это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3492351
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования. Русский язык является своеобразным национальным кодом, благодаря которому реализуется объединение всех граждан государства независимо от их национальности. Главной задачей речевого образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС) [33] является развитие у обучающихся культуры, интеллекта, а также развитие полноценных речевых способностей. Культурологический подход к языковому образованию продиктован тем, что представитель любой нации определяется уровнем ее культуры, а последняя-культурой языка, которая является формой сбережения и созидания национальной духовности. Аксиомой является мысль: знать язык - еще не значит овладеть им. К сожалению, современная практика обучения в школе дает основание для вывода, что нередко ученики учат язык, но не учат владеть им, ориентироваться в различных речевых ситуациях.
Закон «Об образовании РФ» ориентирован на формирование ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи.
В научных исследованиях методистами подчеркивается важность овладения учениками таким разделом языкознания, как культура речи (Е.В. Сенчикова, И.П. Кудреватых, Л.А. Бессонова, Е.В. Кожемяченко, Л.М. Надумович, А.Н. Федоринчик и другие). С культурой языка связывают прежде всего умение правильно говорить и писать, подбирать языкообразующие средства соответственно цели и условиям общения. Учитывая действующие программы по русскому языку предполагается овладение школьниками устной и письменной формой литературной речи. Важно то, что формированию культуры речи, учащихся будет способствовать совершенствование речевых умений, развитие логического мышления, выработка навыков аргументированного высказывания мысли.
Одним из факторов воздействия на формирование навыков культуры речи учащихся является овладение нормами литературного языка, а именно: лексическими (употребление слов в свойственном им значении); грамматическими (правильное созидание слов и их форм, правильное построение словосочетаний и предложений); стилистическими (употребление речевых средств в соответствии со стилем речи); орфоэпическими(правильное произношение звуков, правильное подчеркивание слов); орфографическими (правильная запись слов) ; пунктуационными (правильная расстановка разделительных знаков).
Многие педагоги и методисты, учитывая значимость работы над культурой речи на уроках русского языка, разрабатывали методические приемы и способы, предлагали дидактические средства для решения данной задачи (М.Р. Львов, Е.А. Гордиенко, С.М. Рудь, Г.В. Кухтерина, Е.А. Кукуев и другие). Следует отметить, что методисты основными признаками культуры речи считают: правильность, точность, чистоту, богатство, выразительность, уместность. Работать над культурой речи необходимо начинать с первого класса, для этого педагог должен не только подбирать эффективные методы и приемы и интересные упражнения, но и работать над своей речью.
Однако не смотря на интерес ученых к данной теме в методической литературе фрагментарно раскрыты особенности, методы и приемы работы над культурой речи младших школьников на уроках русского языка. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Объект исследования – процесс формирования культуры речи на уроках русского языка.
Предмет исследования – педагогические условия работы над культурой речи на уроках русского языка.
Цель исследования: изучить особенности и описать педагогические условия работы над культурой речи на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: мы считаем, что культура речи учащихся начальной школы на уроках русского языка будет формироваться более эффективно при таких педагогических условиях:
- обеспечение взаимосвязи речевых и неязыковых средств общения;
- наличия положительной мотивации к культуре речи;
- обеспечение межпредметной интеграции.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «культура речи» в психолого-педагогической литературе;
2. Провести исследование особенностей работы над культурой речи в лингводидактике начальной школы;
3. Выявить особенности работы над культурой речи на уроках русского языка;
4. Провести диагностику культуры речи младших школьников;
5. Разработать систему работы над культурой речи младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, педагогическое наблюдение.
База исследования: МБОУ СОШ № 31. В эксперименте участвовало 22 школьника 9-10 лет.
Практическая значимость заключается в разработке комплекса уроков русского языка, направленного на развитие культуры речи детей младшего школьного возраста, который может быть использован педагогами в практической деятельности.
Структура исследования: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложений.
Список литературы
1. Бобровская, Г. Б. Обогащение словаря младших школьников / Г. Б. Бобровская // Начальная школа. - 2018. - №6. - С. 34-36.
2. Бондаренко, А.А. Речевой этикет в современной школе / А.А. Бондаренко // Начальная школа. - 2016. - № 1. - С. 21–28.
3. Канакина, В.П. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложениями на электронный носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – Москва, Просвещение, 2014. – 143с.
4. Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложениями на электронный носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – Москва, Просвещение, 2015. – 203 с.
5. Канакина, В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложениями на электронный носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – Москва, Просвещение, 2015. – 223с.
6. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложениями на электронный носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – Москва, Просвещение, 2016. – 240с.
7. Киселёва, Ю.А, Обучение младших школьников речевому этикету в процессе освоения начального курса русского языка / Ю.А. Киселева // Начальная школа плюс до и после. - 2017. - № 3. - С. 18–23.
8. Климанова, Л. Ф. К49 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1— 4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. — Москва : Просвещение, 2018. — 112 с.
9. Корчагина Е.В., Осипова Е.П., Редькина Н.С., Русских А.Г., Южакова Ю.А. Стилистика. Риторика. Культура речи. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2012. - 328 с.
10. Костомаров, В.Г., Прохоров Ю.Е., Чернявская Т.Н. Язык и культура. Новое в теории и практике лингвострановедения / В.Г. Костомаров, Ю.Е. Прохоров, Т.Н. Чернявсая. – Москва : Наука, 2018. - 467 с.
11. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Н. Курочкина. – Москва : Академия, 2001. – 125 с.
12. Мандель Б.Р. Современный русский язык: история, теория, практика и культура речи / Иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (бакалавриат). - М.: Директ-Медиа, 2016. - 490 с.
13. Матвеева, Т.В. 15 уроков по культуре речи: практикум для учащихся / Т.В. Матвеева. – Москва: ФЛИНТА, 2018. – 188 с.
14. Моисеева, И.Ю. Русский речевой этикет как феномен межкультурной коммуникации: лингвометодический аспект / И.Ю. Моисеева // Монография. — Оренбург: ОГУ, 2017. — 117 с.
15. Мурадян Н.В. Русский язык и культура речи. Лексико-грамматические задания / Методические рекомендации. - Могилев: Белорусско-Российский университет, 2021. - 47 с.
16. Никульченкова Е.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии риторизации / диссерт. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык). — Московский городской педагогический университет. - Москва, 2017. - 26 с.
17. Плотникова, Е.А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Плотникова // Начальная школа. – 2016. – № 5. – С.15-20
18. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: программа 1–4 классы. Поурочно- тематическое планирование: 1–4 классы / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, – 2013. – 376 с.
19. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.. — Москва: Просвещение, 2014. — 340
20. Рудь С.М. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Речевое развитие младших школьников // Методические рекомендации. - Старобельск: Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2019. - 142 с.
21. Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И.М.Румянцева. – М. : PerSe (Логос), 2017. – 319 с.
22. Семенова, В.Г. Синонимы в лингвистическом и лингвокогнитивном аспектах: на материале речи младших школьников: автореф. дис. канд. филол. наук : 10.02.01 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sinonimy-v-lingvisticheskom-ilingvokognitivnom-aspektakh-na-materiale-rechi-mladshikh-shkol
23. Сенченкова Е.В. Русский язык и культура речи // учебно-методическое пособие. – Смоленск: Смоленский государственный медицинский университет (СГМУ), ООО «РПК», 2018. – 72 с.
24. Скачкова, Е.А. Педагогические условия формирования навыков речевого этикета младших школьников / Е.А. Скачкова // Актуальные проблемы профессионального-педагогического образования. - 2019. - № 28. - С. 93–99.
25. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. – 160 с.
26. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. –Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013. – 160 с.
27. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 11е изд. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014. –144 с.
28. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.– 144 с.
29. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.– Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014. –176 с.
30. Соловейчик, М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.– Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.–176 с.
31. Талалакина, Е.В. Типичные ошибки учащихся начальных классов / Е.В. Талалакина // Начальная школа. - 2017. - №5. - С. 49 - 54.
32. Тасбаева, А.В. Приемы и формы обучения детей речевому этикету / А.В. Тасбаева // Начальная школа плюс до и после. - 2015. - № 11. - С. 16–25.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2015. – 98 с.
34. Федотова Т.В. Культура речи и делового общения / учебное пособие. — Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2020. — 189 с.
35. Шанский, Н. М. Лексикология современного русского языка / Н.М. Шанский. - М.: ЛЕНАНД, 2015. – 310 с.
36. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковородникова. – Москва : ФЛИНТА, 2011. – 480 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!