Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Деятельность пенсионного фонда Российской Федерации

Тип Доклад
Предмет право и организация социального обеспечения

ID (номер) заказа
3847412

300 руб.

Просмотров
584
Размер файла
840.83 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 История возникновения и развития Пенсионного обеспечения в Российской
Федерации 5
1.2 Особенности устройства и деятельности Пенсионного фонда Российской
Федерации 9
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда
Российской Федерации 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕНСИОНЕРОВ 15
2.1 Обзор пенсионной реформы и демографической ситуации 15
2.2 Основные цели и задачи пенсионной реформы 15
2.3 Оценка современного состояния российской пенсионной системы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34


ВВЕДЕНИЕ

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в
условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями
накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная
система России, играет огромную роль в социальной и общественно-политической жизни
всего государства. А также в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое
серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в
региональном и отраслевом аспектах.
Для систематического изложения основных принципов реформирования
пенсионной системы России первоначально были определены объекты реформирования
(основные понятия, виды и формы пенсионного обеспечения в нашей стране, обоснованы
базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнивались с передовой
зарубежной практикой и т.п.), сформулированы актуальные проблемы, препятствующие
стабильному развитию пенсионной системы.
На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена
деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда,
негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.
Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Пенсионное
обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного
развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы
нетрудоспособного населения (свыше 25-30% населения) любой страны, а косвенно
практически все трудоспособное население.
Объект исследования. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предмет исследования. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации.
Цель работы. Рассмотреть теоретические основы устройства Пенсионного фонда
Российской Федерации, в частности следует провести анализ роли Пенсионного фонда
Российской Федерации в социальном обеспечении пенсионеров.
Задачи работы:
 Изучить историю возникновения и развития Пенсионного обеспечения в
Российской Федерации;
 Рассмотреть особенности устройства и деятельности Пенсионного фонда
Российской Федерации;

 Определить нормативно-правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда
Российской Федерации;
 Провести обзор пенсионной реформы и демографической ситуации;
 Рассмотреть основные цели и задачи пенсионной реформы;
 Дать оценку современному состоянию российской пенсионной системы.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической
части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА ПЕНСИОННОГО ФОНДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 История возникновения и развития Пенсионного обеспечения в Российской

Федерации

Система социального обеспечения в каждой стране складываются в соответствии с
конкретными условиями и имеют глубокие исторические корни. Несмотря на
определенные различия в подходах, методах, в основе их формирования есть немало
общего, вытекающего из самой сути природы общества.
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого
века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно
охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения
могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено. 1
Однако в период переходной экономической нестабильности социалистическое
государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на
принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по
старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного
обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и
социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий
различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-
курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и
нетрудоспособных.
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное
обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты
нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем
общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной
нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту,
инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального
обеспечения. 2
Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального
страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного
1 Бегичева, Э.И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Э.И. Бегичева
// Российское право онлайн. 2020. № 2. С. 61-69.
2 Веровая, С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ / С.С. Веровая // Студенческий форум:
электрон. научн. журн. 2020. № 27(48). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/48/43627 (дата обращения
13.04.2019)

пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах
государственного пенсионного страхования. Однако, несмотря на многочисленные
экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество - она
обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый
прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение -
государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное
обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование,
аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою
очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная
система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты
пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.
Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета
СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам.
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно
стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить
сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году
впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное
страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на
выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их
семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. “О государственных пенсиях”.
Данный закон значительно расширил круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и
увеличил размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза.
Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного
пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1
января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период
наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери
кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся,
увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из
государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку
взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая
часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила
около 60% бюджета социального страхования. 3

3 Глинская, Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская //
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». – 2020. – С. 96-107

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой
гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило,
соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении
которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в
законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности,
по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.
Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения
осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик.
Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели
право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи - в случае потери кормильца. Пенсии
этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной
службы и предшествовавшей работы военнослужащего. 4
Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г.
свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных
проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей
пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом
требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-
финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в
экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых
оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением
пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики
государства - стабилизация и значительный подъем материального положения
пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих
целях в 1990 г. был принят Закон СССР “О пенсионном обеспечении граждан СССР”.
Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного
устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от
20.11.90 г. № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (с
последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время
привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной
системы.
Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное
страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко

4 Иванова, С. В. История развития пенсионного обеспечения в России / С.В. Иванова // Юридические науки:
проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук,
2016. — С. 84-87.

были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного
пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне
условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во
взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный
отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно
было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели. 5
В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и
выплате государственных пенсий сохранена прежняя система - через государственные
органы социального обеспечения населения, сейчас - органы социальной защиты
населения.

5 Иванова, С. В. История развития пенсионного обеспечения в России / С.В. Иванова // Юридические науки:
проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук,
2016. — С. 84-87.

1.2 Особенности устройства и деятельности Пенсионного фонда Российской

Федерации

Пенсионный фонд России (ПФР) является одним из трех государственных
внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному
страхованию. Фонд выступает ключевым социальным институтом страны и крупнейшей
федеральной системой оказания государственных услуг в области социального
обеспечения. 6
Больше двух тысяч территориальных подразделений и около ста тысяч
специалистов фонда обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и
региональном уровнях. Правление фонда, Исполнительная дирекция, Ревизионная
комиссия и Межрегиональный информационный центр находятся в Москве. В каждом
субъекте Российской Федерации представлено отделение ПФР, под руководством
которого работают территориальные управления, центры по выплате пенсий и обработке
информации, а также клиентские службы.
ПФР является участником Государственной программы Российской Федерации
«Социальная поддержка граждан», государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда». Предоставление материнского капитала (средств федерального
бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на
реализацию дополнительных мер государственной поддержки) предусмотрено
национальным проектом «Демография».
Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пенсионный фонд выполняет ряд социально значимых функций:
 Учет прав граждан по обязательному пенсионному страхованию,
государственному пенсионному и социальному обеспечению. 7
 Установление и выплата страховых пенсий по старости, по инвалидности и по
случаю потери кормильца.
 Установление и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению,
включая социальные пенсии и пенсии госслужащим.
 Предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии до прожиточного
минимума пенсионера.
6 Казова, З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова //
Научно-практический журнал Аллея Науки» - №14. – 2020. – С. 2
7 Казова, З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова //
Научно-практический журнал Аллея Науки» - №14. – 2020. – С. 2

 Формирование, инвестирование и выплата пенсионных накоплений.
 Предоставление социальных выплат ветеранам, инвалидам и другим гражданам,
имеющим право на федеральные социальные льготы.
 Предоставление материнского (семейного) капитала.
 Софинансирование пенсионных накоплений.
 Реализация международных соглашений.

1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда

Российской Федерации

«Федеральным законом от 8 декабря 2020 года No 397-ФЗ приостановлено до 1
января 2022 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12
февраля 1993 года No 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе,
органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной
гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской
Федерации, и их семей», размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении
пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993
года No 4468-1 с 1 января 2021 года составляет 73,68 процента от размера указанного
денежного довольствия. 8
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» пособия,
предусмотренные Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 128-ФЗ «О пособии детям
военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской
Федерации и имеющим специальное звание полиции, и сотрудников некоторых
федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов,
погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими)
при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц,
умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в
войсках, органах и учреждениях)», пунктами 2 и 3 части 1 статьи 12 Федерального закона
от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов
внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации «и пунктами 2 и 3 части 1 статьи 11
Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях
сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2021
года проиндексированы в 1.037 раза. 9
С указанной даты размеры пособий составляют:

8 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.01.2022) "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"
9 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.01.2022) "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"
 ежемесячное пособие – 2565 руб. 92 копейки;
 ежегодное пособие – 27096 руб. 89 копеек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 года №
73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021
году» с 1 февраля 2021 года установлен коэффициент индексации 1,049 для отдельных
выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных:
Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
 статьей 9.1 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза,
Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;
 статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах»;
 частью первой статьи 4.2 Федерального закона «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей»;
 статьями 11.1 и 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
Федеральным законом «О погребении и похоронном деле»;
 статьей 6.2 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям
Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным
кавалерам ордена Трудовой Славы»;
 пунктом 1 статьи 11, пунктами 1 и 12 статьи 12 Федерального закона «Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний»;
Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации,
подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
 частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №
5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне». 10

10 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.01.2022) "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23
марта 2021 года «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2021 года
социальных пенсий» коэффициент индексации социальных пенсий утвержден в размере
1.034.
В связи с этим согласно статье 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля
1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий
отдельным категориям пенсионеров МВД России определяются из расчетного размера
пенсии в сумме 5796 рублей 76 копеек.
С 1 апреля 2021 года повышены размеры выплат, предусмотренные Федеральным
законом от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном
обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые
заслуги перед Российской Федерацией» и Указом Президента Российской Федерации от
27 декабря 1999 года № 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев
Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы –
участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». 11
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая
2021 года № 772 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников
некоторых федеральных органов исполнительной власти» подлежат повышению с 1
октября 2021 года в 1,037 раза размеры должностных окладов и окладов по специальным
званиям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с округлением их
размеров до целого рубля в сторону увеличения.
Согласно статье 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-
1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с

11 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.01.2022) "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации"

указанной даты подлежат пересмотру пенсии граждан, состоящих на ведомственном
пенсионном обеспечении».
Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались
теоретические основы устройства Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных
внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.
Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере
кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве
господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС —
страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного
страхования.
Основной закон, который регулирует деятельность Пенсионного фонда, в
частности, Управления ПФР - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. 27.12.2009) –
Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы
обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕНСИОНЕРОВ
2.1 Обзор пенсионной реформы и демографической ситуации
Одним из аргументов в пользу пенсионной реформы было утверждение, что число
пенсионеров в нашей стране растет, а число работающих сокращается. Поэтому у
Пенсионного фонда не хватит денег на выплаты пенсий. Реформаторы указывали на
европейский опыт: мол, там уже с этой проблемой столкнулись и повысили пенсионный
возраст. 12
Давайте разберемся: правда ли, что число пенсионеров у нас в стране в ближайшее
время настолько резко вырастет, а число работающих так же резко сократится. И что для
того, чтобы обеспечить выплаты пенсий на существующем уровне, надо заставить
пожилых людей поработать дополнительные 5 лет.
Сравним, насколько демографическая ситуация в нашей стране совпадает с
общеевропейской, чтобы для ее решения использовать европейские рецепты.
Перефразируя известную поговорку, может оказаться так, «что немцу хорошо, то
русскому смерть». Возможно ведь, что «благие намерения» реформаторов приведут
страну в катастрофу.
Возьмем размещенные на сайте Росстата последние доступные данные о
возрастной структуре населения в России и сравним с тем, что происходит в Германии,
Франции и Италии. Росстат любезно предоставляет и эти данные, поэтому возможно их
непосредственное сравнение без каких-либо преобразований или поправок (см. рис. 1).

На графике мы видим принципиальное различие между Россией и Европой. В
Германии и Италии наблюдается заметная неравномерность: число людей в возрастных
12 Станчин, И.М. Пенсионное обеспечение как инструмент социальной защиты / И.М. Станчин //
Воронежский экономико-правовой институт. – 2020.- №7. – С. 192-196.

Рисунок 1. Распределение народонаселения по возрастным

категориям

группах среднего и старшего возраста (примерно от 35 до 60 лет) заметно выше, чем
среди молодежи (до 35 лет). Это визуализация выражения «Европа стареет» — число
молодых уменьшается относительно число общего числа населения. И это общая
тенденция снижения рождаемости в развитых странах. 13
Во Франции ситуация выглядит гораздо более оптимистично: здесь более
равномерное распределение населения по возрастным категориям, число вышедших на
пенсию примерно сопоставимо с числом достигших трудоспособного возраста. Поэтому
дисбаланса, скорее всего, удастся избежать. Кстати, именно французам удалость добиться
небольшого снижения пенсионного возраста.
С течением времени линии на приведенных графиках сдвигаются вправо: условно
каждые 5 лет все люди из одной возрастной категории (за вычетом умерших) переходят в
следующую. За 15–20 лет европейский «горб» в Германии и Италии сдвинется настолько
вправо, что окажется в зоне пенсионного возраста по европейским стандартам. Это, по
сути, означает, что такие люди перейдут из разряда отчисляющих взносы в Пенсионный
фонд в разряд тех, кто эти взносы получает, и что этот переход не будет компенсирован за
счет подрастающего поколения, вступающего в трудоспособный возраст (левая часть
графика).
Поясним проще: тем, кому сейчас 40–45 лет, через 20 лет станет 60–65, они станут
пенсионерами и, скорее всего, уйдут с рынка труда. А за это время на их место на рынок
должны выйти те, кому сейчас от года до 20 лет. Соответственно, число работающих,
ушедших на пенсию за эти 20 лет, не будет компенсировано вновь прибывшими. И это
создаст заметный дисбаланс между работающими и пенсионерами. Число работающих,
приходящихся на одного пенсионера, резко сократится как за счет увеличения
пенсионеров, так и за счет сокращения числа работников. В таком дисбалансе и видят
главную угрозу пенсионные реформаторы. 14
В этом смысле для европейцев повышение возраста выхода на пенсию, как
экстренная мера спасения своей пенсионной системы, может хотя бы отчасти быть
оправдано — конечно, при условии, что дальше будут приняты меры по исправлению
дисбаланса, а затем, быть может, и возвращен прежний возраст выхода на пенсию.

13 Удовик Е.Э. Проблемы развития и основные направления улучшения Пенсионного фонда РФ / Е.Э.
Удовик // ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». – 2020. - 10.2 (25). – С.
245-248.
14 Удовик Е.Э. Проблемы развития и основные направления улучшения Пенсионного фонда РФ / Е.Э.
Удовик // ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». – 2020. - 10.2 (25). – С.
245-248.

Однако в России все обстоит кардинально иначе. Потому что в данный момент мы
уже прошли или вот-вот пройдем относительно небольшой пик (55–60 лет) численности
выходящих на пенсию.
Возьмем данные Росстата о динамике числа пенсионеров в РФ по годам и
построим график ежегодного прироста числа людей, достигших пенсионного возраста
(см. рис. 2). Прирост — это разница между количеством достигшими пенсионного
возраста и теми, кто умер, будучи в этом возрасте.

На графике отчетливо просматривается общая тенденция замедления темпов
прироста числа пенсионеров по возрасту. То есть число пенсионеров хоть и
увеличивается, но с каждым годом все медленнее. На это может влиять как
увеличившаяся смертность среди людей старшего возраста, так и общее сокращение числа
людей, доживающих до пенсии. 15
Всплеск в 2015 году обусловлен присоединением Крыма и попаданием в
статистику ранее не учитываемых граждан.
Возвращаясь диаграмме распределения населения по возрастам (см. рис. 1), можно
уверенно сказать, что Россия окажется в ситуации, напоминающей Германию и Италию,
примерно через 15–20 лет, а вовсе не в ближайшее время. Это, кстати, подтвердил и
президент Путин в своем обращении к народу по поводу пенсионной реформы в августе
2018 года. Путин тогда заявил, что мы можем не повышать пенсионный возраст еще 10
лет. И это действительно так, судя по данным Росстата. И, значит, реформаторы
прекрасно осведомлены о реальной ситуации.

15 Удовик Е.Э. Проблемы развития и основные направления улучшения Пенсионного фонда РФ / Е.Э.
Удовик // ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». – 2020. - 10.2 (25). – С.
245-248.

Рисунок 2. Темпы прироста числа граждан, достигших

пенсионного возраста (тыс.)

Тогда зачем было поднимать пенсионный возраст в 2018 году? Конечно, можно
сказать, что правительство настолько прозорливо, что предвидит грядущие проблемы и
планирует их решение аж за 20 лет до их наступления. Но, честно говоря, кажется, что нас
просто обманывают, отнимая честно заработанное право на пенсию под надуманным
предлогом.
Отметим, что для решения проблемы «европейского» дисбаланса между
работающими и пенсионерами у нас есть приличный запас по времени, которого нет в
Европе. Однако реформаторы пошли по тому же пути — выбрали повышение возраста
выхода на пенсию, как это сделали в Европе.
Но это не решение проблемы по существу, а просто-напросто статистическая
манипуляция: те, кого раньше считали пенсионерами, теперь будут «пред пенсионерами».
Будут ли они работать или их сократят — никого не волнует: главное, статистика
красивая получится. При этом естественная убыль населения продолжится. Далее мы
объясним почему. 16
Альтернативный путь — изменить схему выплаты пенсий Госдума России почему-
то отвергла. Ведь можно было, например, честно привязать отчисления работника в
Пенсионный фонд (ПФР) к его личному счету. Это дало бы работнику независимость от
«чужих отчислений» в ПФР. А заодно сделать так, чтобы накопления на этом пенсионном
счету передавались по наследству, тогда ушлые чиновники из Пенсионного фонда не
смогут наложить на них лапу.
В долгосрочной же перспективе проблема дисбаланса работающих и пенсионеров
может быть решена только повышением рождаемости. Впрочем, учитывая европейскую
тенденцию к ЛГБТизации и разгулу ювенальной юстиции, вариант с форсированным
стимулированием рождаемости в европейских странах вряд ли будет реализован.
Что касается России, то мнимая забота о пенсионерах довольно быстро обернется
еще более тяжелой демографической «ямой». Одну такую «яму» прекрасно видно на
графике в диапазоне 15–19 лет (см. рис. 3).

16 Якушкин, С.А. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / С.А. Якушкин // Бюллетень науки и
практики. - 2020. - № 8 (21). - С. 222-226.

Рисунок 3. Распределение народонаселения РФ по возрастным

категориям

Это демографический провал 90-х, который сменился медленным ростом
рождаемости, начиная с 2000-х годов, когда президентом стал Путин. Наступила эпоха
относительной стабильности, и семьи стали охотнее заводить детей, появилась какая-
никакая уверенность в том, что их можно будет одеть-обуть, выучить, поставить на ноги. 17
Мы неоднократно обращали внимание общественности, что в традиционной
России с внуками сидят бабушки и дедушки, а мамы и папы работают. Такая схема
позволяет и заводить детей раньше, и рожать больше детей, поскольку вопрос присмотра
и воспитания чад решается при поддержке представителей старшего поколения.
Женщины, выходя на пенсию в 55 лет, еще полны сил и энергии, чтобы понянчиться с
внуками. Хотя с дедушками ситуация обстоит гораздо хуже, многие из них не доживают
до пенсии или умирают вскоре после выхода на пенсию.
Если бы реформаторов реально волновал вопрос пенсионного обеспечения граждан
на дистанции в пару десятилетий, то главные усилия им надо было бы сосредотачивать на
повышении рождаемости, чтобы компенсировать демографический провал 90-х. Но по
факту происходит нечто противоположное. Они сооружают новый провал.
С повышением пенсионного возраста бабушки, вместо того чтобы сидеть с
внуками и помогать молодым родителям, будут вынуждены работать. Прямым следствием
этого станет то, что мама как минимум будет сидеть дома с ребенком дольше. И, значит,
сократится число работающих и формирующих отчисления в ПФР. Если же бабушка или
дедушка не смогут найти работу, то, скорее всего, мама и папа будут помогать им, вместо
того чтобы рожать своих детей. А если бабушка и дедушка все-таки смогут работать до
выхода на пенсию по новым правилам, то им уже будет не до внуков, а потенциальные
мамы и папы отложат рождение ребенка до лучших времен. В худшем случае рожать
будут меньше — не двух-трех, а одного. 18
Выходит, что в ближайшее время благодаря пенсионной реформе начнется
сокращение рождаемости, которое в итоге приведет к уменьшению числа трудоспособных
граждан в стране. Россия попадет в ту демографическую ловушку, в которую уже попала
17 Якушкин, С.А. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / С.А. Якушкин // Бюллетень науки и
практики. - 2020. - № 8 (21). - С. 222-226.
18 Якушкин, С.А. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / С.А. Якушкин // Бюллетень науки и
практики. - 2020. - № 8 (21). - С. 222-226.

Европа. И встанет перед той проблемой, которую Европа пытается решать привлечением
молодых мигрантов, тем самым создавая себе новые, еще более острые, проблемы.
То есть наши пенсионные реформаторы мало того, что создают острую новую
проблему с рождаемостью, так еще и закрывают возможный путь решения проблемы уже
существующей — роста числа пенсионеров относительно числа трудящихся.
Другими словами, пенсионная реформа роет народу России братскую могилу.
Посему мы вправе называть тех, кто продавливал пенсионную реформу, не
реформаторами, а могильщиками.

2.2 Основные цели и задачи пенсионной реформы

В конце XX в. Пенсионная система России находилась на грани кризиса.
Действовавшая в это время пенсионная система требовала кардинального
реформирования. В этот время государство проводило некоторые преобразования, но они
были неспособны вывести пенсионную систему из состояния кризиса, однако
подготовили необходимые предпосылки для осуществления дальнейших реформ.
Предпосылками пенсионной реформы послужил спад производства, что привело к
снижению пенсионной налоговой базы, сокращение в российской экономике доли
заработной платы по отношению к ВВП и сокращение ее в структуре денежных доходов
населения, низкий размер пенсионных выплат, стремление к сокрытию доходов с целью
сокращения уплаты процентов по пенсионному страхованию путем выплаты «черной»
заработной платы, рост теневой экономики, скрытая безработицы, ограничение
максимального предела размера пенсии, низкие темпы экономического развития. В это
время складывается неблагоприятная демографическая ситуация. Во-первых, растет
численность пенсионеров и снижается количество занятых. А во-вторых, соотношение
численности занятых в экономике и пенсионеров - главный показатель для пенсионной
системы, построенной на принципе «солидарности поколений», что делает
существующую пенсионную систему крайне неустойчивой. 19
Долгое время в Российской Федерации существовала пенсионная система,
основанная на принципе распределения и принципе солидарности поколений. Но в
настоящее время данная система не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни
пенсионерам, так как поддержание на неизменном уровне пенсионного обеспечения
пожилых при таких демографических тенденциях ведет либо к росту экономической
нагрузки на активное население (за счет увеличения пенсионных налогов), либо к
дальнейшему увеличению возраста выхода на пенсию. Возможны и различные,
комбинации из названных мер. Еще одной альтернативой выхода из создавшегося
положения является полный или частичный переход пенсионной системы на
накопительные принципы. Это обусловило переход пенсионной системы на страховую
основу. 20

19 Якушкин, С.А. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / С.А. Якушкин // Бюллетень науки и
практики. - 2020. - № 8 (21). - С. 222-226.
20 Маркова, В.С. У Пенсионного фонда появился двойник / В.С. Маркова // [Электронный ресурс] - URL:
https://vecherka74.ru/news/17201-u-pensionnogo-fonda-poyavilsya-dvoynik.html (дата обращения 21.04.2019)

Итак, низкий уровень пенсионного обеспечения, сложные негативные
демографические изменения, установление рыночных отношений в экономике требуют
пенсионного реформирования.
Цели и задачи пенсионной реформы
 совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;
 обеспечить достойную старость пенсионерам;
 стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;
 искоренить «черные» заработные платы;
 привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.
Первая цель пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и
увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним
пенсионерам.
Второй целью пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к
полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система
учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года),
поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной
системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал,
внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во –
вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым
работником.
Третья цель, которую должна решить реформа, — это обеспечить прозрачность
пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным
выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник
должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме
перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного
капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д.
Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе
обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае
несогласия сможет добиться их изменения. 21
Этапы пенсионной реформы в России. Попытки реформирования в области
пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов.
21 Невраева, В. А. Пенсионная реформа в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития //
«Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе». Сб. ст. по мат. III
региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов,
студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2020. -
С. 184-185.

Фактически эти попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам
компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого
пенсионного возраста, большого числа льготников и северян, возможность получения
пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно
работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижения числа плательщиков
взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло
привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего
населения.
Анализ сложившегося положения привел к единственному решению
необходимости реформирования самой системы пенсионного обеспечения.
На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась:
В 1991 г. - преодоление проблем с выплатами пенсий и их низким уровнем.
Проблема была связана с возникшим дефицитом бюджета. Произошло выделение
пенсионного фонда в отдельную структуру. Ранее пенсии выплачивались из
государственного бюджета. 22
В 1995 г. - совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование
направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию
государственной политики в области пенсионного обеспечения. Создание справедливой
системы начислений пенсии.
В 1995 г. - 1998 г.:
1. Обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы
дефицита бюджета пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий;
обеспечение пенсионерам прожиточного минимума.
2. Увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка.
Предполагается введение накопительной части пенсии.
В 1998 г. - 2001 г.:
1. Обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной
системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации. Поэтапный переход от
всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в
которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования

22 Невраева, В. А. Пенсионная реформа в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития //
«Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе». Сб. ст. по мат. III
региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов,
студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2020. -
С. 184-185.

пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм
пенсионного обеспечения.
2. Решение проблемы легализации заработка населения. В соответствии с новым
пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве
заработной платы должна приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части
населения будет минимальной.
С 2001 г. одна из основных целей реформы — это создание таких правовых основ
пенсионной системы, которые бы побуждали трудоспособное население вне зависимости
от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов)
накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на
ее обеспечение.
Пенсионная реформа состоит из трех блоков (финансовая реформа, правовая
реформа и административная реформа) и должна осуществляться в общей сложности в
течение 20 ближайших лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько
последовательных этапов.
Финансовая реформа
2002 год
 Модернизация системы обязательного пенсионного страхования;
 Установление нового размера пенсионной части единого социального налога;
 Введение страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию;
 Определение «стартовой» величины части страхового взноса по обязательному
пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части
трудовой пенсии;
 Установление порядка инвестирования средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии.
2003 год
 Введение налогового вычета для страхователей по обязательному пенсионному
страхованию;
 Введение страхового взноса на финансирование обязательных профессиональных
пенсионных систем;
 Модернизация системы негосударственных пенсионных фондов;
2004 год
 Увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию,
направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

 Введение права выбора застрахованным лицом инвестиционного портфеля
(управляющей компании).
2005 год
 Увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию,
направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии; 23
2006 год
 Установление окончательной величины части страхового взноса по обязательному
пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части
трудовой пенсии;
2010 год
 Введение права застрахованного лица на инвестирование пенсионных накоплений
в ценные бумаги иностранных эмитентов;
Правовая реформа
2002 год
 Модернизация системы государственных пенсий (разделение на пенсии по
государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии и
профессиональные пенсии);
 Введение нового порядка исчисления и выплаты пенсий по государственному
пенсионному обеспечению и трудовых пенсий;
 Начало реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого
периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера
страховой части трудовой пенсии;
 Введение механизма конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав,
приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г;
 Введение персональных доплат пенсионерам (дополнительного ежемесячного
материального обеспечения к пенсии за выдающиеся достижения и особые заслуги
перед Российской Федерацией);
2003 год
Введение профессиональных пенсионных систем;
 Установление продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии
по старости, применяемого при определении размера накопительной части
трудовой пенсии

23 Бегичева, Э.И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Э.И.
Бегичева // Российское право онлайн. 2020. № 2. С. 61-69.

2004 год
 Переход на назначение трудовых пенсий по инвалидности в соответствии со
степенью ограничения способности инвалида к осуществлению трудовой
деятельности
2013 год;
 Завершение реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого
периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера
страховой части трудовой пенсии;
 Завершение процесса конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав,
приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г;
 Начало реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода
выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части
досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет,
недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного
возраста; 24
2022 год
 Завершение реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода
выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части
досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет,
недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного
возраста;
Административная реформа
2002 год
 Завершение процесса передачи функций по назначению и выплате пенсий,
осуществлявшихся органами социальной защиты населения субъектов Российской
Федерации, в ведение Пенсионного фонда Российской Федерации;
 Модернизация системы индивидуального (персонифицированного) учета
пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному
страхованию.
2003 год
 Модернизация законодательной регламентации деятельности негосударственных
пенсионных фондов;

24 Бегичева, Э.И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Э.И.
Бегичева // Российское право онлайн. 2020. № 2. С. 61-69.

 Установление законодательной регламентации деятельности Пенсионного фонда
Российской Федерации, уточнение его организационно-правового статуса 25
Этапы проведение реформы
1990 г. Комиссией по социальной политике Верховного Совета РФ в 1990 году
было подготовлено три законопроекта: "О государственных пенсиях в Российской
Федерации"; "О пенсионном фонде"; "Об отмене привилегий для персональных
пенсионеров". В этот период были проведены следующие шаги реформы:
Были унифицированы все категории занятых, включая работников различных форм
собственности и индивидуальных предпринимателей, священнослужителей, творческих
работников и т.д.
Размер пенсии был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и трудового
стажа. 26
Декларирован минимальный размер пенсий не ниже установленного прожиточного
минимума.
Была увеличена дифференциация пенсий. Максимальный размер мог превышать
минимальный в 3, а не в 2,5 раза, как до 1985 г.
А также другие изменения.
1990-1995 гг. В этот период осуществлялись попытки увеличения доходной части
пенсионного фонда за счет увеличения налогов. Также проходили индексации пенсий. С
1992 года начали работу Негосударственные пенсионные фонды.
В настоящее время реализуется программа пенсионной реформы 2001г.,
подготовленная Министерством труда и социального развития и Пенсионным фондом
России. На ее основе были приняты следующие Федеральные Законы:
 ФЗ от 2001 г. (в ред. 2002 г.)"об обязательном пенсионном страховании в РФ".
 ФЗ от декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ".
 ФЗ от августа 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии".
 ФЗ от января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О
негосударственных пенсионных фондах".
А также ряд других законов.

25 Казова, З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова //
Научно-практический журнал Аллея Науки» - №14. – 2020. – С. 2
26 Казова, З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова //
Научно-практический журнал Аллея Науки» - №14. – 2020. – С. 2

Принят в первом чтении законопроект "Об управлении средствами
государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (14
декабря 2003 г.)
Сущность пенсионной реформы в РФ Федерации заключается в переходе работы
Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной. 27
Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений
работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.
Распределительно-накопительная схема, как видно из названия, не только
распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает
на специальном пенсионном счете работающего гражданина.
Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие
будущих пенсионеров.
До пенсионной реформы Пенсионный Фонд России осуществлял деятельность по
распределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единый
социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд.
Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам.
Отчисления в ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать,
что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого
производилась выплата пенсий.
С появлением пенсионной реформы ПФР перешел от распределительной системы
пенсионных накоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия стала
включать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждого гражданина
появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии
накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин
начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.

27 Казова, З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова //
Научно-практический журнал Аллея Науки» - №14. – 2020. – С. 2

2.3 Оценка современного состояния российской пенсионной системы
Пенсионная система – это важнейший элемент в области социального обеспечения
граждан страны. В настоящее время государства столкнулись с проблемами, связанными с
ухудшением демографической ситуации. В результате сокращается численность
трудоспособного населения, растет количество пенсионеров при увеличении
продолжительности жизни с одновременным сокращением рождаемости, что сказывается
на финансовой стабильности пенсионной системы. В таких условиях государство
необходимо решать вопросы пенсионного обеспечения посредством формирования
собственной модели пенсионной системы. На сегодняшний день для разработки и
внедрения эффективной пенсионной системы требуется немедленное решение проблем,
накопившихся во время функционирования устаревшей модели пенсионной системы. 28
Сегодня в России довольно высокий уровень взносов для пенсионного
обеспечения, однако с учетом политики повышения пенсий до приемлемых значений, в
реальности пенсии невысоки. Основная причина такого положения связана с высокой
долей теневого сектора экономики, из-за чего бюджет недополучает достаточного
количества обязательных взносов. Значительное влияние на пенсионную систему имеет и
высокие темпы инфляции в нашей стране.
По сути, современная пенсионная система только немного отличается от советской.
Современная рыночная экономика России характеризуется значительно большим
неравенством доходов, по сравнению с СССР. Как результат, в пенсионной системе
исключается значительная группа населения с относительно высоким доходом и,
соответственно, высоким качеством жизни. Наиболее очевидным проявлением
реформирования пенсионной системы становится внедрение пенсионного страхования
различных категорий населения с целью защиты от бедности.
Неприспособленность пенсионной системы к потребностям среднего класса, по
сути, сделала его исключением из системы обязательного пенсионного страхования.
Верхний уровень заработной платы, с которого выплачиваются страховые взносы,
установлен в сумме, соответствующей нижней границе заработной платы среднего класса.
Введение выплат с заработной платы свыше максимального уровня только усугубит
проблему, поскольку вырученные средства направляются для финансирования базовой
пенсии. Средний класс выступает в качестве донора по отношению к низкооплачиваемому

28 Олейников, А.А. Административно – правовой статус Пенсионного фонда РФ / А.А. Олейников //
Современные научные исследования и разработки. - 2020. - № 8 (16). - С. 402-405.

персоналу при формировании солидарного пенсионного фонда, а не в роли полноправного
участника на этапах его распределения. 29
Несбалансированность пенсионной системы по отношению к разным доходным
категориям населения выражается в следующем:
 работники с низким уровнем оплаты труда становятся адресатами солидарной
системы, поддерживающей пенсии на уровне прожиточного минимума
пенсионера;
 работники с высокими доходами практически не участвуют в пенсионной системе,
формируя собственную пенсионную стратегию за рубежом;
 для среднего класса характерно промежуточное положение, поскольку его
социальные притязания выше пенсий, образующихся в солидарной системе, однако
сбережений за пределами пенсионной системы отсутствует потенциал
формирования независимых накоплений. Кроме того, существует тенденция по
росту удельного веса таких групп пенсионеров в экономике.
Основное ограничение для достойной пенсии связано не только с низким уровнем
средней зарплаты, но и с высокой дифференциацией работников по доходам. Для
половины наемного персонала характерна заработная плата менее 70% от средней по
экономике. В подобных условиях для получения пенсии в размере одного прожиточного
минимума, самые низкооплачиваемые работники должны отработать более 100 лет.
Следовательно, причиной низких пенсий является не заниженный пенсионный возраст, а
низкая оплата труда.
Помимо вышесказанного, основные проблемы развития пенсионной системы
России на современном этапе: 30
Стабильное увеличение количества пенсионеров. Из-за низкого уровня
рождаемости возникает разница трудоспособного населения и граждан пенсионного
возраста. В результате это увеличивает нагрузку на пенсионную систему. При старении
населения возникает проблема недостаточности финансовых ресурсов для пенсионных
выплаты будущему поколению. Накопительная пенсионная система не способна

29 Невраева, В. А. Пенсионная реформа в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития //
«Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе». Сб. ст. по мат. III
региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов,
студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2020. -
С. 184-185.
30 Невраева, В. А. Пенсионная реформа в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития //
«Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе». Сб. ст. по мат. III
региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов,
студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2020. -
С. 184-185.

полностью решить проблему, поскольку она подразумевает высокую
макроэкономическую стабильность и развитие инструментов для эффективного
инвестирования пенсионных сбережений.
Повышение доли случаев досрочных выходов на пенсию, что выполняет роль не
пенсионного страхования, а только усиливает конкуренцию на определенном сегменте
рынка труда. За рубежом досрочная пенсия предоставляется только для 3-4
профессиональных групп, а в России количество производств и профессий, занятость в
которых предполагает право досрочной пенсии, достигает 2 тысячи.
Проблема низкого уровня пенсионной грамотности среди населения.
Недостаточная информированность граждан делает невозможным рост качества услуг
негосударственных пенсионных фондов.
Наличие принципиальных различий в системе потребностей у пенсионеров
различного возраста. Как и денежно-кредитная политика, это подразумевает неденежные
формы поддержки во время пенсионной жизни. Потребности относительно «молодых»
пенсионеров во многом связаны с деньгами, тогда как для старшего возраста резко растет
спрос на услуги здравоохранения, обеспечения лекарствами, а также услуги по уходу.
Поэтому реформы пенсионной системы должны сопровождать реформы сферы
здравоохранения и формирование предложения социальных услуг, которые адресованы
пожилым людям. 31
Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ роли
Пенсионного фонда Российской Федерации в социальном обеспечении пенсионеров.
Таким образом, пенсионная система – это система экономических, правовых и
организационных институтов и норм, цель функционирования которых состоит в
предоставлении гражданам материального обеспечения в виде пенсии

31 Невраева, В. А. Пенсионная реформа в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития //
«Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе». Сб. ст. по мат. III
региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов,
студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2020. -
С. 184-185.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что анализ пенсионной реформы в Российской
Федерации позволяет сделать ряд выводов.
Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости между зарплатой,
которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. Считается,
что пенсия — это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин «пенсионное
страхование). Чем больше человек зарабатывал, тем больше он теряет при наступлении
страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или из-за инвалидности).
Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем сейчас. Основное содержание
пенсионной реформы - переход от распределительной системы к системе
распределительно-накопительной.
Основными целями развития пенсионной системы Стратегией определены:
 гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
 обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости
пенсионной системы.
Реализация Стратегии позволит решить следующие задачи:
 обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного
заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате в
Российской Федерации;
 достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счёт участия в
корпоративных и частных пенсионных системах (дополнительно не менее 15%
коэффициента замещения);
 обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3
прожиточных минимумов пенсионера (в 2030 году не менее 3 ПМП);

 поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов
экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех
категорий работодателей;
 обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками
их финансирования;
 развитие трёхуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для
средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное
страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

 повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Кроме того, Стратегией предусматривается реформирование института досрочных
пенсий и предлагается для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями
труда, установить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
Исходя из анализа проблем, обозначившихся в процессе функционирования
накопительной составляющей пенсионной системы, предлагается комплекс мер,
направленных на её совершенствование:
 перераспределение тарифа страховых взносов с предоставлением застрахованным
лицам, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных
накоплений, права выбора формирования средств пенсионных накоплений в
негосударственном пенсионном фонде или управляющей компании в размере 2%
или 6% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной
системы;
 создание многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений,
включая систему объединённых гарантийных фондов;
 расширение перечня инструментов для инвестирования средств пенсионных
накоплений;

 расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в
формировании пенсионных накоплений, за счёт включения страховых компаний и
кредитных организаций.
В целях построения полномасштабной системы пенсионного обеспечения
Стратегией предусматривается определить основы создания и функционирования
корпоративных пенсионных систем, а также необходимые условия для осуществления
работодателями корпоративного пенсионного обеспечения своих работников и принципы
государственного контроля за указанной деятельностью.
Для совершенствования формирования пенсионных прав в системе Стратегией
предусматривается переход к новой формуле расчёта трудовых пенсий на основе
нормативной продолжительности стажа (35 лет), а также специальном порядке расчёта
пенсий по инвалидности и по потере кормильца, отражающий социально значимый
характер данного вида обеспечения.
В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для
граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и

отсрочить назначение пенсии, в Стратегии предлагается предусмотреть её установление в
более высоком размере.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. "Основные направления деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13)
3. Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской
Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" от
12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция)
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание
Президента Федеральному Собранию"
5. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790 (ред. от 30.05.1997)
"О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в
Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.01.2022) "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О
страховых пенсиях"
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О
накопительной пенсии"
Список литературы

9. Бегичева, Э.И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в
Российской Федерации / Э.И. Бегичева // Российское право онлайн. 2020. № 2. С. 61-69.
10. Веровая, С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ / С.С. Веровая //
Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 27(48). URL:
https://nauchforum.ru/journal/stud/48/43627 (дата обращения 13.04.2019)
11. Глинская, Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской
Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет
имени Н. П. Огарева». – 2020. – С. 96-107
12. Иванова, С. В. История развития пенсионного обеспечения в России / С.В.
Иванова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч.
конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 84-87.
13. Казова, З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости
пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки» -
№14. – 2020. – С. 2
14. Криулин, В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения
Пенсионного фонда РФ / В.А, Криулин // Политика, экономика и инновации. - 2020. - № 1
(18). - С. 5.
15. Мадатов, А.А. Пенсионная система России: Перспективы развития / А.А.
Мадатов, В. Ю. Михальчук // Финансы и Кредит. - 2020. - № 25. - С.77 - 81.
16. Маркова, В.С. У Пенсионного фонда появился двойник / В.С. Маркова //
[Электронный ресурс] - URL: https://vecherka74.ru/news/17201-u-pensionnogo-fonda-
poyavilsya-dvoynik.html (дата обращения 21.04.2019)
17. Невраева, В. А. Пенсионная реформа в Российской Федерации: проблемы и
перспективы развития // «Актуальные вопросы финансов и страхования России на
современном этапе». Сб. ст. по мат. III региональной научно-практической конференции
преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Нижегородский
государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2020. - С. 184-
185.
18. Олейников, А.А. Административно – правовой статус Пенсионного фонда
РФ / А.А. Олейников // Современные научные исследования и разработки. - 2020. - № 8
(16). - С. 402-405.

19. Пудова, В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
и способы их решения / В.С. Пудова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». –
2020. - №4(20) – С. 4.
20. Садыкова, Л.М. Проблемы и перспективы пенсионного страхования в РФ /
Садыкова Л.М. // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» - №11(27) –
2020. – С. 2-3
21. Соловьев, А. К. Пенсионное обеспечение в России // Народонаселение. -
2020. - №1 (75). - С. 14-21.
22. Сочивко, С.А. Пенсионная реформа / С.А. Сочивко // [Электронный ресурс]
- URL: https://svpressa.ru/society/article/230347/?cba=1 (дата обращения 11.04.2019)
23. Станчин, И.М. Пенсионное обеспечение как инструмент социальной защиты
/ И.М. Станчин // Воронежский экономико-правовой институт. – 2020.- №7. – С. 192-196.
24. Степанченко, О.А. Пенсионная реформа и демографическая ситуация в РФ //
Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по
мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). - URL:
https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf
25. Удовик Е.Э. Проблемы развития и основные направления улучшения
Пенсионного фонда РФ / Е.Э. Удовик // ФГБОУ ВО «Кубанский государственный
технологический университет». – 2020. - 10.2 (25). – С. 245-248.
26. Якушкин, С.А. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / С.А.
Якушкин // Бюллетень науки и практики. - 2020. - № 8 (21). - С. 222-226.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 527 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РГУТиС
как обычно неизменно превосходный результат. Большое спасибо за работу. Очень приятное сот...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Тамара,благодарю за проделанную работу, работа выполнена досрочно качественно и грамотно. ...
star star star star star
ГИТИС
Спасибо Руслану, все сделал очень быстро и хорошо. Даже подобрал иллюстрации по моей просьбе.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.