это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3641947
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы курсовой работы. В современном мире человек вынужден учиться в течение всей своей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых читательских компетентностей. Уровни овладения учащимися ключевыми компетентностями определяются благодаря качеству образования по чтению в начальной школе. Под ключевыми компетентностями в ФГОС понимается способность к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).Сегодня школа ориентирована на выявление, познание общих закономерностей читательской деятельности учащихся, что обеспечивает формирование личности ребёнка через творчески организованную учебную деятельность на уроках литературного чтения. Одним из путей формирования личности школьника является развитие школьника как сознательного читателя, владеющего навыками осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, адекватно воспринимающего художественные тексты разных жанров и умеющего вести диалог с писателем. Многогранность восприятия художественной литературы не вызывает сомнений. Формирование читателя связано со способностью правильно воспринимать художественное произведение. Всесторонняя работа с текстами различных литературных жанров заложена в Федеральных государственных стандартах, где акцент делается на полноценное восприятие школьниками того или иного художественного текста, понимание содержания произведения, активизацию интеллектуальной и эмоционально-эстетической стороны читателя. Литературное развитие у обучающихся в школе рассматривается в качестве трехкомпонентного процесса, включающего следующие компоненты: совершенствование читательской деятельности, подразумевающее формирование у детей умений полноценно воспринимать художественное произведение, определять и оценивать собственное отношение к прочитанному; развитие у школьников способности адекватно выражать собственные мысли посредством слова; формирование культуры чтение и расширение читательского кругозора.Объектом исследования в курсовой работе являются учащиеся школа № 90 г. Тольятти.Предметом – особенности восприятия школьниками разного возраста произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Целью в курсовой работе является – теоретическое и практическое рассмотрение особенностей восприятия литературных произведений.На основании цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятие, сущность и основные характеристик восприятия;Изучить особенности восприятия детьми разного возраста художественных произведений;Дать характеристику содержанию работы с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;Рассмотреть основные особенностей восприятия школьников литературного произведения. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВДЕНИЙПонятие, сущность и основные характеристик восприятияПонятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Вместе с тем, данные вопросы остаются актуальными и востребованными и в настоящее время [20, c. 197]. Наша жизнь – это процесс постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. Человек воспринимает и познает окружающий мир с помощью осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения. Однако значение их далеко не одинаково. В настоящее время в психолого-педагогической литературе существуют разные варианты определения понятия «восприятие» [19, с. 103]:отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств; целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств; психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта; психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Несмотря на некоторые различия, во всех определениях можно заметить, что восприятие рассматривается исследователями в качестве результата деятельности системы анализаторов, возникающего на основе ощущений. Это активный процесс предметного усвоения и отражения окружающей действительности. Особенности многомерной иерархии данного системного образования обусловлены включением в процесс ощущений, в определенной мере процессов внимания, мышления, памяти, а иногда эмоциональных и других компонентов. Продуктом восприятия является образ предмета. Образ восприятия – это всегда целостный образ предмета, он весьма субъективен, это не копия или фотография действительности. В образ восприятия многое привносится личным сознанием, опытом человека (30-80%). Восприятие включает прошлый опыт личности в виде представлений и знаний. Если ощущение – это автоматически осуществляемый процесс, то восприятие – процесс целенаправленный, сознательно предпринимаемый человеком, связанный с деятельностью [22, c. 117]. По мнению Л. Д. Столяренко «восприятие ‒ психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств»[9, 139]. С. Л. Рубинштейн характеризует восприятие как «чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующее на наши органы чувств»[7, 106]. Всякое восприятие развивается и в значительной мере зависит от цели и задач деятельности. Чем более сложные требования предъявляет деятельность к нему, его точности, глубине, тем более развитым оно является. Поэтому при восприятии объекта на первый план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, структурность (детальность), осмысленность (осознанность), обобщенность, категоризация, константность, избирательность, апперцепция, антиципация [25, c. 94]. Сталкиваясь ежедневно с определенными людьми и с окружающими предметами, человек постоянно испытывает зрительные, слуховые, кожные и другие раздражения. Постепенно раздражения, вызываемые данным предметом, выделяются из всех воздействий окружающих предметов и явлений, связываются между собой, что приводит к возникновению восприятия особенностей данного предмета. Все раздражения – ощущения можно классифицировать по разным основаниям, что позволяет сгруппировать их в соответствующие системы и представить имеющиеся связи и взаимозависимости по следующим основаниям: 1. Наличие или отсутствие непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения [20, c. 149]: дистантные (вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. Они отражают свойства удаленных объектов): зрительные, слуховые, обонятельные; контактные (возникают при непосредственном взаимодействии с чувствующим органом): вкусовые, кожные, кинестетические, органические; 2. По месту расположения рецепторов [25, c. 97]: эстероцептивные (возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные. Последние включают в себя ощущения прикосновения – давления, тепла, холода, болевые, осязательные); интероцептивные (связаны с раздражением рецепторов, находящихся во внутренних органах, которые отражают внутреннее состояние 12 организма): голода, жажды, сердечнососудистой, дыхательной и половой системы, внутренние болевые и статические ощущения и др.;проприоцептивные или двигательные (ощущения собственных движений и пространственного положения тела человека): движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степени прилагаемого при этом усилия. Без них человек не смог бы нормально выполнять движения и координировать их. Ощущения положения (равновесия) наряду с двигательными ощущениями играют важную роль в процессе восприятия, например устойчивости; 3. По модальности (виду) раздражителя: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, кинестетические, болевые, жажды, голода. Различные модальности ощущений резко отличаются друг от друга. Восприятие вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие и ощущение представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют свои отличительные особенности [20, c. 152]. Таким образом, понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики и рассматривается исследователями в качестве результата деятельности системы анализаторов, возникающего на основе ощущений. Это активный процесс предметного усвоения и отражения окружающей действительности. Особенности многомерной иерархии данного системного образования обусловлены включением в процесс ощущений, в определенной мере процессов внимания, мышления, памяти, а иногда эмоциональных и других компонентов. 1.2 Особенности восприятия детьми разного возраста художественных произведенийЛитературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.В трудах методистов (М. Г. Качурина, Н. И. Кудряшёва, В. Г. Маранцмана, Н. Д. Молдавской) на первый план выступает возрастная специфика восприятия.Естественно, что методисты учитывают достижения психологов по рассматриваемой проблеме. По наблюдениям психологов, ребёнок в своём развитии проходит ряд стадий:- дошкольный возраст — до 6 лет;- младший школьный возраст - 6 -9 лет;- младший подростковый возраст - 10-12 лет;- старший подростковый возраст - 13-14 лет;- период ранней юности - 15-17 лет.Так, например, дошкольнику открывается огромный мир. в котором так много интересного. Однако жизненный опыт ребёнка ограничен. Вместе с тем чтение взрослых привлекает детей, развивает их воображение, они начинают фантазировать, сочинять свои "рассказы".В этом возрасте обнаруживается внутреннее ощущение выразительности художественного слова. Если ребёнок слышал сказку много раз, то любая замена слова вызывает недоумение, так как новое слово несёт какой-то иной оттенок смысла. Эти наблюдения за детьми дошкольного возраста позволяют говорить о развитии наблюдательности, внимания к слову, памяти, воссоздающего воображения как элементах читательской культуры.Младший школьник за время обучения в начальной школе значительно обогащает свой жизненный опыт. Приобретённые знания способствуют более глубокому осмыслению прочитанного, пониманию взаимосвязи описанных событий и отношений между героями. Вместе с тем для ребят этого возраста характерно наивно-реалистическое восприятие литературы, и книга рассматривается ими как жизненная реальность, где всё происходит на самом деле.Эмоциональные реакции школьников порою неожиданны: они глубоко сопереживают персонажам, нередко пытаясь "переделать" произведение, снять драматические ситуации, привести героев к благополучному концу. Персонажей школьники характеризуют как реальных люден, нравственные оценки часто категоричны.В младшем школьном возрасте получают дальнейшее развитие элементы читательской культуры, заложенные в раннем детстве.Кроме того, самостоятельно читающий школьник приобретает определённые навыки выразительного чтения, передачи интонацией своего голоса настроения героя, его отношения к событиям. Ребёнок учится работать с текстом, выделять эпизоды, пересказывать отрывки и т.д.Младший подросток как читатель поднимается на новый уровень восприятия литературы. Это связано с тем, что внутренний мир подростка по сравнению с младшим школьным возрастом значительно усложняется, что ведёт к более сложным отношениям с окружающей средой. Подросток начинает ощущать, что он уже не ребёнок, и этим состоянием психологи объясняют особенности поведения школьника и восприятия им окружающего мира. Это трудный возраст в силу своей переходности, отсюда и неустойчивость, лёгкая возбудимость, повышенная эмоциональность, часто неусидчивость, резкость в отношениях с окружающими людьми. Кругозор младшего подростка значительно расширяется, что сказывается на его читательских интересах. Ему нравятся книги с динамичным сюжетом: путешествия, приключения, фантастика, исторические рассказы. Ребят привлекают герои смелые, находчивые, любознательные, с открытой душой и добрым сердцем.Вместе с тем младших подростков объединяет с младшими школьниками наивно-реалистическое отношение к литературе. Автор в ответах учеников выступает только как рассказчик, его отношение к героям не рассматривается."Конкретность детского мышления, - считает психолог Л.И. Божович, - не случайна: она связана с его общей направленностью на окружающий мир, с его потребностью как можно шире и полнее ознакомиться с явлениями действительности, приобрести достаточное количество фактических знаний и навыков" [3, с. 145].Вместе с тем категоричность оценок поведения героев уступает место более вдумчивому осмыслению мотивов поступков персонажей.Прочитанные произведения обогащают эмоционально-чувственный опыт школьника. Чтение книги доставляет многим ребятам истинное удовольствие, они "погружаются" в выдуманный мир, порою не отделяя его от реального. Эта непосредственность, увлечённость сродни эстетическим переживаниям, часто неосознаваемым ("эмоции формы" учащиеся не объясняют, просто заявляя, что им всё нравится). На уроках литературы необходимо развивать эстетическую восприимчивость. воображение, логическое и ассоциативное мышление. Целенаправленная работа в этом направлении даёт свои результаты.В старшем подростковом возрасте важные изменения в восприятии художественных произведений школьниками связаны с формированием у них абстрактного мышления, которое сочетается с всё более углубляющимся интересом к своему внутреннему миру, своему "я". Это желание нередко приводит к тому, что анализ произведения подменяется анализом собственных переживаний. Школьники вдумываются в сложные взаимоотношения героев с окружающей средой. Их волнуют темы любви и дружбы, появляется потребность высказаться по волнующим их вопросам. На этом уровне восприятия литературы важную роль играют теоретико-литературные знания, позволяющие осмыслять произведение как художественное целое. Необходимо стремиться к тому, чтобы личностные оценки сочетались в ответах учащихся с объективной оценкой произведения как явления искусства.Возраст ранней юности определяется психологами (И.С.Коном, Л. И. Божович) как период интенсивного формирования духовных ценностей личности.В этом возрасте происходит перестройка всего содержания мышления школьника. Оно становится более гибким. Учащиеся способны схватывать многозначность слов и понятий. Стиль мышления старшеклассника характеризует тяга к абстракции, теоретизированию. Уровень понятийного мышления открывает ему недоступные ранее стороны и области действительности. Характерной особенностью психологии старшего школьника является то. что процесс формирования мировоззрения - обобщённого, систематизированного представления о мире в целом - тесно связан с потребностью самоопределения.В юности "на первое место выходит ценностно-ориентационная деятельность сознания, поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех нравственных, политических, эстетических идеалов" [3, с. 283]. В отличие от подростковых, идеалы старших школьников более самостоятельны, имеют ярко выраженную личностную окраску, что объясняется усиливающимся у них интересом к собственному внутреннему миру, к проявлению моральных свойств личности. Изменения в характере мышления старшеклассника, считает психолог Л. И. Божович, связаны с тем, что "в этот период у него формируется не только обобщённое представление об окружающей действительности, но и обобщённое представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего Я, своей индивидуальности, своей личности" [3, с. 387]. Познавательные интересы учащихся направляются настоятельной потребностью "составить обо всём окружающем своё собственное представление, утвердить своё личное миропонимание, мировоззрение" [3. с. 386 - 387].В эту пору школьники более глубоко осознают свои эстетические предпочтения. Это сказывается в желании систематизировать свои впечатления от прочитанного, понять произведение как художественное целое.Все указанные возрастные особенности старших школьников позволяют говорить о качественно ином, чем у учащихся средних классов, уровне восприятия художественных произведений.Таким образом, возрастная эволюция школьников определяет изменения в их восприятии, отличающемся степенью осознанности художественной условности литературы: наивно-реалистическое восприятие произведений, характеризующее младших подростков (10 - 12 лет); понимание образного характера отражения мира в литературе, присущее средним подросткам (13 - 14 лет); и, наконец, осознание в ранней юности (15 - 17 лет) того, что писатель не только познаёт жизнь, но и оценивает её в свете эстетического идеала.ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКАМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»2.1 Содержание работы с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Сказки Пушкина — это одно из ярких проявлений таланта поэта, но, к сожалению, ученики начальной школы без удовольствия читают его стихотворные произведения. Одна из причин такого отношения к произведениям великого поэта — освоенность в дошкольном детстве и включенность в исходный читательский репертуар. Возродить интерес учеников начальной школы к литературной сказке первой половины XIX века можно, если обратиться к фольклорным источникам авторской сказки. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. Она очень близка к фольклору. Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой. У сказки мифологические истоки». Это произведение является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за ее стремление к богатству и власти. В отличие от других сказок, структура которых изящна, ажурна, движение здесь обобщено. Вся сказка держится на энергии повтора - одного из самых распространённых художественных приёмов русского народного искусства. Принцип повтора сливается у Пушкина с традиционным для народного искусства приёмом нарастания. На земле - от корыта до царского сана. На море - от синей безбрежности до чёрной бури. Читая и анализируя сказку, дети должны понимать, какие основные категории движут поступками людей: добро и зло, щедрость и жадность, предательство и прощение, и многие другие. Сказка помогает младшим школьникам разобраться в них и сделать правильный выбор в пользу добра. Таким образом, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина является примером того, как простонародный сюжет может стать шедевром высокого литературного языка. Поэт сумел в стихотворной форме передать не только характеры героев, но и обязательное условие любого подобного повествования – поучение, то есть то, чему учит сказка.Наиболее важная особенность сказок Пушкина, отличающая их от сказок первой трети 19 века: они объединены в цикл, пронизаны многообразными внутренними взаимосвязями, каждый последующий текст дополняет предыдущий постановкой и решением проблем. И хотя каждая отдельно взятая сказка имеет собственный законченный сюжет, все же она представляет собой только часть универсального поэтического целого и потому становится окончательно понятна именно в контексте всего цикла. Пушкин - единственный писатель первой трети 19 века, которому удалось создать стройный, внутренне логичный цикл литературных сказок.Пушкинские сказки интересны, прежде всего, тем, что в них прослеживаются не только отдельные черты фольклорной поэтики, но вся его поэтическая целостность. Фольклор для Пушкина является не средством, а целью. В своих сказках он пытался в первую очередь сохранить народный взгляд на вещи и лишь затем выразить собственные мысли, собственный взгляд на жизнь. Все сказки Пушкина построены на основе двух устойчивых, повторяющихся, архетипических ситуаций. В зависимости от этого тексты можно разделить на три группы: сказки о Балде и рыбаке и рыбке основаны на ситуации использования человеком другого существа (человека) в корыстных целях, эксплуатирующих его физические и духовные силы, характерной для бытовых сказок; сказки о царе Салтане и мертвой царевне основаны на ситуации изгнания истинного героя, его поисков и возвращения, что характерно для волшебных сказок."Сказка о рыбаке и рыбке" сказка является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за ее стремление к богатству и власти. Эта сказка, переделанная из немецкой фольклорной сказки братьев Гримм, относится к особой разновидности сказок, с участием сказочных героев - "волшебных помощников". Если сравнивать с народной сказкой, то её начало соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие. В распоряжение героя попадает волшебное средство. И старик поступает в духе положительных сказочных героев. Однако, в пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по "социальной лестнице", тем тяжелее становится гнет, испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и "за чупрун таскает" своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и была у ней на посылках. Это придает сказке Пушкина глубокий прогрессивный смысл.Вся сказка держится на энергии повтора - одного из самых распространённых художественных приёмов русского народного искусства. Принцип повтора сливается у Пушкина с традиционным для народного искусства приёмом нарастания. На земле - от корыта до царского сана. На море - от синей безбрежности до чёрной бури. Всё беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаиваетЕсть в этой сказке ещё одно действующее лицо - море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события. Можно проследить, как оно меняется на протяжении всего текста. Спокойное синее море превращается в грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Чем выше поднимается старуха - тем грознее море, и тем неотвратимее восстановление справедливости. Ложный герой наказан.Это сказка с без привычного счастливого конца, как в других сказках которые заканчивается победой и радостью.Таким образом, в этой сказке очень хорошо показаны суть и характер человека. Человек корыстен от природы. Он всегда будет желать и добиваться чего-то большего, чем он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. Для неё характерна зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. А.С. Пушкин показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством. "Остаться у разбитого корыта" - итог алчности, жадности, эгоизма старухи, с одной стороны, но и слабости характера, покорности, безволия старика, с другой стороны, итог сказки воспринят не только как торжество справедливости по отношению к старухе - "поделом тебе!", но отчасти и к старику - не сумел воспользоваться чудом, не послужил доброму делу, а ведь чудо было в его руках, ему было дано.2.2 Рассмотрение основных особенностей программ обучения младших школьников литературного произведенияНачальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребенка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, о нравственно-этических нормах. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится все более объективной и самокритичной. Разработка программ по учебным предметам начальной школы основана на Требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Наряду с русским языком литературное чтение входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Предмет способствует формированию представлений ученика о родной культуре, осознанию им себя как носителя этой культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения. [45, с.3].Гуманизация образования способствовала тому, что многие педагогические коллективы и отдельные авторы смогли реализовать свои замыслы в программах, учебных пособиях, книгах для учителя. Сохраняя базисное содержание начального образования, каждый из авторов программ, представленных в сборнике, отразил свою точку зрения на процесс чтения и литературного образования младших школьников. [45, с.4].Программа "Литературное чтение" для 2-4 классов начальной школы (авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова) строится на литературно-художественном материале. Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг. Программа построена с учетом двух ведущих принципов - художественно-эстетического и литературоведческого. Основная цель обучения - приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова. Важнейшей задачей курса остается развитие речевых умений и навыков в работе с текстом и прежде всего навыка выразительного, орфоэпически правильного чтения.Одновременно предполагается работа над обогащением опыта творческой деятельности школьника и его эмоционально-чувственного отношения к действительности. Большое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия мира и произведений литературы, умения выразить в слове свои личные впечатления. Предварительная работа, чтение и анализ произведения обеспечивают полноценное восприятие художественных произведений доступных детям жанров и первоначальное знакомство их с литературоведческими терминами. Программный материал четко разграничен по классам, что дает возможность получить представление об объеме знаний, умений и навыков учащихся на всех этапах обучения - как в чтении, так и в работе с литературным произведением и детской книгой.В программе синтезируются проблемы речевой и литературной деятельности. Чтение рассматривается и как объект обучения, и как средство освоения литературного произведения. Для обучения используется учебный комплект "Родная речь", который отвечает этим задачам.Программа "Чтение и начальное литературное образование" (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), так же как и предыдущая программа, носит синтетический характер, что выражается в ее главных задачах - обучить детей навыку чтения, элементам литературного анализа, навыкам самостоятельного творчества. Литературные произведения в программе рассматриваются как основной источник знакомства ребенка с окружающим миром, осознания своего места в нем. Через литературу ученик вводится в мир человеческих отношений, нравственных ценностей. Произведения при этом подбираются таким образом, чтобы представления ребенка об окружающем его мире постепенно расширялись, Т.е. по степени усложнения литературного материала. В 1 классе учащиеся читают литературу из жизни детей. Во 2 классе на фольклорных произведениях они познают, как велик окружающий их мир. В 3 классе при более широком знакомстве с русской и зарубежной литературой реализуются принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведении детской литературы и вошедших в круг детского чтения произведений из "взрослой литературы".Таким образом, одновременно с расширением личного опыта общения ребенка с окружающим миром обогащается его читательский опыт. В 4 классе обучающиеся получают целостное представление об истории русской детской литературы (с помощью книги "В океане света" они знакомятся с курсом детской литературы).К программе созданы специальные книги для чтения, в которых, помимо знакомых детям литературных персонажей, фигурируют и новые "помощники", "друзья" ребенка, помогающие ему ориентироваться в изучаемых произведениях. Этот авторский прием способствует тому, что ученик лучше вникает в смысл читаемого, а значит, ему легче составить свое суждение о прочитанном.В программе изложены тематика чтения, требования к технике чтения, показаны приемы понимания текста и элементов литературоведческого анализа.Программа "Чтение и литература" (автор О.В. Джежелей). Особенностью ее является то, что автор предполагает обучать чтению через книгу. Одновременное знакомство с книгой и текстом на уроках чтения способствует ускорению формирования интереса к тому и другому. В программе впервые объединены задачи чтения классного и внеклассного, чего не хватает ныне действующей стабильной программе. Кроме того, автор не только провозгласил, но и практически реализовал механизм обучения собственно чтению, Показав, как и: на каком этапе осуществляется продвижение в навыке чтения, и обеспечив этот процесс комплексом оригинальных материалов, созданных автором к программе.Спецификой курса является четкое разграничение подготовки в области навыка чтения, смыслового и художественно-эстетического освоения текста и книги, овладения литературоведческой пропедевтикой, умения реализовать творческие возможности детей. В соответствии с этими особенностями и строится программа. Она включает:круг чтения;технику чтения;систему элементов теории литературы; комплекс практических приемов и способов, помогающих овладеть содержанием произведений и выбором книг;речевую творческую деятельность на основе чтения и в связи с чтением книги.Знания, умения, навыки разграничены по периодам, соответствующим развитию младшего школьника. Круг чтения - детская литература - также распределяется по концентрам: подготовительный и первый периоды - фольклор, отечественная литература XX в., второй период - фольклор, отечественная и зарубежная литература XIX-XX вв., художественная и научно-художественная, справочная литература; третий период - фольклор, волшебная сказка, художественная и научно-художественная литература во всем объеме, справочная литература.Программа имеет серьезное научное обоснование и реализована практически. Требования, предъявляемые детям, вполне доступны и учитывают индивидуальное развитие ребенка (продвижение его в соответствии со способностями на соответствующем этапе обучения).Основой программы "Начальное литературное образование" (автор В.А. Левин) являются концепция приобщения к искусству, художественное развитие ребенка, для которого должны быть созданы определенные педагогические условия. Приобщиться к искусству ребенок может как читатель, слушатель, автор своего собственного произведения и т.д.В. Левин ведет его от игрового восприятия художественных ценностей к общению с искусством.Автор ставит перед учителем задачу не только обеспечить освоение школьником знаний об искусстве и развитие умений и навыков чтения, но и стремится сохранить в нем ценностные читательские и личностные качества ребенка: способность и готовность эмоционально целостно воспринимать литературное, произведение.Главная задача курса - удовлетворение потребности ребенка в читательских переживаниях, сохранение и обогащение этой потребности.Программа определяется логикой художественного развития обучающихся, учитывает психологию формирования детского художественного творчества.Начальное литературное образование различает четыре ступени художественного развития младшего школьника: первая - включение в творчество и обучение через игру; вторая - осознание произведений детского и народного творчества (дразнилок, потешек, сказок) как литературных текстов; третья ступень предполагает смену позиций игры в искусство на ориентировку слушателей и читателей (школьник открывает в себе автора). На четвертой ступени формируется оценочное коммуникативно-художественное отношение к искусству. На каждой из первых трех ступеней менялся мотив потребностей, в данном же случае на первый план выступает потребность в систематических знаниях о литературе.Концепция строится на психологической и литературоведческой основе. В серии книг "Моя первая библиотека" собраны лучшие литературные произведения - от мифов, сказаний, легенд разных народов до сочинений писателей-классиков всего мира.Программа "Азбука словесного искусства" (авторы Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко) создана в рамках гуманитарного образования Российской Федерации. В отличие от других программ, рассматривающих литературное чтение, круг чтения младших школьников, данная программа представляет литературу как вид искусства, природу и законы которого изучает искусствоведческая наука - литературоведение. Авторы стремились к тому, чтобы категории литературоведческой науки были максимально согласованы с психолого-педагогическими особенностями процесса обучения детей-читателей, а приемы и способы обучения соответствовали специфике искусства слова и естественному процессу читательской деятельности. Представления и понятия соединены с необходимыми учебными действиями и выстроены в той последовательности, которая соответствует становлению понятийного мышления и читательской культуры.Таким образом, программа осуществляет цель формирования у младших школьников культуры восприятия художественного произведения, воспитания квалифицированного читателя художественной литературы.На первой ступени (1 класс) ребенок переходит от позиции "соавтора" к позиции читателя (читатель должен не только слушать и воспроизводить, разыгрывать, но и интерпретировать текст); на второй ступени (2 класс) читатель-ребенок, отталкиваясь от своего жизненного опыта, влияющего на восприятие произведения, должен почувствовать себя и "вне" и "внутри" текста, т.е. научиться различать художественную реальность и обычную действительность. Материалом для занятий во 2 классе служат адаптированные для детей мифологические истории, а также народные сказки - волшебные и бытовые. Поступки персонажей и события их жизни, реальные "изнутри" изображенного мира, "извне" его воспринимаются детьми как мотивы, составляющие сюжет, как элементы традиционного художественного языка.В 3 классе дети-читатели знакомятся с подробными пересказами и фрагментами переводов героических поэм древности и средневековья. Рассматриваются, в частности, обе поэмы Гомера и семь русских былин. Осваиваются понятия "героический характер" и "эпический автор".На четвертом этапе (4 класс) рассматривается соотношение традиционного художественного языка и авторского вымысла. Материал - сюжеты и мотивы мифа, сказки и эпоса в русской поэзии XIX-XX вв.Большой интерес представляет комплект книг, реализующих данную программу. Воплощенная в них система обучения имеет целью вызвать у детей интерес к самостоятельному истолкованию художественного текста и привить необходимые для этого первоначальные навыки.Программа "Родное слово" (авторы Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова) отвечает вынесенному в заглавие предмету обучения. Слово выступает в ней как средство повседневного общения (речь), как специально оформленное высказывание (художественное произведение) и как часть культурного наследия народа, передаваемого из поколения в поколение. В связи с этим выделяются разделы: техника чтения, работа с художественным текстом, речевое, эстетическое и творческое развитие детей.Фундамент программы - образцы фольклорных и литературных произведений, традиционно составляющие круг чтения младшего школьника: игровой детский фольклор и детская литература, народные сказки, пейзажная лирика русских поэтов, нравоучительные рассказы и рассказы о животных. Жанрово-тематический принцип расположения материала предусматривает разнообразие эмоциональных впечатлений и событийного ряда и ориентирует на знакомство с семантическими и поэтическими возможностями слова (язык), с народными обрядами, праздниками и обычаями (фольклор), с нравственными нормами поведения в "большом" и "малом" мире. Все части программы сопровождаются методическими указаниями на предмет обучения и способы учебной работы.Программа "Литературное чтение" (автор О.В. Кубасова) характеризуется комплексным подходом к реализации пяти основных задач обучения чтению.Ведущей из задач, в отличие от других программ по чтению, является активная направленность на формирование мировоззрения детей. Этому способствуют и специально отобранные произведения, и их систематизация по темам духовно-нравственного содержания, и характер вопросов, которые предлагаются в учебниках после текстов.Еще одна особенность программы - пристальное внимание к совершенствованию навыка чтения, что выражается прежде всего в наличии специальных упражнений, направленных на формирование сознательности, правильности, беглости, выразительности чтения. Эти упражнения составлены на материале читаемых текстов, что позволяет органично сочетать работу над технической стороной чтения и литературными произведениями.Литературное образование младших школьников занимает особое положение в программе. Работа над отношением к чтению как к творческому процессу общения с автором, а к литературе - как к искусству слова начинается уже с 1 класса. Преодолению "наивного реализма" в восприятии детьмй литературы на всем протяжении обучения чтению содействуют специальные вопросы и задания, сопровождающие литературные тексты в учебниках. Работа над литературным образованием учеников усложняется от класса к классу. Так, например, в 4 классе этому способствует систематизация учебного материала по видо-жанровым характеристикам: сказки, былины, басни, рассказы, мифы, библейские сказании, пьесы, стихи, произведения познавательного характера, повесть. Эти разделы открываются статьями о жанровых особенностях произведений, вопросы и задания к текстам; помогают на конкретном литературном материале освоить специфику произведений разных видов и жанров.Программа "Литературное чтение" предусматривает организацию работы не только с текстами литературных произведений, но и с книгами в единстве их текстовой и внетекстовой информации. Так, например, уже во 2 классе дети начинают приобщаться к элементарным умениям работы с книгой (ориентироваться в одной книге и в группе книг по обложке, титульному листу, оглавлению или содержанию).Данная программа не упускает из виду проблему формирования общеучебных умений. Так, в программу и учебник для 2 класса входит раздел "План и пересказ". В 3 и 4 классах планируется работа над такими общеучебными умениями, как определение главного в содержании, распознавание новой информации, выделение непонятных слов и выражений и выяснение их значения, составление плана, способность пересказать прочитанное разными способами и др.Помимо всего перечисленного методический аппарат учебников курса "Литературное чтение" направлен на совершенствование восприятия художественных произведений (прежде всего на работу над воссоздающим воображением), а также на развитие творческих способностей детей в связи с читаемым.Рассмотрев 7 программ автор настоящего исследования приходит к следующим выводам:Объем чтения - необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения. По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор (произведения устного народного творчества) - 10-12%; русская литература ХIХ века - 15-20%, отечественная литература ХХ века (В.А. Жуковский, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, классиков советской детской и произведения современной отечественной литературы) - 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке и с учетом многонационального характера России) - 10%, зарубежная литература - 20% учебного времени, справочно-энциклопедическая литература.Произведения выдающихся представителей русской литературы. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.При этом в среднем литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения - фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения - фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью.Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:·развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;·овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;·воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.Таким образом, представленные программы свидетельствуют о следующих тенденциях в начальном обучении чтению: усиливается внимание к литературному образованию младшего школьника, к художественному и творческому развитию личности ребенка; происходит реализация комплексных задач обучения (обучение навыку чтения, речевое развитие, первоначальное литературное образование и развитие, развитие творческой деятельности детей в связи с чтением книг и т.д.). Каждая из программ интересна по-своему, и право учителя - выбрать для своей работы одну из них.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы: Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Под восприятием понимается психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Под восприятием художественного текста в рамках данного исследования подразумевается волевой процесс, характеризующийся активностью субъекта и подразумевающий реализацию деятельности по внутреннему содействию и сопереживанию персонажам произведения, переносу «на себя» происходящих событий и осознанию смысла художественного текста.Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками, а также на методические положения о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия. Основные задачи первичного восприятия - это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального восприятия произведения. Вторичный синтез - этап работы, который предполагает обобщение по произведению, перечитывание, выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному, развивают речь учащихся.Однако в любом случае, построение урока должно учитывать ,что в разном школьном возрасте дети по-разному воспринимают сюжет и события литературного произведения. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. Она очень близка к фольклору. Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой. У сказки мифологические истоки». Это произведение является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за ее стремление к богатству и власти. В отличие от других сказок, структура которых изящна, ажурна, движение здесь обобщено. Вся сказка держится на энергии повтора - одного из самых распространённых художественных приёмов русского народного искусства. Принцип повтора сливается у Пушкина с традиционным для народного искусства приёмом нарастания. На земле - от корыта до царского сана. На море - от синей безбрежности до чёрной бури. Читая и анализируя сказку, дети должны понимать, какие основные категории движут поступками людей: добро и зло, щедрость и жадность, предательство и прощение, и многие другие. Сказка помогает младшим школьникам разобраться в них и сделать правильный выбор в пользу добра. Таким образом, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина является примером того, как простонародный сюжет может стать шедевром высокого литературного языка. Поэт сумел в стихотворной форме передать не только характеры героев, но и обязательное условие любого подобного повествования – поучение, то есть то, чему учит сказка. Список использованной литературыБелина Е.В. Особенности восприятия художественного текста современными младшими школьниками // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2 (51). С. 30-35. Белина Е.В. Формирование культуры чтения художественного текста у учащихся на начальном этапе литературного образования // В сборнике: Текст культуры и культура текста Материалы IV Международного педагогического форума. Редколлегия: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова [и др.]. 2017. С. 439-443. Боякова Е.В., Стукалова О.В., Юдушкина О.В. Возможности приобщения дошкольников и младших школьников к словесному творчеству в процессе восприятия художественных текстов // Сибирский учитель. 2017. № 4 (113). С. 62-67. Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. А. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с. – С. 102- 154. Джафарова Ж.А., Спиридонова Г.С. О восприятии лирического произведения младшими школьниками // В сборнике: Молодежь и наука XXI века. Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2017. С. 108-110. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 128 с. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов/ И.А. Зимняя. М.: Логос, 2014. ‒ 383с. 72 Зимняя, А.А. Смысловое восприятие речевого сообщения [Текст] / А.А. Зимняя. – М., 2006. – С. 84. 10. Иванов Н.Н., Цивилева К.О., Волкова С.Н. Беседа по тексту в системе методов обучения младших школьников восприятию художественных произведений // В сборнике: Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. 2013. С. 271-276.Кабатай Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 24-26. Константинова С.А., Власюк Д.В. Результаты экспериментальной проверки восприятия и понимания информационного текста в процессе чтения детьми младшего школьного возраста // В сборнике: Актуальные проблемы методики начального обучения и эстетического воспитания учащихся. Материалы IV республиканской научно-практической конференции. 2017. С. 78-80. Колесникова Н.С. Особенности формирования у младших школьников художественного восприятия литературных произведений // В сборнике: Гносеологические аспекты образования Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. Липецк, 2018. С. 280-283. Колесова О.В., Краснова В.В. Особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей V Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2017. С. 275-278. Косоротова Н.Н., Ямалиева Е.В. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. № 8. С. 106-110.Казанкова С.В. Способы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения // В сборнике: Ребёнок в языковом и образовательном пространстве сборник материалов Всероссийской webконференции с международным участием. 2017. С. 269-273. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2017. – 348 с. Маранцман Е.К. Психологические особенности обучения художественному восприятию текста младшими школьниками // В сборнике: Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры. Материалы XVIII Международной конференции. 2011. С. 448-452.Маранцман Е.К. Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 1. С. 80-85. Микушова Т.П. Деятельностный подход к обучению литературному чтению младших школьников: учебное пособие для бакалавров / Т.П. Микушова. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2012. – 81с. Назметдинова И.С. Работа с текстами большого объема в начальной школе в контексте деятельностного подхода // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 6-1. С. 30-35. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы /О.И. Никифорова. ‒ М.: Книга, 2004. ‒ С. 206. Нишанов, В.К. Типы художественных текстов и их восприятие / В.К. Нишанов // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 47. Оморокова М. И. Чтение в начальных классах. Тула: Родничок, 2013. 124 с. Осницкий, А. Это удивительное восприятие…[Текст] / Записки психолога / А. Осницкий // Семья и школа. – 2014. – № 2. – С. 15. Первова Г.М., Ерошина Ю.Г. Методический мониторинг восприятия литературных произведений читателем // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 3 (119). С. 112-118. Первова Г.М. Проблема освоения процесса чтения младшими школьниками // Научно-методическое обеспечение решения проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного (предшкольного) и младшего школьного возраста: материалы 3 Всероссийской научнопрактической конференции. Тамбов, 2011. С. 61-64.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство : Питер, 2012. – 720 с. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Т.В. Рыжкова. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. ‒ 416 с. Строна С.П. Учет возрастных особенностей младшего школьника в процессе организации его читательской деятельности // В сборнике: Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. Сборник научных трудов. Под ред. Е. Г. Милюгиной. Тверь, 2016. С. 85-89.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – №1. – С. 11-16. 32.Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. ‒ 14‒ е изд. – Ростов ‒ на ‒ Дону: Феникс, 2015. ‒ 671с. Халилова Л.Б., Володина А.С. Стратегии смыслового восприятия текста младшими школьниками в условиях нормы и речевой патологии // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 12. С. 90-95. Чиндилова О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 7. С. 76-79. Шкабура И.А. Педагогическая поддержка младшего школьника при обучении восприятию художественного текста // В сборнике: 75 Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты // под ред. О. Л. Абросимовой, Н. Б. Анциферовой, Л. В. Бутыльской, Л. В. Вороновой, Т. В. Воронченко, М. И. Гомбоевой и др. – М., 2012. С. 126-129. Шишкина Л.Ю. О восприятии произведений художественной литературы младшими школьниками // В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики педагогической науки. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 12-15. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М., 1989. – 560 с
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!