это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3847609
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность проведения работ по мониторингу земель определяется ухудшением экологического состояния всех объектов природной среды, и земель в частности.Принятию решений, связанных с использованием земель, должен предшествовать анализ разноаспектных, достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии этих земель.В связи с этим, цель курсовой работы – проанализировать порядок осуществления государственного мониторинга земель Красноярского края.Задачами курсовой работы являются:1) исследование истории развития государственного мониторинга земель Красноярского края;2) анализ нормативно-правового регулирования государственного мониторинга земель Красноярского края;3) исследование научной основы государственного мониторинга земель;4) анализ общих сведений и природно-климатических условий Красноярского края;5) анализ земельного фонда Красноярского края;6) выявление общих положений ведения государственного мониторинга земель Красноярского края;7) исследование результатов государственного мониторинга земель Красноярского края.1 Теоретическая и правовая основа Государственного мониторинга земель в Красноярском крае1.1 История развития Государственного мониторинга земель в Красноярском краеОбъектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от формы собственности, целевого назначения и характера использования.При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы:– эволюционные (связанные с естественно-историческими процессами развития);– цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);– антропогенные (связанные с деятельностью человека);– чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и др.).Основными задачами мониторинга земель являются:– своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;– информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель;– обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;– обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.Мониторинг земель включает в себя:– сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение;– периодическое наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;– анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторовМассовые почвенные и геоботанические обследования на землях сельскохозяйственных предприятий края проводились в 1970-х – 90-х годах.Таблица 1. Информация о дате изготовления документов государственного мониторинга земель по Красноярскому краю [11]Наименование муниципального района Дата изготовления материалов (год) Материалы почвенного обследования Материалы геоботанического обследования 1 Абанский 1987 1976,1975 2 Ачинский 1996,1989,1987,1977 1992,1978 3 Балахтинский 2001 1994,1993 4 Березовский 1990 2000 5 Бирилюсский 1973,1976 1994 6 Боготольский 1990 1979 7 Богучанский 1981 ─ 8 Большемуртинский 1991 1980 9 Большеулуйский 1990 1981 10 Дзержинский 2006,1986 1986 11 Емельяновский 1997-2000 1997 Продолжение таблицы 1Наименование муниципального района Дата изготовления материалов (год) Материалы почвенного обследования Материалы геоботанического обследования 12 Енисейский 1994,1993,1972 1977 13 Ермаковский 1985,1986 1992 14 Идринский 1992,1994 1993,1991 15 Иланский 1986,1983,1972 1990 16 Ирбейский 1996 1989 17 Казачинский 1991,1993,1973 1973 18 Канский 2003 1988 19 Каратузский 1998,1989,1986,1972 1993,1991 20 Кежемский 1993 ─ 21 Козульский 1973-1977 1992,1976 22 Краснотуранский 1973-1976 1992 23 Курагинский 1972 1991 24 Манский 1992 1993,1992 25 Минусинский 1979,1974,1967 1993,1992 26 Мотыгинский 1993,1985,1983 ─ 27 Назаровский 1985,1991 1977 28 Нижнеингашский 1987 1990 29 Новоселовский 1973,1972,1975 1993 30 Партизанский 1995 1989 31 Пировский 1994,1991,1969 1977 32 Рыбинский 1995 1976 33 Саянский 1966,1975 1989 34 Северо-Енисейский ─ ─ 35 Сухобузимский 1997,1989 1990 36 Тасеевский 2003,2002 1986 37 Туруханский 1993 1984 38 Тюхтетский 1990 1995 39 Ужурский 1989,1988 2001,2000,1975 40 Уярский 1993,1988 1975 41 Шарыповский 1988 1975 42 Шушенский 1990,1985 1990 43 Таймырский ─ ─ 44 Эвенкийский─ ─ Согласно сведениям годового отчета за 2005 год, являющимся последними данными о качественном состоянии земель, процессам эрозии подвержено 1249,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них дефляции 663,9 тыс. га, водной эрозии – 397,2 тыс. га, совместной – 188,4 тыс. га. Кислую реакцию почвенной среды имеют 944,4 тыс. га сельхозугодий, из них сильнокислых почв – 78,4 тыс. га, среднекислых – 78,4 тыс. га, слабокислых – 542,8 тыс. га. В связи с преобладанием водной и ветровой эрозией – как основного негативного и разрушительного фактора сельскохозяйственных угодий, на территории края в 22 муниципальных районах в период с 1998-2001 гг. разработаны «Схемы защиты земель Красноярского края от деградации и по консервации деградированных земель и их восстановлению», в которых выявлены эрозионноопасные земли, деградированные земли, и разработаны рекомендации по их восстановлению, защите от эрозии и др. культуртехнические мероприятия. Данные схемы содержат информацию о землях в границах сельскохозяйственных предприятий, подверженных различным негативным процессам (водная и ветровая эрозии, засоление, заболачивание и др.), а также предложения по мероприятиям, позволяющим предотвратить развитие выявленных негативных процессов.1.2 Правовая основа Государственного мониторинга земель в Красноярском краеЗемельным кодексом Российской Федерации установлено, что государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:- Земельный кодекс РФ [1];- Гражданский кодекс РФ (часть первая) [2];- Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» [3];- Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5];- Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения» [6];- иные нормативные акты.В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 67 Земельного кодекса РФ Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.01.2015 государственный мониторинг земель, в зависимости от целей наблюдения, подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. В рамках мониторинга состояния земель осуществляется наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель. Осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [4].Работы по мониторингу земель, связанные с изучением состояния и использования земель в Российской Федерации, ведутся способами, предусмотренными в приказе от 26 декабря 2014 г. N 852«Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения» [6].1.3 Научная основа Государственного мониторинга земель в Красноярском краеВ научной периодике большое внимание уделяется вопросам мониторинга земель.Так, в статье Г.Т. Джабаилдаевой [8] рассматривается учет и мониторинг как элементы организационно-правового механизма охраны земель. В данной статье проанализированы тенденции развития института землеустройства как инструмента реализации земельной политики и их законодательное закрепление: отечественный и зарубежный опыт ХХ-XXI веков. Общий вывод, который делает автор – государственный мониторинг земель является обязательным элементом реализации государственной функции по охране земель.Андреев А.С. в своей статье [7] рассматривает государственный мониторинг земель в соотношении в взаимосвязи с другими подсистемами государственного экологического мониторинга. Автор выявляет актуальные проблемы государственного мониторинга земель, присущие всей системе государственного экологического мониторинга. Самой главной проблемой, по мнению автора, является хроническое недофинансирование данного направления, а способом решения данной проблемы автор видит внедрение новых спутниковых методов наблюдения и цифровой обработки полученной информации.Также заслуживает внимания статья Н.М. Сорокиной [10], в которой рассматриваются характерные особенности государственного мониторинга земель на современном этапе. Автором предлагается разработка государственной программы, предусматривающей первостепенное проведение государственного мониторинга земель, которые планируется возвращать в сельскохозяйственный оборот.Н.И. Рыбак посвятил статью [9] оценке возможности использования данных дистанционного зондирования Земли для решения задач земельного контроля и государственного мониторинга на примере Калининградской области. Его предложения могут быть применены в Красноярском крае.Таким образом, мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг земель является составной частью мониторинга окружающей природной среды.2 Общая характеристика Красноярского края2.1 Общие сведенияДата образования Красноярского края – 7 декабря 1934 г. Центр – г. Красноярск, основан в 1628 г. Расстояние от Москвы до Красноярска 4 000 км. Площадь Красноярского края – 2 340 тыс. кв. км, или 13,6% всей территории страны. Регион входит в Сибирский Федеральный округ [11].Численность населения Красноярского края, по данным Красноярскстата на 1 января 2021 года, составляет 2 855 899 человек. Плотность населения составляет 1,21 чел./ кв. км. Городское население составляет 77 %. Около 80 % населения края живут к югу от Ангары — на одной десятой территории края. На территории края проживают представители 159 национальностей. Национальный состав населения от общей численности населения, по данным Всероссийской переписи 2010 г., составляет: русские (88,08%), украинцы (1,34%), татары (1,23%), немцы (0,79%), азербайджанцы (0,58%), белорусы (0,35%), чуваши (0,38 %), армяне (0,38 %), киргизы (0,30%), узбеки (0,23%), таджики (0,23%), мордва (0,15%), марийцы (0,12%), башкиры (0,11%), тувинцы (0,10%), лезгины (0,10%), молдаване (0,10 %), хакасы (0,15%), эстонцы, эстонцы-сету (0,08%), латыши (2,184 – 0,07%).Численность коренных малочисленных народов Севера, по переписи 2010 г., составляет: долганы (0,21 %), эвенки (0,16%), ненцы (0,13%), якуты (0,05%), кеты (0,03%), нганасаны (0,02%), селькупы (0,01%), энцы (0,01%), чулымцы (0,01%).В Красноярском крае образовано 544 муниципальных образования, включая 17 городских округов, 3 муниципальных округа и 41 муниципальный район, 26 городских и 457 сельских поселений. Всего на территории края расположено более 1700 населенных пунктов. Наиболее крупные города: Красноярск, Норильск, Ачинск, Канск, Железногорск, Зеленогорск, Минусинск. Всего на территории края расположено более 1700 населенных пунктов.Красноярский край располагает разнообразными благоприятными предпосылками экономического развития. Край занимает первое место в России по запасам древесины, второе – по запасам гидроэнергетических ресурсов, третье – по запасам минерального топлива (в основном бурый уголь и нефть). Здесь находятся месторождения руд черных и цветных металлов, золота, природного камня, нерудных строительных материалов. Избыток электроэнергии способствует развитию энергоемких производств. Красноярский край занимает одно из ведущих мест в России по запасам минеральных ресурсов и полезных ископаемых. В его недрах встречаются нефть, газ, железные руды, уголь, цветные и редкие металлы, нерудные минералы. Всего в крае насчитывается более 1200 месторождений полезных ископаемых, в том числе 106 месторождений бурого и каменного угля, 193 месторождения торфа, 66 – черных и цветных металлов, 15 – редких и рассеянных элементов, 301 – благородных металлов, 94 месторождения неметаллических полезных ископаемых (абразивов, глин, известняков флюсовых, магнезита, нефелиновых руд, природных облицовочных камней, пьезооптического сырья, формовочного сырья, цветных камней), более 360 месторождений общераспространенных полезных ископаемых (строительного камня, песчано-гравийных смесей, керамзитовых смесей, песка), 119 месторождений пресных подземных вод, 12 минеральных месторождений подземных вод, 33 месторождения углеводородного сырья.Красноярский край – богатейший регион России по обеспечению водными ресурсами. С севера на юг край пересекает река Енисей – самая многоводная река страны. Воды Енисея оказывают отепляющее и опресняющее влияние на Карское море, которое омывает северные территории края наряду с морем Лаптевых. Наиболее яркая особенность северных морей – круглогодичное присутствие льдов.Красноярский край занимает второе место в России по запасам лесных ресурсов. Площадь лесного фонда региона составляет 158,7 млн га, или 42,6% от площади лесного фонда Сибирского федерального округа. На территории края произрастает более 450 видов растений, в том числе промышленно-ценных видов. Более 50% лесов края приходится на лиственницу, около 17% - на ель и пихту, 12% - на сосну и более 9% - на кедр. На 88% леса состоят из хвойных пород, в том числе здесь находится 30% всех кедровых лесов страны. Красноярский край является одним из опорных, наиболее экономически развитых регионов России. Среди 85 субъектов Российской Федерации край занимает 9-е место по объему валового регионального продукта и входит в десятку регионов, формирующих более 50% суммарного ВРП регионов России.Основой экономики края является промышленный комплекс – его доля в структуре валового регионального продукта составляет около 60%. Промышленные предприятия региона, опираясь на использование его богатой минерально-сырьевой базы и энергоресурсов, осуществляет выпуск продукции как на внутрикраевой рынок, так и для поставок в другие регионы России, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья.Неблагоприятными факторами являются: высокие транспортные издержки вследствие удаленности края от основных центров потребления производимой продукции; суровые природно-климатические условия и сложный рельеф.2.2 Природно-климатические условияКрасноярский край расположен в основном в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей. Вдоль левого берега Енисея располагается низменная долина, а вдоль правого - Среднесибирское плоскогорье, высота которого достигает 500-700 м выше уровня моря. На севере край омывается Карским морем и морем Лаптевых [11].Протяжённость территории от севера до горных районов Южной Сибири почти 3000 км. На территории края в окрестностях озера Виви в Эвенкии расположен географический центр России. Кроме того, на территории края находится мыс Челюскин – крайняя северная точка материковой части России и всей Азии. К Красноярскому краю относятся архипелаг Северная Земля, острова Норденшельда, Вилькицкого, Сибирякова, Диксон и др.Рельеф Красноярского края разнообразен. На большом протяжении северной части река Енисей проложила долину на стыке двух тектонических структур. С правобережья к долине реки уступами спускается сложенное древними породами Среднесибирское плоскогорье и Енисейский кряж. На левом берегу реки расположена Западно-Сибирская низменность, которая на севере смыкается с обширной Енисейско-Хатангской низменностью, занимающей часть Таймырского полуострова. Юг края занимают горы и межгорные впадины Алтае-Саянской горной страны. Среднесибирское плоскогорье сложено песчаниками, известняками, известняками, сланцами, углем, которые во многих местах перекрыты магматическими излияниями - траппами. В северо-западной части плоскогорья поднимается плато Путорана, высоты которого местами превышают 1600 м, а высшая точка – гора Камень – 1701 м.На территории края выделяют арктический, субарктический и умеренный климатические пояса. В связи с большой протяженностью региона климат края очень неоднороден. Средняя температура января составляет от -360С на севере до -180С на юге, средняя температура июля составляет от +130С на севере до +20+250С на юге.В крае выделяют северную, центральную, южную, западную и восточную климатические области. Климат северной части особенно суров. Длительная суровая зима сопровождается сильными ветрами и высокой влажностью. Прохладное северное лето очень коротко. На Таймырском полуострове безморозный период практически отсутствует – почти каждый день температура воздуха может опускаться до ноля и ниже градусов. В равнинной центральной области климат характеризуется относительно жарким и коротким летом, продолжительной холодной зимой, значительными колебаниями температур. Южная часть края отличается теплым летом и умеренной зимой. Сухой и чистый воздух, обилие солнечных дней, целебные воды создают благоприятные климатические условия для лечения и отдыха. В западной части края выпадает большее количество осадков.Самую северную, островную, часть края занимает зона льдов и арктических пустынь. По рельефу это холмисто-грядовая равнина. Зона тундры и лесотундры имеет ширину 1000-1200 км и включает полуостров Таймыр и горную область Бырранга. Типичная тундра имеет холмистый рельеф с большим количеством озер. Зона тайги занимает значительную часть территории края. Типичная степь расположена на юге края и занимает большую часть Минусинской впадины, Чулымско-Енисейской котловины. Земледелие в крае возможно примерно до широты Енисейска, а севернее – только очагами.2.3 Характеристика земельного фондаКрасноярский край - второй по площади субъект Российской Федерации, занимает 2366,8 тыс. кв. км и входит в Сибирский федеральный округ (46.0 % территории Сибирского Федерального округа). На востоке край граничит с Республикой Саха (Якутия) и Иркутской областью, на юге – с Республикой Тыва и с Республикой Хакасией, на западе – с Кемеровской и Томской областями, а также с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами [11].Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) занимает территорию 72148,47 млн. га.Земельный баланс Красноярского края составлен на основании свода отчетных данных районов и городов края, приведен в таблице 2.Таблица 2 - Распределение земельного фонда Красноярского края по категориям земель по состоянию на 01 января 2021 года (тыс. га) [11]Категории земель2019 год2020 годРасхождение 2019 - 2020годыЗемли сельскохозяйственногоназначения39757,139756,4-0,7Земли населенных пунктов369,4365,8-3,6Земли промышленности, энергетики,транспорта, связи, и земли иного специального назначения269,7270,81,1Земли особо охраняемых территорий иобъектов9639,19639,10Земли лесного фонда155618,9155622,63,7Земли водного фонда725725,10,1Земли запаса30300,530299,9-0,6Итого земель:236679,7236679,70Как видно из приведенных данных площадь края за отчетный период не изменилась.Общая площадь сельскохозяйственных угодий края в 2020 году составила 5409.1 тыс. га. По сравнению с прошлым годом площадь сельскохозяйственных угодий по всем категориям земель уменьшилась на 0.3 тыс. га. Уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий произошло в результате перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения.В структуре сельскохозяйственных угодий площадь пашни занимает -3120.6 тыс. га, залежи – 135.6 тыс. га, многолетних насаждений – 37.3 тыс. га, сенокосов – 781.7 тыс. га, площадь пастбищ – 1339.9 тыс. га [11].На отчетную дату площадь, занимаемая пашней, составляет – 3120.6 тыс.га или 1.3 % от общей площади края в административных границах. По состоянию на 01 января 2021 года площадь естественных сенокосов в крае не изменилась и составила – 781.7 тыс. га. На отчетную дату общая площадь естественных пастбищ в крае уменьшилась на 0.1 тыс. га и составила – 1333.9 тыс. га [11].По состоянию на 1 января 2021 года земли под водными объектами, включая болота, расположены на площади 31911.7 тыс. га, что составляет 13.5 % от общей площади края. По данным государственного учета земель, площадь, занятая водными объектами, составляет по краю – 9221.5 тыс. га, или 3.9 % от общей площади в границах края. Земля под болотами – это земельные угодья, избыточно увлажненные грунтовыми и атмосферными водами. Площадь, занятая землями болот, на отчетную дату составила – 22690.2 тыс. га или 9.6 % от общей площади края.На территории края расположены - 17 городских округов, в том числе 3 закрытых административно-территориальных образования (ЗАТО – города Железногорск и Зеленогорск, поселок Солнечный) и более 1.5 тысяч населенных пунктов. Основное количество населенных пунктов расположено в южной части, самой обжитой территории края. Общая площадь земель застройки на 1 января 2021 года в административных границах края увеличилась на 0.1 тыс. га и составляет 175.6 тыс. га. Увеличение площадей под застройкой обусловлено строительством объектов на землях населенных пунктов.По состоянию на 01 января 2021 года общая площадь земель под дорогами по сравнению с 2019 годом не изменилась и составляет 183.1 тыс. га. Дороги автомобильного транспорта представлены автодорогами федерального и краевого значения. Общая площадь под этими дорогами составляет 28.1 тыс. га. Земли железнодорожного транспорта занимают территорию площадью – 13.8 тыс. га. Дороги на землях воздушного транспорта занимают 0.1 тыс. га, это дороги, ведущие к аэропортам Туруханского и Новоселовского районов.По состоянию на 01 января 2021 года площади, занятые лесными землями и лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, составляют по краю – 124121.8 тыс. га, или 52.4 % от общей площади края. Общая площадь лесных земель за отчетный период составила 120938.9 тыс. га, из них покрытых лесом – 110916.9 тыс. га или 91.7 % от общей площади лесных земель в административных границах края [11]. На отчетную дату составления отчета общая площадь лесных насаждений, не входящих в лесной фонд в крае составила 3182.9 тыс. га или 1.3 % от общей площади края. Площади нарушенных земель в целом по краю не изменилась и составляют 17.3 тыс. га. Нарушенные земли, при добыче полезных ископаемых, находятся на землях промышленности (12.6 тыс. га) и землях лесного фонда (3.1 тыс. га). На землях сельскохозяйственного назначения (0.9 тыс. га) и землях запаса (0.3 тыс. га) находятся земли, нарушенные в процессе сельскохозяйственной деятельности. На землях населенных пунктов (0.4 тыс. га) к нарушенным землям отнесены земельные участки, образованные в процессе производства строительных работ и добычи строительных материалов [11].К прочим землям относятся земли, занятые полигонами отходов и свалок, овраги, пески, а также деградированные и загрязненные земли, исключенные по решениям уполномоченных органов из хозяйственного использования и другие неиспользуемые земли (оползни, осыпи, галечники и др.), а также некоторые территории районов Крайнего Севера. Площадь этих земель на 01 января 2021 года составила - 74860.6 тыс. га, что составляет 31.6 % от общей площади края.На отчетную дату составления годового отчета общая площадь песков в крае составила 422.8 тыс. га или 0.6 % от общей площади прочих земель в административных границах края. На дату составления годового отчета общая площадь оврагов в административных границах края составила 31.0 тыс. га. Основная причина образования оврагов – бесхозяйственная деятельность золотодобывающих и других промышленных и сельскохозяйственных предприятий [11].Общая площадь земельных участков с тундровой растительностью, не вошедшей в другие угодья на отчетную дату составляет 20044.9 тыс. га. Площадь других земель в крае по состоянию на 1 января 2021 года составляет – 54355.7 тыс. га. Другие земли – это земли, занятые галечниками, выходами горных пород и другими землями, не пригодными для использования [11].Оленьи пастбища – это земельные участки, расположенные в зоне тундры, лесотундры, северной тайги, растительный покров которых пригоден в качестве корма для северных оленей. Площадь этих земель на 01 января 2021 года составила 52255.4 тыс. га, или 22.1 % от общей площади края [11].На территории края в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним проведена регистрация права собственности на земельные участки, относящиеся к собственности Российской Федерации, на площади 129294 тыс. га или 54.6 % земель края. В собственности Красноярского края зарегистрированы земельные участки на площади 197.6 тыс. га. В муниципальной собственности зарегистрированы земельные участки на площади 840.7 тыс. га. Это земельные участки расположены в населенных пунктах на площади 25.8 тыс. га, на землях сельскохозяйственного назначения на площади 806.3 тыс. га, на землях промышленности и иного специального назначения 7.1 тыс. га и землях особо охраняемых территорий 0.5 тыс. га. Кроме того, 9.7 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения муниципальной собственности находится в фонде перераспределения и никому не предоставлены.3 Практика осуществления Государственного мониторинга земель в Красноярском крае3.1 Общие положения ведения Государственного мониторинга земель в Красноярском краеВ перечень задач государственного мониторинга земель входят: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональными локальным и осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.Государственный мониторинг состояния земель на территории Красноярского края осуществляется Управлением Росреестра по Красноярскому краю (кроме земель сельскохозяйственного назначения), Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю - в части государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в рамках санитарно-гигиенического мониторинга земель населенных пунктов.Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю осуществляет мониторинг земель в рамках государственного контроля за обеспечением защиты сельскохозяйственных угодий от загрязнения их опасными химическими веществами; в рамках надзора на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов; за соблюдением требований по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также загрязнения земель пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; выполнения требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в рамках социально-гигиенического мониторинга проводило обследование качества почв по санитарно-химическим, микробиологическим показателям безопасности, а также на содержание тяжелых металлов, преимущественно на территориях повышенного риска воздействия на здоровье населения в зоне влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей, в местах производства растениеводческой продукции, в жилой зоне.Продукция, полученная в ходе проведения мониторинга земель, содержащая данные о состоянии и использовании земель и результаты оценки состояния земель, передается на хранение в государственный фонд данных.Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно предоставляемого Росреестром в правительство Российской Федерации.Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.В государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, хранятся материалы, содержащие информацию о состоянии земель, такие как: материалы почвенных обследований; материалы геоботанических обследований; схемы защиты земель районов Красноярского края от деградации и по консервации деградированных земель и их восстановлению; отчеты о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям в Красноярском крае. Ведение фонда данных в Красноярском крае осуществляется отделом землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии центрального аппарата и территориальными отделами Управления в соответствии с их территориальным распределением по муниципальным районам и городским округам.3.2. Результаты ведения Государственного мониторинга земель в Красноярском краеВ 2020 году в рамках государственного контракта за счет средств федерального бюджета выполнены работы по теме: «Выполнение работ по мониторингу состояния и использования земель на территории Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Новосибирской и Тюменской областей, республики Хакасия». В Красноярском крае данный вид работ выполнен на территории Мотыгинского и Курагинского районов. Целью работ являлось выявление в составе земель всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) земель: -подверженных различным негативным процессам: нарушенных при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских и других работ, подверженных загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами и др.; -земельных участков, в отношении которых имеют место признаки нарушения земельного законодательства. Для выявления признаков нарушений, установления динамики нарушенных земель исполнителем анализировалось состояние территории на сегодняшний день в сравнении с четырехлетней давностью с использованием материалов космосъемки. В результате выполненных работ подготовлены на бумажном носителе и в электронном виде карты масштаба 1:100000, 1:25000, 1:10000: -карты выявленных признаков нарушений земельного законодательства; -карты состояния земель; -карты динамики развития негативных процессов; -аналитические записки о состоянии и использовании земель и технические приложения к ним, которая содержит информацию о землях (в разрезе категорий), имеющих нарушения в результате техногенного воздействия и негативных процессов, а также содержит перечни участков, в отношении которых выявлены признаки нарушений земельного законодательства, в виде таблиц, картограмм, фотографий. В целях исполнения приказа Росреестра от 26.06.2015 № П/343 «Об утверждении Порядка организации деятельности и взаимодействия территориальных органов и структурных подразделений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении государственного мониторинга земель» Управлением Росреестра по Красноярскому краю осуществлено: 1. Систематизация сведений об источниках информации, содержащихся в ГФД, в результате которых составлены картограммы: -о наличии и дате создания материалов почвенного обследования на территории Красноярского края; -о наличии и дате создания материалов геоботанического обследования на территорию Красноярского края; -об обеспеченности территории Красноярского края картографической основой; -о наличии и дате создания схем деградации земель на территории Красноярского края; -об обеспеченности населенных пунктов Красноярского края картографической основой масштаба 1:500-1:2000. Как было установлено, большинство имеющихся материалов данных обследований потеряли свою актуальность и требуют повсеместной корректировки. Основная часть территории Красноярского края имеет картографическую основу, созданную в период 1980-1996 гг., причем, в основном это, северные территории Красноярского края. На все южные части Красноярского края имеется картографическая основа в электронном виде, созданная в период 2000-2008 г.г. В ГФД содержатся схемы деградации земель на некоторые районы края, расположенные, в основном, в южной части Красноярского края, где сосредоточена основная площадь сельскохозяйственных угодий. На основании сведений статистической отчетности, государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра прав, были заполнены приложения № 3-12, содержащие информацию о состоянии земель и их использовании.Основными типами деградации земель в крае являются: развевание и разрушение дефляцией; смыв и разрушение водной эрозией; химическая деградация (обеднение гумусом и элементами питания, закисление, загрязнение); физическая деградация (переуплотнение, заболачивание, изъятие и уничтожение плодородного слоя при разработке карьеров, строительных работах, захламлении отходами). Самыми распространенными и активными остаются эрозионные процессы. Эрозионные процессы представлены оврагообразованием, речной эрозией, эрозией плоскостного смыва. Самые активные процессы речной эрозии зафиксированы в Чулымо-Енисейском регионе, а также в Тюхтетском и Бирилюсском районах края. Овражная эрозия наиболее характерная для степных и лесостепных зон Красноярского края. Особенно активны такие процессы в районах активного техногенного воздействия. При сведении лесных массивов, прокладке дорог, проведении геологоразведочных работ нарушаются почвенные покровы, что приводит к изменению теплового режима верхнего слоя грунтов. В связи с этим значительное эродирование грунтов наблюдается на многих промышленных площадках скважин на участках дорог и профилей, на некачественно рекультивированных землях. Активность оползневых процессов для Чулымо-Енисейского региона остается на уровне среднемноголетних значений. Для Северо- и Южно-Минусинского регионов активность оползневых процессов в основном изменилась от средней до низкой. Процессы подтопления и зачастую связанное с ними заболачивание имеют достаточно большое распространение во многих районах практически всех инженерно-геологических регионов Красноярского края. Заметный ущерб наносится лесохозяйственными работами и лесными пожарами, в результате которых происходит разрушение почв, их переуплотнение, минерализуются лесная подстилка и гумусовые горизонты, усиливаются эрозионные процессы и т.д. Среди сельскохозяйственных угодий края преобладают земли с высоким естественным плодородием: черноземы и серые лесные почвы. Однако следствием хозяйственной деятельности человека стало повсеместное ухудшение качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения. По материалам четырех циклов агрохимического обследования пахотных почв отмечается устойчивое снижение содержания гумуса в Казачинском, Ужурском, Шарыповском, Канском, Партизанском, Рыбинском, Шушенском районах края. Значительные площади пахотных почв (34%) имеют низкое и очень низкое содержание подвижного фосфора. Наибольшее снижение содержания доступного фосфора для растений зафиксировано в девяти административных районах края – Бирилюсском, Большеулуйском, Казачинском, Козульском, Пировском, Тюхтетском, Балахтинском, Ермаковском, Каратузском. Важным фактором изменения свойств и эффективного плодородия почв является культура земледелия, особенно системы применения удобрений.Анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей природной среды показывает, что состояние качества земель фактически во всех районах края интенсивно ухудшается. Почвенный покров, особенно пашни и других сельскохозяйственных угодий, продолжает подвергаться деградации, загрязнению, захламлению и уничтожению, катастрофически теряет устойчивость к разрушению, способностью к восстановлению свойств, воспроизводству плодородия вследствие истощительного и потребительского использования земель. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо итогам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.Государственный мониторинг земель представляет собой систему проводимых по инициативе и за счет государства наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Государственный мониторинг земель является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды.Правовое регулирование государственного мониторинга земель базируется на федеральном законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах. Основу этого законодательства составляет Земельный кодекс РФ, а непосредственный порядок проведения мероприятий по государственному мониторингу земель регулируется соответствующим приказом Минэкономразвития России.В настоящее время проводятся научные исследования в сфере государственного мониторинга земель. Среди работ современных авторов часто встречаются предложения о внедрении современных достижений науки и техники в процесс получения и анализа информации в целях государственного мониторинга земель.Красноярский край простирается от берегов Северного Ледовитого океана до гор Южной Сибири. Южную часть Красноярского края занимают горы Восточные Саяны высотой до 3000 м. Климат резко континентальный; средняя температура января от -18 до -25 градусов, июля – от +20 до +35 градусов; количество осадков – от 300 мм на севере, до 800-1000 мм на юге. На севере – многолетняя мерзлота. Большая часть территории покрыта тайгой.В Красноярском крае государственный мониторинг земель осуществляется территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти: Росреестра, Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Полученная в ходе проведения государственного мониторинга земель информация аккумулируется в государственном фонде данных, хранящемся в Управлении Россреестра по Красноярскому краю.В результате анализа практики осуществления государственного мониторинга земель в Красноярском крае выявлено, что:долгое время мероприятия по государственному мониторингу земель фактически не проводились или проводились в недостаточных количествах;количество проводимых в настоящее время мероприятий в области государственного мониторинга земель явно недостаточно для обследования всей огромной территории Красноярского края;результаты государственного мониторинга земель приводят к выводу о непрекращающемся процессе деградации (ухудшения качества) земель.Таким образом, цель и задачи, поставленные во введении данной работы, были выполнены в полном объеме.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЗемельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» // СПС «КонсультантПлюс».Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СПС «КонсультантПлюс».Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «КонсультантПлюс».Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения» // СПС «КонсультантПлюс».Андреев А.С. Государственный мониторинг земель и его связь с другими подсистемами государственного экологического мониторинга // Сборник научных статей молодых исследователей. Волгоград, 2019. - с. 59-62.Джабаилдаева Г.Т. Учет и мониторинг как элементы организационно-правового механизма охраны земель // Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2019. М.: ИП Ким Л.А. - с. 93-101.Рыбак Н.И. Анализ систем дистанционного зондирования земли при земельном контроле и ведении государственного мониторинга земель // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные исследования: достижения, проблемы и перспективы развития». Санкт-Петербург: Профессиональная наука, 2021. – с. 67-79.Сорокина Н.М. Государственный мониторинг земель на современном этапе // Сборник научных трудов Региональной научно-практической конференции «Современные экономические и правовые аспекты развития региональных систем». Ставрополь, 2018. – с. 380-383.Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году» - Красноярск, 2021. – 302с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!