это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3593571
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность и практическая значимость темы работы. Государственный бюджет, в работе он рассматривается на примере федерального бюджета Российской Федерации, призван обеспечивать выполнение государством определенных социально-экономических функций. Выполняя эти функции, государство осуществляет бюджетные ассигнования, которые должны покрываться соответствующими доходами государственного бюджета. Однако в некоторых ситуациях ассигнования на выполнение бюджетных обязательств не обеспечиваются финансовыми источниками, а иными словами расходы государственного бюджета превышают его доходы и возникает бюджетный дефицит, который требуется покрывать за счет дополнительных источников финансирования. В России, начиная с периода кризиса 2008-2009 гг., федеральный бюджет исполнялся преимущественно с дефицитом. Если рассматривать временной период 2010-2020 гг., то профицит федерального бюджета имел место лишь в 2011, 2018 и 2019 годах. В сложных условиях 2020 года, на фоне падения доходов федерального бюджета и увеличения расходов по причине проведения антикризисной политики и поддержки населения и экономики, дефицит федерального бюджета был больше, чем в любой год в пределах последнего десятилетия, составив более 4 трлн. руб. или 4,3% ВВП. Поэтому, как представляется тема бюджетного дефицита и способов его финансирования является актуальной и практически-значимой применительно к современным российским условиям. Основная цель и задачи работы. В качестве основной цели в работе ставится анализ сбалансированности федерального бюджета, причин существования бюджетного дефицита и способов его финансирования в Российской Федерации.Для достижения поставленной цели в работе определены следующие основные задачи:охарактеризовать проблему сбалансированности государственного бюджета и показать основные методы финансирования бюджетного дефицита;изучить зарубежный и российский опыт финансирования дефицита государственного бюджета; выявить основные проблемы обеспечения сбалансированности федерального бюджета на современном этапе развития бюджетной системы Российской Федерации;показать пути обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе.Объектом проводимого исследования выступает федеральный бюджет Российской Федерации, предметом – методы обеспечения его сбалансированности. Методы исследования. При проведении исследования использовались такие общенаучные методы как анализ и синтез, сравнение, которые дополнялись статистическим и расчетно-графическими методами.По структуре работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Во введении показывается актуальность темы работы, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, используемые методы, а также дается краткая характеристика содержания работы.Основная часть работы включает три главы, содержащих по два параграфа в каждой. В главе 1 «Теоретические вопросы обеспечения сбалансированности государственного бюджета» показываются причины существования бюджетного дефицита и методы его финансирования. В Главе 2 «Российский и зарубежный опыт обеспечения сбалансированности государственного бюджета» изучаются подходы к финансированию дефицита государственного бюджета в зарубежной практике и методы финансирования дефицита федерального бюджета в Российской Федерации с 2017 года. Глава 3 «Современные проблемы и перспективы обеспечения сбалансированности федерального бюджета» посвящена анализу проблем с финансированием дефицита федерального бюджета на современном этапе развития бюджетной системы Российской Федерации и в среднесрочной, до 2025 года, перспективе. В заключении подводятся итоги проведенного исследования показываются основные его результаты. Глава 1. Теоретические вопросы обеспечения сбалансированности государственного бюджета1.1. Проблема сбалансированности государственного бюджетаГосударственный бюджет – категория, которая может по-разному трактоваться в научной литературе. Так, под бюджетом государства могут пониматься и финансовый план государства, и документ, в котором содержится роспись доходов и расходов государства за некоторый временной период и система отношений, связанных с перераспределением государством части создаваемой в экономике добавленной стоимости [ REF _Ref90034676 \r \h 4, c.137; REF _Ref90034694 \r \h 15]. Поскольку среди поставленных в работе задач нет уточнения определений и категорий, для целей дальнейшего анализа будет использоваться определение федерального бюджета, которое содержится в статьях 6 и 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Там бюджет определяется как форма существования денежных средств, имеющих особое целевое назначение, а именно предназначенных для финансового обеспечения функций, выполняемых государством и местными органами управления. Исходя из этого, федеральный бюджет – форма существования денежных средств, обеспечивающих расходные обязательства Российской Федерации [ REF _Ref90034716 \r \h 1]. Содержание экономических функций государства может варьироваться, однако чаще всего эти функции связываются:с обеспечением производства так называемых «общественных благ», которые рынок не производит по причине отсутствия коммерческой целесообразности или длительной окупаемости вкладываемых средств – это, например, общедоступная инфраструктура, образование и здравоохранение, безопасность и др.;с обеспечением функционирования базовых институтов экономических отношений таких, например, как право собственности;с повышением эффективности функционирования экономической системы, что выражается в ускорении темпов и повышении качества экономического развития, в росте благосостояния и повышении уровня жизни граждан;с социальной защитой и поддержкой той части общества, которая по каким-то причинам не может обеспечить себе достойный или хотя бы минимально-приемлемый уровень жизни [ REF _Ref90034745 \r \h 7; REF _Ref90034749 \r \h 8]. Для выполнения этих и других функций государству требуется финансовое обеспечение, поэтому часть добавленной стоимости, создаваемой в экономической системе, перераспределяется через бюджетную систему.В России, которая является федеративным государством по административному устройству, бюджетная система представлена федеральным бюджетом и системой региональных бюджетов, вместе они образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. В работе вопросы обеспечения сбалансированности государственного бюджета рассматриваются на примере федерального бюджета.При бюджетном планировании и в ходе фактического исполнения государственного бюджета может возникать бюджетный дефицит, то есть ситуация, когда бюджетные ассигнования превышают по объему поступления в доходы государственного бюджета [ REF _Ref90034760 \r \h 11]. Причины, по которым такая ситуация возникает, могут быть различными. Во-первых, известно, что экономическое развитие отличается цикличностью, то есть поступательным колебанием траектории изменения базовых экономических показателей вокруг некоторой траектории, тренда. Цикличность имеет влияние и на ситуацию в бюджетной сфере. С одной стороны, динамика доходов государственного бюджета зависит от экономической активности. С другой стороны, одной из функций экономической политики государства, а в частности – бюджетной политики, является смягчение последствий циклических спадов для экономики и социальной сферы. Это предполагает увеличение государственных расходов в кризисные периоды. Во-вторых, бюджетный дефицит может планироваться. Такое происходит, в частности, при:осуществлении крупных долгосрочных инфраструктурных проектов, частично финансируемых государством;проведении достаточно масштабных структурных преобразований и реформ в экономике и социальной сфере; росте государственных расходов в связи с проведением масштабных венных действий.В-третьих, существование бюджетного дефицита может быть следствием просто недостаточно результативной и неэффективной бюджетной политике, при несовершенстве системы бюджетного планирования, при высоком уровне коррупции в государственном аппарате. Наконец в-четвертых, бюджетный дефицит может быть результатом форс-мажорных обстоятельств, примером которых может служить пандемия, возникшая неожиданно для мирового сообщества и существенно изменившая ситуацию в мировой экономике. Как это показывается далее в работе на примере федерального бюджета, пандемия привела к сокращению бюджетных доходов и существенному росту бюджетных расходов по некоторым направлениям [ REF _Ref90034775 \r \h 13]. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, одним из принципов построения бюджетной системы является обеспечения сбалансированности бюджетных доходов и расходов [ REF _Ref90034716 \r \h 1, ст. 28]. Соответственно при возникновении бюджетного дефицита требуются источники, за счет которых этот дефицит может быть покрыт. Основными источниками являются, как правило, увеличение государственного долга или использование бюджетных резервов, хотя существуют и другие методы балансировки государственного бюджета. Более подробно эти вопросы рассматриваются в следующем параграфе работы.1.2 Методы финансирования дефицита государственного бюджета Для финансирования возникающего бюджетного дефицита у государства есть три основных источника: увеличение внутреннего или внешнего государственного долга;использование бюджетных резервов и неиспользуемых средств бюджета, которые в состав резервов не включены, если они, конечно имеются, а также продажа объектов, находящихся в собственности государства;сокращение расходов или повышение доходов государственного бюджета, в том числе за счет расширения налоговой базы, за счет повышения ставок налогов и сборов, а также за счет роста эффективности налогового администрирования, то есть – собираемости налогов [ REF _Ref90034821 \r \h 9; REF _Ref90034825 \r \h 10].Теоретически существует еще один источник финансирования – эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета центральным банком. В Росси этот источник, правда, запрещен законодательством [ REF _Ref90034716 \r \h 1, ст. 94]. Однако в США, например, вся безналичная эмиссия доллара осуществляется ФРС США через покупку у банков казначейских обязательств США (treasury bills или treasuries) [ REF _Ref90034861 \r \h 24]. Но для того, чтобы продать эти государственные ценные бумаги ФРС, банки сначала должны купить их у Казначейства США. То есть по факту дефицит государственного бюджета США финансируется в том числе и за счет эмиссии. Применительно к федеральному бюджету Российской Федерации основные источники финансирования его дефицита прописаны в статье 94 Бюджетного кодекса. Там источники финансирования делятся на внутренние и внешние, однако по сути они совпадают с перечисленными выше тремя группами источников с добавлением: курсовых разниц по средствам федерального бюджета, поступлений от продажи драгоценных камней или металлов из Государственного фонда, а также прочие источники, состав которых не расшифровывается [ REF _Ref90034716 \r \h 1, ст. 94]. Если исходить из перечисленных в статье 94 Бюджетного кодекса методов финансирования дефицита федерального бюджета, а также из мировой практики, то основным источником такого финансирования выступает увеличение государственного долга. Понятие государственного долга также, как и понятие государственного бюджета, имеет разные определения в научных публикациях. Так, в частности, государственный долг определяют и как «… результат финансовых заимствований государства на цели покрытия бюджетного дефицита» [ REF _Ref90034900 \r \h 12], и как «… комплекс отношений по поводу заимствований государства … для удовлетворения потребностей в привлечении дополнительных финансовых ресурсов» [ REF _Ref90034910 \r \h 14], и как «…форма публичного финансового обязательства государств - перед юридическими, физическими лицами и иными публично-правовыми образованиями» [ REF _Ref90034924 \r \h 6, с. 85].С точки зрения Бюджетного кодекса, государственный долг – это обязательства Российской Федерации перед юридическими или физическими лицами, резидентами или нерезидентами России, а также перед иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. При этом государственный долг Российской Федерации может возникать и в результате заимствований и в результате предоставления государственных гарантий [ REF _Ref90034716 \r \h 1]. Последнее относится к определению структуры государственного долга по различным классификационным признакам (рис. 1). В целом, критерии классификации, показанные на рисунке, представляются достаточно прозрачными и не требующими пояснений. Однако в данном случае существует нюанс с точки зрения разделения государственного долга на внешний и внутренний в Российской Федерации. Рис.1. Структура государственного долга исходя из основных классификационных признаков [ REF _Ref90034962 \r \h 3]С точки зрения Министерства финансов России, статистика которого будет использоваться далее в работе, ключевым признаком является валюта заимствований, и это положение закреплено в Бюджетном кодексе. С точки зрения Банка России, который занимается статистикой платежного баланса, критерий разделения госдолга на внешний и внутренний, это заимствования у нерезидентов и резидентов Российской Федерации соответственно, вне зависимости от валюты заимствований. Бюджетные резервы, которые могут использоваться для покрытия дефицита федерального бюджета это, в основном, средства суверенных фондов Российской Федерации, которые, вместе с институтом бюджетного правила действуют с 2004 года. Изначально это был Стабилизационный фонд, как раз предназначенный для финансирования дефицита федерального бюджета в периоды падения цен на энергоносители, от которых в значительной мере зависит формирование доходной части государственного бюджета в России, как это показывается далее. В 2008 году Стабилизационный фонд был ликвидирован, а вместо него были созданы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Российской Федерации. Остатки Стабилизационного фонда были переведены в Резервный фонд, который имел то же назначение, что и Стабилизационный фонд. Фонд национального благосостояния создавался как фонд будущих поколений, средства которого предназначались, в частности, для софинансирования пенсионных накоплений. К 2018 году средства Резервного фонда были полностью использованы и в настоящее время в России только один суверенный фонд – Фонд национального благосостояния, средства которого могут использоваться в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета. Третья группа источников, а именно сокращение расходов или увеличение доходов федерального бюджета имеет недостатки. Во-первых, динамика объема государственных расходов имеет достаточно существенное влияние на экономику, поэтому сокращение расходов может иметь негативный социально-экономический эффект. Такой же эффект может иметь и повышение налоговой нагрузки, в том числе за счет увеличения ставок или повышения собираемости налогов. Во-вторых, изменение налогово-бюджетной политики может не давать немедленного эффекта, а кроме того этот эффект достаточно сложно прогнозировать. В-третьих, расширение налоговой базы – как самый здоровый путь увеличения доходов государственного бюджета, требует проведения достаточно сложной и скоординированной государственной политики, ориентированной на рост экономики, что, помимо прочего, также требуем времени. Поэтому наиболее используемыми источникам покрытия дефицита федерального бюджета в России выступают увеличение государственного долга, преимущественно внутреннего, как показано далее в работе, а также, в меньшей степени, использование средств Фонда национального благосостояния Российской Федерации.Глава 2. Российский и зарубежный опыт обеспечения сбалансированности государственного бюджета 2.1 Зарубежный опыт обеспечения сбалансированности государственного бюджета Поскольку сбалансированность государственного бюджета – один из базовых принципов построения бюджетных систем, а причины существования бюджетных дефицитов могут быть разными в различных странах, говоря о регулирования дефицитов государственного бюджета в международном аспекте представляется целесообразным рассмотреть этот вопрос в широком контексте и применительно к текущему состоянию мировой экономики и государственных финансов. В 2020 году значительное ухудшение экономической ситуации по причине событий, связанных с распространением covid 19, наблюдалось не только в России, но и во всем мире. Это можно продемонстрировать на данных стран G7 с применением такого показателя как разрыв выпуска (рис.2). Рис. 2. Разрыв выпуска в странах G7, разница между фактическим и потенциальным ВВП в % от потенциального ВВП («-» означает состояние экономического спада) [ REF _Ref90034980 \r \h 23]Разрыв ВВП или разрыв выпуска - это оценочный показатель, который по своей сути представляет собой разницу между фактическим ВВП страны и потенциальным ВВП, как правило в процентах от потенциального ВВП. Потенциальный ВВП – это ВВП при задействовании максимально-возможного объема производственных мощностей и максимально-возможной занятости. Отрицательный разрыв выпуска означает, что экономика находится в состоянии спада [ REF _Ref90034994 \r \h 5]. Рисунок 2 демонстрирует, что большинство экономик стран G7 находятся в состоянии непрерывного спада в течение последнего десятилетия. Однако в 2020 году глубина спада была сопоставима с глубиной спада во время мирового кризиса 2008-2009 гг. Эти данные приводятся здесь для того, чтобы обосновать рост государственных расходов, ориентированных на поддержку национальных экономик в сложных условиях 2020 года – рис. 3.Рис. 3. Прирост государственных расходов и дополнительная поддержка ликвидности банковских систем в 2020 году, в % к уровню 2019 года [ REF _Ref90035010 \r \h \* MERGEFORMAT 16]Рисунок 3 показывает, что и Россия, и другие развивающиеся страны оказали достаточно скромную поддержку экономикам и гражданам на фоне развитых стран. Причем поддержка эта финансировалась не только за счет государственных расходов, но и за счет эмиссии центральных банков, которые поддерживали ликвидность банковских систем, в том числе и для оказания дополнительной кредитной поддержке домашним хозяйствам и предприятиям. Рост государственных расходов привел к росту бюджетных дефицитов, которые существовали и до того (рис. 4).Рис. 4. Дефицит (-), профицит (+) бюджета расширенного Правительства, % ВВП [ REF _Ref90035023 \r \h 21]Рисунок 4 показывает, во-первых, что бюджеты бюджетных систем большинства развитых и значительного количества развивающихся стран в последние 5 лет были преимущественно дефицитными. Как можно предположить, связано это с тем, что в условиях экономического спада, а он не прекращался в мире с кризиса 2008-2009 гг., государства, как правило, проводят стимулирующую политику, по есть – увеличивают государственные расходы. Россия в этом смысле может рассматриваться в качестве определенного исключения. Во-вторых, в 2020 дефициты бюджетов в большинстве стран мира увеличились, причем в разы, и это, не считая эмиссионной поддержки банковских систем по линии центральных банков. В России профицит консолидированного бюджета 2019 года сменился в 2020 году его дефицитом. В-третьих, уже в 2021 году объемы бюджетного дефицита сокращались, что связано со сворачиванием во многих странах программ поддержки населения и экономик. Тем не менее, на среднесрочную перспективу, по оценкам МВФ, проблемы преодоления бюджетных дефицитов, а также связанных с этим проблем, обусловленных высоким уровнем и структурой государственного долга в мировой экономике – будут иметь исключительно высокую актуальность [ REF _Ref90035023 \r \h 21; REF _Ref90035630 \r \h 22]. 2.2. Финансирование дефицита федерального бюджета в Российской Федерации Вопросы бюджетной сбалансированности, способы финансирования бюджетного дефицита в России рассматриваются на данных федерального бюджета. Российская бюджетная система представляет собой федеральный бюджет и местные бюджеты, причем на федеральный бюджет приходится около половины всех доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации (рис. 5). Рис. 5. Удельный вес федерального бюджета в консолидированном бюджете Российской Федерации, (исходные данные в млрд. руб.), в % [ REF _Ref90035117 \r \h 20] Общую ситуацию с исполнением федерального бюджета Российской Федерации в период с 2015 года иллюстрируют данные рисунка 6. Рис. 6. Доходы, расходы, дефицит (-) и профицит (+) федерального бюджета, в % ВВП [ REF _Ref90035167 \r \h \* MERGEFORMAT 17; REF _Ref90035153 \r \h \* MERGEFORMAT 18]В целом, как видно, в 2015-2017, а также в 2020 году федеральный бюджет исполнялся с дефицитом, причем этот дефицит увеличивался в период 2015-2016 гг., а в 2020 превысил значения 2016 года. Рис. 7. Годовые темпы прироста доходов и расходов федерального бюджета, в % (исходные данные в % ВВП), дефицит (-) и профицит (+) федерального бюджета, в % ВВП [ REF _Ref90035167 \r \h 17; REF _Ref90035153 \r \h 18]Поскольку дефицит, это превышение расходов над доходами, то данные рисунка 6 дополняются данными рисунка 7, где показана динамика доходов и расходов федерального бюджета за аналогичный период 2015-2020 гг. Рисунок 7 показывает, что в кризисный период 2015-2016 гг. дефицит федерального бюджета был в большей степени обусловлен падением доходов, чем ростом расходов, в 2020 году ситуация была иная – доходы упали, однако не так значительно, расходы же возросли практически на треть. Причины падения доходов федерального бюджета показывает таблица 1.Таблица 1 Годовые темпы прироста доходов федерального бюджета Российской Федерации по основным источникам формирования, в % [ REF _Ref90035167 \r \h 17; REF _Ref90035153 \r \h 18]Показатель201520162017201820192020Нефтегазовые доходы -21,1-17,423,351,0-12,1-33,9НДС (внутренний)12,28,515,516,419,10,3Акцизы (внутренние)1,419,843,9-5,410,0-4,9Налог на прибыль19,5-0,155,330,619,0-7,9НДС (ввозной)2,07,28,018,116,23,4Акцизы (ввозные)-24,615,026,023,1-6,313,1Ввозные пошлины -13,4-0,23,415,46,5-0,5Прочие30,519,3-28,39,024,355,8Доходы всего-5,8-1,512,128,93,8-7,3Здесь видно, что и в 2015-2016 гг. и в 2020 году общее сокращение доходов федерального бюджета было связано в основном с сокращением нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы, это поступления от НДПИ – налога на добычу углеводородного сырья, пошлин и акцизов на вывоз углеводородов. Причины роста расходов федерального бюджета отражаются в таблице 2.Таблица 2Годовые темпы прироста расходов федерального бюджета Российской Федерации по основным источникам формирования, в % [ REF _Ref90035167 \r \h \* MERGEFORMAT 17; REF _Ref90035153 \r \h \* MERGEFORMAT 18]Показатель201520162017201820192020Общегосударственные вопросы14,3-6,96,05,60,0-12,0Национальная оборона и безопасность7,15,0-15,9-1,5-2,7-15,1Национальная экономика-28,0-6,07,1-4,27,8-1,3Социальная политика17,22,68,6-9,9-2,214,2Образование-8,8-7,72,816,24,7-6,7Здравоохранение-8,3-6,1-12,918,521,948,7Обслуживание гос. долга17,915,213,211,6-16,7-15,0Межбюджетные трансферты-20,0-6,817,137,5-16,710,9Прочие -0,8-23,639,89,239,7-2,3Данные таблицы показывают, что общим моментом в динамике расходов и в кризис 2015-2016 гг. и в 2020 году был только рост расходов на социальную поддержку, а также сокращение расходов на национальную экономику. В 2020 году по понятным причинам резко возросли расходы на здравоохранение, что собственно и обусловило, в основном, увеличение почти на треть совокупных расходов федерального бюджета. Агрегированные источники финансирования дефицита федерального бюджета, возникавшего в 2016,2017 и 2020 гг. в номинальном выражении и в % ВВП показывает таблица 3.Таблица 3Основные источники финансирования дефицита федерального бюджета [ REF _Ref90035167 \r \h 17; REF _Ref90035153 \r \h 18]Показатель201620172020млрд. руб.% ВВПмлрд. руб.% ВВПмлрд. руб.% ВВПВнутренний долг492,40,61123,51,24600,64,3Бюджетные кредиты-177,9-0,2-20,40,0-217,2-0,2Продажа госсобственности406,80,514,30,012,60,0Курсовые разницы-1345,0-1,659,10,12440,22,3Внешние источники42,80,0-126,3-0,1-300,8-0,3Прочее3537,34,1281,20,3-2432,9-2,3Всего источники2956,43,51331,41,44102,53,8Как видно, в 2017 и 2020 году основным источником финансирования дефицита служили заимствования через выпуск рублевых государственных ценных бумаг. В 2016 году в прочих основной источник – это использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для финансирования дефицита федерального бюджета, которое отражено в пункте прочее. В целом же можно отметить, что в последние годы в России покрытие дефицита федерального бюджета осуществляется практически полностью за счет внутренних источников.Глава 3. Современные проблемы и перспективы обеспечения сбалансированности федерального бюджета 3.1. Проблемы обеспечения сбалансированности федерального бюджета в кризисных условиях 2020 г.Ранее в работе было показано, что после исполнения федерального бюджета с профицитом в 2018 и 2019 гг. в 2020 году вновь возник дефицит федерального бюджета, который был обусловлен и падением доходов, и ростом расходов бюджета. Во-первых, доходы федерального бюджета существенным образом зависят от конъюнктуры внешних рынков и экономической активности внутри российской экономики. Об этом свидетельствуют данные рисунка 8. Рис. 8. Структура доходов федерального бюджета, удельный вес в доходах, % (исходные данные в % ВВП) [ REF _Ref90035167 \r \h \* MERGEFORMAT 17; REF _Ref90035153 \r \h \* MERGEFORMAT 18]На рисунке видно, с одной стороны, что от 28 до 45% доходов федерального бюджета – нефтегазовые доходы, прямо зависит от экспорта углеводородов, еще 17-18% доходов – поступления от ввозных акцизов и НДС, зависит от импорта, а от 25 до 33% доходов – поступления от внутренних акцизов, НДС и налога на прибыль, прямо обусловлены внутриэкономической ситуацией, причем эта ситуация – также напрямую увязывается с внешней сырьевой конъюнктурой в силу ресурсной модели роста экономики России. Дело в том, что на протяжении по крайней мере двух последних десятилетий в России темпы роста экономики прямо коррелируют с динамикой экспорта. А в стоимостном объеме экспорта более 80% - сырьевые товары, включая, в частности, газ, нефть, продукты их переработки, черные, цветные и драгоценные металлы, древесину, сельхозсырье, поэтому динамика экспорта прямо коррелирует с изменением цен на нефть, а она, в свою очередь, обычно изменяется в том же направлении, что и цены других сырьевых товаров (рис.9). Рис. 9. Темпы прироста ВВП России в постоянных ценах, стоимостного объема российского экспорта товаров и услуг в долларах США, средней мировой цены на нефть в долларах США, год-к-году, % [ REF _Ref90035271 \r \h \* MERGEFORMAT 25]По этой причине, экономический спад в России на 3,6% в 2020 году, после небольшого роста экономики на 1,3% в 2019 году, был обусловлен, в первую очередь, падением более чем на треть цен на нефть в первой половине года. Кроме того, с начала 2020 года, в мире и в России вводились карантинные ограничения, локдауны, закрывались границы, разрывались логистические цепочки, происходила остановка эконмической деятельности многих субъектов хозяйствования. Все это также не могло оказать негативного влияния на экономическую ситуацию в России, а соответственно и на исполнение федерального бюджета. С другой стороны, как отмечается, например, в Основных направлениях налогово-бюджетной политики на 2022-2024 гг., в 2020 году в России проводилась контрциклическая бюджетная политика, а проще говоря – реализовывались антикризисные программы с «совокупным фискальным импульсом по бюджетной системе в размере 8% ВВП» и с ориентированностью, прежде всего, на здравоохранение и поддержку наиболее уязвимых категорий граждан. Рис. 10. Дефицит федерального бюджета в млрд. руб. ежемесячных данных, нарастающим итогом по году [ REF _Ref90035153 \r \h \* MERGEFORMAT 18]В целом, дефицит федерального бюджета просуществовал до февраля 2021 года, как показывает рисунок 10, после чего федеральный бюджет исполнялся с профицитом. 3.2 Обеспечение сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной (до 2025 года) перспективеВ соответствии с недавно принятыми Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на период до 2024 года, в ближайшие три года деловая активность в российской экономике, как предполагается, будет восстанавливаться в связи с чем предусматривается «нормализация бюджетной политики». В числе прочего эта нормализация должна выражаться в возврате к действовавшим до 2020 года параметрам бюджетного правила, а также в ограничении первичного структурного дефицита федерального бюджета. Первичный структурный дефицит представляет собой отрицательную разницу между ненефтегазовыми доходами и базовыми нефтегазовыми доходами федерального бюджета с одной стороны, и совокупными расходами федерального бюджета – с другой. Базовыми в данном случае являются нефтегазовые доходы, а их источники указывались ранее в работе, при ценах на нефть не выше 44,2 долларов США за баррель в 2022 году, 45 долларов США за баррель в 2023 году, 45,9 долларов за баррель в 2024 году. Поступления от экспорта углеводородов по ценам – выше указанных, в соответствии с бюджетным правилом подлежат перечислению в Фонд национального благосостояния [ REF _Ref90035298 \r \h 19]. Рис. 11. Первичный структурный и общий баланс доходов и расходов федерального бюджета в 2020-2024 гг., % ВВП [ REF _Ref90035298 \r \h \* MERGEFORMAT 19]Фактическое значение первичного структурного баланса федерального бюджета в 2020 году и прогноз его значений до 2024 года, показан на рисунке В Основных направлениях декларируется, что расходы федерального бюджета в 2022-2024 гг. будут формироваться с учетом бюджетного правила с одной стороны и необходимости финансирования мероприятий, ориентированных на достижение национальных целей развития до 2030 года – с другой [ REF _Ref90035328 \r \h 2; REF _Ref90035298 \r \h 19]. Правда, исходя из прогноза расходов федерального бюджета, акцент будет делаться на бюджетном правиле, поскольку если бы приоритетом служило достижение национальных целей, бюджетные расходы должны были бы увеличиваться. Фактически же их планируется снижать (рис.12). Соответственно, предусматриваемые Основными направлениями 5 трлн. руб. дополнительных бюджетных ассигнований на выполнение поручений Президента – это сокращение расходов по другим статьям или, перераспределение бюджетных ассигнований. Рис. 12. Доходы и расходы федерального бюджета на период до 2024 года, % ВВП [ REF _Ref90035298 \r \h 19]Что касается доходов федерального бюджета, то в целом они также будут снижаться (рис.12). Нефтегазовая составляющая доходов федерального бюджета должна увеличиваться только в 2022 году, после чего планируется сокращение нефтегазовых доходов в связи с предполагаемым падением цен на энергоносители. Вероятно, в связи с влиянием конъюнктуры внешних сырьевых рынков на внутреннюю экономическую активность в России – это показывалось ранее в работе, предполагается также сокращение ненефтегазовых доходов. Финансировать дефицит федерального бюджета, в случае его возникновения, за счет повышения уровня налоговой нагрузки не планируется. В качестве основного источника в Основных направлениях рассматриваются внутренние государственные заимствования. Увеличение внешнего государственного долга предполагается только для обозначения присутствия России на внешнем долговом рынке. Использовать для финансирования возможного дефицита федерального бюджета средства Фонда национального благосостояния не планируется.Заключение Для финансового обеспечения выполнения государством социально-экономических функций часть создаваемой в любой экономической системе стоимости перераспределяется через государственный бюджет. При этом выполнение функций государства осуществляется через бюджетные ассигнования, которые должны быть обеспечены соответствующими источниками.В идеале бюджетные доходы и расходы должны быть сбалансированы, однако фактически зачастую возникает превышение расходов государственного бюджета над его доходами или бюджетный дефицит, как частный случай несбалансированности государственных доходов и расходов.Причины существования бюджетного дефицита могут быть различными, начиная от неэффективности государственной налогово-бюджетной политики и внешних или внутренних шоков, до планируемого превышения расходов над доходами в связи с реализацией государством крупных проектов, структурных преобразований или ведения военных действий.Поскольку сбалансированность выступает одним из базовых принципов функционирования бюджетной системы, при возникновении бюджетного дефицита необходимы источники его финансирования. В качестве таковых обычно выступают: увеличение государственного долга, использование резервов государства, включая средства суверенных фондов, продажа государственной собственности, либо повышение доходов и сокращение расходов государственного бюджета. В практической части работы Российской Федерации. Однако прежде – показано, что в мире проблема бюджетных дефицитов, обострившаяся на фоне реализации антикризисных программ в 2020 году, является весьма актуальной. В работе на данных по группам стран показано, в частности, что все последние годы расширенные бюджеты и развитых и развивающихся стран были дефицитными. В 2020 году объемы бюджетных дефицитов возросли и на среднесрочный период их снижение является одной из важнейших задач мировой бюджетной политики. Анализ бюджетного дефицита и способов его финансирования в России проводился на данных федерального бюджета. Россия – федеративное государство и российская бюджетная система включает в себя федеральный бюджет и местные бюджеты. Доля федерального бюджета в консолидированном бюджете оставляет около половины по доходам и по расходам. В России, как показал проведенный в работе анализ, с 2015 года федеральный бюджет исполнялся с профицитом только в 2018 и 2019 гг. При этом показано также, что увеличивался дефицит федерального бюджета преимущественно в 2015-2016 гг. а также в 2020 году, когда в экономике России имели место кризисные ситуации, связанные, в частности, с падением цен на нефть. В работе продемонстрировано, что и ситуация в российской экономике и в ее бюджетной сфере прямо зависит от конъюнктуры внешних сырьевых рынков. Связано это с экспорто-ориентированной моделью экономического развития России, а также с тем фактом, что в стоимостном объеме российского экспорта более 80% составляет сырьевой экспорт. В структуре доходов федерального бюджета только нефтегазовые доходы имеют удельный вес от 30 до 50% в последние годы.По этой причине в новой экономической истории, достаточно резкое падение цен на нефть всегда приводило к экономическому спаду в России и имело негативные последствия для российской бюджетной системы.Анализ источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2016, 2017 и 2020 гг. показал, во-первых, что для его финансирования использовались в основном внутренние источники. Во-вторых, показано, что в 2016 и 2017 году существенную роль в финансировании дефицита федерального бюджета играли суверенные фонды, тогда как 2020 году дефицит финансировался в основном за счет выпуска рублевых ОФЗ.Анализ ситуации с дефицитом федерального бюджета в 2020 году показал, что его достаточно существенный рост был вызван не столько падением доходов бюджета, которое имело место, сколько увеличением почти на треть расходов федерального бюджета. Показано также, что рост этот был обеспечен не столько поддержкой экономики, сколько увеличением ассигнований на здравоохранение и поддержку наименее защищенных категорий граждан. В перспективе, которая рассматривалась в работе на данных Основных направлений бюджетной политики на период 2022-2024 гг., в соответствии с прогнозами Министерства финансов Российской Федерации, существенный дефицит федерального бюджета возникать не должен. Такой прогноз базируется, во-первых, на политике ограничения первичного структурного дефицита, во-вторых, на политике сокращения расходов федерального бюджета, выраженных в процентах ВВП.Список использованных источников Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12112604/paragraph/10692866/doclist/18486/showentries/0/highlight/Бюджетный%20кодекс:1Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/74404210/Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие/ Алехин Б.И. – М.: Юнити-Дана. – 2017. – 335 с.Берзон Н.И. Государственные финансы: учебное пособие для академического бакалавриата / Н.И. Берзон. – М.: Издательство Юрайт, 2018 – с. 82 Ващелюк Н.В., Зубарев А.В., Трунин П.В. Определение разрыва выпуска для российской экономики: Монография – М.: Изд. «Дело», 2017 – 84 с.Цареградская Ю. К. Государственный долг России в системе финансового права: монография. - М.: Инфра-М, 2019. - 166 с Акуева П.М. Экономические функции государства // Аллея науки – 2019 –Т.1, №9 – с. 328-333Антонов А.П. Содержание социальных функций современного государства // Вопросы российского и международного права -2019 - Том 9 - № 8А - c. 30-37Ибрагимова Э.С., Селимханова М.У. Способы преодоления бюджетного дефицита в условиях кризиса // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» - 2020 - №6 – с. 139-149Каранец С.М. Бюджетный дефицит и его регулирование // Бюллетень информационных технологий – 2021 – Т. 5, №2 – с. 42-48Никитин А.В., Созаева Т.Х. Сбалансированность как принцип формирования и исполнения бюджета // Научные известия – 2018 – вып. 13 – с. 29-33Панчоха М.М. Государственный долг как инструмент покрытия дефицита бюджета // Синергия наук – 2017 - №12 – с. 388 - 398Подсевалова Е.Н., Митюрникова Л.А. К вопросу о природе бюджетного дефицита // Сетевой научный журнал – 2017 – Т.11, №2 – с. 17-28Федотова О.А. Экономическая сущность и содержание государственного долга // Форум молодых ученых - 2019 - №2 - с. 1543-1545Щербанков Д.А., Ермакова Е.А. Государственный бюджет как инструмент экономической политики: сравнительный анализ государственного бюджета за 2016 и 2017 годы // Ростовский научный журнал - 2018 - №5 - с. 80-90Бюджетная политика: новый поворот [Электронный ресурс]. – URL: https://www.raexpert.ru/researches/budget_policy_2021/Валовой внутренний продукт [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/accountsКраткая информация об исполнении федерального бюджета [Электронный ресурс]. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/; Валовой внутренний продукт [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/accountsОсновные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/Prilozheniya_k_ONBNiTTP_2022-2024.pdfФинансово-экономические показатели Российской Федерации Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/Fiscal Monitor, October 2021: Strengthening the Credibility of Public Finances [Электронный ресурс]. – URL: https://www.imf.org/en/Publications/FM/Issues/2021/10/13/fiscal-monitor-october-2021Fiscal Policy for an Uncertain World [Электронный ресурс]. – URL: https://blogs.imf.org/2021/10/13/fiscal-policy-for-an-uncertain-world/IMF WEO Database, October 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2021/OctoberMonetary Policy and the Federal Reserve: Current Policy and Conditions / Congressional Research Service Report RL30354, February 2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://sgp.fas.org/crs/misc/RL30354.pdfWorld Bank WDI [Электронный ресурс]. - URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators#
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!