это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3555854
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте происходит становление самосознания ребенка. Один из важнейших компонентов этого – осознание себя как представителя определенного пола. Вместе с тем, согласно исследованиям, современная модель общества ведет к разрушению традиционного мужского и женского поведения. Можно увидеть полоролевое смешение (феминизацию мужчин и омужествление женщин), что оказывает существенное влияние на формирование гендерной идентичности уже в дошкольном возрасте. В связи с этим гендерное воспитание ребёнка в период дошкольного детства является актуальной проблемой в педагогической науке и практике.
Ведущей задачей педагога в системе дошкольного образования, как указывает А.Г. Арушанова, является «способность в каждом ребенке дошкольнике увидеть его индивидуальность, слабые и сильные стороны личности» [2]. Поэтому педагогам предоставляется свобода в выборе содержания, средств и методов образования, а значит создается возможность индивидуализации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО).
Одним из ранних новообразований ребенка дошкольного возраста считается приятие своего пола, осознание себя как носителя определенного набора полоролевых характеристик. Формирование гендерной принадлежности дошкольника предполагает внедрение в образовательный процесс ДОО направленности на реализацию гендерного подхода, который имеет значительный потенциал в индивидуализации образования в дошкольный период. В условиях современности это зависит от компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. К сожалению, анализ практики педагогов ДОО показывает, что только немногие педагоги знают и могут на практике применить подход, способствующий целенаправленному процессу формирования гендерной принадлежности ребенка дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет принципы саморазвития личностных качеств субъектов образовательного процесса, выдвигая на первый план проблемы обеспечения новых подходов к процессам социализации и индивидуализации развития детей, определяющих их эффективность [53].
Проблема обеспечения педагогов методической литературой, пособиями, практическими рекомендациями по реализации гендерного подхода в ДОО остается открытой и значимой. Этот дефицит восполняется реализацией инициативности педагогических кадров, что далеко не всегда оправданно. Существующая литература по применению гендерного подхода в ДОО не имеет целостной, единой концепции понимания проблемы; транслирует разные концептуальные идеи в рамках гендерного подхода: от элементов полового воспитания (М.Н. Сигимова [46]), полоролевого подхода (Т.Н. Доронова [9]) до рекомендаций по внедрению в образовательный процесс структуры занятий с детьми с опорой на гендерную типологию личности (Н.Е. Татаринцева [48]).
Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы.
Объект исследования. Гендерная специфика игры детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Комплекс игр для детей дошкольного возраста, сформированный с учетом гендерного подхода.
Цель работы. Рассмотреть теоретические основы применения гендерного подхода в организации игры дошкольников, в частности следует провести опытно-поисковую работу по организации игры детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
Задачи работы:
• Рассмотреть психолого-педагогические исследования по проблеме применения гендерного подхода в образовании;
• Изучить характеристику развития детей дошкольного возраста с позиции гендерного подхода;
• Изучить специфику детской игры, ее значение в гендерном развитии детей дошкольного возраста;
• Провести диагностическое исследование детской игры и специфики ее развития у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы;
• Изучить условия организации игры детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
Теоретической основой исследования являются: труды отечественных и зарубежных ученых, среди которых: В.Б. Каган, Д.Н. Исаев, Д.В. Колесов, В.С. Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон, Л.В. Судорогина, Т.В. Петрова, Т. Н. Доронова, М. Панфилова и др. Ученые изучали особенности в развитии личностей девочек и мальчиков дошкольного возраста, исследовали половозрастные, психополовые особенности дошкольного возраста, характер взаимоотношений между детьми.
Методы исследования. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, систематизация, наблюдение, тестирование, беседа, интервью.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ – детский сад №55
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абрамян; под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 285 с.
2. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. [Текст]: А.Г. Арушанова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
3. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / Л.А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 23-36.
4. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст]: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В.Позднякова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 128с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Аспект-Пресс,2010 – 295 с.
6. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика. Учебное пособие [Текст] Л.В. Градусов – М.: Флинта. – 2011. – 153 с
7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
8. Доронова, Т. Н. Играют взрослые и дети. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России [Текст] / Т.Н. Доронова – М.: Линка-Пресс, 2006. – 208 с.
9. Доронова, Т. Н. Пол или гендер? (девочки налево, мальчики направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2009. –№ 3. – С. 3-6.
10. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Текст] / В.Д.Еремеева. – Самара: Учеб, лит.; М.: Изд.дом Фёдоров», 2010. – 206 с.
11. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И.Жуковская. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 224 с.
12. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях [Текст] / А.В. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2010. – С. 30-43.
13. Зворыгина, Е. В. Педагогические условия формирования игры [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.А. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 24-26.
14. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей [Текст] / Е.В.Зворыгина. –М., Мозаика-Синтез, 2011. – 184 с.
15. Здравомыслова, Е. А., Тёмкина А.А. Институционализация гендерных исследований в России // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под общ. ред. М.М.Малышевой. – М.: 2001. – С. 33 – 51.
16. Ивакина, И. О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников [Текст]: Учеб.-метод. пособие / И.О. Ивакина. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 64 с.
17. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Р.А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2012. – Вып.4. – С. 23-31.
18. Ильин, Е. П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010 – 688 с.
19. Исаев, Д. Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л.: Медицина, 1980. – 184 с.
20. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – с. 65- 69.
21. Каган, В. Е. Половое воспитание детей [Текст] / В.Е.Каган. – М.: Academia, 2010. – 58 с.
22. Каган, В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков// Вопросы психологии. – 1987. – №2. -С. 54- 61.
23. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей [Текст] / О.А.Карабанова. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
24. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника [Текст] / Е. И.Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
25. Климина, Л. В. Организация деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2013 – № 7. – С.15
26. Коваленко, Н. Ю. Противоречия гендерных отношений в образовании [Текст] / Н. Ю. Коваленко, А. С. Швецова // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 491-493.
27. Коджаспирова, Г. М. Педагогическая антропология. – М.: Проспект. 2012. – 220 с
28. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального – М., 1975. – С. 763-776.
29. Костикова, И. Перспективы гендерного образования в России /И. Костикова, А. Митрофанова и др. //Высшее образование в России. – 2001.– №2.– С. 68–75.
30. Крулехт, М. В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании. – М.: Академия, 2002. – 112 с.
31. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками [Текст] / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 34-36.
32. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В.Менджерицкая. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 156 с.
33. Михайленко, Н. Я. Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М.: детство- Пресс, 2013. – 264 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 456 с.
35. Непомнящая, Н. И. О природе детской игры и ее роли в развитии ребенка [Текст] / Н. И. Непомнящая // Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Детство-Пресс, 2012. – С.139-143.
36. Нищева, Н. В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Нищева. – М.: Детство- Пресс, 2012. – 368 с.
37. Новоселова, С. Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст] / С.Л. Новоселова // Детский сад: от А до Я. – 2013. – №6. – С.40-45.
38. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. –3-е изд., испр, и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
39. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. – М: Просвещение, 2014. – 232 с.
40. Развитие. Образовательная программа дошкольного образования /Подред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. 173 с.
41. Репина, Т, А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. – 1984. – № 7. – С. 62-70.
42. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А.Репина. – М.: Изд-во Моск. психол.. соц. иннта, 2009. – 122 с.
43. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – М.: Академия, 2013. – 453 с.
44. Семенова, Л. Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии. – 2002. – №6. – С.23-31.
45. Семенова, Л. Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста: автореф. Диссертации канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999
46. Сигимова, М. Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Игры-занятия [Текст] / М.Н. Сигимова М.: Учитель, 2009. 176 с.
47. Судоргина, Л. В. О гендерном образовании // Педагогическое обозрение. – 2013 – №1. – С.131-132
48. Татаринцева, Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент //Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С.36-38.
49. Улисных, А. А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] / А. А. Улисных // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г.Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 97-102.
50. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип / Г.А.Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
51. Ускембаева, М. Особенности гендерного самосознания детей дошкольного возраста. – СПб.: Питер, 2003 – 210 с.
52. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П.Усова; под ред. А.В. Запорожца. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 136 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.
54. Шелухина, И. П. Программа полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Мальчики и девочки. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С.77.
55. Штылева, Л. В., Пушкарева Н.Л. От теории к практике. Как мы можем это изменить? // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. – С. 94–104.
56. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 358 с.
57. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон – М.: Прогресс, 2006. – 338 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!