет на данный период достаточных ресурсов для достижения желаемого: он не способен к глубокому самоанализу и самооценке, к самопредъявлению в качестве уникальной личности» [8, с. 373]. Именно в этот период молодой человек постигает истинную ценность дружбы – высокое взаимодействие людей как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и познание себя через призму доверительные отношения. Одновременно с познанием доверительности и взаимопонимания подросток познает и измену как разглашение откровений или обращении доверенных тайн друга против него самого в ссорах. В.С. Мухина указывает, что «отроческий период взросления личности характеризуется поиском подростками продуктивных форм общения со всеми, кого он уважает и любит; созиданием в осваивании новых знаний и идей, стремясь утвердить и выдать в качестве продукта собственного мышления переосмысленные предметы своего интеллектуального постижения и чувствования» [8, с. 373].Рассматривая подростковый период важным является учебная деятельность. Мухина В.С. отмечает, что «у ребенка возникают новые мотивы учения, вязанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала» [8, с. 356]. На этом этапе знания обладают ценностью для подростка как средство расширения сознания и обеспечение значимого места в окружении сверстников. Главный стимул учения в отрочестве - притязание на признание среди сверстников [8].В.С. Мухина указывает, что «общение подростков со сверстниками характеризуется необходимостью дифференцированного отношения к собеседникам, изменением содержанием устных высказываний с описанием, увеличением словарного запаса, словосочетаний и фраз оценочного характера» [8, с. 357]. Повествование подростка становятся более целенаправленными, последовательными, четками в композиционном отношении, объемными устными высказываниям. Развивается экспрессивная сторона речи подростка. В.С.Мухина обращает внимание, что «особым и главным событием подросткового возраста является психологический кризис, возникновение которого обусловлено переживанием личности своего несовершенства, вызванного саморефлексией» [8, с. 357]. Подростковый кризис характеризуется ломкой и резкой сменой системы переживаний отрока, ее структуры и содержания. Выготский Л.С. называл точкой проявления кризиса 13 лет и отмечал 14-15 лет как посткризисные годы. Во время этого переломного момента происходит противоречие низкой самооценки и высокого уровня притязаний подростков. Прохождение подросткового возраста знаменуется приобретением взрослеющей личностью новообразований. Как отмечалось ранее, у ребенка наблюдается возрастание познавательной активности или любознательности, центральной функцией психического развития является развитие мышления и функции образования понятий. Когнитивные изменения влияют на личностное развитие и отношение ребенка к окружающей действительности. Память подростка опосредуется логическими операциями и смысловой характер обретают процесс запоминания и воспроизведения воспоминаний. Соответственно, объем памяти увеличивается вместе с избирательностью и точностью. В мыслительной сфере перестройка характеризуется переходом на теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление. Таким образом, в подростковый период особенностью развивающейся личности является появление определенных новообразований в социальной ситуации развития индивида. Подростки переживают переломный момент развития своей личности и социализации в среде сверстников, что осложнено возникновением у ребенка чувства взрослости и стремлением к отделению родителей при отсутствии у него необходимых ресурсов. Особенностями подростков являются смена социальной ситуации развития и общение ребенка со своими родителями и членами семьи, их психические новообразования и расширение мыслительных функций. Вывод по главе 1Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, моральных качеств и поступков.Как утверждает практика, самооценка является достаточно поздним образованием и начало ее реального действия часто датируется только подростковым возрастом.Мотивация достижения – это мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. Существенное влияние на мотивационную сферу подростка может оказывать позитивная мотивация со стороны общества. Огромную роль в этот период играет мотивация как главный фактор регуляции. Наиболее отчётливо складывается индивидуальный облик каждого подросткаПодростковый период развития личности характеризуется переломным возрастным кризисом, в результате которого молодой человек приобретает чувство взрослости – особая форма самосознания индивида, субъективного представления о себе как о человеке, принадлежащего ко взрослому миру. В этот период может проявляться дезадаптивное поведение отрока, вызванным противоречивыми социальными ожиданиями. Особенности мотивации достижения в данном возрасте могут быть обусловлены изменениями когнитивной системы человека.заключениеТаким образом, мы рассмотрели тему исследования «Особенности самооценки у подростков уровнем мотивации достижения» и пришли к следующим выводам:В рамках данной курсовой работы были достигнуты изначально поставленные задачи, а именно: был проведен теоретический анализ и всесторонне осмыслена научная психологическая литература с целью уточнения научных понятий подростковой самооценки с различным уровнем мотивации достижения; проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение самооценки у подростков с учетом различных уровней мотивации достижения; на основании вышесказанного были рассмотрены полученные результаты и сделаны следующие общие выводы.В первой главе нашего исследования, мы рассмотрели проблему подростковой самооценки, раскрытию которой уделено большое внимание в трудах известных отечественных и зарубежных ученых. Так, Л.И. Божович и Б.Г. Ананьев рассматривают самооценку как часть самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей жизнедеятельностью человека. Самооценка в отечественной психологии рассматривается как сложный конструкт, связанный с развитием самосознания и проблема самооценки является предметом исследования в основном возрастной психологии. Л.С. Выготский анализирует самосознание как непрерывный процесс, проходящий длительный путь развития. Это путь психологических и социальных перемен, перестройки всей психической жизни, приводящие к возникновению самосознания. Исследователи подчеркивают, что самооценка является достаточно поздним образованием и начало ее реального действия часто датируется только подростковым возрастом.Во второй главе нашего исследования мы провели эмпирическое исследование, которое проводилось________Поставленная гипотеза была подтверждена, анализ и интерпретация результатов показали, что ______________Следовательно, тема нашего исследования раскрыта, гипотеза подтверждена, а цели и задачи решены.Библиографический списокАнаньев, Б. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 2000. — 351 с.Боброва, К. Мотивация достижения успеха у подростков / К.С. Боброва // Народное образование. — 2019. — №2 (1473). — С. 208-211.Божович, Л. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. — М.: Просвещение, 1995. — 352 с. Власенко, С. САМООЦЕНКА КАК ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / С.Власенко, А.К.Елисеев // НИР/S&R. — 2021. — №2 (6). — С. 49-52.Выготский, Л. С. Собр. Соч.: в 6 т. Т.2 Проблемы общей психологии / под. Ред. В.В. Давыдова. — М., 1982. — 250 с.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.Кашкуш, А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте / А.Кашкуш // МНКО. — 2018. — №2 (69). — С.70-72.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2019. – 656 с.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1989.Сагалакова, О. Нарушение социальной ситуации развития в подростковом возрасте и формирование антивитального поведения / О.Сагалкова, Д.В.Труевцев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2017. — №1 (70). — С. 47-55.Терещенко, В. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза / В.В.Теращенко, И.М.Чуб // Психология развития. — 2019. — №3. — С. 230-239.Ульябаева, Г. Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. — 2019. — №5-1 (33).Чифтчи, Б. Проблемы одиночества и самооценка у подростков / Б.Чифтчи // Научный журнал. — 2018. — №7 (30).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!