это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3606729
Ознакомительный фрагмент работы:
Денежно-кредитная политика (ДКП) – это элемент экономической политики
государства; проводимая государством генеральная линия действий, система
мероприятий в области управления денежно-кредитными ресурсами с целью
обеспечения стабильного экономического роста при низком уровне
безработицы и инфляции, а также формирования устойчивого платежного
баланса страны, осуществляемая посредством использования центральным
банком страны специальных методов и инструментов. 1
Если говорить простыми словами, то денежно-кредитная политика (ДКП)-
это совокупность денежной политики, которая направлена на улучшение
экономических показателей, понижение уровня безработицы, инфляции и
формирование устойчивого платежного баланса страны.
Государство обращается к мерам денежно-кредитной политики (ДКП) в том
случае, если ему необходимо достичь определенных целей
общегосударственного значения. Основными экономическими целями
государства является:
Обеспечение устойчивых темпов экономического роста
Создание условий для ценовой стабильности
Понижение уровня безработицы в стране
Обеспечение сбалансированности платежного баланса
Инициатором денежно-кредитной политики (ДКП) страны является
государство, а точнее его уполномоченный финансовый орган-
Министерство финансов, однако, непосредственным ее исполнителем
1 Сутягина Е.В. Особенности денежно-кредитной политики банка России на современном этапе Выпускная
квалификационная работа магистра. Рукопись. Екатеринбург. 2018. 131 с.
является формально независимый и самостоятельный центральный банк
(ЦБ).
В распоряжении центрального банка находится целый комплекс
инструментов денежно-кредитной политики, использовать которые может
только центральный банк (ЦБ).
Количество денег, находящихся в обороте и процентные ставки являются
главными объектами воздействия денежно-кредитной политики.
Таким образом суть денежно-кредитной политики заключается в контроле
денежной массы на рынке.
Чтобы регулировать массу денег в обращении, ЦБ может использовать
разнообразные денежные агрегаты, увеличивая или уменьшая объем денег,
а также меняя структуру денежных агрегатов в общей массе. Главная
стратегическая цель заключается в стремлении повысить благосостояние
населения, обеспечить максимальную занятость.
Конечная цель, которую преследует денежно-кредитная политика России,
формулируется в соответствии с целями макроэкономической политики,
принятыми на текущий год.
Если говорить о нынешнем периоде, то среди главных задач в среднесрочной
перспективе отдельно стоит выделить плавное и стабильное снижение
инфляции. Для достижения цели государство и Центральный банк (ЦБ)
прямо или косвенно воздействует на денежную массу.
Могут использоваться две концепции: политика кредитной экспансии
(«дешевые деньги») или кредитной рестрикции («дорогие деньги»).
Кредитная экспансия центрального банка (ЦБ) направлена на увеличение
ресурсов коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают в
обращении общую денежную массу. Что касается кредитной рестрикции, то
она ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов,
тем самым препятствуя перенасыщению экономики деньгами.
Всю информацию о целях и задачах существования центрального банка (ЦБ),
а также об особенностях организации денежно-кредитной политики (ДКП)
Российской федерации можно найти в Федеральном законе «О центральном
банке Российской федерации». 2
Информация о денежно-кредитной политике (ДКП) представлена в данном
законе в главе 7, которая состоит из статей 35-45.
В 35 статье представлены основные инструменты и методы денежно-
кредитной политики (ДКП) банка России:
1. процентные ставки по операциям Банка России;
2. обязательные резервные требования; (В редакции Федерального закона
от 21.07.2014 № 218-ФЗ)
3. операции на открытом рынке;
4. рефинансирование кредитных организаций;
5. валютные интервенции;
6. установление ориентиров роста денежной массы;
7. прямые количественные ограничения;
8. эмиссия облигаций от своего имени;
9. другие инструменты, определенные Банком России. (Пункт введен -
Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ)
Далее в статьях 36-44 рассматриваются особенности функционирования и
осуществления денежно-кредитной политики (ДКП) Российской федерации,
приводятся требования к центральному банку (ЦБ), связанные с денежно-
кредитной политикой (ДКП) страны.
В статье 45 указываются сроки и особенности предоставления Банком
России финансовых планов на предстоящие годы, а также особенности
2 Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(последняя редакция). 10 июля 2002 года N 86-ФЗ. Российская федерация. Федеральный закон. О
центральном банке российской федерации (банке России). Принят Государственной Думой.
предоставления и утверждения планов в области денежно-кредитной
политики (ДКП) на предстоящий год:
Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу
Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не
позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-
кредитной политики на предстоящий год. (В редакции Федерального закона
от 19.07.2009 № 192-ФЗ)
Методы денежно-кредитной политики- это совокупность приемов и
операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики -
центральный банк как государственный орган денежно-кредитного
регулирования и коммерческие банки как "проводники" денежно-кредитной
политики воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег)
для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной
денежно-кредитной политики называют также тактическими целями
денежно-кредитной политики.
Современная система методов денежно-кредитной политики столь же
разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию
методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным
признакам.
Временные лаги - это определенный период времени между моментом
возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере
денежно-кредитной политики и осознания этой потребности, а также между
осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с
поставленной целью различают прямые и косвенные методы.
Прямые методы- это административные меры в форме различных директив
центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на
финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов
служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры
ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в
области процентных ставок.
Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения
контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой
депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и
качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной
политики. При использовании прямых методов временные лаги денежно-
кредитной политики сокращаются.
Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет
непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и
издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для
государственных органов как методы регулирования и перераспределения
денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые
методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их
применения более предсказуемы.
Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются
грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов
денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они
могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных
организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к
ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении
новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке. В конечном
счете они могут способствовать снижению конкурентных преимуществ
банков по сравнению с другими финансовыми институтами, которые не
находятся под прямым жестким контролем центрального банка.
Кроме того, следует учитывать то, что денежно-кредитная политика
является частью общей экономической политики государства и влияет в
целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике.
Применение прямых методов денежно-кредитной политики, направленных, в
частности, на сдерживание инфляции, может вызвать ряд отрицательных
последствий общеэкономического характера. Например, если
таргетирование инфляции достигается за счет прямого регулирования
(сокращения) денежной массы со стороны центрального банка в рамках
жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики, то это приводит к
резкому уменьшению уровня монетизации валового внутреннего продукта
(ВВП), к деформациям в выполнении деньгами функции средства обращения
и платежа, "натурализации" экономических отношений, появлению
денежных суррогатов, к расширению "теневой экономики".
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют
на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных
механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения
менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их
применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что
эффективность использования косвенных методов регулирования тесно
связана со степенью развития денежного рынка.
Переход к преимущественно косвенным методам денежно-кредитной
политики объективно сопряжен с общемировым процессом финансовой
либерализации, повышением степени независимости центрального банка, его
функциями в экономике. В 80-х годах этот переход происходил в
большинстве стран с развитой рыночной экономикой без каких-либо
проблем и обратных тенденций. Этому способствовала и благоприятная
макроэкономическая ситуация. В развивающихся странах и странах с
переходной экономикой вытеснение прямых методов денежно-кредитной
политики косвенными обусловливалось реформами в банковских системах,
направленными на либерализацию их функционирования.
Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и
косвенные различают также общие и селективные методы.
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими
влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в
основном директивный характер. Посредством этих методов решаются
частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками
или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях
отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы,
центральный банк сохраняет за собой функции централизованного
перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным
банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные
цены и распределение ресурсов.
Индивидуальные меры контроля, применяемые к отдельно взятому банку,
сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Например, конкуренция
позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и
увеличить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по
депозитам и более низкие по кредитам.
Кредитный контроль за рядом банков (например, за банками,
кредитующими определенные отрасли или регионы) оказывает искажающее
влияние на рынки.
Применение в практике центральных банков селективных методов
воздействия на деятельность коммерческих банков типично для
экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в
условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также
провести в зависимости от объекта воздействия. Это - методы денежно-
кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное
предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.
Под предложением денег (денежным предложением) понимается денежная
масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих
денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения
зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной
политики конкретной страны.
Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на
неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая
рестрикционная политика преимущественно методами количественных
ограничений.
Если целью денежно-кредитной политики государства является
поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования или,
наоборот, сдерживания инвестиций, то такая денежно-кредитная политика
называется гибкой.
В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного
предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от
изменения ставки процента.
Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из
спроса на деньги как средство обращения и спроса на деньги как средство
сохранения стоимости.
Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем
номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в
обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем
больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках
национальной экономики. С определенным упрощением можно сказать, что
операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента.
Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины
номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку при
владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих
владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные)
издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг.
Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и
облигации зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже
курс ценных бумаг и больше спрос на них, тем ниже спрос на наличные
деньги (ниже спекулятивный спрос) и наоборот.
Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки
процента и объема номинального валового национального продукта (ВНП).
В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и
денежного предложения, могут меняться методы денежно-кредитной
политики (жесткая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной
политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в
обращении и процентной ставки).
Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями, и он
нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно "сгладить"
эти изменения. В случае циклического "перегрева" экономики допускается
повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет
снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада
следует добиться снижения нормы процента и тем самым повысить деловую
активность за счет увеличения инвестиционного спроса.
Если же сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то
любое увеличение денежного предложения будет "раскручивать"
инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики в этом случае
будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на
определенном фиксированном уровне.
Выбор методов денежно-кредитной политики зависит от того, что является
приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка
или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов
денежно-кредитной политики зависит от того, что "сильнее" воздействует на
экономику - спрос на деньги или их предложение, а фактически - процентная
ставка или количество денег.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми
финансовыми рынками центральные банки, по крайней мере, в
краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области
процентных ставок, а не объема денежной массы.
Список использованной литературы:
1. Сутягина Е.В. Особенности денежно-кредитной политики банка России
на современном этапе Выпускная квалификационная работа магистра.
Рукопись. Екатеринбург. 2018. 131 с.
2. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция). 10 июля
2002 года N 86-ФЗ. Российская федерация. Федеральный закон. О
центральном банке российской федерации (банке России). Принят
Государственной Думой.
Электронные ресурсы:
1. Нургалиев И.Р., Башкан Е.А. Денежно-кредитная политика России //
Вестник СамГУ. 2014. №8 (119). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/denezhno-kreditnaya-politika-rossii [Дата
обращения: 10.10.2021]
2. Семенов С.К. О классификации методов денежно-кредитной политики
// Финансы и кредит. 2005. №27 (195). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-klassifikatsii-metodov-denezhno-
kreditnoy-politiki [Дата обращения: 10.10.2021].
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!