это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3837220
Ознакомительный фрагмент работы:
Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский – известный государственный деятель России конца XVIII – первой половины XIX века. Его политические идеи и правовые концепции вызывают интерес и сегодня, ведь Сперанский, будучи человеком высокообразованным и интеллектуально одаренным, прекрасно понимал реалии российской жизни.
Общеизвестный исторический факт – Александр I, готовя преобразования центральных управленческих структур, поручил Сперанскому непосредственно участвовать в этой деятельности. Его выбор пал на Михаила Михайловича по ряду причин. Во-первых, государь высоко оценил высокую эрудицию и компетентность в области государственных дел Сперанского; во-вторых, он отметил, что Сперанский проповедовал идеи французской государственности, восхищался простотой и надежностью государственного механизма наполеоновской Франции[1].
Чтобы подробнее ознакомиться с направлением правовых взглядов Сперанского, обратимся к его проектам планируемых преобразований. Наиболее полно они отразились в во «Введении к Уложению государственных законов». Сперанский предлагал положить в основу предполагавшейся политической реформы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Законодательной функцией предполагалось наделить представительный орган – Государственную думу. Оговаривался и принцип местного самоуправления, губернские, окружные и волостные думы должны были работать на местах. Избирательным правом предполагалось наделить дворян, купечество и крестьян государственных. Исполнительной властью по проекту обладали министерства, а высшим судебным органом был обозначен Сенат. Интересно, что Михаил Михайлович предлагал ввести центральный орган, венчавший системы исполнительной, законодательной и судебной власти в лице Государственного совета. По замыслу Сперанского, он, кроме того, должен был стать связующим звеном между императором и государственными структурами.
Анализируя убеждения Сперанского в плане формы государственного устройства, нужно сказать, что он отдавал предпочтение конституционной монархии с разделением властей. Важный момент – он полагал, что таким образом можно будет гарантировать установление в России демократических свобод. Проект, для своего времени, являлся не просто прогрессивным, а, по сути, радикальным. Долгое время в стране существовала не ограниченная никакими законодательными положениями, но непрестанно укрепляемая и личным авторитетом очередного самодержца, и мерами принуждения различной степени и глубины, абсолютная монархия. Однако при всей ориентированности на будущее, не был затронут вопрос полной отмены крепостничества. Автор был сторонником постепенного ограничения власти над крепостными.
Неужели столь образованный и эрудированный человек не понимал, насколько крепостное право тормозит экономическое развитие страны, оказывает морально разлагающее влияние на его нравственные устои? В такое нам верится с трудом. Скорее всего, Сперанский прекрасно осознавал неэффективность и социальную опасность существования крепостного права, однако, свободно ориентируясь в окружающей его исторической реальности, он понимал, что Россия еще не готова к полной отмене закрепощения и к ней следует идти постепенно.
Всем этим планам не суждено было осуществиться, поскольку Сперанский столкнулся с сильнейшей оппозицией в лице придворной аристократии. Однако значимость и дальновидность его политических убеждений поражает. Хочется привести высказывание Михаила Михайловича о том, как он сам видел необходимость изменений и обозначил пути, которыми к ним нужно следовать: «итак, время есть первое начало и источник политических обновлений. Никакое правительство, с духом времени не сообразное, против всемощного его действия устоять не может. Теперь, т. е. в конце первого десятилетия прошлого века, время созрело для реформы. Чины и почести потеряли свое очарование; основание сему очевидно: когда разум начинает распознавать цену свободы, он отмечает с пренебрежением все детские, так сказать, игрушки, которыми забавлялся он в своем младенчестве. .. Образ мыслей настоящего времени в совершенной противоположности с образом правления. ..»[2].
Следующая биографическая веха Сперанского была обусловлена значительными переменами в жизни. От государева двора он попадает в Сибирь, в Тобольск, где занимает должность Сибирского генерал-губернатора. Его взгляды и идеи воплощаются в разработанном в тот период «Уставе о ссыльных», получившем впоследствии всероссийскую известность. В отдельных издаваемых Сперанским декретах отразилась его ориентация на гуманистическую политику и защиту (в том виде, как позволяли на тот момент исторические реалии) прав человека. Содержание этих декретов составляют положения об ограничении невольнического труда, торговли людьми и продажи в рабство.
Занимаясь правотворческой деятельностью, Михаил Михайлович не мог не осознавать важности систематизации существующих законодательных актов. В своих докладах, обращаясь к Александру I, а затем и к Николаю I, он убедительно доказывал необходимость создания единого Свода законов. К выполнению этой задачи он вскоре и приступил, в чем весьма преуспел.
Общеизвестен тот факт, что российский девятнадцатый век блеснул целой плеядой выдающихся личностей не только в литературе, искусстве, науке, но и в государственной деятельности. М.М. Сперанский по праву считался звездой первой величины. В чем же заключается причина такого успеха? Несомненно, что истоки следует искать не только в природных способностях деятеля, но и в уровне его знаний и навыков. Широкая образованность позволила ему познакомиться с основными направлениями политической мысли в западноевропейских странах. Он, безусловно, испытал влияние французских просветителей, немецкой политической школы. Довольно значительным оказалось и влияние английских политических писателей - А. Смита, Дж. Стюарта, Д. Юма и др. У них Сперанский нашел и критику «естественного состояния», и развернутую этическую теорию.
Однако его собственная политическая теория была оригинальной. Глубокая религиозность мыслителя обусловила его философские позиции. Бог выступал у него как верховный создатель и законодатель природы и общества. «Право верховное, - писал Сперанский, - не есть право в обыкновенном смысле: оно есть право божьей милостью, право священное, свыше устроенное и одно, которое можно назвать правом естественным. Оно состоит в том единственно, чтобы давать законы, основанные на правде, и управлять по оным без всякого своего корыстия». Для Сперанского человек есть инструмент, с помощью которого происходит одухотворение мира природы. Вместе с тем человек является существом социальным. А общество есть арена, на которой люди сообща идут к высшей цели - единению с Богом и личному спасению. Законы, данные Богом, Сперанский разделил на три категории: законы природы, разума и нравственные законы[3].
М.М. Сперанский написал множество произведений, посвященных государственному и политическом устройству страны и преобразованиях в сфере государственного управления. В них его мысли получили развитие; вот некоторые из этих работ: «О коренных законах государства» (1802), «О силе общего мнения» (1802), «Еще нечто о свободе и рабстве» (1802) «Отрывок о комиссии уложения» (1802), «О постепенности усовершенствования общества» (1802), «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (1803), «Введение к Уложению государственных законов» (1809), «О силе правительства» (1811), «Основания российского права» (после 1822), «О системе законов вообще» (б.д.) (предположительно 1826), «Всеподданнейший доклад о Своде законов Российской империи» (1828), «Объяснительная записка содержания и расположения- Свода законов гражданских» (1828), «Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и в состоянии крестьян» (1836).
Как явствует из его убеждений, исходная политико-практическая установка Сперанского - необходимость реформирования архаичного государственного строя России и его модернизация посредством адаптации в российских условиях принципа разделения властей и привлечения к участию в управлении страной различных слоев населения в форме представительства, основанного на имущественном цензе. Взгляды Сперанского на принцип законности и идею верховенства закона в государственном управлении ориентированы на модель «органического» закона, основывающегося на народной воле и подлежащего равному исполнению всеми. Лучшая гарантия такого закона (его создания и соблюдения), согласно Сперанскому -«народное мнение», которое должно реализовываться, в частности, путем направления Государственной Думе «представлений о местных нуждах». Закон призван охранять политические и гражданские права подданных и регулировать их взаимоотношения с державной властью. Сперанский признает разделение общества на сословия, связывая его со степенью обладания соответствующими группами населения политическими и гражданскими правами. Наделение разных классов населения неодинаковыми правами Сперанский обосновывает, во-первых, различным воспитанием и образованием, и, во-вторых, наличием разной собственности; человек, имеющий большую собственность, по мнению правоведа, способен заботиться о «доброте закона» больше других[4].
Политические идеалы Сперанского не явились плодом случайного изучения наследия отечественных и зарубежных мыслителей. Он – прогрессивный для своего времени мыслитель, одаренный, талантливый правовед и общественный деятель, глубоко образованный человек – умел смотреть вдаль и видеть перспективу. Сперанский считал, что социальный порядок возникает лишь тогда, когда индивиды добровольно признают свою свободу и моральные права. Отсюда следует, что права и свободы являются важнейшим условием существования любого общества. На это и была направлена его деятельность – успешная, но, моментами ограниченная рамками исторической эпохи, в которой ему довелось жить и творить.
Список использованных источников
[1] История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Первая пол. / М. А. Опалинская, С.Н. Синегубов, А.В. Шевцов. -М.: Издательство «Книжная палата», 2021. – С. 48-49.
[2] Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского. — М.: Наука, 1989. – С. 4.
[3] Чибиряев С.А. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. [Электронный источник]: naukarus.com URL: https://naukarus.com/politiko-pravovye-vzglyady-m-m-speranskogo (дата обращения 26.02.2022).
[4] Сперанский С.И. Учение М.М. Сперанского о праве и государстве. [Электронный источник]: dissercat.coURL: https://www.dissercat.com/content/uchenie-m-m-speranskogo-o-prave-i-gosudarstve (дата обращения 26.02.2022).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!