это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3859287
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе
«Язык есть орган, формирующий мысль» (В. фон Гумбольдт).
С учёными, как правило, не спорят. Их цитируют. Более полутора веков лингвисты в своих трудах ссылаются на Гумбольдта. Немецкого философа и филолога, языковеда, государственного деятеля, дипломата Вильгельма фон Гумбольдта по праву считают основоположником общего языкознания.
Язык и мышление. Что из них первично? Какой элемент доминирует в этой связке? Мы говорим, потому что так думаем? Или мы думаем, потому что так говорим?
Во все времена – от библейских до сегодняшних – люди интуитивно чувствовали, что язык связан с мышлением. Вопросам их взаимодействия посвящено большое количество научных трудов. Проникая в тайны языка, учёные пытаются понять загадку механизмов человеческого сознания.
В вопросе взаимосвязи языка и мышления мнения философов, лингвистов и психологов расходятся, но можно выделить некоторые принципы. Один из них – общность языка и мышления. Их единство базируется на двух ключевых аспектах. Генетический аспект выражается в том, что появление языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот. Функциональный аспект представляет собой невозможность существования языка без мышления и способность к развитию друг друга. Однако – с точки зрения философии нетождественности языка и мышления – эти два понятия представляют собой отдельные системы. Так, например, структурными компонентами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Составные части языка: фонема, морфема, лексема, слово, предложение и др. Кроме того, мышление и речь имеют различные генетические корни: мышление человека – от наглядно-образного мышления животных, а человеческая речь – от звуковых нечленораздельных сигналов животных.
Гумбольдту удалось восстановить нужное равновесие между языком и мышлением. Немецкий лингвист считал язык формирующим органом мысли. В. фон Гумбольдт первым увидел, что язык не сводится ни к логическому мышлению, ни к копированию мира. Учёный считал: мир по-разному отражается в различных языках. Показательны следующие примеры. В языке филиппинцев существует 80 слов для обозначения риса; у гренландских эскимосов десятки названий снега; в русском языке различают действия плавать и купаться, тогда как в армянском языке эти действия не различаются и обозначены одним глаголом, и это закономерно, поскольку Армения – маловодная страна, плавать там практически негде [6, 288].
В. фон Гумбольдт одним из первых стал подчеркивать идею связи и взаимопроникновения языка и мышления, поскольку язык развивается только в обществе: «Человек только тогда способен к развитию своих духовных сил, когда своё мышление ясно и чётко ставит в связь с общественным мышлением...» [4, 357].
Выдающийся немецкий лингвист в 1820 г. сформулировал понятие системности языка: «Для того чтобы человек мог понять хотя бы одно единственное слово не просто как душевное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих связях уже должен быть заложен в нём» [10, 39]. В. Гумбольдт отмечал: в языке нет ничего единичного, каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого. По Гумбольдту, язык не конгломерат отдельных фактов, а чёткая система с определенным строением, связями; язык – это ткань, в которой все нити переплетены.
Социальную сущность языка немецкий языковед понимал особым образом: «Язык – это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека» [2, 195]. Мысль о преобразовании действительности в мир языка была революционным открытием Вильгельма Гумбольдта, предвосхитившим идеи психолингвистики XX столетия.
Предназначение языка, по Гумбольдту, состоит в том, чтобы: 1) осуществлять «превращение мира в мысли», 2) быть посредником в процессе взаимопонимания людей, выразителем их мыслей и чувств, 3) служить средством для развития внутренних сил человека, оказывая стимулирующее воздействие на силу мышления, чувства и мировоззрение говорящих. Язык, по Гумбольдту, есть орган, образующий мысль; мышление не просто зависит от языка вообще, а до известной степени обусловливается каждым конкретным языком; языки – органы оригинального мышления наций.
В трактовке Гумбольдта язык не представляет собой прямого отражения мира. В нём осуществляются акты интерпретации мира человеком. Различные языки, по Гумбольдту, являются различными мировидениями. Они представляют собой не различные обозначения одной и той же вещи, а дают различные ви́дения её. (ttp://tapemark.narod.ru/les/464c.html) – это отпечаток не предмета самого по себе, а его чувственного образа, созданного этим предметом в нашей душе в результате языкотворческого процесса. Оно эквивалентно не самому предмету, даже чувственно воспринимаемому, а его пониманию в акте языкового созидания. Всякий язык, обозначая отдельные предметы, в действительности созидает; он формирует для говорящего на нём народа картину мира. Каждый язык, по Гумбольдту, образует вокруг народа, к которому он принадлежит, круг, выйти за пределы которого можно, только вступив в другой круг. Язык, будучи системой мировидения, оказывает регулирующее воздействие на человеческое поведение: человек обращается с предметами так, как их преподносит ему язык. Ученый приводит пример с обозначением одного предмета (слона) через разные понятия: в санскрите было три обозначения слона: «двузубый» (наличие бивней), «однорукий» (наличие хобота), «дважды пьющий» (слон сначала берёт воду хоботом, потом отправляет её в рот) [4, 360].
В. фон Гумбольдт, признавая теснейшее единство языка и мышления, утверждал, что их взаимоотношения многообразны, но не тождественны: «Мыслительная сила нуждается в чем-то равном ей и всё же отличном от неё» [7, 45]. Определяющим в этом единстве является мышление. В языке как посреднике между миром и человеком совершается «акт превращения мира в мысли», а «сущность языка состоит в том, чтобы отливать в форму мыслей материю мира вещей и явлений» [9, 12]. Однако язык, в понимании Гумбольдта, не является пассивным орудием мышления: «Язык служит необходимым завершением мышления», «язык есть не что иное, как дополнение мысли, стремление возвысить до ясных понятий впечатления от внешнего мира и смутные еще, внутренние ощущения» [1, 406]. Гумбольдт считал, что языку отводится главенствующая роль в формировании мышления, духа народа. Он прежде всего высказывался в том плане, что «язык есть орган, образующий мысль» [2, 38]. Таким образом, противоречие идеального (сознания) и материального (звуков речи) разрешалось за явным преимуществом последнего: мысль, по Гумбольдту, материализуется с помощью языка, что позволяет ей достичь отчетливости и ясности, а без этого представление не может стать понятием.
Итак, очевидно, что мышление и речь не являются синонимами или взаимозаменяемыми понятиями. Они образуют тесную, неразрывную связь, в которой речь является инструментом мышления. Когда мы проговариваем свою точку зрения, доносим свою мысль до окружающих в словесной форме, мы улучшаем свою мыслительную деятельность, занимаемся ее совершенствованием. Развивая речевые навыки, мы (ttps://4brain.ru/lnd/?cb=cog).
Учение Гумбольдта, возникшее в русле идей немецкой классической философии, во многом определило направление развития гуманитарной мысли своей эпохи и продолжает оказывать влияние на современное языкознание. Безусловно, многие проблемы, впервые поднятые В. фон Гумбольдтом, по-прежнему актуальны, а к решению некоторых из них наука лишь начинает подступаться.
Список использованной литературы:
1. Амирова Т. А. Очерки по истории языкознания / Т. А. Амирова, Б. А. Ольховиков, Ю. В. Рождественский; под ред. С. Ф. Гончаренко. – М.: Академия, 2006. – 672 с.
2. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984 (Пер. с
немецкого.) – 397 с.
3. Даниленко В. П. История русского языкознания. – Иркутск, 1998. – С. 81–90.
4. Звегинцев В. А. О научном наследии Вильгельма фон Гумбольдта / В. А. Звегинцев // В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию: пер. с нем. / общ. ред. Г. В. Рамишвили. – М.: ОАО «ИГ «Прогресс», 2001. – С. 356–362.
5. Коровкин М. М. Язык и мышление. – Рязань: РГПУ, 1993.
6. Портнов А. Н. Внутренняя форма слова: этюды и вариации на темы Гумбольдта. – Иваново: (ttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%93%D0%A3), 1999. – С. 287–304.
7. Постовалова В. И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. – М., 1982. – С. 45.
8. Радченко О. А. Язык как миросозидание. Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. Ч. 1. – М., 1997.
9. Рамишвили Г. В. Вильгельм фон Гумбольдт – основоположник теоретического языкознания / Г. В. Рамишвили // В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию: пер. с нем. / общ. ред. Г. В. Рамишвили. – М.: ОАО «ИГ «Прогресс», 2001. – С. 5-33.
10. Хроленко А. Т., Бондалетов В. Д. Теория языка. – М.: Флинта, 2006. – С. 39.
Интернет-источники:
(ttps://vikent.ru/author/368/)
https://ion.ranepa.ru/news/yazyk-ili-myshlenie-vot-v-chem-vopros/
(ttp://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/GUMBOLDT_VILGELM_FON.html)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!