это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3796437
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеФормирование эстетической направленности является важной составляющей всестороннего развития личности ребёнка. Поэтому формирование эстетических представлений подрастающего поколения рекомендуют начинать с самого раннего возраста. Современная образовательная организация решает задачи формирования эстетически развитой личности, однако, акцент на развитие мыслительные процессов воспитанников всё больше привлекает родителей и дошкольников для занятий творчеством в учреждения дополнительного образования. Вместе с тем, декоративно-прикладное искусство является основой патриотического воспитания молодого поколения. На сегодняшний день предметы народного декоративно-прикладного искусства, как и традиционная народная одежда, вышли из обихода, почти утеряны как семейные ценности, что приводит к постепенному угасанию интереса людей к корням собственной культуры. Таким образом, проблема популяризации народного творчества является актуальной воспитательной задачей современной педагогики. Формирование эстетических представлений деликатный и сложный процесс. Это отмечают многие педагоги и психологи. В процессе воспитания эстетические представления, идеалы могут меняться, под влиянием окружения детей и взрослых, искусства. Первые познание и формирование эстетических идеалов происходит посредством изучения мультфильмов и литературы, а позже и внеурочная деятельность ребенка.Эстетические представления дошкольников невозможно сформировать без комплексной работы родителей, воспитателей. Исследования ученых подтверждают мнение о том, что успех педагогической деятельности зависит от «психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка, формы и организации учебно-воспитательного процесса, лимита учебного времени, материальной базы, уровня подготовленности обучаемых, а также от выбора методов обучения». Проблема формирования эстетических представлений лошкольников в системе дополнительного образования приобретает особую значимость и требует более полной теоретической и практической разработанности. Исследованиями по изучению эстетических представлений детей занимались такие выдающиеся педагоги прошлого как Коменский Я.А., Макаренко А.С., Сухомлинский А.В., Ушинского К.Д., Шацкого С.Т.. Изучением этого вопроса занимались также Киященко Н.И., Лернер И.Я, Липский В.Н., Лихачев Д.Б., Неменский Б.М., Сластенин В.А., Харламов И.Ф., Щукина Г.И.. Научное обоснование рассматриваемой нами проблемы сформулировали такие ведущие ученые в области психологии как Ананьев Б.Г., Выготский Л.C., Кузин В.С., Леонтьев Д.А., Лук А.Н., Маслоу А., Матюшкин А.М., Подласый И.П., Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л.. Проблема исследования. Несмотря на наличие в системе дополнительного образования дошкольников секций художественно-эстетической направленности, база методического материала, содержащая современные виды материалов, технологические приёмы и педагогические методы выполнения предметов декоративно-прикладного искусства, не всегда достаточно полная и содержательная. Цель исследования – формирование эстетических представлений дошкольников в системе дополнительного образования. Объект исследования эстетические представления дошкольников и способы их формирования в системе дополнительного образования. Предмет исследования условия и методы формирования эстетических представлений дошкольников в системе дополнительного образования в процессе изучения русского народного костюма. Гипотеза исследования. Уровень эстетических представлений учащихся в системе дополнительного образования повыситься, если будет: определены условия формирования эстетических представлений с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников; найдены оптимальные методы воздействия для формирования эстетических представлений дошкольников, использоваться в большом количестве иллюстративные и демонстрационные материалы; разработана экспериментальная программа по изучению русского народного костюма, направленная на формирование эстетических представлений детей дошкольного возраста. Задачи исследования были определены вследствие поставленной цели и гипотезы исследования: 1) проанализировать психолого-педагогические и методические условий формирования эстетических представлений воспитанников в системе дополнительного образования; 2) выявить методики формирования эстетических представлений дошкольников в системе дополнительного образования средствами изучения русского народного костюма; 3) определить педагогические условия, эффективно способствующие формированию эстетических представлений дошкольников; 4) определить критерии сформированности эстетических представлений дошкольников; 5) разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на формирование эстетических представлений дошкольников младшего школьного возраста средствами изучения русского народного костюма, а также подвести итоги экспериментальной деятельности. Теретико-методологическими основами исследования явились труды ученых по вопросам педагогики, психологии, эстетического воспитания детей, методике преподавания декоративно-прикладного и изобразительного искусства, а также труды исследователей, занимавшихся изучением и популяризацией русского народного творчества. Основными методами исследования являются: анализ теоретических источников по вопросам педагогики и психологии, действующих учебных программ по декоративно-прикладному искусству; изучение практического опыта педагогов в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства; анкетирование, анализ процесса выполнения творческой работы и ее результатов, педагогическое наблюдение, проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента; анализ и регистрация полученных данных в ходе эксперимента, с целью составления статистики. Структура работы содержит введение, две главы текста и выводы по ним, заключение, список литературы, приложение. 1. Научно-теоретические основы формирования эстетических представлений дошкольников1.1 Культурное наследие как средство формирования эстетических представлений Гуманизация образования, возрождения общества в духовно-нравственном аспекте невозможно без повышения роли эстетического воспитания в образовательной и воспитательной среде современного дошкольника. Для формирования творческих представлений детей особую важность имеют: национальное самосознание, социальная адаптация, готовность к творческой деятельности. Привлечение внимания дошкольников к национальным традициям, русской культуре и искусству, использование традиционной культуры в эстетическом воспитании в наши дни приобретает особую актуальность. Неотъемлемой частью эстетического воспитания и наиболее существенный фактор эмоционального воздействия на личность является искусство, в том числе декоративно-прикладное искусство и народное творчество. На протяжении веков каждый народ при помощи искусства создавал свой образ мира, содержащий в себе духовные и нравственные представления. Культура как нить связывает прошлое настоящее и бедующее народа, она подразумевает сохранение ранее полученного духовного опыта, коллективной памяти и способствует их развитию и приумножению. «Эта память запечатлевает любимые у каждого народа, повторяющиеся из века в век идеи и образцы, сквозные мотивы поведения и типы мышления, устойчивые комплексы представлений и переживаний, которые в совокупности создают общую, неисторическую топику, построенную на минимальном количестве культурных констант» [13]. В современной системе образования необходимо целенаправленное и систематическое приобщение детей к декоративно-прикладному и народному творчеству с раннего возраста. Изучение декоративно-прикладного искусства и русского народного костюма поможет в формировании эстетических представлений, приобщении детей к ручному труду, воспитанию патриотизма и нравственных ценностей. Воспитание в детях патриотизма к своей Родине одна из сложных и важных задач в педагогике. Невозможно представить воспитание образованной, творческой, нравственной, патриотической личности без участия культурного и духовного наследия родной страны. Декоративно-прикладное искусство способствует прививанию любви к истории, родной природе, Родине и ускорению процессов формирования личности. Оно собрало всевозможные направления развития культуры и искусства на территории нашей страны, которые не просто украшали быт предков, но и были наполнены глубоким духовным смыслом [11]. Включение в систему дополнительного образования народного, декоративно-прикладного искусства с характерной символикой и традициями помогут в выполнении одной из важных задач художественной педагогики – эстетическом и духовном развитии детей. Однако данное направление искусства зачастую не входит эстетические интересы современных детей. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством должно начинаться с формирования восприятия его как культурно-художественной ценности, исторического наследия, памятника искусства. Богатая воспитательно-познавательная функция русского народного костюма раскрывает духовный облик, гармонию жизни, мировоззрение народа, что хорошо влияет на формирование внутреннего мира подрастающего поколения. Русский народный костюм объединяет в себе информацию о культуре, ментальности народа, отношение к жизни, нравственные принципы его можно рассматривать как художественное произведение, источник художественного развития и формирования личности. Весомую часть народного декоративно-прикладного творчества занимает народный костюм. Это направление в искусстве сохраняет в себе память поколений, связь времен, традиционное мировоззрение. Народное искусство должно участвовать в процессе эстетического воспитания, в развитии личности детей, так как обладает большими развивающими, воспитательными и познавательными возможностями. В результате систематического приобщения детей к традиционному народному искусству, будут совершенствоваться их морально-нравственные качества, эстетические представления, складываться понятие «богатство национальной культуры». Знакомство с народным искусством может начинаться с народного костюма как одной из важнейших составляющих материальной и духовной культуры русского народа. Внедрение программ в систему дополнительного образования, связанных с изучением декоративно-прикладного искусства и его части – русского народного костюма, может начинаться с самого раннего возраста. Изучения народного костюма поможет узнать о декоративно-прикладном искусстве, погрузиться в прошлое, узнать историю и традиции народа, методы воспитания, принципы жизни, которые сформировали представление о прекрасном у наших предков. Изучение декоративно-прикладного искусства, кроме приобретения художественно-творческой зрелости и эстетических представлений, способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.1.2 Психология формирования эстетических представлений дошкольников Психология формирования эстетических представлений детей построена на многовековом опыте воспитания. В каждой стране есть разнообразные уникальные традиции по воспитанию и развитию личности, но единой целью является воспитание более развитого поколения в сравнении с предыдущим, которое сохранит приобретенный опыт и приумножит его. Эстетические потребности относятся к базовым потребностям, однако знаний о них у человечества меньше чем о других потребностях. История человечества, научные исследования, этнографические данные свидетельствуют о необходимости эстетической стороны жизни человека. А. Маслоу отмечает, что необходимость в эстетических потребностях есть у каждого ребенка. На протяжении всей истории развития человечества, в любой культуре можно обнаружить свидетельства существования эстетических потребностей [16]. Формирование эстетических представлений дошкольников – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественный вкус, чувство прекрасного, любовь к искусству, умение наслаждаться им и понимать, способности к самостоятельному творчеству. Система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие в эстетическом, духовно-нравственном и интеллектуальном плане. Важно отметить тот факт, что формирование эстетических представлений детей дошкольного возраста происходит в процессе их непосредственного участии в творческой деятельности. В зависимости от возраста ребенка, степени его подготовки и стремлений усложняются и методы эстетического воспитания. Психологический подход к формированию эстетических представлений – это формирование эстетического сознания учащихся [14]. Эстетическое сознание подразделяется на ряд категорий, которые отражают сущность эстетического воспитания и позволяют судить об уровне эстетического развития человека. Большинство психологов выделяют следующие категории: эстетическое воспитание, эстетический вкус, эстетическая оценка, эстетический идеал. Эстетическое восприятие определяют, как способность человека выявить свойства, качества в окружающей действительности и искусстве, пробуждающие эстетические чувства. Для этого необходимо развивать в ребенке способности тонкого различия формы, цвета, композиции и другие особенности эмоционально-чувственной сферы. Эстетическое отношение к миру нажинается с развития культуры восприятия. Глубоко воспринятые человеком эстетические явления в действительности и искусстве способны порождать богатый эмоциональный отклик. В дошкольном возрасте он только начинает формироваться. Эстетическая информация служит основой будущего вкуса. Постепенно у учащегося формируется и развивается комплекс представлений, характеризующих личные симпатии и предпочтения [16]. Дошкольному возрасту характерно хорошо развитое непроизвольное внимание. Внимание детей привлекает все новое, неизведанное, яркое. Учебная деятельность у детей дошкольного возраста становится ведущей, в рамках воспитательной деятельности закладывается фундамент, который будет обеспечивать полноценное развитие на следующих возрастных этапах. В это период формируется нравственное поведение. Эстетическое воспитание осуществляется разными путями, это могут быть средства окружающей действительности и внутрисемейное воспитание в том числе, система воспитательно-образовательного процесса в школе и дополнительном образовании. Многие факторы в жизни ребенка имеют воспитательное значение, например, обстановка помещения, опрятность одежды, личные отношения и общение. Задача взрослых состоит в том, чтобы вовлечь ребенка в активное созидание и сохранение красоты. В процессе эстетического воспитания важно обращать внимание не только на содержание изучаемых ребенком предметов, но и на факторы, оказывающие влияние на эстетическое воспитание и формирование представлений. К таким факторам относится эстетизация среды, не малозначимая проблема рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Умение видеть и оценивать красоту природы и многообразие ее форм. Еще одним фактором эстетического развития личности ребёнка является эстетизация быта [21]. В процессе обучения необходимо закладывать основы понимания красоты, действительности и искусства, формировать эстетические представления. Эстетическое, творческое, художественное развитие детей, осуществляется не только в школе, но и в системе дополнительного образования. Благодаря добровольному выбору занятий по интересам, продолжается углубленное формирование эстетических представлений об окружающей среде, духовное обогащение, происходит организация свободного времени, регулирование влияния на детей средств массовой информации, современных субкультур. К системе дополнительного образования относятся дома и дворцы творчества, которые осуществляют образовательную деятельность. В них активно реализуются программы обучения художественной и естественнонаучной направленности, представлен широкий спектр кружков и секций, связанных с эстетическим воспитанием. Основной задачей такого вида деятельности является дать знания и привить любовь к искусству, научить его понимать, развивать художественные способности, вкус. Главной задачей является формирование культурных потребностей, духовное обогащение, развитие творческих активности, эстетического восприятия обучаемых. Не менее значимый фактор в эстетическом воспитании, эстетика поведения и облика ребенка. В этом вопросе непосредственное влияние имеет сама личность педагога. Включая в культуру поведения и общения взрослых и детей, общение детского коллектива. Эстетически воспитывает: окружающая действительность и отношение к ней. Благополучная атмосфера и эмоциональное состояние, чувство защищенности на занятиях стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, способствует поддержанию благотворной атмосферы, способствует развитию творческого потенциала учащихся. Через совокупность разнообразных отношений осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка. Одним из важнейших источников эмоционального опыта ребенка являются внутрисемейные отношения. Значение семьи в формирующем и развивающем плане неоценимо. Однако в современном обществе не все семьи уделяют должное внимание эстетически-творческому развитию ребенка. Педагогу необходимо объяснить родителям всю важность эстетического образования [10].1.3 Педагогические методы формирования эстетических представлений дошкольного возраста В современном обществе проблема эстетического воспитания, развития личности и формирование эстетических представлений – одна из важнейших задач стоящих перед системой образования. Эстетическое воспитание может не ограничиваться только созерцательной задачей, а может быть направленно также на формирование способностей и желания созидательной деятельности. Художественно-творческие занятия детей способствуют развитию мышления, воображения, организованности. Для возникновения склонности, интереса к предметам искусства необходимо заложить минимальные эстетические знания и впечатления из области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. При правильном подборе закладываемых знаний будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. На основе перечисленного в дальнейшем у детей будет развиваться способность анализировать и оценивать предметы искусства и наслаждаться от общения с ними. Для всестороннего развития личности необходимо формирование творческих способностей, стремление к созидательной деятельности. Главная задача заключается в формировании и развитие таких качеств ребенка, которые превратят его в активного созидателя способного преобразовывать мир по законам красоты. Кроме воздействия средств окружающей среды, важным путем эстетического воспитания является воспитательные и образовательные процессы в системе дополнительного образования. Творческие занятия дошкольников способствуют творческому развитию личности, удовлетворяют потребности в общении и самопроявлении. Педагогические методы формирования творческих представлений учащихся опираются на приемы психологии. Психология объясняет множество особенностей связанных с формированием эстетических представлений в разные возрастные периоды у детей. В данном разделе рассматриваются наиболее эффективные на наш взгляд педагогические методы, способствующие эстетическому воспитанию детей на занятиях в системе дополнительного образования. Педагогу важно подобрать подходящие методы, исходя из поставленных целей, задач и четкого понимания того что он хочет сформировать у учащихся. Во время формирования эстетических представлений стоит обратить внимание на активные педагогические методы. В наши дни существует десятки классификаций методов обучения. Из всех классификаций существуют основные группы, такие как: традиционные методы, которые берут свое начало из древних философских и педагогических систем. К классическим методам относят: наглядный, практический, работа с книгой, словесный, видеометод. Следующая классификация методов, по характеру познавательной деятельности разработанная педагогами Лернером И.Я. и Скаткиным М.Н. Эти методы способствуют самостоятельной познавательной деятельности воспитанников, работая по определенной схеме обучения. К данной классификации относят следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский. Сущностью объяснительно-иллюстративного и репродуктивного метода является то, что знания передаются дошкольнику уже в «готовом» виде [4]. Метод проблемного изложения является своего рода переходом от восприятия «готовой» информации к творческой деятельности. Когда ученики еще не в силах самостоятельно искать информацию, решать проблемы и задачи, педагог показывает ходы исследования проблемы и ее решения. Сущность частично поискового (эвристического) метода заключается в том, что знания не преподносятся в «готовом» виде, их нужно добывать; педагог организует поиск новых знания, используя разные средства; дошкольники под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают задачи и проблемные ситуации, учатся обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Следующий метод в классификации Лернера И.Я. и Скаткина М.Н. – исследовательский метод. Он заключается в следующем: педагог и дошкольники совместно формулируют проблему.Невозможно вообразить обучение детей декоративно-прикладному искусству без наглядного материала, иллюстраций и демонстрационного материала все это помогает ученикам создавать собственные изделий на основе увиденного материала. В современном образовании широко используются всевозможные компьютерные и мультимедийные технологии, они помогают составить более содержательное, запоминающееся представление о предмете изучения [12]. Одним из педагогических методов является иллюстрация. Целью иллюстрации является с помощью наглядного материала точного и ясного образа изучаемого явления. Ее главная задача это образное воссоздание формы, структуры явления для подтверждения теоретических знаний, создает богатую эмпирическую основу для аналитической и мыслительной деятельности детей. Иллюстрация применима во всех образовательных сферах, в том числе она необходима в процессе преподавания творческих предметов. Как иллюстрацию можно использовать различные предметы, например макеты, образцы, произведения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, фильмы, литературные произведения и многое другое. Развивающий эффект связан с активизацией мышления, анализаторов, процессом формирования представлений [24]. Метод демонстрации является неотъемлемой частью взаимодействия педагога с детьми. Этот метод обеспечивает восприятие сложных явлений во времени и пространстве, в момент действия. Таким образом, облегчается усвоение материала, создается чувственная основа познания. Художественно исполнительский метод предполагает совместную деятельность педагога и учеников по эмоциональному освоению эстетических вещей и свойств, выражение эстетического понимания и отношения к окружающей среде художественными средствами. Это незаменимый метод в изучении предметов декоративно-прикладного искусства. В результате художественного исполнительства активизируется творческое воображение, эстетическое чувство и воспитание, формируется эстетический вкус и иммунитет к безвкусице. С древности игровой метод использовали как способ передачи опыта от старшего поколения к младшему, этот метод широко применяют в народной педагогике и системе дополнительного образования. Характерной чертой дошкольного возраста является легкость вхождения в роль, непосредственность восприятия, дети легко вовлекаются в игровую деятельность. В данном методе педагог выступает в роли организатора и помощника, а также сам учувствует в общем действии. Важная роль в этом действии заключается в итоговом совместном анализе хода и результата игры и всего хода учебно-игрового взаимодействия [15]. Выводы по 1 главеВ первой главе нами были рассмотрены и проанализированы психолого-педагогические аспекты развития дошкольного возраста, а также значимость декоративно-прикладного искусства в сохранение и поддержании нравственных и культурных традиций, формировании эстетического восприятия молодого поколения. Формирование эстетических представлений детей необходимо начинать с самого раннего возраста и в наши дни большие возможности для этого предоставляют учреждения дополнительного образования. Задачей педагога является выявление эффективных методов обучения, способствующих развитию мотивации к творчеству и познанию. Изучение традиций декоративно-прикладного искусства, в частности русского народного костюма, может являться основой для формирования культурно-нравственной основы личности и её эстетических представлений. Для полноценного формирования эстетических представлений в процессе обучения необходимо учитывать психологические особенности возрастной группы и потребности детей. Характерными особенностями восприятия детей дошкольного возраста является наглядно-образное мышление, интерес к познанию окружающего мира, любопытство. Изучение и анализ педагогических методик формирования эстетических представлений учащихся дошкольного возраста привёл нас к заключению о необходимости применения активных методов обучения, стимулирующих потребность в познании и творческой деятельности, активность восприятия обучаемых. Таким образом, изучение психолого-педагогических аспектов развития дошкольного возраста показывает, что декоративно-прикладное искусство и русский народный костюм, как его весомая составляющая, обладают большими развивающими, познавательными и воспитательными возможностями. Необходимо систематическое приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, которое в процессе обучения будет способствовать воспитанию духовно богатой личности. 2. Экспериментальное исследование способов формирования эстетических представлений воспитанников в системе дополнительного образования2.1 Констатирующий эксперимент. Экспериментальная проверка уровня эстетических представлений дошкольного возраста Экспериментальная деятельность по формированию эстетических представлений дошкольников включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Экспериментальные исследования проходили на базе ГБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова» города Москвы и в ГБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах» города Москвы в 2016-2018 годах. Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента являлось определение уровня сформированности эстетических представлений детей дошкольного возраста. В ходе констатирующего эксперимента был подробно изучен и проанализирован опыт преподавания декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования, в частности опыт преподавания истории и традиций русского народного костюма. К сожалению, изучение русского народного искусства не имеет большой популярности среди педагогов дополнительного образования. Однако искусство создания авторской куклы в народном костюме вызывает интерес у дошкольников разных возрастов. В ходе проведения первого этапа эксперимента использовались методы анкетирования, наблюдения и беседы с обучаемыми. Для определения уровня знаний и умений в области декоративно-прикладной деятельности, а также сформированности эстетических представлений обучаемых были определены критерии оценки: 1) уровень знаний обучаемых в области традиций русского народного костюма и народной игрушки; 2) уровень знаний в области современной текстильной куклы и игрушки; 3) художественно-образное, композиционное и цветовое решение творческой работы; 4) владение практическими навыками работы с текстильными материалами; 5) самостоятельность творческой деятельности; 6) аккуратность выполнения творческого задания; 7) активность в процессе выполнения задания творческих заданий. Высокий уровень – знание видов и комплектации костюма русского народного костюма, традиционных материалов, методов декорирования костюма, видов традиционной и современной текстильной куклы и игрушки. Знание образного языка цвета и орнамента. Высокий уровень умений и навыков работы с текстильным материалом, аккуратность в работе. Самостоятельность суждений и творческой деятельности. Активность выполнение творческих заданий на всех этапах. Средний уровень – средние знания и представления в области русского народного костюма, традиционных материалов, методах декорирования, и, следовательно, невозможность представления о народных традициях и самостоятельном выполнении творческой работы. Общие знания о русской народной кукле и игрушке. Отсутствие умений и навыков выполнения декоративных изделий и работы с текстильными материалами, минимальная самостоятельность и аккуратность в работе. Низкий уровень – отсутствие знаний русского народного костюма, традиционных материалов, методов декорирования. Отсутствие каких-либо знаний в русской народной кукле и игрушке. Отсутствие умений и навыков выполнения декоративных изделий и работы с текстильными материалами. Слабый интерес к творческому изучению русского народного костюма. Безынициативное выполнение творческой работы, отсутствие аккуратности и самостоятельности. В ходе эксперимента были проанализированы публикации и труды ученых по изучаемой теме и подобранны наиболее подходящие методы обучения. Изучение и анализ уже имеющегося опыта преподавания русского народного костюма в системе дополнительного образования, помогло выявить наиболее эффективные методы обучения. Также, в ходе эксперимента, анализировались и заносились в таблицу результаты тестирования. Пройденные воспитанниками тесты помогли определить уровень знаний в области русского народного костюма и создания авторской куклы. Детям был предложен ряд теоретических вопросов по русскому народному костюму и народной кукле. В ходе теоретической и практической деятельности, были определены также основные проблемы, с которыми сталкиваются дошкольники. Констатирующий эксперимент проходил на базе дворца детского творчества ГБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи Неоткрытые острова» города Москвы и в ГБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах» города Москвы. В эксперименте участвовали дошкольники возрастной группы 5-6 лет. Цель данного этапа эксперимента заключалась в установлении общего уровня знаний обучаемых В тестирование участвовало 13 дошкольников в студии «Девичий теремок». Дошкольникам были предложены вопросы Теста №1 (Приложение). Таблица 1 Результаты тестированияВопросыКонстатирующий ответПравильный ответНеправильный ответВопрос 1310Вопрос 276Вопрос 3112Вопрос 476Вопрос 567Вопрос 658Вопрос 794Представленные вопросы ориентированы на определение общих знаний касающихся истории и технологии изготовления народной куклы. Вопросы направлены на выявление пробелов в знаниях этой области русского декоративно-прикладного искусства. Тестирование выявило недостаток знаний в области использования материалов в русском народном искусстве, минимальные знания в области русской традиционной куклы. В процессе посещения занятий и наблюдения за учащимися, было выявлено большое влияние современной культуры на эстетическое воспитание и восприятия искусства, а также низкий уровень знания традиционной русской культуры. Тест №2. Задачи следующего теста – определить уровень знаний детей в области искусства народной куклы и материалов для её изготовления. Исследовалась также способность учащихся отличать техники изготовления кукол, стилистику художественного образа куклы. Тест №3. Задача тестирования – определение наиболее эстетичной работы, по мнению ребенка. Перед дошкольниками стоит задача выбора наиболее выразительного объекта методом внимательного изучения изображений и общего анализа. Фотографии работ, которые будут считаться правильными должны отличаться особенно искусным мастерством исполнения, выразительностью образов и линий, оставляющих яркое впечатление в памяти ребенка. Ответы учащихся анализировались и заносились в таблицу 2. Таблица 2Результаты констатирующего этапа экспериментаФамилия имяТест №2Тест №3Выс. ур.Ср.ур.Низ.урВыс. ур.Ср.ур.Низ.урГБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах»Бражник Екатерина+Еремина Анна+Лебедева Елизавета++Клецковская Виктория++Менделевич Ульяна++Рыбакова Ксения++Рыбакова Маргарита++Гарифьянова Алина++Денисова КираКуприянова Анастасия+Жукова Анастасия+Чеснокова Люба+Суворова Алена++ГБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи Неоткрытые острова»Антонова Майя+Гуськова Мила++Сигуткина Наталья++Сигуткина МарияНорик МарияРамус Дарья++Боброва Анастасия++Сердюк АннаПолионова Виктория+Козлова Ульяна++Козлова Варвара+Хабурзания ЕлизаветаГашнеева ИринаПо итогам первого тестирования результаты показали в группе более половины неправильных ответов (58%). Анализ показал, дошкольники имеют поверхностные знания в области русского декоративно-прикладного искусства и народной куклы. При прохождении второго теста всего 15% справились с поставленной задачей. У большинства детей возникли проблемы с соотношением изображенных предметов одежды и их названием, а также с определением мужской и женской одежды. Из всей группы у 39% имеются поверхностные знания в области костюма, и примерное понимание его составляющих. Низкий уровень показали 46% детей из группы, что свидетельствует об отсутствии знаний в этой области и нежелании разбираться в этом вопросе. Дети открыто говорят о том, что у них нет желания и интереса изучать традиционное искусство. Прохождение третьего теста стало для детей наиболее сложным заданием, а именно оно должно было выявить уровень сформированности эстетических представлений обучающихся. По итогам тестирования 46% дошкольники показали плохие результаты, 31% показали средние результаты и только 23% обучаемых показали хороший результат. Подводя общие итоги тестирования, мы пришли к выводу, что дошкольники, которые учувствовали в тестирование, не могут чётко дать эстетическую оценку объектам. Не имеют представления обо всем богатстве русского народного костюма и народной куклы, в связи с отсутствием популярности этого направления искусства в современной жизни общества. Результаты подтвердили актуальность проблемы и необходимость разработки учебной программы «Изучение русского народного костюма и куклы», способствующей формированию эстетических представлений детей и популяризации направления среди молодого поколения. После проведения тестирования обучающихся, в качестве отправной точки для дальнейших сравнений результатов проведенной работы, с детьми были проведён мастер-класс «Русская традиционная кукла» (Приложение).Результаты пройденных детьми тестирований показывают невысокий уровень сформированности эстетических представлений. Это свидетельствует о недостаточном уровне эстетических знаний детей в области декоративно-прикладного искусства. Однако, активная заинтересованность детей на занятии свидетельствует о стремлении дошкольников к получению знаний и умений. При наличии небольшого количество программ связанного с изготовлением кукол и игрушек, учреждениями «поддерживается» популяризация современной культуры, интереса детей к монстроподобным игрушкам, а также «поддерживается» интерес к современным тенденциям в моде, которые зачастую уродуют фигуру и стирают гендерные различия. 2.2 Формирующий эксперимент. Формирование навыков у воспитанников дошкольного возраста Формирующий эксперимент проводился в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования г.Москвы «Дворец творчества детей и молодежи Неоткрытые острова». Целью формирующего этапа эксперимента является формирование эстетических представлений дошкольников средствами изучения русского народного костюма, пробуждение интереса к культуре и народным традициям. В рамках программы обучения дошкольников традиционному декоративно-прикладному искусству был использован презентационный материал, сопровождающийся объяснениями. Для решения поставленной образовательной задачи, а также формирования эстетического восприятия была создана экспериментальная программа с учётом возрастных и психологических особенностей дошкольников. Разрабатывая методический и дидактический материал, необходимо определить задачи программы: определить возможности использования русского народного костюма в системе художественного образования и эстетического воспитания; выявить психологические и педагогические факторы, влияющие на улучшение эстетического воспитания; изучить историю, функции и образный язык, структуру художественного и декоративного решения русского народного костюма; изучить педагогический опыт преподавания в вопросах декоративно-прикладного искусства и народного костюма; разработать и обосновать методику обучения, состоящую из заданий и упражнений по данной тематике; на основе разработанной методики составить методические рекомендации. Для решения поставленных задач, была разработана программа ознакомительного уровня «Русский народный костюм», для системы дополнительного образования, с целью формирования и развития эстетических представлений воспитанников дошкольного возраста, а также популяризация данного направления творчества. Обучающая программа рассчитана на 36 часов. Программа была разработана и опробована в процессе организации творческой деятельности дошкольников дворца творчества. Основной целью программы является определение наиболее действенных методов развития эстетических представлений личности ребенка в процессе изучения русского народного костюма, практических и теоретических основ. Для достижения поставленной цели программы, были определить следующие задачи: проанализировать существующие образовательные программы, которые затрагивают тему русского народного костюма; определить условия для наилучшего усвоения теоретических и практических знаний, опыта творческой деятельности; сформировать календарный план теоретических и практических занятий, нацеленный на формирование эстетических представлений детей дошкольного возраста; применить на практике ряд теоретических и практических занятий в соответствии с разработанной программой; формирование у детей эстетических представлений, потребности в постоянном контакте «с прекрасным»; создание небольшого изделия (игрушки) или куклы с элементами русского народного костюма; воспитание правильной мотивации к творчеству, повышение интереса к теме русского народного костюма (демонстрация эстетически привлекательных, приятных дошкольникам и грамотных изображений костюма и кукол). Для формирования эстетических представлений детей, были использованы следующие методы обучения: 1) словесный метод, беседы, рассказы и объяснения на тему русского народного костюма; 2) демонстрационный метод, показ и изучению исторических фотографий, иллюстраций, живописных портретов по заданной тематике; 3) практические методы, работа с текстильным материалом, копирование декоративных элементов костюма с фотографии; 4) демонстрация процесса создания куклы и костюма; 5) работа с книгами, каталогами, документальными фильмами; 6) игровой метод. Использование и комбинирование различных методов и форм проведения занятий, способствует поддержанию интереса к творческой деятельности, максимальной вовлеченности в процесс. А также способствует формированию эстетических представлений детей посредством изучения традиционного народного костюма. Основные функции образовательного процесса: Образовательные: знакомство детей с русским народным костюмом как с частью декоративно-прикладного искусства, традициями и культурой России; обучение основным техникам работы с текстильными материалами и декором; формирование навыков ручного труда и рукоделия; обучения основам формообразования в русском народном костюме. Развивающие: формирование и развитие эстетических представлений детей посредством изучения русского народного костюма; развитие наблюдательности, концентрации, внимательности, памяти; развитие способностей анализировать собственный творческий объект, оценивать качество выполненной работы; развитие способности ориентироваться и применять фантазию, в выполнение сложной работы; формирование креативного подхода к работе. Воспитательные: воспитание нравственности, патриотизма, интереса к истории, традициям и культуре своей страны; воспитания целостного, эстетического восприятие мира; воспитание аккуратности и трудолюбия; воспитание бережного отношения к материалам; воспитание самостоятельности, умения работать в коллективе; воспитание и формирование любви к окружающему миру. Формы контроля и критерии оценки Для отслеживания результатов освоения программы «Русский народный костюм» проводятся следующие виды и формы контроля: Вводный контроль проводится на первом занятии для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – тестовое задание, собеседование. Текущий контроль проводится в конце каждого учебного занятия для определения усвоенного материала и успеваемости. Форма проведения – Наблюдение и просмотр выполненной работы на занятии. Итоговая аттестация проводится на завершающем занятии. Осуществляется подведение итогов обучения по программе «Русский народный костюм». Форма проведения – тестовое задание, просмотр работ, итоговая выставка. 2.3 Контрольный эксперимент Целью данного эксперимента является проведение контрольного тестирования, направленного на выявление уровня сформированности эстетических представлений детей дошкольного возраста, после прохождения разработанной экспериментальной программы. В эксперименте группа детей, сформированная с учетом их творческих особенностей, теоретических знаний и возраста. Одна из основных задач экспериментальной части нашей работы, доказать положительное влияние выбранных методов и средств обучения на формирование эстетических представлений детей дошкольного возраста, в разработанной нами программе «Русский народный костюм». В целях проведения контрольного эксперимента, анализа сформированности эстетических представлений, знаний в области русского народного костюма и приобретенных навыков создания авторской куклы было определенно три основных этапа. На первом этапе воспитанникам было предложено повторно пройти тест №2, который включает в себя ряд вопросов касающихся традиционного русского костюма для выявления уровня знаний детей о применение традиционных материалов и способов декорирования русского костюма, о его терминологии и технологических особенностях кроя. На втором этапе контрольного эксперимента происходит выставка практических работ дошкольников, анализ качества выполнения работы, эстетической ценности, творческого подхода к заданию. В третий этап эксперимента входит тестирование, направленное на выявление уровня эстетических представлений детей. По итогам прохождения тестирования и анализу результатов был составлен график уровня сформированости эстетических представлений обучающихся. Подведение итогов в 1 этапе контрольного эксперимента происходило по результатам тестирования дошкольников. В ходе эксперимента тестирование проходили две группы детей дошкольного возраста. Экспериментальная группа детей обучалась по разработанной программе, контрольная группа детей обучалась по программе обычной программе «Молодежная мода» в системе дополнительного образования. Повторное прохождение теста № 2 направленно на определение уровня усвоенных знаний в области истории русского народного костюма в конце обучении по разработанной нами программы. Результаты тестирования представлены в таблице 3.Таблица 3Таблица результатов контрольного этапа эксперимента№Фамилия имяТест №2Выс. yp.Cp.yp.Низ. yp.Экспериментальная группа1Антонова Майя+2Гуськова Мила+3Сигуткина Наталья+4Сигуткина Мария5Норик Мария6Рамус Дарья7Боброва Анастасия8Сердюк Анна9Полионова Виктория10Козлова Ульяна11Козлова Варвара+12Хабурзания Елизавета+13Гашнеева Ирина+Контрольная группа1Гавлюковская Надежда2Федунова Арина3Таштанбекова Карина+4Кононова Агния+5Симонова Наталья6Панарина Полина7Александрова Екатерина8Николаева Елизавета+9Розанова Анна+10Свидченко Ксения+11Тарабановская Мария+12Алешина Кира13Патрихалка ДианаПосле подведения итогов в области теоретических знаний обучающихся мы переходим к анализу результатов 2 этапа контрольного эксперимента. Он включает оценку практических работ детей выполненных в течение учебного года и краткое собеседование с педагогом. На проведенном итоговом просмотре работы обучающихся сравнивались по следующим критериям: 1) владение навыками работы с текстильным материалом; 2) художественно-образное и цветовое решение; 3) оригинальность композиционного построения в работе; 4) творческо-познавательная активность в процессе выполнения задания; 5) минимальное знание основных элементов русского народного костюма степень завершенности работы; 6) минимальные знания в области материаловедения; 7) аккуратность выполнения работы. Результаты оценки практических работ представлены в таблице 4. Таблица 4Анализ и оценивание практических работ учащихсяКритерии оценки контрольной иэкспериментальной группы1 (контрольная группа)2 (экспериментальная группа)Владениенавыкамиматериаломработыстекстильным4,14,4Художественно-образное и цветовое решение3,74,5Самостоятельностьвзаданияпроцессевыполнения3,74,4Творческо-познавательная активность в процессевыполнения заданияМинимальноезнаниерусскогонародного завершенности работыосновныхкостюмаэлементовистепень3,64,8Минимальные знания в области материаловедения4,24,6Аккуратность выполнения работы4,14,7Общее число баллов:27,432,0Средний балл группы:3,94,5Анализ полученных результатов в ходе эксперимента позволяет сделать следующие выводы: 1. Уровень владения навыками работы с текстильным материалом у контрольной группы ниже, чем у экспериментальной группы детей. Учащиеся экспериментальной группы осваивали навыки ручного шитья с использованием хлопковых и льняных тканей. Такой подход к работе при выполнении мелких деталей дает больше возможностей для аккуратного выполнение работы, а натуральный состав материалов обеспечивает легкость работы, такие материалы хорошо подходят для освоения первых навыков ручного шитья. 2. Показатели уровня художественно-образного и цветового решения у экспериментальной группы несколько выше, чем у контрольной группы детей. В ходе занятий по изучению русского народного костюма, дети были вдохновлены фотографиями и образцами, цветовым сочетанием натуральных материалов, композицией и образом русского костюма. Эти факторы отразились и в творческой работе детей. 3. Показатели критерия самостоятельности дошкольников в экспериментальной группе заметно выше, чем в контрольной группе. Высокий уровень самостоятельности дошкольники проявили в процессе выбора материалов и художественного образа своей работы. Это можно связать с повышенным интересом, заинтересованностью и творческой активностью в процессе выполнения работы. Дети предлагали свои варианты декорирования и выполнения определенных задач. 4. Также у экспериментальной группы был повышен уровень творческо-познавательной активности в процессе выполнения задания. Активная заинтересованность в выполнении своей работы, дети проявляют интерес не только к своей работе, но и к работам одногруппников. 5. Эксперимент показал повышенный уровень знание в экспериментальной группе основных элементов русского народного костюма, а также степень проработанности деталей в работе. Мы связываем это с тем, что в процессе создания куклы и ее костюма, происходит более эффективное усвоение материала. Большой объем наглядности в обучении способствует лучшему пониманию структуры русского народного костюма. Задача 3 этапа контрольного эксперимента определение уровня сформированности эстетических представлений после прохождения разработанной нами программы. Контрольной и экспериментальной группе детей было предложено повторно пройти тест № 3. Все результат тщательно фиксировались и отображены в таблице 5. Таблица 5 Таблица результатов уровня сформированности эстетических представлений экспериментальной и контрольной группы№Фамилия имяТест №3Выс. yp.Cp.yp.Низ. yp.Экспериментальная группа1Антонова Майя+2Гуськова Мила+3Сигуткина Наталья4Сигуткина Мария5Норик Мария+6Рамус Дарья+7Боброва Анастасия8Сердюк Анна+9Полионова Виктория+10Козлова Ульяна11Козлова Варвара12Хабурзания Елизавета+13Гашнеева Ирина+Контрольная группа1Гавлюковская Надежда2Федунова Арина3Таштанбекова Карина+4Кононова Агния+5Симонова Наталья6Панарина Полина7Александрова Екатерина+8Николаева Елизавета+9Розанова Анна10Свидченко Ксения11Тарабановская Мария12Алешина Кира13Патрихалка ДианаНа данном этапе контрольного эксперимента график уровня сформированности эстетических представлений дошкольников в экспериментальной группе отчетливо показывает, что по итогам прохождения детьми разработанной нами программы «Русский народный костюм» средний и высокий показатели значительно увеличились. Диаграмма наглядно показывает уровень эстетических представлений дошкольников в экспериментальной и контрольной группах. Пройденный детьми тест ориентирован на определение уровня эстетических представлений детей, сформированности представлений и владение эстетическими понятиями по окончанию образовательной программы. На диаграмме видно что уровень эстетических представлений экспериментальной группы значительно выше чем у контрольной группы детей.Выводы по 2 главеПроведенная нами часть исследования демонстрирует положительные результаты эксперимента. Эксперимент показал, что формирование эстетических представлений у детей дошкольного возраста эффективней происходит при методически грамотно выстроенных занятиях. Этот факт подтверждает гипотезу, которая была сформулирована в начале исследовательской работы. Нами была разработана и апробирована образовательная программа, которая включала в себя изучение русского народного костюма, традиционной русской куклы и создание авторской куклы в народном стиле. Основной целью программы является формирование эстетических представлений дошкольников средствами изучения русского народного костюма в системе дополнительного образования. Полагаясь на результаты экспериментальной части исследования, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась. Дети активно включались в образовательный процесс, проявляли большой интерес к созданию авторской куклы в русском народном костюме. Данные полученные в процессе эксперимента с использованием диагностических методов наглядно доказывают, что обучение с учетом условий, методов и принципов формирования эстетических представлений благоприятствуют эстетическому развитию детей. У детей участвующих в эксперименте повысились показатели уровня эстетических представлений. Качественные и количественные результаты, которые были полечены в процессе контрольного эксперимента, свидетельствуют об эффективности экспериментальной программы, опирающейся на формирование эстетических представлений детей средствами изучения русского народного костюма в учреждении дополнительного образования. Проведенный в процессе эксперимента анализ показал, что в формирование эстетических представлений детей особое значение приобретает интегрированная система знаний. Дети, изучающие русский народный костюм средствами создания авторской куклы получают больше возможностей для реализации творческих замыслов на основе своих эстетических представлений. Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Сравнение показателей результатов констатирующего и формирующего эксперимента свидетельствуют о значительных изменениях уровня сформированности эстетических представлений детей дошкольного возраста в процессе изучения русского народного костюма. В ходе образовательной деятельности по изучению русского народного костюма у детей сложилось положительное эмоциональное отношение к народной культуре и декоративно-прикладному искусству, появлялись общие интересы способствующие сплочению коллектива и совместной творческой деятельности. Совершенствование и развитие системы эстетического воспитания в системе дополнительного образования требует всестороннего рассмотрения. ЗаключениеВ наши дни уделять внимание всестороннему эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста особенно важно. Эстетическое воспитание должно стать неотъемлемой частью в воспитании и развитии современного поколения. В ходе теоретического исследования и экспериментальной деятельности были решены следующие задачи: проанализированы психолого-педагогические и методические условия формирования эстетических представлений дошкольников в системе дополнительного образования; выявлены методики формирования эстетических представлений дошкольников в системе дополнительного образования средствами изучения русского народного костюма; определены педагогические условия, способствующие эффективному формированию эстетических представлений дошкольников; определены критерии сформированности эстетических представлений дошкольников; разработана и апробирована экспериментальная программа, направленная на формирование эстетических представлений дошкольников средствами изучения русского народного костюма, а также подведены итоги экспериментальной деятельности. В ходе экспериментальной деятельности был проведены ряд исследований, в результате которых была подтверждена гипотеза исследования. Уровень эстетических представлений дошкольников повысится, если: определены условия формирования эстетических представлений с учетом возрастных и психологических особенностей обучаемых; найдены оптимальные методы воздействия для формирования эстетических представлений дошкольников; разработана экспериментальная программа обучения, используются комплекс современных методов обучения, способствующих формированию эстетических представлений дошкольников. В результате эксперимента было доказано, что положительные результаты обучения даёт сочетание теоретической, практической и творческой деятельности дошкольников, применение активных методов обучения, использование приемов формирования интереса и мотивации дошкольников в результате выполнения творческих заданий. Таким образом, можно сделать вывод, что цель формирования эстетических представлений дошкольников в системе дополнительного образования средствами изучения русского народного костюма достигнута. В заключении можно сделать вывод, что дальнейшая разработка данной программы может быть интегрирована с различными направлениями декоративно-прикладного искусства и детского творчества, связанного с эстетическим воспитанием молодёжи с учетом этно-педагогических задач.Список литературыБезрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова – М.: Мысль, 2009. – 318 с. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев – М,: Высш. шк., 2002. – 309 с. Буровкина, Л.А. Художественные техники в декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие. / Л.А. Буровкина. –М. : МГПУ. 2009.-170 с. Вавилова, Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие для вузов / Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина – М.: – Академия, 2006. – 176 с.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов – М.: Академический проект, 2007. – 231 с. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология / Г. Л. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 c.Киященко, Н.И. Эстетика. Общий курс: План-программа и методические материалы / Н.И. Киященко – М.: Ифран, 2002. – 127 с. Клюева, Н.В.Педагогическая психология: Учеб. для студ. Высш. учеб заведений / Н.В. Клюева – М.: Владос-пресс, 2003. – 400 с. Корешков, В.В. Декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе профессиональной подготовки будущих учителей. / В.В. Корешков. – М.: Вестник НВГУ, 2017 – № 3 – 26-30 с. Корешков, В.В. Воспитательный аспект единства и взаимодействия содержания и формы в искусстве. / В.В. Корешков. – М.: Наука и школа, 2017 – № 5 – 81-86 с. Корешков, В.В., Новикова Л.В. Декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе профессиональной подготовки будущих учителей / В.В. Корешков, Новикова Л.В. – М.: Вестник НВГУ, 2017 – № 3 – 26-30 с. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание, Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Академия, 2005. – 352 с.Леонтьев, А. Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы / А. Н. Леонтьев; Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2003. – 439 с.Леонтьев, А.Н. – Проблемы развития психики – М.: Смысл, 2004. – 224 с.Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев, под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманитар, Владос, 2010. – 647 с. Петрова, М.А. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности с куклами: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Петрова Марина Авенировна. – Чебоксары, 2001. – 17 c. Подласый, И.П.. Педагогика. Новый курс. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый – М.: Владос-пресс, 2010. – 276 с. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластёнин – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 576 с.Усенкова Е.Ю., Васильева Ю.В. Возрождение духовных традиций средствами декоративно-прикладного искусства и дизайна. «Современный дизайн и проблемы высшей школы дизайна»: сборник тезисов третьей международной научно-практической конференции (16 декабря 2017 г.) – Москва: Союз дизайнеров России, АНО ВО «Национальный Институт Дизайна», 2017. – 125с., С. 93-98.]. Усенкова, Е.Ю. Значение самосовершенствования в профессиональной конкурентоспособности выпускников вузов в условиях информатизации. Вестник Российского университета дружбы народов: Научный журнал. Серия «Информатизация образования». – М.: Изд. Российского университета дружбы народов, 2016. – N 2. – С. 113–117.] Усенкова, Е.Ю. Повышение творческой активности студентов в ходе практических занятий по макетированию костюма. Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств». М: МГУКИ, 2008 – № 5 (26) – 304 с. 298 - 301 с. Усенкова, Е.Ю. Использование метода проектов в ходе практических занятий по макетированию костюма. Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств». М: МГУКИ, 2008 – № 6 (27) – 288 с. 149 - 153 с.Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. Н. Пискунова. – М.: Педагогика, 1974. 229 – 263 с. Чернова, Л.С. Русский народный костюм как средство развития творческой активности учащихся детской художественной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Чернова Лариса Сергеевна. – М., 2007. – 22с. Приложение Тест №11. Народная кукла это: a) Современная кукла сделанная на фабрике. b) Кукла выполненная вручную из натуральных материалов. 2. Какие материалы использовались для создания куклы в древности (выберете несколько вариантов ответа): a) Натуральные ткани b) Дерево c) Солома d) Пластик 3. Какие цвета преобладают в русском народном костюме (выберете несколько вариантов ответа): a) Красный b) Фиолетовый c) Салатовый d) Голубой e) Белый 4. Что было основой женского русского народного костюма: a) Рубаха b) Брюки c) Блузка d) Юбка 5. Традиционный головной убор женщины на Руси: a) Панамка b) Шляпа c) Берет d) Кокошник 6. Авторская кукла это: a) Массовое производство одинаковых кукол на заводе b) Кукла выполненная в одном экземпляре одним автором c) Кукла «Масленица» 7. Выберете современный материал, который используют при создании кукол: a) Полимерная глина b) Дерево c) Солома d) Камень Ответы к контрольному тесту №1№ Вопроса1234567Ответыbа b са еаdbаТест № 2. 1. Какой материал использовался людьми в древности при создании кукол? a. Полимерная глина b. Резина c. Ткань d. Паперклей 2. Как называется русская народная текстильная кукла, наполненная зерном, приносящая в дом богатство и удачу? a. Столбушка b. Крупеничка c. Кубышка d. Желанница 3. Что не использовалось нашими предками, при создании тряпичной куклы? a. Ножницы, иголки b. Ткань, нитки c. Зерно, крупа d. Кружево, тесьма 4. Чего не бывает у русской тряпичной куклы? a. Головы b. Рук c. Лица d. Тела 5. Как называется женское платье без рукавов, которое было основной женской одеждой на Руси? a. Шугай b. Сарафан c. Запон d. Понёва 6. Как называется кукла с подвижными элементами? a. Шарнирная кукла b. Статичная кукла c. Шариковая кукла d. Каркасная кукла 7. Как называется текстильная кукла, детали которой выполнены из капрона? a. Хлопковая кукла b. Трикотажная кукла c. Чулочная кукла d. Тряпичная кукла Ответы к контрольному тесту №2№ Вопроса1234567ОтветысbасbасПлан-конспект занятияТема занятия: «Русская тряпичная кукла» Тип занятия: комбинированное занятие Цель занятия: познакомить обучающихся с русской тряпичной куклой, с традициями ее создания, символикой и характерными особенностями. Изучить процесс изготовления на примере куклы «Крупенички». Задачи занятия: Обучающие: – освоение технологии создание куклы из текстильных материалов; Воспитательные: – воспитание патриотических чувств подрастающего поколения и уважительного отношения к русской культуре; Развивающие: – Развитие художественно-эстетического восприятия и вкуса. Оборудование, наглядные пособия и дидактический материал: Для педагога: мультимедийная презентация «Мастер - класс»; фотографии работ современных мастеров кукольников; образец - готовая кукла «Крупеничка». Для обучающихся: шаблоны; ножницы, булавки, иголки; ткань (однотонный лен и небольшие цветные лоскутки); нитки; крупа (гречневая). План занятия 1 занятие: Организация рабочего места, подготовка к занятию (10 мин.); Краткое введение в тему занятия (20 мин.); Практическая часть (60 мин.). 2 занятие: Организация рабочего места, подготовка к занятию (5 мин.); Подбор материалов для куклы и декоративных элементов (20 мин.); Практическая часть (60 мин.); Подведение итогов (5 мин.). Ход 1 занятия. Организация рабочего места, подготовка к занятию (10 мин.): Проверка готовности к занятию, подготовка необходимых материалов. Краткое введение в тему занятия (20 мин.): Традиционная русская кукла имеет свои особенности, главными из которых являются следующие: 1) обрядовые куклы и обереги изготавливали без использования колющих и режущих предметов, ткань не резали, а рвали руками. Для куклы Зернушки ткань складывали таким образом что получался мешочек; 2) у кукол не было черт лица; 3) кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей, которые оставались после пошива праздничной одежды и хранились как драгоценность; 4) отсутствие персонального имени у куклы, было лишь название; 5) костюм с куклы не снимался. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ; 6) подавляющее преимущество женских образов для изготовления кукол. Кукла Зернушка (Зерновушка или Крупеничка) оберег на сытость и достаток в семье. На Руси такую куклу изготавливали во время уборки урожая. Зернушку наполняли самым лучшим зерном или крупой, чаще всего использовали гречиху, пшеницу, овес. Первые горсти при посеве зерна брали из этой куклы. Предки верили, что зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. А после сбора урожая куколку наполняли вновь зерном. В голодное время из куклы брали крупу и варили кашу. Входящий в дом гость мог по куколке определить , сытно ли живет семья. Если куклы худа, значит семья в беде. Практическая часть (60 мин.): Приступает к работе! 1. По шаблонам выкраиваем детали для мешочка (тела) куклы и рук. 2. Сшиваем боковой шов мешочка. Шов «назад иголка». 3. Вшиваем дно мешочка. Шов «назад иголка». 4. Заполняем мешочек гречкой и затягиваем отверстие. Припуски прячем внутрь. 5. Перетягиваем туловище куклы ниткой, чуть выше середины. Получается «шейя». 6. Детали, выкроенные для рук, плотно скручиваем в трубочку и закрепляем ниткой. Ход 2 занятия: Организация рабочего места, подготовка к занятию (5 минут): Проверка готовности к занятию, подготовка необходимых материалов. Подбор материалов для куклы и декоративных элементов (20 мин.): Для изготовления кукол применяли лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или ветхую не пригодную для носки одежду. Ткани были сотканы в домашних условиях либо фабричного производства. Основными материалами являются – ситец, сатин, батист, не отбеленный холст, грубый лен. Для изготовления нарядной праздничной одежды используются – шелк, парча, атлас, бархат. В качестве материала, который набивается внутрь куклы используют – вату, мох, солому, опилки, крупу. Для отделки и украшения куклы понадобятся – тесьма, кружево, ленты, бисер, мелкие бусины, пуговицы и прочая фурнитура. В наши дни следует очень тщательно выбирать ткань для изготовления народной куклы, стараться не использовать синтетические материалы с современными формами рисунков. Подойдут ткани с растительными, геометрическими узорами. Хлопчатобумажные или льняные кружева, деревянные, керамические или металлические бусины и др. Практическая часть (60 минут): После того как мы подобрали материалы для куклы, начинаем ее «одевать». 1. По шаблону выкраиваем юбку. Выкраиваем передник и декорируем кружевом или тесьмой. Фиксируем юбку и передник ниткой и отворачиваем вниз. 2. Заворачиваем руки куклы в цветную ткань, фиксируем ниткой. 3. Закрепляем руки на теле куклы. 4. Украшаем голову куклы (тканью, кружевом или тесьмой). 5. Завязываем косынку на голове куклы. Кукла «Крупеничка» готова! Подведение итогов (5 минут). 1. Назовите основные особенности русской тряпичной куклы. (Изготавливали без использования колющих и режущих предметов, у кукол не было черт лица, кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей, отсутствие персонального имени у куклы, костюм с куклы не снимался, подавляющее преимущество женских образов для изготовления кукол.) 2. Что символизировала кукла «Крупеничка»? (Кукла Зернушка (Зерновушка или Крупеничка) оберег на сытость и достаток в семье.) 3. Каким зерном наполнялась кукла? (Зернушку наполняли самым лучшим зерном или крупой, чаще всего использовали гречиху, пшеницу, овес.)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!