это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3575031
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕЧем более масштабен проект, чем большие инвестиции необходимы для его реализации, тем большее количество сторон вовлечено в его реализацию, тем больше различных рисков присущи проекту, тем сложнее учесть интересы участников проекта, тем сложнее обеспечить его экономическую эффективность и тем большее внимание уделяется организации финансирования данного инвестиционного проекта.В мировой практике для реализации масштабных и капиталоемких проектов уже несколько десятилетий активно используется проектное финансирование. Российские компании, постепенно интегрируясь в мировое экономическое пространство, неизбежно сталкиваются с потребностью в реализации проектов, аналогичных по своей сложности и масштабности проектам, осуществляемых их конкурентами на мировых рынках. Поэтому проектное финансирование становится потенциально все более востребованным и необходимым в России и поэтому возможность полноценного применения проектного финансирования существенна для развития российских компаний а, в конечном счете, и для развития экономики страны.В то же время, российский опыт использования проектного финансирования незначителен и не обобщён. Налицо факторы, препятствующие развитию проектного финансирования, отсутствует оценка значимости этих факторов для развития проектного финансирования. Само понятие «проектное финансирование» зачастую неправильно трактуется и используется. Иными словами, степень изученности различных сторон применения проектного финансирования в России с теоретической точки зрения недостаточна, что и послужило предпосылкой для проведения настоящего исследования.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Деятельность хозяйствующего субъекта тесно связана с реализацией инвестиционных проектов. От успешного осуществления необходимого для компании инвестиционного проекта часто зависит ее способность успешно конкурировать на занимаемых рынках, что в значительной степени определяет будущее компании в целом.В свою очередь реализация любого инвестиционного проекта предполагает организацию его финансирования. Для части проектов организация финансирования является важным, но не определяющим конечный успех проекта фактором. Для других проектов, наоборот, организация финансирования становится фактором определяющим. Таких проектов меньше, но в большинстве своем это наиболее масштабные и наиболее организационно сложные проекты.Объект исследования. Деятельность российских кредитно-финансовых институтов по предоставлению долгосрочных кредитов для финансирования инвестиционных проектов.Предмет исследования. Проектное финансирование и его развитие в Российской Федерации.Цель работы. Рассмотреть теоретические основы проектного и инфраструктурного финансирования, в частности следует провести практический анализ проектного и инфраструктурного финансирования в России. В результате следует определить проблемы и рассмотреть методы совершенствования проектного и инфраструктурного финансирования в России.Задачи работы:Рассмотреть сущностные основы проектного и инфраструктурного финансирования;Рассмотреть особенности и определить значимость проектного и инфраструктурного финансирования;Провести анализ проектного и инфраструктурного финансирования в России;Определить результаты проектного и инфраструктурного финансирования в России;Определить проблемы проектного и инфраструктурного финансирования в России;Рассмотреть методы совершенствования проектного и инфраструктурного финансирования в России.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде трёх глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО И ИНФРАСТРУКТУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ1.1 Сущностные основы проектного и инфраструктурного финансированияПроектное финансирование — это финансирование (финансирование) долгосрочных инфраструктурных, промышленных проектов и общественных услуг с использованием финансовой структуры без права регресса или с ограниченным правом регресса. Долговые и долевые средства, используемые для финансирования проекта, погашаются за счет денежных потоков, генерируемых проектом.Проектное финансирование — это структура кредита, которая в основном полагается на денежный поток проекта для погашения, а активы, права и интересы проекта выступают в качестве вторичного обеспечения. Проектное финансирование особенно привлекательно для частного сектора, поскольку компании могут финансировать крупные проекты на забалансовых счетах (OBS).Структура проектного финансирования для проекта строительства, эксплуатации и передачи (BOT) включает в себя несколько ключевых элементов.Проектное финансирование для проектов BOT обычно включает в себя компанию специального назначения (SPV). Единственным видом деятельности компании является реализация проекта путем заключения субподрядных договоров по большинству аспектов через контракты на строительство и эксплуатацию. Поскольку на этапе строительства в проектах нового строительства отсутствует поток доходов, обслуживание долга происходит только на этапе эксплуатации.По этой причине на этапе строительства стороны принимают на себя значительные риски. Единственный поток доходов на этом этапе, как правило, поступает по соглашению о поставках или договору о покупке электроэнергии. Поскольку регрессные требования к спонсорам проекта ограничены или отсутствуют, акционеры компании обычно несут ответственность в пределах своих долей. Проект остается забалансовым для спонсоров и правительства.Не все инвестиции в инфраструктуру финансируются за счет проектного финансирования. Многие компании для реализации таких проектов выпускают традиционные долговые обязательства или акционерный капитал.Формальные определения финансирования инфраструктуры не очень четкие. Как правило, в большинстве стран мира правительство издает список отраслей, которым должен быть присвоен статус инфраструктурных. Финансирование проектов или компаний, занятых в этих отраслях, называется инфраструктурным финансированием.Однако это определение больше подходит для внутренних операций правительства. Это определение используется для предоставления налоговых льгот или субсидий, которые были обещаны инфраструктурному сектору.Тем не менее, существуют определенные общие характеристики для отраслей, которые классифицируются как инфраструктура во всем мире. Некоторые из этих характеристик приведены ниже:Во-первых, отрасли, которым присвоен статус инфраструктурных, считаются центральными для экономики. Это означает, что данные отрасли дают импульс для быстрого роста и развития других отраслей. Например, такие отрасли, как автомобильные и железные дороги, позволяют ускорить перемещение товаров и услуг по всей стране. Это помогает производителям в стране стать более конкурентоспособными по сравнению с другими странами. Конечным результатом является увеличение экспорта. Другие важные отрасли, такие как телекоммуникации и электроэнергетика, также считаются центральными для экономики, и поэтому во всем мире им предоставляется инфраструктурное финансирование.Во-вторых, поскольку эти отрасли считаются стратегически важными, в них не допускается слишком много игроков частного сектора. Это создает монопольный рынок с очень небольшим количеством игроков. В результате инвесторы, как правило, очень заинтересованы в инвестировании в инфраструктурные возможности. Однако необходимо также понимать, что поскольку эти рынки можно считать монопольными, они также сильно зарегулированы. Поскольку существует лишь небольшое число поставщиков, правительство устанавливает цены, которые могут быть установлены.Наконец, инфраструктурные активы характеризуются низким риском и стабильными денежными потоками. Эти проекты обычно строятся в районах, где существует высокий спрос. В результате либо потребители, либо государство готовы платить относительно стабильный денежный поток в течение длительного периода времени.В итоге, определяющей чертой финансирования инфраструктуры являются сектора, которым предоставляются денежные средства. Различные виды кредитов, такие как овердрафт, срочный кредит, кредит на пополнение оборотного капитала и т.д., обычно включаются в определение финансирования инфраструктуры.1.2 Особенности и значимость проектного и инфраструктурного финансированияИз особенностей проектного и инфраструктурного финансирования следует отметить: внебалансовые проекты, финансирование без права регресса, кредиты с правом регресса и без права регресса.Забалансовые проекты. Задолженность по проекту обычно хранится в достаточной миноритарной дочерней компании, не консолидированной на балансе соответствующих акционеров. Это снижает влияние проекта на стоимость существующей задолженности акционеров и их долговые возможности. Акционеры могут свободно использовать свои долговые возможности для других инвестиций.В определенной степени правительство может использовать проектное финансирование, чтобы держать долг и обязательства по проекту вне баланса, чтобы они занимали меньше фискального пространства. Фискальное пространство — это сумма денег, которую правительство может потратить сверх того, что оно уже инвестирует в государственные услуги, такие как здравоохранение, социальное обеспечение и образование. Теория заключается в том, что сильный экономический рост принесет правительству больше денег за счет дополнительных налоговых поступлений от большего числа работающих людей, которые платят больше налогов, что позволяет правительству увеличить расходы на общественные услуги.Финансирование без права регресса. Если компания не выплачивает кредит, финансирование с правом регресса дает кредиторам полное право на активы акционеров или денежные потоки. В отличие от этого, проектное финансирование определяет проектную компанию как SPV с ограниченной ответственностью. Таким образом, в случае дефолта проектной компании право регресса кредиторов ограничивается в основном или полностью активами проекта, включая гарантии завершения строительства и выполнения работ и облигации.Ключевым вопросом при финансировании без права регресса является вопрос о том, могут ли возникнуть обстоятельства, при которых кредиторы будут иметь право регресса на некоторые или все активы акционеров. Преднамеренное нарушение со стороны акционеров может дать кредитору право регресса на активы.Применимое законодательство может ограничивать степень ограничения ответственности акционеров. Например, ответственность за телесные повреждения или смерть, как правило, не подлежит устранению. Задолженность без права регресса характеризуется высокими капитальными затратами (CapEx), длительными сроками кредитования и неопределенными потоками доходов. Андеррайтинг таких кредитов требует навыков финансового моделирования и глубокого знания базовой технической области.Для предотвращения дефицита баланса соотношение кредита к стоимости (LTV) в кредитах без права регресса обычно ограничивается 60%. Кредиторы предъявляют более высокие кредитные стандарты к заемщикам, чтобы минимизировать вероятность дефолта. Кредиты без права регресса, в связи с их большим риском, имеют более высокие процентные ставки, чем кредиты с правом регресса.Кредиты с правом регресса против кредитов без права регресса. Если два человека хотят приобрести крупные активы, такие как дом, и один получает регрессный кредит, а другой - безрегрессный, то действия финансового учреждения в отношении каждого заемщика могут быть разными.В обоих случаях дома могут использоваться в качестве залога, а это означает, что они могут быть конфискованы в случае дефолта одного из заемщиков. Чтобы возместить затраты в случае дефолта заемщика, финансовые учреждения могут попытаться продать дома и использовать цену продажи для погашения связанного с ними долга. Если недвижимость продается за меньшую сумму, чем сумма долга, финансовое учреждение может преследовать только должника с регрессным кредитом. Должник с нерегрессным кредитом не может быть привлечен к ответственности за какие-либо дополнительные выплаты, помимо ареста имущества.Финансирование инфраструктуры имеет различные подразделы. Эти подразделения обычно основаны на типе отрасли, в которой будут использоваться средства. Ниже перечислены различные типы финансирования инфраструктуры;Экономическое: финансирование инфраструктуры может осуществляться по чисто экономическим причинам. Например, когда в стране строится новый порт, это позволяет увеличить объем внешней торговли. Такие проекты обычно финансируются с использованием государственно-частного партнерства. Это связано с тем, что такие проекты имеют чистую положительную стоимость. Следовательно, созданная стоимость может быть разделена между правительством и частными сторонами. Проекты экономической инфраструктуры приносят пользу экономике региона в целом, а не только конкретным отраслям или людям.Социальная: финансирование инфраструктуры также предоставляется многим учреждениям для решения социальных задач. Например, реализуется несколько проектов по обеспечению населения чистой водой. Аналогичным образом реализуются проекты по предоставлению услуг здравоохранения и образования жителям региона. Эти проекты отличаются тем, что их приходится осуществлять несмотря на то, что они могут иметь отрицательную чистую приведенную стоимость. Следовательно, при других способах финансирования эти проекты останутся в стороне. Однако, когда речь идет о финансировании инфраструктуры, правительство тратит средства на эти проекты, даже несмотря на отсутствие немедленной отдачи. Поскольку эти проекты могут иметь отрицательную чистую приведенную стоимость, они осуществляются в основном правительством.Коммерческие: Коммерческие проекты похожи на экономические проекты. За исключением того, что эти проекты предоставляют выгоды определенному кругу лиц, которых можно непосредственно идентифицировать. Например, проекты платных дорог и метро считаются коммерческими инфраструктурными проектами. Они финансируются за счет взимания платы с людей, пользующихся услугами.В итоге можно сказать, что финансирование инфраструктуры — это обширная область, которая охватывает многие отрасли. Кроме того, используемые здесь модели финансирования несколько отличаются, поскольку проекты с отрицательным NPV также часто осуществляются.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались теоретические основы проектного и инфраструктурного финансирования.Таким образом, проектное финансирование — это финансовый анализ полного жизненного цикла проекта. Как правило, анализ затрат и выгод используется для определения того, превышают ли экономические выгоды от проекта экономические затраты. Этот анализ особенно важен для долгосрочных проектов, связанных с ростом CAPEX. Первым шагом анализа является определение финансовой структуры, представляющей собой смесь заемных и собственных средств, которая будет использоваться для финансирования проекта. Затем необходимо определить и оценить экономические выгоды проекта и определить, перевешивают ли эти выгоды затраты.ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТНОГО И ИНФРАСТРУКТУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ2.1 Анализ проектного и инфраструктурного финансирования в РоссииТрадиционное понимание проектного анализа, и, в частности, в России, сводится обычно к анализу эффективности и финансовой реализуемости проекта на предынвестиционной стадии его жизненного цикла. для обоснования целесообразности реализации проекта, построения его финансовой модели и структуры финансирования. В последние годы можно отметить увеличение внимания Минэкономразвития РФ к стратегическому анализу проектов, к обеспеченности проектов механизмами контроля реализации проектов.Обобщение российской и зарубежной практики реализации инвестиционных проектов позволило сформулировать 7 основных принципов современного проектного анализа. Некоторые из этих принципов в российской практике применяются слабо.Результаты проектного анализа используются не только для принятия решения о целесообразности и условиях выполнении проектов, но и для обоснования управленческих решений на стадии его реализации с целью обеспечения соответствия достигнутых результатов запланированным. Проектный анализ должен проводиться на всех стадиях жизненного цикла проекта.Поэтому первый принцип современного проектного анализа состоит в непрерывности его проведения на всех стадиях жизненного цикла проекта (отдельными участниками - до выхода из проекта) в целях своевременного планирования и контроля всех затрат и результатов проекта и соблюдения интересов всех его участников. Непрерывность проектного анализа в процессе мониторинга реализации проекта должна обеспечить максимальное соответствие фактических результатов проекта запланированным в бизнес-плане. Необходимыми условиями эффективного проектного анализа на предынвестиционной стадии является наличие утвержденной и согласованной в соответствии с действующим законодательством проектно-сметной документации, а для инвестиционной и эксплуатационной стадий - достоверной отчетности о ходе реализации проекта. В практике зарубежных финансовых институтов развития применяется оценка и анализ последствий реализации проекта и после его завершения.Второй принцип - системность проектного анализа, т.е. учет всей системы взаимоотношений между участниками проекта и их экономическим окружением, важнейших факторов, влияющих на затраты и результаты каждого участника, а также внутренних, внешних и синергетических эффектов. Для такого учета описание проекта должно включать описание возможного механизма взаимодействия всех участников проекта (организационно-экономического механизма реализации проекта). Системный подход требует учета целей и интересов различных участников проекта, всех существенных последствий его реализации, как непосредственно экономических, так и внеэкономических (социальные, экологические, влияние на безопасность страны) с возможной количественной или экспертной оценкой. Реализация принципа системности обуславливает необходимость анализа альтернативных способов достижения цели, поставленной в проекте, т.е. сравнительного анализа вариантов «без проекта», «с проектом», «альтернативное проектное решение достижения заданной цели» в зависимости от состояния внешней среды проекта, включая состояние финансового рынка. При оценке любого проекта могут рассматриваться как минимум три альтернативы: не делать ничего; сделать минимум; сделать что-то (или разумная альтернатива, т.е. подход к реализации проекта, основанный на альтернативной технологии или концепции). Системность проектного анализа в условиях России означает также более глубокий и непрерывный анализ изменений во внешней среде проекта на всех стадиях жизненного цикла и их воздействия на ход реализации и параметры проекта.Степень глубины и объем аналитической работы при проектном анализе зависит от масштаба проекта, его капиталоемкости, социально-экономических последствий реализации, степени влияния на смежные отрасли и регионы, участия государства.Поэтому третий принцип проектного анализа состоит в реализации дифференцированного (по глубине, трудоемкости) подхода к анализу различных проектов. В зарубежных банках дифференцированный подход к глубине, объему и критериям жизнеспособности проекта используется для экономически эффективных и прибыльных проектов и неспособных генерировать прибыль. К последним зачастую относятся проекты в агробизнесе, образовании, здравоохранении, экотуризме, проекты, направленные на снижение бедности, городское развитие и др., т.е. в основном проекты публичного сектора. Отраслевые особенности и размер бизнеса, создаваемого в результате реализации проекта, также существенно влияют на содержание и объем проектного анализа и требуют учета в отраслевых методиках анализа и оценки проектов. Реализация этого принципа особенно важна при анализе проектов развития, имеющих государственное народнохозяйственное значение, и проектов коммерческих, нужных для развития конкретного предприятия, организации. При этом может отличаться и значимость критериев оценки и анализа проектов.Четвертый принцип проектного анализа касается анализа стоимостных параметров и показателей эффектов проекта и заключается в оценке показателей экономической эффективности проекта в системе стратегической стоимостной оценки бизнеса компании, реализующей проект. Этот принцип проектного анализа неразрывно связан с первым и позволяет оценить вклад проекта в развитие, как на корпоративном, так и на макроэкономическом уровне. Методология оценки проектов является важной частью методологии оценки бизнеса, поскольку главная экономическая цель проекта состоит в создании добавленной стоимости в экономике и обеспечении ее роста. Если на предынвестиционной стадии проекта критерий NPV показывает расчетную (для определенных исходных данных и допущений) добавленную стоимость, которая может быть создана в результате реализации проекта, то на стадии реализации проекта определяющими становятся показатели роста рыночной стоимости компании - исполнителя проекта, учитывающие его финансовую архитектуру.Пятым принципом современного проектного анализа является повышение требований к инструментарию мониторинга, контроля и аудита параметров проекта и результатов его реализации с целью обеспечения запланированной эффективности инвестиций и своевременного достижения поставленных целей. Необходимым условием реализации этого принципа является использование IT-технологий и программных продуктов для обоснованного принятия управленческих решений на всех стадиях жизненного цикла проекта (методология Project management, включая Total ^st management). Для крупных проектов с участием государства внедрение автоматизированных систем управления проектами должно стать обязательным условием получения господдержки.Шестым принципом проектного анализа, особенно для проектов государственной значимости или реализуемых при финансово-гарантийной поддержке государства, является обязательность независимой экспертизы этих проектов, а на этапе реализации или завершения проекта - обязательность государственного проектного аудита.Седьмым принципом современного проектного анализа является его комплексный многокритериальный характер, предусматривающий применение различных видов анализа проекта. Каждый вид анализа имеет определенные цели и критерии оценки [6-8] и позволяет выявить и исследовать динамику изменения и влияния на проект различных видов рисков.Многокритериальный подход используется в проектном анализе во всех международных методиках, в том числе в Руководстве ОЭСР по оценке проектов [7], стандартах GRI (Global Reporting Initiative) по устойчивому развитию, в международных стандартах и руководствах по управлению проектами, в методике ЮНИДО. Реализация комплексного подхода к проектному анализу соответствует общепринятой международной практике и включает следующие виды анализа:экспресс-анализ;стратегический анализ проекта на соответствие его целей, задач и ожидаемых результатов стратегии развития компании (банка, региона, отрасли, страны);анализ технической реализуемости проекта и его инновационного потенциала;правовой, институциональный анализ;коммерческий анализ проекта;экологический анализ проекта;анализ рисков проекта, включая анализ чувствительности и стресс-тестирование, моделирование воздействия рисков на операционные потоки проекта с учетом волатильности воздействующих условий и факторов;финансово-экономический анализ проекта, оценка его финансовой реализуемости и эффективности.Экспресс-анализ проекта на этапе предварительной оценки (экспертизы) может проводиться инициатором проекта (для представления потенциальным провайдерам капитала), инвесторами и кредиторами. Инициатор проекта определяет возможности реализации проекта и эффективности инвестиций в него перед разработкой детального бизнес-плана проекта. Экспресс-анализ проекта финансовым институтом включает предварительную оценку проекта, оценку достоверности представленных инициатором (или исполнителем) проекта данных бизнес-плана с целью принятия решения о целесообразности более глубокого анализа проекта в случае его соответствия инвестиционной политике банка.Основной акцент при экспресс-анализе проекта делается на оценке экономической эффективности и технической реализуемости проекта, соответствия его инвестиционной политике банка. Изучение организационно-правовых аспектов реализации проекта, договорной и контрактной базы, социальных и экологических аспектов проекта экспресс-анализ может не включать.Стратегический анализ проекта, выполняемый инициатором проекта и отражаемый в его бизнес-плане, заключается в анализе соответствия целей проекта стратегии развития компании (отрасли, региона, страны). Стратегический анализ проекта, выполняемый банком (или иным финансовым институтом) и отражаемый в его заключении о целесообразности участия банка в финансировании проекта, состоит в анализе соответствия целей проекта стратегии развития компании-инициатора и стратегии и инвестиционной политики самого банка. В частности, стратегический анализ проекта, выполняемый банком развития, должен учитывать соответствие проекта стратегии развития отрасли или региона исполнения проекта, а также стратегическим приоритетам (отраслевым и региональным) инвестиционной деятельности финансового института на рассматриваемом горизонте планирования.В ходе стратегического анализа выявляются также стратегические риски проекта, которые могут быть связаны с изменениями, в том числе и внешней среды проекта, изменениями законодательства, стратегии развития той или иной отрасли (региона).Технический анализ проекта на предынвестиционной стадии производится с целью оценки технической реализуемости проекта и оценки его возможного инновационного потенциала. На стадии реализации проекта мониторинг технических и технологических решений является обязательной составляющей управления проектами.Технический анализ проектов включает также исследование следующих вопросов:возможные технические и технологические альтернативы проекта;варианты месторасположения объекта;масштабность проекта;сроки реализации проекта и отдельных его этапов;доступность и достаточность факторов производства (исследование рынков сырья, рабочей силы);емкость рынка для сбыта продукции.Важным аспектом технического анализа является выявление его инновационной составляющей и научно-технического (инновационного) эффекта проекта. Для стимулирования развития инновационной деятельности в стране необходимо показатели инновационной деятельности включать в перечень целевых стратегических показателей деятельности компаний и банков.Технический анализ проекта и оценка его реализуемости проводится на основе проектно-сметной документации, разрабатываемой по заказу инициатора проекта. Для анализа технической реализуемости инновационных проектов, проектов создания новых высокотехнологичных производств как инициатору, так и потенциальным инвесторам требуется привлечение внешних консультантов, экспертов в определенной области науки и техники, и тесное взаимодействие с профильными инженерами и технологами с целью формирования оптимального содержания и структуры проекта. Строительно-техническая независимая экспертиза проектов и последующий надзор/аудит являются важной составляющей технического проектного анализа и направлены на обеспечение надлежащего качества строительства, монтажных и ремонтных работ.Коммерческий анализ проекта проводится с целью определения коммерческих рисков проекта, связанных с прогнозом объемов продаж, цены выпускаемой продукции (услуг), цены и объемов закупаемой у поставщиков продукции (услуг), надежностью контрагентов.Анализ рекомендуется проводить по трем направлениям:анализ возможных ограничений со стороны спроса на продукцию (результаты) проекта;анализ возможных ограничений со стороны предложения;анализ возможных ограничений со стороны государственного регулирования рынка в отрасли, регионе, стране.Важнейшим аспектом коммерческого (или маркетингового) анализа является анализ конкурентоспособности продукции, которая будет выпущена в результате реализации проекта (услуг), ее конкурентных преимуществ, экспортного потенциала, изменения конкурентоспособности продукции со временем.Коммерческий анализ предполагает проведение детального маркетингового исследования проекта с определением источников и условий получения ресурсов, условий производства и рынков сбыта продукции. При этом должны быть определены и обоснованы:рынки сбыта (внутренние и внешние) и их емкость;основные потребители продукции и поставщики;факторы, влияющие на изменение цены;цена продукции и объемы продаж;оптимальные схемы поставок продукции потребителям и т.д.Организация процесса закупок товаров и услуг, продвижения продукции проекта на рынок (реклама, организация продаж) оказывают значительное влияние на параметры проекта, включая его стоимость и эффективность.Институциональный анализ проводится с целью оценить влияние на проект совокупности внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект (анализ внешней и внутренней среды проекта).Анализ внешней среды проекта включает оценку изменения макроэкономических (страновых, региональных) индикаторов, влияющих на проект, анализ правовых аспектов проекта, включая влияние государственного регулирования цен; налоговой составляющей в цене продукции и возможности ее изменения; инфляционные ожидания; изменение рыночных процентных ставок и другие факторы.Анализ внутренней среды проекта включает оценку:качества корпоративного управления бизнесом и опыт реализации проектов в компании - инициаторе или исполнителе проекта;обеспеченности трудовыми и иными ресурсами;организационной структуры участников проекта и распределения функций между ними;принятой системы управления проектами в компании - исполнителе проекта или специально создаваемой проектной компании;поддержки государственными или муниципальными органами управления.К правовым аспектам институционального анализа относится анализ:нормативно-правовой базы проекта и схемы его реализации;качества учредительных документов компании - исполнителя проекта, юридической чистоты контрактов и договоров, заключенных (или планируемых) компанией;состава учредителей проектной компании, организационно-правовой формы проектной компании и др.Анализ рисков проекта может присутствовать во всех разделах бизнес-плана. Выделение самостоятельного раздела по анализу рисков с анализом чувствительности и сценарным подходом целесообразно и важно для проектов, реализуемых в условиях нестационарной внешней среды проектов, особенно в России. Анализ проектных рисков включает качественный и количественный анализ рисков. Целью качественного анализа рисков является их идентификация, оценка и выявление ключевых рисков проекта. Целью количественного анализа рисков является определение степени устойчивости результатов финансовых прогнозов по отношению к ключевым проектным рискам, вероятности возникновения событий, приводящих к рискам, и сопутствующего ущерба.Социальный и экологический виды анализа проекта в последнее время приобретают все большее значение. Учет экологических и социальных рисков и оценка социальных и экологических эффектов (последствий) деятельности предприятий, реализующих финансируемые банками проекты, является важным условием оценки общественной эффективности проекта, соответствия проекта нормам и стандартам ответственного финансирования. Эти особенности современного ПА отражены в международных рекомендациях и стандартах ответственного финансирования институтов финансового сектора.Стандарты и механизмы ответственности финансового сектора различаются, но все они преследуют общую цель - ограничение инвестиционной и кредитной поддержки проектов, противоречивых с экологической и социальной точки зрения и, следовательно, несущих в себе дополнительные риски.Целью экологического анализа проекта является оценка влияния проекта на окружающую среду и условия жизни людей.Основное назначение экологического анализа заключается в:выявлении потенциального ущерба окружающей среде, который может быть нанесен в результате реализации проекта;определении системы мероприятий по снижению негативного влияния проекта на экологию;расчете средств, необходимых для осуществления мероприятий, связанных с защитой окружающей среды.Анализ экологических воздействий проекта осуществляется путем проверки наличия действующих разрешительных документов для финансирования и реализации проекта, выданных уполномоченными органами в области проведения государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации.Независимая экологическая экспертиза проекта осуществляется с привлечением внешних экспертов по требуемым инвесторами и кредиторами стандартам, включая международные.Целью анализа социальных аспектов проекта в соответствии с принципами ответственного финансирования является оценка влияния проекта на условия и уровень жизни населения.В ходе социального анализа проекта учитываются культурные и демографические особенности населения той местности, где предполагается осуществлять проект; влияние проекта на изменение общественной жизни и его приемлемость для местной культуры; отношение населения к реализации проекта.Социальные и экологические результаты (эффекты) деятельности проектной компании по реализации проекта отражаются в его бизнес-плане, в отчете о результатах мониторинга инвестиционных проектов и в отчете об устойчивом развитии финансирующего банка.Важнейшим видом проектного анализа в течение жизненного цикла проекта является финансово-экономический анализ проекта, оценки его эффективности. 2.2 Результаты проектного и инфраструктурного финансирования в РоссииПо состоянию на 17 марта 2020 года с использованием счетов эскроу в России возводится 29,3 млн кв. метров жилья. Объем вырос на 11% к началу года. Переход на новую систему финансирования жилищного строительства происходит равномерно как по населенным пунктам, так и среди застройщиков.С 1 июля 2019 года все новые проекты многоквартирного строительства в России осуществляются с применением эскроу — специальных банковских счетов, на которые граждане—участники долевого строительства вносят свои средства и которые раскрываются застройщикам только после ввода объекта в эксплуатацию. Это дает полную гарантию сохранности средств граждан и исключает появление новых обманутых дольщиков.Доля проектов, реализуемых с применением новой схемы, растет. На 17 марта 2020 года она достигла 29% от общей площади строящегося в стране жилья, составляющей 100,7 млн кв. метров. По сравнению с 1 января 2020 года доля увеличилась более чем на 4 процентных пункта.Как показывает анализ проектных деклараций, опубликованных в Единой информационной системе жилищного строительства (наш. дом. рф), уровень проникновения счетов эскроу в различных населенных пунктах не зависит от численности населения. В городах-миллионниках, крупных, средних и малых городах и иных населенных пунктах уровень сопоставим и составляет 26-33% (по сравнению с 22-29% на 1 января 2020 года).520-3497Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Проникновение механизма счетов эскроу в зависимости от размера населенного пункта (на 17 марта 2020 года)Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Проникновение механизма счетов эскроу в зависимости от размера населенного пункта (на 17 марта 2020 года) Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Проникновение механизма счетов эскроу в зависимости от размера населенного пункта (на 17 марта 2020 года)Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Проникновение механизма счетов эскроу в зависимости от размера населенного пункта (на 17 марта 2020 года)Также не выявлено зависимости между уровнем проникновения счетов эскроу и размером девелопера. В сегменте крупных, средних и малых застройщиков проникновение эскроу составляет 28-34% (24-29% на 1 января 2020 года). Исключением являются системообразующие застройщики (две крупнейшие компании), которые получили льготные условия для завершения строительства по старым правилам — на основе соответствия критериям Постановления Правительства Российской Федерации № 480.520-3497Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Проникновение механизма счетов эскроу в зависимости от размера застройщиков (на 17 марта 2020 года)Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Проникновение механизма счетов эскроу в зависимости от размера застройщиков (на 17 марта 2020 года) Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Проникновение механизма счетов эскроу в зависимости от размера застройщиков (на 17 марта 2020 года)Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Проникновение механизма счетов эскроу в зависимости от размера застройщиков (на 17 марта 2020 года)Равномерное проникновение счетов эскроу свидетельствует о том, что новые правила одинаково комфортны как для крупных девелоперов с большими портфелями проектов, так и для средних и малых застройщиков. Переход на новую схему финансирования многоквартирного строительства с использованием счетов эскроу происходит в равной степени эффективно по всей стране, не встречая барьеров.По данным Банка России на начало февраля 2020 года, всего в стране открыто 51,4 тыс. счетов эскроу (+16% к началу января) с общим объемом средств в 177,0 млрд рублей (+20%). На данный момент 20 регионов России согласовали реализацию 28 проектов комплексного развития территорий (КРТ) на федеральных землях, вовлеченных в оборот ДОМ.РФ. Их общий градпотенциал составляет около 7 млн кв. м. Об этом заявил заместитель генерального директора ДОМ.РФ Денис Филиппов на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации.В 31 регионе России на федеральных землях, вовлеченных в оборот ДОМ.РФ, планируется реализовать 72 проекта КРТ с общим градпотенциалом в 14 млн кв. м. Количество таких проектов будет расти.«Ключевая задача ДОМ.РФ — перезагрузить и раскрыть потенциал территорий, которые для многих городов являются мощным ресурсом социального и экономического развития. Мы намерены вместе с регионами готовить проекты КРТ, а затем применять все имеющиеся у Института развития инструменты и механизмы: проектное финансирование от Банка ДОМ.РФ, облигации для создания инфраструктуры, архитектурно-строительную экспертизу от Фонда ДОМ.РФ, функции застройщика от ДОМ.РФ Девеломпент», — сказал Денис Филиппов.Механизм КРТ, скорректированный на законодательном уровне в конце 2020 года, теперь позволяет сократить время на подготовку документации, увеличить градостроительный потенциал территорий, объемы ввода жилья, улучшить качество городской среды и, как итог, повысить уровень жизни граждан.Денис Филиппов также отметил, что на механизм КРТ важно распространить опыт проведения аукционов «за долю», когда ДОМ.РФ как организатор торгов получает часть помещений, построенных на вовлеченных землях. Переданные таким образом помещения могут быть использованы Единым институтом развития совместно с органами местного самоуправления для решения социальных задач, а также развития рынка современного арендного жилья.24 декабря 2021 года состоятся аукционы ДОМ.РФ на право заключения договоров аренды по первым в России четырем проектам КРТ на федеральных землях с общим градпотенциалом 783 тыс. кв. м жилья в Хабаровском крае, Псковской, Тюменской и Кировской областях. На рассмотрении правкомиссии находятся 10 проектов КРТ в 8 регионах с общим градпотенциалом более 2,4 млн кв. м. Ранее правкомиссией были согласованы 14 пилотных проектов в 11 регионах с общим градпотенциалом более 3 млн кв. м.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился практический анализ проектного и инфраструктурного финансирования в России.Таким образом, проектное финансирование как прогрессивный механизм финансирования и управления рисками инвестиционных проектов может служить эффективным инструментом поддержки экономического роста даже в условиях глобальной нестабильности, высокой неопределенности и волатильности внешней среды.ПФ является достаточно сложной мультиинструментальной формой финансирования проектных компаний. В условиях ограниченного доступа к финансовым ресурсам международного и российского рынков капитала развитие проектного анализа, повышение качества методического обеспечения оценки и анализа проектов при проектном финансировании имеют особую важность и, по существу, определяют эффективность применения проектного финансирования в каждом конкретном случае.ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО И ИНФРАСТРУКТУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ3.1 Проблемы проектного и инфраструктурного финансирования в РоссииПравительство Российской Федерации и Президент Российской Федерации поставили задачу развить систему проектного финансирования в стране.Но главным вопросом остается вопрос о том, с какими трудностями сталкивается проектное финансирование, что конкретно затрудняет и тормозит этот процесс.Финансовый рынок и рынок инвестиционных проектов в России имеет высокий уровень неопределенности и непредсказуемости, и это непосредственно сказывается на объеме инвестиций в основной капитал и темпах развития современной российской экономики. В сложившейся ситуации нужен серьезный отбор и анализ проектов для финансирования с точки зрения целесообразности и эффективности, а также обоснованный выбор организационно - экономического механизма для индивидуального финансирования каждого проекта.Само проектное финансирование – это сложный и рискованный механизм финансирования инвестиционных проектов. Несмотря на это, проектное финансирование, начиная с 2000-х годов, имеет профессиональное развитие в коммерческих банках и компаниях России. Вся договорная база, методология и многолетняя практика данного вида финансирования развита на высоком уровне в “Сбербанке”, банке “Финансовая корпорация”,” Газпромбанке”, “Внешэкономбанке”, Евразийском банке развития.В России за 2013-2014 годы произошел большой сдвиг в законодательной базе проектного финансирования, включая использование средств Фонда национального благосостояния для финансирования масштабных проектов государственной значимости. Вместе с этим уменьшились возможности банков и компаний России по долгосрочным займам на европейском и американском рынках капитала, также уменьшилось число инвестиционных программ компаний и их финансирование за собственный счет.Участникам российского финансового рынка не хватает так называемых целевых ориентиров для развития как проектного финансирования в целом, так и четкой программы скоординированных и структурированных действий со стороны государства и частного бизнеса, компаний реального сектора и банковской системы. При постановке задачи по развитию проектного финансирования нужно четкое определение целевых и количественных показателей, которые должны быть достигнуты к конкретно запланированному моменту, также необходима формулировка программы мер со стороны государственных органов, органов управления и бизнес-структур, которые будут способствовать достижению намеченных целевых показателей. Нельзя назвать это стратегией, так как сама стратегия является атрибутом системы управления хозяйствующим субъектом. Наиболее корректным стало бы оформление целеполагание в развитии проектного финансирования и программу мероприятий, которые будут включать в себя ресурсное обеспечение в виде дорожной карты. Данный формат эффективно работает на практике.Все целевые показатели по развитию проектного финансирования в Российской Федерации смогут быть грамотно обоснованы лишь при наличии актуальной информации, данных по статистике о потенциале емкости данного рынка, объемах фактических сделок по проектному финансированию, их структуре, как региональной, так и отраслевой, возможностях нарастания срочности пассивов банков и прибыли организаций сектора региона. Следовательно, анализ рынка сделок по проектному финансированию должно быть первостепенным этапом до поручений по развитию данного рынка.К сожалению, в Российской Федерации проектное финансирование рассматривается как кредитование проектной компании, которая создана для реализации проекта инвестиций. Именно такое определение понятия может привести к неблагоприятным последствиям.У всех банков нет стимула к применению новых инструментов финансирования, затем происходит сокращение спроса на финансовый инжиниринг и применение самих ценных бумаг и их производных.Также, если рассматривать проектное финансирование только как один из видов кредитования, то происходит сокращение глубины всего анализа возможных рисков проектов при проектном финансировании, сужаются возможности применения и развития таких инструментов, которые обеспечивают их сокращение и достижение поставленной проектной цели в определенные сроки при запланированном бюджете. Более того, узкое понимание проектного финансирования может привести к применению упрощенных схем, недостаточной оценке стоимостных параметров проекта. В Федеральном Законе от 21 декабря 2013 года “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” прослеживается упрощенное понимание всего проектного финансирования, где главной целью создания специализированной компании проектного финансирования является обособление имущества проекта и использование этого имущества для реализации проекта и пре- доставления обеспечения кредиторам, несмотря на то, что главным является локализация всех возможных рисков проекта и строгий контроль за целевым использованием средств, которые были предоставлены для реализации данного проекта.Актуальное определение проектного финансирования гораздо глубже и раскрывает главные особенности данной формы финансирования. Современным проектным финансированием является мульти- инструментальная форма по финансированию, которая создана с целью реализации инвестиционных проектов организации, причем будущие финансовые потоки проекта считаются основной гарантией возврата всех заемных средств, расчетов с кредиторами и выплаты доходов инвесторам.Использование проектного финансирования осуществляется каждым банком индивидуально для определенного проекта. Нормативные документы крупных банков России содержат в себе требования относительно критериев к проектам, финансируемых непосредственно на принципах проектного финансирования. Нужно отметить, что само проектное финансирование может быть реализовано только при наличии подтвержденных документов и анализа имеющейся информации о наличии спроса на все услуги или товары проекта и иных данных, которые позволят построить финансовую модель проекта и денежные потоки.Проектное финансирование в современном мире требует использование большого числа как финансовых, так и нефинансовых инструментов, правовой базы договоров, проведения множества конкурсов, тендеров. В совокупности все это требует больших затрат со стороны проектной компании на правовую проработку всего проекта и его юридическое сопровождение. Дополнительные расходы могут уменьшить количество инвестиционных проектов, в которых рационально и целесообразно было бы применение проектного финансирования.Перспективы и возможности реализации масштабных инвестиционных проектов зависят от развития законодательной базы проектного финансирования. Специализированная компания проектного финансирования и механизм ее взаимодействия с участниками проекта должны быть дополнительно проработаны, особенно во внесении изменений в нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, которые определяют требования к оценке текущего финансового заемщика и к формированию резервов по ссудам.Чтобы развивать проектное финансирование, необходимо усовершенствование методологии всего анализа, оценки рисков проектов, которые включают в себя их стоимостную оценку, мониторинг и управление проектами. При сокращении возможностей для заимствования на американских и европейских рынках капитала для активного привлечения иностранных инвестиций с рынков Востока, банки России должны подтверждать соответствие своей деятельности принципам ответственного финансирования, то есть проводить информирование инвесторов и кредиторов о технологиях социальной и технологической экспертизы проектов, контроля экологических и социальных эффектов данного проекта и его мониторинга.Задачи, которые поставлены руководством страны для развития проектного финансирования и ускорения темпов его внедрения в практику банков Российской Федерации и организаций, могут свидетельствовать об имеющемся информационном вакууме о результатах внедрения проектов с использованием принципов проектного финансирования. Нужно повышение доступности и открытости такого рода информации, также создание и развитие отечественных информационных баз, в которых будут отражены данные об объемах и структуре всех сделок, выпуск журнала России, которые будет содержать всю информацию по вопросам проектного финансирования, специальные выпуски на телеканалах, посвященные данной тематике.3.2 Методы совершенствования проектного и инфраструктурного финансирования в РоссииВ российском законодательстве термин «проектное финансирование» не встречается. Тем не менее, проектное финансирование является, хотя одной из новых, но уже широко распространенных, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах форм организации инвестиций в проекты реального сектора экономики.Вопрос и разработке нормативно-правовой базы проектного финансирования, равно как и практическое применение этой формы финансирования, в настоящее время назрел и в России. Этому способствуют, по крайней мере, два фактора.С одной стороны, экономическая ситуация в стране не внушает оптимизма. По прогнозам государственных экономических ведомств и внешних экспертов российскую экономику ожидает замедление темпов роста на достаточно длительный период. Это говорит о том, что ставка только на крупные государственные, полугосударственные и частные корпорации не обеспечивает нужного результата. Эти предприятия узко специализированы, инерционны, существенно зависимы от мировой конъюнктуры и политических рисков. К тому же, как показывает практика, по крайней мере, значительная часть собственников и топ-менеджеров крупных корпораций не собирается оставлять после себя своим детям свой бизнес, а только полученные от него деньги, сосредоточенные на счетах в иностранных банках. Соответственно, у них нет стимула вкладывать средства в непрофильные активы, хотя бы и социально значимые.С другой стороны, расходование бюджетных средств на цели развития различных социально приоритетных отраслей экономики все больше облекается в форму государственных (федеральных и региональных) целевых программ, предусматривающих привлечение большей части инвестируемых средств из внебюджетных источников. Поскольку инвестиционные проекты, предполагаемые к реализации в рамках этих программ, требуют относительно небольших средств, и на выходе ожидается умеренная прибыль, они не интересны крупным компаниям. Главная роль здесь отводится средним и мелким предприятиям, которые имеют ограниченные возможности в плане залогового имущества и демонстрации мощных денежных потоков. Следовательно, для них необходимо создать особые, облегченные условия кредитования в коммерческих банках.Объективные потребности в структурной перестройке российской экономикиикоренноймодернизацииеетехнической базынеизбежно приведуткпоявлениютакихформорганизации финансирования инвестиционных проектов, как проектное финансирование.Это прекрасно понимают в банковской среде, поэтому многие российские коммерческие банки создали в своей структуре подразделения проектного финансирования.Среди множества существующих определений проектного финансирования, в данном случае имеется в виду наиболее пригодное для малого и среднего бизнеса целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта без регресса или с частичным регрессом кредитора на заемщика, где в качестве обеспечения возврата заемных средств используются денежные потоки, генерируемые проектом.Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учетом распределения риска между участниками проекта.В мировой практике наблюдается несколько видов проектного финансирования.Финансирование с полным регрессом на заемщика применяется, как правило, при финансировании некрупных, малорентабельных проектов. В этом случае заемщик принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта.Финансирование без регресса на заемщика предусматривает, что все риски, связанные с проектом, берет на себя кредитор. Данные проекты наиболее прибыльные и привлекательные для инвестиций, дающие в результате реализации проекта конкурентоспособную продукцию.При финансировании с ограниченным регрессом на заемщика все участники распределяют генерируемые проектом риски, следовательно, каждый заинтересован в положительных результатах реализации проекта на всех стадиях его реализации. Это - наиболее распространенная форма финансирования.Если говорить о проектном финансировании с точки зрения коммерческих банков, то для них кредитные операции в рамках проектного финансирования характеризуются повышенным риском. Дело в том, что при классической схеме проектного финансирования банк выдает кредит заемщику без права регресса (оборота) на последнего. Единственным источником вознаграждения банка являются доходы, получаемые от реализации инвестиционного проекта. В обмен на принятие рисков коммерческий банк получает право на повышенный процент. Естественно, что банку выгодно идти на высокий риск только в том случае, если инвестиционный проект обещает очень высокую прибыль, что возможно, например, в энергетике, добыче полезных ископаемых, первичной переработке сырья, где оперируют крупные компании. Фактически за пределами проектного финансирования оказывается производство товаров народного потребления, наукоемкие отрасли промышленности, часть машиностроения, фармацевтики, строительство, сфера услуг.В мировой практике преобладают схемы проектного финансирования с ограниченным оборотом банка на заемщика. В российских условиях банки предпочитают применять схемы финансирования, предусматривающие полный оборот банка на заемщика. Хотя последние относят нередко к категории проектного финансирования, но фактически речь идет о традиционном банковском кредитовании инвестиционных проектов, когда обеспечением платежных обязательств заемщика выступает не только, а иногда не столько качество проекта, сколько денежные доходы заемщика от его общей хозяйственной деятельности, а также его активы и разного рода гарантии и поручительства.Крупным компаниям проектное финансирование не нужно. У них имеется достаточное обеспечение, в том числе залоговое, и они предпочитают традиционные формы банковского кредитования, что проще и дешевле. А вот у подавляющего числа малых и средних предприятий, способных, тем не менее, реализовать серьезные и нужные инвестиционные проекты, нет необходимого залога и денежного потока.Разумеется, проектное финансирование характеризуется в целом повышенными рисками для банка-кредитора и имеет внешнее сходство с венчурным финансированием. Однако эти механизмы финансирования принципиально различны. Венчурное финансирование осуществляется из фондов венчурного бизнеса, которые специально создаются для финансирования проектов с высокими и очень высокими рисками. Как правило, это проекты, связанные с разработкой новых технологий и новых продуктов. Соответственно в венчурном финансировании преобладают риски научно-технического характера и коммерческие (рыночные) риски.Проектное финансирование затрагивает в большинстве случаев известные технологии и ориентировано на выпуск традиционных товаров и услуг, где преобладают проектные, производственные и операционные риски, такие как задержка ввода в эксплуатацию объекта, превышение сметы по строительству, низкое качество оборудования и строительных работ, повышение цен на сырье и другие элементы издержек производства; неквалифицированное управление объектом на стадии эксплуатации. Таким образом, реализация проектов при проектном финансировании более предсказуема, чем реализация инновационных проектов.Учитывая повышенные риски, банки при оценке проекта исходят из принципа пессимистического прогноза. При определении запаса прочности проекта в расчеты закладывается наименее благоприятный вариант развития событий. При этом банки компенсируют повышенный риск увеличением размера маржи. Основными гарантиями для банков являются контракты компании, лицензии и исключительные права использования и разработки ценных активов или технологии и производство конкурентоспособной продукции. Основной защитой займа является, как правило, ясно и четко прописанные контракты на продажу производимого в рамках проекта ассортимента продуктов или услуг, а также, естественно, все активы, включая оборудование и недвижимость, приобретаемые как за заемные, так и за собственные средства заемщика.Проектное финансирование, как правило, осуществляется не в полном объеме, используется большой финансовый рычаг. Соотношение между собственными и заемными средствами колеблется в зависимости от отрасли от 20/80 до 40/60 процентов. Привлечение средств заемщика является дополнительной гарантией серьезности его намерений, нежели в случае реализации проекта преимущественно за счет заемных средств.Как уже отмечалось, развитие инвестиционного процесса на базе проектного финансирования требует солидной законодательно-нормативной базы, развитой рыночной инфраструктуры, а также целенаправленных мер государственного стимулирования и поддержки инвестиций в форме проектного финансирования.При определении направлений совершенствования законодательной базы, надо иметь в виду, что объектом проектного финансирования является документация, относящаяся к инвестиционному проекту, а именно технико-экономическое обоснование инвестиций в проект и бизнес-план, контракты или проекты контрактов на поставку машин и оборудования, подрядные работы, поставку будущего проектного продукта, реализацию продукции, разрешения, лицензии и согласования государственных органов и другие. То есть, заемщик обладает определенным набором прав, которые сами по себе имеют вполне конкретную стоимость.Для того чтобы проектное финансирование реально заработало, необходимо ввести в действующее гражданское и сопутствующее ему законодательство ряд новых понятий и инструментов, в первую очередь в области залога. (1) Необходимо законодательно установить новые виды залогов, таких как залог прав по договору, залог будущего объекта недвижимости, будущих прав. Параллельно целесообразно предусмотреть соответствующие механизмы уступки прав и обязанностей по договору, в частности уступки прав на будущую выручку, денежный поток, создаваемые активы.Не менее важно изменить действующие или установить специальные условия кредитования коммерческими банками инвестиционных проектов. Имеются в виду установленные Центральным банком Российской Федерации требования по формированию резервов в соответствии с определенной группой рисков. По действующему Положению ЦБ (2) все без исключения инвестиционные проекты на условиях проектного финансирования попадают в пятую группу, то есть требуют от банка создания стопроцентных резервов под выданные кредиты. Такое могут позволить себе только очень крупные банки. Даже средние и вполне устойчивые кредитные учреждения, имея средства для собственно кредитования, не способны без ущерба для собственной экономики создавать такие провизии. Следовало бы найти возможность при соблюдении выработанных специальных правил и условий допускать отнесение инвестиционных проектов, не обеспеченных имущественным залогом, к первой или второй категории риска.Для того, чтобы вскрыть внутренние резервы экономического роста, по указанным направлениям государству следует предпринять энергичные усилия, особенно в плане реализации федеральных целевых программ. Участие среднего и малого бизнеса в этих программах напрямую зависит от формирования нового законодательства в области государственно-частного партнерства и проектного финансирования.Вывод по третьей главе работы. В данной главе работы определялись проблемы и рассматривались методы совершенствования проектного и инфраструктурного финансирования в России.Таким образом, решение рассматриваемых вопросов, как и других ключевых вопросов развития малого и среднего предпринимательства, имеет ярко выраженную политическую окраску. Если мы хотим, чтобы как можно больше граждан полностью или в значительной мере финансово зависели от государства (имеются в виду работа, зарплата, пенсия, различного рода социальные пособия), то нам ни к чему массовая экономическая активность населения, более того, она будет только мешать, затруднять государственное управление экономикой. Но и спрос с государства со стороны общества будет соответствующий взятым на себя государством социальным обязательствам. Если же мы хотим развить диверсифицированную экономику, более устойчивую к кризисам, поддержать экономически самостоятельное население, ослабить позиции социального паразитизма, то мы должны максимально быстро найти решение наиболее существенных проблем малого и среднего предпринимательства, используя при этом оба доступных государству средства: нормативное регулирование благоприятного инвестиционного климата и непосредственное участие в реализации инвестиционных проектов. При том, без последнего в существующей экономической ситуации не обойтись. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ развивающихся странах, таких как Россия, существует множество малых и больших проектов, например, строительство метро, морских путей, монорельсовых дорог, строительство новых мостов, дорог и автомагистралей и т.д. Для успешного финансирования всех этих проектов, прежде всего, нужны деньги. Для успешного финансирования всех этих проектов, прежде всего, нужны деньги для финансирования этих проектов.Финансирование таких долгосрочных проектов на основе финансовой структуры без права регресса или с ограниченным правом регресса, где долг и капитал погашаются за счет денежных потоков, генерируемых проектом, известно как проектное финансирование. Проектное финансирование относится к финансированию долгосрочных проектов, таких как общественная инфраструктура или услуги, промышленные проекты и другие, через определенную финансовую структуру. Финансы могут состоять из смеси долга и собственного капитала. Денежные потоки от проекта позволяют обслуживать долг и погашать задолженность и собственный капитал. Структура проектного финансирования опирается на будущие денежные потоки для погашения проектного финансирования. Активы или права, принадлежащие проекту, выступают в качестве залога для финансирования. Правительства или компании предпочитают проектное финансирование для проектов с длительным сроком реализации или для совместных предприятий или соглашений о сотрудничестве.Модель проектного финансирования, принятая в модели BOT (build, operate, and transfer), содержит несколько ключевых элементов. Средства предоставляются через компанию специального назначения (SPV). Компания может вести проект самостоятельно или передать часть проекта на субподряд. При отсутствии доходов на этапе строительства проценты по заемному капиталу выплачиваются после начала эксплуатации.Проектное финансирование предназначено для проектов, несущих высокие риски на вложенный капитал. Компании, участвующие в проекте, не получают доходов до начала эксплуатации. На этапе строительства может быть заключено одно или два соглашения о поставках, но никаких потоков доходов нет. Стороны, финансирующие проекты, не имеют права регресса.Проект, как правило, остается вне баланса финансирующих сторон и правительства. Компании обычно держат долг по проекту в дочерней компании с миноритарной долей участия. Это помогает поддерживать долговые коэффициенты компании. Правительство, возможно, пожелает держать проект вне своего баланса, чтобы иметь больше возможностей для фискального контроля. При проектном финансировании кредиторы имеют ограниченное право регресса. Это означает, что в случае дефолта кредиторы имеют право регресса на активы по проекту, обеспечение завершения строительства и использование гарантий исполнения обязательств по проекту.Проектное финансирование противоположно финансированию с правом регресса, при котором кредиторы получают полное право требования на активы или денежные потоки владельца. Таким образом, проектное финансирование требует глубоких финансовых и соответствующих технических знаний. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАндреев, А.А. Механизм проектного финансирования /А.А. Андреев// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2020. – №12. – С. 128 – 132.Барсукова, О.В. Проектное финансирование как инструмент ресурсного обеспечения трансфера интеллектуальных активов /О.В. Барсукова// Экономический анализ: теория и практика. – 2020. – 3 (210). – С. 20 – 29.Боброва, И.И. Инвестиционная рулетка. Мистика финансовых рисков/ И.И. Боброва, В.А. Зимин. – М.: Вершина, 2020. – 480 с.Большакова, М.С. Перспективы развития проектного финансирования в современных условиях /М.С. Большакова// Банковские услуги. – 2020. – №12. – С. 22 – 27.Воронина, Л.А. Развитие проектного финансирования как способ сохранения инвестиционной активности на юге России в условиях финансового кризиса/ Л.А. Воронина, Э.Н. Колкарева, А.А. Алексеенко, Н.Н. Симонянц// Экономический анализ: теория и практика. – 2020. – 29 (158). – С. 2 – 9.Гончарова, М.В. Банковское проектное финансирование как специфическая форма финансового обеспечения инвестиционных проектов / М.В. Гончарова, А.М. Арсанукаева// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2020. – № 2. – С. 152 – 157.Государственно-частное партнерство: учебное пособие для вузов / И. Н. Ткаченко [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00518-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470215 (дата обращения: 08.12.2021).Давыдова, Л.В. Идентификация и анализ рисков в системе проектного финансирования/ Л.В. Давыдова, И.В. Ильин// Дайджест – финансы. – 2020. –№10 (202). – С. 12 – 23.Давыдова, Л.В. Развитие проектного финансирования на мировом уровне – ключевой фактор выхода из кризиса и обеспечения экономического роста/ Л.В. Давыдова, И.В. Ильин// Финансы и кредит. – 2020. – №27 (411). – С. 2 – 8.Дадашева, О.Ю. Проектное финансирование и стимулирование его развития/ О.Ю. Дадашева// Банковские услуги. – 2020. – № 7. – С. 6 – 9.Идрисов, А.Б., Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций/ П.И. Гохан, С.В. Картышев, А.В. Постников. – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2020. – 99 с.Йескомб, Э.Р. Принципы проектного финансирования: учебник/ Э.Р. Йескомб. – М.: Вершина, 2020. – 402 с.Капранова, Л.Д. Развитие проектного финансирования в России: ограничения и возможности/ Л.Д. Капранова, Т.А. Педошенко// Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2020. – № 40 (82). – С. 6 – 11.Королькова, Е.В. Проблемы развития проектного финансирования как комплексной услуги коммерческих банков в России/Е.В. Королькова// Вестник Омского университета. – 2020. – №3. – С. 153 – 155.Крутова, И.Н. Кризис и банковское проектное финансирование/И.Н. Крутова// Банковское дело. – 2020. – №6. – С.52 – 57.Куттер, М.И. Роль проектного финансирования в экономической деятельности/ М.И. Куттер, А.О. Шайдуров// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 192 – 195.Малинина, Е.В. Проектное финансирование как инвестиционный инструмент преодоления финансового кризиса/ Е.В. Малинина// Дайджест – финансы. – 2020. – №11 (179). – С. 44 – 47.Мануковская, Е.И. Классификация видов проектного финансирования/Е.И. Мануковская// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 1. – С. 318 – 325.Первозванский, А.А. Финансовый рынок: расчет и риск/ А.А. Первозванский. – М.: Инфра – М, 2020. – 256 с.Пилякина, В.С. Банковское проектное финансирование: сущность и система/ В.С. Пилякина//Финансы и кредит. – 2020. – №30. – С. 17 – 22.Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами: учебник и практикум для вузов / Н. А. Поляков, О. В. Мотовилов, Н. В. Лукашов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00952-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468930 (дата обращения: 08.12.2021).Сафронов, Ю.С. Проектное финансирование в российских условиях/ Ю.С. Сафронов// Управление проектами. – 2020. – №4. – С. 23 – 31.Серебренников, И.В. Теория и практика проектного финансирования в современной банковской системе России / И.В. Серебренников, Ю.И. Вербин// Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2020. – № 1. – С. 122–130.Файт, Э.И. Введение в проектное финансирование/ Э.И. Файт. – М.: Интелбук, 2020. – 348 с.Федотова, М. А. Проектное финансирование и анализ: учебное пособие для вузов / М. А. Федотова, И. А. Никонова, Н. А. Лысова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 144 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09860-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468901 (дата обращения: 08.12.2021).Чугнин, А.А. Оценка возможностей банковской системы РФ по организации финансирования/ А.А. Чугнин//. Сегодня и завтра Российской экономики. – 2020. – № 35. – С. 63 – 68.Щербаков, А.С. Практические аспекты проектного финансирования / А.С. Щербаков// Путеводитель предпринимателя. – 2020. – № 6. – С. 180 – 186.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!