это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3694544
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕСовременный этап развития общества характеризуется стремительным возрастанием объема научной информации. В этих условиях обществу необходим человек, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий.Образование уже сейчас должно дать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, новые эстетические и культурные ценности.Традиционное обучение учащихся отдавало приоритет предметному знанию, в основу образовательного процесса были положены научные положения. Однако сейчас недостаточно передать ученику определенную сумму знаний, основы науки. Образование должно формировать способность к творчеству, способствовать превращению творчества в норму, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности – в труде, науке, технике, культуре, искусстве, управлении, политике.Современный педагог должен быть нацелен на такую организацию учебной деятельности учащихся, которая предполагает самостоятельную работу школьников по самодобыванию знаний под руководством учителя, который соединяет познавательный процесс с заинтересованностью в результатах своего труда. Активизация самостоятельности школьников в учебной и других видах деятельности является одной из актуальных проблем современной педагогической теории и практики (М.А.Данилов, И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, Н.А.Половникова, Н.Н.Светловская, М.Н. Скаткин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин и др.)Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.Цель работы – разработать комплекс уроков по русскому, способствующих формированию познавательной самостоятельности учеников.Объект исследования – познавательная самостоятельность обучающихся.Предмет исследования - пути и средства формирования познавательной самостоятельности обучающихся.Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующих задачи:Рассмотреть сущность понятия «познавательная самостоятельность» в психолого-педагогической литературе;Обосновать особенности формирования познавательной самостоятельности у обучающихся;Изучить пути и средства формирования познавательной самостоятельности обучающихся;Исследовать уровень сформированности познавательной самостоятельности у учеников 5 класса;Описать систему работы на уроках по русскому языку для формирования познавательной самостоятельности у учеников 5 класса.Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение;Практические: педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ, методы графической обработки экспериментальных данных.База исследования: Центр Образования № 37 имени В. П. Храмченко.Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ1.1 Сущность понятия «познавательная самостоятельность» в психолого-педагогической литературеСамостоятельность одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.Большой вклад в развитие познавательной самостоятельности обучающихся внесли видные педагоги М. А. Данилов [5], И. Я. Лернер [19], П. И. Пидкасистый [28], Н. А. Половникова [29], М. Н. Скаткин [36], Т.И. Шамова [43] и др., в исследованиях которых отмечается, что самостоятельность и активность учащихся развиваются наиболее интенсивно в процессе их познавательной самостоятельности.Современная трактовка понятия «познавательная самостоятельность», определенная Федеральным государственным образовательным стандартомначального общего образования (компетентность, способность к инициативе, целеполаганию, способность действовать в рамках свободного выбора, качество личности, выражающееся в проявлении инициативности, потребности осуществления нового действия с целью получения нового знания через познавательную деятельность и др.), способствует многомерному видению проблемы развития понятия «познавательная самостоятельность».Инициатива – (от. франц. initiative, от лат. initium – начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях [41, c. 842].Историки педагогики характеризуют ХIХ в. как период расцвета в Российской империи идей европейского Просвещения. В арсенале педагогов этого времени активно закрепились термины «самостоятельность», «самообразование», «самодеятельность», которые указывали на отношение человека к познанию. Алексеев Н.Г. отмечал воспитательную и дидактическую ценность самостоятельности учащихся в обучении. «Истины, установленные наукой, не становятся сами по себе достоянием развивающегося ума ученика. Для их побуждения требуется упорная самостоятельная умственная работа. Разумная система воспитания должна предоставлять ученику возможность самодеятельности» [1, с. 270].Идеи К. Д. Ушинского максимально близки основным современным представлениям об исследовательской деятельности. К средствам активизации познавательной самостоятельности он относил сократический и эвристический методы, средства наглядности, своевременность и постепенность в обучении.Определение умению учиться как основной цели образования XXI века. Умением учиться, или учебной самостоятельностью, мы называем способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи и находить недостающие знания и осваивать недостающие умения [4, c. 25].Проблема познавательной самостоятельности начала XX в. оформилась как фундаментальная идея новой школы, которая отвечает потребностям и интересам ребенка.Познавательная самостоятельность в советской школе оформилась как средство повышения осознанности и действенности изучаемого материала, результатом эффективной организации учебного процесса и самостоятельной работы учащихся.Обобщая взгляды педагогов советского периода, можно утверждать, что термины «самостоятельность», «самодеятельность», «самообразование», «самостоятельная работа», имеющие в своем генезисе отношение человека к познанию, предполагают наличие дидактических установок: формирование навыков самостоятельной деятельности и самостоятельного мышления, развитие волевых качеств, творческий подход в организации процесса усвоения знаний. Таким образом, обнаруживается тенденция развития самостоятельной личности в процессе познания.По мнению Половниковjq Н.А. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении [29]. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Половникова Н.А. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей [29].Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм.Общественную направленность самостоятельности придают Ю. П. Сокольников, О. П.Суркова, И. Г Ярошенко и др. [44]. Ряд исследователей, признавая самостоятельность стержневым качеством личности, рассматривают проявление ее в процессах мышления, воли.Так, Сарсикеева Ж.Е. связывает самостоятельность с потребностью в умении самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения, отличную от других [33, c.17].По мнению В. А. Сыркиной, самостоятельность проявляется в решении жизненных, мыслительных и практических задач. Ю. Н. Дмитриева видит проявление самостоятельности в умелом использовании имеющихся знаний для решения на основе волевого усилия поставленных жизнью задач [38].Рассматривая некоторые аспекты познавательной активности, способствующие формированию личностных качеств, отметим, что познавательная активность многогранна, чему свидетельствует работы И. Я. Лернера, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др., и выделим следующие моменты: у И. Я. Лернера активность выступает как условие самостоятельности [19]; Т. И. Шамова активность рассматривает как качество учебной деятельности [43]; Г. И. Щукина познавательную активность соотносит с личностным образованием обучающегося [45].В процессе обучения человек должен овладеть различными видами как практической, так и теоретической деятельности в их взаимосвязи. В последних научных исследованиях проблема самостоятельности ставится все более отчетливо. Целый ряд работ, в частности работы В. В. Давыдова, С. Л. Кобыльницкой, В. М. Косатая, и др. убедительно свидетельствуют: теоретические виды деятельности не только занимают ведущее место в интеллектуальных видах труда, но и определяют успех практической деятельности [38].В свою очередь, по мнению Н. М. Конышевой и Н. Ф. Талызиной, успешному овладению новыми умственными действиями помогают действия внешние, материальные. Они дают возможность невидимые внутренние действия сделать видимыми и понятными. Особое значение такой перевод умственных действий во внешний, материальный план имеет при работе с младшими школьниками [39, c. 115].Самостоятельность как явление в педагогике в основном рассматривают в контексте автономного операционального действия, которое субъект (ребенок) может выполнить после соответствующего обучения без помощи педагога. Поэтому в педагогической литературе чаще используется словосочетание «познавательная самостоятельность»; исключением можно считать названные выше идеи инновационного характера обучения, например, определение, данное Т.М. Ковалевой: «Самостоятельность – волевое действие, характеризующее умственную деятельность, признак активности личности, ее способность к познавательному поиску» [14, c.85].Швецова Р.Ф. рассматривает самостоятельность «как волевое качество, выражающееся в умении сознательно направлять свою учебную трудовую и общественную деятельность, свое поведение, соответственно собственным взглядам и убеждениям, преодолевая препятствия на пути к достижению поставленной цели» [44, c. 257].В литературе выделяют несколько видов самостоятельности, относящихся к учебным процессам:образовательную самостоятельность, позволяющую обучающемуся сделать свободный выбор траектории обучения и реализовать внутреннюю потребность интеллектуального развития [17];умственную самостоятельность как значимое условие овладения мыслительными операциями, приемами и способами умственной деятельности [11];учебную самостоятельность, возникающую в процессе образования по инициативе учащихся на основе достаточно развитых навыков, умений, знаний, обобщенных способов решения задач [24].Таким образом, самостоятельность в контексте познания выступает как интегративное понятие. Выготский рассматривал психологический возраст как пространстве детских возможностей, лишь частично реализуемых системой образования. Основываясь на этих представлениях, Д. Б. Эльконин сформулировал гипотезу о том, что уровень интеллектуальных достижений, который при существовавшей тогда (и преобладающей по сей день) системе начального обучения демонстрируют редкие, так называемые одаренные дети 6-12 лет, становится доступным большинству младших школьников при обучении иного типа [46, c. 157]. Речь шла о способности одаренных детей после первых попыток решения новой задачи выделять ее наиболее существенные условия и, ориентируясь на них, решать затем все задачи того же класса «с места», практически без ошибок. При этом саму фазу ориентации в условиях действия одаренные дети самостоятельно, без подсказок выделяют как отдельную задачу. Это означает, что перед тем, как приступить к новому практическому действию, они строят островок самообучения - ориентации в условиях выполнения будущего действия. Одаренность одаренных детей проявляется и в том, что они самостоятельно отделяют учение от действия, и в том, что на этапе самообучения они строят достаточно полную и обобщенную ориентировочную основу предстоящего действия.В психологии самостоятельность раскрывается через такие понятия как: субъектность, личностная автономия,саморегуляция.Центром всех формулировок является субъект, способный осознанно влиять на свою жизнь, поэтому эту характеристику можно отнести ко всей психологической области исследований самостоятельности.Понятие самостоятельность раскрывается с идеями Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития: само-стояние в прямом смысле невозможно ни в каком другом обществе, кроме человеческого [41]. Мы можем утверждать, что самостоятельность как качество появляется только в результате воспитания в кругу людей.Самостоятельный человек характеризуется тем, что способен сам выбирать, какую позицию ему следует занять в той или иной ситуации. Проблема развития самостоятельности учащихся поднималась ещё в русской педагогике ХIХ века. В работах педагогов-исследователей: К. Д. Ушинского; П. Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова и др. научно обосновывается и определяется методика обучения детей самостоятельному получению информации через опыт, эксперимент, наблюдение [6].В теоретических исследованиях по педагогике того времени понятие «самостоятельность» рассматривается с точки зрения сущности человеческой активности как необходимого условия освоения культурно-исторического общественного опыта.Выделяют четыре сферы инициативы:коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения) [26, c. 12].Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Однако в любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции.В текстах толкований выделяются общие характеристики этого феномена: достаточный уровень независимости от внешнего влияния в познавательной деятельности, готовность добывать новые знания, целеустремленность, умение организовывать собственную познавательную деятельность, наличие определенных волевых усилий и мотивационных установок.Таким образом, умением учиться, или учебной самостоятельностью называется способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи и находить недостающие знания и осваивать недостающие умения. Самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки.1.2 Особенности формирования познавательной самостоятельности у обучающихся средней школыПроблема формирования у детей познавательной самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание.Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.Теоретический анализ позволяет признать решающую роль самостоятельной деятельности в личностном развитии человека, рассматривать самостоятельность в качестве обобщенного свойства личности, интегрирующего интеллект, волевые черты характера, способности.Развитие познавательной самостоятельности как качества личности напрямую зависит от психологических и педагогических особенностей обучающихся [9, c. 80]. Период обучения ребенка в средней школе является переходным от младшего школьного к подростковому возрасту, вследствие этого для детей характерно ощущение значимости школы в удовлетворении познавательных, социально-педагогических потребностей, высокая зависимость от влияния взрослых в различии самопознания, личного самоопределения.В этом возрасте отмечается продолжением развития теоретического рефлексивного мышления. Ранее освоенные операции приобретают формально-логический характер, что проявляется в абстрагировании от конкретного (наглядного) материала и возможности словесных рассуждений. Появляется основа для гипотетико-дедуктивных рассуждений – подростки учатся логически обосновывать решение, оперировать гипотезами. Происходит становление способности к системному поиску решений, т.е. появляется стремление рассмотреть различные варианты решения одной и той же задачи, обосновать их. Одновременно с этим формируется способность к использованию абстрактных свойств, правил для решения сразу целого класса задач.Развитие рефлексивного теоретического мышления создает у школьников обеспечивает возможность анализа абстрактных идей, поиска ошибок и логических противоречий, что проявляется в возникновении интереса к философским, политическим, религиозным и другим вопросам [31]. Изменения в интеллектуальной сфере создают основу для становления мировоззрения.У подростков происходит совершенствование психических функций, в частности, внимания и памяти. Ввиду особенностей содержания учебного материала (усложнение, увеличение объема), изучаемого на уроках, школьники постепенно отказываются от дословного заучивания. Они овладевают умениями преобразовывать тексты и воспроизводить смысл прочитанного на основе запоминания. Мнемонические приемы либо формируются, либо автоматизируются, становясь стилем деятельности.В связи с развитием мыслительных операций отмечается активное становление логической памяти [24, c. 96]. Подростки достаточно быстро перестраиваются на ее использование, но одновременно замедляется развитие механической памяти, что имеет свои последствия. Учащимся приходится запоминать все большее количество информации (в том числе и механически), и, как следствие, повышается интерес к способам запоминания. Повышается продуктивность произвольного запоминания.Изменяется зависимость между памятью и мышлением. Если в младшем школьном возрасте развитие мышления напрямую зависит от памяти, то у подростков наблюдается становление обратного отношения. Например, пятиклассники начинают воспроизводить информацию на основе функционирования мыслительных процессов, т.е. путем установления логических отношений внутри воспроизводимого материала.Также следствием общего интеллектуального развития является развитие воображения, которое при соединении с теоретическим мышлением обеспечивает творческую направленность деятельности [11, c. 58].В подростковом возрасте продолжается развитие монологической и письменной речи. В связи с обретением новых приемов запоминания, учащиеся постепенно формируют умение декламации наизусть. Развитие творчества позволяет организовывать самостоятельную работу по написанию сочинений на заданную или произвольную тему.Усиливаются связи между мышлением и речью, что проявляется в способности составлять план устного или письменного текста [17, c. 94].Подростковый возраст характеризуется активным развитием процессов самосознания, формированием собственной оценки. Учащиеся уже не ориентируются на оценку учителя, а стремятся иметь свое мнение.Самооценка постепенно приобретает устойчивость, начинает оказывать влияние на поведение и деятельность. Сравнивая себя, свои индивидуальные возможности с другими, подростки учатся создавать программу самовоспитания при помощи создания идеала. При адекватной самооценке это способствует развитию самокритичности, уверенности в себе, настойчивости [21, c. 429].В результате активизации процесса развития самосознания у детей отмечаются изменения мотивов – они приобретают большую устойчивость. Интересы, если сохраняются, то принимают характер стойкого увлечения [17].Учебная деятельность по-прежнему является основным видом деятельности, но уже отличается от учебной деятельности младших школьников. Учащиеся начинают проявлять избирательную готовность в изучении отдельных предметов. Им интересна самостоятельная деятельность на уроке, возможность самому организовывать свой процесс познания за пределами школы, но т.к. они еще не овладели в полной мере способами выполнения новых форм учебной деятельности, у подростков возникают трудности [30]. Кроме того, сложность представляют также субъективные представления о самостоятельности, обусловленные острой потребностью в самоутверждении. Учащиеся могут воспринимать самостоятельность как полную независимость от чужих мнений и оценок, в то время как ее формирование является целенаправленным процессом [29, c. 81]. Если педагог оказался не в состоянии вовремя скорректировать отношение к самостоятельной деятельности и обучить учащихся приемам ее реализации, мотивация к учению может исчезнуть.Целенаправленное формирование мотивов учения является эффективным средством повышения качества обучения и обеспечивает условия для удовлетворения доминирующих потребностей. В число таких потребностей входит познавательная потребность. Их удовлетворение способствует становлению устойчивых познавательных интересов, в связи с чем формируется положительное отношение к школьным предметам. Учащиеся начинают рассматривать учебные занятия как возможность расширить свои знания, постепенно происходит переход от ориентации на оценки к самообразованию.При переходе в среднюю школу школьники сталкиваются с необходимостью контакта с разными учителями на отдельных предметах. Индивидуальные особенности педагога, подбираемый им материал, избираемые способы его преподнесения могут способствовать как повышению мотивации обучения, так и ее снижению.Также формирование положительного отношения к учению обеспечивает понимание значимости приобретаемых знаний. Очень важно создать у учащихся представления о практическом применении изучаемого материала, его влиянии на становление и развитие личности.Переживание ситуации неуспеха снижает мотивацию к учению. В случае, когда неуспех повторяется, у подростков формируется негативное отношение к учебной деятельности. В связи с этим основной задачей учителя становится организация условий для создания ситуации успеха, что обеспечивает эмоциональное благополучие учащегося [21, c. 430].Таким образом, можно выделить следующие психолого-педагогические особенности обучающихся и соответствующие им требования к организации учебного процесса:развитие теоретического мышления;формирование гипотетико-дедуктивных рассуждений;становление мировоззрения;совершенствование внимания и памяти: переход к произвольному вниманию, формирование логической памяти;смена зависимости мышления и памяти: запоминание происходит за счет функционирования мыслительных процессов;развитие творчества;формирование умения декламации наизусть;проявление зависимости между мышлением и речью;развитие процессов самосознания, формирование устойчивой само- оценки;учебная деятельность является ведущим видом деятельности;несформированность способов реализации учебной деятельности;непостоянность мотивов учения;появление интереса к самостоятельной деятельности;формирование ориентации на самообразование;необходимость эмоционального благополучия.Итак, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.1.3 Пути и средства формирования познавательной самостоятельности обучающихсяВозможности современной школы для развития познавательной самостоятельности подростков условно можно подразделить на возможности содержания школьного образования, возможности организации образовательного процесса в школе, возможности оценки качества школьного образования, возможности отношений между субъектами образовательного процесса и возможности связей урочной и внеурочной деятельности.В содержании образовательного процесса в школе происходят такие изменения, как ориентация школьных программ на развитие самостоятельности и познавательных интересов школьников, в программах учителей предусмотрена постановка учениками опытов, проведение лабораторных работ, проектная, исследовательская, дискуссионная форма обучения [44, c. 259]. Систематическое участие в таких практичных видах деятельности развивает внимание, познавательный интерес, аккуратность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, что важно для формирования познавательной самостоятельности [10, c. 143]. В современных учебниках и рабочих тетрадях есть много развивающих заданий, направленных на систематизацию и анализ информации: анализ рисунков, схем, заполнение таблиц – такие типы заданий распространены в учебниках по географии и биологии; вопросы, требующие развернутый ответ, вопросы для дискуссионного обсуждения – встречаются в учебниках по гуманитарным и естественнонаучным предметам, в учебниках по истории и литературе часто встречаются вопросы для письменного критического изложения личных мыслей ученика. В содержание учебников включены и специальные блоки долгосрочных заданий, заданий вне школы, предполагающие практическую познавательную деятельность. Современные учебники, прежде всего, направлены на развитие универсальных учебных действий – то есть, на развитие приемов умственной деятельности и на связь учебного материала с реальной жизнью посредствам практических заданий.Таким образом, в обновляющемся содержании основного образования потенциально заложены возможности для развития познавательной самостоятельности подростков.Анализ показал, что предоставление выбора форм самостоятельной познавательной деятельности в современной школе не отделено от возрастных и личностных особенностей, интересов и возможностей учащихся. В школе с богатыми образовательными возможностями подростки создают свои сайты и форумы любителей природы, музеев, классической музыки, отдельных предметов, клубы по интересам, занимаются исследовательской деятельностью. Широко практикуются групповые и коллективные формы обучения: в рамках проектов, дискуссий, познавательного общения в сети Интернет (в блогах и форумах) [21, c. 430]. В школе появляются новые формы обучения, причем многие из них, такие как медиа-проекты и кейсы, междисциплинарные интегративные занятия, предусматривают овладение навыками самостоятельной деятельности [11, c. 83]. В годовом и учебном плане предусмотрено участие школьников в различных культурных районных мероприятиях исторического и делового характера, посещение выставок, музеев, проведение экскурсий, встреча с интересными людьми в рамках социального партнерства. Педагоги используют проектные, игровые технологии, кейс-технологии, технологии развития критического мышления, технологии исследовательской работы, компьютерные технологии [12, c. 90]. Роль проектных технологий в познавательном процессе школьников высоко оценивал еще Джон Дьюи. В ходе выполнения проектной работы школьники учатся лучше понимать и формулировать цели деятельности, такая работа предполагает свободный выбор способа решения определенной творческой задачи, формируется ответственное отношение к делу, умение работать в команде, анализировать, презентовать результаты, рефлексировать. Кейс-технологии так же, как и проектные, имеют очень практикоориентированный, социальнонаправленный характер, позволят подробно изучать с различных сторон какую-либо значимую проблему и учиться подбирать наиболее успешные формы ее решения. Технология развития критического мышления очень важна для именно для учеников средних классов, так как развивает умение мыслить критически, умение сравнивать, анализировать, рефлексировать - то есть, успешно делать то, что неважно получается у многих подростков не только в школе, но и в повседневной жизни, то, без чего невозможно стать успешными людьми, самостоятельными и полноценными личностями. Исследовательская деятельность также имеет практическую направленность, также позволяет освоить многие важные мыслительные операции, способствует развитию чувства ответственности, чувства меры, внимательности, терпеливости, аккуратности, позволяет научиться лучше планировать деятельность и, в целом, при определенной организации, может увлечь подростка. Компьютерные технологии увлекают современных детей. Современные школьники делают презентации, создают сайты, чаты, блоги, диаграммы, таблицы, графики, выполняют упражнения в электронном виде по многим предметам, играют, в том числе, и в обучающие познавательные компьютерные игры, активно ищут самую разную познавательную информацию. По мнению Н.А. Шарай, продукты самостоятельной познавательной деятельности являются системообразующим фактором образовательной среды школы [42, c. 29].Одной из ценностных ориентаций современной школы является развитие индивидуальности школьника. В связи с этим, при составлении рабочих программ, на этапах получения и контроля знаний реализуется индивидуальный подход к учащемуся, учитываются личностные особенности и предпочтения детей.Достижение познавательной самостоятельности – процесс непрерывный и опирается на развитие опыта в различных видах деятельности [32, c. 19]. Особая роль в современной школе отводится тьюторскому сопровождению ребенка. Тьюторский подход в организации образовательного процесса является эффективным для развития познавательной самостоятельности детей, так как тьютор подбирает для ребенка разнообразные элементы образовательного процесса, включая его в различные виды деятельности (досуговую, трудовую, непосредственно познавательную), предоставляя возможности для общения по интересам со сверстниками, учителями, с успешными людьми разных профессий, возможности для творчества, самообразования и саморазвития. Тьютор связывает урочную и внеурочную деятельность, благодаря чему школьник может закрепить знания и умения, полученные на уроке, расширить кругозор, использовать знания из разных областей, различные познавательные приемы и умения для развития своих интересов. Тьютор способствует развитию познавательных интересов школьников, создает условия для их реализации, для применения результатов творческой деятельности, подбирает подходящий путь получения и систематизации знаний в интересующей школьника области. Тьюторское сопровождение способствует психологической поддержке учащихся, укрепляя их уверенность в собственных силах, создавая ситуации для проявления лучших качеств и для развития успеха, стимулируя мотивационную составляющую деятельности подростка. Педагог-тьютор является связующим звеном между родителем и ребенком, учителем и ребенком, между урочной и внеурочной деятельностью [14, c. 89].Особенную роль в развитии познавательной самостоятельности школьника играет выполнение им домашних заданий [8, c. 128]. С развитием образовательных технологий и технических средств возросло и разнообразие форм выполнения домашних заданий. Задания могут быть связаны с созданием проекта, решением кейса, постановкой опытов и экспериментов, групповой работой, в том числе и работой в группах дистанционно. При разработке домашних зданий учителя предусматривают получение учащимися новых, дополнительных знаний, применяется и работа в командах при помощи сети В.К. Буряк и другие ученые считают, что если учащимся предлагать задания, решение которых приносит объективно новые знания, они будут в большей степени развивать свою познавательную активность и самостоятельность [3, c. 119]. Выводы по главе 1Таким образом, понятие «познавательная самостоятельность обучающихся» представляет собой личностное образование, которое характеризует его способность при поддержке учителя осуществлять самостоятельную познавательную деятельность по решению ее типовых задач на основе знаний об этой деятельности, имеющегося жизненного и образовательного опыта, ценностного отношения к ней.Формирование у обучающихся познавательной самостоятельности предполагает две тесно связанные между собой задачи. Первая предназначена развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, учить самостоятельно, овладевать знаниями; вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.На основе анализа педагогических исследований выделяется несколько групп возможностей школы для развития познавательной самостоятельности детей. В первую группу вошли возможности урочной познавательной деятельности школьников, связанные с ее организацией. Во вторую группу были отнесены возможности внеурочной познавательной деятельности детей в школе. В третью группу вошли возможности внеурочной познавательной деятельности учащихся дома.ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ2.1 Исследование уровня сформированности познавательной самостоятельности у учеников 5 классаС целью выявления уровня сформированности самостоятельности учеников средних классов нами было проведено исследование на базе Центра Образования № 37 имени В. П. Храмченко . В исследовании приняли участие 20 детей, обучающихся во 5 классе. Возрастной диапазон 11-12 лет.Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в диагностике уровня сформированности самостоятельности учеников среднего класса.Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:1.Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику уровня сформированности самостоятельности детей среднего школьного возраста.2.Обработать полученные результаты диагностических методик, представив количественный и качественный их анализ.3.Наметить пути решения проблемы по теме исследования.Для достижения данной цели были использованы следующие методики:Анкета в соответствии с методикой А.Д.Андреевой, составленная ею на основе опросника Ч.Д.Спилбергера (Приложение 1);Методика М.И. Лисиной для выявления поисковой активности (Приложение 2).С целью выявления уровня мотивированности учеников к познавательной деятельности проводилось анкетирование, при этом была использована анкета в соответствии с методикой А.Д.Андреевой, составленная ею на основе опросника Ч.Д.Спилбергера.Каждому школьнику был дан экземпляр анкеты, состоящей из тридцати пяти утверждений, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Учащимся необходимо было выбрать одну из цифр от 1 до 4, в зависимости от обычного состояния на уроках в школе. Мотивационный критерий наблюдался в вопросах под номерами 2, 5, 8, 10, 14, 16, 18, 21, 25, 28, 32, 35. Ответы именно на эти вопросы учитывались для выявления мотивационного компонента.Были выделены следующие показатели уровня мотивации в познавательной деятельности учеников:48 - 38,4 балла - высокий уровень; 37,9 - 28,8 балла - средний уровень; 28,3 - 0 баллов - низкий уровень.Данные представлены в таблице 1.Таблица 1Результаты анкетирования Имя123456789101112БаллыДоля, %УровеньАнна К.3423444334334066,6ВОльга В.3322333244333558,3СИрина П.2212333233333050САнатолий С.1212234334333151,6ССергей П.3212343233433355САлександра С.3322443223443660СОлег К.1222333222332846,6НРоман К.2221233122332643,3НАнастасия К.2323544324433965ВЭдуард К.3221343233423253,3СДарья Е.3432543344434270ВМилана Р.4432444344334270ВЕгор Д.3333433233433761,6СЕгор Н.2222333233433253,3СМария Ш.4323433334333863,3СЕкатерина Ш.2322444334333761,6СМихаил В.1222333234333151,6СОксана Р.1111233223332541,6НВалерий Т.2222333233333151,6СКристина М.4432544344444575В Анализируя данные таблицы, мы видим, что высоким уровнем мотивированности к познавательной деятельности обладают 5 школьников (25%). Средний уровень показали 12 детей (60%). Низкий уровень мотивации к познавательной деятельности был выявлен у 3 учеников (15%). Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 1.Рисунок 1 - Результаты анкетированияС целью выявления эмоционально-волевого критерия самостоятельности в познавательной деятельности, характеризующегося поисковой активностью, направленностью на результат, удовлетворенностью от достижения намеченных целей и выполненного долга, применялась модифицированная методика М.И. Лисиной для выявления поисковой. Каждому школьнику был дан экземпляр опросника, в котором учащимся нужно было соотнести каждое из 18 утверждений с самими собой. Если ребенку казалось, что утверждение ему соответствует, он ставил напротив пометку «+». Если же нет – «-».Были выделены следующие показатели степени поисковой активности, направленности на результат и удовлетворенности от достижения намеченных целей у учеников средних классов:11 - 18 баллов - высокий уровень; 6 - 10 баллов - средний уровень; 0 - 5 баллов - низкий уровень.Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблице 2.Таблица 2Результаты исследования по методике Лисиной М.И.ИмяКоличество балловУровеньАнна К.14ВОльга В.7СИрина П.10САнатолий С.6ССергей П.7САлександра С.8СОлег К.2НРоман К.10САнастасия К.3НЭдуард К.4НДарья Е.6СМилана Р.8СЕгор Д.9СЕгор Н.10СМария Ш.5НЕкатерина Ш.2НМихаил В.3НОксана Р.7СВалерий Т.11СКристина М.12ВПо результатам, полученным в ходе диагностики по методике М.И. Лисиной мы видим, что 2 школьника (10%) показали высокий уровень поисковой активности, средним уровень показали 12 детей (60%). Низким уровнем поисковой активности обладают 6 детей (30%). Наглядно результаты исследования представлены на рисунке 2.Рисунок 2 - Результаты исследования по методике Лисиной М.И.Для выявления общего уровня развития учебной самостоятельности учеников 5 класса составим сводную таблицу по результатам исследования по двум методикам. Данные представлены в таблице 3.Таблица 3Сводные результаты исследования по двум методикамИмяАнкетированиеМетодика М.И. ЛисинойОбщий уровень учебной самостоятельностиАнна К.ВВВОльга В.СССИрина П.СССАнатолий С.ССССергей П.СССАлександра С.СССОлег К.НННРоман К.НСНАнастасия К.ВНСЭдуард К.СННДарья Е.ВССМилана Р.ВССЕгор Д.СССЕгор Н.СССМария Ш.СННЕкатерина Ш.СННМихаил В.СННОксана Р.НСНВалерий Т.СССКристина М.ВВВПо сводным результатам исследования мы можем сделать вывод о том, что доминирующий уровень развития учебной самостоятельности в 5 классе – средний, им обладают 11 детей (55%). Высокий уровень показали 2 ребенка (10%). Низкий уровень развития учебной самостоятельности был выявлен у 7 школьников (35%). Представим полученные данные наглядно на рисунке 3.Рисунок 3 - Сводные результаты исследования по двум методикамТаким образом, мы можем заключить, что в данном классе ученики обладают недостаточным уровнем сформированности познавательной самостоятельности. Необходимо организовать педагогические условия для успешного формирования учебной самостоятельности в процессе учебной деятельности школьников. Нами было принято решение о разработке комплекса уроков по русскому языку, которые помогут ученикам 5 класса в процессе формирования познавательной самостоятельности.2.2 Система работы по русскому языку для формирования познавательной самостоятельности у учеников 5 классаВ основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности». Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способности.В основе познавательной деятельности – положительное отношение ученика к процессу учения, уважение человеческой индивидуальности, опора на личностные качества и субъективный опыт воспитанника. Показатели познавательной активности – прилежание, осознанность обучения, творческая инициатива, находчивость в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т. д.Развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку может быть связано с активизацией творчества учащихся, включением их в исследовательскую, проектную деятельность, расширением кругозора, повышением общего культурного уровня. Реализуется эта цель использованием на уроках проблемных заданий, созданием творческих микрогрупп, проведением познавательных игр.Главным в нашей работе мы считаем – сделать процесс обучения радостным, активировать деятельность учащихся, воспитать потребность узнавать все больше и больше. Необходимо с первой минуты увлечь школьников, повести их в удивительный, волшебный мир русского языка. Этому способствует использование различных форм: и традиционных, адаптированных для конкретного класса, и новых, найденных в методической литературе, разработанных самостоятельно. Очень живо и интересно проходят уроки – путешествия в страну Языкознание. После изучения нескольких тем по разделам языкознания педагог с пятиклассниками отправляются путешествовать, причем на разных видах транспорта (на поезде, пароходе, автобусе, самолете). Следует предложить детям работу над деформированными предложениями. Например, на доске даны слова:«берлоге зимой в медведь спит».Это дает возможности для проведения различных видов работ:Составить предложение;Убрать лишнее слово;Добавить недостающее слово;Сгруппировать слова в предложении;Написать маленькое сочинение.Дети сами придумывают задания. Эта работа развивает внимание, логическое мышление, творческие способности и вызывает интерес учащихся.Введение в обучение дифференцированных заданий, вызывающих интерес школьников, создаёт оптимальные условия для обучения всех учащихся, для активизации учебно-познавательной деятельности, реализации принципа доступности. При этом максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся, вариативность темпа изучения материала.Формирование познавательного интереса и познавательной активности может стать средством предупреждения неуспеваемости школьников, часто связанной с состоянием пассивности, безучастности и «скуки» на уроках. Избежать этого поможет деятельностное обучение, в результате которого ребенок обучается умению думать, анализировать, сравнивать, формулировать цели, находить пути их достижения. Всякая деятельность — это решение каких-либо задач, в данном случае учебных. Из самостоятельных решений и маленьких открытий рождается познавательный интерес, желание познавать, активно приобретенное знание становится наиболее ценным, устойчивым.Роль педагога - помочь преодолеть нежелание учиться, замечать успех и создать ситуацию успеха. Принципы сотрудничества в учебной деятельности, личностно ориентированного обучения характерны и для моей работы с детьми.Большое внимание в работе с детьми следует уделять приемам рациональной организации учебной деятельности, развитию навыков культуры умственного труда. Такая работа будет эффективной, если учащиеся ставятся в позицию субъекта, понимающего цель урока. Необходимо выстраивать объяснение нового, неизвестного с опорой на уже знакомое, связывая с изученным ранее материалом. Такие «мостики» - связи чрезвычайно важны в процессе познания, так как формируют представление о системности языка и усиливают мотивацию.Например, на уроке русского языка объявлена тема «Краткие причастия». Педагог задает детям вопрос: «Какая известная вам часть речи имеет этот признак? А как изменяется краткая форма прилагательных?». Ответив на эти вопросы, вполне логично предположить, что и краткое причастие может иметь те же признаки. Оформляются наблюдения в виде опорной записи, сравниваются с учебником. Дети испытывают положительные эмоции: ведь все получилось, сами пришли к правильному выводу, да еще и учителю помогли в объяснении.Важно, когда правило не изучается, а к его формулировке учащиеся приходят самостоятельно в совместной с учителем диалогической работе – от примеров и текста через поиск объединяющих и выделяющих признаков – к формулированию правила «для себя» (в виде схемы, рисунка, короткого словосочетания).Психологи отмечают, что преобразование информации, перевод ее в более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные схемы, алгоритмы, таблицы, опорный конспект. Эту работу можно выполнять вместе с учителем, в диалоге и создавать на уроке атмосферу поиска, маленького открытия.Например, рассказав учащимся о правописании НЕ с причастиями, учу их рассуждать, мыслить, использовать алгоритм для лучшего усвоения правила. Не следует говорить сразу ответ, важно проговорить всю цепочку рассуждений и составить вместе с детьми алгоритм.Особое внимание следует обратить на работу с устным и письменным текстом. Умение верно воспринимать и грамотно обрабатывать информацию, правильно излагать собственные мысли становится необходимым не только на уроках и при сдаче экзаменов, но и во всех сферах жизни. Учитель на уроке выступает в роли проводника. Он не спешит исправить или дополнить ответы учащихся, использует приём столкновения разных точек зрения, привлекает внимание к несовпадению мнений. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Сам момент открытия доставляет детям огромную радость.Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний и способов действий, отвечающая деятельной, любознательной природе ребёнка, создают основу для формирования самостоятельной и инициативной личности, способной жить и принимать решения в изменяющемся мире. Школьники учатся понимать, слышать и убеждать другого человека, уважать право другого человека на собственную точку зрения. При обсуждении учебных вопросов русского языка дети учатся культуре ведения спора, культуре отстаивания своих взглядов, не переходящего в агрессивное неприятие иной точки зрения, что способствует формированию установок толерантного сознания. Дети не боятся высказывать свою точку зрения, опасаясь негативной реакции одноклассников, нетерпимости учителя, зная, что у всех есть право на ошибку.В каждом классе важно уделить внимание работе с разнообразными источниками информации, включая СМИ и ресурсы интернета. И здесь важна помощь учителя, который подскажет, где искать точную, проверенную информацию и где ее можно использовать. Если доклад получился несамостоятельным, нужно предложить ученику рассказать об этом же своими словами.Наблюдения над речью учащихся показывают, что им не всегда известны значения слов, с которыми приходится встречаться в речевой практике и при чтении художественной литературы. Это затрудняет правильное понимание смысла художественного произведения, снижает ценность получаемой информации и осложняет общение. Поэтому на уроках необходимо всегда привлекать внимание учащихся к новому слову, понятию, термину. В совместной поисковой деятельности учащиеся видят путь определения понятия. Это учит детей думать над каждым словом, предложением, способствует точной, доказательной речи, совершенствует логическое мышление, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Например, что значит название части речи – «наречие»?Учителю необходимо отказаться от однообразия уроков и приемов обучения. Подготовка к уроку должна начинаться с вопроса: « Чем может быть интересна эта тема? Как привлечь внимание учащихся к этой теме?»Каждый урок важно начинать с разминки, в которую входят загадки, лингвистические задачи, кроссворды. Разминка-установка длится 3-4 минуты и преследует две цели: 1)мотивировать предстоящую деятельность, заинтересовать класс проблематикой урока; 2) активизировать мыслительную деятельность учащихся.Например, в 5 классе проводится игра «Угадай часть речи». У доски работают два ученика. Первый загадывает (ставит крестик в таблице, подготовленной учителем на доске) любую часть речи из изученных. Другой, стоя спиной к доске, должен отгадать её, используя только три вопроса, в ответ , на которые слышит только да или нет. Потом ученики меняются местами. К примеру, если загадано существительное, диалог может быть таким:Может ли иметь род?Да.Изменяется по лицам?Нет.Отвечает на вопрос какой?Нет (значит, существительное).При объяснении новой темы важно подключить весь класс к исследованию нового языкового явления или понятия. Предварительно нужно выбрать метод, продумать сценарий урока. Например, проверив домашнее задание с помощью ассистентов, вызвать к доске одного из сильных учеников:Ты хорошо усвоил спряжение глаголов?Да.И можешь определить спряжение любого глагола?Да.Тогда запиши слово бежать. Определи спряжение и гласную в личных окончаниях.Бежать… (они что делают?) бегут. Значит, I спряжение, в окончании – е.Учитель или кто-то из учащихся:Значит, ты что делаешь? Бежешь?Ученики предлагают гипотезы, основываясь на знании аналогичных явлений:Может быть, исключение?Традиционное написание?Возможно, это как разносклоняемые существительные?... Разно….спрягаемые?Угаданный или почти угаданный термин, отражающий суть языкового явления, ученики сопоставляют с правилом в учебнике.Можно предоставить возможность самому ученику объяснить тему «Образование страдательных причастий настоящего времени», предварительно вспомнив логику объяснения предыдущих тем учителем. Таким образом, ребенок сам думает, как сделать объяснение и наглядным, и эффективным. Можно в соответствии с целью урока использовать такую смену деятельности, как анимацию, звук (слайд: изучение правила о правописании ь после шипящих у существительных). Электронные средства обучения дают такую возможность.При этом у учащихся развиваются коммуникативные навыки, дети учатся высказывать свое мнение, активно вовлекаются в новые для них виды деятельности.Необходимо вовлечь учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Это, прежде всего, систематическая работа со словарями и справочной литературой. Учащимся необходимо знать о том, какие существуют справочные пособия, какие сведения в них можно получить, чтобы глубже понять родной язык, усвоить материал, развить свой интеллект.Работу по обогащению своего словаря и по привитию навыков исследовательской деятельности нужно поддерживать постоянно. Например, используя словарь, исправьте ошибки в предложениях.Начиная с пятого класса, можно ввести тетради-справочники, где наряду со схемами и таблицами есть разделы по лексике, например: «Устаревшие слова», «Диалектные слова», «Фразеологизмы» и др. Эти разделы самостоятельно пополняются в течение нескольких лет. Учащиеся выступают с сообщениями об этимологии слов, об истории происхождения крылатых выражений, фразеологических сочетаний, некоторых трудных с точки зрения написания наречий.В работе по организации самостоятельной деятельности важно использовать проблемные задания, которые направляют развитие ребенка на опережение, на «завтра». Такие задания, достаточно трудные, готовят учащихся к предметным олимпиадам и просто побуждают мыслить:Почему в слове «следующий» есть ю, а в слове «будущий» нет?Какое минимальное количество букв может иметь причастие?Почему в слове искусство пишется две буквы СС, а в слове искусный – одна?Наиболее актуальной проблема познавательной активности учащихся становится с переходом на II ступень общего среднего образования, когда учащиеся сталкиваются с увеличением учебной нагрузки, усложнением материалов учебной программы и резкой ломкой психики в связи с возрастными изменениями. В этот период важно не только не допустить потерю познавательного интереса, но и правильно организовать деятельность по развитию мотивации к обучению. Решить данную задачу и сделать обучение эффективным можно при условии использования активных методов обучения, одним из которых является метод проектов.Актуальность проблемы опыта состоит в том, что метод проектов при поэтапном и систематичном использовании позволяет:стимулировать мотивацию к процессу обучения;развивать творческую активность;самостоятельно конструировать учащемуся свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;формировать собственный жизненный опыт по взаимодействию с окружающим миром.Эффективность в усвоении различных типов языковых норм и развитии учебной мотивации на практике доказали следующие проекты:лингвистические сказки и рассказы с орфографическими и грамматическими заданиями;книжки-малышки,памятки-кластеры;кроссворды;тематические выпуски школьных газет;словари синонимов, антонимов, профессиональных слов и т.п.Эффективным вспомогательным средством активизации познавательной самостоятельности учащихся мы считаем использование информационных компьютерных технологий. Как показывает практика, некоторые учащиеся уже с начальной школы владеют многими навыками работы на компьютере. Поэтому дети с удовольствием будут составлять презентации в программе Power Point. Выводы по главе 2Нами была проведена практическая работы по изучению уровня сформированности познавательной самостоятельно учеников 5 класса. Для диагностики уровня познавательной самостоятельности были использованы методики:1.Анкета в соответствии с методикой А.Д.Андреевой, составленная ею на основе опросника Ч.Д.Спилбергера;2.Методика М.И. Лисиной для выявления поисковой активности.Сводные данные по двум методикам позволили сделать вывод о том, что в данном классе преобладает средний уровень сформированности познавательной самостоятельности, что является недостаточным для дальнейшего успешного овладения программой средних классов.Нами было принято решение о разработке системы работы по повышению уровня познавательной самостоятельности на примере уроков русского языка. Это позволит педагогу эффективности строить работу, а ученикам повысить уровень познавательной самостоятельности для дальнейшего обучения по программам общеобразовательной школы. ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования показал актуальность проблемы развития познавательной самостоятельности пятиклассников. Подростковый возраст является сензитивным, что позволяет развивать познавательную самостоятельность, в том числе и на уроках русского языка.На основе теоретического анализа сделан вывод, что познавательную самостоятельность следует понимать как интегративное качество личности, проявляющееся в системе познавательных мотивов, воли, способов самостоятельного осуществления познавательной деятельности, их применении в решении личностно-значимых и актуальных жизненных проблем и адекватной самооценке результатов решения познавательных задач. Основной составляющей познавательной самостоятельности являются три компонента – мотивационный, гносеологический и праксиологический. Развитие познавательной самостоятельности может проходить на каждом из этапов урока, т.к. механизмы деятельности учащихся обеспечивают формирование каждого из ее компонентов.Нами была проведена практическая работа по выявлению уровня сформированности познавательной самостоятельности самостоятельности учеников 5 класса. Диагностика первоначального уровня развития познавательной самостоятельности самостоятельности показала, что доминирующем уровнем является средний, им обладало больше половины класса – 55%. По результатам констатирующего эксперимента нами было принято решение определить систему работы на уроках русского языка в 5 классе, которые позволят педагогам сделать процесс формирования познавательной самостоятельности более эффективным.Таким образом, мы можем утверждать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеев Н.Г. Самостоятельность // Педагогическая энциклопедия: в 3 т. М.: Сов. энциклопедия, 2016. Т. 3 319 с.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Наука, 2020. 140 с.Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Психология обучения. 2008. № 3. С. 118 – 119.Гаврилычева Г. Воспитание самостоятельности // Воспитание школьников. 2018. №5. С. 24-27.Данилов М.А. Воспитание у учащихся самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. М.: Просвещение, 2018. 82 с.Динь Куанг Бао. Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии в школах СРВ: дисс. …канд. пед. наук: 13.00.01. СПб.: 2004. 170 с.Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной деятельности учащихся на уроке // Педагогика. 2011. №8. С. 36-42.Жарова А.Г. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 2011. 183 с.Зимняя М.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2019. 384 с.Иванова Т.В. Социальная и педагогическая запущенность подростка как проблема современного общества // Вопросы современной науки и практики. (35)2011. № 4. С. 142 – 148.Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Нальчик: Начальчик, 2011. 197 с.Каменский А.М. Внутришкольный образовательный кластер // Народное образование. 2009. №9. С. 90 – 92.Кандыбович Л.А. Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. М.: БГПУ, 2019. 139 с.Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова С. Профессия тьютор. Тверь: СФК – офис, 2012. 246 с.Ковальская М.К. Образование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. 236 с.Коноводова Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. г. Пермь, апрель 2011 г. Пермь: Меркурий, 2018. С. 173-176.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рожде- ния до 17 лет. 5 изд. М.: Изд-во УРАО, 2002. 162 с.ЛеонтьевА.Н.Деятельность.Сознание. Личность. М.: Изд. Центр «Академия», 2015. 352 с.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 2021. 185 с.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М.: Воронеж, 2017. 384 с.Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. 2012. №4. С. 428 – 431.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педа- гогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин – тов. по спец. М.: Просвещение, 2004. 256 с.Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 2015. 367 с.Мухина,В.С. Возрастная психологии : учебник для студ. Вузов. М.: Академия, 2017. 456 с.Немов Р.С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М.: Гуманит, 2018. 632 с.Пакулина С.А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы школьников // Начальная школа. 2019. №3. С. 10-13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2015. 112 с.Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. С. 502.Половникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников // Советская педагогика. 2010. №5. C. 76 – 83.Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань: Таткнигоиздат, 2008. 202 с.Психология человека. От рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.Рогачева С.Н. Влияние самопонимания на развитие самостоятельности младшего школьника: автореф. ... канд. псих. Наук: 19.00.13. Астрахань, 2006. 24 с.Сарсикеева Ж.Е. Развитие самостоятельности младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №1. С. 11-18.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. №1. 2003.Свиридова О.И. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности школьников. Красноярск: Педагогика развития, 2017. С. 113–118.Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: АПН РСФСР, 2015. 48 с.Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 2016. 176 с.Соловьева А.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в процессе решения лингвистических задач: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2000. 184 с.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 288 с.Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.html.Фролкова Н.Г., Сергеева Г.И. Психолого-педагогические факторы, влияющие на формирование самостоятельности старшеклассников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. №24. С. 841-845.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. М.: Изд – во УНЦ ДО, 2005. 222 c.Шамова Т.И. Развитие самостоятельной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 2010. 249 с.Швецова Р.Ф. Самостоятельность как одно из условий самореализации личности // Развитие самостоятельности ученика и учителя. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2003. С. 257 – 259.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2019. 160 с.Эльконин Д. Б. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2003. 460 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Анкета в соответствии с методикой А.Д.Андреевой, составленная на основе опросника Ч.Д.Спилбергера№Утвержденияпочтиникогдаиногдачастопочти всегда1.Я спокоен12342.Мне хочется многое узнать, понять12343.Я стараюсь не делать ошибок12344.Я напряжен12345.Я испытываю любопытство12346.Я стремлюсь выполнять все требования12347.Я расслаблен12348.Мне интересно12349.Я рассержен123410.Я прилагаю все силы, чтобы не отстать от других123411.Меня волнуют возможные неудачи123412.Мне кажется, что урок никогда не закончится123413.Мне хочется на кого-нибудь накричать123414.Мне нравится выполнять трудные задания123415.Я чувствую себя неудачником123416.Я чувствую себя исследователем123417.Мне хочется что-нибудь сломать123418.Я избегаю заданий, с которыми не могу справиться123419.Я нервничаю123420.Я энергичен123421.Я стремлюсь добиться успеха123422.Я чувствую себя совершенно свободно123423.Я чувствую, что у меня хорошо работает голова123424.Я раздражаюсь123425.Я пытаюсь избежать неудачи123426.Мне не хватает уверенности в себе123427.Мне скучно123428.Я стараюсь написать контрольную хорошо123429.Я спокоен123430.Мне нравится думать, соображать123431.Я чувствую себя обманутым123432.Я делаю все, чтобы быть среди лучших учеников123433.Я боюсь отвечать у доски123434.Я чувствую грусть, уныние и тоску123435.Я стремлюсь показать свои способности и ум1234ПРИЛОЖЕНИЕ 2Анкета на основании методики М.И. Лисиной по диагностике поисковой активности№Вопросы+/-1.Прежде, чем сделать что-то важное, я долго настраиваюсь,«собираюсь с духом»2.Если мне нужно выполнить сложное задание, я не успокоюсь,пока не испробую все способы решения3.Мне кажется, что мои друзья более решительные, чем я4.Я люблю выполнять работу в одиночестве5.Иногда мне кажется, что я всё умею и всё знаю6.Если размышления не заканчиваются реальным делом, то этопустая трата времени7.Я часто отказываюсь от интересных и полезных дел, если дляэтого нужно потрудиться8.Мне редко хочется чем-то заниматься9.Я не боюсь ошибиться10.Мне часто хочется побыть в одиночестве11.Я не люблю людей, которые постоянно сомневаются, вместо того,чтобы действовать12.Мне кажется, что если я делаю что-то не так, то выгляжу глупо13.В будущем мне бы хотелось выполнять такую работу, где нужнобольше думать, чем делать14.Если я принял решение что-то сделать, то обязательно еговыполню15.Мне нравится действовать, а не сидеть, сложа руки16.Мне больше нравится читать или смотреть телевизор, чем идти вгости или на прогулку17.Я с лёгкость встану с утра пораньше для того, чтобы попасть наинтересное мероприятие18.Я часто откладываю свои дела «на потом»
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!