это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3802096
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА….………………………………………………..4
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА………………………………..….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………...9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…………………….10
ВВЕДЕНИЕ
Для любого государства необходим процесс росписи доходов,
поступающих в распоряжение органов государственной власти, и
производимых ими расходов. Бюджет государства – центральное звено
финансовой системы страны. В основном бюджет необходим чтобы с помощью
финансовых средств, создавать условия для эффективного развития экономики
и решения социальных задач.
Государственный бюджет является главным средством мобилизации и
расходования ресурсов государства. Он дает политической власти возможность
воздействовать на экономику, стимулировать развитие важных секторов
экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям
населения финансировать ее структурную перестройку. С помощью бюджета
создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения
сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического
прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных
государственных функций. Следовательно, нормальное функционирование
хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных
отношений, без последовательного проведения научно разработанной
бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления
бюджетным процессом. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь
возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные
удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера,
инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).
1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием
государства, использующего его в качестве основного инструмента
обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего
элемента проведения социально-экономической политики.
Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем,
что данный термин используется для обозначения различных по своей природе
явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений,
обусловленных существованием основного централизованного денежного
фонда страны. Другое - связано с формой практического использования
бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего
финансового документа.
Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а соответственно, и
экономической категории товарного хозяйствования позволяют реальные и
объективные отношения, возникающие на стадии стоимостного
перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения
непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования
финансов.
Совокупность денежных отношений государства с предприятиями,
учреждениями, населением, а также между органами государственной власти,
связанных с образованием и использованием на общественные потребности
основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого
фонда и равнозначно, понятию «бюджетные отношения».
В Бюджетном Кодексе РФ Бюджет определен как форма образования и
расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По экономической сущности государственный бюджет это денежные
отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими
лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием
и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования
экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и
государственного управления. По материально-вещественному воплощению -
это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ,
составляемый в виде баланса доходов и расходов.
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории
проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках
государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных
потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов
между разными подразделениями общественного производства (отраслями,
территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями
общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в
бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного
процесса.
Вторая – контрольная функция позволяет узнать, как фактически
складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли
они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных
средств, отображает экономические процессы , происходящие в структурных
звеньях экономики. Благодаря ей , можно прогнозировать социально-
экономические последствия бюджетной политики.
Д ля осуществления функций бюджета государство
вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность
форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и
использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм
включает в себя бюджетную систему страны, административные органы,
правовые основания в виде законов и постановлений высших органов
управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты,
необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и
расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для
регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования
поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных
отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
• механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему
страны;
• механизм расходования бюджетных средств;
• механизм межбюджетного распределения и перераспределения
финансовых ресурсов.
В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в
бюджетном механизме выделяют следующие блоки:
• бюджетное планирование;
• бюджетное прогнозирование;
• бюджетный контроль и т.д.
На бюджетный механизм оказывает влияние бюджетной устройства
страны.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством
особых экономических форм, отражающих отдельные этапы
перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические
категории различны по своим функциональным характеристикам и будут
рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую
роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на
развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда
тормозом социально-экономического развития общества. Он является
основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным
Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий
различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются
на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий,
укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного
управления, создание государственных материальных и финансовых резервов,
финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и
обслуживание государственного долга.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет
свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на
общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет
широко используется для межотраслевого и территориального
перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее
рационального размещения производительных сил, подъема экономики и
культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным
отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны
направляться на финансирование структурной перестройки экономики,
выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического
потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.
В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются
агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный
комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60%
составляют дотации приоритетным отраслям экономики.
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных
расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом
социальной политики РФ является государственная поддержка наименее
защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных
семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения,
образования и культуры.
Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений,
определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.
В процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное
соотношение между централизованными и децентрализованными фондами
денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий,
а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной
системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, отражая содержание процессов производства и
распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет
представляет собой экономическую форму образования и использования
основного централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет
является формой образования и расходования денежных средств для
обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации
финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов
образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными
звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято
называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть
важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой
обусловливаются его экономической политикой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глазкова Т.Н. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие /
Т.Н. Глазкова; Алт. гос. тех. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул, 2010. – 169 с.
2. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. –
М.: ИНФРА-М, 2013. – 268 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!