это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3558704
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. В современных условиях развития цивилизации проблема взаимодействия общества и природы приобретает важное значение. В ХХ веке человечество начало осознавать, что усиление воздействия на окружающую среду может стать бесконтрольным и будет угрожать существованию всей цивилизации. Важное значение в преодолении экологического кризиса, по мнению ученых, принадлежит образованию и педагогике, в частности среднему образованию, которое призвано формировать экологическую культуру, фундаментальные экологические знания, экологическое мышление и сознание, основанные на бережном отношении к природе, как уникального ресурса. Каждый гражданин должен обладать определенной базой экологических знаний, что позволит понимать и оптимально решать экологические проблемы на основе научных знаний процессов развития биосферы, общечеловеческих опыта и ценностей. Поэтому можно утверждать, что именно школьному экологическому образованию сегодня принадлежит ведущее место среди составляющих принципов создания фундамента экологической безопасности нашей страны.В период обучения в школе у школьники приобретают умения аргументировать свои суждения, доказывать истинность или ошибочность отдельных положений, делать выводы и обобщения, развивается критичность мышления. Все это влияет на становление личности, выработку своего собственного стиля поведения во взаимоотношениях с природой. В свете требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее –ФГОС) экологическое воспитание является одной из приоритетных задач в обучении и воспитании современного школьника. Несмотря на то, что исследования ученых подчеркивают важную роль уроков биологии в процессе экологического воспитания учащихся, эмоционально–ценностного, гуманного отношения к природе, анализ действующих программ основного и среднего образования и практики его организации в ОУ показывает, что урокам биологии отводиться лишь роль иллюстративного материала. При этом экологическая направленность уроков биологии носит эпизодический, а не планомерный и целенаправленный характер, что не позволяет в полной мере реализовать потенциал уроков биологии в экологическом воспитании учащихся. Основные подходы к содержанию, сущности и структуре уроков экологической направленности, определение принципов построения данных уроков определено в трудах Э. П. Гирусов, В. А. Игнатова, В. Ф. Тулинов, Н. В. Коломина, А.И. Лопатина, М.А. Скребцова и др.Объект исследования – процесс обучения и экологического воспитания обучающихся на уроках биологии.Предмет исследования – методические особенности проведения уроков биологии экологической направленности.Цель исследования: изучить особенности и методику экологической направленности уроков биологии.Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: Раскрыть сущность понятий «экология», «экологическая направленность» в научной литературе;Описать подходы и содержание уроков биологии экологической направленности;Изучить методы и средства организации экологической направленности уроков биологии;Проанализировать опыт работы педагогов по проведению уроков биологии экологической направленности.Методическая основа исследования. Процесс, история становления и развития экологического воспитания были предметом научного исследования О. В. Плахотник, С. В. Шмалей, И.М. Костицкой. Особенности реализации экологической направленности уроков биологии отражены в научных работах А. Лопатиной, М. Скребцовой, П. Г. Саморуковой, Ю. В. Новикова, Н. С. Павлова, А. Серебрякова, Н.Н. Храменкова, А.В. Хаярова.В результате анализа научной методической и педагогической литературы выявлено, что проблемы экологической направленности уроков биологии изучены фрагментарно, вопрос влияния уроков биологии на процесс экологического воспитания школьников требует уточнения.Практическая значимость заключается в анализе особенностей экологической направленности уроков биологии, выявлении принципов и содержания данных уроков, а также описании педагогического опыта по внедрению экологической направленности уроков биологии. Данные материалы могут быть использованы методистами и учителями для разработки и планировании уроков биологии.Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.Глава 1. Теоретические аспекты изучения экологической направленности уроков биологии1.1 Сущность понятий «экология», «экологическая направленность» в научной литературеПонятие – «экология» состоит из двух греческих-Logos (учение, наука) и Oikos (дом, жилье, дом, среда). Данное словосочетание трактуется как «учение об окружающей среде», среде, которая кого-то окружает. Но в таком узком понимании это понятие почти не рассматривалось. Можно ссылаться только на Энциклопедию 1904 года, где под термином «экология» понималась часть зоологии-учение о жилищах животных (норы, гнезда, берлоги, дупла и все такое).С самого начала использования данного термина под экологией понималось учение о влиянии окружающей среды на биологический объект. Э. Геккель, которого большинство исследователей считают пионером использования термина (1866 год), под экологией понимавшего науку о жизни, о связи организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком понимании все условия существования.Есть предположение, что впервые термин- «экология» был использован в понимании - естествознание натуралистом и писателем Г. Д. Торо в книге «Жизнь в лесу», которая напечатана в 1858 году. Официально данный термин был утвержден в 1910 году на третьем Ботаническом конгрессе в Брюсселе в виде понятий ― «аутэкология» – экология растений (особи) и – «синекология» - экология сообщества.Затем термин начали использовать не только в научных трудах. В 1913 году основано Британское экологическое общество и журнал ― Journal of Ecology, а в 1916 году – Американское экологическое общество. С 1916 года в США издается журнал ―Ecology. В 20-х годах ХХ века возникла американская школа ―культурной экологии, в трудах членов которой использовано понятие-экология человека. Отдельно, в 1921 году Х. Берроуз издал книгу-география как человеческая экология. Понятие «экология» начинают распространять на вопросы методологии изучение объектов. В 1935 году Тэнсли А. (США) ввел понятие ― экологическая система, а К. Тролль (Германия) – экология ландшафта.Особенно широкое использование термин ― «экология» начал набирать во второй половине ХХ века, когда люди почувствовали ухудшение состояния среды своего существования. Распространение шло как в сторону измельчения объектов наблюдения или характеристики отдельных свойств, например, поведения животных или заболеваний, так и в сферу нематериального мира. Одним из стратегических направлений развития современной системы образования в нашей стране является формирование экологической культуры личности, воспитание у каждого школьника позитивного отношения к окружающему миру. Вот почему таким важным является формирование эмоционально-эстетического, духовного мира человека, где преобладает чувство сопереживания ко всему живому [6, с. 102].Содержание экологического образования должно быть направлено на формирование личности с экологической мировоззренческой установкой на соблюдение норм экологически грамотного поведения и выполнения практических действий по защите собственного здоровья и окружающей среды [10].Непрерывное экологическое образование предусматривает организацию воспитания и учебного процесса от детства до глубокой старости. На этом пути человек проходит несколько стадий обучения.Отмечается, что общее среднее экологическое образование является чрезвычайно важным этапом в системе непрерывного многоуровневого экологического образования. По особенностям форм и методов образования с учетом возраста детей, объема и уровня их школьных знаний, школьное образование охватывает три уровня: начальный (1-4 классы), основной (5-9 кл.) и старших классов (10-12 кл.) [4]Непрерывное экологическое образование предусматривает организацию воспитания и учебного процесса от детства до глубокой старости, поэтому очень важно учитывать экологическую направленность предметов.А.В. Корякова считает, что экологическая направленность учебных предметов и занятий заключается в формировании у обучающихся системы знаний, в сфере экологической деятельности, соответствующих внутренней позиции и обеспечивают квалифицированное решение экологически опасных ситуаций, наблюдения и контроль за соблюдением экологических требований в различных сферах жизнедеятельности [13, с. 98].Обобщая подходы разных авторов к пониманию понятия «экологическая направленность», отметим, что ее трактуют как:- практический компонент урока способствующий формированию у обучающихся способности выделять, понимать, оценивать современные экологические процессы (О. А. Цуруль) [24];- задания, позволяющие школьникам ответственно решать жизненные ситуации, подчиняя удовлетворение своих потребностей принципам устойчивого развития (В.С. Шилова) [22];- средства, способствующие практическому решению экологических задач, формирующие личностные качества в сочетании с необходимым запасом знаний и умений эффективно действовать в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах деятельности, и находить правильные пути их решения (Н.Ю. Матяш, Л.И. Остапченко, О.М. Пасичниченко, П.Г. Балан) [17].По выводам ученых, экологическая направленность образовательных предметов способна влиять на осознание собственной причастности к экологическим проблемам, учета в профессиональной, общественной и бытовой деятельностях последствий воздействия на окружающую среду и таким образом направлена на формирование экологически компетентной личности. Как правило, в психолого-педагогической литературе экологическую направленность уроков связывают с приобретением учениками: а) системы знаний об окружающей среде (социальное и естественное в их взаимосвязи и взаимозависимости), б) практического опыта использования знаний для решения экологических проблем на локальном и региональном уровнях; в) прогнозированием соответствующего поведения и деятельности в профессиональной сфере и быту; г) потребностью общения с природой и желании принимать личное участие в ее восстановлении и сохранении [7, с. 18, 23].В школах природоохранное образование и воспитание осуществляются прежде всего в процессе изучения основ наук, предметов природоведческого направления биологии, географии, физики, химии. Однако именно при изучении биологии формирование экологической компетентности учащихся происходит в наибольшей степени, ведь экология, как наука, берет свое начало именно по биологии. Это позволяет учащимся ознакомиться с различными подходами и аспектами экологического дела [9, с. 72]. Таким образом, экология - это наука о связях между живыми организмами и окружающей средой. При организации экологически направленного урока требуется его особая организация. Цель урока должна носить экологическую направленность, а содержание ориентироваться на развитие личности ее общей и экологической культуры, выработку ценностного отношения к природе.1.2 Подходы и содержание уроков биологии экологической направленностиВо время изучения биологии освещается ряд понятий, которые являются общими для биологии и экологии: вид, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биосфера, продуценты, консументы, редуценты, симбиоз, коменсализм, мутуализм, биотические, абиотические, антропогенные факторы.В целом при преподавании биологии в школе последовательность изучения взаимодействия общества и природы включает пять этапов.На первом этапе у школьников формируются мотивы, необходимости и желания, стремление и интерес к познанию объектов, явлений живой природы и человека какестественного существа [4].На втором этапе формируются экологические проблемы, как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. Познавательный интерес на этом этапе развивается на основе исследования деятельности человека как экологического фактора, экономической и внеэкономической оценок, начальной характеристики экологических проблем и представлений о прогнозировании возможных изменений в природных системах [4, с. 22].На третьем этапе раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества с экологическими системами на базе идей охраны природы, управляемой эволюции и превращения биосферы в ноосферу.На четвертом этапе достигается осознание школьниками исторических причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решение на основе международного сотрудничества [2].Пятый этап-практический-является важным в формировании ответственного отношение учеников к природе. На этом этапе обеспечивается реальный вклад школьника в дело охраны окружающей природы, овладения нормами и правилами поведения в естественной среде [15].Предложена последовательность изучения взаимосвязей человека и природы дает возможность углубить знания учащихся посредством установления зависимости между биосистемами и человеческой деятельностью и способствует развитию экологической культуры личности, мотивов здравоохранения человека, среды его существование, рост интереса к экологическим проблемам и потребностям личности, участия в их решении.Экологическую направленность уроков биологии определяют три взаимосвязанных компонента: экологические знания, экологические убеждение, экологическая деятельность [18]. Первая составляющая-накопление экологических знаний-предполагает: исследование учащимися опыта природоохранной работы (анкеты, интервью, беседы, выпуск экологических газет); овладение знаниями об экологической обстановку (экскурсии, видеофильмы); ознакомление с информацией о охрану растений и животных (экопрогулки, экопоходы по окрестностям, встречи с экологами).Вторая составляющая-становление экологических убеждений. Через диспуты, обсуждение, дискуссии, конференции, утверждение собственной позиции в классе, помощь в конкретных делах, связанных с экологией, формируется убеждение в том, что к природе надо относиться ответственно, беречь все живое; решать экологические проблемы можно только совместными усилиями, на основе знаний законов природы [8].Третья составляющая-экологическая деятельность-включает:- природоохранную деятельность (уход за комнатными растениями, клумбами возле школы, конкретная трудовая деятельность во время экодесантов-расчистка парков, скверов микрорайона); экологическая разведка окрестностей, прокладка и оформление экологических троп.- пропагандистская деятельность: рассказы о природе родного края, проведение бесед с младшими школьниками о том, что конкретно и как надо охранять в природе; составление памятников, экологических анкет, газет, информационных листовок; ведение экологического дневника;- игровые формы деятельности: конкурсы, турниры, конкурсы-аукционы (на знание какой-либо темы, связанной с природой); научно-фантастические проекты с охраны окружающей среды; турнир знатоков природы; конкурс рассказов о растениях, животных; викторины, игры-экскурсии [19, с. 73, 74].Изучение литературы по проблеме реализации экологической направленности уроков биологии позволило также установить, что ученые выделяют три компонента экологической компетентности, которые можно формировать в общеобразовательных учреждениях на уроках биологии, в частности: личностный, когнитивный, деятельностный.Личностный компонент направлен на осознание себя частью природы через формирование эко-психологического сознания, обеспечивает осознание необходимости ведения здорового образа жизни и его роли для саморазвития и самореализации личности, способствует формированию личностной компетентности школьников; обеспечивает осознание учениками сущности человека, норм его поведения.Когнитивный компонент лежит в основе экологического мировоззрения и выражается в мировосприятии, мироощущении и миропонимании человека [10].Деятельностный компонент обеспечивает овладение учеником мировоззренческих знаний в процессе формирования естественнонаучной картины мира на основе научных знаний о природе, которые являются основой для формирования экологической компетентности школьников. Теоретические положения, определяющие процесс экологической направленности уроков биологии, дают основания определить ведущие подходы в их разработке. Такими подходами являются:- научный-охватывает понятия, закономерности, информацию, что характеризуют и определяют взаимодействия в системе «человек-природа общество». Обеспечивает научность и инновационность знаний в процессе экологической подготовки;- системный подход – направлен на осознание экологической подготовки как целостного образования, которое имеет смысловые, структурные и функциональные связи;- ценностный – основывается на осознании необходимости ответственного отношение к окружающей среды и личного вклада в сохранение природы;- нормативный – направлен на усвоение совокупности экологических норм, законов, правил, регулирующих учебную деятельность;- личностно-деятельностный – обеспечивает формирование умений экологической деятельности [13, с. 42, 43].Подытоживая, отметим, что в нынешних условиях решение экологических проблем является наиболее приоритетным для сохранения жизни на Земле. Именно поэтому экологическая направленность уроков биологии является одной из важнейших задач. Практика показывает, что экологизация является составной частью обновления общества, которая отражает и формирует его сознание, новое мышление.Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию экологической направленности уроков биологии2.1 Методы и средства организации экологической направленности уроков биологииВ экологических блоках курса биологии раскрывается содержание экологических аспектов изучаемого материала, предусматривается использование разных методов и форм ведения уроков, что способствует активной деятельности учеников. В требованиях ФГОС указывается на необходимость использования активных и интерактивных методов обучения, поэтому и на уроках биологии педагог может применять такие приемы как мозговой штурм, дискуссия, тестовые задания, коллективная работа. Также необходимо использовать творческие задания, направленные на проявление креативности школьников. Именно творческие задания позволяют педагогу оценить то насколько обучающиеся поняли тему урока, так здесь школьник не может списать из учебника, ему необходимо изложить свои знания в творческой форме.Традиционные задания в ходе экологического воспитания тоже не теряют своей актуальности, это может быть и математический диктант, и проверочная работа, тесты, фронтальные и индивидуальные опросы.Обязательно на уроках биологии необходимо использовать игровые задачи, викторины и конкурсы, это мотивирует детей к учебной деятельности, создает положительную атмосферу в классе [26].Педагог может использовать и проектную деятельность, это очень интересная форма работы. В ходе проектной деятельности обучающиеся самостоятельно ищут материал в разных источниках, компонуют ее, выделяют самое интересное, а потом презентуют на уроке. Эта форма работы помогает обучающимся запомнить написанное, а также развивает их инициативность и любознательность. На уроках биологии можно предложить обучающимся такие проекты как «Экология моего города», «Как защитить экологию окружающей среды», «Могу ли я себя назвать экологически грамотным гражданином?».Так же очень интересными получаются интегрированны уроки биологии, физики, химии. На них обучающиеся понимают, что экология проходит через все сферы жизни человека и осознают ее важность и значимость [25].Представим ряд методических приемов для реализации экологической направленности уроков биологии.I. Пробы творческих сил учениковЗадание 1. Зоология. Составить рассказ в рисунках о взаимоотношениях растений и животных в природе так, чтобы в нем содержалась “изюминка” — «Что бы это значило?»Задание 2. Зоология. Придумать загадки о животных или использовать ранее известные. Примеры: 1. Коли лед, возьмешь серебро; возьми серебро, достанешь золото. (Яйцо: скорлупа, белок, желток.) 2. Два раза родится, один раз умирает (Курица.) 3. Что за весенняя черная птица- Трактору чуть ли не на нос садится? (Грач.) Задание 3. Ботаника и зоология I. Составить шарады. Предлагается несколько образцов таких шарад. 1. Первый слог — орган питания растения, второй — соединительная буква, третий — найдете в танцах, четвертый — согласная буква. Целое — сезонное явление в жизни растения. (Лист-о-па-д.) 2. Первый слог — восклицание! Второй достоин порицания. А в целом он на севере далеком обитает. И жителей тех мест он греет и питает. (О-лень.).3. Предлог. Кулинарное изделие. Женское имя. Все — водоросль. (С-пирог-ира.) II. Дидактические задания. Примеры представлены в приложении 1.III. Математический диктант. Учащиеся прослушивают сообщение, если они согласны с ним, то ставят в тетради знак если не согласны – знак. Например, такие утверждения:1. У рыб форма тела обтекаемая. 2. В воде рыбы и лягушки дышат жабрами. 3. На суше лягушки и ящерицы дышат легкими. 4. Тело рыб защищено кожей, чешуей, слизью. 5. Тело ящерицы защищено слизью, чешуей, кожей. Фрагменты к отдельным интегриоованным урокам, в которых раскрываются адаптации животных к среде обитания, межвидовые отношения в животном мире [20].1. Зоология и физика (7 кл.). Жизнь животных и превращения видов энергии. С древних времен люди наблюдали свечение моря. С наступлением темноты поверхность моря озаряется холодным, искрящимся светом. Это светятся бактерии, рачки, которые преобразуют химическую энергию в световую. Вызывают морское сияние и ночесветки — жгутиковые простейшие.2. Зоология и физика (7 кл.). Светятся и обитатели суши. Светлячки при помощи свечения подают друг другу сигналы. Белок люциферин под воздействием фермента люциферазы разлагается, что и вызывает свечение.3. Зоология, физика и география (8 кл.). а) Рыбы и электричество. В теплых тропических морях, в мутных реках Африки и Южной Америки обитают рыбы, которые используют электрические разряды для защиты и ориентации. Электрический скат (обитает в Средиземном море) с помощью электрических разрядов защищается от акул и осьминогов, охотится на мелких рыб. В южноамериканских тропических реках живет электрический угорь, он убивает током свою жертву: рыбу, лягушку. Ловить угрей опасно. Рыбаки предварительно загоняют в реку стадо коров, а когда угри израсходуют энергию, бьют их острогами. У электрического сома, живущего в реках Африки, и напряжение электрического тока может быть до 100, 200, вольт, сила тока — 2 ампера [14]. б) Рыбы и свечение. Интересна рыба-удильщик, обитающая в Черном и Баренцевом морях на глубине 50-200 м. Первый луч спинного плавника удлинен и нависает над ртом, а на его конце находится светящийся шарик. Часами удильщик сидит в заем де, выставив наружу конец “удилища'’ со светящимся носиком. 4. Ботаника и русская литература (6-7 кл.). Растительные сообщества и басня И. Крылова «Дерево». Действие абиотических факторов и басня И. Крылова «Василек».5. Анатомия и художественная литература. Кора больших полушарий, зоны коры и манкурты (Ч. Айтматов «Буранный полустанок»). Кислородное голодание, проявление гипоксии (В. Астафьев «Царь-рыба»). Функции головного и спинного мозга в книге Н. Минюка «Ночной вызов») [23].Экологические знания, представленные в школьной биологии, носят преимущественно фрагментарный характер. Они в большинстве случаев касаются глобальных экологических проблем и связей. Наблюдается недостаток материала, посвященного экологическим проблемам ближайшего к школьникам природно-техногенного окружения, который является определяющим в формировании экологического поведения. Ведь справедливо считается, что ближайшая окружающая среда ученик должен знать лучше, чем другую экологическую проблематику [6, с. 30].Установлено, что самыми распространенными формами экологического образования в школах во время урочной деятельности есть: интегрированные уроки, уроки-путешествия, уроки экспедиции, лекции, конференции, семинарские занятия, дискуссии, экскурсии, экологические игры, киноуроки, разработка экологических проектов, занятия по использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедийные и интерактивные технологии. Пример урока биологии экологической направленности дан в приложении 2.Таким образом, для реализации экологической направленности уроков биологии необходимо включать экологическую информацию. Она должна органически вписываться в тему исследования урока, не искажая его сути. Экологические факторы включаются в содержание всех тем по биологии, они помогают расширить представление обучающихся о влиянии экологии на различные биологические процессы. 2.2 Из опыта работы (учителя или школы) по проведению уроков биологии экологической направленностиДля того, чтобы изучить особенности проведения уроков биологии экологической направленности мы проанализировали педагогический опыт учителей, представленный в журналах «Биология в школе», «Биология» и в интернет источниках. На основании проведенного анализа, мы пришли к выводу, что работу по усвоению учащимися экологический знаний и навыков сделать интересной, а их запоминание – активным и творческим процессом.Анализ педагогического опыта показал, что педагоги выделяют разделы, темы и конкретные вопросы, связанные с идеями экологического образования. Например, в 6-м классе при изучении темы «Почва и ее состав» учитель может дать информацию об источниках его загрязнения и снижения, в связи с этим, снижения урожайности сельскохозяйственных культур [14].Анализируя эти факты ученики приходят к выводу, что с одной стороны, развитие промышленности, транспорта направлено на улучшение условий жизни людей, а, с другой — оборачивается непосредственной, трудно контролируемой угрозой для здоровья человека, что проблема эта сложна еще и с экономической точки зрения, поскольку устранение или уменьшение источников загрязнения приводит к росту стоимости промышленного производства и транспорта. Радикальное решение этих противоречий заключается, с одной стороны, в совершенствовании технологических процессов и разработке безотходного производства, а с другой — в воспитании высокообразованных в экономически природоохранном плане людей, какими должны стать и сами ученики [21].Выясняя на уроках биологии в 8-м классе вопросы зонального распространения живых организмов, учителя биологии обращают внимание учащихся на, биологическую продуктивность некоторых биоценозов земного шара, в частности, культурных (100— 250 ц/га на год). Сравнивая производительность искусственных и естественных биоценозов, учащиеся могут прийти к выводу, что якобы культурные биоценозы будут компенсировать сравнительно низкую производительность природных, и даже могут заменить их, поскольку производительность последних уменьшается вследствие интенсивного природопользования. Биологи опровергают этот вывод такими данными: искусственные биоценозы самостоятельно не восстанавливаются, как природные, не имеют естественного запаса прочности, а характеризуются короткими цепями питания и очень ценны, особенно в связи с сокращением посевных площадей. На учащихся производит впечатление средняя расчетная стоимость одного гектара земли: в Японии — 150 милл. долларов, в США - 400 млн. долларов. Кроме этого, благополучие искусственных биоценозов находится в прямой зависимости от природных. Это положение объясняется схемой: земля — урожай — влага-лес. Раскрытие этой схемы содержит значительную информацию для размышлений и выводов [8]. Пополняя информацию о современном прогрессирующее сведение лесов: «В результате нерационального использования леса планеты исчезают со скоростью от 20 до 40 га в минуту, ежегодно вырубается 8 млн. га лесов'. Этой информацией создается ситуация противоречия, вследствие чего у учащихся возникает ряд вопросов, которые стимулируют поиски путей его преодоления. Ученики выражают логические рассуждения о необходимости создания лесопосадок запасного фонда, об экономии лесной продукции лесоматериалов».Ученики 9-х классов приходит к выводам, что лес один из важнейших компонентов биосферы, определяют его роль в круговороте веществ и энергии, в жизнеобеспечении человека и уже прогнозируют» научные основы лесоразведения, роль в этом деле ученых — генетиков, селекционеров, а также и свою роль. В связи с этим анализируется состояние лесистости района, который считается еще не оптимальным [16]. Такой вывод требует статистического подтверждения, поэтому ученики с исчерпывающей информацией обращаются к учителю географии, до своих консультантов из местного лесничества, общества охраны природы, до литературных источников, включаются в общественно полезный труд по сбору семян ценных лесных пород, уход за саженцами лесных деревьев, размышляют, за счет какой территории можно увеличить процент лесистости. Как оказалось, в районе есть площади, непригодные для сельскохозяйственного пользования. Конечно, инициатива учащихся использовать их под лесные угодья должна быть поддержана всеми школьниками района.Сделаем важный педагогический вывод о том, что формирование личности, ее социальной позиции, поступков, стиля мышления сочетается совместными усилиями школы, общества, с преодолением противоречий природоохранной образования и реалий жизни. Анализируя противоречия в отношениях природы и общества, учителя подводит учащихся к выводам о том, что только наука в разумном сочетании с практикой, высоким сознанием и ответственностью людей может обеспечить многоплановое обоснованное природопользование. Вместе с тем учитель заставляет учеников осмыслить положение, что закономерности жизни общества до тех пор остаются ими, пока не вступают в противоречие с закономерностями биосферы. Таким образом углубляются знания учащихся о необходимости разумного регулирования системы природа — общество.При изучении темы «Промысловое значение рыб» в 7-м классе учителя биологии обращаются к понятию «исчерпанность» природных водоемов, которые подлежат катастрофическом загрязнению, бесконтрольной эксплуатации, разъясняет, что при загрязнении водоемов промышленными отходами, вод Мирового океана захоронениями разных ядовитых, радиоактивных веществ «исчерпывающими» становятся природные популяции. Уменьшается разнообразие и численность водяных животных. Негативные последствия загрязнения - резкое уменьшение биологической продуктивности внутренних вод и вод Мирового океана, а значит и продуктов питания для людей [7].На уроках биологии учащиеся усваивают, что рыбоводство - одна из перспективных отраслей сельскохозяйственного производства, которая базируется на выращивании в естественных и искусственных водоемах товарной рыбы: различных видов карпа, толстолобика, белого амура, форели и тому подобное, узнают об использовании рекомендаций науки и передового опыта по выращиванию мальков, подготовки сбалансированных кормов на фоне естественной кормовой базы, подбору видов рыб для выращивания в поликультуре, совершенствование методов профилактики и борьбы с болезнями [9].На уроках биологии знания, учащихся дополняются сведениями о правовом регулировании рыбоводства, которые детерминируются соответствующими нормативными документами.Особое внимание обращается на запрет сбрасывать в водоемы неочищенные сточные воды, отходы промышленности и быта, устраивать ирригационные сооружения, вылов рыбы во время нереста, нарушение сроков, мест, способов, норм вылова, вылов ценных видов рыб и тому подобное. Таким образом ученики убеждаются, что человек должен на разумных началах регулировать свои взаимоотношения с природой [11].При изучении раздела «Органы дыхания» в 8-м классе внимание учащихся направляют на анализ факторов загрязнения атмосферного воздуха, последствий этого на здоровье людей, Приводятся статистические данные о повышении количества респираторных заболеваний среди населения в связи с загрязнением атмосферы и экономические убытки от этого. Анализ такой информации приводит учеников к важным многоплановых социальных выводов о необходимости принятия конкретных мер, в т. ч. правовых, по профилактике загрязнения воздуха отходами промышленности, быта, сельского хозяйства, что обеспечение чистоты атмосферы дело глобальное [1]. Эти вопросы обсуждаются на уроках биологии используя материалы телепередач, видео уроки, презентации, в которых освещаются важные экологические проблемы, в частности, о перепрофилировании вредных производств, недопустимости их строительства и эксплуатации в густонаселенных районах, а то и приостановке работы фабрик и заводов, которые вредят окружающей среде. Концентрируя внимание учащихся на экологических проблемах, нельзя обойти вредного влияния на природу продукции современной военной промышленности. Это дополнение делают учителя географии и биологии. Тестом на все эти негативные явления является здоровье человека и состояние окружающей средыИзучая соответствующие темы по химии, ученики осмысливают масштабы загрязнения атмосферы углекислым и другими газами и роль растений в уменьшении их вредного воздействия на окружающую среду. Развивая информацию, что уже теперь авиаконструкторы прорабатывают различные модели самолетов, которые будут летать на жидком водороде на более больших высотах — от 25 до 180 км, то есть такие, которые в 7 - 14 раз превышают скорость звука, а загрязнения атмосферы уменьшают в 3-4 раза. Очевидной становится идея развития технической мысли учеников, которые, возможно, в своей деятельности в любой области техники будут заботиться об уменьшении вредного действия токсичных газов и других ядовитых веществ [12].Учителя значительно расширяют знания учащихся о связи экологического образования с современными проблемами войны и мира, ростом населения планеты, продовольственной проблемой, охраной здоровья, энергетической, сырьевой базы, освоением космоса. Мирового океана, новых территорий, недр.На уроках биологии с учащимися 8-ых классов проводятся следующие мероприятия: дискуссии, конференции, выставки и тому подобное. Одна из дискуссий на тему «Причины загрязнения атмосферного воздуха», которая была посвящена антиникотиновой пропаганде среди учащихся и местного населения. Дискутировались, в частности, вопросы «Папироса или здоровье?», «Как сделать так, чтобы вокруг была чистая окружающая среда?», «Совместимы ли курение и спорт?», «В чем опасность курения?» [2].В ходе дискуссии учителями-предметниками, учениками, собравшимися отзывается информация о том, что в сигаретном дыме насчитывается несколько десятков видов вредных веществ, среди которых наиболее опасным является никотин, который поражает практически все органы (сердце, кровеносные сосуды, нервную систему), особенно у подростков. В сигаретном дыме есть канцерогены, которые образуются при температуре 600° С на кончике сигареты во время затяжки, их более полутора десятка. Во время курения резко увеличивается вязкость крови, нарушается газообмен, снижается работоспособность [7].Некоторые авторы утверждают, что курильщики добавляют к загрязненной атмосфере значительный процент оксида углерода. Интересными были сообщения о том, какие психологические, физиологические чувства возникли у начинающих курение. Учениками 7, 8, 9, 10, 11-х классов проводится исследовательская работа по экологии [16].Таким образом, прослеживается целостный подход к экологической направленности уроков биологии на основе интеграции знаний. Данная направленность влияет на воспитания учащихся: способствует формированию экологического мышления, культуры, расширяет мировоззрение, понимание взаимосвязей в природе, освещает противоречие системы человек — общество - природа, учит принимать решения, управлять реальными ситуациями, вырабатывает социальную позицию.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:1. Экология - это наука о связях между живыми организмами и окружающей средой. Необходимость экологического воспитания учащихся в связи с обострением этой проблемы в наше время и формирование человека с высоким чувством долга и ответственности приведут к сохранению, приумножению и разумного использования природных ресурсов. При организации экологически направленного урока требуется его особая организация. Цель урока должна носить экологическую направленность, а содержание ориентироваться на развитие личности ее общей и экологической культуры, выработку ценностного отношения к природе. 2. В нынешних условиях решение экологических проблем является наиболее приоритетным для сохранения жизни на Земле. Именно поэтому экологическая направленность уроков биологии является одной из важнейших задач. Практика показывает, что экологизация является составной частью обновления общества, которая отражает и формирует его сознание, новое мышление. Экологическая направленность уроков биологии - это целенаправленная многоплановая работа с участием учителей – предметников и обучающихся. Экологическая направленность уроков биологии имеет не только прикладное значение, но и познавательный и исследовательский характер.3. Для реализации экологической направленности уроков биологии необходимо включать экологическую информацию. Она должна органически вписываться в тему исследования урока, не искажая его сути. Экологические факторы включаются в содержание всех тем по биологии, они помогают расширить представление обучающихся о влиянии экологии на различные биологические процессы.4. Анализ педагогического опыта показал, что педагоги учитывают экологическую направленность уроков биологии. Они используют различные методы и приемы в процессе работы на уроках биологии. В частности, педагоги проводят дискуссии по экологическим проблемам нашего общества, дают информацию о причинах загрязнения окружающей среды, личной гигиене и тд. Экологическая направленность уроков биологии влияет на воспитания учащихся: способствует формированию экологического мышления, культуры, расширяет мировоззрение, понимание взаимосвязей в природе, освещает противоречие системы человек — общество — природа, учит принимать решения, управлять реальными ситуациями, вырабатывает социальную позицию.Определение экологической направленности уроков биологии дает возможность:- скоординировать усилия всех учителей школы с целью обеспечения оптимальных условий для его проведения;- определить интегрированный, содержание экологического образования и воспитания и предупредить опасность перегрузки учащихся;- обеспечить глубокое осмысление экологической проблемы учащимися, рассматривая ее с позиций различных наук;- способствовать формированию у учащихся знаний о целостной научной картине мира, взаимосвязи и противоречия между природой и обществом;- максимально использовать потенциальные воспитательные возможности экологического образования для формирования материалистического мировоззрения, осуществления идейно-политического, морального, трудового, эстетического и физического воспитания учащихся;- обеспечить эффективное руководство работой.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева С.В., Захлебный А.Н. Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития // Монография. СПб.: Санкт-петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2018. 208 с.Байко А.П., Самерсова Н.В. Игровой метод в экологическом образовании // Народная асвета. 2016. № 2. С. 39 - 44.Бондаренко Т.М. Экологические занятия на уроках биологии: Практическое пособие для педагогов и методистов. Воронеж: Учитель, 2017. 159 с. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старшеклассников // Биология в школе. 2018. № 7. С. 22-26. Гаинцева О.И. Социально-экологическая компетентность педагога как фактор формирования экологической культуры обучающихся / диссерт. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры, 2016. 124 с.Гирусов Э. П. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. 2017. № 9. С. 105-121. Грицай Н. Б. Методика обучения биологии: учебное пособие. М.: Ооо «Дока центр», 2016. 272 с. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования подростков //Директор школы. 2018. № 7. С. 4549. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим //Биология в школе. 2016. № 7. С. 3-9 Игнатова В. А. Знакомства с экологическими терминами на уроках биологии // Биология в школе. 2018. № 2. С. 10-15Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 2020. № 1. С. 69-73.Козетова Л. Г. формирование биологических знаний в курсе биологии. М.: Новая школа, 2019. 128 с. Корякова А.В. Экологическое образование и воспитание // Молодежь и наука. 2019. № 4. С. 17–21.Методика обучения биологии и естествознания: практикум для студ. высш. пед. Уч. закл. биол. спец. / ред. И. В. Мороза. М.: НПУ им. М. П. Драгоманова, 2016. 143 с. Мироненко И. В. Общебиологические понятия как составляющая школьного курса биологии // Педагогический альманах. 2018. № 2. С. 56-62. Мягкова А. Н. Методика обучения общей биологии: пособие для учителя //Биология. 2018. № 1. С. 9-13Матяш, Н.Ю., Остапченко, Л.И. и др. Биология. 8 класс / Учебник. М.: Генеза, 2016. 284 с.Общая методика обучения биологии. М.: Лебедь, 2016. 592 с. Сизых С.В. Экологическое образование, воспитание и просвещение: новые вызовы и перспективы развития // Монография. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. 278 с. Сугробова Н.Ю. Теория и технологии экологического образования детей // Учебно-методическое пособие. Соликамск: СГПИ филиал ПГНИУ; Типограф, 2018. 72 с. Шарапова И.А., Чобот Ж.П., Гладкая И.Н., Дубовец, О.А. Методика преподавания биологии // Курс лекций. Витебск: Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, 2018. 228 с.Шилова В.С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика // Монография. Ульяновск: Зебра, 2018. 244 с. Черняк Л.В., Бахарев В.А. и др. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии. Методические рекомендации. Минск: БГУ, 1999. 206 с.Цуруль О. А. Хрестоматия по методике обучения биологии. М.: НПУ им. М. П. Драгоманова, 2017. 298 с.Цуруль О. А. Формирование биологических понятий // Биология в школе. 2018. № 2. С. 9-17Экологическое образование на современном этапе для устойчивого развития // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Благовещенск, 15-17 мая 2013 г.): в 2-х томах. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2017. Том 1. 273 с.Приложение № 1Дидактические задания к теме «Пищеварение человека».Вопросы 1. В желудке происходит. 2. В глотке происходит. 3. В пищеводе происходит. 4. В 12-перстной кишке происходит. 5. В тощей и подвздошной кишке происходит.6. В толстой кишке происходит. 7. Во рту происходит. Подобрать ответы, соответствующие вопросам. Р — обозначает расщепление, В — всасывание, б, ж. у. ц — белки, жиры, углеводы, вода. Ответы: 1 - 1, 2, 3, 6, 7; 2 3 -------; 4 - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8; 5 - 4, 5, 6; 6 - 7; 7 - 3, 6, 7Приложение № 2Бинарный урок биологииТема: «Влияние человека на окружающую среду»Цели: Предметные:- проанализировать современное состояние планетарных систем на пороге XXI века;- раскрыть негативное влияние антропогенного фактора на окружающую среду;- объяснить сущность глобальных экологических проблем парникового эффекта, кислотных дождей, деформации озонового слоя, деградации почв, химического загрязнение и их последствия;- проанализировать современное состояние окружающей среды;- показать негативное влияние антропогенного фактора на здоровье человека;- разработать меры, направленные на улучшение экологического состояния планеты. Развивающие:- развивать логическое мышление, умения и навыки работать с дополнительной литературой, систематизировать и обобщать материал, выбирать главное, делать выводы, оформлять плакаты, таблицы.Воспитательная: - воспитывать чувство ответственности за судьбу родной земли, за будущее планеты, чувство патриотизма, стремление к гармонии, человечности, доброте, бережное отношение к природе, личную ответственность за охрану окружающей среды.Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: деловая игра.Методы: научно-поисковые, проблемные, репродуктивные.Оборудование: 1) фонограммы мелодий; 2) плакаты; 3) плакаты-изречения;4) карточки – визитки; 5) карты: - медико-демографические проблемы; - экологические проблемы природных вод; - экологические проблемы атмосферного воздуха; - агроэкологическая оценка почв; 6) биологические бюллетени, отражающие экологическую ситуацию края; 7) слайды с пейзажами уголков природы; 8) выставка литературных произведений и публикаций из периодических изданий, посвященных охране природы; 9) красная и черная книги; 10) ТСН.План урока:I. Введение.II. Экологическая ситуация на планете.1. Экологические проблемы воздуха.2. Экологические проблемы водной среды.3. Экологические проблемы почв.III. Экологическая ситуация в мире.IV. Влияние антропогенного фактора на здоровье человека.V. пути решения экологических проблем.VI. Итоги урока.Ход урокаКто же пожалеет человека,Как не природа?Кто же пожалеет природу,Как не человек?I. Организация классаУчитель биологииДобрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас немного необычный урок. Мы поговорим о нашем общем доме – о земле. Поговорим об окружающей среде нашей Родины, о месте в нем человека и о тех экологические проблемы, которые связаны с ее деятельностью и сегодня беспокоят не только народ, но и все человечество. Мы вспомним главные причины и источники развития экономического кризиса, поговорим о последствиях экологических катастроф и путях их решение.Почему урок необычный? Потому, что проведем мы его в виде деловой игры.Сегодня у нас присутствуют специалисты: группа экологов, химик, агроном, биолог, медик, географ, члены агитбригады. (Гости сидят за столами, перед каждым таблички с надписями: Агроном, Химик, Биолог, Географ, Медик, Экологи).1) объявление темы и цели урока.II. Изучение нового материалаУчитель биологииШирока страна моя родная,Много в ней лесов, полей и рек.Но проблема есть у нас большаяИ проблема эта-человек!Современный человек объявил войну природе и природа отступает."Возраст XXI-планету не узнать,Ибо человек продолжает себе природу подчинять.( на середину класса выходят члены агитбригады, тихо звучит тревожная мелодия).Участник 1Человек! Ты посмотри, что в мире творится,Но за этим всем твоя деятельность кроется!Участник 2Реки разведены сточными водами (показывает плакат №1)Участник 3Все почвы насыщены отходами (показывает плакат №2)Участник 4Яркий цветок пахнет гербицидами,А от насекомых несет инсектицидами. (показывает плакат № 3)Участник 5Везде на планете потеплело ( показывает плакат №4)Участник 1Воздух от угара посерел (показывает плакат № 5)Участник 2Деревья от яда покосились,Березки черными сделались.Участник 3Оболочки Земли яд впитывают,Кислотные дожди землю поливают.Участник 4Парниковый эффект укореняется,"Мирный атом" уже нам не подчиняется.Участник 5Смерть планетой “ходит”,Свое ”черное дело” делает.(члены агитбригады расходятся, музыка умолкает. Проецируются слайды с видами искаженной человеком природы)Участник 1Как тихо над краем, а сердце встревоженно бьется.Земля говорит, как ей нелегко живется.От горя и боли смеяться давно перестала,Потому что въелись бомбы, снаряды впились, как жала.Выходит в дорогу в чудесном свадебном цветении,Сбивая босые ноги усыпанным ядом камней.Участник 2Превосходный воздух ядовитым насыщен газомИ дышать грудью все труднее и труднее каждый раз.Оскверненная красота водой гнилой и мусором,Едва видно природу под рваным серым тряпьем.В покрытом теле пластами лежат химикаты.Рубцы затвердели, а ей же еще жить и любить.Что будет, не знает, в тревоге заламывает руки.Наверняка погибнет, как перемены к лучшему не будет.Если не очнутся ныне на планете этой люди.Учитель биологииНеужели все это правда? Давайте обратимся к нашим специалистам с просьбой хотя бы в общихчертах проанализировать современное состояние планетарных систем на пороге XXI века, чтобы глубже прочувствовать весь трагизм нашего бытия. Слово предоставляется экологам.Эколог 1 Человек-единственный представитель мира живого, обладающий разумом и сознанием. На увы, сегодня человечество прежде всего обеспокоено прежде всего поиском материальных ценностей. Природа создала человека как существо телесное и духовное, теперь сводится в состояние ограниченно чувственной, нелепо-го, бездуховной среды обитания. На самом деле, она становится мертвым космическим телом, на котором ковыряются толпы живых организмов. Среди них и высшее из существ, которому позволено все: покорять, потреблять, уничтожать.Только за первые три четверти XX века мировой экологический потенциал увеличился в 10 раз, а к концу века почти в 20 раз, по сравнению с его началом. Особенно интенсивное развитие приходится на период после II Мировой войны. За последние 100 лет: из земных недр было добыто 137 млрд. т угля, 47 млрд. т нефти, 20 трлн. куб. м газа; энергетические ресурсы увеличились в 1000 раз. Только за 25 лет (1950-1975 гг.) потребление всех энергоресурсов в мире увеличилось в 3 раза, нефтепродуктов в 5 раз, электроэнер гии в 7 раз концентрация углекислого газа в атмосфере за последние 100 лет. увеличилась на 12-18%, запыленность атмосферы на 10-20 %, освещенность Земли снизилась на 7-10%.Эколог 2 С увеличением углекислого газа в атмосфере ученые связывают изменение климата и нарушение энергетического баланса планеты. Конечно, этот газ является необходимым компонентом фотосинтеза растений. И при потреблении органического топлива, вырубке лесов, распашке степей, гниении, вулканической деятельности его вырабатывается все больше. Это в свою очередь изменяет среднегодовую температуру.Так, в течение тысячелетий среднесуточная температура на Земле составляла 15 градусов, в течение последних 100 лет она повысилась на 0.6 градуса, по некоторым прогнозами к середине XXI века температура может вырасти на 1.5 - 2.5 градуса, что неизбежно приведет к парниковому эффекту. Последствия таяния льдов Антарктиды и Антарктики и значительное повышение уровня Мирового океана, что в свою очередь приведет к затопление больших участков суши и повлечет во многих странах масштабное перемещение населения. Специалисты утверждают, что за последнее столетие уровень мирового океана уже поднялся на 10-12%.Эколог 3 В последнее время наблюдается значительная деформация озонового слоя Земли.Учитель биологииДумаю, что сущность этой проблемы лучше объяснить с точки зрения химии. Поэтому предоставляем слово химику.ХимикИз курса химии всем известно, что озон-аллотропная модификация оксигена. Он образуется из молекул кислорода и накапливается на высоте 20-50 км. Энергия лучей ультрафиолетового излучения расходуется на фотохимическую реакцию образования озона и поэтому к поверхности Земли проникает лишь поток ультрафиолетового излучения, в этому экологическое значение озонового экрана. В последнее время ученые обеспокоены снижением содержания озона в атмосфере. Разрушение озонового слоя вызывают следующие химические вещества, как оксиды азота, брома, хлорорганические соединения (хлорфтор-углерод), которые разлагают озон на кислород. Оксиды нитрогена продуцируются бактериями из нитратных удобрений, внесенных в почву, а затем переносятся в стратосферу; многие оксиды выбрасывают двигатели баллистических ракет во время военных учений; ежегодно 70 млн. т оксидов азота выбрасывают в воздух химические предприятия. Но самыми опасными для озона являются фреоны, которые широко применяются в рефрижераторах и домашних холодильниках, а также, как аэрозоли в баллончиках с краской, лаком, духами. Попадая в стратосферы, под воздействием УФ излучения солнца молекулы фреонов распадаются, высвобождая атомы хлора, который является катализатором и под действием которого молекулы озона разлагаются до кислорода. Ежегодно на планете производится около 1 млн. фреонов (40% - в странах ЕС, 35% - в США, примерно по 10% - в Японии и на постсоветском пространстве).Учитель биологииСегодня большой вред окружающей среде наносят кислотные дожди. Снова обращаюсь к химиков с просьбой прокомментировать это явление.ХимикТермин "кислотные дожди" введен около 100 лет назад английским химиком А. Смитом, который выявил зависимость между уровнем загрязненности воздуха и кислотностью осадков. Но их пагубные последствия начали проявляться лишь 10-15 последних лет. Нынче любой дождь в большей или меньшей степени “кислотный”.Причиной образования кислотных дождей являются оксиды серы и азота, что попадают в атмосферу вследствие работы ТЭЦ, автомобильных двигателей, металлургических производств.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!