Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Теоретическое обоснование изучения проблемы формирования монологической формы речи у дошкольников

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
3711592

500 руб.

Просмотров
793
Размер файла
98.31 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеВажная задача обучения и воспитания детей дошкольного возраста - это развитие речи и речевого общения. Изучения родного языка - это не только умение верно выстраивать предложения.Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место проблема развития, либо сложности в обучении.К числу важнейших задач работы по речевому развитию с дошкольниками, относится формирование связной речи. Это необходимо для наиболее полного речевого развития и для подготовки детей к обучению в школе.Актуальность исследования обусловлена растущим количеством детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи и необходимостью разработки эффективных подходов к развитию монологической формы речи у детей дошкольного возраста.Разработанность темы: основные разработки изучения и формирования монологической речи у детей дошкольного возраста заложены основоположниками отечественной науки и представлены в работах Р.И. Лалаевой, М.Е Хватцева, Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау, А.В. Ястребовой, Р.Е Левиной, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой и многих других, которые рассматривали связную речь как важное условие формирования всестороннего развития личности человека.Монологическую и диалогическую речь детей дошкольного возраста изучали такие специалисты, как Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин и др.Онтогенезу речеобразования уделяли внимание такие специалисты, как Воробьева В.К., Чиркина Г.В., Филичева Т.Е., Шаховская С.Н. и другие.Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и предложить содержание работы по формированию монологической формы речи у детей старшего дошкольного возраста.Объект исследования – монологическая форма речи у детей дошкольного возраста и пути ее формирования.Предмет исследования – особенности и процесс формирования монологической формы речи у детей дошкольного возраста в ходе освоения образовательной программы «От рождения до школы».Задачи исследования:Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.Подобрать диагностический инструментарий и определить особенности монологической формы речи у дошкольников.Разработать и апробировать содержание работы по формированию монологической формы речи у дошкольников в ходе освоения образовательной программы «От рождения до школы».Оценить эффективность экспериментальной работы.База исследования: исследование проводилось на базе __Контингент испытуемых представлен дошкольниками старшей группы, в количестве 10 человек (5 человек экспериментальная группа, 5 человек контрольная группа).Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 12 приложений. В курсовой работе представлены 4 таблицы. Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы воспитателями и психологами для обучения монологической формы речи детей старшего дошкольного возраста.Глава 1. Теоретическое обоснование изучения проблемы формирования монологической формы речи у дошкольников Психологические особенности монологической речи у детей и пути ее развития в онтогенезеО. И. Соловьев, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, А. М. Бородич, Э. П. Короткова, изучали вопросы развития связной речи в разных ее аспектах.По мнению Ф. А. Сохина, связная речь - это не только последовательность связанных между собой мыслей, которые должны быть построены в логические предложения, но достижения самого ребенка в овладении родным языком, т. е освоение грамматического строя, звуковой стороны и словарного запаса [26]. От того как дошкольники выстраивают свои высказывания можно понять их уровень речевого развития. Связная речь - это мир мыслей. Поэтому связная речь - это связность мыслей. В связной речи идет отображение логики мышления ребенка, а также способности ребенка осмыслить воспринимаемое и выразить это в отчетливой, точной, логически правильной речи.Такие умения как последовательность, верность, связность и образность в изложении своих мыслей (или литературного произведения) оказывают огромное воздействие на эстетическое развитие ребенка: так как при пересказах, при творении своих повествований ребенок употребляет образные слова и выражения, взятые из художественных произведений [3].Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она выделяется не малой развернутостью, оттого что нужно ввести слушателей в условия событий, добиться осмысления ими рассказа и т.д. Для монолога нужна развитая лучше память, усиленное внимание к содержанию и формам речи. В то же время монологическая речь основывается на мышлении, логически более последовательна, чем в процессе разговора, диалога.Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была осмыслена слушателями, в ней обязаны употребляться полные распространенные предложения, наиболее правильный словарь [19].Умение повествовать играет высокую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством испытания, средством постижения, своих знаний, оценок, представлений.Развитие речи ребенка объединено с формированием его логического мышления. Кроме того, началом для становления монологической речи является беглое владение словарем и грамматическим строем языка [3].В психологии пишется о том, что появление монологической речи у детей возможно лишь к 5 годам. Видоизменение жизни ребенка, создание новых отношений с окружающими взрослыми, появление новых видов деятельности, все это ведет к тому, что происходит дифференциация форм и функции речи. Об этом пишет Д. Б. Эльконин. По его мнению, появляются свежие задачи общения, содержащиеся в том, что ребенок хочет передать свои переживания, замыслы, впечатления, идеи взрослому. Возникает новая форма речи - сообщения в виде монолога, рассказа о виденном и пережитом [48].Дети присоединяются к настоящему в художественной речи, стараются запомнить эмоциональные, образные слова и словосочетания, обучаются владеть живым родным языком. Значительная художественность произведения, предлагаемого для пересказа, единство формы, композиции и языка обучают детей отчетливо и последовательно создавать рассказ, не увлекаясь подробностями и не пропуская важнейшего, т.е. формируют их речевые умения [31].По содержанию рассказы условно можно разбить на фактические и творческие (выдуманные детьми).Если дошкольник составляет фактический рассказ, то он основывается на память и свое восприятие, а выдумывая, он использует свое творческое воображение.При составлении творческих рассказов, созданных на выдуманном материале, дети также применяют свой предыдущий опыт, но некоторые познания ребенок обязан соединить теперь новой ситуацией, допустить какое-либо событие [11].Стоит отметить, что дети семи лет уже прослушав сказку, могут выдумывать свои простые сказки, где действующие лица наделяются волшебными качествами (звери говорят, люди превращаются в невидимок и т.д.). Дети седьмого года жизни понемногу постигают структуру связного сюжетного рассказа, могут найти в повествовании завязку сюжета, главное событие (т.е. кульминацию), а также конец (развязку), применить прямую речь. Развитие независимой практической деятельности детей дошкольного возраста порождает развитие умственной практической функции речи: продумывание плана предстоящей деятельности, объяснение способов действий, рассуждения.Отсюда следует, что функции речевой деятельности ребенка формируются от знаковой (обозначающей, номинативной) и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок осваивает важнейшие формы устной речи, характерные взрослым [15].1.2 Научно – теоретические основы организации НОД образовательной области «речевое развитие» в группе детей старшего дошкольного возрастаГлавная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:уход от учебной деятельности (занятий),повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходеКритерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО:Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных.Структура НОДорганизационный момент;начало НОД (установки к ходу НОД);ход НОД;оценка деятельности детей, подведение итогов (конец НОД). При организации обучения детей в ДОУ и проведении НОД педагогам необходимо учитывать следующие требования:• Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок вбольшей мере овладевает способами общения, осваивает человеческиеотношения.• НОД должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальнуюактивность и самостоятельность процесса познания.• Широко использовать в целях обучения дидактические игры (настольные, печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры инсценировки), словесные) и игровые приемы, дидактический материал.• НОД в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям.• НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности).В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные НОД. Таким образом, НОД должна отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым к НОД по другим разделам программы детского сада:1. Тщательная предварительная подготовка к НОД. 2. Правильная организация НОД.Таким образом, функции речевой деятельности ребенка формируются от знаковой и коммуникативной функции общения к планированию и регулированию своих действий. К концу дошкольного возраста ребенок осваивает важнейшие формы устной речи, характерные взрослым.Развитие старшего дошкольника – очень сложный и противоречивый процесс.Основными психологическими новообразованиями старшего дошкольного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, происходящее благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития.Глава 2. Экспериментальная работа по формированию монологической формы речи у дошкольников 2.1 Диагностический инструментарий по изучению монологической формы речи в старшей группе ДОУИсследование проводилось на базе ____. В эксперименте принимали участие 10 детей (5 детей экспериментальная группа, 5 детей контрольная). На основании анализа психолого - педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы целью экспериментального исследования являлось выявление особенностей монологической речи детей старшего дошкольного возраста.Обследование уровня сформированности монологической речи проводилось в соответствии с выделенными ранее компонентами (языковой, речевой, когнитивный). Рассмотрим диагностический инструментарий для каждого компонента в отдельности более подробно.Обследование осуществлялась с опорой на исследования Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой, Г.А.Волковой, Ю.Ф.Гаркуши.Мы составили таблицу 1, в которой подробно расписали подобранные методики и авторов, ее представим в Приложении 1.Разберем и опишем подробно каждую методику. Начнем с языкового компонента. Первая методика Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок), автор Фотекова Т.А.Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.За данное задание максимально можно было получить 15 баллов, минимум нуль. Следующая методика «Пересказ прослушанного текста», авторы О.С. Газман, Н.Е. Харитонова.Цель: оценить уровень связности устной речиИнструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить его название. Сначала я тебе расскажу этот рассказ, а потом ты постараешься рассказать его. В таблице 2 представлена бально-уровневая таблица, ее представим в Приложении 2.Перейдем к речевому компоненту, исследование словарного запаса, автор методики Смирнова И.А. Состоит из 2-х блоков:- понимание и употребление слов номинативного лексического значения;- выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.1-ый блок.Задание №1. Состояние номинативного словаря.Назвать предметные картинки по темам: игрушки (паровоз, барабан, машинка, кукла, кубики), одежда (рубашка, юбка, носки, брюки, майка), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, босоножки), мебель (стол, шкаф, кресло, трюмо, диван), посуда (кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, стакан), овощи (огурец, помидор, лук, свекла, баклажан), фрукты (груша, виноград, апельсин, яблоко, банан), транспорт (самолёт, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (корова, тигр, попугай, медведь, собака).Задание №2. Состояние глагольного словаря.Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам: корабль – плывёт, птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, спортсмен – бежит, девочка – прыгает, кошка – спит, дядя – загорает, тётя – сидит, мальчик – злится, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается, бабушка – пьёт, мальчик – пишет, мальчик – моет, тётя – гладит, певец – поёт, художник – рисует, продавец – продаёт, врач - лечит, повар – готовит, строитель – строит.Задание №3. Состояние атрибутивного словаря.1) Качественные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: дом какой? (большой, маленький), кружок какой? (синий, красный), гиря какая? (тяжёлая), шарик какой? (лёгкий);2) Относительные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Сок из апельсина. Значит он какой?» (апельсиновый), «Варенье из клубники. Оно какое?» (клубничное), «Кораблик из бумаги. Он какой?» (бумажный), «Человечек из пластилина. Он какой?» (пластилиновый), «Буратино из дерева. Он какой?» (деревянный), «Стакан из стекла. Он какой?» (стеклянный).3) Притяжательные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» (бабушкина), «Хвост у вороны. Он чей?» (вороний), «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи), «Сумка у тёти. Сумка чья?» (тётина).Задание №4. Словарь числительных.1) Количественные. Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей (один, два, три…..)2) Порядковые. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….)Задание №5. Словарь предлогов.Посмотреть на картинки и ответить, где находится попугай (в клетке, на клетке, над клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).2-ой блок.Задание №6. Лексические парадигмы:1) Антонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно). Этот дом… (большой), а этот …. (маленький). Здесь дядя из дома …. (выходит), а здесь … (входит). С этой стороны окно … (чистое), а с этой … (грязное). Чай … (горячий), а мороженое … (холодное).»2) Синонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы: кто и что изображен, как передвигается: спортсмен бежит, поезд мчится, мотоциклист едет, лошадь скачет, ёлка нарядная, девочка красивая, букет праздничный, улица украшенная.Задание №7. Часть – целое.Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Рукав от чего?» (от платья), руль – автомобиля, пуговица – пальто, лист – дерева, страница – книги, окно – дома, плита – кухни.Звукопроизношение, автор Фотекова Т.А.Инструкция: повторяй за мной слова. В таблице 3 представлена бально-уровневая система, ее мы представили в Приложении 3.Далее идет проверка когнитивного уровня, первый блок фонематическое восприятие, автор Р.И. Лалаева.При разработке данной методики за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности.Процесс продуцирования речевого высказывания представляет собой многоуровневый процесс, имеющий сложную многоступенчатую структуру.При разработке данной методики была использована многоуровневая модель порождения речевого высказывания, разработанная А.А.Леонтьевым и Т.В.Рябовой. Были использованы в модифицированном виде некоторые методы, описанные в работах А.Р.Лурия, Н.В.Серебряковой, Е.Ф.Соботович. Методика состояла из двух заданий. Задание 1. Имитация слогов по таблице Н.Б.Покровского.Цель задания: выявление способности к правильному воспроизведению услышанных слогов.Материал исследования: слоговые таблицы.Инструкция: «Сейчас я буду читать тебе слоги. А ты их внимательно слушай и повторяй». Далее экспериментатор, сидя сбоку от ребёнка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, называет слоги. Ребёнок повторяет их.няк      пуль  бущьмят  свумсось    пицчтал  дюр  хачмюф    зощплицрыц  думнысь  лутсич  вость  дысфсенряйбер    чатьвысгумпрюх  шетьвтотьёфьёк    стялтыпьгеф  бацтритшисьдепздесторьвох  жох  эфттрух  феклефь  вик  щёхкась  зехЗадание 2.Имитация слогов с фонетически близкими звуками.Цель задания: выявление способности к имитации слогов с фонетически близкими звуками.а) серии из двух слоговмана  нама                                           саша  шасабапа  паба                                            зажа  жазагака   кага                                            цаса  сацадата  тада                                             чатя   тячазаса  саза                                              щача  чащажаша  шажа                                         шаща  щаша б) серии из трёх слоговманама  намана                                       сашаса  шасашабапаба  пабапа                                         зажаза  жазажагакага    кагака                                         цасаца  сацасадатада  тадата                                          чатяча  тячатяралара    ларала                                        щачаща   чащача                          жашажа  шажаша                                    щасяща  сящасязасаза    сазаса                                         шащаша  щашащаВ ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок Р.Е. Лалаевой.Исследование навыков языкового анализа, автор Фотекова Т.А.Сколько слов в предложении?День был теплый.Около дома росла высокая береза.Сколько слогов в слове?ДомКарандашОпредели место звука в слове:первый звук в слове крыша;третий звук в слове школа;последний звук в слове стакан.Сколько звуков в слове?РакСумкаДиктантРебенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще…».В таблице 4 представлена бально-уровневая система, в Приложении 4.Максимальное значение по какому-либо критерию испытуемый мог набрать 5 баллов, таким образом, максимальное количество баллов, которое мог набрать испытуемый по всем шести методикам, мог набрать до 30 баллов максимум.Представим в таблице 5 бально-уровневую систему оценок исследования состояния связной монологической речи у детей, в Приложении 5.Таким образом, проведенный анализ методик по изучению монологической речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что успешная и своевременная диагностика степени сформированности речи, исследование состояния устной речи и языковых способностей, особенностей фонематического восприятия способствует формированию полной картины нарушений речи у детей дошкольного возраста, что позволит разработать стратегию эффективной направленной коррекции и профилактической работы.2.2 Анализ результатов констатирующего компонентаВ начале обследования нами были выделили пять уровней успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии монологической речи у старших дошкольников – высокий, выше старшего, средний, ниже старшего и низкий.Результаты выполнения всех заданий нами фиксировались и в дальнейшем анализировались. После подсчета суммарного балла за все задания мы определили уровень сформированности монологической речи каждого испытуемого. Исходя из результатов данного исследования, были составлены таблицы, отражающие уровень сформированности каждого компонента монологической речи, а также и самой монологической речи в целом. Рассмотрим более подробно полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты, представленные в таблице 6. Таблица 6Уровень сформированности языкового компонента связной монологической речи у старших дошкольников на констатирующем этапе №ИмяСоставление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик»Пересказ прослушанного текстаОбщий баллУровеньЭкспериментальная группа1Игорь325Средний 2Кристина235Средний 3Марина336Выше старшего4Станислав224Средний 5Ульяна224Средний Контрольная группа1Алена213Ниже старшего2Богдан224Средний 3Данил224Средний 4Зияр336Выше старшего5Наталья336Выше старшегоПроанализировав результаты констатирующего эксперимента изучения языкового компонента монологической речи по методике Фотековой Т.А. следует отметить, что уровень развития у экспериментальной группы выше, чем у контрольной.Не все дети могут самостоятельно пересказывать представленный рассказ. Многим детям требовалась дополнительная помощь и наводящие вопросы. С составлением рассказа у учеников тоже возникли трудности, дети малоактивны, необщительны. Дети контрольной группы были молчаливы, ждали наводящих вопросов. Многие отвлекались и переводили темы.В таблице 7 мы представили результаты речевого компонента связной монологической речи у старших дошкольников контрольной и экспериментальной группы.Таблица 7Уровень сформированности речевого компонента связной монологической речи у старших дошкольников на констатирующем этапе№ИмяИсследование словарного запасаЗвукопроизношениеОбщий баллУровеньЭкспериментальная группа1Игорь336Средний 2Кристина235Средний 3Марина224Ниже старшего4Станислав213Ниже старшего5Ульяна224Ниже старшегоКонтрольная группа1Алена336Средний 2Богдан224Ниже старшего3Данил123Ниже старшего4Зияр213Ниже старшего5Наталья235Средний Проанализировав результаты речевого компонента связной монологической речи у дошкольников экспериментальной и контрольной групп мы видим, что далеко не все дети умеют четко произносить звуки. Речь детей была не четкая. Некоторые ученики были рассеяны. Большая часть детей имеет уровень ниже старшего. У некоторых детей низкий уровень словарного запаса. В таблице 8 мы представили результаты сформированности когнитивного компонента связной монологической речи. Таблица 8Уровень сформированности когнитивного компонента связной монологической речи у старших дошкольников на констатирующем этапе№ИмяФонематическое восприятиеСлоговой анализ и синтезОбщий баллУровеньЭкспериментальная группа1Игорь235Средний 2Кристина224Средний 3Марина336Средний 4Станислав224Ниже старшего 5Ульяна336Средний Контрольная группа1Алена336Средний 2Богдан224Ниже старшего3Данил336Средний 4Зияр235Средний 5Наталья336Средний По результатам обследования данного компонента мы видим, что у двоих детей уровень развития монологической речи ниже старшего, у остальных детей он находится на среднем уровне.В таблице 9 мы рассмотрели результаты диагностики уровня сформированности связной монологической формы речи у старших дошкольников по трем изучаемым компонентам в целом.Таблица 9Результаты диагностики уровня сформированности связной монологической формы речи у старших дошкольников по трем изучаемым компонентам в целом на констатирующем этапеИмяЯзыковой компонентРечевой компонентКогнитивный компонентКоличество балловУровень сформированности монологической речиЭкспериментальная группаИгорь56516СреднийКристина55414СреднийМарина64616СреднийСтанислав43411Ниже старшегоУльяна44614СреднийКонтрольная группаАлена36615СреднийБогдан44412Ниже старшегоДаниил43613СреднийЗияр63514СреднийНаталья65617СреднийПо результатам, представленным из таблицы 9 видно, что уровень сформированности связной монологической речи почти у всех старших дошкольников находится на среднем уровне развития в совокупности по всем трем компонентам, лишь у двух детей уровень оказался ниже старшего.Результаты констатирующего экспериментального исследования показали, что дети способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, к рассказыванию из личного опыта, к рассказыванию по данному началу.На основе результатов обследования нами было разработано содержание НОД по развитию речи, направленной на развитие монологической речи у старших дошкольников.2.3 Методическое обеспечение организации и проведения НОД образовательной области «речевое развитие» в группе детей старшего дошкольного возраста Непосредственно - образовательная деятельность будет организована на базе ___Для организации НОД, необходимо учитывать психофизиологические и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста. Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется по примерной общеобразовательной программе   дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом основных базовых нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта, вступившего в силу с 01 января 2014 года, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию; Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных   образовательных организаций».   Воспитательно-образовательный процесс рассматривается, как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться. В образовательном процессе необходимо: Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности; Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей (данное триединство было всегда в дошкольной педагогике и не является новым). На базе МДОУ, основополагающими были следующие аспекты:речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Выделим разработанные, основные цели и задачи, в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе МДОУ… Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.Практическое овладение воспитанниками нормами речи.Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.). Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.Совершенствовать интонационную выразительность речи.Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.Количество занятий в неделю - 1, в месяц – 4. Всего 27.Планируемые результатыПо своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.Представим содержательный раздел, в таблице 10, в Приложении 6. Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя – развитие речи и художественную литературу. Развитие речи реализуется в непосредственно образовательной деятельности. Чтение художественной литературы осуществляется в режимных моментах. В результате проведения НОД (выборочные конспекты см. в Приложении 7 и Приложении 8), воспитанники проявляют устойчивый интерес, инициативу, самостоятельность во всех видах детской деятельности, в том числе и к учебной деятельности, которая является залогом успешного обучения в школе.Таким образом, проведенная работа по реализации НОД с учетом возрастных возможностей и особенностей детей, а также при использовании различных форм и методов работы с детьми способствовала эффективности работы, развитию речи, обучению, что полностью подтверждает наши теоретические выводы и практическую реализацию.Целью формирующего этапа исследования было улучшение уровня сформированности монологической формы речи у детей старшего дошкольного возраста.При проведении занятий были поставлены следующие задачи:1. Закрепление и развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков речевого общения, речевой коммуникации. 2. Формирование навыков построения связных монологических высказываний (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения). 3. Формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа, сообщения. 4. Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. 5. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения детей старшего дошкольного возраста.Использование методов строится на следующих принципах: 1. Принцип свободы говорит о том, что занятия не могут быть обязательными или принудительными. Они должны строиться только на интересе самих детей [17]. 2. Принцип взаимодействия рассматривается на нескольких уровнях [17]: а) на уровне взаимоотношения между взрослым и ребенком: – взаимодействие как взаимное творчество педагога и ребенка; – взаимодействие участников деятельности; б) на уровне взаимодействия задач на разных стадиях формирования выразительного образа. 3. Принцип игровой цели материала с учетом возрастных особенностей ребенка [17]. 4. Принцип рациональной и эффективной подачи материала [17]: а) постепенность; б) системность и обобщенность предлагаемого детям материала. 5. Принцип сочетающихся в процессе обучения самовоспроизводящихся и творческих типов заданий [17]. 6. Принцип принятия сведений возрастной и психологической особенности детей дошкольного возраста [17].При планировании логопедической работы важно опираться на принципы, которые позволяют направить коррекционную работу в нужном направлении и создать ситуацию максимального успеха в данной работе.В процессе выполнения заданий, используемых на занятии, дети развивают навыки правильного построения предложений, установления причинно-следственных связей, их предложения становятся образными и полными. Работая на материале загадок, коротких текстов, дети постепенно переходят к творческому рассказу (дополняют или изменяют концовку текста), рассказ на основе личного опыта становится развернутым и более содержательным.2.4 Анализ результатов экспериментальной работыПо завершению формирующего этапа исследования был проведён контрольный этап с целью определения эффективности разработанного содержания коррекционной работы педагога по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.В ходе контрольного этапа исследования были использованы те же виды обследования, используемые на констатирующем этапе исследования, по результатам которого была составлена таблица 11, в Приложении 9.В таблице 12 мы представили результаты речевого компонента связной монологической речи у старших дошкольников контрольной и экспериментальной группы, в Приложении 10.В таблице 13 мы представили результаты сформированности когнитивного компонента связной монологической речи у старших дошкольников, представили данные в Приложении 11.В таблице 14 предоставлены сравнительные результаты диагностики уровня сформированности связной монологической формы речи у старших дошкольников по трем изучаемым компонентам в целом.По результатам, приведенных выше (см. табл. 14) видно, что уровень сформированности связной монологической речи у двоих дошкольников находится в большей степени на среднем уровне развития в совокупности по всем трем компонентам, лишь у троих дошкольников уровень выше старшего. По результатам, предоставленным в таблице, можно заметить, как изменилась речь детей после проведенной работы. Таким образом, приходим к выводу, что работа по формированию связной речи у детей была проведена не зря, более того она является эффективной и важной для речевого развития.ЗаключениеАнализ лингвистической, психологической и педагогической литературы, проведённый в данном исследовании, показал важность и необходимость речевого воспитания в дошкольном возрасте.Анализ литературных данных, а также результаты, полученные при проведении эксперимента, позволили нам выявить, что проблема формирования монологической формы речи детей является одной из самых актуальных в логопедии.В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, особое внимание уделяется разработке наиболее эффективных приемов и методов коррекционного воспитания и обучения данной категории детей.В ДОУ в группе детей старшего дошкольного возраста в соответствии с методическими указаниями, с соблюдением требований СанПин, организована и проведена непосредственно – образовательная деятельность, а также разработаны технологические карты НОД образовательной области «Речевое развитие».Целью данной работы было изучение монологической формы речи детей старшего дошкольного возраста и определение основных направлений ее формирования.Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме работы, мы определили, что достижение положительных результатов дошкольного образования зависит от правильной организации и проведения непосредственно образовательной деятельности (НОД), которая составляет основу всего образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.Основной целью воспитательно-образовательной работы является реализация требования программы воспитания и обучения. Главная задача – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. А достичь этого можно в процесс правильной организации НОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. От педагога зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.НОД является основной формой организации работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на получение дошкольниками необходимых знаний, умений и навыков, которые буду способствовать их успешному обучению в дальнейшем.Проанализировать содержание, сущность и основные цели НОД в соответствии с ФГОС ДО, мы выявили, что непосредственно образовательная деятельность – это ведущая форма организации деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и решением конкретных образовательных задач в соответствии с возрастом детей, непосредственным окружением дошкольной организации, текущей темой и др.Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.Рассмотрев возрастные особенности детей старшей группы, мы уточнили, что дети обладают развитой познавательной активностью, стремятся узнать и познать новое и неизведанное, непосредственно образовательная деятельность должна отвечать задачам полноценного развития ребенка. И такой деятельность является, на наш взгляд, НОД, объединяющая в себе все направления и образовательные области с целью разностороннего развития личности дошкольника.В практической части исследования мы разработали комплект НОД, представили содержание по месяцам.Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.Список используемых источниковАлексеева М. М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. 4е изд., перераб. и доп. Москва: ИЦ Академия, 2015. 448 с.Афонькина Ю. А., Себрукович З. Ф. Настольная книга старшего воспитателя Издательство: Учитель, 2015.Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. Москва: Логос, 2015. 191 с. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. 200 с.Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 –Том 1. 200 с.Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6. С.12-17. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. 120 с.Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. Москва: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. 158 с.: [сайт]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008141703 (дата обращения : 13.01.2022).Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. Москва: ДиректМедиа, 2016. 570 с. (Университетская библиотека онлайн): [сайт]. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240335 (дата обращения : 19.01.2022).Выготский Л. С. Проблема возраста: собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. / Л. С. Выготский. Москва: Педагогика, 2016. 343 с. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. Москва: КомКнига, 2016. 144 с.: [сайт]. URL: http://en.bookfi.net/book/633607 (дата обращения : 07.01.2022).Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Стршая группа. – М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 130 с.Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. ‒ 2е изд., испр. и доп. Москва, 2015. 232 с.Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомкова и др. СанктПетербург: Детство Пресс; Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 321 с. Елкина Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. Серия «Гуманитарные науки» (теория и методика обучения, педагогика, психология, культурология, филология, экономика, история). 2019. № 1(58). С. 142- 147. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. 2е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2017. 111 с. Кандрашкина Е. И. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников: V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» / Е. И. Кандрашкина: [сайт]. URL : http://www.scienceforum.ru/2013/171/6070 (дата обращения : 12.01.2022).Карманова Е. Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Карманова // Наука и современность. 2018. № 11. С. 167- 172.Куликовская Т.А. Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно – методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010. 120 с.Ладыженская Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу: Характеристика связной речи детей 6–7 лет / под ред. Т. А. Ладыженской. Москва: Педагогика, 2016. 116 с. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4е изд. Москва : МГУ, 2015. 485 с.Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. Москва: Издательство Московского Университета, 2016. 320 с. Макарова В. Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников: метод. пособие / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина. Москва: Центр педагогического образования, 2019. 98 с. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, 2018. 720 с. Связная речь: Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. 3е изд. Москва: Просвещение, 2015. 223 с. Сидорчук Т. А. Технология развития связной речи дошкольников: метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. Москва, 2015. 59 с. Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками / Ф. А. Сохин. Москва: Педагогика, 2015. 223 с. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4 - 6 лет / Т. А. Ткаченко. Москва: Ювента, 2017. 80 с.Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. Москва: Просвещение, 2018. 254 с.Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебнометодическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Москва: ВЛАДОС, 2015. 288 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155] : сайт. Москва. URL : https://fgos.ru/ (дата обращения 19.01.2022). Филичева Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студ. сред. спец. заведений. Москва: Просвещение, 2015. 223 с.Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 5е изд. Москва: ВЛАДОС, 2015. 360 с. Приложение 1Таблица 1Методики диагностики монологической формы речи у старших дошкольников в соответствии с выделенными компонентамиКомпонент монологической речиКритерий (параметры)Автор методикиЯзыковойСоставление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок)Фотекова Т.А.Пересказ прослушанного текстаО.С. Газман, Н.Е. Харитонова РечевойИсследование словарного запасаСмирнова И.А. ЗвукопроизношениеФотекова Т.А.КогнитивныйФонематическое восприятиеР.И.ЛалаеваСлоговой анализ и синтезФотекова Т.А.Приложение 2Таблица 2Бально-уровневая таблица по описанию языкового компонента монологической речиБаллыУровеньОписание уровня10-8ВысокийРассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности. Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств7-6Выше старшегоДопускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Воспроизведены все основные смысловые звенья при пересказе5-4СреднийКартинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно. Во время пересказа смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев.3-2Ниже старшегоВыпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен. Пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации. Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов1-0НизкийОтсутствует описание ситуации. Пересказ недоступен даже по вопросам.Приложение 3Таблица 3Бально-уровневая таблица по описанию речевого компонента монологической речиБаллыУровеньОписание уровня10-8ВысокийУ ребенка правильное произношение всех типов звуков, слогов, слов. В активном словаре присутствуют сложные семантические единицы. Правильно понимает инструкцию к заданию, безошибочно определяет изображения на картинках. Правильно образует существительные, глаголы, прилагательные. Все задания выполнены верно.7-6Выше старшегоНаблюдаются дефект звукопроизношения, искажения в слогах и словах. Допущены 1-2 ошибки в определении изображения, словообразование существительных, прилагательных, глаголов. Задания выполнены правильно в пределах 75%, ребенок самостоятельно исправляет ошибки.5-4СреднийПравильное выполнение заданий с помощью логопеда. Наблюдаются дефекты произношения нескольких звуков, смешение, замены, искажения в слогах, словах. Ошибки в образовании существительных, прилагательных, глаголов, присутствуют аграмматизмы. Нуждается в помощи, наводящих вопросах.Задания выполнены правильно в пределах 50%.3-2Ниже старшегоНаблюдаются грубое нарушение звукопроизношения, множественные искажения, замены звуков в слогах, словах, аграмматизмы. Не верно понимает инструкцию к заданию, нуждается в помощи логопеда, наводящих вопросах.Задания выполнены правильно в пределах 25% 1-0Низкийзадания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказ от выполнения заданий.Приложение 4Таблица 4Бально-уровневая таблица по описанию когнитивного компонента монологической речиБаллыУровеньОписание уровня10-8ВысокийЧеткое и правильное воспроизведение слова в темпе предъявления. Правильные ответы с первой попытки.7-6Выше старшегоВстречается одна-две запинки во время воспроизведения. Правильные ответы с первой попытки, если допустил ошибку исправляет самостоятельно. 5-4СреднийЗамедленное послоговое воспроизведение. Правильные ответы с третьей попытки.3-2Ниже старшегоИскажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова). Ответы не всегда правильные, требуется помощь логопеда.1-0НизкийНе воспроизводит. Ответы не верные. Не может ответить верно, даже с помощью логопеда. Отвечает наугад.Приложение 5Таблица 5Бально-уровневую систему оценок исследования состояния монологической формы речи БаллыУровеньОписание уровня30-25ВысокийУ ребенка правильное произношение всех типов звуков, слогов, слов. В активном словаре присутствуют сложные семантические единицы. Правильно понимает инструкцию к заданию, безошибочно определяет изображения на картинках. Правильно образует существительные, глаголы, прилагательные. Все задания выполнены верно. Правильно и за короткий промежуток времени, определяет и называет недостающий предмет. Выявлен высокий уровень продуктивности, распределения и устойчивости внимания. Безошибочно узнает и воспроизводит запомненные фигуры. Правильно и точно находит нелепые предметы и явления на картине, понимает нелогичность рисунка. В процессе работы над изображением присутствует юмор.24-19Выше старшегоНаблюдаются дефект звукопроизношения, искажения в слогах и словах. Допущены 1-2 ошибки в определении изображения, словообразование существительных, прилагательных, глаголов. Задания выполнены правильно в пределах 75%, ребенок самостоятельно исправляет ошибки. Правильно определяет и называет недостающий предмет. Уровень продуктивности, распределения и устойчивости внимания выше старшего. Допускает 1-2 ошибки в узнавании и воспроизведение запомненных фигур. Допускает ошибку или пропуск в нахождении нелепых предметов и явлений на картине, которою исправляет самостоятельно при указании на недочет. Понимает нелогичность рисунка. В процессе работы над изображением присутствует юмор.18-13СреднийПравильное выполнение заданий с помощью логопеда. Наблюдаются дефекты произношения нескольких звуков, смешение, замены, искажения в слогах, словах. Ошибки в образовании существительных, прилагательных, глаголов, присутствуют аграмматизмы. Нуждается в помощи, наводящих вопросах. Задания выполнены правильно в пределах 50%. Продуктивность и устойчивость внимания средняя. Ребенок часто отвлекался и допускал ошибки в выполнении заданий. Не все предметы называет верно, с ошибками узнает фигуры, не всегда может их назвать. Допускает ошибки, неточности или пропуски в нахождении нелепых предметов и явлений на картине. Понимает общую нелогичность рисунка, но эмоции не проявляет. Нуждается в помощи логопеда, не всегда верно исправляет самостоятельно допущенные ошибки. Требуется среднее количество времени на выполнение заданий.12-7Ниже старшегоНаблюдаются грубое нарушение звукопроизношения, множественные искажения, замены звуков в слогах, словах, аграмматизмы. Не верно понимает инструкцию к заданию, нуждается в помощи логопеда, наводящих вопросах. Задания выполнены правильно в пределах 25% Трудности в понимании инструкции к заданиям. Ребенок часто отвлекается, с трудом выполняет задания, допускает большое количество ошибок, нуждается в систематическом контроле и побуждении к действиям. Страдает продуктивность и распределение внимания. Выявлены множественные ошибки в узнавании и запоминании фигур, нахождении нелепых предметов и явлений. Понимает нелогичность только некоторых изображений, эмоции не проявляет. Требуется большое количество времени на выполнение заданий.6-0НизкийЗадания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказ от выполнения заданий.Задания не выполнены или выполнены с множественными ошибками. Страдает продуктивность и устойчивость внимания, фигуры не запоминает и не узнает, нелогичность изображения не наблюдает. Низкий интерес к заданиям.Приложение 6Таблица 10№Дата, времяТемаКол-во часовПримечаниеСентябрь1.2.Беседа с детьми на тему: «Надо ли учиться говорить?». Звуковая культура речи. Звуки с и сь.Составление рассказа о игрушке (Конспект НОД в ПРИЛОЖЕНИИ)11Октябрь3.4.5.6.Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка».Чтение сказки К.Чуковского «Телефон».Звуковая культура речи: звуки з и зь. Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов-описаний игрушек.Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень».1111Ноябрь7.8.9.Чтение сказки «Три поросенка».Звуковая культура речи: звук ц. Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?».Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.111Декабрь10.11.12.13.Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».Чтение и заучивание стихотворений о зиме.Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» (Конспект НОД в ПРИЛОЖЕНИИ)Звуковая культура речи: звук ш.Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».1111Январь14.15.16.Звуковая культура речи: звук ж.Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза».Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А.Барто «Я знаю, что надо придумать».111Февраль17.18.19.Мини-викторина по сказкам К.Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе».Звуковая культура речи: звук ч. Составление рассказов по картине «На полянке».Урок вежливости.111Март20.21.22.Готовимся встречать весну и Международный женский день.Звуковая культура речи: звуки щ-ч. Составление рассказов по картинке.Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».111Апрель23.24.25.26.Чтение детям сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос и про Мохнатого Мишу - Короткий хвост».Звуковая культура речи: звук л, ль.Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей и раздаточными картинками.День Победы.Заучивание стихотворений.1111май27.Звуковая культура речи: звук р, рь.Литературный калейдоскоп.1Всего - 27 Приложение 7Тема НОД: Составление рассказа об игрушкеДидактическое упражнение «Что из чего».Цель: Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.Задачи: Образовательные:Закреплять умение детей описывать игрушку, называя наиболее характерные признаки и различные действия с ними. Продолжать учить связывать между собой предложения, подводя к составлению короткого рассказа об игрушках. Упражнять в подборе синонимов и антонимов.Воспитательные:Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, животным, игрушкам. Приучать ребят убирать за собой игрушки на место.Развивающие:Обогащать словарь детей названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств и действий).Методические приемы: игровые моменты, сюрпризный момент, загадки, вопросы к детям, физкультминутка, поощрение, анализ НОД.Оборудование: игрушки: зайка, белка, ёжик, собака, мишка. Картинки фруктов и ягод, муляжи фруктов, яблочный сок.Ожидаемый результат:Повышение у детей уровня коммуникативных способностей и улучшение психологического климата в группе; формирование у детей уважительного отношения друг к другу и к игрушкам; расширение кругозора и словарного запаса.Ход НОДОрганизационный момент Ребята, сегодня у нас в гостях Мишка со своими друзьями. Мы их знаем и расскажем о них. Дети усаживаются.Основная часть:Закрепления материала - Я загадываю загадку, а вы назовите кто это:- Кто любит морковку и прыгает ловко?- В дупле живет и орешки грызет?- Словно елка весь в иголках?- В будке спит, дом сторожит?Воспитатель выставляет игрушки и предлагает детям описать их. Вопросами уточняет их характеристики (кто это, из чего она сделана, какого цвета, какого размера и т. п.) Ответы детей.Дети выбирают и описывают понравившуюся игрушку.Физкультминутка А теперь поиграем:Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок) Дети выполняют движения вместе с воспитателем.Продолжение основной части. Дидактическое упражнение: «Что из чего».Осень подходит к концу. Холодно, дождливо. Но мы не горюем. Наслаждаемся дарами лета и осени. Пьем соки, компоты. Едим варенье, джемы. Кто какие соки любит? Выслушав ответы детей, уточняет: апельсиновый сок – из апельсинов, яблочный – из яблок, грушевый - из груш, виноградный – из винограда.Варенье из черники… -черничное, из малины… - малиновое, из яблок… - яблочное, ИЗ ЗЕМЛЯНИКИ-ЗЕМЛЯНИЧНОЕСюрприз – пьём яблочный сок из яблок. Ответы детей.Рассматривание карточек с изображением фруктов и ягод, муляжи фруктов.Итог и анализ. Ребята вы сегодня весело и дружно рассказывали о разных игрушках, всем понравилось? Узнали из чего делают соки и варенье, пили сок.Педагог хвалит детей за внимательность, за полные ответы. Ответы детей.Приложение 8Тема НОД: обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!».Цель: развитие связной речи.Задачи:Образовательные: уточнение и активизация словаря по теме «Зима»; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя); учить составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; обучать умению придумывать название картине.Развивающие: упражнять в отгадывании загадок; развивать воображение и творческие способности; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.Оборудование: сюжетная картинка по теме «Вот так снеговик!», картинки о зиме, снежинка с загадкой,Предварительная работа: наблюдения зимних явлений во время прогулки, беседы о зимних забавах, пальчиковая гимнастика.Ход НОДДети стоят в кругу1.Организационный момент, объявление темы занятия. Ребята, посмотрите на доску, нас снова ждет паровозик, на котором мы каждый день путешествуем в страну знаний. И чем сейчас мы будем заниматься и, расскажет нам ....Игра «Черный ящик»Что там лежит вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.Загадка:Белая, но не сметанаХолодная, но не мороженноеЛетает, кружится, но не бабочка.Что это?    (Снежинка)Лексико-грамматическая работаИгра «Слова зимы» (работа с копилкой слов)-Ребята, передавая снежинку друг другу, вы будете называть слова зимы (это и зимние забавы, и явления природы, одежда, все что касается времени года зима), и все эти слова мы соберем в нашу шкатулочку. Воспитатель берет последний в руки снежинку и называет слово буран, объясняет значение слова (снежная буря с сильным разрушительным ветром). «Кладет» это слово в шкатулку и закрывает.      Игра «Во что может превратится снежинка?2. часть Составление рассказа по картине.Рассматривание картины «Вот это снеговик!» и беседа по ней.Педагог помещает на доску картину и организует беседу. Даёт возможность рассмотреть ее, обменяться впечатлениями. Затем просит придумать название картине. Воспитатель называет самые удачные названия, объясняет, что они самые точные и краткие.«А художник назвал свою картину „Вот это снеговик!“ Правда, хорош снеговик?Беседа по картине:- Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили?- Что слепили дети? Из чего слепили снеговик? (какой был снег?)- Рассмотрите снеговика и расскажите, какой снеговик. (Снеговик большой, веселый, на голове у него ведро, глазки-угольки, нос-морковка…)- Расскажите о том, что происходит вокруг снеговика?- Понравился ли вам снеговик?Затем воспитатель обобщает:- Стоял прекрасный зимний день, вокруг было очень красиво.  Выпало много снега. Дети и воспитатель вышли на прогулку. Саша катался на санках, а Юра и Лена   стали лепить снеговика. Снеговик получился большой, веселый. Вместо шапки у снеговика ведро, глазки-угольки, вместо носа морковка, а из веточек сделали волосы.  Он очень красивый.    ФизминуткаРаз, два, три, четыре. (Дети под счет загибают пальцы).Мы снежок с тобой слепили. (Лепят снежок понарошку).Круглый, твердый, очень гладкий. (Дети «гладят» снежок).И совсем, совсем не сладкий. («Грозят» пальцем).Раз, подбросим, два поймаем. (Имитация бросания снежков.Три уроним, ой, сломали!)Воспитатель предлагает детям повторить рассказ (задание выполняют 2-3 ребенка). Молодцы ребята у вас получились хорошие рассказы, а теперь давайте продолжим рассказ (ТРИЗ) (воспитатель показывет грустное лицо сгнеговика,  и просит придумать и рассказ, почему вдруг снеговик загрустил?) Затем меняет лицо снеговика на веселое, и просит придумать и рассказать, почему снеговик стал таким веселым?ТРИЗ «Оживим снеговика, и пусть он расскажет о себе»    Подведение итога занятия, оценка работыдетей. Итак, ребята чем мы сегодня занимались? (вернуться к паровозику) - что у вас не получалось?    Рисование «Забавные снеговики».Воспитатель: Попробуйте нарисовать снеговика.Сколько нужно снежных шаров для снеговика?Какого размера эти шары и как расположены?Что может служить снеговику головным убором? (Ведро, колпак, кастрюля).Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? (Шарф, пояс).А что дать ему в руки? (Лопату, метлу, клюшку, ёлочку).Какое выражение лица может быть у снеговика? (Веселое). Приложение 9Таблица 11Уровень сформированности языкового компонента связной монологической речи у старших дошкольников на контрольном этапе ИмяСоставление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик»Пересказ прослушанного текстаОбщий баллУровеньЭкспериментальная группаИгорь448Выше старшего Кристина437Выше старшегоМарина437Выше старшегоСтанислав325Средний Ульяна325Средний Контрольная группаАлена235Средний Богдан224Ниже старшегоДанил224Ниже старшегоЗияр336Средний Наталья336Средний Приложение 10Таблица 12Уровень сформированности речевого компонента связной монологической речи у старших дошкольников на контрольном этапеИмяИсследование словарного запасаЗвукопроизношениеОбщий баллУровеньЭкспериментальная группаИгорь5510Выше старшегоКристина448Выше старшегоМарина347Средний Станислав336Средний Ульяна246Средний Контрольная группаАлена336Средний Богдан336Средний Данил246Средний Зияр426Средний Наталья336Средний Приложение 11Таблица 13Уровень сформированности когнитивного компонента связной монологической речи у старших дошкольников на контрольном этапеИмяФонематическое восприятиеСлоговой анализ и синтезОбщий баллУровеньЭкспериментальная группаИгорь358Выше старшего Кристина538Выше старшегоМарина448Выше старшегоСтанислав426Средний Ульяна336Средний Контрольная группаАлена347Выше старшегоБогдан336Средний Данил336Средний Зияр336Средний Наталья426Средний Приложение 12Таблица 14Результаты диагностики уровня сформированности связной монологической формы речи у старших дошкольников по трем изучаемым компонентам в целом на контрольном этапеИмяЯзыковой компонентРечевой компонентКогнитивный компонентДо После Количество балловУровень развитияКоличество балловУровень развитияЭкспериментальная группаИгорь810816 Средний 26Выше старшегоКристина78814Средний23Выше старшегоМарина77816Средний22Выше старшегоСтанислав56611Ниже старшего17СреднийУльяна56614Средний17СреднийКонтрольная группаАлена56715Средний18СреднийБогдан 46612Ниже старшего16СреднийДанил46613Средний16СреднийЗияр 66614Средний18СреднийНаталья 66617Средний18Средний


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.