это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3847420
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 История становления социального страхования в России 5
1.2 Цели и принципы социального страхования 9
1.3 Особенности и значимость социального страхования 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Характеристика видов социального страхования в России 15
2.2 Правовая основа социального страхования в России 16
2.3 Основные проблемы и перспективы развития системы социального страхования
в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность -человек, его
права и свободы.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —
обязанность государства. Так, одно из основных направлений социальной политики
нашего государства — социальное страхование, признающее социальные права
наивысшей ценностью и осуществляющие защиту этих прав.
В статье 39 Конституции Российской Федерации прямо указано, что каждому
гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных
законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
закреплено, что государства - участники Конвенции в целях содействия реализации
изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую
помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию
соответствующих материальных условий для их развития в том числе через систему
социального обеспечения и социального страхования.
Социальное обеспечение представляет собой институт, с помощью которого,
удовлетворяются жизненные потребности людей, нуждающихся в помощи и поддержке.
Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является
обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и
эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы,
обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей
в случаях наступления соответствующих рисков.
Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Уникальность
института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные»
функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на
формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения.
Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые
позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и
коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические
установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом
оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку
возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной
справедливости.
Объект исследования. Правовые основы социального страхования России.
Предмет исследования. Система социального страхования Российской
Федерации, история ее развития, составные элементы системы социального страхования и
их взаимосвязи.
Цель работы. Рассмотреть теоретические основы социального страхования в
Российской Федерации, в частности следует проанализировать систему социального
страхования в Российской Федерации.
Задачи работы:
Рассмотреть историю становления социального страхования в России;
Определить цели и принципы социального страхования;
Изучить особенности и определить значимость социального страхования;
Охарактеризовать виды социального страхования в России;
Изучить правовую основу социального страхования в России;
Рассмотреть основные проблемы и перспективы развития системы социального
страхования в России.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической
части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История становления социального страхования в России
Социальное страхование – это отдельная немаловажная часть политики любого
государства. Его целью является материальное обеспечение и поддержка престарелых и
нетрудоспособных лиц.
Становление системы социального страхования в России прошло ряд исторических
этапов, которые раскрывают предпосылки, тенденции и закономерности его развития.
Так в становлении социального страхования России можно выделить ряд периодов:
возникновение социального страхования (1861-1917); социальное страхование в условиях
социализма (1917-1990); социальное страхования с начала развития рыночной экономики
и по настоящее время. Особенностью социального страхования России на любом этапе
развития – это главенствующая роль государства. 1
Развитие этой сферы в нашей стране началось гораздо раньше, чем в других
странах. Впервые этот вопрос был поднят ещё в десятом веке, когда был принят князем
Владимиром церковный устав. Он установил обязанность духовенства и имущих слоёв
Киевской Руси осуществлять надзор за медиками, а также содержать больницы и
богадельни. Церковь и княжество должны были выделять для этих целей одну десятую от
своих доходов.
Уже в 1581 году в России был принят Аптекарский приказ, среди полномочий
которого определённое место занимало проведение судебно-медицинских и врачебных
экспертиз.
Социально-экономические реформы 60-х годов девятнадцатого века стали
своеобразным толчком для окончательного законодательного закрепления вопроса о
социальном страховании. Предпосылками этого явились: появление центров фабричного
производства; увеличение числа промышленных рабочих, формирование и развитие
финансовых институтов.
В 1861 году был принят Закон «Об обязательном учреждении вспомогательных
товариществ на казенных горных заводах». Это дало возможность объединения всех
работников завода в единое товарищество. Страховые взносы включали в себя отчисления
из заработной платы рабочих в размере 2-3%, а также отчисления заводоуправлений,
1 Агеева Е. В. Социальное страхование: курс лекций – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2020. – 122 с.
которые также составляли 2-3%. Формами страховых выплат были пособия по болезни,
пенсии по инвалидности и по потере кормильца.
В начале двадцатого века Россия начала перенимать опыт европейских государств,
в частности опыт Германии, которая в 80-90-х годах девятнадцатого века ввела систему
социального страхования. В России разработкой этого вопроса занимались К.В. Берви-
Флеровский, Н.Е. Введенский, Н.А. Вигдорчик, М.М. Туган-Барановский, Г.Б. Хлопин.
15 мая 1901 года был принят немаловажный для внедрения социального
страхования Законодательный акт «Временные правила о пенсиях рабочим казенных
горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных
работах». В 1903 году уже был образован особый фонд для выплат при массовых
несчастных случаях.
Однако в начале двадцатого века рассчитывать на «вспомоществование» могли
далеко не все рабочие. Помощь выдавалась заводоуправлением в зависимости от срока
службы на предприятии, личных заслуг, исполнительности в работе. 2
В результате сложившихся условий 1912 года Третьей Государственной Думой был
принят ряд законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании
рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам
страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».
Этими законами регулировалась бесплатная медицинская помощь наёмным работникам, а
также выплата пенсий при полной потере трудоспособности в размере 2/3 от заработка.
Обязательному страхованию подвергались наёмные работники фабрично-
заводской и горной промышленности, железнодорожного транспорта и судоходства.
Страхование в России этого времени было несовершенно, так как оно имело низкие
страховые выплаты, не учитывало многие социальные риски, и самое главное –
охватывала лишь определённый круг рабочей силы, исключая при этом работников
других областей народного хозяйства (80% от всего рабочего класса).
Однако уже к 1917 году социальное страхование абсолютно точно стало
неотъемлемой частью государственной политики России того времени. С 1917 года
начался новый этап в развитии социального страхования – этап в условиях социализма.
Советская власть достаточно критически оценила законы, принятые Третьей
Государственной Думой. Сразу после революции большевики попытались воплотить в
жизнь программу страхования, разработанную Лениным. С 1917 по 1931 года были
2 Агеева Е. В. Социальное страхование: курс лекций – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2020. – 122 с.
изданы 15 декретов, касающихся этого вопроса. Их содержание носило довольно
противоречивый характер: от реформирования до отмены социального страхования.
До 1921 года система страхования всё же основывалась на финансировании из
государственного бюджета. Но в условиях новой экономической политики
промышленность не являлась собственностью лишь государства, а потому 15 ноября 1921
года был введён новый декрет «О социальном страховании лиц, занятых наёмным
трудом» [10, 11]. С этого времени финансирование социального страхования
основывалось на обязательных взносах предприятий, использующих труд наёмных
работников. Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам были в
размере фактического заработка лица. При рождении ребёнка представлялось два вида
пособия: на предметы ухода и на кормление новорождённого до 9 месяцев в размере 25%
от средней заработной платы. Пособие по безработице зависело от стажа работы и
квалификации работника и варьировало от 1/6 до 1/2 от средней заработной платы. 3
Правительство самостоятельно утверждало тарифы страховых взносов, которые
сильно варьировали для государственных и частных предприятий. Так государственные
предприятия имели минимальные взносы в размере 12-16%, частные же – максимальные в
размере 21-28,5%. Кроме того существовали льготный и поощрительно-карательный
тариф в зависимости от степени вредности предприятия и условий труда.
В это время система социального страхования приобрела профилактический
характер: активно создавались санатории, профилактории, дома отдыха.
В 1933 году все средства социального страхования были преданы Всесоюзному
Центральному Совету Профессиональных Союзов, а руководство этими средствами
осуществляли профсоюзные органы. В их полномочия входили контроль за социальными
пособиями (обоснованность и своевременность их выплаты), обеспечение работников
путёвками на предприятиях, вопросы охраны труда, техники безопасности и
производственной санитарии.
В 1938 году бюджет системы обязательного социального страхования был включён
в единый государственный бюджет СССР, и социальное страхование преобразовалось в
социальное обеспечение.
С 1964 года социальное обеспечение было распространено на новые категории
работающих. Изначально в социальное страхование были включены только рабочие и
служащие. В 1964 году право на страхование получили руководители ведущих
3 Агеева Е. В. Социальное страхование: курс лекций – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2020. – 122 с.
должностей колхозов (председатели, специалисты и механизаторы). В 1970 году на
основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников система социального
страхования получило распространение на все рабочие классы колхоза. 4
Таким образом, в социалистическом периоде были устранены недостатки
предыдущего времени. Государство выступало гарантом доступности и стабильности
социального страхования.
Система государственного социального обеспечения, действовавшая в СССР, не
могла существовать в условиях нового экономически ориентированного времени.
Поэтому система социального страхования требовала создание внебюджетных фондов.
Поэтому в 1990 году были созданы два государственных внебюджетных фонда:
Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.
16 июня принимается Федеральный закон «Об основах обязательного социального
страхования», который окончательно закрепил основы социального страхования, права и
обязанности всех его субъектов. В настоящее время государственное обязательное
социальное страхование осуществляется через Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного
медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ.
Сегодня государство является гарантом устойчивости обязательного социального
страхования, так как существует система дотаций из федерального бюджета (при нехватке
денежных средств для обеспечения выплат).
Несмотря на обилие законов и активную позицию государства в вопросах
социального страхования, эта отрасль всё ещё остаётся несовершенной. Для достижения
положительных результатов всё же необходимо дальнейшее реформирование, а также
совершенствование этой сферы.
4 Агеева Е. В. Социальное страхование: курс лекций – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2020. – 122 с.
1.2 Цели и принципы социального страхования
Государство обеспечивает гражданам некоторые выплаты в качестве социальных
гарантий для поддержания их материального положения. Социальное страхование в РФ –
это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей
социальной незащищенности. Среди предусмотренных государством можно выделить
следующие виды обязательного социального страхования: 5
Оплата периода временной нетрудоспособности, в том числе в период
беременности и родов. На это имеет право работающее население при предоставлении
больничных листов. Больничные листы выдаются не только в случаях заболеваний самих
сотрудников, также они предоставляются при необходимости ухода за больными детьми и
прочими нетрудоспособными родственниками.
Выплаты при наступлении несчастных случаев на производстве. Компенсируют
полученные работниками увечья при выполнении трудовых обязанностей.
Перечисление единовременных сумм при рождении ребенка, в случае постановки
на учет на ранних сроках беременности.
Выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Пособие при усыновлении.
Пособие на погребение.
В целях обеспечения дальнейших возможных затрат по нетрудоспособности за
своих сотрудников работодатели ежемесячно производят отчисления в фонды. Процент
перечислений зависит от видов деятельности, условий труда.
На некоторые виды пособий вправе претендовать лишь работающие граждане.
Согласно ст. 183 ТК РФ, работодатель обязан материально компенсировать своим
сотрудникам периоды их вынужденной нетрудоспособности в связи с заболеванием,
уходом за больными родственниками, больничным листом во время беременности и
родов. Размер перечислений зависит от стажа работника и его заработков.
Такие виды социального страхования в РФ, как выплаты по уходу за детьми до 1,5
лет, единовременные суммы, связанные с рождением ребенка, пособие на погребение,
доступны и неработающим гражданам. Однако, в отличие от работающих лиц, размер
выплат будет минимален, в то время как трудоспособное население вправе претендовать
на некоторые суммы пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет), размер которых
5 Алиев Б.Х., Махдиева Ю.М. Страхование: учебник для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020– 415 с.
рассчитывается исходя из заработка. Минимальные же суммы могут меняться в
зависимости от действующих районных коэффициентов к заработной плате. Кроме того,
регионы вправе сами устанавливать дополнительные социальные пособия, регулируя
периодичность их выплат и целенаправленность. 6
Принципы социального страхования.
Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ содержит принципы
соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:
Доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).
Соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния
работодателя-страховщика.
Наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.
Ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на
соцстрахование физлиц.
Государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию
граждан.
Финансовая независимость системы страхования в стране.
Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и
руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение
вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.
Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет
на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на
выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство
возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за
первые 3 дня болезни самого сотрудника.
Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов
работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет)
также зависят от предыдущих размеров зарплат.
Конституция РФ гарантирует право не только на труд, но и на приемлемые условия
работы, отвечающие принципам безопасности сотрудников во время исполнения
трудовых обязательств. При возникновении несчастных случаев на производстве
работники вправе рассчитывать на получение компенсации по возмещению ущерба и
реализацию права на социальное страхование.
6 Артамонова Г.В., Батиевская В.Б. Социальное и медицинское страхование. – Кемерово, 2020– 76 с.
Согласно положениям ст. 219 ТК РФ, граждане на время трудовых отношений
имеют следующие права: 7
трудиться в оборудованном по всем правилам безопасности рабочем месте;
иметь доступ к достоверной информации о порядке охраны труда на рабочем
месте, возможных производственных рисках;
получить необходимые средства защиты от руководства;
проходить обучение по обеспечению безопасности на рабочем месте за счет
работодателя;
отказаться от выполнения работ, если они нарушают требования по безопасности
труда;
рассчитывать на компенсацию при наступлении несчастных случаев.
Обеспечение безопасности сотрудников гарантируется обязательным социальным
страхованием, связанным с риском возникновения профзаболеваний и несчастных
случаев. Подобный вид мер является одним из видов социального страхования, который
регулируется нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний».
Субъектами страхования от несчастных случаев выступают страхователь,
страховщик и застрахованные лица, где страховщиком является ФСС, страхователем –
работодатели, а застрахованными лицами – наемные работники. К последней категории
лиц относятся выполняющие работу на основании трудовых и гражданско-правовых (если
предусмотрена условиями соглашения обязанность по перечислению страховых взносов)
договоров сотрудники, в том числе лица без гражданства и иностранцы.
Закон № 125-ФЗ предоставляет работникам следующие гарантии:
обеспечение соцзащиты застрахованных лиц;
оплата дополнительных медицинских расходов, связанных с наступлением
несчастных случаев на производстве, возмещение вреда вследствие травм,
полученных при выполнении трудовых обязанностей;
оплата последующих расходов на профреабилитацию;
повышенное внимание к мерам, предупреждающим наступление несчастных
случаев при выполнении трудовых обязанностей.
7 Артамонова Г.В., Батиевская В.Б. Социальное и медицинское страхование. – Кемерово, 2020– 76 с.
Право на получение компенсации наступает с первого дня подтверждения
страхового случая. В случае смерти застрахованного выплаты, согласно ст. 7 закона №
125-ФЗ, получают иждивенцы, дети, члены семьи (в том числе родители и супруги
умершего). Сроки выплат в таких случаях разные: 8
Несовершеннолетние вправе претендовать на компенсацию вплоть до достижения
ими возраста 18 лет.
Инвалиды – на весь период инвалидности;
Родственники пенсионного возраста – пожизненно.
Обучающиеся дети – до окончания получения образования, но не позже 23-летнего
возраста.
Прочие лица – в соответствии с законом № 125-ФЗ.
При некоторых обстоятельствах несчастные случаи на производстве не
квалифицируются как страховые ситуации. Так, согласно ст. 229.2 ТК РФ, алкогольное,
токсическое, наркотическое и другие виды опьянения сотрудников, а также совершение
самими работниками противоправных действий, повлекших по неосторожности
причинение ущерба здоровью и жизни, не определяются как несчастные случаи на
производстве.
8 Артамонова Г.В., Батиевская В.Б. Социальное и медицинское страхование. – Кемерово, 2020– 76 с.
1.3 Особенности и значимость социального страхования
Значительную роль в жизни общества играет социальное страхование, так как
поддержка населения является залогом процветания и стабильности государства.
К главным функциям социального страхования относятся:
воспроизводственная;
перераспределительная;
защитная;
компенсирующая;
стабилизирующая.
Воспроизводственная функция. Социальное страхование должно обеспечивать
покрытие всех расходов застрахованным лицам в случае наступления беременности,
инвалидности, старости, а также по безработице 9
Перераспределительная функция. Социальное страхование должно разделять
материальную ответственность застрахованных рисков между всеми работодателями,
застрахованными лицами и самим государством.
Защитная функция. Социально страхование должно поддерживать материальный
уровень застрахованного лица, в моменты его непредвиденных расходов.
Компенсирующая функция. Социальное страхование должно обеспечивать
возмещение ущерба здоровью, при утрате трудоспособности, а также при лечении и
реабилитации.
Стабилизирующая функция. Социальное страхование должно согласовывать
интересы социальных субъектов для жизнедеятельности наемных рабочих.
В современном обществе социальное страхование играет существенную роль,
являясь надёжной защитой для населения. Материальное обеспечение лиц, не
участвующих в общественном труде и не способных за счет своей заработной платы
поддерживать свое существование, является одним из объективных факторов развития
общества.
Для большинства граждан социальное страхование необходимо для медицинской
помощи, охраны здоровья и социального обеспечения. Все это обусловлено
эффективностью системы социального страхования, которое зависит от способов
правового регулирования и правильного выбора средств. Социальное страхование можно
9 Ахвледиани Ю.Т. Страхование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы
и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 567 с
считать возмездным обязательством, возникшим на основе закона или договора. Право на
обеспечение за счет средств страхового фонда, при наступлении страхового случая, имеет
застрахованное лицо, которое обязано уплачивать страховые взносы.
В настоящее время для системы социального страхования необходимы
определенные меры по её реформированию, что может привести малоэффективной работе
соответствующих бюджетов. Государство старается уклониться от ответственности за
создание и регулирование правового поля социального страхования. Финансовая сфера
социального страхования остается нескоординированной и неупорядоченной, размеры
страховых взносов остаются не обоснованными, а также принципы распределения
нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством не
определены. 10
Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались
теоретические основы социального страхования в Российской Федерации.
Таким образом, социальное страхование в РФ призвано дать гражданам некоторые
гарантии в виде денежной компенсации в случаях наступления нетрудоспособности,
рождения детей, обеспечивает компенсационные выплаты при наступлении несчастных
случаев на рабочем месте. Другие функции соцстрахования – предотвращение
неблагоприятных ситуаций, повышение мер безопасности по охране труда, защита прав
сотрудников на обеспечение мер, исключающих несчастные случаи при исполнении
трудовых обязанностей.
10 Ахвледиани Ю.Т. Страхование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы
и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 567 с
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Характеристика видов социального страхования в России
Классификация социального страхования необходима для понимания специфики
отношений, складывающихся в процессе организации, финансирования и обеспечения
реализации страховой защиты в форме страхования. В настоящее время социальное
страхование можно классифицировать по различным критериям (рис. 1).
В зависимости от способа вовлечения субъектов в страховые правоотношения (по
форме страхования): 11
1) обязательное социальное страхование является частью государственной системы
социальной защиты населения, специфика которой состоит в осуществлении страхования
работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального
положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам;
2) в дополнение к обязательному функционирует институт добровольного
социального страхования, организация которого зависит от эффективности деятельности
негосударственных коммерческих организаций (страховых компаний) по предоставлению
дополнительных услуг и дополнительных гарантий застрахованным лицам. Наиболее
распространенными направлениями работы страховщиков являются: добровольное
страхование от несчастных случаев и болезней, пенсионное и медицинское страхование,
страхование жизни.
Отличительными чертами добровольного социального страхования являются
договорный характер отношений, социальное партнерство работодателей и работников,
тесная зависимость социальных выплат от уровня доходов страховщика.
11 Барышникова Т.Ю. Социальная политика правового государства. Часть первая: Понятие и правовая основа
социальной политики. Обязательное социальное страхование: учебное пособие. – Ярославль, ЯрГУ, 2020–
104 с.
По юридическому статусу страховых отношений: 12
а) государственное социальное страхование. Осуществляется от лица государства
за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета:
государство, выступая в роли страхователя, в обязательном порядке страхует
жизнь, здоровье и трудоспособность граждан, привлеченных на военную и
12 Барышникова Т.Ю. Социальная политика правового государства. Часть первая: Понятие и правовая основа
социальной политики. Обязательное социальное страхование: учебное пособие. – Ярославль, ЯрГУ, 2020–
104 с.
Рисунок 1. Классификация социального страхования по
различным критериям
государственную службу. Например, страхование военнослужащих и лиц,
работающих в пожарной, таможенной, судебной системе; 13
государство, являясь гарантом, несет солидарную ответственность по
обязательствам, которые принимают на себя государственные страховые
компании, внебюджетные фонды и государственные корпорации. Например,
обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, страхование
(гарантирование) прав застрахованных лиц по сохранности пенсионных
накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям;
государство как страховщик берет на себя обязательство по возмещению ущерба в
результате потери человеком работы. Например, страхование на случай
безработицы.
Государственное социальное страхование всегда выступает в форме обязательного
страхования. Условия и порядок обязательного страхования определяются федеральными
законами о конкретных видах обязательного страхования. Государство устанавливает
обязательное страхование в том случае, когда защита объектов связана с имущественными
интересами не только отдельных страхователей, но и общества в целом. Страхователь
обязан вносить страховые взносы либо за свой счет, либо за счет лица, в пользу которого
производится страхование (это относится только к пассажирам), либо за счет средств
соответствующего бюджета. Таким образом, инициатором обязательного страхования
является государство;
б) корпоративное социальное страхование. Принять участие в этом виде
страхования могут работники предприятия, если на уровне руководства принято решение
об участии в программе корпоративного страхования. Участие в корпоративной
программе дает множество преимуществ как для руководства (налоговая оптимизация
расходов, использование в качестве инструмента кадровой политики и др.), так и для
самих работников предприятия. Данная программа финансируется полностью за счет
средств предприятия;
в) личное (индивидуальное) социальное страхование. Дает возможность
гражданину защитить себя и семью от убытков в результате наступления массовых
рисков, с которыми они могут столкнуться (подверженность профессиональному риску,
состояние здоровья, наличие и приверженность к активным видам занятий спорта и (или)
13 Барышникова Т.Ю. Социальная политика правового государства. Часть первая: Понятие и правовая основа
социальной политики. Обязательное социальное страхование: учебное пособие. – Ярославль, ЯрГУ, 2020–
104 с.
увлечений). Выступая в роли страхователя, гражданин за свой счет осуществляет платежи
в страховую компанию или негосударственный пенсионный фонд. Создание страхового
резерва зависит от целей, которые преследует страхователь: на случай наступления
неблагоприятного события (травма, болезнь, смерть и потеря кормильца), благоприятных
событий (рождение ребенка, поступление ребенка в вуз, покупка недвижимости или
наступление пенсионного возраста);
г) смешанное социальное страхование. Предполагает участие в программе
нескольких страхователей (как минимум, двух) в отношении конкретного индивида. В
качестве страхователей могут выступать государство и предприятия и (или) сами
граждане. В такой программе могут принять участие и сами граждане, но их желание
может быть только добровольным. Они должны ежемесячно оплачивать страховые
взносы, которые перераспределяются между людьми, испытывающими финансовые
затруднения. Решение о распределении денежных средств принимается либо профсоюзом
(при наличии его на предприятии), либо на собрании коллектива предприятия. 14
По виду страховых рисков:
а) страхование жизни – это инструмент, посредством которого страхователь решает
финансовые и социальные задачи, возникающие в процессе жизни застрахованного лица и
его деятельности, тем самым преодолевая и дополняя государственную систему
социального страхования. Носит рисковый и (или) накопительный характер;
б) пенсионное страхование – разновидность долгосрочного страхования жизни, при
котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос в
пользу выгодоприобретателя; нацелено на расширение возможностей государственного
обязательного пенсионного страхования как по размеру пенсии, так и по условиям ее
получения;
в) медицинское страхование – предоставление определенного объема медицинских
услуг в соответствии с условиями договора со страховой медицинской организацией при
нарушении здоровья застрахованного лица;
г) страхование от критических заболеваний. Зачастую выступает дополнением к
долгосрочному страхованию жизни; предполагает заключение самостоятельного
договора, благодаря заключению которого обеспечиваются единовременные выплаты в
14 Барышникова Т.Ю. Социальная политика правового государства. Часть первая: Понятие и правовая основа
социальной политики. Обязательное социальное страхование: учебное пособие. – Ярославль, ЯрГУ, 2020–
104 с.
случае наступления одной из указанных в полисе серьезных болезней или применения
дорогостоящих видов лечения;
д) страхование от несчастных случаев. Представляет собой гарантию выплаты
компенсации осуществленных расходов застрахованного лица в результате нанесения
вреда его здоровью и жизни в случае внешнего воздействия (травмы, отравления);
е) страхование от финансовых рисков, связанных с потерей работы, – компенсация
потери доходов, вызванной недобровольной потерей застрахованным лицом постоянной
работы или рабочего места. 15
По количеству застрахованных:
а) коллективное страхование – вид страхования, при котором предоставляется
защита группе лиц, выступающих в качестве единого целого. Договор страхования
заключается с инициатором коллективного страхования (физическим или юридическим
лицом). Например, организация-работодатель страхует интересы своих работников;
тренер страхует команду перед участием в соревнованиях;
б) индивидуальное страхование. Предполагает заключение договора страхования
гражданином с учетом индивидуальных рисков.
15 Барышникова Т.Ю. Социальная политика правового государства. Часть первая: Понятие и правовая основа
социальной политики. Обязательное социальное страхование: учебное пособие. – Ярославль, ЯрГУ, 2020–
104 с.
2.2 Правовая основа социального страхования в России
Правовой основой функционирования обязательного социального страхования
являются федеральные законы и нормативные правовые акты.
Важнейшими из них являются:
Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального
страхования» - представляет собой «рамочный закон»;
Закон Российской Федерации от 28.06.91 «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации»;
Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов:
пенсионного, медицинского и социального страхования.
Правовая основа социального страхования базируется и на международных
правовых актах, среди которых особое место занимает Всеобщая декларация прав
человека (1948 года), в 22 и 25 статьях которой фиксируется право каждого человека на
социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства,
наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим
от него обстоятельствам. 16
Кроме того, Российская Федерация как участник Международного пакта об
экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный
жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и
жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, и обязуется принять надлежащие
меры к обеспечению осуществления этого права. Аналогичные положения закреплены в
принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества
Независимых Государств Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых
государств (статья 40) и Хартии пожилых людей.
При этом к числу сущностных правовых характеристик социального страхования
отечественное законодательство и международное право относит:
16 Буркин С.В. Обязательное социальное страхование: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2020. –
92 с.
публично-правовой статус социального страхования - обязательность по закону
применения для работодателей (вменения им в обязанность) и наемных работников
(определения круга страхуемых лиц и получателей пенсий, пособий и медицинских
услуг), а также законодательно-регламентированного способа целевого
резервирования и расходования финансовых ресурсов; 17
законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых
государством в качестве оснований для охвата социальным страхованием;
законодательное нормирование социального стандарта страхового возмещения и
размера страховых тарифов.
Важно при этом подчеркнуть, что согласно международным нормам и
корреспондирующимся с ними положениям Конституции Российской Федерации, помимо
принятия законодательных актов, государство несет ответственность за руководство
системой социального страхования, для чего призвано осуществлять комплекс
экономических и управленческих мер по обеспечению эффективного регулирования
государственного социального обеспечения, создания условий, гарантирующих
достоинство личности во всех сферах (статья 21 Конституции Российской Федерации),
чем утверждается приоритет личности и ее прав.
В системе таких управленческих мер в социальной сфере важное место занимают
законодательно установленные критерии социальной защиты граждан, предназначенные
сформировать нормативную базу каждого из институтов социальной защиты: социальной
помощи, социального страхования и государственного социального обеспечения
(военнослужащих, государственных служащих и т.д.).
Следует отметить размытость и неоформленность такой законодательной и
нормативной базы. Так, существующее законодательство допускает возможность при
значительном трудовом (страховом) стаже, необходимом для получения трудовой пенсии
по старости в полном объеме, а также наличии II группы инвалидности установлении
суммы базовой и страховой части трудовой пенсии по старости в размере меньшем, чем
уровень прожиточного минимума пенсионеров в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, социальное страхование, которое призвано решать задачи более
высокого уровня, чем социальная защита от бедности, а именно - замещение заработной
платы в размерах существенно выше прожиточного минимума пенсионеров и инвалидов
17 Донскова О.А. Социальное страхование: учебное пособие для студентов направления «Экономика»,
«Профессиональное обучение» – Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2020. – 100 с.
(в два и более раз), пока в стране не состоялось, а его нормативная база не отвечает
принципам социального страхования. 18
При этом наблюдается тенденция к снижению нормативного регулирования
государством уровня и качества жизни граждан. Так, несмотря на то, что в качестве
базового критерия для определения достойной жизни населения федеральным
законодателем выбран показатель «прожиточного минимума», пунктом 4 статьи 94
Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ признана утратившей силу статья
5 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»,
устанавливающая в качестве основы для определения минимального размера пенсии по
старости величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Тем самым, из сферы правового регулирования пенсионных отношений были
исключены сами категории «минимальный размер пенсии по старости» и «прожиточный
минимум», что можно трактовать как тенденцию к отказу государства от политики
регулирования в социальной сфере и своеобразную псевдоправовую форму ухода от
выполнения публично-правовых обязательств.
Более того, наблюдается намерение Правительства Российской Федерации при
разработке проекта федерального закона «О потребительской корзине в целом по
Российской Федерации в 2005 году» сузить круг применяемых нормативных показателей
в данной сфере, что в конечном счете может еще более ослабить регулирующую роль
государства в сфере социальной защиты населения.
18 Ефимов О.Н. Новейшее страхование в законах: Монография – Yelm, USA: Science Book Publishing House,
2020– 471 c.
2.3 Основные проблемы и перспективы развития системы социального страхования
в России
Социальное страхование играет важную роль в защите конституционных прав
граждан. Определение обязательного социального страхования дано в Федеральном
Законе «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ.
Согласно Закону, обязательное социальное страхование — это часть государственной
системы социальной защиты населения, особенностью которой является осуществляемое
в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного
изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от
них обстоятельствам. 19
Мировой опыт свидетельствует, что система социального страхования — это
основной институт социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный
обеспечить реализацию конституционное право граждан на материальное обеспечение в
старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери
кормильца, безработицы.
В наше время социальная защита не отвечает складывающимся условиям
хозяйствования, и этим отчасти объясняются трудности становления рыночных
отношений в стране. Для потребителей страховых услуг нет четкого представления о том,
в какой форме должно осуществляться обязательное социальное страхование. Основной
проблемой социального страхования в Российской Федерации является сумбурное
принятие нормативно правовых актов, провозглашающих обязательность страхования.
Следствием этого идет такое негативное последствие, как социальная несправедливость,
то есть низкие размеры социальных страховых выплат за причинение вреда жизни и
здоровью. Решить такой вопрос можно путем установления в различных законодательных
актах единых подходов к обозначению размеров страховых сумм и выплат за причинение
вреда жизни и здоровью гражданина. Такое решение урегулировало бы равноправие
граждан Российской Федерации на получение страховых выплат.
Следует указать на то, что в РФ существует такая проблема, как отсутствие
зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Это исходит из
того, что ряд организаций и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с
действующим законодательством, имеют право на весомые льготы по уплате отчислений
19 Ефимов О.Н. Социальное страхование в России: учебное пособие – Уфа, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ,
2020– 175 с.
в Фонд Социального Страхования Российской Федерации (ФСС РФ). Для того, чтобы
решить данную проблему, необходимо перенести бремя не страховых выплат на
федеральный и региональные бюджеты. Так же, в данном вопросе будет уместно
оптимизировать страховые расходы.
Нельзя не затронуть проблему касаемо порядка и условий оплаты труда гражданам,
занятым в производстве. Следует иметь в виду, что выплаты пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам имею четко выраженную страховую
характеристику. Расходы по выплате пособий при рождении ребенка, по уходу за
ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам. Другие расходы, такие как
расходы на санаторно-курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь
профилактическую тенденцию. Исходя из сказанного, возможным решением данного
вопроса было бы определение источников финансирования для каждого вида расходов,
осуществляемых из средств социального страхования. Это произойдет лишь в случае
кардинального изменения в нашем государстве отношения к порядку и условиям оплаты
труда граждан, занятых в производстве, и определенного роста их заработной платы.
Политика развития социального страхования должна включать в себя такие
аспекты, как объединенная позиция Правительства, предприятий и работодателей в
решении вопросов социального страхования, оживление предприятий при сохранении за
государством законодательных и контрольных функций, создание условий для
совершенствования негосударственного социального страхования, что непосредственно
связано с организацией негосударственных пенсионных фондов. Поддержка и развитие
негосударственных добровольных форм страхования даст движение в нескольких
направлениях. Во-первых, это позволит привлечь к социальному страхованию те группы
населения РФ, которые остаются за бортом действующей системы. Во-вторых, поддержка
негосударственных добровольных форм страхования даст фундамент для создания
условий конкуренции между страховыми организациями, что значительно повысит
уровень страховых услуг и даст предпосылки к повышению эффективности социальной
защиты населения в Российской Федерации.
Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ
системы социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, подводя общую черту, следует отметить, что без решения
обозначенных вопросов будет весьма проблематично создать эффективную и в полной
мере работающую систему социального страхования в Российской Федерации, и не менее
сложно будет обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного
рода социальных рисков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе реализована поставленная цель исследования - изучение
действующей в настоящее время системы социального страхования Российской
Федерации. Было определено понятие системы социального страхования Российской
Федерации, проанализировано действующее федеральное законодательство (налоговое и
трудовое законодательство РФ, а также законодательство в области социального
обеспечения). Были рассмотрены этапы исторического развития системы социального
страхования России со времен Киевской Руси до настоящего времени и исследованы
отдельные виды социального страхования, имеющиеся в современной России, а также
формы социальной защиты.
Исторический анализ показывает, что система социального страхования не
является неизменной конструкцией, она постоянно совершенствуется – и на протяжении
столетий подвергались изменениям даже ее фундаментальные принципы.
Совершенствования требует и нынешняя система социального страхования в России, она
все еще далека от идеала. Необходимость такого совершенствования вызвана в первую
очередь, демографическими причинами – как показывает статистика, в последние
десятилетия число рождающихся детей постепенно снижается и увеличивается число
людей, достигающих установленного законом возраста выхода на пенсию.
Эти факторы и ряд других (таких как турбулентность в мировой экономике,
неизбежно отражающаяся на экономике России как активного участника мировых
экономических отношений, а значит, и на финансировании программ социального
страхования, социальной защиты и поддержки) неизбежно потребуют корректировки
правил социального страхования. Помимо внешних причин на действующую систему
социального страхования оказывается давление изнутри – уже сегодня требуется
проводить постепенную оптимизацию расходов государства на финансирование системы
социального страхования, поддержки и защиты.
Ввиду особой значимости социального страхования для стабильности общества и
государства такие изменения нельзя осуществлять резко. Переход к новым условиям
социального страхования должен происходить не только плавным образом. Такие важные
вопросы не могут решаться келейно, в государственных кабинетах либо только на
парламентских площадках. Параметры (контуры) модели социального страхования
будущего должны обсуждаться уже сегодня, с учетом мнения всех граждан страны,
которое они могут выразить, используя современные информационные технологии и
методы Интернет-голосования. Граждане страны должны стать активными участниками
разработки системы социального страхования, отвечающей вызовам нового времени,
иметь возможность предлагать свои варианты изменений, приводить аргументированные
мнения.
Только так можно добиться, с одной стороны, преемственности системы
социального страхования, а с другой стороны, консенсуса в обществе по всем ее
параметрам. Разработка и принятие новой системы социального страхования обеспечит ее
эффективность и поступательное развитие на десятилетия вперед, вне зависимости от
каких-либо внешних рисков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 (ред. от 29.09.2019)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 (ред. от 29.09.2019)
4. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 09.12.2019)
5. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской
Федерации" (ред. от 02.12.2019)
6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей» (ред. от 02.12.2019) // «Российская газета», N 99, 24.05.1995
7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном
деле» (ред. от 23.05.2018) // "Российская газета", N 12, 20.01.1996.
8. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред.
от 01.04.2019) // «Российская газета», N 68, 10.04.1996.
9. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О
негосударственных пенсионных фондах" // "Российская газета", N 90, 13.05.1998.
10. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
(ред. от 02.12.2019) // «Российская газета», N 153-154, 12.08.1998.
11. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об основах
обязательного социального страхования" // "Российская газета", N 139, 21.07.1999.
12. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной
помощи" (ред. от 01.04.2019) // "Российская газета", N 142, 23.07.1999.
13. Федеральный закон от 22.12.2005 N 179-ФЗ «О страховых тарифах на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на 2006 год» // "Российская газета", N 292, 27.12.2005
14. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от
27.12.2018) // «Российская газета», N 297, 31.12.2006,
15. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 02.08.2019) // «Российская
газета», N 297, 31.12.2006
16. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // «Российская
газета», N 137, 28.07.2009.
17. Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с
принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» //
«Российская газета», N 138, 29.07.2009
18. Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации» (ред. от 28.11.2011) // «Российская газета», N 274, 03.12.2010,
19. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации" (ред. от 29.05.2019)» // Российская газета", N 263,
23.11.2011
20. Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей
Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и
надзору в сфере финансовых рынков» // "Российская газета", N 166, 31.07.2013
21. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от
06.03.2019) // «Российская газета», N 296, 31.12.2013
22. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» ред.
от 03.10.2018)
23. Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей
налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на
обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» // «Российская газета»,
N 146, 06.07.2016
24. Федеральный закон от 25.12.2018 N 477-ФЗ «О страховых тарифах на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» //
«Российская газета", N 294, 28.12.2018»
25. Федеральный закон от 01.04.2019 N 48-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» // "Российская газета", N 72, 03.04.2019
26. Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 «Об утверждении
Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска»
(ред. от 17.06.2016)
27. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании
медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой
медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему
здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (ред. от
08.12.2016) // "Собрание законодательства РФ", 23.04.2012, N 17, ст. 1965.
28. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 «Об утверждении
Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (ред. от
06.11.2019) // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2012, N 26, ст. 3528.
29. Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426 «О предельной
величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное
страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на
обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 г.» // «Российская газета», N 273,
05.12.2018
30. Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 N 1506 «О Программе
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // "Собрание законодательства РФ",
17.12.2018, N 51, ст. 8013.
31. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П //
«Российская газета», N 46, 10.03.1998
32. Постановление Верховного Совета РФ от 08.06.1993 N 5132-1"Об
утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения Российской
Федерации" // "Российская газета", N 122, 29.06.1993
Список литературы
33. Агеева Е. В. Социальное страхование: курс лекций – Иркутск: Изд-во
БГУЭП, 2020. – 122 с.
34. Алиев Б.Х., Махдиева Ю.М. Страхование: учебник для студентов вузов –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020– 415 с.
35. Артамонова Г.В., Батиевская В.Б. Социальное и медицинское страхование. –
Кемерово, 2020– 76 с.
36. Ахвледиани Ю.Т. Страхование: учебник для студентов вузов, обучающихся
по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 567 с
37. Барышникова Т.Ю. Социальная политика правового государства. Часть
первая: Понятие и правовая основа социальной политики. Обязательное социальное
страхование: учебное пособие. – Ярославль, ЯрГУ, 2020– 104 с.
38. Буркин С.В. Обязательное социальное страхование: Учебное пособие. –
Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2020. – 92 с.
39. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (современное
написание слов) – М.: Цитадель, 2020– 3983 с.
40. Донскова О.А. Социальное страхование: учебное пособие для студентов
направления «Экономика», «Профессиональное обучение» – Волгоград: ФГБОУ ВО
Волгоградский ГАУ, 2020. – 100 с.
41. Ефимов О.Н. Новейшее страхование в законах: Монография – Yelm, USA:
Science Book Publishing House, 2020– 471 c.
42. Ефимов О.Н. Социальное страхование в России: учебное пособие – Уфа,
ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2020– 175 с.
43. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и
перспективы развития: монография - М.: Проспект, 2020– 312 с.
44. Косарев Ю.А. Социальное страхование в России: на пути к реформам – М.,
2020– 199 с.
45. Низова, Л. М. Социальное страхование: учебное пособие – Йошкар-Ола:
Поволжский государственный технологический университет, 2020. – 232 с.
46. Павлюченко В. Г. Социальное страхование: Учебник для бакалавров 2-е
изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2020. - 480
с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!