Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Структура и функционирование присоединительных конструкций

Тип Курсовая
Предмет Современный русский язык

ID (номер) заказа
3780477

500 руб.

Просмотров
729
Размер файла
64.42 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВведениеРаздел «Синтаксис» в современном русском языке представляет собой фундаментальную систему, на основе которой изучаются синтаксические связи между лексическими единицами, а также присоединительные конструкции в рамках синтаксической системы. Но для изучения интересующей нас темы, связанной с присоединительными отношениями, необходимо разбираться в понятии «предложение» в функциях членов предложения. Присоединительные конструкции в основном выполняют второстепенную роль в предложении, - они уточняют, поясняют, дополняют. Актуальность темы заключается в том, что языковой статус присоединительных конструкций в рамках синтаксической системы необходимо рассматривать наряду с другими языковыми элементами подобного уровня. Объектом исследования являются присоединительные конструкции, а предмет исследования – их структура и функции в художественном тексте.Цель данной работы – выявить структуру и функции присоединительных конструкций на основе художественных произведений.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:1. Изучить понятие «присоединительные конструкции».2. Исследовать, какие существуют структуры присоединительных конструкций.3. Рассмотреть функции присоединительных конструкций.4. Провести анализ присоединительных конструкций на основе произведения «Драма на охоте» А. П. Чехова.5. Провести анализ присоединительных конструкций на основе произведения «Хамелеон» А. П. Чехова.Поставленные нами задачи определили структуру работы. Работа состоит из Введения, двух глав, выводов к главам, Заключения и Списка литературы.Во Введении формулируются цель и задачи работы, определяются ее актуальность и научная новизна, а также теоретическая ценность и практическая значимость.В первой главе «Теоретические исследования присоединительных конструкций» представлены теоретические основы по изучению присоединительных конструкций.Вторая глава «Функционирование присоединительных конструкций в художественных произведениях» посвящена сравнительному анализу присоединительных конструкций в художественных произведениях А. П. Чехова.В Заключении подводятся итоги работы и намечаются перспективы дальнейших исследований.Теоретической базой исследования послужили научные работы «Современный русский язык: Синтаксис» Н. С. Валгиной, «Справочник по правописанию и стилистике» Д. Э. Розенталя, «Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения» Е. С. Скобликовой, «Современный русский язык. Синтаксис» Н. В. Данилевской, «Стилистика русского языка» И. Б. Голуб, «Русский язык (Грамматическое учение о слове)» В. В. Виноградова, и другие.Источник языкового материала – художественные произведения «Драма на охоте» и «Хамелеон» А. П. Чехова.В работе использованы следующие методы: изучение научной литературы, осуществление сравнительного анализа.Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут послужить расширению и углублению научных представлений о синтаксической системе русского языка.Практическая значимость – применение проведенного исследования на практике. Глава 1. Присоединительные конструкции1.1. Понятие «присоединительная конструкция»В первую очередь необходимо рассмотреть понятия, которые понадобятся нам в работе. Итак, если речь идет о присоединительных конструкциях, важно учитывать, что они функционируют в предложении. «Предложение – одна из основных грамматических категорий синтаксиса, противопоставленная в его системе слову (и словоформе) и словосочетанию по формам, значениям и функциям (назначениям)».Итак, из определения следует, что предложением, как одной из языковых единиц, занимается раздел «синтаксис». Определяя предложение как интонационно и грамматически оформленную единицу речи (общения, коммуникации), которая служит средством формирования и выражения мысли, Г. И. Кустова утверждает, что в синтаксической системе русского языка противопоставляются простое и сложное предложения. Г. И. Кустова отмечает, что в осложненном предложении кроме присловных связей и подчинительных отношений, существуют определенные типы синтаксических отношений: - сочинительные; - полупредикативные; - пояснительные; - уточняющие; - присоединительные.Таким образом, внутри каждого предложения существует большое количество разных видов связи, из которых присоединительная в данной работе является объектом исследования.Согласно известному русскому ученому В. В. Виоградову, «присоединительные конструкции – это такие конструкции, в которых фразы часто не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь присоединения».В научной работе В. В. Бабайцевой подробно рассмотрены сложносочиненные предложения с присоединительными союзами, которые служат для соединения определенных частей предложения. Исследовательница характеризует присоединительные отношения следующими утверждениями:1. Если в предложении имеется присоединительная связь, вторая предикативная часть служит дополнительной по отношению к первой.2. Устное и письменное обособление предложений с присоединительной связью немного отличается. Если говорить об устной речи – о присоединении помогает узнать интонация, при которой перед союзом голос понижается и ставится небольшая пауза. В письменной же речи присоединение обозначается точкой с запятой или тире.3) Есть случаи, когда к союзам с присоединительным значением прибавляются частицы, наречия, местоимения. Примерами могут служить: и вот, и притом, а потому, и вслед за тем, и другие.4) Сочинительные союзы в основном имеют определенное значение, но иногда при присоединении предложений они могут менять его.Для полноты исследования изучим больше научных работ.Исследователи М. Н. Кожина и Л. Р. Дускаева, изучая разговорную речь, отмечают, что в связи с неподготовленностью и ассоциативностью последней, в ней часто можно увидеть применение присоединительных конструкций, которые выражаются вводными словами и частицами (примерами могут служить: да и, а тут, разве что, мало того, кстати).Н. С. Валгина уточняет, что присоединительная синтаксическая связь отличается от сочинительной и подчинительной, так как при сочинении части предложения равноправны, а при подчинении они зависимые. Если рассматривать синтаксические связи между основной и присоединенной частями, то становится понятно: сначала в сознании закрепляется основная мысль главного предложения, затем то, что несет в себе дополнительная информация. Отмечается, что присоединительные конструкции могут выделяться логически, так как между ними и главными высказываниями существует интонационный и синтаксический разрывы.Обратимся теперь к работам лингвиста Е.С. Скобликовой, которая определяет роль присоединительных конструкций: «вводить те или иные дополнительные детали сообщения». Для того, что ввести новую информацию, присоединить ее к основной части предложения, используют специальные союзы, слова и сочетания слов. Примерами могут служить: 1. (и) притом, (и) причем, при этом, к тому же, кроме того, тоже, также, а также, да и, (и) только, (и) даже (и); 2. другие сочинительные союзы, служащие для присоединения. Лингвист Данилевская изучает присоединительные конструкции через понятие «присоединительные отношения» и характеризует их «связью, основанной на семантике дополнительной информации, ощущений, мнений, размышлений, возникающих ассоциативно, всегда после выражения основной мысли». Примерами могут служить следующие предложения:Когда они вышли от Даши, они ничего не сказали друг другу, да и нечего было сказать.Говорили мы долго, притом тихо.Никаких животных, даже кошки или собаки, в его хозяйстве не было.Не хотелось никуда идти, тем более в дождь.При этом отмечается, что присоединительные конструкции существуют только в рамках предложений. Они не могут быть рассмотрены в словосочетаниях. Присоединительные конструкции характеризуются тем, что могут сделать высказывание осложненным предложением, добавив смысловую нагрузку дополнительной информацией. Итак, на основе рассмотренной выше информации можно сделать вывод, что присоединительные конструкции – это такие синтаксические связи или отношения, в которых участвуют две части – основная и дополнительная. При этом в основной части высказывания содержится главный смысл, а в добавленной – дополнительная информация, раскрывающая первую часть. 1.2. Структура присоединительных конструкцийВыше было подробно рассмотрено понятие «присоединительные конструкции», которое, как выяснилось, относится к дополнительной, уточняющей части осложненного предложения. Теперь необходимо рассмотреть структурные особенности присоединительных конструкций. В данном случае речь пойдет о том, как эти конструкции обособляются в письменной речи. Рассмотрим способы их выделения. Подробно об этом говорит Д. Э. Розенталь. Изучим его работу. С учетом пунктуации лингвист считает важными следующие аспекты: 1. Присоединительные части высказываний, которые служат в качестве дополнительной информации, находящиеся в середине либо в конце высказывания, чаще всего обособляются запятыми (также в качестве пунктуационных знаков могут выступать тире, точка, многоточие). Приведем примеры слов, при помощи которых возможно присоединение дополнительной информации: даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и притом, причем, и, да, да и, да и вообще, да и только, и другие. Примеры предложений:Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику.Раздались крики разносчиков, продающих всякие, даже русские, журналы.Карл Иваныч большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил им своё зрение.Присоединительные части предложения не всегда выделяются с двух сторон запятыми. Иногда достаточно одной запятой, которая бы отделяла главную часть предложения от добавочной. Примером может быть предложение:Поздно теперь, да и не к чему возвращаться к этому вопросу.2. Присоединительные части предложения могут присоединяться к главной части без запятых, с использованием других пунктуационных знаков, например, «тире»:Видел я на днях «Крокодиловы слёзы» – бездарнейшая пятиактная белиберда.Я опять промолчал, должно быть от изумления.3. Перед присоединительной конструкцией могут находиться следующие знаки препинания:- запятая:Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо.- тире:Дело мы делаем великое и сделали уже немало, а недостатки есть – и серьёзные.- точка:Я совсем замёрзла. У меня замёрзли ноги. - многоточие:Страшно признаться, но я хочу, чтоб этот человек знал, что она мне как песня… И, должно быть, последняя.Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что присоединительные конструкции могут присоединяться к главной части высказывания, содержащей дополнительную информацию, при помощи различных знаков пунктуации: запятая, тире, многоточие, точка.Для полноты исследования рассмотрим еще одну работу, посвященную данной теме, принадлежащую Н. С. Валгиной. Ее описание структуры присоединительных конструкций находим более полным. Итак, лингвист рассматривает союзные и бессоюзные присоединительные конструкции. Остановимся подробнее на каждой из них.1. Союзные присоединительные конструкции.Присоединительные союзы и союзные сочетания делятся на:- союзы: да и, но и, и то, а то, и не только...но и; - подчинительные союзы: и как, как и, и чтобы; - наречия, частицы: и потому, а потому, и оттого, и притом, и затем, а поэтому, и вот, да еще. Пример:У подножия горы стоял небольшой дощатый барак и рядом — маленькая, наскоро сколоченная хибарка. Но и толькоЧаще всего в присоединении участвуют сочинительные союзы: и, да, но, или, а, тоже, ни...ни, то...то. Рассмотрим их функционирование на основе присоединения различных частей речи:- подлежащее:А теперь в нем появилась какая-то угловатость, резкость... И непреклонность.- сказуемое:Ждали малоснежную зиму. И не угадали.- дополнение:Выбросьте процесс. Или роман.- обстоятельство:Конечно, приятно вернуться в город, где каждая улица, каждый камень знакомы тебе с детства. Но не в роли директора.- определение:Чей-то голос далекий возник. То глухой, то протяжный и низкий, то внезапно похожий на крик.2. Бессоюзные присоединительные конструкции.- если присоединительные части служат в качестве членов, однородных тем, что находятся в основном высказывании. Примером может быть:Я бы тогда пошел к вам в сотрудники. Мы бы не теряли время на превращение березы в ольху. Озимой пшеницы в яровую. Овса в овсюг. Потому что знали бы, что возможно, а что – нет. - присоединительные конструкции уточняют или поясняют. Они могут конкретизировать значение как главных, так и второстепенных членов основной части предложения. Пример:А пока я успею съездить к себе в деревню. К матери и отцу.- если присоединительные части высказывания служат для распространения основной части, они могут выполнять только роль второстепенных членов предложения. Приведем пример: Сидела еще дама. Миловидная, очен аккуратно одетая, строгая.Е. В. Севрюгина рассматривает грамматическое (при помощи союзов, слов-маркеров) и пунктуационное (посредством пунктуационных знаков) выражение присоединительных конструкций. Итак, на основе рассмотренных выше работ ученых и исследователей можно сделать вывод, что структура присоединительных конструкций зависит от того, какой смысл в них заложен автором высказывания. При этом с точки зрения пунктуации возможно использование не только союзов, но также разных знаков для присоединения придаточной части к основному высказыванию. 1.3. Функционирование присоединительных конструкцийИ. Б. Голуб считает, что присоединительные конструкции могут выполнять стилистическую функцию в предложении. Например, они передают эмоциональную напряженность в речи, при этом фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь присоединения. Примером могут служить предложения:«И особенный запах. И лицо. И не сразу понятная гордость».«Особенно если это президент. Тем более президент России».Как видно, присоединение происходит за счет соединительного союза «и» и частицы «тем более», служащей для придания смыслового оттенка определенному высказыванию (в данном случае присоединенному).Ссылаясь на Н. С. Валгину, И. Б. Голуб отмечает, что рассмотренные выше присоединительные конструкции являются «синтаксически несамостоятельными отрезками текста, но предельно самостоятельными интонационно, оторванными от породившего их предложения, приобретают большую выразительность, становятся эмоционально насыщенными и яркими».Приведем еще примеры стилистического использования присоединительных конструкций по И. Б. Голуб:«Вот я и в Быковке. Один». «На дворе осень. Поздняя».Из приведенных выше примеров становится понятно, что стилистический эффект достигается при помощи слов, которые составляют отдельные, дополнительные предложения.  Исследовательница Е. С. Скобликова не только характеризует общее значение сложно-подчиненных предложений с присоединительной конструкцией, связанное с выражением «дополнительных сведений по поводу ситуации, выражаемой в главном предложении», но также выделяет частные семантические группы подобных предложений. Согласно исследовательнице, придаточные предложения, выступающие в качестве присоединительных конструкций, могут выражать: - значение обусловленности; - временную последовательность; - эмоциональную реакцию на событие, о котором говорится в главной части; - указание на повторный характер информации, содержащейся в главной части; - ту или иную оценку ситуации, передаваемой в содержании главного предложения.Н. С. Валгина считает, что присоединительная конструкция может обозначать причину, обоснование того факта, о котором сообщается в основном высказывании, нести другую дополнительную информацию. Отмечается, что бессоюзные присоединительные конструкции, используемые после длительной паузы, с точки зрения выполнения определенной функции можно классифицировать на четыре группы: 1) те, что применяются в качестве членов предложения, являющихся однородными с теми, которые находятся в основной части; 2) те, что служат для уточнения или пояснения лексических единиц основной части предложения;3) те, что содержат один из членов основного высказывания с дополнительной характеристикой;4) те конструкции, которые распространяющие главную часть предложения.Итак, помимо стилистической функции присоединительные предложения могут выполнять и другие – в том числе, уточнять, пояснять, расширять значение основной части, в которой заложен главный смысл всего высказывания. Выводы по Главе 1В первой главе изучено понятие «присоединительные конструкции», которые характеризуются тем, что члены высказывания содержат в себе пояснение, уточнение, расширение значения основной части всего предложения.По структуре присоединительные конструкции могут присоединяться к смысловой части предложения при помощи союзов, союзных слов или пунктуационных знаков. С учетом вышесказанного выделяют две группы присоединительных конструкций:- союзные;- бессоюзные.Наряду с функциями уточнения, пояснения присоединительные части высказывания служат для создания стилистического эффекта. Следует отметить, что ученые схожи во мнении разделять присоединительные конструкции на разные виды, при этом названия у каждого могут отличаться. Глава 2. Функционирование присоединительных конструкций в художественных произведениях2.1. Анализ «Драмы на охоте» А. П. ЧеховаВ данном параграфе проанализируем художественное произведение А. П. Чехова «Драма на охоте». Рассмотрим, какие присоединительные конструкции использованы в художественном тексте.Обратим внимание на следующее предложение:«Ехать было невозможно да и, пожалуй, незачем: следы преступления, как-то: кровяные пятна, человеческие следы и проч., вероятно, были за ночь размыты дождем». Итак, в приведенном выше предложении присоединительной конструкцией является вторая часть осложненного предложения «да и, пожалуй, незачем следы преступления, как-то: кровяные пятна, человеческие следы и проч., вероятно, были за ночь размыты дождем», которая присоединяется к главной части при помощи соединительного союза «да».Рассмотрим следующий отрывок из произведения:«Это более чем странное, неопределенное положение в чужом доме, где лежала покойница, безызвестность относительно часа выезда и сырая, унылая погода — всё это вогнало бедных цыган и цыганок в такую тоску, что они за одну ночь похудели и побледнели».В данном случае главное и добавочное предложения соединены при помощи тире, причем после тире идет дополнительная информация. Функция присоединительного высказывания здесь снова дополнить, уточнить первую часть осложненного предложения.Проведем анализ другого предложения:«Впоследствии за их приезд было им заплачено, но никто не заплатил им за нравственные муки, которые претерпели они в графских хоромах...»В приведенном выше предложении при помощи соединительного союза «но» главное предложение дополняется новой информацией, в которой нет смысла по отношению к первой, основной части, присоединительная конструкция как бы существует сама по себе, имея свою смысловую нагрузку. Следующее предложение:«В ее сундуках я нашел пропасть всякого старушечьего хлама, но, перебрав все поношенные чепцы и перештопанные чулки, я не нашел ни денег, ни драгоценных вещей, которые старуха воровала у графа и его гостей...»Итак, в данном случае главным высказыванием является Рассмотрим еще одно предложение:«Длинен он, да и забыл я его...»В приведенном выше предложении присоединительная часть расширяет имеющееся значение, дополняет его. Структурно присоединительную конструкцию можно назвать союзной, так как между ней и основной частью высказывания имеется соединительный союз «да».Проведем анализ следующего высказывания:«Прежде всего я описал, в каком положении я застал Ольгу, и во всех подробностях изложил приведенный мною допрос ее».В предложении выше можно выделить основное высказывание, выражающееся словами «Прежде всего я описал, в каком положении я застал Ольгу». Можно сказать, что это логически завершенное высказывание, не подразумевающее продолжения. Но при помощи союза «и» автор присоединяет уточняющую часть. Обратим внимание на предложение:«Она не хотела, чтоб убийца понес кару, и это неминуемо наводит на предположение, что преступник был для нее дорог и близок».Итак, в предложении основная мысль заключена в высказывании «Она не хотела, чтоб убийца понес кару», а при помощи соединительного союза «и» добавляется новая информация, выраженная текстом «это неминуемо наводит на предположение, что преступник был для нее дорог и близок». Таким образом, второе высказывание, а именно – присоединительная конструкция, является объяснением того, о чем говорится в первой, основной части. Рассмотрим еще одно высказывание:«Кровотечение было сильное, и удивительно, как это Ольга не умерла на месте».Итак, в высказывании есть основное предложение и придаточная часть, выраженная присоединительной конструкцией. Между предложениями есть связь в виде союза «и». Автор использует присоединительную конструкцию с целью сделать предложение распространенным, осложненным дополнительной частью. Известно, что художественный текст не должен быть лаконичным. Проанализируем следующий отрывок из художественного текста:«он мог быть также сделан при жизни: Ольга, не любившая заниматься починками и не зная, кому отдать починить юбку, могла прятать этот разрыв под казакином».В приведенном выше предложении на этот раз присоединительной «цепочкой» основного высказывания с дополнительной информацией является двоеточие, а не союз. Присоединительная конструкция «Ольга, не любившая заниматься починками и не зная, кому отдать починить юбку, могла прятать этот разрыв под казакином» служит объяснением для первой части. На основе проведенного анализа присоединительных конструкций в художественном произведении «Драма на охоте» можно сделать вывод, что в процессе присоединения создаются союзные и бессоюзные присоединительные конструкции. При этом бессоюзные могут соединяться с основным высказыванием при помощи следующих знаков:- союзы;- тире.В тексте автор использует присоединительные конструкции как с целью создать стилистический эффект, так и для того, чтобы уточнить, расширить основную часть высказывания. 2.2. Анализ «Хамелеона» А. П. ЧеховаВ данном параграфе необходимо рассмотреть функционирование присоединительных конструкций на основе художественного произведения «Хамелеон» А. П. Чехова.Итак, рассмотрим следующий отрывок из произведения:«За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души...»На основе рассмотренного выше текста можно сказать, что присоединительные конструкции обособляются от основного высказывания при помощи многоточия. Присоединение в данном случае несет стилистический эффект, так как цель автора – придать таинственность описываемым событиям. Обратим внимание на следующее предложение:«Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих».Дополнительная информация в приведенном выше тексте выражена при помощи нового предложения, которое обособлено от основной части, несущей смысл, точкой с запятой. Присоединительная часть имеет функцию – уточнение, приведение дополнительной информации. Рассмотрим еще один отрывок из «Хамелеона», где есть присоединительная конструкция:«Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака».В данном случае присоединительная конструкция поясняет первую часть предложения, являющуюся основной, при этом между основной и дополнительной информацией стоит двоеточие, что также допустимо в присоединении. Рассмотрим следующее высказывание:«Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!»Видно, что первой частью, несущей в себе смысл, является высказывание «Слышен вторично собачий визг и крик», а присоединительной конструкцией является «Не пущай!» На самом деле, присоединительная часть является таковой, поскольку содержит добавочную информацию, отвечающую на вопрос «Что кричит?» - именно этот вопрос создается на основе первого высказывания. Присоединение происходит за счет двоеточия.Проанализируем еще предложение, где «связующим звеном» между основной и дополнительной частями является также двоеточие:«На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы».В представленном выше тексте присоединительная конструкция – «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы». Ее функция в данном случае - пояснение того, что описывается в основной части высказывания.Проведем еще анализ:«В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине».В данном случае основное высказывание и присоединительная конструкция соединены при помощи пунктуационного знака «тире». Если в первом предложении говорится о «каком-то» виновнике скандала, и не называется имя или другие опознавательные характеристики, то после тире становится понятно, о ком идет речь – о щенке, причем дается дополнительное его описание: белый, с острой мордой и желтым пятном на спине.Рассмотрим следующее высказывание:«Иду я, ваше благородие, никого не трогаю...— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну...»Итак, в приведенном выше тексте важен контекст, чтобы понять роль присоединительной конструкции «Работа у меня мелкая», которая присоединена при помощи многоточия. Персонаж использует эту дополнительную информацию для того, чтобы вызвать к себе жалость и сострадание. Таким образом, можно судить о стилистическом эффекте присоединительной части. Также в приведенном выше тексте есть еще одна присоединительная часть, выраженная высказыванием «я этим пальцем, может, неделю не пошевельну». Все дело в том, что последнее является объяснением того, что стоит перед ним. То есть, персонаж произведения поясняет, почему ему надо заплатить. Рассмотрим следующий отрывок:«Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная...»Здесь можно выделить две присоединительные конструкции, которые выражены отдельными предложениями «Немедля» и «Она наверное бешеная». Обе эти конструкции относятся к основной части высказывания, несущей основной смысл, а именно – к предложению «А собаку истребить надо». Первая конструкция объясняет, как скоро необходимо выполнить поручение, а вторая – почему. Рассмотрим еще один отрывок из художественного текста, где также есть не одна присоединительная конструкция:«Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?»Итак, в данном случае можно выделить такие присоединительные части, как «Ужас как жарко!» - имена эта часть дает понять, почему один из персонажей «Хамелеона» просит другого помочь снять пальто. При этом между основным высказыванием и дополнительным присутствует многоточие, которое служит «соединяющим звеном». Также в тексте присоединительная конструкция «как она могла тебя укусить?» поясняет предложение «Одного только я не понимаю». Соединение выполнено посредством двоеточия. На основе рассмотренных и проанализированных примеров использования присоединительных конструкций в художественном тексте «Хамелеон» можно сделать вывод, что интересующие нас части предложений использованы в качестве стилистического приема или с целью выразить определенные синтаксические связи между членами предложения. Функции присоединительных конструкций с точки зрения синтаксиса – пояснение, уточнение, добавление дополнительной информации. Отметим, какие пунктуационные знаки использовались в приведенных примерах для присоединения:- многоточие;- двоеточие;- тире;- точка.Выводы по Главе 2Во второй части нашего исследования на основе художественных текстов произведений русского писателя А. П. Чехова, «Хамелеон» и «Драма на охоте», были выявлены следующие особенности функционирования присоединительных конструкций в художественном тексте:1. Помимо синтаксических функций, которыми являются уточнение, пояснение, объяснение, присоединительные части обладают стилистическим эффектом. И это неудивительно, ведь речь идет о художественном тексте.2. Для присоединения используются бессоюзные и союзные знаки.ЗаключениеПрисоединительные конструкции, являясь синтаксической единицей современного русского языка, функционируют как в разговорном, так и в письменном виде текста. Объясняется это тем, что говорящий или пишущий акцентирует внимание на определенную часть своего высказывания. Это возможно при помощи интонации, паузы в разговорном языке и пунктуационных знаков в письменном. При этом в центре внимания может оказаться как главная часть высказывания, в которой содержится основной смысл, так и присоединительная, в которой автор сообщает дополнительную, расширяющую информацию.В ходе изучения теоретических материалов было выявлено, что в отношении структуры присоединительные конструкции могут быть: - союзными, или - бессоюзными. Союзные присоединительные конструкции присоединяются к основной части высказывания главным образом при помощи следующих союзов:- соединительные;- противительные;- союзные слова.В таком случае перед союзом дополнительно может находиться пунктуационный знак, чаще всего – запятая. Бессоюзные присоединительные конструкции могут иметь связь с главным высказыванием через следующие пунктуационные знаки:- тире;- многоточие;- двоеточие;- точка.Что касается функций, которые ученые приписывают присоединительным конструкциям, были выявлены следующие их виды:- стилистическая;- пояснение;- уточнение;- объяснение.В процессе анализа художественных произведений все вышеуказанные функции были найдены и проанализированы. Стоит отметить, что несмотря на тот факт, что анализу были подвержены отрывки художественного текста, стилистический эффект не так применим к присоединительным конструкциям, как их использования как синтаксических единиц. Структурно в произведениях «Хамелеон» и «Драма на охоте» используются и бессоюзные и союзные присоединительные конструкции.Список литературы1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1990. 168 с.2. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://bigenc.ru/linguistics/text/3175163 (дата обращения: 10.01.2022).3. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/Н.С. Валгина. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003. – 416 с.4. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / Под. ред. Г. А. Золотовой. – 4-е изд. – М.: Рус. яз., 2001. – 720 с.5. Данилевская Н. В. Современный русский язык. Синтаксис [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Н. В. Данилевская; Пермский госу-дарственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – 98 с.6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: [электронный ресурс] учебник/ М.н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.а. Салимовский. – 4-е изд., стереотип. – М.: ФлИнта: наука, 2008. – 464 с.7. Кустова Г. И. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г. И. Кустова, К.И.Мишина, В.А.Федосеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.8. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 448 с.9. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. Изд. 3-е., испр. и доп. Учеб. пособие для вузов. М., «Высш. школа», 1974. – 352 с.10. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rosental-book.ru/ (дата обращения: 28.12.2021).11. Севрюгина Е. В. Способы грамматического и пунктуационного выражения присоединительной связи [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-grammaticheskogo-i-punktuatsionnogo-vyrazheniya-prisoedinitelnoy-svyazi (дата обращения: 15.01.2022).12. Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс) / Е. С. Скобликова. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 264 с.13. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/ В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1987. – 256 с.14. Чехов А. П. Драма на охоте [Электронный ресурс]. – URL: http://chehov-lit.ru/chehov/text/drama-na-ohote/drama-na-ohote-9.htm (дата обращения: 28.12.2021).15. Чехов А. П. Хамелеон [Электронный ресурс]. – URL: https://ilibrary.ru/text/463/p.1/index.html (дата обращения: 28.01.2022).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.