Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


профилактика утомляемости обучающихся в учебном процессе

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
3703674

500 руб.

Просмотров
709
Размер файла
49.11 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ Период обучения в школе происходит параллельно с периодом развития и взросления ребенка. В это время организм наиболее резко реагирует на воздействие внешних раздражителей, которые направлены на ребенка из окружающей его среды.Проблема профилактики утомляемости актуальна на сегодняшний день относительно учащихся всех возрастов, но ученики начальной школы, особенно первых и вторых классов подвержены этой проблеме наиболее сильно. Ученикам этой ступени развития присущи отсутствие контроля и само регуляции своего состояния. Именно это и приводит к быстрому формированию утомления, в результате чего ученики теряют интерес к уроку и выпадают из него, что является одной из главных причин низкого качества обучения на уроке.Согласно Федеральному Государственному стандарту наша профилактика утомляемости входит в перечень образовательных задач. Также профилактика утомляемости относится к здоровье сберегающим технологиям, что свидетельствует о том, что педагоги начальных классов не имеют права пренебрегать этой проблемой.Многие исследователи (М.В.Арсланов, Н.Т.Белякова, А.Н.Буровых, А.Д.Дубогай, и др.) пришли к одному мнению, что школа должна заниматься профилактикой утомляемости. Профилактикой утомляемости школьников посвящены работы многих исследователей. Вместе с тем есть все основания полагать, что данная проблема разработана недостаточно. Изучение специальной литературы свидетельствует о широком распространении утомляемости среди школьников. По различным данным она составляют от 40 до 60%. Кроме того, среди специалистов отсутствует единство мнений, как по характеру, так и по динамике утомляемости в период всего обучения в школе. Вместе с тем отсутствуют программы профилактики утомляемости в процессе проведения уроков физической культуры, так как во всех разработанных в данном направлении методиках проблема решается в основном за счет использования различных дополнительных форм физического воспитания детей. Профилактика утомляемости требует систематичности и повторяемости. В то же время в рамках урока и многообразия стоящих задач по прохождению программного материала на развитие основных физических качеств существует постоянная реальность "упустить" из-под внимания моменты утомляемости школьника.Данная работа имеет большое практическое значение, так как показатель работоспособности и утомляемости напрямую влияет на здоровье школьников. Объект: Учебно-воспитательный процесс в школе.Предмет Профилактика утомляемости школьников в процессе обучения.Цель курсовой работы: Изучить комплекс методов и приемов профилактики утомляемости школьников и подготовить меры профилактики утомляемости обучающихся.Для выполнения данной цели, необходимо выполнить следующие задачи; 1. Подготовить характеристику учебного процесса в классе;2. Выявить трудности при организации учебного процесса;3.Разработать меры профилактики утомляемости обучающихся в учебном процессе.Гипотеза исследования: если в процессе обучения младших школьников применять разнообразные физические упражнения, то возможно снижение уровня утомляемости младших школьников на уроках. Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников. ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАХарактеристика учебного процесса в классе Учение - это активная деятельность школьников по усвоению знаний и способов их самостоятельного приобретения. Педагогом осуществляется управление учением, то есть формирование этой деятельности школьников.В литературных источниках есть разные подходы к пониманию учения как деятельности. В работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина представлено понимание целостной учебной деятельности[16].Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся. Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма является период адаптации к учебным нагрузкам-это начало учебного года, четверти; окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а, следовательно, и на результатах обучения.Целостная учебная деятельность обязательно должна включать в себя следующие компоненты:- учебная задача;- учебные действия;- действия самоконтроля и самооценки [4, c.78].Учитель в ходе столкновения школьников с рядом практических ситуаций своим рассказом или вопросами на уроке раскрывает детям, для чего и зачем надо выполнять то или иное задание, тем самым помогая им принять для себя поставленную учебную задачу. У школьника в это время происходит осознанное или неосознанное переосмысление задачи в соответствии со своими возможностями и со смыслом учения для себя. Этот этап создает готовность ученика к учебной деятельности, которая в дальнейшем ходе учения может и возрастать, и угасать в зависимости от организации учебного процесса. Выполнение учебных действий полноценно развертывается после достижения этой готовности школьников к включению в работу. Чем больше ученик заинтересован в решении поставленной задачи, тем более продуктивно продвигается процесс обучения.Учебные действия - это умение школьников активно работать с учебным материалом, то есть, ученики должны уметь производить действия анализа, сравнения, изменения, моделирования и т. д. Отдельные этапы выполнения действий иногда называют операциями. Совокупность же действий образует прием работы (или способ, метод, по терминологии разных авторов).В учебном процессе учитель может учить школьников сложным приемам переработки и систематизации учебного материала, вычленению общих принципов и их конкретизации, приемам запоминания, сосредоточения внимания, приемам наблюдения и многим другим. Сформированность приемов и способов учебной работы есть главный показатель зрелости учебной деятельности. «Учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий при овладении научными понятиями (Д. Б. Эльконин)» [15, c.512]. Именно овладение новыми способами работы обогащает, перестраивает ученика, приводит к появлению новых особенностей его умственного развития, новых качеств его личности.Осуществление самоконтроля и самооценки школьников необходимо для успешного выполнения учебных действий. В психологии различают три вида самоконтроля:- итоговый - по результату работы. Например, ученик выполнил работу и сравнил ее результат с образцом (ответ в учебнике, образец на доске и т. д.);- пошаговый, пооперационный - по ходу работы. Например, ученик выполняет работу и в ее процессе может (сам или на вопрос учителя) сказать, что он сейчас делает, каким способом решает задачи. Этот способ самоконтроля является более зрелым, так как позволяет ученику скорректировать работу, преодолеть ошибки до завершения работы;- прогнозирующий, перспективный, планирующий, опережающий - до начала работы. Он состоит в том, что ученик (сам или по просьбе учителя) может определить, из каких этапов будет состоять его работа, что будет первым, вторым, третьим этапом и т. д. Этот вид самоконтроля является самым сложным видом регуляции своей учебной работы, он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом.Если самоконтроль - это выделение школьником этапов работы и их последовательности, то самооценка - это оценка учеником меры освоения (трудности, легкости) для него этих этапов. Различают разные виды самооценки. Она может быть глобальной - относиться ко всей работе («мне трудно сделать эту работу») или дифференцированной - касаться отдельных ее этапов, звеньев («мне трудно сделать первый этап работы, а второй легче»).Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной) по сравнению с реальными возможностями ученика. Усвоение школьником усложняющихся форм самоконтроля и самооценки является психологической основой преемственности самостоятельной работы учащихся от начальной к средней школе.Таким образом, учение - это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировка в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы. Такое понимание учения как целостной деятельности противостоит не изжитым окончательно функционалистским представлениям об учении как совокупности, сумме отдельных психических функций - мышления, памяти, внимания и др. Главным для учения является не «протекание» этих функций, а участие ребенка в активной деятельности: именно в ней решаются задачи развития личности данного ученика. Эта деятельность должна осуществляться способами, усвоенными данным учеником, доступными ему.Учение нельзя сводить также к совокупности действий и операций. Надо помнить о том, что в ходе активной деятельности ученик превращается в ее субъект, а это означает, что у него, складываются новые особенности психического (умственного, нравственного) развития [7, c.103].Учение - это не только и не столько техника учебной работы, но - главное - воспитание личности каждого конкретного ребенка, решающего свои задачи, вытекающие из его индивидуально неповторимого опыта школьной и внешкольной жизни.В ходе учебного процесса учитель не только учит, но и воспитывает, формирует развивающуюся в ходе учения личность. Если по каким-то причинам этого нет, то учение из сложного воспитывающего процесса может превратиться в «натаскивание» на некоторый набор приемов и навыков учебной работы, никак не затрагивающее внутренней сущности человека. Значит, учение - это активная целостная деятельность самого ученика в единстве ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки) и происходящие у ребенка изменения в психическом развитии, в характеристиках его личности. Необходимо также иметь в виду, что учебная деятельность школьника всегда является совместной (с учителем, с учениками).Индивидуально протекающая учебная деятельность (ученик как Робинзон) есть абстракция. Реально ученик всегда (явно или неявно) использует переданные ему учителем общественно-выработанные способы учебных действий, соотносит свои задачи, свои действия и оценки со способами работы, оценками окружающих. В этом плане учебная деятельность всегда пронизана социальными взаимодействиями, общением ученика с другими людьми.Залогом нормального функционального состояния учащихся в процессе учебной деятельности, возможности поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомлению является правильная организация урока, уровня его гигиенической направленности. Задача школы не только дать ребенку необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения здоровье[10, c.214].В распорядке дня ученика утомительные статические нагрузки преобладают над динамическими, которые естественны для младших школьников, так как развитие двигательных центров у них продолжается. Выполнение домашнего задания тоже требует длительного вынужденного сохранения статической рабочей позы. Следствием этого является длительное и значительное нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и нервную системы, что приводит к нарушению их функций.1.2.Трудности при организации учебного процессаЗанятия в школе, приводят к утомлению. Сидение за партой - не пассивный процесс, а активное состояние мышц, поддерживающих туловище в определенном положении. Мышцы находятся в статическом напряжении, а это труднее, чем динамическая работа. В письме участвуют мышцы плеча, предплечья и мелкие мышцы кисти, которые у школьников недостаточно развиты. Чтение осуществляется при движении глаз вдоль строки и от строки к строке. Чем младше ребенок, тем больше остановок он делает на строке, тем труднее для него чтение. Во время чтения глазу приходится различать огромное количество мелких объектов.Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительной нагрузки. Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти; окончание четверти, учебного года и недели). Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня [5, c.144-148].При игнорировании гигиенических требований и неправильной организации учебного процесса, несоответствии учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка утомление, постепенно накапливаясь, может привести к переутомлению - состоянию, которое характеризуется стойким снижением работоспособности, не исчезающим после ночного сна. Как следствие этого возникают жалобы на головные боли, головокружение, шум в ушах. Дети становятся вялыми, апатичными или, напротив, может появиться раздражительность. Отмечается нарушение ночного сна, сонливость днем, потеря аппетита, снижение массы тела. Понижается устойчивость организма к простудным заболеваниям и неблагоприятным факторам внешней среды. Ребенок начинает часто болеть.Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:недостаточная освещённость классов; плохой воздух школьных помещений;неправильная форма и величина школьных столов;перегрузка учебными занятиями[3, c.29].В современной школе добавилось много других недостатков. Так, в школу всё активнее входит компьтеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся.Ухудшение нервно-психического здоровья в выпускном классе, как правило, связано с высокими учебными нагрузками, неподготовленностью к ним организма школьника.Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Так, в школах с большей вместимостью более высокая острая заболеваемость и высокий индекс пропусков уроков, в 2-5 раз выше простудная заболеваемость.В современных условиях усилилась роль «внутришкольных факторов»: интенсификация обучения, переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, учебный стресс, который испытывают до 80% учащихся, снижение двигательной активности, ещё более выраженная гипокинезия школьников. То есть процесс обучения, как правило, организуется без учёта воздействия на здоровье обучающихся.Особое внимание надо обратить на неблагоприятную ситуацию со здоровьем учащихся в школах нового типа: гимназиях, колледжах и т. п.В числе важнейших причин неблагополучия здоровья, учащихся необходимо назвать следующие:стресогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс;неправильная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием);невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья[12, c.78].Таким образом, каждому учителю, директору школы необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.Основные объекты внимания администрации – учебная нагрузка на учащихся (предотвращение перегрузок), создание условия для получения учащимися достаточной физической нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима для школьников.Показателями рациональной организации учебного процесса являются:объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;нагрузка от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры; спортивные занятия и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).Главное внимание справедливо уделяется рационально составленному расписанию учебных занятий. «Надо составлять расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!» - этот тезис должен стать девизом для администрации школы.Физиолого-гигиенические требования к составлению расписаний уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).Ухудшение работоспособности как у учащихся младших классов, так и старших классов, может приходиться на разные часы дня.У учащихся младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит «врабатывание» в учебную работу. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на 2-3 уроках. Начиная с 4 урока, у большинства учащихся начинается снижение работоспособности. Самый низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся наблюдается на последних уроках.В этой связи наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание 2 или 3-ми (но не первыми и не последними уроками). Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд (например, физику, математику, иностранный язык) – лучше чередовать их с менее трудными (историей, географией). Уроки физкультуры, труда, пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (4 или 5-ми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или его эмоциональностью), а определённым сочетанием, совокупностью трёх основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся.Дневная динамика работоспособности учащихся средних и старших классов носит другой характер. На 4-м уроке наблюдается весьма значительное снижение работоспособности. На 5 уроке, благодаря включению компенсаторных механизмов, возможно повышение работоспособности, а затем она резко падает к 6-му уроку.Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит «врабатывание» в учебную работу, вторник и среда – дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок её уровень в пятницу и субботу.Школьное расписание оценивается положительно, если образуется кривая с одним подъёмом – в среду и пятницу или, во вторник и среду (как в дни самой высокой продуктивности), и считается нерациональным при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле.Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.Физиологически обоснованной продолжительностью урока считается 45 минут. Исключение составляют ученики 1 классов, для которых урок должен длиться 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью их внимания. Для учащихся 2 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.) [1, c.59]. В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на втором и последующих уроков, примерно через 20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки нерациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.Оценка соблюдения гигиенических требований проводится по ряду регламентированных позиций с использованием хронометража: плотности урока (процентов времени, затраченного школьниками на учебную работу);числа видов учебной деятельности (письма, чтения, слушания, рассказа, рассматривания наглядных пособий, ответа на вопрос, решения примеров);длительности каждого вида учебной деятельности (в мин.);частоты чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности); числа видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельной работы);места, длительности и условий применения ТСО; частоты чередования видов преподавания;наличия, своевременности, содержания и длительности физкультминуток [14, c.117].Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления.Кроме того, определяются и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, её соответствие виду работы и чередование в течение урока.Для предотвращения наступления у школьников утомления необходимо учитывать, что первые 3-5 минут любого урока занимает «врабатывание», т. е. привыкание к учителю и предмету. Оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 – для среднего звена, 25-30 – для старшеклассников. После этого на несколько минут наступает «переутомление», или неустойчивая работоспособность. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, ещё больше снижается интерес к происходящему в классе. Это пока ещё утомление, но, если не устраивать физкультминуток и оно от урока к уроку накапливается, наступит переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами.Необходимость нового подхода к организации образовательного процесса обусловлена не только пробелами в образовании, но и состоянием здоровья школьников. Сегодня в структуре заболеваний лидируют проблемы, которые являются в значительной мере школьно обусловленными. Недавно проводилось исследование, в ходе которого одни и те же дети ежегодно подвергались контролю по состоянию здоровья. Результаты исследования продемонстрировали, что с течением времени идет увеличение функциональных нарушений и хронической патологии. В структуре различных патологий лидируют заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Серьезную проблему организации образовательного процесса представляют собой болезни нервно-психического характера, а также заболевания органов зрения.Одной из основных причин является то, что дети находятся в одном учебном помещении на протяжении всего учебного дня. При этом практически каждый ребенок имеет место, которое не соответствует длине его тела. Ребенок проводит за своим учебным местом много часов в день, что накладывает свой отпечаток на формирование его костно-мышечной системы. Выходом является использование мебели, которая позволяет менять рабочую позу и работать стоя. Она должна соответствовать длине тела ребенка на протяжении учебной недели должно быть не менее трех уроков физкультуры. Однако проведение этих уроков также относится к проблемам организации образовательного процесса. В школах недостаточно залов, площадей, номенклатуры. По мере взросления дети теряют интерес к урокам физкультуры, однако начинают посещать платные спортивные залы, что говорит о плохом уровне организации физического развития в школах. Проблемы с костно-мышечной системой и опорно-двигательным аппаратом обусловлены также тем, что дети вынуждены носить тяжелые ранцы. Особенно это актуально для детей младших классов. Здесь проблема организации образовательного процесса должна решаться комплексно. Обязательно выполнение всех требований издателями, которые выпускают детские учебники. Учителя также должны думать о том, чтобы не нагружать детей чрезмерно. Родители должны правильно подходить к выбору ранцев: широкие лямки, малый вес, форма ранца, наличие ортопедической спинки – все это позволит сохранить осанку. Важно уделить внимание тому, в каком возрасте ребёнок начинает обучение в школе. Сегодня продолжает увеличиваться количество детей, у которых к началу школьного обучения не сформировались необходимые функции, что также ведет к проблемам организации образовательного процесса. Это более выражено у мальчиков, чем у девочек, поскольку темпы развития мужского и женского организмов различны. Поэтому, особенно для мальчиков, важно набрать достаточно показателей, которые характеризуют школьную зрелость, а только потом поступать в школу. Иначе возникает риск нарушения психического здоровья, снижение успеваемости и учебной мотивации ребенка. Дети, которые не достигли школьной зрелости, не достаточно быстро реагируют на требования и замечания учителя, не всегда вовремя извлекают нужную информацию из памяти, имеют социальные проблемы, так как не всегда хорошо воспринимаются сверстниками. В результате у ребенка формируется стереотип неуспеваемости. И это относится уже не к проблемам организации образовательного процесса как такового, а к неправильному выбору времени, когда ребенка отдают в школу. Это сказывается на показателях состояния здоровья. Проведенные исследования показывают, что дети, которые пришли в школу в возрасте менее 6,5 лет, на протяжении всего обучения более быстрыми темпами набирают проблемы в состоянии здоровья. В вопросе, когда отдавать ребенка в школу, важна работа с родителями, которые не имеют необходимых знаний и не всегда понимают, чем рискуют.Проблема борьбы с неуспеваемостью и преодолением трудностей в освоении учебных предметов, учащихся была и остается актуальной для педагогической теории и практики, она достаточно глубоко исследована в трудах многих выдающихся ученых, психологов и дидактов (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, А. А. Бударный, У. Д. Розенталь, В. С. Цетлин и др.) Эти исследования являются теоретической базой для разработки технологий предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости и затруднений, в освоении образовательных программ. Вместе с тем, ученые утверждают, что неуспеваемость и затруднения в освоении образовательной программы у учеников формируется не за один день, а на протяжении длительного времени и представляет собой ряд причинноследственных связей.Таким образом, вычленяются три этапа формирования школьной неуспеваемости как явления: 1) появление и накопление непреодоленных трудностей; 2) отставание в учении; 3) неуспеваемость. Под отставанием принято считать невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, на котором происходит контроль усвоения учебного материала, результатом этого является неусвоенность определенной части содержания образования Образовательное учреждение не может не принять ребенка, однако должно полностью проинформировать родителей, чем чреваты ранние занятия детей в школе. Сознание и своевременное устранение проблем организации образовательного процесса в школе поможет детям гармонично развиваться физически, интеллектуально и психически, что повысит образовательные результаты. Поэтому педагогам и администрации школ так важно правильно подойти к организации учебного процесса.1.3.Меры профилактики утомляемости обучающихся в учебном процессеЗалогом нормального функционального состояния учащихся в процессе учебной деятельности, возможности поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомлению является правильная организация урока, уровня его гигиенической направленности. Задача школы не только дать ребенку необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения здоровье.Среди факторов учебного среды наиболее на работоспособность учащихся влияют микроклимат помещения, особенно температура, влажность и скорость движения воздуха, уровень шумов, характер освещения. Развитие утомления зависит от состояния здоровья учащихся, психологических показателей - уровня тревожности, волевых качеств, внимания и тому подобное.Проявления (признаки) усталости бывают такими:1) ощущение слабосилия (человек чувствует ухудшение работоспособности даже тогда, когда производительность труда не снижается; оно выражается как переживание особого, отягчающего напряжения и неуверенности; человеку кажется, что он не может продолжать работу надлежащим образом);2) расстройство внимания, что является одной из наиболее чувствительных к усталости психологических характеристик;3) расстройства моторной сферы (замедление или беспорядочная торопливость движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координации движений);4) ухудшение памяти и мышления (особенно при усталости в процессе умственной деятельности);5) ослабление воли (уменьшение решительности, выдержки, самоконтроля);6) сонливость (проявление защитного торможения) [5, c.78].Для предотвращения снижения работоспособности учащихся на уроке используют такие способы профилактики усталости:- оптимизация условий проведения урока путем обеспечения благоприятного микроклимата, освещенности, рациональных рабочих поз, чередование деятельности и отдыха;- преимущественное использование первой сигнальной системы, а также метода переключения анализаторов, особенно в начале изучения новой темы;- проведение физкультурных пауз (в начальных классах - на каждом уроке, в старших - на четвертом и пятом уроках);- соответствие учебных и наглядных средств и методов их использования эргономическим требованиям;- учета возрастных возможностей учащихся при определении степени сложности определенных элементов учебной нагрузки;- сокращение продолжительности урока в первом классе 35 мин;- формирование положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе [3, c.154].Русский физиолог Н. Введенский (1852-1922) отмечал, что быстрое утомление от труда связано прежде всего с нерациональной его организацией. Как утверждал ученый, физиологической основой продуктивного умственного труда есть такие гигиенические требования: постепенное вхождение в труд, ее ритмичность, соблюдение последовательности и систематичности в трудовой деятельности, правильное чередование труда и отдыха, ежедневная тренировка, что способствует формированию умений и навыков применять гигиенические требования.Самыми действенными средствами профилактики утомления у школьников является учет возрастных возможностей учащихся при определении уровня сложности учебного материала, оптимизация микроклимата учебной среды, чередование рабочих поз, деятельности и отдыха.Для предотвращения снижения работоспособности учащихся на уроке используют такие способы профилактики усталости:- оптимизация условий проведения урока путем обеспечения благоприятного микроклимата, освещенности, рациональных рабочих поз, чередование деятельности и отдыха;- преимущественное использование первой сигнальной системы, а также метода переключения анализаторов, особенно в начале изучения новой темы;- проведение физкультурных пауз (в начальных классах - на каждом уроке, в старших - на четвертом и пятом уроках);- соответствие учебных и наглядных средств и методов их использования эргономическим требованиям;- учета возрастных возможностей учащихся при определении степени сложности определенных элементов учебной нагрузки;- сокращение продолжительности урока в первом классе 35 мин;- формирование положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе.Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учащихся, выходящих с занятия.Меры профилактики утомляемости в учебном процессе.В качестве мер, восстанавливающих работоспособность школьника, на уроках необходимо регулярно использовать:физкультминутки,зарядку для глаз,смену вида деятельности в учебном процессеЭффективным способом предупреждения утомления является умение учащихся правильно организовать свой учебный труд в течение дня, предоставить организму полноценный отдых.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроявление утомления связано с особенностью протекания психических и физиологических процессов, которые одинаковы для всех учащихся и не зависят от их сознания. Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой. Организованная и целенаправленная двигательная активность, а именно включение физкультурных минуток в образовательный процесс, с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, создает благоприятные условия для протекания психических и физических процессов и тем самым способствует успешной учебной деятельности. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе. Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения на уроке в целом. Таким образом, цель и задача курсовой достигнуты.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Ваганова, Е. В. Методика проведения физкультминуток в процессе образовательной деятельности. – 2014 - 376 с. 2. Введенский Николай Евгеньевич // энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004.3. Ерахтина, Т. А. Некоторые способы профилактики утомляемости у младших школьников – Курганский государственный педагогический университет, Курган,2007-239 с. 4. Кайгородова, Н. З. Организация здоровье сохраняющей и здоровье формирующей работы в школе: учебное пособие. – Барнаул: Алт. ун-т, 2005. – 120 с. 5.Клебанова В.А. Синдром хронической усталости (обзор) // Гигиена и санитария. 2013. № 1. С.144−1486.Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / В. И. Ковалько. - М., ВАКО, 2009-304 с.7. Мулярчик, Е. Н. Профилактика утомления и переутомления школьников - Санкт-Петербург, 2001-230 с. 8. Панцова, Н. И. Здоровьесберегающие технологии в учебно воспитательном процессе. – 2014 - 176 с.9. Петровский, Б. В. Популярная медицинская академ. – Москва, 2009.10. Рзянкина, М. Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль: учеб. пособие / - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 376 с. 11.Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. - 2-е изд. М.: АРКТИ, 2008 - 320 с.12. Соболева, А. Е. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку? / А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова. - СПб: Питер, 2009. - 128 с. 13. Тверская, Н. В. Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении. – 2013. 14. Хрипкова, А. Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. – М.: Педагогика, 2002. – 240 с. 15.Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. — 2006. — № 6. 16.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды, с. 512. М:.Педагогика,  2015.  - 512 с.ПРИЛОЖЕНИЕПамятка «Профилактика утомления и переутомления учащихся»1. Соблюдение режима дня.2. Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения (чистота, свежесть воздуха, освещение и т.д.)3. Построение занятий с учетом динамики умственной работоспособности, что предполагает:— учет особенностей врабатывания детей данного возраста;— обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;— поддержание работоспособности при появлении первых внешних признаков утомления.4. Соотнесение объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.5. Снижение утомляемости за счет совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность.6. Использование приемов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)7.Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.):— своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);— рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определенными видами учебной деятельности);— соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 минут занятия по 1 минуте оздоровительной)8. Количество видов деятельности ребенка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность.9. Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т. п.).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.