это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3811316
Ознакомительный фрагмент работы:
1. Мораль, ее происхождение, сущность. Основные категории морали.
Функции морали в обществе. Историческое развитие морали. (кто, когда,
как)
До сих пор нерешенным однозначно оказывается вопрос о сущности и
происхождении морали. Выделяется 3 основных подхода к этому вопросу:
религиозный, натуралистический, социально-исторический.
Религиозная этика настаивает на абсолютном, вечном характере
морали и одинаковом, общезначимом содержании нравственных норм и
принципов. Абсолютное начало в морали основывается на представлении о
всемогуществе и всеблагости Бога-творца. Бог не только задает содержание
моральных норм и принципов, но одновременно открывает людям само
существование этих норм. Без Бога не было бы у людей и морали. Бог
проявляет себя в человеке через совесть. Поэтому подлинная нравственность
может быть только в самоотверженном служении высшему духовному
началу в человеке, которое конкретизируется в нравственных заповедях и
нормах.
Таким образом, без веры в Бога не может быть единой
общечеловеческой морали, а человек не может быть нравственным. Воля
Бога определяет существование и содержание моральных норм. Вместе с тем,
в этом подходе существуют определенные слабости.
Натуралистический подход стремится вывести нравственные
требования и ценности из природы вообще и природы человека, в частности.
Натуралистическое учение имеет длительную историю, начиная с
Античности. Так, Демокрит считал, что истоки морали лежат в свойственном
человеку как живому существу стремлении к удовольствиям. Наряду с этим
существует точка зрения, нравственно дискредитирующая естественную
человеческую природу. При всем различии учений, объявляющих человека
от природы добрым или злым, между ними существует принципиальное
сходство. Они связывают мораль со свойствами индивида как природного
существа, с его биопсихической сущностью. Мораль, тем самым,
оказывается одним из врожденных, естественных свойств человеческой
природы.
Вместе с тем, натуралистическая этика порождает целый род
сложностей. Во-первых, этика подменяется естествознанием как подлинно
научным, опирающимся на эмпирический материал познанием; во-вторых,
сама мораль, нравственное воспитание оказываются бессмысленными. Ведь
если мораль определяется биологической природой человека, то ее просто не
существует, ибо человек не может нести ответственность за то, что не
является результатом его сознательного выбора.
Социально-исторический подход рассматривает мораль как конкретное
общественное явление, порожденное трудом и общественным
производством. Именно с этих пор отношения между людьми становятся
подлинно человеческими, а не просто необходимыми для выживания.
Следовательно, мораль первоначально возникает как преодоление
природных стремлений человека посредством подчинения их культурным,
ценностным представлениям.
Таковы основные подходы по вопросу о сущности и возникновении
морали, наиболее весомым из которых представляется социально-
исторический. В рамках этого подхода существуют две точки зрения по
вопросу о времени возникновения морали и характере нравственных норм.
Одни исследователи ставят под сомнение существование морали в
первобытном обществе, где вследствие господства в этом обществе
принуждения к выполнению обычаев и традиций отсутствует свободный
моральный выбор. Поэтому возникновение морали они относят к периоду
разложения родового строя, когда индивид осознает свое отличие от
коллектива и перед ним встает проблема выбора поведения.
Другие ученые делают упор не на характере мотивации, а на факте
наличия определенного порядка и дисциплины, регламентирующих жизнь
родоплеменной общины, утверждают, что нравственность возникает вместе с
человеческим обществом. В целом, здесь речь идет не о позициях, а скорее о
различии в понимании сущности морали
По способу своего бытия мораль — это система норм, принципов,
ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении.
Одной из составляющих морали являются ее категории. К ним
относятся:
- добро;
- зло;
- долг;
- справедливость;
- достоинство.
Обычно выделяются следующие функции морали. Главная функция
морали - регулятивная. Мораль организует отношение и поведение людей
через одобрение и порицание, поступающее как извне, через общественное
мнение, так и изнутри самой личности. Мораль всегда стремится ограничить
агрессивные и эгоистические инстинкты людей, но делает это в рамках
замкнутой общности. Тогда мораль становится двойной: отношения со
«своими» подчиняются одним моральным нормам, а взаимодействие с
«чужими» - другим. Частная, конкретная мораль отдельных сообществ лишь
со временем может превратиться в общечеловеческую мораль, где одни и те
же моральные принципы применяются ко всем людям одинаково.
Регулятивная функция общечеловеческой морали выступает как тенденция, в
то время как реальную регуляцию составляет сложный сплав общественных
и социально-конкретных нормативно-ценностных представлений.
Воспитательная функция. В определенном смысле моральное
воспитание человека продолжается всю жизнь. Свою воспитательную
функцию мораль осуществляет через конкретных людей и конкретные
условия. В современном обществе при всем разнообразии методов и средств
воспитания доминирует тенденция ненасильственного воздействия.
Коммуникативная функция тесно связана с воспитательной. Мораль
создает определенные формы человеческого общения, то, что называется
этикетом. В своих высших проявлениях коммуникативная функция морали
выражается в том, что люди следуют главному правилу, согласно которому к
другому человеку никогда нельзя относиться как к вещи, необходимо
уважать в любом человеке человека, даже если тебе никогда не воздадут за
это практическим добром.
Познавательная функция некоторыми учеными считается основной.
Познавательная функция морали в отличие от науки в большей степени
образная, в ней доминируют чувства, вера, интуиция.
Ценностно-ориентационная функция. Мораль проявляет себя не только
как поведенческий регулятор человеческих отношений, но и как императив,
определяющий строительную линию становления и развития личности.
Система моральных идеалов и ценностей, выбранная человеком, проявляет
себя в практическом поведении. Нравственные отношения детерминируются
социально-политическими условиями и характером культуры конкретного
общества.
2. Этика, как философская наука о морали. Различные этические
концепции о сущности добра и зла. Развитие этики в истории (кто, когда,
как)
Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности,
выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение,
нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль,
нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших
сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-
исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других
общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру,
изучает происхождение и историческое развитие нравственности,
теоретически обосновывает ту или иную её систему.
Термин «этика» введен античным философом Аристотелем. Его
сочинения так и назывались «Никомахова этика», «Эвдемова этика»,
«Большая этика». Этика привлекала внимание этого мыслителя главным
образом с точки зрения проблемы формирования гражданина государства.
Он видел связь между политикой и этикой, поскольку государство нуждается
в гражданах, наделенных добродетелями, позволяющими быть гражданами
государства или полиса. Для обозначения науки, которая изучает
человеческие добродетели, Аристотель образовал существительное ethice
(этика) от прилагательного ethicos (этический). Этим термином он обозначал
особую область исследования – «практическую» философию, которая была
призвана ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика должна была
оценивать любую ситуацию, с точки зрения понятий добра и зла,
справедливости, долга и т. д.
Все этические учения разделяются на аксиологические и деонто-
логические.
Аксиологические теории основываются на базе понимания добра или
блага как отправной категории, устанавливающей высшую ценность
(Аристотель, Л. Фейербах, Дж. Мур), так как тяготение к благу является
конечной целью деятельности. Эти концепции именуют также
телеологическими. Они делятся на аксиологически-онтологические и
аксиологически-психологические. Во-первых, благо кажется исходящим от
какой-то внешней самому индивиду реальности (Аристотель), во-вторых —
находящимся в самом субъекте (Демокрит). Но в обоих случаях долг
указывает лишь путь к добру или счастью.
Деонтологические теории, напротив, отталкиваются от первичности
долга (И. Кант, Дж. Росс, Дж. Ролз). В данных теориях добро тождественно
долгу.
Как категория нравственного сознания добро приобретает наиболее
важный смысл именно для аксиологических этических концепций. Его
можно определить, как соответствие поведения некоторому идеалу. В общем
смысле добро тождественно благу. Именно таким было первоначальное
значение использования понятия добра. Добро — это то, что содействует
выживанию, усилению мощи рода, что может обеспечить надежную защиту
от врагов. Зло, соответственно, — все обратное. Понемногу в этических
теориях было выражено более ограниченное понимание добра как
правильного поведения, т.е. к добру прекратили причислять такие явления,
как обильный урожай, живительный дождь и т.д. После чего благо оказалось
обширнее морального добра.
Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных
ценностей осуществлялись в лоне философии, то есть этика была слита с
философией. Процесс формирования этики относится к середине I
тысячелетия до и. э., он происходил практически одновременно в Древней
Греции, Индии и Китае.
В восточной и античной мысли этика была слита воедино с
философией и правом и была практическим нравоучением, преподающим
телесную и психическую гигиену жизни.
В рамках античной этики сформировались две противоположные
теории морали - софистическая и классическая. Софисты отрицали
обязательность нравственных требований и сводили сферу влияния морали
главным образом к регуляции поведения индивидов. Считалось, что нормы
нравственности различны в каждом человеческом обществе, они меняются в
разные эпохи, и поэтому даже важнейшие этические понятия, такие как
добро и зло, являются относительными. В противоположность этому
классическая теория морали, сформировавшаяся в учениях мыслителей
Древней Греции (Сократа, Платона и Аристотеля), заложила основы этики
как науки о нравственности.
В средневековой этике в качестве основы и источника морали
выдвигаются божественные заповеди, обязательные для исполнения
верующими. Это хорошо представлено в разработанной Фомой Аквинским
особой теории закона.
Основополагающие особенности этики эпохи Возрождения:
1) антропоцентризм - в основе моральных концепций того времени
лежала человеческая деятельность и ее мотивация;
2) гуманизм, основанный на признании ценности человека как
личности, утверждении его прав на свободу, счастье, равенство,
справедливость, рассмотрении блага человека в качестве критерия оценки
социальных институтов и отношений;
3) индивидуализм, проявляющийся в утверждении самой ценной,
свободной и неповторимой творческой личности (возникает понятие
индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой
новизны).
Этика Нового времени рассматривает мораль и как объективный
императив, и как субъективно-личностный феномен. Преодолевая влияние
религиозной философии Средневековья, философы этой эпохи обращаются к
идеалам античной этики (эмпиризм, стоицизм и др.), выявляют
натуралистические основания морали, отстаивают независимость морального
субъекта, его право на удовлетворение своих высших потребностей. По их
мнению, человек силой своего разума способен преодолевать свой эгоизм и
согласовывать личные интересы с общественным благом.
Философия Нового времени в понимании моральной природы человека
разделилась на два направления. Пессимистическое направление (Н.
Макиавелли, Т. Гоббс и др.) исходило из идеи, что человеческая природа
является изначально испорченной, злой. Сторонники оптимистической
концепции (Т. Мор, Ж. Ж. Руссо и др.) считали человеческую природу
изначально доброй. Вместе с тем оба направления были единодушны в том,
что реальный, земной человек является эгоистическим существом. Только
«пессимисты» рассматривали эгоизм как выражение его естественной
природы, а «оптимисты» объясняли его исторически сложившимися
причинами, несправедливой организацией общества, неравными условиями
жизни.
К наиболее ярким ученым Нового времени, чьи труды сформировали
классическую буржуазную этику индустриального общества, относятся
английский мыслитель Т. Гоббс, французские просветители К. А. Гельвеций
и П. Гольбах, основоположники немецкой классической философии И. Кант
и Г. Гегель.
Этика Томаса Гоббса (1588-1679) исходит из неизменной чувственной
«природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный
закон» — стремление человека к самосохранению и удовлетворению своих
потребностей.
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) утверждал, что человек со всеми
своими особенностями, добродетелями и пороками является продуктом
окружающей среды, т. е. природы и общества. По его мнению, из двух
чувств, тяги к удовольствию и отвращения к страданию, возникает третье
чувство — любви к себе, т. е. эгоизм.
Поль Анри Гольбах (1723-1789) утверждал, что человек и его земные
интересы составляют основу морали, содержанием которой должно являться
освобождение индивида от страдания и угнетения.
Иммануил Кант (1724-1804) в своем знаменитом труде «Критика
практического разума» возражает против того, чтобы рассматривать мораль
как необходимое следствие, вытекающее из повседневной жизни, как некое
качество, присущее человеку изначально от природы. Он отрицает также
наличие морали как данности Бога. Напротив, считает Кант, вера в Бога
является следствием, показателем нравственности человека. Этот закон Кант
называет категорическим императивом, согласно которому человек живет не
в погоне за счастьем (как считали эвдемонисты), а в стремлении быть
достойным счастья.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) историю развития
человеческого общества рассматривает как процесс самосознания мирового
духа и как «прогресс в сознании свободы». Принцип историзма он
использует и при изучении этических проблем. В отличие от Канта, который
утверждал автономию морали, Гегель ориентируется также на исследование
этики в системе общественных отношений (политика, экономика, религия,
социальные связи). В своих трудах «Философия права» и «Феноменология
духа» этику он представляет, как философию права, куда включает
абстрактное право, мораль, нравственность.
Основой этики Новейшего времени стало антинациональное
направление европейской философии XIX в., в центре внимания которого
находилась инстинктивно узнаваемая целостная реальность, не
тождественная ни духу, ни материи, названная «жизнью».
Представители иррационализма не были обеспокоены бытием
объективного мира: их прежде всего интересовал внутренний мир человека.
А поскольку их концепции фокусировались на проблемах смысла, цели и
ценности жизни, существенное место в этих концепциях отводилось этике.
Основоположниками «философии жизни» считаются немецкие
философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. К иррационалистичсской школе в
философии принадлежат также немецкие философы В. Дильтей, Г. Зиммель,
Л. Клагес, О. Шпенглер, француз А. Берге, испанский философ Хосе Ортега-
и-Гассет и др.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) — один из самых известных
мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму,
увлекался мистикой, очень высоко ценил основные работы Иммануила
Канта, называя их «самым важным явлением, какое только знает философия
в течение двух тысячелетий», поддерживал философские идеи буддизма,
критиковал своих современников Гегеля и Фихте.
Создавая свою пессимистическую концепцию морали, Шопенгауэр
исходил из того, что «страдание — неизбежный и истинный удел человека».
Из страсти и страдания он выводит всемирный закон бытия как результат
слепой воли к жизни.
Фридрих Ницше (844-1900) - другой немецкий мыслитель, ставит под
сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии,
культуры и общественно-политических отношений. Этические взгляды
Ницше основываются на отрицании общепринятых и обязательных
моральных норм, на оправдании права сильного, отождествлении гения и
злодейства, неприятии религии.
Главная идея учения Ницше: сильному мораль не нужна, он должен
быть вне морали. Поэтому сверхчеловек находится «по ту сторону добра и
зла», он вне всяких ценностей. Такой человек без излишних сантиментов
способен расправиться с рабами, жаждущими получить свои права.
«Падающего подтолкни», — призывает Ницше в «Антихристианине».
Мораль угнетенных рабов уступает место морали хозяев, господ. Главной
ценностью становится воля к власти.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!