это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3690796
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Проблемы управления
физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных
учреждений, как средством повышения работоспособности у школьников, в
частности, у учащихся младших классов, в последние годы постоянно
находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и
спорту и педагогов-практиков. В научной литературе подчеркивается, что
конкретным объектом управления всегда является деятельность или
отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной
работой обязательно предполагает определение цели предстоящей
деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению. Существенные
преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества,
требуют качественно нового подхода, внесения корректировок в
образовательный процесс учреждений общего среднего образования.
Актуальность исследования обусловливается тем, что многими
исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что
физически подготовленный человек имеет лучшую производительность
труда, высокую работоспособность. Поэтому проблема повышения
работоспособности младших школьников средствами физкультурно-
оздоровительных мероприятий требует дальнейшего углубленного
исследования.
Объектом исследования является организация физкультурно-
оздоровительных мероприятий в группах продлённого дня.
Предметом исследования являются комплекс физкультурно-
оздоровительные мероприятий в группах продлённого дня для средства
повышения работоспособности младших школьников.
Целью исследования в рамках данной курсовой работы является
исследование значения организации и проведения физкультурно-
3
оздоровительных мероприятий в группах продлённого дня, как средства
повышения работоспособности у младших школьников.
Основные задачи курсовой работы, согласно поставленной цели,
необходимо решить следующие:
1) определить понятие и сущность физкультурно-оздоровительной
работы с младшими школьниками;
2) раскрыть значение физкультурно-оздоровительной работы с
младшими школьниками, как средства повышения работоспособности;
3) провести анализ исследований ученых по теме организации
физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах продленного дня у
младших школьников как средства повышения работоспособности;
4) определить методы и цель исследования;
5) исследовать организацию физкультурно-оздоровительных
мероприятий для младших школьников, проводимых в режиме группы
продленного дня в школе;
6) предложить программу физкультурно-оздоровительных
мероприятий в группе продлённого дня для повышения работоспособности у
младших школьников.
Гипотеза исследования: нами выдвигается предположение о том, что
организация физкультурно-оздоровительных занятий в группах продленного
дня будет способствовать повышению работоспособности у младших
школьников.
Проблема исследования состоит в том, что в последние годы
существует мнение, что в нашей стране требуется оценивать работу по
физической культуре в школе по данным физической подготовленности
учащихся, их состоянию здоровья и физического развития. Особое внимание
к физической подготовке учащихся младшего школьного возраста
привлекается в настоящее время. Оценка здоровья и физического развития
школьников не вызывает больших трудностей, так как врачи, медицинские
4
работники имеют подробные указания по этому поводу. Оценка же
физической подготовленности школьников крайне затруднительна, потому,
что нет основной методики ее определения и определения ее значения для
повышения работоспособности.
Эмпирической базой исследования стали результаты проведенного
эксперимента по значимости организации физкультурно-оздоровительных
мероприятий в группах продлённого дня для повышения работоспособности
у младших школьников, которое проходило на базе МБУ школа № 1 имени
Виктора Носова, корпус № 1, в г. Тольятти.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды
советских и российских ученых по исследуемой теме. Изучение различных
сторон физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников и
ее значения для повышения работоспособности занимает одно из ведущих
мест в социологии физической культуры, в частности данной теме
посвящены труды А.Г. Комкова, Л.И. Лубышевой, В.В. Жгутова, С.С.
Филиппова.
Следует отметить, что формирование физической культуры личности
школьников связано с формированием в его системе физкультурных
потребностей и мотивов, которые являются побудительной причиной его
физкультурной деятельности. Без сбалансированной системы таких
потребностей и мотивов человек не может быть активным и
заинтересованным участником физкультурной деятельности, что фатально
сказывается на её результате.
Научная значимость исследования заключается в поиске наиболее
эффективных форм организации физкультурно-оздоровительных
мероприятий в группах продлённого дня у младших школьников.
Практическая значимость выполненной работы состоит в
возможности использования результатов проведенного исследования в целях
5
совершенствования физкультурно-оздоровительной работы с детьми,
направленной на устранение проблем снижения работоспособности.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается
применением комплекса методов теоретического и эмпирического
исследования, адекватных его объекту, целям и задачам;
репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных
результатов.
В процессе исследования использовались следующие методы:
изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической
литературы, методических и учебных пособий; анкетирование учащихся;
системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение
организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного
процесса, беседы с учениками и учителями школы города Тольятти, метод
экспертных оценок).
Этапы исследования.
На первом этапе исследования была изучена и проведен анализ
психолого-педагогической литературы по теме использования физкультурно-
оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня для повышения
работоспособности младших школьников.
На втором этапе исследования был проведен эксперимент по
значимости организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в
группах продлённого дня для повышения работоспособности у младших
школьников. Базой эксперимента было выбрано МБУ «Школа № 1 имени
Виктора Носова» (г. Тольятти). Рабочая гипотеза состояла в том, что
физкультурно-оздоровительные занятия в группе продленного дня будет
способствовать повышению работоспособности у младших школьников.
Цель исследования состояла в анализе воздействия физкультурно-
оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня для повышения
работоспособности младших школьников. В связи с поставленной целью
6
были сформулированы и решены следующие задачи: определены понятие
и сущность физкультурно-оздоровительной работы с младшими
школьниками; раскрыто значение физкультурно-оздоровительной работы с
младшими школьниками, как средства повышения работоспособности;
проведен анализ исследований ученых по теме организации физкультурно-
оздоровительных мероприятий в группах продленного дня у младших
школьников как средства повышения работоспособности; определены
методы и цель исследования; исследована организация физкультурно-
оздоровительных мероприятий для младших школьников, проводимых в
режиме группы продленного дня в школе; предложена программа
физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня для
повышения работоспособности у младших школьников.
Последовательное выполнение указанных целей и задач определили
структуру данной работы: введения, две главы, заключение, список
использованных источников и приложение.
1. Теоретические аспекты организации физкультурно-
оздоровительных мероприятий в группах продлённого дня у младших
школьников как средства повышения работоспособности
7
1.1 Понятие и сущность физкультурно-оздоровительной работы с
младшими школьниками
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей
примерно 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в
начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного
физического развития.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких
идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего
школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение
позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в
костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и
пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается
полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки
затруднительны и утомительны [14, c.12].
Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается
аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется
соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения
становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс
возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и
импульсивны.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка.
Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в
коллективе, семье.
Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение,
важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А
учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину,
волевые усилия ребёнка.
8
Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он
будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Необходимо отметить, что за последние годы резко ухудшилось
состояние здоровья детей первых семи лет жизни.
На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов:
1) наследственность;
2) воздействие окружающей среды (экологические и природно-
климатические факторы);
3) влияние факторов организации медицинского обслуживания;
социально-экономические факторы и образ жизни.
Общей целью образования в области физической культуры, в
частности, в начальной школе, согласно Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС),
является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в
бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и
психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни[1].
В соответствии с этим, программа основного общего образования
своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих
практических целей:
1) развитие основных физических качеств и способностей,
укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей
организма;
2) формирование культуры движений, обогащение двигательного
опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей
направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и
спортивно-оздоровительной деятельности;
3) освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и
современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
9
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура
наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе
физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового
образа жизни каждым учащимся.
Еще в конце 18 века Новиковым Н. И. впервые в России было введено
понятие «физическое воспитание». Предпосылки школьной системы
физического воспитания в России формируются во второй половине 19 века
[]. В этот период в европейских странах активно создаются национальные
системы физического воспитания.
Передовая общественность, озабоченная физическим состоянием
молодежи, активно ведет поиск новых форм, средств и методов в физическом
воспитании и спорте. Особый вклад в создание отечественной системы
физического воспитания внес Лесгафт П. Ф. Его перу принадлежит
фундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей
школьного возраста» (1888 – 1901) [].
Россия, имея высокие темпы развития в экономическом и культурном
аспекте, тем не менее, не создала собственной системы физического
воспитания. Начиная с первых лет существования советской школы
физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах –
девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в
неделю. Помимо учебных занятий школьники посещали во внеучебное время
кружки физической культуры, создаваемые при школах. В летний период
организовывались лагеря, санатории для городских школьников[15, c.122].
В программе для основного общего образования двигательная
деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными
линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-
оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет
соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое
10
совершенствование, способы деятельности). В последние годы значительно
увеличилось количество детей, которые часто и длительно болеют.
Влияние многих факторов приводит к ослаблению иммунитета, что
влечет за собой:
1) увеличение числа и длительности заболевания;
2) увеличение тяжести течения заболевания;
3) частые переходы заболеваний в хроническую форму;
4) развитие тяжелых осложнений.
Частые заболевания младших школьников неблагоприятно влияют на
физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-
психическом и физическом развитии, а также затрудняет выполнение детьми
их социальных функций.
Специфической задачей физкультурно-оздоровительной работы с
младшими школьниками является активный отдых, направленный на
повышение умственной и мышечной работоспособности, отдаление и
снижение степени проявления признаков утомления. Специфические задачи
конкретных видов физкультурно-оздоровительной работы диктуются
закономерностями работоспособности младших школьников в течение урока,
учебного дня, недели, четверти, учебного года.
При всей значимости урока как основы процесса физического
воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным
занятиям физическими упражнениями учащихся, также принадлежит и
внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе
[13, c.54].
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из важнейших задач
современной начальной школы является формирование здорового образа
жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению
и укреплению здоровья у школьников. Научить здоровому образу жизни,
воспитать ответственное отношение младших школьников к своему
11
здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих
оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно
организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с
активным участием родителей, учителей начальных классов и медицинских
работников.
1.2 Значение физкультурно-оздоровительной работы с младшими
школьниками, как средства повышения работоспособности
Трудно переоценить значение и актуальность в силу стремительного
развития современной жизни всего общества, и дети – не исключение,
физкультурно-оздоровительной работы, как средства повышения
работоспособности у младших школьников. Наличие большого количества
гаджетов и мобильных телефонов, увлечение компьютерными играми детей
и подростков, начиная чуть ли не с годовалого возраста, все это несет
огромную нагрузку на детский организм. Дети почти все свое свободное
время проводят за планшетами и компьютерами, живое общение со
сверстниками и игры на свежем воздухе, к сожалению, уже мало интересуют
школьников, в частности, учеников младших классов. В свою очередь, это
приносит детям только снижение работоспособности, утомленность и
ослабление физического здоровья.
Работоспособность - способность организма развить максимальную
энергию и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при её
качественном выполнении. Это обеспечивается оптимальным состоянием
физиологических систем и интегративной деятельности [].
Снижение работоспособности является характерным признаком
развития утомления. Скорость развития утомления зависит от состояния
центральной нервной системы, ритма и частоты работы, величины нагрузки.
Неинтересная работа на уроке, длительное сидение за партой, монотонный
12
голос учителя - всё это вызывает быстрое развитие утомления.
Биологическое значение утомления для детского организма велико.
Это защитная реакция на чрезмерное истощение функционального
потенциала. Поэтому утомление является одной из главных причин, из-за
которой следует проводить физкультминутки на уроках.
В течение учебного дня детям младших классов очень большую пользу
приносит активизация их двигательного режима [].
Для нормального физического развития и совершенствования
двигательных качеств помимо целенаправленных движений (уроки
физической культуры), детям необходимо удовлетворять суточную
потребность в движениях за счёт внеурочных форм физической культуры.
Суточная потребность обычно выражается в виде количества движений
в сутки. Так, в 7-9 лет норматив - 12-16 тыс. движений /сутки [18, с.4].
Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение
задач повышения двигательной активности, если будут выступать в форме
целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и
индивидуальным особенностям каждого ребенка (таблица 1.1)
Таблица 1.1 - Примерный объем двигательной активности обучающихся
к
л
а
с
с
Ежед
нвны
й
объе
м
врем
ени,
часы
Культурно-оздоровительные
мероприятия
Ур
оки
физ
-ры
,
ч/н
ед
Внек-
лассн
ые
форм
ы
занят
ий,
ч/нед
Общие
мероприятия
для уч-ся Сам.з
аня-
тия
физк
ульту
рой.
мин
Гимн
астик
а для
уч.
занят
ий.
мин
Физку
льтми
нутки
на
уроках
. мин
Подви
жные
переме
ны,
мин
Спо
рт.
час
в
ГПД
, час
Участи
е в
соревн
ования
х,
раз/уч.
год
Дн
и
здо
ров
ья
1 2 5-6 5 15-20 1 2-3 1,10 6-8 Еж
е-
мес
яч-
но
10-15
2 2 5-6 5 15-20 1 2-3 1,30 6-8 15-20
3 2 5-6 5 15-20 1 2-3 1,30 6-8 15-20
4 2 5-6 5 15-20 1 2-3 1,30 6-8 15-20
Попадая в школу, у ребёнка происходит снижение двигательной
активности в 2 раза. Уроки физической культуры компенсируют до 20%
13
двигательного голода, но кроме этого необходимы организованные формы
двигательной активности: гимнастика до учебных занятий,
физкультминутки, прогулки, внеклассные формы занятий и т.д.
При проведении данных мероприятий, они будут компенсировать до
40% двигательного голода.
Таким образом, включая в образовательный процесс средства
активизации двигательного режима, учебный день становится
разнообразным, что приводит к более охотному занятию учащимися на
занятиях и укреплению их здоровья.
Внедрение физической культуры в повседневный быт школьников, как
средство повышения работоспособности, является основной задачей в плане
подготовки учащихся к дальнейшей жизнедеятельности. Занимаясь
физической культурой, дети овладевают необходимыми знаниями для
совершения простейших действий, преодоления трудностей, связанных с
применением каких-либо физических качеств. Так, использование
простейших физических упражнений во время школьных занятий
способствует улучшению функционального состояния учащихся.
Во внешкольное время (занятия в спортивных секциях и др.) занятия
физической культуры, как средство повышения работоспособности, имеют,
в первую очередь, оздоровительную направленность, что способствует
постоянному подкреплению иммунной системы подростков, улучшает сон и
др.
Таким образом, можно сказать, что внедрение физической культуры в
повседневный быт младших школьников, как средство повышения
работоспособности, влияет на функциональное состояние органов и систем
подростков, улучшает их нравственные качества.
Ведущими формирующими факторами для детей и подростков
считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация
физического воспитания, медико-санитарная помощь. Совершенствование
14
двигательной культуры движений. Совершенствование двигательной
культуры движений в течение учебного дня детей и подростков очень
большую роль играет активизация их двигательного режима. Самым лучшим
средством для этого является физическое упражнение. Школьникам
необходимо прививать любовь к двигательной деятельности начиная с
первых лет обучения. Лучше всего этому способствуют различные
динамические перемены, включающие в себя разнообразные комплексы
упражнений [].
Содействие улучшению физического развития и двигательной
подготовленности учащихся, овладение навыками самостоятельных занятий
физической культурой очень важно. Ведь, овладевая необходимыми
умениями и навыками, учащиеся приспосабливаются к дальнейшей жизни,
способны избежать травм и др. Самым лучшим средством для этого является
физическое упражнение. Школьникам необходимо прививать любовь к
двигательной деятельности начиная с первых лет обучения. Лучше всего
этому способствуют различные динамические перемены, включающие в себя
разнообразные комплексы упражнений [].
Для привлечения наибольшего интереса со стороны учащихся
упражнения должны быть с положительной эмоциональной окраской,
хорошо, если они будут сопровождаться музыкальным сопровождением.
Еще одним не менее важным средством является игра. Игра у младших
школьников, как средство повышения работоспособности, развивает
двигательные способности детей и подростков, одновременно является
отличным отдыхом.
Для достижения наибольшего эффекта игру необходимо проводить в
соревновательной атмосфере. Таким образом, при осуществлении
физкультурно- оздоровительных работ в режиме учебного дня младшего
школьника, соблюдая установленные условия, возможно достигнуть
15
выделенных задач. Что положительно влияет на общее состояние здоровья и
на работоспособность учащихся.
1.3 Анализ исследований ученых по теме организации физкультурно-
оздоровительных мероприятий в группах продленного дня у младших
школьников как средства повышения работоспособности
Укрепление здоровья и физических сил, развитие физических
способностей, формирование и совершенствование жизненно важных
двигательных умений и навыков у детей, формирование интереса к
организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями и
спортом у младших школьников в настоящее время должны стать теми
задачами, на решение которых направлена физкультурно-оздоровительная
работа в группах продленного дня учреждений общего среднего образования.
Группа продленного дня (далее - ГПД) - это форма организации
учебно-воспитательного процесса, осуществляемого под руководством и
контролем воспитателя, организующего с детьми ежедневно во внеурочное
время занятия в соответствии с установленным режимом работы на
ценностной основе сохранения здоровья детей, посещающих группу.
Она относится к числу первичных детских коллективов, которые
существуют в школе согласно ее уставу. Своеобразие этого коллектива
проявляется не только в комплектовании, самоуправлении, длительности
существования, но и в целевой установке, формах деятельности [4].
Таким образом, режим продленного дня предоставляет большие
возможности для успешного решения проблемы у младших школьников, как
средство повышения работоспособности, умственной перегрузки учащихся,
рациональной организации их физического и трудового воспитания,
увеличения двигательной активности и повседневного активного отдыха,
столь необходимых для гармоничного развития детей, укрепления их
16
здоровья и повышения уровня физической подготовленности младших
школьников.
Одной из важнейших причин создавшегося положения является все
возрастающий дефицит двигательной активности, который сегодня в
основной массе школьников далеко еще не достигает гигиенических норм.
Вместе с тем, многими специалистами подчеркивается биологическое
значение двигательной активности, в частности, в период развития
организма. Достаточный объем двигательной активности, несомненно,
составляет существенный резерв укрепления здоровья растущего организма,
предупреждения умственного переутомления школьников и способствует
гармоническому физическому развитию и оптимальному функциональному
состоянию организма [].
В зависимости от генетических, половых, возрастных, индивидуально-
типологических особенностей и других факторов потребность в
двигательной активности у разных школьников может быть различной.
Диапазон колебаний двигательной активности относительно оптимального
уровня разнообразен, но не безграничен. Так, уменьшение двигательной
активности ниже определенного уровня минимума отрицательно сказывается
на состоянии жизнеобеспечивающих систем и работоспособности людей. В
тоже время чрезмерное повышение двигательной активности может вызвать
истощение энергетических ресурсов организма. Известно, что при
систематической оптимальной двигательной активности повышается
устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов - гипоксии,
токсическим веществам, перегреванию и переохлаждению, проникающей
радиации [9].
Физкультурно-оздоровительные занятия для младших школьников
включаются в учебный режим группы продленного дня и должны ежедневно,
преимущественно на свежем воздухе, проводиться воспитателями при
консультативной помощи со стороны учителей физической культуры. Они
17
являются организованной формой активного отдыха младших школьников
после основных учебных занятий, направленной на профилактику и
восстановление работоспособности детей. Физкультурно-оздоровительные
занятия, помимо решения проблемы повышения работоспособности
младших школьников, имеют обще-интеллектуальное, культурологическое,
воспитательное, прикладное и оздоровительное значение, решают задачи
общего физкультурного образования, разностороннего физического,
интеллектуального, духовно-нравственного развития и оздоровления
учащихся [13].
Они должны быть разнообразными по характеру и интенсивности,
доступными и иметь оздоровительную направленность. Дети должны
чувствовать себя свободно, раскованно, выполнять задания охотно и с
удовольствием. Все это налагает дополнительные требования на воспитателя
по обеспечению безопасности занятий.
Анализ специальной научно-методической литературы
свидетельствует, что в практике физического воспитания младших
школьников фрагментарно разработаны программа и методики
физкультурно-оздоровительных занятий для групп продленного дня, в
частности, для детей, проживающих в неблагоприятных экологических
условиях, и, как правило, их организуют и проводят воспитатели, не
имеющие специального физкультурного образования.
Согласно существующим рекомендациям содержание физкультурно-
оздоровительных занятий для младших школьников в группах продленного
дня должно включать естественные виды движений, подвижные игры,
эстафеты, спортивные развлечения и согласовываться с учебным материалом
программы по физической культуре и здоровью. При этом их основная цель -
активный отдых младших школьников.
А.А. Гужаловский [16] рекомендует следующую структуру
физкультурно-оздоровительных занятий в ГПД:
18
1. Упражнения с преимущественной нагрузкой на нижние конечности
(ходьба, бег, прыжки и др.) - 5-10 мин.
2. Упражнения с преимущественной нагрузкой на верхние конечности
(метания, лазания, перелазания и др.) - 5-10 мин.
3.Игры большой и средней подвижности на закрепление и
совершенствование навыков бега, прыжков, метания, лазания и др. - 30-35
мин.
4.Игры на внимание - 5 мин.
В.И. Лях [10] в комплексной программе физического воспитания
указывает, что ежедневные занятия в группах продленного дня способствуют
активному отдыху, повышению физической и умственной
работоспособности, приобщению учащихся к систематическим занятиям,
достижению необходимого объема двигательной активности. Они, по
мнению автора, должны включать упражнения, рекомендованные для
подвижных перемен с учетом интересов и желаний учащихся.
Продолжительность занятий должна составлять 45-60 мин.
В теории и методике физического воспитания и спорта отмечается, то
физкультурно-оздоровительные занятия во время спортивного часа в группах
продленного дня являются одной из основных форм физического воспитания
младших школьников, состоящие из трех условных частей:
подготовительной (10-15 мин), основной (30-60 мин в зависимости от общего
времени) и заключительной (5-7 мин). При их проведении следует
добиваться постепенного повышения нагрузки и ее снижения к концу
занятия. Поэтому если спортивный час наполнен подвижными играми, то в
начале занятий должны проводиться игры низкой интенсивности, можно
использовать упражнения с различными предметами: флажками,
гимнастическими палками, мячами и булавами, что будет способствовать
укреплению осанки и развитию координации движений. Основная часть
физкультурно-оздоровительных занятий должна включать подвижные игры
19
средней и высокой интенсивности (в том числе и по желанию детей),
эстафеты, спортивные развлечения, танцевальные элементы. В
заключительную часть вводятся игры низкой интенсивности, упражнения
или игры на внимание.
Если условно подразделять физкультурно-оздоровительные занятия на
две составляющие (организованную и самостоятельную части), то их
продолжительность строго не регламентируется, и каждая может
варьироваться в зависимости от задач, содержания и условий проведения.
Организованную часть физкультурно-оздоровительных занятий под
непосредственным руководством воспитателя рекомендуется занимать
примерно, 20-30 минут, оставшееся время (35-50 % времени) использовать на
самостоятельное выполнение игр и физических упражнений,
рекомендованных учащимся на уроках физической культуры и здоровья как
домашние задания. Самостоятельные игры и развлечения проводятся с целью
удовлетворения интересов младших школьников, формирования навыков
самостоятельных занятий физическими упражнениями [17].
Выполнение разнообразных упражнений детьми младшего школьного
возраста на физкультурно-оздоровительных занятиях способствует
совершенствованию физических качеств. Ходьба, бег, прыжки, метания,
лазанье, подвижные и спортивные игры, физический труд - формируют у
учащихся групп продленного дня жизненно необходимые двигательные
навыки, являющиеся основой физической подготовки учащихся к овладению
в будущем любой производственной специальностью, требующей не только
знаний, но и координации, точности и быстроты движений.
Отдельные авторы отмечают, что оптимальная организация
физкультурно-оздоровительных занятий оказывает благоприятное
воздействие на динамику уровня умственной работоспособности младших
школьников, улучшение активности нервных и психических процессов. При
этом, у детей младшего школьного возраста достигаемый высокий уровень
20
работоспособности сохраняется и на последующих днях учебной недели [].
Следует отметить, что при организации физкультурно-
оздоровительной работы в ГПД необходимо вести строгий учет состояния
здоровья младших школьников. Детям, менее физически крепким и
отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание,
регламентируя объем и интенсивность физических упражнений. При выборе
соответствующих упражнений и нагрузок, воспитателю необходимо
консультироваться с учителем физической культуры, так как
оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и
подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от
правильного дозирования физической нагрузки. В этих целях следует быть
внимательным к проявлению внешних признаков утомления учащихся. При
выраженном утомлении некоторых детей следует предложить им выполнить
упражнения на восстановление дыхания или переключиться на другое
занятие, не связанное с этой нагрузкой. Если в составе группы окажутся
ученики, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе или освобожденные от занятий физической культурой, то таким
детям можно давать различные поручения, не связанные с непосредственным
выполнением физических упражнений: помощь в судействе, быть
контролером на этапах эстафет, счетчиком очков и др.
Таким образом, в конце всего вышеизложенного, можно сделать
следующие выводы.
Физкультурно-оздоровительные занятия в группах продленного дня у
младших школьников, дифференцированные по задачам и содержанию,
благоприятно сказываются в общем на повышения работоспособности
учеников, а в частности, благоприятно отражаются на:
1) оптимизации учебной деятельности учащихся;
2) концентрации внимания и усидчивости;
3) удовлетворении потребности организма в движениях;
21
4) укреплении здоровья детей и их хорошему самочувствию.
При этом следует иметь в виду, что при их разработке методически
обоснованное, систематическое использование физических упражнений с
учетом гетерохронности развития детского организма, а также сенситивных
периодов, должно соответствовать индивидуальным и возрастным
возможностям каждого ребенка.
Только такая нагрузка может повысить работоспособность, расширить
функциональные резервы систем жизнеобеспечения, повысить физическую
подготовленность и укрепить здоровье детей.
2. Практический анализ организации физкультурно-оздоровительных
мероприятий в группах продлённого дня у младших школьников в
22
школе
2.1 Методы и цель исследования
В рамках курсовой работы было проведено практическое исследование.
Целью исследования стало рассмотреть и проанализировать эффективность
проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий группах
продлённого дня у младших школьников в школе.
Базой исследования стала школа № 1 имени Виктора Носова, корпус №
1, в г. Тольятти.
Участники: в исследовании приняли участие ученики младших классов
(1-4 классы) в количестве 98-ти человек.
Методы исследования: анкетирование, метод наблюдения.
2.2 Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для
младших школьников, проводимых в режиме группы продленного дня
В исследовании приняли участие учащиеся с 1 по 4 класс, регулярно
посещающие группу продлённого дня, в составе 98 человек. Для достижения
цели исследования нами была разработана анкета, которая включала в себя
несколько блоков (Приложение1).
На вопрос: «Что больше всего ты любишь в режиме работы ГПД?» 49,7
% респондентов отметили прогулки, 25,8 % - физкультурно-оздоровительные
занятия, 16,0 % - самоподготовку, 6,0 % - питание в столовой, 2,5 % - другое.
Анализ анкет показал, что 75 % респондентов (мальчики - 33,2 %, девочки -
41,8 %) считают, что физические упражнения положительно воздействуют на
состояние их здоровья, 17,1 % (мальчики - 5,9 %, девочки -11,2 %) указали,
что физические упражнения не влияют на состояние здоровья, 7,9 %
(мальчики - 3,6 %, девочки - 4,3 %) - не ответили на вопрос.
При этом, 83,2 % респондентов (37,8 % - мальчики, 45,4 % - девочки)
23
отметили, что ежедневно занимаются физическими упражнениями (ходьба,
бег, езда на велосипеде, плавание), 13,5 % (4,3 % - мальчики, 9,2 % - девочки)
-занимаются от случая к случаю, 1,5 % (1,5 % - девочки) - занимаются, так
как заставляют родители, 1,0 % (0,3 % - мальчики, 0,7% - девочки) - не любят
заниматься, 0,8 % - не ответили на вопрос.
В таблице 2.1 приведены результаты ответов респондентов на вопрос:
«Какими видами самостоятельных занятий физическими упражнениями тебе
нравится заниматься?»
На вопрос: «Как ты себя чувствуешь после занятий физическими
упражнениями?» 89,2 % респондентов (39,5 % - мальчики, 49,7 % - девочки)
указали на хорошее настроение и самочувствие; 2,3 % (1,5 % - мальчики, 0,8
% - девочки) - плохое настроение, 8,5 % (1,6 % - мальчики, 6,9 % - девочки)
не ответили на вопрос.
На вопрос: «Какая твоя любимая форма занятий физическими
упражнениями в школе?» 28,2 % респондентов отдали предпочтение уроку
физической культуры и здоровья, 23,6 % - секции по виду спорта, 23,0 % -
танцевальным упражнениям, 11,2 % - гимнастике до уроков, 11,0 % -
физкультурно-оздоровительным занятиям в ГПД, 3,0 % - другое.
Таблица 2.1 - Выбор респондентами физических упражнений (%)
Физические упражнения Ответы респондентов
Мальчики Девочки Суммарный процент
Оздоровительная ходьба 2,0 2,1 4,1
Бег 6,7 7,2 13,9
Езда на велосипеде 10,4 13,8 24,2
Катание на роликах 6,3 13,3 19,6
Плавание 7,0 12,5 19,5
Спортивные игры (футбол, баскетбол,
пионербол)
9,2 5,6 14,8
Другое 2,9 1,0 3,9
Всего 44,5 55,5 100,0
Респондентам был задан вопрос: «Проводятся ли физкультминутки и
физкультпаузы во время самоподготовки в группе продленного дня?», на
24
который 67,8 % респондентов дали положительный ответ, 15,4 % указали на
их несистематическое проведение, 16,8 % - отметили их отсутствие. При
этом, 65,2 % респондентов указали, что физкультурно-оздоровительные
занятия систематически проводятся воспитателем ГПД; 9,5 % - время от
времени; 24,8 % - занятия организуют сами дети, 0,5 % -Другое.
На вопрос: «Чем ты занимаешься в группе продленного дня во время
физкультурно-оздоровительных занятий?» были получены следующие
ответы: 30,2 % респондентов играют в подвижные игры, у 26,3 % -
проводится прогулка, 17,9 % - играют в спортивные игры; 9,9 % -
занимаются бегом, ходьбой, прыжками, метанием, 6,0 % - дыхательной
гимнастикой, 4,8 % -трудовой деятельностью, 4,2 % - гимнастикой, 0,7 % - не
занимаются. На вопрос: «С кем бы ты хотел заниматься физическими
упражнениями в группе продленного дня?» 25,6 % респондентов указали на
воспитателя, 25,0 % - отметили тренера из спортивной школы, 24,4 % -
предпочли бы заниматься под руководством друга из своего класса, 23,2 % -
учителя физической культуры, 1,8 % - другое.
Исследование младших школьников выявило неоднозначное
отношение детей к физической культуре и физкультурно-оздоровительным
мероприятиям. Несмотря на то, что большинство респондентов (75 %)
считает занятия физическими упражнениями важными для своего здоровья и
ежедневно занимается ими (83,2 %), лишь 11% респондентов указали на
спортивный час, как любимую форму занятий физическими упражнениями в
группе продленного дня. При этом желание заниматься под руководством
воспитателя отметили только 25,6 % респондентов, что свидетельствует о
низкой мотивации респондентов и отсутствии должного контроля за
качеством организации и проведения физкультурно-оздоровительных
занятий со стороны воспитателей [2, с.3].
Вместе с тем, анкета включала в себя блок вопросов, связанных с
отношением младших школьников к организованным формам физкультурно-
25
оздоровительной деятельности, осуществляемой в группах продленного дня.
Укрепление здоровья, физических сил, развитие физических способностей,
формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений
и навыков у детей в настоящее время стали теми задачами, которые прежде
всего призваны решать ГПД [4, с.158].
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме группы продленного
дня складывается из таких видов, как спортивный час на открытом воздухе,
подвижные игры и развлечения на прогулках, физкультурные минутки во
время самоподготовки [15, с.86].
Известно, что физкультурные минутки и физкультпаузы на уроках и во
время самоподготовки в ГПД обеспечивают активный отдых учащихся,
переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают
ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные
процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на
последующем отрезке времени [16, с.].
Очень важно, чтобы физкультурно- оздоровительная работа с детьми в
группе продленного дня проходила под контролем врача. Занятия
физическими упражнениями в школе № 1 проводятся в свободной,
непринужденной форме с преимущественным использованием игры и
соревнований.
Преподаватели и воспитатели школы № 1 всегда придерживаются
правила: нарушение этих условий приводит к превращению физкультурно-
оздоровительных мероприятий в обычный дополнительный школьный урок и
вызвать переутомление учащихся.
В результате наблюдения была составлена аналитическая таблица по
признакам утомления (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Характеристика внешних признаков утомления
Внешние
признаки
Небольшое Среднее Выраженное
26
Окраска кожи Легкая Значительная Бледность
Потливость Незначительн
ая
Большая Чрезмерная
Выражение лица Спокойное Напряженное Страдальческое
Характер дыхания Учащенное,
ровное
Учащенное,
периодически глубокие
вдохи и выдохи
Резко учащенное,
поверхостное и
аритмичное
Координация
движений,
внимания
Четкое
выполнение
команд
Неуверенные
движения, нечеткое
выполнение команд
Дрожание конечностей,
Отставание в ходьбе от
группы
Жалобы Нет Усталость, боль в
мышцах, сердцебиение
Головокружение,
головная боль, шум в
ушах, тошнота , слабость
При выраженном утомлении преподаватели школы № 1 предлагают
учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и
переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.
Наиболее доступными для использования являются следующие виды
физкультурно- оздоровительной работы в группе продлённого дня:
1.Подвижные игры и состязательные упражнения.
2.Прогулки.
3.Физкультминутки и физкультпаузы.
4. Экскурсии.
5.Физический труд на воздухе.
6. Спортивный час.
7. Режим дня младшего школьника.
В систему физкультурно-оздоровительной работы с младшими
школьниками входят также встречи- беседы с медсестрой и врачом по
вопросам гигиены учебного труда, личной и бытовой гигиены, ухода за
кожей, ногтями, волосами, о правильном питании.
Следует отметить, что первые признаки утомления во время
27
самоподготовки в группе продленного дня в школе № 1 служат сигналом к
выполнению физкультминуток. Длительность физкультурных минуток
обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех
правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое
время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить
самочувствие детей.
Введение в структуру самоподготовки в школе № 1 физкультминуток,
сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для
поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Физкультурная пауза, помимо физических упражнений, подобранных с
определенной целевой установкой, включает подвижные игры, эстафеты,
прыжки, преодоление препятствий. Весь комплекс упражнений предполагает
учет возрастных особенностей учащихся и характера их текущей учебной
работы.
В целях укрепления здоровья детей часть времени суток выделяется
для их обязательного пребывания на свежем воздухе. Благотворное влияние
на детский организм природной среды признается всеми: чем больше они
будут на воздухе, тем физически крепче и работоспособнее они будут. В
группе предусматриваются обязательные занятия на воздухе
продолжительностью от 2 до 2,5 часов. После предобеденных занятий на
воздухе организуется умывание детей. В зависимости от характера уроков и
внеклассных занятий также организуются или мытье рук, или умывание.
При смене занятий детям обязательно даётся не менее 10 минут на
неорганизованный отдых, во время которого школьники могут реализовать
свои физиологические потребности. При составлении режима все эти
моменты, связанные с его гигиенической стороной, принимаются в расчет.
Таким образом, режим группы продленного дня в школе может
строиться следующим образом:
11.30-12.30- Беседы с учителями, посещение уроков воспитателями.
28
12.30-12.40- Прием детей.
12.40-13.00- Прогулка.
13.00-13.30- Обед.
13.30-14.30- Послеобеденное пребывание детей на свежем воздухе.
14.30-15.30- Самоподготовка.
15.30-15.50- Полдник.
15.50-16.30- Клубный час.
16.30-17.20- Подвижные игры на воздухе.
17.20-17.30- Уход домой.
Рациональная, научно обоснованная организация учения, труда и
отдыха учащихся создает условия для повышения работоспособности
школьников, психофизического, физиологического и личностного развития
детей.
2.3 Программа физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе
продлённого дня для повышения работоспособности у младших
школьников
Пояснительная записка. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования предусматривает
реализацию основной образовательной программы начального общего
образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей
организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп
продленного дня [1].
Спортивный час в группах продлённого дня способствует повышению
работоспособности, укреплению здоровья, физическому развитию
обучающихся, повышению их работоспособности. Занятия должны быть
разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и иметь
оздоровительную направленность.
29
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение
младших школьников к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями. Занятия проводятся воспитателем или специалистом,
имеющим специальное образование. На физкультурных занятиях в ГПД
решаются следующие задачи:
1) повышается работоспособность;
2) создание условий для развлечения и физической разрядки детей;
3) воспитание интереса к физкультурным и спортивным занятиям;
4) укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям
физической культурой и здоровому образу жизни, содействие
гармоническому, физическому развитию;
5) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
6) воспитание дисциплинированности, доброжелательного
отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций [].
При определении времени проведения спортивного часа следует иметь
в виду, что у младших школьников снижение умственной работоспособности
происходит после 3-4 уроков. Поэтому оптимальными сроками в режиме дня
для спортивного часа является время с 12.00 до 13:00. Данное планирование
разработано для проведения воспитательной работы в группе продленного
дня 1 классов. Рассчитано на 2 часов в неделю при 5-дневной рабочей неделе.
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной
программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие
упражнения с предметами и без предметов. Основная форма занятий в ГПД -
урочная, с активным участием обучающихся в ее организации и проведении.
Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и
упражнения, изученные на уроках физической культуры (таблица 2.3 и 2.4).
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная,
основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности
повторять программный материал по физической культуре, так как это
30
заметно снижает интерес обучающихся к занятиям. Примерная организация
занятия: организованный выход; построение; подвижные и спортивные игры;
занятия по интересам и упражнения восстановления на дыхание; укрепление
осанки, гимнастические упражнения; игры на внимание и т.д.
В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения
с различными предметами. Упражнения с предметами способствуют
укреплению осанки и развитию координации движений. В основной и
заключительной части часа активного отдыха наибольший эффект даёт
применение игрового и соревновательного методов. Не менее важно
учитывать и состояние здоровья обучающихся. Детям, менее физически
крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое
внимание, регламентируя объём и интенсивность упражнений. При выборе
соответствующих упражнений и нагрузок, воспитателю необходимо
консультироваться с учителем физической культуры, так как
оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и
подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от
правильного дозирования нагрузки [].
При выраженном утомлении следует предложить обучающимся
выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на
другое занятие, не связанное с этой нагрузкой. Если в составе группы
окажутся ученики, отнесённые по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе или временно освобождённые от занятий физической
культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения, не
связанные с непосредственным выполнением физических упражнений:
помогать в судействе, быть контролёром на этапах эстафет, счётчиком очков
и др.
При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных
игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической
нагрузки и снижения её в конце занятий. В заключительной части можно
31
использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой
интенсивности. В числе различных упражнений для этого возраста могут
быть рекомендованы знакомые им по уроку физической культуры:
упражнения с большими и малыми мячами: подбрасывание и ловля, удары
мяча об пол и стенку, перебрасывание мяча друг другу в кругу, парах,
шеренгах, колоннах и т.д.; ходьба с различными движениями рук, с
изменением длины шага (короткий, широкий) и темпа (ускоренный и
замедленный); бег с различной скоростью в чередовании с ходьбой, с
преодолением несложных препятствий, с изменением направления по
сигналу, в парах с различными передачами мяча; прыжки на месте (на одной
и двух ногах) со скакалкой, в длину с места, с разбега, в высоту через
верёвочку, скакалочку; метание малого мяча (снежка) в цель, на дальность.
При проведении физкультурных занятий воспитателю следует широко
применять скакалки, мячи, гимнастические палки, флажки, обручи, число
которых должно соответствовать количеству обучающихся в группе. Однако
в основе занятий с учениками младших классов должны быть подвижные
игры. Лучше, если в числе используемых игр будут те, которые известны
детям по урокам физической культуры и пользуются у них наибольшим
интересом. Допустимо применение и новых игр, но только увлекательных и с
простыми правилами. На одном занятии не следует проводить более 2-3 игр.
Обучающиеся этого возраста любят и простейшие соревнования. Они
могут проводиться в форме заданий: кто быстрее пробежит дистанцию 25-30
метров, кто дальше прыгнет в длину с места или с разбега, кто выше прыгнет
в высоту с места или разбега, кто дальше бросит мяч (снежок). Можно
использовать и такие виды соревнований: бег с обручем по прямой дорожке,
бег с короткой скакалкой, прыжки по кружкам на скорость и точность и т.д.
Предполагаемые результаты реализации программы: играть активно,
самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим
регулировать степень внимания и мышечного напряжения,
32
приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить
выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить
его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую
поддержку, добиваться достижения общей цели;
1) знать: о способах и особенностях движение и передвижений
человека; о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических
упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих
систем; о правилах использования закаливающих процедур, профилактике
нарушения осанки; о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
2) уметь: составлять и правильно выполнять комплексы физических
упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; уметь
взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий ожидаемый
результат; укрепление здоровья детей, формирование у них навыков
здорового образа жизни; развитие умений работать в коллективе;
формирование у детей уверенности в своих силах; умение применять игры
самостоятельно.
Таблица 2.3 - Тематическое планирование «Спортивный час в ГПД»
№ п/п Наименование темы Кол-во часов
1 Введение 1 ч
2 Русские народные игры 11 ч
3 Подражательные подвижные игры 10 ч
4 Эстафеты 10 ч
5 Игры с песенками и стихами 4 ч
6 Забавные упражнения 4 ч
7 Игры со спортивным инвентарем 4 ч
Таблица 2.4 - Содержание программы
№п/п Наименование темы Дата проведения
1 Русская народная игра «Жмурки»
2 Подвижная игра «Совушка»
33
3 Эстафета «передача мяча»
4 Русская народная игра «Кот и мышь»
5 Подвижная игра «Мышеловка»
6 Эстафета «С мячом»
7 Русская народная игра «Горелки»
8 Подвижная игра «Пустое место»
9 Эстафета «С мячом»
10 Русская народная игра «Салки»
11 Подвижная игра «Карусель»
12 «Эстафета зверей»
13 Русская народная игра «Пятнашки»
14 Подвижная игра «Кто быстрее?»
15 Эстафета «Быстрые и ловкие»
16 Русская народная игра «Охотники и зайцы»
17 Подвижная игра «Конники-спортсмены»
18 Эстафета «Встречная»
19 Русская народная игра «Фанты»
20 Подвижная игра «Лягушата и цыплята»
21 Эстафета «Передал - садись»
22 Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»
23 Подвижная игра «Карлики и великаны»
24 Эстафета «Веселые старты»
25 Русская народная игра «Волк»
26 Подвижная игра «Колобок»
27 Эстафета «Близнецы»
28 Русская народная игра «Птицелов»
29 Подвижная игра «Берегись, Буратино!»
30 Эстафета «Бистроф»
31 Игры с песенками и стихами
32 Забавные упражнения
33 Игры с обручем и мячом
34 Игры с песенками и стихами
35 Забавные упражнения
36 Игры с мячом
37 Игры с песенками и стихами
38 Забавные упражнения
39 Игры с кеглями
40 Игры с песенками и стихами
41 Забавные упражнения
42 Игры со скакалками
Занятия в рамках программы способствуют повышению
работоспособности, совершенствованию и развитию двигательных качеств,
выносливости, силы, гибкости, скорости, глазомера, ловкости, координации.
Внедрение в практику данной программы обеспечит следующие
результаты:
34
•снижение умственного утомления, повышение работоспособности;
•пополнение багажа двигательных действий учащихся;
•включение занятий физической культурой и спортом в активный
отдых и досуг.
Таким образом, в конце вышеизложенного по организации
физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня для
повышения работоспособности у младших школьников, можно сделать
следующие выводы.
1. Младшие школьники имеют положительную мотивацию к
физкультурно-оздоровительной деятельности, т.к. 83 % респондентов любят
заниматься физическими упражнениями.
2. Интерес учащихся младшего школьного возраста к циклической
деятельности превалирует над ациклической (спортивные игры и др.).
3. Содержанию и качеству проведения спортивного часа и других
физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в группах
продленного дня, со стороны воспитателей ГПД уделяется недостаточно
внимания.
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрены современные тенденции организации
физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах продлённого дня,
как средство повышения работоспособности у младших школьников;
выделены особенности развития двигательных способностей младших
школьников во внеурочных формах физического воспитания.
На основании достоверных источников проанализированы психолого-
педагогические и функциональные особенности детей младшего школьного
возраста, раскрыта специфика двигательных способностей младших
школьников с учетом психолого-педагогических особенностей детей данного
возраста в ГПД.
В рамках второй главы проведён анализ практики организации
физкультурно-оздоровительной работы в группах продленного дня
общеобразовательной школы с детьми младшего школьного возраста, а
также организовано и проведено анкетирование, направленное на изучение
организационно-педагогических условий проведения физкультурно-
оздоровительных занятий с младшими школьниками в группах продленного
дня.
Обобщение специальной научно-методической литературы,
педагогического опыта работы и данные наших исследований позволяют
рекомендовать к использованию в образовательном процессе младших
школьников, посещающих группу продленного дня, программу
физкультурно-оздоровительных занятий во время спортивного часа.
Спортивный час в группах продлённого дня способствует укреплению
здоровья, физическому развитию обучающихся, повышению их
работоспособности. Занятия должны быть разнообразными по характеру и
интенсивности, доступными и иметь оздоровительную направленность.
36
В рамках курсовой работы представлена разработка программы
«Спортивный час в группе продлённого дня», основная цель которой
заключается в содействии всестороннему развитию личности, приобщению
учащихся начальных классов к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями.
Занятия в рамках программы способствуют совершенствованию и
развитию двигательных качеств, выносливости, силы, гибкости, скорости,
глазомера, ловкости, координации.
Внедрение в практику данной программы обеспечит следующие
результаты:
1) повышение работоспособности;
2) пополнение багажа двигательных действий учащихся;
3) включение занятий физической культурой и спортом в активный
отдых и досуг.
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 6 октября 2009 года N 373) [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://docs.cntd.ru/document/902180656 (дата обращения: 27.12.2021)
2. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни: учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. –
3-е издание, стереотипное. – Новосибирск: Сибирское университетское
издательство, 2017. – 214 c.
3. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей современной России /
А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, В. Ю. Альбицкий, Р. Н. Терлецкая.
— [Текст]// Социальная педиатрия. — Москва: Педиатр. - 2018. - № 20. -
120с.
4. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей современной России /
А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, В. Ю. Альбицкий, Р. Н. Терлецкая.
— [Текст]// Социальная педиатрия. — Москва: Педиатр. - 2018. - № 20. -
120с.
5. Борисова, М. М. Воспитатель в дошкольных образовательных
организациях. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие / М.
М. Борисова, Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова; под редакцией С. А. Козловой.
– 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: ИНФРА-М, 2021. –
508 с.
6. Борисова, М. М. Теоретические и методические основы
физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста:
учебное пособие / М. М. Борисова, Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова; под
редакцией С. А. Козловой. – 2-е издание, переработанное и дополненное. –
Москва: ИНФРА-М, 2020. – 508 с.
38
7. Бриленок, Н. Б. Педагогическое сопровождение становления
здорового образа жизни у обучающихся: учебное пособие для студентов
Института физической культуры и спорта / Н. Б. Бриленок. – Саратов:
Издательство Саратовского университета, 2019. – 29 с.
8. Вакулик, И.И. Соотношение обучения и развития – стержневая
проблема педагогики// Современные научные исследования и инновации.
2021. № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://web.snauka.ru/issues/2021/11/97056 (дата обращения: 14.12.2021)
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии. – М:[Текст]
Просвещение, 2018. – 175 с.
10. Гурьев, С. В. Физическое воспитание детей дошкольного и
младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / С. В. Гурьев.
– Москва: ИНФРА-М, 2020. – 218 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://znanium.com/catalog/product/1009496 (дата обращения: 23.12.2021).
11. Дзебисова А.К., Кокаева И.Ю. Инновационные модели обучения
в региональном образовательном пространстве (на примере Республики
Северная Осетия - Алания) // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3
(76). С. 84-85.
12. Котова, С.А. «Вечная» педагогическая проблема на пути к
решению. Преемственность начальной и средней школы достижима. [Текст]
// Народное образование. 2012. - № 4. -161 c.
13. Максимова, С.Ю., Скрябина, И.Д. Педагогическое
взаимодействие как важная составляющая адаптивного физического
воспитания дошкольников с задержкой психического развития [Текст] //
Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2019. – № 1 (27). – С.
143–149.
14. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н.
Попов. - М.: Academia, 2019. - 96 c.
39
15. Сидорова, И.В. Инновационная деятельность педагога в свете
проблемы теории и практики [Текст] / И.В. Сидорова // Наука и образование.
– 2020. – Т. 3. – № 1.– С. 99.
40
Приложение 1
Анкета для младших школьников по физкультурно-
оздоровительным мероприятиям в группе продлённого дня
ЮНЫЙ ДРУГ!
Внимательно прочитай вопрос и варианты ответов. Выбери нужный
вариант ответа и обведи его номер в кружок.
1. Что больше всего ты любишь в режиме группы продленного
дня?
1. Прогулки
2. Питание в столовой
3. Самоподготовка (выполнение домашних заданий)
4. Спортивный час
5. Другое (указать)
2. Как ты думаешь, занятия физическими упражнениями?
1. Влияют на твое здоровье
2. Не влияют на твое здоровье
3. Затрудняюсь ответить
3. Нравится ли тебе заниматься физическими упражнениями
(ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание и др.)?
1. Да, занимаюсь с удовольствием
2. Занимаюсь от случая к случаю
3. Занимаюсь, т.к. заставляют родители
4. Не люблю заниматься
4. Какими видами самостоятельных занятий физическими
упражнениями тебе нравится заниматься?
1. Оздоровительная ходьба
2. Бег
3. Езда на велосипеде
41
4. Катание на роликах
5. Плавание
6. Спортивные игры (футбол, баскетбол, пионербол)
7. Другое
5. Как ты себя чувствуешь после занятий физическими
упражнениями?
1. Хорошее настроение и самочувствие
2. Плохое настроение (разочарование)
3. Затрудняюсь ответить
7. Проводятся ли физкультминутки и физкультпаузы во время
самоподготовки в группе продленного дня?
1. Всегда проводятся
2. Проводятся иногда
3. Не проводятся
4. Затрудняюсь ответить
6. Какая твоя любимая форма занятий физическими
упражнениями в ГПД?
1. Урок физической культуры и здоровья
2. Секция по виду спорта (футболу, атлетика, борьба и др.)
3. Утренняя гимнастика до уроков
4. Танцевальные упражнения
5. Физкультурные занятия в ГПД
6. Другое
8.Кто организует физкультурно-оздоровительные занятия в группе
продленного дня?
1. Постоянно воспитатель ГПД
2. Воспитатель проводит время от времени
3. Игры организуют и проводят сами дети
4. Другое
42
9.Чем ты занимаешься в группе продленного дня во время
физкультурно-оздоровительных
занятий?»
1. Бег, ходьба, прыжки, метания
2. Подвижные игры
3. Спортивные игры (футбол, пионербол и др.)
4. Гимнастика
5. Дыхательная гимнастика
6. Прогулка
7. Трудовая деятельность
8. Ничего не делаю
10.С кем бы ты хотел заниматься физическими упражнениями в
группе продленного дня?
1. С тренером из спортивной школы
2. С учителем физической культуры и здоровья
3. С воспитателем группы продленного дня
4. С другом из класса
5. Другое (указать).
Размещено
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить контрольную работу по Теоретической механике. М-08023
Контрольная, Теоретическая механика
Срок сдачи к 30 дек.
Пересечение криволинейных поверхностей плоскостью треугольника АВС
Решение задач, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 10 янв.
выполнить задания
Решение задач, Актуальные проблемы права интеллектуального собственности
Срок сдачи к 28 янв.
Органихзация рекламного агенства
Другое, Организация рекламной и PR-деятельности
Срок сдачи к 2 янв.
Тема: имидж современного руководителя
Курсовая, менеджмент сфере культуры и искусства
Срок сдачи к 26 дек.
Практическая работа по дисциплине «Информационное обеспечение логистических процессов»
Другое, Операционная деятельность в логистике
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!