это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3683922
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность. На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми Изучение психики и человеческого сознания в психологии всегда сталкивалось с большими трудностями. Основные трудности, возникающие при изучении сознания, связаны с тем, что: все психические явления предстают перед человеком в той степени, в которой он их осознает. Поэтому сознание в психологии рассматривалось либо как «бескачественное» условие существования психики, либо отождествлялось с какой-либо психической функцией; сознание, в отличие от психических функций, не локализовано не только в пространстве, но и во времени, что затрудняет его изучение в рамках существующих психологических направлений. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, и игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития. Однако человек является объектом комплексного исследования средствами различных наук, каждая из которых имеет свой специфический круг проблем. Взаимодействие психологии и педагогики, является одним из самых важных направлений современной науки. С учетом психологического знания любое действие, направленное на воспитание в человеке, тех или иных качеств, устоев, принципов приобретает большую эффективность. Вообще психология, как осознано научное учение было выведено в первую очередь для воздействия на поведения человека, управление его сознание. То есть очень схоже с целями педагогики, обучающей человека жить по определенным правилам, постоянно совершенствуясь.Научная разработанность исследуемой темы. Изучением стадий развития психики животных и человека занимались такие ученые, как К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни. С.Д. Смирнов и так далее.Объект исследования: психика как внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением.Предмет исследования: критерии психического, стадии развития психики.Цель исследования: исследовать критерии психического, стадии развития психики.Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:проблема выделения критериев психического; гипотеза Леонтьева-Фабри о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе;чувствительность как элементарная форма психического отражения; стадия элементарной сенсорной психики; стадия перцептивной психики; стадия интеллекта;основные этапы развития форм поведения в филогенезе: инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллектуальное поведение; сравнение психики животных и человека;условия возникновения сознания; трехаспектная структура сознания; высшие психические функции: понятие и основные характеристики (Л.С. Выготский);этап онтогенетического развития психики; биогенетические, социогенетические теории онтогенеза; теория конвергенции двух факторов; культурно-историческая теория развития психики в онтогенезе.Гипотеза исследования: Осознание актуальности идей и значимости вклада ряда ученых в изучение стадий развития психики животных и человека, позволит нам повысить уровень дисциплины. В этой работе мы рассмотрим и сравним более детально основные концепции и теории развития психики, принадлежащие отечественным и зарубежным психологам.Методологическая основа исследования: теоретический анализ трудов ученых, монографий, статей и диссертаций, посвящённых проблеме изучения стадий развития психики животных и человека. Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА«Психика» как межпредметная категория исследования в трудах отечественных и зарубежных ученыхРазвитие психологии в разных странах, несмотря на общие закономерности, имело свои специфические особенности. Это относится и к отечественной психологии. В России, как и в любой стране, существовало несколько научных школ, но для мировой психологии же имели значение только две из них, имеющие собственную методологию, отличную от других психологических направлений и оказавшие в связи с этим влияние на развитие психологической мысли. Это философская (гуманистическая) психология и марксистская психология, воплощенная в теории высших психических функций Л. С. Выготского и теории деятельности Леонтьева.Основателем философской психологии является В. С. Соловьев (1853—1900 г.г.), который по праву считается одной из центральных фигур в российской науке XIX в. Именно Соловьев разработал новый подход к исследованию человека, его души и его предназначения на Земле, подход, который стал господствующим в конце XIX — начале XX в. в России, получив широкое распространение и в европейской науке [2].Идеи Соловьева прослеживаются и после его смерти в работах Бердяева, Булгакова, Лосского, Франка, Лопатина и даже в художественных произведениях, например в поэзии символистов.Л. С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной формы психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. В теории Л. С. Выготского в основном речь идет о формировании внутренних средств сознательной деятельности из внешних средств общения в рамках совместных видов деятельности путем интериоризации.Изучая роль среды в развитии психики, Л. С. Выготский анализировал процесс формирования ВПФ (высших психических функций), которые первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (итрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения.Говоря о том, что существуют натуральные (естественные) и высшие психические функции, Выготский пришел к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. То есть в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Эта регуляция связана с опосредованным характером ВПФ, причем опосредуются они знаком или стимулом-средством, который создает дополнительную связь между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной). Развиваются ВПФ в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого. Таким образом, знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания. При этом знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором живет человек.Трактуя знаки (или стимулы-средства) как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Л. С. Выготский выстраивал свою методологию новой психологии, предложив экспериментальную программу изучения высших психических функций. Этот метод и получил название инструментального [4].А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.В советский период отечественными учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое - свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение - идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Такие исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностям самого определения предмета психологии.Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике - свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги Б. Г. Ананьева «Человек как предмет познания». Эта идея получает все большее признание. Так, например, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев (1995) рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сути человека.1.2. Проблема развития психики животных в трудах ученых зоопсихологии и сравнительной психологииВ России основоположниками научного изучения психической активности животных были К. Ф. Рулье (1814—1858) и В. А. Вагнер. Основанное ими направление получило название зоопсихологии. Оно изучало проявления, закономерности и эволюцию психики животных. Особое внимание уделялось происхождению и развитию психики в онто- и филогенезе, а также выявлению возможных предпосылок и предыстории человеческого сознания. Развитие этой области психологии неразрывно связано с работами Н. Н. Ладыгиной-Котс. Н. Ю. Войто- ниса, Г. 3. Рогинского, К. Э. Фабри.«Объективный биологический метод» изучения поведения животных в трудах В. А. Вагнера/Владимир Александрович Вагнер (1849—1934) внес большой вклад в сравнительное изучение природы инстинктов и разработку самой методологии «биопсихологических», по его терминологии, исследований. Хорошо известны, например, его работы о «строительном» поведении десятков видов пауков, городской ласточки и других животных. Эти работы принесли Вагнеру большую известность как естествоиспытателю. Он был также блестящим лектором и педагогом.В докторской диссертации «Биологический метод в зоопсихологии» (1902; см. 1997) Вагнер сделал первую сводку своих работ по психологии животных. Он подчеркивал огромное значение зоопсихологии в поиске путей эволюции психических способностей в животном мире — эволюции, которая приводит в конце концов к пониманию генезиса нашего собственного «Я». «Объективный биологический метод» Вагнера отвергал изучение психики человека как пути к пониманию психики животных. Основные идеи диссертации были затем развиты в работе «Биологические основания сравнительного метода», где ученый анализировал специальные методологические подходы к предмету исследования:- филогенетический подход, в соответствии с которым особенности инстинктов данной группы животных следует оценивать в сопоставлении с поведением видов — ближайших родственников исследуемого; на основе такого сравнения можно проследить последовательную эволюцию инстинктов у разных групп животных;- онтогенетический подход, в соответствии с которым происхождение инстинкта можно понять, анализируя его индивидуальные проявления и развитие у отдельной особи; это, по его мнению, важно для понимания эволюционных изменений инстинктивного поведения [6].В. А. Вагнер был одним из первых русских ученых, пытавшихся анализировать проблему индивидуально-приобретенного поведения и его роль в жизнедеятельности животных. Согласно традициям своего времени он называл его «разумом», включая в это понятие результаты научения, накопление опыта в форме ассоциаций и подражание.Вагнер отмечал, что, поскольку индивидуально-приобретенное поведение всегда связано с биологически важными ситуациями, провести границу между ним и врожденным поведением трудно, но в этом могут помочь предложенные им критерии (Вагнер, 1997):- анатомо-физиологический;- онтогенетический;- биопсихологический.Однако применение анатомо-физиологического критерия сразу же привело самого автора к ошибочному заключению. Он утверждал, что «разумные» способности есть только у животных, обладающих корой, хотя уже в то время были известны многочисленные факты успешного обучения разных видов беспозвоночных животных. Способность к обучению позвоночных со слабо развитой корой также свидетельствует об ограниченности подобного критерия. Возможно, что именно здесь лежат истоки бытовавшего вплоть до недавнего времени представления о том, что у птиц преобладают инстинктивные формы поведения, а способность к обучению ограничена, поскольку у них практически отсутствует новая кора.Онтогенетический критерий предполагает, что развития инстинктов, как такового, не происходит. Инстинкты, по Вагнеру, имеют последовательные возрастные стадии, которые сменяют друг друга, тогда как «разумные» способности развиваются постепенно.Биопсихологический критерий оценивает возможность животного выбирать, какое из действий совершить: «разумные действия» отождествляются с таким выбором (в противоположность жесткости инстинктивных движений). Кроме того, в отличие от инстинкта, «разумные» действия могут быть очень сложными и осуществляться достаточно редко. Следует отметить, однако, что этот критерий нельзя считать удачным, потому что (как уже было известно в начале XX века и хорошо известно сейчас) многие инстинктивные действия отличаются большой сложностью, содержат много элементов, жестко соединенных между собой, и могут осуществляться, например, всего один раз в год, занимая совсем небольшой промежуток времени. В качестве примера можно привести многие эпизоды поведения птиц в период размножения [8].В. А. Вагнер полностью отрицал способность животных к каким бы- то ни было проявлениям зачатков разума в прямом смысле этого слова. Он считая, что эти явления можно вполне объяснить формированием навыков. Он подробно проанализировал полученные В. Келером первые экспериментальные доказательства того, что индивидуальноприспособительная деятельность животных не ограничивается только способностью к обучению и включает также элементы разумных решений. Отдавая должное методам В. Келера, Вагнер, тем не менее, считал его выводы неверными (и в этом ошибался!). Столь же ошибочной была и его оценка способности животных к обобщению по признаку сходства, обнаруженная Ладыгиной-Котс (1925) в экспериментах на шимпанзе.Свои выводы и общетеоретические заключения Вагнер строил на основе наблюдений, многие из которых были поистине замечательными. Однако он не был экспериментатором, и это, возможно, определило характер многих его выводов. В. А. Вагнер отказывая животным в наличии у них зачатков разума, он также считал, что способность к научению как таковая не является особой формой поведения. Сообщества социальных насекомых, в частности шмелей, он рассматривал как специальную форму симбиоза. Это, как мы знаем, также не соответствует действительности, и уже в то время социальная структура сообществ перепончатокрылых была известна.Работы Вагнера оказали существенное влияние на развитие отечественной науки о поведении. Введенный им «объективный биологический метод» был воспринят и получил широкое применение в работах отечественных зоопсихологов.Этот метод использовали Н. Н. Ладыгина-Котс (1935; 1959), Н. Ю. Войтонис (1949), Н. Ф. Левыкина (1947), Н. А. Тих (1955; 1970), Г. 3. Рогинский (1948), С. Л. Новоселова (1997), К. Э. Фабри (1976). Эти ученые изучали психику человекообразных обезьян с точки зрения биологических предпосылок антропогенеза, возникновения и развития человеческого сознания (см.: Фабри, 1976; 1993). Объектами их исследований были манипуляционная активность и орудийная деятельность, сложные навыки и интеллект, стадное поведение обезьян как предпосылка зарождения социальности и языка человека.1.3. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по В.А. Вагнеру, К.Э. Фабри, А.Н. Леонтьевну)А. Н. Леонтьев выделил в эволюционном развитии психики животных три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта.Животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, находящимся на низшем уровне этой стадии и обладающим лишь зачатками психики, относятся многие простейшие. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Их движения совершаются в сторону либо благоприятных условий среды (положительные таксисы), либо в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы) [8]. Уже на этой стадии живые организмы способны к элементарным формам научения, т.е. формированию условных реакций. В ряде опытов сосуд, в котором находились инфузории туфельки, был поделен на две части. Одна часть была освещена, а другая нет, при этом свет сочетался с «наказанием» (повышенная температура, электрический ток). В результате инфузории, ранее безразличные к характеру освещения, начинали предпочитать безопасную часть сосуда даже в отсутствие отрицательных подкреплений, ориентируясь только на свет. С возрастанием уровня филогенетического развития происходит усложнение поведения. У червей и моллюсков появляются целые цепочки врожденных таксисов.На стадии перцептивной психики животные отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находятся позвоночные, практически все членистоногие, в том числе насекомые, а также головоногие моллюски. Основу всех форм поведения животных составляют инстинкты, т.е. генетически фиксированные, наследуемые формы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме [10]. Согласно В. А. Вагнеру, инстинкты есть результат естественного отбора, что привело к высокой приспособленности инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного: добывание пищи, защита, размножение, забота о потомстве и т.д.Высокая целесообразность инстинктов издавна порождала теории об их «разумности». Однако со временем эти теории уступили место прямо противоположным оценкам. Стали говорить о «слепоте» инстинктов. Если лишить смысла какое-то инстинктивное действие, животное все равно завершает его и переходит к следующему. Ригидность инстинкта целесообразна: она отражает приспособленность животного к постоянству определенных условий его обитания. В инстинктивном действии выделяют две фазы. Первая - более лабильная, подготовительная, поисковая, вторая - консервативная, малоизменчивая, завершающая. На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения.Преобладание врожденных инстинктивных форм поведения на данной стадии развития психики не означает, что у животного отсутствует возможность научения. Многие инстинктивные акты окончательно формируются в его индивидуальном опыте, что обеспечивает приспособление инстинктивного действия к условиям среды. Конечно, пластичность инстинктивного действия при этом ограничена и определяется генетически заданной вариативностью [12]. По существу, всякое действие животных представляет собой сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. Согласно представлениям К. Э. Фабри, на стадии перцептивной психики каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животного: чем выше стоит животное на филогенетической лестнице, тем сложнее навыки и легче их выработка.Следующая стадия развития психики животных - стадия интеллекта - характеризуется еще более сложным отражением действительности, которое заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но также устанавливать отношения между предметами. Высшие животные способны устанавливать достаточно сложные отношения, такие как «больше - меньше», «короче - длиннее», «реже - чаще», а также различать форму геометрических фигур и количественные отношения.Немецкий психолог В. Кёлер, один из создателей гештальтпсихологии, работая на экспериментальной станции на о. Тенирифе, исследовал мышление у человекообразных обезьян [14]. Он обнаружил, что животные в новых для них ситуациях способны отыскивать новые способы решения задач, когда не срабатывает накопленный арсенал навыков, причем новые действия заимствуются из прошлого опыта. Перенос прошлого опыта в новые условия возможен благодаря тому, что животные устанавливают отношения между вещами и на основе этого строят свое поведение. Это происходит следующим образом.На более низкой ступени развития нахождение решения в проблемной ситуации происходит медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные операции постепенно закрепляются, а лишние так же медленно затормаживаются, отмирают. На стадии интеллекта животное вначале совершает множество попыток, не приводящих к решению задачи, затем наступает внезапное понимание отношений и структуры проблемной ситуации - инсайт, что почти сразу приводит к успеху.Если опыт повторяется еще раз, то найденное решение воспроизводится уже без предварительных проб.Найденное решение легко переносится в другие условия, аналогичные тем, в которых это решение впервые было найдено.При этом интеллектуальная форма поведения существенно отличается от простого научения, т.е. формирования навыков. Интеллектуальное развитие высших обезьян показывает, что человеческое мышление имеет реальные предпосылки в мире животных, что отражается в естественной преемственности развития психики человека и животных. Однако не следует преувеличивать сходство между ними, выводя законы существования человека из тех законов, которыми регулируется жизнедеятельность животных. Интеллектуальное поведение, свойственное высшим млекопитающим и достигающее особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития, за которой начинается история развития психики совсем другого, качественно нового типа - история развития человеческого сознания.Выводы по 1 главеРазвитие психологии в разных странах, несмотря на общие закономерности, имело свои специфические особенности. Это относится и к отечественной психологии. В России, как и в любой стране, существовало несколько научных школ, но для мировой психологии же имели значение только две из них, имеющие собственную методологию, отличную от других психологических направлений и оказавшие в связи с этим влияние на развитие психологической мысли. Это философская (гуманистическая) психология и марксистская психология, воплощенная в теории высших психических функций Л. С. Выготского и теории деятельности Леонтьева.В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми Изучение психики и человеческого сознания в психологии всегда сталкивалось с большими трудностями. Основные трудности, возникающие при изучении сознания, связаны с тем, что: все психические явления предстают перед человеком в той степени, в которой он их осознает. Поэтому сознание в психологии рассматривалось либо как «бескачественное» условие существования психики, либо отождествлялось с какой-либо психической функцией; сознание, в отличие от психических функций, не локализовано не только в пространстве, но и во времени, что затрудняет его изучение в рамках существующих психологических направлений. ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО - ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА2.1. Низший уровень развития психики человека как ступень «биологической эволюционной лестницы» в трудах отечественных и зарубежных ученыхСтановление эволюционной теории. «Лестница существ» — это представление о ступенях иерархии объектов природы в соответствии с уровнем сложности их организации (строения). Впервые представления о лестнице существ, то есть существовавшем в природе переходе от неорганических тел ко всё более сложным органическим до высших животных и человека, развил Аристотель [16].На низшем уровне психики поведение животных выступает в достаточно разнообразных формах, но все же с примитивными проявлениями психической активности. Простейшим свойственна элементарная форма психического отражения - ощущение, т.е. чувствительность в собственном смысле слова. Как утверждает Леонтьев, даже низший уровень психического отражения не является низшим уровнем отражения вообще, существующего в живой природе, в частности растениям присуще допсихическое отражение, при котором имеют место лишь процессы раздражимости.Степень и качества психического отражения определяются тем, насколько развиты способности к движению, пространственно-временной ориентации и к изменению врожденного поведения.У простейших встречаются разнообразные формы передвижения в водной среде только на самом примитивном уровне инстинктивного поведения - кинезов.Ориентация поведения осуществляется только на основе ощущений и ограничена элементарными формами Таксис - (от греч. Taxis - расположение) двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам.Это значит, что поисковая фаза инстинктивного поведения у них еще крайне плохо развита и лишена сложной, многоэтапной структуры. Во многих случаях эта фаза вообще отсутствует. Во всем этом проявляется не только исключительная примитивность инстинктивного поведения на данном уровне, но и предельная скудность содержания психического отражения.В отдельных случаях у простейших встречаются и положительные элементы пространственной ориентации.Так, например, амеба в состоянии находить пищевой объект на расстоянии до 20-30 микрон.Зачатки активного поиска жертвы существуют, очевидно, и у хищных инфузорий [18].Однако во всех этих случаях положительные таксисные реакции еще не носят характера подлинного поискового поведения, поэтому эти исключения не меняют общую оценку поведения простейших, а тем более характеристику низшего уровня элементарной сенсорной психики в целом. На этом уровне дистантно распознаются преимущественно отрицательные компоненты среды; биологически «нейтральные» же признаки положительных компонентов, как правило, еще не воспринимаются на расстоянии как сигнальные.Таким образом, психическое отражение на низшем уровне своего развития выполняет в основном сторожевую функцию и отличается поэтому характерной «однобокостью».Что касается пластичности поведения простейших, то и здесь простейшие обладают лишь самыми элементарными возможностями. Это вполне закономерно: элементарному инстинктивному поведению может соответствовать лишь элементарное неассоциативное научение, представленное наиболее примитивными формами.Тем не менее, при всей своей примитивности поведение простейших является все же достаточно сложным и гибким, в тех пределах, которые необходимы для жизни в своеобразных условиях микромира.Эти условия отличаются рядом специфических особенностей, и этот мир нельзя себе представить как просто во много раз уменьшенный макромир.В частности, среда микромира является менее стабильной, чем среда макромира, что проявляется, например, в периодическом высыхании маленьких водоемов.С другой стороны, непродолжительность жизни микроорганизмов и частая смена их поколений делают излишним - развитие более сложных форм накопления индивидуального опыта.Простейшие не являются однородной группой животных, и различия между их разными формами очень велики.Это служит наглядным подтверждением отмеченной выше закономерности: психологическая классификация не вполне совпадает с зоологической, так как одни представители одной и той же таксономической категории могут еще находиться на более низком психическом уровне, а другие - уже на более высоком.Психология развития и возрастная психология представляет собой важнейший раздел психологической науки, где исследуются факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Появившись изначально как детская психология, данная область знаний стала достаточно самостоятельной к концу XIX века. Тем не менее, требования развивающегося общества и логика развития науки показали очевидность необходимости целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. На сегодняшний день психология развития стремится к раскрытию психологического содержания последовательных стадий онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов у человека, что немыслимо, если не учитывать влияние на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Таким образом, ее специфической особенностью является исследование онтогенетического развития человеческой психики, его качественных этапов и закономерностей перехода от одного этапа к другому. Каждый конкретный этап при этом характеризуется различными специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, решаемых посредством формирования новых видов поведения и деятельности. Объектом исследования данного раздела психологии представляет собой развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый индивид, что по своей сути представляет собой весьма сложную динамическую систему взаимосвязанных процессов и явлений. Предметом исследования в психологии развития и возрастной психологии являются различные возрастные этапы развития человека, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, темп и направленность, общие закономерности и тенденции психического развития в онтогенезе. Психология развития и возрастная психология рассматривает изменения в поведении человека в разные его возрастные периоды и пытается объяснить эти изменения, выявить закономерности приобретения человеком знаний и опыта. Она имеет несколько разделов, среди которых можно выделить следующие: - детская психология - раздел возрастной психологии, исследующей условия и движущие силы развития психики детей, закономерности функционирования ребенка как личности; - психология юности - область исследований психологии развития, изучающая особенностей детей старшего подросткового возраста, исследованием их жизненных позиций детей, кризиса данного периода, стремлений к их самоопределению; - психология зрелого возраста занимается исследованием закономерностей и механизмов развития психики индивида на стадии его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Другими словами данная сфера исследований возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста; - геронтопсихология (от греч. gerontos - старец, старик) представляет собой раздел возрастной психологии, занимающийся изучением психики людей пожилого возраста [1]. Данный раздел возрастной психологии изучает психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Своей научной целью психология развития содержит - постижение психологических явлений посредством анализа их происхождения, вследствие этого ее относят к области общей психологии. Данная область знаний ставит своей задачей изучение целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти. Будучи тесно связанной с другими отраслями психологической науки, возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. Таким образом, психология развития и возрастная психология представляет собой часть общей психологии, исследующей схожесть и различия психологического функционирования индивида на протяжении всей его жизни. Поскольку роль человеческого фактора является особо значимым моментом во многих сферах жизнедеятельности людей, то можно утверждать, что возрастная психология вносит серьезную лепту в осмысление и понимание психологической сущности развития человека как индивида и как личности. Учитывая сказанное можно сформулировать и выделить следующие основные функции психологии развития и возрастной психологии: во-первых, это описание особенностей развития человеческой психики на разных стадиях его жизни с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний; во-вторых, это прогнозирование возможных изменений поведения и переживаний именно как следствие его возрастного развития; в-третьих, это конечно понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаниях индивида в различном возрасте; в-четвертых, это коррекция психического развития индивида посредством создания оптимальных условий для его нормального развития [5]. Следует отметить, что практическая значимость психологии развития и возрастной психологии обусловлено, прежде всего, научной разработанностью вопросов о нормальном развитии детей, о характерных возрастных проблемах, методах их решения, этапах становления взрослой здоровой личности, гражданина, профессионала, родителя. Учитывая, что значение возрастной психологии представляется весьма весомым в теоретическом и практическом плане, можно сформулировать спектр теоретических и практических задач, решаемых психологией развития и возрастной психологией. Теоретические и практически задачи психологии развития и возрастной психологии: -исследование направляющих сил, причин и механизмов психического развития человека на всем протяжении всей его жизни; -выделение возрастных периодов психического развития индивида в онтогенезе; -возрастная и клиническая диагностика; -исследование возрастных особенностей и закономерностей возникновения, развития и изменения различных психических процессов; -определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека; -определение характерных возрастных особенностей, потенциалов, закономерностей для разных видов деятельности, овладения знаниями; -изучение возрастного развития личности, учитывая также конкретные исторические условия и т.д.; -организация систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях; -выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; -эффективная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования.2.2. Высший уровень развития психики человека (высшие психические функции) как предмет исследования психологов возрастной и педагогической психологииПопытка идентифицировать истинно человеческие виды активности, привела Л. С. Выгодского к заключению о том, что одним из таких специфически человеческих видов является связь между использованием орудий и речью. Под использованием орудий в данном случае понимается способность применять какую-то часть среды для разрешения возникающих проблем. Соответственно под речью подразумеваются символы и знаки, употребляемые людьми для коммуникации друг с другом [13].Активно используют орудия, как известно, не только люди, но и животные. Причем, кроме приматов, это с успехом делают собаки, кошки, вороны и другие представители фауны. При этом только люди владеют речью. Поэтому особое значение Л. С. Выгодский придавал наряду со способностями ребенка к использованию орудий, способностям к овладению и использованию речи.Пути развития способности использовать орудия и владеть речью у ребенка относительно независимы. Несмотря на это, когда он овладевает обеими этими способностями, происходит нечто почти магическое. Использующий орудия и овладевший речью ребенок возносится на совершенно иной уровень психического функционирования. Это уровень функционирования высших психических функций, достичь его способны только люди.В своих эмпирических исследованиях Л. С. Выгодский уделил много внимания изучению способностей детей к решению самых разных проблем по мере развития их речи. Он считал, что способности еще не говорящих детей к решению проблем в значительной мере сходны с аналогичными способностями шимпанзе. Но с того времени как дети овладевают речью, они покидают низший мир приматов и вступают в мир высшего психического функционирования.Речь столь важна, в первую очередь, потому, что она дает начало совершенно новому уровню психического функционирования. Слова являются внутренними элементами (символами и знаками), обозначающими предметы внешнего мира, с их помощью дети могут мыслить о предметах в отсутствие самих этих предметов. Еще не говорящие дети, подобно шимпанзе, могут мыслить о предметах, только воздействуя на них непосредственно. Благодаря речи дети мысленно оперируют объектами, которые не существуют, они способны строить планы на будущее или, вспоминая прошлое, признавать ошибки или гордиться тем, что совершили в прошлом [7].Л. С. Выгодский заметил, что ребенок привлекает речь на помощь при использовании орудий тогда, когда после неудачных попыток самостоятельно решить проблему он обращается за внешней помощью. Естественно, чтобы эту помощь получить, ему приходится вербально описывать проблему. Этот процесс Л. С. Выгодский называл межличностной функцией речи. По мере того как дети приобретают опыт ведения разговоров с другими, они оказываются способны разговаривать сами с собой. Происходит то, что называется интернализацией речи. Л. С. Выгодский обозначал это еще и как внутриличностную функцию речи.По Л. С. Выгодскому речь возникает первоначально как форма коллективного поведения, как инструмент сотрудничества с другими людьми, и лишь потом она становится индивидуальной внутриличностной. С этого момента она начинает выполнять интеллектуальную функцию.Отличительными особенностями высших психических функций, по Л. С. Выгодскому, являются: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Принципиально важно подчеркивание Л. С. Выгодским утверждения о том, что формируются высшие психические функции прижизненно в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.Детское развитие, по утверждению Л. С. Выгодского, подчиняется не биологическим, а общественно-историческим законам. Развитие психики происходит путем присвоения ребенком исторически выработанных форм и способов деятельности. Поэтому главной движущей силой развития у человека является обучение. Этот тезис Л. С. Выгодского, более известный в другой редакции – «...обучение ведет за собой развитие», относится к числу самых ярких практических следствий его теории. Влияние этой идеи на отечественную теорию обучения и образовательную практику трудно переоценить [19].Благодаря обучению приводятся в движение внутренние процессы развития, но при этом, по Л. С. Выгодскому, обучение не тождественно развитию. Объяснить характер взаимодействия обучения и развития позволяют введенные им понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития».«Зона актуального развития» – условно обозначает уровень результатов, которые ребенок способен достичь самостоятельно, без помощи взрослых или более опытных сверстников. Это то, чем владеет ребенок в данный момент, обнаруживается при тестировании его способностей или достижений.«Зона актуального развития» – условно обозначает то, чего ребенок потенциально способен достичь при помощи других (взрослых или более опытных сверстников). Мы уже отмечали, что дети обращаются к старшим, когда не могут сами решить какую-либо проблему. При помощи других им нередко удается делать то, к чему они потенциально способны, но с чем самостоятельно не справляются. Поскольку это предполагает взаимодействие между людьми, Л. С. Выгодский назвал данное повышение способности интерпсихическим процессом.Разницу между тем, что дети делают самостоятельно, и тем, что они делают с чьей-то помощью, или интервал между актуальным и потенциальным уровнями развития, Л. С. Выгодский назвал "зоной ближайшего развития". Чем шире эта зона у ребенка, тем лучше он подготовлен для перехода на более высокие уровни развития. То, что сегодня является зоной ближайшего развития, завтра будет зоной актуального развития.Качественные изменения, произошедшие в процессе превращения животного в человека (антропогенез) по своим масштабам несравнимы с теми, которые характеризовали переход от одного уровня развития психики животных к другому. История превращения обезьяны в человека показывает, что первые успехи предков человека в употреблении и изготовлении орудий были и первыми проблесками сознания. Психологический анализ этого процесса осуществлен выдающимся отечественным психологом А.Н. Леонтьевым в контексте выделения черт трудовой деятельности, обусловивших появление сознания [7].Черты трудовой деятельности, обусловившие появление сознания:– Отвлечение от биологической значимости вещей.– Концентрация общественно-исторического опыта в орудии труда. Орудие «является как бы носителем первой настоящей сознательной и разумной абстракции, первого настоящего сознательного и разумного обобщения» [7].– Появление цели как нового регулятора поведения. Труд с самого начала выступает как процесс, опосредованный не только орудием, но и взаимодействием с другими людьми. Регулятором такого поведения выступает сознательная цель, т. е. некоторый образ будущего результата, достижение которого не означает немедленного удовлетворения потребности. Вместе с целью появляется действие как главная «единица» деятельности человека. В случае взаимодействия с другими людьми действие человека возможно только при условии отражения им связи между собственным действием и конечным результатом, зависящим от активности других людей. В отличие от человеческого общества, для которого характерно несовпадение цели и мотива активности человека, у животного предмет активности и её мотив совпадают.Слово «знание» является составной частью слова «сознание» в русском, немецком и некоторых других языках. В русском языке приставка «со» имеет смысл собирания, соединения. Другой смысловой оттенок указывает на то, что знание приобретается вместе с другими людьми. Можно охарактеризовать сознание как совокупность знаний о действительности.Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание всегда активно и, во-вторых, интенционально [11].Наши знания о реальности существуют вместе с отношением к значимым для нас объектам, событиям и людям. Узнавая о каком-либо событии, мы всегда к нему так или иначе относимся: рады ему или сожалеем о том, что оно произошло, или возмущаемся им. Мы симпатизируем одним людям и проявляем более сдержанное отношение к другим. Отсюда понятно, почему в структуру сознания входят человеческие чувства – моральные, эстетические, интеллектуальные, религиозные и другие, а также эмоции, в которых они переживаются.В процессе развития сознания человек накапливал знания не только об окружающей действительности, но и о самом себе. Аналогичным образом в совокупности его отношений к действительности правомерно выделить чувства, проявляемые им к природному и социальному миру, а также те, что он испытывает к самому себе. Ведь уважение к другим людям и самоуважение – не одно и то же.Соединение знаний об окружающем мире с отношением к нему формирует у человека «чувство реальности»; мир воспринимается субъектом как существующий вне его сознания, как нечто объективное. Интеграция знания о себе с отношением к себе дает то, что принято выражать термином «самосознание».Самосознание – это осознание человеком своих знаний о действительности, своих отношений к значимым событиям и людям, это целостная оценка себя как деятеля, как участника взаимодействий, как носителя внутреннего мира, т. е. как субъекта. Благодаря самосознанию человек отдает себе отчет в своих действиях и поступках, оказывается в состоянии заниматься самообразованием и самовоспитанием. Единство иносознания (осознания окружающей действительности) и самосознания (осознание собственного бытия) есть сознание. Это диалектическое единство означает выделение человеком себя из окружающей среды, из среды себе подобных, отчетливым различением Я и не-Я, различением себя и своей активности [15].Человек может жить, не выходя за пределы «непосредственных связей» жизни. И тогда он остается «внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом» [8]. Это первый способ существования человека (социальный индивид), по С.Л. Рубинштейну. Другой способ связан с появлением рефлексии, которая представляет собой «выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятии позиции над ней, вне её, для суждения о ней». Рефлексия проявляется тогда, когда человек думает над тем, как он думает. Но рефлексия – это не просто мысль, направленная на мысль. Рефлексия касается и чувств, и мотивов поведения, и качеств своей личности, т. е. того, что важно для построения отношений с другими людьми. Работа сознания наиболее очевидна в трудовой деятельности.Также осознаются цели деятельности и действий, ведь цели могут быть только осознаваемыми. Осознаются трудности и проблемы, с которыми сталкивается человек. Но осознание цели влечет за собой осознание условий ее достижения. Последние могут вызвать переживания, «работу души», что, конечно, тоже будет осознаваемым процессом.В философии и психологии принято различать индивидуальное сознание, о котором мы говорили до сих пор, и общественное сознание (коллективное психическое) как духовную сторону общественно-исторического процесса, как совокупность всех духовных богатств, накопленных человечеством. Развитие общества и личности осуществляется во взаимодействии между индивидуальным и общественным сознанием. Развитие сознания студента осуществляется в ходе усвоения, присвоения им достижений общественного сознания. Это происходит, когда студент слушает лекцию, работает с учебником, участвует в дискуссии на семинаре и т.д.С категориями общественного и индивидуального сознания соотносятся термины «значение» и «смысл». Значение относится к содержанию общественного сознания, усвояемого индивидом, оно закрепляется в виде понятий. Давая определение существительному или психике, мы раскрываем объективное значение, закрепившееся за данными понятиями в общественно-исторической практике людей. Носителями значений выступают также формулы, схемы, карты, художественные произведения. Смысл относится к индивидуальному сознанию и выражает отношение субъекта к содержанию, отражаемому в понятиях. Образ, созданный писателем на уровне значения, представлен в его произведении. Но если человек подражает этому образу, то последний приобретает для него личностный смысл. В отличие от безличного значения, существующего для людей вообще, он показывает, что то или иное понятие, событие или отношение значат для конкретного человека, как они им переживаются, какие чувства вызывают. Ещё раз подчеркнем, что сознание – это не только знание, но и отношение.Означает ли наличие у человека сознания, что каждый акт его поведения контролируется сознанием? Нет, есть совокупность психических процессов и состояний, в существовании которых человек не дает себе отчета.Некоторые наиболее конструктивные проявления бессознательной регуляции поведения, которые, конечно, субъектом не рефлексируются:– навыки, стереотипы, привычки как автоматизированные формы поведения;– образцы поведения, типичного для данной общности людей: языковые, этнические, нравственные, идеологические и др. – усваиваемые главным образом путем подражания;– творческие (бессознательные) процессы: озарение, интуиция, инсайт, эвристика;– человек не всегда осознает истинные мотивы своего поведения.Было бы неправильно полагать, что одни процессы психической жизни всегда регулируются сознанием, а другие осуществляются без его участия, т. е. бессознательно. Такого жесткого распределения нет. Когда человек осваивает некоторое новое действие, то процесс его выполнения тщательно контролируется сознанием. Но когда действие освоено, оно выполняется уже автоматически: необходимость в осознанном контроле за процессом отпала [16].Требования сознания и бессознательного могут конфликтовать друг с другом, но общепринятым является подход, учитывающий единство сознания и бессознательного в отражении действительности и регуляции человеческой активности. Это единство проявляется уже в том, что на бессознательно регулируемых процессах психика «экономит», высвобождая сознание для решения жизненно важных проблем.Выводы по 2 главеНа низшем уровне психики поведение животных выступает в достаточно разнообразных формах, но все же с примитивными проявлениями психической активности. Простейшим свойственна элементарная форма психического отражения - ощущение, т.е. чувствительность в собственном смысле слова. Как утверждает Леонтьев, даже низший уровень психического отражения не является низшим уровнем отражения вообще, существующего в живой природе, в частности растениям присуще допсихическое отражение, при котором имеют место лишь процессы раздражимости.Таким образом, психическое отражение на низшем уровне своего развития выполняет в основном сторожевую функцию и отличается поэтому характерной «однобокостью».Высшим уровнем развития психики является психика человека. Человеческая психика, и в первую очередь его сознание, высшие психические функции развиваются под определяющим влиянием общественно-трудовой деятельности человека, его взаимодействия и общения с другими людьми,ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Его материальную основу составляет формирование «естественных орудий» их деятельности - их органов и присущих этим органам функций. Эволюция органов и соответствующих им функций мозга, происходящая внутри каждой из стадий развития деятельности и психики животных, постепенно подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению их деятельности в целом; возникающее же при этом переходе изменение общего строения деятельности животных в свою очередь создает необходимость дальнейшей эволюции отдельных органов и функций, которая теперь идет как бы уже в новом направлении.Психика же человека является функцией тех высших мозговых структур, которые формируются у него онтогенетически в процессе овладения им исторически сложившимися формами деятельности по отношению к окружающему его человеческому миру; та сторона развития людей, которая физиологически выражается в воспроизведении, изменении и усложнении этих структур у сменяющих друг друга поколений, и представляет собой процесс исторического развития психики.Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют: -сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов); -моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека); -ассоциативные зоны (служат для переработки информации). В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Таким образом, в результате проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы. Психика - это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях. Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБелинская Е. П. Проблемы социализации: история и современность: учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2017. - 216 с. Валентиров М. Ю. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии / М. Ю. Валентиров // Молодой ученый, 2016. - №12. - С. 804-809. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - С. 260. Гальперин П. Я. Ведение в психологию. М., 2018, - 237 с.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2019. – 336 с.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. 2-е изд. - М.: 2018. - 352 с. Глуханюк Н. С., Семенова С. Л. , Печеркина А. А. Психология. М.: Академия 2016-321 с.Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 2016. – 376 с.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - 3-е изд. - М: Издательство Московского университета, 2017 - 241 с.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2018 - 375 с.Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. - М., 2018. - 343 с.Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2016 - 320 с. Максименко С. Д. Общая психология. - М.: 2018. - 528 с. Немов Р. С. Психология/ Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М: Просвещение: ВЛАДОС, 2019. - 241 с.Немов Р. С. Психология. В3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2019. – 576 с.Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. - М.: 2016. - 484 с. Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования – М.: ВЛАДОС, 2017. – 448 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.,2017. - 324 с.Соколова Е. Е. Хрестоматия по курсу введение в психологию. - М.: Российское психологическое общество, 2019. - 545 с. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2018. - 349 с. Эволюция психики. Избранные психологические труды. - М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. - 237 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Составить рисковый проект (проектирование объекта по управлению рисками)
Контрольная, Проектный менеджмент
Срок сдачи к 8 дек.
Написать реферат по теме: «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля.
Реферат, Политические и правовые учения
Срок сдачи к 8 дек.
Административно-правовое регулирования в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Диплом, Юриспруденция
Срок сдачи к 5 дек.
Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.
Курсовая, Конституционное право
Срок сдачи к 12 дек.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Реферат, Физическая культура
Срок сдачи к 6 дек.
Тенденции развития института участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Курсовая, Прокурорский надзор
Срок сдачи к 15 дек.
Описание задания в файле, необходимо выполнить 6 вариант
Курсовая, Схемотехника
Срок сдачи к 20 янв.
Аристотель, 15 страниц, не менее 5 источников и ссылки указывающие на...
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Нужен реферат на 10 листов
Реферат, Математическое Моделирование Водных Экосистем
Срок сдачи к 11 дек.
Финансовый анализ компании Wildberries - участие компании на рынке ценных бумаг и использование компанией деривативов и валюты в рамках своей деятельности
Доклад, Финансы
Срок сдачи к 11 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!