это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3636317
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность. В соответствии с требованиями, предъявленными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на решение следующих задач: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Каждая из этих задач имеет высокий уровень важности в развитие ребенка. В дошкольном возрасте, когда ребенок в процессе познания мира, важно работать над обогащение активного словаря. Активный словарь это не только понимание слова, но и употребление его в общение со сверстниками и взрослыми. Словарная работа имеет ключевое значение в системе работы по реализации образовательной области «Речевое развитие», так как богатство словарного состава речи ребенка является необходимым условием для воспитания звуковой стороны речи, освоения грамматического строя, развития связной речи.Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.Развитие речи детей дошкольного возраста привлекало внимание многих известных ученых в области дошкольной педагогике, которые внесли большой вклад в формирование методике развития активного словаря, таких как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, В.И. Яшина, М.М. Алексеева и другие. Алексеева М.М. и Яшина В.И. считают, что период младшего дошкольного возраста, является периодом наибольшего увеличения активного словарного запаса. [1]Объект – процесс развития активного словаря детей младшего дошкольного возрастаПредмет – условия развития активного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметамиЦель – выявить условия развития активного словаря детей младшего дошкольного возрастаЗадачи: 1. Изучить психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста;2. Исследовать проблему развития активного словаря детей в психолого- педагогической литературе;3. Проанализировать задачи и содержание работы по развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста в программах ДОО Практическая значимость данной работы заключается в систематизации знаний по теме исследования и могут быть использованы для дальнейшего развития данной темы.Глава 1. Теоретические основы развития активного словаря детей младшего дошкольного возраста 1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возрастаДошкольный возраст заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями и является основополагающим в развитии человека. В становлении личности дошкольное детство играет решающую роль, так как определяет ход ее формирования на дальнейших жизненных этапах.Знание возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, является необходимым условием правильной организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.Младший дошкольный возраст – это начальный период дошкольного детства. Он является важным период в развитии ребенка, так как в это время происходит переход малыша к новым отношениям с окружающими, как со взрослыми, так и сверстниками, существенно меняется содержание и характер деятельности ребёнка. Предпосылки для создания новой социальной ситуации развития обусловлены отделением ребенка от взрослого.В возрасте трех лет, ребенок начинает осознавать свое «Я». Происходит перестройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей. Ребенок постигает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности [9].Активность ребенка повышается, усиливается ее целенаправленность, движения становятся более разнообразными и координированными. «Становление личности ребенка определяет потребность в общении со сверстниками и взрослыми. На основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью развертывается общение со взрослыми. Дети данного возраста задают тысячи вопросов. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Ведущим средством общения выступает речь. Данная форма сотрудничества получило название познавательного общение»[8, с. 83]Восприятие детей младшего дошкольного возраста Л.А. Венгер характеризует следующим образом: «к началу дошкольного детства ребенок уже имеет некоторый запас представлений о внешних свойствах предметов – их форме, величине, цвете и использует эти представления а действиях восприятия, не учитывают свойства предметов или учитывают их неправильно. Бедность и расплывчатость представлений о свойствах предметов сопровождается и недостаточным овладением способами их использования при восприятии предметов. Восприятие детей еще слабо организованно. Трехлетние дети еще не владеют умением последовательно знакомиться с предметами при помощи восприятия» [5, с. 201]Доктор психологических наук Л.А. Венгер полагает, что «воображение и память носят непроизвольный пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой специальной задачи запомнить или вообразить, представить себе что-то и не владеет необходимыми для этого действиями. Образы памяти и воображения возникают в ходе игры, рисования, конструирования, слушания рассказов и сказок как дополнительный результат выполняемых ребенком действий восприятия и мышления» [5, с. 207].Совместная со взрослым деятельность приобретает внеситуативно познавательную форму общения. Познавательный мотив становится основным, дети задают взрослым большое количество вопросов по различным, интересующим ребенка темам. Взрослый выступает для ребенка в качестве эрудита, который способен разрешить сомнения ребенка, сообщить необходимые сведения и информацию. Основу данной формы общения составляет потребность ребенка в уважении. Дети реагируют с восторгом на похвалы и одобрения и отказываются мириться с замечаниями и упреками со стороны взрослого, воспринимают их как личную обиду, которая выражается в спорах , плаче, отказе от общения. Значимым условием развития мышления и познавательных интересов дошкольника выступает вне ситуативно-познавательная форма общения, за счет вне стуативно-познавательного общения расширяются границы познания, ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, появляется возможность узнать о взаимосвязи явлений [13].А.К. Болотова в своей работе отмечает: «Основной коммуникативной потребностью во взаимоотношениях со сверстниками выступает потребность во внимании и в соучастии, а также потребность самовыражения выступает основной коммуникативной потребностью во взаимоотношениях со сверстниками. Взаимодействие, совместные игры носят чисто внешний характер. Ребенку нужно и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям, поддерживал и усиливал общее веселье. От конкретной обстановки и от практических действий партнера полностью зависит общение целиком ребенка. В сверстнике дети не замечают его самого (его действия, желания, эмоциональные состояния), воспринимая лишь внимание к себе. Характерно, что привлекательный предмет может разрушить взаимодействие детей: они сразу переключают внимание со сверстника на предмет. Играть вместе с общей игрушкой они не умеют, поэтому привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов» [2, с 164].Действия ребенка в данном возрасте начинают приобретают целенаправленный характер, то одно из наиболее важных достижений этого возраста. Ведущим видом деятельности в том возрасте является предметно-действенное сотрудничество. У детей обнаруживается способность действовать в соответствии с намеченной целью в различных видах деятельности и в повседневном поведении. Но в связи с неустойчивостью внимания, несформированности произвольности поведения дети быстро отвлекаются и оставляют одно занятие ради другого.Во взаимодействиях со взрослым последний выступает для ребенка как носитель определённой общественной функции, гарант психологического комфорта и защищенности. Важность этого взаимодействия проявляется в развитии нового игрового сюжета и обусловлено желанием ребенка выполнять функцию взрослого. В игре ребенка появляется способность подчинять свое поведение определенной роли. Ребенок испытывает неподдельный интерес к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, стремится к освоению этого мира. Индивидуальные игры и игры рядом уходят на второй план, начинают преобладать совместные игры детей. Выявляются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию [12].Со свойствами предметов ребенок знакомится в познавательной, игровой и изобразительной деятельности, развиваются его воображение, восприятие, мышление. Дети способны принимать во внимание свойства предметов и воспринимать некоторые общепринятые представления об этих свойствах – сенсорные эталоны. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – мышления, внимания, памяти, а также потребность в эмоциональном комфорте. Ведущим становится ситуативно-деловой тип общения. Ребёнка привлекает взрослый в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Для исполнения этой роли сверстник пока мало пригоден, поскольку ещё не вполне владеет, с ним речью трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.Ребенок воспринимает несущественные признаки предмета в качестве основных. Запорожец фиксирует эту особенность детского зрительного восприятия: «Не только все младшие (3—5 лет), но и значительная часть старших детей (5—7 лет) ограничиваются очень беглым осмотром экспонируемого объекта, так что складывающийся у них образ носит весьма неполный, фрагментарный характер. При таком способе ознакомления дети довольно успешно узнают предмет по 1—2 типичным признакам, но не могут воспроизвести его в рисунке или аппликации, так как изображение требует более высокого уровня организации перцептивных процессов, более полного и детализированного сенсорного образа. [14]Усвоение сенсорных эталонов значительно расширяет сферу познания ребенка. Сформированные в раннем детстве представления о свойствах предметов начинают играть роль образцов, с которыми он сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфический характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта.В процессе развития восприятия мы можем выделить три этапа.1. Работа с эталонами — в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук.2. Практические действия с воспринимаемыми предметами — ведут к перестройке процесса восприятия.3. Внешнее восприятие предмета превращается в умственное (внутреннее) — развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.[14]Мышление детей этого возраста конкретно, образно. Характерной чертой является высокая эмоциональность восприятия. Внимание ребенка, прежде всего, привлекают предметы с ярко выделяющимися внешними признаками. Все звучащее, ярко окрашенное, необычное по форме, размерам, двигающееся, особо интересует детей, оставляет наиболее глубокий след в их сознании. Но за этими бросающимися в глаза признаками ребенок часто не видит главное. Внимание детей младшего дошкольного возраста непроизвольно, они могут заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится до 20 минут достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается. В младшем дошкольном возрасте закладываются основы мыслительной деятельности, развивается память. Детям 3-4 лет свойственна непосредственная, не произвольная память с яркой эмоциональной окрашенностью. В этом возрасте дети уже могут запомнить 4-5 слов и 5-6 названий предметов по просьбе взрослого. К концу младшего дошкольного возраста проявляется способность запоминания значительных отрывков из любимых произведений [4]. Словарь ребенка дошкольного возраста значительно увеличивается за счёт включения его во внеcитуативно-познавательную и внеcитуативно-личноcтную форму общения со взрослым и тесное взаимодействие со сверстниками. Взрослый для ребенка есть эрудит, человек, который должен отвечать на его вопросы, поэтому потребность в расширении словаря происходит перманентно. Набирающая популярность сверстнику и появление сюжетно-ролевой игры также обусловливает развитие словарного состава в речи дошкольника.К четырем годам ребенок осваивает до 1900 слов, к пяти — до 2—5 тыс., а к шести-семи годам — до 3,5—4 тыс. В словаре дошкольника в основном присутствуют существительные и глаголы, прилагательных значительно меньше. Е. А. Аркин показал соотношение разных существительных в речи детей четырех лет: жилище — 15,2%, пища — 9,6, одежда — 8,8, животные — 8,8, растения — 6,6, городской быт — 5,1, части тела — 4,7, профессия, техника и инструменты — 4,6, неживая природа — 3,3, время — 3,4, социальные явления — 3,3, родовые понятия — 1, геометрические фигуры — 0,9, абстрактные слова — 0,7%/ [14].Речь сопровождает все практические действия детей, но она еще не выполняет планирующей функции. В игре начинает развиваться воображение. Ребенок, действуя с одним предметом, представляет на его месте другой: палочка – градусник, ложка; стул – машина для путешествий. Основными психическими новообразованиями возраста являются возникновение речи и наглядно-действенное мышление [5]. Специалист по речи О.И. Богуславская отмечает «спонтанная инициативная речь более сложна построена, чем при ответах на вопросы взрослого. В центре внимания ребенка он сам, его деятельность, отношения с близкими людьми, с мамой. Порядок слов нестандартен. Речь очень экспрессивна, динамична, энергична. Для речи трех-, четырехлетних детей характерна фразовая речь, состоящая из коротких простых предложений. В основе предложения лежит структурная схема, в соответствии с которой выражаются главные члены предложений, а так же происходит распространение высказывания за счет определений, дополнений, обстоятельств [4].В младшем дошкольном возрасте «совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые пред эталоны (громко – тихо; высоко – низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию)» [9]. Таким образом, на данном этапе психического развития ребенка обнаруживаются возможности для изменения условий и характера обучения. Формы организации и обучения детей, основанные на подражании, сменяются формами организации самостоятельных действий ребенка. Появляется возможность в игровой форме направлять действия детей на выполнение заданий. 1.2. Методика развития активного словаря детей младшего дошкольного возрастаТихеева, Е. И. считает: " При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове.Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова — второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.Но по мере развития ребенка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается. Мысль, вырываясь из сферы чувственных восприятий, нуждается в более широком поле для своего развития, в большем просторе для суждения. Путь опыта становится слишком длинным и неудобным для переработки многочисленных, все осложняющихся восприятий." [16]Многие достояния культурной жизни людей не могут быть изучены путем опыта и личного наблюдения. Тогда слово перестает быть лишь средством к осмыслению материала, приобретаемого наглядностью. Око служит возникновению новых представлений, чувств человека. Жизнь, захватывая все новые русла, расширяясь, отражаясь на развитии мысли ребенка, выдвигает и новые, более разнообразные пути для развития его речи.Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. [16]Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.Весь уклад жизни детского сада способствует развитию речи детей.Работа по обогащению знаний и представлений дошкольников во всех сферах их деятельности (игровой, бытовой, образовательной – занятия изобразительной деятельностью, музыкальные, по формированию элементарных математических представлений и т. п.) и развитию речи неразрывно связаны.Своевременно усвоенная дошкольниками точная терминология, опирающаяся на конкретные представления, значительно повышает уровень их речевого развития, совершенствует культуру речевого общения.Гербова В,В. выделяет следующие приемы словарной работы во второй младшей группе:• рассматривание предмета, установление его назначения; сообщение детям названия предмета, показ характерных действий с ним;• называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос)характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка);• использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка;• сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху). Например, педагог показывает лист фикуса и говорит: «Посмотрите, какие большие листья у фикуса. Мне кажется, что они больше Андрюшиной ладошки. Проверим? И даже больше моей ладони!»;• многократное повторение ребенком нового слова: вслед за воспитателем; при ответе на вопрос воспитателя; при заучивании рифмовки и т. п. [8]Во второй младшей группе планируются дидактические игры на группировку знакомых детям предметов: посуды, одежды, игрушек, мебели, овощей. Младшие дошкольники осваивают и учатся использовать в своей речи обобщающие слова, называть конкретные предметы, входящие в группу, и указывать на признак, позволяющий объединить те или иные объекты, разные по названию и внешнему виду.В ходе работы с детьми обычно используется следующая последовательность. Сначала воспитатель, используя подходящий момент, показывает группу предметов, объясняет, как и почему их можно назвать одним словом. Далее уточняет, конкретизирует и обогащает представления детей о предметах, входящих в данную группу, проводит упражнения по активизации словаря и, наконец, предлагает задания на группировку предметов. Полученные знания закрепляются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Многие занятия, особенно в первой половине года заканчиваются дидактической игрой «Не ошибись!», которая проводится следующим образом. Воспитатель подходит к ребенку и просит выполнить задание: «Груша, яблоко, апельсин – это…(фрукты)»,«Назови любой овощ… (любой предмет посуды)» и т. п.За правильный ответ ребенок получает награду – какой-нибудь мелкий предмет: елочку, фишку, орешек, камешек, желудь и т. п.Сначала педагог ждет пока ребенок ответит на вопрос, но во второй половине года, приучая детей работать в определенном темпе, он отводит на ответ определенное время (например, негромко вместе с детьми считает до пяти (позже – до трех)).Вне занятий эти упражнения проводятся во время игр с мячом (ребенок должен поймать мяч, и пока дети считают до пяти (или до трех), ответить на вопрос).Уточняя пространственные представления детей, нужно помочь им освоить такие понятия, как рядом, за мной, передо мной, цели могут служить дидактическая игра «Что изменилось» и различные дидактические упражнения. Например, педагог говорит детям:«Очень быстро вы сегодня поставили стулья и приготовились слушать. Кто же с кем сегодня сидит? Олечка, кто сидит рядом с тобой? Кто слева? Справа? Сзади? Впереди?» .Осваивая цвет, младшие дошкольники испытывают определенные трудности. Они путают синий и зеленый цвета, ошибаются в определении оттенков и т. п. В процессе наблюдений, рассматривания игрушек, картинок, одежды следует уточнять и активизировать в речи детей названия цветов. В настоящем пособии приводится пример подобного занятия – «У матрешки – новоселье».Одна из сложных программных задач – научить детей употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа именительного и родительного падежей. Для ее решения богатые возможности предоставляют бытовые процессы. Например: «Итак, вы оделись, – говорит детям педагог. – Посмотрите, каких предметов одежды сегодня больше всего? (Шуб, курток, комбинезонов, шапок, шарфов, варежек…)что одно?(Мое пальто) Одна? (Олина дубленка.) Одни? (Димины перчатки.)». [8]Как отмечает В.И. Логинова, содержание словарной работы в разных возрастных группах на протяжении всего дошкольного детства усложняется в трёх направлениях [11]:- первое, расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;- второе, усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;- третье, введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.Для речи ребенка четвертого года жизни характерно постепенное усложнение предложений, которое идет в двух направлениях: в предложениях увеличивается количество слов и усложняется их содержание. В основе этого процесса лежит рост активного словаря. Для того чтобы ребенок мог выразить мысль в виде предложения, маленького рассказа, его надо учить наблюдать, выделять главное в предметах и явлениях, устанавливать между ними временные и причинно-следственные отношения. Однако задача уяснить причинно-временные зависимости и выразить их в своей речи для младшего дошкольника представляет значительные трудности. Это обязывает воспитателя при каждом удобном случае (в быту, во время наблюдений, на занятиях: при рассматривании предметов, картин, бесед по прочитанному произведению) уточнять с детьми время действия, его причины, подсказывать им соответствующие ситуации слова и фразы. Вопросы «Зачем?», «Почему?», «Когда?», «Как?», которые задает воспитатель, требуют от ребенка развернутого высказывания. Иногда оно обретает форму сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. При этом малыши часто опускают союзы, нарушают согласование, но образец педагога подсказывает им, как лучше построить фразу. Дети не только воспринимают на слух новую синтаксическую конструкцию, но и повторяют ее, обогащая таким образом свою речь. Особенно важно, чтобы малыши слышали сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, как : они легче усваиваются детьми, чем сложные предложения других видов.Детям 3–4 лет свойственно характеризовать ситуацию путем перечисления наблюдаемых объектов или их деталей (частей). (У петушка клюв, ноги, крылышки и гребешок) тенденция чрезвычайно важна для развития умения пользоваться предложениями с однородными членами.Соответствующая работа проводится и на занятиях, например, при рассматривании картины («У детей много игрушек: курочки, формочки, флажки, машина), вне занятий, например, во время игры с пирамидками(«Кольца на пирамидке разных цветов: желтые, синие, красные, зеленые»).Виды работы, которые можно использовать для обогащения речи детей разнообразными синтаксическими конструкциями, в том числе и сложными:• рассказ ребенка об увиденном (в парке, на прогулке) и т. п.;• договаривание предложения, взятого из знакомого художественного произведения или рассказа, составленного педагогом («Очень мамочку люблю, потому что она…»). Это могут быть сложносочиненные или сложноподчиненные предложения с союзамчитобы, как, потому что; предложения с прямой речью, однородными членами («Толкнула она дверь, дверь и открылась» (сказка «Маша и медведь»); «Я коза-дереза, черные глаза, кривая нога, острые рога» (сказка «Коза-дереза»));• рассматривание сюжетных картин. Ориентируясь на наглядную ситуацию, ребенку легче охарактеризовать место действия (в песочнице, на горке), время (летом, в солнечный денек), установить причинно-следственные отношения (чтобы играть с песком, Таня взяла формочки и совок; бодаться козлята не могут: рожки еще не выросли). [8]О.И. Соловьева отмечает, что работа по развитию словаря проводится в различных формах [15]:Фронтальные – специальные занятия по развитию словаря, игровая деятельность, театрализованная деятельность, отдельные разделы работы по развитию словаря включаются в содержание занятий по родному языку и музыкальные занятия (слушание музыки, пение);Групповые – дополнительная работа по развитию словаря вне занятий (чтение художественной литературы, различные игры, упражнения в игровой форме, режимные моменты и др.).Индивидуальные занятия с детьми.А.М. Бородич выделяет следующие методы развития словаря дошкольников [3]:– дидактические игры;– подвижные или хороводные игры с текстом;– сюжетные игры;– упражнения с включением художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку);– метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, разучивание потешек, песенок.);– занятия по пересказу, заучиванию стихотворений и т.п.В.В. Гербова выделяет следующие приёмы словарной работы [8]:Показ и название нового предмета (и его признаков) и действий:– пояснение, помогающее понять сущность предмета,– проговаривание нового слова хором и индивидуально,– включение данного слова в знакомый ребенку контекст,– проведение различных упражнений на закрепление его правильного произношения и употребления.Объяснение происхождения данного слово (кровать – мебель, на которой спят и т.д.)Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный слон – очень большой слон, тот, который выше всех других слонов).Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это лента широкая или узкая?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Все задаваемые вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.Распространение предложений путем введения обстоятельств и причины, следствия, условия и цели.Составление предложений по опорным словам.Таким образом, методика работы по развитию словаря дошкольников направлена на обогащение словаря новыми словами, закрепление и уточнение словаря, активизацию словаря и устранение из речи детей нелитературных слов. В данной работе используются разнообразные формы, методы и средства. Основными приёмами словарной работы являются: показ и название нового предмета; объяснение происхождения данного слова; употребление расширенного значения уже известных словосочетаний, постановка разных по форме вопросов; подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; распространение предложений путем введения обстоятельств и причины, следствия, условия и цели и составление предложений по опорным словам.1.3. Задачи и содержание работы по развитию активного словаря детей в программах ДООПрограммы дошкольного образования служат основой для организации образовательного процесса. Содержание словарной работы определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования реализуемой в дошкольной образовательной организации и связано со всей воспитательно-образовательной работой. Анализ программ дошкольного образования позволяет определить содержание словарной работы на каждом возрастном этапе дошкольного детства.Программа «Детство» Авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.Программа разработана на основе и в соответствии с ФГОС ДО и ориентирована на обучение и воспитание детей от двух месяцев до семи лет. Авторы программы «Детство» следующим образом определяют ее цель: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного применения в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру [9, с. 5].В данной программе одной из задач образовательной области «Речевое развитие» детей 3-4 лет является: обогащение словаря детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектов природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях [9, с 104].Содержание раздела по формированию словаря детей 3-4 лет подразумевает «использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья) названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши. Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.» [9, с 104].Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Программа нацелена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника [13].В данной программе одним из компонентов образовательной области «Речевое развитие» в дошкольном возрасте является обогащение словаря. Содержание психолого-педагогической работы направленной на формирование словаря в младшем дошкольном возраст включает в себя следующие задачи: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет – скамеечка, шуба – пальто – дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты [13, с. 93].Комплексная примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки». Авторы: Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.Целью программы «Истоки» является: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности [10, с. 4].Одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является: накопление словарного запаса, обогащение речи смысловым содержанием [10, с. 59].Содержание образовательной работы по накоплению словарного запаса и обогащению речи смысловым содержанием включает реализацию ряда задач. Педагог обогащает словарь ребенка в связи с расширением ориентировки в окружающем (ознакомление с предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни, в основном с праздниками); пополняет словарь словами, к разным частям речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями), обобщающими словами (игрушки, животные, овощи); активизирует использование антонимов – слов с противоположным значением (большой – маленький, хороший – плохой, далеко – близко) в разных видах детской деятельности; активизирует в речи глаголы, использование которых организует синтаксическую структуру предложения и создает основу для порождения коротких текстов повествовательного характера [10, с. 60].Проанализировав программы дошкольного образования, мы можем сделать следующие выводы: задача по формированию словаря является одной из важнейших в речевом развитии детей дошкольного возраста. Формирование словаря осуществляется в процессе расширения представлений и ознакомления с предметами ближайшего окружения, их свойствами, признаками и способами действий в различных видах деятельности. Развитие словаря направлено на активизацию в речи слов различных частей речи и на развитие следующих умений: уметь определять и использовать в речи слова-предметы (существительные); слова-признаки предметов (прилагательные); слова-действия (глаголы), обобщающие слова, парные противоположные признаки предметов.ЗаключениеСвоевременное и полноценное освоение речи считается важным первоначальным условием формирования у ребенка полноценной психики и последующего правильного ее развития. Своевременное – следовательно, начатое с первых же дней после появления на свет ребенка. Полноценное овладение речью – значит достаточное по объему языкового материала. В дошкольном возрасте ребенок обязан освоить такой словарь, который позволил бы ему взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, благополучно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.Дошкольный возраст – это период интенсивного освоения ребенком разговорного стиля языка, развития и формирования всех сторон речи: фонетической, лексической,грамматической. Невозможно выделить главенствующую задачу речевого развития ребенка в этот период. Развитие единиц всех уровней языка и речи одинаково важно. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка является одним из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.Наша работа была ориентирована выявить условия развития активного словаря детей младшего дошкольного возраста.В связи с поставленной целью в первой главе нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, проанализированы особенности формирования активного словаря младших дошкольников.Наше исследование было направлено на решение следующих задач:1. Изучить психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста;2. Исследовать проблему развития активного словаря детей в психолого- педагогической литературе;3. Проанализировать задачи и содержание работы по развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста в программах ДОО.В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводится работа по развитию правильной устной речи. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация активного и пассивного словарного запаса (при использовании различных методов и приемов работы).При написании работы было использовано 16 литературных источников 11 из них основные.Список литературыАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Болотова О.К., Молчанова О.М Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. 526 с.Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2001. – 255 с.Ванюхина Н.Б. Возрастная психология: пособие в 2-х кн. Кн. 2. Казань: Познание, 2008. 292 с.Венгер Л.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1998. 489 с.Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. М.: Просвещение , 2006. 191с.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 104 с.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Соловцева и др. СПб: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] /В. И. Логинова; под ред. Ф. А. Сохина.– М. : Просвещение, 1979. – 223 с.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип изд. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 456 с.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), испр. и доп.М.: Мозаика-Синтез, 2019. 336 с.Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 240 с. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя ДОУ / О.И. Соловьева. – М.: Просвещение, 1996. – 175сТихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 161 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!