это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3656771
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность темы исследования. В каждом возрастном периоде на становление самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте одной из форм ведущей деятельности является внеурочная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Внеурочная деятельность начинает влиять на формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу.Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Плану внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Согласно последним изменениям, которые внесены во ФГОС, утвержденным приказом Министерства Образования и науки «План внеурочной деятельности школы является организационным механизмом реализации Основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности». Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».Вопрос оценивания и оценки в различных своих аспектах получил отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (М. Феннел, Р. С. Немова, А. К. Зиньковского, К. Аспер, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).Объектом исследования является самооценка младших школьников.Предмет исследования – формирование самооценки младших школьников во внеурочной деятельности.Цель данной работы – рассмотреть особенности формирования самооценки младших школьников в процессе внеурочной деятельности.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить психолого-педагогические основы к определению понятия «самооценка», а также проблемы самооценки у младшего школьника;- охарактеризовать условия формирования самооценки младших школьников в процессе внеурочной деятельности;- провести исследование по изучению самооценки младших школьников;- рассмотреть формирование самооценки младших школьников в процессе внеурочной деятельности.Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, синтез, классификация, педагогический эксперимент, наблюдение.Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки младших школьников1.1. Психолого-педагогические основы к определению понятия «самооценка», проблемы самооценки у младшего школьникаСамооценка (или оценка человеком себя, своих качеств, способностей и положения среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Согласно У. Джеймсу, самооценка - это удовлетворение или неудовлетворенность субъекта самим собой, отношение к себе [Джеймс, 2003].Р. Бернс рассматривает самооценку в структуре «Я-концепции», которая связана с самооценкой как набор «я» установок и является суммой всех идей индивида о себе и определяется как «сумма всех представлений индивида о себе в сочетании с их оценкой» [Бернс, 2003, с. 14].В работах отечественных психологов, таких как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка интерпретируется как ядро процесса самосознания, его интегрирующий принцип; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития [Ананьев и др., 2009].Л.В. Бороздина считает, что самооценка - это существование критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей [Бороздина, 2001, с. 6].Самооценка - это оценка самой личности, ее возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят отношения человека с окружающими, его критика, требовательность к себе, отношение к успеху и неудаче. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.Наиболее точным является определение самооценки, данное В.С. Агаповым, который придерживается следующей позиции в своем исследовании: самооценка является критической позицией человека по отношению к тому, что он имеет [Агапов, 2001].Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова утверждает, что самооценка - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и определенными аспектами своей личности, деятельности, поведения [Зинченко и др., 2009].Существует три основных вида самооценки:Адекватная самооценка - это тип, который, к сожалению, характерен для меньшинства людей. Его владельцы умеют разумно относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараются от них избавиться. Кроме того, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны на адекватную самокритику. Радикальные качества являются признаками второго типа самооценки, который обычно называют искаженным (неадекватным). Ее образование почти всегда является результатом сложных, явных или скрытых. Часто за высокой самооценкой скрывается неуверенность в себе, пытаясь казаться лучше в глазах других. Существует еще одна разновидность, присущая большинству – смешанная самооценка. Под этим подразумевается, что в определенные моменты жизни человек относится к себе иначе. Он способен адекватно оценивать действия / поступки, посвящать время чрезмерной самокритике, а иногда и переоценивать свои навыки. Есть три основных уровня самооценки. Они демонстрируют степень любви к себе, способность видеть как положительные, так и отрицательные черты. Низкая. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерна неспособность хвалить себя, недооценка преимуществ, высокий уровень тревоги, постоянные сравнения с другими, более успешными. Нормальная. Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет слушать внутренний голос, анализирует свои ошибки, умеет подшучивать над собой. В то же время такой человек не допустит, чтобы его оскорбляли, заставляли выполнять бесполезную, утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, потому что он признан оптимальным. Высокая. Третий уровень присущ тем, кто подчеркивает свои сильные стороны, упуская из виду недостатки. Это не менее опасно, чем низкая. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им трудно выбраться из зоны комфорта, они противостоят этому изо всех сил. Младший школьный возраст включает период от 6-7 до 9-10 лет, что совпадает с возрастом обучения в начальной школе.Младший школьный возраст - время для формирования самооценки и нормального уровня притязаний. Ученик начинает не только осознавать свои способности и возможности, но и понимать, что это зависит от его усилий.В исследованиях И.Ю. Кулагиной этот возраст рассматривается как сензитивный для формирования самооценки личности. Для него, по мнению автора, характерно формирование и усвоение системы отношений с окружающими людьми, коллектива, отношения к учебе, формирование волевых качеств личности [Кулагина, 2016, с. 27].Л.С. Выготский предполагает, что в младшем школьном возрасте у детей начинает формироваться и развиваться самооценка - устойчивое, неситуативное и в то же время дифференцированное отношение ребенка к себе [Выготский, 2009, с. 39]. Самооценка опосредует отношение ребенка к себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с окружающими людьми. Это самый важный личный пример, который позволяет контролировать свою деятельность с точки зрения нормативных критериев, выстраивать свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.Этот возрастной период характеризуется формированием нормального уровня притязаний - ученик учится адекватно оценивать свои возможности и способности и понимать, что успех его действий зависит не только от его способностей, но и от того, какие усилия он приложил для достижения поставленных целей. Повышается уровень развития самосознания, что имеет тесную связь с развитием внутренней позиции личности. Восприятие себя как изолированного существа исчезает, и появляется осознание себя как социального существа, вовлеченного в отношения, существующие в обществе вокруг него.У ребенка, достигшего семилетнего возраста, уже есть самооценка, которая имеет сложную структуру и включает как обобщенное, так и дифференцированное отношение к себе. Благодаря такой структуре самооценки опосредуется отношение ученика к себе, анализируются отношения с окружающими людьми и опыт собственной деятельности. Теперь ученик может самостоятельно контролировать свою деятельность, учитывая нормы и правила поведения в обществе и выстраивать линию своего поведения в соответствии с ними.В процессе обучения младший школьник осваивает ценности и нормы, установленные в обществе, и под влиянием внешних оценочных суждений вырабатывает собственное отношение как к результатам собственного обучения, так и к себе как к личности человек. В результате в учебном процессе у студента вырабатывается установка на оценку собственных возможностей, что является важной составляющей самооценки.Самооценка младших школьников отражает не только представления о том, что уже было достигнуто, но и о том, к чему он стремится, о проекте своего будущего - пусть и несовершенного, но играющего большую роль в саморегуляции его поведение в целом и учебная деятельность в частности.У детей младшего школьного возраста есть все виды самооценок: адеквaтная устойчивaя, зaвышенная устойчивая, неустойчивaя в строну неaдекватнoго зaвышeния или зaнижения. Самооценка, в зависимости от ее формы (адекватная, завышенная или заниженная), может стимулировать или подавлять активность. Умение правильно оценивать себя и свои возможности растет от класса к классу, при этом снижается склонность к переоценке себя. Очень редко встречается устойчивая низкая самооценка. Все говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична, и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, в дальнейшем она переходит во внутреннюю позицию личности, влияет на формирование определенных личностных качеств, становится мотивом для поведение ребенка. Все это подтверждает высокую роль взрослых в формировании и развитии самооценки у детей младшего школьного возраста.В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретной ситуационной самооценки (оценки своих действий и поступков) к наиболее обобщенной. Обобщенная самооценка предполагает способность к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения.По мнению Д.Б. Эльконина, у детей младшего школьного возраста контроль за своим поведением приобретает «внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и своим возможностям [Эльконин, 2008, с. 104]. Функция самооценки как регулятора поведения развивается вместе с развитием других психических характеристик ребенка и на каждом возрастном этапе приобретает качественную особенность. Развитие этой функции самооценки ученые связывают с установлением ее устойчивости, поскольку именно устойчивая самооценка выражает уже сформированное отношение к себе и может влиять на поведение.В работе Л.А. Кислицкой утверждается, что завышенная самооценка преобладает в первых классах. Но по мере взросления большинство младших школьников начинает правильно оценивать себя и свои возможности [Кислицкая, 2016, с. 118]. В ряде работ отмечается, что самооценка ребенка в начальный период обучения влияет на весь учебный процесс, на формирование учебной мотивации, саморегуляцию деятельности, на удовлетворение лидирующих потребностей возраста.В самооценке ребенка младшего школьного возраста прослеживается не только отражение его стремлений и надежд, но и его отношение к достигнутому. Самооценка младшего школьника проявляется в том, как он оценивает себя и как относится к достижениям других. 1.2. Условия формирования самооценки младших школьников в процессе внеурочной деятельностиВнеурочная деятельность – это совокупность мероприятий и занятий различной направленности, реализуемых вне учебных занятий и ориентированных на всестороннее развитие учащихся, удовлетворение их потребностей и интересов.Внеурочная деятельность обладает обширным воспитательным потенциалом. Она позволяет использовать разные формы работы, которые невозможно реализовать на уроках и реализовать удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся.Формирование адекватной самооценки возможно реализовать в рамках внеурочной деятельности за счет того, что:Во внеурочное время реализуется вариативность видов и направлений деятельности учащихся: спортивная, оздоровительная, духовно-нравственная, культурная, творческая, исследовательская.Формирование уверенности в себя каждого школьника. во внеурочной деятельности каждый школьник становится активным участником деятельности. Никто не остается на второстепенных позициях. Это создает основу признания коллективом, что формирует уверенность в себя у учащихся с любым уровнем развития.Ориентация внеурочной деятельности на творческое развитие учащихся. Оно, в свою очередь, лежит в основе формирования эмоционально-образного, творческого мышления, которые формируют чувство самодостаточности и помогают учащимся в самоутверждении.В рамках внеурочной деятельности формируются основы коллективного взаимодействия учащихся, формируются чувства коллективизма. Это формирует чувство собственной значимости учащихся, позволяет каждому занять определенную позицию в коллективе, завоевать его признание, найти свое место и роль в системе учебной и внеучебной деятельности.Вариативность видов деятельности позволяет каждому учащемуся познать свои силы и возможности, оценить навыки и знания, выявить сильные и слабые стороны, попробовать себя в разных начинаниях. Все это способствует последовательному формированию адекватной самооценки у учащихся.Использование заданий разных видов и типов, разного уровня сложности позволяет подобрать оптимальную деятельность для учащихся с разным уровнем самооценки т.е. дать сложные задания для учащихся с завышенной самооценки и простые с заниженной, формируя для них ситуации неудачи и успеха.Прежде всего, развитие самооценочных позиций учеников предполагает структурно-смысловую взаимосвязь вариативно формулируемых компонентов. Эти компоненты логически и последовательно взаимосвязаны и содержательно взаимообусловлены в структуре личностных новообразований ученика. Для педагога-наставника важно понимание основных из них:- когнитивного (интеллектуально-аналитического), выступающего как показатель полноты и объема знаний, нравственно-этических (в широком смысле) взглядов и представлений обучающихся;- ценностно-смыслового (мотивационно-познавательного), отражающего характер отношения учащихся к изучаемым смыслообразующим категориям и особенности суждений об этих категориях;- эмоционального, передающего способность к сопереживанию нравственно-этических и нравственно-эстетических смыслов, их принятие или непринятие школьниками;- деятельностного (поведенческого), выражающегося в активной гражданской позиции ученика, его готовности следовать принятым социальным нормам и образцам, не исключая отношение к себе как школьнику, позитивно вступившему в учебную деятельность;- рефлексивно-оценочного (самооценочного), выделяющего содержательное представление ребенка о себе, собственной нравственной позиции, и самоотношение к этой позиции, ее смысловому «наполнению».Эффективность системы работы учителя начальных классов по формированию личностных самооценочных позиций (суждений, умений) младших школьников зависит от комплекса педагогических условий, реализуемых во внеурочной деятельности через различные содержательные и технолого-методические формы.Во-первых, в основу работы по формированию личностных оценочных позиций младших школьников должны быть положены результаты диагностики уровней сформированности компонентов самооценки обучающихся в аспекте самоотношения, самоопределения, смыслообразования, саморефлексии. Типовые диагностические задачи для учащихся младшего школьного возраста предлагаются в системе критериев оценивания основных показателей личностных универсальных учебных действий в пособии для учителя под редакцией А. Г. Асмолова. Диагностике подвергаются: критерий внутренней позиции школьника, когнитивный (включая рефлексивность) и регулятивный компоненты самооценки, мотивационные критерии учебной деятельности как основа самооценочного выбора учащихся. Вариативность методик может быть обоснована соотношением самих критериев, подвергаемых диагностическому учету.Второе условие основывается на понимании того, что внеурочную деятельность детей младшего школьного возраста нужно организовать с опорой на эмоционально-чувственное и нравственно-эстетическое восприятие, рефлексивно-оценочные суждения и уровень сформированности учебно-познавательных и социальных мотивов школьников. Это положение есть непосредственное отражение взаимосвязи основных компонентов развития личностных установок обучающихся.Третьим обязательным условием выступает положение о том, что художественный и эмоционально-нравственный потенциал внеурочных занятий может быть реализован, если учитель, по совам Л. С. Выготского, не предлагает собственную позицию осмысления происходящего, но учит детей переживать чувства, соотносимые с определенными «обстоятельствами», вызванные действиями и поступками одноклассников, оценивать их, исходя из освоенных представлений о нормах этики и нравственности, соотносить авторскую идею (например, при ознакомлении с литературными или фольклорными произведениями) с жизненными идеалами и ситуациями [Выготский, 2009, с. 46].Как следствие предыдущего, определяется следующее условие, которое может быть названо универсальным в отношении формирования самооценки обучающихся. Пополнение словарного запаса учеников нравственно-терминологическими и эмоционально-оценочными понятиями, понимание значений и уместность употребления в речевых контекстах которых − одно из необходимых условий закрепления нравственно-этических представлений в сознании младших школьников, обеспечивающее личностное смыслообразование.Наконец, внеурочная деятельность будет способствовать коррекции самооценки младших школьников также при условии, если ученики не только вовлекаются в различные виды деятельности по их интересам и предпочтениям (по результатам диагностики уровневых показателей проявления самооценки), но и в процессе организации коллективной творческой деятельности под непосредственным руководством учителя меняются «функциональными ролями» в зависимости от статуса самооценки.Задача педагога — рационально использовать методы эмоционального воздействия как средства регуляции самоотношения и самосуждений младших школьников в целях формирования их адекватной самооценки.Процесс организации внеурочной деятельности в систематическом сочетании названных педагогических условий и средств их реализации задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития личностных универсальных учебных действий младшего школьника в аспекте развития самооценочных позиций.Учитель должен создавать такие психолого-педагогические условия, которые будут способствовать адекватному пониманию младшего школьника своих причин неуспеха, а именно: - обеспечить успешность в учебе, благодаря ориентировки младшего школьника в учебном содержании и усвоении системы научных понятий; - обеспечение положительной обратной связью, адекватная система оценивания ученика учителем; - отказ от негативных оценок; - стимулирование активной и познавательной инициативы ученика, отказ от жесткого контроля в процессе обучения;- ориентация ученика на то, что причиной неуспеха в его деятельности является недостаточные усилия с его стороны; - формирование адекватной реакции младшего школьника на неуспех в учебной деятельности и поощрение усилий в преодолении трудностей; - ориентация учителя на учет индивидуально-психологических особенностей ученика и на зону ближайшего его развития.Глава 2. Практические аспекты по формированию самооценки младших школьников в процессе внеурочной деятельности2.1. Изучение самооценки младших школьниковВ исследовании участвовало 20 детей в возрасте 8-9 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Самооценка у детей определялась с помощью диагностических методик: «Лесенка», «Нарисуй себя».1. Методика «Лесенка».Данная методика была разработана В. Г. Щуром и предназначена для того, чтобы узнать, как ребенок оценивает себя и как, по его мнению, его оценивают другие люди, и связаны ли эти представления между двумя оценками.Цель исследования: определение характеристик самооценки и представления младшего школьника о том, как его оценивают другие люди.Материал и оборудование: нам понадобится белый лист бумаги, на котором рисуем лестницу, небольшую игрушку в виде человечка.Процедура исследования. Эта методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Данная процедура представляет собой разговор с субъектом, в ходе которого он ставит себя на определенный шаг и пытается определить, куда бы его поставили другие люди.Разговор с ребенком желательно начать с непринужденного разговора о его семье, о близких родственниках, о товарищах и т. д. Затем экспериментатор дает лист бумаги с нарисованной лестницей, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три вниз. После этого обязательно прочтите инструкцию ребенку: «Посмотрите на эту лестницу».Рассадив товарищей, то на самых верхних ступенях будут очень хорошие ребята, соответственно ниже - просто хорошие, еще ниже - уже средние, но не плохие. Получается, что и плохие дети распределены, но уже в самом низу. Теперь предлагается взять небольшую фигурку самому ребенку и попросить поставить себя и пояснить, почему он выбрал именно это место. После этого предлагается поставить фигурку на то место, куда поставят вас родители, и спросить, почему он так решил. Дальше от окружения ребенка экспериментатор задает другие вопросы, например: «На какую ступеньку родители поставят вашего брата или сестру?» Обязательно после ответа ребенка узнать, почему он так решил.Также следует спросить, кто, по его мнению, поставит его на верхний уровень и почему. За исключением этих вопросов, субъект очень активно обсуждает свои отношения с разными людьми. После того, как ребенок ответит на вопросы, экспериментатор отмечает позиции, которые ребенок назвал прямо на ступеньках. Разговор с каждым ребенком занимает около 30 минут.Обработка и анализ результатов. Поскольку испытуемые - младшие школьники, они проявляют большой интерес к взаимоотношениям с окружающими людьми и очень активно отвечают на вопросы, связанные с этой темой.2. Методика «Нарисуй себя» (З. Василяускайте, А. М. Прихожан). Методика предназначена для определения эмоционально-ценностного отношения к себе у детей до 9 лет.Цель исследования: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей младшего школьного возраста.Материалы и оборудование. Для выполнения задания ребенку предлагается 6 цветных карандашей: черный, желтый, коричневый, красный, зеленый, синий. Форма техники - обычный лист белой бумаги, который требуется сложить по палам. Первую страницу никак не заполняем, она остается пустой, после завершения диагностических работ на ней будет записана информация о ребенке. На остальных страницах такой книжечки вверху печатными буквами напишите название каждой картинки, которую должен нарисовать ребенок, соответственно: «Плохая девочка / мальчик», «Хорошая девочка / мальчик », «Я ». Мальчик или девочка пишут в зависимости от пола ребенка.На первом этапе исследования самооценки младших школьников мы использовали методику «Лесенка». В ходе данной методике мы получили такие результаты, которые представлены в таблице 1.Таблица 1. Показатели самооценки учащихся по методике «Лесенка»№Ф.И.Место1Ольга Б.12Александр Ф.43Полина З.44Юлия М.35Екатерина Г.56Валентина В.37Григорий Л.58Денис З.59Максим И.410Илгар Н.411Владимир Г.512Светлана С.513Юлия В.514Никита К.515Дарья О.416Яна П.217Анна Р.418Кирилл Б.419Валерий М.420Александр Р.5Результаты, полученные методикой «Лесенка», свидетельствуют о том, что 40% детей, а именно 8 учеников, ставят себя на 5-й уровень, что свидетельствует о завышенной самооценке. Младшим школьникам с завышенной самооценкой свойственна демонстративность, властность людей, неадекватная реакция на замечания учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неудач. Чаще всего это характерно для детей первого класса и считается для них возрастной нормой.Разговаривая с такими детьми, они говорили: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я очень красив», «Я очень себя люблю», «Здесь самые лучшие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Часто бывает, что ребенок не может рассказать о своем выборе, чаще он просто молчит, улыбается или делает задумчивое лицо. Это связано с тем, что у таких детей плохо развита рефлексия.50% детей ставят себя на 3–4 ступеньку, что говорит об их адекватной самооценке. У таких детей сформировалось доброжелательное отношение к себе, они научились оценивать свою деятельность и себя: «Я добрый, потому что зимой кормлю птиц», «Я хороший, потому что добиваюсь успехов в спорте» и т. д. 10% школьников поставили себя на 1-2 ступеньки, что свидетельствует об их заниженной самооценке. Симптомы заниженной самооценки включают: беспокойство, нерешительность, отказ от упражнений повышенной сложности. Обычно это связано с какой-то психологической проблемой ребенка. В разговоре такие дети часто говорят: «Я ни плохой, ни хороший, потому что могу быть очень добрым (когда помогаю бабушке), могу сердиться (когда обижаю свою младшую сестру)». У таких детей очевидные трудности в отношениях с родственниками. «Я ни хороший, ни плохой, потому что я очень плохо читаю, и учитель с папой меня за это ругают».В этом случае у ребенка нет ситуации успеха и благосклонного отношения к школе; а также трудности в межличностных отношениях со взрослыми.Результаты наглядно показаны на рис. 1.Рисунок 1. Показатели самооценки у младших школьников по методике «Лесенка»Анализирую полученные результаты, можно сделать вывод, что у 50% испытуемых самооценка находится на адекватном уровне, а у 40% испытуемых преобладает завышенная самооценка. Для младших школьников нормальным является высокий и средний уровень самооценки, во многом это связано с их результатами в познавательной деятельности и педагогической оценкой учителя и близких родственников ребенка.На втором этапе исследования самооценки младших школьников использовалась методика «Нарисуй себя». Результаты, полученные в ходе данной методике, представлены в таблице 2.Таблица 2.Показатели самооценки учащихся по методике «Нарисуй себя»№Ф.И.СамооценкаЗавышенная самооценкаАдекватная самооценкаНизкая самооценка1Ольга Б.+2Александр Ф.+3Полина З.+4Юлия М.+5Екатерина Г.+6Валентина В.+7Григорий Л.+8Денис З.+9Максим И.+10Илгар Н.+11Владимир Г.+12Светлана С.+13Юлия В.+14Никита К.+15Дарья О.+16Яна П.+17Анна Р.+18Кирилл Б.+19Валерий М.+20Александр Р.+Адекватная самооценка свидетельствует об адекватной оценке младшим школьником своих достижений, талантов и возможностей.2 школьника имеют низкую самооценку, это говорит о том, что у этих детей есть конфликты между идеальным и реальным Я.Дети младшего школьного возраста часто переживают из-за своей неудачи. Эти переживания пока еще недостаточно дифференцированы и поняты им, но они существуют в психической реальности детей в виде отрицательных эмоций.Методика «Нарисуй себя» является проективной и показала, что 35%, в частности 7 учеников, имеют завышенную самооценку, 11 человек - адекватную 55%, 2 человека - заниженную 10% (рис. 2).6826254826000Рисунок 2. Показатель самооценки у младших школьников по методике «Нарисуй себя», %После проведения исследования, мы пришли к выводу, что по методике «Лесенка» у 50% испытуемых самооценка находится на адекватном уровне, а у 40% испытуемых преобладает завышенная самооценка. Методика «Нарисуй себя» показала, что 35%, в частности 7 учеников, имеют завышенную самооценку, 11 человек - адекватную 55%, 2 человека - заниженную 10%.2.2. Формирование самооценки младших школьников в процессе внеурочной деятельностиЧтобы развить адекватную самооценку учащихся и скорректировать ее формирование, во внеурочной деятельности предусмотрено применение следующих методов:Игровая деятельность. Игра продолжает занимать важное место в жизнедеятельности учащихся начальной школы. Игровые методы находят активное применение в образовательном процессе и применяются во внеурочной деятельности в качестве средства стабилизации эмоциональной сферы учащихся, развития их коммуникативного взаимодействия. Все это формирует у учащихся уверенность в себе и способствует повышению самооценки;Проведение психологических тренингов. Они могут реализовываться в форме групповой и индивидуальной работы. Учащимся предлагается проведение анализа своей деятельности, выявление ее сильных и слабых сторон, решение различных проблем, возникающих в обучении и взаимодействии с коллективом. Тренинги реализуются, также, в игровой форме. Это расслабляет учащихся и помогает в раскрытии особенностей их личности, взглядов и т.д.;Методы проектного обучения. Они объединяют учащихся единым направлением деятельности, что способствует развитию навыков сотрудничества, проявлению инициативности, актуализирует навыки взаимодействия и демонстрирует собственную значимость в том или ином виде совместной деятельности;Проведение бесед на разные темы личностного развития. Могут затрагиваться вопросы нравственности, морали, этики поведения, ответственности и самостоятельности;Аналитические занятия. Они связаны с проведением педагогом исследований уровня самооценки учащихся и факторов, отрицательно сказывающихся на ее формировании, которые присутствуют в жизнедеятельности младшего школьника. Может быть проведено анкетирование учащихся и родителей на тему стиля семейного воспитания, условий проживания ребенка, семейного общения, ближайшего окружения и др.;Проведение соревнований разного направления. Они могут носить как спортивный, так и интеллектуальный характер. Это позволяет создать ситуации успеха для неуверенных в себе учащихся, перевести их самооценку на новую ступень развития;Формирование портфолио учащихся. Оно позволяет проследить динамику развития каждого учащегося, оценить положительные сдвиги в развитии и выявить проблемные моменты. Особенно актуально предоставление учащимся возможности самостоятельного формирования своего портфолио. Это позволяет учащимся сформировать навыки адекватного оценивания собственных навыков и достижений.Рассмотрим различные игры позволяют формированию адекватной самооценки. Например, такие: 1.Игра «Кто я?» Нужно придумать как можно больше ответов на этот вопрос. 2. Игра «Назови сильные стороны своего характера». Особенно полезна для детей с низким мнением о себе. 3. Игра «Повторюшки» (т.е. повторять за взрослыми или за другим ребенком движения). Помогает раскрыться, почувствовать себя более свободно, расковано, а также увидеть себя со стороны. 4. Упражнение «Зеркало». Полезно не только для детей, но и для взрослых. Нужно подойти к зеркалу и рассказать, кого там увидели. 5. Задание «Что мне нравится в себе?»Ребенок думает и говорит 2-3 качества, которые ему в себе нравятся, которые он считает своими достоинствами. Кроме того, ребенок может придумать: а как эти качества помогают ему в жизни? Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим. 6. Есть еще одна замечательная игра, о которой хочется рассказать. Она называется «Волшебный стульчик». Эта игра приятна любому ребенку. Но особенно она полезна для детишек с заниженной самооценкой. Хорошо играть в нее, когда много детей. Но если нет такой возможности, то поиграйте внутри семьи или когда у вас гости. Напротив всех людей становится стульчик. Человеку, сидящему на таком стуле, можно говорить только хорошее о нем самом, о его достоинствах. Взрослые могут даже воспользоваться одним из психологических приемов - похвалить заранее (особенно если ребенок к чему-то стремится, а у него не получается). Таким образом, внутренние установки ребенка, осознанно или неосознанно внушаемые ему, влекут за собой формирование его отношения к себе и окружающим. Однако самооценка человека, в особенности ребенка, достаточно нестабильна и может изменяться с течением времени.Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка достигнутых им результатов, наше отношение к его успехам и неудачам оказывают влияние на его отношение к самому себе. Вот несколько несложных психологических советов, реализация которых способствует формированию адекватной самооценки у ребенка: - Не стремитесь решать за детей все их проблемы и задания, пусть сами выполняют доступные поручения и получают от этого удовольствие. - Ставьте перед ребенком реальные цели. - Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала, так же, как и порицание, должны быть соизмеримы с важностью поступка. - Поощряйте инициативу. Пусть сам ребенок будет инициатором всех своих начинаний. - Подчеркивая при ребенке достоинства и успехи других людей, не забывайте отметить, что при желании и определенных усилиях, и он может достигнуть такого же результата. - Оценивайте поступок ребенка. Не надо ставить диагноз. Например: «Ты плохо поступил», а не «Ты плохой». - Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой, с тем, каким он был вчера, и, возможно, будет завтра. И потом: нужно постоянно учить своих детей. Учить чувствовать себя самодостаточными. Это разовьет в них независимость, уверенность в себе, самостоятельность. Нужно учить их правильно относиться к успеху. Дети должны знать, что любая попытка – это уже успех. Любое усилие рано или поздно ведет к победе. Причем участие не менее почетно, чем победа. Старайтесь учить их, что все люди разные. Быть особенным не значит быть лучшим. У каждого человека свой путь – не лучший, просто другой. Учить детей нужно не с помощью слов, а своими поступками. Не путем обсуждения, а показывая пример. Дети подражают нам, тому, что мы делаем. Поэтому всегда нужно помнить золотое правило общения: «Относитесь к окружающим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе» и постоянно применять его в повседневной жизни. И тогда наши дети вырастут такими, какими бы мы хотели их видеть.Чтобы существенно повысить самооценку младшего школьника , необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты выполнил задание лучше, чем вчера). Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно справляется с каким-либо заданием, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать повышению адекватной самооценки ребёнка. Необходимо изучить систему личных отношений детей в классе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в классе благоприятный эмоциональный климат. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо самому учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.ЗаключениеТаким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что общее положение понятия «самооценка» - центральное формирование личности, выступающее как относительно устоявшееся и устойчивое представление о личности и как процесс оценки, в котором происходит представление человека о себе.Младший школьный возраст имеет ряд особенностей, обусловленных возрастными особенностями первого года обучения. Рефлексия, формирование личной самооценки тоже можно отнести к психическим новообразованиям первоклассников. Психологи утверждают, что взрослые, в том числе учителя, играют важную роль в развитии самооценки, поскольку студенты признают их авторитет. Взрослея, ученики очень интересуются оценкой, которую ставят им одноклассники, и остро переживают, если эта оценка отличается от желаемой.Правильно сформировать самооценку в начальной школе возможно:- определяя единство субъективных и объективных факторов саморазвития и оценки личности; - реализуя учебно-воспитательный процесс на основах целеустремлённости, коммуникативности, преемственности и управляемости; - учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - развивая личностные качества младшего школьника в учебной деятельности на основе содержательного обогащения структурных элементов преподаваемых дисциплин; - при соблюдении и постепенной реализации трех этапов данного процесса: первоначального преобладания эмоционального элемента;- постепенного увеличения роли когнитивного и регулятивного элементов; - дальнейшего углубления самооценки через расширение информативного поля за счет усиления собственной оценочной деятельности и оценок, принятых со стороны.Список использованной литературыАгапов, В.С. Сущностная характеристика Я-концепции. Учебно-методическое пособие. / В.С. Агапов. - М.: МГСА РПО, 2001.Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. - М., 2009. - 119 с. Баркова, Н. П. Изучение самооценки младших школьников / Н. П. Баркова, Н. И. Аркаева // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 148-153.Бернс, Р.Я. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности / Р.Я. Бернс. - Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003. - 656 с.Бороздина, Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. - М.: ООО «Проект - Ф», 2001. - 204 с.Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2009. - 144 с.Джемс, У. Научные основы психологии / У. Джеймс. - СПб, 2003.Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427.Игнатенко, А.В. Формирование оценки и самооценки младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Игнатенко // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. – 2017. – С. 458-461.Кислицкая, Л.А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению / Л.А. Кислицкая. - М.: МГППУ, 2016. - 320 с.Комлик, Л.Ю. Особенности самооценки у современных детей младшего школьного возраста / Л.Ю. Комлик, Н.М. Копылова, А.С. Нестерова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 10-2. – С. 341-343.Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 291 с.Леонтьев, А.Н. Современная психология / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Московский Университет, 2019. - 288 c.Мазуренко С. В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. URL: http://region56.ucoz.ru/load/razvitie_uchebno_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_na_urokakh_muzafarova_s_b/5–1–0–182 (дата обращения: 19.12.2021).Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.Методика «Лесенка» - https: // sch2026v .mskobr.ru / files / metodika_lesenka.pdf (дата обращения: 19.12.2021).Методика «Нарисуй себя» - https://pandia.ru/text/80/076/52465.php (дата обращения: 19.12.2021).Нельсон, Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у дошкольников и младших школьников / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2017. – №1. – С. 25-31.Педагогические условия формирования личностных самооценочных позиций младших школьников во внеурочной деятельности. - http://novaum.ru/public/p1442 (дата обращения: 19.12.2021).Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. - 192 c.Топилина, И.И. Факторы и условия формирования познавательной самооценки младших школьников / И.И. Топилина // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - №2. – С. 220-223.Троицкая, И. Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И. Ю. Троицкая, Т. Н. Петрова // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 207-209.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).Формирование самооценки младших школьников во внеурочной деятельности. - https: // spravochnick.ru / pedagogika / formirovanie_samoocenki_mladshih_shkolnikov_vo_vneurochnoy_deyatelnosti/ (дата обращения:19.12.2021).Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 383 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!