Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теоретические основы развития творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом в театральной студии

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
3660969

500 руб.

Просмотров
621
Размер файла
96.8 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеАктуальность исследования. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека Все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В связи с чем творческие способности подростка, их развитие – одна из важнейших задач воспитания. Подростковый возраст – это переходный момент от детства к взрослой жизни. Этот возраст – один из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Именно в этот период происходит закладывание основы основных черт характера, стилей поведения, привычек, жизненных ориентаций и многое другое. Таким образом, от успешности прохождения этого этапа отчасти зависит и дальнейшая взрослая жизнь человека. Творческие способности подростков, связанные с нахождением новых способов выполнения деятельности, с созданием чего-то нового, оригинального. Развитие творческих способностей у подростков предполагает под собой формирование важных умственных и практических действий в виде определенных умений, таких как: умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, думать, самостоятельно выдвигать и решать новые задачи, развитие образного мышления и представления, воображения, восприятия. Одним из незаменимых средств формирования творческих способностей является занятие театральной деятельностью в рамках театральной студии в системе дополнительного образования. Сложившаяся в России система дополнительного образования подростков обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей подростков. Занятия театром способствуют всестороннему раскрытию дарований подростка, благодаря синтезу искусств и богатству средств воздействия, а также актуализации его индивидуального опыта в общекультурном и индивидуальном развитии и самосовершенствовании. Это делает театральное творчество массовым, что позволяет вовлекать подростков и подростков в активную деятельность разнообразных художественных коллективов. Развитие творчества у подростков является важным не только потому, что задачей современного образования является формирование творческой личности, но и потому, что человек, который умеет мыслить творчески, в нестандартных ситуациях всегда найдет выход, такому человеку будет легче адаптироваться в жизни. Быстрые темпы развития общества, характерные для последних лет, необходимость поиска путей выхода нашей экономики из упадка, внедрение новых технологий – все это требует коренных изменений в системе управления производством, использования производственных ресурсов с учетом творческих возможностей личности. Только творческая личность, способная создавать, управлять, предлагать новые теории, новые технологии, новые направления развития, находить пути выхода из сложных нестандартных ситуаций. Поэтому обеспечение каждому человеку возможности использования своего творческого потенциала является одной из главных задач как общеобразовательных, так и внешкольных учреждений. О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, С.Я. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и многие другие педагоги и психологи считают, что творчество не является врожденным качеством личности, а развивается поэтапно под воздействием целенаправленного воспитания и обучения. Творчеству можно научить и следует учить. Проблема развития творческих способностей широко представлена в теории многими авторами, среди которых Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Н.Н. Поддъяков, О.В. Талалаева Ю.Г. Тамберг и др. Н.В. Рождественская и А.В. Толшин, исследуют природу актерской импровизации. Изучив литературу, научные публикации, диссертационные работы и проанализировав различные подходы к развитию творческих способностей подростков посредством дополнительного образования, было определено, что и в теоретическом, и в практическом плане, тема широко представлена в многочисленных исследовательских работах. Но на практике, недостаточно используются возможности формирования творческих способностей подростков с помощью театральной деятельности. Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью развития творческих способностей подростков в условиях театральной студии и необходимостью поиска новых теоретических и практических разработок по организации данного процесса в соответствии с модернизацией системы образованияЦель работы: развитие творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом в театральной студии. Объект исследования: развитие творческих способностей подростков. Предмет исследования: процесс развития творческих способностей подростков во время работы над мюзиклом в театральной студии. Гипотеза: формирование творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом в театральной студии будет успешным, если: - теоретически обоснована сущность и специфика формирования творческой активности подростков в театральной студии; - учтены индивидуально-психологические особенности подростков; - использованы эффективные театральные средства, формы и методы в работы над мюзиклом с участием подростков. Задачи исследования: Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи: 1. Рассмотреть особенности развития творческих способностей подростков. 2. Проанализировать специфику развития творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом. 3. Организовать и провести экспериментальное исследование развития творческих способностей в процессе работы над мюзиклом в театральной студии. 4. Провести анализ результатов экспериментального исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической литературы и ее аналитическая обработка, тестирование. Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные выводы и рекомендации могут быть использованы с целью разработки технологий выявления сформированности творческих способностей у подростков, а также с применением предложенных форм и методов работы в деятельности творческих театральных коллективов.База исследования. Практическая часть исследования проходила на базе Центрального Дома Актера им. А.А. Яблочкиной. В исследовании приняли участие 22 подростка в возрасте 13-16 лет. Структура и объем. Структура работы соответствует логике исследования и состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом в театральной студии1.1. Особенности развития творческих способностей подростков Развитие творческих способностей подростков –серьезная и интересная задача, которая стоит перед родителями и педагогами. В наше время наличию творческих способностей у подростков, их возможности мыслить интересно и оригинально, уделяется большое внимание. Далее, специалисты, которые умеют мыслить «креативно», нестандартно, востребованы практически во всех профессиональных сферах – от разработки сложных программных продуктов до дизайна помещений и зданий [7]. Современное состояние общественного развития, динамические изменения во всех сферах человеческой деятельности обусловливают растущую потребность общества в формировании творческой личности с высоким уровнем интеллектуального развития, креативных возможностей, способной к созданию и усвоения инноваций в любой отрасли. Решение этой важной задачи возложено, прежде всего, на систему общего и дополнительного образования, что требует принципиально новых подходов к обучению, воспитанию и подготовке к самостоятельной жизни подрастающего поколения, постоянного обновления форм и методов обучения с целью более эффективного влияния их на развитие творческой личности подростка [17]. Подростковый возраст – это особый период развития ребенка, который является своего рода переходом от беззаботного детства к взрослой жизни. В психологии такое понятие, как подростковый возраст, охватывает период с 12 до 17 лет. На протяжении всего этого времени ребёнок растёт, меняется физически и психологически, обретая новые возможности и становясь всё более подготовленным к взрослой жизни. Однако, несмотря на значительно возросшую самостоятельность, это всё ещё дети, которые нуждаются в воспитании и поддержке [13]. Активная социализация личности подростка приходится на период обучения в школе. Нам известно из возрастной периодизации Л.С. Выготского, что 8-13 лет, это подростковый возраст, в котором выделяется один из острых кризисов детского развития – это кризис 13 лет. В кризисе тринадцати лет происходит переосмысление ребёнком себя, своего идеала поведения, своей социальной роли в обществе. В этом возрасте появляется недоверие ко всем взрослым, из-за появившегося конфликта [8]. У ребёнка приобретается чувство взрослости вследствие резкого роста организма и полового созревания, а действительная социальная роль ребёнка не изменилась – школьник. Последствиями конфликта служат такие реакции ребёнка, как группирование со сверстниками, отказ от общепринятых норм и правил. «Этому возрасту присущ максимализм, категоричность в суждениях, что часто приводит к осложнениям в отношениях воспитателя, педагога и подростка» [7]. Именно в этот период помощь взрослых (педагогов) и творческих коллективов, как средства организации познавательного досуга в процессе социализации подростку важна и необходима. Результатом социализации является творчество, как способность индивида, в нашем случае, подростка «реализовывать свой духовно культурный потенциал в процессе общей с другими людьми деятельности [25]. У подростков, в особенности подростков, недостаточно развито понимание традиционных ценностей, а также каких-либо идеалов. Подростки перестали общаться друг с другом посредствам «живого общения», на первое место вышли компьютеры, планшеты, электронные игры. Из-за недостатка «живого общения» и копирования правил поведения «компьютерных героев», у подростка формируется искаженное представление о взаимодействии с окружающим миром.В современной школьной жизни хватает стрессов, связанных с учебой, отношениями между учениками, учителями. Это не может положительным образом сказываться на творческом потенциале подростков, занимающихся в системе дополнительного образования. Творчество – процесс рождения нового, возникновения новых мыслей, чувств и образов, которые затем становятся регуляторами творческих действий. Вместе с тем творчество – это способность человека создавать новую реальность, удовлетворяющую различные общественные и личностные потребности. Общество в целом и каждый его член в частности являются при этом субъектами творческой деятельности. По мнению академика В. Вернадского, именно благодаря своей продуктивной работе и творческой мысли человечество осуществило переход от биосферы к ноосфере («ноос» с греч. – «разум») [5]. Человеческое творчество – явление сложное, многогранное и противоречивое, что охватывает множество сфер бытия. С.Л. Рубинштейн понимал под способностями сложное системное образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек был бы неспособен к определенной конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности. Но творческих достижений творческие способности - сами по себе не гарантируют. Для их достижения необходим некий «двигатель», который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимы желания и воля, нужна «мотивационная основа» [17]. На формирование личности подростка влияет много факторов, среди которых видное место занимает культура и искусство. Постепенно знакомясь с культурным наследием человечества, подросток приобщается к ее ценностям, обогащает свой жизненный опыт, имеет возможность творчески применять полученные знания в присущих ей видах деятельности. Соответственно, развивается воображение, мышление, коммуникативные навыки, умение понимать другого и тому подобное.Музыка, художественное слово, театральное искусство, театр становятся для подростка источником переживания радости, открывают ему искусство, обеспечивают богатство впечатлений. В. Сухомлинский отмечал: «Каждый ребенок не только воспринимает, но и рисует, творит, создает. То, как ребенок видит мир, – является своеобразным художественным творчеством. Образ, который воспринял и одновременно создал ребенок, несет в себе яркую эмоциональную окраску. Подростки переживают бурную радость, воспринимая образы окружающего мира и прибавляя к ним что нибудь из фантазии. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд духовного творчества» [16]. Понятие «творчество» широко используется в повседневной жизни и в научной литературе. Однако существуют трудности относительно его значения. К основным понятиям «творчеству» относятся следующие: Творчество – это деятельность человека, в которой он создает новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания; Творчество является высшей формой активности и самодеятельности человека. Творчество – это сугубо человеческая деятельность; это не только создание общественно значимого продукта, творчеством можно назвать все те «открытия», которые человек делает лично для себя; творческими почти все психические процессы, за исключением, может, автоматизированных действий; Анализируя приведенные определения, делаем вывод, что творчество – это человеческая деятельность, в процессе которой личность, удовлетворяя потребности в реализации своих способностей, создает новые знания, объекты, схемы поведения, делает собственные «открытия». Наряду с понятием «творчество» употребляется и «креативность». Креативность рассматривается учеными как характеристика творческого потенциала личности. «Креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, что составляет достаточно устойчивую характеристику личности». Следовательно, понятие «творчество» и «креативность» характеризуют личность [4]. Как указывает В.Ф. Паламарчук, творчество является напряженной работой, предтечей которого является долгое время накопления впечатлений об окружающем мире, восприятия, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним [8]. Для нашей работы представляют интерес исследования представителей направления, которые говорят о том, что творчество – процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и образовывается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются творческие способности человека, черты творческой личности. (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова, В.С.Кузина). В творчестве у подростка развиваются такие важные характеристики, как [17]: - Скорость мысли – способность к генерации максимального числа идей. Фактически – количество идей, возникающих за единицу времени; - Гибкость мышления – способность легко переходить от полярных по смыслу явлений одного класса к другому. В процессе творчества необходимо уметь гибко менять стратегию и тактику творческого поиска, переключаться с одной идеи на другую, уметь переносить идеи с одного объекта на другой и быть готовым до получения парадоксального решения; - Оригинальность – способность формировать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых; - Смелость – способность воспринимать решения в ситуациях неопределенности; - Любознательность – открытость и интерес к более глубокому изучению отдельных видов детской деятельности: театральной, музыкальной, театральной, литературной и тому подобное.В методической литературе упоминается еще одно понятие, связанное с творчеством, – творческие способности. Творческие способности – это «...способность удивляться, познавать, умение находить выход из нестандартных ситуаций; это направленность на открытие нового и способность глубокого осознания» [3]. Творчество во многом определяется умением по-разному выражать свои чувства и представления об окружающем мире. Для этого следует научить подростка видеть предмет с разных сторон, уметь, учитывать разные признаки предмета, создавать образ. Необходимо, чтобы подросток не только свободно фантазировал, но и направлял свою фантазию, творческие возможности на решение различных задач. Этапами развития творческих способностей считают: первый уровень – репродуктивный, предполагает прямое воспроизведение знаний и способов деятельности, когда подросток распознает учебную информацию, может ее описать, дать готовое определение, применить ранее усвоенные способы деятельности, выполнить задание по образцу [11]. Здесь срабатывают преимущественно факторы механической памяти, соответственно уровень сформированности творческих способностей минимален. Второй уровень – конструктивный. Он предусматривает уже не воспроизведение, а преобразование приобретенных знаний. Наблюдается перенос известных способов умственных действий в похожие по типу учебные ситуации. При этом происходит не просто накладка одной задачи на другую, а развивается конструктивная способность к аналитико-синтетической деятельности. Третий уровень определяется творческим характером деятельности подростков, ребенок творчески применяет знания в новых нестандартных ситуациях. Существуют различные трактовки феномена творчества, его природы, объективной основы, структуры творческого процесса, информации о формировании творческих способностей человека. Учеными рассматривается творчество как «активность», «деятельность», «процесс», «вид деятельности», «тип деятельности», форма и т.д. Все эти стороны отражаются в понятиях: творческое начало, творческий потенциал, творческие способности, творческие возможности, творческое мышление, творческая активность, творческое отношение, творческая деятельность, творческая работа, творческая личность. Творчеству нужно учить. Способности – это одаренность в развитии. Согласно концепции креативности Дж. Гилфорда к творческим способностям мы относим [18]:- способность к обнаружению и постановки проблем; - способность к выражению большого числа идей; - гибкость – способность к высказыванию различных идей; - оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; - способность усовершенствовать объект, добавляя детали; - способность решать проблемы, то есть к анализу и синтезу. Современному обществу нужна творческая и активная личность. Талант и творческая одаренность любого человека становятся сейчас столь актуальной, что сейчас это становится проблемой века. Индивидуальные творческие способности классифицированы В. Андреевым в его книге «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности». Это такие творческие способности, как: - мотивационные (стремление творческих достижений, эмоциональность, радость открытия); - интеллектуально-эвристические (фантазии, генерирование идей и гипотез, ассоциативное мышление, критическое мышление); - самоорганизационные (рациональное планирование своей деятельности, самоконтроль, исполнительность); - коммуникативные (использование творческого опыта других, отстаивание собственных идей, сотрудничество).Заботясь о развитии творческих способностей, педагогу необходимо добиваться повышения наблюдательности, представления, памяти, мышления, самостоятельности, определяющих структуру творческих способностей [8]. Поколению XXI века суждено жить в информационно насыщенном мире, который постоянно подвергается динамическим изменениям, поэтому современному ребенку необходимо иметь, кроме необходимых знаний, еще и достаточный уровень жизненной компетентности, чтобы не только адаптироваться в этом мире, но и полноценно самореализоваться в нем. Для этого необходимы не только глубокие профессиональные и общие знания, но и широкий кругозор, развитый интеллект, коммуникативные способности. По мнению ученых, основными характеристиками инновационной личности являются: - Открытость новому опыту; - Внутренняя свобода; - Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость; - Адекватная самооценка; - Рефлективность; - Спонтанность; - Позитивное мышление; - Инновационный потенциал личности [14]. Развитие творческих способностей способно помочь подростку получить необходимый уровень знаний и сформировать такие личностные качества, которые помогут ему стать активным и конкурентоспособным членом общества, счастливым человеком, не просто найдет свое неповторимое место в жизни, но станет успешной в нем.1.2 Специфика развития творческих способностей подростков в процессе работы над мюзикломДля начала нужно разобраться в самом понятии «мюзикл». Мюзикл представляет собой музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложным для восприятия художественными средствами. Мюзикл появился еще в начале 20-ых годов, но официальной датой зарождения жанра принято считать 31 марта 1943 года, когда на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Оклахома!» О. Хаммерстайна и Р. Роджерса. Сначала новая постановка была воспринята, как классическая «американская музыкальная комедия», но публика и критики восприняли его как новацию, как новое слово в театре. Тогда, авторы, вдохновленные успешной премьерой спектакля, предложили новый термин, соответствующий новой постановке – musical play (музыкальный спектакль), или the musical (мюзикл). Так началась новая эпоха в истории сначала американского, а потом и мирового театра, которую прославили такие известные композиторы, как Р. Роджерс, Дж. Гершвин, Дж. Герман, Э. Ллойд- Уэбер, Л. Бернстайн, и др. Родиной мюзикла по полному праву считается американская культура. Для начала нужно дать историческую характеристику всему театральному и сценическому искусству, которой обусловлено развитие интересующего нас жанра. Истоки формирования театральной реальности этой страны можно проследить еще с переселения на материк выходцев из Европы. Ядро будущего национального единства составили пуритане (лат. purus – «чистый»). Приверженцы «очищенной» религии, в первую очередь - английские протестанты XVI-XVII веков, которые считали, что во времена английской Реформации нужно было принимать более решительные действия в деле реформирования доктрины и структуры церкви. Пуритане являлись сторонниками той идеи, что церковь необходимо очищать от разного рода «наслоений», будь то излишние украшения или оргАны, пышные церковные облачения и др. Основные принципы их мировоззрения были заложены швейцарским реформатором Кальвином. Нетерпимый нрав пуритан и невозможность их существования в католическом мире вынудили их эмигрировать. Часть отправились в Голландию, а другая часть – на знаменитом корабле «Мэйфлауер» в будущие Соединенные Штаты Америки, на тот момент – в Новую Англию. Здесь, в Новом Свете, пуритане мечтали построить новое государство, отвечающее их представлению социально-экономическому укладу, который в свою очередь очень тесно и неразрывно связан с их религией. В их глазах жизнь на новой земле фактически значила разрыв с римской церковью, но и со всей культурой Западной Европы, которая во все времена неразделимо была связана с католицизмом. Важно отметить, что тех переселенцев, которые прибыли на новые земли, можно отнести к разряду особенно «непримиримо» настроенных. И до поры до времени, они имели возможность в абсолютно «чистых» условиях осуществлять свое намерение на построение нового пуританского государства. И, даже уже когда идея пуританства изжила сама себя, то духовное наследие, которое привезли с собой переселенцы на «Мэйфлауэре», еще долго продолжало оказывать влияние на жизнь Соединенных Штатов. Что касается искусства, то в мировоззрении пуритан ему отводилось далеко не первое место. Это была непозволительная роскошь в молодой стране, которая собирала силы для установления демократического республиканского строя. Любое проявление «земной красоты» в понимании пуритан было прямой угрозой новому, не устоявшемуся еще общественному строю. Бойкот в Новой Англии был объявлен всему светскому искусству, сюда входили беллетристика, внекультовая музыка и театр (который вообще был назван «храмом дьявола»). Культурные, в частности – музыкальные, веяния Старого Света обходили Новую Англию стороной. Так, опера, которая в это время в Европе являлась одним из самых любимых и популярных музыкальных жанров у публики и самым важным в развитии музыкального мира в целом, абсолютно не существовала в молодой Америке. Здесь не было широкого представления об опере, не возникало вопроса о каком-то знакомстве с произведениями европейской музыки, и от этого не шло и речи о формировании оперной или музыкально американской школы. Можно сказать, что американские колонии были просто изолированы от тех процессов, которые происходили в это же время в музыкальной жизни в Европе. Абсурдно предполагать, что в новом мире, где театр являлся «храмом дьявола», а гонения на артистов можно приравнять к средневековой охоте на ведьм, была возможность соприкоснуться с музыкальным миром Старого Света. Музыкальное разнообразие американских колоний XVII века имело только две разновидности. Либо это были так называемые «елизаветинские баллады» - деревенский английский фольклор, привезенный в новую страну представителями третьих сословий. Естественно, переселенцы этой прослойки, которых было огромное количество, брали с собой в новый мир то, что было им близко, знакомо и традиционно – это материальные и духовные ценности, характерные для этого сословия. Вторым типом, в пуританских условиях была, естественно, церковная музыка. Музыка на этом этапе чаще всего была церковной, распространеннейшим жанром являлись хоралы, а заказчиками – церковные хоры. Это логичное формирование музыкальной истории любой страны. Народное песни и церковные хоралы – первое, что создается в только что возникшей стране. Но крайне необычен тот факт, что со временем церковный хорал принимает на себя функции светской песни. Так как церковь являла собой не только религиозный, но и общественный и светский центр, хоралы продолжая быть элементом богослужения, одновременно приобрели широчайшее распространение в быту.В это же время параллельно развивался фольклор афроамериканских рабов, которые одновременно с пуританами обживались на новом материке. Сначала это были эстрадные негритянские песни, позднее – хоровые спиричуэлс, еще позже предвестники джаза – блюз, рэгтайм, джаз-бэнд. Параллельно американские негры проявляли дарования и в танцах, в драматическом исполнительском искусстве, поэзии. Уникальная музыкальность и музыкальное чутье афроамериканцев признаны во всем мире. Их музыкальная восприимчивость поражала европейских мореплавателей в путешествиях по миру. Путеводные заметки разных веков и разных путешественников описывают хоры из огромного количества афроамериканцев, которые играли на инструментах, пели и танцевали. Созданные ими музыкальные произведения можно отнести к мировому достоянию. В чем истоки такой редкой музыкальной одаренности? Все исследовали сходятся на том, что среди африканских негров музыка имеет универсальное распространение, что она сопровождает все формы труда и быта местного населения, что африканец мгновенно воплощает в музыкальные звуки любое действие, в котором таятся ритмические возможности. Для негра музыка – это не элемент быта, а сам быт. В таких исторических условиях началось формирование американской музыкальной традиции. Итак, театр в США развивался как бы вне официальной идеологии. Отсюда и идет его развитие резко отличное от европейского театра, где еще во времена Просвещения театр играл роль ведущего из искусств и предназначенный для высшего сословия. В Америке же театр исполнял скорее сугубо развлекательную роль, он был бездумным развлечением для непритязательного и не разбирающегося в искусстве зрителя. От этого и развивались его самые простые и грубые формы, не отягощенные лишней информацией. Также, в США продолжали переселяться эмигранты из Европы. Среди них, конечно же, были актеры, музыканты, танцовщики. Но представители творческих профессий не самого высокого уровня, которые не смогли добиться успеха и признания на родине. В XIX веке на территории США был развит вид бродячих трупп, состоящих из небольшого количества актеров. Малое количество определяло специфику их выступлений – чаще всего это были небольшие комические номера, танцевальные зарисовки и разного рода скетчи. Также необходимостью для этих трупп была «местная специфика» США – это негритянский фольклор, который был уже широко распространен по всей территории страны и был на тот момент уже частью культуры. Таким образом, уже к приблизительно к середине XIX века сформировались чисто американские театральные жанры, отличавшиеся от европейских. Одним из таких жанров, из которого в дальнейшем родится мюзикл, является менестрельный театр, который складывался в рамках американской легкожанровой эстрады. Из себя менестрель представлял небольшие комические сценки, исполняемые белыми актерами, загримированными под негров. И окарикатуренное негритянское произношение, и комические жесты, как бы повторяющие танцевальные движения негров, наконец, своеобразная музыка, исполняемая на скрипке, банджо, тамбурине и костяных кастаньетах – все это было забавно, экзотично, оригинально. Менестрели вошли в американский быт и по праву считаются одним из самых ярких элементов колорита Америки XIX века. Такую популярность менестрелей заключалась в психологии американцев того времени – состоятельные мещане нашли очередную форму высмеивания рабов с южных плантаций, чей быт, привычки и поведение резко отличались от существовавших норм и не понимались высшими слоями. В дальнейшем из менестрелей родится джаз. Именно поэтому можно считать, что этот жанр сыграл особую и важную роль в дальнейшем формировании музыкального и театрального искусства США. Свою популярность театр менестрелей утратил приблизительно к 1870 годам, просуществовав на эстраде около 30 лет. Но за это время этот жанр сумел сделать очень важную вещь – появилось влияние афроамериканской культуры на умы американцев, которые этого не осознавали.Также свои корни мюзикл берет в таких жанрах, как водевиль, бурлеск и оперетта. После триумфа мюзикла «Оклахома!» на Бродвее, в буквальном смысле, был запущен «конвейер по производству мюзиклов». На протяжении 50- х годов, американский мюзикл обретает определенную зрелость – границы жанра приобретают устойчивые формы, тематика мюзиклов расширяется за счет классических литературных произведений. Именно в это время создаются мюзиклы, которые сейчас можно назвать классикой этого жанра – «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1956 г.), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1957 г.), «Звуки музыки» Р. Роджерса (1959 г.). Особо следует отметить, мюзикл «Волосы» Гальта Мак-Дермота, в котором впервые на мюзикловой сцене зазвучала рок-музыка. Постановка возникла в период, когда движение хиппи достигло своего высшего пика. Но тем не менее, тяга американской публики к традиционному мюзиклу оказалась сильней и так называемые «голые шоу» не смогли соперничать с лучшими образцами традиционного мюзикла. В 1971 г. выходит мюзикл «Иисус Христос - суперзвезда», в бродвейский театральный мир врываются имена англичан - композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Своеобразное «Евангелие от хиппи» привлекло колоссальное внимание общественности, авторы и постановщики получали обвинения в богохульстве, но самый главный бродвейский аргумент – деньги – были на их стороне. В 80-е и 90-е года начинается активное развитие мюзиклов в Европе и европейские постановки очень быстро с успехом перебираются на бродвейскую сцену. В наши дни мюзикл достиг своего расцвета, постановки идут безостановочно, это один из самых кассовых жанров современного театра. Не менее популярны сценических постановок голливудские фильмы по знаменитым мюзиклам, которые удостаивались высоких кинонаград. В США это уже привычный отработанный десятилетиями механизм, который приносит постоянный огромный доход. Каждый год на сценах бродвейских театров возобновляются постановки уже ставших классикой мюзиклов, такие как «Mamma Mia!», «The Phantom of the Opera», «The Lion King», «Chicago», «Les Miserables»; запускаются новые - для детей по знаменитым сказкам, например мюзикл «Wicked» - приквел к сказке «Волшебник Страны Оз»; те, которые вышли сравнительно недавно, но собирают полные залы – «Aladdin», «Blue Man Group», «Hedwig and the Angry Inch», «Finding Neverland», «Doctor Zhivago», «An American in Paris». На современном этапе развития театра в целом, мюзикл можно назвать самым своеобразным, сложным и всеобъемлющим жанром, в котором нашли свое отражение практически все виды искусства, когда-либо существовавшие. Развитие любой способности несет в себе ряд воспитательных эффектов: создается возможность для воспитания воли, развиваются гуманистические ценности, социально значимые потребности. В этом плане занятия искусством влияют на развитие эмоционально-волевой сферы подростка, так как в процессе художественной деятельности происходит приобщение к миру искусств, воспитание на основе постоянных контактов с художественными и нравственными ценностями, выраженными в искусстве. Также необходимо подчеркнуть, что занятия театральным искусством «способствуют развитию творческих способностей, самоактуализации, укрепляют адаптивные механизмы психики» [11]. Театральное искусство, в частности мюзикл, будучи искусством действия и взаимодействия, позволяет формировать эмоциональную сферу личности подростка. Педагогам, работающим с подростками, необходимо учитывать особенности возраста и понимать, что способности проявляются только в деятельности, они должны развиваться в целенаправленном процессе. Таким процессом может быть обучение подростка и развитие его способности к импровизации через определенные умения и навыки.Импровизационное умение является сложным действием, которое развивается тогда, когда субъект на достаточном уровне владеет операциями, связанными с видами деятельности, проявляющимися в импровизации (коммуникативная, творческая, поведенческая), и формируется с помощью ряда навыков. Импровизационное умение может рассматриваться как: спонтанное, непосредственное, коммуникативное, творческое действие в короткий промежуток времени для создания нового на основе опыта и воображения. В свою очередь, исходя из понимания видов сценической импровизации (спонтанной и структурной), мы сформулировали определение сценических импровизационных умений – это действия актера по созданию сценического образа и сочинения собственного художественного текста на заданную тему в структурной импровизации или на свободную тему в спонтанной импровизации, выполняемые без предварительной подготовки. Таким образом, театр и театрализованная деятельность является мощным средством формирования гуманистических, духовных и личностных качеств подростков, в том числе коммуникативных навыков.Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческих способностей в процессе работы над мюзиклом в театральной студии2.1. Организация и проведение экспериментальной работы по развитию творческих способностей подростков в работе над мюзикломПрактическая часть исследования проходила на базе Центрального Дома Актера им. А.А. Яблочкиной. Развитие творческих способностей в театральных студиях имеет определенные традиции. Многие педагоги театральных студий, работающие с подростками, отразили свой опыт работы в публикациях различного рода. Уровень развития творческих способностей зависит от индивидуальности каждого подростка. Экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Цель констатирующего эксперимента – диагностика уровня развития художественно-творческих способностей подростков. В соответствии с целью, определены задачи констатирующего эксперимента: – проанализировать и выделить те методики, которые позволят диагностировать развитие творческих способностей подростков; – выявить уровни развития творческих способностей подростков в системе дополнительного образования. Для того чтобы провести исследование мы выбрали следующие методики: 1. Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности». Диагностика по методике Дж. Брунера; 2. Тест «Креативность» (автор Вишнякова Н.); 3. Методика Г.Дэвиса (определения творческих способностей подростков). Опросник Дж. Брунера «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей)» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. Джером Брунер рассматривал мышление как перевод с одного языка на другой. Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода: предметно-образный (практический), предметно знаковый (гуманитарный), предметно - символический (операторный), образно-знаковый (художественный), образно-символический (технический), знаково-символический (теоретический). Выделяются следующие факторы мышления: практичность – теоретичность; гуманитарность — техничность; художественность — операторность; конкретность — абстрактность. Тест «Креативность» позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа "Я - реальный" и представление об образе "Я-идеальный". Сравнение двух образов креативности "Я-реальный" и "Я-идеальный" позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности. Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей подростков. Проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Все испытуемые легко шли на контакт. Наблюдалась положительная атмосфера, у всех подростков было хорошее настроение. Если у респондентов возникали какие - то вопросы по поводу заполнения опросников, они обращались к экспериментатору, который оказывал им помощь. Результаты опросника «Определение типов мышления и уровня креативности» диагностика по методике Дж. Брунера представлены в таблице 1: Таблица 1 – Процентные результаты опросника «Определение типов мышления и уровня креативности» диагностика по методике Дж. Брунера Уровень развития творческих способностейКол-во подростковВысокий 25% (8 человек)Средний 56% (18 человек)Низкий 19% (6 человек)Как видно, из выше представленной таблицы 25% испытуемых показали высокий уровень развития креативности. Высокие показатели по данному аспекту могут свидетельствовать о том, что подростки данного уровня развития могут представить предметы в пространстве и времени, могут превращать мысли в конструкции. Так же 56% подростков - имеют средний уровень. 19% подростков показали низкий уровень. Методика «Креативность» (автор Вишнякова Н.) была проведена полностью, но для чистоты эксперимента был взят, ведущий для данной работы, индекс творческого мышления, по которому был выявлен уровень развития творческих способностей, за основу взяты показатели «я - реальный» и «я - идеальный». Результаты выполнения заданий, полученные по методике «Тест «Креативность» (автор Вишнякова Н.)» сведены в таблицу 2. Таблица 2 – Процентные результаты методики «Тест «Креативность» (автор Н. Вишнякова)»Уровень развития творческих способностейКол-во подростковВысокий 16% (5 человек)Средний 53% (17 человек)Низкий 31% (10 человек)Как видно, из выше представленной таблицы 16% испытуемых показали высокий уровень развития творческих способностей. Подростки данной группы имеют высокую чувствительность к проблеме, способности к воссозданию недостающих деталей, в беглости мысли, в дивергентности мышления (не следовать по стандартному пути). Средний результат показали 53% подростков. Средний уровень выражается в наличии чувствительности подростка к проблеме, в стремлении выйти за рамки стандартного мышления и попытках воссоздания недостающих деталей. Низкий уровень представили 31% подростков. Подростки данной группы имеют низкую чувствительность к проблеме, неспособности воссоздания недостающих деталей, стандартностью мышления. В таблице 3 представлены результаты, полученные по методике Г.Дэвиса (определения творческих способностей подростков). Таблица 3 – Результаты методики Г. Дэвиса (определение творческих способностей подростков) Уровень развития Кол-во подростковВысокий 37% (12 человек)Средний 46% (15 человек)Низкий 17% (5 человек) Следуя данным таблицы, высокий уровень развития творческих способностей по методике Г. Дэвиса показывается у 37% подростков. Подростки данной группы характеризуется способностью подростка генерировать большое количество идей, проявлять активность и заинтересованность в творческой деятельности, предлагать оригинальные, нестандартные идеи, действовать в неструктурированных условиях и защищать собственные идеи. 46% подростков имеют средний уровень. Подростки данной группы характеризуется способностью подростка предлагать несколько вариантов идей, попытками сгенерировать оригинальную идею, способностью заинтересоваться творческой деятельностью, приспосабливаться к неструктурированным условиям. 17% подростков показали низкий уровень развития творческих способностей. Данные подростки не способны предлагать разные варианты идей без внешней стимуляции, опираются на стандартные и проверенные знания, имеют недостаточную мотивацию к творческой активности. Для диагностики текущей сформированности творческих способностей подростков мы разработали систему компонентов сценического импровизационного умения. Выделяются следующие компоненты сценического импровизационного умения: коммуникативный, поведенческий, продуктивный и нравственных установок. Каждый компонент может быть сформирован через определенный навык. Следовательно, навыки помогут нам сформировать импровизационное умение. Таким образом, можно выделить компонентный набор импровизационных умений: 1. Умения, связанные с самоконтролем: развитие памяти, концентрация и развитие внимания, навыки саморегуляции (контроль и управление мышечным напряжением и расслаблением), умение сосредоточиться; важна также степень развития органов чувств: осязания, зрения, обоняния, слуха. 2. Коммуникативные умения: управление речью, взаимодействие на сцене и воздействие на партнера. 3. Способность к эмпатии: вербальное и невербальное взаимодействие, «пристройки» к партнеру, эмоциональный контакт. 4. Умения и навыки публичного выступления. Таким образом, критериями сформированности импровизационного умения будут: спонтанное, эффективное общение, общение, в котором проявляется уверенность в себе партнеров общения, понимание эмоций партнера, сочувствие к его эмоциям, целостный художественный продукт, созданный в процессе импровизации. На основании выше рассмотренного нами была разработана таблица (см. табл. 4), включающая инструментарий (компоненты, критерии и показатели) оценки сформированности сценического импровизационного умения. Для определения уровня сценических импровизационных умений разработаны диагностические показатели, в которых каждый критерий, может быть проанализирован по степени выраженности: высокой, средний, низкий. Оценка показателей производится в баллах (0, 1, 2, 3, 4), в зависимости от степени их выраженности.Баллы по коммуникативному компоненту выставляются следующим образом: оценка 0 баллов – если подросток не может принять (понять) и передать информацию. Он не вступает в диалог. Не может ответить на простейшие вопросы. Не запоминает имен при знакомстве, не может повторить простейшее четверостишье. Оценка 1 балл выставляется, если подросток слушает партнера по диалогу, передает информацию, но с неточностями, переспрашивает условия задания. Он вступает в диалог, отвечает на вопросы, но односложно. Оценка 2 балла выставляется, если подросток самостоятельно инициирует общение. Он точно и достоверно передает и получает информацию. Сам задает вопросы, выслушивает ответы и на основе ответов задает новые вопросы, но не может ответить на вопросы в образе героя литературного текста. Оценка 3 балла выставляется подростку тогда, когда он, прочитав фрагмент литературного текста, может выступать от имени героя и производит общение с другими от его имени. Оценка 4 балла, выставляется тогда, когда помимо выше указанных заданий, он мог легко вступать во взаимодействие, достоверно принимать и передавать информацию и взаимодействовать в диалоге в условиях незаданного сюжета, то есть включается в спонтанную импровизацию. Поведенческий компонент оценивается следующим образом. Оценка 0 баллов выставляется тогда, когда подросток не уверен в себе, что выражается в невозможности скрыть волнение. Он не может сконцентрировать внимание на другом человеке – партнере по общению, неадекватно реагирует на замечания: замыкается в себе или, наоборот, отвечает. Оценка 1 балл выставляется подростку в том случае, если он, ощущая волнение (сбивчивость речи, чрезвычайная активность или, наоборот, заторможенность в поведении) все-таки находит силы его побороть. Однако самостоятельно взять на себя инициативу в диалоге, в импровизации он не может.Оценка 2 балла выставляется тогда, когда подросток проявляет уверенность в диалоговом общении, берет на себя инициативу в ведении этого диалога, помогает другим, если те не находили возможности вступить в диалог. Такой подросток адекватно реагирует на замечания педагога и товарищей по игре, стараясь исправить допущенную ошибку. Оценка 3 балла ставится, если подросток, принимая на себя роль литературного героя, эмоционально реагирует на обстоятельства в его образе. Такой подросток не ищет поддержки у педагога, а действует самостоятельно. Оценка 4 балла выставляется в том случае, если подросток уверенно чувствует себя в ситуации свободного спонтанного общения, владеет умением считывать эмоциональную ситуацию того или иного события, при случае изменить ее с негативной на позитивную. Он помогает партнерам по игровой ситуации выйти из затруднительного положения. Нравственные установки оцениваются следующим образом. Оценка 0 баллов выставляется, если подросток не понимает эмоционального отношения к себе другого человека – партнера по сцене, не проявляет эмоционального отношения к другому человеку. Оценка 1 балл выставляется тогда, когда подросток не придает значения поступкам и словам партнера по общению, но прислушивается к замечаниям педагога. Оценка 2 балла выставляется тогда, когда подросток понимает эмоциональное отношение к себе и отношение к другому и действует в соответствии с этим. 3 балла выставляется подростку тогда, когда он может считывать настроение другого актера, находящегося в образе определенного театрального героя. Он может менять свое настроение в зависимости от эмоций и действий этого героя. Оценку 4 балла подросток получает тогда, когда понимает эмоциональное состояние других людей, проникается их настроением, умеет понимать эмоциональное состояние другого. Он может быстро и оперативно (так, как это необходимо для спонтанной импровизации) изменить настроение с негативного на позитивное. Продуктивность оценивается следующим образом. Оценку 0 баллов подросток получает тогда, когда он не может включаться в импровизационные действия, отчего сам процесс импровизации не производится. Оценка 1 балл ставится тогда, когда подросток включается в творческую работу по импровизации. Оценку 2 балла подросток получает, если он включается в импровизацию и создает определенный художественный образ, но не развивает его, а выполняет только несколько тех или иных действий. Оценку 3 балла подросток получает тогда, когда создает художественный образ и действует от его лица в контексте спектакля или общей, групповой импровизации. Оценку 4 балла, подросток получает тогда, когда он свободно импровизирует без заранее выработанного сюжета или литературного материала. Полученные результаты распределяются по уровням сформированности сценических импровизационных умений следующим образом: 0-1 балл – низкий уровень, 2-3 балла – средний уровень, 4 балла – высокий уровень. Оценка сформированности сценических импровизационных умений у подростков представлена в Таблице 4. Таблица 4 – Оценка сформированности сценических импровизационных умений у подростков Компонент Критерии Показатели импровизационного умения1. КоммуникативныйСпонтанность общенияУмение легко вступать во взаимодействие2. ПоведенческийУверенность в себеУмение быстро реагировать на смену ситуаций, обстоятельств и партнеровЭмоциональная устойчивостьУмение выходить из одних эмоциональных состояний и входить в другие, диктуемые обстановкой.3. НравственныйСпособность к эмпатииУмение понимать отношения другого к себе.Умение понимать эмоциональное состояния другого4. ПродуктивныйСоздание художественного творческого продуктаУмение создать новый художественный продукт на основе опыта и воображенияЛичностная оценкаДемонстрация работы мысли (инвариантного поиска), чувство удовлетворения, духовный и эмоциональный подъем.Зрительская оценкаУдивление, активность, включенность, скачок интереса, эмоциональная отзывчивость, концентрация внимания, глубина запечатления, глубина сопереживания, повышение тонуса и настроения.Далее мы провели диагностику творческих способностей подростков по сформированности сценических импровизационных умений (далее СИУ). Результаты диагностики представлены в Таблице 5. Фамилия, имя Сценические импровизационные уменияОбщий балл (среднее значение)1 2 3 4Раева Анна 3 3 4 3 3,25Мотолова Таисия 1 2 3 2 2Морозова Влада 2 2 3 3 2,5Горобец Володя 1 3 3 2 2,25Корнюшенко Анна 4 5 5 4 4,5Багров Александр 4 4 4 3 3,75Горбов Григорий 3 3 3 3 3Таблица 5 – Сформированность сценических импровизационных умений Сергиенко Яна 2 2 3 2 2,25Семчук Валерия 3 3 3 3 3Виноградов Иван 4 4 4 4 4Плентайтите Софья 2 2 3 3 2,5Кирьянов Терентий 4 4 4 3 3,75Портнова Настя 3 3 4 3 3,25Шпартун Варвара 4 4 4 3 3,75Филиппова Мария 3 3 4 3 3,25Мищенко Вероника 2 2 3 3 2,5Большаков Андрей 5 5 5 5 5Плентайтис Егор 1 2 3 2 2Морозова Влада 2 2 3 3 2,5Сурина Даша 2 2 3 3 2,5Белик Олеся 4 4 4 3 3,75Ефремова Вера 3 3 4 3 3,25Результаты диагностики показывают, что большинство подростков показали средний уровень сформированности сценических импровизационных умений – 19 человек. Только трое подростков показали высокий уровень. Низкий уровень сформированности сценических импровизационных умений не выявлен. Полученные результаты четырёх методик были изучены и проанализированы, что позволило выделить три уровня развития художественно-творческих способностей у подростков: низкий, средний, высокий. Для наглядности, результаты трех методик сведены в сравнительную таблицу 6. Таблица 6 – Сравнительные результаты первичной диагностики уровня развития творческих способностей подростков Уровни развитияКоличество подростковВысокий 25%Средний 53%Низкий 22%Таким образом, данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, подтверждают актуальность темы данного исследования, а также показывают необходимость работы по развитию творческих способностей подростков. Анализ результатов констатирующего эксперимента, в ходе которого был изучен уровень развития творческих способностей подростков, дал нам определить содержание формирующего эксперимента, к которому мы сейчас переходим. В результате экспериментального исследования была организована работа по поставке мюзикла «Время полной луны» (сценарий в пр. Работа над мюзиклом проходила в несколько этапов: Режим занятий: занятие 3 часа 30 минут с перерывом. Занятие проводится раз в неделю. одновременно с воспитанниками среднего (младшего состава) и старшими подростками, так называемыми «кураторами», которые уже овладели импровизационным умением на достаточном уровне. Группа воспитанников, прошедших подготовительный этап обучения, разделяется на подгруппы (по 5-7 человек) приемом «случайного деления на группы». Дата и время спектакля назначается за месяц до премьеры по стадии готовности поставленного произведения. Содержание занятий по подготовке спектакля-импровизации: Ученики предварительно знакомятся с литературным материалом мюзикла, после чего в студии проходит читка литературного произведения и его обсуждение. На следующем этапе происходит распределение ролей. Это очень важный момент для педагога и участников театрального коллектива. Каждому ученику дается право сыграть выбранную им роль в режиме реального времени, после чего режиссёр может принять на заметку ту или иную инициативу ученика. Это напоминает своего рода кастинг. Но решающее слово в выборе ролей всё равно остается за режиссёром, так как он основывается на величине собственного педагогического опыта, жизненного опыта и опыта в работе над театральными постановками. Репетиционный этап. Репетиции проходят в групповом и коллективном творческом способе действия. Ученики делятся на группы, и каждая группа показывает свой вариант сцены или отрывка. После просмотра ведется активное обсуждение увиденного, проводится анализ исполнения. Затем ученики вновь делятся на новые группы и готовят свой отрывок из мюзикла. Прием освоения литературного текста: 1 этап. «Проигрывание ситуации». Подросткам дается задание, в котором указывается действие и основные герои. Проигрывая ситуации, выстраивая логику поведения, действуя друг с другом в заданной ситуации, подростки как бы «присваивают» себе знания о герое, он становится им близок. Подростки понимают психологию и логику поведения героя, пропуская через себя. 2 этап. «Сравнение». Чтобы сравнить то, что подростки сыграли, «придумывая» сюжет, им предлагают текст произведения; за определенное время они должны прочитать текст и проанализировать верно ли они простроили логику поведения героев. На данном этапе познания текста реализуется в полной мере «право на ошибку». Ошибка учит ребенка, и тогда он переходит к третьему этапу. 3 этап. «Выбор». Предполагается, что подростки должны сыграть или «инсценировать» отрывок из мюзикла, но это не всегда происходит. Педагоги как бы «отпускают» подростков, давая им свободу выбора, проигрывать текст или нет. Полученные навыки на формирующем этапе реализуются непосредственно в конкретной творческой работе – мюзикле. Во время формирующего этапа эксперимента развивались самые различные способности (пластика, речь, воображение, сценическое импровизационное умение) и такая интенсивная работа и очевидность того, что для мюзикла это необходимо и подвело нас к необходимости провести анализ результатов экспериментального исследования. 2.2. Анализ результатов экспериментального исследованияПосле того, как была проведена серия занятий и упражнений для повышения уровня развития творческих способностей у подростков, было проведено повторное диагностическое исследование с целью определить эффективность данных занятий. Начался третий этап экспериментального исследования. Результаты, полученные на контрольном этапе мы сравнили с результатами, полученными на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительные результаты по опроснику «Определение типов мышления и уровня креативности». Диагностика по методике Дж. Брунера представлены в таблице 7. Таблица 7 – Сравнительные результаты по опроснику «Определение типов мышления и уровня креативности». Диагностика по методике Дж. БрунераУровень развития творческих способностейКонстатирующий этап Контрольный этапВысокий 25% (8 человек) 72% (16 человек)Средний 56% (18 человек) 23% (5 человек)Низкий 19% (6 человек) 5% (1 человек)Данная таблица говорит нам о том, что у подростков существенно повысился уровень развития творческих способностей. Подростки стали более раскрепощенными. В процессе тренинга были заметны изменения в поведении, за частую возникало непреодолимое желание пробовать и находить что - то новое, уникальное. Подростки стали выдвигать и выражать больше неординарных идей в условиях какой-то определенной проблемы или ситуации. Помимо этого, выдвигаемые ими идеи стали носить различных характер, то есть существенно отличатся одна от другой, что свидетельствует о повышении уровня развития творческих способностей. Также следует отметить, что подростки стали предлагать дополнительные детали к решению задач, то есть проявлять находчивость и изобретательность. У подростков улучшилось чувство юмора, стало больше проявляться воображение, то есть развитие творчества позволило расширить их мировоззрение и тем самым развить гипотетические возможности. Изменилось и поведение подростков. Они отошли от своего стандартного образа жизни и стали проявлять желание находить в своей собственной жизни что-то новое и оригинальное. Таким образом, их поведение стало неожиданным, в чем сами подростки видят только пользу, так как для них стало возможным решать стандартные проблемы оригинальным способом. Решения подростков стали более уверенными, даже несмотря на то, что они требуют приложения определенных усилий для реализации, они перестали боятся ответственности за принятие решений, за их выполнения и за последующий результат. Таким образом, в их поведении проявился уверенны стиль с опорой на них самих. Более того их поведение теперь можно назвать самодостаточным. Полученные результаты свидетельствует о том, что уровень развития творческих способностей подростков был значительно повышен. Так если еще на первом этапе эксперимента у большинства подростков данной группы наблюдался средний (56%) и низкий (19%) уровень развития творческих способностей, то после внедрения программы, направленной на развитие творческих способностей подростков, то на контрольном этапе, у большинства подростков был выявлен высокий уровень развития творческих способностей (72%). О повышение уровня развития творческих способностей также свидетельствует и то, что если на первом этапе эксперимента нами были выявлены подростки с низким (25%) уровнем развития творческих способностей, то на третьем этапе таких подростков было выявлено всего 3%. Все вышесказанное позволяет говорить об эффективности использовании подобного рода репетиций, то есть программ, направленных на повышение уровня развития творческих способностей. Для того чтобы достоверно проверить как внедрение программы отразилось в целом на развитии творческих способностей, подростки были протестированы по тесту «Креативность» (автор Вишнякова Н.). Сравнительные результаты экспериментальной группы, полученные в ходе проведения исследования по тесту «Креативность» (автор Вишнякова Н.) на констатирующем и контрольном этапах, представлены в таблице 8. Таблица 8 – Сравнительные результаты, полученные в ходе проведения исследования по тесту «Креативность» Уровень развития творческих способностейКонстатирующий этап Контрольный этапВысокий 16% (5 человек) 72% (16 человек)Средний 53% (17 человек) 23% (5 человек)Низкий 31% (10 человек) 5% (1 человек)В ходе диагностики эффективности занятий в театральной студии, направленной на развитие творческих способностей, а также проведенной дополнительной беседы, мы получили следующие результаты: - подростки стали более любознательными. У них появился интерес к вещам, которых они раньше просто не замечали. Как отмечают сами подростки, они довольны тем, что «по-новому стали смотреть на жизнь». - воображение подростков значительно улучшилось, то есть если раньше им было трудно представить аналог какой-нибудь ситуации, украсив ее дополнительными элементами, то после тренинга, направленного на развитие творческих способностей, подростки стали способны предложить несколько аналогов ситуации, найти множество различных решений одной и той же задачи, и при этом каждое решение действительно является уникальным и интересным. - подростки перестали бояться сложностей, научились идти к своей цели, преодолевая их. - подростки перестали боятся рисковать, сами они говорят о том, что «результат вне зависимости от того хороший (ожидаемый) он или нет - это результат». При беседе с подростками чувствовалась уверенность в себе, в своих поступках. Они перестали бояться казаться не такими как все, они поняли, что разумное проявление оригинальности - это путь к успеху. Полученные результаты свидетельствует о том, что подростки стали более любознательными, повысился уровень развития воображения, они перестали бояться решения сложных задач и готовы идти на риск для того чтобы добиться своей цели. Сравнительные результаты экспериментальной группы, полученные в ходе проведения исследования по методике Г. Дэвиса (определения творческих способностей подростков) представлены в таблице 9.Таблица 9 – Сравнительные результаты экспериментальной группы, полученные в ходе проведения исследования по методике Г. Дэвиса (определения творческих способностей подростков) Уровень развития творческих способностейКонстатирующий этап Контрольный этапВысокий 37% (12 человек) 91% (20 человек)Средний 46% (15 человек) 9% (2 человек)Низкий 17% (5 человек) 0В ходе проведения исследования по методике Г. Дэвиса подростки получили высокие результаты на 54% больше чем на констатирующем этапе проведения методики. Полученные результаты были изучены и проанализированы, что позволило выделить динамику на трех уровнях развития творческих способностей подростков: низкий, средний и высокий. Низкий уровень на контрольном этапе выявлен не был. 28% подростков продемонстрировали средний уровень. подросток с данным уровнем может предлагать несколько вариантов идей, способен заинтересоваться творческой деятельностью; проявляет наличие чувствительности к проблеме, попытки воссоздания недостающих деталей, стремление выйти за рамки стандартного мышления. Высокий уровень был выявлен у 72% подростков. Подросток с данным уровнем способен генерировать большое количество идей, предлагать оригинальные, нестандартные идеи, проявлять активность и заинтересованность в творческой деятельности; проявляет способности к воссозданию недостающих деталей, дивергентность мышления, беглость мысли. Таким образом, полученные данные говорят нам об эффективности внедрения репетиций, направленных на развитие творческих способностей, следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, была доказана. Проведенное практическое исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Современные подростки в большинстве случаев имеют низкий уровень развития творческих способностей. Решения, идеи, проблемные ситуации, которые они предлагают, не являются уникальными, оригинальными и новыми. Подростки практически не имеют интересов или быстро утрачивают их. Все то, что происходит вокруг, такие подростки не замечают, так как нет желания вникать и разбираться в ситуациях. 2. Уровень творческих способностей напрямую зависит от воображения, любознательности, поиске сложных решений и склонности к риску. Все перечисленные компоненты имеют высокий уровень только в случае, когда у студента общий уровень творческих способностей достаточно развит. Так как современное общество нуждается в творческих людях, с высоким уровнем развития воображения и любознательности, склонных к поиску сложных решений и не боящихся риска, то можно говорить о том, что развитие уровня творческих способностей должно быть одной из основных задач в развитии подростков. 3. Результаты, полученные после проведения репетиций, позволяют говорить о ее эффективности. Уровень развития творческих способностей у подростков действительно был повышен, о чем свидетельствуют результаты, полученные в ходе проведения контрольного этапа эксперимента. Показатели были увеличены на значительное количество процентов. Работа, которую мы провели, является обычными занятиями по актёрскому мастерству, но мы ставили не обычный спектакль, а мюзикл, поэтому в занятиях присутствовали такие дисциплины, как хореография, вокал, хор, пластика. Таким образом, мы можем говорить о том, что с современными подростками необходимо проводить подобного рода занятия. Более того мы предполагаем, что проведение подобных занятий и упражнений на более ранних этапах развития (например, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста) будет еще более эффективным. ЗаключениеВ ходе исследования выявлено, что творческие способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающая его от других людей, действующая на основе творческих задатков и определяющая успешность осуществления любой деятельности, вносящая в нее творческое начало. Теоретическое исследование показало, что современные подростки в настоящее время ограничивают довольно часто свое общение пространством компьютерных игр и социальных сетей, они там пытаются компенсировать свою подростковую застенчивость и угловатость. А мюзикл, культурное пространство, которое он перед ними раскрывает, позволяет им не только научиться танцевать, петь, двигаться, научиться любить и понимать театр, но и просто раскрепоститься, научиться общаться, работать в команде, чувствовать себя увереннее и т.д. и т.п. Театральное искусство в нашей стране с каждым годом завоёвывает всё большую популярность, став одним из важнейших факторов формирования гармонично развитой, духовно богатой личности. Театральная деятельность является деятельностью, наиболее отвечающей психофизиологическим особенностям, а также этапам и механизмам развития творческих способностей подростков. В подростковом возрасте происходит переход между «наивным творчеством» и периодом первичной нормативности. Это период преобладания активности, творчества и эмоциональности. На этапе подготовки мюзикла нами использована педагогическая технология, направленная на развитие творческих способностей подростков в театральной студии путем формирования сценических импровизационных умений. Педагогическая технология исходит из таких предпосылок: - условиями развития творчества в театральной деятельности детей подросткового возраста являются предметная деятельность и вычленившаяся из неё «осмысленная моторика» и полноценная игра; - развитие игровой деятельности обеспечивает содержательную сторону подросткового творчества и появление замысла; - особенностями театральной деятельности в подростковом возрасте являются её сюжетность, театральный характер и тесная взаимосвязь с другими видами деятельности; - главным механизмом развития творчества в театральной деятельности подростков является формирование сценических импровизационных умений. На базе коллектива «Воскресение», где занимаются подростки 13-16 лет, нами была осуществлена работа с подростками по развитию творческих способностей при подготовке мюзикла «Время полной луны». При формировании сценических импровизационных умений подростки озвучивали текст, разыгрывали театрализованные сценки, и главной нашей задачей было раскрепощение детей, подготовка их к выходу на сцену Центрального Дома Актера им. А.А. Яблочкиной. Поначалу многие подростки были эмоционально зажаты, скованны, что вполне объяснимо. В каждом коллективе всегда есть явные лидеры, которые привыкли быть в центре внимания. Нашей задачей было вывести на первый план как можно больше подростков, поэтому – в спектакле почти каждый ученик был главным героем. Все ученики принимали активное участие в подготовке мюзикла и с удовольствием выполняли все указания режиссера постановщика, начиная от подготовки костюмов и декораций, и заканчивая помощью в поиске зрителей для показа спектакля. По итогам показа мюзикла «Время полной луны» можно сказать, что большая часть подростков раскрылись с неожиданной стороны не только для себя, но и для педагогов и родственников.Список использованной литературыАзариянц, Л. М.Развитие креативности подростков посредством т еатральной деятельности: метод. рекомендации; Астрах. обл. ин-т усоверш. учителей. - Астрахань: Изд-во АОИУУ, 2005. - 33 с. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М.: Смысл, 2002. - 480 с. 4. Барышева, Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб.: СПГУТД, 2016. – 268 с. Богданова, О.Н. Интеграция эстетического и этнокультурного компонентов в технологическом образовании школьников / О.Н. Богданова // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию Моск. гор. пед. ун-та / [ред.-сост. Е.А. Бодина]. - М., 2006. - С. 87-89. Васенина, Е. Когда кино танцует / Е. Васенина // Театр. - 2016. - № 27-28. - С. 86-97. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 448 с. Виноградова, Л.И. Дневник V фестиваля "Театральная юность России" / Л.И. Виноградова, Г.Н. Савельева // Дополнительное образование и воспитание. - 2017. - № 2. - С. 48-52. Галлямова, Ю.Р. Пьеса для школьного театра по роману И.С. Тургенева "Отцы и подростки" / Ю.Р. Галлямова // Уроки литературы: прил. к журн. "Литература в школе". - 2018. - № 11. - С. 6-11. Грибкова, Г.И. Особенности патриотического воспитания молодежи средствами театрального творчества / Г.И. Грибкова, Е.В. Земляникина, Д.В. Думчев // Современные тенденции развития социально культурной деятельности и художественного образования: теория и практика: коллектив. моногр. / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т", Ин-т культуры и искусств, Каф. социально-культ. деятельности; под общ. ред. Г.И. Грибковой. - М., 2017. - С. 62-68. Долгачева, Л. Любовь от клумбы до гробовой доски / Л. Долгачева // Музыкальная жизнь. - 2016. - № 10. - С. 14-19. Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 98- 104. Зорина, А. Любительское театральное движение - традиционное явление в России / А. Зорина // Дом культуры. - 2016. - № 2. - С. 31-39. Иско, О.П. Театрализация как одна из эффективных форм организации работы с подростками: Игровой практикум / О.П. Иско // Дополнительное образование и воспитание. - 2017. - № 11. - С. 31-32. Козлова, Н.А. Роль театральной деятельности в воспитании младшего школьника / Н.А. Козлова // Воспитание школьников. - 2017. - № 1. - С. 57-60. Козодаев П.И. Методика развития импровизационных способностей студентов театральных специализаций в условиях сценического этюда // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 1. С.50- 56.Крылова, Е. Спектакль, на который можно пойти с детьми / Е. Крылова // Искусство в школе. - 2016. - № 3. - С. 19. Медведь, Э.И. Формирование духовно-нравственной культуры подростков в условиях детской театральной студии / Э.И. Медведь, В.Р. Данелян, О.И. Киселева // Среднее профессиональное образование. - 2018. - № 3. - С. 9-13. Медведенко В.В., Тумашова Г.А., Тумашов М.А. Использование игровых технологий в учебном процессе детской школы искусств // Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 64. № 3. С. 238-241. Москалев, А. Опыт межвозрастных театральных проектов культурного центра "Дружба" / А. Москалев // Дом культуры. - 2017. - № 5. - С. 40-43. Нетесова, О.А. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства / О.А. Нетесова // Дополнительное образование и воспитание. - 2018. - № 3. - С. 26-30. Новолодская, Е.Г. Театральная педагогика в начальной школе: здоровьесберегающий эффект / Е.Г. Новолодская // Школьные технологии. - 2016. - № 3. - С. 41-44. Ожиганова Г.В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2018. – 24 с. Опарина, Н.А. Театр - универсальная образовательная модель / Н.А. Опарина // Наука и школа. - 2017. - № 6. - С. 107-111. Петрушин, В.И. Развитие творческих способностей [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.И. Петрушин. - М.: Юрайт, 2018. Режим доступа: ЭБС Юрайт по паролю. Удаленный ресурс: https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=449694&linkid=1 Портников В.И., Сергеева П.А. Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста / В.И. Портников, П.А. Сергеева // Перспективы развития культуры и искусств в образовательном пространстве столичного мегаполиса: Материалы научно-практической конференции института культуры и искусств МГПУ. - М.: УЦ Перспектива, 2017. - С. 42-47. Ряшина, В.В. Организация рефлексивных пространств в театральных культурно-образовательных проектах / В.В. Ряшина // Воспитание школьников. - 2018. - № 7. - С. 37-44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с. Селиванова, Л. Сопровождение одарённых детей в театральной студии / Л. Селиванова// Искусство в школе. - 2017. - № 4. - С. 42-44. 64. Симановский, А.Э. Развитие творческих способностей и личность // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2017. – Т. 13. – № 2. – С. 103–105. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика / Коллективная монография / Т.И. Бакланова и др.; Под общей редакцией Г.И. Грибковой - М.: УЦ Перспектива, 2017. - 184 с.Толшин, А.В. Импровизация в обучении актера. Учебное пособие. - СПб.: СПГАТИ, 2005. - 115 с. Турусова, Л.К. Организация деятельности театральной студии по изучению истории родного края / Л.К. Турусова // Дополнительное образование и воспитание. - 2018. - № 7. - С. 27-28.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.