это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3618304
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
1. Понятие религии………………………………………………….…3-4 стр.
2. Концепции религии…………………………………………………...5 стр.
3. Функции и роль религии в жизни общества……………………....6-8 стр.
4. Заключение…………………………………………………………….9 стр.
5. Список использованных источников и литературы……………...10 стр.
Понятие религии
Слово « религия» происходит от латинского «благочестие», «святыня».
Религия основывается на вере и соответствующих действиях (культах).
Религия - это особое мироощущение, соответствующее поведение и
специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное и
священное. Религия - один из социально-исторических типов мировоззрения.
Религия является одной из основных форм духовной культуры человечества.
Она тесно связана с другими ее основными формами - такими как
мифология, философия, искусство.
Религия - способ существования и преодоления человеческого
самоотчуждения. Главные аспекты действительного отчуждения: а)
отчуждение продукта труда от производителя; б) отчуждение труда; в)
отчуждение государства, представляющего общий интерес, от отдельных и
групповых интересов, бюрократизация; г) отчуждение человека от природы;
д) опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсонализация
связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей, социальная
дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от человека, изоляция и
атоми-зация; з) внутреннее самоотчуждение личности -утрата «Я», апатия,
неосмысленность существования, низкая самооценка и неуверенность в
собственной позиции и т.д. В религии находят отражение указанные аспекты
действительного отчуждения, она воспроизводит их в духовной форме,
представляет собой «священный образ человеческого самоотчуждения». Не
религия «ответственна» за развертывание отношений отчуждения в
различных областях общественной жизни, наоборот - эти отношения
обусловливают различные виды духовного освоения мира в отчужденных
формах, в том числе в форме религии. Саморазорванность,
самопротиворечивость, превратность мира объясняют соответствующую
представленность его в религии. В ней воспроизводится «превращение»
собственных сил человека в чуждые ему силы, совершаются «оборачивание»,
«перестановка», «принятие одного за другое»; происходит удвоение мира,
результаты духовной деятельности отделяются от человека и
противопоставляются ему самому, создается представление о другом,
отличном от действительного, «мире», который населяется
самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью. Над
человеком начинает господствовать и продукт его собственного ума,
господство мыслей духовных образований и их объективированных форм
дополняет действительные отношения отчуждения.
Однако освоение мира в религии не сводится только к
воспроизведению этих отношений - она выступает также в качестве способа
преодоления самоотчуждения человека. Потребность в освобождении от
власти чуждых сил ищет своего удовлетворения в идеях и ритуалах
очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отпадения от Бога,
обретения потерянного рая, утешения и т.д. Религия смягчает последствия
действительного отчуждения и посредством перераспределения
общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев общества,
благотворительности и милосердия, объединения разобщенных индивидов в
общине, развития межличностного общения в религиозной группе и т.д.
Религия представляет собой отражение действительности, она
находится в сложных взаимодействиях с «внешней средой», запечатлевает и
воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека. Если
религия - это отражение, то в ней содержится соответствующая информация
об отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перерабатывает
и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в «мире».
Концепции религии
Выделяют различные концепции религии: духовно-теологическую,
культурно-социологическую, психологическую, подчеркивая соответственно
духовную, социальную и психологическую составляющую религии.
1) Суть теологической (богословской) концепции религии сводится к
самообнаружению Бога в мире и связи человека с ним. В рамках этой
концепции постулируется существование сверхъестественного существа —
Бога, который порождает материю, растительный и животный миры,
человека, понимаемого как венец творения и как существо, наделенное
непреодолимым стремлением к слиянию с Богом. Но только стремления
человека для слияния с Божеством недостаточно, необходимы усилия со
стороны последнего. Таким образом устанавливается связь между человеком
и Богом, которая и называется религией.
2) Философско-теологическая концепция религии (или просто философская)
по своей сути мало чем отличается от теологической. Просто эта суть
завуалирована более сложной терминологией и более сложной
аргументацией. Понятие Бог заменяется понятиями Трансцендентное,
Абсолют, Абсолютная идея, Универсальная воля и др. Эти понятия могут
наполняться пантеистическим и деистическим содержанием, но так или
иначе духовное начало объявляется причиной существования и развития
мира, а также причиной существования религии. Несмотря на
мировоззренческую общность этих концепций религии, между ними
существует и некоторое различие
3) Психологическая концепция религии в качестве ее основного элемента
рассматривает мистический индивидуальный религиозный опыт или
коллективную групповую религиозную практику. Одним из основателей и
главных представителей этой концепции считается американский психолог и
философ-прагматист У. Джемс. Свою философию Джемс характеризовал как
«радикальный эмпиризм», провозглашающий единственной реальностью
непосредственный чувственный опыт индивида. Давая эмпирическую
трактовку религиозного опыта, он отвергал традиционный теистический
дуализм Творца и творения и основанную на нем теологическую концепцию.
Поэтому подчеркивая важность и значение «индивидуального религиозного
опыта», религиозные философы и теологи признают существование и
«Божественного Абсолюта», который, в конечном счете, объявляется
единственным гарантом существования религии.
Функции и роль религии в жизни общества
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в
обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны.
Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммарный
результат, последствия выполнения ею функций.
Функции религии. Выделяется несколько функций религии:
мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная,
интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая,
легитимирующе-разлегитимирующая.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, прежде
всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество,
природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и
отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в
ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или
отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение
задает "предельные" критерии, Абсолюты, с точки зрения которых
осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и
смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет
возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченности,
поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление
от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет
ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перестройки
сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное
угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство
превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная
благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов
смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются
братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг
другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в
религиозной группе. Важное значение имеет психологический аспект
компенсации - снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное
наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс
приводится в движение с помощью иллюзии.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных
идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев,
институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями,
сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое
значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов
(многочисленных примеров для подражаний), контроля (слежения за
реализацией предписаний), поощрений и наказаний ("воздаяний"
действительных и обещаемых в посмертном существовании).
Религия, являясь составной частью культуры, выполняет
культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию
определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства,
обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры,
осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение
некоторых общественных порядков, институтов (государственных,
политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как должных или,
наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает
высшее требование - максиму (лат. Maxima – высший принцип), в
соответствии с которой дается оценка определенных явлений и формируется
определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и
непреложный характер.
Принципы анализа роли религии. Результат, последствия выполнения
религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают
разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых
помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в
определенных условиях места и времени.
1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она
оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной
жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды,
деятельность, отношения, институты, придает им «ореол Святости» или
объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле»,
«греховными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный
фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные
отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих
индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение"
религиозных отношений на другие общественные отношения.
2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место
не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов
сакрализации (лат. sacer - священный) и секуляризации (позднелат. saecularis
- мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу
религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального
сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост
влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни.
Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на
общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности
религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения,
отношений и институтов, "вхождения" религиозных индивидов и
организаций в различные внерелигиозные сферы жизни. Указанные
процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах
разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и
регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-
политических и культурных ситуациях.
3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы, на
индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных,
региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных
направлений и конфессии. Как мы увидим далее, в их вероучении, культе,
организации, этике имеются специфические черты, которые находят
выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении
последователей в различных областях общественной и личной жизни,
накладывают печать на «человека экономического», «человека
политического», "человека морального", «человека художественного».
Неодинаковой была система мотивации, а потому и направленность и
эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве,
исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и других
религиозных направлениях. По-разному включались в межэтнические,
межнациональные отношения родоплеменные, народностно-национальные
(индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм,
христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные
отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина,
мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии.
По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные
образы в соприкосновении с теми или иными религиями.
Согласно основной классификации религий различают:
мировые религии
национальные (религия отдельного народа)
архаические (умершие религии)
Согласно другой популярной классификации религии делят на
политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в
одного Бога-творца всего сущего).
Мировых религий всего три:
Буддизм (самая древняя из мировых религий)
Христианство
Ислам (самая поздняя)
Отдельно выделяются авраамические религии. К ним относят иудаизм,
христианство и ислам. Эти религии объединяет представление о том, что
библейский Авраам стал первым человеком, уверовавшим в Бога. Для всех
трёх перечисленных религий Авраам является родоначальником.
Заключение
В заключение следует подчеркнуть, религия — определенная система
взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя
свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и
объединение людей в организации. А также религия - форма мировоззрения,
основанная на вере в сверхъестественное.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
сделать технологические карты по этим предметам
Отчет по практике, Математика, русского ,окружающего ,литературы,изо,технологий
Срок сдачи к 25 дек.
нужны дневники без дат
Отчет по практике, дневник учебной практики и дневник производственной практики, педагогика
Срок сдачи к 23 дек.
1. Главные цели и задачи социально-экономического развития до 2030...
Презентация, региональное управление
Срок сдачи к 22 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02532
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 24 дек.
Онлайн-помощь по дискретной математике. С-02533
Онлайн-помощь, Дискретная математика
Срок сдачи к 23 дек.
Написать план воспитателя для детей среднего возраста на январь 2025. Детский сад . Не коррекционный .
Другое, План, педагогика
Срок сдачи к 25 янв.
1. Найти решение задачи графическим методом.
Контрольная, теория оптимизации, физика, механика
Срок сдачи к 22 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!